Игра – викторина. Права детей на примере сказочных героев.
Игра – викторина.
Права детей на примере сказочных героев.
1. Отрывок из произведения: «…Карло вошел в коморку, сел на единственный стул у безного стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
— Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье…».
Что это за сказка? («Золотой ключик или приключения Буратино»).
О каком праве мы можем здесь говорить (о праве на имя).
2. Отрывок из произведения: «…Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
…Папа Карло сказал: «Я продал свою куртку и купил тебе азбуку! Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным».
«Я буду умненьким и благоразумненьким!» — сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.».
Каким правом воспользовался Буратино? (правом на образование).
3. Отрывок из произведения: «…Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься!».
О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (о праве иметь семью).
4. Отрывок из произведения: «Открывайте! – вопил волк. – А не то как дуну, как плюну – сразу снесу ваш дом». Да как дунул, как плюнул – и снес соломенный дом как пушинку. «Бежим, пока целы!» — завизжали поросята».
Какие права нарушены в сказке? (право на неприкосновенность жилища, на жизнь).
5. Отрывок из произведения: «У бедной Золушки работы и заботы стало ещё больше, чем всегда. Ей пришлось гладить сестрам платья, крахмалить их юбки, плоить воротники и оборки».
Какие права нарушены в сказке? (право на труд, право на отдых).
Литературная гостиная
Викторина на тему: «Права детей в сказках»
Цель: расширение представлений и систематизация знаний детей о правах ребёнка с помощью сюжетов и героев сказок.
Задачи:
-Образовательная: способствовать формированию элементарных правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста.
-Развивающая: развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, работать в команде.
-Воспитательная: воспитывать у детей нравственные чувства: уважения к окружающим, самоуважения, доброту, отзывчивость, любви к семье.
Предварительная работа: Беседы с детьми о правах человека, ребенка, знакомство детей с Декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка.
— Разучивание стихотворения «Веские права» (индивидуально)
Словарная работа: неприкосновенность, Декларация, Конвенция ООН.
Оборудование: мультимедийная доска, три разрезных картинки, сундучок с предметами, карточки с буквами, листы белой бумаги, цветные карандаши, пластилин.
Ход совместной деятельности.
-Здравствуйте ребята, отгадайте-ка загадку и мы узнаем кто же пришёл к нам в гости (слайд 1)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …
Ответ: Айболит (слайд 2)
-Правильно, ребята, к нам в гости пришёл Айболит и он хочет прочитать нам стихотворение, вы его внимательно послушайте и скажите мне, о чём говорит это стихотворение.
У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев,
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих.
Ведь о правах не зря идет молва,
Хоть ты и мал, есть у тебя права!
-Итак, ребята, о чём это стихотворение? (о правах ребёнка)
-Правильно ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам и на примере сказочных героев узнаем о том, какие существуют права.
-А путешествие у нас не простое. Путешествовать мы будем на Ките с доктором Айболитом и будет у нас 3 команды и 3 капитана (слайд3)
-Для начала, ребята, нам нужно разделиться на 3 команды. (Дети сидят за тремя столами, воспитатель заранее сажает детей поровну).
-Итак, первая команда за первым столом. Как бы вы хотели назвать свою команду? («Смельчаки»)
-Вторая команда? («Мореходы»)
-И третья команда? («Капитошки»)
-Молодцы ребята. И каждой команде необходимо выбрать своего капитана. Я предлагаю вам самим посовещаться и выбрать капитана своей команды.
-Молодцы, все команды готовы отправиться в путешествие.
-И на первой пристани нашего необычного морского путешествия нас встречает пациент доктора Айболита.
-Кто это? («Бегемот») (слайд 4)
-И для того, чтобы поплыть дальше, нам необходимо выполнить задание Бегемота.
1 задание. Литературная викторина «Права литературных героев»
-Итак, первое задание — вам необходимо сначала отгадать сказку, а потом подумать и сказать — какое право было нарушено именно в этой сказке.
-Начнём мы с команды «Смельчаки» и за каждое верно сделанное задание я — буду давать вам по одному баллу. (Далее задание даётся каждой команде, всего по 2 задания, если какая-либо команда не может ответить, можно спросить у другой команды)
— В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла. Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.
— Как называется эта сказка? (Красная шапочка) (слайд5)
— Какое право здесь нарушено? (право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
-Задание для команды «Мореходы».
—Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом. Он и скушал их потом. Кто же были эти маленькие дети? («Волк и семеро козлят») (слайд6)
-Какое право здесь нарушено? (право на жизнь)
-Почему волк смог нарушить право на жизнь в этой сказке? (волк смог нарушить право на жизнь, потому что козлята не послушали маму и открыли дверь волку).
