В чем созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике пушкина сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Пейзажная лирика занимает большое место в творчестве Пушкина. Есть и отдельные стихи о природе, а бывают и «вставки» в стихах и поэмах.

Александр Сергеевич умел видеть красоту в обычном. И ещё передавать её – восхищать тех, кто проходил мимо привычного. Конечно, часто природа перекликается с внутренним состоянием героя. Буря вне часто означает волнения в сердце. Впрочем, и наоборот. Например, когда на улице весна, время любви и радости, лирический герой часто восклицает, что уж лучше б была поздняя осень, тогда хандру можно было б объяснить. В стихотворном романе Пушкина есть строки, в которых весна сравнивается с улыбкой природы, но Онегина она не радует. Здесь контраст помогает читателям и восхититься природой, и посочувствовать герою. В стихотворении «Буря» Александр Сергеевич не противопоставляет героя природе. Там дева на скале краше Луны.

Основные направления пейзажной лирики Пушкина: средняя полоса России и Кавказ.

Выросший в центре нашей страны, Пушкин с детства восхищался её «печальной красой». Он всё умел передать восхищение метафорами, прекрасными эпитетами. Он сравнивал ветхий домик на закате с пожаром, от чего читатель ощущает тревогу. Известны пушкинские описания зимы, русских вечеров, прогулок в лесу, наступления осени и многое другое. Мы учит эти прекрасные стихи в школе.

Кавказ, впечатливший юного поэта своей прекрасной природой (горами, ручьями), тоже занял большое место в его творчестве. Например, в стихотворении «Обвал» описывается, как Тереку путь преградил огромный валун, сорвавшийся вниз. Гордая река возмутилась, но ей пришлось «примириться» — разлиться, затопить всё вокруг. Пушкин часто одушевлял природу – в этом произведении, например, лес «ропщет».

Пейзажная лирика соединяется с философской. Вот в стихотворении «Виноград» автор говорит, что ему не жаль цветов, раз из них получились такие ягоды, но не жаль будет и их, если из них сделают вино. Пушкин говорит тут и о жизни, о времени, об изменениях и об отношении к ним.

Неразрывно связана эта лирика и с любовной. В стихотворении «Осеннее утро» герой как бы просто описывает то, что видит вокруг себя (сад, камни, ручей), но во всём он видит следы своей любимой. Здесь мы читаем о холодной «руке осени». Часто сезоны у Пушкина, согласно нашему фольклору, похожи на персонажей со своим характером. Для примера стихотворение «Волшебница зима» —  этот сезон именно приходит и творит чудеса.

Поэт обращается и к рекам (стихотворение «Дон» примером), и даже к фольклорным персонажам природы («Домовой»). Последнего он просит сохранить родной парк.  

Пейзажную лирику не так просто отделить от остального творчества Пушкина, ведь всё гармонично связано.

Сочинение Пейзажная лирика Пушкина

Влияние человека на природу велико, так же как и природы на людей. Подобная закономерность имеет место и в творчестве А.С. Пушкина. Пейзажная лирика великого гения на каждом этапе его жизненного пути меняется, проявляя свои особенности. Однако человек и природа остаются всегда едины в его творчестве.

Стихотворения раннего периода писателя отличаются стремлением выразить эмоциональное состояние. Поэт обращает внимание на внутренний мир человека. То он склонен к ощущениям одиночества от разлуки с любимой, сопоставляя события осеннему времени года. То выражает бесконечную печаль из-за неразделенной любви через заунывные звуки и тоскливые цвета: «за рощей глас ночной», «в пустынной тьме ночной» («Певец»). Стихотворения, написанные в это время, характеризуются отсутствием развернутой картины природы. Все мысли сосредоточены на трепетном излиянии эмоций с участием пейзажных зарисовок.

«Воспоминания в Царском Селе» — стихотворение, наделенное, с одной стороны, признаками классицизма. Автор, придерживаясь торжественного слога, свои рассуждения доводит до читателя через образ сада, который для него является идеальным местом для уединения. Среди тени деревьев он глубоко чувствует связь человека и природы. Человек должен, по его мнению, обладать абсолютной свободой от любого гнета. Элементы романтизма также имеют место, позволяя полностью раствориться среди памятников и объектов природы: «Мечтанья…тая, скитаясь по лугам, по рощам молчаливым поэтом забываюсь я». В стихотворении «Птичка» автор стремится к полной независимости, выпуская в весенний период «на волю птичку». В нем находит выражение мотив свободолюбия.

