В чем заключается гуманизм рассказов родинка и чужая кровь

Гражданская война есть бедствие для той и
другой враждующей стороны, ибо для победителей и
побежденных она гибельна.

Демокрит

Страницы рассказов Шолохова густо
окрашены кровью.

Ф.Г. Бирюков

Цель урока: изучить “Донские
рассказы” М. Шолохова, выявить концепцию
гражданской войны в ранних произведениях М.
Шолохова на примере рассказов “Родинка”,
“Чужая кровь”.

Задачи урока:

  • формировать умение самостоятельно работать с
    текстами рассказов;
  • формировать умение обобщать, сравнивать,
    сопоставлять, делать выводы;
  • развивать аналитическое мышление, творческие
    способности, монологическую речь, ассоциативный
    аппарат учащихся, используя в ходе урока такие
    приемы педагогической техники, как: “Ромашка
    Блума” (“Ромашка вопросов”), прием ассоциации,
    составление синквейна, эвристическая беседа,
    прием “Незаконченное предложение”.

Предварительное задание для учащихся:
прочитать “Донские рассказы” М. Шолохова,
составить синквейн на тему “Гражданская война”,
подготовить индивидуальное сообщение
“Особенности самосознания казаков,
казачества”.

Оборудование урока: тексты “Донских
рассказов” М. Шолохова, портрет писателя,
выставка его книг, словари.

План урока


  1. Вступительное слово учителя. Актуализация
    знаний учащихся (представление синквейнов).
    Обращение к первому эпиграфу урока. Определение
    целей урока.
  2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних
    произведениях.
  3. Выявление читательского восприятия (“Ромашка
    Блума”), выявление особенностей “Донских
    рассказов” М. Шолохова, особенностей
    самосознания казаков, казачества
    (индивидуальное сообщение учащегося). Обращение
    ко второму эпиграфу урока.
  4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”. На
    данном этапе урока используются такие приемы,
    как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в
    ходе которой учителем задаются репродуктивные,
    проблемные, аналитические, тонкие и толстые
    вопросы; следующие формы работы: фронтальная и
    индивидуальная.
  5. Подведение итогов урока. Заключительное слово
    учителя.
  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное
    предложение”).

Содержание урока

1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное
время в истории России. После октябрьской
революции 1917 года на всей территории огромной,
некогда великой державы, собиравшейся по пяди со
времени

княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская
война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря
до Кавказа и оренбургских степей шли
кровопролитные сражения, и, кажется, кроме
горстки губерний Центральной России, не было
волости или уезда, где по нескольку раз не
сменяли бы друг друга различные власти всех
оттенков и идеологических окрасок. И не случайно,
что именно гражданская война стала предметом
изображения в русской литературе этого периода.

Актуализация знаний учащихся.

Что представляет собой гражданская война с
исторической точки зрения? Ответ: это
вооруженная борьба за власть между
представителями разных классов. Иными словами,
это борьба внутри страны, внутри нации, народа,
между земляками, соседями, близкими
родственниками.

Что представляла собой гражданская война в
России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с
вашей точки зрения?

Свое отношение к гражданской войне вы выразили
в синквейнах. Представьте их.

Промежуточный вывод. Гражданская война –
величайшее бедствие, трагедия для страны, народа
в целом, для каждой семьи и каждого человека в
отдельности. Она заставляет людей истреблять
друг друга, ненасытным Молохом требуя жертв,
разделяя родных и близких. И совершенно
справедливо в этом отношении замечание
греческого философа Демокрита.

Обращение к первому эпиграфу урока.

В произведениях каких писателей, поэтов нашла
свое отражение тема гражданской войны? Ответ: М.
Булгаков Белая гвардия”; Б. Пильняк “Голый год”,
“Повесть непогашенной луны”; Д. Фурманов
“Чапаев”; А. Серафимович “Железный поток”; И.
Бабель “Конармия”; А. Фадеев “Разгром”; М.
Волошин “Усобица”; М. Цветаева “Дон”,
“Москве”, поэма “Перекоп”; Д. Бедный
“Проводы”.

Определение целей урока.

Итак, тема гражданской войны нашла свое
воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX
века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским
рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему
взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е.
выяснить, какой показывает М. Шолохов
гражданскую войну на страницах своих ранних
произведений.

2. Слово учителя о М. Шолохове и его ранних
произведениях.

