В чем заключается символический смысл драмы островского гроза сочинение

Смысл названия пьесы Александра Островского «Гроза» - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…». Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре.

Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города». Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе. Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.

Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза».


Пример сочинения 2

Название произведения очень часто отражает либо же его суть, либо даёт читателю хоть немного понять, о чём будет идти речь. Это не касается текстов конца XX и начала XXI века, но зато это положение в полной мере можно применить к текстам эпохи реализма. Например, в «Бедных людях» Ф. Достоевского действительно рассказывается о бедных людях, а в «Детство. Отрочество. Юность» Л. Толстого показаны именно эти этапы жизни человека. То же самое можно сказать и по отношению к пьесам. Одна из драм Островского, о которой пойдёт речь, была написана в 1859 году, во время острых социальных противоречий. Смысл названия пьесы «Гроза» не сводится лишь к характеристике природного явления.

Для того чтобы наиболее точно ответить на вопрос, почему Островский назвал драму «Гроза», нужно детальнее рассмотреть этот образ.

Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Как уже было обозначено ранее, смыслов заглавия пьесы «Гроза» несколько. Есть ещё один аспект, который нужно рассмотреть более подробно. Гроза предстаёт перед читателем не только как проявление стихии, а и как отдельный персонаж. Гроза представляется роком, которой навис над всеми героями. Неслучайно Тихон перед отъездом говорит, что над ним «грозы не будет две недели». Под словом «гроза» Кабанов подразумевает всю ту нездоровую атмосферу, которая царит в их семье. В основном это касается нравоучений Марфы Игнатьевны, ведь целых две недели мать не будет лезть в жизнь сына.

Кулигин, например, не боится грозы. Наоборот, он призывает жителей опомниться от беспричинного беспокойства: «убивает не гроза!»

Пожалуй, Кулигин единственный персонаж, у которого нет внутреннего ощущения грозы. Нет предчувствия надвигающегося несчастья. Дикой считает, будто «гроза посылается в наказание». Купец думает, что люди должны бояться грозы, хоть и самого Дикого она пугает. Катерина считает грозу божьей карой. Девушка тоже боится её, но не так, как Дикой. Между понятием «кара» и «наказание» есть существенная разница: кара воздаётся только за грехи, а вот наказать можно и просто так. Катерина считает себя грешницей, потому что предала мужа. В её душе, так же, как и в природе, начинается гроза. Сомнения накапливаются постепенно, Катерина разрывается между желанием жить своей жизнью и самостоятельно распоряжаться своей судьбой и остаться в привычной обстановке, постаравшись забыть о чувствах к Борису. Между этими противоречиями не может быть компромисса.

Ещё одним из смыслов названия драмы «Гроза» можно назвать сюжетообразующий фактор. Гроза становится толчком к развязке конфликта. Как внутреннего противоречия главной героини, так и конфликта между представителями «тёмного царства» и образованными людьми XIX века. Катерина испугалась слов полоумной Барыни о красоте, которая непременно ведёт в омут, но только после раздавшегося удара грома Катерина признаётся в измене.

Отношения между Борисом и Катей также можно сравнить с грозой. В них много решительного, страстного, стихийного. Но, как и гроза, эти отношения не продлились бы долго.

Итак, какой же заложен смысл в название пьесы «Гроза» Островского? Гроза предстаёт как природное явление, обрамляя произведение аудиальной рамкой; как отдельный образ; как символ рока и наказания; как некое обобщённое отображение той общественной катастрофы, которая нависла над Россией XIX века.

Приведенные версии заглавия драмы Островского призваны дать ответ на популярный вопрос “почему грозу назвали грозой”, эта информация может помочь ученикам 10 классов при раскрытии соответствующей темы в сочинении «Смысл названия пьесы «Гроза» Островского».


Пример сочинения 3

Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервые показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного.

Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где царит «Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название «Гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в «темном царстве» появился «луч света» — Катерина — женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все «постыло». Она — первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то «темному царству» действительно осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам приде

В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность «Домостроя», пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, взаимоотношения «старого», угнетающего, и «молодого», безгласного.

