В чем состоит драматизм приведенного эпизода из рассказа бунина темные аллеи

Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ. Литература. Трудные вопросы. Задание № 8. И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». Дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да.

Бунин

Задание 8. В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да из рас­ска­за И. А. Бунина?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задание.

ТЕКСТ.

— Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете?Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

— Самовар. Хозяйка тут или служишь?

Хозяйка, ваше превосходительство.

— Сама, значит, держишь?

— Так точно. Сама.

— Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

— Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

— Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

— Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

— Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

— Боже мой, Боже мой, — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

— Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

— Вроде этого… Боже мой, как странно!

— Что странно, сударь?

— Но всё, всё… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

— Мне господа вскоре после вас вольную дали.

— А где жила потом?

— Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

— Нет, не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

— Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся…

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи»)

 РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Драматизм – это напряжённость положения, в котором оказываются герои, связанная с переживанием чего-то, взволнованностью души. Для данного эпизода характерен драматизм. В чём он проявляется.

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка.  Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Герои новеллы — Надежда и Николай Алексеевич — встретились случайно на постоялом дворе через 30 лет после их любовных свиданий в молодости. Для него это было одно из очередных увлечений, а для неё — любовь, которую она пронесла через всю жизнь. («Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»,- говорит она).Получив вольную, Надежда стала хозяйкой постоялого двора, а жизнь Николая Алексеевича сложилась несчастливо.

Драматичен  момент встречи, когда  оба переживают сильное волнение. Она встретила любимого, чувства к которому хранила в сердце все эти годы. Он испытал чувство удивления и стыда («покраснел до слёз»), так как понимал, что некрасиво поступил с женщиной, которая его так любила. Драматизм состоит и в том, что оба понимают, что ничего исправить уже нельзя, что прошлое не вернуть, у каждого — своя судьба. (« Всё проходит… Любовь, молодость — всё, всё»,- произносит Николай).И хотя любовь жива в сердце Надежды, её очень жаль, ведь она не стала счастлива с любимым, живёт одна со своими воспоминаниями. Драматизм подчёркивается и эпитетом «болезненно». Именно так усмехнулся герой. Сколько боли в его душе, сожаления, осознания, что настоящая любовь прошла мимо.

Таким образом, встреча героев после долгой разлуки наполнена глубоким драматизмом. Автор сумел ярко передать это в произведении.

В помощь учащимся.

Драматизм – это состояние, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой, с осознанием, что ничего изменить нельзя; острая борьба противоположных сил, напряженная интрига. Может быть характерен для произведений любого рода литературы.

Драматизм порождается противоречиями реальной жизни людей — не только об­щественной, но и частной.

Драматичны такие жиз­ненные ситуации, когда стремления людей, а иногда сама их жизнь оказываются под угрозой либо по своей вина, либо со стороны независимых от них внешних сил.

Такие положения вызывают соответствующие пережива­ния в душе человека — глубокие опасения и страдания, сильную взволнованность и напряженность. Эти пережи­вания или ослабляются сознанием своей правоты и ре­шимостью бороться, или приводят к безнадежности и отчаянию.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Темные аллеи егэ литература

бунин

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

— Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

— Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

— Боже мой, Боже мой, — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы Не видались? Лет тридцать пять?

— Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

— Вроде этого… Боже мой, как странно!

— Что странно, сударь?

— Но всё, всё… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

— Мне Господа вскоре после вас вольную дали.

— А где жила потом?

— Долго рассказывать, сударь.

Замужем, говоришь, не была?

— Нет, Не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось, Помните, как я вас любила.

Он Покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

Всё проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

— Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, Болезненно усмехнулся…

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Драматизм – это напряжённость положения, в котором оказываются герои, связанная с переживанием чего-то, взволнованностью души. Для данного эпизода характерен драматизм. В чём он проявляется.

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений.

Герои новеллы — Надежда и Николай Алексеевич — встретились случайно на постоялом дворе через 30 лет после их любовных свиданий в молодости. Для него это было одно из очередных увлечений, а для неё — любовь, которую она пронесла через всю жизнь. («Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»,- говорит она).Получив вольную, Надежда стала хозяйкой постоялого двора, а жизнь Николая Алексеевича сложилась несчастливо.

Драматичен момент встречи, когда оба переживают сильное волнение. Она встретила любимого, чувства к которому хранила в сердце все эти годы. Он испытал чувство удивления и стыда («покраснел до слёз»), так как понимал, что некрасиво поступил с женщиной, которая его так любила. Драматизм состоит и в том, что оба понимают, что ничего исправить уже нельзя, что прошлое не вернуть, у каждого — своя судьба. (« Всё проходит… Любовь, молодость — всё, всё»,- произносит Николай).И хотя любовь жива в сердце Надежды, её очень жаль, ведь она не стала счастлива с любимым, живёт одна со своими воспоминаниями. Драматизм подчёркивается и эпитетом «болезненно». Именно так усмехнулся герой. Сколько боли в его душе, сожаления, осознания, что настоящая любовь прошла мимо.

Таким образом, встреча героев после долгой разлуки наполнена глубоким драматизмом. Автор сумел ярко передать это в произведении.

В помощь учащимся.

Драматизм – это состояние, связанное С напряженным переживанием каких-то противоречий, С взволнованностью и тревогой, с осознанием, что Ничего изменить нельзя; Острая борьба противоположных сил, напряженная интрига. Может быть характерен для произведений любого рода литературы.

Драматизм порождается противоречиями реальной жизни людей — не только об­щественной, но и частной.

Драматичны такие жиз­ненные ситуации, когда стремления людей, а иногда сама их жизнь оказываются под угрозой либо по своей вина, либо со стороны независимых от них внешних сил.

Такие положения вызывают соответствующие пережива­ния в душе человека — глубокие Опасения и страдания, сильную взволнованность и напряженность. Эти пережи­вания или ослабляются сознанием своей правоты и ре­шимостью бороться, или Приводят к безнадежности и отчаянию.

Сказал он торопливо.

Literatura-ege. ru

07.04.2017 2:12:38

2017-04-07 02:12:38

Источники:

Http://literatura-ege. ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD-23/

ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Он и она. Материал к сочинению. Аргумент. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». » /> » /> .keyword { color: red; } Темные аллеи егэ литература

ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Он и она. Материал к сочинению. Аргумент. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи»

ЕГЭ-2020. Литература. Сочинение в декабре. Он и она. Материал к сочинению. Аргумент. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи».

тёмные аллеи

Любовь. Удивительное чувство, которое испытывает человек. Любовь делает его счастливым, вдохновляет на совершение порой немыслимых поступков, придаёт силы и уверенности, делает сильным. Как не пропустить это чувство, заметить, понять, что оно – навсегда, на всю жизнь, что оно является самым важным в жизни? К сожалению, не каждому дано такое понимание. Ошибка порой стоит счастья всей жизни.

Герой новеллы А. Бунина «Тёмные аллеи» Николай Алексеевич в молодости считал, что жизнь так длинна, что впереди ещё столько любви, что не понял, как важна была встреча в деревне с Надеждой. Крепостная крестьянка вызвала интерес в нём, определённые эмоции, но он даже и не думал связывать свою жизнь с ней. Мимолётное увлечение – не более. Именно так представлял в молодости герой отношения с Надеждой и быстро забыл обо всём. Однако именно эти чувства были в его жизни настоящими, искренними, именно они были залогом его счастья. Поздно понял герой об этом, только перешагнув своё шестидесятилетие. А жизнь-то почти прожита. Семейные отношения не сложились, взаимопонимания ни с женой («изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя»), ни с сыном не было (сын был «без сердца, без чести, без совести».). Не было любви, а значит, и счастья.

