В чем вы видите отличие этой сказки что в народных сказках мы не могли встретить

Слайд 1

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка Выполнила: Ялакас А.О. Учитель русского языка и литературы ГБОУ лицея №590

Слайд 2

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Слайд 4

Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками

Слайд 5

В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане », а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Слайд 6

Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического или бытового характера с установкой на вымысел Сказка Народная Литературная Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки

Слайд 7

Народная сказка Литературная сказка Существует в устной форме Создается в письменной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Образ героя предельно индивидуализирован Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания определить невозможно Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

Слайд 8

К какому виду можно отнести сказку? Почему? В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить? Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки? Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея. Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир? Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте) Беседа по вопросам

Слайд 9

Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке? Что помогло пробудить царевну? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла? Творческая работа Напишите, чему, по-вашему, учит сказка «Спящая царевна». Беседа по вопросам

Слайд 10

«Спящая царевна» В. А. Жуковского «Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.

Слайд 11

Ответим на вопросы Чем мне понравился или не понравился урок? Что было сложно?

В.А.Жуковский.»Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки «Спящая
царевна» и русских народных
сказок

Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством
В.А.Жуковского; познакомить учащихся с понятием авторской сказки и показать ее
отличие от народной; пробуждать интерес к вдумчивому анализированию
художественного произведения.

Этап 1. Оргмомент.

Психологический
настрой детей на урок.

Каждый день – всегда,
везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

5-минутка чтения

Этап 2.
Мотивация к учебной деятельности

1. Речевая
разминка.

— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому
предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радостью, с
грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в
конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё
поработать.

2.Мотивация к
учебной деятельности

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Лампа Аладдина,

В сказку нас веди,

Башмачок хрустальный,

Помоги в пути!

Мальчик Чиполлино,

Мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге

Настоящий друг.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло,

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

3.Сообщение
темы урока. Постановка учебных задач.


Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД
СКАЗКОЙ).

— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических
событиях и приключениях).

— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки,
волшебные сказки).

— Чем сказка, которую
вы прочитали дома, отличается от тех, которые мы изучали  в начале этого
учебного года? (у неё есть автор).  Портрет В.А.Жуковского

— Кто же написал эту
сказку? (по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

— Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Попробуйте
сформулировать тему урока. ( Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой
«Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные
черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок).

—  Давайте поставим перед собой учебную задачу на сегодняшний
урок. (
Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией
писателя В.А.Жуковского,  будем работать над содержанием сказки «Спящая
царевна», будем учиться  анализировать, находить черты литературной и народной
сказки).

4. Работа с портретом. — Первое впечатление
о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о
котором А.С. Пушкин сказал:

Его
стихов пленительная сладость

Пройдет
веков завистливую даль.

         —
Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом
человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный,
спокойный, задумчивый).

             — Этот портрет был написан в 1816
году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию
внутреннего облика поэта: его задумчивый,
самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового
замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит
живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»…
Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий
Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский —
автор сказки «Спящая царевна».

5. Работа над
биографией поэта
Вообразите себе, что этот задумчивый,
правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная,
что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» — Василий Андреевич Жуковский?

Возможные
варианты:


каком году Вы родились?

-Кто
были Ваши родители?

-Где
вы учились? Учились ли хорошо?


Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?


Когда вы научились читать?


Какие книги вы читали?


А в детстве вы сочиняли сказки?

— 
Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

(Свои вопросы
ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут
ответы на эти вопросы)

-Откройте учебник
на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском.
Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует
прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые
ранее вопросы).

1
абзац. — В каком году родился А.В. Жуковский?


Кто были его родители?

-Как вы думаете,
почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского
тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта
турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его
усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у
Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество
Андреевич)

2 абзац. – Где
обучался В.А. Жуковский?  (пансион — закрытое среднее учебное заведение с
общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных
странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у
частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище — в России
до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3
абзац. —  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4
абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»


Мы ответили на все заданные  вопросы? Ну, что же замечательно. Идем дальше!