-Следующий отрывок из сказки для команды «Капитошки».
—Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка не больше ноготка. И бежала девочка с ласточкой на Юг, спасаясь от преследований мыши и крота. («Дюймовочка») (слайд 7)
-Каким правом здесь воспользовалась Дюймовочка? (правом искать и находить в других странах убежище и защиту)
-И снова отвечают «Смельчаки».
—Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. А волк хотел проникнуть в их крепкое жилище, конечно, все они спаслись, но долго хвостики тряслись. («Три поросёнка») (слайд8)
-Какое право здесь нарушено? (нарушено право на неприкосновенность жилища)
-В чём заключается нарушение права на неприкосновенность жилища в этой сказке? (Волк нарушил право на неприкосновенность жилища, так как два домика разрушил, а в третье хотел без разрешения проникнуть)
-Задание для команды «Мореходы».
—Дразнят Золушкой меня, оттого что у огня, силы не жалея, в кухне я тружусь, тружусь, с печкой я вожусь, вожусь («Золушка») (слайд 9)
-Какое право здесь нарушено? (право на праздник, развлечение).
-Молодцы! И последнее задание для команды «Капитошки».
—Решила пойти с подружками в лес по грибы да по ягоды и заблудилась. Нашла она дом посреди леса, зашла в него и стала в нём жить. А злой хозяин не хотел отпускать девочку домой. («Маша и медведь») (слайд 10)
-Правильно. Какое право нарушено в этой сказке? (Право на свободу)
-Молодцы ребята, вы справились с первым заданием и наш Бегемот остался довольным. И больше всего баллов набрала … команда! (Или каждой команде присвоить по 2 балла).
— А теперь давайте отдохнём! (слайд11)
-Ребята, наш доктор Айболит приготовил для нас физминутку.
Я по Африке иду,
Замечаю на ходу, (Ходьба на месте)
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф. (Руки вверх, потягивание)
У меня над головой
Пальма зашуршит листвой, (Наклоны в стороны с поднятыми руками)
Но придется приседать,
Чтобы фиников набрать. (Приседания)
А огромный серый слон (Круг руками)
Посылает нам поклон. (Наклоны вперед)
Мы прогулку завершим (Ходьба на месте)
И на место поспешим. (Садятся на свои места)
-Молодцы ребята, сейчас наш доктор Айболит предлагает отправиться дальше и мы останавливаемся на следующей пристани, у которой нас встречает ещё один друг Айболита, длинноногий, длинношеей, кто это? («Жираф») (слайд 12)
И он приготовил для нас ещё одно интересное задание.
2 задание Игра «Волшебный сундучок».
-У меня в руках «волшебный» сундучок. Его подарил наш друг «Жираф». Давайте посмотрим, что же в нем находится.
Из сундучка по очереди воспитатель достает предметы, символизирующие знакомые детям права человека. Каждое право кратко обсуждается.
-Начинаем выполнять следующее задание с команды, которая набрала больше всего баллов!
Сердечко
— Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу)
-Что означает забота?
-Кто заботиться о вас?
-О ком вы заботитесь?
Домик.
— Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик?
— О каком праве он напоминает? (О праве на имущество)
— Как вы считаете, можно ли взять чужую вещь?
— Как люди должны относиться к своему дому?
Конверт.
— О чем вам напомнил этот конверт? (Никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать)
— Как вы думаете, почему нельзя читать чужие письма?
Букварь
— Узнаете эту книгу?
-О каком праве детей она напоминает? (О праве на образование)
— Почему это право необходимо?
Игрушечные утка и утенок
— Как вы думаете, почему доктор Айболит положил в сундучок эти игрушки? — О чем они напоминают нам?(О праве ребенка быть вместе с мамой)
Свидетельство о рождении.
— Что это за документ?
Когда рождается ребенок – его родители получает от государства первый документ нового гражданина нашей Родины – Свидетельство о рождении!
— О каком праве он вам напоминает? (Право на имя)
— Что означает иметь право на имя?
-Как вы должны обращаться друг к другу?
-Как следует обращаться ко взрослым людям?
-Молодцы ребята! Все справились и каждая команда получает по одному баллу!
-И мы отправляемся дальше. У следующей пристани нас поджидает снова пациент доктора Айболита. Как вы думаете кто это? (Ответы детей)
-Ребята, это Тигр! (слайд13)
И он приготовил для наших команд очень интересное задание.
3 задание. Нарисуй подарок Айболиту.
-Ой, посмотрите, ребята, наш доктор Айболит что-то загрустил (слайд14)
Оказывается, у него нет свидетельства о рождении.
— Как вы думаете, мы с вами можем помочь Айболиту?