Среди явлений окружающего мира море занимает особое место в творчестве поэта. Южная ссылка дала ему возможность познакомиться с необычными достопримечательностями полуострова Крым. Ему удалось по-новому взглянуть на водное пространство. В произведении «Кто видел край, где роскошью природы» он подчеркивает безграничность пространства: «в морской дали теряются суда», говорит о необыкновенной красоте мест. Море является незаменимым способом поддержания душевных сил поэта в пейзажной лирике. В каждой строфе стихотворения «Погасло дневное светило» чувствуется, как ноет его душевная рана, которая вызывает страдания от воспоминаний: «в очах родились слезы вновь». Непокорная стихия, которая обладает огромной мощью, дорога ему. Она будто разделяет его переживания во время путешествия. Следуя в ссылку, он с волнением и тоской обращается к прошлой жизни.

Следующий этап творчества писателя тесным образом связан с правдивым изображением деревни в одноименном стихотворении. Это излияние взглядов на существование крепостного права на фоне природной красоты, которая дарит ему минуты вдохновения, очищения. «Лазурные равнины» и «тишина полей» дарят настроение для размышлений. Романтический настрой лирического героя там, где «светлые ручьи», «мирный шум дубрав» к концу произведения превращает его в яростного защитника своего народа, выступая против сил, где царствует «барство дикое».

Особую значимость среди стихотворений, относящихся к пейзажной лирике Пушкина, имеют произведения о холодных временах года. Элементы реализма, присутствующие в сочинении «Зимнее утро», подчеркивают искреннюю любовь поэта к родным просторам. Печаль подруги, вызванная мрачностью туч, «вьюга злилась» отражается на состоянии человека. Представление зимней картины зачастую имеет общее настроение с поэтом. Изменение погоды: «Под голубыми небесами великолепными коврами» вносит радость и свет в душу поэта.

Наблюдая за русской природой родного края, А.С. Пушкин всегда видел в ней источник вдохновения. Переживая каждый раз восхищение от созерцания дорогих мест, процесс любования становился для него частью жизни. Это было связано с отражением личного мироощущения благодаря особому восприятию пейзажа.

Сообщение кратко для 9 класса

Необычные картины природы воспроизведены в творчестве любого стихотворца, поскольку  человек, ощутив окружающую красоту и гармонию, может отразить в своих сочинениях.  Собственно так Пушкин и посвятил себя поэзии.  Он с детства замечал всю прелесть родных мест и отражал впоследствии в своих произведениях.

Пушкинская лирика помогает нам окунуться  в мир путешествий к морским просторам. Мы можем, вчитываясь, в строчки стихотворения, полюбоваться прекрасным видом на Кавказские горы, отдыхаем в тихом деревенском доме, скачем на тройке лошадей. Читая произведения Александра Сергеевича, мы замечаем, что все времена года у него хороши. Однако все-таки самым любимым из всех является осень. Поэту нравилось увядание природы, исполненной особой грустью. Особенно ярко выделяется его творение «Осень», где Пушкин отображает свой взгляд ко всем временам года. Лето он не любит, весну также недолюбливает. К осенней же поре  он относится по-особому. Он сравнивает ее с дитем, которого не боготворят в семье, и с девушкой, заболевшей чахоткой.

 С удивительным мастерством Пушкин изображает картину зимней природы в «Зимнем вечере». По-особенному он передает уютный  теплый дом. Мы ощущаем комфорт, особенно тогда, когда поэт вспоминает свою няню Арину Родионовну. Читая строки стихотворения, мы уносимся в то место, где тихий вечер, а за окном  завывает вьюга, и дорогой тебе человек читает любимые сказки. И продолжением к такой непогоде предшествует морозное утро, ярко и мастерски описанное в творении поэта «Зимнее утро». Пушкин не забывает и о морозной ночи, о которой он тут же упоминает. Как уже упоминалось раньше, у Александра Сергеевича было очень много любимых живописных мест, которые он описывал с любовью. Так, например, море, для него выступало символом свободы, так как поэт всю жизнь стремился к независимости. Водная стихия для нег была как-бы смыслом, и  поэтому он очень часто обращался к этому образу.

 В последних произведениях поэта можно часто было услышать нотки безысходности, которые были выражены через природные образы. Так, в стихотворении «И вновь я посетил» можно обнаружить одиночество мрачного леса, трагический пейзаж с изображением плохоньких избушек русской деревни. В творении «Деревня» Пушкин через картины природы показал бесправную жизнь крестьян. Именно произведения Пушкина помогают нам наслаждаться природой, видеть все самое в ней прекрасное.

