В каких сказках часто встречается число 3

Число 3, наверно, самое популярное, сказочное число. В русских народных сказках и в сказках народов мира оно встречается довольно часто. Сколько сыновей у старика? Трое. Сколько медведей обитало в домике, в который попала Маша? Конечно же, три. Сколько девиц пряли под окном в сказке А.С.Пушкина? Все мы с детства знаем, что три.

Сказка «Три медведя»
Как всё по уму устроено в домике трёх медведей. У каждого всё своё: посуда, кровать, стул. Но вот в домике медведей появляется посторонний. Это человек – девочка Маша. Ох, как медведям не понравился незваный гость…

«В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка…»

Сказка «Медведь и три сестры»
Живут три сестрицы не в тереме и не в хоромах, не в домике и не в хате, а в логове у медведя. Думали они, думали, как бы им домой воротиться, к отцу-матери? И придумали…

«Жил-был старик. У него было три дочери. Поехал он в лес дрова рубить и говорит: «Вы, дочки, хлеба напеките, мне обед принесите…»

Сказка «Три маленьких лесовика» Братья Гримм
Братья Гримм – великие сказочники. Они не просто собирали сказки, но и обрабатывали их таким образом, что уже в течение нескольких веков они читаются и перечитываются, изучаются и запоминаются.

«…Отправилась девушка в лес и пошла прямо к той маленькой избушке. Три маленьких человечка, как и в тот раз выглянули из окошка, но она с ними не поздоровалась…»

«Три пряхи» Братья Гримм
«Жила-была девушка, ленивица да прясть не охотница, и что ей мать ни говорила, а заставить ее работать никак не могла».

«Три перышка» Братья Гримм
«Жил-был однажды король; было у него три сына. Из них двое умных да толковых, а третий и говорил-то мало…»

А ещё число три встречается в следующих сказках:
«Три копеечки»
«Три царства — медное, серебряное и золотое»
«Три поросенка»
«Три толстяка»

Число 3 – одно из любимых сказочных чисел. Но оно присутствует не только в сказках. В стихотворениях число три – тоже не редкий гость.

«Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт.
Колокольчик звонко плачет,
То хохочет, то звенит…»

А как вы думаете, сколько мудрецов из английской потешки (в переводе С.Я.Маршака) отправились путешествовать по морю, да не при ясной погоде, а в грозу? Ну, конечно же, трое. Если бы таз (в оригинальном варианте корыто) оказался бы прочнее, то рассказ о путешествии трёх простоватых людях, готэмских умниках, был бы длиннее.

«Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ».

В каких баснях И.А.Крылова встречается число (цифра) 3?
«Три мужика»
Три мужика зашли в деревню ночевать.
Здесь, в Питере, они извозом промышляли…;
И путь теперь домой на родину держали…

«Старик и трое молодых»
Старик садить сбирался деревцо.
«Уж пусть бы строиться; да как садить в те лета, —
Три взрослых юноши соседних рассуждали…»

«Лебедь щука и рак»
Кто из нас не слышал о знаменитой троице, которая «везти с поклажей воз взялась», да так и не довела дело до логического конца. «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

А мы вернемся к сказкам, и вспомним, в каких сказках ещё встречается число 3.

«Емеля» Русская народная сказка
Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет…

«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин
«Три девицы под окном,
Пряли поздно вечером…»

Муниципальное  автономное образовательное учреждение

 Средняя общеобразовательная школа № 22

Реферат

ВОЛШЕБНОЕ

ЧИСЛО  ТРИ  В  СКАЗКАХ

Автор: Бухаринова Анна,

ученица 2 «А» класса

Руководитель: Бухаринова Галина Александровна

Березники, 2012 г

                                                     Оглавление

  1. Введение ………………………………………………………….. стр.2
  1. Глава 1. Загадочное число три ………………………………….. стр.4
  1. Глава 2. Путешествие по сказкам ………………………………. стр.5

               2.1. Социологический опрос детей в классе по сказкам … стр.5

               2.2. Анализ текстов русских сказок ……………………… стр.7

               2.3. Число три в сказках А.С.Пушкина ………………….. стр.10

4.  Заключение ………………………………………………………. стр.12

5.  Список литературы ……………………………………………….стр.13

                                          Введение

                                                                                              «Что за прелесть эти сказки!

                                                                                              Каждая есть поэма!»  

                                                                                              (из письма А.С. Пушкина)

          Тема нашей работы – волшебное  число три в сказках. Выбор моей темы обусловлен тем,   что я  люблю сказки, помню, как мне маленькой их читала мама, а сейчас сама их читаю с удовольствием. 

          Актуальность  темы заключается    в том, что сейчас  в школе мы изучаем сказки на уроках ,  и  эта информация будет полезной и интересной.                                                

          Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени.  Не одно поколение людей выросло на сказках.

          Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»?         И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.

          Цель нашей работы – попытаться понять, анализируя  тексты    русских сказок,  насколько  часто встречается  число три  в сказках  и  что оно обозначает.

          Задачи: 

  •  Найти сведения в литературе об истории числа 3;
  • Прочитать сказки, в которых встречается число 3 и проанализировать их;
  • Провести опрос одноклассников и сделать выводы;

          Мы предполагаем, что число три  часто используется  в текстах русских  сказок,  является  счастливым  числом, приносит удачу и успех.

Глава 1. Загадочное число три

           Все мы уже умеем считать, и многое можем сосчитать. А в далекие времена люди не умели считать. Позже с большим трудом люди научились считать сначала до двух и только через много — много лет начали продвигаться в счете. После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов.

          Долгое время число три было для многих народов пределом счета и совершенства, символом полноты. Число три стало излюбленным  числом и  в мифах, и в сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях,   о трех богатырях, о трех толстяках? Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, считалках. Люди издавна говорят:

                             — Плакать в три ручья

                             — Наврать с три короба

                             — Согнуться в три погибели

Число три считалось  в древности магическим и потому, что оно складывалось  из суммы предыдущих чисел (3=2+1), символизировалось треугольником, имело начало, середину и конец. С  числом три связано много суеверий. Это число играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. Те, кто считает число три счастливым, говорят: «Бог троицу любит».

         Ну, а что означает тройка как число имени? Это талант, веселость, указание на науку, на спорт, мир искусства. Так что Кати, Вити, Алеши, Димы и Феди, если вы это учтете, то обязательно придете к успеху.

Глава 2. Путешествие по сказкам

2.1  Социологический опрос детей в классе по сказкам

          Для своего исследования я предложила ребятам в классе ответить на вопросы анкеты, чтобы выяснить, как они относятся к сказкам и числу три.  

Опрос показал, что 91% ребят любят сказки (9% — не любят).

Меньше  половины (43%) опрошенных согласились с тем, что числа в сказках используются  часто. И все (100%) отметили, что наиболее часто встречается в текстах число три. Ребята называют пять и более сказок, в названии которых есть число три.

Н а вопрос «Сталкиваемся ли мы в жизни с числом три?» все ответили: «Часто». А счастливым для себя это число отметили лишь 75% опрошенных, для 25% оно является несчастливыми.

2.2 Анализ текстов русских сказок

         Число «три». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.

         Одной из любимых сказок нашего народа является сказка П. Ершова «Конек-Горбунок», написанная более ста лет назад. Утроенный мотив,  да      и сама цифра три часто встречается в тексте сказки:

                             «У крестьянина три сына,

                               Старший умный был детина,

                               Средний сын и так, и сяк,

                               Младший вовсе был дурак».

Три ночи братья по очереди ходили в караул в поле, чтоб поймать злого вора.

