В каких сказках упоминается такой вид одежды как рубаха

Русский народный костюм в сказках а.с. пушкина

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских этнографических областей. Гений русской литературы и поэзии — Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Знакомство с русским костюмом мы начнем именно со строк Пушкина.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  дом детского творчества  РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА.  Подготовила методист МБОУ ДО ДДТ Рыбалкина Н.А. 2017 год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА.

Подготовила методист

МБОУ ДО ДДТ Рыбалкина Н.А.

2017 год

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских этнографических областей. Гений русской литературы и поэзии - Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Знакомство с русским костюмом мы начнем именно со строк Пушкина!

Русская народная одежда – хранитель исконной народной культуры. В её элементах отразились исторические условия проживания и обычаи русских этнографических областей. Гений русской литературы и поэзии — Александр Сергеевич, упоминал в своих произведениях детали женской и мужской одежды. Знакомство с русским костюмом мы начнем именно со строк Пушкина!

Сарафан   В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:  «Лазурный пышный  сарафан  Одел Людмилы стройный стан...» сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

Сарафан

  • В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«Лазурный пышный  сарафан Одел Людмилы стройный стан…»

  • сарафан – это женское платье с большим вырезом, без рукавов, надеваемое поверх рубахи с длинными рукавами.

Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

  • Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого домотканого полотна. В праздники женщины и девушки надевали рубахи – долгорукавки, рукава которой доходили до двух метров и имели прорези для рук. Рубахи украшали вышивками. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её хозяйка.

Поверх рубахи одевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки. В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и медными пуговицами.

  • Поверх рубахи одевали сарафан. Кроили прямым или в виде конуса. Обязательно с большим расширением к низу. Такой сарафан подчёркивал стройность девушки.
  • В будни женщины носили простые сарафаны, украшенные разноцветными лентами и медными пуговицами.

Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Сарафаны с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

  • Праздничные сарафаны шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
  • Сарафаны с длинными и узкими рукавами назывались летниками.

Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение:

  • Сарафан обязательно подвязывали. Потерять пояс, означало опозориться. Отсюда выражение: «Без креста, без пояса» (быть бессовестным).
  • Пояс носили иногда на талии или чуть выше. Изготавливались пояса часто дома, но некоторые из них покупались на ярмарке или в лавочке. К поясу относились особенно внимательно, так как он выполнял функцию «оберега» — защитника. Часто пояса содержали слова молитвы в орнаменте или слова: «Дарю в день ангела», «Спаси Бог».

Основным цветом свадебного костюма был красный. „Красное

  • Основным цветом свадебного костюма был красный. „Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной».
  • Свадебный костюм был самым нарядным и красивым, его расшивали жемчугом и бусами.

Душегрейка   В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:   «На крыльце стоит его старуха.  В дорогой собольей  душегрейке,   парчовая на маковке  кичка,   жемчуга огрузили шею,  на руках золотые перстни,  на ногах красные сапожки»

Душегрейка

  • В «Сказке о рыбаке и рыбке» есть такие строки:

«На крыльце стоит его старуха.

В дорогой собольей  душегрейке,  парчовая на маковке  кичка,  жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки»

Душегрейка   «Душегрейка - тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади».

Душегрейка

  • «Душегрейка — тёплая короткая кофта без рукавов, со сборками сзади».

Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку - епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине. Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея. В будние дни душегрейку заменяли фартуком. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

  • Поверх сарафана в праздники надевали душегрейку — епанечку. Она повторяла форму сарафана с лямочками над грудью и на спине.
  • Душегрейки были стеганые (на вате) и летние. Зимой надевали душегрейку с рукавами, которую затем стали называть – телогрея.
  • В будние дни душегрейку заменяли фартуком. Подвязывали его под мышками или на талии, по длине он был ниже колен.  

Головные уборы   Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение. На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Головные уборы

  • Он играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было определить возраст хозяйки, её семейное положение.
  • На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и причёска.

Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

  • Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда разные формы головного убора.

Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку. Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок - зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани. Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками. В разных областях головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока - рогатая, каблучок. Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

  • Русская крестьянка носила в замужестве головной убор, полностью скрывающий волосы – кичку.
  • Кичка представляла собой мягкую шапочку. Поверх накидывали платок — зимой тёплый, а летом из тонкой узорчатой ткани.
  • Спереди их украшали золотой вышивкой, бисером, пушками.
  • В разных областях головной убор называли по-разному: кичка, кика, сорока — рогатая, каблучок.
  • Праздничные кички были расшиты золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх.

  • Молодые девушки носили повязки, венцы, кокошник. Они имели твёрдую основу и нарядный верх.

(Кокошник от слова –«кокошь» - петух, «кичка» - утка.) Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом. Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

  • (Кокошник от слова –«кокошь» — петух, «кичка» — утка.)
  • Свадебные кокошники шили опытные мастерицы из дорогой парчи, бархата, украшая золотым шитьём, жемчугом и стеклянными бусинками, собольим мехом.
  • Нарядно украшенные костюмы и головные уборы носили только по праздникам, хранили долго и передавали по наследству, как самое ценное.

Кафтан   В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:  «И между тем она, Руслан,   Мигала томными глазами;  И между тем за мой  кафтан  Держалась тощими руками; » «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда»

Кафтан

  • В поэме «Руслан и Людмила» есть такие строчки:

«И между тем она, Руслан,  Мигала томными глазами; И между тем за мой  кафтан Держалась тощими руками; »

  • «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда»

Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи. Простые мужские кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха.

  • Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.
  • Простые мужские кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха.

На Руси было много видов кафтанов. Богатые люди шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом. Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

  • На Руси было много видов кафтанов.
  • Богатые люди шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.
  • Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

Обувь   Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Обувь

  • Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Кожаная обувь была очень дорогой.

  • Кожаная обувь была очень дорогой.

Украшения     Самым любимым женским украшением были серьги - посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

Украшения

  • Самым любимым женским украшением были серьги — посеребрённые, позолоченные, со вставками из цветного стекла, жемчугом, эмалью, драгоценными камнями. На шею надевали стеклянные красные бусы, серебряные цепи, янтари. Бисером украшали девичьи налобные повязки, изготавливали украшения для кос.

Вот, и сказки конец, А кто смотрел, МОЛОДЕЦ!

Вот, и сказки конец,

А кто смотрел, МОЛОДЕЦ!



