В чем состояла цель чика в рассказе возмездие

Урок внеклассного чтения.

8 класс

Ф.Искандер «Возмездие»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Ф.Искандера.
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения.
  3. Совершенствовать навыки сопоставительной характеристики персонажей.
  4. Формировать гуманистическое мировоззрение и нравственные устои лично сти учащихся.
  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
  2. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве Искандера.
  3. Обсуждение письменных домашних работ учащихся.
  4. Аналитическая работа по тексту.

                — Вам предлагалось прочитать рассказ Ф.Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

(рекомендуется использование толкового словаря)

Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

Месть -намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

                Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т.к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

Словарная работа.

                Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

—   Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

— Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

                Данный композиционный прием называется ретроспекцией.

— В какой момент повествования Чик начинает желать возмездия? Насколько серьезно это желание? Найдите в тексте подтверждение своим ответам.

— Найдите в тексте описание сцен возмездия.

(Чик желал возмездия потому, что хотел, чтобы обидчик дяди Алихана был наказан. Но в воображении Чика сцены возмездия становятся все менее жестокими.

1 сцена: возмездие направлено на физическое уничтожение обидчика и его друзей.

2 сцена: речь идет об избиении.

3 сцена: возмездие направлено на то, чтобы обидчик тоже испытал унижение.

                «Но почему он ему не говорит, за что?..» Почему Чик задается этим вопросом?

(Для Чика важно важно не только, чтобы Мотя отплатил Керопчику. Важно, чтобы Керопчик знал, что это наказание за унижение дяди Алихана)

                 — В какой момент начинаются изменения в отношениях Чика к Керопчику?

(Эпизод, когда Керопчик спрашивает Чика о его брате. Чик вспоминает, что его брат много раз мирно встречался и разговаривал с Керопчиком. Обида, нанесенная Керопчиком брату, перестает казаться Чику важной)

                — Почему Чику становится «страшно жалко» Керопчика? Чего он стыдился?

(Унижение Керопчика не было для Чика самоцелью. Все обиды, причиненные Керопчиком, не казались важными по сравнению с унижением, которому подвергал его Мотя)

Исследовательское задание.

Дать сравнительную характеристику Моти и Керопчика (письменно).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Портретное описание персонажей.
  2. Речевые характеристики.
  3. Поступки героев.
  4. Восприятие сравниваемых персонажей другими героями рассказа (кроме Чика)
  5. Авторские характеристики.

                — В какой момент Чику показалось, что он понял смысл выражения глаз Моти? В рассказе несколько раз говорится о выражении глаз Моти. Что добавляет эта деталь к пониманию характера и действий Моти?

                 — Как вы понимаете слово презрение?

(Презрение – чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо. Может возникать и проявляться в различных ситуациях. Чик понимает, что презрение к людям, к человеческому достоинству является основной чертой его недавнего кумира)

               — К чему стремится Мотя? Каковы причины его поступков? Что им движет? Какие средства он для этого использует?

(В отличие от Чика, который в рассказе хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти – показать всем, что он в городе хозяин)

Работа в группах.

Задание: проследить, как и в силу чего менялось отношение Чика к Моте и Керопчику.

1 группа: отношение к Моте в начале рассказа.

2 группа: отношение к Моте в середине повествования.

3 группа: отношение к Керопчику в начале рассказа.

4 группа: отношение к Керопчику в середине повествования.

— В какой момент и почему изменился взгляд Чика на возмездие?

(Ключевой момент: Чик почувствовал себя соучастником действий Моти. Унижение человеческого достоинства с самого начала рассказа вызывает протест Чика. Возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним, также вызывает протест Чика)

Вывод.

                Цель Чика состояла в том, чтобы обидчик ответил за свои поступки. В представлении Чика возмездие было подходящим средством для достижения этой цели. Но, оказавшись свидетелем и соучастником действий Моти, Чик почувствовал, понял, что для него возмездие как средство неприемлемо, потому что в его основе лежит унижение человеческого достоинства.

Подведение итогов.

Презентация книг писателя.

  • Краткое содержание
  • Искандер
  • Возмездие

Возмездие — краткое содержание книги Искандера

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг событий, происходящих в период войны.

Главным персонажем рассказа является мальчик Чик, неоднократно упоминаемый в произведениях писателя, оказавшийся свидетелем нападения на рыночный лоток старика Алихана, продавца сладостей.

Погром осуществляется Керопчиком, хулиганистым и шпанистым парнем, в прошлом жестоко оскорбившим старшего брата главного героя, который оказывается обезоруженным наглым поведением Керопчика, обуславливающим рождение в душе мальчика жажды мести.

Вокруг разгромленного лотка и отчаявшегося Алихана собирается толпа сочувствующих, среди которых Чик замечает одного из местных авторитетов, встречающийся мальчику на спортивной площадке, где проводит тренировки сильного накаченного тела, в лице Моти Деревянного.

Мужчина желает выяснить причины происходящего и установить виновных лиц, о чем Чик и рассказывает Моте с просьбой осуществить наказание Керопчика за совершенный беспредел в отношении старого человека.

