Мы много писали о детских стихах про кашу. Но наш народ, да и другие сочиняли про кашу не только стихи. Существует множество сказок, где одну из главных ролей играет именно каша. Да и писатели не обходили кашу стороной. Сегодня мы с вами поговорим о сказках про кашу.
Сладкая каша
Жила-была бедная богобоязненная девочка; жила она со своею матерью одна, и есть у них стало нечего. Тогда вышла она в лес и повстречалась там со старухою, которая уже заранее знала, в чем ее горе. И подарила та старуха ей горшочек, да такой, что ему стоило только сказать: «Горшочек, вари!» – и он начинал варить чудесную, сладкую кашу. А скажешь ему: «Горшочек, полно!» – и он тотчас же переставал варить. Принесла девочка свой горшочек к матери домой, и таким образом они от голода и бедности были избавлены и могли кушать сладкую кашу, сколько душе угодно.
Случилось однажды, что девочки не было дома, а ее мать возьми и скажи: «Горшочек, вари!» И стал он варить, и наелась она досыта; затем захотела мать, чтобы он не варил больше, да слово-то и позабыла…
А горшочек-то варит да варит: каша уж и через край вылезает, а он все варит; уж и кухня, и весь домик кашей наполнились, а затем и соседний дом, и вся улица кашей залиты, словно бы горшочек задумал наварить каши на весь белый свет. И беда для всех настала, и никто не мог той беде помочь. Наконец, когда уже изо всей деревни один только домик остался кашей не залит, вернулась девочка домой и только сказала: «Горшочек, полно!» – и перестал горшочек варить…
А наварил он столько, что, если кому надо было в город из деревни ехать, тот должен был себе в каше проедать дорогу!
Каша из топора
Шел старый солдат домой на побывку. Долго шел, притомился. Да и есть захотелось. Дошёл до деревни, постучался в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отперла старуха:
— Заходи, служивый…
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?
Старуха богатая, да скупая, зимой льду не выпросишь:
— Ох, добрый человек, сама сегодня ещё ничего не ела… Нет ничего!
— Ну, на нет и суда нет, — говорит солдат.
Тут он приметил под лавкой топор без топорища:
— Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить!
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу варить?
— Дай-ка котёл, покажу тебе, как кашу из топора варят.
Принесла старуха котёл. Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит. Достал солдат ложку, помешивает варево, попробовал…
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готово, — отвечает солдат, — жаль, что вот соли нет.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал:
— Эх, кабы сюда да горсточку крупы!
Старуха принесла из чулана крупы:
— Ну, на, заправь, как надо…
Варил, варил солдат, помешивал кашу. Глядит старуха, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — хвалит солдат, — кабы сюда да чуточку масла, вовсе было бы объедение!
Нашлось у старухи и масло, помаслили кашу.
— Ну, бери ложку, хозяюшка!
Стали кашу есть, да похваливать.
— Вот уж не думала, что из топора эдакую кашу сварить можно! — дивится старуха.
А солдат ест, да посмеивается.
Про кашу
Жили старик со старухой, да так бедно жили, что есть у них было совсем нечего. Старушка возьмёт затопит печку, поставит горшок пустой в печь – большой-пребольшой – и приговаривает:
— Лейся, вода, лейся, вода.
Глядь — а у ней уже полный горшок воды сделался. Тут она опять и приговаривает:
— Гусни, хрясни, гусни, хрясни (каша чтобы густела, хрястела).
Вот у неё полон горшок и наварится каши-то. Сядут, поедят с дедушкой.
Один раз бабушка ушла в деревню на беседу. Дедушка сидел-сидел на печке — так ему каши захотелось поесть! Взял, затопил печку (как бабушка делала), поставил пустой горшок в печку и заторил:
– Лейся, вода, лейся, вода.
До того доторил, что полна изба воды набралась. А второй-то приговор он и забыл. Как вспомнил – заторил сразу:
– Гусни, хрясни, гусни, хрясни, – долго он так торил. У него всё в избе-то загусло и захрясло, кашей всё сделалось, испугался он.
Сидит дедка на печи и не знает, что делать. Взял ножик, взял полено для лучин у старухи, сидит на печи, делает лопату: кашу так есть.
А в это время старуха вернулась и колотится у двери (дверь-то он заложил).
– Дедко, пусти!
Он отвечает:
– Подожди, старуха, полну избу каши наварилось.
Старуха за дверьми ругается.
– Э, старый черт, открывай скорее дверь-то!
– Обожди, старуха, вот сделаю лопату – отгребу, и зайдёшь кашу есть.
Ел старик кашу, ел, а она все не убывает. А старуха всё за дверьми сидит. Надоело ждать старухе. Опять кричит за дверью:
– Открывай, старый черт, долго ли я ждать-то тебя буду?
– Обожди, старуха, отгребу немножко – и зайдешь!
Сколько поел старик, а остальное лопатой отгрёб. Взошла старуха к старику на печку. Сделал старик лопату старухе и стали целую неделю кашу есть.
Сказка о гречневой каше
Один раз сел поросенок за стол и хотел тарелку гречневой каши съесть. К нему сзади потихоньку подкрался волк, который хотел съесть поросенка с гречневой кашей.
А к нему сзади неслышно подполз тигр, который хотел съесть поросенка и волка с гречневой кашей.
А к нему сзади подошел медведь, который хотел съесть поросенка, волка и тигра с гречневой кашей.
А к нему сзади подобрался слон (с подушками на ногах, чтобы не топать), который хотел съесть поросенка, волка, тигра и медведя с гречневой кашей.
А к нему сзади подлетела маленькая пчелка, села слону на хобот и глаза страшные сделала.
– Ой, кто это?! — затрубил слон.
– Ой, кто здесь?! — обернулся и заревел медведь.
– Ой, кто здесь?! — обернулся и рявкнул тигр.
– Ой, кто здесь?! — обернулся и взвыл волк.
– Ой, кто здесь?! — обернулся и взвизгнул поросенок.
– Ой, мамочки! — испугалась гречневая каша.
Ой! Ой! Ой!
И все они кинулись от испуга в разные стороны.
Так в тот день никто никого и не съел.
