В гостях у сказки зуева сказительница

«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой

Анастасия Зуева прожила долгую жизнь и всегда играла старушек — даже в молодости. Но больше всех зрители помнят и любят её роль сказительницы. Мы расскажем, почему у актрисы были неважные отношения с единственным сыном и как нечистоплотные люди пользовались её добротой и щедростью.

«Бабушка в окошке»: судьба главной сказочницы Советского Союза, Анастасии Зуевой

«В некотором царстве, в некотором государстве…» – так начинала свой рассказ бабушка-сказочница, распахнув резные ставни и чуть прищурив глаза, с хитроватой улыбкой глядя на зрителей. А иногда зрители — малыши-дошкольники и ребята постарше — слышали от нее другие слова: «Здрасьте, милые ребята, пионеры, октябрята!» Именно с этой бабушки начинались самые интересные киносказки Александра Роу. Никто не знал, как ее зовут, называли просто — бабушка-сказительница. И очень любили.

Верующая заступница

Анастасия Зуева прожила долгую жизнь, наполненную удивительными противоречиями. Ее обожали чиновники самых высоких рангов — а она отказывалась вступать в партию, потому что была глубоко верующим человеком. И ей за это ничего не было. Более того — бабушка-сказочница осмеливалась заступаться за репрессированных. И снова — без последствий. Ее амплуа в театре называлось «комическая старуха» — а она до последних лет была модницей и кокеткой, обожала веселые вечеринки и светские мероприятия. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сирота на воспитании у тётки

Анастасия Зуева родилась в 1896 году в маленьком селе Тульской губернии. Две сестрички — Настя и Лиза — росли, обласканные родительской любовью, пока не случилась беда: умер отец. Настала совсем другая жизнь. Насте тогда было 5 лет. Мама вскоре привела в дом отчима — полковника жандармерии. Чужие дочки ему были не нужны. Так девочки оказались на воспитании у сестры матери. Нет, тетка она была хорошая, племянниц не обижала, даже баловала. Но Настя все чаще стала уходить одна на речку с удочкой. Часами сидела там, в тишине, погрузившись в свои мысли, и не хотелось ей ни бегать с сестрой и уличными ребятами, ни баловаться. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Народные артисты СССР Олеги Стриженов и Анастасия Зуева в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» Александра Островского на сцене Московского Художественного академического театра СССР им. М. Горького

РИА Новости


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В артистки!

Тетка была управляющей в барской усадьбе, ее считали почти членом семьи, она привыкла к интеллигентным разговорам, полюбила искусство. Как только появилась возможность, она перебралась в Москву вместе с племянницами. И устроила Настю и Лизу в гимназию. С крестьянской жизнью было покончено. Общаясь с девочками из богатых семей, вхожих в дома артистов, Настя скоро загорелась идеей стать актрисой. Но тут уж тетка была решительно против: по ее мнению, театр — место разврата, и порядочной девушке там делать нечего!


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Настя проявила характер. Ей удалось поступить в Школу-студию МХАТ (тогда она называлась Школой драматического искусства), мало того — ее педагогом стал сам Константин Станиславский. Обучение продвигалось так хорошо, что способную девушку уже через год начали вводить в спектакли и выпускать на сцену. Первые же роли в исполнении Насти получили одобрение мастеров. А потом она блестяще сыграла старуху в одной из пьес, поразив всех своим характерным талантом. 

Станиславский произнес пророческую фразу: «Быть тебе вечной старухой на сцене!».

