В чем смысл сказки золотой петушок пушкина

На сказках А.С.Пушкина выросло не одно поколение.

И сегодня, перечитывая в очередной раз творения великого поэта своему чаду, вновь окунаешься в волшебную ауру витиеватых переплетений словесных кружев, но таких понятных на первый взгляд, и в то же время иногда таких загадочных и значащих.

Из всех произведений Пушкина в этом жанре наиболее известны  пять:

«Сказка о Попе и его работнике Балде»(1830),
«Сказка о царе Салтане…»(1831),
«Сказка о рыбаке и Рыбке»(1833),
«Сказка о Царевне и семи богатырях»(1833),
«Сказке о Золотом Петушке»(1834)

Но только в «Сказке о Золотом Петушке» он почему-то акцентировал внимание читателей, что сказка это не просто интересное, развлекательное повествование. Последней фразой автор подводит универсальный итог своей истории: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Плюс к этому возникает вопрос: а почему урок только добрым молодцам, а красным девицам можно не читать?

Я не зря указал годы написания всех пяти сказок. Написаны они в сравнительно короткий промежуток времени, образуя таким образом настоящую сказочную серию, закрывающуюся в «Сказке о Золотом Петушке» крылатой фразой.

Вроде бы все понятно, к чему же было лишний раз напоминать читателю о морали этой сказки? Пушкин был умным и весьма образованным человеком. Он прекрасно понимал, что сказки детям почти всегда читают взрослые, и послание в двух последних строчках адресовал именно им. И речь идет не о том, что нельзя голову терять от любви.

Ошибки Царя Дадона

В образной форме в сказке излагаются грубые ошибки в государственном управлении.

Во-первых, государственная власть осуществляется не только военными методами. Ведь управлять или воевать, как мы уже сегодня знаем, помимо оружия можно и деньгами, и подтасовкой фактов, и переписыванием истории.

Во-вторых, все люди должны быть управленчески грамотными. И начинать давать эти знания человеку необходимо с детства через систему образования. Если даже ребенок и не вырастет президентом или директором, то он будет понимать причины и следствия происходящих событий и принимаемых решений в государстве, а значит, его будет очень трудно обмануть на любом уровне управления и заставить развалить страну его же собственными руками.

Связь между уровнем образования и качеством государственного управления прямая. Понаблюдайте сами, горячие точки возникают чаще в тех странах, где была разрушена национальная система образования и под благовидным предлогом внедрена чужеродная. И наоборот.

В-третьих, Пушкин в шутливой форме обрисовал схему управления государственными деятелями через сторонних лиц. Такая схема известна очень давно. В одной из пещер Алжира археологи обнаружили доисторический наскальный рисунок, древнего человека, который в простой и доходчивой форме это проиллюстрировал. Сегодня такое явление получило название «Вагинократия». И женщины здесь совершенно не причем. Мужчины, демонстрируя животный тип психики, сами попадают в эту зависимость.

Вспомните, сколько кровопролитных войн возникало из-за споров за женщину! Знаменитый сериал «Игры престолов» это показывает очень доступно. Но картина будет не полной, если не назвать такие нам известные имена современников как Б.Клинтон, М.С.Горбачев, В.А.Ющенко, М.Н.Саакашвили, и т.д. Управление в своих интересах Руководителем государства через его жену (или другого близкого человека) использовалось еще древнеегипетскими жрецами (к/ф «Фараон», Польша, 1966г. реж. Е.Кавалерович, по одноименному роману Б.Пруса), и продолжает успешно применяться сегодня не только в надгосударственной политике.

Вот где Александр Сергеевич «зарыл собаку». По результатам наблюдений за современными руководителями разных уровней, и на себе ощущая их ошибки в управлении, создается впечатление, что «Сказка о Золотом Петушке» написана в наше время. Или Пушкин, еще два века тому назад предвидя такое падение качества управления, ненавязчиво пытался сформулировать характерные ошибки в стихотворной форме сказки, в каждую рифму вкладывая предупреждения и поучения. Жаль, что современные наши политики не читают сказок, а могли бы извлечь не малую пользу для себя, и как следствие для нас.