Доктор Айболит – сказочный персонаж и у него может быть сказочное Свидетельство о рождении. Давайте, попробуем его сделать.
-Как вы думаете из чего можно сделать сказочное свидетельство о рождении?
(Дети предлагают варианты ответов)
-Хорошо ребята, думаю у вас очень дружные команды и вы быстро справитесь с заданием. А после мы выберем из каждой команды самое лучшее сказочное Свидетельство о рождении и подарим его доктору Айболиту.
(Ребята садятся за столы и делают (рисуют) Свидетельство о рождении в своих командах, во время рисования играет музыка из сказок)
-Молодцы ребята, давайте выберем лучшее свидетельство о рождении и подарим его нашему Айболиту!
-Итак, команды «Смельчаки», «Мореходы» и «Капитошки» у всех получились замечательные сказочные Свидетельства о рождении и каждой команде присуждается по 1 баллу. И одно из них мы подарим доктору Айболиту (слайд 15)
-Доктор Айболит снова стал веселым и он хочет нас поблагодарить. Он предлагает нам выйти на ковёр и станцевать весёлый танец!
(Дети выходят на ковёр, повторяют движения за героями из мультфильма на экране)
-Ребята, вам понравился танец?
-Мы снова отправляемся в наше морское путешествие и на пути нас встречает Верблюд (слайд16) Он приготовил нам следующее задание.
-Садитесь за столы.
4 задание. «Конкурс капитанов».
— Самыми главными документами в мире, где утверждаются все права любого человека и права ребенка – это Декларация прав человека и Конвенция ООН о правах ребенка (слайд17)
(Показ данных документов осуществляется в презентации)
— Мы с вами уже знакомились с Конвенцией ООН о правах ребенка и Декларацией прав человека. Попробуйте ответить на следующие вопросы, к каждому из которых я предложу 3 варианта ответа. Капитан каждой команды должен выбрать правильный ответ и поднять карточку с нужной буквой. Участники команды могут помогать.
1. В каком документе изложены права ребенка?
А. В конституции РФ.
Б. В конвенции о правах ребенка.
В. В декларации прав ребенка.
2. Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?
А. Лицо до достижения 18 лет.
Б. Лицо до достижения 14 лет.
В. Лицо до достижения 16 лет.
3. Кто в нашей стране призван стоять на страже прав и свобод граждан?
А. Председатель правительства
Б. Президент
В. Председатель Государственной Думы.
-Молодцы! Вы справились с таким сложным заданием! И я хочу каждой команде дать по одному баллу!
-А мы отправляемся дальше. И на пути нас встречает большое животное с лохматой гривой, кто это? (Лев) (слайд18)
-И он приготовил нам интересное задание, выполнить его нужно на ковре.
Три команды, выходите на ковёр!
5 задание. «Игра разрезная картинка»
— Три картинки порвали на 7 частей, попробуйте собрать их и назвать какие права детей на них изображены. Картинки лежат на ковре, каждая команда выходит на ковёр и собирает картинку!
(Команда «Смельчаки» собирают картинку «Дети имеют право на отдых, команда «Мореходы» собирают картинку «Дети имеют право на питание и питьё», команда «Капитошки» собирают картинку «Дети имеют право на медицинский уход»).
-Молодцы ребята, все правильно собрали картинки. А давайте назовём какие права на них изображены!(слайд19)
-Команда «Смельчаки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на отдых).
-Команда «Мореходы» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на питание и питьё)
-Команда «Капитошки» какое право изображено на вашем рисунке? (Дети имеют право на медицинский уход).
-Садитесь за столы!
Подведение итогов Викторины от имени Айболита и от воспитателя.
-Молодцы ребята! Мне и нашему гостю доктору Айболиту очень понравилось, то как вы выполняли задания и я хочу сказать, что у нас как всегда победила дружба! Вы были очень дружными и сплочёнными командами.
-И на последок наши ребята приготовили нам стихотворения!
(Три ребёнка с каждой команды строятся на ковре).
1 ребенок. Лишь появиться ребенок
И дышать начнет едва.
У него уже с пеленок.
Веские права:
2 ребенок. Он имеет право жить
Развиваться и дружить
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий, мирный сон
3 ребенок. От врачей — помощь получать,
Обучаться, Отдыхать.
Быть веселым и здоровым
Восхищаться чем то новым
Воспитатель: И любить, и быть любим
Он на свете не один.
Итог:
-Вам понравилась наше Путешествие по сказками и Викторина по правам ребенка?
-Что вы сегодня нового расскажите своим родителям?
