В и даль сказка что значит досуг сведения о писателе



Скачать материал



Скачать материал

аудиоформат

  • Сейчас обучается 44 человека из 28 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Кто это?
Знакомо ли вам 
его имя?
Чем знаменит 
этот человек?

    2 слайд

    Кто это?
    Знакомо ли вам
    его имя?
    Чем знаменит
    этот человек?

  • Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Т...

    3 слайд

    Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».

  • Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и заним...

    4 слайд

    Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

  • Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец - Иоганн Даль...

    5 слайд

    Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец — Иоганн Даль — датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать — Мария Христофоровна Даль — полунемка , полуфранцуженка .

  • Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте...

    6 слайд

    Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.

  • В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хир...

    7 слайд

    В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом . Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

  • В 1832 году в стране вышел сборник произведений "Русские сказки", которые бол...

    8 слайд

    В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского.

  •  Все истории книги - стилизация под русские народные фольклорные сказки, собр...

    9 слайд

     Все истории книги — стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.

  • Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

    10 слайд

    Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

  • Основная задача издания сказок - пропаганда русского народного языка: «Не ска...

    11 слайд

    Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке»

  • Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, мал...

    12 слайд

    Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов

  • Как вы думаете, 
кто является 
главными героями 
сказок Даля?

    13 слайд

    Как вы думаете,
    кто является
    главными героями
    сказок Даля?

  • Главные герои сказок - животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей...

    14 слайд

    Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры

  • «Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогнев...

    15 слайд

    «Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»

  • Даль дружил с А.С. Пушкиным

    16 слайд

    Даль дружил с А.С. Пушкиным

  • Поводом для знакомства  А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток пе...

    17 слайд

    Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин»

  • Мы с вами 
познакомились
со сказкой Даля
«Что значит досуг»

    18 слайд

    Мы с вами
    познакомились
    со сказкой Даля
    «Что значит досуг»

  • Что значит досуг?

    19 слайд

    Что значит досуг?

  • ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела....

    20 слайд

    ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье.

  • Что значит 
досуг для вас?

    21 слайд

    Что значит
    досуг для вас?

  • О чём сказка
«Что значит досуг?
Какова
 её главная мысль?

    22 слайд

    О чём сказка
    «Что значит досуг?
    Какова
    её главная мысль?

  • Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит...

    23 слайд

    Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

  • Характеристика героев:

    24 слайд

    Характеристика героев:

  • Михайло Потапыч, медведь:
«.. работал до поту лица, так что в оба кулака толь...

    25 слайд

    Михайло Потапыч, медведь:
    «.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

  • Серый волк:
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует..., что нет...

    27 слайд

    Серый волк:
    «местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

  • Лиса:
«...надушила кур..., да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, виш...

    29 слайд

    Лиса:
    «…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

  • Кошечка:
«...и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволок...

    31 слайд

    Кошечка:
    «…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

  •  Козел:
«...бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть за...

    33 слайд

     Козел:
    «…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
    «- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

  • Коровушка:
«...жвачку жевала,..., да за отрубями к посудомойке - и день проше...

    35 слайд

    Коровушка:
    «…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

  • Журавль:
«...пять десятин пашни перемерял, ... - так работать некогда было»

    37 слайд

    Журавль:
    «…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

  • Гусь:
«...принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»...

    39 слайд

    Гусь:
    «…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
    «- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

  • Пчела:
«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на пок...

    41 слайд

    Пчела:
    «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

  • - Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

    42 слайд

    — Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

  • В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть...

    43 слайд

    В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
    подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

  • С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему...

    44 слайд

    С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

  • Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему...

    45 слайд

    Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
    а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка).
    Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).

  • - Что делает язык сказки выразительным?

    46 слайд

    — Что делает язык сказки выразительным?

  • Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичны...

    47 слайд

    Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.

  • Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью яз...

    48 слайд

    Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

  • Всё! 
Спасибо за внимание!

    49 слайд

    Всё!
    Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Использованные интернет-ресурсы:

1.https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-skazki-vidalya-3937038.html

2.https://obrazovaka.ru/alpha/d/dal-vladimir-dal-vladimir

3.https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/11867-vladimir-dal-chto-znachit-dosug.html

4.https://yandex.ru/znatoki/question/hw.literature/chto_znachit_dosug_soglasno_daliu_44439cda/?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#fb321a78-7ecd-46b3-a191-1b9191512ac2

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 053 241 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 14.12.2019
  • 1675
  • 12

«Литература», Курдюмова Т.Ф.

