В чьих руках царевна впервые увидела веретено в сказке спящая царевна

Вопросы к
сказке Пушкина «О спящей царевне»

1.     
О ком сказано:
гость желанный, день и ночь так долго жданный»? (Царь)

2.     
Отчего умерла
первая царица? (Восхищенья не снесла)

3.     
Через какой срок
царь снова женился? (Год)

4.     
Откуда у царицы
зеркальце? (Ей в приданое дано…)

5.     
С кем одним была
царица приветлива? (Зеркальцем)

6.     
«Прищёлкивать
перстами» что такое «перст»?

7.     
Какое приданое у
царевны? («Семь торговых городов да сто сорок теремов»)

8.     
Почему, по
мнению мачехи, царевна белолица? (« И не диво, что бела: /Мать брюхатая сидела
/Да на снег лишь и глядела»)

9.     
Кто такая
Чернавка? (Служанка для чёрной работы)

10. 
Почему Чернавка
названа сенной девушкой? (Сени —  помещение между крыльцом и жилой частью
дома)

11. 
 Что
означают слова: «я пожалую тебя»? Кто, кому и когда  их говорит?

12. 
Почему Чернавка
«не убила, не связала, а отпустила»? (Та в душе её любя…»)

13. 
Продолжите
слова: «И молва трезвонить стала…»   ( «Дочка царская пропала…»

14. 
Почему царевна
решила, что в тереме «люди добрые живут»? («Под святыми стол дубовый…»)

15. 
Где спряталась царевна
в тереме у братьев? (На полатях – широкие нары для спанья, расположенные под
потолком)

16. 
Как царевна
честь хозяям отдала? (В пояс низко поклонилась)

17. 
Почему братья
полюбили царевну?

18. 
Где жила царевна
у братьев? (Светлица – небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в
таких комнатах жили девушки)

19. 
Чем занимались
семь братьев? (Охота, молодецкий разбой)

20. 
Что означает:
«но живёт без всякой славы»?

21. 
Что такое
рогатка? Где это слово встречается в сказке?  (Ей рогаткой угрожая,
/Положила иль не жить,  /Иль царевну погубить».  Рогатка  –
 старинное орудие наказания)

22. 
Чем занималась
царевна, когда пришла Черница? (Пряла)

23. 
Кто такая
Черница? (Монахиня)

24. 
Как звали собаку
братьев? (Соколко)

25. 
Через сколько
дней похоронили царевну, почему братья так долго ждали?

26. 
В какое время
 суток похоронили царевну? («В полуночную пору»)

27. 
Как отвечали
люди на  вопросы царевича Елисея о царевне? (/ Всем вопрос  его
мудрён; /Кто в глаза ему смеётся, /Кто скорее отвернётся.)

28. 
К кому
Посоветовало обратиться Солнце? ( к Ветру)

29. 
О ком этот
сказано:  «круглолицый, светлоокий?

30. 
Кого боится
Ветер? («Не  боишься никого, кроме Бога одного»)

31. 
От чего ожила
царевна? (И о гроб невесты милой милой  Он ударился всей силой. Гроб
разбился. Дева вдруг ожила…»)

32. 
Продолжите:
И трубит уже молва… («Дочка царская жива…»)

Вопросы
по сказке Жуковского «Спящая царевна»

1. В какой
период времени Жуковским была написана сказка «Спящая царевна»?
а) В течение 1830 года
б) С 26 августа по 12 сентября 1831 года
в) Летом 1829 года

2. Где
проживал автор во время написания сказки?
а) В Гатчине
б) В Царском селе
в) В Марьино

3. Сказки
каких народов легли в основу «Спящей царевны»?
а) Голландские и итальянские сказки
б) Немецкие и французские сказки
в) Арабские сказки

4. Как
звали царя в сказке «Спящая царевна»?
а) Фадей
б) Евстифей
в) Матвей

5. Какое
животное предсказало царице рождение дочери?
а) Мышь
б) Рак
в) Лягушка

6. Сколько
чародеек позвал царь на пир по случаю рождения дочери?
а) Десять
б) Одиннадцать
в) Двенадцать