Наступает момент отмщения, и Чик становится участником событий, связанных с жестоким унижением Керопчика со стороны Моти, в виде приказа избавиться от одежды и ножевого ранения парня.

Чик испытывает невероятное потрясение, застыв на месте и придя в сознание лишь через некоторое время, стремительно убежав с места событий, желая лишь поскорее забыть все увиденное.

Успокоившись через некоторое время, мальчик понимает негативность чувства мести и кардинально меняет собственное отношение к людям и, в частности к Моте, оказавшимся закоренелым преступником, закончившим свою жизнь за решеткой.

Повзрослевший Керопчик оставляет хулиганские замашки и впоследствии становится сапожником, занимаясь любимым делом.

Смысл рассказа заключается в понимании выбора способа возмездия, который не всегда оправдывает поставленную цель, принося страдания и боль окружающим людям.

Также читают:

Рассказ Возмездие (читательский дневник)

Возмездие

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание комедии Двенадцатая ночь Шекспира

    Комедия «Двенадцатая ночь, или Что угодно» была создана знаменитым английским драматургом Уильямом Шекспиром в 1601 году. Однако впервые эта история была опубликована только в 1623 году

  • Кладовая солнца — краткое содержание рассказа Пришвина

    Сюжет, описанный в рассказе, записан со слов непосредственных участников этой удивительной, со счастливым концом истории.

  • Краткое содержание басни Свинья под дубом Крылова

    Басня рассказывает о животном, которое паслось около старинного столетнего дуба. Она любит кушать желуди, что растут именно на этом дубе.

  • Три сестры — краткое содержание пьесы Чехова

    Первое действие пьесы происходит в доме Прозоровых. Ирине, младшей из сестер, исполняется 20 лет. На праздник собирается много людей, в основном это офицеры.

  • Краткие содержания
  • Искандер
  • Возмездие

Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения. Вокруг Алихана стала собираться толпа людей. Среди них был Мотя.

Мотя — сильный парень, которого всего боялись. Он относительно недавно поселился в Мухусе. Он был очень дерзок, в его глазах чувствовались холод и презрение. Чик восхищался им. Они виделись на спортивной площадке, где Моте нравилось отдыхать. Мотя пришел узнать, кто виноват в произошедшем. Выяснив это, он обещал отомстить.

Чик радостно ждал возмездия. Он ненавидел Керопчика давно. Обида на Керопчика появилась еще с тех пор, как тот оскорбил его старшего брата. Брат пропустил это оскорбление, а Чик не смог его забыть. Однако Чик никак не мог дождаться мести: ничего не происходило. В итоге он вынужден был напомнить Моте о том, что тот намеревался отомстить.

Став свидетелем жестокой мести, Чик внезапно понял, что ему это не настолько нравится. Мотя заставил Керопчика раздеться, он ранил его ножом. Чику стало очень противно. Он осознал, что вообще не хочет там присутствовать, что эта месть ему не нужна. Владелец дома, который находился около спортивной площадки, пригласил их к себе домой. Только там Чику удалось сбежать от Моти и возмездия, которого он так хотел.

Чик изменил свое отношение к людям, похожим на Мотю. Он больше ими не восхищался. Самого Мотю посадили. Керопчик образумился, стал сапожником.

Рассказ показывает, что местью ничего не получишь. Из зла никогда не получается добро. Чик хотел, чтобы Керопчик перестал так себя вести, т. е. он не хотел мести. Месть оказалась лишь средством достижения цели, но, когда дело дошло непосредственно до нее, Чик понял, что это неправильно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

В один из весенних дней бездомная собака родила щенков, один из которых оказался совершенно слепым. Щенку тяжело приходилось выживать, так как он не мог добывать себе пищу.

Главный герой рассказа – старик Елеска, который жил один в тайге. Раньше у него была семья, он жил в деревне Чалпан. С детства Елеска занимался охотой, так как все добывали себе на пропитание только этим

Данное произведение имеет жанр фантастики, в нем речь идет о изобретателях, которые решили создать чудотворную, по их мнению, пищу, которая должна преобразовать все живое на свете.

Молодой инженер Дедов получил наследство от своей тетки. Умирая, родственница посоветовала племяннику употребить эти деньги для исполнения его мечты. Дедов давно хотел писать картины

Источник

Ф.Искандер «Возмездие» план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения.

— Вам предлагалось прочитать рассказ Ф.Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

(рекомендуется использование толкового словаря)

Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т.к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

— Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

— Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

Сейчас читают

Рассказ Бианки «Синичкин календарь» ведется от лица маленькой птички по имени Зинька. Синичка невероятно общительна и любознательна.

Саша молодой подающий надежды программист отправился в отпуск. Подъезжая к городу с интересным названием Соловец, он сажает попутчиков. Как оказывается, они работают вместе в одном из местных институтов

Сева Щеглов вместе с мамой жил в алтайском совхозе очень давно, еще со дня его основания. Тогда вместо совхоза стояли 3-4 палатки, а вокруг были целинные земли

Действие романа происходит в 19 веке в Верхнем Заволжье. Перед нами предстает главный герой повествования один из зажиточных купцов Потап Чапурин, которого в деревне уважают за добропорядочное ведение дел.