22-летняя девушка ничего не имела против такого амплуа: ей нравилось перевоплощаться. Стройная и хорошенькая в жизни, она надевала сценический костюм старухи с «толщинкой», красивые руки с длинными аристократическими пальцами прятала под уродливые перчатки, набитые ватой, — и сидящие в зале зрители видели на сцене гоголевскую Коробочку, «Мать» Горького, Квашню из «На дне», Мисс Уордл из «Пиквикского клуба» Диккенса…


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Муж-тиран отобрал сына

Конечно, ей хотелось не только блистать на сцене — хотелось любви, семьи, ребятишек. И в 1918 году, сразу после революции, Настя вышла замуж. Да не за простого парня (все время хочется перейти на стиль сказительницы!) — за большого железнодорожного начальника. Иван Евсеев был почетным гражданином Москвы, и даже новые власти не стали его обижать. Казалось, молодые жили хорошо, дом у них был зажиточный… Но идиллия продлилась недолго: властный муж, привыкший командовать, попробовал «отлучить» Настю от театра. Она отказалась. Дальше — больше: муж сначала потихоньку, а потом в открытую, стал гулять, мог до утра просидеть с дружками в ресторане.

Его злил плач ребенка — Настя родила сына Костю.

Когда же Иван, решив «проучить» жену, намотал на руку ее косу и потаскал ее по полу, Настя мгновенно собралась и ушла от него. Правда, сына он ей не отдал. Настя очень страдала в разлуке с Костей, редкие свидания — когда разрешал своенравный отец — делали только хуже: плакал мальчик, плакала она… Костя так и жил с отцом, пока не повзрослел и не стал студентом. Потом он сам приходил к матери, Анастасия пыталась наладить отношения со взрослым сыном, но не получилось: воспитанный отцом-деспотом, юноша вел себя по отношению к матери потребительски, они все время ссорились. Зато позднее, когда он женился, и у него родилась дочка, Анастасия Зуева стала для нее самой ласковой и любящей бабушкой. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Репродукция фотографии актеров Владимира Ершова (слева) в роли Нехлюдова и Анастасии Зуевой (справа) в роли Матрены в сцене из спектакля по роману Л. Толстого «Воскресение»

РИА Новости

Второго мужа «увела» обогретая сирота

В 36 лет Анастасия снова вышла замуж — за Виктора Оранского, композитора. Это было счастливое время: красивый, умный, любящий муж, аншлаги на ее спектаклях, роли в фильмах… Настя будто помолодела, даже размолвки с сыном уже не причиняли ей такой боли, как прежде. Ее щедрая душа охотно отзывалась на любую просьбу о помощи, она никому не отказывала, если просили похлопотать, и высокие чиновники обычно выслушивали просьбы любимой актрисы благосклонно. Она вытаскивала людей из лагерей, отправляла посылки в тюрьмы, хлопотала за «политических» во время репрессий, хотя это было очень опасно, можно было самой там оказаться. И никогда не рассказывала о своих добрых делах.

Однажды Анастасия увидела на улице продрогшую, бедно одетую девушку.

Сердце актрисы дрогнуло. Узнав, что девушка — сирота и что ей негде жить, она, недолго думая, привела ее к себе. Разве могла она подумать, что будет наказана за свою доброту и щедрость… Зуева относилась к сироте, как к приёмной дочери, и поверить не могла, когда узнала, что между ней и мужем начался роман. Виктор Оранский, пряча глаза, ушел из семьи вместе с юной подругой. 


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращение блудного мужа

Потом, уже во время Великой Отечественной, он вернулся к бывшей жене. С ребенком на руках. Оказалось, что новая любовь его бросила — нашла более выгодную партию. И Зуева приняла и неверного мужа, и его ребенка. Стала заботиться о них, ведь в военные годы везде было очень трудно с продуктами, а знаменитая артистка жила чуть полегче остальных. Правда, снова мужем и женой они не стали: у Зуевой было отменное чувство собственного достоинства, после предательства мужа Анастасия относилась к нему с некоторой брезгливостью. 

Кадр из фильма «Васек Трубачев и его товарищи». Трубачев — Олег Вишнев, тетя Дуня — актриса Анастасия Зуева

РИА Новости


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выступления на фронте

Кто только не жил в доме Анастасии Зуевой! Раненые, голодные, бездомные, причем совершенно чужие люди, с которыми она случайно познакомилась во время выступлений фронтовой бригады… Некоторые останавливались на пару дней — передохнуть, отоспаться, помыться, поесть горячего. Другие жили по месяцу и больше. А хозяйка дома ездила на фронт — выступать, поддерживать боевой дух защитников Родины. Бойцы с радостью встречали «комическую старуху» и ее коллег на передовой. 