Вот такие сказки. Надеемся, они понравятся не только вам, но и вашим детям.
Related posts:
- Печать
Страницы: [1] Вниз
Тема: Каша в сказках (Прочитано 6305 раз)
0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.
Такая пришла идея с появлением на форуме КАШНОЙ ПРОГРАММЫ. Давайте вспомним, какие мы читали в детстве сказки, где упоминается каша. Сказки не только русские народные, любые.
Первая знаменитая сказка, которую я читала, называется : «Каша из топора!». Помните, как солдат забрел на ночлег к жадным старикам? Как он их обвел вокруг пальца?
« Последнее редактирование: 20.08. 2011, 21:21:18 от Мариэлла »
Записан
Ой а я про горшочек вари помню
Записан
Люди дурные живут для того, чтоб есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. — Сократ
Мой ЖЖ
А, это когда там каша все улицы залила? А как называется эта сказка? не помню…
Записан
Мишкина каша ,Николая Носова, там где они с другом кашу варили без родителей, и она у них вылезала из кастрюли.
Записан
Радость моя!
и эта тоже, но я имела в виду другую сказку… Братьев Гримм кажись
Горшочек каши называется
Записан
Люди дурные живут для того, чтоб есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. — Сократ
Мой ЖЖ
вот он
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=8TlxJnw5teM[/youtube]
Записан
Люди дурные живут для того, чтоб есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. — Сократ
Мой ЖЖ
Ой, я помню, после прочтения Мишкина каша боялась кашу варить
Записан
И что? Боле никто сказки не читал?
Я вспомнила. Сказка Гуси-лебеди. Помните, Аленушка спасала Иванушку от Бабы-Яги? Она просила мышку помочь им убежать из избушки. А мышка-то ей и говорит:» Дай мне ложечку кашки, я тебе помогу!» Аленушка покормила мышку кашкой. Убежали оони с Иванушкой. Баба Яга приходит и спрашивает Аленушку, чем та занимается. А мышка отвечает Аленушке:»Пряжу пряду , бабушка».
Записан
Сейчас наши дети не поймут, наверное, такие сказки. Им бы сказочку «Горшочек чипсов», или «Мешочек жвачек»
Записан
Записан
Записан
Люди дурные живут для того, чтоб есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить. — Сократ
Мой ЖЖ
- Печать
Страницы: [1] Вверх
-
в каких произведениях(сказках) упоминается про кашу???
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
alonzonelson330
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика2 минуты назад
Помогите
-
Геометрия4 минуты назад
Помогите с геометрией
-
Информатика4 минуты назад
Решите по информатике, с объяснением пожалуйста.очень надо
-
Русский язык4 минуты назад
Сорока-самая болтливая птица на свете.
помогите разобрать предложение
-
Литература4 минуты назад
КАКОЙ У ВАС СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ЛЕТО?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика2 минуты назад
Помогите
-
Русский язык4 минуты назад
Сорока-самая болтливая птица на свете.
помогите разобрать предложение
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2205
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Сегодня
воскресенье, выходной, и есть время приготовить вкусный и полезный завтрак. А
что может быть полезнее каши? Вооружимся книгами (но не кулинарными, а
художественными) и выберем кашу по вкусу – фэнтезийная, сказочная, боевая и
фантастическая. Какая понравится вам?
Милена Завойчинская «Дом на
перекрёстке»
Я не
разрешу вам смотреть мультики, а еще не дам вкусную богатырскую кашу и горячее
какао, — и с самым серьезным выражением лица обвела детей взглядом.
— А
богатырская — это какая? — уточнил второй мальчишка, и у него в животе громко
заурчало.
—
Манная, конечно. На молоке, с сахаром и маслом.
— А
какао — это что? — снова влез первый пацаненок, и его желудок тоже выдал
руладу.
— А
это вкусный, сладкий, горячий шоколадный напиток.
—
Леди, — тихо позвала не выдержавшая девочка, — а мультики, которые нужно
смотреть — это что?
— Это
такие детские спектакли, которые можно посмотреть в любое время по желанию.
Очень смешные и интересные. Вам понравится.
Обе
демоницы расслабились и с улыбкой слушали мои слова, а мальчишки тут же забыли,
что меня надо бояться и вперед выступил один из них.
—
Леди, мы не будем обижать вашего кота и щенка, — он снова шмыгнул носом. — Мы
зверей любим.
— Но
можно, мы будем с ними просто играть? — тут же добавила девочка.
—
Просто играть — можно, — я улыбнулась. — А сейчас быстро в ванну, и чтобы вышли
оттуда чистые, как гусята.
— Ну,
ты сурова, — рассмеялся за моей спиной Эйлард, когда Янита увела наших новых
жильцов. — У тебя же вроде нет младших братьев и сестер. Ты откуда так с детьми
научилась общаться?
— В
старших классах школы практика была в детском саду, — я рассмеялась и
повернулась к мужчинам. — Там, правда, детишки помладше были. Этим, вроде, лет
по пять. Но дети они и есть дети.
—
Виктория, а мне можно попробовать вашу богатырскую кашу и какао? — с улыбкой
спросил меня мой телохранитель. — Вы так вкусно их описали, что у меня самого
аппетит проснулся, — только он произнес последнее слово, как у него
действительно громко заурчало в животе.
Все,
не могу. Цирк-шапито приехал, и я, не выдержав, расхохоталась. И через пару
секунд ко мне присоединились оба блондина.
— Вик,
я тоже хочу какао, — выдавил сквозь смех Эйлард.
Ну и
пошли мы все пить какао и есть кашу. К тому времени, когда Янита привела в
кухню демониц с вымытыми чистенькими детишками, как раз все и приготовилось.
Эриливу тоже выдали тарелку богатырской каши, и он под веселыми взглядами
малышей ее с аппетитом ел.
—
Ешьте, ешьте, -— с улыбкой сказала я мальчишкам, которые недоверчиво ее
разглядывали. — Видите какой большой дядя? Вот и вы вырастете такими же
большими, сильными и красивыми.
