«Всякое познание вытекает уже из названия»
А. Белый
Если обратиться не к словесной, а к звуковой ткани русских былин, то она предстанет перед нами довольно насыщенной и насыщенной, прежде всего, гусельным звоном и гудением гудков. На первый взгляд партитура русской былины это партитура двух музыкальных инструментов: щипковых гуслей и смычковых гудков, в которой тема гуслей и гусельной игры является, к тому же, доминирующей. Но это только на первый взгляд.
Правда, нельзя сказать, что словесная ткань русской былины изобилует инструментальной терминологией, но и сводить ее только к двуединству гусли-гудок было бы ошибочно, ибо при внимательном чтении былин перед нами неожиданно возникает целый клубок инструментальных образов, многие из которых наделены известной мерой таинственности. Мы не будем пытаться распутать все его нити (в рамках одной статьи это просто невозможно), но попытаемся расплести хотя бы верхние его слои.
«Гусли, гусли-самозвоны,
Вся забавушка моя…»
«Ты бренчи, гусляр, задай нам пиру-звону…»
М.Цветаева «Царь-девица»
Начинаются многие былины, как правило, с традиционного описания «пированья-столованья» у князя Владимира:
«В том-то во городе во Киеви,
У ласкова князя Владымира,
Завелсо, завелсо почестен пир…» (4,449)
и мы сразу же погружаемся в мир былины, тонущей в музыке. В нашем воображении возникает картина княжеского пира, на котором мы видим «…многыя играюща…: овы гусельные гласы испущающея, другыя же оръганныя гласы поющемъ, и инемъ замарныя пискы гласящем…» (9,272)
«…Овы гусельные гласы испущающея…». Действительно, из всех музыкальных инструментов, которые знает былина, первое место, несомненно, принадлежит гуслям. И здесь мы вправе поставить вопрос – каким?
У восточных славян под термином «гусли» всегда понимали многострунный щипковый музыкальный инструмент – «род лежачей арфы(7,409). Но всегда ли русские гусли были многострунными? Однозначно ответить на этот во-прос невозможно. И вот почему. «Вопрос о действительном количестве струн на…гуслях, — писал А.С. Фаминцын, — не разъясняется в точности ни былинами, ни народными песнями» (18,199). Тем не менее, если мы обратимся к текстам некоторых былин о Добрыни, то увидим, что речь в них идет только о трех и даже двух гусельных струнах:
«Ен начал гуселка налаживать
Ен начал струночки натягивать
Ен перву наладил с Киева
Ен другую наладил с Чернигова
Ен ведь третью из каменной Москвы…» (6,114-115).
«Судить, — продолжает А.С. Фаминцын, — по таким образным выражениям о действительном количестве струн гуслей невозможно. Можно лишь вывести заключение, что струн было не менее трех» (18,201). Мы возьмем на себя смелость, опираясь на былинные тексты, продолжить мысль ученого: «и не менее двух».
«Онъ первую завел отъ Киева до Еросолима,
А другую отъ Еросолима да до Царьграда…» (18,200).
Что же могли представлять собой двух,- трехструнные былинные гусли? Если это были инструменты псалтыревидные, то инструменты с очень ограни-ченными возможностями. Например, на двуструнных гуслях можно было исполнять только попевки в диапазоне либо дихорда (c – d), либо терцовой (c – e(es) или квартовой (c – f) «секунды». На трехструнных инструментах – в диапазоне большесекундового трихорда (c – d – e), а также ангемитонные попевки, основанные на трихордах в кварте (c – es – f) и квинте (c – f – g). Следовательно, былинные гусли должны были по конструкции отличаться от традиционных гуслей псалтыревидного типа. Можно предположить, признавая всю услов-ность былинной терминологии, что это были танбуровидные двух,- трехструнные танбуровидные музыкальные инструменты, для которых одним из основных характерных признаков являлось наличие шейки и ограниченного количества струн.
«А въ третьемъ терему-то гудки гудут…»
«Там вси скачут, пляшут оны, песенки поют,
Во музыки да во скрыпочки наигрывают…»
А. Гилфердинг «Онежские былины»
Другим музыкальным инструментом, который знала русская былина, был гудок – самобытный русский смычковый инструмент – «род трехструнной скрипки (17,9), но «без выемок по бокам с плоским дном и покрышкой» (7,405). Помимо этого, в русской инструментальной культуре существовал еще один не менее самобытный смычковый инструмент, но с «выемками» (т.е. с «талией») по бокам. Объединяет эти два типа русских смычковых музыкальных инстру-ментов способ держания – вертикальный («a gamba»). По сути дела это был один и тот же музыкальный инструмент. Однако, разная форма резонаторного корпуса не позволяет ставить между ними знака равенства. Речь, в данном случае, идет о самобытном русском гудке и самобытной русской скрипке.
Скрипку в Западной Европе, со времени ее появления, всегда держали горизонтально («a braccio»), а в России, например, в Псковской губернии крестьяне играли «на скрипке как на виолончели (читай «как на гудке» — В.П.), т.е. держа ее вертикально», — писал Н.И. Привалов (16,29). Сами же русские кустарные скрипки, например в Полтавский губернии, делали «с овальным кузовом, без выемок по бокам» (16,29).
Русский гудок, несмотря на форму резонаторного корпуса, всегда держали вертикально («a gamba») и никогда горизонтально («a draccio»). Но называть могли и скрипкой. Это традиция сохранялась до второй половины XX столетия. Одна из таких «скрипок», а соответственно и «скрипач» были обнаружены фольклорной экспедицией кафедры литературы Пермского университета в 1973 году. «Скрипач» из села Сива Пермской области И.М. Устинов, — по сообщению В. Альбинского, — свой инструмент упорно называет «скрипкой» (1,73), не-смотря на то, что играл «на «скрипке» Устинов только сидя, опирая ее нижнюю часть о внутреннюю часть бедер у колен и наклонив ее к себе» (1,76). Следова-тельно, когда мы в былине встречаем слово «скрипка»:
Там вси скачут, пляшут оны, песенки поют,
Во музыки да во скрыпочки наигрывают…» (15,499).
Под «скрыпочкой», в нашем случае крестьянин Никифор Прохоров (деревня Буракова Купецкой волости) мог подразумевать как собственно скрипку либо с горизонтальным, либо с вертикальным способ держания, либо русский гудок.
В новгородской былине XVI века «Вавило и скоморохи», сюжет которой своими корнями уходит в XI столетие, скоморохи в образах Козьмы и Демьяна, обращаясь к Вавиле, говорят следующее:
«Ты пойдем, Вавило, с нами скоморошить…» (4,734).
