В чем трагизм донских рассказов

Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, пробле мы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов — не только писатель. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в 16-летнем возрасте Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно; в 37-м не раз спасал своих друзей от репрессий. Его обвиняли в плагиате, в симпатиях белому движению.

Много испытаний выпало на долю этого писателя. На он не уподобился траве, которая «растет, покорно клонясь под гибельным дыханием житейских бурь». Несмотря ни на что, Шолохов остался прямолинейным, честным, правдивым человеком. Правдивы и его «Донские рассказы». В них Шолохов выразил свое отношение к войне, явившейся трагедией народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Писатель прав: недопустимо, когда люди, разумные существа, приходят к варварству и самоистреблению.

В «Донских рассказах» меня привлекли реалистичность, антиромантичность изложения суровых военных условий; та правда войны, что не щадит никого, даже детей. Шолохов говорил, что нельзя чересчур живописно, красочно писать о смерти среди «седых ковылей», приписывать погибающим состояния, когда они «умирали, захлебываясь красивыми словами». Ну а как же красота изложения? У Шолохова она в простоте, народности языка. Сама суть рассказов заставляет задумываться о жизни. По моему мнению, смысл их в том, что люди, дабы доказать свою преданность идеалам, переступают через жизнь и судьбу самых родных, близких людей. Брат должен убить брата, сын — отца.

В рассказе «Продкомиссар» казак Игнат Бодягин поддерживает беспощадное решение трибунала: казнить родного отца за саботаж. Классовая ненависть выше родственных чувств. В новелле «Бахчевик» казак спасает раненого брата и расправляется с отцом-белогвардейцем. Еще мрачнее рассказ «Семейный человек»: в нем отец убивает сразу двух сыновей-красногвардейцев, дрогнув перед угрозами белоказаков.

Герои у Шолохова не рассуждают, а действуют, не задумываясь: по первому зову сердца бросаются в реку спасать жеребенка или отбивают детей у бандитов. Но так же, не задумываясь, убивают сыновей, отнимают последнее у крестьян. Они заставляют то злиться, то плакать. Читаешь, и «грусть-тоска» заполняет твое сердце.

Почему же Шолохов не мог добавить счастья в свои произведения? Он, как мне кажется, хотел хоть немного приблизить нас, читателей, к реальностям войны, когда нет ни единого счастливого человека.

Что же дает мне Шолохов? Пусть за меня скажет один критик: «Он пробуждает скрытый в наших душах огонь, приобщая к великой доброте, великому милосердию и великой человечности русского народа. Он принадлежит к числу тех писателей, чье искусство помогает каждому стать более человечным». Таков мой Шолохов. Писатель, преподавший мне уроки мужества, порядочности и честности. Я читаю и перечитываю Шолохова, каждый раз поражаясь его умением заглянуть в глубокие тайники человеческой души. Я верю своему писателю, поэтому у меня никогда не возникнут сомнения в его правдивости.

Незадолго до смерти М.А.Шолохов говорил с сыном о вечных ценностях человеческой жизни: «Веры у людей никто и никогда отнять не сможет. Без веры человек — не человек. Отними у него веру в Бога, он станет верить в царя, в законы, в вождя… Высокой только должна эта вера быть. Возвышенной. Плохо, страшно, когда предмет веры мельчится. Мелкая вера — мелкий человечек. А высшие духовные ценности можно и в культ возвести. По мне, так и нужно. Должно».

Самой высокой духовной ценностью для Шолохова было чувство любви к родине и ее народу, имеющему полное право на счастье. Но Шолохов не мог принять тех жестоких путей, которые были навязаны народу в борьбе за его счастье. Он не принимал стремление «выпрыгнуть» из истории, форсировать естественное течение исторического времени по принципу «цель оправдывает средства».

Надо окунуться в то время, чтобы понять, насколько серьезными были те условия, когда революция свершилась и коммунисты учились управлять государством, когда разворачивалась политика ликвидации кулачества как класса.

