В чем заключается особенность композиции рассказа валенки

там собрались все «сливки» провинциального общества, включая вареньку б., в которую студент был без памяти влюблён. она стала королевой , и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. так, по крайней мере, казалось студенту ване. прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

там собрались все «сливки» провинциального общества, включая вареньку б., в которую студент был без памяти влюблён. она стала королевой , и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. так, по крайней мере, казалось студенту ване. прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.варенька была дочерью полковника петра владиславовича, вместе с женой также бывшего на . в его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. пара оказалась в центре внимания. пётр владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. с повышенным вниманием следил за парой ваня. особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. в них угадывалась на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

там собрались все «сливки» провинциального общества, включая вареньку б., в которую студент был без памяти влюблён. она стала королевой , и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. так, по крайней мере, казалось студенту ване. прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.варенька была дочерью полковника петра владиславовича, вместе с женой также бывшего на . в его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. пара оказалась в центре внимания. пётр владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. с повышенным вниманием следил за парой ваня. особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. в них угадывалась на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.после танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. а иван ещё долго танцевал с варенькой. неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. он любил не только вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного. после этого заканчивается.

надеюсь понятно, удачи!!!!<3

Государственное
бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Северодвинская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Рассказ
Ф.А. Абрамова «Валенки». Драматизм судьбы человека.

Разработка
урока, посвящённого жизни и творчеству Фёдора Абрамова.

Баскакова
Юлия Григорьевна,

учитель
русского языка и литературы

дом.
адрес: г. Северодвинск

пр.
Морской д.37 кв.13

раб.
адрес: г. Северодвинск

ул.
К. Воронина д.9,

(8184)
58-24-06

г. Северодвинск

2015

Конспект
открытого урока внеклассного чтения в 6б классе.

Тема: Рассказ
Ф.А. Абрамова «Валенки». Драматизм судьбы человека.

Цель — на
примере  рассказа  Ф.А. Абрамова  показать драматизм человеческой судьбы в
военное время.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

— познакомить с
моментами биографии Ф.А. Абрамова в форме заочной экскурсии;

— учить
последовательно выстраивать события рассказа;

— продолжать учить
выделять на основе прочитанного черты характера героя;

— расширять знания
учащихся об исконно русской обуви (материал для изготовления, предсказание
судьбы с помощью валенок, ремонт и хранение валенок).

Коррекционно-развивающие:

— развивать разносторонний
читательский интерес, совершенствовать читательское восприятие;

— обогащать
словарный запас учащихся посредством знакомства с диалектными и устаревшими
словами;

— заинтересовать
учащихся другими произведениями писателя, порекомендовать рассказы для
самостоятельного чтения        («Алые олени», «Собачья гордость», «О чём плачут
лошади», «Безотцовщина», «Деревянные кони»).

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать
любовь к родному краю, гордость за земляков;           — пропагандировать
ношение валенок в настоящее время в условиях суровой северной зимы.

Оборудование: портрет
Ф. Абрамова, презентация «Заочная экскурсия в село Веркола», таблички со
словами КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КОТЫ, рисунки детей по творчеству
писателя, выставка книг.

ХОД УРОКА:

1.     Организационный
момент.

Мы
начать урок готовы,

Поприветствуем
гостей.

Будем
слушать, рассуждать

И
друг другу помогать.

2.     Основная
часть.

Загадка.

Не
ботинки, не сапожки,

Но
их тоже носят ножки.

В
них мы бегаем зимой,

Утром
– в школу, днём – домой. (валенки)


Обратите внимание на слова, записанные на доске.

   (катанцы, чёсанки, пимы, катанки, коты)


Что обозначают эти слова? (разные названия валенок)


Что такое валенки? (валенки – это исконно русская обувь)


Из чего делают валенки? (из овечьей шерсти)


А
как вы думаете, почему валенки так называются? (их валяют из шерсти)

Пословицы о валенках

(подготовлены
уч-ся по желанию, объясняют смысл)

Без
шубы и валенок – зима без конца.

Сани
и валенки готовь с лета.

Кто
раньше встал, того и валенки.


Кто из вас носит валенки? Морозной, северной зимой нет обуви лучше, чем
валенки!


Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с биографией известного северного
писателя, нашего земляка; побеседуем о рассказе «Валенки», который вы прочитали
самостоятельно. Также мы поговорим о судьбах детей-подростков в военное время.


Назовите автора рассказа «Валенки»? (Ф. Абрамов)


Знакомы ли вы с этим писателем? (да, он родился в Пинежском районе, он наш
земляк).


В 2015 году Ф. Абрамову исполнилось бы 95лет. Я предлагаю совершить заочную
экскурсию в село Веркола и познакомиться с биографией писателя.

