Игра-викторина «В гостях у сказки»
Цель:
заинтересовать детей в чтении книг;
расширить их кругозор и словарный запас;
воспитывать у ребят чувство добра, справедливости, умение любить видеть красивое.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг, рисунки сказочных героев, билеты с заданиями, карточки со скороговорками, диск с песнями, поощрительные призы.
Условия игры: в игре принимают участие дети 1 – 5 классов. Играют 2 команды. За каждый правильный ответ — 1 очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.
Ход викторины.
— Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня, мы с вами побываем в гостях у сказки.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети, но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
Цель нашей сегодняшней викторины – вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев, а ещё больше приобщиться к чтению.
А теперь давайте представим наше жюри.
В нашей викторине участвует 2 команды, команда «Сказочники» и команда «Волшебники»!!!
Команды в студию!!!
Команды, в которой участник отвечает на задание, зарабатывает очко для своей команды. Если представитель команды не знает ответа, может ответить участник другой команды, принеся своей команде очко.
(звучит песня «В гостях у сказки»)
Давайте будем мы играть!
Раз, два, три, четыре, пять…
Кто в викторине победит?
Конечно, лучший эрудит!
У нас сомнений в этом нет –
Он самый первый даст ответ.
Первый конкурс «Сказочные фразы».
Есть начало фразы из сказки, но нет конца. Закончить фразу.
(команды отвечают по очереди)
1. В некотором царстве…(в некотором государстве).
2. По щучьему велению…(по моему хотению).
3. Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
4. Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
5. И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
6. Стали они жить — поживать…(и добра наживать).
Второй конкурс «Угадай сказку».
(за каждый правильный ответ 1 очко)
Вопросы для первой команды:
1.
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
К дому подошла – обманула петуха.
Унесла его в тёмные леса,
За высокие горы, за быстрые реки.
(Петушок – золотой гребешок.)
2. В какой сказке главных героев спасает от догонявших гусей речка с кисельными берегами, яблоня с ржаными пирожками?
(Гуси – лебеди.)
3. В сказке у хозяйки было три дочери: одноглазка, двуглазка, трёхглазка?
(Крошечка Хаврошечка.)
4. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына-все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…» (рус.нар.сказ. Царевна-лягушка.)
Вопросы для второй команды:
1. Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(Лиса и журавль.)
2. В какой сказке девочка, чтобы попасть из леса домой, спряталась в коробке с пирогами, которую нёс медведь?
(Маша и медведь.)
3. В какой сказке главный герой говорит такие слова:
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах.
Несу косу на плечах: хочу лису посечи!
Слезай, лиса, с печи!
(Лиса и заяц.)
4. «Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тороваты и щеголеваты, а младший, Иван — дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»(Сивка-бурка.)
Третий конкурс «Назови героя»
Ведущий. У сказочных героев есть двойные имена, а у сказочных предметов есть двойные названия. Я буду называть слово, а вы недостающую его часть.
Называется первая часть предмета или имени сказочного героя, а все дружно договаривают вторую часть.
1 Команде
Карабас… (Барабас)
Кощей…(бессмертный)
Красная… (шапочка)
Иван… (царевич)
Мальчик… (с пальчик)
Елена… (прекрасная)
Змей… (Горыныч)
Курочка… (Ряба)
2 Команде
Золотая… (Рыбка)
Доктор… (Айболит)
Баба… (Яга)
Сивка… (Бурка)
Синбад… (Мореход)
Гуси… (Лебеди)
Конек… (Горбунок)
Жар… (Птица)
Четвертый Конкурс «Телеграммы».
(Воспитатель читает телеграммы, которые принёс почтальон Печкин. Дети отгадывают автора телеграммы.)
Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
Всё закончилось благополучно,
только хвост остался в проруби. (Волк)
Очень расстроена.
Нечаянно разбила золотое яичко. (Мышка)
Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)
Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)
Не садитесь на пенёк, не ешьте пирожок. (Машенька)
Пятый конкурс «Удивительные превращения».
В кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
Вопросы для 1 команды:
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Вопросы для 2 команды:
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей).
Шестой конкурс «Лотерея».
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
На конкурс – лотерею.
Участники подходят к жюри, берут билеты, на которых написано, что им надо сделать: прочитать стихотворение, спеть песенку назвать несколько пословиц или загадок. Лучший в этом конкурсе приносит команде 2 очка.
А пока наши участники готовятся мы проведем конкурс для зретилей:
Седьмой конкурс «Блицтурнир» (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)
• Жилище Бабы-Яги. (избушка на курьих ножках)
• Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (лягушка)
• Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт. (метла)
• Что потеряла Золушка? (туфельку)
• Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
• Герой сказки, путешествующий на печи. (Емеля)
• Кто смастерил Буратино? (Папа Карла)
• Кем стал гадкий утёнок? (Лебедя)
• Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
• Крокодил, друг Чебурашки. (Гена)
• Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик. (Тортила)
• Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)
• В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её? (Кот в сапогах)
• Подруга семи гномов? (Белоснежка)
Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)
Далее подводятся итоги викторины сказок и победителям вручаются поощрительные призы.
(звучит песенка Чебурашки )
— Молодцы! Ребята, вы все сегодня отлично потрудились и справились со всеми заданиями. Вы отлично знаете сказки и можете безошибочно их угадывать. А в заключение мне хочется сказать: «Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Викторина «В гостях у сказки»
1-2 класс
Описание: Значение сказок в воспитании детей трудно
переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают
волшебную силу: обучающую, развивающую, исцеляющую. Сказки оказывают влияние на
формирование мышления ребенка, на его поведение на протяжении всего детского
возраста. Сказка – инструмент ненавязчивого обучения. Не секрет, что дети лучше
всего воспринимают информацию, поданную в игровой форме. Сказки по праву
считают мощнейшим инструментом обучения детей.