Почему «Сказку о Золотом Петушке» можно рассматривать как практические рекомендации по организации структуры управления в государстве с примерами и иллюстрациями. И освоить этот урок было бы полезно не только добрым молодцам, а еще и мужицам, и старцам!

Роковая сделка

Но вернемся к «Золотому Петушку». Все мы помним сюжет этой сказки, а кто не читал, очень рекомендую прочитать, так как мультфильм, который точно смотрели все, несколько искажает первоисточник. Нарушает последовательность стихов, кое-где стихи естественно заменены рисованными образами, а в нескольких местах вообще дополнены стихами, которых нет в оригинале. Хотя, если они написаны другим поэтом, то довольно мастерски скопирован стиль Пушкина. Но нам нужно разобраться, что думал и о чем хотел сказать сам Александр Сергеевич. Почитаем же сказку вдумчиво…

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.

В тридевятом царстве мы наблюдаем стиль правления – абсолютная монархия, это в чем-то сродни диктатуре. Беда всех диктаторов, когда с возрастом они становятся слабы, те, кто был ими обижен, начинают мстить. Поэтому диктаторы, как правило, своей смертью не умирают. Дадон же, вроде как опытный руководитель государства, дабы решить проблему с соседями…

Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.

Весьма примечательная личность этот звездочет, но о нем позже. А сейчас все внимание Дадона занято Петушком, которого Мудрец подарил царю и пообещал, что тот предупредит, если появится опасность. Довольно серьезная проблема решилась весьма быстро и просто. На радостях царь обещает мудрецу:

«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Очень щедро и достаточно легкомысленно для управленца такого уровня как царь, не правда ли? Да и Мудрец не просит вознаграждения сразу – что кажется еще более подозрительным. Тем не менее, сделка заключена. После нескольких удачных оборонительных операций соседи поняли, что им здесь уже ничего «не светит» и два года в государстве Дадона царила тишь да благодать. Но…

Изучайте инструкцию пользователя!

Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
…………………………………
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.

Очень знаковое место в сказке. Проанализируем внутреннюю политическую ситуацию, сложившуюся в государстве. Во-первых, царь Дадон пробужден, то есть спит на «работе», что понятно даже из крика петушка: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!». Во-вторых, воевода, как бы мы сейчас сказали «силовое ведомство», не знает, что делать в сложившейся ситуации и бежит за указаниями к Царю, хотя оборона государства его прямая обязанность. Получается Царь (диктатор) мало того, что сам не занимается управлением страны, он еще и не организовал государственную систему таким образом, чтобы она самоуправлялась, на случай его кратковременного отсутствия. Страна живет без управления – смертельно для любой системы. Вся ответственность оказывается на петушке, но петушок – структура не государственная, а механизмы его деятельности неизвестны. Как-то это все нам знакомо..!

Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.

Оказывается, у царя есть сыновья, но к управлению государством не приспособлены и не допущены, так как в иерархии управления находятся на уровне воеводы. Этот вывод можно сделать из того, что персонажи сыновей появляются не в начале сказки вместе с Царем, а только сейчас и только возглавляя войско. Третья ошибка царя в управлении. Но первая по значимости, потому что управленческие кадры готовятся долго, за пять лет в ВУЗе этому не обучишься. Необходимо формировать соответствующее мировоззрение с детства, иметь глобальное мышление и понимание процессов управления. Короче говоря, система образования в Дадоновом царстве тоже «ни к черту».

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;

И ситуация повторяется: петушок снова сигнализирует об опасности с востока и царь посылает вторую рать на «врага».

Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;

Но есть ли «враг»? Вернемся немного назад, когда Мудрец дает петушка Царю и инструктирует Дадона как им пользоваться.

Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,

«…иль другой беды незваной!» – эту фразу Царь как раз и пропустил мимо ушей. Не разобравшись в источнике опасности, он принимает решение исходя из своего понимания ситуации, то есть опасность для него может заключаться только в военном нападении. Да еще не получив донесения от старшего сына и не зная чем закончился его поход, то есть не имея всей информации по делу, он естественно повторяет ту же ошибку. А Петушок – только датчик, аварийный сигнал передан – реакция управляющего органа есть, и он снова умолкает в режиме ожидания.

Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать.
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

И люди понимают, что все бестолку, и Дадон осознает свои управленческие ошибки, но признать это публично в существующей иерархии может оказаться губительно для имиджа власти. Проблема замалчивается. Не правда ль, это нам знакомо?

Шамаханский тур Царя

Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
…………………………………….
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
……………………………………
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».

Осознавая неправильность своих решений, Царь пытается часть ответственности переложить на подчиненных, напоминая, что сыновья, лежащие возле шатра – сокола «наши», то есть общие. Царь оказался слаб не только физически, но и морально, пытаясь «перевести стрелки». Что ж, у плохих руководителей всегда виноват «Пушкин». Все это нам очень знакомо!

А сам Пушкин тут же нам открывает причину смерти сыновей.

…………… Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
…………………………………
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.

Говоря языком современных спец. служб, Царь угодил в «медовую ловушку». Забыл про свои обязанности руководителя государства, забыл о смерти наследников, все его мысли занимает Шамаханская царица! И Дадон не просто развлекается, а «…покорясь ей безусловно». Понятное дело, в свое царство он везет ее не как наложницу или как посла – Царь женился! Как и положено, в столице Царя встречают его подданные…

За все приходится платить

Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
………………………………
«Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу».
……………………………
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?

А и вправду, зачем? На первый взгляд, что тут непонятного, мудрец захотел красавицу себе в жены. И Дадон думает также…

Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;

…называя Мудреца грешником, за якобы его мысли. Но так ли это на самом деле? Помните, мы отметили, что Мудрец личность примечательная – он ведь скопец, то есть оскопленный, проще говоря, кастрат.

Скопцы (самоназвания «агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты «духовных христиан», возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела. Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления.

Мог ли такой человек желать плотских утех, конечно нет. Тогда зачем же ему Шамаханская царица? Чтобы разобраться дочитаем эту сцену, а вместе с ней и сказку до конца.

Царь, реально осознавая последствия неосторожно данного слова, по сути, забирает его назад, банально пытаясь откупится. Проявив настойчивость, мудрец провоцирует Царя на гневную реакцию, а в гневе многие аргументы не принимаются во внимание. Как говорил один киногерой: «Гнев, ненависть… ведет на Темную сторону Силы». Прямой причины убивать Мудреца у Дадона не было. Стража могла просто оттащить старика, как было велено, а после тихо с ним разобраться. Тем не менее, Царь был спровоцирован, по сути, на публичное преступление – убийство.

…………… Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.

Обратите внимание, Пушкин уже не называет ее царицей, хотя в стих это слово ложится как нельзя лучше и по рифме и по смыслу.

И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

Не все то золото, что блестит…

Вероятнее всего царица фальшивая, а усомниться в ее происхождении можно было еще, когда она «…с поклоном его за руку взяла и в шатер свой увела» – уж никак не поведение царицы. Она была внедрена в царство Дадона с вполне определенными целями именно Мудрецом. Связь между ними Пушкин показывает в конце сказки, обращая наше внимание на одежду Мудреца: «В сарачинской шапке белой…» – Сараци́ны (греч. Σαρακηνός) – восточные люди. Как вы помните, и Петушок предвещал беду с Востока. Сначала псевдоцарица поссорила двух братьев – наследников престола. Принцип «Разделяй и властвуй» работает безотказно.