-80%

Скачать разработку

Сохранить у себя:

Русский народный костюм в сказках а.с. пушкина (9.55 MB)

Похожие файлы

  • Классный час «Культура моей страны и я»

  • Конспект урока по изобразительному искусству «Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении»

  • Сценарий и презентация для классного часа «Образ русской женщины»

  • Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»»

  • Презентация для классных руководителей «Формирование УУД во внеурочной деятельности»

Вы смотрели

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • "Русский народный  костюм в сказках"

    1 слайд

    «Русский народный костюм в сказках»

  • Русская народная сказка — замечательное произведение искусства, знакомое кажд...

    2 слайд

    Русская народная сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. В ней скрыто мудрое поучение, побуждающее читателя задуматься над своим поведением и поступками. В сказках перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности и представления о счастье и справедливости.

  • Русские народные сказки многообразны по своему характеру. 
Определенная специ...

    3 слайд

    Русские народные сказки многообразны по своему характеру.
    Определенная специфика проявляется в образе героя, в языке, бытовых подробностях, в характере пейзажа, в изображении социальных отношений и уклада русской жизни.

  • Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречат...

    4 слайд

    Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно повстречать и простых людей, и царей, а также вымышленных героев.

  • Герои сказок во многом схожи с простым народом, являя собой пример для подра...

    5 слайд

    Герои сказок во многом схожи с простым народом, являя собой пример для подражания.

  • Главная традиция в русских народных сказках – сохранение правдивого слова, та...

    6 слайд

    Главная традиция в русских народных сказках – сохранение правдивого слова, также важна эмоциональность, сохранение мудрости намека на древние знания.
    В сказках четко прослеживается образ одежды русского человека, являющийся ниточкой, соединяющей вымысел и реальность.

  • Женский костюм в русских народных сказках.Кокошник – старинный русский голов...

    7 слайд

    Женский костюм в русских народных сказках.

    Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
    Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна.
    Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами

  • Мужской костюм в русских народных сказках.Рубаха, ее шили длинной почти до с...

    8 слайд

    Мужской костюм в русских народных сказках.

    Рубаха, ее шили длинной почти до середины бедер, а иногда и до колен. Рубаху носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным кушаком.
    Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, без карманов, завязывали на поясе шнурком или веревкой.
    Лапти косого плетения с тупой головкой и высокими бортами.

  • Эти сказки, уходящие своими корнями в культуру и язык народа, являются образц...

    9 слайд

    Эти сказки, уходящие своими корнями в культуру и язык народа, являются образцом национального русского искусства.

  • Благодарю за внимание... 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Администрации города Тобольска

Городская научно-практическая конференция школьников

«Первые шаги — 2018»

Секция: Краеведение

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Автор работы: Усенкова Милана

Место выполнения работы: МАОУ СОШ №1, 5 класс,                                                             Россия, г.Тобольск, Тюменская область

Научный руководитель: Туркасова Ольга Игоревна, русского языка и  литературы.

https://www.mos.ru/upload/newsfeed/events/mk-kon(150).jpg

г. Тобольск, 2018

«Русский костюм в сказке П.П.Ершова «Конёк – горбунок»

Усенкова Милана Россия, Тюменская область, г. Тобольск, МАОУ СОШ №1,

 5 класс                        

   Аннотация

В данной работе  содержатся сведения о русском костюме в сказке Ершова. Дано подробное описание верхней мужской одежды, обуви, головных уборов. Проведена большая  работа с различными  словарями.Взято  интервью у очевидцев  и  родственников, живших в 50 годы, носивших одежду не похожую на нашу современную. Сделаны выводы.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение                                                                                        

Основная часть

Русский костюм:                                                                            

1.Рубаха, лаппти, малахай

2.Кафтан

3. Опоясок. Кушак.

4. Головные уборы

5. .Обувь

6. Женский костюм в сказке…

Заключение

Список литературы                                                            

Введение

Все дети с детства любят читать сказки. А мне особенно нравится сказка П.П.Ершова «Конёк – Горбунок». Читая сказку Ершова, я обратила внимание на красочные иллюстрации. Меня заинтересовали костюмы героев, которые нарисовали художники.

В книгах моих одноклассников, изданных другими  издательствами, герои сказок были изображены в других  костюмах.

Мне стало очень интересно, какой костюм могла носить моя прапрапрабабушка. Как выглядели будничные и праздничные народные костюмы?

Объект исследования:    русский народный костюм.

Предмет моего исследования:  сказка П.П.Ершова

Цель исследования:

  • более подробно изучить сказку Ершова;
  •  познакомиться с русскими костюмами;
  •  изучить детали костюмов;
  •  по мотивам сказки создать свой русский костюм;
  •  подготовить презентации, которые можно использовать на уроках литературы.

Основная часть

 Мы провели исследование, предложив учащимся 5-х классов ответить на следующие вопросы: что такое малахай , ответ- знают  9 из 27, лапти  назвали старинными ботинками 25 учащихся, что такое кушак знают лишь 2 учащихся.

Я выписала из текста стихотворные строчки, в которых упоминались детали  костюма, нашла их объяснение в энциклопедиях и словарях.

  1. Рубаха, лаппти, малахай

В сказке «Конёк — горбунок» есть такие строчки:

На моё ж притом несчастье,

Было страшное ненастье:

Дождь вот так ливмя и лил,

Рубашонку всю смочил.

 Основу народного костюма составляла холщовая рубаха, длиной до колен, с длинными просторными рукавами и круглым вырезом для шеи. В нее так же, как и у богатых, вшивали ластовицы и подоплеку, которые при изнашивании заменяли на новые. Иногда в вырез горловины вшивался или пристегивался медными пуговицами невысокий воротник-стойка. Поясной одеждой у мужчин были порты из домотканого полотна — белого или крашеного холста или сермяги. Обычно ткань для портов делалась в

полоску. Штаны были длиной до колен или лодыжек. Для ширины шага в них вшивали посередине большой четырехугольник — ширинку, а в пояс вдевали гашник.

А Иван наш, не снимая

Ни лаптей, ни малахая,

Отправляется на печь

И ведёт оттуда речь

 В словаре С.И. Ожегова я прочитала, что  малахай имеет два значения –        1) это большая шапка на меху с широкими наушниками у башкир и киргизов       2) верхняя одежда, широкий кафтан без пояса. Следовательно, в сказке даётся описание  верхней одежды Ивана, которую в те времена  носил народ.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др. Он был обусловлен в основном окружающей природой и хозяйственными формами быта. Качество материала свидетельствовало о предназначении костюма — для праздников, будней или работы.

2.Кафтан

В сказке есть такие строчки: 

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался,

Приумылся, причесался,

Кнут свой сбоку прицепил

Словно утица поплыл.