На что Вавило отвечает:
«Я ведь песен петь да не умею,
Я в гудок играть да не горазен…» (4,739).
Тогда «Козьма да с Демьяном» предлагают ему следующее:
«Заиграй, Вавило, во гудочек…» (4,739), т.е. предлагают ему поиграть на гудке – струнном смычковом музыкальном инструменте. Такое прочтение инструментального термина традиционно и вполне оправдано. Иное значение он приобретает в следующем контексте:
«Заиграй, Вавило, во гудочек,
А во звончатый во переладец…» (4,739).
Здесь мы сталкиваемся с одной из особенностей русской инструментальной терминологии – двойным аспектом восприятия термина. Употребление в произведениях духовной и светской литературы таких слов как «орган», «сосуд» указывают на то, что древнерусская инструментальная терминология имеет свою специфику. Любой музыкальный инструмент на Руси мог быть назван «сосудом», но только в том случае, если он сопровождался прилагательным, которое являлось своеобразным ключом, расшифровывающим термин. Например, «сосуды гудебные» — это просто музыкальные инструменты, но «бесовские гудебные сосуды» — это уже музыкальные инструменты скоморохов. В случае с Вавилой к слову «гудочек», обозначающему в XVI веке определенное понятие: струнный смычковый музыкальный инструмент, добавляется прилагательное «звончатый», которое и меняет его смысл, так как определение «звончатый» в русской литературе дается только гуслям. Следовательно, когда Вавило говорит, что он «в гудок играть да не горазен», Козьма с Демьяном предлагают ему заиграть «во гудочек, а во звончатый» т.е. в гусли.
Что касается собственно гудка, то помимо резонаторного корпуса груше-видной формы с талией и без талии этот русский смычковый музыкальный ин-струмент до конца XVIII века представлял собой простой трехструнный (реже четырехструнный) хордофон с плоскими деками. На верхней деке располагалась плоская или почти плоская подставка. В головку инструмента с двух сторон вставлялись поперечные колки, с помощью которых производилась настройка струн мелодической и двух бурдонных.
Если говорить о приемах игры, то практически все, кто описывал русский гудок, сходятся на том, что мелодию (наигрыш) гудочник обычно исполнял на мелодической (верхней) струне, сопровождая ее звучанием нижних открытых струн. В отношении строй трехструнного гудка существует мнение, согласно которому он был квинтовым с удвоенной в унисон (A – A – e1) или в октаву (A – a1 – e2) бурдонными струнами, либо кварто-квинтовым (A – e1 – a1). Какому соотношению струн следует отдать предпочтение? Выведенные гипотетическим путем инструментальные строи гудка, требуют научного обоснования. Традиционным материалом научной реконструкции строя гудка XVIII века нам послужит замечательный исторический памятник русского народного творчества, носящий название «Сборник Кирши Данилова».
Рукописный вариант сборника, по мнению специалистов, относится к 80-м годам XVIII столетия. Музыкальный материал памятника имеет две особенности. Во-первых, необычный способ записи мелодий – «отдельно от текста без подтекстовки последнего под мелодией» (2,10). Во-вторых, «это не столько за-писи мелодий целиком…, сколько запись попевок и их мелодических вариантов, употребляемых исполнителями по выбору в зависимости от желания, а так же других условий» (2,10). Под другими условиями следует, по-видимому, подразумевать традицию исполнения былин с инструментальным сопровождением. Попевки и их мелодические варианты сборника Кирши Данилова изложены одноголосно, в скрипичной традиции, в высоком регистре, что «дает основание предполагать здесь скрытую традицию пения с сопровождением гудка» (13,339). «В основе большинства из них лежит характерная для русской скорой песни последовательность, складывающаяся из двух ходов: постепенного нисхождения от верхней D к T (a2 – g2 – f(fis)2 – e2 – d2) и следующего за ним поступенного же восхождения от нижней D к той же T (a1 – h1 – c(cis)2 – d2)» (2,10). Для исполнения данной последовательности достаточно двухструнного смычкового инструмента квартового строя, позволяющего народному музыканту максимально использовать открытые струны – a1 и d2. Если действительно изложение мелодий сборника Кирши Данилова предназначалось для гудка или скрипки, то гудок, как и народная скрипка, должны были иметь не квинтовый, а кварто-квинтовый строй – d1 – a1 – d2.
«Ножки, что дудки; брюшко, что волыночка»
Строй трехструнного гудка, а также приемы игры находятся в прямом родстве с еще одним музыкальным инструментом, который входил в партитуру русской былины:
«Да к тому ли к большому быку
Да к быку Рободановскому
Да был никаков волынщичек…
Да он другом пузырь допустил
Да как сделал волыночку…
Да как стал он по рынку гулять
Да как стал в волыночку играть…»(5,308).
Русская волынка. Средневековый рисунок.
История волынки – этого одного из древнейших аэрофонов, снабженных воздушным резервуаром и распространенного под разными названиями у многих народов мира – парадоксальна. С одной стороны это – «безыскунственнейший в мире Dudelsack» (19,115), «самый примитивный музыкальный инструмент» (6,275), «греховный… вульгарный деревенский инструмент» (8,221), богомерзская дуда» (6,138). С другой – волынки (musettes) в конце XVII века появляются в партитурах оперных оркестров. В марше из оперы “Изиды” (1677) Ж.Б. Люли “musetttes” «играют в унисон с гобоями и скрипками». В не-которых партитурах Ж.Ф. Рамо также «встречается несколько партий…волынок» (11,125). Волынка становится модным музыкальным инструментом и в придворном быту. Появляются даже виртуозы-волыночники, «среди которых имелись выдающиеся музыканты вроде Готтетера, Филидора и Детуша» (3,40). К числу волыночников можно отнести еще одного исполнителя:
«по средневековым поверьям, дьявол охотно пользовался волынкой, которую сам же и изобрел» (8,221). Создавая волынку, он взял за основу уже существовашие в природе инструменты кларнетового или гобойного типов. Но пошел не по линии их усовершенствования или реконструкции, а по пути создания новой конструкции уже существовавших инструментов, добавив к ним воздушный резервуар. В результате получился новый лингвальный аэрофон с нетрадиционным способом звукоизвлечения. В его основу был положен принцип непрерывности воздушного потока. Такой способ звукоизвлечения «во многом сходен с исполнительской манерой древнегреческих авлетов, применявших при игре на авлосе нетрадиционную технику дыхания – перманентный выдох» (12,66). Эта техника позволяла музыканту «дышать носом и возобновлять воздушный запас без перерывов в игре» (14,37). В конструкции волынки естественный резервуар, т.е. «ротовая полость и раздудые щеки исполнителя» (12,66) были заменены искусственным – мехом (пузырем).