Назначение: Предлагаю вам викторину для детей начальных
классов по теме «В гостях у сказки».
Цель:— закрепление знаний о сказках, сказочных
персонажах и волшебных предметах.
Задачи:
— развивать мышление, наблюдательность, смекалку,
речь, эмоциональную сферу;
— формировать умение работать в группе и
самостоятельно.
Оборудование:
— выставка книг-сказок, сказочные предметы
(зеркальце, азбука, туфелька, монета, красная шапочка, яйцо), сундучок, карточки.
Ход викторины:
Ведущая: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами совершим
увлекательное путешествие в удивительный мир сказок. Сказки — это мы с
вами, наши характеры, взгляды на жизнь, стремление к счастью и гармонии.
По настоящему мудр тот, кто не расстаётся со
сказкой всю жизнь, потому что их красотой не устаёшь любоваться, а глубину
сказки постигаешь лишь с годами.
Сказки стародавние
Грустные, забавные,
Добрые, серьёзные
Лунные и звёздные.
Мы любим их слушать,
Любим их читать.
С ними даже можно
Просто поиграть.
Давайте ребятки разделимся на три команды,
придумаем название команды и выберем капитана. Название придумайте сказочное.
1 конкурс Угадайте название сказок. Я
буду вам читать загадку, а вам нужно постараться угадать, что это за сказка.
1. Что за сказка:
кошка, внучка,
Мышь, ещё
собака Жучка
Деду с
бабой помогали
Корнеплоды
собирали (репка)
2. Возле леса, на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (три медведя)
3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то. (волк и семеро козлят)
4. И в
пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк
и бурый мишка.
А когда
малыш в лесу
Встретил
рыжую лису,
От неё
уйти не смог.
Что за
сказка?… (колобок)
5. Отвечайте
на вопрос:
Кто в
корзине Машу нёс
Кто
садился на пенёк
И хотел
съесть пирожок?
Сказочку
ты знаешь ведь?
Кто же это
был?…медведь
(маша и медведь)
6. Поселились
в той избушке
Очень
разные зверюшки.
Попросился
к ним и мишка,
Только
ведь медведь не мышка,
Влезть и
так и сяк старался,
Сверху сел
и дом сломался. (теремок)
7. Сестрица
просила:
-Не пей из
копытца.
А братец не слушался,
Выпил
водицы.
Что за сказка про сестрицу,
Про козлёнка, про водицу?
(«Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка» )
8. Мальчик
с гусями летал в поднебесье.
Как
мальчика звали? Скажите все вместе!
А как
сказка называется? (гуси лебеди)
9. Ой
Лиса, Лиса, Лиса
Хитрая
плутовка.
Пела
песенку она очень, очень звонко:
-Петушок,
Петушок!
Золотой
гребешок.
Выгляни в
окошко,
Дам тебе
горошку. («Кот, Лиса и Петух»)
10. Дом
растаял ледяной-
Попросилась
в лубяной.
Приютил её
зайчишка,
Сам
остался без домишка.
Зайцу
петушок помог.
Лису
выгнал за порог (заюшкина избушка)
11. Эта
ловкая плутовка
Посадила в прорубь волка.
А потом на
нём каталась,
Очень
хитро ухмылялась:
«Битый
небитого везёт.» «Волк и лиса»
12. Дед и
бабка вместе жили
Дочку из
снежка слепили,
Но костра
горячий жар
Превратил дочурку
в пар.
Дед и
бабушка в печали.
Как же их
дочурку звали? (снегурочка)
13. Уплетая
калачи,
Ехал
парень на печи.
Прокатился
по деревне
И женился
на царевне. (« По щучьему веленью»)
14. В
сказке той царевич жил.
Серый волк
ему служил.
Сказку эту
вспоминайте,
Дружно
вместе отвечайте! «Иван Царевич и серый волк»
15. Бабушка
девочку очень любила,
Шапочку
красную ей подарила-
Девочка
имя забыла своё:
А ну,
подскажите имя её. «Красная шапочка»
16. Этот
сказочный герой
С
хвостиком, усатый,
В шляпе у
него перо,
Сам весь
полосатый,
Ходит он
на двух ногах,
В
ярко-красных сапогах. «Кот в сапогах»
17. Так
быстро от принца девица бежала,
Что
туфельку даже она потеряла. (золушка)
18. У
Ивана-дурака
Друг есть
верный на века.
Все решить
проблемы в срок
Может
славный Горбунок. (конек-горбунок)
19. Она
была подружкой гномов.
И вам,
конечно же, знакома. («Белоснежка и семь гномов»)
20. Родилась
у мамы дочка
Из
прекрасного цветочка.
Хороша
малютка просто!
С дюйм
была малышка ростом.
Если сказку
вам читали;
Знаете,
как дочку звали. (дюймовочка)
21. Налетела
злая вьюга,
Герда
потеряла друга.
В царство
льда умчался Кай!
Герда!
Герда! Выручай!
Вьюга
кружит вправо, влево
В сказке….
«Снежная королева»
Молодцы. Первый конкурс завершился,
пора подвести итоги.
Второй конкурс
А теперь следующий конкурс, он называется «Из одной
ли мы сказки?»
