В чем вина и в чем трагедия раскольникова сочинение

Ф.М. Достоевский – величайший писатель в истории России. Его романы пользуются большой популярностью и по сей день. Каждая книга из произведений Достоевского – сложное философское и нередко психологическое рассуждение о жизнях людей, их характерах и судьбе. Одним из самых занимательных романов является произведение «Преступление и наказание».

Из сюжета романа мы знаем, что главный герой Родион Раскольников совершил страшное преступление – убийство, а затем понес наказание за свое деяние. И на первый взгляд вина героя очевидна, а потому вопрос «в чем повинен Раскольников?» кажется нелепым. Однако не все так просто. Если углубится в анализ произведения, то станет ясно, что вина Родиона лежит совсем не на поверхности, она гораздо сильнее и запутаннее.

Вина Родиона Раскольникова в том, что он взял на себя роль судьи, способного решать, кто достоин жить на белом свете, а кто заслуживает наказания в виде смерти. Родион – бывший студент, вынужденный бросить учебу из-за нехватки средств. Он находится в крайней нищете, почти впроголодь, но имеет гордость, а потому считает недостойным зарабатывать хотя бы по копеечке. Кое-как существуя, Родион много думает над жизнями богатых и бедных. В его голове рождается теория, по которой он отличает людей на 2 категории: тех, кто имеет власть, и тех, кто вынужден подчиняться первым.

Раскольников настолько ослепляется своей теорией, проникается ее идеей, что созревает на убийство, ведь он считает себя человеком достойным счастья, а вот жизнь старухи-процентщицы принимает за несправедливость. Родиону противна и мерзка старуха, которая владея большими средствами, жертвует их не на родных и нуждающихся, а вкладывает в храм. Таким образом, Родион пошел против религии, здравого смысла, морали и нравственности, решив, что имеет власть над жизнью другого человека. В этом его вина.

Беда же героя в том, что, совершив убийство, Родион не может даже воспользоваться тем, ради чего на это пошел. Его теория терпит крах, сам Раскольников принимает поражение. Он оказался слишком слаб, чтобы во всей полноте вершить судьбами других людей, не терзаясь муками совести. После преступления Раскольников морально страдает, страх наказания преследует его по всюду.

Несмотря на абсурдность вопроса «в чем вина героя?» он не является глупым. Выяснилось, что Родион повинен гораздо сильнее, чем кажется, на первый взгляд. И беда Раскольника столь же глубока, как и его вина.

На чтение 4 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 14 сентября, 2021

Сочинение.
В чем трагедия Раскольникова?

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин, Соня, Дуня — любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свид-ригайловьш. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”. Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

    Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент юридического факультета Родион Раскольников – личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда?

    Из-за крайней бедности оказавшись на самом «дне» Петербурга, Родион узнал «оборотную сторону жизни» этого царственного города. Разврат, воровство, пьянство – все это он наблюдал каждый день. Герой с болью в сердце видел, как гибнут человеческие души, как ежеминутно разрушаются мечты и надежды людей. Все это, по мнению Раскольникова, было проявлением общественной жизни, в которой властвует закон «человек человеку — волк».

    Яркой представительницей этой «волчьей стаи», которая не брезговала наживаться на человеческом горе, Родион считал процентщицу Алену Ивановну. Доведенный до отчаяния собственной нищетой и бедственным положением близких, герой задумывает убийство и ограбление этой старухи. Уговаривая себя, Родион думает, что если употребить деньги Алены Ивановны с умом, то можно осчастливить не только свою семью, но и многих людей. В таком свете убийство выглядело для героя уже подвигом, а не преступлением.

    Очень важно, что своим преступлением Раскольников преследовал и другие, более значимые для него, цели. Дело в том, что герой создал для себя теорию, согласно которой человечество делится на две неравные группы. Одной — «хозяевам жизни» — позволено все, другие являются лишь расходным материалом. И подлинный мотив преступления Раскольникова — это его стремление определить, к какой группе принадлежит он сам: «Я просто убил; для себя убил; для себя убил, для себя одного…»

    Достоевский безоговорочно осуждает теорию Родиона. Он строит сюжет так, что под топор Раскольникова попадает не только старуха, но и ее сестра, кроткая Лизавета. Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней, к тому же была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.

    Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в «первый ряд», а всех остальных зачислить во «второй», и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать…

    Ф.М. Достоевский не знает рецепта спасения человечества, однако он безжалостно развенчивает теорию своего героя. В полемике Раскольникова с Соней, по мнению автора, права Соня. Смирение перед обстоятельствами, самопожертвование ради близких людей, следование Евангелию — вот путь подлинно нравственной личности, утверждает писатель. Непонимание этого, попытка решить важные социальные и нравственные проблемы «через кровь» — вот в чем вина и беда Родиона Раскольникова.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по
произведению «Преступление и наказание»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Главный герой романа

Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание» — бывший студент юридического факультета Родион Раскольников — личность противоречивая, не поддающаяся однозначной оценке. Кем можно назвать этого человека, совершившего убийство двух беззащитных женщин? В чем заключаются его вина и беда?

Из-за крайней бедности оказавшись на самом «дне» Петербурга, Родион узнал «оборотную сторону жизни» этого царственного города. Разврат, воровство, пьянство — все это он наблюдал каждый день. Герой с болью в сердце видел, как гибнут человеческие души, как ежеминутно разрушаются мечты и надежды людей. Все это, по мнению Раскольникова, было проявлением общественной жизни, в которой властвует закон «человек человеку — волк».

Яркой представительницей этой «волчьей стаи», которая не брезговала наживаться на человеческом горе, Родион считал процентщицу Алену Ивановну. Доведенный до отчаяния собственной нищетой и бедственным положением близких, герой задумывает убийство и ограбление этой старухи. Уговаривая себя, Родион думает, что если употребить деньги Алены Ивановны с умом, то можно осчастливить не только свою семью, но и многих людей. В таком свете убийство выглядело для героя уже подвигом, а не преступлением.

Очень важно, что своим преступлением Раскольников преследовал и другие, более значимые для него, цели. Дело в том, что герой создал для себя теорию, согласно которой человечество делится на две неравные группы. Одной — «хозяевам жизни» — позволено все, другие являются лишь расходным материалом. И подлинный мотив преступления Раскольникова — это его стремление определить, к какой группе принадлежит он сам: «Я просто убил; для себя убил; для себя убил, для себя одного…»

Достоевский безоговорочно осуждает теорию Родиона. Он строит сюжет так, что под топор Раскольникова попадает не только старуха, но и ее сестра, кроткая Лизавета. Важно, что перед смертью эта героиня поменялась нательными крестами с Соней, к тому же была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка, и даже, в символическом смысле, Соню. Позже с горя умирает мать Раскольникова, и в ее смерти также повинен лишь он.

Только на каторге герой вдруг понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в «первый ряд», а всех остальных зачислить во «второй», и во имя этой цели убьет свою процентщицу, свою Лизавету, свою мать…

Ф. М. Достоевский

не знает рецепта спасения человечества, однако он безжалостно развенчивает теорию своего героя. В полемике Раскольникова с Соней, по мнению автора, права Соня. Смирение перед обстоятельствами, самопожертвование ради близких людей, следование Евангелию — вот путь подлинно нравственной личности, утверждает писатель. Непонимание этого, попытка решить важные социальные и нравственные проблемы «через кровь» — вот в чем вина и беда Родиона Раскольникова.

(По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.
Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова?
Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова.

Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа – Разумихин, Соня, Дуня – любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении.

И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться?
Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление.
Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, – говорит Свидригайлов Раскольникову.

И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”.
Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех.
Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи.

Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”.
Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой.
И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

Loading…

В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома. Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки — ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете. «Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости», — думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или нет?» другой говорящий отвечает: «Разумеется, нет». Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. «Не убий», — гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание. Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха — ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло. Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния. На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено.» «Мы одного поля ягоды,» — говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь». Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью». Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову. Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова. Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций. Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

«Две вещи не перестанут занимать меня всю жизнь: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас», — сказал немецкий философ Кант. И действительно, нет ничего поразительнее человеческой души! В ней от великодушных порывов до зверских поступков всего один шаг. Да что шаг! Полшага… И страшно, если на путь насилия становится человек благородный, с высокими помыслами и стремлениями…

…В нищенском районе Петербурга, в каморке, «более похожей на шкаф, чем на каморку», зреет у бывшего студента юридического факультета Родиона Раскольникова фантастически жестокая и нелепая мысль — совершить убийство и облагодетельствовать им человечество. Сначала это была «мечта», постепенно принимавшая все более и более конкретные формы. Тут и начинается страшная борьба Раскольникова с самым собою. Он чувствует в душе «силы необъятные», но куда их применить? Методично и хладнокровно Раскольников готовится к убийству старухи-процентщицы, обдумывает детали, уничтожает малейшие улики. Он идет совершать «пробу». И вдруг его охватывает ужас, отвращение к самому себе: «Да разве ж это может быть?». Входя к старухе, он испытывает сильнейшее волнение, голос прерывается, руки дрожат. Он проклинает себя и свою затею. В эту минуту Раскольников чувствует: он не сможет совершить убийство. В смятении и растерянности Родин возвращается в свою каморку. И здесь его настигает письмо матери. Она пишет «дорогому Роде», что дома все благополучно, но за мягкими, нежными строками любящее сердце сына угадывает истинное положение вещей: полунищенское существование матери и сестры Дуни, продающей себя Лужину для того, чтобы дать средства к существованию ему, Раскольникову. По дороге домой он встретил бывшего чиновника Мармеладова, рассказавшего ему о судьбе своей семьи, о судьбе дочери Сони, «живущей по желтому билету», чтобы прокормить семью» Гнев и растерянность овладевают Раскольниковым. «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Такая жертва искупается только кровью…

Случайно узнав о том, что Лизаветы один вечер не будет дома, Раскольников берет топор и «заклад», приготовленный заранее, и идет на убийство…

Искупление всех страданий человеческих… Но чужой кровью! Кровь по совести… Но именно потому и не может быть никакой «крови по совести», что кровь потом «заедает» и совесть не спит Кровь, пролитая во имя идеи — страшна. Совесть человеческая не может себе такого позволить, потому что она, Совесть, высший, нравственный закон. И не «вошь» та старушонка, не «паук», а именно человек, убить которого значит — убить себя. Но в расчеты Раскольникова это не входило… Не мог он себе представить, к каким страшным последствиям это приведет.

Достоевский подчеркивает, что Раскольников выдерживает бесконечную нравственную пытку. Все восемьдесят дней после убийства он отчаянно пытается бороться со своей совестью, с вопросом, выросшим в исступленном сознании до гигантских размеров. Этот вопрос: быть или не быть человеком? Сам-то Раскольников считает себя «тварью дрожащей», вздумавшей, что имеет право на убийства, бесчинства, подлости во имя цели, оправдывающей любые средства, во имя своего «назначения высокого», идя на убийство, он .думал не теорию проверить (в ее непогрешимости он не сомневался), но самого себя: имеет ли право убивать. И вышло, что не имеет он нравственного права, потому что его мучают вопросы «человека и гражданина». Тот, кто эту черту преступил, не может оставаться человеком, он опустошен, хоть многое еще может сделать. Таков крах любого «властелина». Раскольников же выбирает жизнь. Человек в нем побеждает бесчеловечную теорию. Но несмотря на победу совести, он терпит глубокую внутреннюю трагедию. Эта трагедия — крах всего, во что он верил. Крушение теории для Раскольникова равносильно смерти. Но не только в этом его трагедия. Не в самом преступлении, не в восьми годах каторги…

«Ничто на земле не стоит цены крови человеческой», — сказал великий гуманист-просветитель Жан-Жак Руссо. Трагедия Раскольникова в том, что он слишком поздно понял эту

истину. Понял, когда уже ничего невозможно было исправить, когда была убита невинная Лизавета «с добрыми глазами»…

«Высшее правосудие — это совесть». И совесть Раскольникова все-таки победила, осудив его на нравственные мучения. Он «воскрес для новой жизни», во что я так верила, когда читала роман.