«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Антипова А.М. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

  • 14.12.2019
  • 841
  • 16
  • 14.12.2019
  • 459
  • 0

Рейтинг:
5 из 5

  • 14.12.2019
  • 473
  • 10

Рейтинг:
5 из 5

  • 14.12.2019
  • 2570
  • 112

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Слайд 2Кто это?
Знакомо ли вам
его имя?
Чем знаменит
этот человек?

Кто это?Знакомо ли вам его имя?Чем знаменит этот человек?


Слайд 3Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь

живого великорусского языка».

Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».


Слайд 4Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819

и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь.


Слайд 5Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец —

Иоганн Даль — датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать — Мария Христофоровна Даль — полунемка , полуфранцуженка .

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец - Иоганн Даль - датчанин, принявший русское


Слайд 6Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на

флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.

Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем


Слайд 7В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом

. Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом . Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.


Слайд 8В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые

более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского.

В 1832 году в стране вышел сборник произведений


Слайд 9 Все истории книги — стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные

энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.

 Все истории книги - стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда


Слайд 10Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».


Слайд 11Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки

сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке»

Основная задача издания сказок - пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны,


Слайд 12Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков,

народных речевых оборотов

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов


Слайд 13Как вы думаете,
кто является
главными героями
сказок Даля?

Как вы думаете, кто является главными героями сказок Даля?


Слайд 14Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые

Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры

Главные герои сказок - животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют


Слайд 15«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не

прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у


Слайд 17Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый

Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин»

Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные


Слайд 18Мы с вами
познакомились
со сказкой Даля
«Что значит досуг»

Мы с вами познакомилисьсо сказкой Даля«Что значит досуг»


Слайд 20ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге,

на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье.

ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг,


Слайд 22О чём сказка
«Что значит досуг?
Какова
её главная мысль?

О чём сказка«Что значит досуг?Какова её главная мысль?


Слайд 23Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что

значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному


Слайд 25Михайло Потапыч, медведь:
«.. работал до поту лица, так что в оба

кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

Михайло Потапыч, медведь:«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается - да


Слайд 27Серый волк:
«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что

нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

Серый волк:«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует..., что нет там ни бычка зарытого..., да


Слайд 29Лиса:
«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто,

она, вишь, вес до мясца добиралась»

Лиса:«...надушила кур..., да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»


Слайд 31Кошечка:
«…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке,

на чердаке, … покою не дают…»

Кошечка:«...и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, ... покою не дают...»


Слайд 33 Козел:
«…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть

захотелось…»
«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

 Козел:«...бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось...»«- Товарищ не дал работать, все


Слайд 35Коровушка:
«…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Коровушка:«...жвачку жевала,..., да за отрубями к посудомойке - и день прошел».


Слайд 37Журавль:
«…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

Журавль:«...пять десятин пашни перемерял, ... - так работать некогда было»


Слайд 39Гусь:
«…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так,

— говорит, — и не стало делового часу»

Гусь:«...принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»«- Так, - говорит, - и не стало


Слайд 41Пчела:
«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой

… да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

Пчела:«Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой ... да и не жаловалась, не


Слайд 42- Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

- Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?


Слайд 43В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа

к работе, назвать черту его характера.

В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяютподчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.


Слайд 44С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему

герою?

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?


Слайд 45Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими

средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки:
а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка).
Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).

Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами


Слайд 46- Что делает язык сказки выразительным?

- Что делает язык сказки выразительным?


Слайд 47Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в

сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.

Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного


Слайд 48
Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка

и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу.


Тема: В.И. Даль. Сказка «Что значит
досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в
сказке. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя
и авторское отношение.

 Тип урока –
комбинированный.

Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.

Задачи:

— обеспечить в ходе урока повторение
основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве
В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание
читать сказки;

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные: стремление к речевому
самосовершенствованию;  формирование и развитие учебно-познавательного интереса
обучающихся  к учебному материалу.

2. Метапредметные :  адекватное  и критическое оценивание
обучающимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

3. Предметные:  знание особенностей сказки В. Даля;

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-проверка д.з.

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

-слово учителя

После 53 лет этнографической и
лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного
творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

— Что вам известно об истории первого
слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое
начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему
слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов,
которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и
профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак
Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22)
ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в
высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой,
знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил
прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский
Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были
опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в
«Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю
пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович
отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым,
оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские
сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по
Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его
произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля
стало знакомство с 
Александром
Пушкиным
. Вместе с поэтом
Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль
присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

В 1859 году Даль подал в отставку и
поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь
живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга
этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4
октября) 1872 года в Москве.