Презентация
«Заочная экскурсия в село Веркола».


Ф.
Абрамов родился в 1920г., это был високосный год.

Какой год
называют високосным?

(Каждый
четвёртый год, имеющий в феврале 29, а не 28 дней)


А в этом году сколько дней было в феврале? (28, невисокосный год)


Вот
такая судьба была у Ф. Абрамова.

Что такое
СУДЬБА? Как вы понимаете значение данного слова?

СУДЬБА
 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных
событий. 2. Доля, участь. 3. Будущее, то, что случится, произойдёт. (С.И.
Ожегов. Словарь русского языка.)


При чтении рассказа все ли слова вам были знакомы и понятны?


С помощью чего, откуда вы узнали значение данных слов?

(из
словарей, спросили взрослых)

Словарь
малознакомых слов
по рассказу Ф. Абрамова «Валенки»

(Педагог
говорит значение слова, а учащиеся называют само слово)

Верста
– русская мера длины чуть больше километра

Барак
– временное деревянное жильё

Бурки
– сапоги из войлока

Лесозаготовки
– заготовка леса

Нары
– дощатый настил  для сна

Полушалок
– небольшая шаль или большой платок

Робить
– работать (диалектное)

Скорестить
– сшить, смастерить (диалектное)

Ударник
– передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони
– самодельная обувь (диалектное)


Сколько устаревших, диалектных слов вы узнали!


Что значит диалектное слово? (местное наречие, говор)


Кто сможет привести свои примеры таких слов? Может,  вы слышали их в речи своих
родных или знакомых?


Может, наши гости вспомнят и назовут такие слова?


Люди всегда хотели узнать свою судьбу.


Как они это делали? (гадали)

Физкультминутка

Гадание
на судьбу с помощью валенок.

В
центре круга лежит валенок, а по краю круга-предметы. Дети по очереди крутят валенок
и узнают шуточные предсказания.

(Лук
– слёзы, деньги – богатство, машинка – поездка, бусы – праздник, газета –
новости, верёвка – долгое дело)

Учащиеся
могут сами попытаться разъяснить значение выпавшего предмета.

«Таинственная
коробочка»

1.     Инструмент
для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы с рукояткой, используемый
для ремонта валенок (шило)

2.     Это
растение используют для защиты валенок от моли (пижма)

Беседа по содержанию. Драматизм судьбы
человека.

Задание:
Восстановите последовательность событий рассказа.

(Учащиеся
работают индивидуально)

1.    
В
доме Косовых сушат одежду.

2.    
Рассказчик
беседует с Дарьей Леонтьевной.

3.    
Рассказ
Дарьи Леонтьевны.

-Кто
из вас отметил особенность в построении (композиции) рассказа?

В
рассказе два рассказчика – это «рассказ в рассказе».


Что заинтересовало рассказчика среди всего нехитрого крестьянского достатка?
(валенки)

Вспомним,
как достались хозяйке эти валенки.


Было ли в рассказе то, что вас удивило? Обратите внимание на возраст героини.


Какое обстоятельство заставило Дарку босиком бежать к начальнику лесопункта?
(решила сделать себе подарок к Новому году – просушить валенки)

Начальник
угрожает девочке судом, но ведь нам ясно, что её вины тут нет.     — Может, это
вымысел Ф. Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски,
преувеличивает?

Действительно,
законы военного времени были очень суровые.

Не вышел на работу — под суд, и неважно, что у человека не
было обуви или одежды. Такое отношение к обуви было бы понято как уклонение от
работы. Вместо того чтобы сидеть за партами в школе, подростки помогали взрослым.
У них был один лозунг: «Всё для фронта, всё для Победы!»


Кто помог Дарке, спас её от беды? (Евграф Иванович, конюх)

Вывод: в трудные
военные годы люди помогали друг другу чем могли, взаимовыручка спасала жизни.


Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

(«А
от этих молодцев я жить пошла». Добросовестный труд девочки-подростка был
вознаграждён, она всю жизнь будет честно трудиться. Дороги как память, подарок самого
секретаря райкома.)


Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях
Дарья Леонтьевна? (Подтверждение ответов текстом)


Как автор относится к своей героине? Подтверждение ответов текстом.

(Хозяйка
сияет с головы до ног. Нажила всё это великолепие своими рученьками. От души
радуюсь вместе с Дарьей Леонтьевной. Дарья Леонтьевна молодо смеётся.)


что вы можете сказать о судьбе главной героини?                          (Тяжёлая
и нелёгкая судьба)

Мы видим ДРАМАТИЗМ
человеческой судьбы.

Работа
со словарём

Учащиеся выясняют
значение слова ДРАМАТИЗМ.