“Донские рассказы” были опубликованы в 1926
году. Их автор М. Шолохов в это время молод, но,
несмотря на то, что ему 21 год, за его плечами уже
очень многое: потрясения гражданской войны,
мгновенно перечеркнувшие детство, прошедшее на
Дону, в станице Вешенской. А затем – реальность
другой жизни.

Шолохов служил статистиком по переписи
населения, учителем ликбеза, делопроизводителем
заготконторы, добровольно вступив в продотряд,
стал продкомиссаром.

“Приходилось бывать в разных переплетах”,-
позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит
себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел
сам Нестор

Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька”
пригрозил ему на будущее жестокой расправой.
Вспомнит, как его, командира продотряда,
приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим
материалом, который лег в основу его первых
рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится
с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М.
Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу
“Молодая гвардия”, которые помогли молодому
писателю опубликовать его первые рассказы о
гражданской войне в “Журнале крестьянской
молодежи” и на страницах газеты “Молодой
ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти
рассказы в сборники “Донские рассказы” и
“Лазоревая степь”.

Итак, мы обращаемся к “Донским рассказам” М.
Шолохова.

3. Выявление читательского восприятия.

Какие рассказы произвели на вас наиболее
сильное впечатление?

Какие чувства вы пережили, читая их?

Что больше всего поражает в рассказах М.
Шолохова?

Что становится центром идейного столкновения в
“Донских рассказах” М. Шолохова? Ответ: семья; в
сложных семейных отношениях отразился конфликт
эпохи.

Где происходит действие в рассказах М.
Шолохова? Ответ: в южных областях России, на Дону.

Выявление особенностей самосознания казаков,
казачества (индивидуальное сообщение учащегося).

Комментарий для учителя. Для исторической
памяти казачества был характерны представления
об общей судьбе и родстве всех казачьих войск,
едином образе жизни всех казаков; представления
о личной свободе, независимости, равенстве,
братстве.

Особое место занимали представления о казачьих
традициях, складывавшиеся веками, среди которых
следует выделить свободолюбие, коллективизм,
взаимопомощь, преданность воинскому долгу,
нравственность, веротерпимость. Казачество как
военное сословие всеми правами и привилегиями
было обязано царю и считало себя в числе главных
защитников его власти.

Но в то же время казачеству была присуща некая
двойственность отношений к монарху и
правительству: с одной стороны – они стремились
к свободе и независимости от любых институтов
власти, с другой – казаки преданно защищали
царизм перед другими слоями населения.

В начале XX века большую часть казачества
представляли середняки, то есть зажиточные
казаки (кулаки), владевшие земельными наделами.
Поэтому после октябрьской революции они
оказывали активное сопротивление новой власти,
вылившееся в кровавые, ожесточенные формы.

Промежуточный вывод. Именно такой кровавой,
ожесточенной

показана борьба казаков против новой власти в
“Донских рассказах” М. Шолохова.

Обращение ко второму эпиграфу урока.

4. Анализ рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

1) Анализ рассказа “Родинка”.

“Родинка” — один из первых опубликованных
рассказов М. Шолохова.

