В каких народных сказках герой получает помощь от волшебного мира

20 января 2021Искусство, Литература, Антропология

История волшебного помощника

Кто такой волшебный помощник и как опознать его в сказках? Почему ему не нужно хамить при первой встрече и бескорыстно ли он помогает героям? Вместе с «Тинькофф» рассказываем о том, как связаны между собой волшебная яблоня, Серый Волк, Гэндальф, Паганель и роботы

Что нужно Серому Волку и яблоне: три особенности волшебного помощника

Иван-царевич и Серый Волк. Рисунок Бориса Зворыкина. Около 1925 года Metropolitan Museum of Art

В волшебных сказках, одном из самых древних типов текстов, герой никогда не оказывается один — ему всегда помогают. Вот Иван-царевич отправляется в путь искать жар-птицу, а ему навстречу — Серый Волк, который предлагает свою помощь. Или добрая девушка идет к лесной колдунье, и яблоня помогает ей выполнить все невыполнимые задания. Но у волшебного помощника, а именно так называется роль яблони или Серого Волка, есть свои особенности, над которыми мы мало задумываемся. 

аудио!

5 историй о волшебных помощниках

Ученые рассказывают, какими бывают волшебные помощники в литературе — от индийского эпоса до научной фантастики

Во-первых, волшебный помощник всегда принадлежит тому странному иному миру, куда герой пришел, и поэтому он максимально «не такой, как мы». Мы зна­ем, что в обычной жизни яблоня и волк не разговаривают, но не удив­ляемся тому, что в мире сказки они оказываются говорящими. Как правило, герой обретает помощника в ином мире — в основном практически сразу после пересечения границы с этим миром — и там же оставляет его. Исключения редки: бывает, что помощник у героя появляется после серьезного нарушения порядка вещей в его мире (например, перед смертью мать дает дочери говоря­щую куколку, которая поможет доброй девушке в борьбе с маче­хой). И уже совсем редкость, когда волшебный помощник рожден в этом мире, рядом с нормальным героем, но чудесным образом (например, от коро­вы). Но даже такому волшебному помощнику нормальная человеческая судьба не светит: в конце сказки Иван — коровий сын уходит, устроив личную жизнь своего брата, Ивана-царевича. 

Во-вторых, нам часто кажется, что Серый Волк или яблоня помогают герою сказки просто потому, что они добрые, говоря современным языком, альтруи­сты. На самом деле это не совсем так. Героя и его помощника связывают креп­кие отношения дарообмена по принципу «я тебе дар, ты мне отдарок». Если мы внимательно прочитаем классическую сказку про Ивана-царевича и Серого Волка, то увидим, как выглядело начало их отношений. Иван-царевич идет и видит надпись: «Кто сюда пойдет, тот коня потеряет». По сути, это договор. Иван-царевич принимает условия и идет по этой дороге: 

«…Вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал: „Ох ты гой еси, младой юноша, Иван-царевич! Ведь ты читал, на столбе написано, что конь твой будет мертв; так зачем сюда едешь?“ Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону»  Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева. В 3 т. Т. 1. М., 1984. .

Однако затем Серый Волк внезапно нагоняет героя и предлагает взамен свои услуги: «…Жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?» Такая система услуги за услугу (которая называется реципрокным, то есть возвратным, аль­труизмом) проступает почти в каждой сказке, но мы ее не замечаем. Сказка про Сивку-Бурку начинается со странного для нас требования отца к сыновьям. «Когда я умру, приходите ночевать на мою могилу». С точки зрения крестьян­ской культуры XIX века это максимальное поминовение, способ обеспечить комфортный для покойника переход в иной мир. В некоторых деревнях Воло­годской области до сих пор после похорон принято завтракать с покойником прямо на могиле. В ответ на правильное выполнение договорных отношений мертвец, который ровно в двенадцать ночи выходит из открывшейся могилы, вознаграждает Ивана-дурака волшебным конем-помощником. А в некоторых вариантах сказки «Морозко» (или в других сказках о злой мачехе и доброй падчерице) говорящая печь предлагает героине простую, незатейливую пищу: съев ее, героиня получает полезный совет. Неукоснительное соблюдение правил гостеприимства — тоже форма договора. Важное свойство таких договоров — то, что во всех этих случаях герой не догадывается (по крайней мере, нам это не известно) о грядущем вознаграждении за свою услугу или дар. Зато он точно знает, что навязываемый договор надо соблюдать. 

И наконец, в-третьих, волшебный помощник не является личностью. У него нет своей судьбы и своей собственной цели в путешествии героя. Он своего рода говорящий инструмент, появляющийся в тот момент, когда герою нужна помощь. При этом все, что делает волшебный помощник, записывается в актив героя, а в конце сказки рассказчик может вообще забыть про него. Можно ли ответить на вопрос, что случилось с Серым Волком или Сивкой-Буркой? Нет — потому что ответ на этот вопрос неизвестен, рассказчик забывает о них в тот момент, когда герой получает награду и возвращается домой.

Курс про русский эпос

Пять лекций о том, что такое былина, существовал ли Илья Муромец на самом деле и как героем эпоса стал Сталин

Любящая жена и страшный крокодил: как древне­египетские сказки связаны с «Питером Пэном» 

Иллюстрация Генри Джастиса Форда к египетской сказке «Обреченный царевич» из сборника «The Brown Fairy Book». Лондон, 1904 год New York Public Library

Волшебные сказки очень древние: некоторым сюжетам тысячи лет. Привыч­ные нам версии сказок распространены на большой территории от Арабского Востока и Индии до Скандинавии. Самая распространенная сказка — о злой мачехе, которая пытается извести свою добрую падчерицу и добиться префе­ренций для родной — и злой — дочери. Существует 982 национальные версии этой сказки — в России она известна как «Морозко».

Самой же древней дошедшей до нас сказке с волшебными помощниками по крайней мере 3300 лет. И рассказывали ее в Древнем Египте. Несмотря на почтенный возраст этой сказки, известной под названием «Обреченный царевич», ее сюжет вполне узнаваем. У египетского царя долго не было детей, а когда он наконец вымолил себе сына, пришли богини судьбы и сказали, что мальчик умрет от собаки, змеи или крокодила. Конечно, папа тут же посадил сына под замок в отдельный дом, ликвидировав все опасности  Существует ровно такое же предание о детстве Будды — и не только о нем.. Но однажды царевич увидел собаку и выпросил себе ее. А потом вообще ушел странствовать вместе с любимой борзой — сидеть под замком никому не нравится. Царевич пересек пустыню и под видом простого воина пришел к другому царю, чтобы принять участие в соревнованиях за руку царевны. Соревнование заключалось в том, что надо было допрыгнуть до окна высокой башни, где сидит девушка (сразу вспоминается русская сказка о Сивке-Бурке). Царевич выполняет зада­ние, царевна становится его женой и узнает о скорой смерти мужа. Она реша­ет бороться с судьбой за жизнь царевича и поэтому каждую ночь охраняет спящего мужа. Так ей удается подкараулить ядовитую змею  Милая деталь: царевна дожидается, чтобы змея напилась вином из чаши и не смогла быстро ползать, после чего разрубает ее пополам.. Несомненно, царевна выступила здесь в качестве волшебного помощника. Сверхсила жены-помощника проявляется как раз в том, что она почему-то точно знала, когда приползет змея и как именно надо с ней справиться. 

Так царевич спасся от первой судьбы. Но однажды царевич пошел на прогулку без верной жены-помощника, и тут его любимая собака обрела голос, сообщи­ла, что она — его вторая судьба, и напала на хозяина. Ему ничего не оставалось, как спасаться бегством от бывшего друга.