Из словаря С.И. Ожегова:  «Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда». Основным видом верхней народной одежды оставался кафтан из коричневого, черного или серого сукна, длиной до колен, приталенный, с небольшими сборками сзади и с боков, с сужающимися книзу рукавами, невысоким стоячим воротником. Такой народный кафтан позже получил название казакин. 

Во дворце тебе служить;

Будешь в золоте ходить,

В красно платье  наряжаться,

Словно в масле сыр кататься,

       Кафтаны появились на Руси в 13 веке. Их надевали на холщёвые рубахи.

Простые мужские  кафтаны шили из толстой ткани, кожи, меха. Перед вами кафтан царя Петра I.

На Руси было много видов кафтанов.

Богатые люди  шили праздничные кафтаны из золотой парчи, расшивали пёстрым шёлком, золотом и жемчугом.

Чем богаче была вышивка, тем выше статус хозяина.

3.Опоясок. Кушак.

Тут надел он свой кафтан,

Опояской подвязался…

Толковый словарь Ушакова

Опояска

опояски, ж. (обл.). Пояс, обычно в виде шнурка, тесьмы.

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

1.кушак

  м. пояс или опояска, широкая тесма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. Казачек, шелков кушачек. Кушачный, к кушакам относящ. Кушачник м ница ж. кушачный ткач. Кушаницы ж. мн. перм. меховые рукавицы (затыкаемый за кушак), или вязаные, шерстяные, вареги в голицах. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.кушак

  м. Пояс, обычно из широкого длинного куска материи или шнура. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.кушак

  -а, м Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура) Как завьет он кудри черные. Как наденет кафтан бархатный. Подпояшет кушак шелковый. Кольцов Русская песня.

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

4.кушак

  а; м. [тюрк, кушак]. Пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура). Красный к. Ямщицкий кушак.

Большой толковый словарь русского языка

4. Головные уборы

Наконец вот так вершили,

Чтоб продать твоих коньков

Хоть за тысячу рублёв.

А в спасибо, молвить к слову,

Привезти тебе обнову —

Красну шапку с позвонком

Да сапожки с каблучком.

             …

Вот обедня наступает;

Городничий выезжает

В туфлях, в шапке меховой,

С сотней стражи городской.

Красна шапка – термин означает — почётный, ценный, дорогой. Позвонок – бубенец, забытое слово, которое можно найти в «Словаре  забытых и трудных слов XVIII – XIX веков». Считалось, что бубенцы отпугивали нечисть.

      Основным цветом костюма в те времена  был красный. „Красное» сливалось в понятии народа с „прекрасным», что нашло свое отражение в таких определениях, как „красна девица», „красно солнышко», „красный угол». Самая красивая, главная площадь Москвы названа „Красной».

3.Обувь

В словаре даётся толкование слова лапоть – это крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу. Липовые лапти.

Основной обувью для мужчин и женщин служили преимущественно лапти и лыковые ступни на деревянной подошве. Лапти имели малый срок службы. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4 дня, а летом во время страды – за 3. Собираясь в путь, брали несколько пар запасных лаптей. «В дорогу идти – пятеро лапти сплести».

Ражий парень, хоть куды!

Волос гладкий, сбоку ленты,

На рубашке прозументы,

Сапоги как ал сафьян, —

Ну, точнёхонько Иван.

Кожаная обувь была очень дорогой.

1.позумент

  м. золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканая лента, повязка, обшивка, оторочка; галун, гас. Хоть без штанов, да в позументах, о щеголе. Позументная фабрика. Позументовая нашивка, петлица. Позументщик щица, кто делает, точет позумент, либо торгует им щиков щицын, им лично прнадлежщ щичий, к ним относящийся. …

Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля

2.позумент

  м. Шитая золотом, серебром или цветной мишурой тесьма для оторочки одежды, мягкой мебели и т.п.; галун. …

Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой

3.позумент

   позумента, м. (от фр. passement — оторочка). Шитая золотом или мишурой тесьма, служащая для оторочки одежды, мягкой мебели и пр. Мундир с золотым позументом. …

Толковый словарь Д.Н.Ушакова

4.позумент

  -а, м Шита золотом или серебром тесьма, предназначенна дл украшени одежды, мебели, галун Он был одет в какой-то особенный костюм, в красной шелковой рубашке обшитой по вороту позументом Достоевский Село Степанчиково Николай узнал его по черной барашковой шапке с позументами на сукне Березко Ночь полководца [Нем Posament из франц] …

Толковый словарь А.П.Евгеньевой

5. позумент

  а; м. [нем. Posament из франц.]. Шитаязолотом или серебром тесьма, предназначенная дляукрашения мебели, одежды; галун. Ливрея в золотых позументах. < Позументный,ая, ое. Пая мастерская. П. мастер. Позументовый, ая, ое. обшивка на знамени. П. пояс. …

Большой толковый словарь русского языка

6.Женский костюм в сказке…

Я обратила внимание на то, что в сказке  Ершова описания женской одежды практически нет. Могу привести лишь несколько строк:

Та девица, говорят,

Ездит в красном полушубке,

В золотой, ребята, шлюпке

И серебряным веслом

Самолично правит в нём;

Мне понравилась иллюстрация к сказке художника Стеценко А.А. и  Кочергина Н.М. Вот такой я представляю русскую девушку того времени.

Ещё одна деталь женского костюма  — фата:

А царица молодая,                                                                                                                                            Чтоб не видеть наготу¸                                                                                                                         Завернулася в фату…

Из словаря С.И. Ожегова – фата ,  закрывающая голову и верхнюю часть тела лёгкое женское покрывало из кисеи,кружев, шёлка. Свадебная фата.

Я беседовала с моей бабушкой о костюмах наших родственников, мы нашли фотографии 1951, 1956-х годов. Бабушка рассказала мне как одевались её мама и папа.

Их костюмы были простыми: в тёплое время года — лёгкое летнее платье – у прабабушки.  Простая рубашка, брюки и пояс —  у прадедушки.  Зимой – шапка – ушанка, тёплый свитер, пальто, платок и валенки или по – другому пимы.

Заключение: В ходе своего проекта я узнала много интересного о разнообразии элементов русского костюма. Увидела, что при сохранении традиционных форм русский костюм менялся со временем. Его особенностью является удивительное многообразие вариантов одежды в зависимости от местности проживания. В своей работе я старалась рассказать об элементах русского костюма, которые прозвучали в сказке П.П.Ершова.

 Подготовила  презентацию, которую можно использовать на уроках факультативах по литературе: «Русский костюм в сказке  Ершова «Конёк – Горбунок»

Результатом моей работы послужило создание эскиза  русского костюма на кукле. Я сшила ей  красный сарафан – так как цвет красный славился в народе с цветом прекрасный, поэтому и получилось у меня, на мой взгляд, прекрасная девушка. На голову я изготовила фату, заплела одну косу, что подчеркивает молодость девушки.  У меня получилась девушка в русском костюме, похожая на героиню из сказки Ершова.