1) Напряжённость
действия, свойственная драме.

2) Крайняя
напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

(С.И. Ожегов.
Словарь русского языка. Стр.154)

Вывод: На
примере этого рассказа мы смогли понять, что такое драматизм человеческой
судьбы
или тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека.

— Появилось ли у
вас желание прочитать ещё какие-нибудь рассказы               Ф. Абрамова?

Произведения Ф. Абрамова, которые рекомендуем почитать
учащимся:

«Алые
олени», «Собачья гордость», «О чём плачут лошади», «Безотцовщина», «Деревянные
кони».

Все эти произведения Ф. Абрамова о его малой Родине. Писатель
был всем сердцем предан Северу, краю белых ночей и бескрайних лесов, его всегда
интересовала жизнь своих земляков. Именно поэтому нам, его землякам, больше
всего должны быть интересны его рассказы и повести.

Мне хотелось бы закончить наш урок стихотворением,
которое я написала о красоте северного лета.

Краски северного
лета.

Расплескалась
разноцветьем красота родной земли!

В красках
северного края столько нежности, любви.

Велика палитра
лета, кисти сказочно точны,

Ведь успеть так
много надо в эти тёплые деньки!

Красотой меня
заманит, одурманит, опьянит…

И, вдохнув
Устьянский воздух, в сердце томно защемит.

Да! Теперь я точно
знаю, сколько б ни было дорог,

Непременно нас
потянет в милый с детства уголок.


Любите свою малую Родину, свой северный край!

3.
Домашнее задание:

1. Иллюстрация к
рассказу «Валенки» или

2. Рассказ о случае
из жизни ваших родных на тему
«Тяжёлые обстоятельства на жизненном
пути человека».
Какие трудности и как удалось преодолеть вашим близким.

         4. Рефлексия.
«Сегодня на уроке я узнал…», «На уроке мне было…»

Приложение

Презентация
«Заочная экскурсия в село Веркола»


0

Абрамов «Валенки» — чему учит рассказ?

«Валенки» Абрамов — о чем заставляет задуматься?

1 ответ:



1



0

Рассказ Дарьи Леонтьевой основывается на том, что нашу героиню, в четырнадцать лет, отправляют на лесозаготовки. В новогоднюю ночь, придя домой, она хотела высушить валенки и положила их в печь. Но к утру они, к сожалению, сгорели. Бедная Дарья, босиком по снегу, бросилась за начальником, тот вместо помощи пугнул её судом. Она возвращалась домой через восемь вёрст и ничего не нашла в замен. Конюх Евграф Иванович помог ей, сшил бурки. Благодаря ему она смогла приступить к работе.

Весной приезжает секретарь райкома, он хотел узнать кто лучше всех трудился. Ему указали на героиню рассказа. Он спросил её: » Что ты хочешь получить в качестве премии за труд?», та ответила: » Валенки». Зимой она получила их и проносила пять лет.

Действие рассказа проходят в военное время. За невыполнение труда наказывали и люди ,в одежде или без, трудились. Подросткам тоже приходилось работать, они испытали все тяжести войны.

Вот и автор заставляет нас задуматься: какой ценой нам досталась такая жизнь? Как много мы обязаны тем людям?

Читайте также

Произведение Артюховой рассказывает о девочке, которая по мнению многих ребят во дворе была трусихой и всего боялась. Однако именно Валя сумела прогнать со двора большую и страшную собаку, и защитить маленького братика, в отличие от остальных, которые разбежались от страха кто куда. Рассказ учит тому, что нужно быть смелым, отчаянным и решительным в некоторых ситуациях, которые могут быть угрозой жизни или здоровью. Собаки чувствуют когда их боятся и могут на труса напасть, поэтому убегать от собаки не стоит, надо показать то, что ты решительно настроен и не боишься угрозы, тогда животное отступит. Еще автор учит тому, что страх вполне нормальное явление, и он присущ всем. Безрассудно ничего не бояться. Валя то оказалась смелой, и доказала свою смелость на деле.

Проблемы, которые поднимает автор рассказа «О чем плачут лошади» актуальны и в наше время. Это и отношение к животным, и человечность, честность, совестливость, искренность даже с животными.

Современному читателю наверняка интересно узнать о том, как раньше жили, в том числе какое отношение было к лошади, какое место она занимала в жизни человека, особенно живущего в деревне.

Из этого короткого рассказа Виталия Бианки мы узнаем как медведи приноровились спасаться от летнего зноя. В рассказе медведица, по очереди, брав за шиворот своих медвежат, окунала их речку. Медвежата, не знавшие раньше, что вода может освежать, остались довольны таким и водными процедурами.

