В чем заключается смысл сказки спящая царевна


0

Какова основная мысль, главная идея сказки «Спящая царевна» Жуковского?

Задания по литературе для 5 класса Какова основная мысль, главная идея сказки «Спящая царевна» Жуковского?

5 ответов:



3



0

Мне кажется в сказке «Спящая царевна» Жуковского можно выделить две основные мысли.

Первая заключается в том, что зло обязательно проиграет добру в конце сказки, но эта особенность вообще характерна для любого произведения этого жанра.

Вторая заключается в том, что от судьбы не убежишь,если чему-то суждено сбыться, то того не миновать. как ни старался царь Матвей уберечь свою дочь, она все равно нашла веретено и укололась.

Ну и немного шуточная мысль: хороший крепкий сон всегда идет на пользу.



2



0

Сказка Жуковского «Спящая царевна».

Главные герои сказки: весёлый царь Макар; добрая и любящая Царица-мать; Чародейки; молодая красавица Царевна; молодой принц Царевич.

Главная мысль сказки.

Не зависимо от статуса в обществе, нужно проявлять уважение и гостеприимство ко всем. Не следует пренебрегать кем-либо.

Если читать отзывы или комментарии по поводу этой сказки, то её многие считают одной из красивых литературных сказок. Конечно, в наше время интерес к сказке как видно ослабевает, но, если читали эту сказку мы, то значит читали сказку и наши дети. Ну или, читали Мы её детям, а они, прочтут её своим детям, и так по цепочке.



1



0

При написании своей сказки «Спящая царевна» Василий Жуковский взял известный давно сюжет, но переделал его по-своему. Получилась интересная и оригинальная версия сказки.

Основная идея этой сказки, как любой сказки вообще — добро все равно победит, чтобы не происходило и как бы не исхитрялось зло.

Теперь посмотрим, какие еще мысли навевает эта сказка.

Прежде всего о том, что нельзя никого выделять, забывать. Если уж приглашать родственников — то всех, если приглашать колдуний — тоже всех. Подумаешь, блюдо пропало, его можно и заменить.

Второе: Что уготовано судьбой, все равно случится, какие бы ухищрения не предпринимались.

Третье: и через царя можно переступить на пути к своему счастью.



1



0

Мне кажется не стоит в этой сказке искать особую главную мысль. Сказка легкая на чтение и понятная на смысл. Как и во многих сказках или рассказах добро побеждает зло.

Можно конечно выделить здесь судьбу злодейку, которая приготовила нам особую роль в жизни. Что и произошло, когда царь запретил все веретена. Однако чему быть, того не миновать.

Но все таки мне кажется это сказка исключительно написана для повышения настроения. Ведь когда все кончается хорошо, то и ощущение на душе легкое. Автор дает нам дозу хороших и добрых эмоций. Особенно это актуально для детей, которые только начинают познавать мир.

Таким образом автор показывает детям, что злым быть не круто, ведь оно всегда будет побеждено добром.

Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.



1



0

В сказке «Спящая царевна» автор описывает историю, когда юная царевна поранила палец веретеном и заснула на целых триста лет, именно такое заклятие на нее послала злая и старая колдунья. Прошло триста лет и прекрасную царевну разбудил поцелуй царевича.

Главная мысль сказки: добро всегда победит зло. Как ни старалась злая колдунья со своим страшным заклятьем, а все равно царевна проснулась и была счастлива. Также мне кажется, что в сказке еще и такая идея — любовь сможет преодолеть все чары. Юный царевич насколько был влюблен, что смог своей любовью пробудить и спящую царевну от глубокого сна.

Еще одна мысль — не стоит забывать о людях (в данном случае идет речь о колдунье), а то они могут потом отомстить.

Читайте также

В своей балладе «Кубок» Жуковский рассказывает историю гибели юного пажа, который проявил чудеса храбрости, но почему-то этим рассердил царя, ведь ничем иначе нельзя объяснить повторный приказ достать кубок со дня моря, отданный царем.

Вот я уже и перечислила двух основных героев баллады.

  1. Паж, юный и храбрый, смело бросается в бушующие волны чтобы достать брошенный царем кубок, с божье помощью невредимым возвращается с кубком, но вынужденный вновь прыгнуть вниз, без надежды на возвращение.
  2. Царь, пьяный сумасброд, который жестоко потешается над храбростью пажа и фактически отправляет его на смерть
  3. Принцесса, заступается за пажа, но не может переубедить отца.

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу  оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся  наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями  и образами, свойственными типичному национальному народу.

