В каких сказках человек играет второстепенную роль

Фольклорная
сказка включает несколько жанров (по
другой классификации — жанровых
разновидностей одного жанра сказки). В
науке о сказке существует проблема
классификации сказочных жанров. В
«Сравнительном Указателе Сюжетов:
Восточнославянская сказка», созданном
на основе указателя Аарне,
в котором систематизирована европейская,
а потом, в последующих редакциях, Стита
Томпсона (Thompson Stith) (см. Указатель
сюжетов фольклорной сказки),
сказка народов мира, представлены
следующие жанры сказочного фольклора:

  1. Сказки
    о животных, растениях, неживой природе
    и предметах.

  2. Волшебные
    сказки.

  3. Легендарные
    сказки.

  4. Новеллистические
    (бытовые) сказки.

  5. Сказки
    об одураченном чёрте.

  6. Анекдоты.

  7. Небылицы.

  8. Кумулятивные
    сказки.

  9. Докучные
    сказки.

Многие
фольклористы (В. Я. Пропп,
Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин,
Т. В. Зуева) различают в составе
жанра «Бытовые сказки» две жанровых
разновидности: новеллистические и
анекдотические сказки. Анекдотические
сказки вбирают в себя сюжеты из группы
«Сказки об одураченном чёрте», многие
сюжеты, отнесённые к анекдотам, некоторые
сюжеты, включённые в раздел новеллистические
сказки, и некоторые сюжеты, причисленные
к волшебным сказкам.

В
повествовательном фольклоре не всегда
можно провести чёткую границу между
жанрами. Так, легендарная сказка может
совмещать признаки сказки и легенды, а
прозаические переделки былин могут
быть отнесены в особую жанровую группу
«Богатырская сказка». Изменение отношения
к действительности носителей фольклора
изменяет принадлежность повествования
к тому или иному фольклорному жанру.

Сказка о животных

Сказка
о животных
 (животный
эпос) — это совокупность (конгломерат)
разножанровых произведений сказочного
фольклора (сказка), в которых в качестве
главных героев выступают животные,
птицы, рыбы, а также предметы, растения
и явления природы. В сказках о животных
человек либо 1) играет второстепенную
роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу
из воза (саней»)), либо 2) занимает
положение, равноценное животному (мужик
из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная
классификация сказки о животных.

Прежде
всего, сказка о животных классифицируется
по главному герою (тематическая
классификация). Такая классификация
приведена в указателе сказочных сюжетов
мирового фольклора, составленного
Аарне-Томпсоном и в «Сравнительном
Указателе Сюжетов. Восточнославянская
сказка»:

  1. Дикие
    животные.

  • Лиса.

  • Другие
    дикие животные.

  • Дикие
    и домашние животные

  • Человек
    и дикие животные.

  • Домашние
    животные.

  • Птицы
    и рыбы.

  • Другие
    животные, предметы, растения и явления
    природы.

    Следующая
    возможная классификация сказки о
    животных — это структурно-семантическая
    классификация, которая классифицирует
    сказку по жанровому признаку. В сказке
    о животных выделяют несколько жанров.
    В. Я. Пропп выделял такие жанры
    как:

    1. Кумулятивная
      сказка о животных.

    2. Волшебная
      сказка о животных

    3. Басня
      (аполог)

    4. Сатирическая
      сказка

    Е. А. Костюхин выделял
    жанры о животных как:

    1. Комическая
      (бытовая) сказка о животных

    2. Волшебная
      сказка о животных

    3. Кумулятивная
      сказка о животных

    4. Новеллистическая
      сказка о животных

    5. Аполог
      (басня)

    6. Анекдот.

    7. Сатирическая
      сказка о животных

    8. Легенды,
      предания, бытовые рассказы о животных

    9. Небылицы

    Пропп,
    в основу своей классификации сказки о
    животных по жанрам, пытался положить
    формальный признак. Костюхин же, в основу
    своей классификации, отчасти положил
    формальный признак, но в основном
    исследователь разделяет жанры сказки
    о животных по содержанию. Это позволяет
    глубже понять разнообразный материал
    сказки о животных, который демонстрирует
    разнообразие структурных построений,
    пестроту стилей, богатство содержания.