Дело было в давние времена. Чукотская девушка пасла оленей, заприметил ее красоту Месяц с неба, и хотел утащить к себе. Один олень, оказался волшебным, он предостерег свою хозяйку и спрятал ее от Светила в снежный сугроб.

Источник

Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг событий, происходящих в период войны.

Главным персонажем рассказа является мальчик Чик, неоднократно упоминаемый в произведениях писателя, оказавшийся свидетелем нападения на рыночный лоток старика Алихана, продавца сладостей.

Погром осуществляется Керопчиком, хулиганистым и шпанистым парнем, в прошлом жестоко оскорбившим старшего брата главного героя, который оказывается обезоруженным наглым поведением Керопчика, обуславливающим рождение в душе мальчика жажды мести.

Вокруг разгромленного лотка и отчаявшегося Алихана собирается толпа сочувствующих, среди которых Чик замечает одного из местных авторитетов, встречающийся мальчику на спортивной площадке, где проводит тренировки сильного накаченного тела, в лице Моти Деревянного.

Мужчина желает выяснить причины происходящего и установить виновных лиц, о чем Чик и рассказывает Моте с просьбой осуществить наказание Керопчика за совершенный беспредел в отношении старого человека.

Наступает момент отмщения, и Чик становится участником событий, связанных с жестоким унижением Керопчика со стороны Моти, в виде приказа избавиться от одежды и ножевого ранения парня.

Чик испытывает невероятное потрясение, застыв на месте и придя в сознание лишь через некоторое время, стремительно убежав с места событий, желая лишь поскорее забыть все увиденное.

Успокоившись через некоторое время, мальчик понимает негативность чувства мести и кардинально меняет собственное отношение к людям и, в частности к Моте, оказавшимся закоренелым преступником, закончившим свою жизнь за решеткой.

Повзрослевший Керопчик оставляет хулиганские замашки и впоследствии становится сапожником, занимаясь любимым делом.

Смысл рассказа заключается в понимании выбора способа возмездия, который не всегда оправдывает поставленную цель, принося страдания и боль окружающим людям.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Краткие содержания
  • Искандер
  • Возмездие

Краткое содержание Искандер Возмездие

Чик находился на базаре, около лавки Алихана. Керопчик, в порыве бурного веселья, опрокинул лавку. Алихан ничем ему не ответил, но он был жутко расстроен произошедшим. Чик впал в ярость, он жаждал отмщения. Вокруг Алихана стала собираться толпа людей. Среди них был Мотя.

Мотя  — сильный парень, которого всего боялись. Он относительно недавно поселился в Мухусе. Он был очень дерзок, в его глазах чувствовались холод и презрение. Чик восхищался им. Они виделись на спортивной площадке, где Моте нравилось отдыхать. Мотя пришел узнать, кто виноват в произошедшем. Выяснив это, он обещал отомстить.

Чик радостно ждал возмездия. Он ненавидел Керопчика давно. Обида на Керопчика появилась еще с тех пор, как тот оскорбил его старшего брата. Брат пропустил это оскорбление, а Чик не смог его забыть. Однако Чик никак не мог дождаться мести: ничего не происходило. В итоге он вынужден был напомнить Моте о том, что тот намеревался отомстить.

Став свидетелем жестокой мести, Чик внезапно понял, что ему это не настолько нравится. Мотя заставил Керопчика раздеться, он ранил его ножом. Чику стало очень противно. Он осознал, что вообще не хочет там присутствовать, что эта месть ему не нужна. Владелец дома, который находился около спортивной площадки, пригласил их к себе домой. Только там Чику удалось сбежать от Моти и возмездия, которого он так хотел.

Чик изменил свое отношение к людям, похожим на Мотю. Он больше ими не восхищался. Самого Мотю посадили. Керопчик образумился, стал сапожником.

Рассказ показывает, что местью ничего не получишь. Из зла никогда не получается добро. Чик хотел, чтобы Керопчик перестал так себя вести, т. е. он не хотел мести. Месть оказалась лишь средством достижения цели, но, когда дело дошло непосредственно до нее, Чик понял, что это неправильно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Искандер. Все произведения

  • 13-й подвиг Геракла
  • Вечерняя дорога
  • Возмездие
  • Дедушка
  • Запретный плод
  • Защита Чика
  • Кролики и удавы
  • Мальчик и война
  • Мученики сцены
  • Первое дело
  • Петух
  • Сандро из Чегема
  • Софичка

Возмездие. Картинка к рассказу

Возмездие кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Габбе Город Мастеров, или Сказка о двух горбунах

    Город, жители которого умеют делать волшебные вещи, был оккупирован вражеской армией. Наместником города становится горбун герцог де Маликорн. Правит он жестоко, казня или заточают в башню Молчания жителей города за малозначительные провинности.

