В каких сказках встречается мачеха


3

В каких сказках есть мачеха и падчерица?

В какой сказке есть мачеха и падчерица?

В каких сказках встречаются мачеха и падчерица

Мачеха и падчерица в каких сказках есть

Злая мачеха в какой сказке

Падчерица в какой сказке

Названия сказок с мачехой и падчерицей

Сказки про мачеху и падчерицу

11 ответов:



10



0

Одна из любимых тем сказок — это мачеха и падчерица, их взаимоотношения и любовь.

Александр Сергеевич Пушкин не обошел стороной эту волнующую социальную тему отношений мачехи и падчерицы в своей сказке о мертвой царевне, где царица-мачеха во что бы то ни стало стремилась ликвидировать соперницу по красоте, свою падчерицу царевну.

Чернавка- девушка служанка взялась исполнять задуманное мачехи, но сжалилась и дала возможность сбежать царевне в лес, где ей предоставляют ночлег братья богатыри.

Колдовство еще никогда не заканчивалось благополучно, исход плачевный, мачеха в итоге умирает от злости после разговора с зеркалом.



8



0

Во многих сказках встречаются такие герои, как мачеха и падчерица.

Обычно мачеха представляется злой, завистливой, не любящей не родных детей, а только своих кровных. Она постоянно ищет поводов для того, чтобы выгнать падчерицу из дома. Падчерица же представляется доброй, открытой, нежной и робкой.

  • Золушка
  • 12 месяцев
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • Дикие Лебеди
  • Волшебное зеркальце
  • Волшебная дудочка
  • Крошечка Хаврошечка и многие другие.



6



0

Как оказалось, есть много разнообразных сказок с такой тематикой. Добавлю еще несколько к уже перечисленным. Есть абхазская народная сказка, которая так и называется «Мачеха и падчерица». С таким же названием есть осетинская сказка. Татарская народная сказка «Зухра и месяц». Словенская сказка «Злая мачеха и добрая падчерица». Японская сказка «земляника под снегом». Тексты сказок можно прочитать здесь. Есть «Сказка о злой мачехе».



3



0

Таких сказок довольно много. Например, «Морозко». Там ужасные отношения показаны. И девушка чудом осталась жива.

Так же назову сказку «12 месяцев» -не лучше отношения показаны.

Сказка «Золушка» всеми любимая, прекрасный пример. А еще сказка «3 орешка для Золушки». Эту сказку можно посмотреть — она для всех возрастов. Там и сюжет интересный, и актеры красивые.

Концовка хорошая.



3



0

В этом вопрсе нет пояснения, чьи это сказки, а значит можно предложить сказки народов мира. Так что эта тема широко освешается к многих народов земного шара. И аналогом сказки Морозко , могут служить и сказки , например:

  • Вьетнамская. «Мать и мачеха.
  • Осетинская «Мачеха и падчерица.
  • Словенская. «Злая мачеха и добрая падчерица».

Но мне больше нравится именно японская сказка и во на ней я постараюсь и закончить свое повествование, так как подобных сказок очень много.

Но тем не менее я приведу татарскую сказку «Зухра и месяц». Но и конечно просто необходимо отметить, что все эти сказки обычно происходят именно под Новый год. И это связано с тем, что именно в Новый год возмлжны чудеса.



3



0

Вообще, сюжетный ход со злой мачехой и хорошей, но нелюбимой падчерицей — это довольно традиционный элемент многих европейских и славянских сказок. Возможно, это связано с тем, что в старинные времена женщины часто умирали в родах (т.к. медицинские технологии были развиты довольно слабо по сравнению с нашим временем), и мужчины были вынуждены жениться еще раз, поскольку в доме нужна хозяйка, которая будет присматривать за всем имуществом.

А хорошее отношение второй жены к детям первой — редко встречается. Что тогда, что сейчас.

Список сказок с лейтмотивом падчерица протагонист — мачеха антагонист.

  • Морозко, 12 Месяцев, Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Василиса Прекрасная, Белоснежка и 7 Гномов, Бабушка Метелица, Голубой Хохолок, Гранатовое Зерно (в другом переводе — Чудесный Гранат).

  • Спящая Красавица и Малефисента (две классических сказки, созданные разными авторами, имеют единый сюжет, со взглядом с двух сторон. На мой взгляд, Малефисента глубже и интересней)



2



0

Я мало читала сказок, но увидев Ваш вопрос на ум на бегу пришли 3 сказки:

  • Золушка,
  • Морозко,
  • Крошечка-Хаврошечка



2



0

Мачеха и падчерица присутствует в большей степени в произведениях русских писателей, в меньшей в зарубежной литературе. Первоначально возникает образ «Золушки» Сюжетная линия отношений в основе своей несёт конфликт между этими двумя антиподами. Мачеха предстаёт в сказках как женщина очень любящая своих детей и лишенной инстинкта материнства по отношению к падчерице. Главная героиня практически во всех сказках исполняет роль работницы,униженной и оскорбленной.

Чудесный конец произведения Шарля Перо «Золушка» благодаря фее, превратившей её в принцессу, восхищает наших малышей атмосферой где «добро всегда побеждает зло».Символом добра абсолютно во всех сюжетных линиях является падчерица.

Русская народная сказка «Морозко» известна ,пожалуй,практически всем россиянам.В этой сказке добрым волшебником выступает Дед Мороз, который одаривает угнетённую, но очень добрую и терпимую падчерицу Мужем драгоценностями…

«12 месяцев», «Золушка», «Морозко» и многие другие, имея единый каркас,влияют на наших детей очень благотворно,формируя в них качества необходимые для социальной адаптации в нашем мире,сея в их душах доброту,красоту и терпимость.



2



0

Мачеха и падчерица есть, например, в таких сказках, как Морозко, Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Златовласка. В таких сказках, как обычно, по сюжету мачеха очень злая и старается всеми силами извести свою падчерицу, но ведь падчерица-то во всех сказках хорошая и трудолюбивая девушка, поэтому в разных сказках кто-то ей обязательно помогает. В сказке Золоушка, например, падчерице помогала фея, а в сказке Морозко помогал падчерице сам Морозко.



1



0

Достала с полок в очередной раз детские книги. Нашла вот что.

Среди русских народных могу назвать следующие сказки:

  • Бабушка Метелица;
  • Старуха-говоруха;
  • 12 месяцев;
  • Буренушка;
  • Крошечка-Хаврошечка;
  • Дочь и падчерица;
  • Морозко.

Среди не наших, зарубежных:

7v68LMnXbndJG95rJKNts2szyhWBCj2q.png

(это шотландская народная);

  • Голубой хохолок (мадам д’Олнуа);
  • Золушка (Ш. Перро);
  • Дикие лебеди (Андерсен);

GKiZXSWG5DG7iPek4KODeBEZMfA3pRiN.png

(графиня де Сегюр);

  • Белоснежка (братья Гримм).



0



0

Наверное, самая известная сказка, где есть мачеха и падчерица, это из иностранных сказок «Золушка» авторства Шарля Перро, а вот касаемо русских сказок, то, возможно «Морозко»и «Крошечка Хаврошечка» народные русские сказки, которые литературно обработал Алексей Николаевич Толстой.

Ну и как же тут не вспомнить знаменитые «12 месяцев» Самуила Яковлевича Маршака.

Читайте также

В этой семье было 4 женщины: Золушка, 2 её сводные сестры и мачеха. Имен мы из сказки не узнаем, только то, что одну из сестриц зовут мадмуазель Жавот, так к ней главная героиня обращается. И так охарактеризуем второстепенных героинь.

  1. Мачеха названа автором женщиной спесивой и дурного нрава. Ещё одна деталь важная: отец бедолаги не умер, а стал соглашаться во всем с новой супругой. Получается, что мачеха способна загнать под каблук мужа, сделать так, что отец ни разу не вступился за дочь, а, наоборот, ворчал в ответ на любые жалобы. Дочерей она балует. Достаточно вспомнить подготовку грандиозную к балу, то, что они, в отличие от нелюбимой падчерицы, совсем не занимались хозяйством.
  2. Про двух дочек Шарль Перро писал, что они очень походили скверным нравом на мать. Не только пользуются трудами сводной сестры, но и всячески её унижают. Причём делают это даже тогда, когда девочка в ответ могла бы им навредить. Например, она делает им прически для бала под язвительные комментарии о том, что нет места Золушке в приличном обществе. Делаем вывод: глупы сестры. Бал предстоящий для таких барышень событие: несколько дней накануне события не ели, порвали кучу шнурков, утягивая талию, напрягли толпу мастериц. Они преклоняются перед внешней красотой, перед более высоким рангом. Золушка преображенная вызвала у них щенячий восторг. С ними разговаривала знатная дама, понравившаяся принцу, она их угощала редкими фруктами! Событие для спесивых дурочек. После того как они узнали, что в их сестру влюбился принц, то они ей в ноги кинулись, умоляя о прощении. Так, по крайней мере, было в версии Шарля Перро. Персонажи, в которых не найти ничего привлекательного — одна глупость, тщеславие и капризы.

