В чем заключается иронический парадокс в рассказе чехова в рождественскую ночь

3. Словарная работа

(На доске записаны слова:

ирония,

ироническое,

парадокс,

заглавие,

композиция,

художественная
деталь,

сюжет,

сравнение,

эпитеты,

подтекст).

— Ребята, давайте
вспомним определения этих слов.

 Вашим помощником, если
вы немного что-то подзабыли, будет словарь литературоведческих терминов. И
данные определения примерим к рассказу «В рождественскую ночь».

Учащиеся
записывают в тетради:

Заглавие
имеет точное идейное звучание.

Сюжет
построен на остром, необычном положении.

Композиция:
краткая экспозиция, динамичное действие, неожиданная развязка, в которой
сосредоточена суть рассказа.

Художественная
деталь вместо красноречивых описаний.

Простота
и четкость авторской речи, речь героев в соответствии с характером.

Сравнения
подсказаны жизненной ситуацией,

эпитеты
— немногочисленны.

Наличие
подтекста.

Ирония —
истинный смысл скрыт (например в заглавии рассказа) или противоречит смыслу
явному.

В
парадоксе привычная истина рушится на глазах.

Парадоксальность-
неожиданность, непривычность. Противоречивость исходным предпосылкам,
традиционному взгляду или здравому смыслу.

Подтекст
— способ построения художественного текста, основанный на несовпадении
внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

4.
Анализ рассказа         А. Чехова  «В рождественскую ночь»

Ответы
на вопросы.

Перескажите,
пожалуйста, кратко содержание рассказа.

Какова
основная тема рассказа?

— Исследователи
творчества А.П. Чехова утверждают, что в его рассказах всегда присутствует
элемент литературной игры. Произведение называется «В Рождественскую ночь».
Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким названием?

Сбылось
ли ваше ожидание после прочтения этого рассказа?

— Кто
является главными героями рассказа?

—  На
сколько частей вы поделили бы рассказ? В какой части сосредоточено действие?
Какой эпизод считаете кульминационным?

С
помощью каких приемов (внешних описаний) автору удается показать всю
сложность и напряжение внутреннего состояния героини, пришедшей на берег
моря?

— Какие
нравственные вопросы ставит перед читателем А.П.

Чехов?
Какие моральные ценности утвеждаются?

— Чем
достигается высокий психологизм рассказа?

— Какие
евангельские истины, на ваш взгляд, призван напомнить рассказ? Считаете ли вы
случайным, что сюжет основывается на нравственном перерождении героини —
Натальи Сергеевны?

— В
какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в повествовательной речи
прямые характеристики героев? Как они помогают прояснить авторское отношение
к персонажам?

—  Кто
вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей Петрович?

— Не
менялось ли ваше отношение к героям на протяжении рассказа? Если да, то
каковы причины этому?

—  В чем
смысл описания лестницы, ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?

— Почему
А.П.  Чехов выбрал глагол «зиял» по отношению к существительному «простор»?

—  Какие
мотивы заставляют героиню вздрогнуть и потерять самообладание при появлении
мужа? Понимание чего с её «душу раздирающим воплем» приходит к главному
герою, чудом спасшимся от стихии и непогоды? Найдите подтверждение своих слов
в тексте.

— Какую
смысловую нагрузку выполняет образ дурачка Петруши?

— Как
любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного героя?


Предначертана ли заранее судьба человека или нет? Свободен ли человек
изначально или он лишён свободного выбора?

—  Почему
Наталья отчаянно просит мужа «воротиться»? О каких сторонах личности героини
говорит этот порыв отчаяния?

— О
каких сторонах личности главного героя говорит попытка повернуть обратно
лодку, несущуюся в морскую пучину, управляемую обезумевшим от боли дурачком
Петрушей?

— Какова
роль финала рассказа?

Предлагаю
на этот вопрос ответить дома.

Один
ученик кратко пересказывает содержание

— Трагедийная
тема рока, неотвратимости судьбы, невозможности влиять на неё собственными
поступками.