    Ведущее
    место в сказках о животных занимают
    комические сказки — о проделках
    животных («Лиса крадёт рыбу с саней
    (с воза) СУС 1, «Волк у проруби» СУС 2,
    «Лиса обмазывает голову тестом
    (сметаной) СУС 3, «Битый небитого везёт»
    СУС 4, «Лиса-повитуха» СУС 15 и т. д), которые
    влияют на другие сказочные жанры животного
    эпоса,
    особенно на аполог (басню). Сюжетное
    ядро комической сказки о животных
    составляют случайная встреча и проделка
    (обман, по Проппу). Иногда сочетают
    несколько встреч и проделок (контаминация).
    Героем комической сказки
    является трикстер (тот,
    кто совершает проделки). Основной
    трикстер русской сказки — лиса (в
    мировом эпосе — заяц). Жертвами её
    обычно бывают волк и медведь. Замечено,
    что если лиса действует против слабых,
    она проигрывает, если против сильных —
    выигрывает (Дм. Молдавский). Это идёт из
    архаического фольклора. В современной
    сказке о животных победа и поражение
    трикстера нередко получает моральную
    оценку. Трикстеру в сказке
    противопоставлен простофиля.
    Им может быть и хищник (волк, медведь),
    и человек, и животное-простак, вроде
    зайца.

    Значительная
    часть сказок о животных занимает аполог
    (басня), в которой выступает не комическое
    начало, а нравоучительное, морализующее.
    При этом аполог не обязательно должен
    иметь мораль в виде концовки. Мораль
    вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации
    должны быть однозначными, чтобы легко
    сформировать моральные выводы. Типичными
    примерами аполога являются сказки, где
    происходит столкновение контрастных
    персонажей (Кто трусливее зайца? АТ
    70;
    Старя хлеб-соль забывается AT
    155;
    Заноза в лапе медведя (льва) AT
    156.
    Апологом можно также считать такие
    сюжеты, которые были известны в
    литературной басне с античных времён
    (Лиса и кислый виноград АТ
    59;
    Ворона и лисица AT
    57 и
    многие другие). Аполог — сравнительно
    поздняя форма сказок о животных.
    Относиться ко времени, когда моральные
    нормы уже определились и подыскивают
    для себя подходящую форму. В сказках
    этого типа трансформировались лишь
    немногие сюжеты с проделками трикстеров,
    часть сюжетов аполога (не без влияния
    литературы) выработал сам. Третий путь
    развития аполога — это разрастание
    паремии (пословицы и поговорки. Но в
    отличие от паремии, в апологе аллегория
    не только рациональна, но и чувствительна.

    Рядом
    с апологом стоит так называемая
    новеллистическая сказка о животных,
    выделенная Е. А. Костюхиным.
    Новелла в животной сказке — это
    рассказ о необычных случаях с довольно
    развитой интригой, с резкими поворотами
    в судьбе героев. Тенденция к морализации
    определяет судьбу жанра. В нём более
    определённая мораль, чем в апологе,
    комическое начало приглушено, либо
    совсем снято. Озорство комической сказки
    о животных заменено в новелле иному
    содержанию — занимательному.
    Классический пример новеллистической
    сказки о животных — это АТ
    160 «Благодарные
    звери». Большинство сюжетов фольклорной
    новеллы о животных складываются в
    литературе, а потом переходят в фольклор.
    Лёгкий переход этих сюжетов связан с
    тем, что сами литературные сюжеты
    складываются на фольклорной основе.