Главная мысль «Грозы» заключается в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо жить в обществе, где господствуют «жестокие нравы», где царит «Домострой», где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название «Гроза» можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза — это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действие, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название «Гроза» подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в «темном царстве» появился «луч света» — Катерина — женщина, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, в городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все «постыло». Она — первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над «старым» миром сгущались уже давно. Домострой потерял свое изначальное значение. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может добиться компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен вырваться в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения всегда есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен заявить о своем протесте, то «темному царству» действительно осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грех и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами…» В конце концов, религиозность, боязнь возмездия за грех одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из жителей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль — лишь бы все «шито да крыто было». Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна жить. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все «постыло», она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая женщина полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действие происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека возможности проявления самых высоких чувств, обречены на разрушение. Это так же естественно, как очищение природы через грозу. Тем самым Островский выразил надежду на то, что обновление в обществе наступит как можно скорее.

Смысл названия и символика пьесы «Гроза»

Реалистический метод письма обогатил литературу образами-символами. Грибоедов использовал этот приём в комедии «Горе от ума». Суть заключается в том, что предметы наделяются неким символическим смыслом. Образы-символы могут быть сквозными, то есть повторяющимися несколько раз на протяжении текста. В этом случае смысл символа становится значимым для сюжета. Особое внимание нужно обратить на те образы-символы, которые вынесены в название произведения. Именно поэтому следует сделать акцент на смысле названия и образной символике драмы «Гроза».

Для ответа на вопрос что же заключает в себе символика названия пьесы «Гроза» важно знать зачем и почему драматург использовал именно этот образ. Гроза в драме предстаёт в нескольких ипостасях. Первая – явление природы. Калинов и его обитатели будто живут в предвкушении грозы и дождя. События, разворачивающиеся в пьесе, занимают примерно 14 дней. Всё это время от прохожих или от главных действующих лиц встречаются фразы и том, что надвигается гроза. Буйство стихии является кульминацией пьесы: именно гроза и раскаты грома заставляют героиню признаться в измене. Более того, раскаты грома сопровождают практически всё четвёртое действие. С каждым ударом звук становится всё громче: Островский будто готовит читателей к наивысшей точке накала конфликта.

Символика грозы включает в себя и другой смысл. «Гроза» понимается разными героями по-разному. Кулигин не боится грозу, потому что не видит в неё ничего мистического. Дикой считает грозу наказанием и поводом вспомнить о существовании Бога. Катерина видит в грозе символ рока и судьбы – после самого раскатистого удара грома девушка признаётся в своих чувствах к Борису. Катерина боится грозы, ведь для неё это равноценно Страшному суду. В то же время гроза помогает девушке решиться на отчаянный шаг, после которого она стала честна перед собой. Для Кабанова, мужа Катерины, гроза имеет свой смысл. Он говорит об этом в начале повествования: Тихону нужно уехать на некоторое время, а значит, лишиться материнского контроля и приказов. «Недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет…».

Тихон сравнивает буйство природы с непрекращающимися истериками и капризами Марфы Игнатьевны.

Одним из главных символов в «Грозе» Островского можно назвать реку Волгу. Она будто разделяет два мира: город Калинов, «тёмное царство» и тот идеальный мир, который придумал себе каждый из персонажей. Показательны в этом отношении слова Барыни. Дважды женщина говорила, что река – это омут, который затягивает красоту. Из символа предполагаемой свободы река оборачивается символом смерти.

Катерина часто сравнивает себя с птицей. Она мечтает улететь, вырваться из этого затягивающего пространства. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» – говорит Катя Варваре. Птицы символизируют свободу и лёгкость, которой лишена девушка.

Символ суда проследить нетрудно: он появляется несколько раз на протяжении произведения. Кулигин в разговорах с Борисом упоминает суд в контексте «жестоких нравов города».