Список литературы

1. Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., “Экономика”,  

1993

2. Очерки русской культуры 18 века., М., “Московский университет”, 1985

3. Древности славян и Руси. М., “Наука”, 1988

4. Коммиссаржевский Ф., История костюма, Минск,”Литература”, 1998

5. Беспалова Е.Р., Костюм в России  ХV- начало ХХ века, М., Арт-родник, 2000

6. Брун В., Тильке М., История костюма от древности до нового времени, М., Эксмо-

    пресс,1999

Использованы материала с сайтов:

 http://www.museum.ru/eduportal/sait/kostum/kostum.html

1. festival.1september.ru

2. slavyans.narod.ru/dress/lapti

3. towsoft.net

4. artandphoto.ru

5. amaliatrice.livejournal.com

6. simvol-veri.ru

В. Васнецов. Царевна-лягушка, 1901 г.

Символика нательной рубахи в русской народной традиции глубока и интересна.

В обыденной жизни рубаха была основной формой одежды, из льняного полотна шили и мужские, и женские рубашки, украшая их ткаными орнаментами и вышивкой.

Древнерусские рубы были прямого покроя, туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотна.

Рукава делались узкими и длинными, у женских рубах они собирались в складки у запястья и закреплялись браслетами (поручами). 

Во время ритуальных танцев, в обрядовых действиях рукава распускались и служили орудием колдовства.

Об этом, кстати, повествует русская народная сказка о Царевне-лягушке.

62 (517x700, 140Kb)30965--10830445-m750x740 (466x700, 187Kb)

В описании иностранца (конца XVII в.) говорится: «Они (русские — С. Ж.) носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их , сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают 8 или 10 локтей, сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изысканными и дорогими запястьями».

Белоусов Роман Леонидович. Плач Ярославны.

Орнаментированные вышивкой и ткачеством рубахи упоминаются и в «Слове о полку Игореве» — замечательном памятнике средневековой русской культуры.

В своем плаче Ярославна хотела бы полететь кукушкой по Дунаю, смочить «бе брян рукав» (т. е. украшенный браным орнаментом) в Каяле реке и вытереть им кровавые раны мужа — князя Игоря.

Магическая сила, сосредоточенная в рукавах рубахи, в алых орнаментах, должна излечить, зарубцевать раны, наполнить тело крепостью, принести здоровье и удачу.

Рубаха-долгорукавка (плакательная)

изображена на серебряных с черневым рисунком ритуальных браслетах, предназначенных для плясок на русалиях, найденных в разных концах Руси (Киеве, Старой Рязани, Твери).

Относящиеся к XII—XIII векам, эти браслеты-наручи предназначались не для парадного наряда, предусматривающего появление княгини или боярыни в храме, и не для простого повседневного убора, а для торжестве иного, но, очевидно, потаенного участия в прадедовских обрядах.

Долгорукавка — женская праздничная рубаха из льняного или конопляного полотна, а также шёлка или парчи. Покрой долгорукавки мало чем отличался от обычной женской сорочки, но в отличие от неё имел очень длинные рукава. Сравнительно широкие у плеча, к локтю рукава заужались и по длине достигали подола рубахи, а иногда и длиннее (до 3,5-4 м). Рукава собирались у запястья в складки и застёгивались обручами или браслетами. Распускать их было принято только по праздникам в особо торжественных случаях.

Так, например, на древнерусских браслетах XII века, изображены танцующие женщины с рукавами до земли.

Долгорукавки хорошо известны нам по русским сказкам. Танцующая царевна-лягушка закладывала в её длинные рукава снедь, с тем, чтобы затем показать чудеса гостям. Видимо, истоки этой сказки находятся в древних забытых обрядах, когда женщины с рукавами, длиной до земли, танцевали на русальях.

Ритуальная «русальная» рубаха.

Время: XII-XVI век.

Народность: русские и славяне в целом.

Возрастная категория носившей: 15-30 лет.

Социальная категория носившей: крестьянская девушка/женщина.

Работа Ирины Жуковой.

Длиннорукавные рубахи были известны на Руси и в России в период с IX по XIX вв. Разумеется, этот вид одежды всегда был только праздничный и обрядовый, т.к. работать в такой рубахе сложно (отсюда, кстати, пошла известная поговорка про «спустя рукава»).

Женщины носили праздничные долгорукавки, укладывая рукава в замысловатые складки и скрепляя их браслетами.

Как обрядовые, рубахи с длинными ложными рукавами надевались для обращения к облачным девам-Вилам, которые позднее стали зваться русалками. Вил почитали как духов деревьев и хозяек дождевых облаков.

Русальные ритуалы исполнялись на Руси повсеместно примерно до 1500х годов. Позже они превратились в «областные особенности». В то же время, на Балканах девушки-«додолы» обращались в Вилам вплоть до конца XIX века.

В славянском пантеоне Вилы были подательницами дождя. Поэтому, им молились либо прямо на пашне (в случае засухи), либо в роще на берегу водоема (как часть ежегодного ритуала «русальной недели»).

Обряд включал в себя обливание женщин водой. При этом капли, стекая с длинных ложных рукавов наземлю, имитировали желанный дождь. Кроме того, выполняя русальные танцы, девушки размахивали рукавами, как крыльями, приглашая к себе «облачных сестер» (по славянским поверьям, Вилы крылаты).

Гравировка на браслетах XII века, изображающая женщин в долгорукавках, отчетливо указывает на связь этих рубах с водой и дождем.

Во-первых, рукава представлены в виде волнистых линий (а волнистая линия в русской и славянской традиции всегда символизировала воду).

Во-вторых, одна из женщин держит в руках чашу. В земледельческих культах Евразии ритуальное возлияние всегда понималось как самый верный способ вызвать дождь. Так что, здесь явно показаны жрицы-«додолы» в момент выполнения обряда.

Ритуальное значение орнаментированных длинных рукавов подчеркивается на браслете из Старой Рязани тем, что изображенная здесь женщина, выпивая на языческом русальском празднике ритуальную чашу, берет ее через спущенный длинный рукав, в то время как мужчина держит чашу открытой ладонью.

До конца XIX века сохранялась в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях традиция использования рубах-долгорукавок, имеющих рукава до двух метров с прорезями-«окошками» для рук как праздничной и свадебной одежды.