  • Как вы думаете, можно ли по первым строкам
    “расшифровать” рассказ, то есть определить, о
    чем он и как закончится? Ответ: рассказ с первой
    строчки будто дымится кровью. Он словно
    начинается невидимой смертью – ликвидацией
    банды. И если произведение начинается смертью, то
    смертью и закончится. Зло порождает зло.
  • Обратите внимание на детали: “баранья кость”,
    “лошадиный пот”. Что они означают? Ответ:
    “баранья кость” — своеобразный символ чего-то
    звериного, нечеловеческого, которое будто бы
    наваливается на нас с первой строчки рассказа; а
    “лошадиный пот” — символ загнанности в
    произведении.
  • Кто чувствует себя загнанным в рассказе? Ответ:
    главные герои: Николка и его отец, атаман банды.
  • Как изображает автор душевное состояние
    Николки в начале рассказа?
  • Какую роль в произведении играют портрет героя
    и его воспоминания о детстве? Ответ: жизнь
    Николки Кошевого, эскадронного командира,
    выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об
    этом свидетельствует портрет героя. Шолохов
    подчеркивает противоречие между юным возрастом
    и тем суровым жизненным опытом, который дала ему
    гражданская война. “Плечист Николка, не по летам
    выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и
    спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В
    воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по
    нормальной мирной жизни.
  • О чем думает Николка? Ответ: “Опять кровь –
    уморился так жить – опостылело все”.
  • Какой мотив возникает в размышлениях героя?
    Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного
    героя становится Атаман банды – родной отец
    Николки.
  • Как раскрывается душевное состояние Атамана?
  • Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы?
    Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в
    жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги
    степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же
    очерствение души, одичание подчеркивается и
    сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман
    банду… как набедивший волк от овечьей отары,
    уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по
    утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной
    земли, увиденном глазами бывшего земледельца,
    ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и
    непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает
    мускулы”.
  • Что общего между жизни Николки и Атамана? Ответ:
    их жизнь выбилась из привычного русла, они
    “загнаны”.
  • Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней
    жизни, своих традиций.
  • Каков центральный конфликт рассказа? В чем его
    трагизм? Ответ: конфликт между белыми и красными
    уступает место другому, более важному – между
    веками складывавшимися нормами человеческой
    жизни и бесчеловечностью братоубийственной
    войны.
  • Когда этот конфликт достигает своей
    кульминации?
  • Как осознается Атаманом убийство Николки?
    Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией
    войны, осознается героем как детоубийство, грех,
    которому нет оправдания, который можно искупить
    только смертью.
  • Какие литературные ассоциации возникают у вас
    при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале
рассказа показывает, что христианское раскаянье
сильнее классовой ненависти, автор смещает
акцент с социального конфликта на
общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия?
Проанализируйте семантику слова “родинка”.
Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова
род, родина, народ, родство, родственный.
Родинка – это не только примета, по которой
Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого
единства, родства людей, ставших непримиримыми
врагами. Слово “родинка” своим корнем связано
со словами, означающими все то, что оказалось
расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся.
Драматический раскол казачьего мира, казачьей
семьи становится основой сюжета многих
рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. Ответ: рассказы
“Семейный человек”, “Продкомиссар”,
“Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка”
детоубийство – трагическая случайность, то в
этих рассказах детоубийство и отцеубийство –
сознательный выбор героев.

Промежуточный вывод. Во многих ранних
рассказах М. Шолохов показывает трагический путь
расчеловечивания героев, повествуя о жестокости
и крушении всех нравственных начал в человеке.
Героям этих рассказов не под силу подняться до
христианской любви к врагу, до идеала
всепрощения. А именно в этой христианской,
всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от
полного расчеловечивания. И примером тому служит
рассказ “Чужая кровь”.

2) Анализ рассказа “Чужая кровь”.

  • Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая
    кровь”, чем они различаются?
  • Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит
    трудный путь вочеловечивания?
  • Какие качества, черты русского национального
    характера воплотились в образе главного героя,
    деда Гаврилы? Ответ: в образе главного героя
    воплотились такие качества, как стойкость,
    мудрость, приверженность традициям, отцовская
    любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.
  • В каких эпизодах они проявляются?
  • Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая
    Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?
  • Сформулируйте идею рассказа.

5. Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских
рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская
война предстает в “Донских рассказах” М.
Шолохова как трагедия, как путь
расчеловечивания, как катастрофа, в которой
рушатся все человеческие связи, нравственные,
моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости
открывается авторский идеал незлобливости и
всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах
показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и
разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа
народа неизменно остается живой, чистой. Самые
обычные люди всегда сохраняют в себе и
ностальгию по прежней мирной жизни, и память о
человеческом в человеке, и страстную мечту о
грядущем счастье.

6. Домашнее задание.

Письменно закончите предложение “Гражданская
война в “Донских рассказах” М. Шолохова — …”,
раскрыв концепцию гражданской войны в ранних
рассказах М. А. Шолохова.

Концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова. Урок литературы в 11-м классе.

Цель:    изучить “Донские рассказы” М. Шолохова, выявить    концепцию гражданской войны в ранних произведениях М. Шолохова на примере рассказов “Родинка”, “Чужая кровь”.

Задачи урока:

формировать умение самостоятельно работать с текстами рассказов;

формировать умение обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

развивать аналитическое мышление, творческие способности, монологическую речь;

прием ассоциации, составление синквейна, прием “Незаконченное предложение”.    

эвристическая беседа;

прием “Незаконченное предложение”.

1. Вступительное слово учителя.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княжения Ивана Калиты, полыхала гражданская война. От Балтики до Тихого океана, от Белого моря до Кавказа и оренбургских степей шли кровопролитные сражения, и, кажется, кроме горстки губерний Центральной России, не было волости или уезда, где по нескольку раз не сменяли бы друг друга различные власти всех оттенков и идеологических окрасок. И не случайно, что именно гражданская война стала предметом изображения в русской литературе этого периода.

