В чем своеобразие героев сказок в бианки

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 107. Раздел «Люби живое»

5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.

Сообщение «Виталий Бианки. Его произведения и герои».

Я уже несколько лет знакома с творчеством замечательного писателя-натуралиста Виталия Бианки. Его произведения мы проходим на уроках литературы в школе, его рассказы я читаю дома.

Какие рассказы и сказки Бианки я уже читала.

Я прочитала много удивительных рассказов Бианки.

Сказку «Мышонок Пик» мы проходили в этом году на уроках. Я прочитала всю эту сказку и знаю, чем она закончилась. Пику пришлось пережить ещё немало опасных приключений, он был опасно ранен, но сумел пройти свой путь до конца. Пик снова оказался в доме брата и сестры, которые отправили его в плаванье, но на этот раз его встретили с восторгом. Теперь он живёт в мире и согласии с детьми.

Другая сказка, «Оранжевое горлышко», рассказывает о судьбе семейства уток. Главным в нём была уточка Оранжевое горлышко. Она была мудрой и опытной, и учила своих и чужих утят умению выжить в природе.

Читала я рассказ «Сова» о ссоре старика и совы, в результате которой старик остался без молока для чая. Читала рассказ «Купание медвежат» про заботливую медведицу, рассказ «Неслышимка» про удивительную птицу, рассказ «Красная горка» про приключения воробья, искавшего дом для себя и своей подруги. 

Читала многие другие, столь же интересные рассказы.

О чём произведения Бианки, кто его герои.

Все эти рассказы и сказки о животных. Именно они становятся героями историй писателя. Это могут любые животные, звери и птицы. Медведи, совы, воробьи, утки, ежи, рысь и даже лось. Всех героев его произведений перечислить невозможно.

Но все они отличаются любовью к свободе, стремлению жить самостоятельно и не зависеть от человека.

В описании Бианки животные предстают по-особому мудрыми, хитрыми, добрыми, находчивыми. Они обладают теми же качествами, что и человек. И в этом нет ничего удивительного. Для Бианки звери ничуть не хуже человека, а может быть и лучше, честнее и справедливей.

Часто героям Бианки приходится преодолевать различные трудности, бороться за свою жизнь. Но такова особенность жизни в природе, где у любого животного есть враги. Хищники или человек.

Героям этих рассказов живется нелегко, но они не отчаиваются, они продолжают бороться и побеждать.

Так победил мышонок Пик, сумев выжить во враждебном мире. Так помогла утятам погибших семейств Оранжевое Горлышко. Так лось Одинец сумел вырваться из окружения охотников и переплыть морской залив. Так муравьишка спешил домой, преодолевая преграды и находя друзей.

Какими мыслями Бианки делится с читателями.

Любой рассказ этого писателя проникнут любовью к животным, любовью к природе в целом. Именно этой любовью автор старается заразить своего читателя.

Он пытается донести до нас мысль о том, что природа нуждается в нашей защите. Что человек не должен убивать животных без необходимости, не должен обращаться с ними жестоко.

Животные — наши меньшие братья, и относиться к ним нужно, как к любимым родственникам, нежно и трепетно.

Бианки много лет изучал природу, он знает множество тайн животных и растений. Ими он щедро делится с нами, стремясь научить любить природу так, как любил её он.

В.
Бианки

родился 30 января (11 февраля) 1894 в
Петербурге, в интеллигентной семье.
Отец был ученым-орнитологом и работал
в Зоологическом музее Академии наук,
мать занималась воспитанием троих
сыновей. Профессия отца во многом
определила страстное увлечение Виталия
природой. После
окончания гимназии будущий В.Бианки
поступил в Петербургский университет
на отделение естественных наук. Однако
его планам помешала Первая мировая
война, и в 1916 году юноша был мобилизован
на фронт. На
протяжении всей жизни он не переставал
вести записи своих наблюдений за жизнью
животных. Это оказалась важная и полезная
информация: многие из этих записей легли
в основу лит. произведений. В общей
сложности в творческой копилке Бианки
насчитывается более 300 рассказов, сказок
и повестей. Книги
В. Бианки — произведения
природоведческого характера
;
они уводят нас в полный неповторимой
прелести мир живой природы.

