В чем трагизм гражданской войны по рассказам шолохова

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.А.Волошин

Гражданская война — трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя — ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.

В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник «Донские рассказы») посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию. Потому, что, во-первых, любая война несёт смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А.А.Фадеева, автора романа «Разгром». Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу «Лазоревая степь»: «Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, — непременно «братишках», о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлёбываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле — ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боёв, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди». Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа «Нахалёнок», детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа «Смертный враг», подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа «Лазоревая степь» и т.д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные «недостатки».

Если советские писатели (А. Серафимович «Железный поток», Д.А.Фурманов «Чапаев», А.Г.Малышкин «Падение Дайра» и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ «Родинка»); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землёй (рассказ «Пастух»); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца — первого кулака в станице (рассказ «Продкомиссар»); красный пулемётчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ « Шибалково семя»); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ «Бахчевник») и т.д.

Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта «отцов» и «детей»), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. «Дети» обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им «до крайности справедливыми» (рассказ «Семейный человек»): землю — крестьянам, которые её обрабатывают; власть в стране — выборным от народа депутатам, власть на местах — выборным комитетам бедноты. А «отцы» хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная. В рассказе «Коловерть» средний брат Михаил Крамсков — белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Пётр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе «Чужая кровь» сын Пётр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.

Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа «Нахалёнок» стреляют, когда он ночью торопится в станицу за «подмогой». Новорождённого сына Шибалка из рассказа «Шибалково семя» бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать — бандитская шпионка, из-за её предательства погибла половина сотни. Только слёзная мольба Шибалка спасает ребёнка от страшной расправы. В рассказе «Алёшкино сердце» бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырёхлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.

Гражданская война не даёт никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа «Семейный человек». Мики-шара — вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги. Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.

Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон — красных и белых. Герои «Донских рассказов» резко и определённо противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощённо. Кулаки и белогвардейцы в «Донских рассказах» жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа «Алёшкино сердце», которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке — сестре Алёшки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он «за харчи» нанял четырнадцатилетнего Алёшку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил «за каждую пустяковину». Безымянный белогвардейский офицер из рассказа «Жеребёнок» убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребёнка из водоворота.

Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алёшка Попов из рассказа «Алёшкино сердце», Ефим Озеров из рассказа «Смертный враг»), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа «Шибалково семя», Трофим из рассказа «Жеребёнок»), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа «Продкомиссар», Фома Коршунов из рассказа «Нахалёнок»), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа «Пастух», Николай Кошевой из рассказа «Родинка»). В этих героях автор подчёркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее своё и своих детей, которое они связывают с новой властью.

Однако уже в ранних «Донских рассказах» появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, ещё больше раздувает гражданскую войну. В рассказе «Продкомиссар» отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: «Меня за моё ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила». Дед Гаврила из рассказа «Чужая кровь» думает о большевиках: «Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман». В рассказе «О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына», который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразвёрстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника — продкомиссара Голь-дина: «Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов». В «Донских рассказах» Шолохов ещё не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе «Тихий Дон», Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счёт: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести». Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.

Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льётся рекой.

Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остаётся чувства безнадёжного пессимизма. В рассказе «Нахалёнок» белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе «Смертный враг» кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: «Попомни, Ефим, убьют тебя — двадцать новых Ефимов будет!.. Как в сказке про богатырей…»; в рассказе «Пастух» после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идёт в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту — учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т.д.

Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями. Вероятно, поэтому следующим после «Донских рассказов» произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне «Тихий Дон».

И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
“Кто не за нас – тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами”.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И времи силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. А. Волошин
Гражданская война – трагическая страница в истории любой нации, потому что если в освободительной (отечественной) войне нация защищает свою территорию и независимость от чужеземного агрессора, то в гражданской войне люди одной нации уничтожают друг друга ради изменения общественного строя – ради свержения прежней и установления новой государственной политической системы.
В советской литературе 20-х годов XX века тема гражданской войны была очень популярна, так как молодая Советская республика только что победила в этой войне, красные войска разгромили белогвардейцев и интервентов на всех фронтах. В произведениях о гражданской войне советским писателям было что воспевать и чем гордиться. Первые рассказы Шолохова (позже они составили сборник “Донские рассказы”) посвящены изображению гражданской войны на Дону, но молодой писатель воспринял и показал гражданскую войну как народную трагедию.