  • Краткое содержание Чехов Драма на охоте

    Главные герои: редактор и Иван Петрович Камышев, который написал и принёс рукопись для публикации. Иван Петрович сам является героем романа, от лица которого и ведётся повествование

  • Краткое содержание Полевой Повесть о настоящем человеке кратко и по главам

    Произведение «Повесть о настоящем человеке», написанное советским писателем Борисом Николаевичем Полевым, повествует о нелёгкой судьбе военного лётчика.

  • Краткое содержание Беляев Ариэль

    Один мальчик, который учился в специальной закрытой школе, был сам по себе очень сильный духом, так как именно это заведение занималось тем, что всех детей, откуда только возможно, брали, или же даже похищали.

  • Краткое содержание Макаренко Педагогическая поэма

    Действие романа начинается сразу после революции в 1917 году с приезда в колонию на Полтавщине молодого педагога Макаренко. Там уже работают завхоз Калина Иванович и две воспитательницы

Популярные сегодня пересказы

  • Простите нас — краткое содержание рассказа Бондарева
    Павел Георгиевич Сафронов, конструктор по профессии возвращался домой из отпуска. Глядя на мелькающий пейзаж за окном вагона он размышлял, на него накатились воспоминания о детстве, школьных годах
  • Краткое содержание книги Чужая боль Лукьяненко
    На дворе далёкое будущее. Технологии сделали большой скачок, и теперь любой житель Земли мог не бояться за свою жизнь. Внедрённая технология регенерации позволяла человеку остаться в живых
  • Крутые горы — краткое содержание повести Лиханова
    Книга написана о детях переживших войну с Гитлером. Повествование идёт от первого лица, очевидца пережитых событий.
  • Дети солнца — краткое содержание пьесы Горького
    Протасов – ученый, живущий только наукой. Антоновна – старая нянька, высказывает свое недовольство, что Протасов слишком мягко разговаривает со своим слесарем Егором. Егор часто колотит свою жену Авдотью

Урок внеклассного чтения по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»

Разработка урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе

Тема урока : «Свершилось ли возмездие?» (по рассказу Фазиля Искандера «Возмездие»)

Выполнила Панова Е.К., учитель

МАОУ «СОШ №34» г. Стерлитамак РБ

Цель урока :

Пробудить интерес учащихся к творчеству Ф. Искандера; разобраться в прочитанном: в чём заключаются истинные и мнимые ценности, кого можно считать героем, в чём смысл названия рассказа.

Ход урока :

1.Вступительное слово учителя.

Наш урок внеклассного чтения посвящён рассказу известного детского писателя Фазиля Искандера «Возмездие» и проведём мы его в форме игры. Игра будет состоять из нескольких этапов, вы сможете проявить знание содержания текста, поразмышлять над прочитанным. За ответы каждый из вас будет получать жетоны красного, зелёного и жёлтого цвета, что означает: «отлично», «очень хорошо», «хорошо». Победит тот, кто наберёт большее количество жетонов.

1 тур игры.

Разгадайте кроссворд :

По горизонтали:

1.Фамилия человека, портрет которого висит в жилище домовладельца

4. Что хотел иметь в руках Чик, когда обидели дядю Алихана?

5.Ручная дорожная сумка из кожи, с которой Мотя ходил на «дело»

6. Какие папиросы курил Мотя?

7. Какую птицу ощипывала хозяйка, когда Чик зашёл на кухню?

9. То, о чём мечтал Чик после случая на базаре.

10. Где Керопчик играл в карты?

По вертикали:

2. Как жена домовладельца называла Мотю?

3.Как переводится первое слово из фразы Керопчика «Хош имею пошухарить»?

7.Имя человека, над которым совершает возмездие Мотя.

8. Имя человека, которого обидел Керопчик.

2 тур игры.

Викторина, составленная из лучших вопросов учащихся.

1.Часть лица Моти, которая вызывала особое восхищение Чика. (Глаза)

2. Какое прозвище имел Мотя? (Деревянный)

3. Американский писатель, с героями которого Чик сравнивал Мотю? (Джек Лондон)

4. Какая фамилия была у Моти? (Пилипенко)

3 тур игры. Тестирование (шуточное)

  1. Какое прозвище было у Моти :

а) Оловянный б) Деревянный

в) Стеклянный)

  1. Какие глаза у Керопчика :

А ) Ледяные б) Прозрачные в) глаза дикой козы

3. Как звали продавца, которого обидел Керопчик :

А) Али-баба б) Алладин в) Алихан

4. Что делала хозяйка, когда Чик зашёл на кухню :

А) мыла посуду б) красила губы в) ощипывала курицу г) пила чай

5. Что Мотя вонзил в колено Керопчика:

А) лезвие б) финский нож в) ложку г) ничего

4 тур. Пересказ по цепочке.

Коротко, ясно, доходчиво передать содержание рассказа (пересказ идёт «по цепочке», то есть каждый ученик произносит 4-5 предложений )

5 тур. «Размышление над прочитанным».

Поразмышляем над прочитанным, раскроем смысл названия рассказа:

  1. Как вы понимаете смысл слова «возмездие»?

( заслуженное наказание за проступок ).

  1. Итак, Чик желает возмездия для Керопчика. Какие картины он представлял себе, когда мысленно осуществлял это возмездие?