Примечателен в этом плане образ Григория Мелехова. Григорий мечется между враждующими лагерями, чувствуя узость и ограниченность противоборствующих идей. Он остро осознает, что «неправильный у жизни ход», но изменить его не в состоянии. Григорий понимает, что наивно цепляться за старое, неутомимо, как муравей, тащить все в дом, пользуясь всеобщей разрухой, как это делает его отец. Но в то же время он не может согласиться и с точкой зречия пролетария, который предлагает ему бросить все и бежать к красным, ибо у него ничего нет, а значит, и терять ему нечего. Григорий не может так просто покинуть то, что заработано тяжелым трудом, но и не хочет, отгородившись от всего мира, по мелочам улучшать свой быт. Он хочет докопаться до главного, понять, каковы те силы, которые взялись управлять жизнью. Его цепкий, наблюдательный крестьянский взгляд сразу отмечает контраст между высокими коммунистическими лозунгами и реальными делами: хромовые сапоги красного командира и обмотки рядового «Ванька». Если всего через год в глаза бросается имущественное расслоение Красной Армии, то после того, как советская власть укоренится, равенство окончательно исчезнет. Эти иронические рассуждения Мелехова поражают точностью предвидения, когда из советских чиновников сформировался новый господствующий класс — партийная номенклатура. С другой стороны, Мелехову во время службы в белой армии больно и унизительно слышать презрительные слова полковника о народе.

Таким образом, путь Григория Мелехова — это бегство здоровой, нормальной, честной натуры от всего одномерного, узкого, догматичного. Скитания и мучения шолоховского героя, его «хождения по мукам» подводят нас к мысли о том, что справедливые, гуманные призывы коммунистов к борьбе за счастье всего народа в конечном итоге свелись к истреблению этого самого народа, к борьбе за власть и установлению диктатуры.

Наоборот, многие хорошо известные сцены и эпизоды «Поднятой целины» получают сегодня иное осмысление и оценку, ибо рассматриваются с точки зрения не классовой, а общечеловеческой морали. Например, когда Шолохов описывает сцену раздачи бедноте вещей раскулаченных, то она вызывает не чувство торжествующей радости, как утверждали советские критики, а боль и жалость к плачущим детям и их матерям, у которых отбирают заработанное тяжким трудом добро.

Именно так воспринимает это событие Андрей Разметнов, которого принято было ругать за мягкотелость, отсутствие коммунистической принципиальности и беспощадной ненависти к классовому врагу.

О том, что коллективизация здесь началась относительно рано и происходила в острейшей обстановке, свидетельствует письмо Шолохова из Вешенской в 1929 году: «А вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полстей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится». Суть того, что происходило на донской земле в «год великого перелома», ясна и без комментариев. Но спустя некоторое время, в 1931 году, Шолохов публикует ряд очерков по вопросам коллективизации. Например, в «Правде» весьма оптимистически описывается весенний сев на Дону: «Ты, товарищ, не сумневайся, — говорит автору казак-колхозник. — Мы все насквозь понимаем, как хлеб нужен государству. Ну, может, чуток припозднимся, а посеем все до зерна». В этих бодрых интонациях уже угадываются голоса будущих героев «Поднятой целины». Напрашивается вывод о том, что автор, прекрасно знающий изображаемую жизнь, намеренно смягчал краски, чтобы его трактовка событий совпадала с политическим курсом партии.

Народ действительно стал другим после революции. Коммунистическая политика разделила его на четко выраженные группы, враждующие между собой. И если для деда Щукаря и других оборванцев изменения были положительными, то хозяйственные, умелые, трудолюбивые люди оказались вне закона.

Казаки словно утратили свое веками сложившееся вольнолюбие, характер, широкие, раздольные песни, гордую, смелую натуру. Интенсивное давление партийных деятелей приводило деревню в состояние предельной напряженности. «Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием», — писал Шолохов в «Поднятой целине».

Гражданская война, которая принесла людям столько горя и бед, не кончилась, по мысли писателя, и в 1920 году. После «замирения» «прибрели потом к своим разбитым куреням да порушенным селеньям все, кто уцелел. И победители, и побежденные…» И началась мирная жизнь: «Из ворот в ворота живут, из одного колодца воду пьют, поскольку раз на день глаза друг другу мозолят… каково? Хватает воображения? Тут, по-моему, и самого небогатого хватит, чтобы мороз по коже продрал…» Этот раскол, который принесла война, продолжался долгие годы, питая взаимную ненависть и подозрительность: «Час от часу подозреньице растет; подозрение растет — страх все сильнее; страх подрос, а подозренье, глядь, уже и в уверенность выросло. Остается лишь в «дело» оформить эту подозрительную уверенность, которую тебе нашептала твоя «революционная бдительность», на собственном страхе да на ненависти замешенная. И пошло-поехало… И так — каждый хутор. Все города и веси».