Также читают:

Картинка к сочинению Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Пейзажная лирика Пушкина 9 класс

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс

    На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу

  • План рассказа Кот ворюга Паустовского

    Как-то раз любителям природы – рыбакам, на голову свалилась одна проблема. Это был наглый кот, который каждую ночь постоянно что-то подворовывал у них. Наши герои были в отчаянии и не могли решить

  • Анализ повести Двойник Достоевского

    Произведение «Двойник» относится к жанру фантастической повести. Достоевский закончил её в 1846 году и после еще год дорабатывал ее перед выпуском в печать.

  • План рассказа Маттео Фальконе Мериме 6 класс

    В начале автор рассказывает нам о Корсике, в которой есть такая местность, как маки. Там находятся побеги деревьев, которые появляются после горения леса. Обычно в этом месте прячутся от правосудия.

  • Репин

    Известный на весь мир художник Илья Репин первые шаги по творческому пути уже начал в 13 лет. После оттачивал своё мастерство в академии художеств, которая возродила в душе Репина героизм революционного движения

Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина

Пейзаж — это один из содержательных и композиционных элементов литературного произведения. Он может создавать эмоциональный фон произведения или выступать как одно из условий, определяющих жизнь и быт человека. Пейзаж подчеркивает душевное состояние героя, оттеняет ту или иную особенность его характера с помощью гармоничных или контрастных картин природы. В некоторых лирических произведениях пейзаж составляет их основное содержание, но все-таки главным в поэтическом тексте будут чувства и мысли автора.
Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл его прелести читателям.

Интересным представляется произведение «Деревня», написанное Пушкиным после окончания Лицея. Поэт показывает картины тихой сельской природы:

Здесь двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты…

В этом стихотворении поэт использует прием антитезы, где умиротворенный пейзаж противопоставлен описанию тяжелой жизни крепостных крестьян:

Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде Невежества убийственный Позор.

К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, относятся стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…», «Погасло дневное светило…», «К морю».

В стихотворении «Погасло дневное светило…» поэт вспоминает о своей «туманной родине», стране, «где пламенем страстей впервые чувства загорались», «где рано в бурях отцвела… потерянная младость». Волнение стихии, ее ропот соответствуют душевному состоянию поэта. Используя художественные средства языка, поэту удается передать грустное, элегическое состояние души лирического героя: «легкокрылая радость», «родились слезы», «мне изменила радость».

Стихия моря олицетворяла для Пушкина свободу. В стихотворении «К морю» поэт использует прием контраста: свободной стихии противостоит цивилизованный мир. Поэт, прощаясь со свободной стихией, словно дает клятву, что не забудет «торжественной красы» моря, его «гул в вечерние часы», «и блеск, и тень, и говор волн», тем самым подчеркивая свою приверженность идеалам «вольности святой».

Во многих произведениях Пушкина звучат строки об осени, его любимом времени года. Так, в стихотворении «Осень» каждая строчка,
каждый стих, создающий образ осени, наполнены удивительной любовью и восхищением. Проникновенное обращение поэта к осени дает правдивое представление об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

Пушкин изображает конкретные картины природы, влекущие поэта «красою тихою, блистающей смиренно».
Но не только «багрец и золото» осени пленяют поэта, его влекут и снега суровой зимы. Стихотворение «Зимний вечер» — это разговор Пушкина с няней. Оно начинается описанием зимней бури, которая сравнивается то со зверем, то с плачем ребенка. Состояние обеспокоенности и в то же время искренности, доверительности точно отражает настроение поэта.

В стихотворении «Зимняя дорога» звучит тихая грусть, дорожное одиночество путника, затерявшегося в снежных просторах. Это состояние лирического героя подчеркнуто описанием окружающего пейзажа:

Сквозь волнистые туманы Пробирается луна,
На печальные поляны Льет печально свет она…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег…

Глубоким философским смыслом наполнено стихотворение «Вновь я посетил…». Его первые строки посвящены размышлениям о человеке и окружающем мире, переменах, происходящих в судьбах людей. Поэт вспоминает «опальный домик», где он жил с няней, «холм лесистый», озеро. Грустная интонация стихотворения подчеркнута контрастом между прекрасной природой и убогостью жизни людей. Но вот поэт обращает внимание на три сосны:

Стоят одна поодаль, две другие Друг к дружке близко…

Теперь рядом с ними выросла молодая сосновая роща. «Младая роща» — символ будущих поколений, к которым поэт обращается со словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Пушкин завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших, светлых умов его поколения. В этом заключается высокая миссия поэта — стремление к гармонии. Поэт желал гармонию стиха внести в жизнь. Об этом сказал Александр Блок, определяя значение творчества и личности Пушкина: «…принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир».

Для русской литературы традиционна передача мыслей, переживаний героя с помощью изображения прекрасных картин природы. Такой прием в своем творчестве использовали вслед за А. С. Пушкиным многие известные поэты и писатели, такие как А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, Б. Л. Пастернак.