Я вам называю сказку и героев, а вы говорите, есть ли
здесь лишний герой. Чья команда ответила раньше и правильно, получает бал в
копилку своей команды. Ну что начнем. Слушайте внимательно
1. «Бременские музыканты»
Ø осёл
Ø петух
Ø поросёнок
2 «Снежная королева»
Ø Кай
Ø Герда
Ø Разбойница
3. «Волшебник изумрудного города»
Ø Элли
Ø Страшила
Ø Гингема
4. «Вини — Пух и все, все,
все»
Ø Иа
Ø Пятачок
Ø Филин
5.
«Маугли»
Ø Шерхан
Ø Багира
Ø Тотошка
6.
«Теремок»
Ø Лягушка»
Ø Волк
Ø Бегемот
7.
«Три медведя»
Ø Маша
Ø Мишутка
Ø Железный
дровосек
8.
«Доктор Айболит»
Ø Чи
– чи
Ø Бармалей
Ø Карабас
— Барабас
Третий
конкурс
Молодцы
ребятки. Вы хорошо знаете и сказки и сказочных героев. А теперь проверим
насколько вы внимательны. Следующий конкурс называется «Сказочный переполох»
Перепутались названия сказок. Нужно соединить начало и конец сказок, чтобы
исправить ошибки. (на доске вывешиваются карточки со словами из названия сказок
)
«
Царевна, семь гномов, Ховрошечка, Финист», серый волк, Белоснежка и,
Иван-царевич и, семь гномов, Крошечка, лягушка, Бессмертный, Ясный сокол,
Кощей.
Четвертый
конкурс
И
здесь вы справились, молодцы. А сейчас у нас будет конкурс «Волшебный сундучок».
В нашем волшебном
сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а
команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой
ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка –
«Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о
мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Красная шапочка –
«Красная Шапочка»
На
этом наша викторина подошла к концу. Давайте вместе подведем итоги и посчитаем
сколько жетонов собрала каждая команда. (считаем жетоны). Жетоны посчитаны, теперь
приступим к награждению. Команда победитель получает эмблемки «Знатоки сказок».
Цель: воспитание познавательного интереса к
чтению, к сказкам.
Задачи:
- воспитывать эстетическое восприятие
окружающего; - вспомнить героев сказок;
- развивать творческое воображение, логику
мышления и память; - самостоятельно преобразовывать практическую
задачу в познавательную.
Организационный момент. Вступление.
(Слайды -1,2)
Ведущий. Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней.
Чем наши волшебные сказки.
— Ребята, а вы любите сказки? И я люблю. Все люди
на свете любят сказки. И любовь эта начинается с
детства. Волшебные, весёлые и даже страшные –
сказки всегда интересны. Читаешь, слушаешь – дух
захватывает. Герои русских сказок благородны,
добросердечны, храбры, находчивы. Среди
положительных героев русских сказок есть и
храбрые царевичи, и былинные богатыри, и
прекрасные царевны, и простые крестьяне. Герои
сказок показывают разные стороны народного
характера: благородство, самоотверженность,
мудрость, смекалку, героизм, бескорыстность. И
все препятствия герои сказок преодолевают
благодаря этим качествам. В сказках добро всегда
побеждает зло.
Ход мероприятия
(Слайд -3)
— Сегодня мы с вами проведём сказочную
викторину “В гостях у сказки”.
Вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях
у сказочных героев.
Я приглашаю от класса по 2 человека.
(Команда состоит из 4 или 6 человек. Дети по
очереди вытаскивают из коробки треугольник или
квадрат, разные по цвету. Разбиваются на 2
команды. Красный цвет — одна команда, жёлтый —
другая. Дети дают название своей команде. Или:
треугольники- одна команда, квадраты — другая).
Представление жюри.
За каждый правильный ответ — 1 балл.
Ведущий. — На сцене участники нашей викторины.
Представление команд (названия).
(Дети называют картинку (по порядку), которую
надо открыть. Под картинкой находится задание).
На вопросы викторины дети отвечают по очереди.
1-й конкурс. “Из какой сказки предметы”?
(Слайды 4, 5)
1. Веретено.
2. Стрела
3. Корыто
4. Меч-кладенец
5. Колыбелька из скорлупы грецкого ореха
6. Лепесток
2-й конкурс “Закончи имя сказочного героя”
(Слайд 6, 7)
1. Кощей …… Бессмертный.
2. Елена ……. Прекрасная (Премудрая)
3. Василиса …. Премудрая.
4. Сестрица …… Алёнушка.
5. Братец …… Иванушка.
6. Крошечка …. Хаврошечка.
7. Змей ….. Горыныч.
8. Сивка ….. Бурка.
3-й конкурс “Загадки про сказочных героев”
(Слайд 8 – 14)
Герой наш мохом весь оброс,
Еле-еле виден нос.
Весь пропах болотной тиной,
Его прозвали… Буратино?В ступе летаю,
Детей похищаю
В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня… Василиса… Премудрая?
Он живет в глуши лесной,
Сердца моего герой.
Он костями громыхает
И в округе всех пугает.
Это что за старичок?
Ну конечно, … Пятачок?
Бедных кукол бьет и мучит,
Ищет он волшебный ключик,
У него ужасный вид,
Это доктор… Айболит?
И красива, и мила,
Только очень уж мала,
Стройная фигурочка,
А зовут…. Снегурочка?
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка — актриса,
И зовут ее… Алиса?