                             «Стало в третий раз смеркаться,

                              Надо младшему сбираться…»

 А когда Иван-дурак поймал кобылицу, та просила его:

                             «По три утрени зари

                               Выпущай меня на волю

                               Погулять по чисту полю.

                               По исходу же трех дней

                               Двух рожу тебе коней…

                               Да еще рожу конька

                               Ростом только в три вершка».

И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды. Царь отправляет Ивана в дальние края сначала, чтоб достать «Жар-птицу в нашу царскую светлицу», потом «недели в три» отыскать Царь-девицу, а затем для Царь-девицы доставить  в три дня перстень  из океана.

                             «На другой день наш Иван,

                               Взяв три луковки в карман,

                               Потеплее приоделся,

                               На коньке своем уселся

                               И поехал в дальний путь…».

Читаем сказку далее:

                             «Подъезжая к окияну,

                               Говорит конек Ивану:

                             «Ну, Иванушка, смотри,

                               Вот минутки через три

                               Мы приедем на поляну…».

В конце сказки для Ивана уготовлено еще одно испытание. Царь-девица велит царю:

                        «…Три котла больших поставить

                              И костры под них сложить.

                              Первый надобно налить

                              До краев водой студеной,

                              А второй – водой вареной,

                              А последний — молоком,

                              Вскипятя его ключом».

Царь заставляет искупаться Ивана в трех котлах. Ныряет Ванюша в котлы:

                            «И такой он стал пригожий,

                              Что ни в сказке сказать, ни пером описать!»

          Мы замечаем, что Иван, третий сын крестьянина, пройдя через три испытания, искупавшись в трех котлах, женится на Царь-девице.

          В тексте русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы также видим присутствие числа три.  «В некотором царстве…жил-был  царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич». В поисках невесты три брата пускают по стреле из лука. Иван три дня ищет свою стрелу. Играют три свадьбы. Трижды царь дает задания своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет, и, соответственно, задания принимает в три этапа. А когда Иван сжигает шкуру лягушки, Василиса Премудрая говорит: «Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей,   в тридесятом царстве у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь – только тогда и разыщешь меня…». Иван истер в пути три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба. А встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено Кощеем заклятье – быть лягушкой три года. В конце сказки мы видим, что Иван-царевич, преодолев все препятствия, освобождает Василису Премудрую.

          Проанализируем еще одну сказку «Три царства – медное, серебряное   и золотое» (один из вариантов сказки, так как существует очень много вариантов записи этой сказки). «… Жил-был царь Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.  Сотряслась беда – утащил царицу нечистый дух».  На поиски матушки отправляется «большой» сын.  «Поехал и пропал, три года про него ни вести, ни слуху не было». Затем также исчезает второй сын. Настал черед «меньшого сына Ивана-царевича», и он «пустился в чужедальнюю сторону». Приезжает он к «синю морю, …и вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красные девицы». Цифра 33 содержит в себе значение множества.

Одна из красавиц помогает Ивану. Он находит своих братьев.  А «серебряная птичка золотой хохолок» приводит их к яме. Иван «полез в ту яму глубокую и спущался ни много, ни мало – ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою». Далее мы видим троекратный повтор в тексте сказки. На пути своем встречает Иван сначала «медное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца», затем «серебряное царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца» и «золотое царство; во дворце сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца». В каждом царстве его встречала прекрасная царевна. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

 Победив Ворона Вороновича, Иван-царевич находит мать, забирает с собой трех царевен с тремя царствами и направляется домой,  но братья  не захотели поднимать его из ямы. Три года пролежал Иван без памяти в  яме. Но, как и в других сказках, третий сын царя оказался умнее и хитрее своих братьев, выбрался из ямы и женился на царевне золотого царства.

          В русских народных сказках всегда у мужика или царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение отца, а третий, младший, всегда побеждает. Третий сын, вроде бы и дурак или простак, но всегда оказывается удачливее и благороднее. Он находит себе волшебную невесту (Василису Прекрасную, Василису Премудрую, прекрасную царевну и др.) и женится на ней.  И  всегда у него есть  волшебные звери-помощники (конь, волк и др.). Судьба всегда трижды испытывает своего героя.  

  1. Число три в сказках А.С.Пушкина

         Александр Сергеевич Пушкин был буквально с детства пропитан сказочным духом благодаря своей няне Арине Родионовне, бабушке и дворовому  Никите Козлову. Поэт проявлял глубокий интерес  к  живому народному языку и фольклору. В своих работах поэт учитывал  уже  сложившиеся традиции.

         Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число три. Уже в зачине сказок часто встречается эта цифра. Например:

   —  «Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был царь

       Дадон…» (из «Сказки о золотом петушке»)

   —  «Жил старик со своею старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…»  (из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

   —  «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»  (из «Сказки о царе Салтане»).  

         Разберем «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Сразу же с первой строчки встречаем цифру три:

                             «Три девицы под окном

                               Пряли поздно вечерком»

Подслушавший речь девиц, царь выбирает третью девицу, которая «для батюшки-царя родила б богатыря».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина две сестрицы оказываются злыми, завистливыми и коварными, которые начинают строить козни младшенькой сестрице. Обманом, хитростью заставили они посадить в бочку царевну молодую с сыном и бросить их в океан.

Очутившись на острове, царевич спасает от коршуна лебедя, и тот  говорит:

                             «Ты, царевич, мой спаситель,

                              Мой могучий избавитель,

                              Не тужи, что за меня

                              Есть не будешь ты три дня».

Происходит чудо, проснувшись поутру, мать с сыном видят красивый город, который дарит им лебедь, и в котором княжить им. Они как бы заново воскресли через три дня. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. Так Гвидон трижды посещает царство своего отца, где он узнает сначала о чудесной белке, затем о тридцати трех богатырях, а потом и о прекрасной царевне. Три раза лебедь помогает царевичу. Так в его городе появляется чудо-белка:

                             «Белка песенки поет,

                              Да орешки все грызет.

                              А орешки не простые,

                              Все скорлупки золотые,

                              Ядра чистый изумруд».

На берегу очутились тридцать три богатыря:

                             «И очутятся на берегу,

                               В чешуе как жар горя,

                               Тридцать три богатыря.

                               Все красавцы удалые,

                               Великаны молодые,

                               Все равны как на подбор,

                               С ними дядька Черномор».

И  лебедь стала царевной, у которой:

                             «Месяц под косой блестит,

                               А во лбу звезда горит,

                               А сама то величава

                               Выступает, будто пава,

                               А как речь то говорит –

                               Словно реченька журчит».

Превратившись в насекомое, царевич три раза ужалил своих обидчиков: поварихе «впился прямо в правый глаз», ткачихе «сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху  ужалил прямо в нос. И когда он в третий раз прилетел к царю, автор пишет:

                             «А ткачиха с поварихой,

                               Со сватьей бабой Бабарихой,

                               Около царя сидят –

                               Четырьмя все три глядят».

Так царевич наказал своих теток за злые языки (цифра четыре по Пифагору означает «справедливость»).

         Итак, мы видим, что число три в этой сказке встречается часто: три девицы, три приезда купцов в город царевича Гвидона, три чуда. И только третье чудо становится завершающим, ключевым, поскольку именно оно приводит Салтана на остров, где он находит свою жену с сыном.

         В сказках Пушкина герой должен пройти непременно три испытания,    а не сразу третье, но самое большое. Это свидетельствует о единстве трех – необходимости каждого из трех, а не только одного третьего. Без какого-то одного из трех результат не дается.