Что представляла собой гражданская война в России в начале XX века?

Что представляет собой гражданская война с вашей точки зрения?

2. Итак, тема гражданской войны нашла свое воплощение и в прозе, и в поэзии двадцатых годов XX века. И сегодня на уроке мы обращаемся к “Донским рассказам” М. Шолохова.

Наша цель – выявить концепцию (систему взглядов) гражданской войны М. Шолохова, т. е. выяснить, какой показывает М. Шолохов гражданскую войну на страницах своих ранних произведений.

 3. Анализ рассказа “Родинка”

“Родинка” — один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова.

Как вы думаете, можно ли по первым строкам “расшифровать” рассказ, то есть определить, о чем он и как закончится? (Ответ: рассказ с первой строчки будто дымится кровью. Он словно начинается невидимой смертью – ликвидацией банды. И если произведение начинается смертью, то смертью и закончится. Зло порождает зло.)

Обратите внимание на детали: “баранья кость”, “лошадиный пот”. Что они означают? (Ответ: “баранья кость” — своеобразный символ чего-то звериного, нечеловеческого,  которое будто бы наваливается на нас с первой строчки рассказа; а “лошадиный пот” — символ загнанности в произведении.)

Кто чувствует себя загнанным в рассказе? (Ответ: главные герои: Николка и его отец, атаман банды.)

Как изображает автор душевное состояние Николки в начале рассказа?

Какую роль в произведении играют портрет героя и его воспоминания о детстве? (Ответ: жизнь Николки Кошевого, эскадронного командира, выбилась из привычного русла, привычной нормы. Об этом свидетельствует портрет героя. Шолохов подчеркивает противоречие между юным возрастом и тем суровым жизненным опытом, который дала ему гражданская война. “Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых и спина по-стариковски сутулая”. (А ему 18 лет). В воспоминаниях героя о детстве ощущается тоска по нормальной мирной жизни.)

О чем думает Николка? (Ответ: “Опять кровь – уморился так жить – опостылело все”.)

Какой мотив возникает в размышлениях героя? (Ответ: мотив очерствения души. Антиподом юного героя становится Атаман банды – родной отец Николки.)

Как раскрывается душевное состояние Атамана?

Какую роль в его раскрытии играет пейзаж 3 главы? (Ответ: “Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы бычьих копыт возле музги степной”,- пишет Шолохов об Атамане. Это же очерствение души, одичание подчеркивается и сравнением атамана с волком. “Ведет Атаман банду… как набедивший волк от овечьей отары, уходит дорогою и целиною бездорожно”. Тоска по утраченной жизни звучит и в пейзаже плодородной земли, увиденном глазами бывшего земледельца, ставшего Атаманом банды. “Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы”.)

Что общего между жизни Николки и Атамана? (Ответ: их жизнь выбилась из привычного русла, они “загнаны”.)

Почему? Ответ: герои оторвались от своей прежней жизни, своих традиций.

Каков центральный конфликт рассказа? В чем его трагизм? (Ответ: конфликт между белыми и красными уступает место другому, более важному – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.)

Когда этот конфликт достигает своей кульминации?

Как осознается Атаманом убийство Николки? (Ответ: убийство врага, оправданное ситуацией войны, осознается героем как детоубийство, грех, которому нет оправдания, который можно искупить только смертью.)

Какие литературные ассоциации возникают у вас при чтении этого эпизода?

Промежуточный вывод. М. Шолохов в финале рассказа показывает, что христианское раскаянье сильнее классовой ненависти, автор смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

В чем, по-вашему, смысл названия? Проанализируйте семантику слова “родинка”. Ответ: Слово “родинка” имеет однокоренные слова род, родина, народ, родство, родственный. Родинка – это не только примета, по которой Атаман узнает убитого им сына, но и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами. Слово “родинка” своим корнем связано со словами, означающими все то, что оказалось расколотым, разрушенным гражданской войной.

Обращение к читательскому опыту учащихся. Драматический раскол казачьего мира, казачьей семьи становится основой сюжета многих рассказов М. Шолохова.

Назовите эти рассказы. (Ответ: рассказы “Семейный человек”, “Продкомиссар”, “Бахчевик”. И если в рассказе “Родинка” детоубийство – трагическая случайность, то в этих рассказах детоубийство и отцеубийство – сознательный выбор героев.)