4-й конкурс “Сказочный переполох”
(Слайды 15 -17)
Ведущий. Перед вами названия сказок и
сказочных героев. Но что-то в этих названиях
перепутано. Перепутались названия сказок.
Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой,
Кощей — Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в
сказках. Вы должны исправить эти ошибки.
- Метровочка — Дюймовочка
- Три чистюли — три поросёнка
- Пёс в рукавицах – кот в сапогах
- Глупый Василий – Василиса Премудрая
- Ржавый замочек – золотой ключик
- Пёс в рукавицах – кот в сапогах
- Кикимора под арбузом — принцесса на горошине
- Сивка – утка — Сивка — Бурка
- Иван Королевич и оранжевый волк — Иван – Царевич
и серый волк - Царевна – Петрушка — Царевна – Лягушка
- Лиса и 7 колобков — волк и семеро козлят
ФИЗМИНУТКА (Приложение 1)
5-й конкурс “Волшебные предметы”
(Слайд 18)
*(1 вариант)
Ведущий. В круг встают участники из команд,
чередуясь с игроками из другой команды. Далее
звучит стихотворение — вступление к игре.
Предметы волшебные в сказках бывают,
Героев желанья они исполняют:
Ковер-самолет — над миром подняться,
Чудесный горшок — сладкой кашей питаться.
А ну-ка попробуй и ты, мой дружок,
Волшебных предметов набрать кузовок.
Вспоминай, не зевай, Те предметы называй.
Участники конкурса по очереди (по кругу)
называют известные им волшебные предметы из
сказок. Если игрок не может назвать волшебный
предмет или повторяется, то он выходит из игры.
Побеждает команда, чей игрок остался последним.
*(2 вариант)
Назвать все предметы:
1. Волшебные предметы, исполняющие желания
(волшебная палочка, лепесток, кольцо, волосок).
2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие,
что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко).
3. Предметы, выполняющие работу за героя
(скатерть-самобранка, игла, меч-кладенец,
дубинки).
4. Предметы, возвращающие здоровье и молодость
(молодильные яблоки, живая вода).
5. Предметы, показывающие дорогу (камень,
клубочек, перышко, стрела).
6.Предметы, помогающие герою преодолеть
трудности, расстояние и время (шапка-невидимка,
сапоги-скороходы, ковер-самолет)….
6-й конкурс “Внимание”
(Слайды 19-23)
Ведущий. Надо посмотреть на картинку(30 или 60
секунд), запомнить, что на ней изображено и,
ответить на вопросы.
Кот Леопольд.
- Какого цвета шарики?
- Сколько шариков?
- Какого цвета одежда у кота Леопольда?
- Какого цвета шарик у серого мышонка?
Крокодил Гена.
- Что держит крокодил Гена?
- Что держит Чебурашка? (назвать инструменты)
- Какого цвета одежда у крокодила Гены?
- Сколько гвоздей забил крокодил Гена?
7-й конкурс “Назови сказку”
(Слайд 24– 33)
Ведущий. На слайде – иллюстрации к сказкам:
Золотой ключик, или Приключения Буратино; Сорока
– Белобока; Золушка; Аленький цветочек; Сказка о
царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди; Спящая красавица;
Принцесса на горошине; Волшебная лампа Алладина;
Приключения Али-Бабы и сорока разбойников; Кот в
сапогах. (Работы Ильи Есаулова).
8-й конкурс “Адреса сказочных героев”
(Слайды 34, 35)
Капитаны должны помочь правильно написать
адреса сказочных героев.
Коту Матроскину
Гулливеру Василисе Премудрой Великому Гудвину Незнайке Рассеянному Капитану Врунгелю Алисе |
Зазеркалье
Деревня Простоквашино Цветочный город Тридевятое царство г. Ленинград, ул. Бассейная Яхта “Беда” Изумрудный город
Лилипутия |
9-й конкурс “Сказка стала былью”
(Слайд 36, 37)
Ведущий. Давным-давно люди мечтали подняться
в воздух, подобно птицам, опуститься на дно
морское и чувствовать себя там, как рыбы….
Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку
о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и
некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные
изобретения человека, заменившие сказочные
предметы.
- Перо жар птицы. (Лампа, прожектор)
- Сани, что везут сами. Печь Емели. (Автомобиль,
аэросани) - Помните, у Емели вёдра сами воду несли.
(Водопровод) - Гусли – самогуды. (Магнитофон)
- Ступа. Ковёр – самолёт. (Ракета, самолёт)
- Чудо – зеркало. (Телевизор, компьютер)
- Клубок ниток, указывающий дорогу. (Компас)
(Слайд 38)
ИТОГИ.
Слово Жюри. Награждение.
Ведущий. На этом наша встреча подошла к концу.
Любите сказки, читайте сказки и помните: “Сказка
– ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”. В
сказке всегда есть урок, но урок добрый, чаще
всего это дружеский совет. Сказка учит отличать
добро от зла, хорошее от плохого.
Интернет-ресурсы.