Какой сильной по сравнению с героем выглядит Надежда! Она сумела встать на ноги, освободиться от крепостной зависимости, стать хозяйкой постоялого двора. Дела у неё идут хорошо. Героиня способна на сильное чувство. Пусть её любовь к Николаю безответна, но она согревает её душу, воспоминания о счастливых минутах наполняют смыслом жизнь. Была у неё любовь, была и есть! А это главное. Даже Николая Алексеевича поразило то, что Надежда через всю жизнь пронесла любовь к нему: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!». «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила»,- отвечает ему женщина, и это была правда. Хотя Надежда так и не простила героя, его предательства (…простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»). А её любимый даже в момент последней встречи оказался слабым, словно сбегал с постоялого двора, сославшись на спешку – больно ему было принять случившееся, осознать до конца, что во всём виноват только он сам.

Как грустно и безнадежно звучат слова Николая Алексеевич: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни.» В душе каждого человека есть «тёмные аллеи» — такие её уголки, в которые заглядывает лишь он сам. Одним воспоминания, хранящиеся там, приносят радость, хотя с некоторой грустью (как Надежде); другим же – боль от осознания того, что столько пропущено в жизни, не понято, не замечено вовремя, что столько сделано ошибок, а вернуть уже ничего нельзя (как Николаю Алексеевичу).

Любовь нужно беречь, ценить те мгновения, которые приносят радость ЕЙ и ЕМУ.

Оттого-то и простить мне вас нельзя.

Literatura-ege. ru

14.06.2019 22:41:19

2019-06-14 22:41:19

Источники:

Http://literatura-ege. ru/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-2020-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0-%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B2-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B5-%D0%BE-2/

Анализ «Темные аллеи» Бунина И. А 📕 | Экзаменационные сочинения по ЕГЭ » /> » /> .keyword { color: red; } Темные аллеи егэ литература

Анализ «Темные аллеи» Бунина И. А

Анализ «Темные аллеи» Бунина И. А

Рассказ «Темные аллеи» открывает, может быть, самый знаменитый бунинский цикл рассказов, который и получил свое название по этому первому, «заглавному» произведению. Известно, какое значение придавал писатель начальному звуку, первой «ноте» повествования, тембр которой должен был определять всю звуковую палитру произведения. Своеобразным «зачином», создающим особую лирическую атмосферу рассказа, стали строки из стихотворения Н. Огарева «Обыкновенная повесть»:
Была чудесная весна,
Они на берегу сидели,
Во