Суд представляется бюрократическим аппаратом, который не призван искать правду и наказывать за нарушения. Он способен лишь отнимать время и деньги. Феклуша рассказывает о судействе в других странах. С её точки зрения только христианский суд и суд по законам домостроя могут рассудить праведно, остальные же погрязли в грехе.
Катерина же говорит о всевышнем и о людском суде, когда рассказывает Борису о своих чувствах. Для неё на первое место становится христианские законы, а не общественное мнение: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

На стенах полуразрушенной галереи, мимо которой прогуливаются жители Калинова, изображены сюжеты из Святого Письма. В частности, картины геенны огненной. Катерина сама вспоминает об этом мифическом месте. Ад становится синонимом затхлости и застоя, которых страшится Катя. Она выбирает смерть, зная, что это один из самых страшных христианских грехов. Но при этом через смерть девушка обретает свободу.

Символика драмы «Гроза» детально разработана и включает в себя несколько образов-символов. С помощью этого приёма автор хотел передать остроту и глубину конфликта, который был как в обществе, так и внутри каждого человека. Эта информация пригодится 10 классам при написании сочинения на тему «Смысл названия и символика пьесы «Гроза»».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Патиша Мугутдинова

    18/19

  • アーネ ツクリ

    11/19

  • Елена Адышева

    14/19

  • Алиса Миллионова

    19/19

  • Данил Калинин

    17/19

  • Sherzod Toshtemirov

    15/19

  • Виталий Жищенко

    12/19

  • Владислав Соин

    16/19

  • Андрей Дымков

    19/19

  • Михаил Семенов

    13/19

В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.

«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.

смысл названия и образная символика драмы гроза

Первый образ грозы

Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.

Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.

В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.

образная символика драмы гроза

«Смысл названия и образная символика в драме «Гроза»»

Драма А. Н. Островского «Гроза» показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и её идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы — это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер Кабанихи довольно схож с раскатами грома: она так же устрашает окружающих людей, может даже погубить. Вспомним слова Тихона перед отъездом: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?» Родной сын, говоря о грозе, имеет в виду тиранию в доме. Схожая обстановка царила и в доме Дикого. Он злился, ругался, а иногда даже рукоприкладствовал из-за всяких мелочей. Кудряш сказал о нем: «Пронзительный мужик!» — и точно, характер Дикого может пронзить любого, словно электрический разряд. Но гроза в произведении характеризует не только «жестокие нравы» в Калинове. Заметно, что наиболее яркие моменты непогоды совпадают с душевными терзаниями Катерины. Вспомним, когда Катерина призналась Варваре, что любит другого, началась гроза. Но и в душе Катерины было неспокойно; её импульсивность давала о себе знать: даже ещё не сделав ничего неправильного, а лишь подумав не о муже, Катерина начала говорить о скорой смерти, побеге из дома и страшных грехах. По возвращении Кабанова в душе Катерины бушевали ураганы, и, в то же время, на улицы слышны раскаты грома, пугающие горожан. Также образ грозы предстает перед читателями в качестве наказания за совершенные грехи. Катерина говорила о грозе: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Мы можем понять, что гроза для горожан — это только страдания. Эту же мысль подтверждают и слова Дикого: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться». Этот страх перед грозой-наказанием характеризует Дикого как приверженца старых нравов, если рассматривать грозу в её следующем образе: символ перемен. Гроза как символ нового ярко показана в монологе Кулигина: «Не гроза это, а благодать!» Кулигин, будучи героем-резонером, открывает перед читателями точку зрения самого Островского: перемены всегда к лучшему, их нельзя бояться. Таким образом, становится очевидным, что А. Н. Островский, умело орудуя образом грозы в её разных проявлениях, показал все стороны жизни в типичном русском провинциальном городке, начиная с трагедии «жестоких нравов» и заканчивая личной трагедией каждого.

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

  • Изобретатель Кулигин не страшится ее, так как не видит в этом явлении природы ничего мистического.
  • Грозу как наказание воспринимает Дикой, он считает ее поводом вспомнить о Всевышнем.
  • Несчастная Екатерина увидела в грозе символику судьбы и рока. Так, после самого страшного раската грома барышня призналась в чувствах к Борису. Она страшится грозы, потому что считает ее Божьим судом. На этом поиски смысла названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского не заканчиваются. Данное природное явление помогает Катерине пойти на отчаянный шаг. Благодаря ей она сама себе признается, становится честной.
  • Кабанов, ее муж, видит в грозе иной смысл. Читатель это узнает в самом начале пьесы. Ему нужно уехать ненадолго, благодаря этому он избавится от излишнего материнского контроля, а также от ее невыносимых приказов. Он говорит о том, что над ним не будет никакой грозы и никаких кандалов. В этих словах заключается сравнение стихийного бедствия с бесконечными истериками Кабанихи.

