В каких сказках нарушены права героев литературная викторина

Игра – викторина. Права детей на примере сказочных героев.

Игра – викторина.

Права детей на примере сказочных героев.

1. Отрывок из произведения: «…Карло вошел в коморку, сел на единственный стул у безного стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

— Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…».

Что это за сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»).

О каком праве мы можем здесь говорить (о праве на имя).

2. Отрывок из произведения: «…Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.

…Папа Карло сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку! Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным».

«Я буду умненьким и благоразумненьким!» — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.».

Каким правом воспользовался Буратино? (правом на образование).

3. Отрывок из произведения: «…Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься!».

О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (о праве иметь семью).

4. Отрывок из произведения: «Открывайте! – вопил волк. – А не то как дуну, как плюну – сразу снесу ваш дом». Да как дунул, как плюнул – и снес соломенный дом как пушинку. «Бежим, пока целы!» — завизжали поросята».

Какие права нарушены в сказке? (право на неприкосновенность жилища, на жизнь).

5. Отрывок из произведения: «У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки».

Какие права нарушены в сказке? (право на труд, право на отдых).

Литературная гостиная

Викторина на тему: «Права детей в сказках»

Цель: расширение представлений и систематизация знаний детей о правах ребёнка с помощью сюжетов и героев сказок.

Задачи:

-Образовательная: способствовать формированию элементарных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.

-Развивающая: развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать в команде.

-Воспитательная: воспитывать у детей нравственные чувства: уважения к окружающим, самоуважения, доброту, отзывчивость, любви к семье.

Предварительная работа: Беседы с детьми о правах человека, ребенка, знакомство детей с Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка.

— Разучивание стихотворения «Веские права» (индивидуально)

Словарная работа: неприкосновенность, Декларация, Конвенция ООН.

Оборудование: мультимедийная доска, три разрезных картинки, сундучок с предметами, карточки с буквами, листы белой бумаги, цветные карандаши, пластилин.

Ход совместной деятельности.

-Здравствуйте ребята, отгадайте-ка загадку и мы узнаем кто же пришёл к нам в гости (слайд 1)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …

Ответ: Айболит (слайд 2)

-Правильно, ребята, к нам в гости пришёл Айболит и он хочет прочитать нам стихотворение, вы его внимательно послушайте и скажите мне, о чём говорит это стихотворение.

У нас сегодня встреча не простая,

Мы с вами эту книгу полистаем.

Едва страницу первую откроем,

Увидите вы сказочных героев,

Смотрите зорче, и тогда у них

Вы о правах узнаете своих.

Ведь о правах не зря идет молва,

Хоть ты и мал, есть у тебя права!

-Итак, ребята, о чём это стихотворение? (о правах ребёнка)

-Правильно ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам и на примере сказочных героев узнаем о том, какие существуют права.

-А путешествие у нас не простое. Путешествовать мы будем на Ките с доктором Айболитом и будет у нас 3 команды и 3 капитана (слайд3)

-Для начала, ребята, нам нужно разделиться на 3 команды. (Дети сидят за тремя столами, воспитатель заранее сажает детей поровну).

-Итак, первая команда за первым столом. Как бы вы хотели назвать свою команду? («Смельчаки»)

-Вторая команда? («Мореходы»)

-И третья команда? («Капитошки»)

-Молодцы ребята. И каждой команде необходимо выбрать своего капитана. Я предлагаю вам самим посовещаться и выбрать капитана своей команды.

-Молодцы, все команды готовы отправиться в путешествие.

-И на первой пристани нашего необычного морского путешествия нас встречает пациент доктора Айболита.

-Кто это? («Бегемот») (слайд 4)

-И для того, чтобы поплыть дальше, нам необходимо выполнить задание Бегемота.

1 задание. Литературная викторина «Права литературных героев»

-Итак, первое задание — вам необходимо сначала отгадать сказку, а потом подумать и сказать — какое право было нарушено именно в этой сказке.

-Начнём мы с команды «Смельчаки» и за каждое верно сделанное задание я — буду давать вам по одному баллу. (Далее задание даётся каждой команде, всего по 2 задания, если какая-либо команда не может ответить, можно спросить у другой команды)

В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.

— Как называется эта сказка? (Красная шапочка) (слайд5)

— Какое право здесь нарушено? (право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу).

-Задание для команды «Мореходы».

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? («Волк и семеро козлят») (слайд6)

-Какое право здесь нарушено? (право на жизнь)

-Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку).

-Следующий отрывок из сказки для команды «Капитошки».

Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. («Дюймовочка») (слайд 7)

-Каким правом здесь воспользовалась Дюймовочка? (правом искать и находить в других странах убежище и защиту)

-И снова отвечают «Смельчаки».

Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. («Три поросёнка») (слайд8)

-Какое право здесь нарушено? (нарушено право на неприкосновенность жилища)

-В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть)

-Задание для команды «Мореходы».

Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь («Золушка») (слайд 9)

-Какое право здесь нарушено? (право на праздник, развлечение).

-Молодцы! И последнее задание для команды «Капитошки».

Решила пойти с подружками в лес по грибы да по ягоды и заблудилась. Нашла она дом посреди леса, зашла в него и стала в нём жить. А злой хозяин не хотел отпускать девочку домой. («Маша и медведь») (слайд 10)

-Правильно. Какое право нарушено в этой сказке? (Право на свободу)

-Молодцы ребята, вы справились с первым заданием и наш Бегемот остался довольным. И больше всего баллов набрала … команда! (Или каждой команде присвоить по 2 балла).

— А теперь давайте отдохнём! (слайд11)

-Ребята, наш доктор Айболит приготовил для нас физминутку.

Я по Африке иду,

Замечаю на ходу, (Ходьба на месте)

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф. (Руки вверх, потягивание)

У меня над головой

Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны с поднятыми руками)

Но придется приседать,

Чтобы фиников набрать. (Приседания)

А огромный серый слон (Круг руками)

Посылает нам поклон. (Наклоны вперед)

Мы прогулку завершим (Ходьба на месте)

И на место поспешим. (Садятся на свои места)

-Молодцы ребята, сейчас наш доктор Айболит предлагает отправиться дальше и мы останавливаемся на следующей пристани, у которой нас встречает ещё один друг Айболита, длинноногий, длинношеей, кто это? («Жираф») (слайд 12)

И он приготовил для нас ещё одно интересное задание.

2 задание Игра «Волшебный сундучок».

-У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг «Жираф». Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.

-Начинаем выполнять следующее задание с команды, которая набрала больше всего баллов!

Сердечко

— Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу)

-Что означает забота?

-Кто заботиться о вас?

-О ком вы заботитесь?

Домик.

— Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик?

— О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)

— Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь?

— Как люди должны относиться к своему дому?

Конверт.

— О чем вам напомнил этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать)

— Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?

Букварь

— Узнаете эту книгу?

-О каком праве детей она напоминает? (О праве на образование)

— Почему это право необходимо?

Игрушечные утка и утенок

— Как вы думаете, почему доктор Айболит положил в сундучок эти игрушки? — О чем они напоминают нам?(О праве ребенка быть вместе с мамой)

Свидетельство о рождении.

— Что это за документ?

Когда рождается ребенок – его родители получает от государства первый документ нового гражданина нашей Родины – Свидетельство о рождении!

— О каком праве он вам напоминает? (Право на имя)

— Что означает иметь право на имя?

-Как вы должны обращаться друг к другу?

-Как следует обращаться ко взрослым людям?

-Молодцы ребята! Все справились и каждая команда получает по одному баллу!

-И мы отправляемся дальше. У следующей пристани нас поджидает снова пациент доктора Айболита. Как вы думаете кто это? (Ответы детей)

-Ребята, это Тигр! (слайд13)

И он приготовил для наших команд очень интересное задание.

3 задание. Нарисуй подарок Айболиту.

-Ой, посмотрите, ребята, наш доктор Айболит что-то загрустил (слайд14)

Оказывается, у него нет свидетельства о рождении.

— Как вы думаете, мы с вами можем помочь Айболиту?

Доктор Айболит – сказочный персонаж и у него может быть сказочное Свидетельство о рождении. Давайте, попробуем его сделать.

-Как вы думаете из чего можно сделать сказочное свидетельство о рождении?

(Дети предлагают варианты ответов)

-Хорошо ребята, думаю у вас очень дружные команды и вы быстро справитесь с заданием. А после мы выберем из каждой команды самое лучшее сказочное Свидетельство о рождении и подарим его доктору Айболиту.

(Ребята садятся за столы и делают (рисуют) Свидетельство о рождении в своих командах, во время рисования играет музыка из сказок)

-Молодцы ребята, давайте выберем лучшее свидетельство о рождении и подарим его нашему Айболиту!

-Итак, команды «Смельчаки», «Мореходы» и «Капитошки» у всех получились замечательные сказочные Свидетельства о рождении и каждой команде присуждается по 1 баллу. И одно из них мы подарим доктору Айболиту (слайд 15)

-Доктор Айболит снова стал веселым и он хочет нас поблагодарить. Он предлагает нам выйти на ковёр и станцевать весёлый танец!

(Дети выходят на ковёр, повторяют движения за героями из мультфильма на экране)

-Ребята, вам понравился танец?

-Мы снова отправляемся в наше морское путешествие и на пути нас встречает Верблюд (слайд16) Он приготовил нам следующее задание.

-Садитесь за столы.

4 задание. «Конкурс капитанов».