Творчество М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам нашей истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.А.Волошин

Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А.А.Фадеева, автора романа «Разгром». Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».

Если советские писатели (А. Серафимович «Железный поток», Д.А.Фурманов «Чапаев», А.Г.Малышкин «Падение Дайра» и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. «Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты. А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная. В рассказе «Коловерть» средний брат Михаил Крамсков — белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Пётр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе «Чужая кровь» сын Пётр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы. В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.

Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Мики-шара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину». Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В рассказе «О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына», который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразвёрстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника — продкомиссара Голь-дина: «Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. В рассказе «Нахалёнок» белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе «Смертный враг» кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: «Попомни, Ефим, убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей…»; в рассказе «Пастух» после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идёт в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту — учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

Лауреат Нобелевской премии М. Шолохов начал писать рассказы с 1923 г. В 1925 г. вышел сборник его рассказов «Донские рассказы», где автор отразил весь трагический накал классовой борьбы на Дону, когда революция разделила казачество на резко полярные силы. В «Донских рассказах» Шолохов передал всю жестокость и противоречивость времени.

Автор Шолохов рассказы 1неоднократно подчеркивает в сборнике необходимость сохранения морально-нравственных «человеческих» качеств – благородства, благодушия и соблюдения этических заветов.

Кровопролитная война больше поражает автора даже не своей жестокостью, а именно противоречием общепринятым нормам. Так, часто героями становятся родственники, разведенные войной, революцией или идеологическими взглядами по разные стороны «баррикад». Трагизм таких конфликтов состоит в необходимости выбора – или уничтожить и остаться верным своим идеалам (часто искусственным и надуманным) или отступиться от них, но сохранить святость родственных уз. В таком антигуманистическом ключе изображаемые события становятся еще более ужасающими и жестокими.

В рассказе «Родинка» 18-летний Николка Кошевой, отец которого в войну пропал без вести, славится своей активной борьбой против банд. Параллельно раскрывается образ бывалого атамана банды, долгие годы жившего вдали от родных куреней. Оба героя встречаются в роковой для них схватке. И только по характерной родинке атаман узнает в уже убитом им «командире» собственного сына. Со всем трагизмом Шолохов изображает разрешение внутреннего конфликта героя: не выдержав содеянного им, атаман заканчивает жизнь самоубийством.

Рассказ «Продкомиссар» развивает линию, заявленную в «Родинке». Здесь тоже имеет место параллельное повествование, но образы «Продкомиссара» еще более контрастны. Первая история – это история молодого продкомиссара, который расстреливает собственного отца у помойной ямы за «несовпадение» идеологий и нежелание «раскулачиваться». Другая история – история солдата, спасшего ребенка. Автор не может смириться с действительностью, в которой родные становятся хуже чужих, а чужие – напротив – роднее и ближе родственников.Шолохов рассказы 2

Идея родства чужих людей раскрыта и в рассказе «Чужая кровь». В центре – дед Гаврила, потерявший в войну сына и спасший белокурого юношу от «красной» расправы. Вся любовь пожилой пары была излита на незнакомого парня: «Оставайся с нами. Хоть и чужая в тебе кровь, а душой болеешь за тебя, как родного. Крепко, незримой путой привязал ты нас к себе».

Еще более трагическим становится рассказ «Чевоточина», где один из главных мотивов – мотив родительского проклятия. «Собака ты! Каин», – говорит отец младшему сыну – комсомольцу Степке. Идеология Степана не дает ему права покрывать ложь, даже если она высказана отцом в надежде сохранить свое имущество от раскулачивания. Напряженнейшим моментом в рассказе является эпизод убийства отцом младшего сына из-за якобы кражи быков. Рассказ, в духе Шолохова, обрывается на неожиданном повороте: быки, будто бы украденные Степаном, возвращаются домой.