На этом сказка могла бы закончиться, но нет. В ней еще есть крокодил, кото­рый знал, что он — третья судьба царевича, причина его будущей гибели, и поэтому, пока царевич пересекал пустыню и добивался руки царевны, кроко­дил изо всех сил тащился за ним (тоже по пустыне). Наконец он поселяется в водоеме поблизости от молодоженов и ждет подходящего момента, чтобы съесть царевича, но от этого важного дела его отвлекает неприятное соседство. Оказывается, в водоеме живет водяной дух, с которым бедному крокодилу приходится три месяца сражаться за жилплощадь. И когда измотанный бес­конечными сражениями крокодил понимает, что ситуация патовая, к водоему подбегает царевич, спасающийся от собаки. И они заключают сделку. Кроко­дил говорит: «Я твоя судьба, преследующая тебя. Вот уже полных три месяца я сражаюсь с водяным духом. Теперь я отпущу тебя, убей водяного духа».

Увы, папирус сильно поврежден, поэтому конец этой сказки нам неизвестен, но то, что мы знаем о волшебных сказках  А они, как доказал замечательный русский ученый Владимир Пропп в своей книге «Морфология сказки», всегда строятся по одним и тем же схемам., говорит нам о незыблемости договора. Так что, скорее всего, царевич убил неуемного водяного демона, помог крокодилу, а тот в ответ (услуга за услугу) стал его помощником и помог избавиться от собаки. 

На рубеже XIX–XX веков сказка «Обреченный царевич» стала невероятно популярна в Великобритании и Франции — в то время египтологией увлека­лись очень и очень многие. В 1900 году она была переведена на французский, в 1904-м — на английский, широко разошлась. Ровно в эти годы Джеймс Барри сочиняет истории про мальчика, который так никогда и не стал взрослым, и в 1911 году выходит сказка «Питер Пэн». У Питера Пэна есть враг — пират Капитан Крюк. Он не боится никого и ничего, кроме крокодила (точнее, кроко­дилицы с будильником внутри), который преследует его везде. Крокодил — судьба Капитана Крюка. И, скорее всего, колоритный образ крокодила, врага-помощника, Барри заимствовал напрямую из египетской сказки. 

История «Питера Пэна»

Как Джеймс Барри создал один из самых страшных текстов для детей

Кто на ком едет: как помощник становится главным героем детской литературы и фэнтези 

Фрагмент обложки первого издания повести Клайва Льюиса «Конь и его мальчик». Рисунок Паулины Бейнс. Лондон, 1954 год© Pauline Baynes / Geoffrey Bles

В XX веке сказочную схему используют авторы фантастики и фэнтези, а заодно меняют ее. Волшебный помощник перестает быть бесправным существом, инструментом, который должен появляться в нужный момент. В 1954 году выходит повесть Клайва Льюиса «Конь и его мальчик» (одна из «Хроник Нарнии»), где традиционная схема — герой низкого происхождения и волшеб­ный конь-помощник — резко меняется. Это видно даже по названию повести. Мальчика по имени Шаста приемный отец хочет продать в рабство богатому гостю. Говорящий конь, принадлежащий гостю, предлагает Шасте побег. Он прагматично заявляет: «Если я буду без всадника, люди увидят меня и ска­жут: „У него нет хозяина“ — и погонятся за мной. А с всадником — другое дело… Вот и помоги мне». Волшебный помощник не только предлагает условия сделки и следит за ее исполнением, но и активно вовлекает героя в приклю­чения и в дальнейшем оказывается чуть ли не одним из самых важных персо­нажей. 

Что надо знать о «Хрониках Нарнии»

История одной из самых популярных книг XX века

На первый взгляд кажется, что еще один волшебный помощник — домовой эльф Добби из книг о Гарри Поттере: его роль абсолютно традиционна. Действительно, отношения Гарри и Добби изначально строятся по класси­ческой схеме «услуга за услугу». Сначала эльф вынужден вредить Гарри (и постоянно борется сам с собой), но тот переманивает Добби на свою сторону (чем-то это похоже на ситуацию с крокодилом и царевичем) и освобождает его, после чего Добби становится его верным помощником. И все же кое-что под­ска­зывает нам о том, что это другая схема. Как мы уже говорили, для класси­ческой сказки не важна судьба волшебного помощника: мы ничего не услышим о Сером Волке или Сивке-Бурке после того, как герой победит. Тогда как в пос­ледней книге Роулинг одно из самых сильных мест — когда Гарри плачет над телом Добби, пожертвовавшим собой, чтобы спасти «мальчика, который выжил». В отличие от фольклорной сказки здесь судьба эльфа известна до самого конца. 

Как читать «Гарри Поттера»

И почему это не просто фэнтези для детей, а большая взрослая литература

Слабые и сильные помощники, или Почему Гэндальф исчезает

Хоббит Бильбо и Гэндальф. Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». Режиссер Питер Джексон. 2014 год © Warner Bros. Entertainment

В 1937 году Дж. Р. Р. Толкин пишет сказку «Хоббит, или Туда и обратно». Герои — гномы — отправляются в путь за сокровищами, которыми завладел дракон (этот сюжет хорошо нам знаком по индоевропейским сказкам и эпо­сам). Толкин тонко играет с традиционными схемами: у героев «Хоббита» во время путешествия туда и обратно есть целых два волшебных помощника: классический (маг Гэндальф) и помощник-самозванец (хоббит Бильбо).

Бильбо оказывается в сказке совершенно антисказочным образом. В индо­евро­пейских сказках встреча героя с будущим помощником должна начинаться с того, что герой оказывает ему услугу, даже если она заключается в простом проявлении вежливости. И даже если герой сначала успевает нахамить, он тут же исправляется. Например, в русской сказке навстречу крестьянскому сыну попадается старушка. В ответ на ее вежливый вопрос («О чем задумал­ся?») — герой, говоря современным языком, посылает ее: «Молчи, старая хры­човка, не досаждай мне!» Произнеся эту фразу, Иван сразу начинает мучиться моральными терзаниями («За что я ее избранил?»), приносит изви­нения и немедленно получает вознаграждение — совет и волшебное средство.

Помните, как начинается история Бильбо? Прекрасным солнечным днем ведущий абсолютно беззаботную жизнь Бильбо встречает Гэндальфа, вступает с ним в перебранку и хамит ему, то есть делает то, что герой волшебной сказки делать никак не должен. Естественно, вместо услуги (добрый совет) он полу­чает антиуслугу. Волшебник рисует посохом на двери норы Бильбо знак, гово­рящий о том, что тут живет мастер-взломщик, и обманом впутывает хоб­бита в историю с поиском сокровищ, захваченных драконом. Бильбо — помощник-самозванец, который якобы может взломать любую дверь и обчистить сокро­вищницу. 

Вернемся к Гэндальфу. Этот волшебник имеет неприятное обыкновение исче­зать в разгар самых интересных приключений — привычка, классическому помощнику не свойственная. Настоящий волшебный помощник идет до конца, но не Гэндальф. «В конце концов, это не мое приключение. Я, может быть, при­му в нем еще разок участие, но сейчас меня ждут другие неотложные дела», — говорит он после того, как всю веселую компанию чуть не съели волки-оборот­ни с гоблинами. Причина такого странного поведения Гэндальфа заключается именно в том, что он слишком идеальный спутник героев. Он могущественный волшебник, он может почти все. Мы понимаем, что, если он будет рядом, геро­ям ничто не грозит. Чтобы усложнить задачу гномам и хоббиту, Толкин в сере­дине рассказа изымает Гэндальфа из повествования, и тогда роль спасителя переходит от сильного помощника к слабому, то есть к Бильбо. Хоббит обре­тает волшебное средство — кольцо, которое делает его обладателя невиди­мым, — и начинает вытаскивать гномов из самых страшных или нелепых ситуаций. При этом Бильбо меняется сам — из обычной сказоч­ной фабулы Толкин создает необычную историю про слабых героев, обретших свою собственную силу.

