В чем смысл жизни по рассказу максима горького старуха изергиль

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Горький
  4. Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль

Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль Горького сочинение

Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься. А над чем, каждый вправе решать самостоятельно.

Две легенды этого рассказа говорят больше о самой старухе, о ее жизни, заставляют понять Изергиль и, возможно, простить.

Какой она была в молодости? Обожглась ли она на индивидуализме Ларры или на самопожертвовании Данко? Но становится ясно, что и то и другое качество ей не чуждо.

На ее морщинистом лице остались печати каждого, встречаемого на ее жизненном пути. Как будто видишь в каждой морщине затаившегося юношу, отравленного поцелуем. А вот в складке над бровью надменный шляхтич и рядом пан с изрубленным лицом. Что это было? Что случилось с ней и всеми этими людьми?

Однако, именно на ее лице, оставленный кем-то отпечаток борьбы, страданий и страстей. Стоит лишь немного дольше задержать взгляд.

И, несмотря на прожитую только ради себя жизнь, Максим Горький именно ей предлагает рассказать легенды о Ларре и Данко. Кто мы, чтобы судить кого-либо? А выводы обязан сделать каждый.

Две легенды, два антипода. Один, берущий от жизни все, что захочет, позволяющий себе любую вольность. Разве не прекрасной должна казаться ему жизнь? И почему герой мечтает в конце о смерти?

И второй, с горевшим сердцем от огромной, испепеляющей любви к людям. Романтичный образ настоящего героя, готового на все ради своего народа. Энергичный, сильный красавец. Он способен вести свой народ через любые преграды.

Услышанные из уст Изергиль рассказы о многом могут рассказать из ее жизни. Глупая, она жила интересной и полной жизнью, пользовалась не только благами, но и людьми. Но как горько и жестоко поплатилась за это.

Влюбившись, ее чувства остались без ответа. Тогда Изергиль поняла как бессмысленно и глупо тратила она свою жизнь, отдаваясь страстям и называя это свободой. Свободная в выборе, она всегда была заложницей и рабыней своих же страстей. Как слепа была она в своем выборе.

Поведав нам эти две легенды, Максим Горький устами старухи Изергиль, хотел предостеречь читателя. Думать, не совершать ошибок старухи, которая теперь о них жалеет, да время пройдено впустую, и ничего не изменить.

И смыслом своей жизни осталось ей спасать заблудших предостережениями и рассказами собственной жизни.

2 вариант

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранней прозе автора. Главная героиня рассказа — старуха Изергиль, которая рассказывает о своей жизни, а также повествует легенды о Ларре и Данко.

У каждого из этих трёх персонажей свой смысл жизни. Старуха Изергиль прожила очень долгую жизнь и видела многое. Это обычный персонаж, точно такой же человек. В образе старухи автор хочет сказать, что идеальных людей в жизни нет, у каждого земного человека есть свои пороки и недостатки, слабости.

Изергиль прожила яркую жизнь. Она любила очень многих, ей приходилось многим жертвовать ради своих возлюбленных, однако женщина так и осталась одна и посвятила свою жизнь себе. Однако, старуха Изергиль добрая, нравственная, честная и справедливая женщина. Она лишена подлости, зла, корысти.

Из ее уст читатель узнает две легенды: о Ларре и Данко. У каждого из этих сказочных героев свое видение жизни, свой смысл.

Ларр жил исключительно ради себя. Он делал все, что хочет и получал все, что когда-нибудь желал. Он похищал скот и женщин, крал предметы. Его не волновали из чувства. Его интересовало лишь удовлетворение его потребностей. Ларр — индивидуалист в плохом смысле этого слова. Это и погубило его.

Максим Горький хочет сказать, что жить только ради себя — неправильно. Это несправедливо не только по отношению те окружающим, но и по отношению к себе.

Данко положил свою жизнь служению людям. Он помогал им бескорыстно, всегда приходил на помощь. Данко делал это потому, что по-другому просто не мог. Помогать другим — принцип его существования, главный смысл. Такая бескорыстная помощь и служение обществу считалось Максимом Горьким за идеал. Однако, автор был реалистом, поэтому понимал, что в жизни такого быть не может.

Максим Горький специально рассказал эти легенды читателям в лице старухи Изергиль. Тем самым, автор хочет сказать читателям, что оба стремления (жить для себя и служить окружающим) живут в каждом человеке, просто находятся в разном балансе. Найти гармонию между ними непросто, но это и есть задача каждого человека в жизни — найти оптимальное сочетание в поступках для себя и поступках для общества.

Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль

Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)

    На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

  • Твір Характер людини

    Внутрішній світ людини, її відношення до подій, навколишнього середовища та інших людей називається характером. Не існує тільки поганих рис характеру, наприклад жадібність можна назвати економністю, а гордість пихатістю

  • Образ и характеристика Кити Щербацкой в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Кити Щербацкая – московская дворянка, княжна восемнадцати лет. Она наивная, милая, добрая, искренняя, правдивая и воспитанная девушка.