смысл названия и образная символика драмы гроза островского

В одном названии пьесы заключено все главные мотивы ее понимания. Гроза выступает идейным символом произведения Островского. В первом действие, когда Екатерина сделала намек свекрови о своей тайной любви, почти сразу начала надвигаться гроза. Надвигающаяся гроза – это ознаменование трагедии в пьесе. Но разражается она только во время того, как главная героиня рассказывает мужу и свекрови о своем грехе.

Образ грозы—угрозы — тесно связан с чувством страха. «Ну чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас всем гроза!» — стыдит Кулигин сограждан, трепещущих при звуках грома. Действительно, гроза как явление природы так же необходима, как и солнечная погода. Дождь смывает грязь, очищает землю, способствует лучшему росту растений. Человек, который видит в грозе явление, естественное в круговороте жизни, а не знак божественного гнева, не испытывает страха. Отношение к грозе определенным образом характеризует героев пьесы. Фаталистическое суеверие, связанное с грозой и распространенное в народе, озвучивают самодур Дикой и женщина, спрятавшаяся от грозы: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Да уж как ни прячься! Коли кому на роду написано, так никуда не уйдешь». Но в восприятии Дикого, Кабанихи и многих других страх перед грозой является чем-то привычным и не слишком ярким переживанием. «То-то вот, жить-то надо так, чтобы всегда быть готовой ко всему; страху-то бы такого не было», — хладнокровно замечает Кабаниха. Она не сомневается в том, что гроза — знак божьего гнева. Но героиня настолько убеждена в том, что ведет правильный образ жизни, что не испытывает никакой тревоги.

Живейший трепет перед грозой в пьесе испытывает только Катерина. Можно сказать, что этот страх наглядно демонстрирует ее душевный разлад. С одной стороны, Катерина жаждет бросить вызов постылому существованию, пойти навстречу своей любви. С другой же стороны, она не способна отрешиться от представлений, внушенных той средой, в которой она выросла и продолжает жить. Страх, по мнению Катерины, является неотъемлемым элементом жизни, причем это не столько страх перед смертью как таковой, сколько страх перед грядущим наказанием, перед своей духовной несостоятельностью: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми».

В пьесе мы находим и другое отношение к грозе, к страху, который она будто бы непременно должна вызывать. «Я вот не боюсь», — говорят Варвара и изобретатель Кулигин. Отношение к грозе характеризует и взаимодействие того или иного персонажа пьесы со временем. Дикой, Кабанихи и те, кто разделяет их взгляд на грозу как на проявление небесного неудовольствия, конечно, неразрывно связаны с прошлым. Внутренний конфликт Катерины происходит от того, что она не в силах ни порвать с представлениями, уходящими в прошлое, ни хранить заветы «Домостроя» в неприкосновенной чистоте. Таким образом, она находится в точке настоящего, в противоречивом, переломном времени, когда человек должен выбрать, как ему поступать. Варвара и Кулигин устремлены в будущее. В судьбе Варвары это подчеркивается благодаря тому, что она уходит из родного дома неизвестно куда, почти как герои фольклора, отправляющиеся на поиски счастья, а Кулигин постоянно находится в научных поисках.

М.Ю. Лермонтов (Герой нашего времени)

Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»

Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.

Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.

Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.

Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.

Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.

Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.

Сочинения

Драма Островского Гроза была впервые поставлена на сцене в 1859 году. Свою работу писатель писал в эпоху реализма, когда все явления и предметы наделялись символическим смыслом. Не стала исключением и драма. Давайте же определимся, в чем смысл и символика названия пьесы Островского.

Смысл названия драмы Гроза

Читаешь пьесу драматурга, невольно выделяешь главную героиню Катерину. Вот только писатель называет произведение не в честь Катерины, он выбирает символическое название Гроза, и не просто так.

