В чем своеобразие донских рассказов шолохова

«Донские рассказы»

В произведении автор
не выдает своего восхищения главными
героями. Обыденно, а местами и весьма
сухо, он просто рассказывает о простых
людях, жизни которых изменила революция.
Шолохов предоставляет самому читателю
возможность насытить рассказ поэтическими
красками и романтическим духом.

Даже смерть людей
он описывает как обыкновенность. Это
ни в коем случае не говорит о бесчеловечности
автора, за нейтральной подачей обыденности
кроются глубинные чувства и трагизм.

Герои «Донских
рассказов» — простые люди, им чужды
возвышенные поэтические раздумья и
философские анализы, они по-разному
переживают различные общественные
конфликты, что дает возможность читателю
самостоятельно делать выводы об их
внутреннем мире.

Эмоциональное
раскрытие главных героев происходит
через описание семейных конфликтов и
разлома в социальных отношениях между
донским казачеством.

Не используя
поэтических методов, Шолохову удалось
показать все варварство и кощунство
братоубийственной борьбы. В « Донских
рассказах» некоторые эпизоды насыщены
элементами жестокости, но именно в них
заключен гуманизм. 

Работа над рассказами

Молодой писатель
Михаил Шолохов начинает свою работу
над «Донскими рассказами» уже с 1923 года,
когда печатает свои первые фельтоны.
Уже в конце этого года выходят и его
первые рассказы, в которых намечается
острый трагизм, при этом его рассказы
не были лишены элементов мелодраматичности.
Большинство из этих рассказов (всего
девятнадцать) вошли в сборник «Донские
рассказы», который был издан в 1926 году,
и «Лазоревая степь», который был
дополнением первого сборника, в 1926 году.
В этом сборнике нашлось всего три
рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая
степь» и «Чужая кровь».

Первый его рассказ
«Родинка» был опубликован в 1924 году в
журнале «Молодой ленинец». Он представлял,
своего рода, стяженный образный эпиграф
ко всему циклу его рассказов. В конечном
счёте, цикл составляли 27 рассказов. В
1931 году он переиздал «Донские рассказы».
Потом, в течение почти четверти века,
рассказы не переиздавались.

В своих рассказах
Шолохов пытается описать довоенную
жизнь донского казачества. В то время
и мало кто понимал, какие они, казаки.
Писатель решил показать всем целый мир
особых привычек, норм поведения и
психологии, мир сложнейших человеческих
отношений, это драматическая судьба
донского казачества в годы Первой
мировой и Гражданской войны. Все рассказы
объединяет общая тема — революция, а
также и место действия одинаково для
всех — происшествия отыгрываются на
просторах Дона.

Тематика рассказов
и их герои

«Главная и почти
единственная тема произведений Шолохова
состоит в описаний жизни донских казаков.
В русской литературе и до Михаила
Шолохова были писатели, которые в своих
произведениях описывали жизнь, обычаи
и подвиги казаков. О казаках русских и
украинских писали такие писатели такие
писатели, как Гоголь и Толстой, но без
преувеличения можно сказать, что Шолохов
первым в русской литературе открыл
полную и всестороннюю картину казачьего
быта. Он смог это сделать благодаря
тому, что не рассматривал казаков из
вне, а из глубины их среды, так как вырос
между ними и сроднился с ними.»

Страницы „Донских
рассказов“ густо пропитаны кровью,
причём кровью самых близких родственников:
„Брат на брата“, „сын на отца“, „отец
на сына“ восстают в самом буквальном
смысле. Многие герои рассказов — реальные
люди, в основном жители хутора Каргина.
Но Шолохов заостряет все события,
гиперболизирует: смерть, кровь, муки,
голод, пытки представляет исключительно
натуралистическим образом.

Очень точно,
социологически, рисует Шолохов два
основных типа людей, на которых разделялось
в то время казачество, отражённое в его
рассказах. Первый тип представляет
большинство и является чаще всего
отцами, укорённые в традиции, в нажитом
поколениями скудном хозяйстве, служащие,
прежде всего, для благосостояния своей
семьи и продолжения родя, работы и
традиции. Это ядреные и коренные казаки,
такие как отец продкомиссара Бодягина
(„Продкомиссар“), выгнавший из дома
четырнадцатилетнего сына, после,
расстрелянного с согласия отца. Таков
и Яков Алексеевич („Червоточина“)
„старинной ковки человек: ширококостный,
сутуловатый; борода как новый поясной
веник. “Немало таких, безудержных в
гневе хозяев, которые готовы кровью
смывать обиду за посягательство на их
уклад и ценности.

Если для старших
являются священными их традиции и
вековой отцовско-дедовский уклад, то
молодые противостоят всему этому,
стараются разбить и уничтожить этот
уклад. Это сироты или младшие сыны,
встающие на сторону большевиков. Они
перестают идти в церковь, креститься
на иконы перед едой, а вместо этого
бегают в клуб, на комсомольские собрания.
Таковым представлен двадцатилетний
Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем
равенстве. Тут и бедный пастух Григорий,
после, убитый врагами, вдохновлён чтением
произведений Ленина („Пастух“).

Получается, с одной
стороны борода окладистая, густая
изображает коренного казака, противника
советской власти, а с другой стороны,
портреты комиссаров и молодых комсомольцев
— наголо остриженная голова и выбритые
щёки.

Борьба с младшим и
непослушным поколением может вестись
только с помощью одного способа: строго
— „Больную ветку рубить не жалетючи“.
И именно под таким лозунгом и совершались
кровавые преступления над младшим
поколением.

Герои «Донских
рассказов» не предаются возвышенным
мечтаниям, язык у них совсем простой
будничный и вовсе не поэтичен. Также в
этих рассказах нет сомневающихся героев,
таких, которые избрали «третий путь».
Писатель рисует свои картины только в
чёрно-белых тонах, пропитанных красной
кровью, и никаких междутонов не может
быть.