Русская волынка. Поволжье 18 век.
Поскольку русская волынка уже вышла из употребления, а лингвальные дудки остались, то она в свое время являлась, по-видимому, не чем иным как «сложной и получившей дальнейшее развитие деревянной дудкой» (10,372). Другими словами, появление волынки, возможно, есть не что иное, как зигзаг в эволюции лингвальных аэрофонов.
Русская волынка, в различные эпохи своего существовании, меняла как свое название, так и конструкцию, и бытовала, вероятно, в трех основных вариантах.
1. Волынка простейшей конструкции «с одним отверстием в мехе» (10,372), т.е. без бурдонной трубки. Такой инструмент только с мелодической трубкой и «снабженной 3-4 грифными отверстиями, — как писал Д.К. Зеленин, — можно было встретить еще в XIX веке в Ржевском уезде Тверской губернии» (10,372).
2. Волынка с двумя отверстиями в мехе. В одно вставлялась тростниковая (деревянная) трубка с запирающимся клапаном, через которую мех наполнялся воздухом. В другое – мелодическая трубка с грифными отверстиями, которых было, предположи-тельно, 3-4. В верхний конец мелодической трубки, закрепленной в мехе, вставлялся пищик (бытовое название трости) – тонкая камышовая рубка с одинарным бьющим язычком.
3. Волынка обычная с тремя отверстиями в мехе, т.е. с одной мелодической и двумя бурдонными трубками. В начале XIX века этот тип русской волынки постепенно приобретает тот вид, который имели украинские и белорусские инструменты. Свиной или бычий пузырь заменяет кожаный мех, в который вставляли три трубки – для нагнетания воздуха, мелодическую с 5-6 грифными отверстиями и бурдонную. Тем не менее, русская волынка сохранила одну свою характкерную черту. Ее мелодическая и бурдонная трубки не заканчивались раструбом из коровьего рога, а обычно имели «на свободном изогнутом конце широкое отверстие» (10,372).
Русская волынка. Музей имени М. И. Глинки.
Проведенный анализ инструментальной терминологии некоторых русских былин показал, что даже знакомые широкому кругу читателей и как бы лишенные таинственности инструментальные термины – гусли, гудок и волынка, готовы рассыпаться перед нами фейерверком самых различных ассоциаций. Любой из этих терминов может быть прочитан по-разному. Число их можно было бы умножить, но этого не позволяют рамки статьи. Опубликование всего корпуса инструментальной терминологии, содержащегося в текстах русских былин, позволит еще глубже понять суть этого практически исчезнувшего жанра устного народного творчества.
Валерий Филиппович ПЛАТОНОВ,
кандидат искусствоведения,
старший научный сотрудник сектора инструментоведения
Российского института истории искусств. (Санкт-Петербург)
Содержание
- 1 Немного истории
- 2 Как устроен инструмент
- 3 Изготовление
- 4 Техника игры
- 5 Использование
- 6 Заключение
Россия может похвастаться не только бескрайними просторами, но и многообразием музыкальных инструментов. Наши предки были горазды на выдумки, чтобы доставить удовольствие себе и окружающим. Люди, приезжающие из-за границы, до сих пор удивляются изобретательности русских. Одним из необычных инструментов является гудок. Западные аналоги называются фидель (у немцев) и фидула (у латышей).
Немного истории
Первые упоминания об инструменте встречаются в двенадцатом веке. В районе Великого Новгорода проводили археологические раскопки и нашли образцы гудка, выполненные из можжевельника и березы.
Считается, что инструмент зародился в Греции. Во время принятия христианства был завезен в Россию. Действительно, ранние формы гудка напоминали византийскую лиру, адаптированную для нашей страны. Они были идентичны по внешнему виду и конструкции.
А вот более поздние модели, появившиеся в пятнадцатом веке, имели иное строение. Инструмент был оснащен отдельно клеящимся грифом, а не цельным корпусом. Также изделие имело колковую машину, которая отдаленно напоминает современную скрипичную.
Как устроен инструмент
Гудок оснащен тремя струнами. Традиционно для их создания брали жилы животных либо пеньковую веревку. На некоторых гибридных моделях в Скандинавии, например, сотхарпа, использовали конский волос.
Относительно конструкции гудка до сих пор не утихают споры, поскольку отсутствует достоверная информация, подтвержденная историческими летописями.
Инструмент имеет корпус, выдолбленный из дерева. Как правило, он овальной или грушевидной формы. Также изделие оборудовано плоской декой с резонаторными отверстиями. Гриф инструмента отличается короткой шейкой без ладов, которая удерживает три или четыре струны. Максимальная длина гудка – один метр. Дугообразная форма смычка по внешнему виду напоминает лук.
Изготовление
Вы будете смеяться, но изготовить гудок можно в домашних условиях. Причем для сотворения «шедевра» понадобится минимальный набор инструментов: топор, нож, стамеска и плоский скобель. Основой изделия станет еловое полено.
- Раскалите чурку пополам. Для этой процедуры подойдет топор или скобель.
- От одной из половинок отколите пластинку. Это заготовка для резонирующей деки.
- С помощью топора обтешите дощечку до толщины десять миллиметров. Подобной толщины достаточно, чтобы в процессе сушки древесина не потрескалась. Не забудьте оставить незначительный запас, чтобы при необходимости выровнять деку. Положите заготовку сушиться.
- Вторую половинку полена окариваем скобелем.
- С помощью топора необходимо вытесать корпус инструмента.
Выровняйте основу гудка, используя нож, придайте требуемую форму. Это черновая обработка заготовки. После сушки корпус требуется довести до гладкого состояния. Далее воспользуйтесь стамеской полукруглой формы, чтобы обработать внутреннюю полость резонатора.
Оставьте заготовки подсыхать. Затем ножом выровняйте поверхность корпуса. После принимайтесь за деку. Данная деталь является основой любого музыкального инструмента. Приложите лист бумаги к корпусу и прочертите контур будущей деки.
Топором придайте «деревяшке» необходимую форму, оставив по краям небольшие запасы. Толщина деки должны быть максимум пять миллиметров. Чтобы ее сточить воспользуйтесь ножом или топором. Действуйте предельно аккуратно, в противном случае заготовка может треснуть либо вы испилите лишнее.