В «Донских рассказах» М. Шолохов вырабатывает свою систему ценностей, основанную на гуманизме, которая после со всей силой реализовалась в рассказе «Судьба человека».

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

«Донские рассказы»

В произведении автор
не выдает своего восхищения главными
героями. Обыденно, а местами и весьма
сухо, он просто рассказывает о простых
людях, жизни которых изменила революция.
Шолохов предоставляет самому читателю
возможность насытить рассказ поэтическими
красками и романтическим духом.

Даже смерть людей
он описывает как обыкновенность. Это
ни в коем случае не говорит о бесчеловечности
автора, за нейтральной подачей обыденности
кроются глубинные чувства и трагизм.

Герои «Донских
рассказов» — простые люди, им чужды
возвышенные поэтические раздумья и
философские анализы, они по-разному
переживают различные общественные
конфликты, что дает возможность читателю
самостоятельно делать выводы об их
внутреннем мире.

Эмоциональное
раскрытие главных героев происходит
через описание семейных конфликтов и
разлома в социальных отношениях между
донским казачеством.

Не используя
поэтических методов, Шолохову удалось
показать все варварство и кощунство
братоубийственной борьбы. В « Донских
рассказах» некоторые эпизоды насыщены
элементами жестокости, но именно в них
заключен гуманизм. 

Работа над рассказами

Молодой писатель
Михаил Шолохов начинает свою работу
над «Донскими рассказами» уже с 1923 года,
когда печатает свои первые фельтоны.
Уже в конце этого года выходят и его
первые рассказы, в которых намечается
острый трагизм, при этом его рассказы
не были лишены элементов мелодраматичности.
Большинство из этих рассказов (всего
девятнадцать) вошли в сборник «Донские
рассказы», который был издан в 1926 году,
и «Лазоревая степь», который был
дополнением первого сборника, в 1926 году.
В этом сборнике нашлось всего три
рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая
степь» и «Чужая кровь».

Первый его рассказ
«Родинка» был опубликован в 1924 году в
журнале «Молодой ленинец». Он представлял,
своего рода, стяженный образный эпиграф
ко всему циклу его рассказов. В конечном
счёте, цикл составляли 27 рассказов. В
1931 году он переиздал «Донские рассказы».
Потом, в течение почти четверти века,
рассказы не переиздавались.

В своих рассказах
Шолохов пытается описать довоенную
жизнь донского казачества. В то время
и мало кто понимал, какие они, казаки.
Писатель решил показать всем целый мир
особых привычек, норм поведения и
психологии, мир сложнейших человеческих
отношений, это драматическая судьба
донского казачества в годы Первой
мировой и Гражданской войны. Все рассказы
объединяет общая тема — революция, а
также и место действия одинаково для
всех — происшествия отыгрываются на
просторах Дона.

Тематика рассказов
и их герои

«Главная и почти
единственная тема произведений Шолохова
состоит в описаний жизни донских казаков.
В русской литературе и до Михаила
Шолохова были писатели, которые в своих
произведениях описывали жизнь, обычаи
и подвиги казаков. О казаках русских и
украинских писали такие писатели такие
писатели, как Гоголь и Толстой, но без
преувеличения можно сказать, что Шолохов
первым в русской литературе открыл
полную и всестороннюю картину казачьего
быта. Он смог это сделать благодаря
тому, что не рассматривал казаков из
вне, а из глубины их среды, так как вырос
между ними и сроднился с ними.»

Страницы „Донских
рассказов“ густо пропитаны кровью,
причём кровью самых близких родственников:
„Брат на брата“, „сын на отца“, „отец
на сына“ восстают в самом буквальном
смысле. Многие герои рассказов — реальные
люди, в основном жители хутора Каргина.
Но Шолохов заостряет все события,
гиперболизирует: смерть, кровь, муки,
голод, пытки представляет исключительно
натуралистическим образом.

