В каких сказках музыкальные инструменты были волшебными


1

Какие есть русские сказки с волшебными музыкальными инструментами?

Какие есть русские сказки, где встречаются волшебные музыкальные инструменты?

О чем эти сказки?

1 ответ:



2



0

В сказках нередко встречаются волшебные музыкальные инструменты, которые помогают героям преодолевать препятствия или достигать определённых целей.

Гусли:

  1. «Гусли-самогуды». Помогли свинопасу Ваньке жениться на царевне.

  2. «Царица-гусляр». Переодевшаяся гусляром царица спасает своего мужа из неволи. Она вошла в доверие к королю благодаря искусной игре на гуслях.

  3. «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Бездольный поменял свою дубинку на волшебные гусли у встречного старика.

  4. «Кот, петух и лиса». Кот ищет дом лисы, которая украла петуха, играет на гусельках и поёт песенку.

  5. «Кот, дрозд и петух». Гусли помогают спасти петуха из лап лисы.

  6. «Золотой конь». Ивану пришлось достать для отца гусли-самоигры.

________________­<wbr />________________­<wbr />________________­<wbr />____

Дудочка (свирель):

  1. «Пастушья дудочка (свирель)». Пастух наказал жадного хозяина его жену, заставив их плясать под дудочку.

  2. «Райская дудка». Ангел принёс Ивану-дураку волшебную дудочку.

  3. «Волшебная дудочка». Родная дочка столкнула сводную сестру в болото. На этом месте выросла травяная дудка, из которой прохожий сделал дудочку, а та в своей песенке всё рассказала.

  4. «Три царства — золотое, серебряное и медное». В бриллиантовом царстве Иван-царевич нашёл волшебную дудочку, по звуку которой появлялись кривой да хромой и выполняли все его желания.

  5. «Королевич и его дядька». Младшая дочь мужика-лешего дарит Ивану-царевичу дудку за спасение отца.

________________­<wbr />________________­<wbr />________________­<wbr />________

Гармонь.

  1. «Плясовая гармонь». Когда гармонь играла, все вокруг плясали, а богатырь и его конь пали и пропали от пляски.

Читайте также

Гусли могут изготовить из ели, сосны или кедра. Раньше использовали и клён явор, и яблоню. Чтобы изготовить жалейку брали иву, либо бузину. Нашла информацию, сейчас мастера используют яблоню, грушу и вишню для жалейки.

Эта ель , её зовут резонансной , растет в Чехии .

Особый вид ели , древесина которой обладает акустическими свойствами .Она «звучит » — так говорят о ней профессионалы , создающие музыкальные инструменты.

Успех скрипок Страдивари еще и в том , что он умел выбирать » звучащие » ели, причем без современных лабораторных анализов.

В наше время такие анализы древесины проводятся.

Выращивание резонансных елей начинается с отбора семян . Их берут с самых лучших по звучанию деревьев и высаживают в точно такую же по составу почву , в которой росло материнское дерево .Семена высаживают в питомник . Когда маленькие саженцы ели достаточно окрепнут , их пересаживают в горы на высоту 700 метров. Еще через десятилетие проводят прореживание , оставляя самые крепкие и ровные деревья. Проходит еще 40 лет , и снова «ревизия» .Самые «звонкие» и ровные оставляют , и они растут еще до 100 -150 — ти лет . Только деревья не моложе ста лет срезают для изготовления инструментов. Срезанная древесина еще раз проходит анализ . Если звуковые (акустические ) свойства соответствуют стандарту качества , ель разрезают на части , длина которых тоже определяется стандартом . После этого из неё изготовляют музыкальные инструменты :скрипки , рояли , виолончели , гитары и др. Такие ели ценятся очень дорого .

Даже распиловка резонансной ели проводится по определенным правилам .

Такая древесина идет на продажу .

И мастера превратят её в музыкальный инструмент .