Случалось всякое — до смерти было, как в песне, «четыре шага».

Но судьба берегла артистку. Позднее она рассказывала: «…Мы собрались на какой-то лужайке – километра за два от немцев, устроили помост, выступали, а мальчики страшно смеялись. Потом появился обед в котелках, и мы тоже поели. Ну, и я решила снова выступить, чтобы эти мальчики еще немного отдохнули. Сказала им, что и у меня два племянника воюют, и вот я с удовольствием воюю, но я воюю своим словом, а вы нас защищаете. И поблагодарила их, а они улыбались. И мы думали, что даем нашим солдатам частичку радости…»


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Она даже на фронт брала с собой красивое постельное белье, шелковую ночную сорочку — привыкла, чтобы все было «на высоте». Тщательно гримировалась — так же, как в театре, не обращая внимания на звуки выстрелов и взрывы неподалеку.

Японский поклонник-миллионер

Великая Отечественная закончилась, давно шли мирные годы, и Анастасия Зуева была уже немолода. В 1959 году она отправилась на гастроли в Японию. И покорила там сердце миллионера. Поклонник ездил за труппой театра из города в город, и повсюду находил Зуеву и предлагал ей руку и сердце. Но она отказала — не могла покинуть страну и любимый театр.  

Кадр из кинофильма «Юбилей». Народный артист СССР Виктор Станицын в роли председателя коммерческого банка Шипучина и народная артистка СССР Анастасия Зуева в роли Мерчуткиной

РИА Новости

Пастернак посвятил ей стихи

В кино Анастасия Зуева тоже играла преимущественно старух. И, конечно, главная ее роль — сказительница в сказках Роу. Роль, по которой и сегодня ее узнают зрители нескольких поколений — достаточно услышать первые слова. А еще она озвучивала мультфильмы — «Сказку о рыбаке и рыбке», например. Однажды ей посвятил стихи сам Борис Пастернак. В них были такие строчки: «Вы — подлинность, вы — обаянье, вы вдохновение само…» Именно эти стихи высечены на могиле Анастасии Зуевой, великой актрисы, бабушки-сказительницы, самоотверженного и доброго человека.

А мы предлагаем узнать о судьбе Алексея Катышева и сестер Юкиных, тоже снимавшихся в сказках Александра Роу.

Имя актрисы Анастасии Зуевой в прошлом веке было очень популярным. Сейчас зрители могут не вспомнить фамилию, но саму Анастасию Платоновну знают в лицо несколько поколений. Она — та самая сказочница из фильмов Александра Роу, которая открывала ставни, и начинала историю.

Сказки “Морозко”, “Варвара-краса” и многие другие невозможно представить без бабушки-сказочницы в ее высоком кокошнике и ярком сарафане. Конечно же, творческая биография артистки не ограничилась только ролью в сказках. Анастасия Зуева была актрисой с большой буквы.

А я буду артисткой!

Настенька Зуева родилась в 1896 году. Ее родина — деревня в Тульской области. Девочка была дочерью состоятельного крестьянина, и семья жила вполне обеспеченно, пока отец не скончался. Вскоре мать Анастасии снова вышла замуж. Как это нередко бывает в жизни, в новой семье места для Анастасии и ее сестры не нашлось, и мать перевезла девочек к их тетке.

В доме тети сестрам Зуевым жилось неплохо. Их и вправду любили, обеспечили девочкам образование, приучили к домашнему труду. Конфликт с тетей у Анастасии возник уже в почти взрослом возрасте. Девушка изъявила желание пойти учиться на артистку, тетка-консерватор, конечно же, была против. Женщина даже пригрозила, что откажется оплачивать учебу племянницы, но этого и не понадобилось.