- http://worldofchildren.ru/to-kids/68-zagadki-i-skorogovorki/1295-zagadki-pro-skazochnyih-geroev.html
- http://worldofchildren.ru/
- http://gamevil.ru/index.php/zagadki-na-temu/zagadki-pro-skazochnyx-geroev
- veselajashkola.ru/viktoriny/viktorina-po-skazkam-dlya-detej-s-otvet/
- http://www.igraza.ru/rus-yaz/529-marafon.html
- http://www.liveinternet.ru/users/veravena/post342293122/
- http://nachalo4ka.ru/detskie-kartinki-assorti-dlya-prezentatsiy/
- http://www.liveinternet.ru/users/rosinka7304/post289455075/
- http://pesni.fm/artist/videos/%D0%A4%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0+-/1
- http://hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod.php
Внеклассное мероприятие
по литературному чтению
3-4 класс
«В гостях у сказки»
Подготовила: Зелепукина Л.В. –
учитель начальных классов
2018 г.
Тема: Сказочная викторина «В гостях у сказки»
Цели и задачи:
Обобщить знания детей по сказкам.
Прививать интерес к чтению.
Развивать речь, мышление, воображение, интерес, внимание.
Воспитывать в процессе игры дружбу, товарищество, любознательность.
Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, задания для команд, звездочки, изображения сказочных героев, иллюстрации к сказкам, сундучок со сказочными предметами, конверты с заданиями
Ход викторины:
Вступление (включается песня из передачи «В гостях у сказки» и презентация)
Учитель:
-Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки.
Наверное, нельзя найти ни одного человека, который никогда бы не слушал и не читал сказки. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
— Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев, поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, и отдохнём вместе со сказкой.
Итак, начнем…
-Для начала нам нужно разделиться на две команды. Придумайте название команды и выберите капитана.
Приветствие.
Команда 1.
Чтоб героев книг узнать –
Надо книги всем читать.
Мы читаем, много знаем,
И того же вам желаем.
Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки – до небес!
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес!
Команда 2.
Мы подрастем, другими станем
И, может быть, среди забот
Мы сказкам верить перестанем,
Но сказка снова к нам придет.
И мы ее улыбкой встретим,
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям
Мы вновь расскажем в добрый час.
В нашей сказочной викторине участвует две команды. Они будут отвечать на разные вопросы, угадывать загадки, вспоминать разные сказки.
— А следить за происходящим будет строгое, но справедливое жюри.
За правильный ответ команда будет получать по 1 звездочке, так мы будем считать ваши баллы.
И первый конкурс называется:
Конкурс 1.Разминка
В этом конкурсе каждой команде задаётся по 10 вопросов, отвечать нужно быстро.
Вопросы для первой команды:
1. Имя героини сказки, которая потеряла туфельку. (Золушка)
2. Самое хитрое животное во всех сказках. (Лиса)
3. Кто написал «Сказку о золотой рыбке»? (А.С. Пушкин)
4. Как звали героев сказки «Снежная королева»? (Кай и Герда)
5. Он живёт на крыше. (Карлсон)
6. Кто поймал волшебную щуку? (Емеля)
7. Кто хотел жениться на Дюймовочке в конце сказки? (Крот)
8. Какое учёное животное ходило по цепи кругом в сказке А.С. Пушкина? (Кот)
9. Он говорил, что у него в голове опилки. (Винни-Пух)
10.Сказка, в которой братья-месяцы помогли девочке найти подснежники. (Двенадцать месяцев)
Вопросы для второй команды:
1. Девушка с рыбьим хвостом. (Русалочка)
2. У героя этой сказки длинный нос. (Буратино)
3. Кто написал сказку «Красная Шапочка»? (Шарль Перро)
4. С кем улетела Дюймовочка в конце сказки? (С ласточкой)
5. В этой сказке вы можете встретить джина и ковёр-самолёт. (Алладин)
6. В какой сказке мачеха велела отправить свою падчерицу в лес зимой? (Морозко)
7. Имя говорящего умывальника. (Мойдодыр)
8. Мальчик, который жил с волками в джунглях. (Маугли)
9. Кто съел Колобка? (Лиса)
10.Как называется сказка, в которой Емеля поймал волшебную щуку? (По щучьему велению)
Конкурс 2. Волшебный мешок. Участники команд достают из мешочка карточки с изображением сказочного предмета и называют сказочного героя, которому принадлежит этот предмет и название сказки.
1.Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)
2.Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
3.Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)
4.Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочке. Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)
5.Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
6.Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)
7.Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
8.Перо жар-птицы. (Ивану-дураку. Ершов “Конек-горбунок”.)
Конкурс 3. Телеграмма
Почтальон Печкин прислал для вас телеграммы, но они оказались не подписаны
Вам предстоит угадать кто автор телеграммы. Каждой команде по три телеграммы.
Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! (Муха-Цокотуха)
Всё закончилось благополучно, только хвост остался в проруби. (Волк)
Спасите! Нас съел Серый Волк! (Козлята)
Помогите найти хрустальную туфельку. (Золушка)
От дедушки ушёл, от бабушки ушёл, скоро буду у Вас! (Колобок)
Спокойствие, только спокойствие. Я съел ещё одну баночку варенья. (Карлсон)
Конкурс 4. «Узнай сказку»
Каждой команде дается по два описания сказки и по три иллюстрации к сказкам, вы должны угадать сказки
Команда 1.
1 .Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу. ( Принцесса на горошине)
2.….Живало-бывало, — жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка.
Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница.
Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела — еще до свету… Ничем старухе не угодишь — все не так, все худо.
Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится — не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. (Морозко)
Три иллюстрации.
Команда 2.