В пьесе гроза представлена как природное явление, где разные события сопровождаются частой непогодой, и жители Калинова живут в предвкушении стихии. Но не только гроза выступает как явление природы, здесь она является и действующим лицом. Она стала вызовом установленным порядкам, где писатель обличает тиранию в быту и показывает протест, что должен был возникнуть.

Гроза является и характеристикой отдельных героев драмы. Так мы видим Кабаниху, чей характер подобен раскатам грома. Ее все боятся и не смеют перечить. Она же является представителем старых порядков.

Гроза бушует и в душе Катерины, которая протестует против сложившихся устоев и не может с ними смириться. Она начинает бороться с несправедливостью и бросается в реку, освобождая свою живую душу, выбирая смерть. Вот и получается, что смысл названия драмы намного шире, нежели показать жизнь людей в ожидании этого природного явления. Смысл в том, чтобы показать перемены и переломные моменты, которые вызваны неприятием правил, устоев, нравов и утратой нравственности.

Символика пьесы Гроза Островского

Знакомясь с драмой Островского, мы можем заметить разную символику, которую использует писатель в своей работе. Прежде всего это гроза, которая является как символом божьей кары и наказанием за грехи, так и символом перемен, бунта. Она же является и символом нового, грядущего.

Часто Катерина вспоминает птиц и мечтает стать одной из них. Здесь птицы символизируют свободу, независимость, легкость, которую мечтала получить героиня, освободившись из топкого болота жизни.

Еще символично писатель использует в своем произведении реку. Она — как граница между двумя жизнями. По одну сторону Калинов, где старые устои и темное царство. По другую сторону — идеальная жизнь. Для всех она своя, но она особенная, такая в которой бы каждый хотел оказаться. Одновременно с этим Волга становится и символом смерти, хоть это и странно звучит. Ведь вода по своей сути — это жизнь. Но с другой стороны, прыгнув в реку, Катерина обрела ту самую свободу, о которой так мечтала. Она освободилась от темного царства.

Смысл названия и символика в драме «Гроза» Островского

А какую оценку поставите вы?

Образ реки

Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».

Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.

Смотреть галерею

Сочинение: Образная символика в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)

(443 слова) Драма «Гроза» Александра Николаевича Островского начинается с песни «Среди долины ровныя…», которую исполняет самый мудрый и добрый герой Кулигин. Его слова принадлежат поэту Алексею Мерзлякову. Автор раскрывает такие темы, как бессмысленность богатства, невозможность жить без любви, отсутствие гармонии с окружающим миром. Такие же мотивы развивает в пьесе русский драматург. На протяжении всего произведения читатель воспринимает детали, которые формируют образы-символы. А.Н. Островский показывает разные стороны общественного уклада того времени через обычные предметы и явления.

Перед читателем возникает точная и типичная картина консервативных, патриархальных, закрытых семей. Их образом-символом является купеческий дом. Так описывает его Кулигин в беседе с приезжим Борисом: «ворота, сударь, заперты и собаки спущены»; «слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых»; «семья, говорит, дело тайное, секретное». На первый взгляд подобные семьи могут показаться идеалом сплоченности, благородства, нравственности. На самом деле суть таких домов – застой, страх, тирания. В нем правят лицемерные и злые люди. Кабанова считает, что «в доме старшие есть, ими дом-то и держится». Молодое поколение вынужденно ищет выход из угнетающей и давящей обстановки. Варвара говорит: «У нас ведь дом на том (на обмане) держится». История частной семьи отражает мрачную атмосферу всего Калинова. Борис чувствует себя «лишним», называет поволжский город «эта трущоба». Кулигин о; «бульвар сделали, а не гуляют»; «вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Калинов – изолированное место, где власть принадлежит самодурам.