6. Создание проблемной ситуации. История создания
сказки В.А. Жуковского.

-Ребята,
а что такое состязание?

-А вы знаете, что
В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим
А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они
вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А.
Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна».
А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

— Кто же выиграл
это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем
своё решение: чья сказка лучше, ближе народной (когда  через несколько уроков
познакомимся и со сказкой Пушкина, и сравним их). Дома вы прочитали сказку В.А.
Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

Этап III. Проверка домашнего задания.

Понравилась ли
сказка, которую вы прочитали дома? Почему?

—  Тогда давайте проверим домашнее задание (раздаю жетоны –
кто получит пять и больше – получит 5 за урок):

1)   
«Доверяй, но
проверяй» (викторина):

— Мне нужны три помощника. Ваша задача: из деревьев на доске сделать
дремучий лес, бор, который окружал принцессу 300 лет.

— Почему наш лес состоит из сосен и елей? Жуковский, описывая лес в
своей сказке, называет его бором. Что такое бор? (Хвойный лес).

— Ребята, перед принцем лес сам расступился, а чтобы нам его преодолеть
нужно отгадать загадки по сказке.

— Какой предмет колдунья дала царевне? (Веретено)

— Кого в бору встретил царский сын? (Старика)

— Где все спали? (Во дворце)

— Кто был на зеленом лугу? (Царица)

— Кто уполз в ручей? (Рак)

— Кто спит перед огнем? (Повар)

— Как звали царя в сказке «Спящая царевна»? (Матвей)

— Из какого материала были сделаны блюда для чародеек?
(Из золота)

— Кто такой пророк? (предсказатель будущего).

—  Что случилось с двенадцатым блюдом? (украдено)

—  Что должно случиться с царевной на 16-м году?
(оцарапает руку веретеном и умрёт)

—  Сколько должен продлиться сон в царстве? (300 лет)

—  Где были родители, когда царевна решила обследовать
дворец? (ушли гулять)

—  Кого увидела царевна, когда поднялась в одну
комнату? (старушонку)

—  Докажите, что женщина была очень старая (гребень
под носом торчит)

—  Кто и как разбудил царевну? (царевич поцелуем)

2)   
Интерактивный
тест-раскраска.

— Вот и наш бор расступился перед нами, потому что вы
справились со всеми вопросами.

Можно немного и
передохнуть.

7. Физкультурная
минутка


А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

3.АНАЛИЗ СКАЗКИ. СОПОСТАВЛЕНИЕ С НАРОДНОЙ СКАЗКОЙ

-Мы сейчас
проведём небольшоё исследование  — при этом будем работать с текстом сказки.
Класс разделён на группы.

1 группа доказывает,
к какому виду народных сказок можно отнести сказку Жуковского и почему. (Наличие чуда. Столкновение с
волшебной силой.  Существование какого-либо запрета. Волшебные персонажи.
Волшебные предметы. Символы).

2 группа
определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли
помощники.

– С чего начинает
завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много
лет;

А детей всё нет и нет
).

– Как развиваются
события дальше? (

Царица сидела на
берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев
года

– Как думаете, с чем
связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев
года,).

– Почему на ПИР не
пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12
драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и
ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете
лет!»).

– Можно ли сказать,
что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Какой счастливой
сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там
был

И вино на свадьбе
пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не
попало

3 группа работает над
героями сказки. – Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

  Какими вы увидели героев
сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

Делают вывод о том,
что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами
характерными для героев народной сказок.

 (Типичные
герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

Итак, делаем вывод. Какие черты роднят сказку Жуковского с народной?    
(Сказочные зачин и концовка;  сюжет волшебной сказки;

          чудесные предметы;   число «3»;   положительные и
отрицательные герои;   победа добра над злом в финале).