Как читать Толкина

И почему профессор Оксфорда решил выдумать свои языки, героев и мифологию

Паганель, Кью и Лисбет: brainy is the new sexy

Иллюстрация Эдуарда Риу к роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Париж, 1868 годThe Centre for 19th Century French Studies, University of Toronto

В литературе XIX–XX веков, которая не использовала сказочные схемы напря­мую, вроде бы нет места волшебным помощникам. И все же они не исчезают, а трансформируются: теперь в роли волшебного помощника выступает ученый не от мира сего, обладающий сверхспособностями или сверхзнаниями, недос­туп­ными обычному человеку. 

Примерно в 1864 году французский писатель Жюль Верн, никогда не поки­давший Францию и боящийся открытого моря, придумывает историю потер­пев­­шего кораблекрушение капитана Гранта и отправляет на его поиски шот­лан­дскую спасательную экспедицию. Вместе с ее членами на яхту «Дункан» случайно садится очаровательный заяц, напоминающий гигантский «гвоздь с большой шляпкой», а по поведению — рассеянного с улицы Бассейной. Это член всех возможных научных обществ, французский ученый-географ Жак Паганель, который вовлекает героев в увлекательное путешествие по 37-й параллели, ибо никто точно не знает, где конкретно потерпел крушение капитан Грант.

Голова ученого наполнена самыми необычными и полезными знаниями: Паганель дает советы, разъясняет возникшие вопросы и даже спасает членов экспедиции от людоедов-маори. И все было бы хорошо, но рассеянный геог­раф, как его называли бы сейчас, постоянно придумывает все новые (и невер­ные) теории о том, где именно следует искать капитана. В отличие от Серого Волка или Гэндальфа, которые знают все о своем волшебном мире, Паганель обладает только видимой полнотой знаний и поэтому часто ошибается.

В старых фильмах бондианы у агента 007 был помощник Кью (Q), который отвечал за снабжение главного героя всякими невероятными шпионскими гаджетами (типа очков, которые видят сквозь одежду, или машины, превра­щающейся в субмарину). Мы знакомимся с Кью в самом начале действия, когда он снаряжает Джеймса Бонда практически волшебными средствами, после чего исчезает из поля зрения. Бонд вспоминает о нем, только когда оказыва­ется, что Кью перемудрил и его гаджеты работают слишком хорошо. А вот в «Координатах „Скайфолл“» (2012) Кью меняется. Это уже не безумный уче­ный из лаборатории, появляющийся только в начале фильма, а молодой хакер, тоже совершающий ошибки и участвующий в действии на протяжении всего фильма.

Если чудаковатый исследователь может ошибаться, то другой помощник — гений с ментальными особенностями — не ошибается никогда. В романе 2004 года «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона появляется необычная пара детективов: журналист Микаэль Блумквист и молодая хакерша Лисбет Саландер. Ментальные особенности Лисбет делают ее гениальным взломщиком и помогают довольно заурядному журналисту решить дело.

Недаром героиня британского сериала «Шерлок» Ирэн Адлер, которая и сражается с «высокоактивным социопатом» Шерлоком, и восхищается им, все время повторяет: «Brainy is the new sexy». 

«Девушка с татуировкой дракона»: чем вдохновлялся Стиг Ларссон

Книги Астрид Линдгрен, Агаты Кристи, Элизабет Джордж и другие источники

Робот: бунтовщик или идеальный помощник

Спектакль по пьесе Карела Чапека «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы»). 1922 год University of Michigan

В 1921 году чешский фантаст Карел Чапек написал пьесу, которая, по сути, бы­ла политической метафорой: жадные люди создают универсальных механи­ческих существ, почти неотличимых от человека, чтобы те приносили при­быль. Чтобы назвать этих помощников, Чапек придумывает не суще­ствовавшее ранее слово «робот» от чешского robota («работа»). Если в русском языке «рабо­та» — это вообще любое занятие, занимающее время и приносящее пользу, то в чешское robota — это тяжелый и часто подневольный труд (кстати, слово «раб» тоже родственно «работе» в славянских языках). Поэтому неологизм Чапека одновременно указывает и на то, что эти механические существа постоянно работают, и на то, что они по сути своей рабы. 

11 слов, помогающих понять чешскую культуру

Робот, кнедлик, вечерничек, «бархатная революция» и другие звери

Так весь мир узнал о роботах, а также о том, что это будущие враги челове­чества. И то, что противостояние с ними пока воображаемое, не мешает обыг­рывать этот сюжет бесконечное количество раз — от сайлонов из телесериала «Звездный крейсер „Галактика“» и Терминатора до «Матрицы» и «Мира Дикого Запа­да».

Через 20 лет, в начале 1940-х, молодой фантаст Айзек Азимов создает мир, в котором взаимодействие с роботами происходит совершенно иначе. В нем действуют три закона робото­техники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. 

В мире Азимова, управляемом этими законами, война с роботами — всего лишь страх, который надо преодолеть, ведь роботы — идеальные помощники чело­века. В 2067 году роботопсихолог Сьюзен Кэлвин объясняет молодому журна­листу: «Тогда вы не помните, каким был мир без роботов. Было время, когда перед лицом Вселенной человек был одинок и не имел друзей. Теперь у него есть помощники, существа более сильные, более надежные, более эффектив­ные, чем он, и абсолютно ему преданные. Человечество больше не одиноко».

Серия рассказов Азимова «Я, робот» показывает, как выстраиваются отноше­ния человека с новым идеальным помощ­ником. Робот примеряет на себя все роли: идеальный друг ребенка (а не истерич­ная мать, запрограммированная только на воспроизведение правильного образа жизни), фанатичный пропо­ведник и основатель новой религии (который считает людей низшей формой жизни), идеальный судья (в которого человек даже может влюбиться). Роботы, придуманные Азимовым, проходят весь путь эволюции человека, ведь на са­мом деле, как говорит роботоприхолог Сьюзен Кэлвин, «они чище и лучше нас».

Супергерои и коучи: где волшебный помощник умирает, а где выживает

Кадр из фильма «Кулак ярости». Режиссер Ло Вэй. 1972 год © Swank Motion Picture Co.; Golden Harvest

В начале текста мы говорили о волшебной сказке и о том, как плотно ее схемы вошли в нашу жизнь. Часто мы не задумываясь следуем этим схемам и в жиз­ни: ходим на тренинги, «полностью меняющие подход к жизни», верим в вол­шебные средства, «преображающие тебя», и коучей, помогающих все наладить.

Но существует и другая схема — эпическая. Если главный герой волшебной сказки, в общем-то, такой же, как мы, то герой эпоса — совершенно необычное суще­ство. Об этом говорит вся его жизнь начиная с раннего детства: он растет не по дням, а по часам, обладает необычайной силой, может превращаться в зверей и так далее. Так что волшебный помощник ему не так уж и нужен. Эта схема тоже сохранилась в современной культуре, попав в основу комиксов и фильмов о супергероях. Они как раз и рассказывают о превращении обыч­но­го человека в полубожество, которое непременно спасет мир. 