Заключение

         Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

          Самым распространенным числительным в сказках является число три.   Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный»  имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.

 В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.

         Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

                               Цифра три невелика,

                               Но везде она нужна.

                               В светофоре три огня,

                               И в упряжке три коня.

                               В сказках есть три толстяка,

                               Три девицы,

                               И три дня скакал Иван

                               По лесам и по полям.

                               В тридесятом государстве

                               Он царевну отыскал.

                               На картине Васнецова

                               Трех богатырей мы видим снова.

                               И в пословицах, загадках

                               Цифра три звучит в отгадках.

                               Только в школе не всегда

                               И не всем она нужна.

                               Мы хотим оценку «пять»

                               На уроках получать.

Список литературы

  1. Александров Э., Левин В.  В лабиринте чисел. – М., 1977.
  1. Пушкин А.С.  Сказки. – М., 2007.
  1. Ершов П.  Конек — Горбунок. – М., 2007.
  1. Мудрые сказки. – М., 2003.
  1. Сказки русских писателей. – М., 1980.
  1. Пропп В.Я.  Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Краснинская средняя школа

Краснинского района Смоленской области

Районная научно-практическая конференция «Старт в науку».

Направление: социально-гуманитарное.

Номинация: литература

Тема: Волшебное число 3 в сказках

Работу выполнила

Фежделюк Екатерина Николаевна,

ученица 3 а класса.

Руководитель: Кириленко

Галина Ивановна, учитель

начальных классов.

Красный 2018

Содержание:

1.Введение: 3

2.Основная часть: 5

2.1Почему число три считается священным?

2.2Почему число три считается мистическим?

2.3Таинственное число три

2.4 Число 3 в повседневной жизни

3.Социологический опрос детей в классе по сказкам 8

4.Практическая часть 10

5.Заключение 19

  1. Выводы 20

  2. Список литературы 21

Введение:

Цель исследования:

  • попытаться понять, анализируя тексты русских и авторских сказок, насколько часто встречается число три в сказках и что оно обозначает;

  • раскрыть волшебную роль числа три в сказках;

  • установить его роль в жизни и сказках;

Актуальность исследования:

Выбор моей темы обусловлен тем, что я люблю сказки, помню, как мне маленькой их читала мама, а сейчас сама их читаю с удовольствием. Мы в школе на уроках литературного чтения изучаем сказки, и эта информация будет полезной и интересной.

Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени. Не одно поколение людей выросло на сказках.

Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.

Предмет исследованиясмысл числа три

Объект нашего исследования – число три

Гипотеза: действительно ли число 3, имеет магическое, сверхъестественное, таинственное значение.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены основные его
задачи:

  • изучить значение числа три в жизни и роль его в сказках;

  • выяснить, почему число три считается магическим;

  • найти и прочитать сказки, в которых встречается число три;

  • выявить связь числа три с устным народным творчеством

Методы:

Изучение литературы и обобщение полученной информации;

Социологический опрос (подтверждение гипотезы)

Основная часть:

Каким только не считают число три: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым. Так относятся к нему англичане, французы, итальянцы, русские, почитают его индусы, арабы, турки и другие народы.

Загадочное число три

Все мы уже умеем считать, и многое можем сосчитать. А в далекие времена люди не умели считать. Позже с большим трудом люди научились считать сначала до двух и только через много — много лет начали продвигаться в счете. После чисел «один» и «два» люди долгое время не могли придумать название следующему числу и все, что шло после двух, называлось «много». Лишь гораздо позднее дали особое имя числительному, которое мы называем «три». А так как они до того считали «один», «два», «много», то это новое числительное стали применять вместо слова «много».

Когда-то числом «три» обозначали весь окружающий мир человека – его делили на земное, подземное и небесное царства. Поэтому число «три» стало священным у многих народов.

Почему число три считается священным?

У многих древних народов считались священными числа 3, 4, 5, 7, 10, 12,40, 70 и 100, из них наиболее популярным мистическим числом было число три.

Вавилоняне считали число 3 счастливым числом. Говорится, что число 3 представляло рождение, жизнь и смерть; начало, середину и конец; детство, зрелость и старость. Оно символизирует Троицу, поэтому было в высшей степени священным. В Вавилонии и Египте существовали триады богов, например, Ану, Эа и Бел; Хепера, Шу и Тефнут; Амон, Мут и Хонсу и т.д. Вавилоняне говорили о небесах, земле и подземном мире, а египтяне — о небе, земле и Дуат. В Ветхом и Новом Заветах имеется множество примеров употребления числа 3 как символического или совершенного, например, Бог позвал Самуила три раза, наш Господь трижды спросил Петра, любит ли он Его, Давид три раза поклонился Господу, Христос трижды упал по дороге на Голгофу.

Почему число три считается мистическим?

Человек состоит из трех частей: тела, души и духа. Церковь различает три области потустороннего мира: небеса, ад и чистилище; в церковной архитектуре мы имеем трехстворчатое окно, а в христианской живописи трилистник или треугольник обычно символизирует Троицу. Толкователи сновидений утверждают, что трижды повторившийся сон «сбывается» и что человек, ослушавшийся приказа, трижды полученного во сне, понесет большую материальную потерю. Число измерений твердых тел также равняется трем.

Таинственное число три

На Руси число 3 всегда было особенным. Три богатыря, три желания, тридевятое царство и т. д.

Французы говорят: «Где есть два, там будет три», имея в виду, что за одним повтором непременно последует другой. А вот китайцы заявляют о другом: «Если хорошую речь повторить три раза, даже у собак появится отвращение». Мудро, ничего не скажешь.

Ну, а сколько мы можем припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. Те, кто считает число три счастливым, говорят: «Бог троицу любит». 

Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах…

Число 3 в повседневной жизни

В современной жизни тоже присутствует дух триединства. Изучая русский язык, я заметила, что у глагола есть 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее; а у имени существительного есть 3 склонения. На улицах большого города можно увидеть светофор с тремя огоньками: красный, желтый, зеленый;

телефон службы «Скорая помощь» — 03;

трио (ансамбль из трёх исполнителей);

фильмы в 3 D формате и т.д.  

Дух триединства проявляется во многом: 3 периода жизни человека (молодость, зрелость, старость); трехмерность пространства (высота, ширина, длина).

Социологический опрос детей в классе по сказкам

  1. Любите ли вы читать?

Да

18

Нет

1

  1. Любите ли вы сказки?

Да

16

Нет

2

Не очень

1

  1. Какие числа часто используют в сказках?

2

16

7

10

12

2

40

5

  1. В названиях каких сказок встречается число три?

«Три медведя»

«Три поросёнка»

«Три орешка для Золушки»

«Три толстяка»

«Три товарища»

         Практическая часть

Число «три». В сказках обычно дается три желания, камень на распутье предлагает богатырю три пути, у отца три сына или три дочери, трижды приходится герою преодолевать препятствия на своем пути.

МАРЬЯ МОРЕВНА

В некотором государстве: Иван Царевич и 
три его сестры.
В 
три года Иван переженил трех своих сестер, женихи являлись после того, как ударял гром (соответственно три раза, по разу в год).
Кощей у Марьи Моревны находится прикованный в чулане на 
12 цепях.
Три ведра воды, поданные Иваном, выпил Кощей и скинул цепи.
Иван в поисках Марьи Моревны идет 
три дня: «идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец (1). У дворца дуб (2) стоит, на дубу ясен сокол (3) сидит»
Так Иван посетил
 трех своих сестер, до каждой добирался три дня и гостил у каждой по три дня.