— В чём вы видите отличие? Что в
народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются
такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок.
Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а
двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей 
не характерно для русских народных сказок).

ИТОГ

— Подведём итог. Чем отличается авторская сказка от фольклорной. Выбери
аргументы для связного ответа и заполните таблицу:

·    
 Идея – добро побеждает
зло

·    
Более разнообразные
приключения.

·    
Повествовательная манера
(шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

·    
Типичные герои (они не
наделены какими-то особыми чертами характера

·    
Стихотворная речь

·    
Построение: зачин,
развитие действия, концовка.

·    
Волшебные «заколдованные»
предметы

·    
Употребление устойчивых
выражений

·    
Автор

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло

1. Автор

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми
чертами характера

2. Более разнообразные приключения.

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

3. Стихотворная речь

4. Употребление устойчивых выражений

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания,
авторские «эпитеты»)

5. Волшебные «заколдованные» предметы

— Итак, сегодня мы
с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной
сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает
совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского
отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

4. Итог урока:

— Какова тема нашего
урока? Какие задачи мы поставили в начале урока?

— Какие нам удалось
выполнить, а над какими еще нужно поработать.

— В таком случае
давайте вернемся к нашей речевой разминке:

Мы внимательные? – Да.

Мы старательные? – Да.

Мы умные? – Да.

Мы добрые? – Да.

Мы отлично учимся? – Да.

Всё у нас получилось? — Да.

А это значит вы молодцы! Кто получил сегодня на уроке «5»?
(подсчитайте жетоны)

(Выставление оценок)

5. Домашнее задание:

1) выразительное чтение наизусть 25 любых понравившихся
строк из  сказки;

Творческие задания:

2)   
иллюстрации к сказке;

3)   
Проект — интерактивный словарь «Устаревшие слова в сказке
В.А.Жуковского «Спящая царевна» (можно индивидуально, можно коллективно)

6. Рефлексия:

— А теперь я попрошу каждого проанализировать свою работу
на уроке (насколько вы выполнили учебную задачу, поставленную перед собой)

У вас на партах лежат листочки – подчеркните выбранный вами
ответ. Сдайте мне их.

— Спасибо за урок! До свидания!

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Что отличает сказку «Спящая царевна» Жуковского от народной сказки?

Задания по литературе для 5 класса К какому виду вы бы ее отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

3 ответа:



2



0

В основе сказки «Спящая царевна» В. А. Жуковского лежат две литературные сказки:

«Спящая красавица» Шарля Перро и «Шиповник» братьев Гримм.

Разумеется, Жуковский переработал их, и в его произведении появились черты, присущие русским сказкам,

но влияние французского фольклора осталось: например, одна из главных героинь — фея.

В русских сказках фей нет. Точно так же и рак-предсказатель. Это образ явно не для русского народа.

Слишком много для народной сказки романтических элементов, мотивов.

Опять же, поэтическая форма не характерна для народных сказок, которые передавались обычно из уст в уста,

естественно, в прозе. Но многое в «Спящей царевне» роднит это произведение с фольклором.

Зачин и концовка; борьба добра со злом, и в этой борьбе людям помогают волшебные силы, волшебные предметы, например, зеркальце и вышеупомянутый рак-предсказатель. Победа добра над злом тоже характерна для народных сказок. Прием лексических повторов очень часто используется в фольклоре, использовал его и Жуковский:

KnANKk2XIch9LKjFdGL7Enh6aDUbgUmN.png

<hr />

7BtXhAh2Jxx8wV2tVSicosQ3UCSwSGxD.png

<hr />

vTo0UpjpFm9YvOlAbPcTrfdNqYXCR6.png



2



0

Если бы сказка Жуковского «Спящая царевна» была народной, мы несомненно отнесли бы ее к волшебным сказкам. Ведь в ней есть многие приметы именно этих сказок — чародейки-колдуньи, волшебный сон, волшебный лес, выросший вокруг замка, благородный царский сын и его подвиг, разбудивший царевну.