Можно сказать, что
герои рассказов Михаила Шолохова не
знают за моральный кризис и драму
совести. Они, каким-то способом, соединены
с природой, и это даже на грани
анормальности. Суровая и сырая натура
противостоят цивилизованным и современным
принципам. В рассказах Шолохова природная
смерть настоящая редкость. В них
доминирует убийство и насилие. Гуманность
проявляется больше в отношении к
животным, чем к людям, даже самым близким
и родным.

Сюжеты рассказов

Первый сюжет который
доминирует в «Донских рассказах» это
классово-социальный конфликт, а
большинство из них, это те, в которых
сопоставлены богатые и бедные, поборники
контрреволюции и революции. Этот конфликт
виден в рассказах «Алёшкино сердце»,
«Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок»,
«Обида». Писатель ясно показывает, что
надо сделать и какой путь пройти, чтобы
из сироты — голого, босого, голодного
созрела личность молодого коммуниста,
строителя нового мира. Таковым является
Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка
из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие
герои.

Другой мотив, который
заступлен в рассказах, это конфликт
внутри одной семьи. Кажется, это любимый
сюжет молодого писателя, начиная с
первого его рассказа « Родинка» —
смертельное столкновение ближайших
родственников. Идейные расхождения
получают свой финал в кровавых сценах,
а жизнь самых родных и близких становиться
слишком дешёвой и теряется очень легко,
попрут разменной монеты.

По своему основному
характеру конфликты внутри одной семьи
группируются на три основные темы:

— Конфликт между
отцом и сыном, к таким рассказам относятся:
« Родинка», «Бахчевник», «Семейный
человек», «Червоточина» и другие.

— Конфликт между
братьями и сёстрами в двух рассказах:
«Ветер» и «Коловерть».

— Конфликт между
любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя»,
«Калоши», «Кривая стёжка».

Ещё несколько
рассказов трудно сверстать в один из
этих сюжетов, поэтому назовём их:
«рассказы со смешенными сюжетами». Это
рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем»,
« Жеребёнок», и «Чужая кровь».

Классово-социальные
сюжеты

Молодой Шолохов
даёт нам целый ряд рассказов, в которых
приказана, в чистом виде, суровая
классовая борьба. Контраст острый,
переходного, так сказать, и нет: С одной
стороны представители революции,
характеры новых людей, политических
вождей, с другой стороны стоят огорчённые
и обиженные кулаки. Эта классовая борьба
вовсе не пробудила, а только разгорячила
опасные и глубокие инстинкты. И одну и
другую сторону объединяет общий враг
и касается он буквально всех, и уже чётко
открывает и оголяет положение богатых
и бедных. Речь идёт о стихийных силах
природы: засухе, неурожае, голоде.

Один из наиболее
сильных рассказов, который описывает
страдания бедных и немилосердие к ним
богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

Бедный мальчик
Алёшка в своём воображении видит голод
в виде «большущего безглазого человека»,
который душит людей. Он представляет
этот голод в самом суровом виде: «Обвисает
живот, пухнут ноги, западают глаза,
гноятся дёсны…» Мучительные страдания
сваливаются на всю его семью. Сначала
скончалась младшая сестра объевшись
мяса жеребёнка. Потом злая богатая
соседка убивает его старшую сестру
из-за того что та у неё пила щи. Затем и
мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка
получил тяжёлые ранения од той же соседки
за украденное молоко. Спас его заготовитель
из Донпродкома, ухаживал за ним и стал
поводырем подростка в новую жизнь. Между
тем, нанял Алёшку в работники местный
богатей и стал беспощадно изнурять его
работой, пока тот услышал разговор
хозяина о том, что готовятся они перерезать
два взвода красных. Успел Алёшка
предупредить своего спасителя и тот
послал парнишку с гранатой в руке в хату
хозяина, но увидев мать с ребёнком перед
хатой он сам лёг на гранату, чтобы
защитить их. Такие христианские реакции
Алёши, идущего на самоотвержение ради
других, настоящая редкость для «Донских
рассказов» и это можем считать как
особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором
также видна полная немощь и страдание
бедных в результате стихийных бедствий
это рассказ «Обида». Он начинается с
суровым описанием жизни землероба: без
хлеба, без надежды, сухая земля с
трещинами, которую пятидесятилетний
Степан всеми силами пытается вспахать,
хотя засевать будет нечем. Но тут
председатель хуторского совета пообещал,
что дадут семенную ссуду. Набрал себе
Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой
радости, доехал почти до родного хутора,
вышел на перерез человек с наганом и
заставил загрузить себе зерно. Сцена
душераздирающая. Забрали то, во что была
вложена последняя надежда! Единственное
спасение для бедного старика и его
большой семьи. Писатель подробно
описывает мучительные страдания бедного
Степана и силу его обиды. Он чувствует
себя преступником, предателем, а сухая
земля — это место его преступления. Но
случается так, что судьба ведёт его в
украинские сёла и там он, совсем случайно,
узнаёт своего обидчика, своего мучителя
и смертного врага. Он такой же бедняк,
который совершил преступление из-за
безысходности своего положения. Конечный
итог, это месть Степана за обиду, за
мёртвую землю. Но не только суровость
проявляет Степан, а и сострадание к
жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего
сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь
идёт о конфликте между представителями
одного и того же социального сословия.
Между двумя бедняками, и это просто
природная борьба за выживание, борьба
на жизнь и смерть.

Сюжеты конфликтов
внутри одной семьи

шолохов рассказ
конфликт сюжет

Классовое расслоение
и ненависть, столкновение интересов и
жажды мести, на которые толкнула
социальная революция Шолохов описал
самым трагическим способом: в расколе
семьи в кровавых столкновениях тех, у
которых противоположны определения.
Новый мир рос не как идиллия, а в слезах
и крови.