Интересные факты

Даль всей душой полюбил живописные родные
места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой
перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал
более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники
«Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления
литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку
появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор
обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался
только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или
невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть
у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др.
относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного
детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая
первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как
использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы
читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля»,
«Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка
почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля»,
«Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг
другу.

-Особенностью сказок Даля является большое
количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков,
народных речевых оборотов.
 Приведите
примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Физминутка

-чтение сказки

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— О чем эта сказка?

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в
центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему
относится к порученному делу.
 Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них —
использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

—Заполняют колонку «Характеристика
героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба
кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя
ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да
как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место
перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее
досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка «…и принималась за урок,
чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел «…бритвы не успел выправить; на
водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал
да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за
отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль «…пять десятин пашни
перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь «…принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового
часу»

10. Пчела «Одна пчела только управилась
давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась
на недосуг»

Вывод:

— Как помогают читателю ключевые слова в
сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе,
назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы
понимаем отношение автора к своему герою?

5. Рефлексия.

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и
народную;

учились пересказывать;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на
вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Скачано с www.znanio.ru

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Сноски:

1. На шабаш — до окончания дела.

2. Срубом — в виде стен.

3. Серников — спичек.

4. Макитра — широкий горшок.

5. Баба-птица — пеликан.

6. Прутки — вязальные спицы.

7. Утоптанную.

8. Карман.

Жанр: сказка о животных

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:

«Привередница»

Главные герои сказки «Что значит досуг» и их характеристика

  1. Георгий Храбрый. Повелитель зверей. Неумелый начальник.
  2. Звери. Действовали сообразно своим наклонностям.
  3. Пчела. Работящая и терпеливая.

План пересказа сказки «Что значит досуг»

  1. Задания зверям.
  2. Медведь и сруб.
  3. Волк и ямы.
  4. Лиса и перья.
  5. Кошка и мыши.
  6. Прочие звери.
  7. Пчела.

Кратчайшее содержание сказки «Что значит досуг» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Георгий дал зверям задания на день.
  2. Медведь не смог собрать сруб.
  3. Волк рыл много ям, но землянку не вырыл.
  4. Лиса съела птицу, а кошка гоняла мышей.
  5. Всякий зверь занимался тем, что умел и любил.
  6. Только пчела натаскала мёд и сделала соты.

Главная мысль сказки «Что значит досуг»

Чтобы был результат, нужен толковый руководитель.

Чему учит сказка «Что значит досуг»

Сказка учит думать головой, прежде чем раздавать другим задания. Учит правильному планированию работ. Учит тому, что только настойчивость может принести хороший результат.

Отзыв на сказку «Что значит досуг»

Мне понравилась эта сказка, в которой рассказывается о том, что плохое руководство никогда не добьётся нужного результата. Георгий не стал учитывать возможности и склонности зверей, он надавал им заданий, и не стал контролировать сам процесс. В итоге только пчела, которой поручили именно её дело, справилась хорошо, натаскала мёда. А те звери, кому дали непонятные задания ничего не сделали. Этот случай должен послужить Георгию серьёзным уроком.

Пословицы к сказке «Что значит досуг»

Хочешь, чтобы работа была выполнена хорошо — сделай её сам.

Терпенье и труд всё перетрут.

Дурная голова ногам покоя не даёт.

Первый в совете, первый в ответе.

Где пастух дурак, там и собаки дуры.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Что значит досуг»

Раз как-то Георгий Храбрый, повелитель зверей и птиц, решил своих слуг работой озадачить.

Каждому дал он задание по силам и возможностям.

Медведь должен был сруб сложить, волк землянку вырыть, лиса пуху набрать для подушек и так далее.

Вечером пошёл Георгий проверять, как работа движется.

Медведь весь день таскал брёвна, а как сложить сруб не знал.

Волк много раз начинал рыть яму, но поняв, что в земле нет спрятанного куска мяса или кости, переходил на другое место.

Лиса поддалась жадности и поела всю птицу, а пух на ветер пустила.

Кошка вместо чулка за мышами гонялась, а козёл на чужой огород за капустой убежал.

Корова весь день жвачку жевала, журавль на часах стоял, гусь постоянно мылся, чтобы не быть грязным.

И только пчела не говорила, что ей недосуг было, а весь день летала между цветами, мёд собирала, да соты строила.

  • В и даль сказка что значит досуг презентация 5 класс
  • В и даль сказка что значит досуг конспект урока 5 класс
  • В и даль илья муромец сказка руси богатырской
  • В и белов скворцы читать полный рассказ
  • В и белов рассказы о всякой живности презентация 2 класс