Но нельзя не отметить, что это все-таки авторская сказка и поэтому она отличается от народных сказок. Прежде всего шуточной манерой изложения, использованием авторских образов, не типичных для народной сказки (рак-предсказатель, имя царя и прочее), в ней нет присказки, нет троекратных повторов, и почти нет зачина.

А общее — наличие традиционной концовки, использование постоянных эпитетов и повторов.



1



0

Сказку Жуковского «Спящая царевна» объединяет с народными сказками наличие зачина, использование просторечных оборотов, использование постоянных эпитетов, традиционная тема борьбы добра и зла, классическая концовка с пиром.

Отличает эту сказку от народных стихотворная форма изложения, использование нетипичных героев и имен, отсутствие присказки. Нет в этой сказки и обязательных троекратных повторов.

Если определять жанр этого произведения, его место среди сказок, то это несомненно волшебная сказка. В ней есть говорящие животные, чародейки-ведьмы, волшебные предметы — веретено, сказочный сон, и герой — царский сын

Читайте также

Красивая баллада Жуковского «Кубок» не представляет особой сложности для пересказа, потому что она написана очень динамично и живо и основные события баллады легко откладываются в памяти.

План пересказа баллады «Кубок»:

  1. Царь бросает драгоценный кубок в пучину и вопрошает, что смелый и храбрый
  2. Рыцари и латники стоят не двигаясь
  3. За кубком отправляется молодой паж
  4. Зрители считают что паж погиб
  5. Вдруг из воды показывается рука и плечо, паж возвращается с кубком
  6. Паж рассказывает как он нырял за кубком
  7. Царь доволен рассказом, но добавляет к кубку алмаз и требует вновь нырнуть за ним
  8. Принцесса пытается отговорить царя
  9. Паж больше не возвращается.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

Учитель: Зайцева М.А.

13

Дата 13.10.2021

Класс. 5-А

Тема. В.А.Жуковский. «Спящая царевна». Образы сказки. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Цели урока:

Обучающие:

-Сообщение о жизни и творчестве одного из самых образованных людей своего времени;

-Ознакомление с историей создания сказки «Спящая царевна»;

-Определение понятия «литературная сказка»;

-Формирование первичных навыков сравнительного анализа художественного произведения.

Развивающие:

-Развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода;

-Развивать устную речь при художественном пересказе, развивать зрительную память;

— Развивать логическое мышление, умение отбирать главное.

Воспитательные:

— Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы;

-Воспитывать терпимость к критике, трудолюбие, упорство.

Планируемые результаты:

— предметные:  ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;

— метапредметные:

регулятивные —  содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);

познавательные —  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

— личностные:  воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)

Тип урока:  комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сказки В.А.Жуковского, иллюстрации к сказку.

Ход урока

1.Организационный этап

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

1. Речевая разминка.

— Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.

Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим,

действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

— Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ),

— Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).

— Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки).

— Чем эта сказка отличается от тех, которые мы изучали в этом году? (у неё есть автор)

— Кто же написал эту сказку? ( по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).

— Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок. (Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок).

3.Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

2.Чтение басни И.А.Кралова «Волк и Ягненок» по ролям.

4.Первичное усвоение новых знаний

1.Беседа о жизни В.А. Жуковского:

-В каком году родился В.А. Жуковский? (В 1783)

-Где родился В.А. Жуковский? (В Тульской губернии).

— Кем были родители В.А. Жуковского?( Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка).

— В каком возрасте были написаны первые стихи? (В возрасте 7-8 лет).

— В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?( «Вестник Европы»).

-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки?( спор с Пушкиным ).

2.Слово учителя. Создание проблемной ситуации.
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А.Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С.Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне». Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. 

Физкультминутка

Раз — подняться, подтянуться

Два — согнуться, разогнуться

Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — ноги шире.

5.Первичная проверка понимания

Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского. Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского.