— Да, перед
прочтением представлялось, что будет какое-то чудо.

На это
настраивало название произведения, но, к сожалению,  рассказ закончился очень
трагично.


Молодая женщина, барыня, Наталья Сергеевна Литвинова . с неё начинается
рассказ, ею и заканчивается.

— На три
части. Кульминация наступает в тот момент, когда читатель узнает о том, что
Литвинова вовсе не ждали на берегу. Скорей,  жена ждала известия о том, что
её муж погиб во льдах.

Поведение,
движения, страстное желание спуститься вниз по отвесной лестнице, готовой
вот-вот уйти   из-под  маленьких ножек героини. Эти липкие и увертливые, как
вьюн,  перила…

Любовь,  которая
готова порой творить чудеса: исцелять, спасать, оберегать от бед. Верность и
преданность супругов. Нежелание зла ближнему своему…

Внешними 
проявлениями  психики: движения, жесты. Речь героини.  Описанием
неистовствующей непогоды. «Лед не может вынести этого ветра», так и эта
молодая женщина ждет…

Дождь,
ледяной ветер, мрак и тьма…

— В словах
и делах быть чистыми; любить и почитать своего супруга; не причинять
страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех
его нуждах…

Повествование
ведется от лица рассказчика (от третьего лица). Для автора нет тайн в душе героини 
рассказа. Её шепот, обращение к святому чудотворцу Николаю,
покровительствующему путникам, морякам…

Андрей
Петрович. Он так любит свою жену. Так искренне рад встрече с ней: «И по его
опьяневшему от счастья и вина лицу разлилась мягкая, детски добрая улыбка…
Его ждали на этом холоде, в эту ночную пору! Это ли не любовь? И он засмеялся
от счастья»…

— Да,
менялось. Сопереживание , ожидание возвращения помещика Литвинова вместе с
его женой, сочувствие её горю разлуки…


Вертикальная лестница, идущая вниз вдоль отвеса, шаткие перила, холодные и
грязные ступени, ветер зло шатал её. Девяносто ступеней. Лестница считается
символом сошествия из рая в ад…

Число 90
означает конечность какого-либо срока, грядущие перемены. Вообще люди боятся
подобных чисел, так как не всегда угодны перемены -лучше пусть будет как
есть, так спокойнее.

— Может
быть,  это какая-то безысходность, которую чувствовала героиня. Зиять может
что-то бездонное, подобное пропасти, пасти.  Что-то  страшное. Простор —
ничем не стесненное пространство, свобода, но зияющий простор имеет 
негативный подтекстом.

«Пронзительный,
душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря,
ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным
отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался
наружу. В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия
к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное
вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле, не
заглушенном даже трещавшими льдинами. Муж понял этот вопль, да и нельзя было
не понять его…

— Тебе
горько, что меня не занесло снегом или не раздавило льдом! — пробормотал
он.

Нижняя
губа его задрожала, и по лицу разлилась горькая улыбка. Он сошел со ступеней
и опустил жену назем».

Ему
принадлежит роковая роль. «Но дурачок не слышал. Стиснув зубы от боли и
глядя с надеждою в даль, он работал своими длинными руками… Ему никто не кричал
«воротись», а боль в нерве, начавшаяся сызмальства, делалась всё острее и
жгучей… Литвинов схватил его за руки и потянул их назад. Но руки были тверды,
как камень, и не легко было оторвать их от весел. Да и поздно было. Навстречу
лодке неслась громадная льдина. Эта льдина должна была избавить навсегда
Петрушу от боли…»


Литвинов всегда любил жену. В тот трагический миг , в лодке с дурачком, он
услышал отчаянный надорванный женский голос, голос своей жены, который звал
его: «Воротись». Это был миг, когда он понял , что он тоже любим…

— Да,
думаем, что скорей всего у каждого своя судьба, изменить которую человек не в
силах.

— Стоя
здесь, на холоде, Наташа поняла, что муж ей очень дорог, что она его
полюбила.

