В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова из письма желткова


          
Поиск

       
по сайту


          

Время


       

Календарь


ТЕСТЫ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ»:


    “Гранатовый браслет” А.И.Куприна    

    Вариант II

    1) Выберите пропущенное слово:

      а) Вера Николаевна, разглядывая браслет, “не могла отвести глаз от пяти алых ______________ огней, дрожавших внутри пяти гранатов”.

      б) В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова “______________________” из письма Желткова.

      в) Вера Николаевна по поводу подарка сестры: “Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать ____________ в дамский carnet”.

      г) Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны — _____________ (дата).

      д) Желтков при встрече с князем Шеиным и братом Веры Николаевны говорил “одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у _______________”.

      а) “Он всю свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенес на эту детвору, особенно на девочек. Сам он был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом”

      б) “Она во многом… отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве”.

      в) “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”.

      г) “У нее были редкой красоты спина, грудь, плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница”.

      д) “Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые…”

    3) Кому из персонажей принадлежат эти слова?

      а) “Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой. Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает”.

      б) “А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!”

      в) “Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!”

      г) “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек”.

      д) “Мы вместо дела разводим какую-то мелодекламацию… Вопрос очень короток…”

    К Варианту III   

Задание для срезового контроля знаний по литературе в 11 классе.

«Гранатовый браслет» А. Куприна

I вариант.

1.Вставьте пропущенные слова.

а) Глядя на покойного Желткова,  Вера Николаевна вспомнила, что «то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и ———  ».

б) Особенно важны в рассказе слова генерала Аносова о любви: «Любовь должна быть ———. Величайшей тайной в мире!»

в) Из описания Веры Николаевны в начале рассказа: «была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно —-».

г) «Точно——!» — с неожиданной тревогой подумала Вера Николаевна, разглядывая подаренный ей браслет. 

д) После обеда у Шеиных «обыкновенно играли в ———, так как обе сестры до смешного любили азартные игры»

2.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

а) «…Приподнял красный футляр со стола и тотчас же брезгливо бросил его на место…»

б) « Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она  к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперёд полной нижней губе, —- лицо это, однако, пленяло какой – то неуловимой прелестью, которая заключалась ,может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно- кокетливой  мимике».

в) «… Пел вполголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, италтянские народные канцонетты и рубинштейновские восточные песни. Голосок у него был маленький, но приятного тембра, послушный и верный»

г) «Несмотря на своё видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему, едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств…»

д)  « Глаза его блестели  и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентельменом»

3. Кому из персонажей принадлежат слова?

а) « Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать»

б) « Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто:ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»

в) «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»

г) «Завтра он присылает кольцо с брильянтами, послезавтра жемчужное ожерелье, а там – глядишь – сядет на скамью подсудимых за растрату или подлог, а князья Шеины будут вызваны в качестве свидетелей»

д) «Когда я гляжу с такой высоты, у меня всегда как – то сладко и противно щекочет в груди…и пальцы на ногах щемит…И всё-таки тянет, тянет…»

4. Дайте полное название фрагмента(эпизода).

а) « Он паж, он слуга, он раб, он вечный кавалер её в танцах, носит её веер и платок, в одном мундирчике выскакивает на мороз звать её лошадей»

б) « То по целым суткам тяжело лежал над землёю и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днём и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шёл, не переставая , мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи»

в) « Да.я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь»

г) « Дерево мягко сотрясалось. Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями. Острее запахли звёзды табака…»

д) « Попали сначала в облако, было очень сыро и плохо видно, а мы всё поднимались вверх по крутой тропинке между соснами. И вдруг как – то сразу окончился лес, и мы вышли из тумана. Вообрази себе: узенькая площадка на скале, и под ногами у нас пропасть»

5.  Ваши мысли о прочитанном. Дайте связный ответ.

II вариант

1. Вставьте пропущенные слова.

а) Вера Николаевна, разглядывая браслет, « не могла отвести  глаз от пяти алых —— огней, дрожащих внутри пяти гранатов».

б) В финале рассказа  в качестве своеобразного рефрена используются слова

 «——— » из письма Желткова.

в) Вера Николаевна по поводу подарка сестры: « Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать—— в дамский carnet »

 г) Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны — ——-

( дата).

д)Желтков при встрече с князем Шеиным и братом Веры Николаевны говорил

« одними челюстями, губы у него не двигались, как у —— ».

2.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

а) « Он всю свою скрытую нежность души  и потребность сердечной любви перенёс на эту детвору, особенно на девочек. Сам он был когда – то женат, но так давно, что даже позабыл об этом».

б) « Она во многом …отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве»

в) «…Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

г) « У неё были редкой красоты спина, грудь, плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у неё всегда была надета власяница».

д) « Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые – лживые…»

3. Кому из персонажей принадлежат слова?

а) « Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой».

б) «А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!»

в) «Но ты только посмотри, какая красота, какая радость – просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна богу за все чудеса, которые он для нас сделал!».

г) «Мне казалось, что я присутствую при  громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мёртвый человек».

д) «Мы вместо дела разводим какую – то мелодекламацию… Вопрос очень короток…».

4. Дайте полное название фрагмента (эпизода).

 а) «Вот он в сумасшедшем доме. А вот постригся в монахи. Но каждый день посылает он Вере страстные письма. И. там, где падают на бумагу его слёзы, там чернила расплываются кляксами».

б) « И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрёпанном капоте, туфли на босу ногу, волосёнки жиденькие, нечесаные, в папильотках,с денщиками собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсю кает, взвизгивает, закатывает глаза».

в) « Теперь во мне осталось только благоговение, вечное поклонение и рабская преданность».

г) «Остаётся только одно – смерть…Вы хотите, я приму её в какой угодно форме».

д) «Она вспомнила, что то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».

5.  Ваши мысли о прочитанном.  Дайте связный ответ.

III вариант

1. Вставьте пропущенные слова.

а) « А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано-«———-»?».

б) Из описания вечера в доме князей Шеиных6 « Перед тем как встать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось — ———».

в) В финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату —-(композитор), о которой говорит в своей записке Желтков.

г) Вера Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: «Почему это я предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или——-?».

д) Из описания браслета: «Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шёлком, и увидела втиснутый в чёрный бархат овальный——- браслет…».

2.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

а) « У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал за основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом является кто-нибудь из присутствующих и общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьёзным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха»

б) «…Хохотал громко и восторженно, и его худое , гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими , светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнажавший в смеху прескверные зубы»

в) «…Славился в Петербурге как лучший танцор и несравненный распорядитель балов»

г) « По нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно живописной фигурой. В нём совмещались именно те простые, но трогательные и глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в рядовых, чем в офицерах, те, чисто русские мужицкие черты, которые в соединении дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым, но и великомучеником»

д) « …Пошла в мать, красавицу- англичанку, своей гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».

3. Кому из персонажей принадлежат слова?

а) «…Разве можно управлять таким чувством, как любовь,- чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя?»