Потому, что, во-первых, любая война несет смерть, страшные мучения людям и разрушение стране; а во-вторых, в братоубийственной войне одна часть нации уничтожает другую, в результате нация истребляет саму себя. Из-за этого Шолохов не увидел в гражданской войне ни романтики, ни возвышенной героики, в отличие, например, от А. А. Фадеева, автора романа “Разгром”. Шолохов прямо заявлял во вступлении к рассказу “Лазоревая степь”: “Какой-нибудь не нюхавший пороха писатель очень трогательно рассказывает о гражданской войне, красноармейцах, – непременно “братишках”, о пахучем седом ковыле. (…) Помимо этого можно услышать о том, как в степях донских и кубанских умирали, захлебываясь напыщенными словами, красные бойцы. (…) На самом деле – ковыль белобрысая трава. Вредная трава, без запаха. (…) Поросшие подорожником и лебедой окопы, молчаливые свидетели недавних боев, могли бы порассказать о том, как безобразно-просто умирали в них люди”.

Иными словами, Шолохов считает, что о гражданской войне надо писать правду, не приукрашивая детали и не облагораживая смысл этой войны. Вероятно, чтобы подчеркнуть отвратительную сущность реальной войны, молодой писатель помещает в некоторые рассказы откровенно натуралистические, отталкивающие фрагменты: подробное описание изрубленного тела Фомы Коршунова из рассказа “Нахаленок”, детали убийства председателя хуторского совета Ефима Озерова из рассказа “Смертный враг”, подробности расстрела внуков деда Захара из рассказа “Лазоревая степь” и т. д. Советские критики дружно отмечали эти натуралистически сниженные описания и считали их недостатком ранних рассказов Шолохова, но писатель так никогда и не исправил указанные “недостатки”.
Если советские писатели (А. Серафимович “Железный поток”, Д. А. Фурманов “Чапаев”, А. Г. Малышкин “Падение Дайра” и другие) вдохновенно изображали, как части Красной армии геройски бьются с белыми, то Шолохов показал суть гражданской войны, когда члены одной семьи, соседи или односельчане, живущие бок о бок десятилетиями, убивают друг друга, так как оказались защитниками или врагами идей революции. Отец Кошевой, белый атаман, убивает своего сына, красного командира (рассказ “Родинка”); кулаки убивают комсомольца, почти мальчика, Григория Фролова за то, что он послал в газету письмо об их махинациях с землей (рассказ “Пастух”); продкомиссар Игнат Бодягин приговаривает к расстрелу родного отца – первого кулака в станице (рассказ “Продкомиссар”); красный пулеметчик Яков Шибалок убивает любимую женщину, потому что она оказалась шпионкой атамана Игнатьева (рассказ ” Шибалково семя”); четырнадцатилетний Митька убивает отца, чтобы спасти старшего брата-красноармейца (рассказ “Бахчевник”) и т. д.
Раскол в семьях, как показывает Шолохов, происходи т не из за вечного конфликта поколений (конфликта “отцов” и “детей”), а из за разных социально-политических взглядов членов одной семьи. “Дети” обычно сочувствуют красным, так как лозунги советской власти представляются им “до крайности справедливыми” (рассказ “Семейный человек”): землю – крестьянам, которые ее обрабатывают; власть в стране – выборным от народа депутатам, власть на местах – выборным комитетам бедноты. А “отцы” хотят сохранить старые порядки, привычные для старшего поколения и объективно выгодные для кулаков: казачьи традиции, уравнительное землепользование, казачий круг на хуторе. Хотя, надо признать, и в жизни, и в рассказах Шолохова так бывает далеко не всегда. Ведь гражданская война затрагивает всю нацию, поэтому мотивация выбора (на чьей стороне воевать) может быть самая разная.

В рассказе “Коловерть” средний брат Михаил Крамсков – белоказак, потому что в царской армии дослужился до офицерского чина, а его отец Петр Пахомыч и братья Игнат и Григорий, казаки-середняки, вступают в красноармейский отряд; в рассказе “Чужая кровь” сын Петр погиб в белой армии, защищая казацкие привилегии, а его отец, дед Гаврила, примирился с красными, так как всем сердцем полюбил молодого продкомиссара Николая Косых.
Гражданская война не только делает врагами взрослых членов семьи, но не щадит даже малолетних детей. В семилетнего Мишку Коршунова из рассказа “Нахаленок” стреляют, когда он ночью торопится в станицу за “подмогой”. Новорожденного сына Шибалка из рассказа “Шибалково семя” бойцы сотни особого назначения хотят убить, так как его мать – бандитская шпионка, из-за ее предательства погибла половина сотни. Только слезная мольба Шибалка спасает ребенка от страшной расправы.