  • Сочинение Образ Лоренцо в трагедии Ромео и Джульетта Шекспир

    Францисканский монах Лоренцо тайно венчает молодых людей и стремится помочь им обрести счастье.

  • Сочинение Пенкин в романе Обломов Гончаров (Образ и характеристика)

    К числу второстепенным персонажей произведения относится образ господина Пенкин, представленный писателем в романе в виде модного литератора, публикующего свои материалы в популярных газетах и журналах.

(294 слова)

Максим Горький — известный и талантливый писатель. Он проявил себя почти во всех направлениях литературы. Его произведения интересны, умны и поучительны, так как отвечают на важнейшие вопросы бытия.

«Старуха Изергиль» — поучительный философский рассказ, относящийся к романтическим произведениям Горького, так как писатель изображает героев в поисках смысла жизни и находящих его в свободе. Однако каждый из видит ее по-разному.

Первая легенда — о Ларре. Соплеменники наказали юношу изгнанием, посчитав, что смерть для него — это слишком мало, ведь он убил дочь вождя. Жизнь — величайшее благо, стала для него наказанием. Посмеявшись, Ларра еще не знал, что спустя годы, захочет смерти от одиночества. Горький показывает нам этой историей, что вседозволенность и свобода — разные вещи. Поэтому герой, получив одиночество, не освободился от общества, а загнал себя в неволю, из которой не смог найти выхода.

Вторая легенда про Данко — это полная противоположность предыдущей. Он погубил себя из-за любви к людям, пытаясь вывести их из чащи к лучшей жизни. Вывел он свой народ к солнцу и умер. Сердце же его разлетелось красивым голубым пеплом. Племя забыло о нем, однако герой достиг своей цели и прожил жизнь не зря. Горький показывает нам, что можно прожить и сто лет, но ничего не сделать, а можно погибнуть в юности, зато совершить нечто по-настоящему значимое. В этом самопожертвовании ради высшей цели выражается истинная свобода.

Рассказ старухи Изергиль о своей жизни заставляет нас задуматься об эгоизме. Героиня жила интересной жизнью, полностью отдаваясь страстям, и думала, что в этом и проявляется свобода. Однажды она влюбилась, но ее избранник был холоден к ней. Так она поплатилась за свой эгоизм, загнав себя в чувственный плен. Горький показывает нам, что раб страстей не свободен по определению, и жизнь его протекает слепо, бессмысленно.

В таком небольшом по объему произведении автор затронул вечные вопросы, которыми по сей день задаются философы, писатели и обыкновенные люди.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» написан в форме беседы автора и героини. В нем повествуется о двух легендах, одна из которых посвящена Данко и Ларре, красивым, отважным и гордым парням, но каждый из них по-разному относится к другим людям и обществу. Все части произведения подчиняются общей идее — о ценности и смысле жизни, а также о личной свободе. Благодаря сравнительной характеристике Данко и Ларры читатель понимает, насколько разными могут быть взгляды людей на одну и ту же проблему.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела – свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!

Дальнейшая судьба героев

Вырвав сердце из груди, Данко помог своему народу выйти из непроглядного леса, а сам после этого погиб. Герой понимал, что не выживет, но это его не остановило. К самопожертвованию он подошёл осознанно. Ларру же за убийство девушки приговорили к одиночеству как люди, так и высшие силы. Всю свою жизнь он будет страдать. Его главное наказание — невозможность умереть.

После анализа и сравнения качеств персонажей произведения читатель понимает, насколько же они отличаются. Кроме того, ему становится известно о том, на какие муки может быть обречён провинившийся за свои злодеяния.

В школах часто пишут сочинения на тему противопоставления образов героев и их жизненной позиции. Можно составлять цитатную характеристику. Например, наиболее точно описать образ Ларры могут помочь следующие фрагменты: «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел или молчал, а когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их… И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»

Легенда о Данко и Ларре построена на антитезе, поэтому концепции их жизни лучше всего представить в виде таблицы. В ней же будет удобно провести сравнение этих героев, их характера и поведения.

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего – истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Краткий анализ

Год написания

— 1894.

История создания

— Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема

— В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция

— Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр

— Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко — легенды.