( избить до полусмерти, поставить на колени на весь день).

  1. И вот, наконец, день возмездия настал. Принесло ли Чику это возмездие облегчение?

(нет)

  1. Так почему же возмездие не принесло ни радости, ни облегчения Чику?

(Жестокость, с которой Мотя осуществлял возмездие, вызывает протест в душе Чика. Мотя унижает Керопчика, тот не знает, за что его наказывают. Нельзя злом отвечать на зло).

  1. Как изменилось отношение Чика к Керопчику? Проследите эти изменения.

(Вначале он его ненавидит, а затем жалеет в тот момент, когда Мотя заставляет его раздеться, в конечном итоге ненависть проходит совсем).

  1. Вследствие чего произошли эти изменения в отношении к Керпчику?

(Любой нормальный человек испытывает жалость к избиваемому и унижаемому).

  1. К чему стремится Мотя? Почему, например, он решил наказать Керопчика?

(Для него главное — показать, что он самый сильный, и все должны подчиняться ему, т. е. главное для него — власть, к ней он и стремится любыми средствами. Для достижения цели у него все средства хороши: он унижает, избивает человека; совершает преступление, применяя оружие).

  1. Сделаем вывод из сказанного: почему Чик разочаровался в Моте?

(потому что такие качества характера, которыми обладает Мотя, не могут вызывать восхищения. Это стремление к власти любой ценой, жестокость, цинизм, неуважение к человеческой личности).

  1. Прокомментируйте эпизод, когда Мотя стреляет в воздух, дайте оценку поступкам военного, домовладельца, его жены.

(Военный вынужден был подчиниться силе и уйти — это было для него огромным унижением, он вызывает сочувствие, а домовладелец начинает юлить перед Мотей, угождать ему- и это вызывает отвращение и у Чика, и у читателя.)

  1. Итак, произошло полное развенчание вчерашнего героя. Если раньше Чик восхищался Мотей, то теперь он презирает его. Так часто бывает в жизни: тот, кем ты восхищаешься, на поверку оказывается плохим человеком. И чтобы разобраться, плох человек или хорош, нужно самому иметь нравственные ценности. Имел ли их Чик?

(Да, он сумел разгадать Мотю и не принять его)

В заключение послушайте стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя» (см. книгу «Вокруг тебя мир»). Читает заранее подготовленный ученик.

— О каком выборе здесь идёт речь?

— Почему рассказ так назван? Почему именно возмездие, а не месть, например?

Подведение итогов урока.

Ребята, вы прикоснулись к творчеству Фазиля Искандера, у которого много замечательных рассказов для детей и подростков. Знакомство с его творчеством вы можете продолжить самостоятельно: прочитать другие истории из цикла рассказов о Чике, рассказ о школе «Тринадцатый подвиг Геракла» и другие.

Читать онлайн «Возмездие»

Фазиль Искандер

Возмездие

Чик стоял рядом с дядей Алиханом, продававшим сласти у входа на базар, когда с базара вышел Керопчик с тремя друзьями. Чик сразу почувствовал, что Керопчик и его друзья очень весело настроены и что это не к добру.

Они выпили на базаре чачи, и желание повеселиться настигло их у выхода с базара. Чик это сразу почувствовал.

Слева от входа под навесом лавки стоял Алихан со своим лотком, набитым козинаками и леденцами, а справа от входа расположился чистильщик обуви Пити-Урия.

Только что прошел дождь. Пережидая его, Чик остановился под навесом возле Алихана, но уже сверкало солнце, и Чик собирался уходить домой, когда появился Керопчик со своими друзьями.

Небольшого роста, коренастый, Керопчик посмотрел вокруг себя своими прозрачными глазами безумной козы. Сначала он посмотрел на Пити-Урию, который барабанил щетками по дощатому помостику, куда клиенты ставят ногу, но под взглядом Керопчика перестал стучать.

Керопчик перевел взгляд на Алихана и, решив, что с Алиханом ему интереснее повеселиться, подошел к нему.

Чик почувствовал тревогу, но Алихан почему-то ничего не почувствовал. Высокий, сутуловатый, он стоял над своим лотком, уютно скрестив руки на животе.

– Салам алейкум, Алихан, – сказал Керопчик, еле сдерживая подпиравшее его веселье.

Чик понял, что Керопчик уже что-то задумал. Друзья его тоже подошли к Алихану, весело глядя на него в предчувствии удовольствия. Алихан и тут не обратил внимания на настроение друзей Керопчика.

– Алейкум салам, – отвечал Алихан на приветствие, голосом показывая неограниченность своей доброжелательности.

– Ты почему здесь торгуешь, Алихан? – спросил Керопчик, словно только что заметил его лоток.

– Разрешениям имеем, Кероп-джан, – удивляясь его удивлению, отвечал Алихан.

– Кто разрешил, Алихан?! – еще больше удивился Керопчик, подмигивая друзьям, уже корчившимся от распиравшего их веселья.

Алихан и на подмигивание его не обратил внимания.