Испанские танцы и мотивы невозможно представить без стука кастаньет, с помощью которых создается разнообразный ритмический рисунок. О происхождении этого инструмента, считающегося одним из самых древних, спорят до сих пор. Кроме Испании, он является распространенным в Италии и Латинской Америке. Несмотря на то, что в переводе с испанского название инструмента означает «каштан», делали кастаньеты вовсе не из каштана. Для их изготовления использовали только твердые породы дерева — орех, палисандр, эбеновое дерево. Альтернативным материалом для кастаньет была еще слоновая кость, а в настоящее время их делают даже из стеклопластика. Но настоящими считаются именно деревянные кастаньеты — выдолбленные в виде двух ракушек, соединенных шнурком, и издающим характерный щелкающий звук.

В тромбоне высота звука изменяется перемещением выдвижного колена. Кулиса, это одно из названий. Но есть и другое названия этой части тромбона. Цуга. Тромбон является обязательным инструментом для джазовых оркестров.

Не могу сказать с совершенной уверенностью в своей правоте, поэтому напишу просто догадку. Думаю, песня о бывшем военном, который уже давно в отставке, жизнь его сложилась не особенно удачно, да и уже вряд ли станет лучше. Он не очень молод, он утратил веру в людей и идею, за которую когда-то в молодости был готов отдать жизнь. Он и сейчас верит, но понимает, что он в этом одинок, все его единомышленники променяли идею на материальные блага. Он остался сильным духом, ему почти незачем жить. Одиночество — его старый выбор, который теперь гнетет. Но выбор был сделан, теперь уже ничего не изменишь. Может даже, тут я не уверена совсем, он занимается чем-то незаконным. Наемник? Киллер? Не поняла, только намек в тексте…

dyZjYY9TsPnIoxKdpTMbnSMRiRpW4.png

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №125 г.Челябинска»

Образовательный технопарк пропедевтической направленности

для детей дошкольного возраста «Твори, выдумывай, пробуй!»

Апрельские научные чтения детей старшего дошкольного возраста

Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов

(художественно-эстетическое направление)

Автор:

Лаптева Алена

7 лет, группа № 9

                                                                           МБДОУ «ДС №125г.Челябинска»

Руководитель проекта:

Горшкова Ю.В.

Муз.руководитель

МБДОУ«ДС №125 г.Челябинска»

2019

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Основная часть

  1. Музыкальные инструменты в народных сказках……………………………………………………………………………..4

Практическая часть

  1. Ребусы……………………………………..…………………………8

Заключение………………………………………………………………………..9

Литература……………………………………………………………………….10

Приложения

Приложение 1 –  презентация

Введение

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

                                      В.А.Сухомлинский.

Нужна ли музыка в сказках?

Связь музыки и сказки увидеть просто. Она присутствует в сказках всегда. В них рассказывается о волшебных музыкальных инструментах, о таинственной музыке, которая усыпляет, отгоняет злые силы и побеждает зло, возвеличивает добро, пробуждает чувства. В сказках музыкальные инструменты извлекают такие звуки, которые могут заставить человека плясать или спать, совершать разные поступки, усиливают эмоциональные переживания героев. И все это благодаря волшебной музыке и инструментам. Многие сказочные персонажи просто поют песни или пляшут. Такая связь музыки и сказки имеет древние магические корни.

Без музыки не было бы многих сказок, потому что она помогает главному герою совершать сказочные волшебные поступки, имеет огромное воздействие на все живое, помогает лучше понять и почувствовать сказку. Можно сказать, что музыка в сказках играет главную роль.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить необходимость присутствия народных музыкальных инструментов в сказках разных народов.

Объект исследования: процесс изучения сказок разных народов.

Предмет исследования: народные  музыкальные инструменты.

Гипотеза исследования: если в русских народных сказках могут быть волшебные народные музыкальные инструменты (гусли, дудочки и др.), то, возможно ли будут они присутствовать и в сказках других народов.

Для этого мы изучили сказки разных народов и узнали, что волшебные музыкальные инструменты встречаются и в их сказках.

Основная часть.

  1. Музыкальные  инструменты в народных сказках.

Русский народный инструмент гусли.

Гусли- являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.

Гусли мы можем встретить в русской народной сказке «Садко»:

«Как начал играть Садко

В гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь

морской во синем море».

