В каких сказках есть василиса премудрая название сказок

История персонажа

Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.

Василиса Премудрая и Иван-царевич

Василиса Премудрая и Иван-царевич

Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле Баба-Яга, хозяин подземного царства Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то Иван-царевич или Иванушка-дурачок, но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.

Образ и характеристика

Василиса Премудрая (Прекрасная) предстает в русских народных сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она умудрилась выполнить задание, данное Морским царем: героиня за одну ночь построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими способностями, о чем свидетельствуют эти строки из «Царевны-лягушки»:

«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди».

Правда, рассказчики не дают скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю Черномору – повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными богатствами.

Василиса Премудрая и морской царь

Василиса Премудрая и морской царь

Некоторые проводят параллель между Василисой и Золушкой, так как у этих персонажей есть общие черты. Героиню ждал тяжелый каждодневный труд, коварная мачеха и злые сводные сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе-Яге. Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках, не съела Василису, а оставила ее у себя.

Девушка вовремя выполняла поручения старухи с крючковатым носом. Дело в том, что красавице помогала кукла-оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести аналогию с девушкой, потерявшей хрустальную туфельку, ибо у нее тоже был магический помощник – крестная фея, обладательница волшебной палочки. В конечном итоге Баба-Яга отпустила Василису на свободу и, чтобы та не заблудилась в дремучем лесу, подарила ей светящийся череп, насаженный на шест. Эту иллюстрацию можно увидеть в работе художника Ивана Билибина.

Василиса Премудрая на картине Ивана Билибина

Василиса Премудрая на картине Ивана Билибина

«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!

Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.

Василиса Премудрая в виде царевны-лягушки

Василиса Премудрая в виде царевны-лягушки

Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.

Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.

Светлана Смехнова в роли Василисы

Светлана Смехнова в роли Василисы

Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Валентина Сперантова, Елизавета Уварова, Валентин Брылеев и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.

Татьяна Аксюта в роли Василисы

Татьяна Аксюта в роли Василисы

Василису Афанасьевну Премудрую сыграла Татьяна Аксюта, которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, Татьяной Пельтцер, Александром Кузнецовым, Юрием Черновым и Натальей Крачковской.

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер Михаил Левитин показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.

Мария Глазкова в роли Василисы

Мария Глазкова в роли Василисы

В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили Алексей Панин, Татьяна Арнтгольц, Ольга Тумайкина и Евгений Кочетков.

«Реальная сказка» (2011)

Эта добрая кинолента рассказывает о сказочных персонажах, которые живут не в заколдованном лесу, а в современном мире, потому что люди перестали в них верить. Героям нужно зарабатывать на хлеб, поэтому они сменили амплуа: Василиса стала учительницей, Леший – бомжом, Кощей Бессмертный – олигархом, а богатыри – его охранниками.

Ирина Безрукова в роли Василисы

Ирина Безрукова в роли Василисы

Образ Василисы достался актрисе Ирине Безруковой. Также в блестящий состав картины вошли Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник и Людмила Полякова.

«Последний богатырь» (2017)

«Последний богатырь» – это третий русскоязычный фильм от компании «Дисней». Режиссер Дмитрий Дьяченко поместил молодого московича, который привык ежеминутно пользоваться гаджетами, в сказочную страну Белогорье. Теперь Иван видит не обычных прохожих, а Лешего, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.

Мила Сивацкая в роли Василисы

Мила Сивацкая в роли Василисы

Василису сыграла Мила Сивацкая, а также в съемках поучаствовали Виктор Хориняк, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко и Евгений Дятлов.

Культура.РФ

Культура.РФ

КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?

КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?

Во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком.

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.

Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.

В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.

Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.

Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».

Иван Билибин. Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900

Частное собрание

Иван Билибин. Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899

Частное собрание

Кинуко Крафт. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Баба-яга и Василиса Прекрасная». 1994

Частное собрание

Анна Давыдова. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1948

Частное собрание

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Николай Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая. 1941

Государственный музей искусства народов Востока, Москва

Валентина Сорогожская в роли Василисы Прекрасной

Кадр из сказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939)

Татьяна Аксюта в роли Василисы Прекрасной

Кадр из сказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

В какой сказке есть Василиса Премудрая (см.)?

В каких сказках встречается Василиса Премудрая — она же : Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Марья Искусница, Ольга-Царевна, Марья Моревна ?