– Милициям, Кероп-джан, – ответил Алихан, слегка улыбаясь чудаческой наивности Керопчика, – начальник базарам, Кероп-джан.

– У меня надо разрешение спрашивать, Алихан, – назидательно сказал Керопчик и легким толчком ноги опрокинул лоток. Стеклянная витрина лотка лопнула, и часть сладостей высыпалась на мокрую булыжную мостовую.

Керопчик и его друзья повернулись и пошли к центру города. Они шли, подталкивая Керопчика плечами и показывая ему, как это он здорово все проделал.

Алихан молча смотрел им вслед. Губы его безропотно шевелились, а в глазах тлела тысячелетняя скорбь, самая безысходная в мире скорбь, ибо она никогда не переходит в ярость.

Сердце Чика разрывалось от жалости и возмущения подлостью Керопчика и его друзей. О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четырех одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск!

Но не было у Чика никакого автомата. Он держал в руке базарную сумку и молча смотрел вслед удаляющимся хулиганам.

Ф.Искандер «Возмездие»план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Урок внеклассного чтения.

8 класс

Ф.Искандер «Возмездие»

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством Ф.Искандера.
  2. Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения.
  3. Совершенствовать навыки сопоставительной характеристики персонажей.
  4. Формировать гуманистическое мировоззрение и нравственные устои лично сти учащихся.
  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
  2. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве Искандера.
  3. Обсуждение письменных домашних работ учащихся.
  4. Аналитическая работа по тексту.

— Вам предлагалось прочитать рассказ Ф.Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

(рекомендуется использование толкового словаря)

Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

Месть -намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т.к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

Словарная работа.

Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

— Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

— Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

Данный композиционный прием называется ретроспекцией.

— В какой момент повествования Чик начинает желать возмездия? Насколько серьезно это желание? Найдите в тексте подтверждение своим ответам.

— Найдите в тексте описание сцен возмездия.

(Чик желал возмездия потому, что хотел, чтобы обидчик дяди Алихана был наказан. Но в воображении Чика сцены возмездия становятся все менее жестокими.

1 сцена: возмездие направлено на физическое уничтожение обидчика и его друзей.

2 сцена: речь идет об избиении.

3 сцена: возмездие направлено на то, чтобы обидчик тоже испытал унижение.

«Но почему он ему не говорит, за что?..» Почему Чик задается этим вопросом?

(Для Чика важно важно не только, чтобы Мотя отплатил Керопчику. Важно, чтобы Керопчик знал, что это наказание за унижение дяди Алихана)

— В какой момент начинаются изменения в отношениях Чика к Керопчику?

(Эпизод, когда Керопчик спрашивает Чика о его брате. Чик вспоминает, что его брат много раз мирно встречался и разговаривал с Керопчиком. Обида, нанесенная Керопчиком брату, перестает казаться Чику важной)

— Почему Чику становится «страшно жалко» Керопчика? Чего он стыдился?

(Унижение Керопчика не было для Чика самоцелью. Все обиды, причиненные Керопчиком, не казались важными по сравнению с унижением, которому подвергал его Мотя)

Исследовательское задание.

Дать сравнительную характеристику Моти и Керопчика (письменно).

Алгоритм выполнения задания:

  1. Портретное описание персонажей.
  2. Речевые характеристики.
  3. Поступки героев.
  4. Восприятие сравниваемых персонажей другими героями рассказа (кроме Чика)
  5. Авторские характеристики.

— В какой момент Чику показалось, что он понял смысл выражения глаз Моти? В рассказе несколько раз говорится о выражении глаз Моти. Что добавляет эта деталь к пониманию характера и действий Моти?

— Как вы понимаете слово презрение?

(Презрение – чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо. Может возникать и проявляться в различных ситуациях. Чик понимает, что презрение к людям, к человеческому достоинству является основной чертой его недавнего кумира)

— К чему стремится Мотя? Каковы причины его поступков? Что им движет? Какие средства он для этого использует?

(В отличие от Чика, который в рассказе хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти – показать всем, что он в городе хозяин)

Работа в группах.

Задание: проследить, как и в силу чего менялось отношение Чика к Моте и Керопчику.

1 группа: отношение к Моте в начале рассказа.

2 группа: отношение к Моте в середине повествования.

3 группа: отношение к Керопчику в начале рассказа.

4 группа: отношение к Керопчику в середине повествования.

— В какой момент и почему изменился взгляд Чика на возмездие?

(Ключевой момент: Чик почувствовал себя соучастником действий Моти. Унижение человеческого достоинства с самого начала рассказа вызывает протест Чика. Возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним, также вызывает протест Чика)

Вывод.

Цель Чика состояла в том, чтобы обидчик ответил за свои поступки. В представлении Чика возмездие было подходящим средством для достижения этой цели. Но, оказавшись свидетелем и соучастником действий Моти, Чик почувствовал, понял, что для него возмездие как средство неприемлемо, потому что в его основе лежит унижение человеческого достоинства.

Подведение итогов.

Презентация книг писателя.