— Муж
очень порядочный, добрый и милосердный человек. Он понял, что Наташа осознала
свое отношение к мужу, он поверил ей. Поверил в то, что она его любит.

Урок внеклассного чтения в 9 классе по творчеству А.П.Чехова: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А.П. Чехова» (На материале рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»)

Урок внеклассного чтения по литературе в 9 классе

Учитель: Рыжкова Ирина Владимировна

Тема урока: «Иронический парадокс в рождественском рассказе А.П. Чехова» (На материале рассказа А.П. Чехова «В рождественскую ночь»)

Цель урока: открыть новое в творчестве писателя; учить старшеклассников видеть подтекст литературного произведения; развивать творческое воображение и способность смело высказывать собственное мнение.

Задачи урока:

1. Развивающие:

— продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова;

— развивать навыки анализа художественных произведений Чехова;

— продолжить поиск духовно-нравственных ориентиров, осмысления их истоков на примере художественного произведения.

2. Образовательные:

-обозначить основные сюжетные линии рассказа, проработать композицию;

-проанализировать произведение, найти в нем примеры художественно-изобразительных средств.

3. Воспитательные:

— тренировать умение учащихся выражать собственное мнение по проблеме, умение находить нужное из перечисленного.

Оборудование: портреты писателя, афоризмы, выставка книг.

Опорные тезисы:

Краткость — сестра таланта Искусство писать — это искусство сокращать Словарная работа: ирония, ироническое, парадокс, композиция, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Необходимое оснащение: художественный текст, тетрадь, ручка, чистый лист.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие. Вступление.

-Здравствуйте, ребята!

-Сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством замечательного русского писателя Антона Павловича Чехова.

(на магнитной доске представлены портреты и фотографии А.П. Чехова одного и в кругу других писателей)

— Дома вы прочитали рассказ «В рождественскую ночь», у вас сложилось свое мнение.

На чистом листе я попрошу вас 1-2 словами определить, какое впечатление произвел рассказ на вас? (возможные ответы: загадочный, непонятный, странный).

— Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему вернемся в конце урока.

Постановка темы, целей урока, введение проблемного вопроса.

Объявляется тема урока.

-Здравствуйте!

2-3 чел. дают свои варианты ответа.

Учащиеся делают запись — свои первые впечатления от прочитанного рассказа — на чистом листе

Учащиеся делают запись в тетради:

дата, тема урока.

2. Работа с опорными тезисами

«Краткость — сестра таланта»

«Искусство писать — это искусство сокращать» .Дорогие ребята, прочитайте тезисы, взятые из писем А.П. Чехова.

— Как вы понимаете эти высказывания?

— Спасибо! Приведите примеры известных вам рассказов.

Чехов- мастер коротких рассказов. Жанр рассказа малой эпической формы он довел до совершенства.

Ученики называют рассказы, изученные ранее

3. Словарная работа

(На доске записаны слова:

ирония,

ироническое,

парадокс,

заглавие,

композиция,

художественная деталь,

сюжет,

сравнение,

эпитеты,

подтекст).

— Ребята, давайте вспомним определения этих слов.

Вашим помощником, если вы немного что-то подзабыли, будет словарь литературоведческих терминов. И данные определения примерим к рассказу «В рождественскую ночь».

Учащиеся записывают в тетради:

Заглавие имеет точное идейное звучание.

Сюжет построен на остром, необычном положении.

Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие, неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть рассказа.

Художественная деталь вместо красноречивых описаний.

Простота и четкость авторской речи, речь героев в соответствии с характером.

Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,

эпитеты — немногочисленны.

Наличие подтекста.

Ирония — истинный смысл скрыт (например в заглавии рассказа) или противоречит смыслу явному.

В парадоксе привычная истина рушится на глазах.

Парадоксальность- неожиданность, непривычность. Противоречивость исходным предпосылкам, традиционному взгляду или здравому смыслу.

Подтекст — способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

4. Анализ рассказа А. Чехова «В рождественскую ночь»

Ответы на вопросы.