В
основе книг обычно лежит конкретный
биологический факт, точно указано
географическое место действия, определено
календарное время года, сохранена
биологически видовая точность зверя,
птицы, насекомого, растения, т. е. все
то, что обязательно в природоведческих
книгах. Так, например, в произведении
«Чей
нос лучше?»

ребёнок познакомится с представителями
пернатого семейства, узнает, чем они
питаются и где живут, и всё это – в
занимательной форме и с добрым началом.
Главная
мысль рассказа «Чей нос лучше»
 учит
гордиться своей внешностью, любить себя
за свой необычный внешний вид и никому
не подражать. Потому что подражать
другим нельзя, как только сойдешь со
своего пути, быть беде, как в этом
рассказе.
В сказке «Хвосты»
дети узнают для чего рыбам, птицам и
зверям нужны хвосты, чем они им помогают.
Благодаря
сказочному миру В. Бианки читатель от
говорящих персонажей узнает научное
обоснование многих явлений окружающего
мира. Сказка
«Лесные домишки»

демонстрирует то, как разнообразна
природа, какими бывают гнезда, и как
важна в жизни каждого существа семья.

В
сказках Бианки просматривается связь
с народной сказкой. Наверное, из народных
сказок пришли в его произведения
простота, естественность речи, необходимая
для понимания их детьми, добрый юмор,
динамичность действий. Сказки писателя
— это «сказки — несказки», в которых
скрываются огромные знания, поэтому
они считаются научно-познавательными.

34. Единство веселого и серьезного в юмористических рассказах н.Н. Носова

Н.
Н. Носов

родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье
регента
церковного хора (в советских биографиях
писали «в семье артиста-эстрадника»).
Чтобы прокормить семью, потерявшую
стабильный заработок из-за революции,
Николай с 14 лет был вынужден работать:
был газетным торговцем, землекопом,
косарём. Начинал писать в конце 30-х
го­дов, но настоящее признание получил
после ВОВ. Пер­вый
рассказ — «Затейники»

был напечатан в 1938 г. в журнале «Мурзилка».
Рассказы
для детей
 дошкольного
и младшего школьного воз­раста, остросюжетные,
динамичные, насыщенные неожиданны­ми
комическими ситуациями,
положили начало творческой дея­тельности
Н. Носова. 
Герои их
— 
фантазеры,
непоседливые и не­уемные выдумщики,
которым
часто достается за их затеи. Во многих
рассказах («Мишкина
каша», «Тук-тук-тук», «Теле­фон»,
«Огородники» и
др.) сквозным оказывается один
персо­наж — Мишка Козлов,
объединивший
их в цикл
«Мы с Мишкой». В
то же время каждый из рассказов самобытен.
Носов
писатель яркого юмористического таланта,
считал, что дети начинают понимать шутки
очень рано, до двух лет, и что смешит
нарушение порядка вещей, только что ими
усвоенного. Вообще у его книг, как
правило, два адреса — ребенок и воспитатель.
Воспитателю носов помогает понять
мотивы и побуждения поступков ребенка,
а значит, и найти более тонкие способы
воздействия на него. Ребенка он воспитывает
смехом, а это, как известно, лучший
воспитатель, чем любое назидание.
Рассказы
насыщены лиризмом
и юмором
;
повествование как правило, ведется от
первого лица
.
Чаще всего это друг Мишки, ко­торый
не может противиться задорному упорству
своего товари­ща. Мишка удивительно
активен, он постоянно в действии:
«на­сыпал в кастрюлю крупы», «схватил
ложку и стал кашу обратно в кастрюлю
запихивать», «взял кружку, полез в
ведро», «выхватил сковородку из
печки» («Мишкина
каша»).