В школу драматических искусств, которая впоследствии станет школой-студией МХАТ, абитуриентку приняли с первой попытки, и за талант обучали бесплатно. Так Зуева стала одной из первых, кто получил образований в мхатовской школе-студии. Анастасия Платоновна навсегда осталась верна своей Альма-матер — театру МХАТ.

После окончания школы-студии, началась насыщенная театральная жизнь Анастасии Зуевой. Вместе с труппой она объездила весь Урал, Кавказ, Украину. Ее учителем был сам Станиславский, и Зуева на сцене просто блистала.

Ей не было и 30, когда она сыграла старуху Коробочку из “Мертвых душ”. Эта роль стала знаковой: артистке стали предлагать играть сильных духом женщин, матерей, старушек. Она была задействована в более чем 40 постановках, и это только в театре. А было еще и кино.

Анастасия Зуева: женщина-парадокс

Популярность Анастасии Зуевой была неоспоримой. Ее любили зрители, режиссеры, партийная верхушка. Более того, актрисе много сходило с рук. Например, она никогда не скрывала, что была глубоко религиозна, и не вступила в партию. Но это вовсе не помешала ей получить орден Ленина.

На сцене Анастасия Платоновна блистала, а жизни отличалась прямолинейностью: не умела обманывать и притворяться. Друзья артистки рассказывали, что даже анекдоты она рассказывала очень посредственно. Зато к ней постоянно тянулись люди.

Ее небольшая квартира в Камергерском переулке в Москве стала местом встреч театральной элиты военных, писателей и поэтов.

В гостях у Зуевой бывали и простые студенты МХАТа, которых артистка старалась накормить и помочь материально, и именитые офицеры. Например, к ней часто захаживал летчик Чкалов. Говорят, он был неравнодушен к Анастасии Зуевой, и лишь его гибель помешала ему сделать актрисе предложение.

К дню рождения Зуевой стихи ей написал сам Пастернак. Анастасия Платоновна абсолютно не боялась дружить с неугодными властям поэтами, потому двери ее дома были всегда открыты.

Кстати, она практически ничего не боялась. В войну более 10 раз была на фронте, выступала перед бойцами. За отвагу получила медаль, а артистам их выдавали не частно.

Обратная сторона медали, или личная жизнь Анастасии Зуевой

За блестящую карьеру Анастасия Зуева заплатила личной трагедией. Первый супруг артистки оказался человеком с тяжелым характером. Мужчина трудился инспектором на железной дороге, и был далек от мира кино. Нередко он поднимал руку на жену, изменял, требовал, чтоб Анастасия отказалась от профессии.

Вскоре последовал развод, муж забрал с собой и их общего сына. Анастасия Зуева тяжело пережила этот период, но со сцены не ушла. С сыном хоть и редко, но общалась. Он подарил ей двух внучек, которые стали для Зуевой смыслом жизни.

Второе замужество артистки было более успешным. Она стала женой композитора Оранского. Вместе они прожили, пока артистка не овдовела в 1953 году. Больше Анастасия Зуева в ЗАГС не ходила. Артистки не стало в 1986. Ей было 96, она была знаменита и любима публикой. На Новодевичьем кладбище ее покой охраняют мраморные ставни. Те самые, которые она открывала, чтоб подарить зрителям добрую сказку.

См.также:

Александр Роу: как сложилась судьба знаменитого киносказочника

За кадром фильма «Садко»: Несказочные судьбы героев легендарной киносказки

Наталья Седых — Настенька из советских сказок

Как снимали «Морозко»

Судьба актрисы

Время прочтения:
3 минуты

Дата публикации:
3 января 2023

Телезрители помнят актрису и ее знаменитую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

Анастасия Зуева родилась в крестьянской семье, с детства отличалась прекрасным чувством юмора. Поступив театр, часто веселила коллег по сцене. Рассказывая простую житейскую историю, артистка умела так расставить акценты, что слушатели буквально покатывались со смеху. Ее учитель Константин Станиславский предрек молоденькой актрисе «быть на сцене вечной старухой». Так оно и вышло. Телезрители знают ее по образу бабушки-сказительницы из фильмов-сказок Александра Роу. Приступая к пересказу очередной волшебной истории, она приветливо раскрывала резные ставни, высовывалась из окна, хитро прищуривалась и начинала рассказ.