Цели:



  • интерпретация текста
    художественного произведения;

  • формирование умений
    самостоятельного анализа художественного
    текста:

  • определение частей композиции сюжета;
  • выявление основных сюжетных линий;
  • сопоставление эпизодов, мотивов,
    характеров героев и их интерпретации с
    опорой на приобретенные теоретические
    сведения;
  • определение способов выражения идеи
    текста;
  • выявление авторской позиции;
  • развитие восприятия, памяти,
    мышления (сравнение, обобщение), внимания;

  • воспитание культуры речи,
    культуры чтения.

Оборудование:



  • тема урока;

  • портрет Ф. Искандера;

  • иллюстрации к рассказу (портреты
    главных героев, выполненные учащимися)

  • эпиграфы: «Не сотвори себе
    кумира и всякого подобия его», «Не убий», «Не
    укради», «Чти отца своего и матерь твою»;

  • план урока;

  • проблемный вопрос: «Что
    выбирает для себя Чик»?

  • карточки с вопросами на
    осмысление темы, идеи, проблемы,
    художественных особенностей текста;

  • словарь: интерпретация, мораль,
    возмездие, месть, благоговение, ретроспек-тива,
    нравственность.

Организация: 4 группы учащихся (предварительные
задания для каждой группы)

1 группа готовит пересказ
экспозиции рассказа, находит в тексте
портреты Керопчика и Моти Деревянного (героев
рассказа), комментирует библейскую
заповедь «Не сотвори себе кумира»;

2 группа выделяет в тексте
завязку сюжета, анализирует роль приема
ретроспекции, комментирует библейскую
заповедь «Не убий»;

3 группа находит кульминационные
точки сюжета (почему их две?), эпизоды, в
которых можно увидеть отношение окружающих
к Моте и Керопчику; комментирует библейскую
заповедь «Не укради»;

4 группа выявляет развязку сюжета,
анализирует речевые характеристики Моти и
Керопчика, комментирует библейскую
заповедь «Чти отца своего и матерь твою».

Сообщения учащихся (индивидуальные
задания):

  • биография писателя;

  • черты характера героев
    произведений Д. Лондона;

  • выразительное чтение
    стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты
    заплакал».

Ход урока

Слайд № 1, 2

1. Слово учителя о целях урока.

Интерпретация – истолкование,
разъяснение смысла чего-либо.

Слайд № 3, 4

2. «Судьба интеллигента»,
который хочет « что-то сделать для Родины в
условиях остановившегося социального
времени»: биография Ф.Искандера (сообщение
учащегося)

Слайд № 5, 6

3. Работа в группах.

  • Опорные точки композиции

1 группа: экспозиция сюжета (описание
базара, портретные характеристики
продавцов, появление Керопчика и компании,
хулиганство (оскорбил старшего по возрасту
человека) – опрокинул лоток со сладостями
старика Алихана)

2 группа: завязка сюжета (зарождение
желания отомстить хулигану).

Вопрос для обсуждения: с
течением времени способы мести становятся
менее жестокими, почему? (Сначала: «О, если
бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех
четверых одной очередью! Он строчил бы и
строчил по ним, уже упавшим на землю и
корчившимся от боли, пока не опустел бы диск».
Позже: «Иногда ему представлялось, что тот (Мотя)
избивает Керопчика до полного нокаута». И
наконец: «Иногда ему представлялось, что он
(Мотя) ставит Керопчика на колени перед
самым лотком Алихана и, велев ему стоять
весь день до закрытия базара, сам уходит по
своим делам»).

3 группа: кульминация сюжета (появление
человека в военной форме во время наказания
Керопчика, которое могло перейти в убийство).

4 группа: развязка сюжета (Чик
убежал из дома «нервного хозяина», «бежал
до самого дома, словно выныривая и
выныривая, просыпаясь и просыпаясь от
ужасного сна»)

Вопрос для обсуждения:
есть ли в рассказе эпилог (есть, автор
предоставляет отдельные факты из
дальнейшей жизни Керопчика и Моти
Деревянного).

Слайд № 7

  • Сравнительная характеристика Керопчика
    и Моти Деревянного

Критерии сравнения


Керопчик


Мотя Деревянный (Пилипенко)

портрет

Небольшого роста, коренастый,
прозрачные глаза безумной козы (прозрачные
козьи глаза)

Рослый, здоровый, в
матросском костюме, медаль «За отвагу»,
холодные, стальные спокойные глаза,
тяжелые шаги усталого хозяина

Прием ретроспекции

Футбольный матч, на котором
Керопчик дразнил брата Чика

Ограбление магазина

Отношение окружающих

Настороженность,
возможность общения

Страх и «благоговейный
шелест», ужас и восхищение, никто не
вмешивался в ситуации, т.к. не хотел
осложнять себе жизнь

Речевая характеристика

Использование жаргонизмов («хошь»,
«пошухарить», «братуха», «прихандекаю»),
эмоциональность речи (вопросительные и
восклицательные предложения)

Краткость, отрывочность речи,
использование односоставных
предложений («За..». «Кого», «Дефицит»:
что хотел сказать Мотя, и так все
понимали)

Вопрос для обсуждения:
почему автор оставляет Керопчику право на
социальную реабилитацию, а Моте — нет? (
Керопчика арестовали, он образумился и
появляется снова в городе. Мотю арестовали,
он исчезает. Первый совершает моральное
преступление. Второй – уголовное.
Керопчику есть прощение, Моте – нет).