Имя злой королевы, мачехи Белоснежки Королева Гримхильда (Queen Grimhilde).

Не представляю, что ещё написать в этом вопросе в ответе?

Вот эта парочка:

Сказки о злой мачехе и бедной сиротинке-падчерице есть у многих народностей.

Есть такая сказка «Падчерица»и в башкирском эпосе.

Зачастую ученикам младших классов дают задание нарисовать героев сказки. Такими, какими они их себе представляют после ознакомления с текстом.

Поэтому сказку нужно вначале прочитать.

Из сказки мы узнаем о бедной девочке Гульбики и ее злой мачехе.

Нарисовать девочку карандашом не сложно.

Рисовать начинаем с овала. К нему пририсовываем прямую линию.

Ниже головы рисуем колокольчик, он будет в дальнейшем платьем для девочки. Под платьем пририсовываем ноги.

Осталось пририсовать руки и платочек.

А можно и вот такой рисунок нарисовать. Это уже с помощью красок.

Девочку изображаем в темной юбочке, с косынкой на голове, в сапожках.

А рядом злую мачеху. Которая постоянно кричит на падчерицу, заставляет убираться по дому, шить и вязать, и ходить в лес по грибы и ягоды.

А можно, нарисовать, глядя на эти иллюстрации.

Фильмы: Сердца четырех (1941, СССР), Четыре (2004, РФ), Четыре пера (2002, США), Четыре рождества (2008, США), Четыре комнаты (1995, США), Четыре дня в мая (2011, РФ), Четыре льва (2011, Англия-Франция), Четыре мушкетера (1974, Франция)

Сказки: Четыре друга, Четыре брата, Четыре сестрицы, Четыре близнеца, О четырех больших троллях и маленьком Вилле-пастухе, О страхе и четырех ветрах, Четыре желания.

Конечно, мультик и фильм практически все смотрели, поэтому и я, поддавшись своим киношным знаниям, ринулась возмущаться тем, что варианта превращения в собак нет. Но, потом решила перечитать Маршака и обнаружила две версии этой истории. Саму сказку — первоначальный (очевидно) вариант и пьесу, написанную тем же Маршаком, но уже дополненную принцессой, царским двором, солдатом и т.д.. Так вот шубки и собачки — это вариант пьесы, а в сказке мачеху с дочерью просто заморозили. Когда проходила этот вопрос в игре, этот вариант и оказался верным. Для тех, кто в королевстве загадок наткнулся на подобное, пальчиком жмите на вариант ЗАМОРОЗИЛИ

что сделали 12 месяцев с мачехой и ее дочкой

Доброго вам дня, уважаемые читатели блога «Русское слово»!

В прошлый раз, рассуждая о сказках, мы говорили о том, что у разных народов мира встречаются сказки с удивительно похожим сюжетом. Такие сюжеты называют бродячими. Так вот сегодня приглашаю почитать похожие сказки разных народов мира , сравнить их между собой.

Возьмём очень популярный во всём мире сюжет о злой мачехе и доброй падчерице.

СКАЗКИ РАЗНЫХ НАРОДОВ МИРА  О МАЧЕХЕ И ПАДЧЕРИЦЕ

Как правило, сюжет таков: злая мачеха хочет избавиться от падчерицы, задаёт много работы, после выгоняет её из дому.

Но судьба не оставляет без внимания бедную девочку и посылает ей спасение в образе каких-либо неодушевлённых предметов, сверхъестественных существ, волшебных животных.

И падчерица находит спасение благодаря своей скромности, доброте, состраданию, трудолюбию, терпению, выносливости.

Русская народная сказка «МОРОЗКО»

Всем известна эта замечательная русская народная сказка! Предлагаю сегодня перечитать её еще разок и рассмотреть удивительные иллюстрации Марины Пузыренко. Марина — талантливая молодая художница из Харькова. в 2011 году она стала лауреатом государственной премии имени Леси Украинки.

Итак…

Жили-были дед и баба.

У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке:

— Умница.

Мачеха, её дочь и падчерицаПадчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

— Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали! Вези её в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь:

— Садись, мила дочь, в сани.

Повёз бездомную в лес, свалил в сугроб под большую ель и уехал. Девушка сидит под елью, дрожит, озноб её пробирает. Вдруг слышит – невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает:

Морозко и падчерица— Тепло ли тебе, девица?

Она чуть дух переводит:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощелкивает:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

Она чуть дух переводит:

— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

мачеха поминки справляет, напекла блиновТут Морозко сжалился над девицей; окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами. А мачеха по ней поминки справляет, печет блины и кричит мужу:

— Ступай, старый хрыч, вези свою дочь хоронить!

Поехал старик в лес, доезжает до того места, видит – под большою елью сидит его дочь, веселая, румяная, в собольей шубе, вся в золоте-серебре, а около – короб с богатыми подарками. Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой. А дома старуха печет блины, а собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха бросит ей блин:

— Не так тяфкаешь! Говори: старухину дочь замуж берут, а стариковой дочери косточки везут.

Собака съест блин и опять:

— Тяф, тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут.

Старуха блины ей кидала и била её, собачка – все своё. Вдруг заскрипели ворота, отворилась дверь, в избу идёт падчерица – в злате-серебре, так и сияет. А за ней несут короб высокий, тяжёлый. Старуха глянула – и руки врозь.

— Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Вези, вези мою дочь в лес на то же место.

Старик посадил старухину дочь в сани, повез её в лес на то же место, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. МорозкоА Морозко по лесу потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает, на старухину дочь поглядывает:

— Тепло ли тебе, девица?

А она ему:

— Ой, студёно! Не скрипи, не трещи, Морозко.

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать, пощелкивать:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, руки, ноги отмерзли! Уйди, Морозко.

Ещё ниже спустился Морозко, сильнее приударил, затрещал, защелкал:

— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Рассердился Морозко да так хватил, что старухина дочь окостенела.

Чуть свет старуха посылает мужа:

— Запрягай скорее, старый хрыч, поезжай за дочерью, привези её в злате-серебре.

Старик уехал.

А собачка под столом:

— Тяф, тяф! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной дочери в мешке косточки везут.

Старуха кинула ей пирог:

— Не так тяфкаешь! Скажи:  старухину дочь в злате-серебре везут.

А собачка – всё своё:

— Тяф, тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут.

Заскрипели ворота, старуха кинулась встречать дочь. Рогожу отвернула, а дочь лежит в санях мёртвая. Заголосила старуха, да поздно.

В русских народных сказках о падчерице и мачехе (а вариантов этой сказки очень много; мы приводим здесь только самую известную сказку) отразились представления русского народа о семье. Семья в христианской морали – это основа основ.

В сказках типа «Морозко» выражается негативное отношение русского народа к повторным бракам, потому что считается, что дети от первой жены всегда страдают. Поэтому злая мачеха и её дети в русских народных сказках всегда наказываются. А падчерица, воплотившая в себе все самые лучшие качества добродетельной дочери и просто девушки, всегда вознаграждается.

Посмотрим, как в сказках других народов раскрываются образы мачехи и падчерицы

Татарская народная сказка «ЗУХРА И МЕСЯЦ»

Когда–то давным–давно жил муж с женой. И была у них дочка, звали её Зухра.

Жили они хорошо – дружно и богато. Но вот заболела жена и умерла. Похоронил её муж и женился на молодой вдове. У той тоже была дочь.

Мачехой она оказалась злой и невзлюбила свою падчерицу Зухру.

– Неси дрова! Топи печь! Вари кашу! Вымой полы! Корми скотину!

Только и слышала Зухра каждый день эти приказания. День и ночь трудилась девочка и очень уставала. С трудом дожидалась ночи, чтобы хоть немного поспать. Часто плакала Зухра по ночам. Некому было рассказать ей о своей горькой жизни, не с кем поделиться горем.

А мачехе всё мало, да и её дочь–лентяйка подзуживает:

– Что это Зухра по ночам спит?

И придумала мачеха, как сжить со свету падчерицу. Над старым высохшим колодцем во дворе поставила бочку без дна и говорит Зухре вечером:

– Спать не ложись, пока бочку не заполнишь водой.

– Как я ночью–то воду буду носить? – спрашивает Зухра.

– А! Ты ещё перечить? – вскричала мачеха и стала бить Зухру.

