Жанровое своеобразие. Сказки Щедрина основаны на фольклорной форме и стиле, но при этом являются литературными сказками, которые в фантастической, аллегорической или гротесковой форме изображают окружающий мир. По духу они ближе всего к литературной сказке Пушкина («Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде» и др.), в которой ирония и юмор сочетаются с глубокими размышлениями о жизни.
С точки зрения фольклорной традиции, сказки Салтыкова- Щедрина можно подразделить на «сказки о животных» («Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Самоотверженный заяц»), «волшебные сказки» («Пропала совесть», «Богатырь», «Рождественская сказка»), «бытовые сказки» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Соседи», «Либерал»).
Все эти сказки в чем-то похожи на фольклорные, но в то же время глубоко отличаются от них. Во-первых, время в народной сказке неопределимо, а у Щедрина — исторично (в «Диком помещике», например, упомянута современная писателю газета «Весть»). Во- вторых, в народной сказке принимается сама возможность чуда, у писателя же звучит горькая ирония. Но главное — в фольклорной сказке непременно счастливый конец, что далеко не всегда соблюдается Щедриным. Порой в них звучит пронзительное отчаяние, как, например, в «Рождественской сказке», похожей на притчу.
Таким образом, Щедрин преобразует жанр сказки, вносит в нее лирические, философские, психологические начала, социальную сатиру, затрагивающую даже царя («Орел-меценат»), что невозможно в народной сказке. Всем этим определяется художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.
Жанровое своеобразие в сказках Салтыкова-Щедрина
4 (80%) 2 votes
На этой странице искали :
- анализ сказки салтыкова-щедрина богатырь
- Жанровое своеобразие и основные темы сказок Салтыкова-Щедрина
- анализ сказки богатырь салтыков щедрин
- жанровое своеобразие сказок салтыкова-щедрина
- анализ сказки салтыкова щедрина богатырь
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Написание собственных произведений в жанре сказок писатель осуществляет в нескольких целях, включающих в себя прохождение цензорского контроля, реализации сатирического таланта, а также возможности в открытой и органичной форме высказать свою гражданскую позицию по насущным социальным проблемам современного общества, выражая протест против беззакония.
Цикл сказок писателя можно разделить на два вида, один из которых представляет собой шутливые и драматические рассказы, содержащие описание быта, и небольшие сатирические очерки, выражающиеся в обычных формах сказочных эпосов. Тем самым в писательском сказочном творчестве присутствует сочетание жанров в виде фельетона, авторской исповеди, бытовой повести, трагического рассказа. Данную особенность собственных сказок писатель дополняет, наделяя их отличительным подзаголовком (поучение, разговор, элегия).
По литературной структуре произведения писателя являются сочетанием сказок и басен, отличающимися свободной формой изложения, волшебными превращениями, фольклорной поэтикой, а также использованием образов животного мира, через которых раскрываются характерные черты определенных людей. Демонстрируя при помощи звериной маски человеческий тип писатель вкладывает в читательское восприятие определенный стереотип, наделяя его иным содержанием. Например, в образе орла, являющегося царем птичьего братства, изображены увлеченные романтизмом сильные мира, восхищение которыми может привести к негативным последствиям.
В качестве читателей своих сказочных произведений писатель рассматривает детей изрядного возраста, сохранивших наивность юношеских лет, представляя им реалии жестокой действительности.
Отличительной чертой сказок писателя является применение особенных художественных приемов в форме эзопова языка (полунамек, иносказание), гротесковой сатиры (преувеличение, преуменьшение уродливо-комических видов), саркастической иронии.
Своеобразие сказок автора отмечается в их тематике, которая в отличие от народных творений посвящается не вечным темам, а злободневной проблематике, выражающейся в хамстве, грубости, невежестве правящей властной верхушки, раболепия простых недалеких людей, трусости красиво говорящих интеллигентов.
Писательский талант ярко выражает в создании нового жанра социальной сатирической литературы в форме сказочного изложения.
2 вариант
Михаил Салтыков-Щедрин оставил после себя большое творческое наследие, которое включает в себя и романы, и повести, и рассказы, и сказки. Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются самобытностью стиля, наличием философского начала. Автор не ориентировал свои произведения для детей. Они были нацелены на чтение взрослых людей, поэтому они и были серьёзными и непростыми для анализа.
Все сказки Салтыкова-Щедрина имеют общие черты. Они все освещают острые социальные проблемы. Сказки писателя — это сатира на повседневную жизнь, облечённая в образ сказки. Так, сказка «Дикий помещик» освещает проблему взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, положения их в обществе, проблемы самого крепостного права. Общественные проблемы описываются и в произведении «Премудрый пескарь». Здесь автор размышляет над важностью родительского воспитания, понятием страха и его влияния на повседневную жизнь человека.
Несмотря на такую серьёзность содержания автор подаёт материал в виде сказки. Салтыков-Щедрин активно использует элементы этого жанра. Это прежде всего заметно на том, что его героями часто становятся животные — носители качеств, обычно присущих людям. Это можно прекрасно рассмотреть на хорошо известной сказке про пескаря. Эта маленькая рыба выступает носителем таких качеств как страх, уныние, несообразительность, глупость. На примере животного Салтыков-Щедрин пытается показать читателям, как те или иные моменты влияют на их жизнь.
В своих произведениях писатель ориентируется на фольклор. Он часто использует народные образы, лексику, мотивы. Это помогает лучше раскрыть проблему и убедиться, что в прошлом всегда есть ответы на вопросы настоящего.
Кроме фольклорных элементов язык сказок Салтыкова-Щедрина содержит элементы юмора, сатиры и гротеска. Это придаёт тексту самобытность. Аллегории, гиперболы, литоты и другие изобразительно-выразительные средства помогают автору написать яркий, завораживающий текст, а также метко донести свои мысли, тонко и ехидно высмеять какие-то проблемы.
Сказки Михаила Салтыкова-Щедрина занимают особенное место в русской литературе. В них литератор в яркой, уникальной и оригинальной форме доносит свои мысли по поводу различных социальных проблем, предлагает способы их решения, размышляет над настоящим и будущим России. Такой формат позволяет доступно донести свои мысли до аудитории.
Также читают:
Картинка к сочинению Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Популярные сегодня темы
- Тема природы в рассказе Бежин луг Тургенева (описание природы)
Ни один читатель не может оставаться равнодушным к описанию природы в произведениях И. С. Тургенева «Бежин луг». С первых строк раскрывается истинное отношение автора рассказа к простому человеку
- Анализ поэмы Гоголя Мертвые души
Как известно, гоголь предполагал создать цикл произведений – три тома, которые были бы немного похожи на Божественную комедию Данте.
- Сочинение по картине Врубеля Демон поверженный
Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались
- Сочинение В радости знай меру, в беде не теряй веру по пословице 6, 7 класс
Пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» представляет собой характерный образец народной мудрости
- Анализ произведения Божественная комедия Данте Алигьери
Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами
Обращение к жанру сказку не только отвечало самому таланту Салтыкова-Щедрина, не только позволяла проходить рогатки царской цензуры, но и наиболее органично соответствовало задачам автора — открыто высказаться о тех социальных вопросах и проблемах, которые волновали самого писателя и его современников.