В чем трагедия Раскольникова?

В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами:
Родион был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен». В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин, Соня, Дуня — любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за «униженных и оскорбленных», совершил убийство «по теории», воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию «крови по совести», а теория толкнула на преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, «все дозволено». «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, «перешагнули через кровь». Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга «трихнинов». Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится надушу Раскольникова. Теория «сильного человека» не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для «жизни по совести», искупить свой грех «подвигом братолюбивого общения». Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

«В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа.

Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома.

Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих «великих» людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки — ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете.

«Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости», — думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: «Убьешь ты сам старуху или нет?» другой говорящий отвечает: «Разумеется, нет». Трусость ли это? Для Раскольникова видимо — да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. «Не убий», — гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание.

Сам Раскольников оправдывает свое преступление тем, что старуха — ростовщица приносила только вред людям, что никому она не нужна и жизни она недостойна. Но как быть с убийством Лизаветы, ни в чем не повинной, которая просто оказалась на пути осуществления «гениального» плана Раскольникова? Тут-то эта теория и дает первую брешь, во время практического исполнения. Именно это губит Раскольникова, и по другому, как мне кажется, быть не могло.

Убийство Лизаветы заставляет задуматься: а так ли хороша эта теория? Ведь если случайность, вкравшаяся в нее, может привести к столь трагическим последствиям, то может быть корень зла таится в самой этой идее? Не может зло, пусть даже по отношению к бесполезной старухе, быть положено в основу благодеяния.

На фоне социальной несправедливости, ужасных картин жизни петербургских низов, с которыми Раскольников сталкивается повсеместно, у него начинается глубочайший душевный и мировоззренческий кризис.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий «хозяев жизни», сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, «все дозволено.» «Мы одного поля ягоды,» — говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, «перешагнули через кровь».

Конечно, нельзя равнять Свидригайлова и Лужина с Раскольниковым. Первый имеет, как я уже сказал, весьма противоречивый характер: он одновременно добрый, честный человек, совершающий ряд добрых поступков, таких как, например, огромная помощь детям Мармеладовых. Но, в то же время, на его совести оскорбленная честь Дуни, несколько странная смерть его жены, Марфы Петровны. Свидригайлова нельзя назвать ни плохим, ни хорошим человеком, нельзя назвать его и «серостью». Скорее, это человек, в душе которого борется добро и зло. И то и другое попеременно держат победу, но, к сожалению, в результате берет свое зло — Аркадий Иванович кончает жизнь самоубийством. С Лужиным несколько проще: это сладострастное ничтожество, которое в своих мечтах стремится унизить и властвовать над более умным и чистым душой, чем он сам. Такого человека невозможно противопоставлять Родиону Раскольникову.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех.

Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а «тварь дрожащая», «вошь», сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова.

Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций.

Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой.

И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который ищет выход из мира зла и страданий, жестоко ошибается и терпит страшное наказание за свое преступление. Очень чутко, во многом пророчески, писатель понял уже в девятнадцатом веке роль идей общественной жизни. С идеями — по Достоевскому — нельзя шутить. Они могут быть благотворны, но могут оказаться разрушительной силой для человека, и для общества в целом.

Сочинение на тему «В чем трагедия Раскольникова?»