С внешней стороны деки отметьте и вырежьте отверстия для резонатора. С помощью стамески удалите все лишнее, чтобы добиться нужной толщины. Детали практически готовы к склеиванию. Осталось просверлить отверстия под колки. Сильно прижмите корпус и деку друг к другу, чтобы они хорошо соединились. Можно сверху положить что-то тяжелое.
Инструмент в таком виде остается на сутки. Для изготовления колков потребуется береза. Из нее так же делают порожки под струны. Из кожаной полоски и шпенька из дерева создается струнодержатель. Из тонкой ветки орешника делаем смычок. Для струн лучше использовать конский волос, поскольку он меньше подвержен капризам погоды.
После высыхания клея соберите все детали воедино и наслаждайтесь музыкой.
Вернуться к оглавлению
Техника игры
Исполнители в процессе игры смычком касаются всех струн. Однако для извлечения волшебной мелодии используется только одна. Две оставшиеся струны называют бурдонными. Они играют в единой тональности, не меняя звучания.
Характерной особенностью инструмента считается безостановочное гудение нижних струн.
В процессе исполнения мелодии, музыкант удерживает изделие на коленях, чтобы добиться вертикального положения. Однако играть на гудке можно и горизонтально. В этом случае верхняя струна строится более высокой с разницей в квинту. Музыкант водит по ним дугообразным смычком.
Использование
С давних времен инструмент считался аккомпанирующим. Особое значение ему уделяли при народных гуляньях и праздниках. Ни одно уличное шествие не обходилось без гудка. Множество древнерусских памятников содержит свидетельства, подтверждающие уникальную устойчивость подобных форм участия музыкантов в национальной культуре.
Принято считать, что гудок исчез, но периодически инструмент можно услышать в составе народных оркестров. Также его часто используют при проведении исторических реконструкций.
Заключение
К 2019 году музыкальный инструмент гудок обрел статус вымершего и реконструированного изделия. Конечно, уровень владения и техника игры у современных исполнителей далеки от виртуозности. Однако именно гудок дарует русской музыке неповторимый колорит и наполняет волшебными нотками славянской души, которая непонятна прагматичным европейцам.
Из видеоролика вы узнаете, как правильно играть на музыкальном инструменте с многовековой историей.
Вернуться к оглавлению
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №125 г.Челябинска»
Образовательный технопарк пропедевтической направленности
для детей дошкольного возраста «Твори, выдумывай, пробуй!»
Апрельские научные чтения детей старшего дошкольного возраста
Волшебные музыкальные инструменты в сказках разных народов
(художественно-эстетическое направление)
Автор:
Лаптева Алена
7 лет, группа № 9
МБДОУ «ДС №125г.Челябинска»
Руководитель проекта:
Горшкова Ю.В.
Муз.руководитель
МБДОУ«ДС №125 г.Челябинска»
2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть
- Музыкальные инструменты в народных сказках……………………………………………………………………………..4
Практическая часть
- Ребусы……………………………………..…………………………8
Заключение………………………………………………………………………..9
Литература……………………………………………………………………….10
Приложения
Приложение 1 – презентация
Введение
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
В.А.Сухомлинский.
Нужна ли музыка в сказках?
Связь музыки и сказки увидеть просто. Она присутствует в сказках всегда. В них рассказывается о волшебных музыкальных инструментах, о таинственной музыке, которая усыпляет, отгоняет злые силы и побеждает зло, возвеличивает добро, пробуждает чувства. В сказках музыкальные инструменты извлекают такие звуки, которые могут заставить человека плясать или спать, совершать разные поступки, усиливают эмоциональные переживания героев. И все это благодаря волшебной музыке и инструментам. Многие сказочные персонажи просто поют песни или пляшут. Такая связь музыки и сказки имеет древние магические корни.
Без музыки не было бы многих сказок, потому что она помогает главному герою совершать сказочные волшебные поступки, имеет огромное воздействие на все живое, помогает лучше понять и почувствовать сказку. Можно сказать, что музыка в сказках играет главную роль.
Цель исследования: определить и экспериментально проверить необходимость присутствия народных музыкальных инструментов в сказках разных народов.
Объект исследования: процесс изучения сказок разных народов.
Предмет исследования: народные музыкальные инструменты.
Гипотеза исследования: если в русских народных сказках могут быть волшебные народные музыкальные инструменты (гусли, дудочки и др.), то, возможно ли будут они присутствовать и в сказках других народов.
Для этого мы изучили сказки разных народов и узнали, что волшебные музыкальные инструменты встречаются и в их сказках.
Основная часть.
- Музыкальные инструменты в народных сказках.
Русский народный инструмент гусли.
Гусли- являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн.
Гусли мы можем встретить в русской народной сказке «Садко»:
«Как начал играть Садко
В гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь
морской во синем море».
Благодаря волшебным гуслям Водяной- хозяин Ильмень озера- помог Садко стать богатым купцом, а Морской Царь назначил его верным гусляром. Под водой Садко так весело играл на гуслях, что все подводные жители плясали да подпевали. А в это время на море был такой шторм, что потонуло очень много кораблей.
Карельский музыкальный инструмент кантеле.
Ка́нтеле — карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны.
У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его.
Этот инструмент есть в карельской народной сказке « Матти — весельчак »:
«Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: — Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! — Можно,— говорит Матти-весельчак.— Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам — ох, как скверно играет! — Нет,— говорит Матти,— плохо ты играешь!»
Благодаря кантеле и хитрости музыканта медведь перестал пугать людей в лесу.
Грузинский народный инструмент чонгури.
Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент. Традиционный женский инструмент, однако, ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный.
Такой инструмент встречается в одноименной Грузинской народной сказке « Чонгурист »:
«Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста».
От такой волшебной музыки страшное чудище не съело юношу, а разрешило взять яблоко бессмертия из сада. А это яблоко юноша отдал царю и женился на его дочери.
Белорусский народный инструмент дудка-поршневка.
Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука.
Дудочку мы встретим в белорусской сказке « Волшебная дудка »:
«Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает».
Услышав волшебную дудочку, бедный народ понимал всю несправедливость и начинал борьбу с богатыми хозяевами, на которых он работал и день, и ночь без отдыха, без платы за работу.
Латышский народный инструмент стабуле.
Свирели-стабуле были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять — шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину.
Такая свирель встречается в Латышской народной сказке « Волшебная стабуле »:
«Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. «Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут». Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали».
От звуков волшебной свирели в пляс пустилось и войско врага, да так танцевали солдаты, что с ног от усталости попадали. Воевать сил больше не было. А еще свирель помогла бедному пареньку-пастуху жениться на дочери царя и получить полцарства в придачу.
Казахский музыкальный инструмент домбра.
Домбра казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями.