Весь
сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля,
оставшись одни на даче, варили кашу,
насыщен юмористическими
положениями,
смена которых держит читателя в постоянном
веселом напряже­нии. Мишка — фантазер
и искатель; он не просто выпутывается
из затруднительных обстоятельств,
а увлеченно
и энергично борется с ними.
Юмористические ситуации помогают Носову показать
логику мышления и поведения героя.
Рассказы Н. Носова всегда
включают воспитательное
начало
.
Есть оно в рассказе об огурцах, украденных
на колхозном огороде («Огурцы).
Но
даже самые «моралистические рассказы»
писателя интересны
и близки детям,
потому что помогают
им по­нять взаимоотношения между
людьми.
Писатель
рассказывает о необходимости взаимопомощи,
о до­верии и уважении ребят друг к
другу, об их стремлении к новому,
неизведанному. Воспитательный
элемент его повестей
 оказывает­ся в
органичном сочетании с юмористическим
видением событий.
Это единство делает многие проблемы
доходчивее и привлека­тельнее для
юных читателей. Юмористическое
начало
 никогда
не бывает чужеродным у писателя, оно
пронизывает всю ткань про­изведения.
Рассказ Носова «Живая
шляпа»

является как бы пособием для малышей,
как преодолеть свой страх. Прочитав
этот рассказ, ребенок вспоминает его
каждый раз, когда его преследуют
«придуманные» страхи, и тогда он
улыбается, страх отходит.

Соседние файлы в предмете Детская литература

  • #
  • #
  • #

В 2004 году исполнилось 110 лет со дня рождения замечательного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. В. В. Бианки (1894—1959), войдя в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей»,  создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он автор более трехсот произведений о жизни мира животных.

Его добрые гуманные рассказы и сказки воспитывали миллионы детей. Не одно поколение ребят они научили доброте и любви к братьям нашим меньшим, научили заботе и милосердию к тем из них, кто попал в беду.

Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода. «Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.

Став детским писателем, он каждое свое произведение стремился сделать толчком к постижению таинственного и манящего мира природы. Пробудить любознательность ребенка и доставить ему эстетическую радость — такие задачи он ставил перед собой.

Первая сказка В. Бианки — «Путешествие красноголового воробья» (1923). Затем последовали «Лесные домишки». «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота»
и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. На страницах его сказок оживают увиденные натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

Первый опубликованный детский рассказ Бианки – Чей нос лучше? (1923).Герои рассказа птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора. В рассказе «Чей клюв лучше» разные птицы убеждали друг друга в преимуществах своего клюва, пока неожиданно появившийся ястреб не прервал этот спор весьма прозаическим образом, скушав несчастного мухолова — зачинателя спора. Этот рассказ помогает детям понять какие клювы бывают у тех или иных птиц и для чего они предназначены.

Драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил» (1936). Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

В сказке Бианки В.В. «Мышонок Пик» маленького, беспомощного мышонка, попавшего в кораблекрушение, всюду подстерегают опасности: то налетит разбойница-сова, то козы съедят запасы, заготовленные на зиму. Но он не унывает, а как настоящий Робинзон смело осваивает остров.

Рассказ «Плавунчик» об удивительной птичке — плавунчике. Птички эти из куликов и живут больше по болотам, по берегам рек и озер. Но они не плавают, не ныряют, а только бегают у воды по берегу и кланяются клювом до земли: так они достают себе еду в тине, в иле, под камешками или в траве.

В рассказе «Синичкин календарь» молоденькая синичка Зинька наблюдает за природой, заводит дружбу со многими зверями, освобождает в марте куропаток из снежной тюрьмы, пытается в июле кормить чужих птенчиков, спасти девочку от медведя, беспокоится в холодном ноябре о друге Зензивере. Перед маленьким читателем откроются повадки животных и птиц в разное время года.