б) « Если спросишь родителей, не порочно ли дитя – так можете представить, — они даже оскорбляются! И вот приют открыт, освящён, всё готово – и ни одного воспитанника, ни одной воспитанницы»

в) « Я люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском? ..Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!..А какие мхи!..А какие мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина какая…прохлада»

г) «Дело, по-моему переходит за те  границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки»

д) « Помяни моё слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов… Это будет их месть»

4. Дайте полное название фрагмента (эпизода).

а)  « И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу – пламенно и бесповоротно»

б) « Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить»

в) « Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон духов – наполненный его слезами»

г) « В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова»

д) « Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле её освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода»

5.  Ваши мысли о прочитанном.  Дайте связный ответ.

Ключи к заданию.

№задания

I вариант

II вариант

III вариант

1 .а)

Наполеона

кровавых

« Сильна, как смерть»

    б)

трагедией

« Да святится имя твоё»

тринадцать

    в)

спокойна

молитвенник

Бетховена

    г)

кровь

17 сентября

сумасшествие

    д)

покер

мёртвого

золотой

2. а)

Николай Николаевич

генерал Аносов

князь Шеин

    б)

Анна Николаевна Фриессе

Вера Николаевна

Густав Иванович Фриессе

    в)

Васючок

Желтков

поручик Бахтинский

    г)

князь Василий Льво

вич Шеин

Анна Николаевна Фриессе

генерал Аносов

    д)

Желтков

жена генерала Аносов

Вера Николаевна

3. а)

князь Шеин

Анна Николаевна Фриессе

князь Василий Льво-

вич Шеин

    б)

Желтков

генерал Аносов

Анна Николаевна Фриессе

    в)

генерал Аносов

Анна Николаевна Фриессе

Анна Николаевна Фриессе

    г)

Николай Николаевич

князь Василий Львович Шеин

Николай Николаевич

    д)

Анна Николаевна

Николай Николаевич

генерал Аносов

4.а)

Рассказ генерала Аносова

 о жене полкового командира

Юмористический рассказ князя Шеина

 « Княгиня Вера и влюб

лённый телеграфист»

Рассказ генерала Аносова о случае в Бухаресте

    б)

Описание природы

 в начале рассказа

Рассказ генерала Аносова о жене

Второе письмо Желткова

    в)

Слова Веры Николаевны в финале рассказа

Первое письмо Желткова

Юмористический рассказ князя Шеина  «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист»

    г)

Князь Шеин и Нико-

лай Николаевич у Желткова

Финал Рассказа

Вера Николаевна в комнате Желткова

    д)

Рассказ Анны Николаевны о поездке в  в горы

Вера Николаевна в комнате Желткова

Описание комнаты Желткова

ТЕСТ     

 “Гранатовый
браслет” А.И.Куприна

Вариант
I

1)
Выберите пропущенное слово:

а) Глядя
на покойного Желткова, Вера Николаевна вспомнила, что “то же самое
умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и
______________”.

а) Кутузова      б)
Лермонтова       в) Наполеона       г)  Дантеса

б)
Особенно важны в рассказе слова генерала Аносова о любви: “Любовь должна быть
______________. Величайшей тайной в мире!”

а)  трагедией      б)
искусством       в) любовью          г)  закрытой

в) Из
описания Веры Николаевны в начале рассказа: “…была строго проста, со всеми
холодно и немного свысока любезна, независима и царственно ______________”.

а) красива        б)
величава         в) счастлива          г) спокойна

г) “Точно ___________!”
— с неожиданной тревогой подумала Вера Николаевна, разглядывая подаренный ей
браслет.

а)  кровь          
б) гранат            в) рана              г) смерть

д) После
обеда у Шеиных “обыкновенно играли в ___________, так как обе сестры до смешного
любили азартные игры”.

а) пасьянс          
б) дурака              в) пьяницу             г) покер

2) Кто из
персонажей так описывается (характеризуется)?

а) “…
приподнял красный футляр со стола и тотчас же брезгливо бросил его на место…”

а) Васючок               б)
Николай Николаевич                в) генерал Аносов                     г)
Желтков

б) “Лицо
ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами,
которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в
маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней
губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью,
которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности
всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике”.

а) жена генерала
Аносова                б) Вера Николаевна                         в) Анна
Николаевна Фриессе

в) “…пел
вполголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные канцонетты и
рубинштейновские восточные песни. Голосок у него был маленький, но приятного
тембра, послушный и верный”.

а)  князь Василий
Львович Шеин        б) поручик Бахтинский

в) Васючок                                            
 г) Николай Николаевич

г)
“…несмотря на свое видное положение в обществе, а может быть и благодаря ему,
едва сводил концы с концами. Огромное родовое имение было почти совсем
расстроено его предками, а жить приходилось выше средств…”

а)  князь Василий
Львович Шеин             б) генерал Аносов

в) Желтков                                                  
 г) Васючок

д) “Глаза
его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно
было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и
перестал держать себя джентльменом”.

а)  Николай
Николаевич                 б) князь Василий Львович Шеин

в) Желтков                                      
 г) Густав Иванович Фриессе

3) Кому из
персонажей принадлежат эти слова?

а) “Мне
жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что
присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать”.

 а) поручик
Бахтинский                 б) князь Василий Львович Шеин

 в) Желтков                                     
г) генерал Аносов

б)
“Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни
философия, ни забота о будущем счастье людей…”

а) Желтков                                                   
б) генерал Аносов

в) князь Василий
Львович Шеин                г) Николай Николаевич

в)
“Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими
душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и
обожанию перед любовью”.

а)  поручик
Бахтинский                                   б) Желтков

в) князь Василий
Львович Шеин                    г)  генерал Аносов

г) “Завтра
он присылает кольцо с брильянтами, послезавтра жемчужное колье, а там — глядишь
— сядет на скамью подсудимых за растрату или подлог, а князья Шеины будут
вызваны в качестве свидетелей… Милое положение!”

а)  генерал Аносов                          
б) Николай Николаевич

 в) Васючок                                     
 г) Густав Иванович Фриессе

д) “Когда
я гляжу с такой высоты, у меня всегда как-то сладко и противно щекочет в груди…
и пальцы на ногах щемит…  И все-таки тянет, тянет…”

 а) Желтков                               
 б) Густав Иванович Фриессе

 в) генерал Аносов                     
г) князь Василий Львович Шеин

ТЕСТ

                            
“Гранатовый браслет” А.И.Куприна

Вариант
II

1)
Выберите пропущенное слово:

а) Вера
Николаевна, разглядывая браслет, “не могла отвести глаз от пяти алых
______________ огней, дрожавших внутри пяти гранатов”.

а) прекрасных        
б) адских          в) кровавых          г) горящих

б) В
финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова
“______________________” из письма Желткова.