«Природа в поэзии Пушкина»

Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его поэтом. А. С. Пушкин открывает нам неповторимую прелесть родной природы, заставляет увидеть и глубоко почувствовать ее, так как от этого во многом зависит нравственный облик человека. Читая великолепные стихи поэта, мы окунаемся в необычайный мир пушкинской лирики: совершаем путешествие к морю, любуемся с высоты Кавказом, отдыхаем в тихом деревенском «пустынном уголке», приводя в порядок свои мысли и чувства, или мчимся по зимней дороге, слыша отдаленный звон колокольчика… Природа в поэзии Пушкина оживает перед нами во всей своей пленительной красоте. У Пушкина все времена года прекрасны, но все-таки любимой порой у него была осень. В ней поэта особенно трогает картина увядания природы, исполненная грусти. К лучшим произведениям Александра Сергеевича об осени относится одноименное стихотворение «Осень», в котором он наиболее ярко и полно выразил свое отношение ко всем временам года. Восприятие природы у Пушкина нетрадиционно и непривычно. Нельзя не улыбнуться, когда читаешь строки, посвященные лету:

* Ох, лето красное! любил бы я тебя, * Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. * Мы видим, что поэт не любит лето. Но и весна ему не по нраву: * …я не люблю весны; * Скучна мне оттепель; еонь, гтрязъ — весной * я болен; * Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены. * Суровою зимой я более доволен, * Люблю ее снега; в присутствии луны * Как легкий бег саней с подругой быстр * и волен… * И несмотря на то, что весна всегда считалась самой прекрасной порой, все же Пушкину ближе осень: * И с каждой осенью я расцветаю вновь; * Здоровью моему полезен русский холод; * К привычкам бытия вновь чувствую любовь: * Чредой слетает сон, чредой находит голод; * Легко и радостно играет в сердце кровь, * Желания кипят — я снова счастлив, молод… * Поэт сравнивает это время года с нелюбимым ребенком в семье или с обреченной на смерть чахоточной девушкой: * Играет на лице еще багровый цвет. * Она жива еще сегодня, завтра нет. * Мы видим, что только осень способна пробудить в Пушкине поэтическое вдохновение, породить в его богатом творческом воображении рифмы, образы, звуки, мечты: * И мысли в голове волнуются в отваге, * И рифмы легкие навстречу им бегут, * И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, * Минута — и стихи свободно потекут.

Картины зимней природы с удивительным мастерством рисует поэт в стихотворении «Зимний вечер». Пушкин передает нам особый уют теплого дома, и ощущение душевного комфорта еще больше усиливается воспоминаниями о самом близком человеке далекого детства — няне Арине Родионовне: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Читая эти строки, невольно представляешь чудесный вечер — тихий и спокойный, несмотря на то, что за окном бушует вьюга; камин, в котором теплится огонь, а также как бы слышишь строки любимых сказок и песен, слетающие с уст дорогого сердцу человека. Но природа неповторима в своей изменчивости. Следы вчерашней непогоды исчезают с наступлением утра (стихотворение «Зимнее утро»):

* Под голубыми небесами * Великолепными коврами, * Блестя на солнце, снег лежит, * Прозрачный лес один чернеет, * И ель сквозь иней зеленеет, * И речка подо льдом блестит.

Пушкин также не забывает и о прелести морозной ночи. Это видно из следующих строк: Какая ночь! Мороз трескучий, На небе ни единой тучи; Как шитый полог, синий свод Пестреет частыми звездами. Но все же ни одно из времен года не очаровывало так Пушкина, как осень. Поэт подчеркивает богатство и многообразие ее красок в период увядания, которые при этом кажутся еще более прекраснее:

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… В стихах Пушкина о природе замечаешь не только особенности восприятия красоты и оттенки вкусов поэта, но также и проявление таких нравственных качеств, как вольнолюбие, гуманность, патриотизм. Доказательством этому может служить стихотворение «Деревня», в котором перед читателем предстает неяркая, но пленительная картина природы средней полосы России. Этот прелестный сельский пейзаж вызывает чувство любви к родной земле и к тем, кто на этой земле живет и трудится:

* Я твой — люблю сей темный сад * С его прохладой и цветами, * Сей луг, уставленный душистыми скирдами, * Где светлые ручьи в кустарниках шумят…

Вся эта ТИПИЧНО русская красота и спокойствие «пустынного уголка» изменяют лирического героя, заставляя его отрешиться от суетного мира. В произведении звучит горячий призыв к свободе. Ведь свобода — самое ценное, чем может обладать человек.