Слайд № 8

  • Работа с карточками (выбрать вопросы,
    направленные на осмысление темы, идеи,
    проблемы, художественных особенностей
    текста)

    • Почему Чик решается прибегнуть к
      возмездию? (тема)
    • Какие способы возмездия выбирает Чик?
      (тема)
    • Чему научило Чика наказание Керопчика?
      (идея)
    • Возмездие – цель или средство для
      Чика? (проблема)
    • Какие глаза были у Керопчика, Моти? (художественная
      деталь)
    • Какова разгадка взгляда Моти? (идея)
    • Каково отношение окружающих к Моте,
      Керопчику? (проблема)
    • Какое наказание выбирает Мотя для
      Керопчика? (тема)
    • В каких ситуациях использует автор
      прием ретроспекции? (художественный
      прием)
    • Почему в эпилоге рассказа автор
      оставляет место для Керопчика, а Мотя
      исчезает из города навсегда? (идея)
  • Эволюция отношений Чика к Керопчику и
    Моте.

Слайд № 9


Керопчик


Мотя

Тревога – жалость —
возмущение

Ужас и восхищение

Выбор способов возмездия:

Хотел быть на него похожим (тайный
восторг, глаза героев Д. Лондона)

«приступ тоски по возмездию»

Восхищался дерзостью (слухи
об ограблении магазина), но не хотел
верить

«Нельзя вспугивать дичь
раньше времени» (охота на Керопчика)

Процесс возмездия = процесс
прозрения для Чика (почему, когда
наказывает, не говорит, за что)

«что-то кольнуло» (Керопчик
спросил у Чика про брата)

 

Чик чувствует себя во время
наказания соучастником преступления

Соучастник грабежа (Мотя
заставляет Керопчика раздеться)

 

Стало «страшно жалко»
Керопчика (татуировка орла, уносящего
девушку, придает контрастный, нелепый
внешний вид раздетому хулигану)

Разгадал значение взгляда =
презрение к людям

«все неважно по сравнению с
унижением» (Керопчика Мотя унижает, а
не наказывает за хулиганство)

Перестал ходить на
спортплощадку (любимое место отдыха
Моти)

Вопрос для обсуждения:
что такое возмездие, почему рассказ получил
такое название? (Возмездие – правосудие,
отплата, кара за преступление, способ
добиться справедливости, не цель. Чик
возмездие превратил в цель. В ходе развития
сюжета он «прозревает», освобождается от
иллюзий, учится путем проб и ошибок
распознавать добро и зло).

Слайд №10

  • Обращение к эпиграфам
    • Не сотвори себе кумира и всякого
      подобия его (поклоняясь иконам, человек
      молится не краске, дереву или металлу, а
      тому, кто на ней изображен: Чик в Моте не
      видел сначала человека, ему нравились
      только внешние атрибуты героя).
    • Разновидность идолопоклонства (т.е.
      поклонение кумиру) – служение такой
      страсти как гордость (гордый человек
      чрезмерно высокого мнения о своих
      достоинствах – уме, красоте, богатстве,
      чтит самого себя, с презрением
      относится к мнениям и советам других (образ
      такого героя в рассказе — Мотя).
    • Не убий (Мотя в течение наказания
      доходит до угрозы жизни Керопчику;
      появление человека в военной форме
      предотвращает потенциальное убийство).
    • Не укради: вид кражи – грабительство,
      т.е. отнятие чужой вещи насилием (по
      слухам, Мотя ограбил магазин)
    • Чти отца своего и матерь твою, чтобы
      тебе хорошо было, и чтобы ты долго
      прожил на земле. Наряду с родителями
      должны почитаться старшие по возрасту,
      имеющие опыт жизни и могущие дать
      добрый совет. Моисей сказал: «Пред
      лицом седого вставай и почитай лицо
      старца» (Керопчик обидел старика
      Алихана).

4. Выразительное чтение стихотворения в
прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал» (чужая
боль должна отзываться в твоем сердце,
стать твоей болью).

Ты заплакал о моем горе, и я
заплакал из сочувствия к твоей жалости обо
мне.

Но ведь и ты заплакал о своем горе;
только ты увидал его – во мне.

5. Итоги работы в группах: слово
организаторам групп (сплоченность группы,
взаимопомощь, полнота ответов, логичность
доказательств, уместность цитат, богатство
лексики, выразительность речи).

6. Домашнее задание: письменный ответ
на вопрос «Что выбирает для себя Чик».

Приложение

  • В чем состоит сила любви в рассказе гранатовый браслет
  • В чем состоит понятие национального характера сочинение
  • В чем состоит переплетение реалистического и романтического начал в рассказе старуха изергиль
  • В чем состоит пафос творчества лермонтова сочинение 10 класс
  • В чем состоит отличие рассказа от притчи почему телеграмма рассказ заполните концептуальную таблицу