Творчество великого драматурга Федора Михайловича Достоевского высоко ценится не только в русской, но и в мировой литературе. Оно имеет огромное значение для всестороннего развития личности человека, познавшего богатство и многогранность художественного мира писателя. В своих произведениях великий мыслитель пытается проникнуть в самые потайные уголки человеческой души, раскрыть светлые и темные лабиринты. Являясь глубоким психологом, Достоевский размышляет о вечных проблемах бытия, вместе с главными героями переживает и проживает трагичные события мироздания. Тем самым, приобщает читателей к переживаниям персонажей, не оставляя их равнодушным к судьбе героев.

Книга «Преступление и наказание»

Родион Романович Раскольников — это бывший студент юридического факультета, которого жизнь обрекла на нищенское существование в своей мрачной петербургской комнатушке. Он чувствует себя угнетенным, никому не нужным, отверженным состоятельными дворянами с «карманами, набитыми золотом». Несправедливость и беднота подтолкнули Раскольникова на совершение убийства старухи-процентщицы. Ведь Родя был одержим одной очень важной теорией, что можно убить человека ради общего дела, совершить преступление «по совести».

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Для этого нужно пожертвовать одной глупой, ничтожной, злой, вредной старушонкой, забрать ее имущество, и залатать это «маленькое преступленьице» хорошими поступками. Ведь Алена Ивановна вела нечестный, обманный образ, она зарабатывала отвратительным путем, наживалась на трагедии и горе несчастных бедняков, которых жизнь заставила закладывать свое имущество под проценты. Главный персонаж вынашивает эту идею, живет с ней, так как, по его мнению, человечество издавна разделяется на две категории: на людей низших, «тварей дрожащих», то есть материал, который служит для зарождения себе подобных и сверхлюдей, «право имеющих», то есть людей необыкновенных, не обделенных талантом замолвить в среде новое слово.

Им доступно все, они не остановятся ни перед чем, даже перед совершением преступления, каким был Наполеон. Поверив в свою обманчивую теорию, центральный персонаж стремится испытать себя: так кем же является он — «тварью дрожащей», либо «властелином судьбы»? Также герой книги стремится решить моральную проблему: можно ли прийти к счастью, переступив при этом враждебные законы человечества? Поэтому он идет на опасный и рискованный поступок — совершает убийство Алены Ивановны «по теории», но после, горько раскаивается в этом, мучается, ведь оказывается, что он не относится к разряду «существ высшего порядка», грех не осчастливил его. Главный герой осознает, что с убийством старухи умирает все человеческое, что было в нем: «Я себя убил, а не старушонку». Он пытается изменить в себе человеческую натуру. Но результатом становится лишь трагичное раздвоение личности персонажа.

Я считаю, что трагедия Родиона состоит в ошибочности теории «наполеонизма». Он осознал, что совершил непоправимый грех, ведь абсолютно все люди взаимосвязаны друг с другом, и жизнь отдельной личности представляет собой уникальную значимость, поэтому никто, даже он, не имеют права лишать существованию другого человека. Его трагизм еще больше усиливается тем, что теория «сверхчеловека» завела его в самый беспросветный тупик, он осознал несостоятельность идеи «сильного человека». После убийства, Родя не может прийти в себя, становится отрешенным от мира, что является расплатой за его грех, но вернуться к миру нормальных людей он уже не может и отбывает свое наказание в Далекой Сибири.

Таким образом, в сочинении раскрыты противоречивые мысли героя, его осознание, что с идеями шутить нельзя, иначе они могут привести к необратимым последствиям.

Уличная жизнь в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Уличная жизнь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» пропущена через сознание Раскольникова: она убеждает героя в правоте идеи о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». А сам Петербург является не просто фоном для событий либо местом действия, но и полноправным участником. На его фоне и разворачивается уличная жизнь.

Северная столица много раз становилась персонажем произведений. У А.С. Пушкина — это колыбель декабризма, город, соединивший отсталую Россию с прогрессивной Европой, поэтому он восклицает: «Люблю тебя, Петра творенье…» Н.В. Гоголя интересует социальная и нравственная подоплёка: «Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» За внешней красотой прячутся неприглядные трущобы, несчастные «бедные люди». Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, у которых Петербург душный, грязный, не приспособлен для нормальной жизни. Не зря в «Преступлении и наказании» город летний, а действие разворачивает, когда «зацветает в каналах вода». И надеяться не на кого. Даже Всевышний – «милостив, да не до нас» (так заметит Мармеладов).