а) «Возлюби
ближнего своего как самого себя»        б) «Не убей»

в) «Да
святится имя твое»                                              г)
«Не создай себе кумира»

в) Вера
Николаевна по поводу подарка сестры: “Но знаешь, Анна, что только тебе могла
прийти в голову шальная мысль переделать ___________ в дамский carnet”.

а) словарь                
б) книгу                 в) брошюру                     г) молитвенник

г)
Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны — _____________
(дата).

а) 17 сентября            
б) 19 октября           в) 2 сентября         г) 31 декабря

д) Желтков
при встрече с князем Шеиным и братом Веры Николаевны говорил “одними челюстями,
губы у него были белые и не двигались, как у __________”.

а) парализованного          
б) мертвого           в) неживого              г)  больного

2) Кто из
персонажей так описывается (характеризуется)?

а) “Он всю
свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенес на эту
детвору, особенно на девочек. Сам он был когда-то женат, но так давно, что даже
позабыл об этом”

а) Васючок       б)
Николай Николаевич        в)  генерал Аносов         г) Желтков

б) “Она во
многом… отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве”.

а) жена генерала
Аносова    б) Вера Николаевна   в)  Анна Николаевна Фриессе

в) “…очень
бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком
с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”.

 а) Желтков           б)
поручик Бахтинский              в) Васючок              г) Николай Николаевич

г) “У нее
были редкой красоты спина, грудь, плечи. Отправляясь на большие балы, она
обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили,
что под низким декольте у нее всегда была надета власяница”.

а) жена генерала
Аносова                            б) Вера Николаевна

в) Анна Николаевна
Фриессе

д) “Мотовка,
актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые…”

а) жена генерала
Аносова             б) Вера Николаевна                             в) Анна
Николаевна Фриессе

3) Кому из
персонажей принадлежат эти слова?

а) “Когда
я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует,
и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но
потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой.
Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает”.

а) жена генерала
Аносова         б) Вера Николаевна                     в) Анна Николаевна
Фриессе

б) “А я
хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви.
Да и в мое время не видел!”

а) Желтков                                             
б) генерал Аносов

в) князь Василий
Львович Шеин          г) Николай Николаевич

в) “Но ты
только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если
бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!”

а) жена генерала
Аносова             б) Вера Николаевна                               в) Анна
Николаевна Фриессе

г) “Мне
казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают,
и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек”.

а) генерал Аносов                     
б) князь Василий львович Шеин

в) Васючок                                
 г) Густав Иванович Фриессе

д) “Мы
вместо дела разводим  какую-то  мелодекламацию… Вопрос очень короток…”

а) Николай
Николаевич                        б) Густав Иванович Фриессе

в) генерал Аносов                                 
г) князь Василий Львович Шеин

ТЕСТ
“Гранатовый браслет” А.И.Куприна

Вариант
III

1)
Выберите пропущенное слово:

а) “А где
же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про
которую сказано — “___________________”?

а) «сильна,
как воин»                      б) «сильна, как смерть»

в) «сильна,
как жизнь»                    г) «сильна, как любовь»

б) Из
описания вечера в доме князей Шеиных: “Перед тем как вставать из-за стола, Вера
Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось — ______”.

а) 13          б) 7              
в)  12                     г) 6

в) В
финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату ___________
(композитор), о которой говорит в своей записке Желтков.

а) Баха            б)
Мусоргского          в) Чайковского            г) Бетховена

г) Вера
Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: “Почему я
это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или
________________?”

а) болезнь    б)
привязанность     в) сумасшествие        г) умопомешательство

д) Из
описания браслета: “Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и
увидела втиснутый в черный бархат овальный _________ браслет…”

а) оловянный          б)
гранатовый            в) серебряный            г) золотой

2) Кто из
персонажей так описывается (характеризуется)?

а) “У него
была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в
основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом является
кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при
этом говорил с таким серьезным лицом и таким деловым тоном, что слушатели
надрывались от смеха”.

а) князь Василий
Львович Шеин                 б) поручик Бахтинский

в) Васючок                    
                                г) Николай Николаевич

б)
“…хохотал громко и восторженно, и его худое, гладко обтянутое блестящее кожей
лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными
орбитами, походило на череп, обнажавший в смеху прескверные зубы”.

а) князь Василий
Львович Шеин                 б) Густав  Иванович Фриессе

в) Васючок                                                    
 г) Николай Николаевич

в)
“…славился в Петербурге как лучший танцор и несравненный распорядитель балов”.

а) князь Василий
Львович Шеин                   б) поручик Бахтинский

в) Васючок                                                      
 г) Николай Николаевич

г) “По
нынешним нравам этот обломок старины представлялся исполинской и необыкновенно
живописной фигурой. В нем совмещались именно те простые, но трогательные и
глубокие черты, которые даже и в его времена гораздо чаще встречались в
рядовых, чем в офицерах, те чисто русские, мужицкие черты, которые в соединении
дают возвышенный образ, делавший иногда нашего солдата не только непобедимым,
но и великомучеником, почти святым…”

а) князь Василий
Львович Шеин                б) генерал Аносов

в) Желтков                                                   
 г) Васючок

д) “…пошла
в мать, красавицу-англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным
и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной
покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах”.

а) Анна Николаевна
Фриессе           б) Вера Николаевна                               в) жена
генерала Аносова

3) Кому из
персонажей принадлежат эти слова?

а) “…разве
можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще
не нашло себе истолкователя”.

а) поручик
Бахтинский             б) князь Василий Львович Шеин

в) Желтков                                
 г) генерал Аносов

б) “Если
спросишь родителей, не порочное ли дитя — так можете представить, — они даже
оскорбляются! И вот приют открыт, освящен, все готово — и ни одного воспитанника,
ни одной воспитанницы!”

а)  Вера
Николаевна              б) Анна Николаевна Фриессе                 в) жена
генерала Аносова

в) “Я
люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском?.. Разве может он когда-нибудь прискучить?
Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым
бисером. Тишина какая… прохлада”.

а) Анна Николаевна
Фриессе               б) жена генерала Аносова                       в) Вера Николаевна

г) “Дело,
по-моему, переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные
рисуночки…”

а) генерал Аносов                         
б) Николай Николаевич

в) Васючок                                      г)
Густав Иванович Фриессе

д) “Помяни
мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они
будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как
презренных, низкопоклонных  рабов… Это будет месть”.

а) Желтков                           
 б) Густав Иванович Фриессе

в) генерал Аносов               
 г) князь Василий Львович Шеин

ОТВЕТЫ

Вариант
I

Вариант
II

Вариант
III


задания

ответ


задания

ответ


задания

ответ

1

1

1

а)

в

а)

в

а)

б

б)

а

б)

в

б)

а

в)

г

в)

г

в)

г

г)

а

г)

а

г)

в

д)

г

д)

б

д)

г

2

2

2

а)

б

а)

в

а)

а

б)

в

б)

б

б)

б

в)

в

в)

а

в)

б

г)

а

г)

в

г)

б

д)

в

д)

а

д)

б

3

3

3

а)

б

а)

б

а)

б

б)

а

б)

б

б)

б

в)

г

в)

в

в)

в

г)

б

г)

б

г)

б

д)

а

д)

а

д)

в

Avatar

01.07.2017.
Тест. Литература, 11 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест позволяет проверить знание содержания произведения «Гранатовый браслет». Содержит 20 вопросов.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Кому принадлежит высказывание: «Гранатовый браслет» — один из самых благоуханных, томительных и самых печальных рассказов о любви»?