Очень точно,
социологически, рисует Шолохов два
основных типа людей, на которых разделялось
в то время казачество, отражённое в его
рассказах. Первый тип представляет
большинство и является чаще всего
отцами, укорённые в традиции, в нажитом
поколениями скудном хозяйстве, служащие,
прежде всего, для благосостояния своей
семьи и продолжения родя, работы и
традиции. Это ядреные и коренные казаки,
такие как отец продкомиссара Бодягина
(„Продкомиссар“), выгнавший из дома
четырнадцатилетнего сына, после,
расстрелянного с согласия отца. Таков
и Яков Алексеевич („Червоточина“)
„старинной ковки человек: ширококостный,
сутуловатый; борода как новый поясной
веник. “Немало таких, безудержных в
гневе хозяев, которые готовы кровью
смывать обиду за посягательство на их
уклад и ценности.

Если для старших
являются священными их традиции и
вековой отцовско-дедовский уклад, то
молодые противостоят всему этому,
стараются разбить и уничтожить этот
уклад. Это сироты или младшие сыны,
встающие на сторону большевиков. Они
перестают идти в церковь, креститься
на иконы перед едой, а вместо этого
бегают в клуб, на комсомольские собрания.
Таковым представлен двадцатилетний
Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем
равенстве. Тут и бедный пастух Григорий,
после, убитый врагами, вдохновлён чтением
произведений Ленина („Пастух“).

Получается, с одной
стороны борода окладистая, густая
изображает коренного казака, противника
советской власти, а с другой стороны,
портреты комиссаров и молодых комсомольцев
— наголо остриженная голова и выбритые
щёки.

Борьба с младшим и
непослушным поколением может вестись
только с помощью одного способа: строго
— „Больную ветку рубить не жалетючи“.
И именно под таким лозунгом и совершались
кровавые преступления над младшим
поколением.

Герои «Донских
рассказов» не предаются возвышенным
мечтаниям, язык у них совсем простой
будничный и вовсе не поэтичен. Также в
этих рассказах нет сомневающихся героев,
таких, которые избрали «третий путь».
Писатель рисует свои картины только в
чёрно-белых тонах, пропитанных красной
кровью, и никаких междутонов не может
быть.

Можно сказать, что
герои рассказов Михаила Шолохова не
знают за моральный кризис и драму
совести. Они, каким-то способом, соединены
с природой, и это даже на грани
анормальности. Суровая и сырая натура
противостоят цивилизованным и современным
принципам. В рассказах Шолохова природная
смерть настоящая редкость. В них
доминирует убийство и насилие. Гуманность
проявляется больше в отношении к
животным, чем к людям, даже самым близким
и родным.

Сюжеты рассказов

Первый сюжет который
доминирует в «Донских рассказах» это
классово-социальный конфликт, а
большинство из них, это те, в которых
сопоставлены богатые и бедные, поборники
контрреволюции и революции. Этот конфликт
виден в рассказах «Алёшкино сердце»,
«Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок»,
«Обида». Писатель ясно показывает, что
надо сделать и какой путь пройти, чтобы
из сироты — голого, босого, голодного
созрела личность молодого коммуниста,
строителя нового мира. Таковым является
Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка
из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие
герои.

Другой мотив, который
заступлен в рассказах, это конфликт
внутри одной семьи. Кажется, это любимый
сюжет молодого писателя, начиная с
первого его рассказа « Родинка» —
смертельное столкновение ближайших
родственников. Идейные расхождения
получают свой финал в кровавых сценах,
а жизнь самых родных и близких становиться
слишком дешёвой и теряется очень легко,
попрут разменной монеты.

По своему основному
характеру конфликты внутри одной семьи
группируются на три основные темы:

— Конфликт между
отцом и сыном, к таким рассказам относятся:
« Родинка», «Бахчевник», «Семейный
человек», «Червоточина» и другие.

— Конфликт между
братьями и сёстрами в двух рассказах:
«Ветер» и «Коловерть».

— Конфликт между
любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя»,
«Калоши», «Кривая стёжка».

Ещё несколько
рассказов трудно сверстать в один из
этих сюжетов, поэтому назовём их:
«рассказы со смешенными сюжетами». Это
рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем»,
« Жеребёнок», и «Чужая кровь».

Классово-социальные
сюжеты

Молодой Шолохов
даёт нам целый ряд рассказов, в которых
приказана, в чистом виде, суровая
классовая борьба. Контраст острый,
переходного, так сказать, и нет: С одной
стороны представители революции,
характеры новых людей, политических
вождей, с другой стороны стоят огорчённые
и обиженные кулаки. Эта классовая борьба
вовсе не пробудила, а только разгорячила
опасные и глубокие инстинкты. И одну и
другую сторону объединяет общий враг
и касается он буквально всех, и уже чётко
открывает и оголяет положение богатых
и бедных. Речь идёт о стихийных силах
природы: засухе, неурожае, голоде.