Цвете лет была она,
Его усы едва чернели.
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея…
Ho, как всегда у Бунина, «звук» неотделим от «изображения». Ему, как он писал в заметках «Происхождение моих рассказов», при начале работы над рассказом представились «какая-то большая дорога, тройка, запряженная в тарантас, и осеннее ненастье». Надо к этому добавить и литературный импульс, который тоже сыграл свою роль: Бунин в качестве такового назвал «Воскресение» Л. Н. Толстого, героев этого романа — молодого Нехлюдова и Катюшу Маслову. Все это вместе соединилось в воображении писателя, и родился рассказ о потерянном счастье, о невозвратимости времени, об утраченных иллюзиях и о власти прошлого над человеком.
Встреча героев, соединенных когда-то в молодости горячим любовным чувством, происходит много лет спустя в самой обыкновенной, пожалуй, даже невзрачной обстановке: в распутицу, на постоялом дворе, лежащем на большом проезжем тракте. Бунин не скупится на «прозаические» детали: «закиданный грязью тарантас», «простые лошади», «подвязанные от слякоти хвосты». Зато портрет приехавшего мужчины дается подробный, явно рассчитайный на то, чтобы вызвать симпатию: «стройный старик-военный», с черными бровями, белыми усами, выбритым подбородком. Его внешность говорит о благородстве, а строгий, но усталый взгляд контрастирует с живостью движений (автор замечает, как он «выкинул» из тарантаса ногу, «взбежал» на крыльцо). Бунин явно хочет подчеркнуть соединение в герое бодрости и зрелости, моложавости и степенности, что очень важно для общего замысла рассказа, замешанного на желании столкнуть прошлое и настоящее, высечь искру воспоминаний, которая осветит ярким светом прошедшее и испепелит, превратит в золу то, что существует сегодня.
Писатель намеренно затягивает экспозицию: из трех с половиной страниц, отданных рассказу, почти страницу занимает «введение». Помимо описания ненастного дня, внешности героя (а заодно и подробной характеристики облика кучера), которая дополняется новыми деталями по мере того, как герой освобождается от верхней одежды, в ней присутствует и подробная характеристика комнаты, где очутился приезжий. Причем рефреном этого описания становится указание на чистоту и опрятность: чистая скатерть на столе, чисто вымытые лавки, недавно побеленная печь, новый образ в углу… Автор делает на этом акцент, поскольку известно, что содержатели русских постоялых дворов и гостиниц аккуратностью не отличались и постоянным признаком этих мест были тараканы да засиженные мухами тусклые оконца. Следовательно, он хочет обратить наше внимание на едва ли не уникальность того, как содержится это заведение его хозяевами, а вернее, как мы узнаем вскоре, его хозяйкой.
Ho герой остается безучастным к окружающей обстановке, хотя позже и отметит чистоту и опрятность. Из его поведения и жестов видно, что он раздражен, устал (Бунин второй раз употребляет эпитет усталый, теперь уже применительно ко всему облику приехавшего офицера), возможно, не очень здоров («бледная худая рука»), настроен враждебно ко всему происходящему («неприязненно» позвал хозяев), рассеян («невнимательно» отвечает на вопросы появившейся хозяйки). И только неожиданное обращение к нему этой женщины: «Николай Алексеевич», — заставляет его будто очнуться. Ведь до этого он задавал ей вопросы чисто механически, не вдумываясь, хотя и успел окинуть взором ее фигуру, отметить округлые плечи, легкие ноги в поношенных татарских туфлях.
Сам автор как бы в дополнение к «невидящему» взгляду героя дает гораздо более остро-выразительный, неожиданный, сочный портрет вошедшей: не очень молодая, но еще красивая, похожая на цыганку, полная, но не отяжелевшая женщина. Бунин намеренно прибегает к натуралистическим, почти антиэстетичным деталям: большие груди, треугольный, как у гусыни, живот. Ho вызывающий антиэстетизм изображения «снимается»: груди спрятаны под красной кофточкой (уменьшительно-ласкательный суффикс призван передать ощущение легкости), а живот скрадывает черная юбка. В целом же сочетание черного и красного в одежде, пушок над губой (признак страстности), зооморфное сравнение нацелены на акцентировку плотского, земного начала в героине.
Однако именно она явит собой — в чем мы убедимся чуть позже — начало духовное в противовес тому приземленному существованию, которое, сам того не осознавая, влачит герой, не вдумываясь и не вглядываясь в свое прошлое. Поэтому именно она — первая! — узнает его. Недаром она «все время пытливо смотрела на него, слегка щурясь», а он вглядится в нее только после того, как она обратится к нему по имени и отчеству. Она — а не он — назовет точную цифру, когда речь зайдет о годах, которые они не виделись: не тридцать пять, а тридцать. Она скажет, сколько ему лет сейчас. Значит, ею все скрупулезно подсчитано, значит, каждый год оставлял зарубку в памяти! И это в то время, как именно ему следовало бы никогда не забывать о том, что их связывало, ибо в прошлом у него — ни много ни мало — непорядочный поступок, впрочем, совершенно обычный по тем временам, — забава с крепостной девушкой при посещении усадьбы друзей, внезапный отъезд…
В скупом диалоге между Надеждой (так зовут хозяйку постоялого двора) и Николаем Алексеевичем восстанавливаются подробности этой истории. А самое главное — различное отношение героев к прошлому. Если для Николая Алексеевича все, что случилось, — «история пошлая, обыкновенная» (впрочем, и все в своей жизни он готов подвести под эту мерку, будто бы снимающую с человека груз ответственности за свои поступки), то для Надежды ее любовь стала и великим испытанием, и великим событием, единственным по значимости в ее жизни. «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было», — скажет она.
Для Николая Алексеевича любовь крепостной была только одним из эпизодов его жизни (об этом ему прямо заявляет Надежда: «Для вас словно ничего и не было»). Она же несколько раз «хотела руки на себя наложить», никогда при необыкновенной красоте своей не вышла замуж, так и не сумев забыть свою первую любовь. Поэтому и опровергает она заявление Николая Алексеевича о том, что «с годами все проходит» (он, словно пытаясь убедить себя в этом, повторяет формулу, что «все проходит», несколько раз: ведь ему очень хочется отмахнуться от прошлого, представить все мало значащим событием), словами: «Все проходит, да не все забывается». И их она произнесет с непоколебимой уверенностью. Впрочем, Бунин почти нигде не комментирует ее слов, ограничиваясь односложными «ответила», «подошла», «приостановилась». Только однажды проскользнет у него указание на «недобрую улыбку», с которой Надежда произносит фразу, обращенную к ее соблазнителю: «Все стихи мне изволили читать про всякие «темные аллеи»».
Так же скуп писатель и на «исторические подробности». Только из слов героини произведения: «Мне господа вскоре после вас вольную дали», — да из упоминания о наружности героя, имевшей «сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования», мы можем составить себе представление, что действие рассказа происходит, по-видимому, в 60-е или 70-е годы XIX в.
Зато необыкновенно щедр Бунин оказывается на комментирование состояния Николая Алексеевича, для которого встреча с Надеждой становится встречей и со своим прошлым, и со своей совестью. Писатель являет здесь собой «тайного психолога» во всем блеске, давая понять через жесты, интонацию голоса, поведение героя, что происходит у него в душе. Если поначалу единственное, что заинтересовывает на постоялом дворе приезжего, — это то, что «из-за печной заслонки сладко пахло щами» (Бунин даже добавляет такую подробность: чувствовался запах «разварившейся капусты, говядины и лаврового листа», — из чего можно заключить, что постоялец явно голоден), то при встрече с Надеждой, при узнавании ее, при дальнейшем разговоре с ней с него вмиг слетают усталость и рассеянность, он начинает выглядеть суетливым, обеспокоенным, много и бестолково говорящим («забормотал», «скороговоркой прибавил», «торопливо сказал»), что составляет резкий контраст со спокойной величавостью Надежды. Бунин трижды указывает на реакцию смущения Николая Алексеевича: «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел», «остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить», «покраснел до слез»; подчеркивает его недовольство собой резкими сменами положения: «решительно заходил по комнате», «нахмурясь, опять зашагал», «остановясь, болезненно усмехнулся».
Все это свидетельствует о том, какой непростой, болезненный процесс происходит в нем. Ho поначалу у него в памяти не всплывает ничего, кроме божественной красоты молодой девушки («Как хороша ты была!… Какой стан, какие глаза!… Как на тебя все заглядывались») и романтической обстановки их сближения, и он склонен отмахнуться от услышанного, надеясь перевести разговор если не в шутку, то в русло «кто старое помянет, тому…» Однако после того, как он услышал, что Надежда никогда не смогла простить его, потому что нельзя прощать того, кто отнял самое дорогое — душу, кто ее умертвил, он словно бы прозревает. Особенно его, по-видимому, потрясает то, что она для объяснения своего ощущения прибегает к поговорке (очевидно, особенно любимой Буниным, уже однажды им использованной в повести «Деревня») «мертвых с погоста не носят». Это означает, что она чувствует себя умершей, что так и не ожила после тех счастливых весенних дней и что для нее, познавшей великую силу любви — недаром на его вопрос-восклицание: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» — она твердо отвечает: «Значит, могла. Сколько ни проходило времени, все одним жила», — нет возврата к жизни обычных людей. Ее любовь оказалась не просто сильнее смерти, а сильнее той жизни, которая наступила после случившегося и которую ей, как христианке, надо было продолжать, несмотря ни на что.
А что это за жизнь, мы узнаем из нескольких реплик, которыми обмениваются покидающий краткий приют Николай Алексеевич и кучер Клим, рассказывающий, что у содержательницы постоялого двора «ума палата», что она «богатеет», потому что «деньги в рост дает», что она «крута», но «справедлива», а значит, пользуется и уважением, и почетом. Ho мы-то понимаем, сколь мелка и ничтожна для нее, полюбившей раз и навсегда, вся эта меркантильная мельтешня, насколько она несоотносима с тем, что делается у нее в душе. Для Надежды ее любовь — от Бога. Недаром она говорит: «Что кому Бог дает… Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Поэтому-то и ее неготовность к прощению, в то время как Николай Алексеевич очень хочет и надеется, что Бог его простит, а уж тем более простит Надежда, ибо, по всем меркам, не такой уж великий грех он совершил, не осуждается автором. Хотя такая максималистская позиция идет вразрез с христианским вероучением. Ho, по Бунину, преступление против любви, против памяти — гораздо более тяжкое, чем грех «злопамятства». И как раз память о любви, о прошлом, по его убеждению, оправдывает многое.
И то, что постепенно в сознании героя пробуждается истинное понимание произошедшего, говорит в его пользу. Ведь поначалу сказанные им слова: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни», — и поступок — поцеловал у Надежды руку на прощание — не вызывают у него ничего, кроме стыда, и даже больше — стыда этого стыда, воспринимаются им как фальшивые, показные. Ho потом он начинает понимать, что вырвавшееся случайно, второпях, может быть, даже для красного словца, и есть самый подлинный «диагноз» прошлого. Его внутренний диалог, отражающий колебания и сомнения: «Разве неправда, что она дала мне лучшие минуты жизни?» — завершается непоколебимым: «Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные». Ho тут же — и здесь Бунин выступает как реалист, который не верит в романтические преображения и раскаяния, — другой, отрезвляющий голос подсказывал ему, что все эти размышления «вздор», что иначе он поступить не мог, что ни тогда нельзя было ничего исправить, ни теперь.
Так Бунин в самом первом рассказе цикла дает представление о той недостижимой высоте, на которую способен подняться самый обыкновенный человек в случае, если его жизнь озарена пусть и трагической, но любовью. И короткие мгновения этой любви способны «перевесить» все материальные выгоды будущего благосостояния, все утехи любовных увлечений, не поднимающихся над уровнем обычных интрижек, вообще всю последующую жизнь с ее взлетами и падениями.
Бунин рисует тончайшие переливы состояний героев, опираясь на звуковое «эхо», созвучие фраз, которые рождаются, часто помимо смысла, в ответ на произнесенные слова. Так, слова кучера Клима о том, что если не отдашь Надежде деньги вовремя, то «пеняй на себя», отзываются, словно эхолалия, произнесением их вслух Николаем Алексеевичем: «Да, да, пеняй на себя». А потом в его душе они продолжат звучать как «распинающие» его слова. «Да, пеняй на себя», — думает он, понимая, что за вина лежит на нем. И созданная автором, вложенная им в уста героини гениальная формула: «Все проходит, да не все забывается», — рождена в ответ на фразу Николая Алексеевича: «Все проходит. Все забывается», — ранее будто бы находящую подтверждение в цитате из книги Иова — «как о воде протекшей будешь вспоминать». И еще не раз на протяжении рассказа будут возникать слова, отсылающие нас к прошлому, к памяти: «С годами все проходит»; «молодость у всякого проходит»; «я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как»; «помнишь, как на тебя все заглядывались», «как же можно такое забыть», «ну да что вспоминать». Эти перекликающиеся фразы словно бы ткут ковер, на котором будет навечно запечатлена бунинская формула о всемогуществе памяти.
Невозможно не уловить явного сходства этого рассказа с тургеневской «Асей». Как мы помним, и там герой в конце пытается убедить себя, что «судьба хорошо распорядилась, не соединив его с Асей». Он утешает себя мыслью, что «вероятно, не был бы счастлив с такою женой». Казалось бы, ситуации схожи: и там и здесь мысль о мезальянсе, т. е. возможность женитьбы на женщине более низкого сословия, изначально отвергается. Ho каков результат этого, казалось бы, с точки зрения принятых в обществе установок правильного решения? Герой «Аси» оказался осужденным навсегда оставаться «бессемейным бобылем», влачащим «скучные» годы полнейшего одиночества. У него все в прошлом.
У Николая Алексеевича из «Темных аллей» жизнь сложилась иначе: он достиг положения в обществе, окружен семейством, у него жена и дети. Правда, как он признается Надежде, никогда не был счастлив: жена, которую он любил «без памяти», изменила и бросила его, сын, на которого возлагались большие надежды, оказался «негодяем, мотом, наглецом без сердца, без чести, без совести…». Конечно, можно предположить, что Николай Алексеевич несколько преувеличивает свое ощущение горечи, свои переживания, чтобы как-то загладить свою вину перед Надеждой, чтобы ей не было так больно осознавать разницу их состояний, различную оценку прошлого. Тем более что в конце рассказа, когда он пытается «извлечь урок» из неожиданной встречи, подвести итог прожитому, он, размышляя, приходит к выводу, что все равно невозможно было бы представить Надежду хозяйкой его петербургского дома, матерью его детей. Следовательно, мы понимаем, что и жена к нему, видимо, вернулась, и кроме подлеца сына есть другие дети. Ho почему же в таком случае он так изначально раздражен, желчен, сумрачен, почему у него строгий и одновременно усталый взгляд? Почему этот взгляд «вопрошающий»? Может быть, это подсознательное стремление все же дать себе отчет в том, как он живет? И почему он недоуменно покачивает головой, как бы отгоняя от себя сомнения… Да все потому, что встреча с Надеждой ярко осветила его прошлую жизнь. И ему стало ясно, что никогда не было в его жизни ничего лучше тех, «истинно волшебных», минут, когда «шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея», когда он горячо любил страстную Надежду, а она безоглядно отдавалась ему со всей безоглядностью молодости.
И герой тургеневской «Аси» не может вспомнить ничего ярче того «жгучего, нежного, глубокого чувства», которым одарила его ребячливая и не по годам серьезная девушка…
У них обоих от прошлого остались только «цветы воспоминаний» — высохший цветок герани, брошенный из окна Асей, алый шиповник из огаревского стихотворения, сопровождавший любовную историю Николая Алексеевича и Надежды. Только для последней — это цветок, нанесший своими шипами незаживающие раны.
Так вслед за Тургеневым Бунин рисует величие женской души, способной любить и помнить, в отличие от мужской, отягощенной сомнениями, опутанной мелочными пристрастиями, подчиненной социальным условностям. Так уже первый рассказ цикла закрепляет ведущие мотивы позднего бунинского творчества — памяти, всевластия прошлого, значимости единственного мгновения по сравнению с унылой чередой буден.