В рассказе “Алешкино сердце” бандит, сдаваясь в плен, прикрывается четырехлетней девочкой, которую держит на руках, чтобы красноармейцы сгоряча не застрелили его.
Гражданская война не дает никому остаться в стороне от всеобщей бойни. Справедливость этой мысли подтверждает судьба паромщика Микишары, героя рассказа “Семейный человек”. Мики-шара – вдовец и отец большого семейства, к политике он совершенно равнодушен, для него важны его дети, которых он мечтает поставить на ноги.

Белоказаки, испытывая героя, приказывают ему убить двух старших сыновей-красноармейцев, и Микишара убивает их, чтобы самому остаться в живых и заботиться о семерых младших детях.
Шолохов изображает крайнее ожесточение обеих враждующих сторон – красных и белых. Герои “Донских рассказов” резко и определенно противопоставлены друг другу, что приводит к схематизму образов. Писатель показывает зверства белых и кулаков, которые безжалостно убивают бедняков, красноармейцев и сельских активистов. При этом Шолохов рисует врагов советской власти, обычно не углубляясь в их характеры, в мотивы поведения, в истории жизни, то есть односторонне и упрощенно.

Кулаки и белогвардейцы в “Донских рассказах” жестокие, коварные, жадные. Достаточно вспомнить Макарчиху из рассказа “Алешкино сердце”, которая разбила утюгом голову умирающей от голода девочке – сестре Алешки, или хуторского богатея Ивана Алексеев: он “за харчи” нанял четырнадцатилетнего Алешку в работники, заставлял парнишку работать как взрослого мужика и нещадно бил “за каждую пустяковину”. Безымянный белогвардейский офицер из рассказа “Жеребенок” убивает в спину красноармейца Трофима, который только что спас жеребенка из водоворота.
Шолохов не скрывает, что его политические и человеческие симпатии на стороне советской власти, поэтому положительными героями у молодого писателя становятся деревенские бедняки (Алешка Попов из рассказа “Алешкино сердце”, Ефим Озеров из рассказа “Смертный враг”), красноармейцы (Яков Шибалок из рассказа “Шибалково семя”, Трофим из рассказа “Жеребенок”), коммунисты (Игнат Бодягин из рассказа “Продкомиссар”, Фома Коршунов из рассказа “Нахаленок”), комсомольцы (Григорий Фролов из рассказа “Пастух”, Николай Кошевой из рассказа “Родинка”). В этих героях автор подчеркивает чувство справедливости, великодушие, искреннюю веру в счастливое будущее свое и своих детей, которое они связывают с новой властью.
Однако уже в ранних “Донских рассказах” появляются высказывания героев, свидетельствующие, что не только белогвардейцы, но и большевики проводят на Дону политику грубой силы, а это неизбежно порождает сопротивление казаков и, значит, еще больше раздувает гражданскую войну. В рассказе “Продкомиссар” отец Бодягин высказывает сыну-продкомиссару свою обиду: “Меня за мое ж добро расстрелять надо, за то, что я в свой амбар не пущаю, я есть контра, а кто по чужим закромам шарит, этот при законе? Грабьте, ваша сила”. Дед Гаврила из рассказа “Чужая кровь” думает о большевиках: “Вторглись в казачий исконный быт врагами, жизнь дедову, обычную, вывернули наизнанку, как порожний карман”.

В рассказе “О Донпродкоме и злоключениях замести геля Дон продкомиссара товарища Птицына”, который считается слабым и обычно не анализируется критиками, методы продразверстки во время гражданской войны показаны весьма откровенно. Товарищ Птицын сообщает, как лихо он выполняет приказ своего начальника – продкомиссара Голь-дина: “Иду я обратно и качаю хлеб. И до того докачался, что осталась на мужике одна шерсть. И того бы добра лишился, на валенки обо брал бы, но тут перевели Гольдина в Саратов”.