За 

три дня добрался Иван после гостей до Марьи Моревны.
Кощей обещает простить Ивана-похитителя Марьи Моревны два раза, а на 
третий раз — изрубить на куски.
Иван делает
 три попытки увоза Марьи Моревны.
Трое зятьев Ивана спешат на выручку, оживляют Ивана.
Из речи Кощея: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга….Я у нее 
три дня пастухом был… А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза…»
В поисках быстроногого коня Иван щадит 
трижды: птицу с птенцами, пчел, львицу со львенком.
У дома бабы-яги стоят 
12 шестов, «на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый».
«
Три дня» — определяет баба-яга Ивану службу у себя.
Два дня Иван пасет лошадей, возвращать которых в стойло помогают птицы и звери. На 
третий день Ивану помогают пчелы и дают совет по выбору лошади для побега.
Три раза Иван машет платком через реку, и возникает широкий мост-переправа. Если махнуть только два раза — мост получается «тоненький-тоненький», который обломился под бабой-ягой.
Победив Кощея, Иван с Марьей Моревной возвращаются восвояси, погостив по пути в домах 
трех сестер Ивана.

СИВКА-БУРКА
«Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали»….
Каждый сын по очереди в ночь выходил стеречь пшеницу, погубляемую вором. На 
третью ночь Иванушка поймал Сивку-бурку.
Сивка-бурка: «…свистни 
три раза молодецким посвистом… я тут и буду».
Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную.
Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны 
три бревна.
С 
третьей попытки Иванушка снял перстень с руки Елены Прекрасной.
«Через
 три дня царь клич кликнул»: чтобы весь народ в царстве явился к нему на пир.


ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО
«В некотором царстве… жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка».
Подкараулил Иван в первую ночь (пошел караулить, не надеясь на старшего брата) чудо-юдо о
 шести головах и с одного взмаха сшиб ему три головы. Со второго раза — последние три головы чудища.
Во вторую ночь победил 
девятиголовое чудо-юдо: сначала снес шесть голов, затем последние три.
На третью ночь отправился Иван «на страшный бой» с 
двенадцатиголовым чудищем. Срубил ему сначала три головы, затем шесть голов, в третий раз — девять голов, но все они снова приросли у чудища
Вбитый в землю чудищем Иван 
три раза будил спавших в избушке братьев: бросал сначала правую, затем левую рукавицы, шапку.
Наконец выбрался Иван из земли, изловчился и отсек чуду-юду огненный палец, которым тот головы приращивал, и после все двенадцать голов у чудища срубил.
«..
.три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха…» сговариваются отомстить Ивану.
Трижды спасает Иван братьев от козней жен убитых чудищ.
Спасаясь от погони старой змеихи, обратившейся в свинью, братья скачут в 
три разные стороны: направо, налево, Иван — вперед.

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА 
В тексте русской народной сказки «Царевна-лягушка» мы также видим присутствие числа три.  
«В некотором царстве… жил-был царь, и было у него 
три сына. Младшего звали Иван-царевич».
Три брата пускают по стреле из лука в поисках невесты.
Иван ищет свою стрелу 
три дня.
Сыграли
 три свадьбы.
Стилистический прием —
 три однородных члена: Василиса Премудрая изукрасила каравай узорами: «по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…»
Трижды царь-отец дает задание своим невесткам: испечь каравай, соткать ковер, явиться на пир, чтобы посмотреть, которая из них лучше пляшет. В три этапа, соответственно, принимает задание.
Карета Василисы Премудрой запряжена 
тройкой гнедых лошадей.
Василиса Премудрая: «Ах, Иван-царевич… Если бы ты еще 
три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…»
Иван истер в пути 
три пары железных сапог, изгрыз три железных хлеба.
Встречный старик рассказал Ивану, что на Василису Премудрую наложено ее отцом Кощеем заклятье — быть лягушкой 
три года.
Во время пути Иван четыре раза пожалел и не убил: медведя, селезня, зайца и щуку.
И они в свою очередь помогли Ивану добыть Кощееву смерть: иглу в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в ларце, ларец — на вершине дуба, дуб — в дремучем лесу (6 позиций).


А.С.Пушкин «Сказке о попе и работнике его Балде»

С виду глупый работник Балда соглашается работать всего за три щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак. Жадный поп, считая себя умным и хитрым, надеется на «русский авось».

Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет

погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за три года». Чтобы показать «русское лукавство» ума Балды, Пушкин использует традиционный утроенный мотив сказок – поединок с чёртом.

Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом:

первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».

Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком»:

* «кто скорее из нас обежит около моря».

* «кто далее палку бросит».

* « кто кобылу поднимет и дальше пронесет»

Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта. Не зря испугались черти Балды.

С таким же страхом ждёт своей расплаты поп. С каждым щелчком (3 раза) сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.

«С первого щелчка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелчка

Лишился он языка,

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика.»

Поэт говорит о бесшабашности русского характера. Выражая свои симпатии Балде, автор презрительно смеется над бесёнком («ножки протянул») и над попом («со страху корчится»), которые вздумали тягаться «с самим Балдой».

П. Ершов «Конек-Горбунок»

 Одной из любимых сказок нашего народа является сказка

П. Ершова «Конек-Горбунок», написанная более ста лет назад. Утроенный мотив,  да      и сама цифра три часто встречается в тексте сказки:

                             «У крестьянина три сына,

                               Старший умный был детина,

                               Средний сын и так, и сяк,

                               Младший вовсе был дурак».

Три ночи братья по очереди ходили в караул в поле, чтоб поймать злого вора.

                             «Стало в третий раз смеркаться,

                              Надо младшему сбираться…»

 А когда Иван-дурак поймал кобылицу, та просила его:

                             «По три утрени зари

                               Выпущай меня на волю

                               Погулять по чисту полю.

                               По исходу же трех дней

                               Двух рожу тебе коней…

                               Да еще рожу конька

                               Ростом только в три вершка».

И вот этого младшего, любимого всеми Иванушку-дурачка, судьба всегда испытывает трижды. Царь отправляет Ивана в дальние края сначала, чтоб достать «Жар-птицу в нашу царскую светлицу», потом «недели в три» отыскать Царь-девицу, а затем для Царь-девицы доставить  в три дня перстень  из океана.

                             «На другой день наш Иван,

                               Взяв три луковки в карман,

                               Потеплее приоделся,

                               На коньке своем уселся

                               И поехал в дальний путь…».

Читаем сказку далее:

                             «Подъезжая к окияну,

                               Говорит конек Ивану:

                             «Ну, Иванушка, смотри,

                               Вот минутки через три

                               Мы приедем на поляну…».

В конце сказки для Ивана уготовлено еще одно испытание. Царь-девица велит царю:

                        «…Три котла больших поставить

                              И костры под них сложить.

                              Первый надобно налить

                              До краев водой студеной,

                              А второй – водой вареной,

                              А последний — молоком,

                              Вскипятя его ключом».

Царь заставляет искупаться Ивана в трех котлах. Ныряет Ванюша в котлы:

                            «И такой он стал пригожий,

                              Что ни в сказке сказать, ни пером описать!»

          Мы замечаем, что Иван, третий сын крестьянина, пройдя через три испытания, искупавшись в трех котлах, женится на Царь-девице.

          В русских народных сказках всегда у мужика или царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение отца, а третий, младший, всегда побеждает. Третий сын, вроде бы и дурак или простак, но всегда оказывается удачливее и благороднее. Он находит себе волшебную невесту (Василису Прекрасную, Василису Премудрую, прекрасную царевну и др.) и женится на ней.  И  всегда у него есть  волшебные звери-помощники (конь, волк и др.). Судьба всегда трижды испытывает своего героя.  