В Санкт-Петербурге Достоевский жил и работал двадцать девять лет, и это «самый угрюмый город». Кстати, напоминает современный: улицы узкие и короткие, лишённые зелени, застроен каждый метр земли, ведь купленный участок должен приносить доход. Именно поэтому здесь так много доходных домов, где живут герои (процентщица, Раскольников). Здесь мы видим и канал, Сенную площадь, ярмарку. Везде толпы народа. Жители такие же бедные, как и город. Так, художественный вымысел смешивается с документально точными деталями.

История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Санкт-Петербурга шестидесятых гг. XIX века: рост социального неравенства, распад семьи, пьянство, преступность, проституция — это явления действительности того времени.

С первых же страниц потрясают картины нищеты, страданий униженных и оскорбленных. Достоевский открывает мир тёмных углов большой столицы. Мы видим ужасные трагедии героев романа: пьяная 14-летняя девочка, сумасшедшая Катерина Ивановна, убийство лошади.

Что же мы видим? Гуляя улицам и задворкам города, проходим мимо распивочных и трактиров, домов терпимости и полицейских контор. Шум, грязь, гнетущая обстановка как бы порождают преступный замысел Раскольникова. Так, встреча с «девицами» вызывает у студента мысли о том, как здесь «обессмыслена жизнь человека, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за каждодневное безысходное выживание.

Мармеладова можно назвать «символом» уличной жизни. Это пьяница, доведший жену до чахотки, дочь пустивший по «жёлтому билету», опустившийся до самого дна. Одновременно автор призывает читателей к сочувствию: «О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости…» Героя уволили, сократили без выходного пособия, говоря современным языком. И это чувство проходит через весь роман. За отдельной судьбой встаёт образ преступного мира, в котором простой человек унижен и раздавлен.

Внутренние драмы героев вынесены писателем на людные улицы Санкт-Петербурга. На улице приносит себя в жертву Сонечка, здесь же погибает Мармеладов, на мостовой истекает из-за потери крови Катерина Ивановна. Позднее и Раскольников раскается на Сенной площади. Из-за чего это происходит? Потому что у людей нет дома, тёплого домашнего очага, нет ограды внутри семьи. Герои блуждают по улицам, пытаясь преодолеть одиночество, иногда это даёт забвение, но не исцеление.

Вообще рассказ о невыносимой жаре, духоте петербургских кварталов приобретает в романе символическое звучание. Это душная атмосфера общественного бытия, в которой вызревает преступление Раскольникова. Вонь от канав, дворов, помоек и чёрных лестниц, пыль, духота мутят сознание Раскольникова, не дают ему возможности вырваться из плена кошмарных мыслей. Образ города детства героя, возникший во сне, также безотраден: «удушливый день»; «пыльная» дорога, нет зелени, кабаки, человеческая жестокость. Лишь изредка писатель находит что-то трогательное, когда весной природа напоминает хворую девушку. Петербург у Достоевского больной, как больны (духовно либо физически) многие герои.

Итак, уличные зарисовки связаны с Раскольниковым и даны через его восприятие: город вызывает у него «чувство глубочайшего омерзения». Нищий студент буквально задыхается здесь. Но и сам герой похож на город: «опустился и обнеряшился». Впрочем, он не выделяется среди других жителей: вспомним жёлтое испитое лицо Мармеладова, его руки «с чёрными ногтями» или процентщицу с «вострыми и злыми глазками». Все они жалкие.

Под стать своим жителям и комнатки петербуржцев: «…крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид…» (у Раскольникова); «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Всё было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпьё…» (у Мармеладовых).