» …неизменный предметом литературной деятельности всегда был протест против произвола, двоедушия, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т.д.»(Салтыков-Щедрин)
Фольклорная сказка — виды, особенности жанра и поэтики
Изначально жанровое своеобразие фольклорной сказки — это :
- одушевление сил природы,
- фантастический элемент,
- счастливый конец,
- постановка вечных проблем,
- положительные и отрицательные герои,
- оптимизм,
- образность,
а также поэтика фольклора:
- повтор, устойчивые обороты,
- стандартные зачин и концовка,
- сравнения, образы-символы,
- параллелизм, постоянные эпитеты,
- юмористический элемент.
Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые, анекдотические, сказки о животных.
Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
По жанровой природе «Сказки» этого писателя представляют собой сплав сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, время и место действия («в некотором царстве», «некогда»), поэтика фольклора взяты писателем из жанра народной сказки. Из басни пришли образы животных, за которыми скрывается характер определенного человека, его герои — самоотверженный заяц, орел-меценат, медведь на воеводстве, коняга, а также люди, которые тоже представлены обобщенно — дикий помещик, два генерала, мужик.
Адресат сказок, по определению самого автора,
«дети изрядного возраста»,
то есть те, кто сохранил наивные иллюзии прекрасного юношества. Щедрин высмеивает таких людей, показывает им жестокую действительность.
[the_ad id=»12793″]
Язык сказок Салтыкова-Щедрина — художественные приемы
Своеобразие его сказок — в тех приемах, которые использовал автор. Прежде всего, это прием эзопова языка — прием полунамеков, иносказания. Так, например, в сказке «Дикий помещик», которая начинается со слов
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»,
далее говорится, что этот помещик любил читать газету «Весть», саму реакционную газету того времени , что сразу определяет мировоззрение героя. Использует автор и приемы иронии сарказма (едкой, злой иронии). Так в той же сказке крестьяне говорят о помещике:
«…хоть и глупый у нас помещик, а разум ему дан большой».
Использует писатель и прием гротеска (изображения в преувеличенно или преуменьшенно уродливо-комическое виде): портрет дикого помещика, оставшегося без крестьян:
«…оброс волосами…ногти у него сделались, как железные…ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе особенный победный крик , среднее между свистом, шипеньем и рявканьем».
Изображая человеческие типы под масками животных, Щедрин в то же время использует и стереотипы читательского восприятия (орел как царь птиц), вкладывая в них новое содержание. Так в сказке «Орел-меценат» писатель выступает против романтизации сильных мира сего, которые называют орлами. Восхищение хищниками опасно в любом человеческом обществе.
Темы сказок
Сказки в основном посвящены не вечным, а злободневным для писателя темам. В частности, писатель выступает против рабской покорности русского народа
(«Как один мужик двух генералов накормил», «Коняга»),
против прекраснодушных интеллигентов
(«Карась-идеалист»),
против хамства, грубости, невежества власть имущих
(«Медведь на воеводстве»)
Сказки Салтыкова-Щедрина — вершина русской социальной сатиры второй половины ХIХ века. Эта сатира должна была призывать к действию против рабства и угнетения, против покорности рабов и деспотизма угнетателей, должна была формировать борцов с социальным устройством России.
Разгадать онлайн кроссворд и видеокроссворд по сказкам автора можно здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Жанровое своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Свою жизнь Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин посвятил родной литературе, и, прежде всего такой трудной ее области, как сатира.
Сатира — дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное. В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.
Сатира — испытанное веками оружие классовой борьбы в литературе. Сатирическое искусство беспощадным смехом казнит жизненное зло в наиболее вредных, социально опасных его проявлениях.
Сатирические жанры всегда были неотъемлемой составной частью фольклора.
Обратите внимание
Салтыков-Щедрин способен реально помочь формированию у школьника-подростка социальной активности, гражданской зрелости и ответственности, отвратить от политического легковерия, инфантильной беспечности и апатии.
Благородная цель Салтыкова-Щедрина — пробудить в безмятежно почивающем современнике пытливое, мужественное начало. И делает он это, как и подобает сатирику, словом отрицания.
Но при всей резкой беспощадности щедринская сатира никогда не оставляет ощущения тупика, обезоруживающей горестной растерянности.
Его произведения — постоянная, исполненная едкого сарказма и проникновенного лиризма беседа с читателем, честная и доверительная, остроумная и мудрая…
Сказки Салтыкова-Щедрина забавны, полны иронии и сарказма, создавались в расчете на массового читателя (подобно поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», отсюда их фольклорная сказочная форма). Но весь могучий арсенал сатирических приемов Салтыкова-Щедрина поставлен в них на службу революционной агитации и пропаганде.
Сказки Салтыкова-Щедрина, на первый взгляд, бесхитростнее, очевиднее его же сатирических очерковых и романных творений. Более определенным, зримым контуром очерчена в них заветная авторская идея. И если говорить о близости их к фольклору, то параллель эта возможна лишь по самому общему, большому и принципиальному счету.
Актуальность работы: сказки Салтыкова-Щедрина широко известны во всём мире. Исследованием и изучением творчествам Салтыкова-Щедрина занимались многие литературоведы, сколько исследователей, столько и мнений по поводу своеобразий сказок писателя. Поэтому нашим заданием является изучение опыта известных литературоведов, проанализировать его и сделать определённые выводы.
При написании данной курсовой работы мы ставили перед собой такую ЦЕЛЬ:
— изучение жанрового своеобразия сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
— дать определение понятиям «жанр», «сказка»;
— рассмотреть связь сказок Салтыкова-Щедрина с фольклорными традициями;
— выделить отличительные признаки сказок писателя.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА заключается в изучении жанрового своеобразия сказок Салтыкова-Щедрина, в попытке представить собственную версию между народными сказками и сказками Салтыкова-Щедрина.
СТРУКТУРА РАБОТЫ: введение, 3 раздела, выводы, 15 источников в списке использованной литературы.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ: школьное и вузовское преподавание литературы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: сопоставительный метод, метод системного анализа.
Жанр литературный (от фр. Gеnrе — род, вид) -это определение, прежде всего, имеет общее значение, объединяя собой всю литературную систематику, классификацию литературных произведений за разными типами их поэтической структуры.
Литературные жанры, сформировавшись вследствие длинного исторического развития словесного искусства, с незначительными изменениями переходят с одной эпохи в другую. Традиционные одинаковые жанровые формы могут быть использованы для произведений разного содержания, разного идейного направления.
Таким образом, каждый писатель вносит в свои произведения какие – то индивидуальные особенности в разработке того или иного жанра. Более того, каждое известное произведение имеет какую – то жанровую особенность, которая должна быть определена в историко-литературном исследовании. Именно в оригинальных произведениях известных мастеров и начинаются изменения жанровых форм.
Щедринские сказки чаще всего создаются в расчете на читателя, который прошел уже известную школу эзоповского иносказания, знаком с периодическими журнальными беседами писателя, с миром его понятий и представлений.
Есть в щедринских сказках приметы, действительно подтверждающие поиски сатириком нового адресата, говорящие о сознательном желании художника расширить свою аудиторию, о намерении привлечь к себе внимание новых читательских кругов.
Сказки Салтыкова-Щедрина, на первый взгляд, бесхитростнее, очевиднее его же сатирических очерковых и романных творений. Более определенным, зримым контуром очерчена в них заветная авторская идея. И если говорить о близости их к фольклору, то параллель эта возможна лишь по самому общему, большому и принципиальному счету.