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина мы встречаемся также с числом «3».

Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.

* Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:

«Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

* Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:

1. к красному солнцу:

«К красну солнцу наконец

Обратился молодец».

2. к месяцу ясному:

«Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался».

3. к ветру буйному:

«Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…»

И только от ветра он узнает, где царевна.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она

не восстала ото сна».

«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Старик живёт со старухой в ветхой землянке тридцать лет и три года; в третий раз, когда старик закинул невод, пришёл он с рыбкой золотою.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод, —

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Заключение

Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

Самым распространенным числительным в сказках является число три.   Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный»  имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.

 В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.

 Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Выводы

Проанализировав русские народные сказки и сказки А.С.Пушкина, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

Самым распространенным числительным в сказках является число три.   Цифра три наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Число три – одно из самых положительных чисел в мифах и сказках, где примета «третий раз – удачный»  имеет древние корни. Троекратный повтор в сказках использовался для того, чтобы показать эмоциональный накал страстей. Но не одинаковый повтор, а по формуле: 2+1. Первые два раза – одинаково, а в третий раз происходит что-то грандиозное.

В народных сказках герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата.

Число три часто встречается в текстах русских сказок, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

Список литературы

  1. Александров Э., Левин В.  В лабиринте чисел. – М., 1977.

  2. Пушкин А.С.  Сказки. – М., 2007.

  3. Ершов П.  Конек — Горбунок. – М., 2007.

  4. Мудрые сказки. – М., 2003.

  5. Сказки русских писателей. – М., 1980.

  6. Пропп В.Я.  Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986

  7. Интернет-ресурсы

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Число есть слово неизречённое;

оно естьволна и свет, хотя его никто не видит;

ритм и музыка, хотя его никто не слышит.

Оно неизменно, но вариации его безграничны.

Любая форма жизни есть конкретное проявление числа.

Морис Дрюон

Магические свойства чисел волновали людей еще в глубокой древности. Хотим мы этого или нет, но где-то глубоко в нас сидит какая-то симпатия к одним числам и осторожность к другим.

Многие народы считали число «3» символом полноты, совершенства. Так, у древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне стали поклоняться трем божествам: Солнцу, Луне и Венере. Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Чем же оно замечательно? Мы решили это выяснить.

Актуальность данной работы заключается в том, что мы проведемисследование, попробуем выяснить, в чём загадка числа «3», и рассмотрим употребление его в русском языке и сказках А. С. Пушкина.

Цель проекта: узнать, когда, как и где появилось число «3», которое в русском языке называется «Числительное», и почему в своих знаменитых сказках А. С. Пушкин использует это число чаще остальных?

Задачи:

  1. Охарактеризовать морфологические признаки слова три, его морфемное строение, лексическое значение.

  2. Найти слова, которые образованы от данного слова.

  3. Выяснить, почему число «3» считается загадочным и почему А. С. Пушкин использует это число чаще остальных в своих сказках

Мы наметили этапы практико-ориентированного проекта:

  • Знакомство с числом «3»

  • Магия числа «3»

  • Число «3» в русском языке

  • Число «3» в сказках А. С. Пушкина.

  • Оформление результатов своей деятельности (презентация).

  • Выводы.

Знакомство с числом «3»

 

Числа правят миром…

Пифагор

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.

У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. А в нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Тройка – это лежащие палочки с двумя косыми росчерками .Писались цифры по-разному.

Месопотамия

 

Египет

 

Вавилон

 

народы Майя

 

древние славяне

 

арабы

3

Цифру три можно изобразить с помощью набора пяти отрезков или четырех отрезков . Эти цифры предназначены для электронных машин и используются на почтовых конвертах.

Магия числа «3»

 

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно

Число три считалось в древности магическим, потому что оно складывалось из суммы двух предыдущих (3 = 2 + 1), символизировало треугольник, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Даже в начале XX века жители некоторых островов Полинезии считали предметы так: один, два, три, много. Пифагорейцы разбили на четные и нечетныечисла. Четные числа считались мужскими, а нечетные – женскими.

Одни числа считали счастливыми, а другие – несчастливыми, несущими зло и горе. От Пифагора и его последователей и пошли всякие суеверия, связанные с числами. Особенно много суеверий связано с числом три. Те, кто считает его счастливым, говорят: “Бог троицу любит”. Другие напротив, считают его несчастливым. Отсюда и ругательное слово “треклятый”. Число три играло важную роль в магических обрядах. Все заговоры для придания им большей силы должны были произноситься трижды. От сглаза трижды плюют через левое плечо и трижды стучат по дереву. А троекратный поцелуй по русскому обычаю? В различных поверьях и легендах сохранились триединые действия: скажем, успех достигался с третьего раза (с третьей попытки). Особенно в спорте. Три попытки попасть в кольцо, полагая, что этого достаточно.

Легенды тоже не избежали числа три. Например, сказание о том, что Земля держится на трех китах. Дух триединства проявляет себя везде и во всем. Смотрите сами:

составляющие времени: прошлое – настоящее – будущее;

трехмерность пространства: высота – ширина – длина;

три ветви жизни: животные – растения – микроорганизмы;

три исторические эпохи: современная – средние века – древний мир;

три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;

человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;

человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт;

продолжительность жизни на земле: мужское начало – женское начало – новая жизнь.

И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическая это цифра – три!

Число «3» в русском языке

 

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь…

История числительных – одна из самых интересных страниц истории русского языка. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Это не значит, что не было счётных слов, что люди вообще не считали и в их сознании не было представления о количестве. Конечно, считали, и счётные (количественные) слова в языке имелись. Правда, их было мало. В соответствии с десятичной системой счисления слова называли каждый разряд этой системы. За девятью названиями единиц – одинъ, дъва, три, четыре, пять, шесть, семь,восемь,девять – шли слова, соответствующие следующим разрядам: десять, съто, тысяча.

А теперь обратимся к словарям русского языка.

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова

ТРИ, трех, трем, тремя, о трех, числит.колич. 1. Число, цифра и количество 3. За три дня и за три ночи. На три дня и на три ночи. 2. нескл. То же, что тройка (во 2 знач.). За сочинение получил т. (I порядк. третий, -ья, -ье (к 1 знач.).

«Морфемно-орфографический словарь» А. Н.Тихонова

Тр/и.

Словообразовательный словарь

три

тр-оj(е),I, числ. — трое,II, сущ.

трой-к(а)- троечк

троеч(-ник) — троеч-ниц-а

троеч-н-ый

троj-иц(а) — троиц-ын

троич-н(ый) — троичн-ость

трой-ник — тройнич-н-ый, I

трой-н(я) — тройн-яшк-а

троj-ичн-ый,II

трой-н(ой) — в-тройн-е

трой-ственн(ый) — тройственн-ость

трой-чат(ый)

троj-ашк-а

троj-ак — трояч-ок

троj-ак(ий) — трояк-о

трояк-ость

в-трое

в-троj-ом

на-трое

троj-и-ть

троj-е-бор(-j-е) — троебор-ец

три-дцать

три-надцать

тр-еш/к-а

тр-еш/н-а

тр-еш/ник

тр-еш/ниц-а

тр-еш/н(ый),I, прил.

тр-ет(ий),I, порядк. числ. — трет-ий,II, сущ.