Тонко исследует
Шолохов то, что более всего поразило
его в революционную эпоху — это
прогрессивная ненависть и неродственность
в самой семье «Отчуждение постепенно
переходило в маленькую сначала злобу,
а злобу сменила ненависть» («Червоточина»).
Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая
возможность недоверия, недоразумения,
приводит к убийственному концу.

Уже первый его
рассказ «Родинка» намечает нам сюжет
конфликта внутри одной семьи, между
самыми близкими людьми. Отец атаман
убивает неузнанного им сына Николку,
восемнадцатилетнего командира эскадрона,
который давно ушёл из отцовского дома.
Весь этот эпизод описан глазами атамана
и пережит его чувствами. Гнался за ним
и чувствовал всё своё преимущество над
«щенком белогубым», а когда догнал,
зарубил шашкой. И только вслед за первым
сапогом, который снял с его ноги, увидел
родинку, которая говорила ему о том, что
это его сын, что это может быть самое
дорогое, что он имел в жизни. Конец этого
рассказа не совсем типичный для рассказов
Шолохова: отец убивает и себя, стреляет
в рот, и этим способом показывает глубокое
раскаяние за своё преступление. Кажется,
что писатель хотел обличить этот новый,
ужасный мир неродственности и отчуждения,
который наступает, мир страшной слепоты,
самоубийственной для русского народа,
а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный
человек», немолодой паромщик Микшара,
ради спасения своего большого
полусиротского семейства убивает своих
сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда
случилось восстание против новой власти,
ушли к красным, а отца мобилизовали в
казачье войско. Однажды казакам привели
пленных и среди них — Данилушку. Дали
Микшаре в руки штык и велели колоть
«коммунов», а то его самого убьют. Вот
и убил отец любимого сына. Но тут отцовским
испытаниям не конец. Старший сын Иван
перешёл на сторону к белым казакам, А
Микшаре велели вести его в штаб. Микшара
рассудил, что за ним будут следить вот
убил и другого сына. В этом рассказе мы,
вроде бы, видим мотив оправдания за
страшное преступление. Отец убил двух
сыновей, чтобы спасти остальных детей
от голода и нищеты, он спасает собственную
жизнь. Он совершает вынуждённое
злодейство, из страха, за себя и остальных
детей, но ни эти дети не прощают ему,
даже если кажется, что он им спас жизнь.
В этом рассказе ставится вопрос: есть
ли оправдание за убийство родного сына?
И за убийство вообще?

Весь процесс
отчуждения между самыми близкими
намечается в рассказе «Червоточина».
Самый младший сын Степан пошёл против
веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный
хозяин, неожиданно столкнулся с порчей
в собственной семье. Отец чувствует,
что сын его стал ему чужим, традиции и
обычаи отцовские не соблюдает. И у
Степана уже нет любви к отцу ни жалости.
Такая ненависть и разрыв в семье может
привести только к трагическому финалу.
Дальнейшие события постепенно увеличивали
ненависть между отцом и сыном. Сперва
честное признание сына в связи с размерами
посевов, которые ставил приезжий
статистик и, тем самым, разоблачение
отца, желавшего сильно уменьшить их.
Затем потеря быков Степаном, который
водил их на покос. Страшный и звериный
гнев охватил Якова Алексеевича, когда
подумал, что тот их продал, без малейшего
колебания, свирепо убивает младшего
сына, втягивая в страшное преступление
старшего. Писатель лишает возможности
своего героя даже раскаяться в
преступлении, когда узнаёт о том, что
убил невинного человека, он на полуслове
обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными
сюжетами

Это рассказы, которые
полностью трудно отнести ни к первому,
ни ко второму типу рассказов, их мало,
в них писатель открывает свой гуманизм.
Так, например центральное место рассказа
«Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное
животное. Среди сурового сражения, где
люди друг другу беспощадно проливают
кровь, никто не смог поднять руку на это
беззащитное существо, вид у которого
домашний, а на войне такое пробуждает
тоску по миру. Солдат Трофим не только
не убивает его, а даже спасает от гибели
и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство
примирения и гуманности находим в
рассказе « Чужая кровь». Из самого
названия видим, что речь идёт не о родных
людях, а чужих. Из этого и прорастает
потребность новой любви и родственности.
У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся
против красных, единственный сын Петро,
в котором сосредоточился для него и
старухи весь смысл их существования.
Для деда являются бессонные ночи полны
скорби и отчаяния. Но вот жизнь его
меняется и даёт бедному старику
возможность утешится и облегчить своё
горе. Гаврила находит раненого
продотрядника и из жалости к нему
забирает его к себе в хату, лечит и
ухаживает за ним. И становятся они как
то кровно привязаны, видит старик в
чужом человеке родного сына. Любовь
смогла преодолеть все дистанции и
связала молодого коммуниста со старым
казаком, так сильно, что они уже становятся
не чужими, а совсем родными, странник
даже имя получает, как и их сын — Петро.

Творчество известного донского писателя Михаила Шолохова началось с написания им небольших рассказов, которые отражали все то, что писатель увидел или пережил сам. Его первыми сборниками стали «Лазоревая степь» и «Донские рассказы». В этих рассказах Шолохов рисует все то, что было в его эпоху, когда происходили трагические и страшные события послереволюционного периода: человек не мог найти себя, было много смертей и насилия.

История создания сборника

«Донские рассказы» Шолохов (краткое содержание по главам будет изложено в этой статье) начал писать в 1923 году. Тогда он был еще молодым и неопытным писателем. Известно, что первоначально все рассказы выходили по отдельности, и лишь только в 1926 году они вышли отдельной книгой.

Шолохов переиздал свой сборник в 1931 году. За это время изменилось в нём количество рассказов: первоначально их было девятнадцать, а во втором издании уже насчитывалось двадцать семь. После этого в течение двадцати пяти лет книгу больше не печатали.