В “Донских рассказах” Шолохов еще не акцентирует внимание на том, что политический экстремизм белых и красных одинаково отталкивает простой на род, но позже, в романе “Тихий Дон”, Григорий Мелехов ясно выскажется на этот счет: “Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести”. Его жизнь станет примером трагической судьбы обыкновенного человека, оказавшегося между двух непримиримо враждебных политических лагерей.
Подводя итог, следует сказать, что Шолохов в ранних рассказах изображает гражданскую войну как время великого народного горя. Обоюдные жестокость и ненависть красных и белых приводят к народной трагедии: ни те, ни другие не понимают абсолютной ценности человеческой жизни, и кровь русских людей льется рекой.
Почти все рассказы донского цикла имеют трагическую развязку; положительные герои, нарисованные автором с большой симпатией, погибают от рук белогвардейцев и кулаков. Но после шолоховских рассказов не остается чувства безнадежного пессимизма. В рассказе “Нахаленок” белоказаки убивают Фому Коршунова, но жив его сын Мишка; в рассказе “Смертный враг” кулаки подстерегают Ефима Озерова, когда он один возвращается в хутор, но перед смертью Ефим вспоминает слова своего товарища: “Попомни, Ефим, убьют тебя – двадцать новых Ефимов будет!..

Как в сказке про богатырей…”; в рассказе “Пастух” после смерти девятнадцатилетнего пастуха Григория его сестра, семнадцатилетняя Дунятка, идет в город, чтобы осуществить свою и Григория мечту – учиться. Так писатель выражает в своих рассказах исторический оптимизм: простой народ даже в обстановке гражданской войны сохраняет в душе лучшие человеческие качества: благородные мечты о справедливости, высокое стремление к знаниям и творческому труду, сочувствие слабым и малым, совестливость и т. д.
Можно заметить, что уже в своих первых произведениях Шолохов поднимает глобальные общечеловеческие проблемы: человек и революция, человек и народ, судьба человека в эпоху мировых и национальных потрясений. Правда, убедительного раскрытия этих проблем в коротких рассказах молодой писатель не дал, да и не мог дать. Здесь нужна была эпопея с продолжительным временем действия, с многочисленными героями и событиями.

Вероятно, поэтому следующим после “Донских рассказов” произведением Шолохова стал роман-эпопея о гражданской войне “Тихий Дон”.

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Гражданская война в романе Тихий Дон

Гражданская война в романе Тихий Дон Шолохова (изображение, картины, трагедия) сочинение

Михаила Шолохова всегда волновала судьба народа во время войн и потрясающих сознание революций. Это никак не могло не отразиться на его написанной романе – эпопеи «Тихий Дон», где гражданской войне писатель уделил целый второй том.

Гражданская война, как показывает Шолохов, да и иные страшные войны, сильно меняют человека, его мировоззрение. Невозможно после боевых действий оставаться самим собой. Как прежде уже быть не получиться, ибо война – жуткое и беспощадное событие, из-за которого рушатся судьбы людей. На примере семьи Мелеховых читатели понимают, как трудно переживать резкие перемены в жизни: война, революция, бунт, восстание. Нельзя сразу осознать, к кому примкнуть. От того и Григорий Мелехов мечется от одних к другим, так как не понимает, где есть правда, которая должна спасти мир.

Шолохов мастерски изобразил перемены в человеке на войне. Как говорит автор, боевые действия озлобляют солдата, постоянно испытывают на прочность. Изначально Григорий был добросердечным, милосердным человеком. До войны все шло гладко, царила атмосфера спокойствия. Но после грядущих кровавых событий персонаж понимает, как быстро исчезает такие светлые понятия, как «брат», «семья». Все это быстро забывается, ибо война разделяет людей, заставляет воевать друг против друга.

В результате Шолохов приходит к выводу: война – бессмысленное событие, которое только и делает, что приносит вред. Казаки не знают, за что воевать, разоряются дома, покидаются родные края, умирают родные и близкие люди. Трагизм войны состоит в том, что она слишком сурова и страшна. Она уносит с собой множество ни в чем не повинных жизней. Она разрушает семьи, разбрасывая каждого члена семьи по разные баррикады. Боевые действия, революции – это трагично и бессмысленно. Самым неимоверным фактом является то, что на войне брат идет против брата, забывая о семейных ценностях, о настоящей крепкой любви. Война уничтожает человека изнутри.