Варианты ответов
  • Толстому А.
  • Горькому М.
  • Шолохову М.
  • Паустовскому К.

Вопрос 2

Какой праздник отмечала Вера 17 сентября ?

Варианты ответов
  • день рождения
  • именины
  • новоселье

Вопрос 3

Как Желтков подписал своё письмо?

Варианты ответов
  • Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Г.С.Ж.
  • Ваш до смерти и после смерти покорный слуга. Желтков.
  • С любовью и уважением к Вам. Ваш Г.С.Ж.
  • С любовью и уважением к Вам. Ваш Желтков.

Вопрос 4

Что сделала Вера, когда получила письмо?

Варианты ответов
  • порвала его
  • тотчас его спрятала
  • сожгла его
  • показала письмо мужу

Вопрос 5

Выберите пропущенное слово: Вера Николаевна, разглядывая браслет, “не могла отвести глаз от пяти алых ______________ огней, дрожавших внутри пяти гранатов”. 

Варианты ответов
  • прекрасных
  • адских
  • кровавых
  • горящих

Вопрос 6

Выберите пропущенное слово: В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова “______________________” из письма Желткова. 

Варианты ответов
  • «Возлюби ближнего своего как самого себя»
  • «Не убей»
  • «Да святится имя твое»
  • «Не создай себе кумира»

Вопрос 7

Выберите пропущенное слово: “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — “___________________”? 

Варианты ответов
  • «сильна, как воин»
  • «сильна, как смерть»
  • «сильна, как жизнь»
  • «сильна, как любовь»

Вопрос 8

Выберите пропущенное слово:В финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату ___________ (композитор), о которой говорит в своей записке Желтков. 

Варианты ответов
  • Баха
  • Мусоргского
  • Чайковского
  • Бетховена

Вопрос 9

Выберите пропущенное слово: Вера Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: “Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или ________________?” 

Варианты ответов
  • болезнь
  • привязанность
  • сумасшествие
  • умопомешательство

Вопрос 10

Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? “Он всю свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенес на эту детвору, особенно на девочек. Сам он был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом” 

Варианты ответов
  • Васючок
  • Николай Николаевич
  • генерал Аносов
  • Желтков

Вопрос 11

Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”. 

Варианты ответов
  • Желтков
  • поручик Бахтинский
  • Васючок
  • Николай Николаевич

Вопрос 12

Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? “У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. Он брал в основу рассказа истинный эпизод, где главным действующим лицом является кто-нибудь из присутствующих или общих знакомых, но так сгущал краски и при этом говорил с таким серьезным лицом и таким деловым тоном, что слушатели надрывались от смеха”. 

Варианты ответов
  • князь Василий Львович Шеин
  • поручик Бахтинский
  • Васючок
  • Николай Николаевич

Вопрос 13

Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? “…хохотал громко и восторженно, и его худое, гладко обтянутое блестящее кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнажавший в смеху прескверные зубы”. 

Варианты ответов
  • князь Василий Львович Шеин
  • Густав Иванович Фриессе
  • Васючок
  • Николай Николаевич

Вопрос 14

Кто из персонажей так описывается (характеризуется)? ) “…славился в Петербурге как лучший танцор и несравненный распорядитель балов”. 

Варианты ответов
  • князь Василий Львович Шеин
  • поручик Бахтинский
  • Васючок
  • Николай Николаевич

Вопрос 15

Кому из персонажей принадлежат эти слова?

 “…разве можно управлять таким чувством, как любовь, — чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя”. 

Варианты ответов
  • поручик Бахтинский
  • князь Василий Львович Шеин
  • Желтков
  • генерал Аносов

Вопрос 16

Кому из персонажей принадлежат эти слова? “Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных  рабов… Это будет месть”. 

Варианты ответов
  • Желтков
  • Густав Иванович Фриессе
  • генерал Аносов
  • князь Василий Львович Шеин

Вопрос 17

Кому из персонажей принадлежат эти слова? “Когда я в первый раз вижу море, после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой. Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает”. 

Варианты ответов
  • жена генерала Аносова
  • Вера Николаевна
  • Анна Николаевна Фриессе

Вопрос 18

Кому из персонажей принадлежат эти слова? “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек”.

Варианты ответов
  • генерал Аносов
  • князь Василий Львович Шеин
  • Васючок
  • Густав Иванович Фриессе

Вопрос 19

Кому из персонажей принадлежат эти слова? “Мы вместо дела разводим  какую-то  мелодекламацию… Вопрос очень короток…” 

Варианты ответов
  • Николай Николаевич
  • Густав Иванович Фриессе
  • генерал Аносов
  • князь Василий Львович Шеин

Вопрос 20

К Какому типу литературных героев можно отнести чиновника Желткова?

Варианты ответов
  • «лишний человек»
  • «маленький человек»
  • герой-резонер
  • роковой герой

Кученбаева Фаина Юсуповна, преподаватель русского языка и литературы, стаж 20 лет, категория первая, КГУ «Колледж сферы обслуживания города Петропавловска», Северо-Казахстанская область

Кученбаева Фаина Юсуповна

Ценность: Любовь

Качества: самоотверженное служение, гуманность

Группа № 14

Количество уч-ся: 25

Цель: формирование представления студентов о любви, как «величайшей тайне в мире» через общечеловеческую ценность Любовь

Задачи

на примере произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет» показать редчайший дар высокой любви, величие пережитого простым человеком, мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

воспитывать нравственные качества студентов на примере героев рассказа (самоотверженное служение, гуманность внутренней красоты, благородства);

Ресурсы:

(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Организационный   момент.

Сообщение темы и типа урока

  1. Позитивный настрой «Свет»

«Свет» 
— Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. 
Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли. 
Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя… 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

Анализ хода урока

Позитивное высказывание (эпиграф-цитата)

Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви. А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

  Вопросы:

Почему А.Куприн считает, что «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я»?

Какое определение любви дали бы вы? Что такое любовь для вас?.

  1. Подарок учителя.

Рассказывание истории о А.Куприне

Беседа по вопросам:

— Каким женщинам суждено было стать женами писателя?

— Какая мечта молодости А.Куприна сбылась на склоне его лет?

— Что объединяло этих двух женщин?

Видеофильм по биографии А.Куприна

Беседа по вопросам:

— Назовите годы жизни писателя.

— Где родился А.Куприн?

— Как прошло его детство?

— Какое образование получил А.Куприн?

— Когда и как началась его литературная деятельность?

— Какие факты биографии писателя произвели на вас наибольшее впечатление?