— Перескажите, пожалуйста, кратко содержание рассказа.

— Какова основная тема рассказа?

— Исследователи творчества А.П. Чехова утверждают, что в его рассказах всегда присутствует элемент литературной игры. Произведение называется «В Рождественскую ночь». Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким названием?

Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого рассказа?

— Кто является главными героями рассказа?

— На сколько частей вы поделили бы рассказ? В какой части сосредоточено действие? Какой эпизод считаете кульминационным?

— С помощью каких приемов (внешних описаний) автору удается показать всю сложность и напряжение внутреннего состояния героини, пришедшей на берег моря?

— Какие нравственные вопросы ставит перед читателем А.П.

Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?

— Чем достигается высокий психологизм рассказа?

— Какие евангельские истины, на ваш взгляд, призван напомнить рассказ? Считаете ли вы случайным, что сюжет основывается на нравственном перерождении героини — Натальи Сергеевны?

— В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в повествовательной речи прямые характеристики героев? Как они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?

— Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей Петрович?

— Не менялось ли ваше отношение к героям на протяжении рассказа? Если да, то каковы причины этому?

— В чем смысл описания лестницы, ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?

— Почему А.П. Чехов выбрал глагол «зиял» по отношению к существительному «простор»?

— Какие мотивы заставляют героиню вздрогнуть и потерять самообладание при появлении мужа? Понимание чего с её «душу раздирающим воплем» приходит к главному герою, чудом спасшимся от стихии и непогоды? Найдите подтверждение своих слов в тексте.

— Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка Петруши?

— Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного героя?

— Предначертана ли заранее судьба человека или нет? Свободен ли человек изначально или он лишён свободного выбора?

— Почему Наталья отчаянно просит мужа «воротиться»? О каких сторонах личности героини говорит этот порыв отчаяния?

— О каких сторонах личности главного героя говорит попытка повернуть обратно лодку, несущуюся в морскую пучину, управляемую обезумевшим от боли дурачком Петрушей?

— Какова роль финала рассказа?

Предлагаю на этот вопрос ответить дома.

Один ученик кратко пересказывает содержание

— Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы, невозможности влиять на неё собственными поступками.

— Да, перед прочтением представлялось, что будет какое-то чудо.

На это настраивало название произведения, но, к сожалению, рассказ закончился очень трагично.

— Молодая женщина, барыня, Наталья Сергеевна Литвинова . с неё начинается рассказ, ею и заканчивается.

— На три части. Кульминация наступает в тот момент, когда читатель узнает о том, что Литвинова вовсе не ждали на берегу. Скорей, жена ждала известия о том, что её муж погиб во льдах.

Поведение, движения, страстное желание спуститься вниз по отвесной лестнице, готовой вот-вот уйти из-под маленьких ножек героини. Эти липкие и увертливые, как вьюн, перила…

Любовь, которая готова порой творить чудеса: исцелять, спасать, оберегать от бед. Верность и преданность супругов. Нежелание зла ближнему своему…

Внешними проявлениями психики: движения, жесты. Речь героини. Описанием неистовствующей непогоды. «Лед не может вынести этого ветра», так и эта молодая женщина ждет…

Дождь, ледяной ветер, мрак и тьма…

— В словах и делах быть чистыми; любить и почитать своего супруга; не причинять страданий и вреда ближнему своему, но помогать ему и заботиться о нем во всех его нуждах…

Повествование ведется от лица рассказчика (от третьего лица). Для автора нет тайн в душе героини рассказа. Её шепот, обращение к святому чудотворцу Николаю, покровительствующему путникам, морякам…

Андрей Петрович. Он так любит свою жену. Так искренне рад встрече с ней: «И по его опьяневшему от счастья и вина лицу разлилась мягкая, детски добрая улыбка… Его ждали на этом холоде, в эту ночную пору! Это ли не любовь? И он засмеялся от счастья»…

— Да, менялось. Сопереживание , ожидание возвращения помещика Литвинова вместе с его женой, сочувствие её горю разлуки…

— Вертикальная лестница, идущая вниз вдоль отвеса, шаткие перила, холодные и грязные ступени, ветер зло шатал её. Девяносто ступеней. Лестница считается символом сошествия из рая в ад…

Число 90 означает конечность какого-либо срока, грядущие перемены. Вообще люди боятся подобных чисел, так как не всегда угодны перемены -лучше пусть будет как есть, так спокойнее.