Возвращаясь вновь к сказке о Царевне-лягушке, стоит вспомнить, что именно на подлинной свадьбе ее и Ивана-Царевича, где Царевна-лягушка впервые предстает перед мужем и его родственниками в своем настоящем облике Василисы Прекрасной, она совершает ритуальную колдовскую пляску.

После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого — птицы лебеди.

Таким образом, героиня сказки совершает акт творения мира. Она, как и женщина на браслете XII—XII веков, танцует танец воды и жизни. 

Русальная рубаха делалась чисто белой, без каких-либо красных и цветных вставок.

Это и понятно: вряд ли духам растительности и воды понравилось бы присутствие огня (пусть даже и всего лишь символическое) в посвященной им одежде.

В качестве украшения допускалась вышивка в технике «белым по белому» (в этой работе заменена белым «шитьем») и белое кружево.  
 

Ложный рукав («крыло») шился длинным (до земли) и узким. По уровню запястья в рукаве делалось отверстие для кисти руки.

Кроме того, между локтевым и плечевым суставами делался надрез, окантованый вышивкой или кружевом.

Эта деталь вообще была присуща русским рубахам XIV-XVII вв., как мужским, так и женским.

В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душегреей в особенно торжественные дни.

Белые долгорукавки надевались также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась».

В этом случае долгорукавки назывались убивальницами.

Существовало три манеры ношения рубахи-долгорукавки.

В одних селах женщины собирали рукава в мелкие горизонтальные сборки, закрепляя рукав на руке узкими браслетами из ткани.

В других деревнях на рукаве прорезалось отверстие для кисти, сам же рукав спускался вниз.

В XVIII—XIX веках долгорукавки были распространены на русском севере, в Центральной и местами Южной России. Они надевались с сарафаном, душегреей, венцом или кокошником.

Однако одежда с длинными, спускавшимися до полу рукавами была известна еще в Древней Руси не только на севере Европейской части, но и в южных районах — в Киеве, Чернигове.

В эпоху средневековья длинные рукава можно было увидеть у многих предметов одежды: шуб, однорядок, охабней, телогрей, опашней и т. д.

9b18f4711041 (700x596, 339Kb)

Слева: праздничная одежда, Московская губ., сер.19в. — рубаха, сарафан, передник, бусы янтарные

Справа: женская праздничная одежда, Рязанская губ., 2 пол.19в. — рубаха-«длиннорукавка», понёва, передник

Женская одежда Окского района с рубахами-долгорукавками. XIX в.

Слева — женский костюм с поневой: рубаха-«долгорукавка», понева, передник «занавеска», головной убор «сорока» с позатыльником, бисерное ожерелье.

В центре — девичий костюм с сарафаном-шубкой: рубаха-«долгорукавка», сарафан-«шубка», пояс, очелье, головной платок.

Справа — костюм просватанной невесты: рубаха-«долгорукавка», понева, передник, венец-«коруна».

http://traditionalrussiancostume.com/costumephoto/xru.php?nametxt=16
http://www.narodko.ru/article/detail/ot_dabinnika_do_dy6ikov.htm

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Как рассказать детям о русской народной одежде; о том, что носили русские красавицы в праздники и в быту? Наглядно это можно сделать, если прочитать на нашем сайте любую русскую народную сказку.

Рассказ о нарядах для русских красавиц нужно начать с того, что русская национальная одежда во все времена считалась одной из самых красивых нарядов. Достаточно посмотреть, какие эпитеты для неё находят сказочники: «лазурный пышный сарафан». А русские красавицы в «дорогих собольих душегрейках», да в «парчовых на маковках кичках» сравнивались с «лебёдушками», назывались «павами величавыми».

Женская одежда в сказках

Женская одежда наших предков. Характерные черты

Для того, чтобы более полностью раскрыть тему, необходимо уточнить, как женская одежда больших размеров http://silver-string.ru/ (для девушек и молодых женщин) отличалась от одежды для детей и пожилых людей.

Русские красавицы во времена наших предков облачались в такие наряды:

• длинные, до пола, холщовые, шерстяные или шёлковые рубахи (в зависимости от достатка);

• сарафаны на кокетке, расклешённые книзу;

• душегрейки (на вате или подбитые мехом) безрукавки;

• короткие кафтаны;

• поневы (юбки);

• армяки;

• запоны (фартуки).

Наряд молодой женщины (девушки), которая жила на севере России, отличался от нарядов, которые носили женщины юга. Русские девушки севера носили рубахи и сарафаны из однотонной холщовой или шерстяной домотканой ткани.

Украшением служила вышивка, которой были украшены ворот, рукава и подол рубахи. Сарафан так же был расшит вверху и по подолу. Поверх сарафана надевался запон (фартук) или армяк, в зависимости от времени года.

Молодые жительницы юга носили поверх рубахи поневы (юбки), которые шили для девушек, достигших совершеннолетия. Поверх рубахи с поневой надевался запон (фартук) или короткий кафтан.

Так как девушки с раннего детства приучались к рукоделию, то наряд каждой из них был украшен собственными руками. Вся одежда была украшена вышивкой, которой в прежние времена уделялось большое внимание. Расшитые цветными нитями ворот, рукава и подол приобретали значение оберега.

Цвета вышивки для повседневной одежды были преимущественно красным и чёрным. Рисунком для вышивки служили орнаменты, изображающие символы солнца и земли, жизни и любви. Так наши предки защищали себя от болезней, сглаза, порчи и злых духов.

Такое своеобразное украшение одежды носило глубинный смысл. Каждая девушка (женщина), вышивая замысловатый орнамент на одежде, как будто бы вышивала свою судьбу, потому что каждый элемент орнамента являлся сакраментальным символом.

Одежду без особых затей носили обычно пожилые женщины и маленькие девочки. В одной и той же семье женщины разного возраста одевались по-разному. И, если маленькой девочке полагалось носить только рубаху и сарафан, то костюм её мамы имел гораздо больше деталей.

Праздничная одежда женщин-славянок. Головные уборы, пояса (опояски)

Праздничное убранство надевалось в дни религиозных и народных праздников, а также на семейные торжества (венчание, крестины). Одежда, предназначавшаяся для торжественных случаев, тоже украшалась вышивкой. Только вместо обычной нити для вышивания использовались золотые и серебряные нити.

Те, кому позволял достаток, расшивали свою одежду натуральным жемчугом, тесьмой, лентами. Верхняя одежда украшалась драгоценными камнями. Когда в одежде славянок появились пуговицы, то их изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней и перламутра.

По головным уборам, которые носили женщины славянской принадлежности, можно было определить их социальный статус. Маленькие девочки и незамужние женщины ходили с непокрытой головой. Им позволялось носить косник или венец.