Направление

— Романтизм.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Несколько интересных сочинений

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого
    Катастрофическая война 1812 года доставила много невзгод, мучений и страданий, Л.Н. Толстой не мог не отреагировать на важный период для своего народа и отобразил его в любовном произведении «Война и мир»
  • История создания романа Преступление и наказание Достоевского
    На протяжении шести лет Ф. М. Достоевский разрабатывал концепцию романа «Преступление и наказание», как раз во время своей каторги. Именно поэтому первой мыслью было написать о мытарствах Раскольникова.
  • История создания рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицина
    Первым напечатанным произведением Александра Солженицына был рассказ «Один день Ивана Денисовича». Напечатан он был в 11-м номере журнала «Новый мир» в 1962 году более чем 100 тысячным тиражом
  • Сочинение Почему часто ссорились в семье Кашириных в произведении Детство Горького
    В большом семействе Кашириных Алеша сталкивается с целой галереей ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников не чувствует себя своим. Будни семьи отравляет бесконечная вражда, в которую вовлечены даже дети.
  • Образ и характеристика Дуняши в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
    Пьеса «Вишневый сад» — это последняя пьеса, написанная А.П. Чеховым. Его «лебединая песня», хотя сам автор таковой ее не считал. Более того, он то считал ее довольно смешной комедией пародийного стиля

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье – вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Противоположные взгляды на жизнь

Данко можно охарактеризовать как смелого и красивого персонажа, душа которого наполнена любовью. Он с сочувствием относился к другим людям и хотел приносить пользу окружающим. Герой не пытался найти любовь, а сам дарил её людям. У него был смысл, то, к чему он так стремился — он хотел, чтобы его народ был спасён и смог жить дальше. Больших успехов ему удалось достигнуть благодаря вере в себя и отваге.

Герой не сидел на месте, он делал всё возможное, чтобы как скорее добиться своей цели. Второй герой произведения Ларра был его противоположностью и никакого смысла жизни даже не пытался найти. Люди прозвали его отверженным. Его главные черты:

  • гордость;
  • высокомерие.

Ларра ничего не будет делать для окружающих, если ему придётся заплатить за это своими силами и чувствами.

Он придерживался одной цели — остаться целым и жить только для себя любимого. Герой не боялся быть один и был горд настолько, что порой сам с собой не мог совладать. Для наглядного понимания разницы между Данко и Ларрой можно сделать их сопоставление по одним и тем же параметрам.

Образ Данко

Данко был привлекателен на внешность и был очень сильным. Ко всем людям он относился искреннее и хотел помочь каждому. Характер героя можно описать следующим образом:

  • Отзывчивый и культурный.
  • Был готов пожертвовать собой, лишь бы другим людям стало хорошо жить.
  • Не боялся ничего и любое, даже самое большое препятствие, никогда не остановит его на пути к своей цели.

У Данко был смысл жизни — вести за собой народ. Он решился на отчаянный поступок — вырвал у себя из груди сердце освятил путь по дороге из дремучего леса, чтобы люди смогли пройти дальше.

Совершённое им является настоящим подвигом. Данко полностью обрёл своё истинное счастье — он смог сделать что-то действительно нужное для толпы. Хоть герой был и очень хорошим человеком, первоначально у него возникали проблемы в отношениях с окружающими людьми и он был очень одиноким. Особенно грустно оттого каков итог — народ воспринял его поступок как должное. Когда Данко упал на землю, они продолжали радоваться своему спасению.

Характеристика Ларры

Ларра был очень красив, однако, взгляд его был леденящим и пугал людей, смотрящих в его глаза. К людям он относился с презрением и называл всех недостойными. Ему не нужно было окружение, герою комфортнее наедине с собой. Образ Ларры символизирует одиночество и высокомерие. Он ни под каким предлогом не хотел считаться с окружающими и жить по их правилам.

Не красили героя и его поступки. Однажды он убил дочь старейшины за то, что та не ответила взаимностью на его чувства. В нём не было понимания, насколько ценна жизнь.

За плохие поступки Ларра презирался обществом и был обречён на вечное одиночество.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 947.

Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях. Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам. Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части — легенды, а вторая — воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Смысл жизни в произведении Старуха Изергиль

Сочинение Смысл жизни в рассказе Горького Старуха Изергиль

Этот рассказ Горького о старухе Изергиль крайне тонок и лиричен. Сквозь него продета тонкая красная нить философии поиска смысла человеческого существования. Гениальный автор снова провоцирует читателя погрузиться в серьезные думы на бесчисленные мгновенья. А вот тема таких раздумий у каждого своя.

Рассказ композиционно состоит из двух легенд, которые помогают понять больше о самой личности этой женщины, о ее быте, заставляют проникнуться к ней и также повествуют о Ларре и Данко. Вся суть в том, что у каждого из этих трех характеров свое видение смысла жизни. Сама старуха прожила долгую и насыщенную жизнь, она опытна и является самым обычным, можно даже сказать, тривиальным человеком. В ее образе Горький проносит мораль о том, что в этом мире нет идеальных людей и абсолютно каждый чем-то грешен. В молодости Изергиль была любвеобильной и ей приходилось отдавать многое ради своих возлюбленных, но несмотря на это, она так и осталась одной и прожила все время только для себя. Однако, это добрая, нравственная, великодушная, честная сердцем женщина, лишенная зла и корысти.