Таким образом, о войне говорить можно долго. Шолохову удалось изобразить ужасы войны с помощью ощущений героя – Григория Мелехова. Стоит понимать, что боевые действия, на что бы они не были направлены, как-никак являются бессмысленными, но жестокими. От того и страшно на душе. Поэтому роман актуален и по сей день. Даже больше: он будет и популярен и важен в последующие века! В этом и заслуга Шолохова: он не скрыл правду, а показал истинное влияние войны на человека!

Вариант 2

Гражданская война это всегда большое горе как для страны в целом, так и для каждой отдельно взятой семьи в частности. В своём романе Михаил Александрович Шолохов сумел реалистично отобразить всю трагедию гражданской войны в России 1917-1922 годов на примере донского казачьего поселения и непосредственно семьи Григория Мелехова – главного героя романа.

В начале романа показано ещё мирное довоенное время. Жители станицы живут спокойно, их беспокоят только насущные бытовые проблемы. С началом же Первой Мировой войны, а затем и гражданской войны, всё меняется: разные политические взгляды, разные желания раскалывают жителей станицы. Самое же страшное то, что раскалывались и семьи.

В романе Григорий показан героем, а тот же Михаил Кошевой – подлецом. По сути же, это не так. У Григория Мелехова нет мужского стрежня, на протяжении всего романа он не может определиться, что со своими женщинами – бегает то к Аксиньи, то к Наташе, что в выборе стороны в гражданской войне. Кошевой же с самого начала занимает позицию красных. Да, не всегда его поступки были хорошими, но, как говорится, в любви и на войне все средства хороши.

В начале гражданской войны читателя потрясает сцена гибели Петро с товарищами. Их убили вчерашние приятели, те, с кем они росли с детства – гражданская война раскидала близких людей, ожесточила их, поломала судьбы. Кошевой убил своего друга – брата Григория, брата своей невесты Дуняши. Это страшно, это война. Но Кошевой изначально занял одну сторону и не изменял ей до конца войны. Григорий же бегал то к белым, то красным, в зависимости от того, кто в это время одерживал победы. В романе, конечно, всё это преподнесено несколько иначе, мол, душевные искания главного героя, переосмысление взглядов. Нет! Григорий Мелехов искал место получше, прикрывал свою шкуру.

Закончилось всё закономерно: после окончания гражданской войны Григорий возвращается в родную станицу. В конце он бился за красных. Дома его встретила Дуняша и её муж Михаил Кошевой…. Приняли гостя, посидели за столом в натянутой обстановке. А потом Кошевой увёл Григория. Победили красные, Григорий Мелехов надеялся, что ему не вспомнят службу у белых, но нет, земля-то круглая. Мелехов получил по заслугам. Я не говорю, что Кошевой – человек высоких моральных принципов, нет, но он шёл всю войну, не предавая красных. Да, он мог дать уйти своим бывшим друзьям, мог не убивать их – это на его совести, его крест. По сути, он – герой гражданской войны. Григорий Мелехов – это собирательный образ человека-приспособленца, ни больше, ни меньше.

Сочинение Изображение гражданской войны в романе Тихий дон

Основной темой произведения является изучение и анализ трагического влияния военных событий в стране на судьбы обычных мирных людей, показанное писателем на примере русского донского казачества, а конкретно — семейства Мелиховых.

Главным персонажем романа значится Григорий Мелехов, повествуя о судьбе которого автор иллюстрирует ужасы, разрушения и драмы произошедшей в начале двадцатого века разрушительной гражданской войны, явившейся следствием прихода к власти большевиков.

Семья Мелихова во время войны пытается воздержаться от участия в безжалостной бойне, но оказывается насильно вовлеченной в кровавые сражения. Расколовшееся общество разрушает мирное и спокойное существование казацких семей, длящееся многие годы. Казачество разделяется на две враждующих ненавидящих друг друга стороны, которые по своей сути воюют за одну и ту же идею – возможность безмятежно и мирно жить, работать и растить детей на родной донской земле.

Безысходность описанной в произведении ситуации состоит в том, что война и разруха не только уничтожают человечество вовне, но и вносят противоречия и разлад внутри семейных и дружеских отношений, заставляя любящих людей испытывать друг к другу ненависть, злобу, ярость и приводящих их к братоубийствам.