Впрочем, бывает и так, что супергерой или герой боевика берет на себя фун­кцию волшебного помощника. В 1980–90-х годах в СССР, а потом в Россию хлынул поток американских фильмов о сильных героях, которые в одиночку могут противостоять мафии, полиции, государству. Желание российских детей приобрести такого друга, как Шварценеггер или Брюс Ли, проникло в город­ской фольклор. В 1989 году фольклорист Вадим Лурье записывал в ленинград­ских школах учеников 5-го и 6-го классов. Вот такой сон рассказал и сам записал (поэтому орфографию и грамматику мы не меняли) один мальчик из 5-го «Б»: 

«Ну сплю я однажды и перенесся в Китай к шаулиням. Пришол я там к ним научили они меня ихнему боевому искусству. Иду я обратно смотрю мне навстречу три ниндзя ну я их там избил раскидал. Иду дальше смотрю мне навстречу идет брюс-ли ну я с ним подружился и приехали мы с ним к нам в СССР. Тут находили бомжей и рэкетов и всяких там вымогателей и убийц сдали в милицию. Это все мы сделали за один месяц. А потом у нас в стране навелся порядок. В магазинах все было весь дефицит лежал. И по талонам и по карточкам ни чего не было. А всех которых мы сдали стали строить большие многоэтажные дома для всех нас. А потом брюс-ли уехал в китай». 

Новая российская сказка этого времени втянула в себя и сказочную структуру, и жуткие реалии. Брюс Ли, подружившийся с пятиклассником, помогает ему восстанавливать социальный порядок, находить и преследовать бомжей и рэкетиров. В результате в магазине появляется отсутствовавший там дефи­цит, карточки отменяются, а «вымогателей и убийц сдали в милицию». Приме­чательно, что эти плохие люди (которых мы сдали) отправлены куда-то типа ГУЛАГа (они там принудительно работают на стройках). Получается, именно о таком помощнике в эпоху полного слома старых жизненных схем мечтало поколение девяностых.

Волшебный помощник бывает не только в сказках, книгах и фильмах. В отли­чие от Серого Волка голосовой помощник Олег из приложения «Тинькофф» совершенно бескорыстно поможет перевести деньги и пополнить баланс мобильного телефона, подскажет, сколько денег вы потратили на такси в этом месяце, и даже установит лимиты на траты. А еще он может научить разумно пользоваться кредиткой, забронирует столик в ресторане, найдет билет в кино (а вы получите кешбэк) и поболтает с вами на любую тему. Скачать мобильное приложение «Тинькофф» с Олегом можно тут.

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Волшебный помощник

Волшебный помощник — непременный атрибут волшебной сказки.

Что такое волшебный помощник и зачем он нужен в сказке.
Главному герою в волшебной сказке часто приходится преодолевать различные трудности и проходить всевозможные испытания.
Чаще всего справится с этими испытаниями самостоятельно герой не может и тогда ему на помощь приходит он — волшебный помощник.
Волшебный помощник может помогать преодолевать герою часть пути, исполнить его желание, а может и стать таким же важным персонажем сказки.
Если в сказке имеется любой волшебный помощник, то сказка становится волшебной.

Какие бывают виды волшебных помощников.
Волшебные помощники делятся на два больших класса. Это волшебные помощники — предметы, и это волшебные помощники — живые существа.

Какие бывают волшебные помощники по воздействию на героя.

  1. Путеуказатели. Это волшебный помощник, который помогает найти герою дорогу к нужному месту.
  2. Переместители. Это волшебные помощники, которые помогают герою переместиться из одного места в другое, иногда мгновенно.
  3. Превращатели. Это волшебные помощники, которые могут превратить героя в другое существо или неодушевленный предмет.
  4. Укрыватели. Помогают герою спрятаться или иногда завоевать расположение другого персонажа.
  5. Указатели. Помогают герою найти спрятанное.
  6. Исполнитель желаний. Выполняют любое желание героя.

Волшебные помощники, которые встречаются в сказках:

  • Волшебное зеркальце
  • Золотая рыбка. В сказке «О рыбаке и рыбке» исполняла желания старика.
  • Золотой петушок. В сказке «О золотом петушке» помогал узнать откуда ждать беды.
  • Клубок.
  • Колечко. В сказке Маршака «Двенадцать месяцев»
  • Конек-Горбунок. В сказке «Конек-Горбунок» выполнял задания, давал советы, помогал путешествовать Ивану.
  • Перстень. В сказке»Аленький цветочек» помогает переместиться из одного места в другое.
  • Печь с пирогами.
  • Сапоги-скороходы
  • Серый волк. В сказке «Иван Царевич и Серый Волк» помогает герою путешествовать, проходить испытания, спасает жизнь.
  • Сума. В сказке «Двое из сумы» выполняла желания владельца.
  • Цветик-Семицветик. В сказке исполняет героине желания.
  • Шапка-невидимка
  • Щука. В сказке «По щучьему велению» исполняла желание Емели.
  • Яблоня с наливными яблочками.
Главная » Сказочные помощники


ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ — если долго ехать по долам, по горам и зеленым лугам, то попадете в дремучий лес. Там стоит избушка на курьих ножках двери и окна плотно закрыты, а когда надо она поворачивается. Хозяйка избушки – Баба- Яга, а чтобы попасть, внутрь надо знать пароль т. е волшебные слова:

Инструкция по применению:

1. Произнесите волшебное заклинание:

«Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!»

2. Когда изба повернется к вам передом, а к лесу задом, то двери сами растворятся, окна откроются!».

3. Ждите встречи с хозяйкой избушки — Бабой-Ягой.

СИВКА – БУРКА сказочная порода лошади способная мгновенно перемещаться на дальние расстояния в волшебной стране. Ее особенность: одна шерстинка серебряная, другая золотистая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя дышит

Инструкция по применению:

1. Выйти в поле.

2. Крикнуть: «Сивка – бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» 

3. Дать коню задание

4. Ждать выполнение задания 

ЗОЛОТОЕ БЛЮДЕЧКО И НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО — два волшебных предмета, которые помогут расширить сказочный кругозор будущего волшебника.

Инструкция по применению:

1. Положите на колени золотое блюдечко и наливное яблочко;

2. Катая, равномерно яблочко по блюдечку произносите, следующее волшебное заклинание:

Играй, играй блюдечко,
Катись, катись, яблочко:
Показывай поля, и моря,
И широкие луга,
И стрельбу и пальбу,
И гор красоту,
И небес высоту!

КУКОЛКА — универсальная игрушка – помощница всем желающим.

Инструкция по применению:

1. Одним из условий использования куклы является требование беречь ее

2. Всегда носить при себе и никому не показывать.

3. А если приключится, какое горе, дать кукле поесть и спросить у нее совета. Покушает она и скажет вам чем помочь вашему несчастью.

СЧАСТЬЕ — чтобы овладеть большим счастьем, необходимо чётко следовать указаниям инструкции.

Инструкция по применению:

1. Достать волшебную книгу и сесть под березу;

2. Читать книгу от корки до корки двенадцать дней и двенадцать ночей.

3. И помнить уговор: «Как бы не было страшно, ты читай, да не оглядывайся. Кто что будет говорить, не обращай внимания, продолжай читать дальше. Если ты выдержишь это, то овладеешь большим счастьем».

ДОБРЫ МОЛОДЦЫ — сказочные ребята способные помочь царю-батюшке и помолодеть, и не ослепнуть. Для этого они должны..

Инструкция по применению:

1. Съездить за тридевять земель в тридесятое царство;

2. Привезти молодильных яблок и кувшин живой воды о двенадцати рылец.