Делать нечего. Взяла Зухра коромысло, ведра и пошла на речку. На улице темно было. В темноте зачерпнула она воду и понесла домой. Всю ночь таскала она воду. Но так бочку и не наполнила.

А утром мачеха проснулась и опять своё:

– Неси дрова! Топи печь! Вари кашу! Мой полы! Корми скотину!

Кончился день, и опять заставила она Зухру носить воду всю тёмную ночь. И опять не смогла Зухра наполнить бочку с водой.

А днём вновь крики мачехи:

–Неси дрова! Топи печь! Вари кашу! Мой полы! Корми скотину!

Наступила третья ночь.

Мачеха говорит:

– Всё бездельничаешь! Бочку водой наполнить не можешь. Не спи, носи воду.

Взяла девушка опять коромысло и вёдра. Вышла на улицу. Видит – светло стало. Месяц на небе появился и улыбается ей. Но девушка не смотрит на него, с трудом ноги передвигает. Дошла до речки, наполнила вёдра водой, несёт их домой и плачет горькими слезами. И не видит она, что месяц за ней по небу плывёт и любуется красотой Зухры.

Дошла девушка до бочки, вылила в неё воду из ведра да так и упала без сил на бочку и горько заплакала. Смотрит — в бочке дна нет. Но глубоко в колодце вода, а в ней месяц улыбается. Это отражение его было. Подняла девушка голову и видит – месяц над ней в небе стоит. Очень молодой и красивый месяц.

– Как зовут тебя, красавица? – спрашивает он.

Зухра, – отвечает та.

– Почему ты плачешь, Зухра? Кто обидел тебя?

И поделилась девушка своим горем с молодым месяцем, рассказала ему о своей горькой жизни.

– Помоги мне, месяц! Возьми меня к себе. Не могу я больше жить со злой мачехой.месяц

– Отгадай три загадки, тогда помогу. На подушке половина ложки. Кто это?

– Это ты, мой прекрасный месяц!

– Одна лампа среди тысячи свечек! Кто это?

– Это ты, мой прекрасный месяц среди, тысячи звёзд!

– А пол каравая хлеба над крышей. Кто это?

– Это ты, мой прекрасный месяц!

И тогда месяц стал спускаться на землю. Встал возле девушки.

– Забирайся на меня, Зухра. Ты мне очень нравишься. Будем жить вместе.

Девушка схватила месяц одной рукой, а другой коромысло с вёдрами на плечо повесила. И месяц поднялся вместе с Зухрой на небо. Выскочила мачеха из дома, да уже поздно было.

С тех пор можно видеть на месяце девушку с коромыслом и вёдрами. Это Зухра много–много лет живёт со своим месяцем.

 Осетинская народная сказка «Мачеха и падчерица»

Жили-были муж и жена. Они жили очень счастливо. Родилась у них дочь. Дочь была еще маленькая, когда умерла ее мать. Отец думал о своем ребенке и не знал, как ему быть.

Через некоторое время он договорился с одной женщиной и женился на ней. А еще через некоторое время у них родилась дочь. Женщина стала кормить-растить двух дочек. Они подросли, и девушка-сиротка оказалась необыкновенной красавицей, а мачехина дочь — уродкой, роста же были они одного. Тот, кто посещал их, не обращал никакого внимания на младшую девушку, а любовался старшей, поражался ее красоте, ее доброму нраву.

Когда мачеха поняла это, она задумала изгнать сиротку из дому, боясь, что ее собственная дочь останется в перестарках. Стала она думать над тем, как избавиться от падчерицы, а настроения мужа своего она еще не знала. Мысли эти ее не покидали, и она решила:

— Ну, скажу своему мужу, и если он согласится погубить свою дочь, то буду жить с ним, а если не согласится — не буду.

Так она и заявила своему мужу:

— Или удали свою дочь из дому, или я не стану жить с тобой!

— Чем она тебе мешает? — сказал муж. — Она — сирота. Чем она тебе досаждает?

— Не люблю ее, — заявила та. — Кто ни приходит к нам, все любуются ею и подарки ей приносят, а на дочь мою никто и внимания не обращает. Удали ее, иначе я не хочу жить с тобой!

Так она донимала его, и у мужа не осталось иного выхода.

— Собери свои вещи в какой-нибудь чемоданчик, — сказал он дочери-сиротке, — принарядись, завтра мы поедем на повозке кое-куда.

Подавленный печалью, он приготовил повозку и сел в нее вместе с дочерью. Они объезжали села, города. Он показал дочери все возможное. Затем они попали в необитаемую сторону, заметили вдали большое дерево, и отец сказал дочери:

— Отдохнем немножко под этим деревом, чтобы прошла наша усталость.

Он завел лошадей под дерево. Они сошли с повозки и в тени дерева легли спать. Убедившись, что дочь заснула, отец снял с повозки ее чемоданчик и положил его около нее. Когда он тронулся в путь, лошади подняли шум. Девушка тотчас проснулась и в испуге закричала. Она бросилась к повозке и ухватилась за нее. Чемоданчик остался на месте под деревом. Отец погнал лошадей быстро, и дочь упала на землю. Некоторое время она с плачем смотрела вслед, а затем успокоилась и впала в раздумье. Она поняла, что отец вывез ее из дому, чтобы погубить, собралась с силами и сказала:

— Пойду туда, где остался мой чемоданчик, а там видно будет.

Вернулась она под дерево, нашла свой чемоданчик, но не смогла придумать, в какую сторону ей податься; плачет она и думает:

— Если на ночь я останусь здесь одна, что я буду делать? Заметила она в отдалении чабана, который у опушки леса пас отару овец, и решила:

— Пойду к нему, и если он окажется человеком, то он направит меня по какому-либо пути.

чабан пасёт овецИ она направилась к чабану. Чабан заметил ее еще издали и удивился:

— Кто это может быть? Что это за диво?

Девушка дошла до него и обратилась к нему с приветствием:

— Да умножится скотина твоя, добрый чабан!

Удивленный чабан спрашивает ее:

— Кто ты такая? Ты — женщина, куда ты идешь?

— Я и сама не знаю, куда иду, — ответила она, — но издали я заметила тебя и подошла к тебе. У меня нет лучшего выхода, прошу тебя поменяться со мной одеждой. Все, что на мне, я отдам тебе, за исключением рубашки и исподней. Я покажу тебе дорогие вещи, которые находятся в моем чемоданчике, а ты дай мне свою одежду чабана.

— Меняюсь с тобой, — согласился чабан.

Девушка сказала ему:

— Зайди за какой-нибудь куст и разденься там так, чтобы тебя не было видно, а затем отойди к другому кусту. Я оденусь в твою одежду, а свою оставлю под кустом. Ты подойдешь и оденешься в мою одежду, и таким образом мы не увидим друг друга раздетыми.

Пастух подошел к кусту, разделся и отошел к другому кусту, прилег там, чтобы его не видно было. Девушка схватила одежду чабана, оделась в нее и оказалась вылитым подростком. А чабан оделся в ее одежду.

— А теперь я отправляюсь в путь, — сказала ему девушка. — Окажи мне еще такую услугу: укажи богатого человека, который сможет меня нанять.

Чабан направил ее не в ту сторону, где он жил сам, а в противоположную.

— Иди в ту сторону, — сказал он, — и ты дойдешь до чабанов богатого человека. Этот богач наймет тебя в чабаны.

Девушка поблагодарила его и направила свой путь в ту сторону, куда ей указал чабан. Шел подросток-девушка в одежде чабана, шел и дошел до чабанов богача. Один из них спрашивает его:

— Кто ты такой, что ты собой представляешь?

— Нанимаюсь в батраки, — ответил он, — и если вам нужен чабан, то дайте мне возможность увидеть вашего хозяина, чтобы я смог поговорить с ним.

Чабан ушел к богачу, своему хозяину, и сказал ему:

— Явился к нам подросток, который ищет работу чабана. Как нам с ним поступить?

— Скорее приведите его ко мне, — ответил богач.

Привели подростка к богачу. Богач посмотрел на него, увидел, что он молодой, и спрашивает его:

— Кто ты такой, что тебе надо?

— Я ищу работу чабана. Если тебе нужен чабан, то прими меня! Будешь мной доволен, работу чабана я знаю.

Богач нанял его, сказал, что он должен делать, и подросток стал работать чабаном. Хозяин присматривался к его работе и убедился, что он хороший чабан.

Через некоторое время хозяин сказал своему новому чабану:

— Я с тобой уже не расстанусь; я полюбил тебя, как своего сына, и даю слово, что буду платить тебе в год сто голов овец.