  1. Творческая работа

Работа по подгруппам

  1. Библиографы. История создания рассказа «Гранатовый браслет»
  2. Исследователи. Сюжет. Эпиграф. Главные герои
  3. Аналитики. Смысл названия. Портретные характеристики. Слова Аносова о любви.

 Защита проектов

 Повторение

Песня «На перекрестке 2-х дорог» (ролик по фильму)

Закрепление

Тестирование

7. Домашнее задание.

Эссе «Над чем заставил меня задуматься рассказ «Гранатовый  браслет»

8. Заключительная минута урока

Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните еще раз все, о чем мы с вами говорили на уроке. Любовь — это величайшая тайна. Любовь не властвует, она созидает.

Звучит музыка

Тест по творчеству А. И. Куприна

1. Когда была написана повесть «Гранатовый браслет»

1.1912 г.
2.1900 г.
3.1911 г.
4.1905 г.

2. К какому жанру относится произведение Куприна «Гранатовый браслет»:

1. рассказ
2. повесть
3. поэма
4. роман

3.Выберите пропущенное слово:

Особенно важны в рассказе слова генерала Аносова о любви: «Любовь должна быть ______________. Величайшей тайной в мире!»

1. трагедией
2. искусством
3. любовью
4. закрытой

4.Сколько лет длилась переписка между главной героиней и бедным телеграфистом:

1. 5-6
2. 6-7
3. 7-8
4. 4-5

5. Чью композицию исполнила пианистка Женни Рейтер:

1. Россини
2. Баха
3. Бетховена
4. Шопена

6. Выберите пропущенное слово:

Из описания Веры Николаевны в начале рассказа: «…была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно ______________».

1. красива
2. величава
3. счастлива
4.спокойна

7. Выберите пропущенное слово:

«Точно ___________!» — с неожиданной тревогой подумала Вера Николаевна, разглядывая подаренный ей браслет.

1. кровь
2. гранат
3. рана
4. смерть

8.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

«Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком, чувственном рте, особенно в слегка выдвинутой вперед полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике».

1. жена генерала Аносова
2. Вера Николаевна
3. Анна Николаевна Фриессе
4. Женни Рейтер

9.Выберите пропущенное слово:

Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны — _____________ (дата).

1.17 сентября
2.19 октября
3. 2 сентября
4. 31 декабря

10.Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

«Глаза его блестели и были глубоки, как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях, о том, кому где надо сидеть, и перестал держать себя джентльменом».

1. Николай Николаевич
2. князь Василий Львович Шеин
3. Желтков
4. Густав Иванович Фриессе

11.Выберите пропущенное слово:

Вера Николаевна по поводу подарка сестры: «Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать ____________ в дамский carnet».

1. словарь
2. книгу
3. брошюру
4. молитвенник

12.Кому из персонажей принадлежат эти слова?

«Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»

1. Желтков
2. генерал Аносов
3. князь Василий Львович Шеин
4. Николай Николаевич

13.Выберите пропущенное слово:

В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова «______________________» из письма Желткова.

1. «Возлюби ближнего своего как самого себя»
2. «Не убей»
3. «Да святится имя твое»
4. «Не создай себе кумира»

14.Выберите пропущенное слово:

«…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».

1. Желтков
2. поручик Бахтинский
3. Васючок
4. Николай Николаевич

15.Выберите пропущенное слово:

«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «___________________»

1. «сильна, как воин»
2. «сильна, как смерть»
3. «сильна, как жизнь»
4. «сильна, как любовь»

Ключ к тесту 1.3; 2.2; 3.14.3; 5.3; 6.4; 7.1; 8.3; 9.1; 10.3; 11.4; 12.1; 13.3; 14.1; 15.2

Главная>Сочинения по произведению Гранатовый браслет

Письмо Желткова к Вере

32 предложения/ 363 слова

Повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» (1910) — это история трагической безответной любви Георгия Степановича Желткова к княгине Вере Николаевне Шеиной. Свои чувства герой выражает с помощью писем, которые он посылает женщине на протяжении семи лет.

Много посланий было написано Желтковым за это время. Сначала они «носили вульгарный и курьезно пылкий характер». Затем, по просьбе Веры, герой перестал часто писать ей, ограничившись лишь «целомудренными» поздравлениями к празднику. А когда девушка по телефону лично попросила его и вовсе прекратить «всю эту историю», Желтков отправил возлюбленной лишь одно последнее письмо, после чего совершил самоубийство.

Это письмо стало предсмертным откровением героя. Оно заставило Веру по-новому взглянуть на своего поклонника. С нежностью, «которой она в себе не ожидала», распечатывала девушка послание Желткова. На тот момент героиня уже знала, что это прощание. Герой прощается с Верой, в последний раз превознося свою возлюбленную. «Да святится имя Твое!» — пишет он ей. И в этих словах заключена вся сила его любви, которую «богу было угодно послать» этому простому мужчине.

Желтков одновременно и счастливец, и великий мученик. Он счастлив любить Веру и благодарен девушке просто за то, что она существует. Он восхищается ей и говорит, что «на свете нет ничего похожего на нее», нет человека прекраснее и нежнее. Он ни в чем не винит и не упрекает девушку. В то же время Желтков понимает, что его любовь «каким-то неудобным клином» врезалась в жизнь Веры. Он осознает, что его предыдущее письмо и подарок — гранатовый браслет, заставили девушку чувствовать себя неудобно перед друзьями. И это причиняет герою боль, мучает его. Мужчина чувствует себя виноватым и просит прощения у возлюбленной.

Единственное, на что он надеется перед смертью, это на то, что Вера вспомнит о нем. И тогда она сыграет «сонату D-dur № 2, op. 2» Бетховена или попросит кого-нибудь сыграть это произведение для нее. И Вера исполняет последнюю волю умершего. Она вспоминает о Желткове и под звуки музыки плачет о том, что не поняла сразу, какая великая любовь «пересекла» ее жизненный путь.

Строки: «Да святится имя Твое!» — рефреном звучат в финале произведения. Они как нельзя лучше отражают суть жертвенной любви Желткова к Вере и смысл его последнего письма. Даже после смерти мужчина не покинет свою избранницу и всегда будет где-то рядом, навеки.