Домбра встречается в азахской народной сказке « Мастер Али »:
«А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой».
В этой сказке никто не отважился рассказать Хану о гибели его любимого сына в бою, т.к. Хан велел казнить каждого, кто принесет ему плохую весть. Только находчивый Али взял свою домбру и так сыграл Хану, что тот без слов все понял…
Эскимосский музыкальный инструмент бубен.
Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного.
Такой бубен есть в одной из эскимосских народных сказок « Чудесный бубен »:
«Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.
А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось».
Так с помощью волшебного бубна девочка научилась колдовать, и не было равных ей в пении, танцах и колдовстве.
Узбекский народный инструмент карнай.
Карнай — один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени карнай используется во всём Узбекистане как символ празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадиные скачки и другие спортивные игры.
Карнай встречается в народной сказке « Юноша с карнаем », где отец велел младшему сыну: «Возьми мой старый карнай, и ступай с ним по свету. Играй и тем, у кого горе и тем, у кого радость. В этом ты найдёшь своё счастье. Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак, играя на праздниках и торжествах».
Звук карная спас юношу от злых разбойников, излечил дочку царя. Царевна же выбрала этого парня в женихи.
Практическая часть.
- Ребусы.
Заключение
Изучив сказки многих народов, мы пришли к выводу, что волшебные музыкальные инструменты мы можем встретить во многих сказках. И у каждого народа эти инструменты разные, с интересными и необычными названиями.
В таких сказках музыка проявляет свою волшебную силу и помогает главному герою в трудную минуту, побеждает зло и творит добрые дела.
На этом наше исследование не закончено. Мне было бы интересно подобрать для моих любимых сказок волшебные музыкальные инструменты для помощи главному герою, если у него нет такого. Как бы изменилась эта сказка?
Литература
- Сказки народов мира. «Амурское книжное издательство», 1959.
- Сказки народов мира. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://skazki-narodov.ru.
- Музыкальные инструменты разных народов. [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://fishki.net/1420491-muzykalnye-instrumenty-raznyh-narodov.html.
- Звучание музыкальных инструментов. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://mixmuz.ru/mp3/звучание%20музыкальных%20инструментов
В предыдущем материале мы рассказывали о колёсной лире — удивительном и сложном инструменте, который прошёл длинный путь от церковных служб к народной музыке и танцам, от высших слоёв европейского общества — к нищим и калекам. Колёсная лира под разными названиями получила признание по всей Европе.
Сегодня же речь пойдёт об одном из древнейших и специфически славянских инструментов — о гудке. Лира в разных вариантах дожила до наших дней, гудок же интересует лишь немногих увлечённых древней народной музыкой. Это инструмент с поистине тысячелетней историей — его части археологи находят в культурных слоях X‑XI веков.
За свою длинную жизнь он не раз менял форму, обвинялся в святотатстве, его топили в реках и жгли огнём. Тем не менее отголоски былого величия гудка встречаются и в наши дни.
Техника игры
Вообще, старославянское слово «гудение», скорее всего, обозначало или звуки струнных музыкальных инструментов, или музыку в целом. Вероятно, от того же слога «гу-», что и «гудок», происходят и «гусли». Вот несколько примеров из текстов XII–XVI веков, которые приводит Николай Привалов в историко-этнографическом исследовании «Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, в связи с смычковыми инструментами других стран»[1] . В XII веке митрополит Иоанн порицает «играние, плясание и гудение», в XIII веке Евсевий различает «гудущих и пляшущих». В XV веке Христолюбец в числе бесовских игр называет «плясание и гудьбу», а игумен Памфил в послании 1505 года говорит «о гудении струнном» и о том, как «гудут струны». Вероятно, в этот временной отрезок гудок являлся атрибутом культуры скоморохов, которая была тесно связана с отголосками язычества.
Татьяна Владышевская в книге «Музыкальная культура Древней Руси» рассуждает о значении слова «гудение»:
«В Древней Руси существовало два музыкальных понятия — мусикия (музыка) и пение. Эти понятия противопоставлялись. Мусикия — это инструментальная музыка, игра на музыкальных инструментах (на струнных она называлась гудением, на духовых — сопением)»[2] .
Если говорить о самом инструменте, то по названию «гудок» сразу хочется предположить, что это инструмент духовой, похожий на свирель или жалейку. На деле же это смычковый инструмент, можно сказать, древнерусская скрипка. Однако со скрипкой у него есть несколько ключевых различий.
Во-первых, у гудка на протяжении большей части существования отсутствовал гриф, к которому прижимают струны для изменения высоты звучания. При игре на нём слегка касаются струн ногтём или подушечками пальцев сбоку, не придавливая к корпусу.
Во-вторых, скрипка чаще всего четырёхструнная — у гудка же две-три струны, а иногда и всего лишь одна. И, наконец, играли на гудке сидя, расположив его вертикально и уперев в колени. Возвращаясь к теме происхождения названий «гудок» и «гусли», стоит отметить, что сербский инструмент «гусле» — смычковый, сходный с гудком.
Двухструнный гудок. Играет Владимир Поветкин
Различия скрипки и гудка касаются и смычка. Гудошные смычки чаще всего лучковые, то есть напоминают формой лук — тот самый, из которого стреляют. Смычок делали из гибкой лозы, например из орешника и из конского волоса. Сейчас, чтобы смычок лучше цеплялся за струны и давал более ровный звук, используют канифоль. Раньше же в ход шла смола.
Мелодию на гудке играли на одной струне. Вторая и третья, при наличии, — бурдонные, то есть звучат без изменения высоты звука и дают постоянный тон.
От огромной популярности — к массовому уничтожению
Гудок, или смык — хотя некоторые исследователи считают, что это два разных инструмента, — письменно впервые упоминается в Никоновской летописи под 1068 годом:
«Но сими диавол лстит и другыми нравы, всяческими лстими превабляя ны от Бога, трубами, и скоморохы, и смыками, и гусльми, и русальи».
Летописец ставит смык и гусли в один ряд с языческими праздниками (русальи) и увеселениями, что может указывать на их значительную роль в обрядовой музыке. Археологи подтверждают свидетельства летописи о времени бытования этого инструмента и, более того, некоторые части гудков — кобылки, то есть подставки под струны, — находят в слоях Х века в Великом Новгороде.
В XVI веке смычковые инструменты упоминаются в поучении митрополита Даниила 1530 года. Он скорбит, что некоторые священники играют «в гусли, в домры и в смыки», а Стоглав 1551 года осуждает «и гусли, и смыки, и сопели, и всякое гудение».