В этот
вечер в королевской кухне царила небывалая, невообразимая суматоха. Без толку
сновали поварята в белых колпаках больше их самих. От их колпаков по стенам
метались тени, похожие на гигантские грибы. В углу всхлипывали и сморкались в
кружева пять придворных дам.
Главный
повар, человек по натуре очень нервный, капал из склянки в рюмочку
успокоительные капли.
—
Когда я так нервничаю, у меня получаются очень нервные супы и взволнованные
компоты, — жаловался он сам себе.
Маленький
поварёнок толкнул его под локоть. Лекарство взлетело вверх из рюмки. Главный
повар хлопнул поварёнка по его огромному колпаку. Звук получился как от
разорвавшейся хлопушки. Оглушённый поварёнок, моргая, сел на пол.
На
кухню один за другим вбегали слуги с золотыми блюдами. Они сообщали ужасные
новости:
— Его
величество швырнули пирожки прямо в бульон!
—
Ничего подобного! Он вылил бульон прямо в блюдо с пирожками!
В
довершение всего на кухню ввалилась снежная баба, если только на свете может
быть снежная баба, от которой клубами валит горячий пар. Говоря попросту, это
был слуга, весь, с головы до ног, облепленный манной кашей. — Комочки… — сквозь
манную кашу, забившую ему рот, еле выговорил слуга.
—
Комочки?! — бледнея, повторил главный повар. — Как? Что? Не может быть!
— Я-то
при чём? — всхлипнул слуга. С его растопыренных рук пластами съезжала манная
каша и с приятным звуком шлёпалась на пол. — Я подал её. Его величество
изволили даже улыбнуться…
—
Улыбнуться?! Тебе?!
— Не
мне, а каше. Они изволили отправить в рот одну ложку и вдруг как завопят:
«Комочки!..» Потом они начали икать, стонать, плеваться, вопить и топать
ногами. А потом… — Снежная баба развела руками, указывая на себя.
— Кто
варил кашу?
Пять
придворных дам засморкались ещё жалобней.
— Где
Барбацуца?
— За
ней послали девяносто семь голубей, карету, пятерых стражников верхом и
капитана.
Вбежал
перепуганный слуга:
— Его
величество требуют манную кашу. Сейчас же! Немедленно!
Вбежал
ещё один слуга:
— Его
величество стучат ложкой по столу!
Главный
повар опёрся рукой о плиту и тут же завертелся волчком, хватаясь обожжёнными
пальцами за мочку уха.
—
Нельзя меня так нервировать! Мои соусы и подливки! Мои пирожные! Им передаётся
моё настроение!
—
Едут! Едут! — заверещал поварёнок, подскакивая около окна.
По
мосту, изогнутому, как спина испуганной кошки, катила карета.
— Её
любимую кастрюлю с помятым боком! Её старую поварёшку!
Через минуту
двери распахнулись, и в кухню со скоростью летящего снаряда ворвалась
Барбацуца.
Все
как-то сразу стали пониже ростом, потому что у всех невольно подогнулись
колени.
Барбацуца
была тощая, длинная старуха. Один глаз у неё был закрыт чёрной повязкой, что
делало её удивительно похожей на морского разбойника. В другом глазу полыхало
поистине адское пламя, отчего она сразу становилась похожей на ведьму.
Остальное было не лучше. Длинный нос криво оседлали разбитые очки с закинутой
за одно ухо петлей из бечёвки. Из-под чепца торчали пучки волос, напоминающие
перья седой вороны. Одета старуха была в старый домашний халат, на ногах
стоптанные шлёпанцы.
—
Лентяйки! Бездельницы! Белоручки!
Придворные
дамы разом уткнулись носами в коленки.
Только
мелко дрожали лопатки.
—
Молоко! — рявкнула Барбацуца.
Она
опрокинула кувшин с молоком над кастрюлей, щедро поливая молоком раскалённую
плиту.
—
Соль! Сахар! Крупу! — послышалось из клубов молочного пара.
Всё
это Барбацуца тут же, не глядя, бухнула в кастрюлю.
—
Дровишек!
Загудело
пламя.
Барбацуца
взгромоздилась на табуретку. В клубах белого пара мелькнули её локти, зелёные,
как недозрелые бананы. Барбацуца повыше засучила рукава и старой поварёшкой
принялась размешивать кашу.Пузыри вздувались и оглушительно лопались, как будто
в кастрюле началась война. Летела к потолку копоть и чёрными бабочками валилась
в кашу.
—
Готово, — прошамкала Барбацуца.
Двое
слуг с благоговением наклонили кастрюлю. На золотое блюдо потекла манная каша:
белая, пышная, как взбитые сливки. Маленький поварёнок подцепил пальцем
повисшую на кастрюле каплю, лизнул палец и зажмурился.
Слуга
поднял блюдо над головой и вышел торжественным шагом.
—
Дорогая Барбацуца! — растроганно сказал главный повар. — Вы знаете, манная каша
— самое любимое блюдо нашего короля. А манная каша, которую варите вы,
божественна, бесподобна. Вероятно, вы знаете секрет, как её варить.
—
Надоело… — мрачно проворчала Барбацуца, глядя вниз и шевеля пальцами, вылезшими
из драной туфли.
— Как
— надоело? — изумился и испугался главный повар.
— Я
тоже человек… Всю жизнь — манная каша. Без выходных. Надоело.
—
Дорогая Барбацуца, я начинаю волноваться… — с дрожью в голосе сказал главный
повар.
— А
кто обещал мне помощниц?
— Но…
— Главный повар беспомощно указал на придворных дам, уткнувшихся в носовые
платки. Можно было подумать, что носовые платки просто приросли к их носам.
—
Эти?! — взвизгнула Барбацуца. — Манную кашу надо хорошенько мешать,
размешивать, перемешивать. Вот и весь секрет.
—
Дорогая Барбацуца! — сказал главный повар, на цыпочках подходя к ней. — И
всё-таки самое главное блюдо должны приготовить именно вы. Вы должны сварить
вашу божественную манную кашу. Для этого уже привезли пять бидонов молока.
Барбацуца
заглянула во все пять бидонов. С недоверчивым видом понюхала молоко. Потрясла
над бидонами руками. Затем зачерпнула поварёшкой молока из одного бидона,
отхлебнула немного, да вся так и передёрнулась.