Вместе с темными образами драматург использует светлые символы. Кабанова запирает дверь калитки, а ключ прячет. Варвара крадет и подменяет его, отдает Катерине. Сначала девушка боится. Видит в ключе воплощение греха, измены. Главная героиня не может жить без любви, а потому принимает предложение. В подобной жизненной ситуации обмануть мужа и сбежать из дома – стремление к свободе и человечности. Борис для Катерины – немного свежего воздуха в окружающей духоте. Название пьесы, гроза – образ очищения, которого правильно боятся деспоты и напрасно страшатся некоторые их жертвы. Дорога в пьесе является символом воли. Тихон и Борис покидают Калинов, но даже на расстоянии не чувствуют себя до конца свободными. Один пьет, другой прозябает в Сибири по воле Дикого. Катерина же никогда не сможет уехать из этого страшного места. Аллегоричными считаются попытки Кулигина создать общественное благо: поставить громоотводы или установить солнечные часы. Дикой противится развитию и просвещению. Отчетливый образ воли – птица. Катерина раздумывает: «Отчего люди не летают?», — мечтает о независимости. Борис считает себя «вольной птицей», но это неправда, потому что мужчина не соглашается бежать вместе с Катериной, как Варвара и Кудряш. Самоубийство – выход, одно из решений проблемы, которую обозначил драматург. Волга олицетворяет возможность освободиться. Полусумасшедшая барыня пророчит: «Вот красота-то куда ведет». Красота искренней, эмпатичной, способной любить натуры среди людей Калинова ведет к смерти.

А.Н. Островский доказал, что языком драматургии, с помощью символов возможно отображать и обсуждать общественные проблемы.

Автор: Евгения Васильева

Смысл названия и образная символика драмы Гроза А.Н. Островского

Вариант №1

Гроза в пьесе Островского — это не просто явление природы. Для Катерины — это прежде всего знак свыше, голос бога, предзнаменование кары за совершенные грехи. Ведь Катерина больше всего в этой пьесе боится не осуждения людей, она боится собственного сердца и того греха, на который ее толкают пробудившиеся в ней чувства.

Катерина — женщина очень мнительная, во всем она пытается увидеть скрытый смысл и все, как ей кажется, предвещает ей беду, печальный конец и смерть. Мне кажется, что Островский назвал свою пьесу «Гроза» именно потому что она символизирует неумолимый рок, нависший над Катериной. А вот как предвестник перемен гроза не очень подходит. Да и не думаю, что со смертью Катерины в Калинове что-то реально изменится. Я по крайней мере узнавала в героях пьесы многих своих знакомых, так что то что было описано Островским существует и сейчас.

Гроза, которую имел в виду Островский, и которая, между прочим, так и не произошла в пьесе — это символ новой жизни, символ перемен. Она должна была смыть всю грязь, всю затхлость устоявшейся веками патриархальной жизни провинциального города. То, что гроза так и не произошла, говорит, по Островскому, о том, что, несмотря на то, что время для перемен пришло, не хватает еще какого-то толчка или стимула.

Город затаился, предчувствуя грозу, но все, что они могут — это пассивно ждать. Вполне возможно, что она и вовсе не разразится, а пройдет мимо или разразится тогда, когда ее будут ждать менее всего.

Вариант №2

Драму «Гроза» Островский написал накануне отмены крепостного права — в 1860 году и многие современники писателя видели в ней своеобразный призыв к свободе, обновлению жизни.

Хоть читателям и кажется, что название драмы связано с природным явлением (первое действие заканчивается тем, что надвигающаяся гроза внезапно сменяет хорошую погоду), на самом деле, конечно, в ней заложен более глубокий смысл. Образ грозы у Островского ассоциируется с большими переменами. Идейной канвой пьесы является конфликт между «хозяевами жизни» и «простыми смертными», а сама борьба этих противоположностей похожа на грозу.

Хотя гроза как «персонаж» появляется в пьесе один раз и пугает Катерину, но предстает она не как природное явление, а как метафора новой жизни, свежего воздуха.

Что происходит во время грозы? Освобождается озон, и становится легче дышать, раскаты грома заглушают другие звуки, это явление наводит ужас и вместе с тем ощущается свобода, дерзость, веяние перемен. Поскольку пьеса была написана в 1859 году, когда назревали реформы, когда все менялось в обществе, то Островский это чувствовал.

Еще смысл названия-гроза в душе Катерины, ведь Катерина становится личностью с одной стороны, переступает через законы Домостроя, а с другой стороны-она мечется, терзается, она потрясена. Гроза для нее -это и очищение, и обновление, но и вместе с тем кара, расплата за переступление законов.