Промежуточный вывод. Во многих ранних рассказах М. Шолохов показывает трагический путь расчеловечивания героев, повествуя о жестокости и крушении всех нравственных начал в человеке. Героям этих рассказов не под силу подняться до христианской любви к врагу, до идеала всепрощения. А именно в этой христианской, всепрощающей любви М. Шолохов видит спасение от полного расчеловечивания. И примером тому служит рассказ “Чужая кровь”.

4.        Анализ рассказа “Чужая кровь”.

Что общего в рассказах “Родинка” и “Чужая кровь”, чем они различаются?

Кто из героев рассказа “Чужая кровь” проходит трудный путь очеловечивания?

Какие качества, черты русского национального характера воплотились в образе главного героя, деда Гаврилы? (Ответ: в образе главного героя воплотились такие качества, как стойкость, мудрость, приверженность традициям, отцовская любовь к сыну, всепрощение и гуманизм.)

В каких эпизодах они проявляются?

Как разрешается конфликт деда Гаврилы и Николая Косых, девятнадцатилетнего продкомиссара?

Сформулируйте идею рассказа.

5.Подведение итогов урока.

Какова концепция гражданской войны в “Донских рассказах” М. Шолохова?

Заключительное слово учителя. Гражданская война предстает в “Донских рассказах” М. Шолохова как трагедия, как путь расчеловечивания, как катастрофа, в которой рушатся все человеческие связи, нравственные, моральные законы, традиции народа.

Но за изображением обоюдной жестокости открывается авторский идеал незлобливости и всепрощения. М. Шолохов в своих ранних рассказах показывает, что вопреки ужасу и хаосу, смерти и разрухе, охвативших Россию в начале XX века, душа народа неизменно остается живой, чистой. Самые обычные люди всегда сохраняют в себе и ностальгию по прежней мирной жизни, и память о человеческом в человеке, и страстную мечту о грядущем счастье.

6.Домащнее задание.

Письменно закончите предложение “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова — …”, раскрыв концепцию гражданской войны в ранних рассказах М. А. Шолохова.

Примеры синквейна.( приложение)

1.   Война

Братоубийственная, непонятная

Разрушает, губит, расчеловечивает

Самое бесчеловечное преступление против народа.

Разруха

2.Война

страшная, кровавая

выживать, воевать, верить

Война — бесконечная стрельба над головой.

Страх

3. Война

ужасная, убийственная

разрушает, убивает, калечит

Война- это огромный цунами, который сносит всё на своём пути.

Ужас!

4. Война

страшная, жестокая

стрелять, убивать, умирать

Война — это смерть, которая забирает много невинных душ.

Скорбь.

Лауреат Нобелевской премии М. Шолохов начал писать рассказы с 1923 г. В 1925 г. вышел сборник его рассказов «Донские рассказы», где автор отразил весь трагический накал классовой борьбы на Дону, когда революция разделила казачество на резко полярные силы. В «Донских рассказах» Шолохов передал всю жестокость и противоречивость времени.

Автор Шолохов рассказы 1неоднократно подчеркивает в сборнике необходимость сохранения морально-нравственных «человеческих» качеств – благородства, благодушия и соблюдения этических заветов.

Кровопролитная война больше поражает автора даже не своей жестокостью, а именно противоречием общепринятым нормам. Так, часто героями становятся родственники, разведенные войной, революцией или идеологическими взглядами по разные стороны «баррикад». Трагизм таких конфликтов состоит в необходимости выбора – или уничтожить и остаться верным своим идеалам (часто искусственным и надуманным) или отступиться от них, но сохранить святость родственных уз. В таком антигуманистическом ключе изображаемые события становятся еще более ужасающими и жестокими.

В рассказе «Родинка» 18-летний Николка Кошевой, отец которого в войну пропал без вести, славится своей активной борьбой против банд. Параллельно раскрывается образ бывалого атамана банды, долгие годы жившего вдали от родных куреней. Оба героя встречаются в роковой для них схватке. И только по характерной родинке атаман узнает в уже убитом им «командире» собственного сына. Со всем трагизмом Шолохов изображает разрешение внутреннего конфликта героя: не выдержав содеянного им, атаман заканчивает жизнь самоубийством.