третj-а, сущ. [третья]

третj-е, сущ. [третье]

трет-ей/ск-ий

трет-ичн-ый

треть-евось, нареч — третьевош-н-ий

трет-ник

треть-як

треть — трет-н-ой

в-треть-их

три-жды

тр-е-зубец

тр-е-зуб(-ый) — трезуб-к-а

тр-и-ст(-а)

морфологические признаки

Начальная форма. Три

Постоянные признаки:

а) количественное

б) обозначает целое число

в) простое

Непостоянные признаки:

Именительный падеж

Число «3» в сказках А. С. Пушкина

             

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.Переработки народной сказки стали в России заметным явлением со 2-ой половины 18 века. Но только А.С. Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы в первостепенную. В ноябре 1824 г. из Михайловского поэт писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

В детстве поэт слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова. Сохранились свидетельства и о дальнейшем глубоком интересе А.С. Пушкина к живому народному языку и фольклору.

В работе над литературным воплощением фольклорных сюжетов Пушкин учитывал уже сложившиеся традиции.

Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна роль числительных в тексте? На этот вопрос решили мы ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина.

Самым распространенным числительным в сказках А. С. Пушкина является число 3, так как именно оно наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и прекрасной царевне Лебеди»

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой…

Три героини сказки, которые олицетворяли зло

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,..

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли.

Ель в лесу, под елью белка,..

Три чуда в царствеГвидона

Цифра 33 содержит в себе значение множества

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,..

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть…

Будь же, князь, ты комаром.

Три раза Гвидон превращался, чтобы увидеть отца — царя Салтана

В муху князь оборотился,..

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,..

Князь пред нею стал божиться,..

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

За тридевять земель – далеко (три раза по три)

А ткачиха с поварихой,..

Четырьмя все три глядят.

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков.

Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.

Царь от радости такой

Отпустил всех трёх домой

Царь простил всех повинных.

«Сказка о золотом петушке»

Негде, в тридевятом царстве

В тридесятом государстве,..

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Царство, которое находится очень далеко

Обратился к мудрецу,

Звездочёту и скопцу.

Царь обращается к трём людям за помощью

Царь скликает третью рать

Три раза выезжало войско царя биться с врагом

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Три раза по три – достаточно долго ждала царица.

Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна

Обычай хоронить покойника через три дня связан с христианским вероучением.

К краснусолнцу наконец

Обратился молодец.

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощьюк высшим силам

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая…

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Старик, старуха, золотая рыбка

Три главных героя сказки

«Жених»

Три дня купеческая дочь

Наташа пропадала;

Она на двор на третью ночь

Без памяти вбежала.

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования

Сидела девица – и вот

Промчалась тройка с молодцом.

Старинная русская запряжка лошадей. Тройка была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.

 

Три раза жених перебивает рассказ Наташи

«Сказка о медведихе»

А что вот тебе другой подарочек,

Трои медвежата по пять рублёв.

Самое святое отбирает охотник у медведя

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Нужен мне работник

Повар, конюх и плотник

Поп ищет работника на три должности

В год за три щелчка тебе по лбу

Есть же мне давай вареную полбу.

Соглашается работать всего за 3 щелка, но щелк щелку ведь рознь, особенно если у Балды такой огромный кулак.

Да есть на них недоимки за три года.

Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать долг

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз, два, три! догоняй-ка.

Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком». Первые два задания чертёнок придумал: «кто скорее из нас обежит около моря», «кто далее палку бросит». А третье задание сам Балда задал: «Кобылу подыми-ка ты, Да неси её полверсты».

Приподнял кобылу, два шага шагнул.

На третьем упал, ножки прянул

А с третьего щелчка

Вышибло ум у старика.

С каждым щелчком сила щелчка растёт. Чувствуется юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар Балды, если щелк его такой силы.

 

Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Мы ощущаем, как нетерпеливее, грознее становится Балда с каждым разом: в первый раз Балда «море морщил», во второй раз «наделал такого шуму, что все море смутилось и волнами так и расходилось», а в третий «Балда над морем опять шумит да чертям верёвкой грозит».

Проанализировав употребление в сказках А. С. Пушкиным числа «3», мы можем смело утверждать, что выбор данного числа в сказках не случаен. Александр Сергеевич использовал стилистическую традицию произведений народного творчества, где используются числительные — символы.

Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Таким образом, помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды» строк, проникнуть в заложенную творцом мысль сказок.

Заключение

Мир чисел настолько загадочен и увлекателен, что занимаясь данной работой, мы нашли для себя много нового и интересного, ближе познакомились с числом три.

Узнали, какие древние очертания имела цифра «3». Открыли, что в жизни многих народов это число играло важную роль, ей предавали большое значение.

Числительные – одна из самых интересных страниц истории русского языка. Прежде всего, такой части речи в древнерусском языке вообще не было. Поработав со словарями, мы отметили для себя огромное словообразовательное гнездо числительного три – больше пятидесяти слов!

А в своих знаменитых сказках А.С. Пушкин очень точно выразил особенность числа «3». Эта цифравыполняет не только информативную роль, но и экспрессивную функцию, оказывается «движущей пружиной» сказок.

Западная наука в течение веков пыталась раскрыть тайну чисел и числительных, но так и не смогла. Имена числительные принадлежат к наиболее древнему пласту, и поэтому понять их происхождение не удаётся. На самом деле все слова принадлежат вечности.

Любой человек согласится, что числительные нужно изучать более глубоко. И тогда, возможно, кому–то удастся раскрыть их загадку.

Список литературы

  1. Зайцева О.Н. «Уроки истории русского языка в школе». Москва: Вебрум – М, 2005, С.88-96

  2. Иванова В.А. «Занимательно о русском языке». Москва : Просвещение, 1990, С.130-137

  3. Львова С. И. Русский язык: учеб.дляобщеобразоват. учреждений. В 3 ч. / С. И. Львова, В. В. Львов. – 9-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012

  4. Львова С.И. Уроки словесности.5-9 классы /С.И.Львова// Москва – Дрофа – 2000

  5. Пушкин А. С. Семь сказок/ Ил. В. М. Назарука. – М.: Дрофа-Плюс, 2005

  6. Филякова Е. «Русская письменность». Москва :Белый город,2004,С.24-26

  7. Целищев В. Всё есть число /В.Целищев // Вокруг света – 2008 – paragraph 013/

  8. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Москва :Аванта+, С.180-185

  9. http://www.ozhegov.org/

  10. http://slovari.yandex.ru/

  11. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp1%2Csource%2Cweb%2Cpre%2Csitelinks&text=%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%203&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdg

  12. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1471707.html

  13. http://skazvikt.ucoz.ru/forum/4-28-1

Просмотров работы: 7153

Почему в русских сказках часто используется число три

Число три это число гармонии и совершенства, которое используется во всех мировых культурах. Особенно троицу любят русские, что видно по многочисленным русским сказкам.

Три богатыря. Картина Васнецова

Число три в русских сказках

Русскую землю охраняли в сказках три главных богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алексей Попович. В былине об Илье Муромце к нему приходили три старца. Змей Горыныч имел три головы, у старика трое сыновей — два умные, один дурак. Даже царство, которое вынужден искать сказочный герой, носит название тридесятого, которое лежит также за тридевять земель.

Камень на распутье предлагает богатырю три пути, два из которых губительных. Испытание благополучно богатырь обычно проходит только с третьей попытки.

Иван Царевич ищет счастья в трех царствах — Медном, Серебряном и Золотом. Можно сказать, что число три появляется едва ли не во всех русских народных сказках, даже со звериными мотивами, как в известной сказке «Три медведя». Не обошел своей любовью тройку и родоначальник российской словесности Александр Пушкин, который с рассказами няни Арины Родионовой впитал дух русских сказок.