Один из наиболее
сильных рассказов, который описывает
страдания бедных и немилосердие к ним
богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

Бедный мальчик
Алёшка в своём воображении видит голод
в виде «большущего безглазого человека»,
который душит людей. Он представляет
этот голод в самом суровом виде: «Обвисает
живот, пухнут ноги, западают глаза,
гноятся дёсны…» Мучительные страдания
сваливаются на всю его семью. Сначала
скончалась младшая сестра объевшись
мяса жеребёнка. Потом злая богатая
соседка убивает его старшую сестру
из-за того что та у неё пила щи. Затем и
мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка
получил тяжёлые ранения од той же соседки
за украденное молоко. Спас его заготовитель
из Донпродкома, ухаживал за ним и стал
поводырем подростка в новую жизнь. Между
тем, нанял Алёшку в работники местный
богатей и стал беспощадно изнурять его
работой, пока тот услышал разговор
хозяина о том, что готовятся они перерезать
два взвода красных. Успел Алёшка
предупредить своего спасителя и тот
послал парнишку с гранатой в руке в хату
хозяина, но увидев мать с ребёнком перед
хатой он сам лёг на гранату, чтобы
защитить их. Такие христианские реакции
Алёши, идущего на самоотвержение ради
других, настоящая редкость для «Донских
рассказов» и это можем считать как
особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором
также видна полная немощь и страдание
бедных в результате стихийных бедствий
это рассказ «Обида». Он начинается с
суровым описанием жизни землероба: без
хлеба, без надежды, сухая земля с
трещинами, которую пятидесятилетний
Степан всеми силами пытается вспахать,
хотя засевать будет нечем. Но тут
председатель хуторского совета пообещал,
что дадут семенную ссуду. Набрал себе
Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой
радости, доехал почти до родного хутора,
вышел на перерез человек с наганом и
заставил загрузить себе зерно. Сцена
душераздирающая. Забрали то, во что была
вложена последняя надежда! Единственное
спасение для бедного старика и его
большой семьи. Писатель подробно
описывает мучительные страдания бедного
Степана и силу его обиды. Он чувствует
себя преступником, предателем, а сухая
земля — это место его преступления. Но
случается так, что судьба ведёт его в
украинские сёла и там он, совсем случайно,
узнаёт своего обидчика, своего мучителя
и смертного врага. Он такой же бедняк,
который совершил преступление из-за
безысходности своего положения. Конечный
итог, это месть Степана за обиду, за
мёртвую землю. Но не только суровость
проявляет Степан, а и сострадание к
жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего
сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь
идёт о конфликте между представителями
одного и того же социального сословия.
Между двумя бедняками, и это просто
природная борьба за выживание, борьба
на жизнь и смерть.

Сюжеты конфликтов
внутри одной семьи

шолохов рассказ
конфликт сюжет

Классовое расслоение
и ненависть, столкновение интересов и
жажды мести, на которые толкнула
социальная революция Шолохов описал
самым трагическим способом: в расколе
семьи в кровавых столкновениях тех, у
которых противоположны определения.
Новый мир рос не как идиллия, а в слезах
и крови.

Тонко исследует
Шолохов то, что более всего поразило
его в революционную эпоху — это
прогрессивная ненависть и неродственность
в самой семье «Отчуждение постепенно
переходило в маленькую сначала злобу,
а злобу сменила ненависть» («Червоточина»).
Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая
возможность недоверия, недоразумения,
приводит к убийственному концу.