— Оно
же кислое! — прорычала она.
Попробовала
молока из второго, вся сморщилась:
— И
это кислое!
Попробовала
из третьего, из четвёртого…
— Что
вы мне подсовываете? Это же простокваша!
Во
всех пяти бидонах оказалось скисшее молоко. Главный повар встревожился не на
шутку.
— Что
такое? Отчего оно могло скиснуть? — спросил он, немного бледнея.
—
«Отчего, отчего»! — передразнила его Барбацуца. Какую жарищу развели! Я сама
тут чуть не скисла, не то, что молоко!
Главный
повар побледнел окончательно.
—
Дорогая Барбацуца, я немедленно прикажу всем королевским коровам подоиться ещё
раз. Будьте спокойны, я их заставлю. Молоко будет.
— А
оно опять скиснет, — ехидно ухмыльнулась Барбацуца. — Нет, придётся сегодня
сварить манную кашу на воде.
— На
воде?! — Не только глаза, но и стёкла очков у главного повара стали
испуганными. — Да ни один король на свете никогда не ел манной каши на воде!
— А нашему
сегодня придётся её отведать. Ничего не поделаешь. Каша на воде…
— Нет,
нет, не говорите этих страшных слов! Неужели ничего нельзя придумать?
—
Ничего! — решительно рявкнула Барбацуца.
— Но
всё-таки, умоляю вас!
— Нет,
нет, сделать ничего нельзя. Хотя, впрочем…
— Что?
Что? Да говорите же!
— Если
принести… Да нет, это невозможно.
— Нет,
дорогая Барбацуца, вы всё-таки скажите!
— Если
принести из погреба льда и поставить молоко на лёд, тогда оно не скиснет.
Повар
отступил на несколько шагов и отчаянно замахал руками.
— Это
невозможно! Вы же прекрасно знаете, в погреб никого не пускают!
— Так
я вам всё время и твержу, что невозможно. Просто я сварю кашу на во…
— Не
говорите этих ужасных слов! — вскричал повар. — Моя заливная рыба! Она
получится слишком нервной. Мои взбитые сливки! Они будут взволнованы. А король
терпеть не может взволнованных взбитых сливок!
— Что
поделаешь, каша будет на…
—
Хорошо! Я попробую. Начальник королевской стражи — мой троюродный брат. Это
такой души человек. Благородный, отзывчивый, бескорыстный…
— Дело
ваше, — равнодушно сказала Барбацуца и отвернулась. Но она так стиснула руку
Лоскутика, что чуть её не сломала.
— Сам
спущусь в погреб, принесу ведро льда. — Главный повар со вздохом обмотал горло
тёплым шарфом, потуже натянул на уши свой поварской колпак.
— Иди,
иди, голубчик! — Барбацуца захохотала так оглушительно, что шоколадный торт,
слабо охнув, осел несколько набок.
— А
что? Что? — встревожился главный повар.
— А
то, что во льду тоже надо разбираться. Синий лёд слишком холодный, молоко
перемёрзнет. Жёлтый — слишком быстро тает. Зелёный брать нельзя ни в коем
случае, он бывает ядовит, особенно в конце месяца…
—
Барбацуца! — взмолился главный повар. — Не в службу, а в дружбу: сходите сами.
Я в этом ничего не понимаю.
— Ни
за что! У меня и так нос заложен. — Барбацуца угрожающе затрубила носом.
—
Прошу вас! — Все кости ломит. Ночью ноги так и сводит.
—
Умоляю!
—
Кашель мучит! — Барбацуца вся затряслась от кашля.
—
Заклинаю!
—
Ладно уж, — нехотя согласилась Барбацуца.
— Не
знаю, как благодарить вас, милая Барбацуца! — с облегчением воскликнул главный
повар. Он поспешно схватил десяток жареных уток, фаршированного индюка, двух
поросят и огромную рыбину на серебряном блюде.
— А
это для кого? — насмешливо спросила Барбацуца. Главный повар немного смутился.
— Мой троюродный брат… Он такой бескорыстный… Но знаете ли, не любит, когда к
нему с пустыми руками… И, накинув себе на шею ещё три связки колбас, главный
повар покинул кухню.
…Барбацуца
с торжествующим видом заявилась на кухню с полным ведром льда. Две скромные
румяные девушки внесли бидон с молоком. Барбацуца ударила ногой по ведру, ведро
опрокинулось, лёд рассыпался по полу.
— Вы
сошли с ума, дорогая Барбацуца! — в испуге воскликнул главный повар. — Что вы
делаете? Молоко опять скиснет!
— Не
скиснет, — загадочно сказала Барбацуца. — Думаешь, молоко глупее тебя? Нет,
милый, ему достаточно знать, что на кухне есть лёд.
И
действительно, на этот раз молоко и не подумало скиснуть. Густой белой струёй
оно потекло в кастрюлю. Барбацуца вскарабкалась на табуретку. Никогда ещё она
не варила манную кашу с таким вдохновением. Повара и поварята испуганно
прилипли к стенам. В клубах пара лицо Барбацуцы то сжималось, то растягивалось.
Как бешеная вертелась в руках поварёшка. Барбацуца даже что-то напевала. Это
было потрясающе. Никто никогда не слышал, чтобы она пела. Как ты уже знаешь,
мой читатель, троюродный брат главного повара был начальником королевской
стражи. Но у главного повара имелся ещё двоюродный брат. Этот двоюродный брат
был морским разбойником. Главный повар, слушая песню Барбацуцы, даже струхнул
немного. Эта песня живо напомнила ему самую кровожадную песню пиратов.
— Каша
готова! — воскликнула Барбацуца и швырнула в угол поварёшку.
О,
какая это была каша! Она напоминала крем, взбитые сливки, горячее мороженое,
морскую пену — всё, что хотите, только не обыкновенную манную кашу.
Она
решительно забирает на одну руку Джонни, под другую руку Пикквика и спускается
в камбуз. Надо приготовить Джонни кашу, да и Пикквик не особенно насытился из
тарелки Паррота. Щенком только позабавились и не позаботились покормить. В
камбузе Антошка включила электроплиту, вскрыла банку со сгущенным молоком,
влила в кастрюльку воды, положила туда две ложки сгущенки и поставила кипятить.