Молодухи, вышедшие замуж, обязаны были убрать косы под платок. Они носили:

• убрус (платок);

• кокошник;

• кика (кичка).

Головные уборы украшались золотым и серебряным шитьём, жемчугом и каменьями. Пожилым женщинам полагалось носить более строгие головные уборы – сборник или повойник.

Дополнением к наряду служили пояски (опояски), изготовленные из кожи, дорогой ткани или плетёные из разноцветных нитей. Опоясок был обязательной деталью наряда и имел двойственное предназначение – защищал от холода и от нечистой силы.

Во времена наших предков одежда могла рассказать о своём хозяине много: женат или холост, из какой местности и каков род его занятий.

На протяжении изучения всего курса литературного чтения в начальной школе мы часто обращаемся с русским сказкам, как народным, так и авторским. В связи с этим вновь становится актуальной тема русского костюма. Во что одеты русские красавицы, молодцы и зрелые женщины?

Сегодня старинные русские костюмы можно встретить только в музее, либо на страницах русских сказок – именно поэтому так важно напоминать современному человеку об его истории, его корнях.

История вышивки на русских народных костюмах.

1.Возникновение рисунков

У каждой национальности свои традиции, своя культура, но сегодня мне хочется коснуться истории именно русского костюма.

Каждого человека всю жизнь окружает мир вещей и предметов, которые пришли к нам из глубины веков. Я думаю, что этот мир стоит знать и понимать. Ведь это история наших предков, нашей Родины. В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций.

Из каких элементов состоит народный костюм, какую тайну хранит его нарядное узорочье?

Какие образы мы можем увидеть в вышивке русского народного костюма?

О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к XI- XII ВВ. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.

Традиции вышивального искусства постоянно развивались в XYI- XYIIвв. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую, из шелка и бархата, одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями вышивали праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, свадебные полотенца, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь. Постепенно искусство вышивания стало распространяться повсеместно. С XYIII в. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок. Девочки 7-9 летнего возраста начинали готовить себе приданное и к 15-16 годам должны были иметь праздничную и будничную одежду, расшитые скатерти и полотенца.

Приемы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось все лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами, их образами.

2. Древние образы в народном искусстве.

Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь: огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означало дерево жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома. Женская фигура с поднятыми вверх или опущенными руками символизировала образ матери – земли, связанный с почитанием земли и влаги. Деревья с раскидистыми ветвями обозначали плодородие земли. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастье и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.

Со временем отдельные фигуры видоизменились, усложнились, сочетались с другими формами, создавая узоры – рисунки. Так возникли орнаменты.

3. Мотивы орнамента в вышивке

Орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целых их групп. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму, но также орнамент служил оберегом и имел магическую силу.

По своим мотивам орнамент может быть: геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; меандоровый – в виде беспрерывных ломаных линий; растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веточек; животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых; птичий, составлен из стилизованных фигур птиц; человекообразный, с изображением человеческих фигур и полуфигур.

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятием о красоте.

4.Значение вышивки на рубахе.

Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшали ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи. Она надевалась без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Прикасаясь к земле и травам, украшенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает взамен жизненные силы.

Ворот у рубахи особенно был «магически важной» деталью одежды, ведь именно через ворот в случае смерти вылетала душа. Желая по возможности этому помешать , ворот столь обильно оснащали охранительной вышивкой.

Белый цвет олицетворял женское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

5.Значение вышивки на переднике.

Самой декоративной и богатой украшенной частью северного и южного русского костюма у женщин был передник.

На нем можно встретить знаки воды, образы матери-земли и дерева жизни. Он оберегал живот женщины, вынашивающей дитя. Недаром женщины, родившие ребенка вне дома, в поле, например, заворачивали его в передник. Именно он был первым оберегом новорожденного.

6. Значение вышивки на паневе.

На юге России вместо сарафана носили поневу, домотканую юбку из шерсти. Характер паневы зависил от возраста женщины. Самые нарядные носили девушки и молодые женщины. Панева белая и с белой вышивкой считалась признаком траурного наряда.

Чаще всего паневу украшали клетчатой вышивкой. Известно, что еще в начале XX века по клеткам крестьянской паневы можно было угадать губернию, уезд и даже село или деревню, откуда родом женщина.

Мы проследили взаимосвязь жизни людей и символов на одежде и можем сделать вывод о том., что в русском народном костюме прослеживается взаимосвязь жизни человека и магической символики.

Костюмы героев русских сказок

Более подробно мне хотелось бы остановится на нескольких образах. Например, образы в сказках А. С. Пушкина.

Возьмем Сказку о царе Салтане.

Одежда царя.

Кафтан Царя Салтана выполнен из золотой парчи, на нем же мы можем наблюдать следующую вышивку: солнце, образы апостолов , кресты и другие символы. Что же это означает? Давайте разбираться.

Во-первых, сам по себе золотой цвет парчи и вышитое на ней солнце. Царь – это умный человек, стоящий во главе огромного государства. Он должен был разбираться и в военном деле, и в политике, и в экономике, и в управлении. К нему ходили на поклон с просьбами, его боялись, его же просили рассудить по справедливости. Солнце – выше всего на земле. Царь — выше всех в своем государстве, он светило ума и справедливости. Ему никто не имеет права перечить.

Во-вторых, крещение принимал в первую очередь царь. С иконами в любой бой вступала русская армия, во главе которой шёл государь. Он для своего народа был всем: отцом, правителем, судьей, своеобразным посланником божьим, чтоб вместе с ним люди шли к вере, к религии.

Одежды царицы.

Свето-лиловые тона, сложная фактура одежды , цветочный принт, укрытая голова полупрозрачной тканью. Лиловые тона и тонкая вуалевая ткань подчеркивала женственность и красоту царицы, плотность верхних слоев одежды, расшитых драгоценными камнями подчеркивали статус, а многослойность и разнофактурность – разносторонне развитую личность, стоящую во главе государства.

Еще одна деталь русских нарядов – сарафан. Вспомним сарафан Людмилы из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Вот, например, строчки из поэмы: « Лазурный пышный сарафан одел Людмилы стройный стан..» Сарафан – традиционный наряд любой девушки, женщины.