3. Дать откушать царю — батюшке и ждать его выздоровление

ДВОРЕЦ СКАЗОЧНЫЙ — чтобы быстро, качественно и в срок построить сказочный дворец, какого ни в одном государстве не было – ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать, ни в сказке сказать и чтобы во дворце всего вдоволь было; чего только душа запросит, необходимо:

Инструкция по применению:

1. Пойти в темный лес и найти на дорожке кошелек;

2. Поднять его, открыть, достать из него кремень и огниво;

3. Ударить огнивом о кремень;

4. Тотчас выскочат топор и дубинка с вопросом: «Что делать прикажете?»

5. Отдайте команду: «Построить дворец!» и ждите выполнения задания.

Пояс — длинная узкая полоса из ткани, шнур или ремень, служащие для охвата, талии. В сказках пояс — волшебный помощник героя. В нём может «прятаться» сила героя. С его помощью можно приручить несговорчивых слуг Бабы-Яги или переправиться на другой берег через горящий мост.

Инструкция по применению:

1. Если вам предстоит выбрать несколько поясов на выбор,то следует взять самый простой (он-то и принесет вам счастье и удачу)

2. Надеть пояс и идти по своим делам

3. Если, вдруг, придётся спасаться бегством от Бабы-Яги, то бросьте пояс на землю, и он станет широкой рекой.

4. Можно подвязать поясом березку, чтоб не хлестала по рукам, и выпустила из логова колдуньи
5. Можно показать пояс суженому, чтоб он узнал свою невесту, а тогда и к свадьбе готовиться.

Ступа — персональный летающий транспорт Бабы – Яги.

Инструкция по применению:

1. Залезть в ступу, и не забыть захватить помело

2. Взмахнуть помелом и сказать волшебные слова: «Прощай земля, в добрый путь!» (эти слова также для Летучего корабля подходят)

3. Наслаждаться полётом над лесом, полем, морем и готовиться к мягкой посадке в нужном месте..

Лихо-Одноглазое— огромная, страшная баба, об одном глазе. Очень коварная и злая. Она близкая родственница древне-греческому Циклопу. Если привяжется Лихо к человеку, то ждут его всякие напасти.

Инструкция по применению:

1. Лучше с Лихом не встречаться..

2. Но если уж встретились,то не показывайте виду, что боитесь его.

3. Спасаться бегством бесполезно.Пытайтесь заговорить его, а в это время, думайте, чем отвлечь его внимание.

4. Как только переключили внимание, можете незаметно уходить.

Дубинка— волшебный предмет, грозное оружие, применяемая при защите и нападении от врагов.

Инструкция по применению:

1. Возьмите в руки дубинку

2. При опасности говорите:

Дубинку вырубил в лесу
Дубинку я с собой несу
Да такую, что под стать
Добру молодцу поднять
Дубинка силы придаёт
Не подходи, а то убьёт!

Зеркало — волшебный предмет при помощи которого можно узнать обо всём на свете

Инструкция по применению:

1. Возьмите в руки зеркало.

2. Смотрите в отражение и приговаривайте:

Зеркало моё, скажи.
Да всю правду доложи.
Куда пошёл Иван-дурак?
Что сделал с рыбкою рыбак?
Кто посадил репку?
Кто бросил в небо кепку?
Ты меня не подведи
Всю правду мне ты покажи!

3.Ждите, и вся правда скоро откроется вам.

Сапоги-скороходы — волшебная обувь, помогающая передвигаться с большой скоростью.

Инструкция по применению:

1. Достаньте из волшебного сундука сапоги-скороходы.

2. Надевая их на ноги, приговаривайте

Сапоги-сапожки
Несите по дорожке
По морям, по волнам
По лесам и горам
Ты попробуй их обуть —
Одолеешь мигом путь

3. Сапоги-скороходы, в один миг, доставят вас в нужное место

Русалка – красивое волшебное существо, наполовину человек, наполовину рыба.Живет в воде, но может сидеть и на ветвях деревьев.

Инструкция по применению:

1. Позвать Русалку

2. Попросить её достать драгоценную вещь со дна реки, моря или океана.

3. Поблагодарить Русалку

ПЕЧЬ – старинный предмет, который исправно служит людям для приготовления вкусных блюд и для отопления помещений. Печь, также, помогает маленьким детям спрятаться от гусей-лебедей и служит видом транспорта.

Инструкция по применению:

1. Положить дрова в печь

2. Поджечь их

3. Наслаждаться теплом исходящим от горящих дров

4. Залезть на печь и отдыхать

Клубок — волшебный – предмет, который помогает героям сказок придти туда, куда им нужно.

Инструкция по применению:

1. Попросить клубок у Бабы-Яги

2. Произнести волшебные слова:

Клубочек, дружочек,
Покажи дорогу … (и назвать место, куда надо дойти)

3. Взять клубок за кончик, и бросить его на дорожку.

4. Держась за конец нитки следовать за клубком, не останавливаясь и не оглядываясь.

Скатерть-самобранка — волшебный предмет, который накормит любое количество людей.

Инструкция по применению:

1.Пригласить друзей.

2. Расстелить скатерть-самобранку.

3. Произнести волшебное заклинание:

Скатерть — самобраночка,
Дружечка — подружечка,
Пришли друзья к нам на застолье.
Угости нас хлебом — солью.
Чтобы по усам текло
И в рот попало.

4. После угощения почистить скатерть, аккуратно сложить и убрать в сундук.

Гребень — волшебный — расчёска, которая помогает скрыться от врагов.

Инструкция по применению:

1. Достать гребешок.

2. Бросить его за спину и произнести волшебное заклинание:

Гребешок, гребешок
Помоги скорей, дружок.
Между мною и врагом
Подними лес до небес.

3. Пока враги пробираются сквозь волшебный лес, скрыться в безопасном месте.

Жар-птица — волшебная птица, которая славится своими золотыми перьями.

Инструкция по применению:

1. Поставить на подставку золотую клетку.

2. Посадить в неё Жар-птицу.

3. Ежедневно кормить птицу наливными яблочками и поить живой водой.

4. Запрещается: вырывать у Жар-птицы золотые перья. Чётко следуйте инструкции, и Жар-птица долго будет радовать вас своей красотой!

Огниво— волшебный предмет, заменяющий зажигалку.

Инструкция по применению:

1. Достать огниво из кармана

2. Ударить о кремень и жить припеваючи в тепле.

3. Внимание! Огнеопасно!

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 202 , отделение
«Умка»

Октябрьского района

Боровков Александр 

2   класс У

Тема  «Помощники в
русских народных волшебных сказках и их классификация»

Секция Литературоведение

 Бахтинова Светлана Борисовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Новосибирск- 2009

Содержание

 

Содержание

Введение

Глава
1. Откуда у главного героя  появляются помощники

1группа. 
Благословение

2
группа.  Помощники жалеют главного героя

3
группа. Помощником становится тот,

кто
лишил героя самого нужного

4
группа.   Помощники появляются у героя

по
совету старших

5
группа.     Награда за доброе дело и доброе сердце

6
группа.     Помогают родственники

Зло
в сказках

Заключение

         Список литературы

     Приложение. Классификация помощников

Введение

Тема нашей работы
—  «Помощники в русских народных волшебных сказках и их классификация»

Цель работы – Классифицировать
помощников в русских народных волшебных сказках, понять их роль в сказке

Методы
исследования
 —
чтение,   отбор материала, классификация, анализ.

Гипотезы: помощники в русских народных
волшебных сказках являются  не только  важным  для героя сказки персонажем, но
и  обязательным элементом  волшебной сказки.