Анализ Темные аллеи Бунина И.

Ege-essay. ru

09.09.2017 19:09:59

2017-09-09 19:09:59

Источники:

Https://ege-essay. ru/analiz-temnye-allei-bunina-i-a/

Задание 8

В чём состоит драматизм приведённого эпизода из рассказа И. А. Бунина?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

— Добро пожаловать, ваше превосходительство, — сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно ответил:

— Самовар. Хозяйка тут или служишь?

— Хозяйка, ваше превосходительство.

— Сама, значит, держишь?

— Так точно. Сама.

— Что ж так? Вдова, что ли, что сама ведёшь дело?

— Не вдова, ваше превосходительство, а надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

— Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел.

— Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

— Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

— Боже мой, Боже мой, — сказал он, садясь на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать пять?

— Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

— Вроде этого… Боже мой, как странно!

— Что странно, сударь?

— Но всё, всё… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить:

— Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

— Мне господа вскоре после вас вольную дали.

— А где жила потом?

— Долго рассказывать, сударь.

— Замужем, говоришь, не была?

— Нет, не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять зашагал.

— Всё проходит, мой друг, — забормотал он. — Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать».

— Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся…

(И. А. Бунин, «Тёмные аллеи»)

Пояснение.

Генерал Николай Алексеевич, уже старик, приезжает на почтовую станцию и встречает здесь свою возлюбленную, которую не видел около 35 лет. Надежду он узнает не сразу. Теперь она — хозяйка постоялого двора, в котором однажды произошла их первая встреча. Герой выясняет, что все это время она любила лишь его. В свое время сословные предрассудки помешали соединить судьбу будущему генералу с простолюдинкой. Но любовь из сердца главного героя не ушла и мешала стать счастливым с другой женщиной, воспитать достойно сына, продолжала его любить и Надежда. Драматизм приведённого эпизода в том, что ничего нельзя исправить, ничего нельзя возвратить и «переписать набело».


Задание 1 

Укажите род литературы, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся
про­из­ве­де­ние И. А. Бу­ни­на «Тёмные аллеи».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент
произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

— Добро пожаловать, ваше превосходительство,
— сказала она. — Покушать изволите или самовар прикажете?

Приезжий мельком глянул на её округлые
плечи и на лёгкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто,
невнимательно ответил:

— Самовар. Хозяйка тут или служишь?

— Хозяйка, ваше превосходительство.

— Сама, значит, держишь?

— Так точно. Сама.

— Что ж так? Вдова, что ли, что сама
ведёшь дело?

— Не вдова, ваше превосходительство, а
надо же чем-нибудь жить. И хозяйствовать я люблю.

— Так, так. Это хорошо. И как чисто,
приятно у тебя.

Женщина всё время пытливо смотрела на
него, слегка щурясь.

— И чистоту люблю, — ответила она. — Ведь
при господах выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.

Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и
покраснел.

— Надежда! Ты? — сказал он торопливо.

— Я, Николай Алексеевич, — ответила она.

— Боже мой, Боже мой, — сказал он, садясь
на лавку и в упор глядя на неё. — Кто бы мог подумать! Сколько лет мы не
видались? Лет тридцать пять?

— Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас
сорок восемь, а вам под шестьдесят, думаю?

— Вроде этого… Боже мой, как странно!

— Что странно, сударь?

— Но всё, всё… Как ты не понимаешь!

Усталость и рассеянность его исчезли, он
встал и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и,
краснея сквозь седину, стал говорить:

— Ничего не знаю о тебе с тех самых пор.
Как ты сюда попала? Почему не осталась при господах?

— Мне господа вскоре после вас вольную
дали.

— А где жила потом?

— Долго рассказывать, сударь.

— Замужем, говоришь, не была?

— Нет, не была.

— Почему? При такой красоте, которую ты
имела?

— Не могла я этого сделать.

— Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?

— Что ж тут объяснять. Небось, помните,
как я вас любила.

Он покраснел до слёз и, нахмурясь, опять
зашагал.

— Всё проходит, мой друг, — забормотал он.
— Любовь, молодость — всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё
проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь
вспоминать».

— Что кому Бог даёт, Николай Алексеевич.
Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело.

Он поднял голову и, остановясь, болезненно
усмехнулся…

(И. А. Бунин, «Тёмные
аллеи»
)

Задание 2 

В приведённом фраг­мен­те рас­ска­за герои
об­ме­ни­ва­ют­ся репликами. Как на­зы­ва­ет­ся дан­ный вид ху­до­же­ствен­ной
речи?

Задание 3 

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся
спо­соб изоб­ра­же­ния внутренней, ду­шев­ной жизни пер­со­на­жа («Он по­крас­нел
до слёз и, нахмурясь, опять зашагал»).

Задание 4 

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми
про­из­ве­де­ний И.А. Бунина, свя­зан­ны­ми с лю­бов­ной темой, и со­от­вет­ству­ю­щи­ми
на­зва­ни­я­ми произведений. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те
со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми
в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А)
Она

1)
«Лёгкое дыхание»

Б)
Дочь
богача                            

2)
«Лапти»

В)
Оля Мещерская

3)
«Чистый понедельник»

4)
«Господин из Сан-Франциско»

Задание

В приведённом фраг­мен­те герои по-разному
оце­ни­ва­ют место любви в жизни человека. Каким тер­ми­ном обо­зна­ча­ет­ся
про­ти­во­по­став­ле­ние раз­лич­ных жиз­нен­ных яв­ле­ний в ху­до­же­ствен­ном
произведении?


Задание 6 

Как на­зы­ва­ет­ся ху­до­же­ствен­ный
приём, ос­но­ван­ный на упо­треб­ле­нии оди­на­ко­вых слов во фразе («Но всё,
всё… Как ты не понимаешь!»)?


Задание 7 

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, в ос­но­ве
ко­то­ро­го лежит объ­ек­тив­ный взгляд на дей­стви­тель­ность и прин­ци­пы ко­то­ро­го
во­пло­ще­ны в «Тёмных аллеях».

Задание 8 

В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого
эпи­зо­да из рас­ска­за И. А. Бунина?

Задание 9 

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры
изоб­ра­же­ны лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить
с «Тёмными аллеями»?

Задание 10 

Укажите те­ма­ти­че­скую раз­но­вид­ность
лирики, к ко­то­рой от­но­сит­ся приведённое стихотворение.

Задание 11 

«Есть имена и есть такие
даты…» Какой приём ис­поль­зо­ван в пер­вой стро­ке стихотворения?

Задание 12 

В сло­во­со­че­та­нии «славословья му­зы­кою
громкой» ис­поль­зо­ва­но сред­ство ху­до­же­ствен­ной выразительности, в ос­но­ве
ко­то­ро­го — пе­ре­нос свойств одних пред­ме­тов и яв­ле­ний на другие. Как
оно называется?

Задание 13 

Укажите термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ют­ся
об­раз­ные определения, яв­ля­ю­щи­е­ся ча­стью ав­тор­ской си­сте­мы
изобразительно-выразительных средств (например, «их па­мя­ти святой»).

Задание 14 

Каким раз­ме­ром на­пи­са­но сти­хо­тво­ре­ние
А. Т. Твар­дов­ско­го «…Есть имена и есть такие даты…»?

Задание 15 

В чём ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния
видит вину сво­е­го поколения?

Задание 16 

Чем близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твар­дов­ско­го
про­из­ве­де­ния рус­ских поэтов, об­ра­щав­ших­ся к теме ис­то­ри­че­ской
памяти?

Задание 17  

Для выполнения задания выберите только
ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на
эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение
оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и
многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом
элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо
проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств,
важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых
ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво,
соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Какие «чувства добрые» стре­мил­ся
про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей лирикой?

С17.2. Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не
«Война и мир» от­ве­ча­ет на вопрос: «Какая сила управ­ля­ет всем?»

С17.3. Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет
в че­ло­ве­ке Горький-романтик? (По рас­ска­зу М. Горь­ко­го «Старуха
Изергиль».)

С17.4. Тема любви в поэзии серебряного
века (на примере произведений двух-трёх авторов).

ОТВЕТЫ

1

эпос

2

диалог

3

психологизм

4

341

5

антитеза

6

повтор

7

реализм

10

патриотическая

11

повтор

12

метафора

13

эпитет

14

ямб

В чём со­сто­ит дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да из рас­ска­за
И. А. Бунина?

Генерал Ни­ко­лай Алексеевич, уже старик, при­ез­жа­ет на поч­то­вую
станцию и встре­ча­ет здесь свою возлюбленную, ко­то­рую не видел около 35 лет.
На­деж­ду он узна­ет не сразу. Те­перь она — хо­зяй­ка постоялого двора, в ко­то­ром
однажды про­изо­шла их пер­вая встреча. Герой выясняет, что все это время она
лю­би­ла лишь его. В свое время со­слов­ные предрассудки по­ме­ша­ли соединить
судь­бу будущему ге­не­ра­лу с простолюдинкой. Но лю­бовь из серд­ца главного
героя не ушла и ме­ша­ла стать счаст­ли­вым с дру­гой женщиной, вос­пи­тать
достойно сына, про­дол­жа­ла его лю­бить и Надежда. Дра­ма­тизм приведённого
эпи­зо­да в том, что ни­че­го нельзя исправить, ни­че­го нельзя воз­вра­тить и
«переписать набело».

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны
лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Тёмными
аллеями»?

Любовные
драмы изоб­ра­же­ны в ро­ма­не Пушкина «Евгений Онегин», ро­ма­не Лермонтова
«Герой на­ше­го времени». Эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Темными
аллеями».

Генерал Ни­ко­лай
Алексеевич, уже старик, при­ез­жа­ет на поч­то­вую стан­цию и встре­ча­ет здесь
свою возлюбленную, ко­то­рую не видел около 35 лет. В свое время со­слов­ные
пред­рас­суд­ки по­ме­ша­ли со­еди­нить судь­бу бу­ду­ще­му ге­не­ра­лу с
простолюдинкой. Но лю­бовь из серд­ца глав­но­го героя не ушла и ме­ша­ла стать
счаст­ли­вым с дру­гой женщиной, вос­пи­тать до­стой­но сына, про­дол­жа­ла его
лю­бить и Надежда. Дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да в том, что ни­че­го нель­зя
исправить, ни­че­го нель­зя воз­вра­тить и «переписать набело».