Итак, уличная жизнь Петербурга неправильная, грязная до безобразия. Город как полноправный персонаж вмешивается в судьбы своих жителей: «Редко, где вы найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». В распивочной Раскольников выслушает мармеладовскую исповедь: «Человеку некуда пойти». Хотя на улицах скученность до удушья, бродят толпы, человек в отдельности испытывает духовное одиночество. Люди презирают друг друга, объединяются, кажется, чтобы позлорадствовать над несчастьями ближнего (вспомните, с каким удовольствием все осуждают Соню, которой подкинул деньги Лужин). Всё естественное в человеке искажено: если ты хочешь быть добрым к другим людям, то должен стать злым к себе (история Сони). Люди, чтобы купить право на жалкое существование, вынуждены переступать моральные нормы. Жизнь вызывает возмущение, ведь так жить нельзя. И именно поэтому герой романа выходит на улицу медленно, в нерешительности, пытаясь найти выход.

Раскольников, наблюдая эту бесправную жизнь, создаёт теорию, согласно которой всех людей можно поделить на две группы («твари дрожащие» и «право имеющие»). Последние путём разрешения «крови по совести» могут облагодетельствовать остальных. Бедный студент решается проверить свою идею. Но после убийства старухи-процентщицы не выдерживает отчуждения от людей и делает «явку с повинной».

Жизнь города деформирует личность человека, отравляет его физически и духовно, извращает его чувства и страсти — таков вывод, к которому приходит Достоевский, наблюдая уличную жизнь северной столицы.

В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету.

Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными человеческими качествами: Родион был “замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен”. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова. Он не из тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем от природы нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа — Разумихин, Соня, Дуня — любят Родиона, восхищаются им, его преступление рождает в них боль и недоумение. Раскольникова уважает и следователь Порфирий Петрович, раньше всех догадавшийся о преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случиться? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за “униженных и оскорбленных”, совершил убийство “по теории”, воплощая абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию “крови по совести”, а теория толкнула на преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все дозволено”. “Мы одного поля ягоды”, — говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион понимает, что это действительно так, потому что они оба, хотя и по разным мотивам, “перешагнули через кровь”. Трагедия Раскольникова усиливается тем, что теория, которая должна была вывести его из тупика, оказывается несостоятельной. Мало того, Раскольников понимает наконец на каторге, что, следуя его теории и доведя ее до логического конца, человечество придет к кровавому безумию пожирающих друг друга “трихнинов”. Эта страшная догадка вызывает страдания и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отверженность от мира людей: он не может находиться рядом с любимыми матерью и сестрой, не радуется природе, он, словно ножницами, отрезал себя ото всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния — все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Теория “сильного человека” не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, оказавшийся во власти ложной идеи. Раскольникову предстоит пройти долгий и трудный путь преодоления внутреннего тупика, найти в себе силы для “жизни по совести”, искупить свой грех “подвигом братолюбивого общения”. Достоевский-психолог с такой силой обнажил трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: муки совести сильнее наказания каторгой. И мы не можем не сочувствовать герою Достоевского, который пытается противостоять злу, хотел бы избавить мир от страданий, но жестоко ошибается в выборе пути и несет справедливое наказание за свое преступление. В таком отношении к Родиону Раскольникову сказывается, конечно, отношение самого писателя к герою. Недаром А. В. Луначарский сказал, что Достоевский сам шел на преступление со своим героем и сам каялся вместе с ним.

Предложения интернет-магазинов

Похожие материалы:

  • «Шаги» Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») — .
  • Анализ отрывка из романа Достоевского «Преступление и наказание» (Сон Раскольникова на каторге) — .
  • Анализ сцены последней встречи Раскольникова и Свидригайлова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») — .
  • Анализ эпизода «Встреча Раскольникова и Сони» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») — .
  • Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») — .

  • В чем видят смысл жизни герои рассказа старуха изергиль
  • В чем видит правду жизни сатин сочинение
  • В чем видит гринев смысл сказки рассказанной пугачевым
  • В чем видит автор рассказа великую заслугу абая перед своим народом
  • В чем величие желткова по сравнению с другими героями рассказа сочинение