Подросток согласился с этим и стал жить с чабанами. Другие чабаны полюбили его. Как младший он обслуживал их, когда они бывали на своем кутане, он им пек лепешки, приносил воды.

Так он проработал десять лет, и никто не знал, что это девушка. Она сумела показать себя настоящим юношей.

Через десять лет чабан сказал своему хозяину:

— Вот теперь я ухожу от тебя. Я очень доволен тобой. Выдели мне скотину, я хочу иметь свой кутан.

Хозяин сказал ему:

— Молодец, живи долго! Хорошо, что тебе это пришло на ум и что ты такой деятельный; я отделю тебе больше того, что тебе следует по уговору.

Это было вечером, а утром богач приказал старшему чабану:

— Чабан тот больше у нас не будет работать, и ему необходимо заплатить. За десять лет ему следует тысяча овец, и их необходимо ему выделить.

Чабаны принялись за дело и выделили ему его тысячу овец.

— Благодарю тебя, — сказал подросток хозяину, — ты удовлетворил меня полностью. Но прошу тебя еще об одном одолжении: я не знаю, где лучше всего завести кутан, укажи мне еще и такое место.

— Видишь ты вот эту дорогу? — сказал ему хозяин. — Иди по ее обочине и попадешь туда, где сходятся семь дорог. Там ты и обоснуйся, там тебе будет очень хорошо, там очень хорошая земля.

Подросток направился со своей отарой овец по этой дороге и дошел до того места, где сходятся семь дорог. На ночь он остановился там с отарой на отдых. Наступило утро. Овцы паслись, а сам он стал продумывать планы. Тем временем на дороге показались проезжие. Они остановились, и подросток завел с ними разговор:

— Я здесь собираюсь строить кутаны, и мне нужны рабочие.

Он договорился с некоторыми из них. Они быстро принялись за работу, и он отгородил плетнем площадь, в которой могло поместиться до тысячи овец. Устроили хлевы, куда можно было бы загонять овец на ночь. А для себя он построил шалаш на десять человек. Расплатился с рабочими, которых нанимал, и сказал им:

— Мне нужны чабаны. Пришлите ко мне таких, которые согласны работать в качестве батраков.

Он нашел таких, договорился с ними, и те принялись чабанить. Сам он уже не ходил в чабанах. У него было все, что нужно. С каждым годом богатство его умножалось, и он построил большие дома. Все, кто видели его кутаны и отары, удивлялись:

— Это богатый, мощный чабан, раз он смог так обстроиться!

Одного из своих чабанов он сделал старшим, чтобы ему самому стало полегче. Так он жил, кто знает, сколько времени, сколько лет.

Однажды отцу его вздумалось постранствовать вместе со своей семьей, повидать, показать ей кое-что. Сели они на тачанку и вместе стали разъезжать по разным областям и странам. И вот однажды бог привел его в то место, где сходятся семь дорог. Когда в голой пустыне отец увидел такие постройки, он решил остановиться и провести там некоторое время.Остановил он тачанку свою у дома и дал знать о себе. На зов вышли к нему чабаны и спрашивают:

— Что тебе надобно?

— Мы странствуем по дальним дорогам, — сказал он. — Свечерело, и мы просим приюта.

— Мы зайдем к своему хозяину, спросим его и сообщим его ответ тебе, — сказали чабаны.

Один из батраков зашел к хозяину и сказал ему:

— Какие-то гости просят приюта.

— Какие гости?

— Муж и жена, дочь их и возница, всего четверо. Услышав это, тот разволновался и сказал:

— Заведите их!

Он приказал поместить их в одну комнату, а сам тайком подсмотрел и узнал, что это его родные. Зашел к ним в комнату, поприветствовал их и говорит:

— Хозяин не так бывает готов, как гость. Ужин еще не готов (а сам уже приказал зарезать косарта). Вы странствующие, бывалые люди, и хорошо, если бы вы рассказали какие-либо истории. Я здесь вожусь со скотиной и ничего другого не вижу, ничто до меня не доходит.

— Я не знаю никаких историй, чтобы рассказать их, — сказал отец.

— И я ничего не знаю, — сказала жена.

— Тогда я сам расскажу одну историю, которую слышал, — сказал подросток.

— Просим тебя, расскажи ее нам.

И подросток приступил к рассказу:

— Жили-были муж и жена, жили очень хорошо. Родилась у них дочь. Она была еще младенцем, когда умерла ее мать…

Так он рассказал от начала до конца всю свою историю. Отец сразу же догадался обо всем, но не прерывал его, пока тот не кончил свой рассказ. А он, кончив, сорвал с головы свою папаху, волосы его рассыпались, и таким образом он открылся им, заключив свой рассказ словами:

— Вот это — я сама, ты — мой отец, а ты — моя мать, а это — моя сестра.

Отец был поражен, не смог и слова вымолвить. Затем они бросились к ней, стали ее обнимать. Пока они пришли в себя, подоспел и ужин. Поужинали, а затем, посоветовавшись, решили вернуться пока домой, а потом опять приехать сюда.

Девушка, скрыв все от старшего чабана, приказала ему:

— Я пока поеду вот с ними, а ты управляйся без меня до моего возвращения.

Сколько времени они прожили у себя дома, бог знает. Затем вернулись обратно и стали жить вместе. И до сегодняшнего дня они живут.

 Вьетнамская сказка «МАЧЕХА И ПАДЧЕРИЦА» 

У одного человека было две жены и от каждой жены по дочери. Он одинаково любил обеих дочерей, и в семье царили мир и согласие. Но когда старшая жена умерла, младшая стала заботиться только о своей дочери и плохо относиться к падчерице.Ее родная дочка вкусно ела и красиво одевалась, а падчерица с утра до вечера трудилась да еще выслушивала за это брань. Отец жалел старшую дочь, но не смел за нее заступиться, потому что боялся жены.

Как-то девочка заигралась с подругами и поздно вернулась домой. Злая мачеха заперла двери и не впустила ее. Падчерица до тех пор просила открыть ей, пока не охрипла, но мачеха настояла на своем. Девочке пришлось провести ночь на улице и спать на покрытой росой траве. Она простудилась от холода и сырости и тяжело заболела. Опечаленный отец забросил все дела и ухаживал за дочерью, но стоило ему отлучиться, как мачеха и младшая сестра начинали осыпать бедную девочку бранью и оскорблениями.

Однажды отцу понадобилось надолго уехать. Перед отъездом он наварил котел риса и сварил яйцо для старшей дочери. Это подсмотрела младшая сестра и сразу же рассказала обо всем матери.

Разъяренная мачеха прибежала, опрокинула котел с рисом, выбросила яйцо и выгнала падчерицу из дому. Не зная, у кого искать защиты и помощи, бедняжка побрела куда глаза глядят.

Женщины в деревне сочувствовали ей и старались помочь кто чем мог — кто пищей, кто лекарством. Когда девочка выздоровела, она ушла в лес, сделала там себе шалаш и вскопала возле него землю.

Добрые люди помогли ей, и вскоре на ее поле заколосился рис, выросла кукуруза. Она завела свиней, кур, усердно трудилась и чувствовала себя счастливой. Но из лесу часто приходили дикие кабаны и портили посевы.

Услышав однажды ночью шум и хрюканье, девочка ласково сказала им:

— Кабаны! Если вам хочется кукурузы, ешьте початки, но не трогайте зеленых ростков: они ведь еще не выросли.

Кабаны послушались ее и с тех пор посевов больше не портили. А однажды подкрался тигр и хотел схватить свинью. Почувствовав его приближение и услышав, как испуганно метались в хлеву свиньи, девочка сказала:

— Тигр, если ты пришел за свиньей, бери большую, но не трогай маленьких поросят. Они еще должны подрасти.

И тигр, присмирев, вернулся в лес. Но как-то ночью он явился снова и что-то выбросил из пасти возле самого домика:

— Через три дня насыпь на это место земли, а через
 шесть дней убери ее,- сказал он при этом.

Девочка послушалась тигра. Через шесть дней она разгребла землю и увидела целую кучу блестящего золота. С тех пор жить ей стало еще легче.

Отец девочки был очень опечален, вернувшись домой и не найдя дочери. Как-то раз, когда он работал в поле, над его домом появилась ворона и прокаркала:

— Каррр, каррр… бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки!

Мачеха услышала это, очень удивилась и прогнала ворону. А мужу она сказала, будто ворона прокаркала: «Бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!» Отец перепугался, а наутро чуть свет взял лопаты и отправился в лес искать девочку.

Всю дорогу он плакал. То-то он был удивлен и обрадован, когда увидел, что девочка здорова и добра у нее полон дом!

Радуясь встрече, отец и дочь проливали счастливые слезы. Вернувшись, отец рассказал всем историю своей дочери. А мачеха, узнав о богатстве, почувствовала зависть.