Благодаря волшебным гуслям Водяной- хозяин Ильмень озера- помог Садко стать богатым купцом, а Морской Царь назначил его верным гусляром. Под водой Садко так весело играл на гуслях, что все подводные жители плясали да подпевали. А в это время на море был такой шторм, что потонуло очень много кораблей.

Карельский музыкальный инструмент кантеле.

Ка́нтеле — карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. 

Этот инструмент есть в карельской народной сказке « Матти — весельчак »:

«Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: — Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! — Можно,— говорит Матти-весельчак.— Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам — ох, как скверно играет! — Нет,— говорит Матти,— плохо ты играешь!»

Благодаря кантеле и хитрости музыканта медведь перестал пугать людей в лесу.

Грузинский народный инструмент чонгури.

Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент.  Традиционный женский инструмент, однако, ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный.

Такой инструмент встречается в одноименной Грузинской народной сказке « Чонгурист »:

«Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста».

От такой волшебной музыки страшное чудище не съело юношу, а разрешило взять яблоко бессмертия из сада. А это яблоко юноша отдал царю и женился на его дочери.

Белорусский народный инструмент дудка-поршневка.

Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука.

Дудочку мы встретим в белорусской сказке « Волшебная дудка »:

«Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает».

Услышав волшебную дудочку, бедный народ понимал всю несправедливость и начинал борьбу с богатыми хозяевами, на которых он работал и день, и ночь без отдыха, без платы за работу.

Латышский народный инструмент стабуле.

Свирели-стабуле были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять — шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину.

Такая свирель встречается в Латышской народной сказке « Волшебная стабуле »:

«Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. «Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут». Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали».

От звуков волшебной свирели в пляс пустилось и войско врага, да так танцевали солдаты, что с ног от усталости попадали. Воевать сил больше не было. А еще свирель помогла бедному пареньку-пастуху жениться на дочери царя и получить полцарства в придачу.

Казахский музыкальный инструмент домбра.

Домбра  казахский народный двухструнный  щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.

Домбра встречается в азахской народной сказке « Мастер Али »:

«А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой».

В этой сказке никто не отважился рассказать Хану о гибели его любимого сына в бою, т.к. Хан велел казнить каждого, кто принесет ему плохую весть. Только находчивый Али взял свою домбру и так сыграл Хану, что тот без слов все понял…

Эскимосский музыкальный инструмент бубен.

Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного.

Такой бубен есть в одной из эскимосских народных сказок « Чудесный бубен »:

«Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.

А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось».

Так с помощью волшебного бубна девочка научилась колдовать, и не было равных ей в пении, танцах и колдовстве.

Узбекский народный инструмент карнай.

Карнай — один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени карнай используется во всём Узбекистане как символ празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадиные скачки и другие спортивные игры.

Карнай встречается в  народной сказке « Юноша с карнаем », где отец велел младшему сыну: «Возьми мой старый карнай,  и ступай с ним по свету. Играй и тем, у кого горе и тем, у кого радость. В этом ты найдёшь своё счастье. Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак, играя на праздниках и торжествах».

Звук карная спас юношу от злых разбойников, излечил дочку царя. Царевна же выбрала этого парня в женихи.

Практическая часть.

  1. Ребусы.

Z:МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬГОРШКОВА Ю.Вребус 001.jpg

Заключение

Изучив сказки многих народов, мы пришли к выводу, что волшебные музыкальные инструменты мы можем встретить во многих сказках. И у каждого народа эти инструменты разные, с интересными и необычными названиями.

В таких сказках музыка проявляет свою волшебную силу и помогает главному герою в трудную минуту, побеждает зло и творит добрые дела.

На этом наше исследование не закончено. Мне было бы интересно подобрать для моих любимых сказок волшебные музыкальные инструменты для помощи главному герою, если у него нет такого. Как бы изменилась эта сказка?

Литература

  1. Сказки народов мира. «Амурское книжное издательство», 1959.
  2. Сказки народов мира. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://skazki-narodov.ru.
  3. Музыкальные инструменты разных народов. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://fishki.net/1420491-muzykalnye-instrumenty-raznyh-narodov.html.
  4. Звучание музыкальных инструментов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://mixmuz.ru/mp3/звучание%20музыкальных%20инструментов

Для того, чтобы правильно ответить на данный вопрос, необходимо изучить небольшое количество теоретической информации. Также я хочу сказать, что мой ответ получится дополняемый, потому что в мире бесчисленное количество разных сказок, в которых наверняка упоминаются музыкальные инструменты.