1.История русского сарафана

Сарафан – национальный костюм, в виде платья без рукавов. Первый раз слово сарафан, упоминается в Никоновской летописи 1376 года, имеет тюркское происхождение. При Петре 1 сарафан считали одеждой простолюдинок и купеческих дочерей Постепенно мода на ношение платьев, похожих на сарафан охватила большинство стран Европы, различались они только по стилю и крою. В наше время сарафаны представляют часть «народной» русской одежды. Он может быть глухой, на лямках, со швом или пуговицами спереди. Праздничные сарафаны декорировались «читаном» или «гайтаном». Гайтаном назывался древний оберег, имевший огромную энергетическую силу. Орнаменты гайтанов разрабатывались старейшинами родов. Большие красивые гайтаны носили на шее, как украшение, вешали в домах на видном месте в качестве оберега.

Сейчас гайтаны можно встретить в иконных лавках. На них вешают нательные кресты. Они, конечно, уже не обладают таким разнообразием орнаментов. По христианской культуре гайтан так и остался оберегом , и именно на него церковнослужители рекомендуют вешать крест, а не на цепочку.

Свадебный сарафан в Древней Руси одно из самых дорогих и роскошных нарядов. Его передавали из поколение в поколение членам своей семьи по крови и никогда не продавали.

Соблюдая строгие обряды,

Берегли венчальные наряды,

Их передавали по наследству,

На покат давали по соседству.

Сейчас модно брать свадебные наряды на прокат ( это связано с веяниями моды и ценой наряда), но остался обычай — свое свадебное платье никому не дарить, иначе жизни не будет.

По древнему поверью жених и невеста не должны были касаться друг друга голыми руками, поэтому рукава на сарафане и подол невесты делались пышными. До свадьбы девушка носила простой сарафан, а после свадьбы красный, как символ новой жизни. Наряд дополняли сапожки и венец.

Еще одна важная деталь – венец.

Коль девица с голой головою,

Значит не помолвлена с судьбою.

После свадьбы косы убирались,

Без платка нигде не появлялись.

Был у жён спокойный, кроткий норов,

Много разных головных уборов:

Кики и кокошники-сороки,

Венчики с каменьями и роги.

Кика, сорока – убор молодицы,

Косник, венец – украшенье девицы,

Так испокон сохранен на Руси

Женский костюм небывалой красы!

История кокошника полна тайн и загадок, а точного времени его появления не знает никто.
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.

2. Виды кокошников

Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). Хотя точное время его возникновения неизвестно.

Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой).

Кокошник по форме можно сравнить с веером или гребнем, который был разным по высоте, ширине и силуэту. Были кокошники и более похожие на шапочку, но обязательно с возвышением на передней части.

Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра.

Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем.

Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений.

В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы.

По конструкции выделялось несколько видов кокошников:

  • Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.

  • Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см.

  • Кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия.

  • Кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.

  • В виде цилиндрической шапки с плоским дном. Имели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюся на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюся над ним. Платок закалывался под подбородком или, перекрещиваясь под ним, завязывался сзади на шее. Были распространены в северо-западных губерниях России: Олонецкой, Тверской, Новгородской. Кокошники первого и второго типа были известны и в Сибири, привезенные переселенцами.

  • Однодворческий кокошник, получивший своё название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

  • С плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопастями над ушами и пришитым сзади твердым прямоугольным позатыльником. Был распространен в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, на северо-востоке Новгородской.

  • Двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного поднятой передней частью и более высоким задним гребнем. Надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником — прямоугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимся по очелью. Концы платка спускались на спину или, перекрещиваясь на затылке, затыкались с боков. Были распространены в Курской губернии, западных уездах Орловской губернии и в русских селах Харьковской губернии.

«Древнейшим типом нужно признать тот, где прямой гребень сидит поперек головы, от уха до уха».

Кокошник изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с тканями. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству.

Кокошники носили все: и молодая царевна – лебедь из сказки А.С. Пушкина и старуха из сказки «Золотая рыбка».

« На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Пачовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею..»

Таким образом, на примере сказок наших писателей мы можем и должны прививать любовь детям к родной литературе, культуре и вдохновлять их на творчество.

Ведь именно в их руках сохранение традиций древности и создание традиций настоящего.

Сказка рассказывает о приключениях Ивана — купеческого сына. Чего только не пришлось ему пережить: братья его из дома выгнали; три года жил в лесу у орла, сокола и воробья; победил Змея Горыныча, благодаря чудесной рубашке; женился на Елене Прекрасной, но на этом чудеса не закончились… Внимание, сказка может содержать элементы жестокости! (в пересказе А.Н.Афанасьева, т.3)

«Чудесная рубашка» читать

В некотором царстве жил богатый купец; помер купец и оставил трех сыновей на возрасте. Старшие два каждый день ходили охотничать. В одно время выпросили они у матери и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там — с тем чтобы все отцовское имение разделить меж собой на две части, а его лишить наследства. Иван купеческий сын долгое время бродил по лесу, питаясь ягодами да кореньями; наконец выбрался на прекрасную равнину и на той равнине увидал дом. Вошел в комнаты, ходил-ходил — нет никого, везде пусто; только в одной комнате стол накрыт на три прибора, на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь.

Вдруг прилетает орел, ударился о землю и сделался молодцем; за ним прилетает сокол, за соколом воробей — ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать. «А ведь хлеб да вино у нас початы!» — говорит орел. «И то правда, — отвечает сокол, — видно, кто-нибудь к нам в гости пожаловал». Стали гостя искать-вызывать. Говорит орел: «Покажись-ка нам! Коли ты старый старичок — будешь нам родной батюшка, коли добрый молодец — будешь родной братец, коли ты старушка — будешь мать родная, а коли красная девица — назовем тебя родной сестрицею». Иван купеческий сын вышел из-за двери; они его ласково приняли и назвали своим братцем. чудесная рубашка1

На другой день стал орел просить Ивана купеческого сына: «Сослужи нам службу — останься здесь и ровно через год в этот самый день собери на стол». — «Хорошо, — отвечает купеческий сын, — будет исполнено». Отдал ему орел ключи, позволил везде ходить, на все смотреть, только одного ключа, что на стене висел, брать не велел. После того обратились добрые молодцы птицами — орлом, соколом и воробьем — и улетели.

Иван купеческий сын ходил однажды по двору и усмотрел в земле дверь за крепким замком; захотелось туда заглянуть, стал ключи пробовать — ни один не приходится; побежал в комнаты, снял со стены запретный ключ, отпер замок и отворил дверь. В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла две сумки привешены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни. Начал он коня гладить; богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван купеческий сын спал беспробудно до того самого дня, в который должны прилететь его названые братья. Как только проснулся, запер он дверь, ключ на старое место повесил и накрыл стол на три прибора.