см. также:
Другие сочинения по произведению Гранатовый браслет, Куприн

Характеристики главных героев произведения Гранатовый браслет, Куприн

Краткое содержание Гранатовый браслет, Куприн

Краткая биография Александра Куприна

1) Из описания вечера в доме князей Шеиных: “Перед тем как вставать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось — _а_”.
А) 13;
Б) 7;
В)12;
Г) 6

2) В финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату _г_ (композитор), о которой говорит в своей записке Желтков.
А) Баха;
Б)Мусоргского;
в) Чайковского;
Г) Бетховена

3). Вера Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: “Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или _в_?”
А)болезнь; Б) привязанность; В)сумасшествие; Г) умопомешательство

4). Вера Николаевна, разглядывая браслет, “не могла отвести глаз от пяти алых _ огней, дрожавших внутри пяти гранатов”.
А) прекрасных; Б)адских; В) кровавых; Г) горящих

5) В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова “_” из письма Желткова.
А) «Возлюби ближнего своего как самого себя»; Б)»Не убей»;
В) «Да святится имя твое»; Г) «Не создай себе кумира»

6). Вера Николаевна по поводу подарка сестры: “Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать _ в дамский carnet”.
А)словарь; Б) книгу; В)брошюру Г)молитвенник

7).Из описания Веры Николаевны в начале рассказа: “…была строго со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно _”.
А) красива Б) величава В) счастлива Г) спокойна

8). “Точно _!” — с неожиданной тревогой подумала Вера Николаевна, разглядывая подаренный ей браслет.
а) кровь б) гранат в) рана г) смерть

9). После обеда у Шеиных “обыкновенно играли в _, так как обе сестры до смешного любили азартные игры”.
а)пасьянс б) дурака в) пьяницу г) покер

Кому из персонажей принадлежат эти слова?
10 ). “Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать”.
а) поручик Бахтинский б) князь Василий Львович Шеин в) Желтков г) генерал Аносов

11). “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…”
а) Желтков б) генерал Аносов в) князь Василий Львович Шеин г) Николай Николаевич

12). “Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, не к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью”.
а) поручик Бахтинский б) Желтков в) князь Василий Львович Шеин г)генерал Аносов

13). “А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!”
а) Желтков б) генерал Аносов в) князь Василий Львович Шеин г)Николай Николаевич

14). “Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов… Это будет месть”.
а) Желтков б) Густав Иванович Фриессе в) генерал Аносов г) князь Василий Львович Шеин

ОТВЕТЬТЕ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
15). К какому жанру относится произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет»?
1) рассказ
2) повесть
3) поэма
4) роман

16). Как называется прием, используемый в приведенном ниже отрывке?
«Комната была очень низка, но очень широка и длинна, почти квадратной формы. Два круглых окна, совсем похожих на пароходные иллюминаторы, еле-еле ее освещали. Да и вся она была похожа на кают-компанию грузового парохода. Вдоль одной стены стояла узенькая кровать, вдоль другой очень большой и широкий диван, покрытый истрепанным прекрасным текинским ковром, посередине — стол, накрытый цветной малороссийской скатертью».
1) интерьер
2) портрет
3) пейзаж
4) деталь

17). Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти».
1) пейзаж
2) портрет
3) деталь
4) интерьер

18). Какую идейную нагрузку не несет в себе гранатовый браслет?
1) Является дорогим подарком любимой женщине на день рождения.
2) Является символом настоящей любви.
3) Отражает сущность Желткова: камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.
4) Является отражением мотива гибели («точно кровь»).

19). Какая проблема не поднята в повести?
1) чести
2) истинной любви
3) самопожертвования ради любви
4) разрушающего влияния денег

Тест по рассказу А.И.Куприна     “Гранатовый браслет”

1. Выберите пропущенное слово:

Вера Николаевна, разглядывая браслет, “не могла отвести глаз от пяти алых ______________ огней, дрожавших внутри пяти гранатов”.

а)аНачало формы

прекрасных
б)адских
в)кровавых
г)горящих

Конец формы

2. В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова “______________________” из письма Желткова.

а)Начало формы

«Возлюби ближнего своего как самого себя»
б)»Не убей»
в)»Да святится имя твое»
г)»Не создай себе кумира»

Конец формы

3.Вера Николаевна по поводу подарка сестры: “Но знаешь, Анна, что только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать ____________ в дамский carnet”.

а)Начало формы

словарь
б)книгу
в)брошюру
г)молитвенник

Конец формы

4.Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны — _____________ (дата).

а)Начало формы

17 сентября
б)19 октября
в)2 сентября
г)31 декабря

Конец формы

5. Желтков при встрече с князем Шеиным и братом Веры Николаевны говорил “одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у _______________”.

а)Начало формы

парализованного
б)мертвого
в)неживого
г)больного

Конец формы

6. Кто из персонажей так описывается (характеризуется)?

“Он всю свою скрытую нежность души и потребность сердечной любви перенес на эту детвору, особенно на девочек. Сам он был когда-то женат, но так давно, что даже позабыл об этом”

а)Начало формы

Васючок
б)Николай Николаевич
в)генерал Аносов
г)Желтков

Конец формы

7. “Она во многом… отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве”.

а)Начало формы

жена генерала Аносова
б)Вера Николаевна
в)Анна Николаевна Фриессе

Конец формы

8.“…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”.

а)Начало формы

Желтков
б)поручик Бахтинский
в)Васючок
г)Николай Николаевич

9.Конец формы

“У нее были редкой красоты спина, грудь, плечи. Отправляясь на большие балы, она обнажалась гораздо больше пределов, дозволяемых приличием и модой, но говорили, что под низким декольте у нее всегда была надета власяница”.

а)Начало формы

жена генерала Аносова
б)Вера Николаевна
в)Анна Николаевна Фриессе

Конец формы

10.“Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые…”

а)Начало формы

жена генерала Аносова
б)Вера Николаевна
в)Анна Николаевна Фриессе

Конец формы

Конец формы

11.“А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!”

а)Начало формы

Желтков
б)генерал Аносов
в)князь Василий Львович Шеин
г)Николай Николаевич

Конец формы

12. “Но ты только посмотри, какая красота, какая радость — просто глаз не насытится. Если бы ты знала, как я благодарна Богу за все чудеса, которые он для нас сделал!”

а)Начало формы

жена генерала Аносова
б)Вера Николаевна
в)Анна Николаевна Фриессе

Конец формы

13. “Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек”.

а)Начало формы

генерал Аносов
б)князь Василий львович Шеин
в)Васючок
г)Густав Иванович Фриессе

Конец формы

Кто хочет стать ОТЛИЧНИКОМ! Автор: Осипова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Торгашинская СОШ»,Сергиево-Посадского района.

Кто хочет стать

ОТЛИЧНИКОМ!

Автор: Осипова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы,

МОУ «Торгашинская СОШ»,Сергиево-Посадского района.

Интерактивная игра по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Интерактивная игра

по рассказу А.И.Куприна

«Гранатовый браслет»

1000000 «5» Звонок другу от 250000 до 1000000 500000 250000 «4» 50Х50 от 16000 до 125000 Помощь компьютера 125000 64000 «3»  от 4000 до 8000 Помощь учителя  32000 16000 8000 4000 2000 1000 500 Правила игры 300 200 Выйти из игры 100 баллы Начать игру.

1000000

«5»

Звонок другу

от 250000 до 1000000

500000

250000

«4»

50Х50

от 16000 до 125000

Помощь компьютера

125000

64000

«3»

от 4000 до 8000

Помощь учителя

32000

16000

8000

4000

2000

1000

500

Правила игры

300

200

Выйти

из

игры

100

баллы

Начать игру.