Анастасия Зуева в молодости. Фото: кадр из док. фильма «Человек в кадре»

Анастасия Зуева родилась 17 декабря 1896 года в тульском селе Спасское в зажиточной крестьянской семье. Когда Анастасии было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления легких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником ее стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, как передать девочек на воспитание своей сестре. Некоторое время будущая актриса училась в Ольгинской женской гимназии в Туле. Потом тетка вместе с племянницами перебралась в Москву и завела знакомства со столичной интеллигенцией, а юная Зуева решила стать актрисой. В 1915 году окончила школу драматического искусства.

Творчество

Анастасия Зуева в кино впервые снялась в 1932 году. Она дебютировала в фильме «Просперити».

Анастасия Зуева в сказке «Варвара-краса, длинная коса». Фото: кадр из фильма

Однажды великий Александр Роу предложил актрисе сыграть роль бабушки-сказительнице. Позже она снялась в целом ряде советских фильмов-сказок и стала всенародной любимицей. Голос Зуевой узнавали мгновенно.

Анастасия Зуева в фильме «Донецкие шахтеры». Фото: кадр из фильма

Снималась в фильмах: «Светлый путь», «Пир в Жермунке», «Донецкие шахтеры», «Васек Трубачев и его товарищи», «Первая перчатка», «Живет такой парень», «Воскресение»»Понедельник – день тяжелый», «Живет такой парень», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога», «И снова Анискин», «Там, на неведомых дорожках…» и других.

Личная жизнь

Анастасия Зуева с первым мужем — железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым. Фото: YouTube

Первый муж Анастасии Зуевой — почетный гражданин Москвы, инженер-путеец, железнодорожный инспектор Иван Евсеев был намного старше актрисы. В браке в 1918 году родился сын Константин, названный в честь Станиславского. Муж настаивал на уходе со сцены. Анастасия Платоновна отказалась, супруг стал ее избивать, гулял с девицами легкого поведения, последовал развод. Сын остался жить с отцом. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Правда, отношения с матерью у него так и не сложились. Наследник актрисы окончил академию Жуковского, служил военным инженером. После ухода с военной службы работал в космической отрасли.

Анастасия Зуева и композитор Виктор Оранский. Фото: YouTube

Второй муж — Виктор Гершов, предпочитавший, чтобы его звали Виктор Оранский. Под этой звучной фамилией он стал известен как композитор. Он заведовал музыкальной частью во Второй студии МХТ, когда познакомился с Зуевой. Они поженились в 1922 году. Квартира артистов в Камергерском переулке, напротив МХАТа, где долгие годы служила Анастасия Платоновна, на многие годы стала центром притяжения для многих известных людей. Здесь бывали М. Булгаков, Б. Ливанов, будущий маршал Советского Союза Б. Шапошников и его жена, с которой Зуева дружила до конца жизни.

Однажды артистка, прогуливаясь по окрестностям, заметила на улице девушку, которая сидела на чемодане и плакала. Анастасия Платоновна, услышав рассказ чаровницы о том, что ее не приняли в театральный, решила взять над ней шефство, пригласила молодую женщину к себе домой. Какое-то время девушка жила в доме звезды, а потом муж знаменитости вместе с молодой любовницей сбежал. Но через пять лет, во время Великой Отечественной войны, шустрая девица нашла себе более благополучного супруга и оставила Оранскому дочь. Несчастный мужчина появился на пороге дома Анастасия Платоновна и стал вымаливать прощение. Она безропотно приняла обратно предателя с крошечным ребенком на руках, растила малютку как родную. Вскоре, правда, непутевая мамаша девочки забрала малышку. Ну а Зуева так и жила с мужем до самого его последнего вздоха. В 1953 году Оранский ушел из жизни. Урну с его прахом актриса категорически отказалась хоронить, забрала домой. Она знала, что ее местом упокоения, как народной артистки СССР, будет Новодевичье кладбище. У мужа званий не было, артистка завещала похоронить ее вместе с урной. Так и случилось. Анастасия Платоновна пережила мужа на тридцать лет и три года.