Она тут же отвела свою дочь в лес, построила для нее дом, пригнала ей свиней, принесла зерна. Она помогла ей обработать поле, а когда на нем показались всходы, оставила дочь одну и вернулась домой.

Ночью лесные звери пришли на поле лакомиться. Девочка бранила их, как умела, но пойти прогнать боялась. Видя это, звери осмелели, и вскоре от посевов не осталось и следа. Затем, почуяв запах свиней и кур, пожаловал тигр. И стал приходить каждую ночь. Девочка дрожала от страха, забившись в угол, и боялась заснуть. А тигр, расправившись со скотиной, пробрался в дом, растерзал девочку и улегся спать.

На следующее утро к дому, где жили муж с женой, прилетела ворона и, усевшись на заборе, прокаркала:

— Каррр, каррр… бери лопату с черной ручкой и лопату с красной ручкой, ступай хоронить дочь!

Жена подумала, что ворона лжет, взяла камень и прогнала ее. Когда муж вернулся, она сказала мужу, будто ворона прокаркала: «Бери черный сундук и красный сундук, ступай за золотом дочки!»

Муж поверил, приготовил сундуки и вместе с женой отправился в лес. Но возле дома было тихо, скотина исчезла. Отец бросился осматривать все вокруг, а мачеха сразу вбежала в дом. Увидев на полу что-то желтое, она ткнула палкой тигра. Тот проснулся, набросился на мачеху и растерзал ее.

 Словенская сказка «Злая мачеха и добрая падчерица» 

Вышла злая баба замуж за бедняка, у которого была дочка по имени Марица.

Родилась у той бабы и своя дочь, и стала мать ее лелеять и беречь пуще глаза. А падчерицу, прилежную да послушную, терпеть не могла, ругала ее, мучила и била, а чтобы поскорее со свету сжить, кормила ее, как собаку, всякими объедками, готова была змеиным хвостом ее угостить, кабы он случился под рукой; а спать клала ее в старое корыто.

А Марица растет себе кроткой да работящей, и собою вышла куда краше и пригожей родной дочки. И задумала мачеха падчерицу со двора согнать.

Вот посылает она свою дочь и падчерицу шерсть отбеливать; дочери дала белую шерсть, а падчерице — черную.

«Коли твоя шерсть не станет такой же белой, как у моей дочки, лучше домой не возвращайся, все равно выгоню!» — пригрозила она Марице.

Запечалилась бедная сиротка, заплакала, да и говорит, что не сможет она такую работу выполнить, но мачеха и слушать ничего не хочет. Поняла падчерица, что мачеху не разжалобишь, взвалила на спину узел с шерстью и, обливаясь горючими слезами, побрела за сестрой.

Вот подошли они к реке, сбросили наземь свою ношу и стали шерсть отбеливать. Только они взялись за дело, как откуда ни возьмись девушка, белолицая да красивая, и ласково так говорит:

— Здравствуйте, подружки! Не пособить ли вам?

Мачехина дочь и отвечает:

— Очень мне нужна твоя помощь, моя шерсть и так белая, а вон у нашей падчерицы ничего не получается.

Подошла незнакомая девушка к печальной Марице и говорит ей:

— А ну, дай-ка! И оглянуться не успеешь, как твоя шерсть побелеет.

Принялись они вдвоем теребить ее да мыть, и черная шерсть в мгновение ока стала белее снега. Только они закончили работу, как белолицая подружка куда-то исчезла. Подивилась мачеха, увидев белую шерсть, и сильно озлобилась — ведь не за что теперь выгнать падчерицу из дому.

Настала лютая зима. Ударили морозы. Злая мачеха все думает, как бы бедную падчерицу погубить. Раз приказывает она Марице:

— Возьми корзинку, ступай в горы и набери там спелых ягод к Новому году! Не найдешь ягод — лучше оставайся в горах.

Закручинилась бедняжка, заплакала, да и говорит:

— Где мне, горемычной, взять в такой трескучий мороз спелых ягод?

Да все напрасно — пришлось ей взять корзину и в горы идти. Вот идет она, вся в слезах, а навстречу ей двенадцать юнаков. Девушка учтиво с ними поздоровалась. Юнаки ответили ласково и спрашивают:

— Что ты плачешь, милая девица, и куда по снегу путь держишь?

Рассказала им девушка про свою беду.

Юнаки и говорят:

— Мы поможем тебе, если угадаешь, какой месяц в году самый лучший.

— Все хороши, но все же март самый лучший, потому что несет нам надежду, — ответила Марица.

Юнакам понравился ее ответ, и они сказали:

— Иди вон в ту солнечную долину и бери там ягод, сколько твоей душе угодно.

Принесла Марица мачехе к Новому году чудесных ягод и рассказала, как ей помогли те юнаки, что встретились в горах. Через несколько дней, когда немного потеплело, говорит мачеха своей дочери:

— Ступай и ты в горы по ягоды; коли уж нашей замарашке встретились юнаки и были с ней так ласковы, то тебя и подавно чем-нибудь одарят.

Принарядилась дочка получше, взяла корзину и поспешила в горы. Идет веселая, довольная. Навстречу ей двенадцать юнаков, а она и говорит им кичливо:

— Покажите-ка мне, где растут ягоды. Показали ж вы нашей падчерице.

Юнаки отвечают:

— Хорошо. Только раньше отгадай, какой месяц в году самый лучший.

— Все плохие, а март хуже всех, — не задумываясь, ответила мачехина дочь.

Только она это проговорила, как вдруг густые тучи заволокли небо, и на нее обрушились разом все громы и молнии. Бросилась она бежать, да и бежала до самого дома, чуть дух не испустила. Юнаки-то были двенадцать месяцев.

Между тем по всей округе пошла молва о доброте и красоте Марицы, и один богатый барин послал передать мачехе, что в такой-то день придет он со своей свитой сватать девушку.

Зависть взяла мачеху, что такое счастье привалило ее падчерице, а не дочке, и, не сказав сиротке ни слова, решила выдать за барина свою дочь. Вот пришел назначенный день. Бессовестная мачеха пораньше прогнала падчерицу спать в корыто. Прибралась в доме, приготовила ужин, принарядила свою дочь и посадила ее за стол с вязаньем. Наконец, прибыли сваты. Мачеха радушно встречает их, ведет в дом и говорит, на дочку указывая:

— Вот моя милая падчерица.

Но тут оказался петух, он как закричит во все свое петушиное горло:

— Кукареку, красавица Марица в корыте! Кукареку, красавица Марица в корыте!

Услышали сваты петушиный крик и велели привести настоящую падчерицу. А как ее увидели, то и глаз не могли отвести — такая она была пригожая да приветливая. В тот же вечер увезли ее с собой. А злая мачеха со своей дочерью осрамились перед всем светом.

И жила Марица счастливо со своим мужем и со всей своей семьей до глубокой старости. И умерла она легкой смертью, потому что дружила с волшебницей-вилой и всеми двенадцатью месяцами.

 «ЗЕМЛЯНИКА ПОД СНЕГОМ» — японская сказка 

Земляника под снегомДавно-давно это случилось.

Жила в одной деревне вдова. И было у неё две дочери: старшая, о-Тиё, — неродная дочь, а младшая, о-Хана, — родная.

Родная дочь в нарядных платьях ходила, а падчерица — в лохмотьях. На долю родной дочери доставались ласка да баловство, а на долю падчерицы — колотушки да чёрная работа. Падчерица и воду носила, и стирала, и обед варила, и ткала, и пряла, и весь дом обшивала.

А родная дочка была ленивица. Не любила она ткать и прясть, а любила лакомиться всласть.

Вот как-то раз поссорилась мачеха с соседкой. Стала соседка кричать:

— Не указывай мне, учи лучше свою родную дочь! Вон она как ленива и привередлива! Придёт время — к падчерице твоей любой жених посватается, а дочку твою никто не возьмёт. Твоя дочка, раньше чем пальцем шевельнёт, три раза подумает, а потом всё равно раздумает.

Никогда не любила мачеха свою падчерицу, а после этих слов так её возненавидела, что решила со свету сжить.

Вот пришла холодная зима. Падчерица во дворе работает, а мачеха и о-Хана у очага греются.

Однажды разморилась о-Хана от жары и говорит:

— Ох, как мне жарко стало! Сейчас бы съела чего-нибудь холодненького.

— Хочешь немного снежку?

— Снег ведь невкусный, а я хочу чего-нибудь холодного да вкусного.

Задумалась о-Хана и вдруг как хлопнет в ладоши:

— Земляники, хочу земляники! Красных, спелых ягод хочу!