Именно из уст старухи читатель знакомится с легендами о Ларре и Данко, каждый из этих сказочных персонажей имел свое видение замысла существования. Ларра был абсолютно эгоистичным мужчиной. Он делал что хочет, когда хочет и с кем хочет. Он воровал скот, вещи и даже женщин. Ему было незнакомо понятия чувств. Все, чего он желал было удовлетворение своих потребностей. Индивидуализм Ларра и погубил его.

Данко — антипод Ларры. Он всегда был альтруистом и положил всю свою жизнь на помощь людям. Данко помогал совершенно бескорыстно и никогда не отказывался на призыв о помощи. Концепция помощи другим была сутью всего его существования, и по-другому он никак не мог. Через этот образ мы можем понять нравственный идеал Горького, который именно в отсутствии эгоизма видел лучшего человека. Но он был реалистом и ясно понимал, что в ближайшее время, появление подобной личности невозможно.

Горький специально в композиции произведения вывел старуху, рассказывающую легенд, на первый план в произведении. Изергиль – самый обычный человек, и через это он хотел показать, что даже в каждом из нас есть Ларра и Данко, то есть стремления к эгоизму и полному его отсутствию, но находятся они в разных весовых категориях. И задача каждого из нас, суметь уравновесить эти чаши весов, на которых, казалось бы, лежат диаметрально противоположные мотивы. 

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл жизни в произведении Старуха Изергиль

Смысл жизни в произведении Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Почему важно мечтать? Итоговое декабрьское

    В современном мире, людям очень важно мечтать, ведь именно с мечты начинаются большие дела. Через мечты человек осознает себя, что он хочет, как ему достичь успехов, а самое главное счастье, без него мечта не имеет смысла.

  • Сочинение на тему Чтение — вот лучшее учение! рассуждение

    В нашем современном мире редко можно встретить подростка, читающего книгу. Зато, все чаще встречаются молодые люди, активно использующие социальные сети для общения и просмотры фильмов, вместо классического чтения

  • Анализ сказки Стойкий оловянный солдатик Андерсена

    Что такое сила воли? Это врожденное качество или чувство, которое помогает нам справляться со всеми препятствиями на пути? Главной мыслью сказки Г.Х. Андерсена является именно чувство

  • Анализ повести Завтра была война Васильева

    Повесть «Завтра была война» Бориса Васильева посвящена последнему предвоенному 1940 году. Тяжелому времени свирепых репрессий и личностному выбору молодежи тех лет.

  • Усадьба и деревня Коробочки (описание имения, поместья) в поэме Мертвые души

    Домик Коробочки был небольшим и частично освещенным, в темноте Чичиков не смог рассмотреть его детально. Коробочка, вероятно, экономила освещение. Дом охраняли несколько собак, лающих на разный манер.

­Главная>Сочинения по произведению Старуха Изергиль

Смысл жизни

26 предложений/ 499 слов

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это одно из ранних произведений писателя, но оно уже проникнуто глубокими философскими идеями и размышлениями о смысле жизни, добре, любви, свободе и самопожертвовании.

Рассказ состоит из трех глав, в каждой из которых излагается одна законченная история. Первая и третья главы — это легенды о Ларре и Данко, а вторая — это честный рассказ Изергиль о своей интересной, «жадной», но нелегкой жизни.

Размышления о смысле человеческого существования мы находим во всех трех главах произведения. Идея первой главы, рассказывающей о Ларре — сыне женщины и орла, заключается в том, что жизнь не имеет смысла без людей. Само имя Ларра означает «отверженный». Люди отвергли этого юношу за то, что он был горд и считал, что «таких, как он, нет больше». В довершение ко всему, Ларра был жесток и на глазах у своих соплеменников убил невинную девушку.

Долго пытались люди «придумать казнь, достойную преступления» и в конце концов решили, что наказание Ларре — «в нем самом», и отпустили юношу. С тех пор он под «невидимым покровом высшей кары» обречен вечно скитаться по свету, не зная покоя.

Антиподом Ларры в рассказе является юноша Данко, который пожертвовал собой ради спасения соплеменников: Данко вырвал свое сердце, и, словно факелом, осветил им путь из непроходимого леса в спасительные степи. Смыслом жизни для этого юноши было самоотверженное служение людям, которых он очень любил, несмотря на их «звериную» сущность.

Обе этих легенды (и о Данко, и о Ларре) звучат из уст героини Изергиль. Автор отнюдь не случайно наделяет ее правом судить об этих героев, поскольку эта пожилая женщина прожила долгую жизнь, также наполненную смыслом. Весь ее опыт говорит о том, что жить можно с людьми и в то же время — только для себя.

Изергиль близок образ Данко, и она восхищается самоотверженностью этого юноши, но сама женщина так не может, поскольку Данко — романтический герой, а она реальный человек. Но в ее жизни также нашлось место подвигам ради людей, и совершала она их тоже во имя любви. Так, рискуя быть схваченной и убитой, она отважилась отправиться вызволять своего возлюбленного Аркадэка из плена.