Три девицы у поэта прядут под окном, Гвидон трижды посещает царство Салтана, старик со старухой жили у синего моря тридцать лет и три года, золотая рыбка соглашается исполнить для старика три желания. Работник Балда соглашается работать на попа всего за три щелка.

Николай Гоголь — автор «Вия» и «Вечеров на хуторе близ Диканьки» творит свой известный образ Тройки-Руси. Петр Ершов написал сказку «Конек-горбунок», где тоже не обойдено вниманием сказочное число. Главный герой Иван должен в сказке выполнить три задания царя, а затем пройти три котла.

Почему именно троица

Тройка популярна во всех странах и культурах, потому как это число выражает идею времени и пространства. Время делится на прошлое, настоящее и будущее, трехмерное пространство заключается в длине, высоте и ширине. Человеческий возраст различается на молодость, зрелость и старость.

Тройка это человек, как тело, душа и дух, а также его рождение, жизнь и смерть, что в свою очередь символизирует начало, середину и конец любой вещи и любого явления.

Даже сама Земля — третья планета от солнца. Христианская религия, принятая Русью, выражает бога через троицу — Отца, Сына и Святого Духа. Часть исследователей полагает, что популярность троицы пришла к нам именно из христианства, это и три дня, проведенные Христом в аду до его воскресения, и сама Троица.

Однако христианская нумерология похожа и на древнюю славянскую веру в Триглава. Три головы древнего божества властвовали над небесным миром (Ирий), земным и подземным (Навь).

Видео по теме

Оглавление

Введение ………………………………………………………….. …………….стр.3

Глава 1. Об истории числа три………………………………………………… стр.4

Глава 2. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина……………………………..стр.5

Глава 3. Анкетирование…………………………………………………………стр.9

Заключение ………………………………………………………………………стр.10

Список литературы …………………………………………………………….стр.11

Приложение……………………………………………………………………..стр.12

Введение.

Тема нашей работы – загадочное число три в сказках. Выбор нашей темы обусловлен тем, что мы очень любим сказки. Когда я была совсем маленькой, мне их читала мама, а сейчас мы с братьями сами их с удовольствием читаем. 

          Актуальность  темы заключается в том, что в школе мы изучаем сказки и  эта информация будет полезной и интересной.                                                

          Сказки – самые удивительные среди книг, они не подвластны времени.  Не одно поколение людей выросло на сказках.

        Кто из нас не помнит знаменитого сказочного зачина: «В тридевятом царстве в тридесятом государстве жили-были…»? И кто из нас, слушая и читая сказки, не сталкивался с числом три, которое с давних времен считалось магическим.

Цель исследования:

  • понять, почему число «3» часто встречается в сказках.

Задачи исследования для достижения целей:

  • собрать материалы о числе «3»;

  • узнать и рассказать об истории возникновения чисел;

  • прочитать и проанализировать, какое значение имеет число «3» в сказках.

Об истории числа три

В далекие времена люди с большим трудом научились считать сначала до двух и только через много – много лет начали продвигаться в счете. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали “один, два, много”, то после двух было “всё”. Поэтому число три, которое при счёте должно было идти за числом два, обозначало “всё”.

Числа – это выражение определённого количества. У всех народов существовал только ручной счет: тройку показывали тремя пальцами. А если надо было записать числа, пальцы заменялись палочками. Какое число, столько и палочек. Иногда их располагали лёжа, порой – стоя. Римские цифры, которые особенно похожи на ручной палочный счет, так и писались – стоя: I, II, III. А в нынешних цифрах, что пришли к нам от арабов, стоит, словно вытянутый палец, только единица, остальные улеглись набок. Тройка – это лежащие палочки с двумя косыми росчерками .

Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Вот яркие примеры: камень на распутье предлагает богатырю три пути, отправляют за тридевять земель, в тридесятое государство, у отца три сына или три дочери, золотая рыбка и джинн выполняют по три желания, на третий раз обычно всё получается, «три девицы под окном…», три головы у Змея Горыныча, три стрелы Ивана-царевича в сказке «Царевна-лягушка».

Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках. Люди издавна говорят:

  • Плакать в три ручья.

  • Заблудиться в трёх соснах.

  • Наврать с три короба.

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Среди книг самые удивительные – сказки. Самым распространенным числом в сказках Пушкина является число 3. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.

Так, в «Сказке о попе и работнике его Балде» с виду глупый работник Балда соглашается работать всего за 3 щелка.

Наступает уже срок расплаты, не на шутку испуганный поп хочет «погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года». Три раза Балда в море «верёвку крутил», чертям покоя не давал. Три раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».

Первые два задания чертёнок придумал:

«кто скорее из нас обежит около моря».

«кто далее палку бросит».

А третье задание сам Балда задал:

«Кобылу подыми-ка ты,

Да неси её полверсты».

Мы видим, как хитрый Балда лихо и весело побеждает чёрта.

Не зря испугались черти Балды. С таким же страхом ждёт своей расплаты поп.

С каждым щелчком сила щелчка растёт. Мы чувствуем юмор в слове «щелк». Не удар, а щелк. Каким же должен быть удар Балды, если щелк его такой силы. Вот тебе и «глупый» Балда. Оказался он умнее и хитрее даже попа.

Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Уже в первой строчке читаем:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком».

Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря полюбилось царю, тихо подслушивавшему речь девиц «позадь забора».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.

Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Они как бы заново воскресли. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза лебедь превращает его в насекомое. Сначала он становится комаром, затем мухой, а потом превращается в шмеля. В царстве своего отца он узнает сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне. Три раза выручает лебедь царевича.

Превращенный в насекомое, три раза ужалил царевич своих обидчиков: «впился комар тётке (поварихе) прямо в правый глаз», «ткачихе сел на левый глаз», а сватью бабу Бабариху ужалил прямо в нос.

Когда в третий раз прилетел царевич к царю Салтану, мы читаем:

«А ткачиха с поварихой,

Со сватьей бабой Бабарихой,

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят».

Действительно, у поварихи с ткачихой осталось по одному глазу, а у бабы Бабарихи – два. Так наказал царевич своих тёток за злые языки.

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года».

Так же, как и в предыдущей сказке, утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, —

Пришел невод с травой морской,

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростою рыбкой – золотой.

Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

Три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.

В третий раз сам царь поехал.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» мы встречаемся также с числом «3».

Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна.

Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью:

  • «к красному солнцу».

  • «к месяцу ясному».

  • «к ветру буйному».

И только от ветра он узнает, где царевна.

После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».

Анкетирование

Мы провели анкетирование в трех классах нашей школы. Анкетирование прошло во 2, 3 и 4 классах. Всего приняло участие 30 человек. Анкета включала 5 вопросов:

  1. Какие числа вам встречались в сказках?

  2. Какое число в сказках встретилось больше всего?

  3. Назовите ваше любимое число.

  4. Число «3» связано с вашей семьей?

  5. Назовите числа, встречающиеся в пословицах и поговорках.

После обработки анкет мы получили следующую информацию. При ответе на первый вопрос 23 человека отметили число «3», на втором месте оказалось число «7»- 5 человек, на третьем месте число «4»- 2 человека.

Во втором вопросе на число «3» указали 25 учащихся.

Самые разные ответы дали ребята на вопрос о любимом числе. В качестве любимых было названо много чисел. Самым распространенным числом стало число «5». Это и понятно, хочется иметь только отличные отметки. Число «5» выбрали 14 человек. Число «3» оказалось на втором месте по популярности — 6 учащихся считают его счастливым. На третьем месте оказалось число «8»- 5 человек.