4 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Вратарь Григорьева 7 класс

    Картина Григорьева «Вратарь» посвящена любимой игре мальчишек – футболу. Центральное место на картине занимает мальчик – вратарь

  • Сочинение Нравственная красота Маши Мироновой в повести Капитанская дочка Пушкина

    Образ героини повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маши Мироновой – образ неоднозначный.

  • Сочинение Тема свободы в лирике Лермонтова

    Тема свободы очень важна для Лермонтова. Его собственный характер отражается в творчестве. О свободе Михаил Юрьевич говорит в разных стихах, сложно разделить его творчество на «о свободе» и «о другом»

  • Отец Базарова — Василий в романе Отцы и дети Тургенева характеристика и образ героя

    Василий Иванович Базаров – отец Евгения Базарова. В молодые годы Василий был военным доктором. Затем женился на спокойной и тихой девушке, поселившись в ее деревушке вдали от городской суеты

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Орел-меценат

    М. Е. Салтыков-Щедрин – мастер изображения сатиры в сказках. В них изображены различные слой населения, описаны в сатирической форме их основные пороки. Одной из самых ярких сказок по праву

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Произведение «Спящая Красавица» было написано во время соревнования, которое придумал Александр Сергеевич Пушкин ещё учась в царском селе. Жуковский был сподвижником романтизма, его вдохновляли шедевры мировой литературы, поэтому неудивительно, что некоторые идеи для своих сказок Василий Андреевич заимствовал именно оттуда.

Сам сюжет произведения не сложный, ибо все сказка Жуковского были ориентированы на детей и писались обычным  и понятным языком. Стиль больше походил на русский народный и когда читаешь сказку создаётся впечатление, что рядом сидит сказочник и рассказывает.

Всё начинается с того, что царь — батюшка не позвал на пир по поводу рождения долгожданной дочери одну из волшебниц, потому что она была злой и ненавидела всех. Обиделась злая волшебница на царскую семью и решила преподнести в день рождения принцессы свой подарок. Она заколдовала девочку. Суть  колдовства достаточно проста: когда принцессе исполниться восемнадцать лет, она уколет веретеном палец и умрёт. Однако, на помощь королевской чете приходит добрая волшебница, которая не может отменить заклятья, но может на место смерти наслать сон и только прекрасный, юный и отважный принц сможет её, разбудить, но только тогда, когда преодолеет заколдованный лес.

По достижению совершеннолетия девочка укалывает палец и засыпает на долгие триста лет, пока не появится обещанный принц и целует принцессу. После они зажили долгой и счастливой жизнью.

Тема добра и зла стара, как этот мир. За весь путь существования мира не существовала только добрая или только злая сила. В этой сказке добро вновь победило зло. Может таким образом автор, хотел показать своим читателям, что нельзя сдаваться и переходить на сторону тьмы. Ведь очень важно быть смелым, верным и отважным, а главное никогда не сдаваться и не сворачивать с выбранного пути. За пройденный путь, за сделанные благие поступки обязательно будет награда для победителя. Только добрые поступки, вера спасёт этот чёрный мир от всего плохого, что существует. Но главное надо выбрать верную сторону.

Вариант 2

Есть сказки, которые интересно читать в детстве. А есть такие, которые перечитываешь на протяжении всей жизни. И каждый раз открываешь что-то новое. Нельзя сказать, что сказки Жуковского предназначены только для детей. Их интересно читать и в более взрослом возрасте. Это касается и сказки «Спящая красавица».

С первых строк погружаешься в прекрасный мир волшебства. При написании ее Жуковский взял сюжет французской сказки Ш.Перро «Спящая красавица». Даже не верится, что взрослый и серьезный мужчина мог писать такую прекрасную сказку.

Произведение читается легко на одном дыхании. Поэт настолько просто излагает все, что и сомнений не возникает, почему произошло так, а не иначе. Скорее всего, это зависело от того, что сам Василий Андреевич был мечтательный человек с богатой фантазией, но вместо фантастических романов писал сказки.

Несмотря на то, что это сказка, но в ней столько жизненных проблем. Царица хочет иметь детей, но не может. И вот совсем отчаявшись, случается чудо. У нее рождается дочка. Видимо не только сейчас, но и раньше были чудесные появления детей на свет.

Надо отпраздновать такую радость. Готовится прекрасный званый ужин, но одного столового прибора нет. Царь мудро и просто решает проблему, нет прибора, нет гостьи. К тому же она старая, ей тяжело ходить по гостям, пусть сидит дома.