В ро­ма­не
М. Ю. Лер­мон­то­ва трагичны от­но­ше­ния Печорина с Верой. Эта жен­щи­на
поняла Пе­чо­ри­на полностью и при­ня­ла его целиком. Хотя ее любовь, глу­бо­кая
и серьезная, при­нес­ла Вере одни лишь страдания.

А что же
Печорин? Он любит Веру, как умеет, как поз­во­ля­ет ему его ис­ка­ле­чен­ная
душа. Но сча­стье недоступно для него, он не­сча­стен сам и де­ла­ет несчастной
свою возлюбленную.

В чём ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния видит вину сво­е­го
поколения?

В
стихотворении «Есть имена и есть такие даты» поднята проблема исторической
памяти и ответственности новых поколений за сохранение своей истории.
Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения
перед ними. Объек­тивно такой вины не существует, но герой судит себя высшим
судом — судом духовным. Это человек большой совести, чес­тности, болеющий душой
за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может наслаждаться
кра­сотой природы, радоваться праздникам, трудиться в будни. А погибших уже не
воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них
вечна, бессмерт­на. И она должна быть достойной героев. Тут не нужны гром­кие
фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому мы
обязаны жизнью, и тогда

И в наших
будут жить они по­том­ках,

Что,
может, нас оста­вят за чер­той.

Чем близ­ки сти­хо­тво­ре­нию А. Т. Твар­дов­ско­го про­из­ве­де­ния
рус­ских поэтов, об­ра­щав­ших­ся к теме ис­то­ри­че­ской памяти?

    Поэт —
это тот, кто сопрягает, со­еди­ня­ет да­ле­ко от­сто­я­щие во вре­ме­ни со­бы­тия
и судь­бы живой тка­нью твор­че­ско­го духа. Так рож­да­ет­ся ощу­ще­ние ис­то­ри­че­ской
памяти, по­сти­га­ю­щей бег времени. Об этом пишет Твардовский.

Бег вре­ме­ни
— глав­ный сим­вол ах­ма­тов­ской по­э­зии — че­ре­да раз­ру­ше­ний и
восстановлений. Чем безвыходнее, раз­ру­ши­тель­нее и гу­би­тель­нее ситуация,
скла­ды­ва­ю­ща­я­ся во времени, тем вла­сти­тель­нее мощь по­э­ти­че­ско­го
слова, эту си­ту­а­цию пре­одо­ле­ва­ю­ще­го и со­хра­ня­ю­ще­го прошлое:

Этой ивы
листы в де­вят­на­дца­том веке увяли,

Чтобы в
строч­ке стиха се­реб­рить­ся све­жее стократ,

Одичалые
розы пур­пур­ным ши­пов­ни­ком стали,

А ли­цей­ские
гимны все так же за­здрав­но звучат.

Поэтическое
слово у А. Ах­ма­то­вой и есть во­пло­ще­ние памяти. Стихи — это живая связь
вре­мен и пре­одо­ле­ние ис­то­ри­че­ских переломов.

С17.1.
Какие «чувства добрые» стре­мил­ся про­бу­дить А. С. Пуш­кин своей лирикой?

О чем бы
ни писал поэт: о друж­бе или любви, об иде­а­лах сво­бо­ды или ис­то­ри­че­ских
событиях, о при­ро­де или фи­ло­соф­ских проблемах, — всюду мы видим пре­жде
всего гуманиста, человека, стре­мя­ще­го­ся про­бу­дить в чи­та­те­лях «чувства
добрые». В со­чи­не­нии сле­ду­ет оста­но­вить­ся на ос­нов­ных мо­ти­вах ли­ри­ки
поэта: дружба, любовь, вольнолюбие, Ро­ди­на и слу­же­ние ей — и от­ве­тить на
во­прос «Чему учит нас поэт, рас­кры­вая эти темы в своем творчестве?» В свое­об­раз­ном
по­э­ти­че­ском за­ве­ща­нии «Памятник», на­пи­сан­ном Пуш­ки­ным за не­сколь­ко
ме­ся­цев до тра­ги­че­ской гибели, поэт огля­ды­ва­ет­ся на прой­ден­ный твор­че­ский
путь и пы­та­ет­ся определить, в чем ис­тин­ное до­сто­ин­ство его поэзии. Не
кра­со­та слова или глу­би­на со­дер­жа­ния ви­дят­ся ему наи­бо­лее важными, а
имен­но гу­ман­ность и вольнолюбие:

И долго
буду тем лю­бе­зен я народу,

Что чув­ства
доб­рые я лирой пробуждал,

Что в мой
же­сто­кий век вос­сла­вил я сво­бо­ду

И ми­лость
к пад­шим призывал.

С17.2.
Как Л. H. Тол­стой в ро­ма­не «Война и мир» от­ве­ча­ет на вопрос: «Какая сила
управ­ля­ет всем?»

В ро­ма­не
Л. Н. Тол­сто­го «Война и мир» за­тро­ну­ты важ­ные вопросы, ин­те­ре­со­вав­шие
в то время рус­ское общество. Один из них — взгляд на историю. Кто управ­ля­ет
ей? Тол­стой стре­мил­ся от­ве­тить на этот во­прос своим романом. Итак, какая
же сила дви­жет народами? Тол­стой спо­рит в «Войне и мире» с рас­про­стра­нен­ной
точ­кой зре­ния о зна­чи­мо­сти от­дель­ной ис­то­ри­че­ской личности. Он
утверждает, что ход ис­то­рии опре­де­ля­ет­ся свыше и за­ви­сит от совпадения.
Каж­дый че­ло­век дей­ству­ет по какой-то внут­рен­ней силе, и ни­ко­му не дано
по­нять это. Более того; если кому-то и уда­ет­ся по­стичь тайну провидения, то
это не ис­клю­чи­тель­ная личность, а на­род­ная жизнь в целом. Она ока­зы­ва­ет­ся
наи­бо­лее чут­ким организмом, от­кли­ка­ю­щим­ся на скры­тый смысл ис­то­ри­че­ско­го
движения. Роль ве­ли­ких людей в ис­то­рии — это уме­ние при­слу­шать­ся к мне­нию
большинства, к на­род­ной жизни.

С17.3.
Что осуж­да­ет и что про­слав­ля­ет в че­ло­ве­ке Горький-романтик? (По рас­ска­зу
М. Горь­ко­го «Старуха Изергиль».)

Характеры
ге­ро­ев ран­них рас­ска­зов М. Горького, к числу ко­то­рых при­над­ле­жит и
«Старуха Изергиль», воз­вра­ща­ют чи­та­те­ля к ро­ман­ти­че­ской традиции. Это
люди незаурядные, смелые, вольные, вы­рвав­ши­е­ся из−под вла­сти своей среды,
об­ще­при­ня­тых иде­а­лов и ценностей. В рас­ска­зе три истории: ле­ген­да о
Ларре, ле­ген­да о Данко, рас­сказ о жизни самой Изергиль. Образ Изер­гиль
привлекателен, не­смот­ря на то, что «время со­гну­ло её пополам, чёрные
когда-то глаза были туск­лы и слезились», в го­ло­се ее по−прежнему зву­чит
стрем­ле­ние к воль­ной жизни, к без­удерж­ным страстям, любви. Но жизнь свою
она про­жи­ла толь­ко для себя, ее сво­бо­да эгоистическая. «Гордый» Ларра —
выс­шее про­яв­ле­ние эгоизма. По­это­му им про­ти­во­по­став­лен по−настоящему
гор­дый и силь­ный Данко, для ко­то­ро­го смыс­лом жизни яв­ля­ет­ся слу­же­ние
людям.