7. Какое
проклятие наслала на царевну незваная двенадцатая чародейка?
а) Потеря дара речи
б) Смерть от укола веретеном
в)Карликовый рост

8. Из
какого материала были сделаны блюда для чародеек?
а) Из мельхиора
б) Из серебра
в) Из золота

9. В каком
возрасте должна была уснуть царевна?
а) В 16 лет
б) В 14 лет
в) В 18 лет

10. В чьих
руках царевна впервые увидела веретено?
а) В руках царицы
б) В руках старушоночки
в) В руках чародейки

11. Какое
растение преградило путь к царскому дому?
а) Шиповник
б) Ежевика
в) Терновник

12. Сколько
лет длился сон царевны?
а) Сто лет
б) Двести лет
в) Триста лет

13. Кто
проник в неприступный бор и поцелуем разбудил царевну?
а) Царский сын

б) Принц
в) Рыцарь

14. Какой
конь после пробуждения от трехсотлетнего сна доел свой овес?
а) Лихой
б) Смелый
в) Добрый

Второй
тур «Что за слово?»

Сказка
Жуковского:

Благонравна (
мягкая, кроткая, доброжелательная.)

Веретено- ручное предельное орудие.
Горница это комната (устар.)
Дотоле ( до того, до тех пор)
Ланиты ( щёки)
Ловчий-( тот кто приучен к ловле. напр. птиц или
собак)

Очи ( глаза)
Приворотный ( около ворот)
Пряха- (женщина занимающаяся ручным прядением)
Свита-( лица сопровождающие царя)
Хорунжий ( лицо имевшие такой чин)

Сказка Пушкина:
Горница – комната.
Изразцовая – облицованная керамической
плиткой. «Печь с лежанкой изразцовой»

Инда – так что даже; до того, что.
Ломливая – склонная к жеманству, упрямству
без причины, самодурству

Молодица – молодая замужняя женщина.
Образа´ – иконы.
Персты – пальцы.
Полати – настил из досок для спанья,
устраиваемый в избе под потолком между стеной и печью.

Рогаткой — в старину железный ошейник с
длинными остриями внутрь, надевавшийся в наказание на шею. «Царица злая, ей
рогаткой угрожая…»

Сенная девушка – дворовая (крепостная)
девушка, находившаяся в услужении господ.

Черкес – житель Северного Кавказа.
Чернавка — служанка, прислужница (обычно в
барском доме).

Третий
тур «Чьи слова?»

Сказка Пушкина:

И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи,
виновна я? (Царевна)

Старший молвил: «Что за
диво!

Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
(Старший брат богатырь)

Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей
(Зеркальце)

«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне». (Старушонка)

«Свет наш солнышко! Ты
ходишь

Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под
собой» (Королевич Елисей)

Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста
(Ветер)

Сказка Жуковского:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесёшь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь  (Рак)

Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, моё дитя;

Жизнь твоя пройдёт шутя

Меж знакомых и родных  (Первая чародейка)

На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет! (Злая колдунья)

Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лён,

Прясть, сучить, чтоб веретён

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать  (Царь)

«Веретёнце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».  (Старушоночка)

«Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!»  (Царский сын)

  • Учителю
  • Викторина по сказке В.А. Жуковского Спящая царевна

Викторина по сказке В.А. Жуковского Спящая царевна

Автор публикации:

Дата публикации: 20.09.2016

Краткое описание:

предварительный просмотр материала

</ Викторина по сказке В.Жуковского «Спящая
царевна»

  1. Как звали царя в сказке «Спящая царевна»?

    Фадей Евстифей Матвей +

  1. Сколько чародеек позвал царь на пир?

    Десять Одиннадцать + Двенадцать

  1. В честь чего был пир?

Победы царя над врагом Прибытия заморских гостей Дня рождения
дочери

  1. Какое животное предсказало царице рождение дочери?

    Мышь Рак + Лягушка

  1. Почему царь не пригласил двенадцатую чародейку?

Не было двенадцатого золотого блюда Она ему не нравилась Он её
боялся

  1. Какое проклятие наслала на царевну незваная двенадцатая
    чародейка?