Правила игры: * На экране монитора будут появляются вопросы.  *Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа, только один из которых правильный. *На обдумывание ответа игроку даётся 1 минута, после чего, если не последовало ответа на вопрос или игрок сам не остановил игру, игра завершается. *Для выбора ответа игроку необходимо нажать на один из ответов, используя знак . (Нажимайте в шестиугольнике там, где стрелка преобразуется в знак ). *Вопросы постепенно усложняются, соответственно растет и сумма выигрыша: от 100 до 1000000. * Игрок может воспользоваться подсказками: – компьютер уберет два неверных варианта;  помощь учителя - звонок другу -  *Для этого необходимо нажать на подсказку.   50Х50

Правила игры:

* На экране монитора будут появляются вопросы.

*Каждый вопрос имеет четыре варианта ответа, только один из которых правильный.

*На обдумывание ответа игроку даётся 1 минута, после чего, если не последовало ответа на вопрос или игрок сам не остановил игру, игра завершается.

*Для выбора ответа игроку необходимо нажать на один из ответов, используя знак . (Нажимайте в шестиугольнике там, где стрелка преобразуется в знак ).

*Вопросы постепенно усложняются, соответственно растет и сумма выигрыша: от 100 до 1000000.

* Игрок может воспользоваться подсказками: – компьютер

уберет два неверных варианта;

помощь учителя — звонок другу —

*Для этого необходимо нажать на подсказку.

50Х50

Я предполагаю, что А.И.Куприн относится к писателям конца 19 начала 20в. Укажите даты жизни До какого великого исторического события не дожил А.И.Куприн? Александра Ивановича Куприна  50Х50 А: 1870 - 1938 С: 1799 - 1836 D: 1906 - 1954 В: 1814 - 1841 Выйти из игры 100 5

Я предполагаю, что А.И.Куприн относится к писателям конца 19 начала 20в.

Укажите даты жизни

До какого великого исторического события не дожил А.И.Куприн?

Александра Ивановича Куприна

50Х50

А: 1870 — 1938

С: 1799 — 1836

D: 1906 — 1954

В: 1814 — 1841

Выйти

из

игры

100

5

Я думаю, что это ответ С – 1911 год. Назовите дату выхода в свет рассказа А.И.Куприна В это же время вышел цикл очерков «Листригоны» «Гранатовый браслет». (2007-2011 гг.)  50Х50 А: 1917 С: 1911 D: 1925 В: 1870 Выйти из игры 200 6

Я думаю, что это ответ С – 1911 год.

Назовите дату выхода в свет рассказа А.И.Куприна

В это же время вышел цикл очерков «Листригоны»

«Гранатовый браслет».

(2007-2011 гг.)

50Х50

А: 1917

С: 1911

D: 1925

В: 1870

Выйти

из

игры

200

6

Я предполагаю, что её звали Вера Николаевна. Героиню рассказа «Гранатовый браслет» звали… У неё была сестра по имени Анна.  50Х50 А: Вера Николаевна С: Татьяна Ларина D: Маша Миронова В:Анна Николаевна Выйти из игры 300

Я предполагаю, что её звали Вера Николаевна.

Героиню рассказа «Гранатовый браслет» звали…

У неё была сестра по имени Анна.

50Х50

А: Вера Николаевна

С: Татьяна Ларина

D: Маша Миронова

В:Анна Николаевна

Выйти

из

игры

300

Я думаю, что это 17 сентября, так как описание действия начинается с середины августа. «И теперь она радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению …щебетанью ласточек, стаившихся к отлёту…» Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны. Назовите дату.  50Х50 А: 13 августа С: 24 декабря D: 17 сентября В: 17 октября Выйти из игры 500

Я думаю, что это 17 сентября, так как описание действия начинается с середины августа.

«И теперь она радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению …щебетанью ласточек, стаившихся к отлёту…»

Действие в рассказе происходит в день именин Веры Николаевны. Назовите дату.

50Х50

А: 13 августа

С: 24 декабря

D: 17 сентября

В: 17 октября

Выйти

из

игры

500

Я думаю, что это должно быть особенное число. «Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову посчитать? И Вася виноват - ничего не сказал по телефону». Из описания вечера в доме князей Шеиных: «Перед тем как вставать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось????»  50Х50 А: 9 С: 13 D: 24 В: 16 Выйти из игры 1000

Я думаю, что это

должно быть особенное число.

«Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову посчитать? И Вася виноват — ничего не сказал по телефону».

Из описания вечера в доме князей Шеиных: «Перед тем как вставать из-за стола, Вера Николаевна машинально пересчитала гостей. Оказалось????»

50Х50

А: 9

С: 13

D: 24

В: 16

Выйти

из

игры

1000

Это может быть или фанты, или покер. «…так как обе сестры до смешного любили азартные игры.» Подумай, что это за игра может быть. После обеда у Шеиных «обыкновенно играли в ?.» Выберите название игры.  50Х50 А: шашки С: фанты D: покер В: шахматы Выйти из игры 2000

Это может быть или фанты, или покер.

«…так как обе сестры до смешного любили азартные игры.»

Подумай, что это за игра может быть.

После обеда у Шеиных «обыкновенно играли в ?.»

Выберите название игры.

50Х50

А: шашки

С: фанты

D: покер

В: шахматы

Выйти

из

игры

2000

Я УРА! Вы заработали 2000 думаю, что это Желтков («3»). Продолжим игру? «Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами…; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.» «Глаза его блестели и были глубоки,как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях…»  Кто это?  50Х50 С: Васючок А: Князь Шеин В: Желтков D: Аносов Выйти из игры 4000

Я

УРА!

Вы заработали 2000

думаю, что это

Желтков

(«3»).

Продолжим игру?

«Очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами…; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти.»

«Глаза его блестели и были глубоки,как будто наполнены непролитыми слезами. И видно было, что он совсем забыл о светских приличиях…»

Кто это?

50Х50

С: Васючок

А: Князь Шеин

В: Желтков

D: Аносов

Выйти

из

игры

4000

Я думаю, что это князь Шеин Василий Львович. Во время разговора он понял, что Желтков действительно любит Веру Николаевну. Вспомните, кто ходил на квартиру к главному герою рассказа выяснять отношения. «Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души и я не могу здесь паясничать».Кто произнёс эту фразу?  50Х50 А:  Желтков С: Аносов D: Николай Николаевич В:Василий Львович Выйти из игры 8000

Я думаю, что это князь Шеин Василий Львович. Во время разговора он понял, что Желтков действительно любит Веру Николаевну.

Вспомните, кто ходил на квартиру к главному герою рассказа выяснять отношения.

«Мне жалко этого человека. И мне не только, что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души и я не могу здесь паясничать».Кто произнёс эту фразу?