Важно
Щедринские сказки, по единодушному мнению читателей и исследователей, явились своеобразным итогом, синтезом идейных исканий сатирика. О связи их с устной народнопоэтической традицией существует немало работ.
Отмечаются, в частности, все или почти все случаи употребления Салтыковым – Щедриным фольклорных элементов, традиционных зачинов («Жили да были»; «В некотором царстве, в некотором государстве»; «Жил-был газетчик, и жил-был читатель»), числительных с нечисловым значением («тридевятое царство», «из-за тридевять земель»), типичных присказок («ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «скоро сказка сказывается», «долго ли, коротко ли»), постоянных эпитетов и обычных фольклорных инверсий («сыта медовая», «пшено ярое», «храпы перекатистые», «звери лютые»), заимствованных из фольклора собственных имен (Милитриса Кирбитьевна, Иванушка-дурачок, царь Горох), свойственных народной поэзии синонимических сочетаний («путем-дорогою», «судили-рядили»), восходящих к фольклору идиоматических выражений («на бобах разводить», «ухом не ведешь», «бабушка надвое сказала»), устно-поэтической лексики, многочисленных пословиц и поговорок и т. д.
Устойчивые фольклорно-сказочные образы и детали сатирически осовремениваются Салтыковым-Щедриным не только в жанре сказки.
Не раз в щедринских очерках мелькают имена сказочных героев: Иванушки, Иванушки-дурачка, Ивана-царевича, Бабы-яги — костяной ноги. Имя одного из глуповских градоначальников Василиска Бородавкина означает сказочного «змия, взором убивающего». Многочисленные сказочные элементы встречаются в «Истории одного города», особенно в описании «происхождения глуповцев».
У Салтыкова-Щедрина раз найденные образы, детали, зарисовки часто не исчезали впоследствии, но использовались в других циклах. В исследовательской литературе систематизировано немало примеров подобной эволюции образов, в том числе и фольклорных, послуживших одним из первоимпульсов в создании сказок.
Сказки Салтыкова-Щедрина заметно отличаются от народных, и поиски параллелей, а тем более прямых сюжетных заимствований всякий раз оказывались несостоятельными.
Салтыков-Щедрин-сказочник использовал различные жанры народного творчества: сказки о животных, волшебные, сатирические, народный кукольный театр, лубочную картину, пословицы и поговорки.
Очевидно, что сказочный мир писателя не растворяется в народнопоэтической стихии, что «щедринская сказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок, а последние способствовали ее формированию» [2;75].
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался» [4;143] — зачин, настраивающий на привычный сказочный лад, сразу же последующими строками нейтрализуется, и неопределенно-прошедшее фольклорное время переключается в щедринское настоящее: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»[4;145]. Помещичья тупость, выливающаяся в чтение махрово-крепостнической газеты «Весть», и помещичья дебелость- это и фарсово-комическое сближение в фольклорном духе, и социально-сатирическая характеристика. Дальше в комическом же ключе преподносится история совершено реальных отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права.
Совет
Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «приедят». «Освобожденные» крестьяне «куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше!». Не стало житья мужику. Вконец отчаявшиеся крестьяне взмолились: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» [4;149].
Следующая фраза очень важна в общем композиционном строе сказки: исполнилось желание мужиков, «услышал милостивый бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика» [4;153].
С этих строк читатели становятся живыми свидетелями фантастического, сказочного «эксперимента», который предложен сатириком: что же могло бы статься с помещиком, если лишить его крестьян, оставить наедине с самим собой, на полном, так сказать, самообеспечений.
Разворачиваются комические сцены и диалоги, в которых исследуются все происходящие с глупым помещиком превращения: эпизоды с актером Садовским, с четырьмя генералами, с капитан-исправником.
Каждый из этих отрывков представляет собой как бы завершенный анекдотический сюжет, весь комизм которого раскрывается в общем контексте сказки.
Постепенно, от раза к разу, обнаруживаются все новые «готовности» помещика, которые в полной мере и силе проявляются в заключительной части (полное одичание, превращение в «человеко-медведя»).
Фантастические перемены случаются с щедринским героем: «Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клич, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем» [4;160].
Источник: http://MirZnanii.com/a/135215/zhanrovoe-svoeobrazie-skazok-me-saltykova-shchedrina
Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Фольклорная сказка — виды, особенности жанра и поэтики
Изначально жанровое своеобразие фольклорной сказки — это :
- одушевление сил природы,
- фантастический элемент,
- счастливый конец,
- постановка вечных проблем,
- положительные и отрицательные герои,
- оптимизм,
- образность,
а также поэтика фольклора:
- повтор, устойчивые обороты,
- стандартные зачин и концовка,
- сравнения, образы-символы,
- параллелизм, постоянные эпитеты,
- юмористический элемент.
Фольклорные сказки делятся на волшебные, бытовые, анекдотические, сказки о животных.
Своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
Обращение к жанру сказку не только отвечало самому таланту Салтыкова-Щедрина, не только позволяла проходить рогатки царской цензуры, но и наиболее органично соответствовало задачам автора — открыто высказаться о тех социальных вопросах и проблемах, которые волновали самого писателя и его современников.
Герои и адресаты
По жанровой природе «Сказки» этого писателя представляют собой сплав сказки и басни. Свободная форма изложения, волшебные превращения, время и место действия («в некотором царстве», «некогда»), поэтика фольклора взяты писателем из жанра народной сказки.
Из басни пришли образы животных, за которыми скрывается характер определенного человека, его герои — самоотверженный заяц, орел-меценат, медведь на воеводстве, коняга, а также люди, которые тоже представлены обобщенно — дикий помещик, два генерала, мужик.
Адресат сказок, по определению самого автора,
то есть те, кто сохранил наивные иллюзии прекрасного юношества. Щедрин высмеивает таких людей, показывает им жестокую действительность.
Язык сказок Салтыкова-Щедрина — художественные приемы
Своеобразие его сказок — в тех приемах, которые использовал автор. Прежде всего, это прием эзопова языка — прием полунамеков, иносказания. Так, например, в сказке «Дикий помещик», которая начинается со слов
далее говорится, что этот помещик любил читать газету «Весть», саму реакционную газету того времени , что сразу определяет мировоззрение героя. Использует автор и приемы иронии сарказма (едкой, злой иронии). Так в той же сказке крестьяне говорят о помещике:
Обратите внимание
Использует писатель и прием гротеска (изображения в преувеличенно или преуменьшенно уродливо-комическое виде): портрет дикого помещика, оставшегося без крестьян:
Изображая человеческие типы под масками животных, Щедрин в то же время использует и стереотипы читательского восприятия (орел как царь птиц), вкладывая в них новое содержание. Так в сказке «Орел-меценат» писатель выступает против романтизации сильных мира сего, которые называют орлами. Восхищение хищниками опасно в любом человеческом обществе.
Темы сказок
Сказки в основном посвящены не вечным, а злободневным для писателя темам. В частности, писатель выступает против рабской покорности русского народа
против прекраснодушных интеллигентов
против хамства, грубости, невежества власть имущих
Сказки Салтыкова-Щедрина — вершина русской социальной сатиры второй половины ХIХ века. Эта сатира должна была призывать к действию против рабства и угнетения, против покорности рабов и деспотизма угнетателей, должна была формировать борцов с социальным устройством России.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/zhanrovoe-svoeobrazie-skazok-saltyikova-shhedrina
Особенности жанра сказки в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказка — излюбленный жанр многих русских писателей. К нему обращались А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь и многие другие писатели. Взглянуть на жанр сказки по-новому позволяют произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина.