О чем говорит наличие древнерусских музыкальных инструментов

Для повышения качества восприятия информации нужно понять что такое музыкальные инструменты и в каких случаях они использовались. Еще в древности на Руси использовались музыкальные инструменты. Эти музыкальные инструменты использовались при следующих событиях:

  1. На случай какого либо торжества. Ведь многие из нас помнят, как в фильмах про старую Русь показывались моменты праздника, в которых обязательно играли на каких-либо музыкальных инструментах.
  2. Также музыкальные инструменты активно использовались при религиозных обрядах. Это считается настоящей традицией, потому что практически никакой обряд не обходился без музыки.
  3. Отдельным пунктом можно выделить отпевание, потому что это сохранилось практически в таком же виде, что и в те времена.

Наличие таких инструментов говорит об особенной важности события, потому что музыкальные инструменты без повода использовались очень редко.

Русские народные сказки, в которых присутствуют инструменты

После того, как я понял в каких случаях использовались музыкальные инструменты, я могу приступить к непосредственному ответу на вопрос.

  1. «Царица гусляр»;
  2. «Звериное молоко» ;
  3. «Музыка-чародейник»;
  4. «Безногий и слепой богатыри» ;
  5. «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»;
  6. «Пастушья дудочка»;
  7. «Иван-купеческий сын»;
  8. «Плясовая гармонь»;
  9. «Троеструнные гусельцы»;
  10. «Волшебные гусли»;
  11. «Садко».

В заключение я могу сказать, что чтение сказок — это очень захватывающий процесс, который к тому же и очень полезный для развития головного мозга. Поэтому, если вы ещё не начали активно читать разные книги, то начните читать все различные сказки и вы никогда об этом не пожалеете. С начала начните читать самые простые русские народные сказки, а потом можете начать читать авторские.

Волшебные музыкальные инструменты  в сказках народа мира Руководитель проекта : Титтель С.В. учитель МБОУ СОШ №12 г.Пушкино

Волшебные музыкальные инструменты в сказках народа мира

Руководитель проекта : Титтель С.В.

учитель МБОУ СОШ №12 г.Пушкино

Цели и задачи:    1 Познакомится со старинными народными инструментами, встречающиеся в текстах сказок народов мира;  2 Познакомится со звучанием народных инструментов;  3 Подготовить электронную версию для выступлений перед младшими школьниками

Цели и задачи: 1 Познакомится со старинными народными инструментами, встречающиеся в текстах сказок народов мира; 2 Познакомится со звучанием народных инструментов; 3 Подготовить электронную версию для выступлений перед младшими школьниками

Русская народная сказка  «Садко»   Как начал играть Садко В гусельки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море. Как расплясался царь морской

Русская народная сказка «Садко»

Как начал играть Садко

В гусельки яровчаты,

Как начал плясать царь

морской во синем море.

Как расплясался царь морской

Русский народный инструмент гусли Гусли -являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям

Русский народный инструмент гусли

Гусли -являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям

Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн

Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн

Карельская народная сказка  « Матти - весельчак »   Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит:  — Эй, парень! Научи меня на кантеле играть!  — Можно,— говорит Матти-весельчак.— Отчего не научить?  Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам — ох, как скверно играет!  — Нет,— говорит Матти,— плохо ты играешь!

Карельская народная сказка « Матти — весельчак »

Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: — Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! — Можно,— говорит Матти-весельчак.— Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам — ох, как скверно играет! — Нет,— говорит Матти,— плохо ты играешь!

Карельский музыкальный инструмент кантеле Ка́нтеле — карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны

Карельский музыкальный инструмент кантеле

Ка́нтеле — карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны

Кантеле У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. 

Кантеле

У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его. 