Потеря дара речи Смерть от укола веретеном + Карликовый рост

  1. Из какого материала были сделаны блюда для чародеек?

Из мельхиора Из серебра Из золота +

  1. В каком возрасте должна была уснуть царевна?

В 16 лет + В 14 лет В 18 лет

  1. В чьих руках царевна впервые увидела веретено?

В руках царицы В руках старушоночки + В руках чародейки

  1. Какое растение преградило путь к царскому дому?

Шиповник Ежевика Терновник +

  1. Сколько лет длился сон царевны?

Сто лет Двести лет Триста лет +

  1. Где спал царь с царицей?

На траве перед дворцом В кровати На ступенях лестницы

  1. Кто пытался проникнуть в неприступный бор?

Разбойники Смельчаки + Служивые

  1. Кто проник в неприступный бор и разбудил царевну?

Царский сын + Принц Рыцарь

  1. Что сделал спаситель, прежде чем войти во дворец?

молитву прочитал перекрестился взял живую воду взял мёртвую
воду.

16. Жуковский описывает спящую царевну: «Молод цвет её ланит…».
Что такое ланиты?

губы щёки волосы глаза

17. Что пробудило царевну от сна?

прикосновение к кольцу поцелуй живая вода проснулась сама
внезапно.

Приложение 2

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока литературного чтения,

проведенного в 4 классе

обучающейся Маркиной Анны

(Ф.И.О.)

08.10.2020 г.

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

Конспект урока литературного чтения

УМК: «Начальная школа XXI века», 4 класс

(Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.

Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2-х ч., ч.1.)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 08.10.2020 г.

Время: 9.50-10.30.

Место: МАОУ СОШ №46 с УИОП.

Класс: 4 «Г».

Целевой компонент урока:

Тема урока: Сказка Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна».

Цель: Воспитание понимания любви как самого сильного чувства через содержание произведения В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с произведением В.А. Жуковского «Спящая Царевна»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве В.А. Жуковского.

Развивающие: способствовать развитию навыка критического мышления учащихся; развитию познавательной активности учащихся посредством работы со сказкой; развитию связаной речи детей; развитию умения выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; обогащению словарного запаса детей; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Воспитательные: способствовать формированию нравственного осознания любви как самого сильного чувства; формированию патриотизма и любви к творчеству русских классиков; воспитанию вдумчивого читателя, а также такие качества характера, как: доброта и милосердие; воспитанию читательского интереса к произведениям В.А. Жуковского.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, положительного отношения к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; осознанию себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

Формирование регулятивных учебных действий: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самостоятельно оценивать выполенные действия и вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, вести диалог с учителем и сверстниками , грамотно и аргументировано отстаивать свою позицию.

Предметные: умение анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделять жанровые особенности, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: урок изучения нового материала, построенный на основе технологии проблемного обучения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер и проектор, мультимедийная презентация по изучаемой теме, учебник, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации к сказке «Спящая царевна».

Содержательный компонент урока:

Ход урока.

  1. Организация начала урока:

  1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Сергеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь.

  1. Проверка готовности к уроку.

Учитель: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Сказку нашу отгадай.

Глазки дружно открывайте.

Сказку в душу пропускайте.

Учитель: Кто готов работать на уроке активно и отвечать на вопросы? Поднимите руки. Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Это нам необходимо, чтобы у нас все получилось. Теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания.

(Викторина по первой части сказки).

Ребята, на прошлом уроке литературного чтения вы начали знакомиться с творчеством Василия Андреевича Жуковского. Вы познакомились с его сказкой «Спящая царевна» и прочли первую часть сказки. Давайте вспомним, что произошло в первой части с помощью небольшой викторины. Отвечайте только по поднятой руке!

Также, у вас на партах лежат звездочки. Отвечая верно на вопросы викторины, вы зарабатываете баллы и проставляете их у себя на звездочках.

Викторина по сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая Царевна».

1. Какое животное предсказало царице рождение ребенка?

  • Мышь

  • Рак +

  • Лягушка

2.Кого родила царица?