— Самыми главными документами в мире, где утверждаются все права любого человека и права ребенка – это Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка (слайд17)

(Показ данных документов осуществляется в презентации)

— Мы с вами уже знакомились с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Капитан каждой команды должен выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной буквой. Участники команды могут помогать.

1. В каком документе изложены права ребенка?

А. В конституции РФ.

Б. В конвенции о правах ребенка.

В. В декларации прав ребенка.

2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

А. Лицо до достижения 18 лет.

Б. Лицо до достижения 14 лет.

В. Лицо до достижения 16 лет.

3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?

А. Председатель правительства

Б. Президент

В. Председатель Государственной Думы.

-Молодцы! Вы справились с таким сложным заданием! И я хочу каждой команде дать по одному баллу!

-А мы отправляемся дальше. И на пути нас встречает большое животное с лохматой гривой, кто это? (Лев) (слайд18)

-И он приготовил нам интересное задание, выполнить его нужно на ковре.

Три команды, выходите на ковёр!

5 задание. «Игра разрезная картинка»

— Три картинки порвали на 7 частей, попробуйте собрать их и назвать какие права детей на них изображены. Картинки лежат на ковре, каждая команда выходит на ковёр и собирает картинку!

(Команда «Смельчаки» собирают картинку «Дети имеют право на отдых, команда «Мореходы» собирают картинку «Дети имеют право на питание и питьё», команда «Капитошки» собирают картинку «Дети имеют право на медицинский уход»).

-Молодцы ребята, все правильно собрали картинки. А давайте назовём какие права на них изображены!(слайд19)

-Команда «Смельчаки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на отдых).

-Команда «Мореходы» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на питание и питьё)

-Команда «Капитошки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на медицинский уход).

-Садитесь за столы!

Подведение итогов Викторины от имени Айболита и от воспитателя.

-Молодцы ребята! Мне и нашему гостю доктору Айболиту очень понравилось, то как вы выполняли задания и я хочу сказать, что у нас как всегда победила дружба! Вы были очень дружными и сплочёнными командами.

-И на последок наши ребята приготовили нам стихотворения!

(Три ребёнка с каждой команды строятся на ковре).

1 ребенок. Лишь появиться ребенок

И дышать начнет едва.

У него уже с пеленок.

Веские права:

2 ребенок. Он имеет право жить

Развиваться и дружить

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий, мирный сон

3 ребенок. От врачей — помощь получать,

Обучаться, Отдыхать.

Быть веселым и здоровым

Восхищаться чем то новым

Воспитатель: И любить, и быть любим

Он на свете не один.

Итог:

-Вам понравилась наше Путешествие по сказками и Викторина по правам ребенка?

-Что вы сегодня нового расскажите своим родителям?

Презентация на тему: » Викторина «Права литературных героев». В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Серая шейка «Серая шейка» «Красная.» — Транскрипт:



1


Викторина «Права литературных героев»


2


В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Серая шейка «Серая шейка» «Красная шапочка» «Дюймовочка» «Сказка о рыбаке и рыбке»


3


Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Поросята из сказки «Три поросенка» Зайчик из сказки «Заюшкина избушка»


4


Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?


5


В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)


6


Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Заяц Хваста», персонажи из басни «Квартет».)


7


В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)


8


В каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»)


9


В каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»)


10


В какой сказке эксплуатируют героиню? «Золушка»


11


В какой сказке ещё эксплуатируют героинь? «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»


12


В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание? «Карабас – Барабас»


13


В какой сказке похищают ребёнка? «Снежная Королева»


Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права».

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым
молодцам урок!»
А.С.Пушкин

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она
утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка –
это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной
истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на
защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

5. Права сказочных героев

Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки
сказочных персонажей. Вот что получилось.

Название сказки

Что произошло

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик
козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси-лебеди

Гуси–лебеди по приказу Бабы
Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со
своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку,
ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия
жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и
подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и
выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность
жилища.

Крошечка-Хаврошечка

Девушку заставляли
трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна-лягушка

Иван-царевич, узнав, что
лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти
для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать
своё мнение.

6. Защитники прав

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда
находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои
защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью,
Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке –
Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а
царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.
Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и
государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день
ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и
неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с
помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и
войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет
появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что
в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.

Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам,
определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи
права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?

Гадкий утенок Г.Х. Андерсен

-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»  

Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)

Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)

«Лиса и заяц» р.н.с.

О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)

«Лягушка-путешественница» В. Гаршин

Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)

 «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк

Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая
лисица)

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)

 «Гуси-лебеди»

Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)

«Колобок» р.н.с.

Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?

В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться
против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?

Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский

Праздник 1 июня — это призыв ко всем людям на
планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши
нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя
сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.

  • В каких сказках есть музыка
  • В каких сказках есть морской дядька
  • В каких сказках есть медведь
  • В каких сказках есть лиса патрикеевна
  • В каких сказках есть леший названия сказок