— Может быть, это какая-то безысходность, которую чувствовала героиня. Зиять может что-то бездонное, подобное пропасти, пасти. Что-то страшное. Простор — ничем не стесненное пространство, свобода, но зияющий простор имеет негативный подтекстом.

«Пронзительный, душу раздирающий вопль ответил на этот тихий, счастливый смех. Ни рев моря, ни ветер, ничто не было в состоянии заглушить его. С лицом, искаженным отчаянием, молодая женщина не была в силах удержать этот вопль, и он вырвался наружу. В нем слышалось всё: и замужество поневоле, и непреоборимая антипатия к мужу, и тоска одиночества, и наконец рухнувшая надежда на свободное вдовство. Вся ее жизнь с ее горем, слезами и болью вылилась в этом вопле,…

1.

• А.П. Чехов «В рождественскую ночь».
Иронический парадокс в рождественском
рассказе А.П. Чехова.

2.

• Опорные тезисы:
• Краткость — сестра таланта
• Искусство писать — это искусство
сокращать

3.

• Одним- двумя словами определить, какое
впечатление произвел рассказ на вас?
• Итак, зафиксировано первоначальное
впечатление, к нему вернемся в конце
урока.

4.

• Как выдумаете, о чем обычно бывают
рассказы о Рождестве?
• Читали ли вы какое-нибудь
произведение, посвященное
Рождеству?
• При просмотре презентации делайте
опорные записи

5.

Иронический парадокс в рождественском рассказе
А.П. Чехова.
Словарная работа: ирония, ироническое, парадокс,
композиция, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст.
— Ребята, давайте вспомним определения этих слов.
Вашим помощником, если вы немного что-то
подзабыли, будет словарь литературоведческих
терминов. И данные определения примерим к
рассказу «В рождественскую ночь».

6.

Заглавие имеет точное идейное звучание.
Сюжет построен на остром, необычном положении.
Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие,
неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть
рассказа.
Художественная деталь вместо красноречивых описаний.
Простота и четкость авторской речи, речь героев в
соответствии с характером.
Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,
эпитеты — немногочисленны.
Наличие подтекста.

7.

Ирония — истинный смысл скрыт (например в
заглавии рассказа) или противоречит смыслу
явному.
В парадоксе привычная истина рушится на глазах.
Парадоксальность- неожиданность, непривычность.
Противоречивость исходным предпосылкам,
традиционному взгляду или здравому смыслу.
Подтекст — способ построения художественного
текста, основанный на несовпадении внешнего,
прямого смысла слова и его внутреннего значения.

8.

— Какова основная тема рассказа?
— Исследователи творчества А.П. Чехова утверждают, что в
его рассказах всегда присутствует элемент литературной
игры. Произведение называется «В Рождественскую ночь».
Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким
названием?
Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого
рассказа?
— Кто является главными героями рассказа?

9.

— На сколько частей вы поделили бы рассказ?
В какой части сосредоточено действие?
Какой эпизод считаете кульминационным?

10.

• — С помощью каких приемов (внешних описаний) автору
удается показать всю сложность и напряжение
внутреннего состояния героини, пришедшей на берег
моря?
• — Какие нравственные вопросы ставит перед читателем
А.П.Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?
• — Чем достигается высокий психологизм рассказа?

11.

• — Какие евангельские истины, на ваш взгляд, призван
напомнить рассказ? Считаете ли вы случайным, что сюжет
основывается на нравственном перерождении героини Натальи Сергеевны?
• — В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в
повествовательной речи прямые характеристики героев? Как
они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?
• — Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей
Петрович?

12.