Дальше обиженная колдунья желает смерти ребенку. Часто и в жизни злые на родителей те же родственники стараются пожелать плохого. Мир не без добрых людей и молоденькая фея пытается помочь. Конечно, и родители не сидят, сложа руки. Отец издает указ, чтобы в царстве больше не было веретен.

Разве герой в сказке может быть настолько послушным, чтобы не нарушить какую-нибудь просьбу или требование. Так и молодая царевна пошла, гулять, и зашла туда, куда ей совсем не нужно было идти и, конечно же, укололась.

Тут появилась фея и сказала, что царевна не умерла, а заснула. И чтобы ей, проснувшись не было скучно, она усыпила всех. Только не на сто лет, а как выяснилось на триста. Столько лет пришлось жениху искать свою невесту. Почему триста лет пришлось спать девушке? Неужели никто ее за это время не захотел освободить? Возможно, пытались, но не получалось. А тут и колдовство подошло к концу, и жених нашелся.

Чтобы понять весь смысл сказки надо ее прочитать и не раз. Первый раз наслаждаешься самим стихотворением, а уже во второй и последующие разы начинаешь понимать тонкий смысл сказки. Здесь не только человеческие отношения, но и государственные.

5 класс

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Анализ сказки Жуковского Спящая царевна

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Мой выходной день

    Сейчас я обучаюсь в колледже, соответственно учусь 6 дней в неделю. Таким образом, получается, что у меня только лишь один выходной на неделе. Я всегда стараюсь сделать все задания на неделе

  • Сочинение Что такое преемственность поколений? (итоговое)

    Я не хочу быть таким, как вы! Вероятно, это то, о чем часто говорит подросток родителям или, по крайней мере, думает. Даже если это не говорится в ярости или желании причинить вред, по крайней мере часть этого обета

  • Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей сочинение

    Мир, который нас окружает, полон незабываемых пейзажей. Особое место в наших сердцах достается прогулкам по лесу.

  • Сочинение по роману Обломов Гончарова

    Гончаров изобразил в этом романе ту среду, которую видел с самого рождения. Главный герой нашей истории — это Обломов Илья Ильич

  • Сочинение по картине Левитана Золотая осень (описание)

    Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река

Сказку “Спящая царевна” написал В. А. Жуковский.
Сказка про спящую царевну нацелена исключительно на детей, она очень звучная и приятная детскому слуху. А вот, например, сказки Пушкина, подходят для любых возрастов, и, чем старше становишься, тем перечитываешь сказки Пушкина все с большим интересом.
Из поэмы Спящая царевна можно извлечь несколько уроков.

Нельзя обижать людей.

В данной поэме царь с царевной не позвали к себе на пир, по случаю рождения у них дочери, злую чародейку. Всех одиннадцать позвали, а одну не позвали, поскольку на нее не хватало золотого блюда. Она была злой чародейкой, и все-таки явилась на пиршество, пожелав беду их дочери и всем тем, кто жил во дворце.
Хоть и царь с царевной фактически не обижали злую чародейку, а просто не позвали ее на свой праздник, она пришла и объявила свой злой замысел:
“На шестнадцатом годуПовстречаешь ты беду”…Так и случилось…

Добро побеждает зло.

Основной замысел сказки в том, что зло слабее добра. Нужно лишь подождать, пройдет время, может мало, а может и много, но всем воздастся по справедливости. И кто не желал зла, тот его и не получит, либо, если получил зло, то от него избавится со временем. Нужно ждать и верить в свою правоту, и никогда на зло не отвечать злом.
Этот принцип работает не только в сказках, но и в жизни тоже. Сказки с с самого детства учат нас быть добрыми и честными.

Любовь спасет мир.

Именно любовь и искренние чувства спасают нас от многих недугов. Вместе мы можем преодолеть препятствия и быть счастливыми. Главное – верить, и тогда у нас в жизни все получится. А все трудности даны для того, чтобы мы стали сильнее. Любовь все побеждает. Любовь – это и есть добро. А принцы в сказках никогда ничего не боятся. Жаль только, что в жизни бывает все наоборот. По больше бы и нам в жизни таких смелых и бесстрашных принцев.

Быть осторожным.