    Говоря
    о сатире в сказках о животных, надо
    сказать, что литература некогда дала
    толчок к развитию сатирической сказки.
    Условие для появлении сатирической
    сказки возникает в позднем Средневековье.
    Эффект сатирического в фольклорной
    сказке достигается тем, что в уста
    животных вкладывается социальная
    терминология (Лиса-исповедница АТ
    61 А;
    Кот и дикие животные АТ
    103).
    Особняком стоит сюжет АТ
    254** «Ёрш
    Ершович», которая является сказкой
    книжного происхождения.
    Поздно появившись в народной сказке
    сатира в ней не закрепилась, так как в
    сатирической сказке легко можно убрать
    социальную терминологию. Так в XIX веке
    сатирическая сказка непопулярна. Сатира
    внутри сказки о животных — это лишь
    акцент в крайне незначительной группе
    сюжетов о животных. И на сатирическую
    сказку повлияли законы животной сказки
    с проделками трикстера. Сатирическое
    звучание сохранилась в сказках, где в
    центре трикстер, а где была полнейшая
    нелепица происходящего, то сказка
    становилась небылицей

    Волшебная
    сказка
     имеет
    в своей основе сложную композицию,
    которая имеет экспозицию, завязку, развитие
    сюжета, кульминацию и развязку (см.
    также Конфликт
    (литературоведение).

    Горохова
    Е. Перо
    Жар-птицы. 1979

    В
    основе сюжета волшебной сказки находится
    повествование о преодолении потери или
    недостачи, при помощи чудесных средств,
    или волшебных помощников. В экспозиции
    сказки присутствуют стабильно 2
    поколения — старшее (царь с царицей
    и т. д.) и младшее — Иван с братьями
    или сёстрами. Также в экспозиции
    присутствует отлучка старшего поколения.
    Усиленная форма отлучки — смерть
    родителей. Завязка сказки состоит в
    том, что главный герой или героиня
    обнаруживают потерю или недостачу или
    же здесь присутствую мотивы запрета,
    нарушения запрета и последующая беда.
    Здесь начало противодействия, то есть
    отправка героя из дома.

    Развитие
    сюжета — это поиск потерянного или
    недостающего.

    Кульминация
    волшебной сказки состоит в том, что
    главный герой, или героиня сражаются с
    противоборствующей силой и всегда
    побеждают её (эквивалент сражения —
    разгадывание трудных задач, которые
    всегда разгадываются).

    Развязка —
    это преодоление потери, или недостачи.
    Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» —
    то есть приобретает более высокий
    социальный статус, чем у него был в
    начале.

    В. Я. Пропп вскрывает
    однообразие волшебной сказки на сюжетном
    уровне в чисто синтагматическом плане.
    Он открывает инвариантность набора функций (поступковдействующих
    лиц),
    линейную последовательность этих
    функций, а также набор ролей,
    известным образом распределённых между
    конкретными персонажами и соотнесённых
    с функциями. Функции распределяются
    среди семи персонажей:

    • антагониста
      (вредителя),

    • дарителя

    • помощника

    • царевны
      или её отца

    • отправителя

    • героя

    • ложного
      героя.

    Пропп
    создает т. н. метасхему волшебной
    сказки, состоящей из 31 функции. Мелетинский
    Е. М.,
    продолжая за Проппом исследование по
    жанровому определению волшебной сказки,
    объединяет пропповские сказочные
    функции в крупные структурообразующие
    единицы для того, чтобы точнее дать
    жанровое определение волшебной сказке.
    Учёный говорит о том, что для волшебной
    сказки характерны такие общие единицы,
    представленные во всех сказочных
    текстах, как ελ…EL, где греческие буквы —
    это испытание героя сказки дарителем
    и вознаграждение героя
    (Баба-Яга даёт Ивану-царевичу волшебный
    клубок за то, что он себя правильно вёл).
    Латинские же буквы, в формуле Мелетинского,
    обозначают бой над антагонистом и победу
    над ним (в роли антагониста выступает
    в волшебной сказке Кощей
    Бессмертный, Змей
    Горыныч).
    Победа над антагонистом немыслима без
    помощи волшебного средства, полученного
    ранее от дарителя. Мелетинский предлагает
    выделять не только жанр волшебной
    сказки, но также различать её жанровые
    типы, вводя дополнительные единицы для
    определения жанровых типов волшебной
    сказки:

    • )наличие/отсутствие
      независимого от героя объекта борьбы
      (O — O

    • добывание
      брачного партнёра и чудесного предмета
      (O1 —
      O2)

    • добывание
      объекта героем для себя или для царя,
      отца, семьи, своей общины (S — S_)

    • )фактор
      семейного характера основной коллизии
      (F — F

    • ).выявление
      сказки с отчётливо мифологической
      окраской враждебного герою демонического
      мира (M — M

    Благодаря
    этим единицам, можно выделить пять групп
    сказок:

    1. O1SˉFˉM —
      героические сказки, змееборческого
      типа (АТ
      300—301).

    • O2SˉFˉM —
      героические сказки типа quest (АТ
      550—551).