  • Сына

  • Дочь +

  • Двойню

3. В честь чего царь устроил пир?

  • В честь своего дня рождения

  • В честь победы царя над врагом

  • В честь дня рождения дочери +

4. Сколько чародеек позвал царь на пир по случаю рождения дочери?

  • Десять

  • Одиннадцать +

  • Двенадцать

5. Почему царь не пригласил двенадцатую чародейку?

  • Не было двенадцатого золотого блюда

  • Она ему не нравилась

  • Он ее боялся

6. Какое проклятие наслала на царевну незваная двенадцатая чародейка?

  • Потеря дара речи

  • Смерть от укола веретеном +

  • Карликовый рост

7. В каком возрасте должна была уснуть царевна?

  • В 16 лет +

  • В 14 лет

  • В 18 лет

8. В чьих руках царевна впервые увидела веретено?

  • В руках царицы

  • В руках старушоночки +

  • В руках чародейки

2) Анализ и оценка работы учащихся.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо помните первую часть сказки.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

Учитель: Ребята, сейчас мы продолжим читать сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Но для начала давайте вспомним-

Какие бывают сказки? (литературные и народные)

Что вы знаете о народной и литературной (авторской сказке)? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. Велики писатель Николай Алексеевич Некрасов писал: ««Русские сказки»- без сомнения заслуживают большого внимания: они- память нашего давно минувшего, они хранилище русской народности.»

У авторских сказок немало общего с народными. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. Народную сказку придумали люди, и передавали из уст в уста. Литературная сказка имеет автора. Это главное отличие народной сказки от авторской.

Сказка «Спящая царевна» литературная или народная? Почему? (литературная, так как у нее есть автор).

IV. Открытие новых умений, знаний.

  1. Подготовительная работа.

а) Краткие биографические сведения об авторе.

Учитель: Давайте познакомимся с биографией Жуковского.

Василий Андреевич Жуковский- великий русский поэт, переводчик, один из образованнейших людей России 19 века. Василий Андреевич Жуковский родился 9 февраля 1783г. в с. Мишенском Белевского уезда. Отец поэта – Афанасий Иванович Бунин, тульский помещик. Мать-пленная турчанка Сальха, в возрасте шестнадцати лет, привезли из-под турецкой крепости Бендеры в «подарок» А.И.Бунину. При крещении Сальху назвали Елизаветой Дементьевной. Ребёнок был усыновлён, по желанию Бунина, жившим в его доме бедным дворянином Андреем Григорьевичем Жуковским. Таким образом, будущий поэт получил дворянство.

Мать поэта, ставшая домоправительницей Бунина, легко овладела русской грамотой. Она была умна и обаятельна, но сохранившиеся письма к ней мальчика-Жуковского не свидетельствуют об особой душевной близости, положение не изменилось и после смерти отца. С ребенком обходились ласково, но он чувствовал необычность своего положения и страдал от этого.

Учился Жуковский с начала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения (не дошедшие до нас ) были написаны в возрасте 6-7 лет. В 1797г. мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский благородный пансион.

В 1812 г. Он вступил в ряд ополчения и защищал Москву от войск Наполеона.

В 1817 году ему предложили стать учителем русского языка принцессы Шарлоты – Александры Федоровны, жены великого князя Николая Павловича (будущего Николая

Жуковский рано приобретает широкую по тому времени популярность и литературный авторитет. Его элегии, песни, баллады составляют золотой фонд тогдашних журналов. Они поражали новизной содержания и формой.

Б) Словарная работа.

Учитель: В сказке есть большое количество незнакомых слов. Какие слова из первой части вам показались необычными?

Дети: Пророк, чародей.

Учитель: Хорошо, давайте узнаем, что означают эти слова. Обратитесь к листу слов, который лежит у вас на парте. Сейчас мы попытаемся понять значение каждого нового слова. На данном листе слова и их толкование перепутались. Вы можете обратиться за подсказкой на страницу 72 в учебнике. За правильный ответ вы можете ставить 1 балл к себе на звездочку.