О-Хана была упряма. Уж если чего ей захочется, так подай. Подняла она громкий плач:

— Мама, дай земляники! Мама, дай земляники!

— О-Тиё, о-Тиё, поди-ка сюда! — позвала мачеха падчерицу.

А она как раз стирала бельё на дворе. Бежит на зов мачехи, на ходу мокрые руки передником вытирает.

Приказала ей мачеха:

— Эй, ты, лентяйка, живо иди в лес и набери в эту корзинку спелой земляники. А не наберёшь полной корзинки, домой и не возвращайся. Поняла?

— Но, матушка, разве растёт земляника в середине зимы?

— Растёт не растёт, а ты одно помни: придёшь с пустыми руками — в дом не пущу.

Вытолкнула мачеха девочку за порог и дверь за ней крепко-крепко заперла. Постояла о-Тиё, постояла и пошла в горы.

В горах тихо-тихо. Снег валит хлопьями. Кругом сосны, словно белые великаны, стоят.

Ищет о-Тиё землянику в глубоком снегу, а сама думает: «Верно, мачеха послала меня сюда на погибель. Никогда не найду я в снегу земляники. Тут и замёрзну». Заплакала девочка, бредёт, не разбирая дороги. То взберётся, спотыкаясь и падая, на гору, то в ложбинку скатится. Наконец, от усталости и холода упала она в сугроб. А снег валил всё гуще и гуще и скоро намёл над ней белый холмик.

Вдруг кто-то окликнул о-Тиё по имени. Подняла она голову. Приоткрыла глаза. Видит: наклонился над ней старый дед с белой бородой.

— Скажи, о-Тиё, зачем ты пришла сюда в такой холод?

— Матушка послала меня, велела набрать спелой земляники, — ответила девочка, еле шевеля губами.

— Да разве не знает она, что зимой земляника не растёт? Но не печалься, я тебе помогу. Идём со мной.

Поднялась о-Тиё с земли. Стало ей вдруг тепло и радостно. Шагает старик по снегу легко-легко. О-Тиё за ним бежит. И вот диво: только что она в рыхлый сугроб по пояс проваливалась, а теперь стелется перед ней крепкая, хорошая дорога.

— Вон там на поляне спелая земляника, — говорит старик. — Собери, сколько надо, и ступай домой.

Поглядела о-Тиё и глазам своим не верит. Растёт в снегу крупная красная земляника. Вся поляна ягодами усыпана.

— Ой, земляника! — закричала о-Тиё.

Вдруг смотрит: старик куда-то пропал, одни сосны кругом стоят. «Видно, не человек это был, а дух — хранитель наших гор, — подумала о-Тиё. — Вот кто спас меня!»

— Спасибо тебе, дедушка! — крикнула она и низко-низко поклонилась.

Набрала о-Тиё полную корзинку земляники и побежала домой.

— Как, ты нашла землянику?! — изумилась мачеха.

Думала она, что ненавистной падчерицы уже и в живых нет. Покривилась-покосилась мачеха от досады и дала своей родной дочке корзинку с ягодами.

ЗемляникаОбрадовалась о-Хана, села у самого очага и давай совать в рот землянику пригоршнями:

— Хороши ягоды! Слаще мёда!

— Ну-ка, ну-ка, и мне дай! — потребовала мачеха, а падчерице ни одной ягодки так и не дали.

Прикорнула усталая о-Тиё у очага и дремлет. Только недолго ей отдыхать пришлось. Слышит, кто-то её за плечо трясёт.

— О-Тиё, о-Тиё! — кричит ей мачеха в самое ухо. — Эй, ты, слушай, о-Хана не хочет больше красных ягод, хочет синих. Ступай живо в горы, собери синей земляники.

— Но, матушка, ведь уже вечер на дворе, а синей земляники, поди, и на свете нет. Не гони меня в горы, матушка.

— Как тебе не стыдно! Ты ведь старшая, должна заботиться о своей младшей сестрёнке. Нашла же ты красные ягоды, найдёшь и синие!

Вытолкала она падчерицу на мороз без всякой жалости и дверь за ней со стуком захлопнула. Побрела о-Тиё в горы. А в горах ещё больше снегу намело. Сделает один шаг о-Тиё — провалится по пояс и заплачет, заплачет. Да полно, уж не во сне ли собирала она здесь свежую землянику? Совсем темно стало в лесу. Где-то волки завыли. Обняла о-Тиё руками дерево, прижалась к нему.

— О-Тиё! — послышался вдруг тихий зов, и, откуда ни возьмись, появился перед ней знакомый дед с белой бородой. Словно тёмное дерево вдруг ожило.

— Ну что, о-Тиё, понравилась твоей матушке красная земляника? — ласково спросил её старик.

Полились у о-Тиё слёзы ручьём.

— Матушка опять меня в горы послала. Велит принести синей земляники, а не то и домой меня не пустит.

Тут засверкали глаза у старика недобрым блеском.

— Пожалел я тебя, оттого и послал твоей мачехе красных ягод, а эта злодейка вон что придумала! Ну хорошо же, я проучу её! Ступай за мной!

Старик пошёл вперёд большими шагами. Идёт — словно по воздуху летит. Девочка за ним еле поспевает.

— Смотри, о-Тиё, вот синяя земляника.

И правда, весь снег вокруг светится синими огоньками. Повсюду рассыпана крупная, красивая синяя земляника. Боязливо сорвала о-Тиё первую ягоду. Даже на дне корзинки сияла она синим блеском. Набрала о-Тиё полную корзину и побежала со всех ног домой. Тут горы сами собой раздвинулись и в одно мгновение оказались далеко позади, а перед девочкой, словно из-под земли, родной дом вырос. Постучала в дверь о-Тиё:

— Отвори, матушка, я нашла синюю землянику.

— Как? Синюю землянику?! — ахнула мачеха. — Быть того не может!

Думала она, падчерицу волки съели. И что же! О-Тиё не только вернулась живая-здоровая, но и земляники принесла, какой на свете не бывает. Неохотно отперла мачеха дверь и глазам своим не поверила:

— Синяя земляника!

О-Хана выхватила корзину из рук сестры и давай скорей ягоды есть.

— Ах, вкусно! Язык можно проглотить! Синяя земляника ещё слаще красной. Попробуй и ты, мама.

О-Тиё начала было отговаривать сестру с мачехой:

— Матушка, сестрица, уж слишком эти ягоды красивы. Так и сверкают, словно огоньки. Не ешьте их…

Но о-Хана злобно крикнула:

— Наелась, верно, в лесу до отвала, да мало тебе, хочешь, чтоб тебе одной всё досталось! Нашла дурочек!

И вдруг как залает, залает. Видит о-Тиё: выросли у мачехи и о-Ханы острые уши и длинные хвосты. Обратились они в рыжих лисиц да так с лаем и убежали в горы.

Осталась о-Тиё одна. Со временем вышла она замуж и жила счастливо. Родились у неё дети. Много собирали они в лесу красных, спелых ягод, но в зимнюю пору земляники под снегом никто больше не находил — ни красной, ни синей.

По мотивам этой японской сказки снят мультипликационный фильм «Земляника под снегом». Студия Союзмультфильм. Режиссёр — Наталия Голованова.  Признаюсь, я не видела раньше этот мультик, хотя он выпущен в 1994 году. Мне он показался очень симпатичным. выкладываю его здесь:

Как видите, японская сказка так же, как и предыдущая — словенская — удивительным образом похожи на … правильно! Повесть-сказка «12 месяцев» С.Я. Маршака!

Но это уже не народная, а авторская сказка! Хотя предполагают, что Самуил Яковлевич пересказал греческую народную сказку «12 месяцев». Я не смогла найти вариант греческой сказки. Если найдёте, присылайте! Мы обязательно разместим её на страницах блога для сравнения со сказкой Маршака. Это было бы любопытно, не так ли?

Сказки о мачехе и падчерице часто называют новогодними сказками, потому что почти во всех вариантах сказки у разных народов действие происходит зимой под Новый год, когда возможны всякие чудеса. Но это уже тема совсем другой статьи.. Поговорим об этом в другой раз? А на сегодня всё…

До свидания! Всего вам доброго!

Аннотация: Сюжет «Мачеха и падчерица» популярен в севернорусских традициях. Он представлен несколькими разновидностями, которые открыты для иносюжетных влияний. Ему присуще объединение мотивов, характерных для разных сюжетных типов. В нем используются мотивы, не свойственные русским вариантам; включаются редкие мотивы, характерные только для севернорусской сказочной традиции.

Ключевые слова: русская волшебная сказка;
локальные традиции;
специфика сюжетных типов;

Summary: The article considers some aspects of the history of 1940–1960 folklore studies in Belarus relating to censorship in publication of folklore of the Great Patriotic War. The texts presented in the article represent the array of archive materials that have until recently been virtually excluded the Belarus scientific discourse.