1..В большом городе, где столько людей и домов, что не всем удается разбить маленький садик и где поэтому очень многим приходится довольствоваться комнатными цветами, жили двое бедных детей, у которых садик был чуть побольше цветочного горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, словно родные. Родители их жили по соседству, под самой крышей — в мансардах двух смежных домов. Кровли домов почти соприкасались, а под выступами проходил водосточный желоб, — вот как раз туда и выходили окошки обеих комнатушек. Стоило только перешагнуть желобок, и можно было сразу попасть через окошко к соседям. (Снежная королева)
2..Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, только тогда верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живет подводный народ. Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы с такими гибкими стеблями и листьями, что они шевелятся, словно живые, от малейшего движения воды. А между ветвями снуют рыбы, большие и маленькие, совсем как птицы в воздухе у нас наверху. В самом глубоком месте стоит дворец морского …царя…(Русалочка)
Конкурс 5. Узнай сказочного героя. Команды отвечают по очереди.
1.Его придумал Шарль Перро.
Есть шпага, шляпа и усы.
На шляпе у него перо,
Усы невиданной красы.
Одет в роскошнейший кафтан,
Прошёл он тысячи дорог.
Да, он известный «хитрец»,
И великана слопать смог.
Он оказался очень крут.
Скажите как его зовут? (Кот в сапогах)
2.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне. (Емеля)
3.В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная Шапочка)
4.Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
(Карабас)
5. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя,
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?(Золушка)
6. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.(Дюймовочка)
7.Черепахе триста лет.
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала:
Тайну, о которой знала,
И которую хранила.
Буратино ключ вручила:(Тортила)
8. Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?(Герда)
Конкурс 6. «Нарисуй сказку».
Вам надо изобразить какой – нибудь узнаваемый предмет из известной сказки, а команда-соперник должна догадаться, о какой сказке идёт речь.
Подведение итогов.
Молодцы! Наша сказочная викторина получилась необычайно интересной и насыщенной. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. И благодаря своим знаниям, смекалке, находчивости пришли к финишу с результатами …..
До свидания! До новых встреч со сказкой!
Сказки гуляют по свету,
Ночь запрягая в карету.
Сказки живут на полянах,
Бродят на зорьке в туманах…
Мир озарив чудесами,
Сказки летят над лесами,
На подоконник садятся,
В окна, как в речки, глядятся…
Сказки со мною повсюду,
Их никогда не забуду.
Стоит сомкнуть мне ресницы –
Вдруг Сивка-Бурка приснится.
А месяц засветится ясный
В глазах Василисы-Прекрасной…
Пусть Зло на проделки хитро,
Но все ж побеждает Добро.
Викторина «В гостях у сказки»
Начальная школа 1 – 4 класс
Цель: выяснить, какие сказки и каких сказочных героев знают дети,
познакомить с новыми понятиями «народные» и «литературные»
сказки, выявить лучших знатоков сказок; способствовать развитию
речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к
чтению художественной литературы.
Викторину можно провести в 1,2,3,4 классах. Учителем определяется
продолжительность мероприятия и количество проводимых конкурсов.
Вступление.
— Сегодня, ребята, мы с вами побываем в гостях у сказки.
С самого раннего детства мы слышим сказки. Их нам читает мама,
когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними
вечерами. Мы слушаем сказки в детском саду, встречаемся с ними и в
школе. Сказки сопровождают нас всю жизнь. Их любят не только дети,
но и взрослые.
Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где
происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.
— Сегодня мы постараемся вспомнить сказки и сказочных героев,
поиграем в игры, узнаем много нового и интересного, отдохнём вместе
со сказкой, порисуем, послушаем сказку, побываем на выставке книг и
рисунков.
— Давайте сядем удобно и полетим в волшебную страну сказок.
На ковёр мы сели, В сказку полетели.
1. Вспомни сказку:
(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
У кого избушка была ледяная, и в какой сказке?( лиса)
Какое животное обнаружило теремок в лесу? (мышка – норушка)
Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (колобок)
Какую кличку носила собака в семье, в которую входила: бабка, дедка,
внучка? (жучка)
2. «Сказочные герои» – дополни имя и сказку:
«Кошей…(бессмертный)
Василиса – …..(премудрая)
Мальчик…(с пальчик)
Иван….(царевич)
Змей….(Горыныч)
Гуси….(лебеди)
Конек….(горбунок)
Сказка «Красная….(шапочка)
Сказка «Синяя …(борода)
Сказка «Волшебник…(изумрудного города)
Сказка «Спящая ….(красавица)
Сказка «Кот в …..(сапогах)
3. Конкурс капитанов: «Черный ящик»
В ящике находится предметы, которые помогали сказочным
персонажам:
(золотой ключик, банка с вареньем, хрустальный
башмачок, стрела, лампа).
4. Конкурс Кто больше за 1 мин. даст ответов.
1.Что потерял ослик Иа?
2.Девочка, у которой голубые волосы.
3.Как звали папу Буратино?
4.С кем дружил крокодил Гена?
5Кто съел Колобка?
6.На каком поле и в какой стране Буратино закопал свои монеты?
7.Кто от всех болезней лечился сладостями?
8.Из чего сделана Снегурочка?
9.Какого роста был мальчик с пальчик?
10. Какое яичко снесла Курочка Ряба?
1.Как звали друга Вини—Пуха?
2.Что потеряла Золушка?
3.Кот, который хотел дружить с мышами.
4.Транспорт Бабы Яги.
5.Какую обувь носил Кот в сапогах?
7.Кто ждал Красную Шапочку?
8.Кто дал Буратино золотой ключик?
9.Что купила на базаре Муха—Цокотуха?
10.Где жил почтальон Печкин?