К «Сказкам» Щедрин обратился на завершающем этапе своего творчества, подведя в них итог своих размышлений о российской действительности.
В эпоху жестокой правительственной реакции «Сказки» позволяли писателю в завуалированном виде критиковат существующие порядки. Кроме того, сказка, как всеми любимый жанр, открывала Щедрину пусть к массовому читателю.
В своих «Сказках» М. Е. Салтыков-Щедрн выступает прежде всего как писатель-сатирик. Он беспощадно бичует те явления современной ему жизни, которые всегда вызывали у него резкий протест.
Сказки вобрали в себя элементы сказки народной и литературной, элементы сказочной и реальной действительности, что вкупе с индивидуальным авторским стилем позволило им стать поистине оригинальными произведениями.
В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» мы встречаем множество традиционных сказочных оборотов: «жили были», «по щучьему велению, по моему хотению», «долго ли, коротко ли», «он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало», «ни в сказке сказать, ни пером описать» и т.п. Однако в народных сказках эти выражения являются только лишь присказкой. У Салтыкова-Щедрина же они имеют иронический смысл. Так, выражение «сказано — сделано», примененное относительно генералов, заставляет улыбнуться, так как на самом деле генералы ни на какие решительные действия не способны. Концовка сказки («он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало») также используется не случайно. Ведь мужику, так расстаравшемуся ради благополучия генералов, действительно, ничего не досталось.
«Сказки» Щедрина пнаписаны эзоповым языком. Однако читателю всегда удается «расшифровать» писательские иносказания, направленные против глупости, чванства, лености, невежества, покорности и многих других пороков.
В «Сказках» Салтыков-Щедрин широко использовал и такие приемы, как гротеск, гипербола, антитеза, аллегория. В «Диком помещике» перед читателем предстает опустившийся богатый барин, который, оказавшись без слуг, превращается в совершенно дикое животное, поступки которого, конечно, гиперболизированы.
Важно
Аллегоричен образ премудрого пескаря. Автор высмеивает жизнь обывателя, боящегося всех и вся. Герой этой сказки постоянно сидит взаперти, боится лишний раз показаться из дому, с кем-нибудь заговорить, завести знакомство. Он живет замкнутой, скучной, жалкой жизнью.
Господствующий класс у М. Е. Салтыкова-Щедрина во многих сказках представлен в образах хищников. Мы видим невежественных медведей, злых и жестоких орлов, безграмотных львов и т. д. Однако в некоторых случаях сатирик делает довольно понятные намеки. Повествуя о Топтыгине, съевшем чижика, он сравнивает: «… все равно, как если б кто крохотного гимназистика до самоубийства довел ».
Характерна интонация сказок. В них откровенно звучит авторская ирония. Но насмешке подвергаются не только угнетатели, но и их жертвы.
Так мужик из вышеупомянутой «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» с удовольствием выстилает дно генеральской лодки лебяжьим пухом. М. Е.
Салтыков-Щедрин восхищается мастеровито-стью, умелостью, находчивостью простого русского мужика и в то же время не может не удивляться его вековому терпению.
В сказках Салтыкова — Щедрина нашли отражение самые высокие писательские идеалы.
Состоя на чиновничьей службе, Щедрин отличался своей неподкупностью, честностью, жаждой справедливости, уважением к простому человеку и вниманием к его нуждам.
Эти качества сатирик искал во всех тех, кто по долгу службы обязан был стоять на защите благ человека. Искали… не всегда находил. Но в этом случае перо писателя становилось беспощадным.
Источник: http://5litra.ru/soch/151-osobennosti-zhanra-skazki-v-tvorchestve-m-e-saltykova-schedrina.html
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина как сатирический жанр. Своеобразие поэтики сказок
Особое место в творчестве Салтыкова-Щедрина занимают сказки с их аллегорическими образами, в которых автор сумел сказать о русском обществе 60—80-х годов XIX века больше, чем историки тех лет.
Салтыков-Щедрин пишет эти сказки “для детей изрядного возраста”, то есть для взрослого читателя, по уму находящегося в состоянии ребенка, которому надо открыть глаза на жизнь.
Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для тех, кто в ней высмеивается.
Совет
Основная проблема сказок Щедрина — взаимоотношения эксплуататоров и эксплуатируемых. Писатель создал сатиру на царскую Россию. Перед читателем проходят образы правителей (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”), эксплуататоров и эксплуатируемых (“Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), обывателей (“Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”).
К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.
а) По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других.
Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.
б) Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами
современности.
Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков- Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.
Сказка «Дикий помещик» (1869) начинается как обычная сказка: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…
» Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: «И был тот помещик глупый, читал газету «Весть» — газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением.
Обратите внимание
Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:
«Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть — все нельзя, да не позволено, да не ваше!» Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея «тело рыхлое, белое, рассыпчатое».
Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: «Куда девался мужик — никто того не заметил». Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.
Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: «…хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой». Ирония звучит в этих словах.
Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с «актерками», приглашенный в поместье: «Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?»; генералы, которых он вместо «говядинки» угостил печатными пряниками и леденцами: «Однако, брат, глупый же ты помещик!»; и, наконец, капитан-исправник: «Глупый же вы, господин помещик!» Глупость помещика видна всем, так как «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», казна опустела, так как подати платить некому, «распространились в уезде грабежи, разбой и убийства». А глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета «Весть».
Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. «Думает, какие он машины из Англии выпишет», чтоб холопского духу нисколько не было. «Думает, каких коров разведет». Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может.
И только однажды задумался помещик: «Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?..» В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала «оброс волосами…
ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках… Утратил даже способность произносить членораздельные звуки… Но хвоста еще неприобрел». Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: «словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».
На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: «…только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!
— А почему так?
— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!»
Важно
Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элемент использован и в изображении крестьян.
Когда начальство решило «изловить» и «водворить» мужика, «как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь».
Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.
Когда крестьян вернули помещику, «в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:
— И откуда вы, шельмы, берете!!!» Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.
Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи — проблему судьбы русского народа.
В 1883 г. появился знаменитый «Премудрый пескарь», ставший за минувшие сто с лишним лет хрестоматийной сказкой Щедрина. Сюжет этой сказки известен каждому: жил-был пескарь, который поначалу ничем не отличался от себе подобных.
Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула.
Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: « Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал». Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит. Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности.
А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А.Каневский, делавший иллюстрации к сказке «Премудрый пескарь»: «….всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру.
Совет
Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать образ запуганного обывателя и пескаря, совместить рыбьи и человеческие свойства. Очень трудно «осмыслить» рыбу, дать ей позу, движение, жест. Как отобразить на рыбьем «лице»навеки застывший страх? Фигурка пескаря-чиновника доставила мне немало хлопот….».
3. И.А. Бунин о судьбах русского крестьянства. «Деревня», «Веселый двор», «Захар Воробьев». Особенности реализма писателя (на примере одного из произведений).
Разрушительный жизненный уклад не принимал писатель. Нравственные ценности он находил в глубинах души, сохранившей природой данные человеку устремления.
Этот светлый мотив — суть многих рассказов: «Веселый двор» (1911), «Захар Воробьев» (1912), «Худая трава» (1913), «Лирник Родион» (1913).
Внутренний облик героя раскрыт здесь в локальной временной ситуации — недолго, но ярко горит огонь духовной красоты. А внешняя, растлевающая среда дана экономно и отстранение от личности.