Воевавший за весь период войны с разных противоборствующих сторон, Григорий оказывается тяжело искалечен не только физически, но морально, разочаровавшись в прежней, и в нынешней власти, потеряв многих родных людей (любимую женщину, родного брата, друзей) и душевно опустошившись.

Рассказывая о судьбе Григория, писатель передает трагические чувства людей, переживших резкие общественные перемены (войны, бунты, революции, восстания) и показывает, как в этих непростых суровых ситуациях стремительно меняются мировоззрение, сознание, характер человека. Бывшие ранее милосердными и добросердечными люди превращаются в оголтелых, кровожадных животных, позабывших о сочувствии, прощении, терпимости и любви. Война уничтожает и сжигает на своем пути не только жизни людей, но и на человеческие судьбы, испытывая их на прочность, поскольку даже оставшись в живых человек не может как прежде оставаться собой. Именно эти чувства и обуревают Григорием, когда он возвращается в родное село.

Писатель описывает страшные события войны, занимая нейтральную позицию и изображает бессмысленность зверских действий со стороны обоих противников (белых и красных), когда жестокость войны убивает человека изнутри, и с грустью признает факт о гибели русского казачества как воинской силы умершей российской империи.

Вариант 4

В романе-эпопее «Тихий Дон» центральное место занимает история Григория Мелехова, однако, так же имеют место и другие важные линии, которые интересны читателю. Одна из таких линий – тема Гражданской войны в жизни простых донских казаков.

Эта война в 1917 году не имела четкой линии фронта. Эта линия пролегала в душах людей, их решениях и поступках, зачастую разделяя семьи, перекрашивая людей в красные и белые цвета.

Согласно автору, труд людей, любовь, способность созидать и свободно жить – есть самое прекрасное и бесценное. Антиподом этому является война – разрушающая, калечащая и наводящая ужас. Никакое зло, по мнению Шолохова, не может быть оправдано даже самой светлой идеей, во имя которой люди отдают свою жизнь. Будущее всегда будет за любовью, милосердием и жизнью, но никогда за смертью, кровью и болью.

Шолохов поднимает самые главные вопросы всей Гражданской войны. Ради чего брат идет на брата? Ради чего сын готов убить собственного отца? Как можно убить человека, с которым ты рос и взрослел? Борьба красных и белых в донских степях полна трагизма и насилия, она бессмысленна и беспощадна. Сцены, показывающие зверства обеих сторон, уравновешивают их. Болью наполнены не только сцены военных действий, но и уничтожение пленных, мародерство и насилие над мирным населением. Вот и Григорий Мелехов, как молодой, но уже повидавший войну казак, не может окончательно определиться, с кем быть. И с одной, и с другой стороны находятся люди, желающие работать на земле, растить детей, строить новый мир, что делает его решение крайне тяжелым.

Во время войны вся семья Григория всячески пыталась избежать участия в этой кровавой бойне, но были силой вовлечены в нее. Разруха и раскол общества разрушают старый казачий уклад, который формировался сотни лет. Трагична судьба не только самого Григория, но и матери – Ильиничны, потерявшей сына, мужа, обеих невесток. В душе она чувствует, что и у Григория нет будущего. Жизнь Григория – последовательность трат, боли утрат, мучений и отсутствие надежды на светлое будущее. Необычайно трагичен момент, когда она прощает убийцу своего родного сына – Кошевого.

Несмотря на политику партии и то, что сам Шолохов воевал на стороне красных, роман написан не однобоко. Автор занимает нейтральную позицию и смотрит на войну глазами обеих враждующих сторон. Он набирается смелости и признает, что большевиками были разбиты крепкие трудолюбивые семьи, сломлено и растоптано казачество – воинская сила умершей империи. Гражданская война является прологом огромной трагедии, которая случится со страной за ближайшие три десятка лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Гражданская война в романе Тихий Дон

Гражданская война в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Хоря в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева сочинение

    Хорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности

  • Сочинение Мой любимый журнал

    Члены моей семьи очень любят читать журналы. Маме нравятся журналы о моде, папе — о спорте, бабушке — о садоводстве, дедушке — о рыбалке. А я предпочитаю познавательные журналы. Мой самый любимый из них — National Geographic.