Итак, мы видим, что природа у А. С. Пушкина — это волшебный мир, наполненный чарующими звуками, но кроме этого, еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в человеке самые лучшие качества — патриотизм, свободолюбие, милосердие, мудрость. Когда-то Федор Михайлович Достоевский сказал: «Красота спасет мир». В нашей современной действительности, в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не пасть духом не скатиться в пропасть бытовых неурядиц не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земны: радостей. В природе есть свое волшебстве своя чарующая прелесть, которая лечит джигу, приобщая ее ко всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новые миры. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов. Они могли в неброской, внешне неяркой русской природе находить смысл; природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. К своей родной природе надо относиться патриотично, то есть беречь ее.

Пушкин в своих отступлениях в «Евгении Онегине» дает чудесные описания природы. И вообще его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где он с изумительным мастерством рисует картины природы. По мнению многих, литература — это слепок с жизни, но слепок тонкий, очень близкий реальности. Много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания.. Поэтические страницы изображения природы в «Евгении Онегине» просто великолепны. Как грустно мне твое явленье, Весна, весна! пора любви! Какое томное волненье В моей душе, в моей крови!

Это только один пример, а их много. В. Г. Белинский очень точно заметил, что Пушкин остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. И эта богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе красоту.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Тема природы в лирике Пушкина

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы.

Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.
Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.
Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение “Осень”. Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти.

Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.
Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…
Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень.

Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…”. Окружающая природа влияет на творчество поэта.

Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.
Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении “Вновь я посетил…” Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года.

Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.
Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни (“Вот опальный домик…”, “Вот холм лесистый…”), видит неумолимый бег времени: “… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…”.
Пушкин чувствует мудрость этого “общего закона” – вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.
Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой “зеленой семьи”. Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы.

На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.
Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие.

С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Loading…

Тема природы в лирике Пушкина

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема природы в лирике Пушкина

Тема природы в лирике Пушкина

    Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.

    Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.

    Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.

    Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:

    Теперь моя пора: я не люблю весны;

    Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

    Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

    Ох, лето красное! любил бы я тебя,

    Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

    Ты все душевные способности губя,

    Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…

    Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса –

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и в золото одетые леса…

    Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.

    Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

    Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».

    Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» — вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

    Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

    Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Тема природы в лирике Пушкина

Смотрите также по
разным произведениям Пушкина:

  • Критические статьи

Разносторонность творческого дарования А. Пушкина была одной из отличительных особенностей его как писателя. Поэт выступает и как лирик, и как прозаик, и как драматург. Его поэмы и роман «Евгений Онегин» пронизаны лиризмом. Свои мысли, раздумья о жизни, передачу чувств и настроений поэт высказал в лирике. Тематика его лирики разнообразна: тема вольности и протеста в лирике, стихи о дружбе, лирика природы.

Стихотворения, в которых поэт с любовью рисует родную природу, занимают видное место. Пушкин любил природу, воспринимал ее не только глазом художника, но и сердцем любящего патриота. Еще с детских лет он полюбил ее, она прочно срослась с его сердцем, когда поэт проводил лето в Захарове.

Позже эта любовь нашла свое отражение в поэзии, в поэмах, романе «Евгений Онегин». Реалистически изображать природу автор начал не сразу. Вначале его стихи носили романтический характер. Таково стихотворение «К морю». А. Пушкин находился в юной ссылке. Перед отъездом из Одессы он написал это стихотворение вчерне, которое закончил в начале октября 1824 года.

Судьба поэта-изгнанника и судьбы народов сочетаются у него с изображением моря. Поэту море представлялось живым воплощением свободной и мятежной стихии, гордой красоты и мощи. Эти качества привлекали поэта. По мнению А. С. Пушкина этими качествами обладали Байрон и Наполеон, которые были властителями дум тогдашнего молодого поколения. Поэт не говорит о своем отношении к Наполеону, но в ранних стихотворениях он характеризовал его как тирана, презирающего человечество и свободу. В Байроне его привлекают свободолюбие, гениальность, дух борца, но он одинок в этом мире.

Тема одиночества звучит в стихотворении, как и протест против порабощения народов. Автор видит, что на пути к свободе стоят тираны. Этим стихотворением Пушкин прощался не только с морем, но и с романтизмом в лирике. Поэт переходит к реалистическому творчеству, а в связи с этим меняется характер изображения природы. Здесь он рисует милую его сердцу красоту полей, лесов, долин. Среди них стихотворения: «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча» и другие. В них все просто, предельно реалистически и народно.

Высокой художественной культурой отличается лирика А. Пушкина. Основными отличительными чертами поэзии являются меткость слова, свежесть, точность, простота, сжатость в выражении мыслей и чувств. Высокую гуманность, свободолюбие, жизнерадостность, призыв к служению Родине ценим мы в поэте.