Вот прилетели орел, сокол и воробей, ударились о землю и сделались добрыми молодцами, поздоровались и сели обедать. На другой день начал просить Ивана купеческого сына сокол: сослужи-де службу еще один год! Иван купеческий сын согласился. Братья улетели, а он опять пошел по двору, увидал в земле другую дверь, отпер ее тем же ключом. В подземелье богатырский конь стоит — во всем убранстве, по обеим сторонам седла сумки прицеплены: в одной — золото, в другой — самоцветные камни. Начал он коня гладить; богатырский конь ударил его копытом в грудь и вышиб из подземелья на целую сажень. От того Иван купеческий сын спал беспробудно столько же времени, как и прежде; проснулся в тот самый день, когда братья должны прилететь, запер дверь, ключ на стену повесил и приготовил стол.

Прилетают орел, сокол и воробей; ударились о землю, поздоровались и сели обедать. На другой день поутру начал воробей просить Ивана купеческого сына: сослужи-де службу еще один год! Он согласился. Братья обратились птицами и улетели. Иван купеческий сын прожил целый год один-одинехонек, и когда наступил урочный день — накрыл стол и дожидает братьев. Братья прилетели, ударились о землю и сделались добрыми молодцами; вошли, поздоровались и пообедали. После обеда говорит старший брат, орел: «Спасибо тебе, купеческий сын, за твою службу; вот тебе богатырский конь — дарю со всею сбруею, и с золотом, и с камнями самоцветными».

чудесная рубашка2

Середний брат, сокол, подарил ему другого богатырского коня, а меньший брат, воробей, — рубашку. «Возьми, — говорит, — эту рубашку пуля не берет; коли наденешь ее — никто тебя не осилит!»

Иван купеческий сын надел ту рубашку, сел на богатырского коня и поехал сватать за себя Елену Прекрасную; а об ней было по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того ей замуж идти. Иван купеческий сын напал на Змея Горыныча, победил его и уж собирался защемить ему голову в дубовый пень, да Змей Горыныч начал слезно молить-просить: «Не бей меня до смерти, возьми к себе в услужение; буду тебе верный слуга!» Иван купеческий сын сжалился, взял его с собою, привез к Елене Прекрасной и немного погодя женился на ней, а Змея Горыныча сделал поваром.

Раз уехал купеческий сын на охоту, а Змей Горыныч обольстил Елену Прекрасную и приказал ей разведать, отчего Иван купеческий сын так мудр и силен? Змей Горыныч сварил крепкого зелья, а Елена Прекрасная напоила тем зельем своего мужа и стала выспрашивать: «Скажи, Иван купеческий сын, где твоя мудрость?» — «На кухне, в венике». Елена Прекрасная взяла этот веник, изукрасила разными цветами и положила на видное место. Иван купеческий сын, воротясь с охоты, увидал веник и спрашивает: «Зачем этот веник изукрасила?» — «А затем, — говорит Елена Прекрасная, — что в нем твоя мудрость и сила скрываются». — «Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в венике?»

Елена Прекрасная опять напоила его крепким зельем и спрашивает: «Скажи, милый, где твоя мудрость?» — «У быка в рогах». Она приказала вызолотить быку рога. На другой день Иван купеческий сын, воротясь с охоты, увидал быка и спрашивает: «Что это значит? Зачем рога вызолочены?» — «А затем, — отвечает Елена Прекрасная, — что тут твоя сила и мудрость скрываются». — «Ах, как же ты глупа! Разве может моя сила и мудрость быть в рогах?» Елена Прекрасная напоила мужа крепким зельем и безотвязно стала его выспрашивать: «Скажи, милый, где твоя мудрость, где твоя сила?» Иван купеческий сын выдал ей тайну: «Моя сила и мудрость вот в этой рубашке». После того опьянел и уснул; Елена Прекрасная сняла с него рубашку, изрубила его в мелкие куски и приказала выбросить в чистое поле, а сама стала жить с Змеем Горынычем.

Трое суток лежало тело Ивана купеческого сына по чисту полю разбросано; уж вороны слетелись клевать его. На ту пору пролетали мимо орел, сокол и воробей, увидали мертвого брата и решились помочь ему.

чудесная рубашка3

Тотчас бросился сокол вниз, убил с налету вороненка и сказал старому ворону: «Принеси скорее мертвой и живой воды!» Ворон полетел и принес мертвой и живой воды. Орел, сокол и воробей сложили тело Ивана купеческого сына, спрыснули сперва мертвою водою, а потом живою. Иван купеческий сын встал, поблагодарил их; они дали ему золотой перстень. Только что Иван купеческий сын надел перстень на руку, как тотчас оборотился конем и побежал на двор Елены Прекрасной. Змей Горыныч узнал его, приказал поймать этого коня, поставить в конюшню и на другой день поутру отрубить ему голову.

При Елене Прекрасной была служанка; жаль ей стало такого славного коня, пошла в конюшню, сама горько плачет и приговаривает: «Ах, бедный конь, тебя завтра казнить будут». Провещал ей конь человеческим голосом: «Приходи завтра, красная девица, на место казни, и как брызгнет кровь моя наземь — заступи ее своей ножкою; после собери эту кровь вместе с землею и разбросай кругом дворца». Поутру повели коня казнить; отрубили ему голову, кровь брызгнула — красная девица заступила ее своей ножкою, а после собрала вместе с землею и разбросала кругом дворца; в тот же день выросли кругом дворца славные садовые деревья. Змей Горыныч отдал приказ вырубить эти деревья и сжечь все до единого. Служанка заплакала и пошла в сад в последний раз погулять-полюбоваться. Провещало ей одно дерево человеческим голосом: «Послушай, красная девица! Как станут сад рубить, ты возьми одну щепочку и брось в озеро». Она так и сделала, бросила щепочку в озеро — щепочка оборотилась золотым селезнем и поплыла по воде.

Пришел на то озеро Змей Горыныч — вздумал поохотничать, увидал золотого селезня. «Дай, — думает, — живьем поймаю!» Снял с себя чудесную рубашку, что Ивану купеческому сыну воробей подарил, и бросился в озеро. А селезень все дальше, дальше, завел Змея Горыныча вглубь, вспорхнул — и на берег, оборотился добрым молодцем, надел рубашку и убил змея. После того пришел Иван купеческий сын во дворец, Елену Прекрасную расстрелял, а на ее служанке женился и стал с нею жить-поживать, добра наживать.

Иллюстратор Лия Селина

❤️ 28

🔥 18

😁 13

😢 5

👎 11

🥱 7

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

  • В каких сказках упоминается слово рубаха
  • В каких сказках салтыков щедрин выразил обобщенное представление о жизни народа
  • В каких сказках пушкина есть присказка название сказок
  • В каких сказках при возвращении домой герой лишается жизни
  • В каких сказках появляется баба яга