Грузинская народная сказка  « Чонгурист » Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста

Грузинская народная сказка « Чонгурист »

Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста

Грузинский народный инструмент  чонгури Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент.  Традиционный женский инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный

Грузинский народный инструмент чонгури

Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный

инструмент.  Традиционный женский инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный

Чонгури

Чонгури

Сказка народов Ашанти  ( западная Африка)   « Барабан Осэбо » Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо был самым сильным из зверей на земле и его все боялись. 

Сказка народов Ашанти ( западная Африка) « Барабан Осэбо »

Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо был самым сильным из зверей на земле и его все боялись. 

Бараба́н— семейство ударных музыкальных инструментов. Корпус барабана производится из дерева, металла Этот инструмент испокон веков используют во многих странах. С помощью барабанов исполняли музыку, предупреждали об опасности, управляли армиями во время боевых действий едва ли не все народы, которым когда-либо доводилось воевать.

Бараба́н— семейство ударных музыкальных инструментов. Корпус барабана производится из дерева, металла Этот инструмент испокон веков используют во многих странах. С помощью барабанов исполняли музыку, предупреждали об опасности, управляли армиями во время боевых действий едва ли не все народы, которым когда-либо доводилось воевать.

Беларусская сказка « Волшебная дудка » Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает

Беларусская сказка « Волшебная дудка »

Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает

Беларусский народный инструмент дудка- поршневка Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука

Беларусский народный инструмент дудка- поршневка

Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука

Чешская народная сказка  « Гонза и Скрипка »   Хотелось бы мне еще скрипку, — сказал Гонза, — но не простую, а такую, что, если на ней заиграть, все бы пустились в пляс...  — Три,— произнес старик, а на левом плече Гонзы уже висела скрипка на алом шнуре. А на скрипке Гонза и теперь играет, когда людям хочется повеселиться и поплясать.

Чешская народная сказка « Гонза и Скрипка »

  Хотелось бы мне еще скрипку, — сказал Гонза, — но не простую, а такую, что, если на ней заиграть, все бы пустились в пляс… — Три,— произнес старик, а на левом плече Гонзы уже висела скрипка на алом шнуре.

А на скрипке Гонза и теперь играет, когда людям хочется повеселиться и поплясать.

Чешский народный инструмент скрипка дынды Скрипка -смычковый струнный музыкальный инструмент . Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI в, получила широкое распространение в XVII в. Смычковые инструменты были известны очень давно. В древней Греции смычка еще не было.

Чешский народный инструмент скрипка дынды

Скрипка -смычковый струнный музыкальный инструмент . Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI в, получила широкое распространение в XVII в. Смычковые инструменты были известны очень давно. В древней Греции смычка еще не было.

Можно считать, что родиной смычковых инструментов была  Индия  первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая  лира да браччо ,  ведущая происхождение от старинных  виол

Можно считать, что родиной смычковых инструментов была  Индия  первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая  лира да браччо ,  ведущая происхождение от старинных  виол

Монгольская народная сказка  « Дамдин- музыкант » Ушел Дамдин от отца, три года пропадал, на четвер­тый — вернулся: Спрашивает отец: — Чему научился? Рассказывай. — Научился на моринхуре играть, — отвечает Дамдин. Рассердился отец: — У других отцов сыновья железо ковать умеют, ло­шадей объезжать могут, а ты только на моринхуре играешь! Ка­кая польза от такого уменья? Ответил Дамдин: — Кто мою игру слушает, тому жить легче становит­ся, у того сердце веселее бьется.

Монгольская народная сказка « Дамдин- музыкант »

Ушел Дамдин от отца, три года пропадал, на четвер­тый — вернулся: Спрашивает отец:

— Чему научился? Рассказывай.

— Научился на моринхуре играть, — отвечает Дамдин. Рассердился отец:

— У других отцов сыновья железо ковать умеют, ло­шадей объезжать могут, а ты только на моринхуре играешь! Ка­кая польза от такого уменья?

Ответил Дамдин:

— Кто мою игру слушает, тому жить легче становит­ся, у того сердце веселее бьется.