Уже первый его
рассказ «Родинка» намечает нам сюжет
конфликта внутри одной семьи, между
самыми близкими людьми. Отец атаман
убивает неузнанного им сына Николку,
восемнадцатилетнего командира эскадрона,
который давно ушёл из отцовского дома.
Весь этот эпизод описан глазами атамана
и пережит его чувствами. Гнался за ним
и чувствовал всё своё преимущество над
«щенком белогубым», а когда догнал,
зарубил шашкой. И только вслед за первым
сапогом, который снял с его ноги, увидел
родинку, которая говорила ему о том, что
это его сын, что это может быть самое
дорогое, что он имел в жизни. Конец этого
рассказа не совсем типичный для рассказов
Шолохова: отец убивает и себя, стреляет
в рот, и этим способом показывает глубокое
раскаяние за своё преступление. Кажется,
что писатель хотел обличить этот новый,
ужасный мир неродственности и отчуждения,
который наступает, мир страшной слепоты,
самоубийственной для русского народа,
а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный
человек», немолодой паромщик Микшара,
ради спасения своего большого
полусиротского семейства убивает своих
сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда
случилось восстание против новой власти,
ушли к красным, а отца мобилизовали в
казачье войско. Однажды казакам привели
пленных и среди них — Данилушку. Дали
Микшаре в руки штык и велели колоть
«коммунов», а то его самого убьют. Вот
и убил отец любимого сына. Но тут отцовским
испытаниям не конец. Старший сын Иван
перешёл на сторону к белым казакам, А
Микшаре велели вести его в штаб. Микшара
рассудил, что за ним будут следить вот
убил и другого сына. В этом рассказе мы,
вроде бы, видим мотив оправдания за
страшное преступление. Отец убил двух
сыновей, чтобы спасти остальных детей
от голода и нищеты, он спасает собственную
жизнь. Он совершает вынуждённое
злодейство, из страха, за себя и остальных
детей, но ни эти дети не прощают ему,
даже если кажется, что он им спас жизнь.
В этом рассказе ставится вопрос: есть
ли оправдание за убийство родного сына?
И за убийство вообще?

Весь процесс
отчуждения между самыми близкими
намечается в рассказе «Червоточина».
Самый младший сын Степан пошёл против
веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный
хозяин, неожиданно столкнулся с порчей
в собственной семье. Отец чувствует,
что сын его стал ему чужим, традиции и
обычаи отцовские не соблюдает. И у
Степана уже нет любви к отцу ни жалости.
Такая ненависть и разрыв в семье может
привести только к трагическому финалу.
Дальнейшие события постепенно увеличивали
ненависть между отцом и сыном. Сперва
честное признание сына в связи с размерами
посевов, которые ставил приезжий
статистик и, тем самым, разоблачение
отца, желавшего сильно уменьшить их.
Затем потеря быков Степаном, который
водил их на покос. Страшный и звериный
гнев охватил Якова Алексеевича, когда
подумал, что тот их продал, без малейшего
колебания, свирепо убивает младшего
сына, втягивая в страшное преступление
старшего. Писатель лишает возможности
своего героя даже раскаяться в
преступлении, когда узнаёт о том, что
убил невинного человека, он на полуслове
обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными
сюжетами

Это рассказы, которые
полностью трудно отнести ни к первому,
ни ко второму типу рассказов, их мало,
в них писатель открывает свой гуманизм.
Так, например центральное место рассказа
«Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное
животное. Среди сурового сражения, где
люди друг другу беспощадно проливают
кровь, никто не смог поднять руку на это
беззащитное существо, вид у которого
домашний, а на войне такое пробуждает
тоску по миру. Солдат Трофим не только
не убивает его, а даже спасает от гибели
и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство
примирения и гуманности находим в
рассказе « Чужая кровь». Из самого
названия видим, что речь идёт не о родных
людях, а чужих. Из этого и прорастает
потребность новой любви и родственности.
У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся
против красных, единственный сын Петро,
в котором сосредоточился для него и
старухи весь смысл их существования.
Для деда являются бессонные ночи полны
скорби и отчаяния. Но вот жизнь его
меняется и даёт бедному старику
возможность утешится и облегчить своё
горе. Гаврила находит раненого
продотрядника и из жалости к нему
забирает его к себе в хату, лечит и
ухаживает за ним. И становятся они как
то кровно привязаны, видит старик в
чужом человеке родного сына. Любовь
смогла преодолеть все дистанции и
связала молодого коммуниста со старым
казаком, так сильно, что они уже становятся
не чужими, а совсем родными, странник
даже имя получает, как и их сын — Петро.