Структура сборника

Сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание будет представлено далее) состоит из девятнадцати произведений. Начинается этот сборник рассказом «Родинка», который является эпиграфом ко всему произведению. Вторым по счёту автор поместил свое произведение «Пастух», где показывает, как может быть беспомощен человек. Мир коров, пораженный чумой. Пастух и те, кто приезжает, чтобы помочь, остановить эпидемию не в силах.

Третий рассказ – «Продкомиссар», который обычно читатели чаще всего выбирают для прочтения. Последующие произведения обычно известны читателям: «Шибалково семя», «Алешкино сердце», «Бахчевник», «Путь – дороженька», «Нахаленок» и другие. В рассказе «Коловерть» автор показывает, как сложно и трудно складывается судьба крестьянская.

В сборник «Донские рассказы» Шолохова (краткое содержание по главам и частям будет представлено далее), вошли и такие произведения: «Семейный человек», «Председатель Реввоенсовета республики», «Кривая стежка», «Обида», «Смертный враг», «Жеребенок», «Галоши», «Червоточина» и «Лазоревая степь». Последним в этом шолоховском цикле стал рассказ «Батраки». В нем рассказывается о судьбе Федора, который сначала был в батраках, а затем решил уйти от хозяина.

Тема и идея сборника

Основной и, наверное, единственной темой всего сборника «Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которого будет представлено в данной статье, является описание жизни донских казаков. До Михаила Александровича в классической литературе уже были писатели, которые старались представить жизнь и быт донских казаков. Но у Шолохова это получилось правдиво и честно, потому что он сам вырос и жил среди них. Поэтому ему не надо было изучать их быт, он знал его прекрасно.

"Донские рассказы" Шолохова, краткое содержание

В каждом своем сюжете сборника автор пытается показать основную идею: нет ничего важнее, чем воспитание молодого поколения на традициях старшего. Стоит только разрушить старый мир кровью и смертью, потом будет трудно подняться и отмыться от этого.

Характеристики героев «Донских рассказов»

Герои сборника «Донских рассказов» Шолохова, краткое содержание которого будет интересно и школьникам, и взрослым, – чаще всего люди, которые действительно существовали. Эти реальные персонажи, о которых писал Михаил Александрович, жили в хуторе Каргине недалеко от станицы Вешенской Ростовской области. Но, несомненно, автор использует и художественный вымысел, и средства выразительности, чтобы создать более полное ощущение у читателя от той истории, которую он рассказывает.

Шолохов "Донские рассказы", краткое содержание

Шолоховским героям приходится пройти испытания смертью, кровью и голодом, поэтому чаще всего это сильные личности. В рассказах Шолохова всех казаков можно разделить на два типа. Первый – это старшее поколение, которое полностью погружено в традиции. Они думают о семейном благополучии. Таких казаков в рассказах Шолохова большинство. Второй, показанный Михаил Шолоховым в «Донских рассказах», краткое содержание которых есть в этой статье, представлен молодыми и активными казаками. Они стараются разрушить тот уклад, который складывался годами.

М.А. Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Алешкино сердце»

Главный герой рассказа – небольшой мальчик, которому едва исполнилось четырнадцать лет. Но по своему физическому развитию он слаб и совсем не выглядит на свой возраст. И все это потому, что его семья уже давно голодает. От недоедания у него умерли близкие родственники: мать и сестра. Алексей старается бороться за жизнь, но дается ему это сложно, так как его сестру просто убили из-за похлебки. Алексей видел, как люди перестают быть человечными и гуманными, и это его страшит.

Чудовищна история гибели сестры Алеши. Полька была настолько голодна, что решилась залезть в чужой дом, чтобы найти хоть какую-то пищу. Макарчиха, хозяйка хаты, не стала терпеть воришку и, размахнувшись, ударила утюгом по голове. Из-за этого Полька умерла. А ведь эта женщина когда-то купила дом у этих детей всего лишь за кружку молока и несколько пригоршней муки.

"Донские рассказы" Шолохов, краткое содержание по главам

После смерти сестры Лешка голодал уже пять месяцев. Но он все-таки еще пытался выдержать испытание и выжить. Ему некуда было идти: дом был продан, и мальчик страдал от холода. Тогда он пошел в наемные работники, но ничего и тут не получал, кроме побоев. Умер Лешка, спасая ребенка, которым хотели прикрыться бандиты.

Краткое содержание рассказа «Нахаленок»

Главным героем данного сюжета в сборнике Шолохова «Донские рассказы» (содержание по главам представлено в статье) является Минька, которому уже исполнилось восемь лет. Он живет со своей мамой и дедом. Все вокруг за его непоседливый и неугомонный характер зовут его не по имени, а Нахаленком. Есть еще один смысл в прозвище: все жители хутора знают, что родился он без отца, и что его мать никогда не была в браке.

М.А. Шолохов "Донские рассказы", краткое содержание

Вскоре приходит с войны и отец мальчика. Фома до войны был местным пастухом. Очень быстро отец и сын сближаются. Вскоре Фома становится колхозным председателем. В их селе появляются люди из продотряда, которые требуют отдать пшеницу. Минькин дед добровольно отдал зерно, а вот поп-сосед не желал этого делать. Но Нахалёнок показал, где находится тайник. После этого случая поп затаил на него обиду, а все деревенские ребятишки перестали с ним общаться.

Шолохов «Донские рассказы»: краткое содержание главы «Семейный человек»

Главный герой рассказа – Микишара. Он рано женился, и жена подарила ему девятерых сыновей, но сама вскоре, заболев горячкой, умерла. Когда установилась советская власть, то два старших сына ушли воевать. А когда и Микишару заставили отправиться на фронт, то он среди пленных нашел сына Данилу. И первый ударил его. А от второго тумака вахмистра тот умер. За смерть сына Микишару повысили в звании.