Ключевые слова: Russian fairy tale;
local traditions;
specific plot types;

Сказки всех разновидностей сюжетного типа СУС 480 («Мачеха и падчерица») / ATU «The Kind and the Unkind Girls»
[1]
привлекали внимание исследователей.
[3]
Необходимо отметить, что хотя данный сюжет необычайно популярен и относится к ядру русской сказочной традиции, исследователи до настоящего времени не выработали четкой классификации сказок данного сюжетного типа. С одной стороны, в указателях к нему относятся сказки, в которых нет ни мачехи, ни падчерицы. Так, например, это сказки «Мать и Смерть» (–480**), «Сестра (три сестры) отправляется спасать своего брата» (480А*), «Две сестры и Ветер» (–480А**) и «Хлеб, доставленный в ад» (480С). Причина причисления большинства данных сказок к рассматриваемому сюжетному типу кроется в том, что герой (неважно, мужской или женский) отправляется к некому мифологическому персонажу и по дороге вежливо обращается с людьми, растениями и животными, которые ему помогают. Основанием для причисления к рассматриваемой группе еще и сказки «Две сестры и Ветер» скорее всего являются три загадки Ветра, которые составители указателей сочли вариантом задач мифологического персонажа, испытывающего падчерицу. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

С другой стороны, сказки о мачехе и падчерице не ограничиваются сюжетным типом 480. Обычно к ним причисляют все группы текстов, в которых есть мачеха и падчерица (а иногда и просто страдающая героиня, как, например, в сказках 510В «Свиной чехол»), хотя в большинстве случаев подобные тексты нужно относить к сказкам о невинногонимых персонажах.
[4]

Для русской сказочной традиции к сказкам сюжетного типа 480, безусловно, нужно отнести тексты, основным мотивом в которых является встреча падчерицы с Морозко или другим мифологическим персонажем в лесу. В СУС они относятся к типу 480, однако в указателе Аарне-Андреева (далее – АА).
[5]
этот тип выделен как 480*В, что, безусловно, точнее, так как к той же разновидности 480 в СУС относятся и сказки, в которых героиня, отвезенная в лес, играет в жмурки с медведем или другим персонажем (в АА эти тексты выделены как 480*С). Другой подтип составляют сказки, в которых мачеха отправляет падчерицу за уплывшим по реке или оброненным в колодец веретеном или мотком пряжи (–480*); третий – довольно редкий в русской традиции сюжет о падчерице, посланной за огнем к Яге (480В*). И наконец, еще один подтип рассматриваемого сюжетного типа образуют сказки о девушке, которую мачеха отправляет ночью в баню (–480С**). К падчерице приходит черт или другой мифологический персонаж, зовет ее на танцы или замуж, но мудрая девушка заставляет носить ей разные вещи до пения петухов, после чего противник героини исчезает, а вещи остаются ей.
[6]

В репертуаре сказочников Русского Севера сюжет о мачехе и падчерице представлен почти всеми разновидностями, хотя и неравномерно. Более того, северные варианты отличаются от основной сказочной схемы и особым сочетанием мотивов, и целым рядом деталей.

В большинстве русских традиций сюжет о встрече девушки с Морозом является доминирующим. Героиня в них разговаривает с Морозом ласково, ничего у него не просит и получает от него подарки за свою вежливость и скромность. В северных традициях ситуация несколько иная. На вопрос мифологического персонажа тепло ли ей, девушка отвечает «да божье тепло, божье холодно».
[7]
Она просит Мороза «…не хрястай, дай мни одетьця»
[8]
или «Не трещи, Мороз, не скрепи, Мороз, я боса, гола да без пояса».
[9]
Мороз жалеет девушку, ослабевает и одаривает ее. В севернорусских записях есть варианты, близкие к общерусской традиции, где девушка отвечает Морозу «Жарко, жарко, Морозушко мне».
[11]
Иногда Мороз просит девушку исполнить какую-нибудь работу: «Сделай-ко, – говорит, – мне-ка к утру рукавички».
[12]
Героиня вяжет рукавицы и за свою работу получает подарки. Надо отметить, что сюжет «Морозко» по сравнению с общерусской традицией не является доминирующим в севернорусских сказках.

Существенно чаще встречается в северных традициях сюжетный тип «Игра с медведем в жмурки». Как и в других русских традициях, помощницей девушки в нем выступает мышка. В ряде вариантов противником девушки становится медведь, иногда некая неведомая сила или неопределенный мифологический персонаж, которого можно считать хозяином леса. Зачастую девушка сама его зовет: «Кто в лесях, кто в темных, подьте ко мне ночки ночевать».
[14]
Иногда, между неведомым персонажем и девушкой происходит диалог, в котором мифологический противник советует ей сделать одни действия, а она совершает другие: «Молчи, девица, выше лесу иду, коробью за плечами несу. Бери, девица, левой рукой, да не благословись». Она взяла правой рукой да говорит: «Бласлови, осподи, моя коробушёчка».
[15]
Встречается в сказках этого типа и чрезвычайно редкий эпизод, когда мачеха, собирая падчерицу в лес, кладет ей в мешочек несъедобные предметы: камни, песок и т.п. Чудесным образом они превращаются в продукты (зерно, муку, масло и т.п.), но иногда справедливость восстанавливает отец: «Она вместо хлеба наклала кирпичев, вместо крупы наклала песочку, вместо толокна наклала пепелку. […]. Поглядел, как у нее накладено. […]. Отец наклал крупы, толоконца, наклал хлебца, масла, всего наклал».
[17]
[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

В северных традициях популярен сюжет, редко встречающийся в других русских традициях. Это сюжетный тип 480В* («Девушка идет за огнем к Яге»). Героиню чаще посылают не за огнем, а за иголкой. Чтобы получить необходимое, девушка должна выполнить трудную задачу – истопить баню и вымыть детей Яги, которыми являются змеи, ящерицы и лягушки. Задача осложняется еще и тем, что героиня должна принести воду в решете. Падчерице помогает птичка, которая советует: «Девка Тинка, девка Тинка, залепи решетцё глинкой».
[18]
Иногда, в данных сказках появляется дополнительный мотив. По дороге к Яге падчерица встречает домашних животных, которые просят девушку за ними поухаживать (убрать, подоить, постричь и т.п.): «Деушка, деушка, подпаши под нами, подгреби под нами, добро тебе будё».
[19]
Необходимо отметить, что данный мотив нетипичен для рассматриваемого сказочного типа и не влияет на дальнейшее развитие сюжета. Совершенно очевидно, что он необходим в тех сказках, где в сюжете есть преследование героини, например в сказке «Гуси-лебеди» (традиционно также считающейся одним из типов сказок о мачехе и падчерице (480А*), хотя, как было отмечено выше, им не являющейся). Более того, в сюжетном типе о падчерице, отправленной к Яге, данный мотив даже избыточен – героиня получает подарок и от Яги, и от благодарных животных.

Наконец, еще одним сюжетным типом о мачехе и падчерице, встречающимся в севернорусских сказках, является сюжет –480* «Девушка прыгает за веретеном в колодец». Чаще всего девушка роняет моток пряжи и спускается за ним. Она попадает в избушку к Яге или просто к некой старушке, выполняет ее поручения, в том числе героиня должна вымыть детей старушки «мышов, да кротов, да крысов».
[20]
Встречается в этих сказках и мотив помощи домашним животным и их благодарность падчерице. В некоторых вариантах появляется мотив «выбивание перины, из которой идет снег», не свойственный русским вариантам данного сюжетного типа и известный по сказке братьев Гримм «Госпожа Метелица». Надо отметить, что протагонистом в таких сказках чаще всего выступает некий старик, которому героиня взбивает «снежную постель».
[22]

Сказочный тип 480 не имеет в северных традициях жесткой сюжетной структуры. Он открыт как для проникновения мотивов, характерных для разных подвидов самого сюжетного типа (что присуще многим сюжетным типам, имеющим несколько разновидностей), так и для иносюжетных влияний. Например, в сказках о мачехе и падчерице в севернорусских традициях встречается контаминация с сюжетом СУС 311 («Медведь и три сестры»). Иногда, встречается мотив, характерный для нескольких сюжетных типов. Так, в одном из текстов, записанных на Пинеге,
[23]
к героине в избушку приходит сначала «цюдо о двух головах», потом «о цетырех головах», а потом «о пяти». Девушка со всеми ними вежливо обращается, и каждый мифологический персонаж велит ей: «Полезай, девиця, в лево ухо, вылазий в право». После совершения данной манипуляции девушка «така стала красавиця, нарядна, сыта, одета!». Обычно в сказках сюжетного типа 480 подобного мотива нет. Он свойственен сказкам о героях, скрывающим свое истинное лицо, например, так свою внешность меняет герой сказки «Сивко-Бурко» (СУС 530), «Незнайка» (СУС 532), иногда этот мотив появляется в сказках «Медный лоб» (СУС 502). Однако во всех этих случаях героем является мужчина. Более близким для заимствования является сюжет «Чудесная корова» (СУС 511), где героиней является падчерица. Девушка может пролезать в ушко коровы или вынимать желаемое из ее рога. Несмотря на близость действий, героиня сказок СУС 511 пролезает в ушко коровы для того, чтобы выполнить работу, порученную ей мачехой. Иногда появляются и дополнительные элементы: героиня может быть накормлена, напоена и т.д. Но она возвращается домой в том же статусе, в котором ушла на пастбище. В рассматриваемом же нами сюжете героиня меняет свой статус и возвращается домой богатой красавицей с большим приданным. В данном случае сказочник использует известный мотив, модифицируя его. Девушка совершает действие, которое встречается в сказках, где действует падчерица, но результат его типичен для сказок с мужским персонажем.