А пароход качнуло — то ли он менял курс, то ли волна стала круче, — и Джонни
растянулся на полу.
— Ну,
ну, не плачь, — подняла его Антошка. — Куда же тебя пристроить?
В углу
стоит пустой бочонок из-под рыбы, но внутри он залеплен чешуей. Антошка тряпкой
обмахнула чешую и водворила туда Джонни. Малыш держался руками за край бочонка:
ему это понравилось. Пикквик прыгал вокруг и старался лизнуть мальчика в лицо.
— Вот
я и тебя туда посажу, чтобы ты не мешал мне. — Антошка сунула в бочонок и
щенка.
Теперь
оба малыша выглядывали из бочонка и оба смеялись. Джонни показывал свои
жемчужные зубы, а Пикквик смеялся от уха до уха, обнажая целую коллекцию
белоснежных зубов всех размеров. Каша закипела. А где-то наверху слышен рев
моторов, стрельба.
—
Слышите, какой идет бой, — приговаривает Антошка, помешивая кашу. — Это наши
советские самолеты сбивают фашистские «юнкерсы».
Джонни
хочет есть, он нетерпеливо требует каши, и Пикквик, почуяв запах молока, тоже
скулит, и оба голодными глазами смотрят на нее, свою кормилицу. Антошка
балансирует у плиты, мешает кашу, громко приговаривает, стараясь заглушить
внутренний страх. Каша готова. Антошка вылила ее в тарелку — пусть постынет.
Хотела повернуть кран, выключить плиту и вдруг подумала о том, что кончится же
стрельба и все придут в кают-компанию, а Улаф занят где-то там, наверху, и
обеда не будет. Антошка заглянула в рундук. Да, она поможет Улафу — почистит
картошку, порежет овощи. Вытащила из бочонка Джонни. В его волосах и на
комбинезончике налипла чешуя, он весь пахнет рыбой. Посадила мальчика на
колени, кормит кашей и все время непрестанно приговаривает, подавляя страх в
себе. Джонни не заставляет себя просить: он, как голодный галчонок, широко
открывает рот и глотает кашу. А Пикквик рвется из бочонка — он тоже голоден.
Теперь малыши меняются местами. Джонни снова в бочонке, а в мисочку Пикквика
выскребаются остатки каши. Горячо? Подожди, потерпи, пока остынет. Пикквик
царапает лапами пол, двигает носом миску. Антошка подливает в кашу холодной
воды: — Ешь, щен! — и принимается за овощи.
Каждая
часть книги «Спектр» Сергея Лукьяненко предваряется гастрономическими
экскурсами и рассуждениями на тему вкусной еды. Предлагаю вашему вниманию
рецепт блюда, приведенный в прологе к части четвертой (текст рецепта и
комментарии — авторские):
Рисовая
каша
Мартин
отмерил двести миллилитров риса — обычной среднезернистой иберики, сорта
демократичного и доступного любому работящему человеку. Была у иберики легкая
тенденция к слипанию при варке, но при правильном приготовлении вполне
преодолимая.
Мартин
готовил кашу правильно.
Высыпанный
в кастрюльку рис Мартин залил тремястами миллилитрами кипятка. Вода, конечно,
была не из-под крана, а из нормальной пятилитровой фляги с питьевой водой. Это
там, на пыльных тропинках далеких планет, Мартин готов был пить воду из
козлиного копытца. Дома опускаться нельзя! Эту истину всегда соблюдали
английские джентльмены, отправляясь нести бремя белого человека, и в
большинстве своем тоже жили долго и счастливо — если не умирали от дизентерии.
Кастрюльку Мартин закрыл тяжелой плотной крышкой и поставил на сильный огонь.
Электрические плиты — для американцев. Они к синтетике привычные. Ровно три
минуты каша бурлила на сильном огне. Мартин бдительно поглядывал, чтобы крышка
не подскакивала и не выпускала драгоценный пар. Но кастрюлька тоже была
правильная и пар держала. Через три минуты Мартин убавил огонь и поставил
таймер на семь минут. Каша начала успокаиваться, вариться по-настоящему. И
последние две минуты Мартин позволил каше попыхтеть на слабом-слабом огне, уже
не разогревающем, а лишь поддерживающем тепло. Двенадцать минут — не так уж и
тяжело, верно? Выключив огонь, Мартин, разумеется, не стал снимать кашу с плиты
и не открыл крышки. Дав каше настояться
ровно двенадцать минут, Мартин открыл крышку. С улыбкой, как на доброго старого
знакомого, посмотрел на рассыпчатую, но одновременно плотную кашу. Отсек от
пачки кусочек сливочного масла размером с солдатскую пайку — тридцать граммов.
Бросил поверх риса. И аккуратно размешал кашу ложкой — следя за тем, чтобы
именно размешивать, но ни в коем случае не растирать, не разминать.
Каша в
литературе:
Русская
народная сказка «Каша из топора»
Николай
Телешов «Крупеничка»;
Братья
Гримм «Горшочек каши»;
Дмитрий
Мамин-Сибиряк «Притча о молочке, овсяной кашке и о сером котишке Мурке»;
Федор Достоевский
«Братья Карамазовы»;
Михаил
Шолохов «Поднятая целина»;
Николай
Носов «Мишкина каша», «Незнайка на Луне»;
Виктор
Драгунский «Про кашу»; «Сказка о гречневой каше»; «Горшок»; «Тайное становится
явным» из книги «Денискины рассказы»;
Свен
Нурдквис «Рождественская каша»
Дополните
список?