Я прочитал 22
русские народные волшебные сказки. В них я заметил, что у главного героя есть
волшебные помощники. Это животные, люди, растения, неодушевленные предметы и т.
д. Например, у Василисы Прекрасной  помощница – тряпичная куколка,  у
Иванушки-дурачка – Сивка-бурка (конь), у Ивана-царевича – Василиса Премудрая.

Я попытался
классифицировать помощников в  русских народных волшебных сказках, и у меня
получилось несколько оснований для классификации.

Во-первых,
классификация по тому, кто является помощником: сказки можно разделить на
несколько групп, например, «помогают люди», «помогают животные», помогают
«волшебные существа».

Во-вторых, как
они помогают. Внутри этой классификации тоже можно выделить несколько групп.
Например,  помощники указывают герою дорогу, дают помощников, спасают от
смерти, дают советы, помогают отгадывать загадки, проходить испытания, 
помогают убежать от опасности и т. д.

Мне показалась
интересной третья классификация: откуда у главного героя появляются помощники,
за что он их может получить. Внутри этой классификации я выделил несколько
групп: благословение, помощники жалеют главного героя, помощники заменяют герою
его потерю, награда за доброе дело,  помощники по совету, помощь родственников.
Об этих группах третьей классификации я и хочу рассказать.

Глава
1. Откуда у главного героя  появляются помощники

1группа. 
Благословение

  В  группу «Благословение»
я выделил сказки: «Василиса Прекрасная», «Сивка-бурка», «Сказка о золотом
царстве».

В этих сказках
родители умирают и оставляют сыну или дочке помощника. В сказке Василиса
Прекрасная мама оставила дочке тряпичную куклу,  которая помогала девочке во
всем. В Сказке о золотом царстве матушка благословила сына волшебной травкой,
поэтому злая мачеха не могла погубить царевича. В сказке Сивка-бурка конь –
благословение батюшки – помогает Иванушке стать счастливым.

2
группа.  Помощники жалеют главного героя

 В этой группе
сказки: Хаврошечка, Финист – ясный сокол, Терешечка.

Во всех этих
сказках героям приходится пройти много испытаний. Хаврошечка – сирота. Попала к
злым людям, которые заморили девочку работой. А коровка ее жалела и помогала во
всем. В сказке Финист –ясен сокол девушка, чтобы вернуть суженого, три хлеба
железных сгрызла, три посоха железных сломала, трои пары сапог железных
износила. Тогда три бабы Яги помогли девушке найти Финиста и вызволить его. В
сказке Терешечка баба Яга хотела два раза съесть мальчика. Спасти его
отказались гуси, которые летели мимо. Гусенок пожалел Терешечку и отнес  домой.

3
группа. Помощником становится тот,

 кто лишил героя самого нужного

В этой группе
сказки: Иван-царевич и серый волк, Кузьма  Скоробогатый.

В сказке
Иван-царевич и серый  волк ,волк съел коня у героя и честно отслужил за это. Он
помог Ивану-царевичу найти то, что нужно и спас жизнь. В сказке Кузьма
Скоробогатый лисичка-сестричка съела у Кузьмы всех кур. Поэтому отслужила за
свое воровство – сделала Кузю богатым и счастливым.

4
группа.   Помощники появляются у героя

 по совету старших

Это сказки: Василиса
Премудрая и Подводный царь, Летучий корабль.

В первой сказке
старушка дает Ивану царевичу совет, как выжить в подводном царстве, где найти
помощников. А во второй сказке старичок научил Иванушку дурачка, как построить
летучий корабль и найти помощников.

5
группа.     Награда за доброе дело и доброе сердце

 В этой группе у
меня получилось еще несколько группок.

1.                
Главный герой спасает своих помощников.
Сказки : Волшебное кольцо, Царь-девица.

В сказке
Волшебное кольцо Мартын покупает на последние деньги кота и пса, спасая их от
смерти. Кот Васька и собака Журка тоже помогут хозяину спастись от смерти.  В
сказке Царь девица Иван царевич вызволяет из заточения Орла-царя, который потом
избавит героя от трех смертей.

2.                
Главный герой  пожалел зверей или их детенышей,
помог  им. За это звери тоже помогают герою в трудных ситуациях. Сказки: По
щучьему веленью, Марья Моревна, Сказка о золотом  царстве, Царевна лягушка.

Емеля отпустил
щуку в воду, а она сказала ему волшебные слова. Пожалел Иван царевич медведя,
селезня, зайца и щуку, не стал их убивать, а они помогли ему достать смерть
Кощея. Спас Иван царевич детенышей птицы и собаки, и щуку, а они помогли ему
добыть любовь Елены. Помог Иван царевич деткам заморской птицы, львицы и
пчелиной матке, а они помогли заработать богатырского коня.

3.                
Главный герой выполнил просьбу волшебных
существ. Сказки: Баба Яга, Гуси-лебеди.

4.                
Главный герой получает помощников за
доброе сердце, вежливость, уважение к старшим. Сказки: Пойди туда — не знаю
куда, принеси то —  не знаю что, Василиса Прекрасная, Летучий корабль, Василиса
Премудрая и подводный царь.

Пойди
туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что.  Андрей  стрелок  за стол
пригласил свата Наума. За то , что Андрей уважил Наума, он согласился служить и
помогать герою.  В одном из вариантов сказки Василиса Прекрасная даже помощники
бабы Яги помогли героине за ее доброе сердце. Девке чернавке Василиса подарила
платочек, а она задержала погоню, чтобы девочка успела убежать.  Подлила
девочка воротцам под пяточки маслица , подвязала березку ленточкой, покормила
собаку и кота, а они ее пропустили.

В
сказках Летучий корабль и Василиса Премудрая и подводный царь пожилые люди дают
героям важные советы за то, что герои с уважением отнеслись к ним. Иванушка
смог построить летучий корабль, а его братья —  нет, потому что Иван поговорил
со старичком и покормил его, а братья старичка прогнали. Иван царевич сначала
старушку прогнал, а потом извинился, и старушка научила его.

6
группа.     Помогают родственники

 Сказки:
Кащей Бессмертный, Марья Моревна, Поди туда — не знаю куда, принеси то — не
знаю что, Медное, серебряное и золотое  царства, Царь  девица, Сказка о золотом
царстве, Царевна лягушка.

Когда
я читал эти сказки,  меня очень удивило то, что в них родственники не родные, а
приобретенные. Чаще всего помогают жены, невесты, зятья (мужья сестер),
родственники родителей. Если в сказке есть мама у главного героя, то она
обязательно поможет. Но такая сказка в моем списке одна ( возможно, они редко встречаются).
А родные братья героя, сестры героини чаще в сказках представляют зло. Еще мне
кажется интересным то, что родственники ничего не требуют за свою помощь.
Оставил Иван царевич  у Орла, Ворона и Сокола серебряную ложку, вилку,
табакерку, и, когда пришла беда, они прилетели на помощь. Стала Василиса
Премудрая невестой Ивана царевича  и  помогает ему во всем.

Эта тема очень интересная и требует отдельного
исследования.

В
ходе работы над классификацией помощников в русских народных волшебных сказках
я обнаружил, что одна и та же сказка попала в несколько групп. Часто в сказках
помощников бывает несколько. Каждый помощник достается герою по-разному.
Старичок – за вежливость (Иван поговорил и покормил его), а волшебные богатыри
– по совету старичка (Летучий корабль). Все зависит от длины сказки.