Можно быть смелым и осторожным одновременно. С осторожностью можно легко преодолевать препятствия и всякое зло.
В сказке про спящую царевну именно она, царевна, не была столь осторожной, дотронулась она до веретена, укололась об него и уснула на триста лет, а вместе с ней и уснуло все царство. Ей не следовало дотрагиваться до неизвестных предметов, и тогда она бы избежала столь долгого сна.
Часто сказку Жуковского о спящей царевне сравнивают с пушкинской спящей красавицей. И, если бы не спор между этими двумя писателями о том, что они сочинят по сказке, возможно, мир бы не знал таких двух замечательных произведений. Да, они похожи, но каждая их них по своему прекрасна.
Не стоит забывать сказки, написанные много лет назад, ведь они написаны нам и нашим детям, и всем-всем остальным. Это классика жанра. Эти произведения – настоящие легенды.
Я горжусь тем, что для меня написаны эти сказки. Я вновь вспоминаю все тонкости этих произведений, поскольку читаю их теперь уже своей дочери, так же как и мама, 25 лет назад читала их мне.

Зло пропадет.

Не знаю, случится ли когда-нибудь такое, что зла на земле вообще не останется. Но я знаю точно, что оно боится добра и зло исчезнет, когда мы станем добрее. Сказки – это призыв к тому, что нужно помогать своему ближнему, что нужно не бояться препятствий, что нужно идти к своей цели, несмотря ни на что… Сказки делают нас добрее, и правильно с самого детства научиться различать добро от зла.

Чему быть, того не миновать.

Это закон, который, к большому сожалению, существует и в жизни. Нужно научиться принимать его и смягчать обстоятельства, чтобы жить стало проще. Уметь приспосабливаться к внезапно сложившейся ситуации, значит иметь большой козырь в кармане. Эта способность поможет в жизни оставаться добрым и честным и никогда не переходить на сторону зла.

Видео обзор

Все(5)

План урока:

Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Содержание сказки «Спящая царевна»

Характеристика героев сказки

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

molodoi zhukovskii
Молодой Жуковский

Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

Содержание сказки «Спящая царевна»

Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

spyashcaya carevna na prudu

Характеристика героев сказки

Роль художественно-выразительных средств

В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

vereteno spyashcaya carevna

Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

spyashaya carevna spit

Словарь

Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.

Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу  оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся  наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями  и образами, свойственными типичному национальному народу.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство пробуждает поцелуй прекрасного принца.

Как и в любой другой сказке она содержит мораль: добро всегда победит зло. Эта основная идея любой сказки, но, на мой взгляд, из этой сказки можно извлечь и другие уроки. В первую очередь, когда король решает не посылать приглашение двенадцатой чародейке, «хромоногой, старой, злой», из-за потери блюда. Не стоит пренебрегать человеком из-за его внешности. Необходимо высказывать уважение старшим, несмотря ни на что.

Второй урок я вижу в неизбежности предначертанного. Что было уготовано судьбой человеку, то и произойдет. Король, стараясь уберечь дочь от проклятья, изгоняет ткачих, запрещает выращивать и ткать лен и держать дома веретено. Однако, он не смог уберечь дочь в собственном доме. Дочери захотелось осмотреть дворец, и, поднявшись по винтовой лестнице, она встречает «старушоночку», которая дала ей веретено. Из этого следует третий урок о том, что встречи с незнакомыми людьми могут быть опасными.

Все сказки нужно читать внимательно, ведь они содержат скрытый смысл, который может быть не сразу понятен. На примерах из книг дети узнают и запоминают, как надо себя вести.

Другие сочинения: ← Ромео и Джульетта↑ ДругиеНаучная фантастика →

Слушаем актерское чтение.

Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Сравнение сказки Жуковского «Спящая царевна» с народной

Манера сказывания народной сказки более плавная, напевная, спокойная. Она в этом похожа на народную песню: все уже знают, о чем там поется, но все равно доставляет удовольствие петь и слушать. Так и с народной сказкой. Тон сказительницы не всегда шутливый. Иногда он становится серьезным — то загадочным, то поучительным. В народной сказке меняется и настроение сказывания : голос то веселый, то задумчивый, то назидательный.

Художественное чтение литературной сказки выполнено актёром в шутливом тоне от начала и до конца, потому что сама сказка Жуковского написана в такой шутливой манере. В этом произведении нет особой морали (поучения, назидания), нет страшных моментов тяжелого испытания героя, в отличие от народной сказки. Мы чувствуем, что чтение актера носит лишь легкий, развлекательный характер.

Как актер передает характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Слова злой чародейки прочитаны более быстрым темпом, в низком тембре и зловещим тоном. Так актер изобразил бурчание под нос старой злодейки. Быстро и тихо проговорив ее фразу, актёр словно подчеркнул, что ее ворчание не столь важно и сбудется не полностью.