5.отгадай сказку
Пишу на листке сказку каждой команде, команды не должны
произносить их вслух, а должны нарисовать так, чтобы другая команда
догадалась, что за сказка.
1кл для 2кл —2кл для 1кл;
3кл для 4кл – 4кл для 3 кл.
1 кл –колобок;
2 кл – репка;
3 кл – теремок;
4 кл — 3 поросенка;
Если другая команда отвечает правильно 1 бал
6.Игра «Доскажи словечко».
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай,
Дружно хором отвечай!
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик—луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся…
(Чиполлино).
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена…
(Крокодил).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор…
(Айболит).
Враг людей и враг зверей.
Злой разбойник…
(Бармалей).
Любит мёд, друзей встречает
И ворчалки сочиняет.
А ещё пыхтелки, кричалки, сопелки…Ух!
Забавный медвежонок…
(Винни—Пух).
У отца был мальчик странный,
Симпатичный, деревянный,
И любил папаша сына –
Шалунишку…
(Буратино).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке.
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это?
(Золушка)
Скачет лошадь непростая,
Чудо—грива золотая.
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конёк,
Удивительный конёк
По прозванью…
(Горбунок).
7.Викторина – раскраска
«Золотой ключик или приключения Буратино» (презентация)
9. Подведение итогов.
— На этом наше путешествие по сказкам закончилось. Давайте
подведем итоги.
Сказочная викторина: «В гостях у сказки».
Ход мероприятия
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей…
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
(Михалков С.В.)
Учитель: Здравствуйте, Дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам на наш праздник.
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку — сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, мы постоянно знакомимся с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Но викторина у нас сегодня не обычная, её участниками станут сами герои сказок, не так давно, мы с ребятами получили необычную телеграмму с просьбой о помощи. Между героями сказок произошёл спор кто же из них самый главный и кого больше всего любят дети. И сегодня мы с вами поможем им решить этот спор. Давайте посмотрим с вами какие же герои сказок сегодня пришли к нам. Для этого вам необходимо разгадать загадки.
Не лежалось на окошке-
Покатился по дорожке. («Колобок».)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(«Снегурочка»)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор…(Айболит)
Весел он как балалайка,
А зовут его… (Незнайка)
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется…. (Бабою Ягой)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Ответ: Емеля)
Учитель: Здравствуйте дорогие гости мы рады вас всех видеть. Мы все очень любим ваши сказки, читаем их. А сегодня мы здесь собрались, чтобы проверить ваши знания, хорошо ли вы знаете сказки, героями которых являетесь. Знаете ли вы героев других сказок.
И для начала давайте разгадаем кроссворд.
Если вы правильно ответите на вопросы, то у вас получится ключевое слово нашего с вами сегодняшнего мероприятия
- Кличка сказочного коня.
- Его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.
- Сестра Иванушки.
- Пресмыкающиеся с тремя головами.
- Смерть этого героя в яйце.
- Мужское имя в сказках.
Учитель: Первое задание нам прислала Красная шапочка, давайте посмотрим что там.
«Угадай сказку по нескольким строчкам».
«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
(«Красная Шапочка», Ш. Перро)
«Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице».
(«Золушка», Ш. Перро)
«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
(«Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен)
«Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»
(«Царевна-лягушка»)
«Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
(«По щучьему велению»)
«Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
(«Снегурочка»)
Учитель: С этим заданием вы справились очень хорошо. А у нас новое письмо, это задание от ёжика. Вместе с заданиями ёжик прислал вам свои угощения.
И это Блиц-турнир:
- Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
- Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были)
- Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
- Кто закопал пять золотых монет? (Буратино)
- На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
- Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
- Какой предмет потеряла Золушка? (Туфельку)
- Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
- Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Ступа, метла)
- Кличка собаки из сказки «Репка» (Жучка)
- Материал, из которого старуха слепила колобок? (Мука)
- Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье)
- Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
- Где работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
- Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)
- Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
Учитель: следующее письмо прислали действующие лица книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». И от них у нас есть угощенья.
Их задание называется «А ну-ка, отыщи!»
В сетку по горизонтали и по вертикали вписаны шесть действующих лиц книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». Найдите их и подчеркните.
Музыкальная пауза.
Учитель: Отдохнули. А у нас осталось последнее задание, которое нам прислал герой многих сказок, это серый волк.
И волк решил проверить вас, на знание героев разных сказок.
Молодцы, вы все отлично справились с заданиями. Дорогие гости на этом наши задания заканчиваются, целью нашего мероприятия было разрешить ваш спор, о том кто из вас главней, чья сказка лучше, и можно сказать, что вы все очень хорошо отвечали, вы очень дружные, и среди вас нет главных, вы все главные герои своей сказки, а мы любим все сказки без исключения, они помогают нам быть добрей, мудрее.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочный друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Вот момент настал прощанья.
Будет краткой моя речь:
Говорю вам: «До свиданья!»
Герои исполняют песню «Сказка».
Просмотр содержимого документа
«Сказочная викторина «В гостях у сказки.» »
Викторина по сказкам « Знатоки сказок»
Цели:
Обобщить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
развивать мышление, воображение, интерес, внимание;
воспитывать любовь к сказкам и к чтению.
— Активизировать детское чтение;
— Организовать досуг учащихся.
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о сказках и проверить насколько хорошо, вы знаете и любите сказки. Тот, кто больше даст правильных ответов по нашей викторине получит диплом «Знаток сказок».
Беседа по сказкам. Сказки любят и взрослые и дети. Что же такое сказка?