Словарная работа.

В сказке вам могут встретиться непонятные слова. Выясним их значение.

Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

Дотоле — до сих пор, до этого времени.

Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.

Анализ сказки по опорным вопросам.

В чём сходство сказки Жуковского с народной сказкой?
Работа идёт в трёх направлениях.

— Первая группа исследует, к какому виду можно отнести данную сказку и почему.

— Вторая определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

— Третья работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбратьучащимся.

Языковой материал

: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да почивать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…»

Наблюдения ребят показывают, что эту сказку можно отнести к волшебной (один из учеников читает эпизод «пророчество рака»); что подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка, автором используются выражения, близкие к народным. Все отмеченные особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна» с народной.

В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить? 

Учащиеся отмечают, что в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок. Это рак-пророк, чародейки. К тому же чародеек не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме. 

 Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна»? Похожи ли они на героев народной сказки?

Класс делится на группы. Каждая группа выбирает по желанию понравившегося героя, получает карточку с вопросами,.

Карточка №1

Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.

Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка№2

Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.

Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
Карточка №3

Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?

Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?
Карточка№4

Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому? 

Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.

Работа с литературоведческими понятиями.

Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.

Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

Определение записывают в тетрадь).

6.Первичное закрепление

1.Практикум. Аналитическая работа с текстом.

2. Работа с текстом сказки.

— К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? (волшебные).

— Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)

(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета.

Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы.

– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет и нет ).

– Как развиваются события дальше? (

Царица сидела на берегу, к ней приполз рак — пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.

Двенадцать месяцев года

– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?

(Двенадцать месяцев года,).

– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?

(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)

— Как она отомстила?

(И незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!»).

– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).

– Расскажите

· о царе Матвее

· о царевне

· о царском сыне

Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,

они наделены чертами характерными для героев народной сказок.

– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

Сходство

1. Идея – добро побеждает зло

2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)

3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.

4. Употребление устойчивых выражений

5. Волшебные «заколдованные» предметы

Различие

1. Автор

2. Более разнообразные приключения.

3. Стихотворная речь

4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)

5. Жанр).

3..Выразительное чтение учащимися.

Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? (2-3 ученика читают эпизоды).

4.. Словесное рисование.

-Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали? (Самостоятельное создание микротекста на заданную тему).

Оценивание

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению :  

1.Выразительное чтение сказки.

2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.

3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).

Выберите одно из заданий на выбор.

8.Рефлексия (подведение итогов )

1.Обобщение.

Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? ( ответы учащихся ).

2.Самооценка.

(Самооценка детьми работы на уроке).

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

Спящая царевна (Сказка)