Проблемы со здоровьем и смерть Анастасии Зуевой

Анастасию Зуеву похоронили на Новодевичьем кладбище. Фото: кадр из док. фильма «Человек в кадре»

В 1954 году у Анастасии Зуевой случился первый инсульт. Тогда она смогла восстановиться и вернуться на сцену. Но в 1986 году повторный инсульт унес жизнь актрисы. Причиной повторного удара стал скандал с сыном. Константин заявился к матери и стал требовать, чтобы та перестала играть в спектаклях. Это потрясение Анастасия Платоновна не пережила. Зуева скончалась на 90-м году жизни. Анастасия Платоновна при жизни была лично знакома и дружна с тремя патриархами Московскими и всея Руси: преосвященными Сергием, Алексием Первым, Пименом. Ее отпевали в патриаршем храме. Затем гроб с останками актрисы, окруженный свечами, оставался в Богоявленском соборе почти сутки. Похоронили артистку на Новодевичьем кладбище.

Главное ФОТО: кадр из сказки «Морозко»

Биография

Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.

Детство и юность

О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым браком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.

Актриса Анастасия Зуева

Актриса Анастасия Зуева

Родственники обращались с девочками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время девушка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.

Анастасия Зуева в молодости

Анастасия Зуева в молодости

В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.

«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.

Театр

Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой смерти.

Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.

Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.

Фильмы

В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.

Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»

Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»

С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.

Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»

Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»

Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.

Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.

Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.

Личная жизнь

Артистка была замужем два раза. В первом браке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого характера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий характер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.

Анастасия Зуева

Анастасия Зуева

Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Брак длился вплоть до смерти супруга в 1953 году.

Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский

Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский

Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.

Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Смерть

Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.

Могила Анастасии Зуевой

Могила Анастасии Зуевой

Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.

Фильмография

  • 1946 — «Первая перчатка»
  • 1955 — «Васёк Трубачёв и его товарищи»
  • 1960 — «Поднятая целина»
  • 1960 — «Воскресение»
  • 1964 — «Живёт такой парень»
  • 1964 — «Морозко»
  • 1968 — «Огонь, вода и… медные трубы»
  • 1969 — «Варвара-краса, длинная коса»
  • 1972 — «Золотые рога»
  • 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»

Народная артистка СССР Анастасия Платоновна Зуева, март 1964 года / Фото: Михаил Озерский/РИА Новости

В памяти телезрителей Анастасия Зуева осталась в роли сказительницы из передачи «В гостях у сказки». Но в карьере актрисы было много других ярких ролей.

…Она открывала резные ставенки и улыбалась — широко и ясно. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… С любимой всеми сказительницы-рассказчицы начинался фильм-сказка Александра Роу «Варвара краса, длинная коса». Позже его завершающий фрагмент с ее участием станет финальным кадром любимой детской телепрограммы «В гостях у сказки», которая вышла в 1976 году. Удивительно: обаятельную бабушку обожали все, но не все знали ее имя — она была настолько органична в образе, что сама казалась сказочной героиней. Но имя у нее, конечно, было. Анастасия Платоновна Зуева была одной из ярчайших актрис ХХ века, которой посвящал стихи Леонид Пастернак.

Зуева была удивительной. Во всем. Удивительной была ее душа — способная прощать все и всех. Удивительной была ее судьба, и круг общения. Да и то, что она была беспартийной, было необычно! А еще слыла Анастасия Платоновна модницей и светской дамой.

…Не может быть, чтобы это она, сказочница, сыграла Коробочку! Но это так. Талант Зуевой был огромен, вот почему во многих ролях ее и не узнают, особенно современные зрители. Да и образ «старушки из избенки» многие ее роли «перебил».