Михаил Шолохов "Донские рассказы", краткое содержание

Весной привезли и пленного Ивана. Казаки его долго избивали, а потом отцу приказали доставить сына в штаб. По дороге сын просил о побеге. Сначала Микишара его отпустил, но когда молодой человек побежал, отец выстрелил ему в спину и убил.

Основное содержание рассказа «Чужая кровь»

Пожилая пара однажды подобрала солдата, который был тяжело ранен. У них в семье перед этим случилась трагедия – погиб сын. Поэтому, выхаживая раненого, они привязались к нему, словно это был их сын. Но когда солдат выздоровел и немного окреп, несмотря на привязанность, он все равно вернулся в город. Дед Гавриил долго переживал, но все-таки Петр оказался чужим.

"Донские рассказы" Шолохова, краткое содержание по главам и частям

Затем товарищ присылает молодому человеку письмо с Урала, где некогда жил и сам Петр. Он предлагает тому приехать, чтобы вместе восстанавливать предприятие, где когда-то раньше они вместе работали. Финальная сцена расставания трагична. Старик просит молодого человека сказать старухе, что он вернется. Но после отъезда Петра дорога, по которой тот уехал, просто обвалилась. И это символично. Автор пытался показать читателю, что больше никогда раненый солдат не вернется в их хутор.

Анализ рассказов

«Донские рассказы» Шолохова, краткое содержание которых можно найти в этой статье, вполне реалистичны. В них автор старается рассказать о войне, но делает это правдиво. Нет никакой романтики в том, что происходит на Гражданской, и Шолохов об этом открыто заявляет. Но зато донской писатель видит красоту в другом, показывая, как красив казачий народ, его речь, жизнь и быт.

Михаил Александрович создавал свои рассказы для того, чтобы читатель смог задуматься о смысле жизни, о том, что несет война и о том, что каждый человек делает для того, чтобы она не повторилась. Поэтому эти шолоховские произведения актуальны и для современного общества.

Шолохов "Донские рассказы", содержание по главам

Стоит прочитать их, так как Шолохов в «Донских рассказах», краткое содержание которых представлено в данной статье, демонстрирует главный и важный урок о том, что нельзя забывать историю, которая создавалась смертью и кровью. Автор постоянно напоминает читателю, что в любых ситуациях необходимо оставаться человеком.

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Разрыв кровно-родственных связей в обстановке Гражданской войны порождал небывалые по остроте и накалу социальные конфликты. Абсолютная нетерпимость выливалась только в насилие. «Русская Смута, — писал в своих мемуарах А. И. Деникин, — наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубине человеческой души…»

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Анализ «Донских рассказов» М. Шолохова

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны.

Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».

Если советские писатели вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходит не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. «Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты. А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы. В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.

Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Микишара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину». Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

Лауреат Нобелевской премии М. Шолохов начал писать рассказы с 1923 г. В 1925 г. вышел сборник его рассказов «Донские рассказы», где автор отразил весь трагический накал классовой борьбы на Дону, когда революция разделила казачество на резко полярные силы. В «Донских рассказах» Шолохов передал всю жестокость и противоречивость времени.

Автор Шолохов рассказы 1неоднократно подчеркивает в сборнике необходимость сохранения морально-нравственных «человеческих» качеств – благородства, благодушия и соблюдения этических заветов.

Кровопролитная война больше поражает автора даже не своей жестокостью, а именно противоречием общепринятым нормам. Так, часто героями становятся родственники, разведенные войной, революцией или идеологическими взглядами по разные стороны «баррикад». Трагизм таких конфликтов состоит в необходимости выбора – или уничтожить и остаться верным своим идеалам (часто искусственным и надуманным) или отступиться от них, но сохранить святость родственных уз. В таком антигуманистическом ключе изображаемые события становятся еще более ужасающими и жестокими.

В рассказе «Родинка» 18-летний Николка Кошевой, отец которого в войну пропал без вести, славится своей активной борьбой против банд. Параллельно раскрывается образ бывалого атамана банды, долгие годы жившего вдали от родных куреней. Оба героя встречаются в роковой для них схватке. И только по характерной родинке атаман узнает в уже убитом им «командире» собственного сына. Со всем трагизмом Шолохов изображает разрешение внутреннего конфликта героя: не выдержав содеянного им, атаман заканчивает жизнь самоубийством.

Рассказ «Продкомиссар» развивает линию, заявленную в «Родинке». Здесь тоже имеет место параллельное повествование, но образы «Продкомиссара» еще более контрастны. Первая история – это история молодого продкомиссара, который расстреливает собственного отца у помойной ямы за «несовпадение» идеологий и нежелание «раскулачиваться». Другая история – история солдата, спасшего ребенка. Автор не может смириться с действительностью, в которой родные становятся хуже чужих, а чужие – напротив – роднее и ближе родственников.Шолохов рассказы 2

Идея родства чужих людей раскрыта и в рассказе «Чужая кровь». В центре – дед Гаврила, потерявший в войну сына и спасший белокурого юношу от «красной» расправы. Вся любовь пожилой пары была излита на незнакомого парня: «Оставайся с нами. Хоть и чужая в тебе кровь, а душой болеешь за тебя, как родного. Крепко, незримой путой привязал ты нас к себе».

Еще более трагическим становится рассказ «Чевоточина», где один из главных мотивов – мотив родительского проклятия. «Собака ты! Каин», – говорит отец младшему сыну – комсомольцу Степке. Идеология Степана не дает ему права покрывать ложь, даже если она высказана отцом в надежде сохранить свое имущество от раскулачивания. Напряженнейшим моментом в рассказе является эпизод убийства отцом младшего сына из-за якобы кражи быков. Рассказ, в духе Шолохова, обрывается на неожиданном повороте: быки, будто бы украденные Степаном, возвращаются домой.

В «Донских рассказах» М. Шолохов вырабатывает свою систему ценностей, основанную на гуманизме, которая после со всей силой реализовалась в рассказе «Судьба человека».