  • OˉSFˉM —
    архаические сказки типа «дети у людоеда»
    (АТ 311, 312, 314, 327).

    • B1DˉSM —
      сказки о семейно гонимых, отданных во
      власть лесным демонам (АТ 480, 709).

    • OˉSFMˉ —
      сказки о семейно гонимых без мифических
      элементов (АТ 510, 511).

  • O1SFˉM —
    сказки о чудесных супругах (АТ 400, 425, и
    др.).

    • O2SFˉMˉ —
      сказки о чудесных предметах (АТ 560,
      563, 566, 569, 736).

  • O1SFˉMˉ-
    сказки о свадебных испытаниях (АТ 530,
    570, 575, 577, 580, 610, 621, 675).

  • O1SˉFˉMˉ —
    (АТ 408, 653).

    • O2SˉFˉMˉ —
      (АТ 665).

    Пользуясь
    вышеизложенной классификацией типов
    волшебной сказки, надо иметь в виду, что
    во многих сказках есть, т. н. вторые
    ходы (перипетии),
    которая выражается в том, что главный
    герой сказки ненадолго теряет объект
    своего желания.

    Мелетинский,
    выделяя пять групп волшебных сказок,
    пытается решить вопрос исторического
    развития жанра вообще, и сюжетов в
    частности. Выстраиваемая схема O —
    Oˉ, M — Mˉ, F — Fˉ, S — Sˉ, во многом
    соответствует общей линии развития от
    мифа к сказке: демифологизация
    основной коллизии и
    выдвижение на первый план семейного
    начала, сужение коллективизма,
    развитие интереса к личной судьбе и
    компенсации социально обездоленного.
    В волшебной сказке присутствуют все
    этапы этого развития. В сказке присутствуют
    некоторые мотивы, характерные для
    тотемических мифов. Совершенно очевидно
    мифологическое происхождение универсально
    распространённой волшебной сказки о
    браке с чудесным «тотемным» существом,
    временно сбросившим звериную оболочку
    и принявшим человеческий облик («Муж
    ищет исчезнувшую или похищенную
    жену (жена
    ищет мужа)» СУС 400, «Царевна-лягушка»
    402, «Аленький
    цветочек»
    425 °C и др.). Сказка о посещении иных
    миров для освобождения находящихся там
    пленниц («Три подземных царства» СУС
    301 А, B и др.). Популярные сказки о группе
    детей, попадающих во власть злого духа,
    чудовища, людоеда и спасающихся благодаря
    находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик
    у ведьмы»
    СУС 327 B и др.), или об убийстве могучего
    змея — хтонического демона («Победитель
    змея»
    СУС 3001 и
    др.). В волшебной сказке активно
    разрабатывается семейная тема («Золушка»
    СУС 510 А и др.). Свадьба для волшебной
    сказки становится символом компенсации
    социально обездоленного(«Сивко-Бурко»
    СУС 530). Социально обездоленный герой
    (младший брат, падчерица,дурак)
    в начале сказки, наделённый всеми
    отрицательными характеристиками со
    стороны своего окружения, наделяется
    в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»
    СУС 531). Выделяемая группа сказок о
    свадебных испытаниях, обращает внимание
    на повествование о личных
    судьбах. Новеллистическая тема
    в волшебной сказке не менее интересна,
    чем богатырская. Пропп классифицирует
    жанр волшебной сказки по наличию в
    основном испытании «Битвы — Победы»
    или по наличию «Трудной задачи —
    Решение трудной задачи». Логичным
    развитием волшебной сказки стала сказка
    бытовая.

