В чем вы видите актуальность сказки дикий помещик

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      grantatkins364

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    48 секунд назад

    чей Крым?

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Помогите с дз пж

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Помогите с геометрией, очень нужно

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Помогите пожалуйста.
    опередили тип сказуемого в данном предложении.

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Придумайте забавное название к фото))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    48 секунд назад

    чей Крым?

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    10 минут назад

    Английский язык 5 класс

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2205

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Сказка «Дикий помещик» направлена против всего общественного строя, основанного на эксплуатации, антинародного по своей сущности. Сохраняя дух и стиль народной сказки, сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Произведение начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик … » Но тут же появляется элемент современной жизни: «и был тот помещик глупый, читал газету «Весть»». «Весть» — газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением. Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Весь смысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, «мягкое, белое и рассыпчатое». Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит «холопьего духу». Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый. Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами … а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки … «. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца — «словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест». Одичание помещика свидетельствует о том, что без помощи мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только «рой мужиков» отловили и водворили на место, «на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая».

Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский («Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?») генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами («Однако, брат, глупый же ты помещик!») и, наконец, капитан-исправник («Глупый же вы, господин помещик!»). Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?» Если мы сопоставим известные народные сказки о барине и мужике со сказками Салтыкова-Щедрина, например с «Диким помещиком», то увидим, что образ помещика в щедринских сказках очень близок к фольклору, а мужики, напротив, отличаются от сказочных. В народных сказках мужик сметливый, ловкий, находчивый, побеждает глупого барина. А в «Диком помещике» возникает собирательный образ тружеников, кормильцев страны и в то же время терпеливых мучеников-страдальцев. Так, видоизменяя народную сказку, писатель осуждает народное долготерпение, и сказки его звучат как призыв подняться на борьбу, отрешиться от рабского мировоззрения.

в наши дни произведение очень даже и актуально, так как человек решивший ограничить себя становится диким

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция
  • 4 Суть: о чём сказка?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Чему учит?
  • 10 Средства выразительности
  • 11 Критика

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

АНАЛИЗ СКАЗКИ «ДИКИЙ ПОМЕЩИК»

1.История создания произведения.

 Михаил
Евграфович всегда крайне болезненно относился к тяжелому положению крестьян,
вынужденных находиться в пожизненной кабале у помещиков.

Боясь 
цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для
того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через
сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.

Впервые «Дикий помещик» был опубликован в 1869 году журналом «Отечественные
записки».

В
тот период возглавлял журнал близкий друг и единомышленник писателя – Николай
Некрасов, и с публикацией произведения у Салтыкова-Щедрина не возникло никаких
проблем.

2. Жанр произведения.
«Дикий помещик» относится к жанру сказки. Писатель использует элементы
фольклора (зачин, фантастичные элементы).
   Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это
сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки.

3. Название произведения и
его смысл.

Название «Дикий помещик» употребляется и в прямом, и в переносном значении.
Помещик дик, потому что невежественен и нравственно отстал. Но помимо этого,
дик в прямом смысле этого слова. Он одичал и ведет себя абсолютно неадекватно.

4. Тема и идея
произведения. Проблематика.

   
Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве,
огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и
крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между
эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.
     М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг.  
Автор в сказке «Дикий помещик» подчеркивает роль крестьянства. Помещик в
произведении становится совершенно диким без помощи крестьян. Именно простой
народ становится главной силой страны.
5. Сюжет.
Сюжет сказки довольно прост. Он повествует о помещике, который настолько
замучился жить рядом с бедными крестьянами, что они исчезают из его жизни, в
результате чего герой остается один и полностью дичает, теряя собственный разум
и рассудок.
   Начальство, узнавшее о диком помещике, приказывает изловить его и привести в
порядок. Распоряжения выполнены, но помещик часто вспоминает о своей жизни в
лесу.

6. Система образов
произведения.

Центральным персонажем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина является помещик. Богатый,
довольный жизнью помещик без имени (автор не указывает имени, намекая на
собирательный образ). Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь,
что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, “душит” простой народ
всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих
слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В
финале сказки его, заросшего и одичавшего с огромными когтями, излавливают, стригут
и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.
Народ противопоставляется образу помещика. Это трудолюбивые люди,
которые привыкли выживать самостоятельно. По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина,
именно простой народ является основой всего русского населения. Писатель
сочувствует крестьянам, однако автор высмеивает и черты простого мужика –
смирение и покорность.Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее
начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё
возвращается в былое цветущее состояние.

Капитан-исправник

Приезжает к
помещику поинтересоваться, куда исчезли крестьяне и кто за них будет
платить подати и повинности. Узнав позицию помещика, угрожает ему. Является
инициатором возвращения крестьян, поднимает тревогу, встретив одичавшее
существо, похожее на помещика и медведя одновременно.

Сенька

Слуга помещика, которого он ежедневно припоминает, зовет
сквозь сон или забыв о пропажи мужиков. Судя по всему, это самый близкий
слуга: незаменимый, умелый, хозяйственный.

Генералы

Знакомые помещика, приезжают в гости, искренне обижаются,
когда

 помещик предлагает им леденцы и пряники вместо говядины,
которой

 в доме нет. Называют его глупым и уезжают.

Михайло Иваныч, медведь

Когда
помещик окончательно одичал, зарос и стал охотиться, как зверь, он посчитал
возможным подружиться с Михайло Иванычем. Медведь откровенно высказался о
том, что помещик поступил глупо. Мужик в деревне необходим.


8. Композиция произведения.
Сказка «Дикий помещик» – небольшое произведение, которое в «Отечественных
записках» заняло лишь несколько страниц. В ней идет речь о глупом барине, который
бесконечно донимал работающих на него крестьян из-за «холопьего запаха».

В завязке произведения главный герой
обращался к Богу с просьбой навсегда избавиться от этого темного и ненавистного
ему окружения.

Развитие действия – Когда же
молитвы помещика об избавлении его от крестьян были услышаны, он остался в
полном одиночестве в своем большом поместье.

Кульминация сказки в полной
мере раскрывает беспомощность барина без крестьян, которые выступали в его
жизни источником всех благ. Когда же они исчезли,  барин быстро превратился в
дикое животное: перестал мыться, следить за собой, есть нормальную человеческую
пищу. Кульминационным моментом становится полное одичание помещика, когда он
перестал вести себя как человек, общаясь лишь с медведем в лесу

В
развязке

произведения помещик, окончательно обнищавший и одичавший, полностью утрачивает
рассудок.  Помещика «изловили» и привели в порядок, однако он тоскует по
прежней жизни.

8.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин широко использует сатирические приемы: гипербола, гротеск,
юмор. Аллегории и метафоры позволяют с легкостью понять, о чем идет речь.

В
центре всего повествования лежит гротескная ситуация, противопоставляющая образ
помещика и народа. Гротеск и антитеза – двигатели сюжета.
В произведении сказочные мотивы сочетаются с реальным бытописанием (к примеру,
газета «Весть»), что еще больше подчеркивает актуальность сказки, отразившей
современные писателю времена.
Средства
выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на
гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в
лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого
быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом
является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив,
зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

  • В чем внутренний конфликт демона в поэме лермонтова сочинение 10 класс
  • В чем винил себя самсон вырин в рассказе станционный смотритель
  • В чем вина профессора преображенского сочинение
  • В чем вина и в чем трагедия раскольникова сочинение
  • В чем вина и в чем беда госпожи простаковой сочинение