Именно в любви Изергиль видела главный смысл своего существования, и любви в ее жизни было достаточно. Эта женщина сама любила многих мужчин, и многие любили ее. Но вот, в возрасте сорока лет, столкнувшись с безответной любовью Аркадэка и разглядев неприглядную сущность этого человека («Вот какая лживая собака была это»), Изергиль смогла найти для себя новый смысл: она решила «завести гнездо» и выйти замуж.

На момент общения с автором этой женщине уже около семидесяти лет. Муж Изергиль умер, «время согнуло ее пополам», взгляд черных глаз потускнел, волосы поседели, а кожа покрылась морщинами, но, несмотря на это, старуха находит в себе силы радоваться жизни, смысл которой она теперь видит в общение с молодыми молдаванами, работающими вместе с ней на сборе винограда. Женщина чувствует, что нужна им, и что они любят ее. Теперь Изергиль, благодаря накопленному с годами опыту, может почти так же, как и Данко, служить людям, рассказывая им поучительные истории и освещая их путь светом своей спокойной мудрости.

см. также:
Другие сочинения по произведению Старуха Изергиль, Горький

Характеристики главных героев произведения Старуха Изергиль, Горький

Краткое содержание Старуха Изергиль, Горький

Краткая биография Максима Горького

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

    На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.

    Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

    Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

    Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

    В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

    Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”. Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

    Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.

    Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “»Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”

    Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.

    Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

Жанр произведения

Анализ «Старухи Изергиль» Горького стоит начать с определения литературного жанра этого творения. Оно было написано в 1895 году, исследователи этот рассказ относят к раннему периоду творчества писателя. Он написан в духе романтизма, который занимал в его творчестве одну из главных ролей.

«Старуха Изергиль» является одним из лучших произведений XIX века, написанных в этом жанре. Писатель пытался найти ответ на вопрос, в чем состоит смысл жизни. Для этого он показал три точки зрения, тем самым указав, что нет определенного ответа на этот вопрос. Романтизм произведения позволил создать его особую композицию.

Особенности композиции

Далее в анализе «Старухи Изергиль» Горького нужно рассказать о построении сюжета рассказа. В произведениях, подобных данному, создается впечатление, что повествование ведется от лица двух рассказчиков. Композиция этого рассказа отличается сложностью.

Даже сам писатель отмечал, что ничего подобного по красоте и стройности он вряд ли сможет еще создать. Рассказ старой цыганки можно разделить на три части. При этом они все объединены одной идеей — это стремление писателя показать ценность жизни человека. И эти три рассказа создают целостный текст.

Рассказ построен на антитезе — противопоставлении Ларры и Данко. Молодая цыганка в чем-то похожа на Ларру — такая же гордая, свободолюбивая, но все-таки она способна на настоящие чувства. Для Данко смыслом жизни было служение людям, бескорыстная помощь. Для сына орла главное — это он сам, его желания и свобода.

Они представляют два разных взгляда на жизнь. Ларра — проявление и восхваление индивидуализма, а Данко — любовь к людям и готовность пожертвовать всем ради их благополучия. Характерным для них является то, что о Ларре напоминает лишь тень, а о Данко — искры голубоватого цвета, вспыхивающие перед грозой, ведь добрые дела навсегда остаются в сердцах людей.

Богатейший жизненный опыт дал Горькому большой материал для его первых произведений. В эти ранние годы вырабатываются главные темы и идеи творчества поэта, которые остаются с ним на всю жизнь. На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ «Старуха Изергиль» — самый романтический и поэтичный. Герои смелые и сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями». Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность. Горький неслучайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди, действительно, встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого. В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть «сохранить себя целым». Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, девушек — все, что хотел», и при этом был вольным как птица. Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира!» По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь. Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Неслучайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: «И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное». Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет. Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня». Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них». Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «»Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…» Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется «осторожному человеку», наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального положения героев. Конечно, нельзя требовать от людей жертв не по своей воле, ведь совершение великих подвигов должно идти глубоко из души. Подвиг чаще всего незаметен. Иногда надо отказаться от сотни важных дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты и никто больше. И это, на мой взгляд, самый важный подвиг. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло и покой, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. И если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.

Еще сочинения автора:

  • Образ Пелагеи Ниловны в романе Горького «Мать»
  • Изображение купечества в повести Горького «Фома Гордеев»
  • Герои ранних рассказов Горького

Рассказ о Ларре

Анализ «Старухи Изергиль» Горького следует продолжить с истории о Ларре — гордом и свободолюбивом человеке. Он был сыном орла и женщины. Ларра был эгоистичным, дерзким, не считался с желаниями других людей, поэтому он ни с кем не мог ужиться в общине.