Как видно из рассмотренного материала, сказки сюжетного типа СУС 480 распространены в севернорусских традициях. У них есть ряд специфических локальных особенностей, которые проявляются в доминировании тех или иных сюжетных разновидностей данного сюжетного типа, в наличии иносюжетных влияний и редких мотивов.

  • [1]  Uter H. J. The types of international folktales. A classification and bibliography. Helsinki, 2
    [2]
    . . Parts 1–3. Если ниже индекс сюжетного типа приводится без оговорок, речь идет об индексе по СУС: Сравнительный указатель сюжетов: Восточнославянская сказка / Сост. Л.Г.Бараг, И.П.Березовский, К.П.Кабашников, Н.В.Новиков. Л., 1979.
  • [2] 004
  • [3]  Смирнов-Кутаческий А.М. Русские народные сказки о мачехе и падчерице. Дис. … доктора филол. наук. 1943. 379 л. (Рукопись) (Государственный архив Тверской обл., ф. Р-2911, оп.1, № 105а); Наиболее полная библиография по данному вопросу приведена в работе: Лутовинова Е.И. Русские сказки о мачехе и падчерице (АТ 480): (Опыт описания и классификации). Дис…. канд. филол. наук. М., 1991 (Рукопись).
  • [4]  Подробно данную группу персонажей рассматривал Е.М. Мелетинский: Мелетинский Е.М. Образ гонимой падчерицы в волшебной сказке // Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. М., 1958. С. 161–212.
  • [5]  Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929.
  • [6]  Данный подтип представлен в русской традиции единичными записями, ряд которых записан в Прибалтике и западных районах России на границе с Беларусью. Самая северная, из известных нам сказок данного подтипа, записана Д.К. Зелениным на территории Вятской губернии (Великорусские сказки Вятской губернии. Сборник Д.К. Зеленина. Пг., 1915. № 122 (Зап. Рус. геогр. о-ва; Т. 42)).
  • [7]  Русские народные сказки Карельского Поморья. Петрозаводск. 1974. № 36.
  • [8]  Ончуков Н.Е. Северные сказки. Сборник Н.Е. Ончукова: В 2 кн. СПб., 1998. № 108. (Полн. собр. рус. сказок. Предреволюционные собрания; Т.1).
  • [9]  Карнаухова И.В. Сказки и предания Северного края / В записях И.В. Карнауховой; вступит. статья Т.Г. Ивановой. М., 2
    [10]
    . № 28.
  • [10] 009
  • [11]  Пинежские сказки. Собранные и записанные Г.Я. Симиной. Архангельск, 1975. № 21.
  • [12]  Сказки Водлозерья. Петрозаводск, 2
    [13]
    . № 10.
  • [13] 013
  • [14]  Русские народные сказки Пудожского края. Петрозаводск, 1982. №18.
  • [15]  Архангельские сказки. Из материалов лаборатории фольклора Поморского университета. Архангельск, 2
    [16]
    . № 25.
  • [16] 002
  • [17]  Сказки Водлозерья. № 66.
  • [18]  Архангельские сказки. № 26.
  • [19]  Там же. № 28.
  • [20]  Озаровская О.Э. Пятиречье. СПб., 2
    [21]
    . № 38. (Полн. собр. рус. сказок. Довоенные собрания; Т.4).
  • [21] 000
  • [22]  Архив Карельского научного центра РАН, ф.1, оп.1, кол.85 (запю 1975 г. М.Лишанской, М. Нигметовой), № 8.
  • [23]  Пинежские сказки. № 20.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

September 19 2006, 11:46

Category:

  • Литература
  • Cancel

сказки о мачехе и падчерице

сказки о мачехе и падчерице

почему-то среди такого изобилия сказок о мачехе и падчерице совсем мало сюжетов о пасынке. неужели умирали только женщины, разродившиеся девочкой? вряд ли в качестве объяснения подходит высокий процент смертности рожениц, оставивший отпечаток в фольклоре. попробуем разобраться, отчего сказки обрекают на сиротство и злую мачеху именно девочек.

в раннем детстве девочка, как и мальчик, идеализирует маму. дочка счастлива, когда кто-либо говорит об их сходстве — ведь мама самая красивая, самая хорошая, самая умная! трехлетняя крошка берет мамину сумку, обувает мамины туфли и потешно копирует мамину походку в стремлении во всем подражать ей. но вот проходит лет десять… и девочка тайком пользуется маминой помадой, но уже чтобы подчеркнуть свою «взрослость» и непохожесть. для девочки-подростка родительница перестает быть авторитетом и образцом для подражания. с мамой за эти годы тоже происходят некоторые изменения. еще вынашивая ребенка, инстинктивно женщина уже продумывает его будущее — срабатывают природные механизмы,внушающие всем самкам заботу о потомстве. малышка растет — мама сладко мечтает, как та сделает первые шажки, сядет за парту, наденет фату… но в один прекрасный момент мама замечает, что дочь уклонилась от «намеченного курса». музыкальную школу она предпочитает сомнительным компаниям, вместо стихов Серебряного века увлекается глупыми тв-шоу, а внешность юной леди достойна фильмов ужасов. наступил подростковый период. и вот сталкиваются два образа девочки: тот, который так долго лелеяла мама в своем воображении, и тот, который поселился в буйной головушке дочки. эти два образа чаще всего не совпадают даже в тех семьях, в которых переход отпрысков из детства в юность происходит тихо и мирно. в детстве девочка с криком «я сама!» с удовольствием бралась «помогать» маме по хозяйству.теперь же мамино «прибери свою комнату!» выводит ее из равновесия.
вернемся к сказке- заметьте, падчерица обычно в таком возрасте, что ее можно»приспособить в хозяйстве», злобная мачеха тут же нагружает девочку разной черной работой. то есть, девочка не маленькая. как правило, падчерице противопоставляется родная мачехина дочь (тот образ девочки, который в сознании мамы). родная дочь — полная противоположность: и ленивая, и некрасивая, и с ужасным характером. (образ девочки, прелагаемый мамой, взывает у дочери-подростка отвращение).
мачеха в сказке ненавидит падчерицу. реальная мама не принимает «подростковый» вариант собственной дочери — ведь та все делает «не так», и вообще «вот когда я была в твоем возрасте!».девочка, конечно, бунтует, добиваясь права принятия решений и самостоятельного выбора дальнейшего пути. вчерашний ребенок путем сложных метаморфоз превращается в завтрашнюю женщину, выбираясь из того образа, который навязывает мама.
как правило, сюжет развивается следующим образом: падчерица и дочка попадают в одну и ту же ситуацию, где падчерица прекрасно справляется с заданием и получает награду, а дочка-ленивица, конечно, наказание.то есть -мамин образ собственной дочки терпит крах, исчезает. в итоге реальная девочка должна «выстрадать» свой собственный путь, сформироваться, как отдельная независимая личность, а не как безликая «копия» мамы.
по ссылочке — замечательная сказка про падчерицу. анализировать по абзацам просто времени нет, увы. а вообще изобретатели давно должны были придумать комп, который сам все записывает с голоса, а то мне «одной левой» печатать неудобно!

http://www.skazka.com.ru/people/bashk/0000014bashk.html

(ответы на прошлый вопрос про эти сказки открыты)

  • В каких сказках встречается колдун названия сказок
  • В каких сказках встречается кикимора названия сказок
  • В каких сказках встречается кикимора болотная
  • В каких сказках встречается иван дурачок
  • В каких сказках встречается змей горыныч названия сказок