Социальные диссонансы отнюдь не затушевываются. Но на преходящее автор смотрит с позиций высшего назначения людей — их появления на свет во имя того, чтобы взрастить новую жизнь на земле. Те, кто в презрении к эгоистическим, меркантильным поползновениям излучают тепло, любовь на этом пути,— дороги писателю.
Таковы, по его мнению, перспективы мира, спасение от страшной инерции распада. Бунин не идеализирует своих героев. Снова слышна знакомая бунинская мысль: прикоснуться к Прекрасному можно, лишь преодолев привычно ограниченные интересы. В «Худой траве» и других рассказах 1910-х гг.
утонченные душевные состояния свойственны тем, кто проживает обычную судьбу. Разными средствами писатель подчеркивает этот момент. В повествовании усилено впечатление достоверности происходящего ссылкой на «реальное» место действия, нередко — на мнение «старожилов». Таковы зачины «Веселого двора» и «Захара Воробьева».
Тонко мотивируются переходы от события к его осмыслению героем, от раздумий о предназначении человека к бытовым сценам. Сложные психологические процессы свободно включены в течение повседневного существования. Да и сами эти процессы, при всей своей глубине и значительности, берут начало от простейших переживаний.
Обратите внимание
Потому столь выразительной становится художественная коллизия рассказов — подведение персонажем своих жизненных итогов. Конкретность воссозданного мира может увести внимание от подлинных поисков писателя. Нередко так и случается. Бунин верил, что «Захар Воробьев» защитит его от нападок критики, приписавшей автору «Деревни» барское отношение к народу.
А в этом рассказе находят лишь несвершенную мечту Захара о подвиге да унизительную его смерть от чрезмерного количества выпитой водки. Содержание произведения несравненно богаче и трагичнее.
Захар Воробьев постоянно ищет теплых, доверительных контактов с человеком. Сначала пытается обрести собеседника, который выслушает и поймет его. Но разговоры со случайными встречными венчаются полным и тупым равнодушием к нему. К людям идет он в село Жилое (ироничное название), а там — «было мертвенно тихо. Нигде ни единой души».
Захар хочет сотрясти «мелкий народишко, спрятанный по избам». В небольшом рассказе «Веселый двор» — история двух жизней и двух смертей: старухи крестьянки Анисьи и ее сына Егора. Анисья умирает в прямом смысле от голода: для нее не нашлось даже хлебной корки (ее двор назван соседями «веселым» в насмешку над нищенским, непутевым существованием).
Егор, «пустоболт», давно бросивший родительский дом, «не признающий ни семью, ни собственности, ни родины», кончает свои бессмысленные скитания самоубийством. Кроткая выносливость матери поднимается до самоотвержен ности во имя заблудшего Егора.
В момент своей голодной смерти (бродячая, полуодичавшая собака признает несчастную женщину «за ровню»!) Анисья «до дрожи в руках и ногах» жаждет «сладкого счастья» — начать «новую полосу» «существования на белом свете». В чувствах умирающей нет и следа самоуспокоения и отрешенности. Все отдано страстному стремлению «видеть утро, любить сына, идти к нему».
Состояние Егора противоречиво, по-прежнему ему свойственно глупое самомнение, а рядом растет мучительное недоумение, «глухое раздражение» против всех и вся. Егор переживает «два ряда чувств и мыслей: один обыденный, простой, а другой — тревожный, болезненный», вынуждающий «думать что-то такое, что не поддавалось работе ума».
Непреодолимая раздвоенность, заставляющая завидовать немыслящим птицам, остро-драматично разрешается со смертью Анисьи. Егор теперь теряет все связи с миром: «И земля — вся земля — как будто опустела».
Важно
Автор пользуется «рентгеновским лучом», высвечивая глубинное течение внутренней жизни. Композиция рассказов, смена и деталировка эпизодов — все выражает избранный подход. Пожалуй, ярче всего он проступает в речевой стихии повествователя и персонажей.
Производные от тех или иных опорных понятий выражения, настойчиво повторяясь, сразу определяют ведущую мелодию произведения. В «Худой траве», скажем, целая россыпь слов-»знаков» нелегкой мысли: «знания», «способности умственные», «думать что-то свое», «бедные воспоминания», «ничего не знаю», «незнамо, зачем жил» и пр.
Этот поток, конечно, не единственный, навстречу ему идет другой, передающий ощущения красоты, любви. Смысловая сгущенность текста достигается этими средствами.
Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским благополучием.
Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»).
Во многих рассказах 1890—1900 годов появляются образы «новых» людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных перемен,
В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» (1911) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни..
. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство «поднимать в мир поэзии будничные явления жизни». «Низких» тем для писателя не существовало. Рецензент журнала «Вестник Европы» писал: «В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов».
Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источников его творчества была народная речь.
Прозу Бунина многие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он привнес новые черты и новые краски, обогатив его чертами импрессионизма.
Билет 34.
Источник: https://infopedia.su/7x84e0.html
Проблематика и художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина
Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…Н.А.НекрасовТема цикла сказок (1869 — 1886) М.Е.
Салтыкова-Щедрина -иносказательное (в форме сказок) изображение современной автору российской действительности. Идея цикла, с одной стороны, разоблачение всей государственной системы самодержавия и показ несостоятельности главных основ общества — семьи, собственности, официальной народности, а с другой стороны, признание созидательной силы народа.
Одновременно в сказках звучат грустные размышления автора о народной покорности и долготерпении, авторское сочувствие народу в его бесправном положении. Таким образом, Салтыков-Щедрин затронул в своих сказках не частные, а фундаментальные общественные проблемы.
Совет
В этом проявился мудрый талант писателя, который утверждал, что «все великие писатели и мыслители потому и были велики, что об основах говорили». Гуманизм, непримиримость к насилию, поиски социальной справедливости — вот главный идейный пафос сказок.Салтыков-Щедрин написал тридцать две сказки.
По идейному содержанию все сказки условно можно разделить на четыре группы. Первую группу составляют сказки, в которых разоблачается самодержавие и дворянское государство: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В этих произведениях подчёркивается мысль, что дворянское государство основано на труде простого мужика. Генералы, которые чудесным образом оказались на необитаемом острове, умирали с голода, хотя в речке кишмя кишела рыба, ветки деревьев ломились от плодов и т.д.
Дикий помещик, оставшись в своём имении без крестьян, очень обрадовался: сначала съел все пряники из буфета, затем всё варенье из кладовой, потом перешёл на подножный корм, а в конце одичал до того, что стал бегать на четвереньках и оброс шерстью.
В сказке «Медведь на воеводстве» знатные лесные воеводы Топтыгины мечтали прославиться, устраивая кровопролития и неутомимо борясь с «внутренними супостатами».Ко второй группе сказок можно отнести те, в которых показывается забитый, покорный, но трудолюбивый и добродушный русский народ: «Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
(Поскольку в сказке «Повесть о том, как…» рассматривается несколько общественных проблем, постольку она может быть помещена в разные тематические группы.) В сказке «Коняга» изображается крестьянская лошадь с разбитыми ногами, с выпирающими рёбрами, которая пашет вместе с крестьянином землю и кормит сытых и гладких «пустоплясов».