С17.4.
Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх
авторов).

Тема любви
в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь,
любовь как испытание — лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворении
Ахматовой «Сегодня мне письма не принесли» любовь для героини — это глоток
свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь. Подобные переживания
раскрываются в стихотворениях М. Цветаевой: «Вчера еще в глаза глядел», «Вот
опять окно», «Мне нравится, что вы больны не мной». В поэзии А. Блока тема
любви звучит в стихотворениях: «О да, любовь вольна, как птица», «О доблестях,
о подвигах, о славе» и других.

Иван Бунин Темные аллеи

Сборник рассказов «Тёмные аллеи» И.А. Бунин написал вдали от родины, находясь во Франции и переживая о последствиях Октябрьской революции и тяжёлых годах Первой мировой войны. Произведения, входящие в этот цикл, наполнены мотивами трагической судьбы человека, неизбежности событий и тоски по родному краю. Центральная тема сборника рассказов «Тёмные аллеи» – это любовь, которая оказывается тесно связанной со страданием и роковым исходом.

Центральным в понимании замысла писателя является одноимённый рассказ сборника «Тёмные аллеи». Он был написан в 1938 году под влиянием стихотворения Н.П. Огарёва «Обыкновенная повесть», где как раз и употребляется образ тёмных аллей, а также философских мыслей Л.Н. Толстого о том, что счастье в жизни недосягаемо, а человек улавливает лишь его «зарницы», которые нужно ценить.

Анализ произведения И.А. Бунина «Тёмные аллеи»

В основе сюжета произведения – встреча двух уже пожилых людей после многолетней разлуки. Если быть точными, то в рассказе говорится о 35 годах с последнего расставания. Николай Алексеевич приезжает на постоялый двор, где его встречает хозяйка Надежда. Женщина называет героя по имени, и он узнаёт в ней свою бывшую возлюбленную.

С тех пор прошла целая жизнь, которую любимым суждено было провести раздельно. Всё дело в том, что Николай Алексеевич в молодости оставил красавицу-горничную, получившую затем вольную от помещика и ставшую хозяйкой постоялого двора. Встреча двух героев поднимает внутри их целую бурю чувств, размышлений и переживаний. Однако прошлого не вернуть и Николай Алексеевич уезжает, представляя то, как могла сложиться жизнь иначе, если бы он не пренебрёг чувствами Надежды. Он уверен, что был бы счастлив, размышляет о том, как она стала бы его женой, матерью детей и хозяйкой дома в Петербурге. Правда, всё это так и останется несбыточными мечтами героя.

Таким образом, в рассказе «Тёмные аллеи» три главных сюжетных момента:

  • Остановка героя на постоялом дворе
  • Встреча бывших возлюбленных
  • Размышления в пути после произошедшего

Первая часть произведения – это эпизод до узнавания героями друг друга. Здесь преобладает портретная характеристика персонажей. Значимо именно социальное различие между людьми. К примеру, Надежда обращается к приезжему «ваше превосходительство», а вот герой позволяет себе «Эй, кто там».

Анализ произведения И.А. Бунина

Основополагающий момент – это встреча, которая знаменует вторую часть сюжета. Здесь мы видим описание чувств, эмоций и переживаний. Социальные границы отброшены, что позволяет лучше узнать действующих лиц, противопоставить их мысли. Встреча с Надеждой для героя – это рандеву со своей совестью. Читатель понимает, что она сохранила внутреннюю цельность. Николай Алексеевич, напротив, ощущает свою жизнь бесполезной, бесцельной, видит только её обыкновенность и пошлость.

Третья часть рассказа – это непосредственно отъезд и разговор с ямщиком. Для героя важны социальные границы, которыми он не может пренебречь даже ради высоких чувств. Николай Алексеевич стыдится своих слов и откровений, жалеет о том, что поцеловал руку содержательницы постоялого двора и бывшей возлюбленной.

Такая структура сюжета даёт возможность представить любовь и былые чувства как вспышку, неожиданно озарившую обыденную и наскучившую самому себе жизнь Николая Алексеевича. Рассказ, построенный на воспоминаниях героя, – это художественный приём, который позволяет автору поведать о привычных вещах более волнующе и произвести на читателя дополнительное впечатление.

В тексте произведения не встречается поучительных интонаций, осуждения действий героев или, наоборот, проявления жалости к ним. Повествование основано на описании чувств и эмоций персонажей, которые открываются читателю и именно ему предстоит дать оценку случившемуся.

Характеристика главных персонажей рассказа «Тёмные аллеи»

В положительном свете предстаёт образ Надежды. Из рассказа мы узнаём о ней не так много, но этого достаточно, чтобы сделать определённые выводы. Героиня – бывшая крепостная, которая теперь является хозяйкой казённой почтовой станции. Состарившись, она продолжает выглядеть красиво, чувствовать себя легко и «не по возрасту». Надежда смогла хорошо устроиться в жизни благодаря своему уму и честности. Кучер в разговоре с Николаем Алексеевичем отмечает, что она «богатеет, деньги в рост даёт», т.е. взаймы. Героине присущи практичность и предприимчивость.

Характеристика главных персонажей рассказа

Ей пришлось пройти через многое. Переживания от поступка Николая Алексеевича были так сильны, что Надежда признаётся – хотела наложить на себя руки. Однако она смогла пережить трудности и стать сильнее.

Женщина продолжает любить, но вот простить предательство любимого ей не удалось. Об этом она смело заявляет Николаю Алексеевичу. Вызывает симпатию читателя мудрость Надежды. Например, на попытки генерала оправдать свой поступок прошлого, она отвечает, что молодость проходит у всякого, а вот любовь никогда. Эти слова героини говорят и о том, что она умеет и может любить по-настоящему, но счастье ей это не приносит.

Образ Николая Алексеевича во многом противопоставлен Надежде. Он дворянин и генерал, представитель высшего света. Сделал хорошую карьеру, но вот в личной жизни герой несчастлив. Жена его бросила, а сын вырос наглецом и бесчестным человеком. Герой выглядит уставшим, тогда как его бывшая возлюбленная полна сил и желания действовать. Он когда-то давно отказался от любви и так не познал её, проведя всю жизнь без счастья и преследуя ложные цели. «Все проходит. Все забывается» – такова позиция героя по отношению к счастью и любви.

Николаю Алексеевичу уже около 60 лет, но при встрече с Надеждой он краснеет как юноша. Военный со стыдом вспоминает то, что бросил свою возлюбленную, но хватает ли у него сил исправить случившееся? Нет. Герой опять выбирает самый простой путь и уезжает.

Духовная слабость персонажа, невозможность различить истинные чувства от «истории пошлой, обыкновенной» обрекают на страдание его самого и Надежду. Николаю Алексеевичу остаётся только одно вспоминать прошлое, свою любовь, которая «дала ему лучшие минуты жизни».

Главная идея рассказа

Главная идея рассказа

Любовь между Надеждой и Николаем Алексеевичем оказывается обречённой, а история их взаимоотношений полна драматизма. Почему всё так произошло? Причин несколько. Это и слабость героя, который оттолкнул любимого человека и не увидел будущее в своих чувствах к ней. Это и роль предрассудков в обществе, исключающих возможность отношений и тем более брака между дворянином и обычной горничной.