  • Анализ сказки Ашик-Кериб Лермонтова

    Это национальная сказка со множеством понятий, относящих к турецким традициям. К примеру: сааз (музыкальный инструмент), кофейный дом, белоснежные минареты… Лермонтов не стилизовал эту историю под русскую сказку

  • Образ и характеристика Пуделя Арто в рассказе Белый пудель Куприна сочинение

    А. И. Куприн написал рассказ Белый пудель, в котором главными действующими лицами выступают дедушка Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и собака по кличке Арто.

  • Сочинение Иван Иваныч в рассказе Старый гений Лескова характеристика и образ

    В жизни каждого человека бывают трудность и невзгоды. Иногда решение проблем стоит где-то за рамками обыденности и установленных правил. Не каждому дано придумывать

(366 слов) «Чудовищная нелепица войны» — именно так оценивает события 1917-1920 (на окраинах – 1922) гг. непосредственный свидетель и участник – М.А.Шолохов. Его точка зрения о кровавой Гражданской войны отражена в романе-эпопее «Тихий Дон». 

На примере судеб нескольких семей автор раскрывает жестокость, беспощадность, бесчеловечность событий тех годов. Война унесла тысячи жизней, она принесла горе в каждый дом. Разрушилась и семья Мелеховых: погиб Пётр, утопилась Дарья, умерли Пантелей Прокофьевич вместе с женой. Остались лишь Григорий с сыном на руках и Дуняша, которая вышла замуж за врага семьи. Это было страшное время, когда брат пошел на брата, а страна поделилась на два враждующих лагеря – «белых» и «красных». 

Трагедия Гражданской войны заключается в том, что людская жестокость не знает предела. Особое внимание следует обратить на эпизод, в котором красноармейцы приходят в хутор Мелеховых. Александр, зайдя на баз, без раздумий выстрелил в жёлтого кабеля. Когда Григорий спросил, зачем он убил собаку, красноармеец равнодушно ответил: «А мне вот и на тебя патрон не жалко потратить». В годы Гражданской войны человек равнодушно относился ко всему: и к животным, и к «брату». Вокруг царила жестокость, которую читатели видят как со стороны «белых», так и «красных». Мелехов прибивался то к одним, то к другим, находясь в постоянном поиске «своей борозды». Но ни у одних, ни у других он её не нашёл. Григорий не смог забыть страшную сцену расправы над белогвардейскими офицерами, а также издевательства над пленными красноармейцами. Бесчинство, всеобщее ожесточение, озлобленность охватили все враждующие стороны. В это время даже женщины утратили свою истинную натуру. Так, Дарья Мелехова набрасывается на Ивана Алексеевича и убивает его — так она мстит за смерть мужа. М.А.Шолохов показал высшую степень жестокости – гибель близкого человека от рук женщины (Иван Алексеевич был её кумом). 

Гражданская война – это кровавое пятно на истории России. Когда она началась на страницах произведения, автор все чаще стал называть Дон «мертвым». Так он показывал, что братоубийственная война убивает все, что было дорого людям: традиции, родство, нравственные каноны. «Православный тихий Дон» из старой казацкой песни стал не зеленым, как в начале романа, а красным. Даже на уровне цвета писатель отразил ужасные перемены: цвет надежды сменился на цвет крови. Но все же Шолохов оставил читателю веру в будущее этого уголка, показав конец бойни в возвращении Григория и воссоединении его с сыном, который будет строить новое мирное время. 

Автор: Анастасия Сметанова

Тот беззаконен, безроден, скиталец бездомный на свете, Кто междоусобную брань, человекам ужасную, любит.
Гомер

Рассказ-предварение — один из излюбленных приемов Михаила Александровича Шолохова. Так, в конце первой главы пятой части романа мы читаем: «До января и на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на пережитой войне».

Гражданская война — самое страшное, что может произойти в истории Отечества. Она затрагивает всех и каждого, калечит судьбы людей, заставляет отца убивать сына, а мужа — поднимать руку на жену. Михаил Александрович Шолохов как никто другой смог показать драматизм этой войны в своих произведениях.