Монгольский народный инструмент моринхур Моринхур, или монгольская скрипка - струнный смычковый музыкальный инструмент, традиционный инструмент монголов. Верх инструмента вырезан в виде конской головы. Именно поэтому инструмент получил свое название

Монгольский народный инструмент моринхур

Моринхур, или монгольская скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, традиционный инструмент монголов. Верх инструмента вырезан в виде конской головы. Именно поэтому инструмент получил свое название

С глубокой древности моринхур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание

С глубокой древности моринхур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание

Индийская народная сказка  « Гутила-музыкант »   Гуттила оборвал одну струну, продолжая играть на шести. Оборванный конец струны зазвучал, как божественная музыка. Мусила тоже оборвал струну, но она не издала никакого звука. Тогда учитель оборвал вторую струну, потом третью и так до последней, седьмой струны. И когда он заиграл на одном дереве, звуки его вины разнеслись по всему Бенаресу

Индийская народная сказка « Гутила-музыкант »

  Гуттила оборвал одну струну, продолжая играть на шести. Оборванный конец струны зазвучал, как божественная музыка. Мусила тоже оборвал струну, но она не издала никакого звука. Тогда учитель оборвал вторую струну, потом третью и так до последней, седьмой струны. И когда он заиграл на одном дереве, звуки его вины разнеслись по всему Бенаресу

Индийский народный инструмент вина Вина — старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками.  Вина — концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу

Индийский народный инструмент вина

Вина — старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Вина — концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу

Латышская народная  сказка « Волшебная стабуле » Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель.

Латышская народная сказка « Волшебная стабуле »

Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. «Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут». Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали

Латышский народный инструмент стабуле Свирели были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять - шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину  

Латышский народный инструмент стабуле

Свирели были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять — шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину  

Бирманская народная сказка  « Приключения музыканта Ча Тан Пхо » Давным-давно в одной деревне жила вдова. У неё был сын по имени Ча Тан Пхо. Ему уже исполнилось 16 лет, но ни с кем он не дружил, а целыми днями играл на палвэ – бирманской флейте, да так, что каждый, кто слушал его игру, забывал обо всём на свете, даже про еду и питьё. Не только люди, но и лесные звери заслушивались его игрой

Бирманская народная сказка « Приключения музыканта Ча Тан Пхо »

Давным-давно в одной деревне жила вдова. У неё был сын по имени Ча Тан Пхо. Ему уже исполнилось 16 лет, но ни с кем он не дружил, а целыми днями играл на палвэ – бирманской флейте, да так, что каждый, кто слушал его игру, забывал обо всём на свете, даже про еду и питьё. Не только люди, но и лесные звери заслушивались его игрой

Бирманский народный инструмент Фле́йта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка

Бирманский народный инструмент

Фле́йта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка

Сербская народная сказка  « У царя трояна козлиные уши »   Выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела:  - У царя Трояна козлиные уши!

Сербская народная сказка « У царя трояна козлиные уши »

  Выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела: — У царя Трояна козлиные уши!

Сербский народный инструмент  Фрула     С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели. Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью

Сербский народный инструмент Фрула

   С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели. Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью

Японская народная сказка  « Флейтист Санта » Жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню — каждый в пляс пустится . 

Японская народная сказка « Флейтист Санта »

Жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню — каждый в пляс пустится . 

Японский народный инструмент Рютэки Рютэки («драконовая флейта») — бамбуковая японская поперечная флейта с семью игровыми отверстиями. Звучание рютэки изображает драконов, летающих в небесном свете, за которыми наблюдают люди

Японский народный инструмент Рютэки

Рютэки («драконовая флейта») — бамбуковая японская поперечная флейта с семью игровыми отверстиями. Звучание рютэки изображает драконов, летающих в небесном свете, за которыми наблюдают люди

Казахская народная сказка  « Мастер Али »    А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом.  Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой .

Казахская народная сказка « Мастер Али »

А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой .

Казахский музыкальный инструмент  домбра Домбра  казахский народный двухструнный  щипковый музыкальный инструмент . Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями

Казахский музыкальный инструмент домбра

Домбра  казахский народный двухструнный  щипковый музыкальный инструмент . Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями

Эскимосская народная сказка  « Чудесный бубен »   Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение. А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось  

Эскимосская народная сказка « Чудесный бубен »

Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.