XVII век и царствование Алексея Михайловича было сложным временем для народных музыкантов. Политика царя во многом была направлена на поддержание благочестия и религиозности. Музыкальные инструменты, как символы языческой культуры и излишней распущенности, порой массово уничтожались. Особенно был богат на это 1648 год.
Вот отрывок из царской грамоты белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудённые бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться… выб тех велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвёртые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу».
Подобные грамоты распространялись по всей стране. О том, как исполнялись поручения царя, можно судить по свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария:
«…нынешний патриарх, два года тому назад, прежде всего, велел разбить все инструменты кабацких музыкантов, какие оказались на улицах, затем запретил русским вообще инструментальную музыку, велел забрать инструменты в домах, и однажды пять телег, полных ими, были отправлены за Москву-реку и там сожжены».
Можно даже не сомневаться, насколько хорошо горело сухое дерево музыкальных инструментов. Но, вероятно, запреты на народную музыку строже всего исполнялись в столице. У того же Олеария в описании пребывания на Ладоге мы читаем:
«Здесь мы услыхали первую русскую музыку, а именно в полдень 23-го того же месяца, когда мы сидели за столом, явились двое русских с лютнею и скрипкою, чтобы позабавить господ».
Под скрипкой, скорее всего, и имеется в виду гудок, чья популярность тогда была на пике. Олеарий оставил и изображения гудка на гравюрах, включённых в издание книги «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно». На знаменитой гравюре «Кукольник» гудошник и гусляр изображены справа от непосредственно кукольника, а у гудка заметен гриф.
Есть гудок и на гравюре «Скоморохи». Тут сложно разглядеть наличие или отсутствие грифа, но зато смычки у обоих инструментов — лучковые.
Гудок хоть и не без потерь, но пережил «бунташный» век. О нём пишет деятель российской Академии наук XVIII века, немецкий «мастер фейерверков» Якоб фон Штелин. В сочинении «Известия о музыке в России» он оставил несколько описаний распространённых в то время народных музыкальных инструментов:
«.…гудок, употребляемый среди черни, особенно матросов. Он имеет форму скрипки, но изготовляется из грубого невыделанного дерева. Корпус его неуклюж и больше скрипки, и натянуто на нём три струны, по которым поводят коротким смычком.
Простые любители этого гнусавящего инструмента играют на нём либо сидя, упирая его в колени, либо стоя, упирая в корпус, а в общем не как на скрипке, прижимаемой к груди или подбородком. Играют на нём общераспространённые мелодии, причём пальцами перебирают редко более одной струны, другие же две поводятся смычком впустую и всегда сильно, так что звучат скрипуче и назойливо, как на лире. Для их же ушей это звучит довольно приятно, и инструмент этот широко употребляется в танцах, с пением и самостоятельно».
Как видно из отрывка и на изображениях, гудок поменял форму, обзавёлся грифом и стал больше походить на скрипку.
XVIII-XIX века
В XVIII веке популярность гудка постепенно снижается, и он появляется публично лишь в шуточных шествиях, свадьбах и карнавалах. В 1714 году на свадьбе Никиты Моисеевича Зотова среди дудок, сопелок, балалаек и скрипок упоминаются ещё и гудки. «Чумаки с балалайками, рылями, волынками и гудками в руках» были и на коронации Екатерины II. Распорядителем этого праздника был известный театральный деятель Фёдор Волков.
В XIX веке гудок упоминается в связи с южными губерниями. В 1860‑х годах протоиерей Разумовский писал, что «гудок попадается ещё в Малороссии и низовых приволжских губерниях».
О том, что гудок прочно закрепился в народной памяти, хоть и уступил в популярности балалайке и гармошке на рубеже веков, свидетельствуют народные поговорки. Владимир Даль записал некоторые из них: «Волынка да гудок — собери наш домок», «Балалаечник гудок, разорил ты весь домок». Народные песни тоже не забывали древний инструмент. В «Онежских былинах» Гильфердинга встречается строчка «а в третьем-то терему-то гудки гудут…», а в песне слепого певца, записанной Николаем Приваловым в 1899 году, — «ой вы, гудки, не гудите…».
Конец XIX — XX века
Ещё в начале 80‑х годов XIX века петербургский музыкант Василий Андреев занялся экспериментами по усовершенствованию народных инструментов. Сейчас мы знаем его как создателя первого Великорусского оркестра. Тогда в его состав входили балалайки, домры и гусли. Но Андреев планировал «восстановить все инструменты, на которых играл народ государства Московского, то есть средней полосы России». Так он писал другу, уже знакомому нам Николаю Привалову. Соратники провели «ряд поисков (гудка) в обращении народа», которые не дали какой-либо результат.
В 1900‑х годах коллега Василия Андреева Николай Фомин, российский и советский композитор, даже создал квартет гудков различных размеров. В него входили гудочек, гудок, гудило и гудище. Выступления квартета успеха не имели и, видимо, уступали в звучании аналогичному скрипичному квартету.
В итоге Андреев с коллегами оставили попытки реконструкции и усовершенствования гудка. По всей видимости, они пришли к выводу, что любое его усовершенствование приводит к скрипке, а неусовершенствованный гудок этой самой скрипке проигрывает.
Отголоски гудошной традиции встречались и в конце XX века. В архиве фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова сохранились видеоматериалы экспедиции в деревню Осиновка Псковской области. На этих видео Николай Иванов 1913 года рождения исполняет на скрипке несколько русских традиционных наигрышей. При этом скрипку исполнитель держит вертикально, уперев в колени. Точно так же, как и при игре на гудке.
Николай Лаврентьевич Иванов (родился в 1913 году). Наигрыш «Новоржевская» на скрипке. Псковская область, Локнянский район, деревня Осиновка. Запись 1989 года
Отдельно стоит упомянуть «сивинский феномен», как его называют музыковеды-исследователи. Несмотря на то что гудок практически полностью вышел из употребления в народе к концу XIX века, в 1973 году в ходе фольклорной экспедиции удалось пообщаться с музыкантом из села Сива Пермской области Иваном Михайловичем Устиновым. Он сохранил древние традиции гудошничества как в репертуаре, так и в конструкции самого инструмента. Фотографий, к сожалению, обнаружить не удалось.
Современность
Конец XX — начало XXI века в плане исследований музыкальных инструментов в целом и гудка в частности в первую очередь связаны с именем новгородца Владимира Ивановича Поветкина. С 1975 года он реставрировал и реконструировал музыкальные инструменты, опираясь на археологические находки Великого Новгорода. Владимир Поветкин разработал собственную методику восстановления музыкальных инструментов по археологическим образцам. По ней восстановили гудки XII и XIV веков, которые уже встречались нам на изображениях выше.