Учитель: Первое новое слово- это пророк. Ребята, как вы думаете, что означает это слово?

Дети: Пророк- предсказатель будущего.

Чародей- волшебник, колдун, маг.

Оплошал- сделал ошибку.

Веретено- особое приспособление для получения пряжи.

Сучить- свивать в одну нить несколько прядей пряжи.

Дотоле- до тех пор.

Покои- часть дома, предназначенная для жилья.

Терновник- низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами.

Хорунжий-в царской армии казачий офицерский чин.

Ланиты- щеки.

Чело- лоб.

Очи- глаз

Листок слов

1.Пророк

А)сделал ошибку.

2.Чародей

Б)свивать в одну нить несколько прядей пряжи.

3.Оплошал

В)в царской армии казачий офицерский чин.

4.Веретено

Г)низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами.

5.Сучить

Д)лоб

6.Дотоле

Е) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

7.Покои

Ж)щеки

8.Терновник

З) Здесь: предсказатель будущего.

9.Хорунжий

И)глаза

10.Ланиты

К) особое приспособление для получения пряжи.

11.Чело

Л)часть дома, предназначенная для жилья.

12.Очи

М) до тех пор.

Ответы:

1. Е

2.З

3.А

4.К

5.Б

6.М

7.Л

8.Г

9.В

10.Ж

11.Д

12.И

Учитель: Вот мы и узнали значение новых слов из сказки.

2)Речевая разминка.

Учитель: Сейчас мы приступим к выразительному чтению второй части сказки, но для начала давайте вспомним критерии выразительно чтения и проведем речевую разминку.

Учитель: Посмотрите на доску. На слайде написана скороговорка. Нам необходимо сначала прочитать ее шепотом, затем немного громче, затем громко и внятно. А теперь читаем скоро и быстро (3-4 человека).

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.

Учитель: Молодцы! Теперь давайте вспомним критерии выразительного чтения.

Выразительное чтение (критерии).

1.Читай громко

2. Правильно ставь ударение и четко проговаривай окончания.

3. Соблюдай паузы.

4. Старайся передать настроение.

3) Первичное чтение сказки.

Дети читают сказку поочередно.

V.Физминутка.

Давайте сделаем гимнастику для наших глазок.

VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

  1. Вторичное чтение сказки и анализ содержания.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику и посмотрим на страницу 73. Здесь нам дается новое понятие, такое как присказка. Давайте прочитаем и узнаем, что такое присказка и запишем в тетрадь.

Попробуйте найти присказку в начале или конце сказки.

Дети: В сказке есть присказка-начало («Жил-был добрый царь Матвей; жил с царицею своей он в согласье много лет; а детей всё нет как нет».) и присказка-концовка:

«Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.»

Учитель: Молодцы! Все верно. Это и есть присказка.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Для подведения итогов нашего урока давайте ответим на вопросы в учебнике, которые даны нам на странице 72. Не забываете ставить себе баллы, если вы подняли руку и ответили верно на вопрос!

Учитель: Сравните сказку В.А. Жуковского с народными: в какой форме написана сказка? Как автор ведет повествование? Какие сказочные и реальные картины изображает? Как относится к героям? Какие чудеса происходят в сказке? Как поэт описывает их? Прочитайте.

Дети: Сказка В.А. Жуковского очень похожа на народную сказку. Читая сказку, представляешь, что рассказывает её сказочник. Используется простая рифма, текст легко читается и воспринимается. В сказке автор рисует вполне реальные картины: жил-был царь с царицей, и не было у них детей; потом родилась дочь, которую любили и оберегали от бед и несчастий; был устроен праздник по поводу рождения принцессы, и приглашены гости на торжество и т.д.. Но сказочные картины привлекают к себе большее внимание: чародейки, которые пришли на праздник, и злая колдунья, наложившая на принцессу проклятье; долгий сон всего царства и забавные позы заснувших людей; чудесное снятие заклятия прекрасным принцем и, конечно, счастливый конец этой истории.

В.А. Жуковский переживает за своих героев, счастливый конец сказки говорит о том, что автор желает своим героям добра.