50Х50

А: Желтков

С: Аносов

D: Николай Николаевич

В:Василий Львович

Выйти

из

игры

8000

УРА!  Раз всё связано с мистикой, то я думаю, что здесь слово –кровавых. Вы заработали 16000 («4»). Продолжим игру? «Но зато посередине браслета возвышались пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину». Вера Николаевна, разглядывая браслет, «не могла отвести взгляд от пяти алых ??? огней, дрожавших внутри пяти гранатов». Выберите правильный ответ.  50Х50 С: кровавых А: ярких В: красивых D: сияющих Выйти из игры 16000

УРА!

Раз всё связано с мистикой, то я думаю, что здесь слово –кровавых.

Вы заработали 16000

(«4»).

Продолжим игру?

«Но зато посередине браслета возвышались пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину».

Вера Николаевна, разглядывая браслет, «не могла отвести взгляд от пяти алых ??? огней, дрожавших внутри пяти гранатов».

Выберите правильный ответ.

50Х50

С: кровавых

А: ярких

В: красивых

D: сияющих

Выйти

из

игры

16000

Я считаю, что ей подарили золотой браслет. «Впрочем, полагаю, что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас». Из описания браслета: «Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шёлком, и увидела втиснутый в чёрный бархат овальный ??? браслет…». Какой браслет получила Вера Николаевна?  50Х50 А: золотой С: гранатовый D: медный В: серебряный Выйти из игры 32000

Я считаю, что ей подарили золотой браслет.

«Впрочем, полагаю, что и на всём свете не найдётся сокровища, достойного украсить Вас».

Из описания браслета: «Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шёлком, и увидела втиснутый в чёрный бархат овальный ??? браслет…».

Какой браслет получила Вера Николаевна?

50Х50

А: золотой

С: гранатовый

D: медный

В: серебряный

Выйти

из

игры

32000

Я считаю, что это сумасшествие. « И все её мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит…» Вера Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: «Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или ??? ». Что же это было?  50Х50 А: любовь С: сумасшествие D: увлечение В: болезнь Выйти из игры 64000

Я считаю, что это сумасшествие.

« И все её мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит…»

Вера Николаевна после известия о самоубийстве Желткова думала про себя: «Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или ??? ».

Что же это было?

50Х50

А: любовь

С: сумасшествие

D: увлечение

В: болезнь

Выйти

из

игры

64000

УРА! Прославление любимой женщины: «Да святится имя твоё». Вы заработали 125000 («5»). Продолжим игру? «Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: « !!!!!!!» В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова « ??? » из письма Желткова.  50Х50 А: Боже, храни моряка. С: Храни тебя Бог.  D: Спаси и сохрани. В : Да святится имя твоё  Выйти из игры 125000

УРА!

Прославление любимой женщины: «Да святится имя твоё».

Вы заработали 125000

(«5»).

Продолжим игру?

«Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить. Уходя, я в восторге говорю: « !!!!!!!»

В финале рассказа в качестве своеобразного рефрена используются слова « ??? » из письма Желткова.

50Х50

А: Боже, храни моряка.

С: Храни тебя Бог.

D: Спаси и сохрани.

В : Да святится имя твоё

Выйти

из

игры

125000

Бетховен. «Если Вы обо мне не вспомните, то…я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах….» В финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату ??? , о которой говорит в своей записке Желтков. Кто автор этой сонаты?  50Х50 А: Дунаевский С: Моцарт D: Бетховен В: Чайковский Выйти из игры 250000

Бетховен.

«Если Вы обо мне не вспомните, то…я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах….»

В финале рассказа пианистка Женни Рейтер играет вторую сонату ??? , о которой говорит в своей записке Желтков.

Кто автор этой сонаты?

50Х50

А: Дунаевский

С: Моцарт

D: Бетховен

В: Чайковский

Выйти

из

игры

250000

Я считаю, что тема любви.   Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Но у любви тысячи аспектов. И в каждой из них – свой свет, своя печаль, своё счастье. Самая заветная тема в творчестве А.И.Куприна?  50Х50 А: тема родины С: тема маленького человека В: тема любви D: тема природы Выйти из игры 500000

Я считаю, что

тема любви.

Иногда кажется, что о любви в мировой литературе сказано всё. Но у любви тысячи аспектов. И в каждой из них – свой свет, своя печаль, своё счастье.

Самая заветная тема в творчестве А.И.Куприна?

50Х50

А: тема родины

С: тема маленького человека

В: тема любви

D: тема природы

Выйти

из

игры

500000

УРА! Ответ В – Любимова. Вы заработали 1000000 и стали ОТЛИЧНИКОМ! Поздравляем! «Это –помнишь? печальная история П.П.Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова.» (Из письма А.И.Куприна) Все персонажи «Гранатового браслета» действительно существовали. В чью жену был влюблён телеграфный чиновник П.П.Жолтиков?  50Х50 С: Луначарского А: Свиридова В: Любимова D: Иванова Выйти из игры 1000000 19

УРА!

Ответ В – Любимова.

Вы заработали 1000000 и стали

ОТЛИЧНИКОМ!

Поздравляем!

«Это –помнишь? печальная история П.П.Жолтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова.» (Из письма А.И.Куприна)

Все персонажи «Гранатового браслета» действительно существовали. В чью жену был влюблён телеграфный чиновник П.П.Жолтиков?

50Х50

С: Луначарского

А: Свиридова

В: Любимова

D: Иванова

Выйти

из

игры

1000000

19

Лучшему знатоку рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет» музыкальный подарок: Вторая соната Бетховена.

Лучшему знатоку рассказа А.И.Куприна

«Гранатовый браслет»

музыкальный подарок:

Вторая соната Бетховена.

Источники информации: Фон Mikrosoft Office. «Новая энциклопедия».Москва ООО «Мир книги».2004 год. А.И.Куприн «Рассказы».Москва «Детская литература» 1988 год. В.Ф.Чертов. «Литература.11 класс»(Тесты,вопросы, задания по русской литературе xx века. Москва.«Просвещение».2001 год. Вторая соната Бетховена. http://www.mp3complete.net/beethoven_fp_sonaty.htm Звуки: телефон,гонг,часы,заставка передачи «Как стать миллионером»: http://full.tones.su/ Звуки:аплодисменты: Mikrosoft Power Point.

Источники информации:

  • Фон Mikrosoft Office.
  • «Новая энциклопедия».Москва ООО «Мир книги».2004 год.
  • А.И.Куприн «Рассказы».Москва «Детская литература» 1988 год.
  • В.Ф.Чертов. «Литература.11 класс»(Тесты,вопросы, задания по русской литературе xx века. Москва.«Просвещение».2001 год.
  • Вторая соната Бетховена. http://www.mp3complete.net/beethoven_fp_sonaty.htm
  • Звуки: телефон,гонг,часы,заставка передачи «Как стать миллионером»: http://full.tones.su/
  • Звуки:аплодисменты: Mikrosoft Power Point.

  • В устье реки как пишется
  • В установленном законом порядке как пишется
  • В усовершенствовании человека смысл жизни согласны ли вы с высказыванием м горького сочинение
  • В усмерть или вусмерть как пишется
  • В условиях крайнего севера как пишется