Рассказ «Продкомиссар» развивает линию, заявленную в «Родинке». Здесь тоже имеет место параллельное повествование, но образы «Продкомиссара» еще более контрастны. Первая история – это история молодого продкомиссара, который расстреливает собственного отца у помойной ямы за «несовпадение» идеологий и нежелание «раскулачиваться». Другая история – история солдата, спасшего ребенка. Автор не может смириться с действительностью, в которой родные становятся хуже чужих, а чужие – напротив – роднее и ближе родственников.Шолохов рассказы 2

Идея родства чужих людей раскрыта и в рассказе «Чужая кровь». В центре – дед Гаврила, потерявший в войну сына и спасший белокурого юношу от «красной» расправы. Вся любовь пожилой пары была излита на незнакомого парня: «Оставайся с нами. Хоть и чужая в тебе кровь, а душой болеешь за тебя, как родного. Крепко, незримой путой привязал ты нас к себе».

Еще более трагическим становится рассказ «Чевоточина», где один из главных мотивов – мотив родительского проклятия. «Собака ты! Каин», – говорит отец младшему сыну – комсомольцу Степке. Идеология Степана не дает ему права покрывать ложь, даже если она высказана отцом в надежде сохранить свое имущество от раскулачивания. Напряженнейшим моментом в рассказе является эпизод убийства отцом младшего сына из-за якобы кражи быков. Рассказ, в духе Шолохова, обрывается на неожиданном повороте: быки, будто бы украденные Степаном, возвращаются домой.

В «Донских рассказах» М. Шолохов вырабатывает свою систему ценностей, основанную на гуманизме, которая после со всей силой реализовалась в рассказе «Судьба человека».

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

«Донские рассказы»: анализ произведения Шолохова М.А.

Кратко:

Первым печатным произведением Михаила Александровича Шолохова (1905 — 1984) стал рассказ «Родинка» (1924). Когда в 1925 году появились «Донские рассказы», и читатели, и критики единодушно решили, что в литературу пришел новый талантливый писатель.

Страшные события гражданской войны и коллективизации становятся главным сюжетом «Донских рассказов», а ведущей темой — судьба человека, попавшего под «жернова» истории. С беспощадной правдой показал двадцатилетний писатель в своих первых произведениях суровые реалии этих лет: разъединение людей на «своих» и «врагов», классовую ненависть к «врагу», которым может стать член собственной семьи — отец, сын, брат; бессмысленную, ничем не оправданную жестокость, всплеск самых темных, мрачных эмоций, хранящихся в глубинах народного сознания. Революция разрушила сами основы народной жизни, народной нравственности. Гибнет изначальная ячейка «крестьянского мира» — семья.

В рассказе «Червоточина» от младшего сына кулака Якова Алексеевича, комсомольца Степки, отвернулась вся семья, а когда Степка разоблачает отца на собрании (тот скрыл истинную цифру площади засеваемой им земли), Яков Алексеевич совместно со старшим сыном, Максимом, убивают его зверски. Жестокое время раскрепостило в человеке звериные инстинкты, и больше всего страдают от несправедливости мира самые беззащитные — дети.

У пухнущего с голоду четырнадцатилетнего Алешки, героя рассказа «Алешкино сердце», умерли голодной смертью мать и сестренка. Богатая соседка Макарчиха убивает утюгом другую сестру — Польку — за то, что та влезла к ней в хату и стала есть остывшие в печи щи. Сам Алешка, чудом оставшийся в живых, в финале рассказа спасает четырехлетнюю девочку: не позволило ему его маленькое щедрое сердце стать свидетелем убийства.

Смертельной ненавистью пронизаны отношения между людьми: атаман Кошевой, «ликвидирующий коммунистов», заставляет старика-мельника, пытающегося спасти от бандитов зерно, есть землю, но судьба настигает и его: собственной рукой убивает атаман неузнанного им единственного сына — красного эскадронного командира Николку Кошевого («Родинка»). Убивает за измену врагу свою невенчанную жену Дарью пулеметчик Яшка Шибалок, не разрешив ей даже вскормить новорожденного младенца. Ощущение катастрофичности бытия определяет расстановку акцентов в «Донских рассказах»: герои Шолохова либо погибают в бою, либо, застигнутые врасплох, подвергаются мучениям и пыткам, либо вынуждены убивать своих близких. Но вера автора в конечное торжество жизни неистребима: несмотря на все ужасы настоящего, станет хорошим человеком Алешка, вырастет в детском доме «шибалкино семя», спасется трогательный маленький жеребенок.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Крестьянско-казацкий мир в «Донских рассказах» предстает в состоянии социального и семейного раскола — отсюда пафос непримиримой классовой борьбы. Сюжетно-композиционным лейтмотивом многих рассказов становится противоборство между «отцами» и «детьми», красными и белыми, казаками и иногородними. Читатель погружается в мир казацко-крестьянской жизни между революцией и коллективизацией: отголоски Гражданской войны, драматический пересмотр внутрисемейных отношений, смена поколений, заботы и треволнения казачьего куреня, картины донской природы, трудно пробивавшиеся ростки нови. Человек и история в «Донских рассказах» изображены через призму семейно-бытовых отношений.