Встречая в произведениях какого бы то ни было писателя картины природы, мы знаем, что это аллегория: часто они изображают таким способом историческую обстановку или события (особенно популярны образы метели, грозы).

В поэзии пейзажи – это выражение душевного состояния поэта. Появление картин гармонии или хаоса зависит от сиюминутного настроения автора, от того, какие чувства им владеют в момент написания стихотворения. Правда, у всякого поэта все же наблюдается преобладание тех или иных картин, в зависимости от того, каково его отношение к жизни в целом.

Так, В.А. Жуковский пытался отобразить в пейзаже небесное волшебство, «гений чистой красоты». Именно «чистой» являлась для него красота природы; с душой человеческой она имеет общее: ни то, ни другое нельзя выразить словами, и лишь друг через друга они могут быть поняты:

Святые таинства, лишь сердце знает вас…

«Святость» природы и подчеркивал поэт-романтик в своей лирике, поэтому в его произведениях сосредоточены мирные, светлые образы: тихий закат, берега спокойных рек, ночь, когда природа недвижима.

Совершенно противоположные пейзажи мы встречаем у М.Ю. Лермонтова. Они соответствуют его характеру, стремлению действовать, бороться, и даже штиль на море (в стихотворении «Белеет парус одинокий…») он рисует для того, чтобы показать неприятие лирическим героем затишья:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури…

У Н.А. Некрасова, в произведениях которого часто можно встретить разностороннее описание деревни, крестьян, и природа под стать русскому народу: «убогая» и «обильная», «могучая» и «бессильная»; она то навевает тоску и уныние, то предстает великаном-богатырем во всей своей мощи.

У А.А. Фета пейзаж, наоборот, отличается постоянством – он делает акцент на его красоте, прелести, подчеркивают царящую в нем гармонию.

Итак, понятно, что через картины природы каждый поэт показывает свои чувства и переживания, замечает и описывает лишь те стороны природы, которые ему близки, с которыми он может сопоставить свои душевные движения: один восхищается ее красотой, недоступной человеческому разуму, другой пытается разгадать ее загадки, третий в восторге от бурь, видя в них воплощение своих порывов…

Тем не менее, есть то, что их всех объединяет. В основе изображения пейзажа лежат два состояния, которые может принимать природа, – покой и буря, другими словами, – гармония и хаос. У истоков осмысления этой антитезы русскими поэтами стоит А.С. Пушкин.

В раннем творчестве Пушкина (середина 1820-х годов) можно выявить начало формирования его свободолюбия. Именно тогда основным символом свободы стал для него романтический образ морской стихии; непредсказуемость, своеволие океана восхищало молодого поэта:

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью гонимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Поэт не приемлет неволи, со всей пылкостью отвергает:

Кто, волны, вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
…Взыграйте, ветры, взройте воды,
Разрушьте гибельные оплот!
Где ты, гроза – символ победы?
Промчись поверх невольных вод.

(«Кто, волны, вас остановил…», 1823 г.)

Вообще любование бурями встречается у Пушкина только по причине того, что мятежность олицетворяет стремление к свободе – главному идеалу поэта. Он органически не принимал хаоса и поэтому восхищения буйством стихии в его творчестве крайне редки. Наоборот, в его стихотворениях ярко выражено желание увидеть в природе (да и не только в ней) гармонию:

… люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

(«Деревня», 1819 г.)

После переезда из Одессы в Михайловское он окончательно порывает с любованием бурями. Теперь он очарован природой после бури, когда она предстает во всей своей красе – новая, свежая, блистающая всеми красками. Пушкин находился в некоем умиротворенном состоянии, когда малейшее нарушение гармонии приводило к унынию и тоске. Свое восхищение покоем в природе поэт объяснил в стихотворении «Осень» (1833 г.). Его любимое время года – осень: весна – «пора любви», кровь кипит, и он не знает покоя, зима пугает морозами, лето – зноем. Осенью же поэт получает заряд сил, именно на этот сезон приходится львиная доля написанных произведений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

В ранних произведениях Пушкина можно легко заметить элементы романтизма в описании природы: пустыни, дальние края; лирический герой «пейзажных» стихотворений подвержен тайным страданиям, в большом количестве присутствуют метафоры.

… Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья.