Напротив, ответ доброй чародейки прозвучал в более медленном, спокойном темпе и более звонким (громким) голосом. Так актер выразил тот факт, что эта фраза более важна и сбудется именно она, добро победит зло. Слова доброй чародейки произнесены торжественным тоном, более уверенно, слегка повышенным тембром. Это придает фразе жизнеутверждающую эмоциональную окраску.

Как меняется интонация актера, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передает чтец?

Интонация актера становится более веселой, радостной, что предвещает скорое избавление спящей царевны. Актер передает бесстрашие, удаль молодого царевича.

Прослушайте описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в русских народных сказках? Нет, таких подробных описаний не было в русских народных сказках.

Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора.

Первую часть нужно читать спокойным голосом, удивленным тоном, в медленном темпе. Описание ожившего двора читаем в быстром, оживленном темпе, более звонким голосом.

Популярные сегодня темы

Карл Брюллов – один из самых знаменитых художников XIX века. На его счету множество прекрасных портретов. Он умел отлично сочетать простоту и прекрасное владенье кистью, таким образом, он творил шедевры

Невозможно было бы представить рассказ И. Тургенева «Бежин луг» без красочного описания природы. Изображение окружающего мира писателем необычно, так как неразрывно связано с судьбой человека

Много русских художников посвятили всё своё творчество изображению красивых пейзажей, которые продолжают радовать ценителей и до сих пор. В круг таких художников входит Василий Бакшеев

Где-то там, на Урале, было озеро Светлое. Озеро находилось в горах, а главной его особенностью была прозрачная вода. Вода в нем была настолько прозрачной, что даже на самой максимальной глубине отчетливо виднелось

Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят

Отзывы 12

она мне очень понравилось в ней рассказывается о том как царевну заколдовала ведьма и она уснула глубоким сном из палаток три века но потом пришёл принц поцеловал её и всё было хорошо.

она мне очень понравилось в ней рассказывается о том как царевну заколдовала ведьма и она уснула глубоким сном из палаток три века но потом пришёл принц поцеловал её и всё было хорошо.

Хороша книга эта. Хорошо читать её и в ней прекрасно всё. Как царевну описали. Как спас добрый молодец её. И пир на весь мир. Читал бы 100 её.

Хороша книга эта. Хорошо читать её и в ней прекрасно всё. Как царевну описали. Как спас добрый молодец её. И пир на весь мир. Читал бы 100 её.

Очень удобно читать эту книгу глаза не напрягаются можно фигурировать шрифт очень классная книга мне на очень понравилось

Очень удобно читать эту книгу глаза не напрягаются можно фигурировать шрифт очень классная книга мне на очень понравилось

Прекрасная и интересная книга.Мне очень понравилась книга Жуковского Спящая царевна.Сказочная книга.

Прекрасная и интересная книга.Мне очень понравилась книга Жуковского Спящая царевна.Сказочная книга.

Ходила как-то на балет по одноименной пьессе. Вопросов было столько, что насладиться театральной постановкой никак не получалось. Однако, шли года, и я, наконец, смогла проникнуться истинным смыслом сказки.

Ходила как-то на балет по одноименной пьессе. Вопросов было столько, что насладиться театральной постановкой никак не получалось. Однако, шли года, и я, наконец, смогла проникнуться истинным смыслом сказки.

У Пушкина интереснее, но эта точнее. Все особенности сказки выдержаны в порядке. Ничего лишнего, так сказать от себя. Читается легко. Я пока читала увидела в своей голове мультфильм озвученный приятным мужским голосом. Что-то среднее между диснеевскими мультиками и нашим по Пушкину про Спящую царевну и богатырей. Было бы здорово увидеть такой мультфильм по этой сказке. Я вообще люблю сказки, но в поэтическом варианте ещё больше.

У Пушкина интереснее, но эта точнее. Все особенности сказки выдержаны в порядке. Ничего лишнего, так сказать от себя. Читается легко. Я пока читала увидела в своей голове мультфильм озвученный приятным мужским голосом. Что-то среднее между диснеевскими мультиками и нашим по Пушкину про Спящую царевну и богатырей. Было бы здорово увидеть такой мультфильм по этой сказке. Я вообще люблю сказки, но в поэтическом варианте ещё больше.

Очень увлекательная книга она похожа на книгу Пушкина и Шарль Перро, но в ней есть своя изюминка. Советую прочитать Очень классная.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • В чем заключается смысл бытовых сказок
  • В чем заключается сложность и противоречивость характера софьи горе от ума сочинение рассуждение
  • В чем заключается символический смысл драмы островского гроза сочинение
  • В чем заключается сила материнской любви сочинение
  • В чем заключается сила искусства сочинение рассуждение