А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось  

Эскимосский музыкальный инструмент  бубен Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного

Эскимосский музыкальный инструмент бубен

Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного

Гвинейская народная сказка  « Кора Гассира »   И вот однажды ночью на привале, Гассир сидел один у костра и как будто прислушивался. Наконец сон одолел и его. Внезапно он пробудился и вскочил на ноги. Он услышал музыку, и эта музыка, казалось, звучала внутри него. Гассир задрожал: это пела кора! Дрогнуло сердце храброго воина, и он впервые заплакал. Понял Гассир, что все его подвиги преходящи, и лишь музыка может вознестись над жизнью и смертью. Так Гассир стал великим певцом

Гвинейская народная сказка « Кора Гассира »

И вот однажды ночью на привале, Гассир сидел один у костра и как будто прислушивался. Наконец сон одолел и его. Внезапно он пробудился и вскочил на ноги. Он услышал музыку, и эта музыка, казалось, звучала внутри него. Гассир задрожал: это пела кора! Дрогнуло сердце храброго воина, и он впервые заплакал. Понял Гассир, что все его подвиги преходящи, и лишь музыка может вознестись над жизнью и смертью. Так Гассир стал великим певцом

Гвинейский народный инструмент кора Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми

Гвинейский народный инструмент кора

Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми

Китайская народная сказка  « Музыкант Вэнь »   Великий Сян спросил:

Китайская народная сказка « Музыкант Вэнь »

  Великий Сян спросил: «Как твоя игра на цине?» Вэнь ответил: «Я постиг её. Прошу вас проверить меня». Тогда была весна, но Вэнь коснулся струн Осени. Неожиданно поднялся холодный ветер, и рост деревьев и трав завершился. Наступила осень. Вэнь коснулся струны Весны, и закружился теплый ветер, деревья и травы зацвели. Наступила весна, но Вэнь коснулся струны Зимы. Пошел снег и выпал иней, внезапно замерзли реки и водоемы. Наступила Зима. Тогда Вэнь коснулся струны Лета. Жар яркого солнца сразу растопил крепкие льды

Китайский народный инструмент  цинь Цинь или китайская цитра, является одним из самых древних китайских щипковых инструментов. Практически все представители высших сословий и знати в Древнем Китае умели играть на цине. Этот инструмент также называли «отцом национальной музыки» и «инструментом мудрецов».  Инструмент используют для аккомпанирования, сольного и оркестрового выступления. В основном исполняют спокойные, плавные мелодии

Китайский народный инструмент цинь

Цинь или китайская цитра, является одним из самых древних китайских щипковых инструментов. Практически все представители высших сословий и знати в Древнем Китае умели играть на цине. Этот инструмент также называли «отцом национальной музыки» и «инструментом мудрецов».  Инструмент используют для аккомпанирования, сольного и оркестрового выступления. В основном исполняют спокойные, плавные мелодии

Узбекская народная сказка  « Юноша с карнаем » Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак, Играя на праздниках и торжествах

Узбекская народная сказка « Юноша с карнаем »

Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак,

Играя на праздниках и торжествах

Узбекский народный инструмент  карнай Карнай - один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. . Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени Карнай используется во всём Узбекистане как геральд празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадь участвует в гонках и другие спортивные игры.

Узбекский народный инструмент карнай

Карнай — один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. . Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени Карнай используется во всём Узбекистане как геральд празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадь участвует в гонках и другие спортивные игры.

Проект подготовили под руководством учителя музыки Титтель С.В.  Борисенко Екатерина,  Жильцова Мария,  Титтель Эдгар  МБОУ СОШ № 12 г. Пушкино  Спасибо за внимание!

Проект подготовили под руководством учителя музыки Титтель С.В. Борисенко Екатерина, Жильцова Мария, Титтель Эдгар МБОУ СОШ № 12 г. Пушкино Спасибо за внимание!

  • В каких сказках есть музыка
  • В каких сказках есть морской дядька
  • В каких сказках есть медведь
  • В каких сказках есть лиса патрикеевна
  • В каких сказках есть леший названия сказок