Так характеризовал поэт основные темы своих романтических творений позднее в «Отрывках из путешествия Онегина». Здесь же он показал свой переход к новым, реалистическим картинам природы – природы «живой», невыдуманной, настоящей:

Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи,
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых…

Стоит обратить внимание на то, что здесь пруд, который ранее (в стихотворении «Кто, волны, вас остановил…») является образом «неволи», «дремоты» (т.е. упоминается негативно), – символ тихого, спокойного быта, о котором мечтал Пушкин незадолго до свадьбы:

Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Изменение приемов изображения природы хорошо заметно при сравнении стихотворений «Деревня» (1819 г.) и «…Вновь я посетил…» (1835 г.). В том и другом стихотворении описывается один и тот же пейзаж, но место обычных романтических обобщений заняла реалистическая картина, описанная конкретными словами.

Однако прежние принципы не были забыты, и во второй половине 1820-х – начале 1830-х гг. Пушкин создает некий гибрид двух литературных приемов, уникальный по своей сути: в некоторых стихотворениях этого периода наблюдается сочетание романтических образов и реалистических «прозаизмов»:

…Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Пушкин здесь даже специально подчеркивает эту контрастность. Ему первому в русской литературе удалось соединить противоположные художественные приемы для создания единой картины «торжественной красы» и изображением гармонии в природе приблизить читателя к пониманию его собственного стремления к гармонии.

Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Автор: Пушкин А.С.
Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры…
В.Г.Белинский.
Пейзажная лирика всегда занимала особое место в творчестве А.С.Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам узнал и полюбил чудесный мир природы, но и открыл для читателя удивительную прелесть пейзажей родины. Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.На протяжении всего своего творчества Пушкин обращается к пейзажной лирике.
Пейзажная лирика Пушкина разнообразна.По мере взросления поэта, пейзажи в его лирике расскрывались с новой, неизвестной стороны.
Едва закончив Лицей, молодой поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Деревня».В этом стихотворении Пушкин выступает против крепостного права.Чтобы ярче и резче подчеркнуть всю несправедливость и жестокость крепостников, Пушкин прибегает к приёму противопоставления.В первой части стихотворения дана светлая, мирная картина деревни.С большой любовью и теплотой Пушкин говорит здесь о деревенской природе, о тишине, которая располагает его к занятиям наукой и поэзией, вдохновляет и нравственно очищает его:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойтсвия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Перед нами предстает идилия, маленький мирок, где царят тишина, спокойствие и гармония.Деревня для автора-это то место, где он может отдохнуть от бессмысленной суеты столичной жизни, расслабиться и погрузиться в свои мысли и чувства:
Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещённой,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидовать судьбе.
Но совсем другая сторона жизни открывается нам во второй части, где поэт обличает жестокость, деспотичность и произвол помещиков и бесправное положение народа.«Барство дикое» и «рабство тощее», основные образы этой части, воплощают всю неправильность и бесчеловечность крепостного права:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Мир, окружающий автора, на самом деле оказывается полным жестокости и насилия, где одни «тягостный ярем влекут до гроба», а другие,«не видя слез, не внемля стона»,«присвоили себе и труд, и собственность, и время земледельца».Автор страдает оттого, что он ничего не может сделать для обездоленного и угнетенного народа:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Заключительная часть стихотворения посвещена раздумьям автора.Мне кажется, Пушкин сомневается в том, преобразится ли когла-нибудь мир, станет ли народ свободным:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
С 1820 года наступает новый период в творчестве Пушкина.За свободолюбивые стихи поэта ссылают на юг.Здесь автор пишет замечательные романтические стихотворения.Например, стихотворение «Погасло дневное светило…».В этом стихотворении речь идет не столько о природе, сколько о воспоминаниях о прошлом, о мечтах, о любви:
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
Но, воспоминания поэта печальны. Чем дальше читаешь стихотворение, тем судьба автора становится еще более трагичной: поэт хочет вернуться домой, на родину, но отвергает ее за предательство:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость.
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Это стихотворение очень личное, в нем Пушкин расскрывает частичку своей души.
Стихотворение «К морю»- одно из самых знаменитых стихотворений Пушкина, написанных в южной ссылке. Это стихотворение наполнено романтизмом. В нем поэт не только создает прекрасную картину морской стихии, но и выражает свои самые сокровенные мысли и чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.Море близко и дорого Пушкину, потому что оно представляется ему живым символом мятежной, непокорной и свободной стихии, силы и неприступной красоты, т.е. тех качеств, которые особенно привлекают поэта. Образ моря тесно связан с образом Пушкина, море-это частичка души автора.Море в стихотворении не просто олицетворяется, а становится другом поэта, с которым автор делится своими мыслями, переживаниями и тревогами.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:
Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Пренесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
У каждого человека есть любимое время года.Поэтов и писателей оно вдохновляет на создание бессмертных произведений, является источником впечатлений и чувств. Любимым временем года для А.С.Пушкина была осень.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной…
Мне кажется, осень — самая противоречивая пора.Это очень точно отражено в строчке:«Унылая пора! Очей очарованье!»Действительно, осень бывает унылой: с монотонными дождями, тяжелыми серыми тучами, промозглой сыростью и ветром.Но ни одно время года не может сравниться с яркими красками золотой осени:
Люблю я пышное пророды увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Живописно и ярко описывает автор осенние пейзажи.Красота природы пробуждает в сердце поэта все самое лучшее, осенью его душа расцветает, наполняется любовью и желанием жить:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…
Для Пушкина «пышное увяданье» природы — само по себе прекрасное явление, он видит в нем проявление жизни.Осень влечет его к себе, возможно, поэт сам точно не понимает, чем эта «унылая пора» манит его, пробуждая в душе волнующие чувства:
Как это объяснить?
Мне нравится она…
Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой. Она-символ увядания природы, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни.
Описания зимней природы всегда занимали достаточно большое место в пейзажной лирике Пушкина. Зима у поэта всегда разная и неповторимая. Например, стихотворение «Зимнее утро».Поэт великолепно описывает красоту русской зимы:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Это стихотворение очень близко к народному творчеству и фольклору.
Но уже в стихотворении «Зимняя дорога» эта пора предстает тоскливой и холодной.Пустынная дорога кажется поэту скучной, бесконечной, а на душе автора тоска, пробужденная песнями ямщика:
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То седечная тоска.
Но, все же, мастерство в описании зимы автором расскрывается в стихотворении «Зимний вечер». Казалось бы, здесь описывается обычное для русского человека явление природы — зимняя вьюга. Но Пушкин наделяет ее магическими, таинственными свойствами; он слышит в ней то завывание зверя, то плач ребенка, то просто шорох соломенной крыши под порывами ветра, то стук в окно заблудившегося путника:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Пейзажи Кавказа всегда завораживали и поражали воображение поэта.Кавказ всегда ассоциировался у автора с бескрайней свободой и независимостью.В стихотворении «Кавказ» главный герой уходит от людей.Он стоит на высокой вершине, где лишь гордый орел «парит неподвижно».Герой видит всю ничтожность мира, жизнь лежит у его ног:
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Я думаю, автор сравнивает себя с неукротимым Тереком, с горечью признавая, что в мире людей практически невозможно сохранить свободу:
Вотще! нет ни пищи ему, не отрады:
Теснят его грозно немые громады.
У каждого человека в жизни наступает такой период, когда он переосмысливает все прожитое и начинает по другому смотреть на действительность, начинает задумываться над философскими вопросами.Побывав в последний раз в Михайловском, Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…» Это стихотворение наполнено жизненным опытом поэта, в нем автор размышляет о жизни и смерти, связи природы и человека.Это произведение наполнено воспоминаниями поэта, Пушкин рассказывает в нем о том, как через десять лет навестил Михайловское, но он уже не такой, каким был прежде, он изменился:
Уж десять лет ушло с тех пор-и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
Но в нем все еще живы воспоминания об этом месте:
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Поэт видит три сосны, слышит шум и шорох их вершин:
Увидел их опять.Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох…
И вот автор видит молодую рощу, которая разрослась около «корней их устарелых», которую он не знает и прежде не видел, но поэт приветствует и принимает ее.Пушкин сравнивает молодую рощу с зелёной семьей, с детьми.Появление новых молодых растений говорит о том, что жизнь продолжается, кто-то умирает, кто-то рождается, что смерть неизбежна, и ее не нужно бояться, страшиться.В конце стихотворения звучит радостное приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»Так поэт привестсвует молодую и незнакомую рощу.Автор немного опечален, что он уже не увидит ее в расцвете:
… Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу из заслонишь
От глаз прохожего.
Но Пушкин уверен, что его внук как-то здесь пройдет, услышит их приветный шум и «обо мне вспомянет».
Идея этого стихотворения заключается в неразрывной связи человека и природы, а также в связи поколений, в необратимости жизни.В этом прекрасном стихотворении отразился смысл прибывания человека в жизни.
Природа всегда занимала большое место в жизни и в лирике А.С.Пушкина.Через описания пейзажей русской природы поэт расскрывал читателю частичку своей души, свои мысли, чувства, переживания.Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Природа всегда была для поэта неиссякаемым источником вдохновения, благодаря великолепию пейзажей Пушкин создал свои лучшие стихотворения.

  • В чем смысл человеческой жизни сочинение рассуждение
  • В чем смысл человеческой жизни сочинение обломов
  • В чем смысл человеческой жизни итоговое сочинение
  • В чем смысл человеческого существования сочинение на дне
  • В чем смысл человеческого существования итоговое сочинение