Ларра гордился тем, что был сыном орла и считал, что ему все дозволено. Но его настигло наказание: он был изгнан из общества людей, и получил бессмертие. Поначалу Ларра такой исход даже обрадовал: ведь дороже всего для него была свобода. И лишь спустя много лет он осознал настоящую ценность жизни, но к тому времени Ларра стал лишь тенью, напоминавшей о его существовании.

История о Данко

Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль» продолжается легендой о юноше по имени Данко. Это был настоящий лидер, красивый и умный, он мог повести людей за собой и зажечь огонь в их сердцах. Данко был смелым человеком, и решил помочь своему народу выйти из темного леса.

Путь был трудным, и народ начал роптать и обвинять во всех трудностях юношу. Тогда он вырывает сердце из своей груди, освещая им дорогу, чтобы они почувствовали любовь и доброту, исходившую из его сердца. Но, когда они, наконец, достигли своей цели, никто даже и не подумал о том, что Данко пожертвовал жизнью ради них. Лишь только один человек, увидев догорающее сердце, наступил на него.

Для чего он это сделал? Возможно, из боязни того, что искорки доброты и любви зажгут в молодых людях стремление к свободе, справедливости. И только лишь искорки напоминали о бескорыстном поступке Данко.

Образ цыганки

В анализе «Старухи Изергиль» М. Горького нужно рассмотреть и образ самой Изергиль. Она рассказывает историю своей жизни: когда-то она была молодой и красивой цыганкой, гордой, любившей свободу, путешествия. Она часто влюблялась и каждый раз ей казалось, что это настоящие чувства.

Однажды она по-настоящему полюбила Артадэка и спасла из плена своего возлюбленного. Он предложил ей любовь в качестве благодарности за спасение, но Изергиль отказалась, потому что такие подневольные чувства ей не нужны. И тогда женщина понимает, что в жизни есть место смелости и подвигам.

Рассказ «Старуха Изергиль» является одним из самых известных произведений, написанных в духе романтизма. Эти легенды проникнуты мотивами свободолюбия, помощи людям. В то время все больше людей поддерживало революционные идеи, рабочие люди хотели вольной жизни. Данко и его сердце — это надежды людей на революционных деятелей. Они вывели бы простой народ из того зависимого положения, в котором они находились. Этот рассказ призывает людей совершать добрые и бескорыстные поступки. Серьезные философские размышления писатель сумел выразить в этих старинных легендах. Это был анализ произведения Горького «Старуха Изергиль».

Рассказ о старухе Изергиль Максима Горькова проникновенен, романтичен и пронизан тонкой философией поиска смысла жизни. Талантливейший писатель в очередной раз заставил читателя остановиться на мгновение и задуматься. А над чем, каждый вправе решать самостоятельно.

Две легенды этого рассказа говорят больше о самой старухе, о ее жизни, заставляют понять Изергиль и, возможно, простить.

Какой она была в молодости? Обожглась ли она на индивидуализме Ларры или на самопожертвовании Данко? Но становится ясно, что и то и другое качество ей не чуждо.

На ее морщинистом лице остались печати каждого, встречаемого на ее жизненном пути. Как будто видишь в каждой морщине затаившегося юношу, отравленного поцелуем. А вот в складке над бровью надменный шляхтич и рядом пан с изрубленным лицом. Что это было? Что случилось с ней и всеми этими людьми?

Однако, именно на ее лице, оставленный кем-то отпечаток борьбы, страданий и страстей. Стоит лишь немного дольше задержать взгляд.

И, несмотря на прожитую только ради себя жизнь, Максим Горький именно ей предлагает рассказать легенды о Ларре и Данко. Кто мы, чтобы судить кого-либо? А выводы обязан сделать каждый.

Две легенды, два антипода. Один, берущий от жизни все, что захочет, позволяющий себе любую вольность. Разве не прекрасной должна казаться ему жизнь? И почему герой мечтает в конце о смерти?

И второй, с горевшим сердцем от огромной, испепеляющей любви к людям. Романтичный образ настоящего героя, готового на все ради своего народа. Энергичный, сильный красавец. Он способен вести свой народ через любые преграды.

Услышанные из уст Изергиль рассказы о многом могут рассказать из ее жизни. Глупая, она жила интересной и полной жизнью, пользовалась не только благами, но и людьми. Но как горько и жестоко поплатилась за это.

Влюбившись, ее чувства остались без ответа. Тогда Изергиль поняла как бессмысленно и глупо тратила она свою жизнь, отдаваясь страстям и называя это свободой. Свободная в выборе, она всегда была заложницей и рабыней своих же страстей. Как слепа была она в своем выборе.

Поведав нам эти две легенды, Максим Горький устами старухи Изергиль, хотел предостеречь читателя. Думать, не совершать ошибок старухи, которая теперь о них жалеет, да время пройдено впустую, и ничего не изменить.

И смыслом своей жизни осталось ей спасать заблудших предостережениями и рассказами собственной жизни.