2 ответа:



6



0

Василиса Премудрая — она же : Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Марья Искусница, Ольга-Царевна, Марья Моревна — это классический собирательный образ сильной, самодостаточной русской женщины, и в тоже время нежной, заботливой матери и беззаветно любящей своего избранника невесты или жены встречается во многих русских сказках. Например, народно-поэтическое произведение которое получило название по имени главной героини — «Марья-Моревна» или «Марья-искусница» Евгения Львовича Шварца. В последней из них несгибаемая воля и материнское сердце стали непробиваемыми преградами помешавшими подчинить похищенную Водяным Марью, и в конечном итоге именно они и помогли развеять колдовство.

В сказке «Конёк-Горбунок» будущую жену Ивана-дурака автор прозвал Царь-девицей, но и в ней благодаря очаровательной внешности и твёрдому характеру, читатель без труда узнает Василису-Премудрую. И конечно же многие помнят русскую народную сказку » Иван-царевич и серый волк «, в развязке которой главный герой женится на Елене Прекрасной.

Таким образом, за сотни лет неувядающий образ Василисы-Премудрой со свойственной ей наилучшими женскими чертами характера и пленительной красотой кочует из сказки в сказку, и если хорошенечко приглядеться, то его можно обнаружить во многих литературных произведениях.



4



0

Во многих русских сказках главные герои — это пара Иван и Василиса.

Иван-царевич, Иванушка-дурачок — и его будущая невеста, Василиса, которая тоже иногда зовется не Премудрой, а Прекрасной. Но все же в большинстве сказок о внешности ее говорится меньше, чем о других качествах — верности, заботливости, надежности и, конечно же, мудрости. «Морской царь и Василиса Премудрая», «Жар-птица и царевна Василиса», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» — во всех этих сказках девушка, как награда, достается главному герою в жены. Обычно она выручает своего жениха, помогая ему в разных испытаниях.

Классический пример — это сказка о Лягушке-царевне. Иногда, правда, она и сама устраивает Ивану разные испытания, которые он уже сам проходит и добивается ее руки. В любом случае она разумная, добрая, иногда властная, но всегда справедливая и благородная — настоящая русская женщина.

Читайте также

Каждый человек назовёт свой фильм и свою героиню, ведь сколько людей и столько мнений. Для меня, например символом Советской Женщины является Нонна Мордюкова в фильме режиссёра Николая Москаленко «Русское поле». К героине этой актрисы судьба отнеслась жестоко, но она выстояла, несмотря ни на что. В чём то судьба Нонны Мордюковой схожа с судьбой её героини Фени. Есть женщины в русских селениях…

текст при наведении

Если имеется в виду американский сериал Месть, то главную героиню Аманду Кларк, приезжающую в Хэмптонс под именем Эмили Торн играет актриса — Эмили ВанКэмп. У нее главная роль и интересная сюжетная линия -ей нужно убить того, в кого она влюблена.

Мне она симпатична. Сильный типах, но, как по мне, совершенно нереальный. Именно из-за нее книга читается, как детектив с элементами фантастики. НУ, еще ее папашка. У людей с Запада очень странные представления о нашей разведке и том, что было при Сталине. Но, возвращаясь к Лисбет, скажу, что если сделать допущение, что это реальный персонаж, то она не может не вызывать уважения и симпатии. Человек имеющий свой взгляд на мир и отстаивающий свои убеждения, свою свободу, не идущий на компромисс. С ней тяжело было бы жить, общаться, но это не умаляет ее достоинств.

Известный российский писатель Иван Ефремов известен многим, как писатель фантаст — певец коммунистического будущего. Его книги стали настоящим шедевром мировой фантастики. Но также Иван Ефремов писал и другие книги. Он был известным палеонтологом, побывал в многочисленных экспедициях, описал суровый быт простого геолога. И эти его книги известны и популярны не менее фантастических романов. Но есть еще один роман, который можно отнести к жанру исторической реконструкции, о временах Александра Македонского. Это роман «Таис Афинская», написанный Ефремовым незадолго до своей смерти. Главной героиней романа является афинская гетера ТАИС, красивейшая и умнейшая женщина своего времени.

Судя по имени, то, первое, что приходит на ум — это Даша Васильева, и детей главной героини зовут также, как и детей самой писательницы. Виола Тараканова внешне тоже подходит под описание самой Донцовой — невысокая блондинка. Впрочем и Евлампия Романова тоже под это описание подходит, как и Даша Васильева. Но сама Донцова призналась, что сама она все таки похожа на Ивана Подушкина, он ближе всех ей и по характеру, и по складу ума. Так что тут не героиня, а герой получается.

  • В каких сказках встречаются цифры
  • В каких сказках встречаются цветы
  • В каких сказках встречаются фразеологизмы
  • В каких сказках встречаются три главных героя или герой совершает три подвига
  • В каких сказках встречаются пословицы 3 класс