  • Соседние файлы в папке Лит

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

    Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

    Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

    И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

    Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

    На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

    Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
    На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

    1. Сказки о животных;
    2. Волшебные сказки;
    3. Бытовые сказки.

    Рассмотрим подробнее каждый из видов.

    Сказки о животных

    Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
    Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

    В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

    Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

    В сказках о животных человек :
    1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
    2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

    Возможная классификация сказки о животных.

    Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

    1. Дикие животные.
    — Лиса.
    — Другие дикие животные.
    2. Дикие и домашние животные
    3. Человек и дикие животные.
    4. Домашние животные.
    5. Птицы и рыбы.
    6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

    Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

    1. Кумулятивная сказка о животных.
    2. Волшебная сказка о животных
    3. Басня (аполог)
    4. Сатирическая сказка

    Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

    1. Комическая (бытовая) сказка о животных
    2. Волшебная сказка о животных
    3. Кумулятивная сказка о животных
    4. Новеллистическая сказка о животных
    5. Аполог (басня)
    6. Анекдот.
    7. Сатирическая сказка о животных
    8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
    9. Небылицы

    Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

    Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

    1. Детские сказки.
    — Сказки рассказанные для детей.
    — Сказки рассказанные детьми.
    2. Взрослые сказки.

    Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

    Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

    1. С бесконечным повторением:
    — Докучные сказки типа «Про белого бычка».
    — Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
    2. С Конечным повторением:
    — «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
    — «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
    — «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

    Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

    Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

    Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

    Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

    Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

    Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

    Волшебные сказки

    Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

    В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

    Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

    В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

    Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

    Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

    Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

    В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

    • антагониста (вредителя),
    • дарителя
    • помощника
    • царевны или её отца
    • отправителя
    • героя
    • ложного героя.

    Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

    Бытовые сказки

    Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

    Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

    Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

    В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
    В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

    Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
    Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

    Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

    Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

    Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

    Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

    И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

    Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

    На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

    Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

    На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

    1. Сказки о животных;

    2. Волшебные сказки;

    3. Бытовые сказки.

    Рассмотрим подробнее каждый из видов.

    Сказки о животных

    Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

    Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

    В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

    Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

    В сказках о животных человек :

    1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);

    2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

    Возможная классификация сказки о животных.

    Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

    1. Дикие животные.

    — Лиса.

    — Другие дикие животные.

    2. Дикие и домашние животные

    3. Человек и дикие животные.

    4. Домашние животные.

    5. Птицы и рыбы.

    6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

    Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

    1. Кумулятивная сказка о животных.

    2. Волшебная сказка о животных

    3. Басня (аполог)

    4. Сатирическая сказка

    Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

    1. Комическая (бытовая) сказка о животных

    2. Волшебная сказка о животных

    3. Кумулятивная сказка о животных

    4. Новеллистическая сказка о животных

    5. Аполог (басня)

    6. Анекдот.

    7. Сатирическая сказка о животных

    8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

    9. Небылицы

    Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

    Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

    1. Детские сказки.

    — Сказки рассказанные для детей.

    — Сказки рассказанные детьми.

    2. Взрослые сказки.

    Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

    Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

    1. С бесконечным повторением:

    — Докучные сказки типа «Про белого бычка».

    — Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

    2. С Конечным повторением:

    — «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

    — «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

    — «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

    Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

    Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

    Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

    Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

    Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

    Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

    Волшебные сказки

    Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

    В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

    Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

    В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

    Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

    Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

    Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

    В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

    • антагониста (вредителя),

    • дарителя

    • помощника

    • царевны или её отца

    • отправителя

    • героя

    • ложного героя.

    Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

    Бытовые сказки

    Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

    Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

    Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

    В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

    В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

    Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

    Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

    Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

    Главная
    Теория литературы
    Жанры фольклора
    Древнеславянский календарь
    Колядки
    Сказители былин
     

    Декорации В.М.Васнецова к пьесе А.Н.Островского «Снегурочка»

     

    Сказка
    «По щучьему веленью»

     

    Сказка
    «Царевна-лягушка»

     

    Аникин В.П. Русская народная сказка

     

    Азадовский М.К. Русские сказочники

     

    Лихачев Д.С.
    Прошлое должно служить современности

     

    Сказка и её жанровые особенности

    Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
    В сказках отражены быт
    и национальные черты русского народа.

    ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    • поучительный характер
    • изображение борьбы добра со злом
    • деление персонажей на положительных и отрицательных
    • хороший конец
    • наличие различных вариантов сюжета

     

    ТРИ ГРУППЫ СКАЗОК

    Волшебные сказки:
    «Царевна-лягушка»
    «Морозко»
    «Гуси-лебеди»
    «Сивка-Бурка»
    «Семь Симеонов»
    «Крошечка-Хаврошечка»
    «Снегурочка»

    Сказки о животных
    «Теремок»
    «Зимовье зверей»
    «Кот и лиса»
    «Заюшкина избушка»
    «Заяц, лиса и петух»
    «Кот, петух и лиса»
    «Лиса и журавль»

    Бытовые сказки
    «Каша из топора»
    «Барин и мужик»
    «Жена-спорщица»
    «Дурак и берёза»
    «Добрый поп»
    «Федул и Меланья»
    «Чего на свете не бывает»

    ВОЛШЕБНЫЕ  СКАЗКИ

    ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    • есть волшебные предметы (ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, золотое колечко, гребешок, зеркальце, полотенце, дудочка, клубочек, чудесный посох, огниво, дубинка, живая и мёртвая вода)

    • происходят волшебные превращения (брошенный гребешок становится дремучим лесом, камешек — высокой горой, полотенце –
    широкой рекой)

    • часто используется одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или и я там был, мёд-пиво пил…)

    • присутствуют троекратные повторы (три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки)

    • употребляются постоянные эпитеты (добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые,
    скатерти узорчатые, буйная головушка)

    • используются устойчивые выражения (пир на весь мир; идти куда глаза глядят; ниже плеч буйну голову повесил; скоро сказка
    сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли; хорошо, что сам жив остался; ни вздумать, ни взгадать, разве
    в сказке сказать; напоила, накормила, спать уложила)

    ПЕРСОНАЖИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

    Положительные персонажи
    Главный герой – Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Иван-крестьянский сын.
    В нём воплощены лучшие качества – доброта, честность,
    смелость, ум. Иванушка-дурачок часто ленив, над ним все подшучивают, но он всегда добродушен, отзывчив и приходит на
    помощь слабым. Часто он третий сын в семье, который остался без наследства. С ним происходит много злоключений, но он
    всегда побеждает зло и женится на красавице.

    Чудесные помощники главного героя.
    Серый волк, Сивка-Бурка, щука, ворон, кот, заяц – они приходят на помощь в самый трудный момент и выручают героя из беды.
    Главные героини – Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна, Алёнушка.
    Они всегда необыкновенно красивы (ни в сказке сказать,
    ни пером описать) и большие рукодельницы. В женских образах подчёркнуты доброта, мудрость и находчивость.

    Отрицательные персонажи
    Баба Яга.
    Злая и страшная (нередко одноглазая) старуха с костяной ногой, живёт в дремучем лесу в избушке на курьих ножках,
    летает в ступе, погоняя помелом, наделена магической силой. Иногда она помогает герою.

    Змей Горыныч.
    Многоголовое чудовище, воплощение злой силы. При его приближении наступает тьма, поднимается сильный ветер.

    Кощей Бессмертный.
    Злой, беспощадный; воплощение невероятной скупости.

    СКАЗКИ  О  ЖИВОТНЫХ

    ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    • сказки имеют аллегорический смысл – под видом недостатков
    животных высмеиваются пороки людей
    • в них отражены представления человека о природе
    • в образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса всегда хитрая, заяц – трусливый, медведь – сильный
    и доверчивый, волк – глупый, злой и жадный, мышь – трудолюбивая и добрая, кот – изворотливый, петух – самоуверенный и легкомысленный
    • все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека
    • часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой
    • сам человек также может быть героем этих сказок: он либо играет второстепенную роль («Лиса и волк»), либо занимает положение, равноценное персонажу-животному («Мужик и медведь»)
    • в конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения
    • многие сказки нравоучительные, а не комические