Они же гордо и презрительно поглядывают на Конягу, как будто не понимают, что именно благодаря ему они могут весело гарцевать и красиво философствовать. В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» генералы, пропадая с голоду на необитаемом острове, молились только об одном: чтобы Бог послал им мужика. И Бог сжалился над ними — ниспосланный мужик оказался и рыбаком, и охотником, и мастером на все руки, потому что даже изловчился варить суп в пригоршне. Мужик кроме рукомесла обладал другим важным достоинством: был покорен воле господ до того, что сам свил верёвку, которой они его и связывали на ночь, чтоб не убежал.
В третью группу входят сказки, где Салтыков-Щедрин высмеивает русских либералов: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь» (встречается и другое написание заглавия этой сказки — «Премудрый пискарь»). Писатель сатирически изображает прекраснодушных либералов, которые уверены, что зло в мире можно исправить красивыми словами.
Карась-идеалист серьёзно проповедует мир между щуками и карасями, призывая хищников перейти на травяную пищу. Кончается эта проповедь тем, что болтливого идеалиста проглатывает щука, причём машинально: её поразила нелепость разглагольствований маленького карася.
Обратите внимание
Однако и другая жизненная позиция высмеивается автором — позиция премудрого пескаря. Цель его жизни заключалась в том, чтобы выжить любой ценой. В результате этому мудрецу удалось дожить до старости, но, постоянно прячась в своей норке, он ослеп, оглох, больше походил на морскую губку, чем на живую, шуструю рыбёшку.
Стоило ли сохранять во что бы то ни стало свою жизнь, если она долгие годы была по сути прозябанием, бессмысленным существованием?
В последнюю группу можно объединить сказки, которые изображают мораль современного общества: «Пропала совесть», «Дурак». Главного героя последней сказки все окружающие называют вполне по-сказочному — Иванушка-дурачок: он бросается в воду, чтобы спасти утопающего ребёнка; играет с Лёвкой, которого все кругом бьют и ругают; отдаёт нищему все деньги, имеющиеся в доме, и т.д.
Ирония Салтыкова-Щедрина заключается в том, что нормальные человеческие поступки Иванушки воспринимаются окружающими как дурацкие. Это свидетельствует о том, что само общество крайне испорчено.Салтыков-Щедрин создал в русской литературе особый жанр — литературную сатирическую сказку, в которой традиционная сказочная фантастика сочетается с реалистической, злободневной политической сатирой.
По незатейливому сюжету эти сказки близки к народным. Писатель использует приёмы из поэтики фольклорной сказки: традиционный зачин (жил-был), присказки (по щучьему велению, не в сказке сказать), прозрачную мораль, которую легко понять из содержания. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина существенно отличаются от народных.
Сатирик не подражал фольклорным сказкам, а на их основе свободно творил собственные, авторские. Пользуясь привычными фольклорными образами, писатель наполнял их новым (социально-политическим) смыслом, удачно придумывал новые -выразительные образы (премудрый пескарь, карась-идеалист, вяленая вобла).
Фольклорные сказки (волшебные, бытовые, зоологические) выражают обычно общечеловеческую мораль, показывают борьбу добрых и злых сил, обязательную победу положительных героев благодаря их честности, доброте, уму — Салтыков-Щедрин пишет политические сказки, наполненные актуальным для своего времени содержанием.
В щедринских сказках противостоят друг другу не добро и зло, а две социальные силы — народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных животных, а часто и без маски — просто как мужик. Эксплуататоры представлены в образах хищников или просто как помещики, генералы и т.п. В таких сказках преимущественное внимание уделяется не личной, а социальной психологии персонажей.
Важно
Писатель сознательно избегает «портретности» героев, но создаёт типы, то есть сатирически высмеивает не отдельных лиц, а целые слои общества (высших лиц государства, тупых чинов полиции, трусливую интеллигенцию, беспринципных политиков и т.д.).
Фантастика Салтыкова-Щедрина реальна, так как не искажает жизненных явлений; перенесение человеческих черт (психологических и социальных) на животный мир создаёт комический эффект, обнажает нелепость существующей действительности.
Например, в сказке «Медведь на воеводстве» автор заявляет, что крупные и серьёзные злодейства заносятся на скрижали истории, а все Топтыгины хотели «попасть на скрижали». Такие рассуждения сразу дают понять, что речь идёт не о медведях, а о людях.Сочиняя свои сказки, Салтыков-Щедрин учитывал, конечно, художественный опыт И.А.
Крылова и позаимствовал через отечественного баснописца «эзопов язык» и русские зоологические маски, а также использовал приёмы литературной сатирической сказки Западной Европы (например, «Сказка о Лисе»). При этом в щедринских сказках отразился весьма оригинальный художественный мир образов и картин русской жизни последней трети XIX века.
В заключение следует отметить, что литературный талант Салтыкова-Щедрина проявился в сатире, то есть в изображении и беспощадном высмеивании общественных и человеческих пороков. Хотя судьба сатирика трудна, а труд его неблагодарен (об этом писал Н.В.Гоголь в авторском отступлении из поэмы «Мёртвые души», гл.
7), Салтыков-Щедрин считал, что в современных российских условиях стыдно уходить от реальных проблем и «Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать…» (Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»), Однако, чтобы разоблачать негативные стороны жизни, необходим идеал, во имя которого высмеиваются пороки и недостатки.
Произведения Салтыкова-Щедрина заключают в себе не только суровые, безрадостные картины современной действительности (реальность), но и любовь к России, веру в её будущее (идеал).
Смех писателя-сатирика беспощаден, но одновременно этот смех приносит оптимистическое чувство моральной победы над злом: «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по его поводу уже раздался смех», — заявлял автор.
Салтыков-Щедрин создал новый жанр в русской литературе -политическую сатирическую сказку «для детей изрядного возраста». Сказки, написанные преимущественно в последние годы жизни писателя, содержат проблемы и образы предшествующего творчества сатирика. Следовательно, они являются для Салтыкова-Щедрина своеобразным итогом писательской деятельности. В сказках отразилась характерная особенность творческой манеры автора — соединение художественного начала и злободневной публицистики, недаром писатель называл себя «историком современности», «летописцем минуты». В сказках в непосредственном и резком столкновении действуют представители антагонистических классов: мужик и генералы, мужики и дикий помещик, «лесные мужики» и воеводы Топтыгины, карась и щука, Коняга и пустоплясы. Цикл сказок Салтыкова-Щедрина — это как бы «социальный портрет российского общества», с точки зрения автора.
Совет
В сказках Салтыков-Щедрин продемонстрировал: блестящее искусство сатиры и «открытой» иронии; приёмы гиперболы, сказочной фантастики и аллегории; мастерство при создании ярких, запоминающихся образов-символов; вкус к выразительному, лаконичному литературному языку — одним словом, художественное совершенство.
Источник: http://lit-helper.com/p_problematika_i_hudojestvennoe_svoeobrazie_skazok_m_e__saltikova-shedrina
Общая характеристика
При подготовке доклада или сообщения по теме необходимо начать с основных черт, которые присущи сатире русского писателя. Кратко проблематику сказок Салтыкова-Щедрина можно обозначить следующими моментами:
- Тема власти, неуважения человеческой личности.
- Глупость, не знающая границ, но в высшей степени самоуверенности.
- Недостатки просветительской деятельности наделенных властью.
- Раболепие и страх, воплощением которого является премудрый пескарь, герой одноименного произведения.
В цикл входит 32 небольших по объему текста, в каждом из которых человеческие пороки высмеиваются емко, остроумно, но очень выразительно.