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

План урока:

Факты биографии М.А. Шолохова

Трагические страницы братоубийственной войны в рассказах Шолохова

Авторское отношение к героям

Связь «Донских рассказов» с историей страны, их значение в литературе

Факты биографии М.А. Шолохова

Тема, объединяющая «Донские рассказы»

Родился Михаил Шолохов под Ростовом возле станицы Вешенская на хуторе Кружилинский 11 мая 1905 г. Его отец происходил из купеческого сословия, мать была из семьи бывшего крепостного, переселившегося на Дон. Михаил родился незаконнорожденным. Его рано осиротевшая мать была выдана замуж за престарелого овдовевшего казака против воли. Она ушла от нелюбимого человека к Александру Шолохову, с которым обвенчалась только после смерти законного мужа. В 1913 г. Михаил, носивший с рождения фамилию Кузнецов, стал Шолоховым после усыновления родным отцом.

Сначала мальчика обучал грамоте приглашенный учитель, в 1912 г. он был принят во 2 класс начальной школы. В 1914 г. Михаил обучался в гимназии в Москве. Через год продолжил учебу в гимназии г. Богучара под Воронежем. Там Михаил стал очинять рассказы с десятилетнего возраста. В 1919 г. завершил обучение в Вешенской гимназии. После установления на Дону советской власти Шолохов был учителем, занимался ликвидацией безграмотности взрослых, затем работал в станичном ревкоме делопроизводителем. Закончив налоговые курсы, Шолохов служил инспектором по продовольствию. В 1920 г. вместе с продотрядом оказался в плену у анархистов батьки Махно, где его чуть не расстреляли.

В 1922 г. Шолохов работал налоговым инспектором, самовольно снижал налоги для малоимущих. 31 августа за превышение полномочий был арестован, велось следствие, и ему грозил расстрел. Родители в суде предоставили ложное свидетельство о рождении, в котором возраст сына был занижен на два с половиной года. Шолохову, как несовершеннолетнему, расстрел заменили на год исправительной колонии.

Чтобы получить образование, Шолохов попытался поступить на рабфак в Москве, но его не приняли из-за классового происхождения: он был сыном купца. Пришлось трудиться разнорабочим, грузчиком и каменщиком, потом в домоуправлении счетоводом. Михаил уделял время самообразованию, вступил в литературное объединение «Молодая гвардия», где познакомился со многими писателями. В 1923 г. в газетах появились его первые фельетоны. Испытывая проблемы с жильем в Москве, Шолохов возвратился к родителям, вместе с ними переселился в станицу Бухановскую, где в 1924 г. создал семью с Марией Громославской.

В этом же году в газете «Молодой ленинец» был напечатан рассказ «Родинка», с него началась литературная биография Шолохова. Это произведение и еще 18 рассказов, напечатанные в 1925 г., вышли в 1926 г. отдельной книгой под названием «Донские рассказы». В сборнике описаны события, свидетелем и участником которых был сам писатель. Рассказы связаны темой гражданской войны, лейтмотивом сборника стала классовая ненависть, раскол среди донского казачества.

В литературе 20-х годов тема гражданской войны была востребована. Советские литераторы отражали героические страницы побед Красной армии, но умалчивали о трагической стороне войны. Только в конце XX в. были опубликованы данные о чудовищных потерях. По подсчетам различных историков общая убыль населения страны от неестественных причин в 1917 г. – 1922 г. составила от 12 до 15 млн. человек. Причем на военные потери пришлось около 800 тыс., остальные – мирные жители, погибшие от политического террора, холода, голода, тифа.

sholohov
М.А. Шолохов

Трагические страницы братоубийственной войны в рассказах Шолохова

Раскол казачества на Дону, конфронтация красных и белых

Особенности авторской позиции в «Донских рассказах» выделяют сборник из общей массы произведений других советских авторов на эту тему. Шолохов отходит от традиционного описания батальных событий: в сюжетах не показаны боевые подвиги, торжество побед и горечь поражений. Описания событий гражданской войны в «Донских рассказах» грубо-натуралистические и откровенные, в центре повествования почти всегда человек, остервеневший от горя, измученный войной, воспринимающий насильственную смерть, как естественный процесс. Советские критики осуждали писателя за натуралистические подробности в описании смерти или голода, но он отказывался исправлять эти «недостатки». Шолохов считал, что не следует облагораживать сущность гражданской войны высокими идеями, надо писать правдиво, чтобы показать отвратительную сторону братоубийственной бойни.

В молодой литературе страны Советов красных изображали борцами за правое дело, а белых – врагами народа. Герои в рассказах Шолохова, и красные, и белые, устали от кровопролития, им надоело воевать, они испытывают отвращение к войне, которую автор воспринимает как национальную трагедию. Шолохов не дает пояснений происходящим событиям, описывая страшные картины войны, он предоставляет возможность делать выводы самостоятельно.

Где происходили события, описанные в рассказах, понятно из названия сборника. Вся жизнь Михаила Шолохова была связана с донскими землями, он хорошо знал уклад жизни крестьянско-казачьего мира. Казаки являлись особым сословием, они были вольными землепашцами и состояли на военной службе, получали жалование от властей. Одним из первых законов, принятых большевиками, стал Декрет о земле. Зажиточные казаки были исконными владельцами войсковых земель, которые значительно превышали земли неказачьего населения Дона, потребовавшего после революции земельного передела. Казаки встали на защиту своих вековых интересов, атаманом белого движения избрали генерала П. Краснова. На подавление восставших белоказаков были направлены части Красной армии, сторону которой приняла часть казаков, поверивших лозунгам равенства, свободы и братства. Казачество раскололось на две враждебные стороны, было втянуто в кровопролитное противостояние белых и красных.