    БЫТОВЫЕ  СКАЗКИ

    ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    • в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов,
    в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп и др.
    • сказки повествуют о женитьбе героев и выходе замуж героинь, об исправлении строптивых жён, о неумелых и ленивых хозяйках, о господах и слугах, об одураченном барине, о ловких ворах, о хитром и смекалистом солдате и т. д.
    • бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов
    • в них часто отражаются отношения между богатыми и бедными, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество
    • забавное или нелепое событие из реальной жизни, лежащее в основе сюжета, определяет сатирический, юмористический
    или иронический характер произведения; сказки веселы и остроумны, в них всё подчинено раскрытию образов героев
    • часто главным героем является ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет (разрешает споры между героями, даёт оценку их поведению, обличает пороки и т. д.)
    • в финале всегда восстанавливается справедливость


     
     

    2. Классификация русской народной сказки.( по в.я. проппу)

    1) Сказки о животныхВ
    качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы,
    растения и явления природы. В сказках о животных человек либо:

    — играет второстепенную роль (старик из
    сказки «Лиса и Волк»),

    — занимает положение, равноценное
    животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

    2) Волшебные сказки. В
    волшебной сказке человек общается с существами, каких не встретишь в жизни:
    Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, 
    великанами,
    колдунами-карликами. Тут и невиданные звери: Олень-Золотые рога, Свинка-Золотая
    щетинка, Сивка-бурка, Жар-птица. Нередко в руки человека попадают чудесные
    предметы: клубочек, кошелек-самотряс, скатерть-самобранка, дубинка — самобойка.
    В такой сказке все возможно!

    В русских народных сказках самыми
    популярными стали сюжеты о трех царствах, о волшебном колечке, об Иване –
    дураке, о Сивке – бурке, о Василисе Премудрой, об Елене Прекрасной, о Кащее
    Бессмертном и т. д.

    3) Новеллистическая сказка (бытовая)
    имеет одинаковую с волшебной сказкой композицию, но имеет качественное с нею
    различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину
    чудесные события (работник побеждает чёрта). Новеллистическая сказка точно
    передает быт, обстоятельства народной жизни. Правда соседствует с вымыслом, с
    событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. Например, жестокую
    царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой
    драчуна-сапожника. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный,
    богатый и бедный.(Барин и плотник, Про нужду, Гусли-самогуды).

    4) Кумулятивные сказки строятся
    на многократном повторении какого-то звена, вследствие чего возникает либо
    «нагромождение», либо цепь. Кумулятивную единицу различают:

    1. С бесконечным повторением: «Сказка
    про белого бычка», «У попа была собака»…

    2. С конечным повторением:

    — «Репка» — единицы сюжета нарастают в
    цепь, пока цепь не оборвется;

    — «Петушок подавился» — происходит
    «расплетание» цепи, пока цепь не оборвется;

    — «За скалочку уточку» — предыдущая
    единица текста отрицается в следующем эпизоде.

    5) Небылицы — это сказки, построенные на абсурде.
    Они небольшие по объёму и часто имеют вид ритмизованной прозы. Небылицы
    представляют собой особый жанр фольклора, который встречается у всех народов
    как самостоятельное произведение или как часть сказки, скоморошины, былички,
    былины.

    6) Докучные сказки. Такие
    сказки создавались как шуточные и обязательно веселые. Они сочинялись прежде
    всего для того, чтобы отбиться от истовых ревнителей сказок, но и взрослых. Эти
    произведения начинаются привычно-завлекательным зачином, а заканчиваются
    странной концовкой, когда внимательный слушатель оказывается в неожиданной
    растерянности (Вокруг кольца, вокруг кольца ходили журавль да овца: сметали они
    стожок сенца, не сказать ли нам с конца?).

  • В каких сказках участвует баба яга
  • В каких сказках упоминается такой вид одежды как рубаха
  • В каких сказках упоминается словосочетание добрый конь
  • В каких сказках упоминается слово рубаха
  • В каких сказках салтыков щедрин выразил обобщенное представление о жизни народа