А
теперь рецепты каш от гуру кулинарии:
В.В. Похлебкин «Каши»
В
русской кухне каши издавна делились по консистенции на три основных вида — —
кашицы (или жиденькие кашки), размазни (или вязкие каши) и крутые, рассыпчатые
Каждый из перечисленных видов отличается количеством жидкости, в которой
варится каша. Чем больше воды ( молока, бульона), тем жиже каша. Кроме того, в
более жидких кашах есть еще и слизь, которая при приготовлении крутых каш либо
сливается, либо не успевает вывариться из зерна. Наличие или отсутствие этой
слизи придает кашам в целом различный вкус. Надо еще иметь в виду, что
изменить, соотношение между крупой и жидкостью уже после того, как каша начала
вариться, нельзя. Иными словами, нельзя выпарить воду после соединения ее с
крупой так, чтобы это не отразилось на консистенции (как это можно сделать с
корнеплодами или бобовыми), нельзя превратить жидкую или вязкую кашу в крутую,
рассыпчатую. Вот почему так важно правильно залить крупу водой для получения
каши того или иного вида. При этом удобнее руководствоваться соотношениями
объемов воды и круп (столько-то стаканов крупы на столько-то стаканов воды).
Соблюдая определенное соотношение воды и крупы, можно сократить время варки каш
на газовой плите до 15-20 минут. Для этого надо, например, менять среду, в
которой варится крупа, дважды: вначале легко отваривать крупу в большом
количестве подсоленного кипятка, затем лишнюю воду со слизью сливать и
доваривать кашу в молоке. Такой прием можно использовать для рисовой, пшенной и
ячневой каш. А для гречневой каши важно точно отмерить воду: ровно вдвое по объему
больше, чем крупы, и выпарить эту воду, не мешая кашу, за 15 минут. Для овсяной
каши соотношение иное: на 2 стакана овсяной крупы 3 стакана воды. Эту воду
быстро выпаривают, заливают кашу 0,5-1 стаканом мясного бульона и уваривают,
обязательно помешивая.
В
процессе варки кашу нужно все время помешивать (кроме гречневой и рисовой),
следить, чтобы не подгорела, сливать излишнюю воду, доливать молоко и т.д. Надо
обращать внимание и на состояние крупы: ее спелость, засоренность и т.п.
Рассыпчатую гречневую кашу, например, можно сварить только из спелой гречихи
без зеленоватого отлива, в противном случае каша получится вязкой, как бы ее ни
варили. Однако каша в чистом виде еще не каша. Вкус ее будет во многом зависеть
от того, чем ее сдобрили и приправили. Для этого надо хорошо знать и
чувствовать, что подходит к данному виду крупы и каши, с чем она лучше
сочетается. Конечно, прежде всего к кашам идет масло. «Кашу маслом не
испортишь», — гласит пословица. Но масло отнюдь не единственная и, главное, не
первая добавка в кашу, а заключительная. Самыми же распространенными добавками
в каши являются молочные продукты — молоко, простакваша, пахта, сметана, творог
и сливки. Фактически они идут во все виды каш и часто составляют шестую, а то и
четвертую часть их объема. Второе место по частоте применения в качестве
добавок занимают мясо, рыба, горох, яйца и грибы. Первые три продукта
используются чаще всего в кашицах (особенно рыба), последние два — в
рассыпчатых кашах. Лук идет во многие виды каш.
К
некоторым кашам подходят подмешиваемые в небольших количествах тыквенное пюре
(к пшену) и мак (к ячневой каше). Для создания же сладкой гаммы, кроме сахара,
используют варенье, мед, изюм, урюк, курагу, орехи, свежие фрукты, шоколад, подходящие
к белым кашам (манной, рисовой, саго). Из пряностей в каши идут черный и
красный перец, петрушка, сельдерей, пастернак, чеснок, корица, бадьян, цедры,
мускатный орех, ваниль.
Что же
касается, наконец, масел, то здесь годятся почти все животные и растительные
масла. Свинное нутряное сало и бараний жир идут в основном в горячие кашицы.
Для
рассыпчатых каш исстари использовали сливочное и топленое масла, а из
растительных — подсолнечное, конопляное, маковое, ореховое, в том числе и
миндальное.
В печи
и в духовке кашу лучше всего варить в глиняных горшках и чугунках, а при
наплитном приготовлении — использовать металлическую посуду, преимущественно алюминиевую
с закругленным дном, типа котелков. Только жидкие кашицы можно варить в эмалированной
посуде, но все время следить, чтобы не пригорели.
Подробнее
о варке каждого вида каш в книге «Тайны хорошей кухни».
С.Сахарова «Академия домашних
волшебников»
ТУРИСТСКАЯ
КАША
— На 1
килограмм пшена — 3,5 литра воды, 1 столовую ложку соли, 1 банку сгущенного
молока, 200 граммов сливочного масла.
В
котелок с кипящей водой бросишь хорошо промытое пшено. Закрой крышкой и дай
пять минут покипеть, потом осторожно помешай ложкой и слей воду, с этой водой
уйдет горечь, которая портит вкус пшенной каши. Долей горячей воды из чайника,
добавь по вкусу соль, сгущенное молоко и масло и повари при слабом кипении еще
минут десять. Сними кашу с огня, заверни котелок в газеты, а потом во
что-нибудь теплое. Пусть так постоит полчаса, каша станет пышной, аппетитной.
Гречневая,
рисовая, пшеничная, перловая варится так же, только воду сливать не надо,
причем гречневую крупу и рис опускают в соленую воду, этим крупам не надо так
развариваться, как пшену, а сгущенное молоко можно заменить сахаром. Да не
забудь, что крупу предварительно надо перебрать, отбросить соринки,
необрушенные зерна, хорошенько промыть в 4-5 водах.
Все
крупы при варке увеличиваются в объеме. Гречневая, пшенная, ячневая, перловая
крупы — в 3 раза, рис — в 4 раза, манная и геркулес — в 5-6 раз.
На
костре все варится очень быстро, из-за сильного огня может и пригореть. Повару
никак нельзя отвлекаться. Уменьшить или увеличить огонь мгновенно, как на
газовой плите, нельзя. Вместо маневрирования огнем повар передвигает котелок —
дальше от пламени или ближе к пламени.
— Ой,
Калинка! Ну и каша! Очень вкусная…
Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №4»
Исследовательская работа
«Формирование основ культуры правильного питания посредством прочтения русских народных сказок»
Выполнила ученица 6 класса
Пушкарева Елена
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Пономарёва Ольга Леонидовна
г. Можга, 2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Понятие о культуре питания ..…….………………………….……5
ГЛАВА 2. Формирование основ культуры правильного питания посредством прочтения русских народных сказок ………………………………………………………….6
Заключение…………………………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Что может быть прекраснее здоровья?! Оно помогает человеку осознавать свои огромнейшие физические и духовные возможности, позволяет воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, оно открывает перед каждым из нас неограниченные перспективы. Разве это не счастье — на протяжении всей своей жизни оставаться творцом, активным её созидателем?