В сказке происходят чудеса: на принцессу злая чародейка накладывает заклятье; в день, когда девушка укололась веретеном, засыпают все люди королевства; прекрасный принц смог снять колдовство, поцеловав спящую царевну.

Учитель: Молодцы, все верно. Определите, какая это сказка:

  • Народная или литературная;

  • В какой форме написана (прозаической или стихотворной)

  • Можно ли назвать ее волшебной.

Дети: Данная сказка является литературной, так как у нее есть автор. Сказка написана в стихотворной форме, так как в ней присутствует рифма. Сказку можно назвать волшебной, так как в ней происходят различные чудеса.

Учитель: Представьте героев сказки. Назовите положительных и отрицательных героев. Расскажите об одном из них. (Используйте памятку 6 на странице 187 в учебнике).

Дети: Положительные герои сказки «Спящая царевна«: царь Матвей, царица, ца­ревна, принц, одиннадцать чародеек.

Отрицательные герои «Спящая царевна»: злая колдунья.

Учитель: Как начинается сказка и как заканчивается? Есть ли в ней призкаска? Прочитайте.

Дети: В сказке есть присказка-начало («Жил-был добрый царь Матвей; жил с царицею своей он в согласье много лет; а детей всё нет как нет».) и присказка-концовка («И я там был и вино на свадьбе пил; по усам вино бежало, в рот же капли не попало»).

Учитель: Молодцы, вы хорошо поработали на этом уроке. Посчитайте баллы на своих листочках, подпишите и сдайте мне.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по ее выполнению.

Учитель: Запишите домашнее задание: нарисовать в тетради портрет любого понравившегося героя сказки и прочитать сказку еще раз. А теперь поднимите смайл –настроение, с которым вы уходите с урока литературного чтения. Спасибо за урок!

Листок слов

1.Пророк

А)сделал ошибку.

2.Чародей

Б)свивать в одну нить несколько прядей пряжи.

3.Оплошал

В)в царской армии казачий офицерский чин.

4.Веретено

Г)низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами.

5.Сучить

Д)лоб

6.Дотоле

Е) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

7.Покои

Ж)щеки

8.Терновник

З) Здесь: предсказатель будущего.

9.Хорунжий

И)глаза

10.Ланиты

К) особое приспособление для получения пряжи.

11.Чело

Л)часть дома, предназначенная для жилья.

12.Очи

М) до тех пор.

Листок слов

1.Пророк

А)сделал ошибку.

2.Чародей

Б)свивать в одну нить несколько прядей пряжи.

3.Оплошал

В)в царской армии казачий офицерский чин.

4.Веретено

Г)низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами.

5.Сучить

Д)лоб

6.Дотоле

Е) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

7.Покои

Ж)щеки

8.Терновник

З) Здесь: предсказатель будущего.

9.Хорунжий

И)глаза

10.Ланиты

К) особое приспособление для получения пряжи.

11.Чело

Л)часть дома, предназначенная для жилья.

12.Очи

М) до тех пор.

Листок слов

1.Пророк

А)сделал ошибку.

2.Чародей

Б)свивать в одну нить несколько прядей пряжи.

3.Оплошал

В)в царской армии казачий офицерский чин.

4.Веретено

Г)низкий колючий кустарник (ср. терние) с синими съедобными, терпкими на вкус, плодами.

5.Сучить

Д)лоб

6.Дотоле

Е) тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

7.Покои

Ж)щеки

8.Терновник

З) Здесь: предсказатель будущего.

9.Хорунжий

И)глаза

10.Ланиты

К) особое приспособление для получения пряжи.

11.Чело

Л)часть дома, предназначенная для жилья.

12.Очи

М) до тех пор.

Виктор Васнецов. «Спящая царевна».

Жуковский Василий Андреевич

  • В четверо как пишется слитно или раздельно
  • В честь дня рождения как правильно пишется
  • В честь 50 летнего юбилея как пишется
  • В чем я вижу современность романа тургенева отцы и дети сочинение
  • В чем я вижу современность звучания поэмы пушкина медный всадник сочинение 10 класс