Разрыв кровно-родственных связей в обстановке Гражданской войны порождал небывалые по остроте и накалу социальные конфликты. Абсолютная нетерпимость выливалась только в насилие. «Русская Смута, — писал в своих мемуарах А. И. Деникин, — наряду с примерами высокого самопожертвования, всколыхнула еще в большей степени всю грязную накипь, все низменные стороны, таившиеся в глубине человеческой души…»

Шолохов показывает своих героев в кризисных ситуациях, на таком трагическом изломе истории, когда происходит разрыв самого прочного (субстанции жизни), на чем держался патриархальный казацко-крестьянский мир, — кровно-родственных связей. В результате этого разлома происходило внутреннее самоопределение героев. Суть его — в стремлении к единству природного и социального начал, парадоксально сопрягающихся в едином повествовательном движении. К этому единству идет Анна из рассказа «Двухмужняя», дед Гаврила из «Чужой крови», стремление к утверждению единства этих начал заставляет Трофима спасти тонущего жеребенка («Жеребенок»).

«Донские рассказы» открывали новый угол зрения, новый уровень нравственной прозорливости художника.

Авторской позицией Шолохова стал народный взгляд на мир. Эта позиция, сознательно избранная художником, открывала возможность народно-эпического воссоздания жизни даже в частных ее проявлениях. Рассказы включают в себя такие элементы, которые переводят повествование в область философскую. Во многих из них речь идет о жизни и смерти, о том, что такое человек по отношению к окружающему миру природы и миру социальному, расколотому революцией, требующей от всех и каждого ответа на вопрос: с кем быть? (Над этим вопросом будет мучительно биться главный герой «Тихого Дона» Григорий Мелехов.) Герои Шолохова всегда поставлены жестокими жизненными обстоятельствами в нравственную коллизию выбора.

Какие только судьбы и характеры не вписаны Шолоховым в донскую панораму: неуемный в своей жестокости Бахчевник и чуткий к чужому горю Митька («Бахчевник»), неуемный в своих благородных порывах Яков Шибалок («Шибалково семя»), милосердный Трофим («Жеребенок»), непреклонный в своей жизнестойкости Аникей («Лазоревая степь»), самоуверенный Микишара («Семейный человек»). В цикле возникает эпический образ народа, стоящего на историческом перепутье.

Создавая атмосферу безыскусственной правды в рассказах, Шолохов стремился показать связь «всего со всем». Интерес к подробности чувства заменяет у него интерес к самим событиям. Шолохов берет исповедь личности как условие безвестной правды, условие доверия читателя к тому, что рассказывает автор. Он ищет в психологии и состоянии человека такие кульминационные моменты, которые в индивидуальном сознании открывают нечто общее для казачества и вместе с тем то, что было привнесено революцией. Убеждение писателя в возможности духовного озарения человека в кризисные моменты, в минуты страшных потрясений, в периоды нравственных катаклизмов — исходное условие для шолоховского эпоса, открывающее тайны личности и бытия. «Я, — говорил Шолохов, — интересуюсь людьми, захваченными этими социальными и национальными катаклизмами. Мне кажется, что в эти моменты их характеры кристаллизуются».

В «Донских рассказах» Шолохов сумел найти свой ракурс видения жизни, открыл то, что не сразу было замечено современниками (и может быть, им самим). Этим открытием был «гуманизм непривычного масштаба» (П. В. Палиевский), выступающий в рассказах некоей «философской доминантой», определяющей все: и сюжетно-композиционный строй рассказов, и принципы изображения характеров, и систему изобразительных средств, и тональность повествования (А. И. Хватов). За «гуманизм непривычного масштаба» Шолохов подвергался всяческим нападкам критики, особенно вульгарно-социологической, в конце 20-х — начале 30-х годов. В чем только не упрекали писателя: в нагнетании физиологических подробностей смерти, биологизме, абстрактном гуманизме и т. п. Шолохову отказывали в праве называться пролетарским (то есть истинно народным) писателем. То, что в лучших рассказах донского цикла начало классовое подчинено общечеловеческому, или игнорировалось, или подавалось критиками как негативное явление. Шолохов отказывался от сведения богатства проявлений душевного мира человека к социальным побуждениям. Выражая характер целостного крестьянского миропонимания, он становился подлинно народным писателем.