Проблема сохранения здоровья граждан России по праву стала одним из приоритетов государственной социальной стратегии. Но её нельзя решить только силой государства, необходима заинтересованность в этом деле всего гражданского общества и каждого из нас.
Недаром говорят, что всякие основы культуры закладываются в семье. С детства наши родители, бабушки и дедушки нас многому стараются научить, при этом используют различные жанры фольклора, самым распространенным из которых являются сказки.
Художественная литература вообще обладает рядом особенностей, которые делают её незаменимым средством в процессе воспитания культуры здоровья и становление основ здорового образа жизни людей: художественное слово вызывает у ребёнка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чём рассказывает произведение. Ребёнок переживает за героев, оценивает их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делая его своим. В свою очередь этот опыт начинает влиять на поступки и действия ребёнка. В свою очередь мы предположили, что русские сказки смогут стать хорошим материалом для формирования основ здорового питания детей.
Сказка — весомая составляющая духовной культуры человечества. Она пытается поведать современному человеку аллегорическим образом с привлечением многообразных символов и метафор историю становления всего человеческого рода. [5]
И как тут не вспомнить высказывание известного российского учёного Д.С.Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех её сложностей…» [1] Позволим себе продолжить цитату: «Литература способствует формированию основ здорового питания и, как следствие, – основ здорового образа жизни». Это и будет нашей гипотезой.
Цель нашей работы – показать, что истоки правильного питания заложены в народных сказках.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить кулинарные пристрастия рассказчиков (прочитать сказки, в которых присутствуют описания блюд русской кухни и научиться готовить блюда).
- Изучить информацию о пользе продуктов, упоминаемых в сказках, в различных источниках.
- Выявить культурное влияние сказки.
- Разработать памятки, формирующие навыки здорового питания.
Объект исследования: русские народные сказки
Предмет исследования: кулинарные пристрастия рассказчиков
Новизна исследования заключается в том, что мы предприняли попытку показать новые возможности в прочтении сказок с целью формирования основ здорового питания.
Поставленные задачи обусловили и выбор методологии исследования.
- Работа с литературными источниками.
- Работа с источниками Интернет.
- Анализ литературных текстов.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как материал для уроков литературного чтения, для классных часов. К тому же полученная информация в ходе исследования может быть использована при оформлении проекта по теме «Каша Дружба» для участия в городском конкурсе детских проектов «Пишем кулинарную книгу» в рамках программы «Разговор о правильном питании».
ГЛАВА I. Понятие о культуре питания
Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». А.П.Чехов утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом, и достоин всяческого осуждения в «приличном обществе».
А какого человека можно считать культурным в плане питания? Конечно того, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению своего здоровья.
Вообще понятие «культура питания» очень обширно и включает в себя такие пункты, как понятие правильного питания, знание особых свойств разных продуктов и их влияния на организм, умение выбирать и правильно готовить продукты, стараясь сохранить в них полезные вещества, а также и умение правильно подавать и употреблять готовые блюда.
Кроме того, культура приема пищи неотделима от режима питания. Он определяется временем и кратностью приема пищи, длительностью промежутков между ними и распределением калорийности по каждому приему. Для здорового человека оптимальным является трех- или четырехкратное питание, в зависимости от графика учебы или работы. Очень важным условием является продолжительность каждого приема пищи, который должен длиться 20-30 минут, не менее. Это не только позволяет есть аккуратно и красиво, но и тщательно пережевывать пищу и не переедать.
Культура приема пищи – это и сервировка стола, и культура поведения за ним, и умение пользоваться столовой посудой и приборами. Эти навыки необходимы не только в праздничные дни или во время посещения мест общественного питания, но и в будни. Они являются одной из характеристик культурного уровня человека.
В зависимости от того, какой характер имеет тот или иной прием пищи (семейный обед, завтрак на кухне, праздничный стол и т.п.), сервировка стола может быть различной. Но в любом случае для каждого человека на льняную или хлопчатобумажную салфетку ставится отдельная посуда и подаются приборы.
ГЛАВА 2. Формирование основ культуры питания посредством прочтения русских народных сказок
А случалось ли с вами такое: читая какую-либо книгу и наткнувшись на описание процесса готовки или поглощения героями особо вкусного блюда, вам остро захотелось повторить кулинарный эксперимент? Действительно, сколько раз вам приходилось зачитываться отрывком из книги, где рассказчик так аппетитно описывает трапезу, что ты буквально чувствуешь вкус и аромат каждого блюда? И даже начинаешь слегка завидовать книжным героям, которым повезло оказаться за таким столом. Да, кулинарные подробности читать порой очень увлекательно! Тогда начнем!
В ходе исследования были прочитаны сказки «Каша из топора», «Скатерть-самобранка, кошелек самотряс и двое из сумы», «Два Ивана», «Ванюши и царевна», «Лёгкий хлеб», «Сказка о царе Горохе», «Гуси-лебеди». В них мы встречаем такие русские блюда, как кисель, хмель, каравай, мёд, хлеб, но чаще всего в этих сказках упоминается каша. Действительно, отличный вариант для начала дня или начала сытного обеда. Классическим вариантом изображения этого сказочного блюда является всем известная сказка «Каша из топора»:
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.[3]
Почему именно каша так часто упоминается русским народом в сказках?
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – матушка наша».
Каша — это традиционное блюдо русского стола, самое распространенное русское блюдо. Само слово «каша» в древнем его значении означает кушанье, приготовленное из растертого зерна (краш — «тереть»). Первоначально каша представляла собой жидкую похлебку из муки, но впоследствии, с появлением новых зерновых культур, распространением гречихи, слово «каша» стало означать преимущественно гречневую кашу.