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Создавая их, он стремился и ребят приучить к самостоятельным наблюдениям над родной природой. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться.

Герои Бианки — это не только животные, птицы и насекомые, но и их друзья — ребята. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных, например, Сергейка из рассказа «Кузя двухвостый», которому «очень хотелось поймать какую‑нибудь птичку, особенно кузю – большую белощёкую синицу. Уж очень они – кузи – весёлые, бойкие, смелые». Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человек у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

Тридцать пять лет Бианки писал о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». А самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В «Лесных домишках» (1923) рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает в зубы белки. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве: «В обрыве — дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев…». Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

В жизни животных и растений событий не меньше, чем у нас — людей. Каждый день в лесу масса происшествий. Кто-то строит дом, у кого-то свадьба. Обо всех этих новостях рассказывает «Лесная газета», из которой можно узнать:

— Что делали рыбы зимой?

— Какая птица кричит как кошка?

— Дышит ли цыпленок в яйце?

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в мировой фонд детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Знакомство читателя с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты — периодичность выпуска ее номеров: первый номер — «Месяц пробуждений», четвертый — «Месяц гнезд», восьмой — «Месяц полных кладовых» и т. п. В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи — корреспонденции — письма читателей. Броские заголовки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления — «быть самоучителем любви к родной природе».

Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Лекция 5

В.В. Бианки. Общая характеристика творческой деятельности.

Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Купанье медвежат» и др. Воспитание наблюдательности и нравственного отношения к природе «Лесная газета» — художественная энциклопедия природы.

Содержание лекции

В.В.Бианки (1894-1959) вошёл в детскую литературу в 1924 году как автор журнала «Воробей», создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения.

Бианки вырос в семье известного ученого-орнитолога.

Будущий писатель учился на факультете естественных наук Петербургского университета. Он много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю.

Первая сказка В.Бианки — «Путешествие красноголового воробья». Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, — «сказки-несказки». Он создал более тридцати сказок о жизни леса, животных, птиц. На страницах этих сказок оживают увиденные поэтом-натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж — юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь — в жилище Зуйка, Витютня, Иволги — и чуть не попадает на зуб белке. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве. Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил». Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи.

Писатель, по его словам, старался избегать антропоморфизма — очеловечивания природы, очень пугавшего издателей книг для детей в 20-е годы. Но вот в описании жизни мышонка («Мышонок Пик») ему это, к счастью, не удалось. Мышонок Пик попадает в положение Робинзона Крузо, и при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее.

Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заключающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутреннего развития героя. Причем сближение его переживаний с человеческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено инстинкту — он-то и помогает ему выжить.

Приручение Пика детьми в конце рассказа — важный нравственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опасность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человеку него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель.

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет. Бианки видел главную цель «Лесной газеты» в том, чтобы показать тесную, органическую связь природы и человека, вырастить своего читателя бережливым хозяином природы. Д/З- « Первая охота», «Лесные домишки», «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?».

И в лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь тоже есть свои герои и разбойники. Здесь случаются загадочные истории и веселые приключения, бывают праздники, спектакли и музыкальные концерты, происходят кражи, несчастные случаи и настоящие сражения.

Двенадцать номеров «Лесной газеты» – это лесные новости и репортажи, статьи юных натуралистов и рассказы бывалых охотников, срочные сообщения и телеграммы, отзывы о спектаклях и заметки уголовной хроники.

Это живая энциклопедия леса и его обитателей, которая раскроет перед детьми удивительный мир природы и поможет постичь ее тайны.

  • В чем разница между суждениями вяземского и ключевского и кто из них прав сочинение исследование
  • В чем разница между сказкой и рассказом
  • В чем разница между сказкой и былиной
  • В чем разница между сказкой и басней
  • В чем разница между проступком и преступлением сочинение