Сегодня дело мастера продолжают его ученики, в частности Антон Каменский.
Древнерусский гудок: способ игры. Рассказывает Антон Каменский
Современных музыкальных проектов, которые используют в творчестве гудки, не так много даже в сравнении с колёсной лирой. Это сибиряки «Веданъ Колодъ», ансамбль старинной русской музыки «Русичи» и деревенский оркестр «Гудари» из Петрозаводска. Участники этих коллективов сами изготавливают инструменты, на которых играют, и на них же записывают альбомы.
Веданъ Колодъ — Уточка
Гудари — Небылица
Отдельно стоит выделить дуэт «Гудебные сосуды», собранный на базе Центра музыкальных древностей имени Владимира Поветкина. Музыканты используют инструменты, воссозданные по археологическим образцам X–XVI веков. Получается по-настоящему древняя музыка.
«Гудебные сосуды» на фестивале «Словиша». 2020 год
Гудок — инструмент со сложной судьбой и богатой историей. Очень радует, что его можно услышать и сегодня — представить, как не только выглядела, но и как звучала Древняя Русь. Это стало возможно благодаря трудам учёных и энтузиастов, в первую очередь Владимира Ивановича Поветкина.
Арсенал русских народных инструментов крайне богат, разнообразен и не ограничивается гармошкой и балалайкой. Про другие инструменты мы поговорим в будущих публикациях.
Примечания
1.Привалов Н. И. Гудок, древнерусский музыкальный инструмент, в связи с смычковыми инструментами других стран. — Спб, 1904. — с. 18.
2.Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Древней Руси. — М.,2006. — С. 35.
Читайте также «Из европейских монастырей к каликам перехожим: колёсная лира в России».
Поделиться
Волшебные музыкальные инструменты в сказках народа мира
Руководитель проекта : Титтель С.В.
учитель МБОУ СОШ №12 г.Пушкино
Цели и задачи: 1 Познакомится со старинными народными инструментами, встречающиеся в текстах сказок народов мира; 2 Познакомится со звучанием народных инструментов; 3 Подготовить электронную версию для выступлений перед младшими школьниками
Русская народная сказка «Садко»
Как начал играть Садко
В гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь
морской во синем море.
Как расплясался царь морской
Русский народный инструмент гусли
Гусли -являются древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Слово «гусли» свойственно славянским наречиям
Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн
Карельская народная сказка « Матти — весельчак »
Перестал Матти играть на кантеле. Перевел медведь дух и говорит: — Эй, парень! Научи меня на кантеле играть! — Можно,— говорит Матти-весельчак.— Отчего не научить? Сунул кантеле медведю в лапы. А у медведя лапы толстые, бьет он по струнам — ох, как скверно играет! — Нет,— говорит Матти,— плохо ты играешь!
Карельский музыкальный инструмент кантеле
Ка́нтеле — карельский и финский щипковый струнный инструмент, похожий на гусли. Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати четырех. Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны
Кантеле
У многих народов мира есть инструменты, родственные кантеле, но, пожалуй, только карелы и финны так поэтизируют и одушевляют его.
Грузинская народная сказка « Чонгурист »
Идёт юноша, играет на своём чонгури и поёт нежную песню. Замер сад, перестали шелестеть листьями деревья. Слушают песню горы и долы. Птицы, парившие в небе, опустились на деревья послушать песню чонгуриста
Грузинский народный инструмент чонгури
Грузинский 4-струнный щипковый музыкальный
инструмент. Традиционный женский инструмент, однако ныне на нём играют и мужчины; служит главным образом для сопровождения пению и танцам, реже используется и как сольный
Чонгури
Сказка народов Ашанти ( западная Африка) « Барабан Осэбо »
Когда-то у леопарда Осэбо был большой барабан, которым восхищались и звери, и боги. Восхищались-то все, но никто даже и подумать не смел, чтобы завладеть этим барабаном, потому что Осэбо был самым сильным из зверей на земле и его все боялись.
Бараба́н— семейство ударных музыкальных инструментов. Корпус барабана производится из дерева, металла Этот инструмент испокон веков используют во многих странах. С помощью барабанов исполняли музыку, предупреждали об опасности, управляли армиями во время боевых действий едва ли не все народы, которым когда-либо доводилось воевать.
Беларусская сказка « Волшебная дудка »
Иванкина дудка играет, людей научает, на великий бой подымает. Только щекот идет-гуляет от села к селу, от края до края. А дудка посвистывает, дудка играет, щекот далеко по свету гуляет, людей собирает. Его ни поймать, ни пушками расстрелять. Всюду дорогу он пробивает, никаких преград не знает
Беларусский народный инструмент дудка- поршневка
Белорусский народный духовой инструмент. Получил распространение в Западной Белоруссии. Представляет собой цилиндрическую деревянную трубку со свистковым приспособлением, в которую вставлен поршень с ручкой. Звукоизвлечение осуществляется подачей струи воздуха и ритмичных, качающих движением поршня, которые определяют высоту звука
Чешская народная сказка « Гонза и Скрипка »
Хотелось бы мне еще скрипку, — сказал Гонза, — но не простую, а такую, что, если на ней заиграть, все бы пустились в пляс… — Три,— произнес старик, а на левом плече Гонзы уже висела скрипка на алом шнуре.
А на скрипке Гонза и теперь играет, когда людям хочется повеселиться и поплясать.
Чешский народный инструмент скрипка дынды
Скрипка -смычковый струнный музыкальный инструмент . Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI в, получила широкое распространение в XVII в. Смычковые инструменты были известны очень давно. В древней Греции смычка еще не было.
Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия первых веков нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке пришли в Европу. Предположительно непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо , ведущая происхождение от старинных виол
Монгольская народная сказка « Дамдин- музыкант »
Ушел Дамдин от отца, три года пропадал, на четвертый — вернулся: Спрашивает отец:
— Чему научился? Рассказывай.
— Научился на моринхуре играть, — отвечает Дамдин. Рассердился отец:
— У других отцов сыновья железо ковать умеют, лошадей объезжать могут, а ты только на моринхуре играешь! Какая польза от такого уменья?
Ответил Дамдин:
— Кто мою игру слушает, тому жить легче становится, у того сердце веселее бьется.