А далее, не без ее же помощи, воспользовавшись управленческой безграмотностью Царя, который к тому же не сумел подавить в себе животные инстинкты, последнего в стране управленца делают преступником. И в понимании толпы, он получает заслуженное наказание. Национальная управленческая элита (Царь с сыновьями) уничтожена, народ самоуправляться не умеет, остается только сесть на трон и надеть на себя скатившуюся с чужой головы корону. Таким образом, Некто, закулисный управленец буквально парой «инструментов» захватывает власть в огромной стране. Ах, как же это все знакомо!

Интересно, что сюжет «Сказки о Золотом Петушке» Пушкин позаимствовал у американского писателя В.Ирвинга, из его «Легенды об арабском звездочете»(1832). И хотя сказка получилась проще, понятнее и короче, ее смысл несомненно глубже. В этом вы можете убедиться, прочитав оба произведения.

Таинственный Пушкин

Нужно заметить, что Пушкин не первый раз пользуется таким приемом. В основу «Сказки о царе Салтане», на пример, положен древнегреческий Миф о Данае, дочери Акрисия, царя Аргосского и Евридики. Той самой Данае, которая изображена на бессмертном полотне Рембрандта (1636-1647) из коллекции Эрмитажа, что было облито кислотой и порезано ножом 15 июля 1985 года 48-летним жителем Литвы, неким Бронюсом Майгусом, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Хотя по показаниям работников музея, зайдя в зал, он спросил у смотрителя: «Какая картина тут наиболее ценная?» (и при чем тут политика?).

Миф повествует о том, что царю Акрисию Оракулом была предсказана смерть от руки сына его дочери. Вопреки всем стараниям отца, Даная все же родила сына Персея. Конечно, без божественной помощи не обошлось. Персей был зачат Зевсом, который проник в темницу, обратившись Золотым дождем. Царь Аргосский приказал свою дочь с внуком заколотить в ящик и бросить в море. Хотя это ему не помогло. Благодаря череде случайностей, включая и саму смерть Акрисия, пророчество сбылось.

Пушкин переписал эту историю с более счастливым концом. И в комментарий к этому можно привести его же цитату: «Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения.» Проведением правит Творец. Если ты что-то делаешь против замысла Творца, Проведение внесет свои коррективы, как-бы говорит Пушкин.

Ну что ж, мы поняли тебя, Александр Сергеевич!

Источник

Смысл сказки Золотой петушок — Пушкин

На чтение 3 мин Опубликовано 19.08.2019 Обновлено 19.08.2019

Сказка «Золотой петушок» стала последней сказкой великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он создал традицию написания авторских сказок в народном стиле. Но это сказки явно не для детей. Сейчас мы покупаем книги с пушкинскими сказками детям и показываем им мультфильмы по их мотивам. Мы и сами познакомились с этими произведениями в раннем детстве. Вряд ли удастся вспомнить, когда мы первый раз услышали сказку о золотом петушке, создается впечатление, что мы знали ее всегда. Но если выделить время и перечитать эту историю сейчас… не покажется ли она странноватой и даже жуткой? Сказка вызывает множество вопросов, на которые нет однозначного ответа даже сейчас. Изучив различные источники, мы постарались дать наиболее точное толкование сказки Пушкина «Золотой петушок».

О чем сказка о золотом петушке

Название редко не имеет своего смысла, а в сказках такое и вовсе невозможно. В данной сказке золотой петушок представляет собой что-то вроде флюгера, который сообщал царю о надвигающейся угрозе. При этом в нем больше признаков живого существа, чем статуи. Он кричит, машет крыльями, умеет разговаривать и даже летать. Он обладает своей волей и может различать добро и зло. Петушок становится для царя и спасением, и наказанием.