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей всё нет как нет. Раз царица на лугу, На зелёном берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползёт к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесёшь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав её речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царём Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир весёлый тот Царь одиннадцать зовёт Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано). «Что ж тут делать? — царь сказал. — Так и быть!» И не послал Он на пир старухи звать. Собралися пировать Гости, званные царём; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За приём благодаря, Стали дочь его дарить: «Будешь в золоте ходить; Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты Благонравна и тиха; Дам красавца жениха Я тебе, моё дитя; Жизнь твоя пройдёт шутя Меж знакомых и родных…» Словом, десять молодых Чародеек, одарив Так дитя наперерыв, Удалились; в свой черёд И последняя идёт; Но ещё она сказать Не успела слова — глядь! А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своём Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрёшь во цвете лет!» Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз; Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдёт, И царевна оживёт; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца». Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьёт, не спит: Как от смерти дочь спасти? И, беду чтоб отвести, Он даёт такой указ: «Запрещается от нас В нашем царстве сеять лён, Прясть, сучить, чтоб веретён Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон». Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят; дочь растёт; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней! Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть. «Дай, — сказала наконец, — Осмотрю я наш дворец». По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа; Всем любуется она; Вот, глядит, отворена Дверь в покой; в покое том Вьётся лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядёт И за пряжею поёт: «Веретёнце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас». Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей… Всё исчезло из очей; На неё находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Всё утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце её отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьём в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнём; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мёртвым сном; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа — И приблизиться беда! Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, тёмный лес Не навеет ветерок. Вот уж полный век протёк; Словно не жил царь Матвей — Так из памяти людей Он изгладился давно; Знали только то одно, Что средь бора дом стоит, Что царевна в доме спит, Что проспать ей триста лет, Что теперь к ней следу нет. Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили — но назад Не пришёл никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. Время ж всё текло, текло; Вот и триста лет прошло. Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал. Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын. Бор, он видит, тёмен, дик. С ним встречается старик. С стариком он в разговор: «Расскажи про этот бор Мне, старинушка честной!» Покачавши головой, Всё старик тут рассказал, Что от дедов он слыхал О чудесном боре том: Как богатый царский дом В нём давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как её чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждёт, Что спаситель к ней придёт; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодёжь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал. Был детина удалой Царский сын; от сказки той Вспыхнул он, как от огня; Шпоры втиснул он в коня; Прянул конь от острых шпор И стрелой помчался в бор, И в одно мгновенье там. Что ж явилося очам Сына царского? Забор, Ограждавший тёмный бор, Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой; В лес въезжает витязь мой: Всё свежо, красно пред ним; По цветочкам молодым Пляшут, блещут мотыльки; Светлой змейкой ручейки Вьются, пенятся, журчат; Птицы прыгают, шумят В густоте ветвей живых; Лес душист, прохладен, тих, И ничто не страшно в нём. Едет гладким он путём Час, другой; вот наконец Перед ним стоит дворец, Зданье — чудо старины; Ворота отворены; В ворота въезжает он; На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный сидит; Тот не двигаясь идёт; Тот стоит, раскрывши рот, Сном пресёкся разговор, И в устах молчит с тех пор Недоконченная речь; Тот, вздремав, когда-то лечь Собрался, но не успел: Сон волшебный овладел Прежде сна простого им; И, три века недвижим, Не стоит он, не лежит И, упасть готовый, спит. Изумлён и поражён Царский сын. Проходит он Между сонными к дворцу; Приближается к крыльцу: По широким ступеням Хочет вверх идти; но там На ступенях царь лежит И с царицей вместе спит. Путь наверх загорожён. «Как же быть? — подумал он. — Где пробраться во дворец?» Но решился наконец, И, молитву сотворя, Он шагнул через царя. Весь дворец обходит он; Пышно всё, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьётся лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошёл. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. Как дитя, лежит она, Распылалася от сна; Молод цвет её ланит, Меж ресницами блестит Пламя сонное очей; Ночи тёмныя темней, Заплетённые косой Кудри чёрной полосой Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела; На воздушный, тонкий стан Брошен лёгкий сарафан; Губки алые горят; Руки белые лежат На трепещущих грудях; Сжаты в лёгких сапожках Ножки — чудо красотой. Видом прелести такой Отуманен, распалён, Неподвижно смотрит он; Неподвижно спит она. Что ж разрушит силу сна? Вот, чтоб душу насладить, Чтоб хоть мало утолить Жадность пламенных очей, На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнём Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И её поцеловал. Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося всё кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Всё как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружён. Царь на лестницу идёт; Нагулявшися, ведёт Он царицу в их покой; Сзади свита вся толпой; Стражи ружьями стучат; Мухи стаями летят; Приворотный лает пёс; На конюшне свой овёс Доедает добрый конь; Повар дует на огонь, И, треща, огонь горит, И струёю дым бежит; Всё бывалое — один Небывалый царский сын. Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать. Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

В.А. Жуковский «Спящая царевна» презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему

Слайд 1

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка Выполнила: Мухаева И.Р., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Слайд 3

«Победителю – ученику от побеждённого учителя» Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль…