Презентация на тему: » Викторина «Права литературных героев». В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Серая шейка «Серая шейка» «Красная.» — Транскрипт:
1
Викторина «Права литературных героев»
2
В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Серая шейка «Серая шейка» «Красная шапочка» «Дюймовочка» «Сказка о рыбаке и рыбке»
3
Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? Поросята из сказки «Три поросенка» Зайчик из сказки «Заюшкина избушка»
4
Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
5
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)
6
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и семь гномов», «Заяц Хваста», персонажи из басни «Квартет».)
7
В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и о его работнике Балде».)
8
В каких еще сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»)
9
В каких еще сказках было нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Зимовье зверей», «Три поросенка»)
10
В какой сказке эксплуатируют героиню? «Золушка»
11
В какой сказке ещё эксплуатируют героинь? «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко»
12
В какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание? «Карабас – Барабас»
13
В какой сказке похищают ребёнка? «Снежная Королева»
Сказочная викторина в начальной школе «Ваши права».
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым
молодцам урок!»
А.С.Пушкин
Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она
утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка –
это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной
истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на
защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.
5. Права сказочных героев
Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки
сказочных персонажей. Вот что получилось.
Название сказки |
Что произошло |
Какое право нарушено |
Волк и семеро козлят |
Волк, проникнув в домик |
Право на жизнь. |
Гуси-лебеди |
Гуси–лебеди по приказу Бабы |
Право на жизнь в семье со |
Морозко |
Мачеха обижала Настеньку, |
Право на безопасные условия |
Лиса и Журавль |
Лиса обманула Журавля и |
Право на хорошее питание. |
Заюшкина избушка |
Лиса обхитрила Зайчика и |
Право на неприкосновенность |
Крошечка-Хаврошечка |
Девушку заставляли |
Право на отдых и досуг. |
Царевна-лягушка |
Иван-царевич, узнав, что |
Право на свою тайну. |
По щучьему велению |
Царь-отец хотел сам найти |
Право свободно выражать |
6. Защитники прав
Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда
находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои
защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью,
Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке –
Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а
царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.
Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и
государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день
ребёнка, 1 июня – День защиты детей.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.
Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что он имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и
неразбериху.
Люди взялись за решение Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с
помощью различных религий, путем международных переговоров, и даже в битвах и
войнах… В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы. И на свет
появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что
в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся.
Я предлагаю вам сказочную викторину: рассмотреть иллюстрации к сказкам,
определить их название и подумать, о каких правах идет речь в этих сказках, чьи
права главных героев, по-вашему, здесь нарушены?
Гадкий утенок Г.Х. Андерсен
-Кто из обитателей двора пользовался самым большим авторитетом? (Индюк)
-Чьи права были нарушены в этой сказке? (Гадкого утенка)
-Почему обитатели двора обижали гадкого утенка?
( Он был не похож на других)
-Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения?
(Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать.)
-Как ты думаешь, поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора?
(Ни один ребенок не должен быть обижен и оскорблен.)
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Какое право нарушила ведьма в этой сказке?
( Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом)
Чьи еще права были нарушены в этой сказке?
(Нарушены права братца на защиту и право на семью)
«Лиса и заяц» р.н.с.
О нарушении какого права идет речь на этой иллюстрации?
(Право на неприкосновенность жилища)
Кто нарушил это право? (Лисица)
Кто защитил зайца и помог ему восстановить свои права? (Петух)
«Лягушка-путешественница» В. Гаршин
Каким правом воспользовалась лягушка?
( Правом на свободное передвижение)
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (Утки)
«Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк
Назовите главных героев сказки.
Какие и чьи права нарушены в этой сказке?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу уточки нарушила хитрая
лисица)
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Каким правом воспользовался купец, отправившись торговать?
(Право на свободное передвижение: уезжать и возвращаться на родину)
Какое право нарушила злая волшебница, когда украла маленького принца?
(Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
«Гуси-лебеди»
Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца?
(Право на личную неприкосновенность, семью, жизнь и свободу)
Кто помог девочке спасти и выручить брата? ( Мышка, Речка, Печь)
«Колобок» р.н.с.
Расскажите о нарушении прав Колобка в этой сказке?
В каких сказках Кощей Бессмертный увозил к себе царевен и хотел на них жениться
против их воли? Какие права он при этом нарушал?
(Право на личную неприкосновенность, семью, защиту, жизнь и свободу)
Кто в этих сказках помогал царевнам восстанавливать свои права?
Подумай, какими по твоему мнению правами должен обладать ребенок?
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества». Василий Александрович Сухомлинский
Праздник 1 июня — это призыв ко всем людям на
планете не забывать о правах детей на жизнь и счастливое детство. Наши малыши
нуждаются в защите и в определенных свободах, без которых просто нельзя
сформировать доброе, справедливое, ответственное и гуманное общество.