О связи числа «3» с собственной семьей ребята осознали впервые. Этот вопрос анкеты предполагал только ответ «да» или «нет», но многие отвечали подробно, количестве членов семьи и т.д. Связь семьи с числом «3» у 24 человек.

При ответе на последний вопрос, 19 человек выбрали число «3».

Заключение

Проанализировав сказки А.С.Пушкина, можно сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Он основан на народном представлении о значении чисел.

Число три – одно из самых положительных чисел в сказках, где примета «третий раз – удачный»  имеет древние корни. Герои обычно имеют три желания, а исполняются они только на третий раз: надо выдержать три испытания или три попытки, чтобы добиться благоприятного результата. Число три часто встречается в сказках, является счастливым числом, приносит удачу и успех.

                               Цифра три невелика,

                               Но везде она нужна.

                               В светофоре три огня,

                               И в упряжке три коня.

                               В сказках есть три толстяка,

                               Три девицы,

                               И три дня скакал Иван

                               По лесам и по полям.

                               В тридесятом государстве

                               Он царевну отыскал.

                               На картине Васнецова

                               Трех богатырей мы видим снова.

                               И в пословицах, загадках

                               Цифра три звучит в отгадках.

                               Только в школе не всегда

                               И не всем она нужна.

                               Мы хотим оценку «пять»

                               На уроках получать.

Литература:

  1. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Математика/ Я 11 Авт.-сост. А.П. Савин и др.: — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

  2. Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы. 2013г.

  3. Золотые сказки. А.С.Пушкин, 2014г.

11

В большом количестве старинных историй, легенд и сказок есть упоминание о «магическом» числе три. В любом, даже самом древнем сказании могут быть упомянуты трёхголовые драконы, трёхглазые великаны, три магических путника и т.п. Неизвестно, когда и почему возникла такая традиция, но она прослеживается в историях, написанных в очень большой промежуток времени. Из глубокой древности до нас дошли поверия о том, что Земля держалась на трёх китах. Но потом в Библии появилось самое известное число три — это Троица, которая представляет Бога в трёх личностях: Бог-отец, Бог-сын и Святой дух.

Такая традиция передавалась от одного народа к другому. Так и на Руси появилась эта традиция.

В былине о Илье Муромце к нему приходили три старца. В русских народных сказках были либо три сестры, либо три брата, главный герой должен был пройти три испытания, на распутье было три пути, у Змея Горыныча было три головы и т.п. Традиция использования числа три перешла и к писателям, которые тоже сочиняли сказки. А.С.Пушкин в «Сказке о Царе Салтане» писал о трех сестрах, царевич Гвидон три раза превращался и три раза летал в царство Салтана. П.П.Ершов написал сказку «Конёк-горбунок» в которой Иван должен был выполнить три задания царя, а потом должен был пройти три котла.

Существует ещё величайшее множество произведений, где используется число три. В наше время писатели тоже не забывают о магическом числе три.

В художественных произведениях

В сказках обычно:

камень на распутье предлагает богатырю три пути

отправляют за тридевять земель, в тридесятое государство.

У отца три сына или три дочери.

Золотая рыбка и джинн выполняют по три желания,

На третий раз обычно всё получается.

«три девицы под окном…» .

Три богатыря .

Три медведя.

Три мушкетёра .

Три толстяка.

Три танкиста.

Трое в лодке, не считая собаки.

Трилогия .

Три сестры .

Тринити — персонаж в трилогии «Матрица» (фильм).

Три эльфийских кольца. (Толкиен, Властелин Колец).

Три рода перворожденных. (Толкиен, Сильмарилион) .

Минбар три касты, три языка, «девять в сером совете: трижды три» (цитата, Вавилон-5)…

(Роман Бабинец)
Число три стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Больше ста лет назад молодой ученый Александр Николаевич Афанасьев издал знаменитое собрание русских народных сказок – открыл своим современникам и сберег для будущих поколений бесценные сокровища. Такого собрания нигде в мире нет, и люди с благодарностью называют его “Сказки Афанасьева”.

Афанасьев любил сказки про три царства. “Ивашко пошел искать невесту и встретил змея о трех головах. Змей привел его к большому камню, под камнем была дыра в землю. Ивашко спустился в дыру. Сперва он попал в Медное царство, потом в Серебряное и в Золотое. В каждом царстве ждала его прекрасная девица”. Сказка про три царства известна в 45 записях.

Три богатыря земли русской, трехглавый дракон, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями. Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути.

Вот такой пример сказочной математики.

Едва ли не в каждой сказке появляется цифра три. Вот несколько названий:

“Три медведя”
“Три арбузных семечка”
“Три калача и одна баранка”
“Три толстяка”
“Три ветра”
“Три поросенка”
“Три подземных царства”
“Три товарища”
“Три брата”
“Три счастливца”
“Три смерти”
“Три очка за старичка”
“Три мушкетера”
“Три охотника”
“Трое умельцев”
“Три царевича”
“Три встречи”
“Третий глаз Шивы”
“Три друга”
“Три богатыря” и другие. Их много.
Очень интересовался происхождением арабских цифр наш великий поэт и сказочник Александр Сергеевич Пушкин. Он думал, что все арабские цифры могли получиться из квадрата, пересеченного диагоналями.

В сказках Пушкина уже в зачине часто встречается цифра три. Например:

“Негде, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, жил-был славный царь Дадон…”
“Три девицы под окном пряли поздно вечерком…”
“Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года…”
События в сказках складываются по тройственной схеме, с повторяющимися словесными фразами. Звучит утроенный мотив.

Например, обернувшись насекомым (мушкой, комаром, шмелём), Гвидон трижды посещает царство Салтана.

“В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез”.

На острове у него появляется три чуда: белка, царевна Лебедь и тридцать три богатыря. Балда побеждает бесёнка в трёх состязаниях: в беге, в бросании палки, в верховой езде и даёт попу три щелчка. Утроенный мотив, да и сама цифра три звучит и в сказке Ершова “Конёк-горбунок”.

“Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться…”
“Слушай: завтра на заре,
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить…”

Цифра три часто встречается в пословицах, поговорках, дразнилках, считалках, скороговорках. Люди издавна говорят:

Плакать в три ручья.
Заблудиться в трёх соснах.
Согнуться в три погибели.
Наврать с три короба.
Цифра три невелика,
Но везде она нужна.
В светофоре три огня,
И в упряжке три коня.
В сказках есть три толстяка, три девицы
И три дня скакал Иван
По лесам и по полям.
В тридесятом государстве
Он царевну отыскал.
На картине Васнецова
Трех богатырей мы видим снова.
И в пословицах, загадках
Цифра три звучит в отгадках.
Только в школе не всегда
И не всем она нужна.
Мы хотим оценку “пять”
Вместо тройки получать.

Нельзя представить человеческое общество, которое не знало бы никаких чисел. Где число – там порядок!

(Федоскин Роман)я считаю что чило три так и останеться традицией многих направлений живописи ,литературы, кино, но число три есть и будет то есть эмим я хотел сказать, что это число зародилось с появлением фольклора, произведения, мифи писали используя число три ещё славяне.Нет смысла изменять, число три остаётся в силе и по сей день.
Я считаю, что число 3 -магическое

  • В каких сказках участвует баба яга
  • В каких сказках упоминается такой вид одежды как рубаха
  • В каких сказках упоминается словосочетание добрый конь
  • В каких сказках упоминается слово рубаха
  • В каких сказках салтыков щедрин выразил обобщенное представление о жизни народа