Авторское отношение к героям

Образы героев рассказов «Родинка», «Жеребенок», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Алешкино сердце»

Герои рассказов прошли испытания войной, голодом, семейным расколом, страданиями, смертью близких. В судьбе героев рассказа «Родинка» показана самая трагическая сторона братоубийственной войны. В сюжете отражена распространенная в годы войны ситуация: близкие родственники сходятся в смертельной схватке. В жестоком бою родные люди не подозревают, с кем они бьются насмерть. В кульминации рассказа белый атаман убивает красноармейского командира. Стягивая с убитого врага сапоги, он по родинке «с голубиное яйцо» на ноге опознает собственного сына, которого не видел много лет. Такая же родинка была и у него самого. Не в силах вынести смерти сына, атаман кончает жизнь самоубийством.

Командиру красного эскадрона Николке Кошевому было восемнадцать лет, он воевал уже три года. Николка рано осиротел: мать умерла, в мировую войну пропал отец. Единственная связь с прошлым – это воспоминания и унаследованные от отца родинка и любовь к лошадям. Николка смел и горяч, во время боя носился на коне, размахивая шашкой. «Раскрылатившись» буркой, он напоминает молодую птицу.

Старого атамана потрепала жизнь, семь лет он не бывал в родных местах. Прошел германскую войну, пережил плен, бежал в Турцию, вернулся уже при новой власти и вступил в банду. Очерствел старый казак душой, редко бывал трезвым. В бою он опытным взглядом определил по биноклю и бурке, что несется на него командир, который и пал спустя минуту от удара его шашки. Страшное открытие предстояло атаману: он зарубил сына.

Каждый герой сражается за свою правду, но оба устали воевать. Николка говорит: «Опостылело все…» Он мечтал уехать куда-нибудь учиться, из-за войны не успел и церковно-приходскую школу окончить, а военком упрекал его в малограмотности. Очерствевшая душа атамана исполнена тоски по земле, донские пашни в запустении из-за войны.

Трагедия гражданской войны показана через уничтожение семьи. Родинка символизирует семейные узы, родственную преемственность поколений, которые разрушает война. Автор не принимает в рассказе сторону белых или красных, он дает понять бессмысленность жестокого противостояния, в котором теряется ценность человеческой жизни. Финал вызывает чувство скорби о юноше, ведь ему не доведется учиться и обрести семью, и о несчастном отце, которому никогда уже не пахать землю.

rasskaz rodinka
Рассказ «Родинка»

Акцент с классового вопроса на нравственные ценности переносится и в рассказе «Жеребенок». Шолохов показал, как гражданская война порождает процесс расчеловечивания людей, которые забывают о христианских и общечеловеческих морально-этических нормах. Во время боевых действий у красноармейца Трофима ожеребилась кобыла. Не ко времени родившийся жеребенок стал обузой для отряда, и командир приказал застрелить его. К тому же жеребенок у воюющих бойцов пробудил неуместные на войне чувства и воспоминания о мирной жизни, детях, семье.

Трофим не смог убить беспомощного малыша, схитрил про поломку ружья. Во время боя он понял, что отстает от взвода из-за постоянно останавливающейся кобылы, хотел пристрелить жеребенка, но промахнулся. Ночью к Трофиму подсел командир и снова приказал уничтожить жеребенка, потому что он «наводит панику в бою». Пожаловался эскадронный, что при виде жеребенка у него «сердце из камня обращается в мочалку», рука дрожит и рубить не может.

На переправе Трофим спасает жеребенка, который чуть не утонул в водовороте. Казачий белый офицер, увидев Трофима с жеребенком, скомандовал прекратить стрельбу. Пока вытаскивал Трофим жеребенка, не раздалось ни одного выстрела, но на берегу его настигла пуля противника. Сохранить человечность на войне трудно, но маленькое беззащитное животное хоть ненадолго пробудило в Трофиме и других бойцах, эскадронном командире и белогвардейском офицере чувство сострадания и желание противиться злу войны.

rasskaz rodinka
Рассказ «Жеребёнок»

В рассказе «Чужая кровь» у старика Гаврилы и его жены погиб на войне сын, белый казак, и потому они ненавидели красных. Но из сострадания старики выходили раненого красноармейца Николая, служившего в продотряде, которого случайно Гаврила обнаружил на гумне[1]. Поправившийся Николай стал оказывать посильную помощь по хозяйству. Старики привязываются к чужому пареньку, как к родному, даже стали его называть по имени погибшего сына Петром.

Из рассказов Николая про жизнь рабочих и родные места на Урале дед понял, что кроме казачьей жизни на Дону есть и другая жизнь. Мир для него словно расширяется. Многое понял и Николай, пожив в семье казака. Оба обнаруживают, что есть хорошие люди среди тех, кого они считали врагами. Расставаясь, Гаврила кричит вслед: «Прощай, родимый!» Гавриле уже не важно, красный или белый перед ним, для него важна его родительская любовь.

Герои рассказа «Чужая кровь» не были родными по крови, но смогли породниться душами. Шолохов показал, что сближают и роднят людей не идеологические взгляды, а дом, семья, любовь, забота, общий труд. Основной мыслью произведения стала возможность преодоления психоза ненависти к классовому врагу и сохранение в душе чувства милосердия. Для советской литературы 20-х годов эта мысль была довольно смелой.

Герой рассказа «Шибалково семя» испытывается в исключительно трагической ситуации. Драматическую историю рождения своего сына рассказывает заведующей детского дома красноармеец Яков Шибалок. Мальчик, которому уже пошел второй год, ездит в тачанке у отца-пулеметчика, который со своим отрядом преследует банду.

Казачку Дарью нашли красноармейцы у обочины дороги без сознания. Она рассказала, что над ней надругались бандиты. Шибалок пожалел женщину и пристроил ее в своей тачанке. Когда убили кучера, она стала Якову помощницей, ловко управлялась с лошадью. Со временем они сошлись, и женщина забеременела. Во время тяжелых родов, Дарья, думая, что умирает, призналась, что в красноармейскую сотню была заслана атаманом банды. Она предупредила бандитов, что в сотне кончились патроны, и те перебили почти половину красноармейцев. Обостренное чувство справедливости заставило Якова убить любовницу, как «контру Советской власти», предавшую его товарищей.