В
некоторых сказках герою помогают волшебные предметы: кольцо (Волшебное кольцо),
дубинка (Медное, серебряное и золотое царства), дубинка, топор, дудка (Поди
туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что) и т. д.  Волшебные предметы 
помогают только герою, который ими владеет. Если предмет отобрали, то он будет
служить новому хозяину, а бывшему хозяину может навредить. Волшебных помощников
отобрать нельзя.

 

Зло
в сказках

Злые герои в
сказках – это   Кощей Бессмертный, Баба Яга, мачеха, царь .  У них есть свои
помощники (конь, гуси-лебеди, слуги, дети и т. д.).Эта тема тоже очень
интересная. Она сейчас в разработке.

Заключение

Хотя 
исследование не закончено, думается, что на этом этапе я могу  сделать отбивку.
В ходе работы я не только разбил помощникам   на группы, выделив основанием для
своей классификации «откуда у главного героя появляются помощники, за что он их
может получить», но и понял, что:

1.     Помощники есть не только  у
добрых  героев сказки, но и у злых тоже есть свои помощники.

2.     Помощниками могут быть как
живые (старичок, старушка, волшебный конь и т.д.) так и неживые (кольцо,
дубинка, дудка).

3.     Появление помощника — важный
композиционный элемент сказки.

 

Список
литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. Классификация помощников

От кого достался помощник

Какой помощник

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Василиса
Прекрасная 

От
мамы

куколка

Сказка
о золотом царстве

От
мамы

травка

Сивка-бурка                                          

От
отца

конь

ПОМОЩНИКИ ЖАЛЕЮТ ГЕРОЯ

Хаврошечка

коровка

Финист
– ясный сокол                         

3
бабы Яги    

Терешечка  

защипан-

                                                                  
ный гусенок    

ПОМОЩНИКИ ОТРАБАТЫВАЮТ

Иван
царевич и серый волк

серый
волк      

Кузьма
Скоробогатый                          

лисичка 
сестричка            

ПО
СОВЕТУ                                              

Василиса
Премудрая и подводный царь

по
совету старушки      

Василиса           

Летучий
корабль                                 

по
совету старичка

Волшебные
богатыри

НАГРАДА ЗА ДОБРОЕ ДЕЛО, ДОБРОЕ СЕРДЦЕ

Волшебное
кольцо                                  

выкупил
на последние деньги

кот,
собака           

Царь
девица                                                

выручил
из темницы

Орел-царь            

ПОМОГАЮТ РОДСТВЕННИКИ

Кощей
Бессмертный                            

зятья,
жена

Марья
Моревна                                  

зятья,
жена

Поди туда – не знаю куда,                     

принеси то – не знаю что

жена,
мать жены    

Царь
девица

родственник
отца

Сказка
о золотом царстве             

родственница мамы

Царевна
лягушка                             

матушка

  

1.     
Герой
спасает
помощников                                                                      

Волшебное кольцо                                  
кот, собака            выкупил на последние деньги

Царь девица                                                Орел-царь            
выручил из темницы

2.      Герой пожалел зверей или их
деток      

По щучьему
веленью                                 щука                       отпустил в
воду

Марья
Моревна                                         птица, львица        помог
детям

                                                                        
пчелиная матка     пожалел улей      

Сказка о золотом
царстве                        птица, собака          помог детям

                                                                        щука                         
бросил в воду         

Царевна
лягушка                                       медведь, селезень,

                                                                      
заяц, щука                   пожалел   

3.     
Герой
выполнил просьбу волшебных существ

Баба
Яга                                                       
мышки                          девочка покормила их

Гуси -лебеди                                       мышки                         
девочка покормила их

                                                               Печка,
речка, яблоня      поела пирожков, яблочек, киселька

4.     
Вежливость,
уважение

Поди туда – не знаю куда,                   
сват Наум                        Андрей  пригласил его за стол

принеси то – не знаю что

Василиса
Премудрая                              старушка                          
извинился

и подводный царь

Летучий
корабль                                     старичок                          
покормил