Главная мысль этого рассказа заключается в том, зверям, так же как и нам очень тяжело переносить экстремальные состояния погоды и они, так-же находят способ как спастись от них.

Этот рассказ учит нас слушать своих родителей и выполнять то, что им советуют. Медведица заботится о своих медвежатах, она хочет для них сделать лучше и после такого купания, медвежата уже знают, как можно спастись от жары.

В этом рассказе мы узнаем историю о девочке Нине, решившись помочь двум школьникам Валерке и Андрюхе, собирать металлолом. Нина пошла с ребятами, чтобы показать место, где было много металлолома и заблудилась. Бабушка, на чьем попечении была девочка, не найдя её у дома, уже решила обратиться в милицию, но она увидела детей и все обрадовались.

Этот рассказ нас учит тому, что без разрешения взрослых, детям нельзя отлучаться из дома, даже в тех случаях, когда требуется помощь. Ничто не мешало девочке сначала дождаться бабушку, а только потом пойти с ребятами. Помощь помощи рознь, девочка просто заставила волноваться свою бабушку, а это очень плохо .

В рассказе Льва Толстого «Орел» повествуется об орле, который свил гнездо вдали от моря. Поэтому за кормом для своих детенышей ему приходилось летать далеко, а оттуда он в когтях приносил добычу.

Орел является главным героем произведения, и это сильная и мужественная птица. Поскольку у орла были птенчики, то он с любовью к ним относился и все его помыслы были связаны с тем, чтобы детеныши не голодали. А когда люди заставили птицу выпустить из лап принесенный детям корм, орел не смог мириться с жалобным писком голодных орлят. Несмотря на усталость, он снова отправился в дальний путь. Орлу удалось принести рыбину и он тотчас накормил детенышей.

Смысл рассказа состоит в том, что все живые существа любят детенышей и заботятся он них. Они готовы ради детей пойти на все, лишь бы они были здоровы, сыты и счастливы.

Рассказ учит читателей задумываться о том, что живые существа требуют нашего внимания и заботы. К диким птицам и животным нужно относиться внимательно, а наблюдать за ними лучше всего издалека. Мы должны помнить, что любое неосторожное поведение может нанести вред животным и птицам.

Кроме того, рассказ показывает нам, что отношение живых существ к своим детенышам ничем не отличается от отношения людей к своим малышам. Родительские чувства у них такие же сильные, как и у человеческих родителей.

Похожие вопросы:

я думаю что читателем писателем можно нозвать того кто   любит книги, и пустую трату времени проводит в библиотека.на мой взгляд таких мало ,по человеку можно определить како…Подробнее

ответов: 3

погода была замечательная, выпало много снега.сугробы по колено.на рождество я была в нарве в соборе на службе,и нам подарили маленькие библии.а на новый год я была дома со своей с…Подробнее

ответов: 2

воспитанный в  ласке, он был    добрым ко всем.      артур грэй, единственный отпрыск знатной и  богатой фамилии ,рос  в  родовом…Подробнее

ответов: 3

  они принадлежат обломову…Подробнее

ответов: 3

счастливые часов не – счастливые не замечают, как проходит время. чем счастливее человек, тем быстрее для него бежит время. и дым отечества нам сладок и приятен — соскучившись по…Подробнее

ответов: 2

ветер, земля, рука, сон. эт из сказки какой- не…Подробнее

ответов: 2

символика — это одно из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах, не влияющих на основное развитие сюжета, а, может быть, только предуга…Подробнее

ответов: 2

показать, что мир двух братьев до встречи с «феноменом» был, в сущности, далёким от реальной жизни, наполненным пустыми фантазиями ( вспомним их так называемую «), безоблачным и сч…Подробнее

ответов: 2

исследователями неоднократно отмечалось, что роман “мастер и маргарита” -двойной роман. он состоит из романа мастера о понтии пилате и романа о судьбе самого мастера.эти романы, во…Подробнее

ответов: 4

о судьбе,о жизни,о том какая у них жизнь и так далее…Подробнее

ответов: 3

прогуливать школу  нельзя потму- что: ты не будешь знать материал (который будет расказывать учитель)и когда будет конт.работа ты не будешь знать ответ на вопрос,а если ты пр…Подробнее

ответов: 2

люди поступают в университет на определённый факультет, то есть   выбирают себе призвание на всю жизнь, но ведь в жизни случается так что всё идет не по нашим планам и приходи…Подробнее

ответов: 4

  • В чем заключается нигилизм базарова сочинение
  • В чем заключается настоящая дружба сочинение 4 класс
  • В чем заключается народность сказок щедрина
  • В чем заключается народное счастье по некрасову сочинение итоговое сочинение
  • В чем заключается наказание раскольникова за преступление сочинение итоговое