• — Не менялось ли ваше отношение к
героям на протяжении рассказа? Если да,
то каковы причины этому?
• — В чем смысл описания лестницы,
ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?
• — Почему А.П. Чехов выбрал глагол
«зиял» по отношению к
существительному «простор»?
• — Какие мотивы заставляют героиню
вздрогнуть и потерять самообладание
при появлении мужа? Понимание чего с
её «душу раздирающим воплем»
приходит к главному герою, чудом
спасшимся от стихии и непогоды?

13.

• — Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка
Петруши?
• — Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного
героя?
• — Предначертана ли заранее судьба человека или нет?
Свободен ли человек изначально или он лишён свободного
выбора?
• — Почему Наталья отчаянно просит мужа «воротиться»? О каких
сторонах личности героини говорит этот порыв отчаяния?
• — О каких сторонах личности главного героя говорит попытка
повернуть обратно лодку, несущуюся в морскую пучину,
управляемую обезумевшим от боли дурачком Петрушей?

14.

• — Давайте вспомним Ваше первое
впечатление от этого рассказа. Изменилось
ли оно?
• — Так в чем же иронический парадокс
рассказа?
• В чем смысл финала рассказа?

15.

Домашнее задание
• Прочитайте стихотворение
А. Пушкина «Вновь я посетил»
• Напишите отзыв на рассказ «В
Рождественскую ночь» А Чехова

Творчество Антона Павловича Чехова по сей день удивляет широким диапазоном тем и направлений. Юмористические сочинения, поучительные рассказы и даже драматические истории — все это способно увлечь даже самого привередливого читателя. На этот раз Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом произведения под названием «В Рождественскую ночь» по плану ниже.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Суть: о чем?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Художественные особенности
  • 11 Критика

История создания

Произведение было создано в 1883 году. Считается, что в основу его сюжета лег случай, который довелось увидеть Чехову еще в детстве: рыбаки попали в бурю, и путь до дома им указывали с помощью громкого звона. В исполнении классика эта ситуация обросла новыми трагическими обстоятельствами.

Напечатан рассказ был в том же году на страницах литературного журнала «Будильник». Помог Чехову с публикацией старший товарищ — писатель Николай Александрович Лейкин. В личной переписке приятели обсуждали то, что произведению долгое время не могли найти подходящее место, так как Лейкин считал его не совсем удачным. 

«Рассказ “Беда за бедою” [так он назывался до выхода в свет], во-первых, очень водянист, а во-вторых, не имеет ни сюжета, ни подкладки…»

К счастью, вскоре все же удалось отыскать подходящий вариант, и история написания рассказа «В Рождественскую ночь» обросла новыми подробностями.

Жанр, направление

В данном случае стоит говорить о том, что произведение «В Рождественскую ночь» относится к жанру рождественского рассказа. На это указывает не только время действия (сюжет разворачивается в ночь перед важным христианским праздником), но и наличие традиционных для жанра чудес: Литвинов и другие рыбаки преодолевают суровую стихию, а в финале героиня осознает свои чувства к мужу. К сожалению, происходит это слишком поздно, и рассказ завершается на очень драматической ноте.

Из направлений ближе всего реализм, в котором Чехов преимущественно и творил. Ему присущи следующие черты: типичность образов, глубокие конфликты, внимание ко внутреннему миру человека. Тем не менее, некоторые специалисты отмечают и присутствие элементов романтизма (акцент на чувствах, противостояние мечты и жестокой действительности, активное влияние природы на развитие событий).

Смысл названия

Благодаря названию «В Рождественскую ночь» читатели сразу могут определить точное время действия: зима, ночь перед Рождеством. Кроме того, заголовок заранее задает необходимый тон. Он настраивает на то, что дальше в тексте должно произойти какое-то чудо, ведь Рождество у многих неразрывно связано с ожиданием волшебства, торжественной праздничностью момента. 

Впрочем, все надежды Чехов в итоге разрушает достаточно жестоко, так как рассказ скорее мрачен и печален, нежели сказочен. Подобный контраст помогает вызвать у публики сильную эмоциональную реакцию.