«Донские рассказы» явились начальной стадией формирования художественной философии Шолохова — писателя с трагическим мировидением. Жизнь у Шолохова совершает страшный эксперимент над людьми. Тут проверяется не только отдельный индивид, но и целый народ, его человеческая природа. В «Донских рассказах» писатель испытывает эпос драмой, обретая те глубинные эпические устои, на почве которых позднее вырос роман-эпопея «Тихий Дон».

Лаконизм «рубленой прозы», инверсия, манера народного сказа и другие творческие поиски молодого Шолохова в «Донских рассказах» перекликались с литературными экспериментами в литературе 20-х годов. Новеллы писателя выделялись в литературном потоке многообразием жанровых оттенков, идейной выразительностью композиции и зрелым искусством художественного образа.

Источник: Русская литература XX века: Пособие для старшеклассников, абитуриентов и студентов / Под ред. Т.Н. Нагайцевой. — СПб.: «Нева», 1998

«Донские рассказы» М.А. Шолохова, их драматизм и гуманистическая концепция.

В «Донских рассказах» М.Шолохова (к этому циклу мы относим все его рассказы 20-х годов, а не только одноименный сборник ) нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок, поэтических реквиемов, сопровождающих уходящую жизнь героев революции в романтических повестях Б.Иванова, Б.Лавренева. У Шолохова «безобразно просто» умирали люди, а его замечание о том, что ковыль («седой ковыль — любимый образ романтиков») — всего лишь «поганая белобрысая трава без всякого запаха» как будто развеяло все иллюзии, не оставляя места романтическому пересозданию действительности. Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем — порой будничном и совсем непоэтичном. Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова; последний мог бы повторить слова Л.Толстого «Герой же моей повести…, который всегда был, есть и будет прекрасен — правда». Контрасты в его рассказах служат не эмоциональному раскрытию идеального начала, как у романтиков, а воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познается социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт.

В «Донских рассказах» нет сомневающихся, рефлектирующих героев, нет героев, избирающих «третий путь» или позицию «над схваткой». Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от ее действительных убеждений (у автора этих строк дядья служили: старший брат — у белых, младший — у красных, и за этим, кроме соответствия возраста объявленной мобилизации, больше ничего не стояло), а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. Ведь тем, кому шолоховские рассказы кажутся излишне кровавыми и жестокими, кто обвиняет писателя а «разламывании каждой трещины» можно возразить: это предупреждение и в сегодняшней ситуации, когда страна поставлена на порог гражданской войны или безграничного произвола мафии.

Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды». Но так ли это? Даже если согласиться с тем, что Шолохов осуждает насилие только со стороны «врага» (а не надо думать, что был только красный террор), это осуждение перерастает в общечеловеческое осуждение отце-сыно-братоубийства. Настойчивое варьирование мотива убийства единокровного, ответного возмездия не может быть объяснено только желанием показать распад казачьего уклада — для этого было бы достаточно одного примера. Чем же объяснить пристрастие Шолохова к такой сюжетной коллизии. Очевидно, желанием писателя исходить из нормы человеческих отношений, которые в условиях патриархального казачьего (в конечном счете крестьянского быта) ярче всего проявлялась там, где была скреплена узами крови, родственными отношениями.

Драматизм рассказа Шолохова как раз и заключается в том, что они с величайшей глубиной раскрыли противоречия между реальностью и идеалом человеческих отношений.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    «Донские рассказы» М.А. Шолохова, их драматизм и гуманистическая концепция.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    «Донские рассказы» М.А. Шолохова, их драматизм и гуманистическая концепция.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    «Донские рассказы» М.А. Шолохова, их драматизм и гуманистическая концепция.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Ответ:

Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

   В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

   «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».  

   Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

   Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

   Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.  

   Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.  

   Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.  

   Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

   Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один.  

   По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

   Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.  

   Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

Объяснение:

  • В целом все хорошо как пишется
  • Варечка рассказ на дзен последняя публикация дирижабль с чудесами оглавление
  • В царстве добрых сказок
  • Вареный на костре картофель как пишется
  • В фае здания как пишется