Сочинение на тему: В чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»

На чтение 3 мин Просмотров 709 Опубликовано 14 сентября, 2021

Сочинение.
В чем заключается символический смысл заглавия пьесы «Гроза»

Пьесу «Гроза» Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название «Гроза». Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление — герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних — это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих — это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков. В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее — это кара небесная, «рука Господня», которая должна покарать ее за измену мужу: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет…со всеми помыслами лукавыми». Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за свое греховное чувство. Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над «громом», который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой. Для Тихона гроза — это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет». Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе. Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. «Здесь страшнее!» — говорит Борис, убегая с места моления всего города. Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» образ Катерины трактовал как «стихийный протест, доведенный до конца», а самоубийство — как силу вольнолюбивого характера: «горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет».
Я считаю, что пьеса Островского «Гроза» была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.
.

novstudent.ru | 09.10.2012

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Смысл пьесы Гроза

Смысл пьесы Гроза Островского сочинение

Создание А.Н. Островским произведения «Гроза» совпало с коренными переменами в русском обществе 1859 года. Название пьесы было выбрано не случайно, оно наполнено огромным смыслом. В пьесе Островского гроза не просто явление природы. В привычном укладе жизни будто грянула гроза, подвергнув сомнениям устои, существовавшие веками.

Центральное место в пьесе занимают разногласия жертв «темного царства» и его сторонников. Гармония природы контрастирует с унижением и гнетом. Именно в таких условиях не в силах больше жить Катерина – ключевая героиня пьесы. Сама природа предвещает зловещие события – мрачнеет небо, близится гроза.

Первые упоминания о грозе звучат в сцене с Тихоном, которому не терпится хотя бы на короткое время сбежать от постоянной опеки Кабанихи – своей властной маменьки. Для него материнский гнев, ее власть, контроль и его собственные страхи, связанные с этими и есть воплощение «грозы». Страх возмездия характерен для всех героев пьесы, кроме Кулигина. Механиком – самоучкой даже был сооружен громоотвод, с помощью которого он пытался дать грозе отпор. Он не видел в ней опасности, он видел в ней лишь явление природы, проявление ее силы.

С началом грозы общество лишилось покоя, все чувствовали, что назревает конфликт и гроза выступала в роли некоего толчка к его разрешению. Даже появлению сумасшедшей, предсказавшей Катерине гибель, сопутствовали удары грома. Набожная Катерина сочла удары грома знаком свыше. Она больше не чувствовала в себе сил мириться с самодурством лицемерных сторонников «темного царства» и не могла жить в грехе запретной любви. Единственный выход, который видела Катерина – это броситься в Волгу.

Гроза также символизировала любовь Катерины к Борису. Эта любовь, как и гроза, никому из них не принесла радости. Катерина не смела изменять мужу, ведь она клялась ему в верности перед Богом. Но она так и не смогла полюбить человека, который никогда не вставал на ее защиту перед свекровью, которая всячески унижала невестку. Катерина нуждалась в любви и смогла обрести ее в лице Бориса. Получив образование в Москве, он отличался от жителей Калинова, но ему не хватало решимости помочь Катерине. Любви с его стороны, скорее всего не было, ведь предчувствуя гибель Катерины, он посоветовал, ей смириться с судьбой и оставил в городе одну. Он променял любовь на дядюшкино наследство, получить которое ему было не суждено.

Все действия пьесы происходят во время грозы, которая символизирует начало освобождения от оков «темного царства».

2 вариант

Над написанием пьесы «Гроза» Островский работал всего несколько месяцев, но, не смотря на это, она заняла вершину в творчестве писателя и вызвала огромный резонанс среди читателей из разных слоёв населения. Такое название пьесы также было выбрано неспроста, оно даёт нам понять, о чём будет написано произведение. Гроза, согласно словарю Владимира Ивановича Даля, это не только природное явление и стихия, это строгость, страх перед наказанием, кара небесная.

С помощью образа природы писатель передаёт чувства и эмоции главных героев, все события и переживания. В самом начале драмы обстановка достаточно спокойная и тихая, но понемногу гроза начинает наступать. Общество делится на людей, стремящихся к богатству и тех, кто уверен, что счастья можно достичь и без денег. Люди делятся на открытых и искренних, на лживых и лицемерных.