«Щи да каша — пища наша», — издавна говорили на Руси. И действительно, трудно переоценить роль каши в питании россиян. Каши – это полезный, питательный, вкусный и недорогой продукт. Крупы – важный источник растительных белков и углеводов, последние представлены в основном крахмалом. В них содержатся довольно много минеральных веществ и витаминов группы В, поэтому продукты, получаемые из круп, широко применяются в питании детей. Есть еще одно достоинство каш – их универсальность. Они хорошо сочетаются с любыми другими продуктами: мясом и рыбой, грибами и овощами, фруктами и жирами.
Продолжим прочтение других сказок. Иначе выглядит «стол» в сказке «Скатерть-самобранка, кошелек-самотряс и двое из сумы»:
— Ничего мне покупного не надо, все у меня свое есть. Достал из-за пазухи скатерть, развернул и говорит:
Батюшки-светы, откуда чего взялось: наставились кушанья разные, меда душистые, вина сладкие, закуски, заедки всякие — стол ломится! Пей, ешь — душа мера!
Подобный сюжет прослеживается в сказке «Два Ивана». Вот как описываются кушанья в этой сказке:
Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:
-«Дай мне, скатерть — самобранка, поесть — попить».
Только сказано — на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяной.
Также упоминаются кисель, щи и каша:
— «Нет у меня ни муки, ни крупы, ни хлебушка. Возьми, коли хочешь, в погребе, на бочке блюдо киселя»…
— «Не будет тебе ни муки, ни крупы, а хочешь — возьми на полке в каморке вчерашние щи»…
Стал Иван-бедняк с детками жить-поживать, добра наживать. Теперь семеро ребят — все на лавочке сидят, кашу пшенную едят. Ложки крашенные, каша масляная.
При сравнении этих сказок мы видим, что в первой сказке накрыт более богатый стол, чем у простого народа. Разнообразие яств мы встречаем и в другой сказке «Ванюша и царевна»: «А на том столе уже дымится самовар. И каких только сластей-угощений не разложено: плюшки да бараночки, ватрушки да прянички, бублики с маком, блинчики с икрой, варенье из крыжовника, смородины, малины, рябины, клубники». [3] Как мы уже поняли, это был описан царский стол, простые же люди не могли себе позволить подобных угощений.
С древних времен русский человек привык употреблять преимущественно здоровую пищу. Именно этому учат нас русские сказки.
Часто в сказках употребляется хлеб. Примером этому может служить сказка «Лёгкий хлеб»:
Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
Хлеб — поистине, всему голова: это самая волшебная и самая желанная пища. Причиной каких только чудес он ни становится! Хлеб служит поводом к разборкам между бедным и богатым братьями, скупым мужем и женой, мужиком и чёртом… Хлеб – это настоящее сокровище. Одни бедняки кормятся краюшкой, которая не уменьшается, другие находят в хлебе золото.
А неурожай хлеба – для крестьян большая трагедия, которую, впрочем, способны понять не все. К примеру, когда одной сказочной царице доложили о голоде среди крестьян, она приказала: если нет у них хлеба, пусть едят пироги.
Не редко встречаются в русских сказках молочные реки и кисельные берега. Например, «Сказка о царе Горохе» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали куропатки, в то время жил- был царь по имени Горох».
В сказке «Гуси-лебеди» в поисках брата девочка обращается с вопросом к «молочной реке в кисельных берегах.
– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?» [4]
Истинно русский напиток кисель с давних пор пользовался большой любовью и уважением у проживающего на территории России населения. Многие задумывались, в чем собственно польза и вред киселя. Вязкая структура киселя самым благоприятным образом сказывается на состоянии желудка. Выпитый кисель обволакивает воспаленные стенки желудка, если вы страдаете язвой или наиболее встречающейся болезнью – гастритом. Приготовить вкусный кисель можно из свежих ягод, сиропа, молока, особенно полезен кисель, приготовленный на основе геркулесовой крупы. Именно такой кисель издавна на Руси считался самым вкусным и исключительно полезным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в сказках очень часто изображаются различные кушанья. Русский народ с древних времён предпочитает употреблять преимущественно здоровую пищу. И этот урок мы должны вынести из прочтения сказок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В век прогресса и всеобщей занятости сама жизнь подталкивает к тому, что мы забываем не только о традициях исконно русской кухни, но и о правилах здорового питания. Погоня за едой экзотической стала для современного человека еще одной забавой, способной отвлечь от ежедневных стрессов, вечно преследующих житейских проблем. Принимая эти кулинарные новшества, мы забываем о родной русской кухне, о том, что извлечено опытом, передано от отцов к детям и определяется местностью нашего бытия, климатом и образом жизни.
Изучив вопрос о взаимосвязи литературы и кулинарии, можно сделать вывод, что рецепты, а также описание самих трапез и традиций в кулинарной культуре, сноски, поясняющие состав и значение блюда, содержащиеся в произведениях художественной литературы, выступают не только материальными свидетелями культуры быта народов, различных социальных групп, но и раскрывают многообразие эстетических представлений людей о красоте окружающего их мира и об их вкусах. Именно в русских народных сказках мы находим образцы не только вкусной пищи, но и полезной!! С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый встречается еще в детстве и не расстается с ним никогда. В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни, наставляла к добру и справедливости, мужеству и героизму, любви и долгу. Ну а сегодня мы также выяснили, что, читая русские народные сказки, мы можем постичь секреты вкусной и здоровой пищи. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась «Литература способствует формированию основ здорового питания и, как следствие, – основ здорового образа жизни».
Я считаю, что мне удалось достичь поставленной цели и решить все задачи. А может и вам стоит прислушаться к советам сказок? Ведь не зря говорят: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – урок!»
Читайте сказки и будьте здоровыми и сильными, как сказочные богатыри.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. — Спб.: ТОО «Бланка», 1994
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
3. Русские народные сказки. Книга-игра. – изд. РООССА, 2012
4. Хрестоматия для младшей группы – изд. «Самовар», 2014
Интернет – источники
5. http://www.dissercat.com/content/skazka-filosofsko-kulturologicheskii-analiz#ixzz40MOYXEBy (дата обращения 15.02.2016)
6. http://useful-food.ru/kultura-priema-pishhi/ (дата обращения 15.02.2016)