Суть: о чем?

Молодая героиня по имени Наталья Литвинова, находясь у моря, напряженно вглядывается в даль — скоро со своей рыболовной артелью должен возвратиться супруг. Но погода неспокойна: ветер крепчает, постепенно начинается настоящая буря. Женщину успокаивает старик Денис, который утверждает, что если рыбакам не суждено свыше сейчас погибнуть, то беда просто обойдет стороной.

Вскоре Литвинов действительно оказывается дома, но девушка впадает в истерику — в душе она надеялась на то, что Литвинов пропадет без вести. 

Поняв причину срыва, уязвленный мужчина отвечает гневной тирадой, залезает в лодку, которую подготовил местный дурачок Петруша, и вместе с ним отправляется обратно в море. Наталья с берега просит их вернуться, Литвинова одолевают сомнения насчет разумности поступка, но уставший от безысходного существования паренек отказывается поворачивать назад. Суденышко сталкивается с огромной льдиной.

«До утра простояла бледная женщина на берегу моря. Когда ее, полузамерзшую и изнемогшую от нравственной муки, отнесли домой и уложили в постель, губы ее все еще продолжали шептать: “Воротись!”. В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…» — такими словами заканчивается рассказ.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «В Рождественскую ночь» представлены в списке:

  1. Наталья Сергеевна Литвина — 23-летняя помещица, которая стоит в непогоду на берегу моря и дожидается мужа. Кажется, что она по-настоящему переживает за его жизнь, но вскоре раскрываются истинные страхи женщины. На самом деле, она не желает возвращения супруга и надеется, что тот погибнет. Тогда Наталья станет счастливой вдовой, сбросившей оковы нежеланного брака. Все меняется, когда радостный Литвинов добирается до дома, вдруг понимает, что ему тут не рады, и вновь пускается на лодке в море. Женщина неожиданно переосмысливает их отношения, но сделать уже ничего не может.
  2. Андрей Петрович Литвинов — помещик, который отправился со своей рыболовной артелью в море и попал в метель. Воротившись, замечает, что жена крайне огорчена его появлением. Под действием эмоций совершает необдуманный поступок, за который платит собственной жизнью.
  3. Петруша — высокий парень с чересчур длинными руками и ногами, которого остальные называют дурачком. Также он с ранних лет испытывает сильную боль в левом бедре и из-за этого несчастен.
  4. Денис — старичок, который морально поддерживает разволновавшихся героев. Во всем полагается на волю Господа («Пойдите, матушка-барыня! Богу так угодно!»).

Темы

Автор в рассказе «В Рождественскую ночь» затрагивает сразу несколько тем, актуальных для любого времени:

  1. Неудачный брак — Наталья Сергеевна, очевидно, мучается в браке, так как заключен он был не по обоюдному согласию. Необходимость жить с нелюбимым человеком доводит ее до отчаяния. И подобных семей, особенно в прошлом, можно было встретить немало, ибо часто союзы создавались по расчету, из выгоды.
  2. Нравственное перерождение — за короткий срок молодая женщина приходит от ненависти к мужу к пылкой любви благодаря одному-единственному случаю.
  3. Смирение — дед Денис убеждает героев, что «такова воля Бога», нужно смириться с ней. В то же время читатель понимает, что воля Бога тут ни при чем: люди сами сделали такой выбор, который привел к трагическому исходу. Это можно было бы предотвратить, но именно люди этого не сделали.

Проблемы

Поднимаемые Чеховым проблемы в рассказе «В Рождественскую ночь», безусловно, связаны с основными темами произведения. 