Слайд 4

Сказки В.А. Жуковского издавались неоднократно и иллюстрировались многими художниками

Слайд 5

В.А . Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С . Пушкин – «Сказку о царе Салтане », а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». История создания сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна»

Слайд 6

Один из основных жанров фольклора. Прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел Сказка Народная Литературная Литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки

Слайд 7

Народная сказка Литературная сказка Существует в устной форме Создается в письменной форме Текст вариативен – каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) Образ героя предельно типизирован (герой, вредитель, даритель, искомый персонаж) Образ героя предельно индивидуализирован Набор сюжетов ограничен определенными мотивами Сюжет не ограничен набором каких-то мотивов (число вариантов ничем не ограничено ) Поэтика традиционна , используется ограниченный набор изобразительно-выразительных средств Поэтика определяется творческой манерой автора Время создания определить невозможно Время создания сказки или известно , или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте

Слайд 8

К какому виду можно отнести сказку? Почему? Определяем композицию сказки, повторы , устойчивые выражения, действуют ли помощники? В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить ? Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки ? Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея . Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир ? Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары? Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир . Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось ? Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается ? (Найдите и прочитайте ответ в тексте) Беседа по вопросам

Слайд 9

Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому ? Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке? Что помогло пробудить царевну? Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили ? Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с извечной проблемой Добра и Зла? Творческая работа Напишите, чему, по-вашему, учит сказка « Спящая царевна ». Беседа по вопросам

Слайд 10

«Спящая царевна» В. А. Жуковского «Спящая царевна» — одна из красивейших литературных сказок России. С течением времени читательский интерес к ней не ослабевает. Это и есть свидетельство того, что творчество В. А. Жуковского современно и ныне.

Ответы@Mail.Ru: о чём говорится в рассказе жуковского спящая царевна

Жил был добрый Царь Матвей в согласии со своей Царицей, но детей у них не было. Однажды на берегу ручейка по встречался ей рак и сказал, что она родит дочь, так оно и вышло, девочка родилась не в сказке сказать, не пиром описать прекрасная. Царь созвал всех на обед. Было в царстве 12 золотых блюд, на которые должен быть положен обед, но одного не нашли и поэтому из гостей пригласили не 12 чародеек, а11- старуху не позвали. По окончании пира 10 чародеек рассказали, что красива и счастлива будет царевна. . будешь всем на радость ты. . Одиннадцатая не успела ничего сказать, как увидела не приглашенную старуху в ярости, шептала та, что до 16 лет все будет хорошо, а потом, уколовшись веретеном, умрет царевна! Но когда старуха исчезла 12 чародейка поправила, что не умрет, а заснет царская дочь. . и будет спать 300 лет. А потом очень долго будет жить ; Будут внуки веселить мать, отца До земного их конца! Царь загрустил и принял указ убрать всех прях из дворца и не выращивать лен. В 15 лет, царевна остается одна в царстве отец с матерью уехали прогуляться. Пошла девочка дворец осмотреть и забредает она в покои, где старушонка пряла…, дала царевне старуха веретено, та укололась и тот час же уснула…. царь с царицей вернувшись заснули у дворца и вся их свита и все, все заснуло мертвым сном во дворце и рядом с ним! Так 300 лет никто даже мимо не ходил. А в один весенний день витязь на охоту в лес со свитой пошел и отстал, встретил старика, который ему рассказал про царство и царскую дочь. . .Прошел царский сын во дворец увидев царевну, ее красоту не удержался и поцеловал ее и тут же проснулась спящая дева и весь дворец…! Свадьбу сыграли и было им счастье!

touch.otvet.mail.ru

  • В чем внутренний конфликт демона в поэме лермонтова сочинение 10 класс
  • В чем винил себя самсон вырин в рассказе станционный смотритель
  • В чем вина профессора преображенского сочинение
  • В чем вина и в чем трагедия раскольникова сочинение
  • В чем вина и в чем беда госпожи простаковой сочинение