Сказка – это произведение, связанное с устным народным творчеством, с личной фантазией человека, идеей автора. Создавалась сказка с целью развлечения и воспитательной целью. Сказка учит доброте, честности, смелости, трудолюбию и другим положительным качествам. Любимыми героями сказок были и остаются на Руси: Иван царевич, Иван Дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и т.д. Злые герои — Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Сказки бывают разные: о животных, бытовые сказки, волшебные… Словом это волшебный мир, рассказывающий о том, что лучше быть добрым и честным. Читая, слушая, просматривая сказки, мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка – это чудо!
Задания викторины:
I этап Разминка на тему «Хорошо ли ты знаешь сказки? (ответить на вопросы).
*Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба – Яга)
*Жилище Бабы Яги? (избушка)
*Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка)
*Второе название скатерти (самобранка)
*Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
*Аппарат, в котором Баба Яга совершает свои полеты? (ступа)
*Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
*Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)
*Кого старик неводом вытянул из моря? (золотую рыбку)
*Имя главного героя сказки «По щучьему веленью» (Емеля)
*Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (Оленя)
*Сколько голов у Горыныча? (три)
*Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев» (подснежники)
*Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
*Имя сестры Бабы – Яги, хозяйки болот (Кикимора).
*Где находится смерть Кощея? ( Дерево, сундук, заяц, утка, игла).
*Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
*Что приговаривала царица, глядя в зеркальце?
(«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»).
— От кого ушёл Колобок? (От дедушки, бабушки, зайца, волка, медведя).
-Какая королева морозила сердца людей, превращала их в злых и равнодушных? (Снежная Королева).
— Как звали самую маленькую девочку? (Дюймовочка).
— Кто из животных пострадал, ловя рыбу из пруда? (Волк).
— Какая курочка снесла золотое яичко? (Курочка Ряба).
— В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (козлёночка).
2 конкурс (Чей это портрет?)
— « Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого,
И жених сыскался ей –
Королевич Елисей» (Царевна из сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
— Родилась в цветке прелестном
Труден к счастью её путь
Каждый видно догадался
Как её зовут (Дюймовочка)
— Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
— Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
— Побежала она за подружками,
Вскочила в огонь
И потянулась вверх легким паром,
Свилась в тонкое облачко (Снегурочка).
— Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит нас досыта.
Что сама собой она,
Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
— Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то,
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная).
— Жила – была девочка
Имя забыла она свое давно
Так как однажды ей бабушка подарила шапочку
И все стали её звать … (Красная шапочка).
— Очаровательная молодая незнакомка, сбежавшая с бала в полночь и потерявшая на ступеньках дворца волшебную туфельку.
( Золушка).
3 конкурс « Кто прислал телеграмму»
(Командам раздаются подготовленные телеграммы. Игроки должны назвать героя, произведение, автора)
*За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой («Дюймовочка» Андерсен)
*Цветочек удивительной красоты нашел, ждите домой.(Отец. «Аленький цветочек»)
*Был в гостях у козлят (волк. Русская народная сказка)
*Порожки от Машеньки донес в целости и сохранности (медведь, русская народная сказка «Маша и медведь»)
*Спасите! Нас съел серый волк. (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
*Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко (Мышка из сказки «Курочка ряба»)
*Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки (Грязнуля из «Мойдодыра» К. Чуковского)
*Все закончилось благополучно. Только хвост мой остался в проруби (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Дорогие гости помогите! Паука злодея зарубите! (Муха-Цокотуха из сказки К. Чуковского Муха-Цокотуха»)
Весёлая минутка. Игра «Птицы»
Вы должны хлопнуть в ладоши, когда с чем-то не согласны.
1.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
2.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи.
3.Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Домашнее задание.
Инсценировки из сказок. Командам назвать сказку.
Весёлая минутка. Игра «Эхо»
Сколько времени сейчас? Эхо отвечает «Час, час». А чтоб веселей игралось, хлопайте в ладоши.
Собирайся детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладоши не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда! Будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как? Как?
Сколько будет дважды два? Два! Два!
А сто двадцать минус два? Два! Два!
Замечательный ответ! Вет! Вет!
Математикам – привет! Вет! Вет!
Это ухо или нос? Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? Глаз! Глаз!
А вот это, что у нас? Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Попрошу вас помолчать.
4 конкурс
Чтобы навести окончательный порядок в сказках, нужно правильно ответить на вопросы.
1. Из какого предмета у Золушки была карета? (из тыквы). 2.Сколько стоит билет в театр Карабаса Барабаса? (4 сольдо).
3.Кто такая Фрекен Бок? (домоправительница).
4. Кто смог победить Тараканище? (воробей).
5.Что нужно было Страшиле получить у Великого и Ужасного? (мозги).
6.Каким веществом намазала Фатима мерку Али-Бабы? (медом). 7.Как называлась болезнь, которой Незнайка страдал на Луне? (тоска).
8.Что нужно было выложить Каю из льдинок? (слово «вечность»). 9.В каком случае волосы из бороды старика Хоттабыча не работают? (когда борода мокрая).
10. Что было в корзинке у Красной Шапочки? (пирожки и горшочек масла).
11. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (на ласточке).
12.В какого животного превратился братец Иванушка? (в козленочка).
13.На чем ездил Емеля? (на печи).
14.Где спрятался седьмой козленок? (в печке).
15.Мальвина – это девочка с какими волосами? (с голубыми).
5 конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)
Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? ( В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)
6 конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Красная шапочка – «Красная Шапочка»
Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.