  1. Отчужденность в семье. Несмотря на то, что супруги живут вместе и ведут общий быт, в действительности они весьма мало знают друг о друге. Так, Литвинов понятия не имеет о том, что Наталья не питает к нему никаких положительных чувств, что она изнывает от одиночества и хочет стать наконец-то свободной. 
  2. Брачные традиции того времени. Сама же девушка не смеет сказать прямо о том, что ее тревожит, считая слова бесполезными. Вот и получается, что из-за сложившихся в обществе традиций, неготовности идти навстречу и справляться с жизненными трудностями вместе страдают сразу два человека.
  3. Эгоизм. Наталья думает только о себе и хочет освободиться от брака даже ценой гибели мужа. Ей все равно, что с ним случится, главное — ее положение и состояние.
  4. Вспыльчивость. Конечно, герою обидно встречать такую холодность и отчужденность, но он совершил необдуманный поступок и расплатился жизнью. Не стоит принимать важные решения сгоряча, ничего хорошего из этого не выйдет.

Основная идея

Смысл рассказа «В Рождественскую ночь» можно коротко выразить в знаменитой пословице: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Наталья мечтает о бесследном исчезновении Литвинова, но как только ему угрожает неотвратимая опасность, мгновенно забывает о ненависти и умоляет мужа вернуться на берег. Автор наказывает героиню, отбирая у нее человека, внезапно ставшего самым дорогим на свете. Таким образом, он будто говорит читателям: будьте осторожны со своими желаниями.

Чехов не раз говорил об этом. Например, в рассказе «Душечка» жена тоже не ценит мужа и даже изменяет ему, а потом уже не может ничего изменить в своей жизни и страдает от раскаяния. Главная мысль рассказа «В Рождественскую ночь» столь же поучительная: не стоит пренебрегать близкими людьми из-за размолвок или непонимания. Ведь когда они уходят, вы остаетесь одни, и лишь тогда осознаете, что вовсе этого не желали.

Чему учит?

О чем заставляет задуматься рассказ «В Рождественскую ночь»? Писатель призывает быть внимательными по отношению друг к другу, ибо в любой момент жизнь может разлучить людей навсегда. И тогда придется нести всю боль от потери внутри себя до самого конца, так как время невозможно повернуть вспять.

Кроме того, на примере пары Литвиновых классик показывает необходимость разговоров по душам, обсуждения насущных вопросов. Возможно, если бы супруги смогли найти общий язык (даже несмотря на то, что брак был нежеланным), то Наталья не чувствовала бы себя настолько удрученно, и Андрей Петрович в финале остался бы жив.

Художественные особенности

Чтобы добиться нужной атмосферы, автор употребляет различные средства выразительности. В тексте встречаются эпитеты («ветхая лесенка», «мокрое, липкое перило» и другие), сравнения («выскользнуло из ее рук, как вьюн», «руки были тверды, как камень» и прочие), фразеологизм («остановилась как вкопанная»), олицетворения («море вздулось», «ветер зло шатал» и другие). 

Для создания ярких персонажей используются портретные описания («молодая женщина лет двадцати трех, с страшно бледным лицом», «высокий плотный старик с большой седой бородой»). 

Речь героев эмоциональна, наполнена восклицательными предложениями:  например, «Больно, дед! Силы моей нету!», «Ломает!», «Тронулась в уме-то!», «Дальше, дальше!».

Критика

После публикации произведения критики отмечали некую фантастичность происходящего: по их мнению, в реальности такое едва ли могло случиться.

«Рассказ этот по замыслу совершенно невероятен. Женщина, ненавидящая своего мужа, не стала бы рисковать здоровьем, ожидая его возвращения на берегу моря в такую страшную непогоду. Старик Денис не пустил бы дурачка Петрушу в лодку и еще менее пустил бы его в разъяренное море в рождественскую ночь. Наконец, и поступок мужа вышел чересчур героичен…» — считал Н. Ладожский (В. К. Петерсен).

И все же, большинство сошлось на том, что рассказ «В Рождественскую ночь» получился трогательным и захватывающим.

Автор: Инна Колокольникова

  • В чем заключается индивидуальность человека сочинение итоговое
  • В чем заключается значимость личности в истории сочинение покровский
  • В чем заключается жизненное счастье сочинение
  • В чем заключается жестокость войны сочинение
  • В чем заключается гражданская позиция каждого человека сочинение