Разница во взглядах на любовь также предопределила драматичность судеб героев. Если для Надежды чувства к любимому человеку – это верность себе, движущая сила, окрыляющая и помогающая ей в жизни, то для Николая Алексеевича любовь – это миг, история прошлая. Ирония заключается в том, что именно это мгновение, эта часть жизни, связанная с бывшей возлюбленной, стала самым лучшим моментом за все годы.

Герой не способен понять смысл и силу своих чувств. Его ждёт расплата – ощущение отчуждённости и ненужности. Встретившись с Надеждой, Николаю Алексеевичу удаётся понять причину своей несчастливой судьбы, но он так и не может изменить себя. Его отъезд означает страх и желание спрятаться в границах своего мира.

Биография Ивана Бунина

Также вы можете больше узнать о биографии Ивана Бунина, выдающегося русского писателя, основной темой произведений которого есть образ старой России.

Еще одна известная повесть Ивана Бунина “Митина любовь”, описывающая трагическую безответную любовь молодого человека, впечатлительность которого впоследствии привела его к самоубийству.

В рассказе «Тёмные аллеи» И.А. Бунин говорит о недосягаемости любви, её трагизме, но в то же время и о её силе. Именно любовь помогает Надежде подняться морально и духовно, стать сильнее и продолжать жить несмотря на боль от предательства дорогого ей человека.

Иван Бунин вошёл в историю, прежде всего, как знаменитый русский поэт начала двадцатого века, периода, получившего название «серебряного века» русской литературы. Однако его перу принадлежит и немалое число прозаических произведений, которые занимают далеко не последнее место в золотом фонде русского литературного творчества. Как прозаик, Бунин отметился своим знаменитым сборником «Тёмные аллеи» и одноимённым рассказом, в котором он рассуждал о любви, судьбе и других сложных вещах, из которых и состоит человеческая жизнь. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ по плану. Краткое содержание книги с цитатами Вы найдете здесь.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

История написания рассказа «Темные аллеи» — это интересные факты, которые проливают свет на замысел автора:

  • Рассказ «Тёмные аллеи» создавался Буниным как часть большого сборника рассказов. В этот период своей жизни Бунин жил в эмиграции, покинув Россию после событий семнадцатого года. Разочарование и потерянность писателя, которые он чувствовал после гибели привычного уклада жизни дореволюционной Российской империи, усугублённые непростой жизнью в чужой стране, нашли свой выход на страницах его сборника.
  • К работе над сборником Бунин приступил в 1937 году, а 1938 он написал и рассказ «Тёмные аллеи». Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании «Новая земля». Однако основной пласт работы был завершён только в 1945 году.
  • Эпиграфом к рассказу стала цитата Л.Н. Толстого: «Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь». Каждая книга из цикла посвящена разным граням этого чувства.
  • Во время написания произведения автор страдал от одиночества и нищеты, ведь довоенное и военное время в Европе характеризовалось перебоями с питанием и повышением цен на самые необходимые продукты.

Направление и жанр

Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.

С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.

Композиция

Рассказ делится на три логических части: главный герой приезжает на постоялый двор, ведёт разговор и уезжает.

  1. Первая часть содержит в себе экспозицию, которая показывает нам главных героев и рассказывает предысторию. 
  2. Вторая часть отведена под завязку и кульминацию, герои начинают разговор, вспоминают прошлое, это оживляет в них, казалось бы, давно умершие чувства. 
  3. В третий части происходит развязка, а за ней финал: герои прерывают разговор и прощаются навсегда.

Смысл названия

Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.

Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:

Кругом шиповник алый цвел
Стояла темных лип аллея…

Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.

Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.

Суть: о чём рассказ?

Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.

Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.

Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:

Николай Алексеевич мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд.
Надежда красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека.

Темы

Тематика рассказа «Тёмные аллеи» отражает содержание всего бунинского цикла. Многомудрый Литрекон дополнит этот раздел, если есть необходимость, о которой нужно написать в комментариях:

  1. Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства. 
  2. Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его. 
  3. Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
  4. Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.

  1. Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
  2. Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
  3. Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.  
  4. Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.

Основная идея

Смысл в рассказе «Тёмные аллеи» прослеживается чётко: это тоска Бунина по прошлому, его рассуждения о своей судьбе, судьбе его поколения и судьбе самой России. Его мысли об упущенном счастье, о напрасно прожитой жизни и превратностях жестокой судьбы. Надежда — это отражение всего народного, русского, преданного и нравственно цельного, а Николай — это слабый и малодушный представитель правящего дворянского класса, который в образе возлюбленной бросил Россию, но не стал от этого ни счастливее, ни свободнее. Оказалось, что только она любила и принимала его таким, каков он есть. В образе Надежды Бунин воспел свою родину — терпеливую, кроткую, сильную, но истерзанную, оскорбленную предательством.

Также он показывает нам силу любви и то, как легкомыслие в отношениях может принести вред и самому человеку, и всем, кто его окружает. Главная мысль рассказа «Тёмные аллеи» — предостережение тем, кто все еще идет по темной аллее жизни в поисках счастья: оно, возможно, уже рядом, просто нужно разглядеть и не отпускать его.

Чему учит?

Рассказ «Тёмные аллеи» учит нас тому, как важно не изменять любви, не играть с ней, ведь обманутая любовь порождает отчаяние, ломает душевное здоровье человека, оставляя на его душе болезненную рану. Такова мораль произведения.

«Тёмные аллеи» заставляют нас задуматься о том, способны ли мы повлиять на свою судьбу. Они призывают нас думать о последствии своих поступков, не идти по жизни легкомысленно и эгоистично, ведь однажды наши поступки вернутся к нам в полной мере.

Критика

Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.

Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.

Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:

В этой книге Т.В. Марченко (вслед за Л.В. Пумпянским) полагает, что искусство Бунина (в том числе и позднее) лишь родственно искусству модернизма, но в целом опирается на классику, поскольку стремится предельно точно и интенсивно воскресить (в другом контексте появляется более традиционное «отразить») реальный мир. Три десятилетия Бунин развивает в русской прозе «артистицизм» — направление, связанное с творчеством Г. Флобера, а затем движется параллельно поискам М. Пруста. Некоторые модернистские черты у Бунина наличествуют (прием фрагментарности повествования), а некоторые (ирония или игра) абсолютно чужды поэтике Бунина.

Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.

«Жизнь Арсеньева» использует ряд более ранних текстов, несколько раз перерабатывается в процессе публикации, продолжается или не продолжается. Из набросков ко второму тому романа вырастает замысел «Темных аллей». Но и «Темные аллеи» разворачиваются в бунинском творчестве бесконечно, образуя большой круг рассказов, которые писатель то включает, то не включает в новое потенциальное издание.

Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:

«Темные аллеи» — начало движения Бунина от модернистской манеры письма в сторону усиления рефлексии и литературной игры. В первом «программном» рассказе, открывающем книгу и одноименном ей, сохраняется еще, хотя и в усложненном виде, прежний механизм рефлексирования. Герои встретились много лет спустя, пунктиром намечены их жизни за прошедшие годы, в финале герой мысленно рисует альтернативный сюжет: «“Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?” 

Автор: Михаил Щепин

  • В чем смысл человеческой жизни сочинение рассуждение
  • В чем смысл человеческой жизни сочинение обломов
  • В чем смысл человеческой жизни итоговое сочинение
  • В чем смысл человеческого существования сочинение на дне
  • В чем смысл человеческого существования итоговое сочинение