Своеобразие произведений сатирика состоит в том, что герои, типичные представители своего времени, изображены в облике животных. Но за медведем, орлом-меценатом, подводными жителями без труда угадываются черты современников Михаила Евграфовича. Народ, обездоленный, униженный, но работящий и добродушный, выведен им на страницах в облике коняги из одноименной сказки.
Автор не может не восхищаться уникальным потенциалом русского крестьянства, но осуждает его покорность и страх перед теми, кто находится выше по сословной лестнице. Особенно наглядно эта тематика звучит в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Остроумие и оригинальные находки
Сказки Салтыкова-Щедрина стали апогеем его сатирического прошлого, его итогом. Эти тексты представляют собой особый пласт юмористической литературы, отличный от произведений европейской и русской сатирических традиций. Можно выделить следующие уникальные черты, настоящие новшества классика:
- Гармоничное переплетение реальности и фантастических мотивов.
- Активное использование таких литературных приемов, как гипербола, гротеск, ирония на фоне фольклорных традиций.
- Герои лишены индивидуальных черт, это своеобразные маски, символы. Конечно, обобщенные образы были присущи и другим писателям, но только Щедрин замаскировал человеческие пороки в образах животных, следуя за традициями Эзопа и Крылова, великих баснописцев.
Раскрывая важнейшие темы, писатель отказывается от традиционного морализаторства, он дает читателю возможность самостоятельно сделать выводы. Задача автора — лишь в гротескной форме представить каждый порок, высмеять его, показать абсурдность ситуации. А отнюдь не читать проповеди.
Злободневные вопросы
Чтобы написать хорошее сочинение «Салтыков-Щедрин и его творчество», важно рассмотреть, какие же важнейшие вопросы были освещены в сказках. Так, «Медведь на воеводстве» — это емкая аллегория самодержавия, которое падает в результате бунта. Под образами медведей, пришедших к власти, автор показывает русских монархов. Каждый из Топтыгиных стремился к обогащению, не думал о вверенных им подданных, не стремился улучшить жизнь в лесу.
«Дикий помещик» — произведение, посвященное взаимоотношениям народа и барина. Помещик, привыкший, что все за него делают крестьяне, стал совершенно беззащитным и неприспособленным к жизни. Со временем он настолько отупел, что, возненавидев «крестьянский запах», возжелал, чтобы все мужики исчезли. Этому герою и в голову не пришло, что он полностью зависим от своих крепостных. В гротескной жестокой форме писатели выводит перед читателем образ глупого, ленивого, но очень избалованного барина.
Аналогичная тематика оживает на страницах «Повести» о генералах и мужике. Но здесь автор смеется не только над генералами — напыщенными, важными, но совершенно бесполезными. Со слезами на глазах Щедрин рисует и образ русского крестьянина, находчивого, сообразительного, работящего. Но вынужденного терпеть унижения, готового подчиняться, неспособного сбросить с себя узы рабства.
Таковы основные вопросы, которые важно отразить в сочинении на тему «Салтыков-Щедрин и его сказочное творчество».
Тематическая специфика
Еще более детально разобраться в том, какие именно темы поднимал сатирик, поможет таблица. В ней указаны основные тексты и рассмотренные в них аспекты.
Примеры сказок | Основные вопросы | Кратко о художественных особенностях |
Медведь на воеводстве, Орел-меценат | Высмеивание царской власти, невежества и откровенной глупости министров, дворянства и прочих лиц, приближенных к трону. | Активно используется едкая сатира, сарказм. Писатель не скрывает свой гнев. |
Орел-меценат | Осмеяние деятельности монарха на почве просвещения | Используются образы птиц, каждая из которых воплощает определенные черты, при этом вполне реалистичны. Например, сороки любят все блестящее. |
Дикий помещик, Повесть про то… | Угнетенность крестьянства. Глупость и наглость помещиков. | Гротескная ситуация помогла показать абсурдность того, что происходит в реальности. Герои-крестьяне, сильные и умелые, вынуждены кормить бестолковых и бесполезных генералов и помещиков. |
Самоотверженный заяц | Тематика взаимоотношений сильного и слабого, наделенного властью и лишенного ее. Самоунижение, внутренняя слабость. | Классические герои — злобный волк и трусливый заяц в своих обычных амплуа выражают человеческие пороки. |
Таковы основные моменты, которые волнуют писателя и рассматриваются им в сатирических текстах. При подготовке сообщения, посвященного смыслу и художественным особенностям произведений Щедрина, нужно указать, что автор использует традиционные черты животных (заяц труслив, волк — хищник, медведь — неуклюжий увалень), но наделяет своих героев социально значимыми чертами.
Значение в творчестве сатирика
В сочинении на тему сказок Салтыкова-Щедрина важно отразить и значение этого тематического пласта в творческом пути автора. Здесь писатель отказывается от традиционной морали, не стремится чему-либо учить своих читателей. Он берет обычных героев-животных, даже не меняет их традиционный фольклорный облик, но наделяет человеческими чертами, которые и высмеивает в комичной гротескной форме.
Таким образом, каждый герой призван обобщать специфические черты, присущие определенному сословию. Орел воплощает собой царя и его приближенных, заяц и премудрый пескарь — представителей простого народа, коняга — крестьянство. Такое описание помогало автору в сказочной форме передать волнующие его мысли, зашифровать за героями-животными пороки современности. Конечно, Михаил Евграфович понимал, что цензуру обойти ему не удастся, слишком откровенна его сатира, многие политические деятели того времени узнавали в героях себя.
Таковы основные особенности сказок великого русского классика, произведений уникальных, самобытных, необычных.
Сочинение — Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Русский язык
Сказки у Щедрина всегда были в фольклорном стиле, но все равно они являются литературными произведениями. Больше всего они похожи на произведения Пушкина, потому что у обоих писателей в сказках присутствует юмор и глубокие размышления о смысле жизни.
У Салтыкова-Щедрина почти все сказки могут делиться на разные группы. Например, он написал много произведений о животных и окружающем мире. Часто он писал сказки, где присутствовало волшебство и мистика. Обычные бытовые сказки тоже присутствовали в сборниках этого автора.
Эти произведения вроде похожи на фольклорные, но и совсем отличаются от них. Первое отличие это то, что в русско-народных сказках нет никаких признаков времени, а в произведения Щедрина упоминаются разные газеты или события подчеркивающие историю. Второе отличие, что в фольклорных сказках все верили в волшебство и ждали его, а автор относится к этому с иронией и недоверием. И самое важное отличие это то, что в народных произведениях всегда был счастливый конец и никак иначе. А в Салтыкова-Щедрина иногда конец может быть и плохим. Иногда в его произведениях даже звучит отчаяние и грусть.
Можно сделать вывод, что Щедрин взял фольклорный жанр и внес туда философские и грустные мысли. Каждое его произведение пропитано психологическими идеями. Часто он говорит на социальные темы и даже затрагивает царя. Поэтому многие говорят, что у писателя есть жанровое своеобразие в его сказках. Автор всегда проходил ценуру даже когда в произведениях высмеивался царь. Но он открыто писал обо всех социальных проблемах, которые волновали не только его, но и все остальное общество.
В сказках Щедрина смешивались басни и сказки. Из басен он взял образы животных, которые наделены определенным характером. То есть за каждым животным стоял какой-то образ человека, которого Салтыков-Щедрин хотел передать и высмеять.