«Тихий Дон» — одна из величайших книг автора, в которой отразилась вся история трагедии русского народа. Однако писатель начинает свой роман с показа мирной жизни, задолго до ужасных событий: он стремится поделиться с нами особенностями быта и хозяйства казачьего хутора. Крестьянский труд, гармония героев с окружающей природой Дона — все это приводит Михаила Шолохова к мысли о вечности, устойчивости мира, о незыблемости нравственных истин. Мелеховы — типичная семья станичных жителей, в которой отразилась трагедия всей страны. Для них, как и для всех казаков, характерны любовь к земле, труду, к тихому Дону; они своенравны, независимы и отважны. Но вот приходит война, и сыновей Пантелея Прокофьевича Мелехова забирают на службу, где те показывают настоящую отвагу. Однако в отличие от Петра Григорий очень неординарная личность: он противится убийству, справедлив, но невежествен. Все же, несмотря на его храбрость в боях и сражениях, мужчина, как и все казаки, хочет одного: прекращения войны, ведь именно она внесла разногласия в его семью — самое ценное в его жизни.

Писатель гениально показал все перипетии жизни человека на изломе истории на примере жизни Григория Мелехова. Он говорит о жизни: «…ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться… Блукаю я, как метель в степи…»

Однако трагедия и Григория, и всего народа в том, что никто не видит выхода из этого ужаса, который разрушает казачий мир изнутри и снаружи. Никакая власть не может дать им землю, свободу, необходимые как воздух. Гражданская война уничтожает нравственные устои, и это прежде всего отражается на тех, кто не сражается и не рвется к власти, кто стремится сохранить домашний очаг, детей. Становится ясно: о будущем больше всего думают не белые, не красные, а жены и матери, которые вопреки горю готовы понять многое. Так, Ильинична фактически прощает Кошевого, убийцу ее сына и жениха ее дочери.

Но, несмотря на весь ужас Гражданской войны, казаки сохранили веру в лучшее будущее, волю к жизни, истинную любовь к близким людям и местам. Вернувшись ранней весной в хутор, младший Мелехов понимает: «Что же, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». А. Серафимович писал о героях «Тихого Дона»:«…люди у него не нарисованные, не выписанные, — это не на бумаге».

Жестоким опытом Гражданской войны, ее кровью и порохом пропитан цикл «Донские рассказы» М. А. Шолохова. Это ранние произведения, темой которых стала классовая борьба на великой реке: «Через хутор словно кто борозду пропахал и разделил людей на две враждебные стороны». И правда, в это ужасное время творятся жуткие дела: отец, не ведая того, воюет против сына и в конечном счете убивает его, а узнав, накладывает на себя руки, как в рассказе «Родинка». В «Червоточине» семья, можно сказать, отрекается от чада, которое «вступило в комсомолы», а тот не желает примириться с тем, что отец скрывает излишки земли. Все это кончается трагически: родные убивают юного активиста. Ненависть приводит к необратимым последствиям, но Михаил Шолохов уверен, что где-то в глубине души людей все же сохранились справедливость, милосердие и жалость. Так, комиссар Бодягин подбирает замерзающего в сугробе мальчонку, не думая о приближении врагов («Продкомиссар»). Жертвуя собой, спасает невинное животное красноармеец Трофим в рассказе «Жеребенок».

Небольшой рассказ «Судьба человека» — осуждение войны как явления, никак не совместимого с человеческой цивилизацией. Это рассказ о человеке, воине, который сумел вытерпеть все тяготы и страдания войны. И опять, как в «Тихом Доне», рядом с поседевшим от горя мужчиной — маленький мальчик. два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой вопи, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». Таким образом, становится ясно, что Гражданская война — это трагедия всего народа, и каждый решает для себя сам: остаться благородным и чистым душой или променять все светлое и доброе на алчность и предательство.

Михаилу Александровичу Шолохову за роман-эпопею «Тихий Дон» вручили Нобелевскую премию. При ее вручении М. А. Шолохов говорил о величии исторического пути русского народа и о том, «чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», — говорил Михаил Александрович Шолохов. Как-то накануне 75-летнего юбилея М. А. Шолохова писателю задали вопрос: какой могла бы быть дальнейшая судьба главных героев его произведений, если бы они остались живы? Просто и мудро ответил Шолохов: «Они бы все сражались за Родину».

  • В чем трагедия лизы в рассказе бедная лиза
  • В чем трагедия ларисы огудаловой из драмы бесприданница сочинение
  • В чем трагедия катерины в пьесе гроза сочинение кратко
  • В чем трагедия жизни катерины гроза сочинение
  • В чем трагедия жизни ильи обломова сочинение 10 класс