Младенцу Шибалок сшил рубашонку, стал выкармливать молоком кобылицы. Понимая, что тяготы походной жизни погубят малыша, Яков решил его отдать в приют и забрать после войны. Заведующая отказывалась сначала принять ребенка, рассказ отца заставил ее изменить решение. Мальчик для Якова был единственный близкий человек. Он надеется, что после него останется сын, который продолжит отцовское дело. Несмотря на ужасы войны и классовую ненависть, сердце Якова не ожесточилось благодаря ребенку, которого он не смог убить по требованию бойцов. В его душе сохранилось милосердие и желание заботиться о слабом и беззащитном существе.

rasskaz shibalkovo semya
Рассказ «Шибалково семя»

О судьбе детей во время гражданской войны повествуется в рассказе «Алешкино сердце». В придонских степях два засушливых лета стали причиной неурожая, начался голод. Герой рассказа «Алешкино сердце» – живущий в небольшом селении мальчик, которому едва исполнилось 14 лет. Алешка голодает уже пятый месяц, он настолько истощен, что не выглядит на свой возраст. Писатель описал физиологическое состояние человека, изможденного голодом: У Алешки лицо туго обтянуто огрубевшей кожей, ввалившиеся глаза, распухшие ноги, обвисший большой живот, шатающиеся зубы, его мучают сжимающие горло судороги и сосущая внутренности тошнота.

У Алексея все близкие умерли от голода. Сначала умерла от заворота кишок младшая сестренка Нюра, объевшись конины. Алешка нашел мертвого жеребенка и перетаскал его частями домой. Голодающая девочка не смогла сдержаться и слишком много съела. После старшую сестру Полину соседка Макарчиха застала за поеданием щей у себя в доме. Она забила утюгом воришку и бросила тело в заброшенный колодец. Ослабевшая мать Алешки уже не вставала с кровати. Мальчик, гонимый голодом, залез к Макарчихе в погреб за молоком, соседка его поймала и избила палкой. Посчитав, что мальчишка мертв, оттащила его на берег реки и бросила в воду.

На следующий день соседка пришла к матери Алешки, чтобы купить у голодающей за бесценок ее хату, но увидела, что женщина мертва. Вернувшийся домой Алешка наткнулся на соседку и стал умолять не убивать его. После он пытался попросить милостыню у попа, но тот ничего не дал. Алешка залез в амбар заготконторы, чтобы поесть зерна. Его застал политкомиссар Синицын, который мальчика понемногу стал подкармливать, подлечил ему раны после побоев. Алешка начал помогать пасти колхозных лошадей, после устроился к зажиточному соседу в работники за еду. На мальчика взвалили всю тяжелую работу по дому. Однажды хозяин, узнав, что Алешка общается в заготконторе с комсомольцами, избил его и пригрозил выгнать.

Как-то ночью Алешка услышал, что приехавшие к хозяину бандиты готовились напасть на хутор и убить всех коммунистов. Мальчик предупредил Синицына, который устроил засаду на бандитов. Показав, как пользоваться винтовкой, политком взял Алешку с собой. Бандитское нападение пресекли, но двум бандитам удалось убежать и укрыться в хате на окраине хутора. Алешка хотел бросить в дверь хаты гранату, выдернул чеку, но заметил, что один бандит прикрывается четырехлетней девочкой. Чтобы спасти ребенка, он собственным телом накрыл гранату. Синицын в последний момент оттолкнул мальчика и спас ему жизнь, отбросив гранату в сторону. Алешку ранило осколком гранаты. Когда он пришел в себя в лазарете, Синицын вручил ему комсомольский билет.

Доброе было у Алешки сердце, с христианским смирением он сносил зло от людей, не раздумывая, готов был себя принести в жертву. Черствое сердце спрятано за показной религиозностью у людей сытых. Макарчиха почитает Троицу и устраивает самосуд над детьми. Местный поп, несущий домой мешок с пирогами и солониной, равнодушно обходит умирающего от голода ребенка, который просил подаяние. Для земляков Алешки чужая человеческая жизнь обесценилась, настоящим другом стал мальчику чужак политкомиссар, который спас его от голода и смерти.

Через семейные конфликты, идейные убеждения, отношение к окружающим раскрывается внутренний мир героев в тяжелых условиях гражданской войны. Они погибают в бою, получают ранения, подвергаются испытаниям голодом, иногда сами убивают близкого человека. Однако герои большинства рассказов не обречены, остается надежда на продолжение жизни и восстановление мира: выживет спасенный жеребенок, вырастут хорошими людьми Алешка и спасенная им девочка, в детском доме не погибнет сын Якова. Общей мыслью объединены «Донские рассказы»: человеческая жизнь – это высшая ценность.

rasskaz alyoshkino serdce
Рассказ «Алёшкино сердце»

Связь «Донских рассказов» с историей страны, их значение в литературе

В «Донских рассказах» проявилось новаторство Шолохова. Двадцатилетний писатель достоверно передал дух времени гражданской войны, остроту классовой борьбы, драматизм коренной ломки привычного уклада жизни, зарождение новых черт в характерах людей. Рассказам присущ художественный документализм, многие герои имели прототипов, в основу сюжетов легли реальные истории из жизни земляков Шолохова. Поэтому «Донские рассказы» и сегодня остаются для читателя правдивым историческим источником и волнующим душу литературным произведением.

Словарь:

Гумно – сарай для хранения зерна

  • В чем разница между суждениями вяземского и ключевского и кто из них прав сочинение исследование
  • В чем разница между сказкой и рассказом
  • В чем разница между сказкой и былиной
  • В чем разница между сказкой и басней
  • В чем разница между проступком и преступлением сочинение