Сюжет сказки довольно простой. Жил-был царь, всю жизнь храбро и умело воевал с соседями, защищая свои земли. Состарился он и захотел пожить мирно, только соседние государства вдруг начали угрожать границам. Обратился царь за помощью к мудрецу. Тот дал государю золотого петушка и приказал посадить его на крышу дворца, а в обмен попросил выполнить его желание. Петушок видел врагов, когда телевизионные подходили к царству и громко кричал, предупреждая. В первый такой раз царь послал своего сына с войском. Вестей от них не было. Затем петушок снова закричал. Царь послал второго сына с войском. Опять тишина. Третий раз кричит петушок — царь лично отправляется к восточной границе. Там он видит убитых воинов и двух своих сыновей, зарезавших друг друга. Скорбь охватила царя, а только тут из шатра выходит дивной красы шамаханская царица. Увидев ее, царь забыл обо всех своих бедах и несколько дней пиршествовал в шатре. Затем он увез ее в свое царство. Там встретил мудреца, который попросил отдать ему царицу. Царь убил мудреца, нарушил тем самым данное обещание. Тут петушок слетел с крыши и убил царя, клюнув в темя.

Кто-то видит в сказке скрытую сатиру на правящую во времена Пушкина власть. На самом же деле это скорее сатира на губительность женских чар. На это указывает тот факт, что царь (положительный персонаж с сильными моральными принципами и любовью к своей земле) забыл обо всем на свете, даже объединив своем обещании, как только увидел царицу. Не понятно, зачем красавица понадобилась и мудрецу. Петушок же как бы освободил царя от чар, пусть и таким жестоким образом. Неизвестно, была ли царица живым человеком или призраком, демоном. После смерти царя слышится ее смех, а затем она и вовсе исчезает, будто ее и не было. Это очень иронично, учитывая, что сам поэт погиб в дуэли из-за женщины.

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

July 28 2017, 17:18

Categories:

  • История
  • Литература
  • Cancel

Что хотел сказать А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке», и совсем не детям?

Оригинал взят у vlad1_74 в Что хотел сказать А.С. Пушкин в «Сказке о золотом петушке», и совсем не детям?

Казалось бы, детская сказка, и что про неё думать, ан нет, в ней заложен глубокий смысл. «Добрым молодцам урок» — не зря заканчивает этими словами сказку Александр Сергеевич. Так в чём же урок и предостережение? Суть сказки в следующем. Царь Дадон посылает две рати войск, возглавляемые двумя сыновьями, все они с войском погибают и не возвращаются и царь Дадон с войском идёт сам. Приведём знаковые строки, из которых можно сделать определённые выводы.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
“Что за чудо?” — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
осказках.ру — oskazkax.ru
Видит шёлковый шатёр.
Всё в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: “Ох, дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла”.
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищён,
Пировал у ней Дадон.

Можно предположить, что сыновья один за другим проделали тоже самое, и на почве ревности у них разгорелась междоусобица, и они поубивали себя и своих людей. На чары соблазна и запал сам царь Дадон. В конце концов, старец, который подарил ему петушка, чтобы спасти Дадона, просит отдать ему Шамахинскую царицу, но Дадон не понимает опасности, откуда она ему грозит и, убивая старца, погибает сам. Так в чём же урок, который нам преподаёт Пушкин? Урок в том, что виной всему разврат и растление. Заметьте, Дадон не женился на Шамаханской царице как это положено, по-видимому, не собирались жениться на ней и его сыновья. Дадон пировал с ней (надо думать он ей не сказки в шатре рассказывал). Отсюда и расплата.

А теперь переложите эту сказку-притчу на нашу действительность. Сексуальная распущенность набирает обороты у нас в России. Причём она уже весьма сильно укоренилась. Столкнувшись с проблемой профилактики ВИЧ-инфекции, мы обнаруживаем целенаправленное развращение молодежи. На лекциях-тренингах идёт в первую очередь разрушение стыдливости, как основного защитного механизма от беспорядочных половых связей. Противодействие родительской общественности РВС сталкивается с серьёзным сопротивлением различных госструктур. Да, добрым молодцам урок пока не идёт на пользу.

  • В чем смысл сказки березовая роща пермяк
  • В чем смысл сказки белая уточка выберите ответ
  • В чем смысл сказки белая уточка 3 класс
  • В чем смысл сказки ашик кериб
  • В чем смысл сказки алиса в стране чудес