Монгольский народный инструмент моринхур
Моринхур, или монгольская скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент, традиционный инструмент монголов. Верх инструмента вырезан в виде конской головы. Именно поэтому инструмент получил свое название
С глубокой древности моринхур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание
Индийская народная сказка « Гутила-музыкант »
Гуттила оборвал одну струну, продолжая играть на шести. Оборванный конец струны зазвучал, как божественная музыка. Мусила тоже оборвал струну, но она не издала никакого звука. Тогда учитель оборвал вторую струну, потом третью и так до последней, седьмой струны. И когда он заиграл на одном дереве, звуки его вины разнеслись по всему Бенаресу
Индийский народный инструмент вина
Вина — старинный индийский струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Носит название Сарасвати Вина, по имени Сарасвати, богини знаний и искусств. Имеет форму лютни. Звук у вина мягкий, богатый оттенками. Вина — концертный инструмент, который также используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому танцу
Латышская народная сказка « Волшебная стабуле »
Пожалел старичок сироту, подумал и достал из своей сумы стабуле-свирель. «Ничего другого я дать не могу, – говорит, – только эту стабуле. Может, она тебе когда-нибудь пригодится. Как заиграешь на ней, все, кто её услышит, прыгать начнут». Отдал старичок сироте стабуле и тут же исчез. Взял паренёк стабуле и заиграл на ней. Только он заиграл, все овцы и коровы запрыгали
Латышский народный инструмент стабуле
Свирели были известны уже во II тысячелетии до н.э. Это духовой инструмент. Свирели изготавливали из дерева или кости. Имеет пять — шесть музыкальных отверстий и высверленную сердцевину
Бирманская народная сказка « Приключения музыканта Ча Тан Пхо »
Давным-давно в одной деревне жила вдова. У неё был сын по имени Ча Тан Пхо. Ему уже исполнилось 16 лет, но ни с кем он не дружил, а целыми днями играл на палвэ – бирманской флейте, да так, что каждый, кто слушал его игру, забывал обо всём на свете, даже про еду и питьё. Не только люди, но и лесные звери заслушивались его игрой
Бирманский народный инструмент
Фле́йта — общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов. В отличие от других духовых инструментов, у флейты звуки образуются в результате рассекания потока воздуха о грань, вместо использования язычка
Сербская народная сказка « У царя трояна козлиные уши »
Выросла бузина и дала три красных побега, прямых, как стрела. Пастушата срезали один прут и сделали из него свирель. Но только начали на ней играть, как она запела: — У царя Трояна козлиные уши!
Сербский народный инструмент Фрула
С давних времен черногорцы мастерили музыкальные инструменты, с помощью которых можно было воспроизвести прекрасные звуки природы: пение птиц, журчание родника, отголоски горного эха, шелест листьев. Один из любимых музыкальных инструментов местных жителей – фрула – черногорская свирель, напоминающая по своему звучанию соловьиные трели. Слушая неповторимую гамму мелодий фрулы, сердце наполняется спокойствием и радостью
Японская народная сказка « Флейтист Санта »
Жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню — каждый в пляс пустится .
Японский народный инструмент Рютэки
Рютэки («драконовая флейта») — бамбуковая японская поперечная флейта с семью игровыми отверстиями. Звучание рютэки изображает драконов, летающих в небесном свете, за которыми наблюдают люди
Казахская народная сказка « Мастер Али »
А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом. Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой .
Казахский музыкальный инструмент домбра
Домбра казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент . Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке. Используется современными исполнителями
Эскимосская народная сказка « Чудесный бубен »
Взяла женщина бубен, застучала по нему, запела. И так ладно запела, что запомнила девочка каждый звук, каждое движение.
А девочка вышла на середину яранги, взяла бубен и запела. А как запела, снаружи шум послышался. Всё ближе и ближе. Скоро у входа волны заплескались, в сени вода хлынула. Тут девочка по бубну стала быстрее поколачивать, волны откатились, и – о чудо! – в сенях много вкусных водорослей осталось
Эскимосский музыкальный инструмент бубен
Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки. Палочка, которой бьют в бубен, изготавливается из бамбука или кости из ноги небольшого животного
Гвинейская народная сказка « Кора Гассира »
И вот однажды ночью на привале, Гассир сидел один у костра и как будто прислушивался. Наконец сон одолел и его. Внезапно он пробудился и вскочил на ноги. Он услышал музыку, и эта музыка, казалось, звучала внутри него. Гассир задрожал: это пела кора! Дрогнуло сердце храброго воина, и он впервые заплакал. Понял Гассир, что все его подвиги преходящи, и лишь музыка может вознестись над жизнью и смертью. Так Гассир стал великим певцом
Гвинейский народный инструмент кора
Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе. По традиции, струны изготовлялись из тонких полос кожи антилопы или другого животного. Сейчас струны делают из нейлоновой лески или используют струны для арфы. Иногда такие струны сплетают, чтобы сделать их более толстыми
Китайская народная сказка « Музыкант Вэнь »
Великий Сян спросил: «Как твоя игра на цине?» Вэнь ответил: «Я постиг её. Прошу вас проверить меня». Тогда была весна, но Вэнь коснулся струн Осени. Неожиданно поднялся холодный ветер, и рост деревьев и трав завершился. Наступила осень. Вэнь коснулся струны Весны, и закружился теплый ветер, деревья и травы зацвели. Наступила весна, но Вэнь коснулся струны Зимы. Пошел снег и выпал иней, внезапно замерзли реки и водоемы. Наступила Зима. Тогда Вэнь коснулся струны Лета. Жар яркого солнца сразу растопил крепкие льды
Китайский народный инструмент цинь
Цинь или китайская цитра, является одним из самых древних китайских щипковых инструментов. Практически все представители высших сословий и знати в Древнем Китае умели играть на цине. Этот инструмент также называли «отцом национальной музыки» и «инструментом мудрецов». Инструмент используют для аккомпанирования, сольного и оркестрового выступления. В основном исполняют спокойные, плавные мелодии
Узбекская народная сказка « Юноша с карнаем »
Юноша взял карнай и пошел из кишлака в кишлак,
Играя на праздниках и торжествах
Узбекский народный инструмент карнай
Карнай — один из самых старинных узбекских музыкальных инструментов, но мало кто помнит, что в средние века это был военный сигнальный инструмент. . Длина этого духового мундштучного инструмента без клапанов и вентилей может доходить до трех метров. В настоящем времени Карнай используется во всём Узбекистане как геральд празднования и развлечения, сопровождая народ и показы цирка, лошадь участвует в гонках и другие спортивные игры.
Проект подготовили под руководством учителя музыки Титтель С.В. Борисенко Екатерина, Жильцова Мария, Титтель Эдгар МБОУ СОШ № 12 г. Пушкино Спасибо за внимание!