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. А. Волошин
Гражданская война – трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя – ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.
В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник “Донские рассказы”) посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию.

Потому, что, во-первых, любая война несет смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А. А. Фадеева, автора романа “Разгром”. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу “Лазоревая степь”: “Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, – непременно “братишках”, о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле – ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боев, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди”.

Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа “Нахаленок”, детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа “Смертный враг”, подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа “Лазоревая степь” и т. д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные “недостатки”.
Если советские писатели (А. Серафимович “Железный поток”, Д. А. Фурманов “Чапаев”, А. Г. Малышкин “Падение Дайра” и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ “Родинка”); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землей (рассказ “Пастух”); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца – первого кулака в станице (рассказ “Продкомиссар”); красный пулеметчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ ” Шибалково семя”); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ “Бахчевник”) и т. д.
Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта “отцов” и “детей”), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. “Дети” обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им “до крайности справедливыми” (рассказ “Семейный человек”): землю – крестьянам, которые ее обрабатывают; власть в стране – выборным от народа депутатам, власть на местах – выборным комитетам бедноты. А “отцы” хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная.

В рассказе “Коловерть” средний брат Михаил Крамсков – белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Петр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе “Чужая кровь” сын Петр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.
Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа “Нахаленок” стреляют, когда он ночью торопится в станицу за “подмогой”. Новорожденного сына Шибалка из рассказа “Шибалково семя” бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать – бандитская шпионка, из-за ее предательства погибла половина сотни. Только слезная мольба Шибалка спасает ребенка от страшной расправы.

В рассказе “Алешкино сердце” бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырехлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.
Гражданская война не дает никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа “Семейный человек”. Мики-шара – вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги.

Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.
Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон – красных и белых. Герои “Донских рассказов” резко и определенно противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощенно.

Кулаки и белогвардейцы в “Донских рассказах” жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа “Алешкино сердце”, которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке – сестре Алешки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он “за харчи” нанял четырнадцатилетнего Алешку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил “за каждую пустяковину”. Безымянный белогвардейский офицер из рассказа “Жеребенок” убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребенка из водоворота.
Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алешка Попов из рассказа “Алешкино сердце”, Ефим Озеров из рассказа “Смертный враг”), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа “Шибалково семя”, Трофим из рассказа “Жеребенок”), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа “Продкомиссар”, Фома Коршунов из рассказа “Нахаленок”), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа “Пастух”, Николай Кошевой из рассказа “Родинка”). В этих героях автор подчеркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее свое и своих детей, которое они связывают с новой властью.
Однако уже в ранних “Донских рассказах” появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, еще больше раздувает гражданскую войну. В рассказе “Продкомиссар” отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила”. Дед Гаврила из рассказа “Чужая кровь” думает о большевиках: “Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман”.

В рассказе “О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына”, который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразверстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника – продкомиссара Голь-дина: “Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов”.

В “Донских рассказах” Шолохов еще не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе “Тихий Дон”, Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счет: “Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести”. Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.
Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льется рекой.
Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остается чувства безнадежного пессимизма. В рассказе “Нахаленок” белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе “Смертный враг” кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: “Попомни, Ефим, убьют тебя – двадцать новых Ефимов будет!..

Как в сказке про богатырей…”; в рассказе “Пастух” после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идет в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту – учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т. д.
Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями.

Вероятно, поэтому следующим после “Донских рассказов” произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне “Тихий Дон”.

Loading…

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Разрыв кровно-родственных связей в обстановке Гражданской войны порождал небывалые по остроте и накалу социальные конфликты. Абсолютная нетерпимость выливалась только в насилие. «Русская Смута, — писал в своих мемуарах А. И. Деникин, — наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубине человеческой души…»

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

Анализ «Донских рассказов» М. Шолохова

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны.

Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».

Если советские писатели вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходит не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. «Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты. А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы. В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.

Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Микишара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину». Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

  • В чем трагедия лизы в рассказе бедная лиза
  • В чем трагедия ларисы огудаловой из драмы бесприданница сочинение
  • В чем трагедия катерины в пьесе гроза сочинение кратко
  • В чем трагедия жизни катерины гроза сочинение
  • В чем трагедия жизни ильи обломова сочинение 10 класс