Сказительница. Анастасия Зуева

Анастасия Зуева в роли сказительницы в фильме-сказке Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса», 1969 год

…Родилась Настя в селе Спасском, в Тульской губернии. Отец умер рано, когда Насте едва исполнилось пять. Мама вскоре вышла замуж за жандарма-полковника, а дочек — Лизу и Настю — отправила к сестре. Тетка девочек и растила. Настя хлопот не доставляла — была самодостаточной, а все свои проблемы обдумывала, отправляясь на рыбалку…

Тетушка — управительница имения — «тяготела к искусствам». Перебравшись в Москву, она отправила племянниц в гимназию. Но потом Настя решила поступать в театральное. Пройдя вместе с зажиточной подругой по гимназии смотр в частную театральную школу, Зуева так поразила всех, что ее взяли учиться бесплатно. Тете пришлось смириться… А через год талантливую девочку «умыкнули» к себе преподаватели Школы-студии МХАТ. Через пару лет она сыграла на сцене старуху — в свои-то 22 года. Сыграно было столь убедительно, что сам Станиславский отвесил ей море комплиментов, а затем напророчил: «Быть тебе вечной старухой!» Конечно, на сцене… Но ведь сбылось!

Настя не боялась играть возрастные роли. А в жизни все шло своим чередом: она вышла замуж за большого человека — начальника Северных железных дорог Российской империи Ивана Евсеева. Родился и сын Костя — названный в честь Станиславского. Но семейная жизнь не заладилась. Новая власть Ивана Степановича не тронула, достаток был, но ему не нравилось, что жена «растворена» в сцене. Зачастив в «ЯрЪ», он закатывал ей сцены, требуя выбирать — кто и что ей дороже, а потом поднял на Зуеву руку. Она ушла. Расставание мирным не получилось: муж оставил сына себе, что навсегда осложнило их отношения с матерью.

А жизнь шла своим чередом. Она продолжала играть старух — делала это виртуозно. Унтер-офицерша и Пошлепкина («Ревизор» ), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники»), Марья («Любовь Яровая»), Квашня («На дне») и мисс Уордл («Пиквикский клуб») — порядка сорока ролей. Каждая — шедевр.

Обаятельная Зуева не знала отбоя от поклонников. Но ее любовью стал композитор Виктор Оранский. Поженившись, они создали в своем доме нечто вроде клуба — не официального, конечно. Но к ним приходили самые яркие люди того времени — Зуева была знакома и с политиками, и с писателями. К ней шли — она излучала тепло.

Потянулась к ней и девушка, мечтавшая стать актрисой.

Зуева начала готовить ее к поступлению в театральный, но тут у «воспитанницы» и Оранского случился роман. Анастасия Платоновна осталась одна. Говорят, ее жизнь скрасил роман с Чкаловым, но если и был — то краткой вспышкой света… Решив, что ее судьба — театр, она с головой ушла в него. Спустя какое-то время, правда, супруг вернулся… Ее дом по-прежнему был полон людьми, она помогала всем, страдая, что не дала в полной мере тепла сыну…

А потом были фронтовые бригады, и снова театр, и кино, и озвучка мультфильмов. И, конечно, сказки. 23 марта 1986 года ее не стало. Анастасию Платоновну похоронили на Новодевичьем кладбище; ей было почти 90 лет. На памятнике Зуевой высекли стихи, написанные когда-то Пастернаком, у которого не получилось прийти к ней на день рождения. Приведем часть строк — может, самых важных.

Меняются репертуары, Стареет жизни ералаш.

Нельзя привыкнуть только к дару,

Когда он так велик, как Ваш.

Он опрокинул все расчеты

И молодеет с каждым днем,

Есть сверхъестественное что-то

И что-то колдовское в нем.

Анастасия Платоновна не была колдуньей. Она была волшебницей. Это точно…

  • В гостях у сказки днт есаульский бор
  • В гостях у сказки деревня савино
  • В гостях у сказки гостиница рязань
  • В гостях у сказки где находится
  • В гостях у сказки всеволожск