Ситуация сильно накаляется, напряжение растёт. Противоречие между людьми, пьянство, сплетни, слухи. Катастрофа неминуема. Обществу нужна встряска, сильный толчок. Гроза – это угроза, нависшая над застоялым обществом. Под влиянием грозы Катерина признаётся своему мужу в измене.

Главный конфликт в пьесе, это противостояние людей со старым укладом жизни, изжившими себя моралями и обычаями против людей, полных жизни, любви и веры. Происходит разногласие между представителями «Тёмного царства» и теми, кто стали их жертвами. В этих условиях не способна больше жить главная героиня пьесы Катерина. Тихону, её мужу, также не терпится избавиться от опеки своей матери, властной и жестокой Кабанихи. Для него её злость и контроль над всем происходящим в доме намного хуже грома и молний.

Гроза есть сильный толчок к решению назревших конфликтов. Сильные удары грома сопровождали предсказание гибель Катерины. Она сочла эти толчки неба знаком божьим. Она больше не могла мириться с обществом «Тёмного царства» и жить с грехом измены на своей душе. Единственный выход из сложившейся ситуации – это самоубийство.

Любовь Екатерины к Борису, также как и гроза, не принесла им никакого удовольствия и умиротворения. Она не смогла полюбить человека, с которым состояла в браке, которому обещала быть верной всю жизнь, клялась перед Богом. Катерина искала любви и защиты перед жестокой Кабанихой и нашла её в лице Бориса, который недавно приехал из Москвы и имел другой склад мировоззрения, но ему не хватило уверенности и решимости. Выбирая между любовью и наследством, он выбрал последнее.

Все действия проходят во время грозы, грома, молний. Это символизирует начало распада всего «Тёмного царства».

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл пьесы Гроза

Смысл пьесы Гроза

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Двухмужняя Шолохова

    Произведение является составной частью прозаического цикла писателя, оформленного в виде сборника коротких новелл под названием «Донские рассказы».

  • Почему Герасим утопил Муму? (5 класс ответ на вопрос)

    Этот рассказ очень печален. Действительно, уже многие десятилетия он не оставляет никого равнодушным. Все читающие люди прекрасно знают его сюжет

  • Почему помещики Бобчинский и Добчинский обманываются?

    Сюжет данного произведения выстраивается на одном заблуждении, благодаря которому жители города, приняли за очень важного человека – простого азартного чиновника, который не занимал высоких должностей

  • Имение Троекурова и имение Дубровского сочинение

    Если говорить о том, что именно автор хотел вложить в данное произведение, то стоит отметить то, что глубокого смысла и философских значений в нем действительно хватает. Для этого достаточно вспомнить моменты

  • Сочинение Жизнь в глубинах космоса (+фантастический рассказ Встреча с пришельцами)

    Технический прогресс неумолимо быстрыми и большим шагами движется к тому, что в будущем человечество не будет ограничено местом жительства единственной землёй, ведь сможет бороздить бескрайние просторы космос

Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. ”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. ”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “. конец (пьесы). кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе. ”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. ”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.
209448 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия драмы «Гроза»

Смотрите также по произведению “Гроза”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Смысл названия пьесы &#3&;Гроза’ А.Н. ОстровскогоНемаловажную роль в раскрытии идейного содержания пьес Островского играют их названия. «. Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы неясна, что сюжет не освещен, как следует, что в нем трудно разобраться, что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?», – писал Островский.
Несомненно, и название «Гроза9raquo; также указывает нам на идейный замысел драматурга. Сложность этого вопроса заключается в том, что слово «Гроза9raquo; неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?». отвечает: «электричество9raquo;, то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали. »
В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору. » и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза9raquo;. Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность9raquo; темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • В чем заключается сила доброты итоговое сочинение
  • В чем заключается сила герды из сказки снежная королева
  • В чем заключается своеобразие сказок салтыкова щедрина
  • В чем заключается самодурство носителями которого в пьесе являются дикой и кабаниха сочинение
  • В чем заключается противоречивость человеческой натуры сочинение