Кощей Бессмертный                              

                                    зятья,
жена

Медное, серебряное и

золотое
царства                                   

                               жена

Волшебные помощники — Славянские легенды, предания

Часто бывает так, что герой преданий, легенд и сказок не может сам исполнить порученной ему задачи (чтобы спасти царевну, добыть сокровище, освободить страну от Змея Горыныча и пр.), и ему на помощь приходят некие волшебные силы, принимающие облик либо загадочных, странных людей, либо предметов.
Выше уже упоминались диковинные кузнецы, которые ковали ратников, готовых к бою. Стуком в волшебный бочонок, игрою в рог и вызовом из сумы вызывались несчетные войска.
Трое из ларца — одинаковы с лица также являлись по первому зову, готовые исполнить всякий приказ героя.
Среди помощников героя также необыкновенные великаны. Когда, добывая украденную невесту, ему приходится выполнять невероятные задания, чудесные помощники тут как тут. Объедало разом пожирает двенадцать быков, хлеб кидает в рот полными возами, а все кричит: «Мало!» Опивало может зараз выпить сорок бочек вина, а если надо, то целое озеро. Скороход на одной ноге скачет, другая же к уху подвязана; стоит ее отвязать — и вмиг весь белый свет перешагнет скороход. Стрелок попадает мухе в глаз аж за тысячу верст. Чуткой слышит, как трава растет; а если припадет ухом к земле, то узнает, что на том свете вершится. Мороз-Трескун, или Студеней, вмиг замораживает чугунную баню, раскаленную докрасна. А волшебный старик с вязанкою дров может так хитроумно их разбросать, что они превращаются в несметное воинство.
К числу волшебных помощников относится и волк — когда он на стороне героя, то помогает ему добыть и жар-птицу, и волшебного коня, и прекрасную царевну. Впрочем, в таком случае почти всегда оказывается, что это не настоящий волк, а оборотень, волкодлак, заколдованный злым колдуном и обретший человеческий облик после того, как помог герою сказаний.
О волшебных конях разговор особенный. Более всего выделяется из них Сивка-Бурка. Не случайна его масть: у богатырей былин конь тоже непременно «Бурко-Бурочко, косматочко, троелеточко». Это тоже как бы оборотень, полуконь-получеловек: он понимает речь людей и деяния высших сил, выступает как орудие судьбы героя, изменяя его облик, помогая ему сделаться богатырем, красавцем и совершить великие деяния. Он и сам говорит человеческим языком и выступает всегда на стороне сил добра. Сивка-Бурка обладает волшебной силой. «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушло залез — напился-наелся, в другое вылез — оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать!» — читаем мы в сказке.
Напоминает своими чудесными свойствами Сивку и Конек-Горбунок, но внешне они резко различны. Горбунок намного меньше героических коней, невзрачен, горбат, с длинными ушами. Зато преданностью хозяину отличается необычайной.
У П. Ершова в «Коньке-Горбунке» чудесная кобылица говорит герою:
…Да еще рожу конька Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами Да с предлинными ушами… На земле и под землей Он товарищ будет твой.
Вообще в зависимости от ситуации на помощь герою приходят не только медведь, орел, щука, заяц, Ногай-птица, борон и практически все звери и птицы, но и те существа, которые прежде были его врагами. Это прежде всего Баба-Яга, которая то готова запарить «русский дух» в бане до смерти или в печи изжарить, то кормит-поит и принимает как дорогого гостя, помогает ему советами и даже научает, как одолеть Змея или Кощея. А чудесная куколка помогает бедной девушке и дает советы, как спастись от беды.
Помогают герою или героине волшебные предметы, например перстенек: стоит повернуть его на пальце, как он исполняет самые разные желания или переносит на огромные расстояния.
Топор тяп-ляп с двух ударов строит волшебный корабль, который плавает под водой, ходит по воде и посуху, даже летает в небесах.
Клубочек ниток укажет путь сквозь дремучий лес прямо к цели.
Огненная сорочка наделяет своего владельца необычайной силой. Ее помогают отыскать змеи или птицы, олицетворения бурь и гроз, и, только надев ее, герой может владеть мечом-кладенцом.
Сапогам-скороходам (самоходам) не преграда ни огонь, ни вода, за один шаг герой делает по семь миль. Поэтому они иногда называются семимильными. Сапоги эти подобны ветру или быстро летящему облаку, на которых некогда летали боги.
Скатерть-самобранка по первому слову разворачивается и наделяет героя всевозможными яствами и питьями. Этот старинный образ олицетворяет собой весеннее облако, несущее дождь — небесный мед или вино, дарующее земле плодородие, а людям — пищу и богатство. Скатерть напоминает громовой жернов, который мелет счастье и богатство, а также подобна рогу изобилия, известному нам из античной мифологии. Из этого рога волею олимпийских богов рассыпались на смертных всяческие благодеяния. Подобным же свойством обладают чудесные жерновки, добытые с неба, а также стол чудесный — сам накрывается.
Мы уже знаем о суме, из которой являются помощники. В другой суме хранятся какие угодно наряды — в несчитаном количестве.
Нет цены ковру-самолету, который перенесет через невероятные расстояния.
Гусли-самогуды по своей воле или воле своего повелителя играют и поют, причем способны кого угодно развеселить и заставить плясать до упаду. Это метафора небесных ветров, которые навевали как благодетельные дожди и солнце, так и бури, засухи. Похожим свойством обладает некий волшебный свисток. Жалейка (дудочка), вырезанная из ивы или камышинки, выросшей на могиле убитого, обличает злодея своим пением. На звук серебряной трубы собираются все звери и птицы.
Серебряная трость вызывает пение птиц, рев львов; стоит ткнуть ею в землю, как появятся чудесные слуги.
Наливное яблоко (или золотое яичко) катится по серебряному (золотому) блюдечку и являет взорам неведомые страны. Такими же свойствами обладает и волшебное зеркало, благодаря которому ничего в мире не остается сокрыто от героя.
Молодильные яблоки старых делают молодыми, больным возвращают здоровье и красоту, но другие, тоже волшебные, причиняют уродство или даже смерть. Красные и черные ягоды делают человека уродом: у него вырастают рога и шерсть; белые обращают его красавцем.
Яйцо заключает в себе три царства, а иногда в нем таится Кощеева смерть.
Шапка-невидимка также знакома нам с детства. С ее помощью можно оказаться незримым где угодно и что угодно сотворить как во благо, так и во вред.
Если бросить за спину волшебную гребенку, откуда ни возьмись вырастет непроходимый лес, который задержит преследователей и поможет герою скрыться.
Чудесная горошина дает росток, который поднимается до самого неба. По нему можно взобраться в иные миры.
Желания героя или героини исполняют золотая рыбка, деревья, чудесная корова (не след ли это родства русичей с древними ариями, потомки которых, индийцы, и по сю пору считают корову священным животным?).
В сказках можно встретить и иголочку, которая сама вышивает, прялку, которая сама прядет. Не следует забывать, что на конце одной такой иголочки таилась смерть самого Кощея Бессмертного.
В золотом, серебряном и медном кольцах (перстнях) заключены три царства: медное, серебряное и золотое. Известен также перстень о двенадцати винтах: если отвинтить винты, то явятся 12 тысяч человек, которые исполнят все, что желает герой. Подобными свойствами обладает перстенек — двенадцать ставешков (вставных камушков).
Из посошка-перышка являются чудесные слуги.
Платок или полотенце (ширинка, убрус, хусточка, утиральник) при погоне обращается в реку, море, озеро или мост, помогая героям спастись. По полотенцу каплет кровь, когда герой в опасности. Платок, подаренный при разлуке, унимает любовную тоску.
Надевший чудесную рубашку сделается богатырем.
Протерев глаза целебной травой, герой прозревает, облитый ее отваром — делается неуязвимым.
Судя по многообразию волшебных помощников, наш предок мог обладать особой властью над природой и предметами. Попытки сохранить эту власть запечатлены теперь только в заговорах.

Сказка

У одного мужика было семеро сыновей, все один в одного, их так и звали — семь Семенов. Пришло им время идти в царскую службу. Царь спрашивает: «Кто из вас что делать умеет?»
— Воровать, ваше царское величество, — ответил старший Семен.
— Ковать всякие дорогие вещи, краше которых ни у кого нет, — сказал второй.
— Птицу на лету стрелять! — сообщил третий.
— Если стрелок подстрелит птицу, я вместо собаки ее где хочешь разыщу! — воскликнул четвертый.
— Глаз у меня такой острый, ваше величество, что, как поднимусь на высоту, сразу вижу, что в разных царствах делается, — похвастался пятый.
— Я умею делать корабли: тяп да ляп, будет готов корабль — в огне не горит, в воде не тонет, еще и по воздуху может полететь! — потер руки шестой.
— Ну а ты какое ремесло знаешь? — обратился царь к седьмому брату.
— От какой хочешь болезни вылечу человека! — был ответ.

И взял их царь на службу. Прошло какое-то время, царю приспела охота жениться. Пятый Семен поднялся на высоченную гору, глянул окрест — и высмотрел первую красавицу во всем свете, дочь заморского-загорского короля. Рассказал о ней царю, но тот лишь головой грустно покачал: королевна слыла недотрогою, всем женихам отказывала, к ней уже и свататься бросили. Вот если бы похитить ее…
— Раздобудьте мне красавицу! — повелел царь.
Ну, что сказать братьям? Ответ на царевой службе может быть только один: «Воля ваша, государь!»
Шестой Семен взял топор и — тяп да ляп! — построил волшебный корабль. Второй пошел в кузню и сковал золотой убор красоты невиданной. Сели братья на корабль, тот поднялся в небо и полетел в заморские-загорские края. Опустился в тихой пристани, глазастый Семен высмотрел, что сейчас королевна одна в саду гуляет, коваль взял свое рукоделье и вместе с вором пошел во дворец убор золотой продавать. Там мамки-няньки и глазом моргнуть не успели, как вор украл королевну и принес ее на корабль.
Отсекли якоря, и взвился корабль в поднебесье. А королевне не по нраву пришлось, что ее похитили, — бросилась она с корабля, обернулась белой лебедью и полетела обратно домой. Тут третий Семен схватился за ружье да подшиб лебеди крылышко. Лебедь вновь обернулась девушкой. Упала она в море и начала тонуть, но за ней нырнул четвертый Семен и сразу вытащил. Опустился летучий корабль на морскую тугую волну, принял на борт королевну и четвертого Семена. Тут пригодился седьмой Семен — вмиг рану королевне вылечил, и привезли ее братья живой и здоровой во дворец к своему повелителю.
Увидел ее царь — и только головой покачал.
— Нет, — говорит, — ты мне небось во внучки годишься, а то и в правнучки. Не хочу я губить твоей молодой красы. Выбирай себе мужа среди Семенов!
А самым бравым среди них был Сенька — корабельных дел мастер, он давно королевне приглянулся. За него она и вышла. И в свадебное путешествие полетели молодые на воздушном корабле.

  • В какие годы вышло собрание сочинений гончарова
  • В каждом человеке есть солнце только дайте ему светить сочинение рассуждение
  • В каждом из нас сидит значительная часть обломова сочинение 10 класс
  • В каждом из нас живет обломов сочинение рассуждение
  • В каждом из нас есть обломов сочинение