В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)

На мой взгляд, из всех ранних произведе­ний Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтич­ный. Его герои – смелые, сильные духом лю­ди. На их примере писатель рассуждает о до­бре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа. Повество­вание о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами – о Ларре и Данко. Перед нами несколько человеческих судеб – выби­райте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которо­му посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?

Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее па­мяти. Это и надменный шляхтич, и “достой­ный пан с изрубленным лицом”, и юноша – “бледный и хрупкий цветок востока, отрав­ленный поцелуями”.

Годы отняли у Изергиль былую красоту, поту­шили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.

Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими ге­роями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять само­отверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств. Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, ре­альных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.

Однако вряд ли легенда о Данко могла про­звучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.

В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими за­конами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода – делать то, что хочется, идти куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел – одино­чество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек – все, что хотел”, и при этом был вольным как птица. Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его гла­зах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимо­му, тому, кто не умеет отдавать, дарить ду­шевное тепло, кто “кроме себя не видит ниче­го”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.

Романтическим антиподом Ларры является Данко – смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представле­ние о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического. Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, за­жигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки ог­ня, намекавшие на что-то сказочное”. Как го­лубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.

Данко прекрасен как внешне, так и внутрен­не: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его свети­лось много силы и живого огня”.

Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теря­ют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем не­годование, потому что жалость и любовь к лю­дям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “”Что сде­лаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замол­чал, освещенный этим факелом великой люб­ви к людям…”. Пылающее сердце Данко – это символ жертвенного служения людям, а сам герой – воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, ко­торый, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”

Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по во­просу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвен­ном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли бу­дет популярной. Мне кажется, что большинст­во из нас уподобляется “осторожному чело­веку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится пере­живать мучительный кризис, как нравствен­ный, так и в области материального.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать доб­рее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к луч­шему. А жизнь человека, дарящего людям ду­шевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по произведению Кусака Андреева
    Леонид Андреев всегда в своих произведениях выступает в защиту слабых и беззащитных, при этом ни кого не обвиняет в жестокости и чёрствости, он просто констатирует очевидные факты
  • Сочинение Актуальность произведения Слово о полку Игореве
    Слово о полку Игореве – это летопись, которая способна перенести нас на несколько веков назад.
  • Лермонтов
    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – известный русский поэт XIX века. Один из немногих классиков, кто добился признания публики еще при жизни. Его произведения оказали большое влияние на многих коллег
  • Анализ рассказа Батраки Шолохова
    Произведение Шолохова «Батраки» является частью авторского сборника, где собран прозаические рассказы. По композиционной структуре произведение является небольшой новеллой, в которой 19 глав. Повествование во всех главах идет неспешно.
  • Я очень рада, что разговариваю на русском языке. Русский язык – очень богатый. Благодаря родному слову я могу выразить все свои чувства

Новости и общество

12 февраля 2014

Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, зачем живет на свете человек. Быть или не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях. Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам. Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.

Смысл жизни в пьесе Горького На дне сочинение

Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение. Одним из таких писателей был и Максим Горький, сочинивший пьесу «На дне», в которой отобразил различные взгляды на смысл жизни, распространенные в начале 20 века.
Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности. Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви. Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.

Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.

Смысл жизни старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела — свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 947.

Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях. Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам. Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.

Буревестник и уж

Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода — вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего — истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.

Смысл жизни матери

Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.

Смысл жизни мамы

Мысль служения высочайшим эталонам главенствует и в романе «Мама». В этом произведении трактовка человечьих отношений не настолько схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено осознанием обычных человечьих эмоций, испытываемых обыкновенной дамой, воспитавшей отпрыска, одержимого классовой борьбой. Как хоть какой мамы, ей охото, чтоб ее ребенок был счастлив, и она очень опасается за Павла, которому не жутко ничего. Революционер готов переступить через всякую преграду, не думая о последствиях, видя только неясную и дальную цель. А мама всегда на стороне отпрыска.

Был ли счастлив Буревестник революции?

Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.

Счастье — вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное Разное

Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа «Старуха Изергиль». Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.

Результат работы порадовал Горького. В произведении полностью отразились его взгляды на общественные отношения. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет написать таким складным языком, коим был написан рассказ «Старуха Изергиль». Также Горький стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог бы стремиться каждый читатель.

В рассказе «Старуха Изергиль» большую роль играет композиция, которая ставит один рассказ в содержание другого. Женщина преклонных лет рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полная реальности.

В рассказе на первом месте стоит тема свободы. Все герои не находятся в зависимости от общества. Данко, уверенный в своей правоте, командует непонимающей толпе идти вперёд, несмотря на возмущения со стороны. Полную свободу своим поведением демонстрировала Изергиль. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.

Всеобщая любовь Данко открывает в рассказе тему любви, которая для Ларры проявлялась исключительно в сторону себя. А Изергиль в погоне за удовольствием приходит к осознанию того, что утратила истинную любовь.