Автор писал сказки в основном для детей уже подросшего возраста. ТО есть те, которые уже выросли, но все равно у них много желаний и они всегда верят в волшебство. Но Щедрин специально высмеивал таких людей и пытался показать им, что жизнь на самом деле совсем другая и вообще не волшебная. Он показывал жестокую реальность.
Салтыков-Щедрин часто пользовался различными приемами. Например, он часто говорил не открыто, а только намекал на что-то. Конечно, практически каждое произведение автора пропитано иронией и сарказмом. Часто он преувеличивает черты характера людей, чтобы показать их в более плохом свете. Щедрин всегда изображал людей именно в образах животных и пользовался разными стереотипами.
Сказки посвящены темам, которые очень волнуют людей. Например, Щедрин писал про ужасное рабство, когда русский человек делает все чтобы удовлетворить богатого хозяина. Так же автору не нравилась интеллигенция, которая постоянно пыталась выглядеть лучше, чем является на самом деле. Так же Щедрину не нравилось, что богатая власть часто хамила и грубила простым крестьянам.
Своей сатирой автор хотел призвать власть к тому, чтобы было уничтожено рабство и угнетение. Он был одним из борцов за настоящую справедливость.
Вариант 2
В сказках Салтылкова-Щедрина мы чётко видим сатиру, а где-то даже и гротеск.
Возьмём, к примеру, сказку «Как один мужик двух генералов прокормил». Генералы попадают на необитаемый остров, до ужаса хотят есть, но не могут ни зайца поймать, ни плоды достать. Есть ещё там такой момент, когда они решают разойтись по разным сторонам света и найти еду, но оба понятия не имеют, где север, где восток.
Тогда они начинают развлекать себя разговорами, но всё сводится к одной теме — к еде. Бедолаги уже настолько оголодали, что вцепляются друг в друга, пытаясь съесть, но вовремя одумываются. Вот тут-то и появляется мужик, который помогает им вдоволь поесть.
Весь смысл сказки в том, что генералы — изнеженные баловни судьбы, им не под силу даже то, что с лёгкостью смогли бы сделать маленькие дети.
Рассмотрим другую сказку «Премудрый пекарь.
Пескарь-отец, умирая, Пескаря сына учил «Удочки берегись». У сынка ума была палата, вот он и решил буквально от всего беречься, тогда своей смертью помрёт, от старости, то есть.
Берегся вот так всю жизнь, дрожал от каждой мелочи, а пожить-то толком не успел. Сразу понятно — трусость человеческая высмеевается. Бережённого Бог бережёт, но и дышать бояться тоже не надо.
Сказка «Пропала совесть»
История повествует о том, как люди заметили, что что-то пропало, и как-то сразу без этого «чего-то» стало легче. Льстивым стало совсем легко говорить сладкие речи, а умные поняли, что избавились от последнего ига.
Совесть же тем временем превратилась в грязную тряпку и лежала на дороге, истрепанная и оплеванная. Подобрал ту тряпку пьяница, чтобы обменять на бутылку, да стало ему не по себе: понял, что попусту жизнь проживает. Сбыл ту тряпицу хозяину заведения за бутылку и ушёл. А трактирщику тоже неуютно — начинает он понимать, что губит людские жизни. Так вот и переходит эта тряпочка от одного к другому, и всем от неё хочется избавиться, потому что совесть не чистая.
Так вот она и попадает в руки к мальчику маленькому с чистым сердцем. И растёт теперь дитенок с совестью.
Порой кажется, что люди эту самую тряпочку-совесть где-то потеряли безвозвратно, ну да их дело…
Ещё одна сказка, «Дурак» называется.
Жил-поживал себе дурак. Каждому помочь старался: на пожар — в самый огонь бежит, с тяжёлыми больными сидел. Люди эту самую жертвенность в нём не понимали, за прихоть его дурацкого ума считали, и только один человек не блажь разглядел в поступках дурака, а чистые помыслы. Так и в нашей жизни — за нашими жертвами людям дурость видится, и только некоторые правду увидят.
Во всех сказках Салтылкова-Щедрина мы, так или иначе, себя видим. Пороки свои, или плюсы — всё с людей списано. Наблюдательный был писатель, ко всему присматривался. Сказки его в любом возрасте полезны: мудростью от них веет. А мудрость лишней не бывает.
Все сочинения
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина
Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина
Цикл литературных произведений, написанных писателем в форме остросатирических сказок, содержит более тридцати новелл, явившихся результатом многолетних наблюдений автора.
Основными темами сказок, раскрывающимися писателем в его идейно-политическом замысле, являются сатирическое изображение правительственных верхов самодержавия и эксплуататорских классов («Дикий помещик»), описание жизни представителей простого забитого русского народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), а также характерного состояния обывателей, относящих себя к продвинутой интеллигенции («Карась-идеалист»).
Раскрытие ключевых тематик произведений писатель осуществляет с помощью применения различных художественных приемов сатиры в виде преувеличения (гиперболы), иносказательных выражений, гротесков, аллегории, используя в повествовании фольклорные, басенные народные традиции, а также соединяя реальность и фантастику, человека и животного.
Описание героев сказок в виде представителей животного мира (жадный волк, трусливый заяц, хитрая лиса, глупый медведь) позволяет писателю отобразить типичных персонажей различных слоев общества, зашифровав в их образах характерные черты самодержавного деспотичного правления.
Содержание сказки «Премудрый пескарь» раскрывает авторское отношение к обывательской жизни интеллигентных слоев населения, обеспокоенных лишь собственным самосохранением, живущих в постоянном страхе за свое благосостояние, а, повествуя об истории, произошедшей с мужиком и двумя генералами, писатель рассуждает о рабском поведении затравленного русского народа, который непосильным трудом создает материальное благополучие для правящей избалованной верхушки.
В образе одичавшего помещика автор изображает беспомощность и глупость паразитирующей власти, которая не желает признавать народ в качестве основы и опоры государственного строя, создающий основные материальные и духовные ценности страны.
Описывая мастерски образы простых людей, трудолюбивых, талантливых, писатель не скрывает собственного сочувствия к нелегкой жизни родного народа, эксплуатируемого властью, но при этом в его отношении к обычному люду сквозит осуждение за проявление мужиками безропотности, долготерпения, сравнивая их с пчелами, являющимися бессознательным стадом.
Ключевым смыслом всего цикла сатирических сказок писателя является размышление об истинном назначении человеческой жизни и ее различных проявлениях, раскрывая злободневные проблемы реального существования современного общества.
Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина
Несколько интересных сочинений
- Образ Петербурга в русской литературе
Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.
- Сочинение Имение Троекурова и имение Дубровского
Роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» рассказывает о взаимоотношениях двух помещиков, имения которых находились по соседству. Несмотря на разное финансовое положение и характеры они дружили и мечтали объединить
- Сочинение Тургеневская девушка в Асе Тургенева
Главная героиня повести «Ася» дана через восприятие Н.Н, с которым девушка познакомилась в Германии и которого полюбила взаимно. Однако, любовь не принесла им счастья, так как Н.Н не мог отдаться этой любви
- Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ
Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
- Сочинение по картине Гаврилова Последние васильки 6 класс
Крупным планом на деревянном столе без скатерти, в обычной белой эмалированной кастрюле стоит букет васильков. Видно, не нашлось в этом доме вазы для шикарного букета полевых цветов