Главные темы затрагивают роль человека в обществе. По мнению писателя каждый человек должен нести свои таланты на общественное благо. Он выступает против индивидуализма Ларры и против пустоты Изергиль.

Также писатель призывает с пользой тратить свое время, которое неумолимо бежит вперёд. Образ Изергиль даёт понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полного ощущения счастья от прожитой жизни.

Основополагающей идеей данного рассказа является поиск смысла жизни. И писатель нашёл его в альтруизме. Но каждый человек в праве найти свой.

В рассказе также затронуты проблемы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми следует задуматься каждому.

Автор решая проблемы своих героев представляет на всеобщее обозрение их разные взгляды на жизнь. Для Данко было важно жить во имя других. Ларра жил исключительно ради себя, а Изергиль в любовных утехах. В итоге полное удовольствие смог получить только Данко.

Произведение «Старуха Изергиль» представлено в виде трех разных жизненных историй. Читая и прослеживая которые каждый сможет для себя выбрать правильный путь. Писатель пытается донести, что человек — это существо общественное. И те, кто пытается действовать ради собственного эгоизма, в итоге осознают, что остались ни с чем.

Сочинение на тему поиски правды и смысла жизни в произведениях горького

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ 1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького. 2. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в произведениях М. Горького. 3. Пафос романтических произведений Горького. 4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького. 5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького. 6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького. 7. Трагические судьбы “людей дна” в произведениях М. Горького. 8. “Человек” в произведениях М. Горького (“Фома Гордеев”, “На дне” и др.). 9. “Свинцовые мерзости” русской жизни в ранних рассказах М. Горького. 10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького. 11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького “На дне”. 12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”. 13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького “Мать”. 14. “Очень своевременная книга” и “Несвоевременные мысли” М. Горького (по роману “Мать” и “Несвоевременным мыслям”). 15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко). 16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе “На дне”), 17. “Человек- вот правда!” (по пьесе “На дне”). 18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина”. 19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне”. 20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе “На дне”. 21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений). 22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького? 23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: “Каждый сам себе судьба” (по рассказу М. Горького “Старуха Изергилъ”). 24. Устарел ли Максим Горький? По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе. ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, даже “на дне” жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды. III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь? IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина – основной драматургический конфликт пьесы. V. Жизненная философия Луки: “Не всегда правдой душу вылечишь”. Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди “странники” и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь “устроиться” в ней, “приспособиться”. Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о “праведной земле”). VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин – обличитель лжи как “религии рабов и хозяев”, прибежища нищих духом. Правда Сатина – “бог свободного человека”, правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла. VII. Человек Луки – отдельная, конкретная личность (“я всякого уважаю”), Человек-Сатина – это общность людей, человечество (“Это не ты, не я, не они… нет! Это – ты, они, старик” Наполеон, Магомет… в одном”). VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки – это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются. XI. Гуманизм Горького в пьесе “На дне”, философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром). Современные постановки и трактовки пьесы. ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых… Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: “Он очень одинок, хотя никогда не бывает один”, “в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает”. И уж совсем красноречивый вывод: “у старого медведя на губе кольцо”. II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ… Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества… Вероятно, написано талантливо. III. Романтические песни “Старуха Изер-гиль” – все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, “цветистый” язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись. IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии (“Детство”, “В людях”, “Мои университеты”). “Свинцовые мерзости русской жизни” и в то же время “здоровое, яркое, творческое”, что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне. V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. “Дачники”, “Дети солнца”, “Васса Железнова”, увиденные по телевизору, достаточно интересны. “На дне” – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники – живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту (“молодец старик”). VI. Больше всего спорить хочется с романом “Мать”. Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый “забрызгать кровью небеса” во имя идеи) – абсолютно неприемлема для меня. Думается, что “своевременность” этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь. VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно “Дело Артамоновых”, “Жизнь Клима Самгина”, последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю. VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто “сделал себя сам”. Как это ни банально звучит, в разное время Горький был разным (это доказывают его “Несвоевременные мысли”), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы. РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность. А. Н. Толстой I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль – герои, зовущие к подвигу. II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни. III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко – подвиг есть следствие огромной любви к людям. IV. “Безумство храбрых” и “мудрость жизни” в ранних произведениях А. М. Горького. V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека. VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах. VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся – “свободная стихия”. Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.). Символика пейзажных зарисовок. VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка – смерть, Уж – Сокол, Ларра – Данко, Буревестник– глупый пингвин и т. д.). IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.

  • В чем смысл жизни герой нашего времени сочинение
  • В чем смысл жизни вступление к сочинению
  • В чем смысл доброты сочинение рассуждение
  • В чем смысл добра и зла сочинение по произведению тень
  • В чем смысл денег сочинение