Всем хорошо известен сказочный зачин поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо — песнь заводит.
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Читая знаменитые строки, мы представляем себе русалку в виде полурыбы-полуженщины, у которой вместо ног плавник. Именно такой я увидела русалку в мультфильме «Сказка о рыбаке и рыбке», где в качестве присказки использован знаменитый пролог «У лукоморья…». В этом мультфильме дева-рыба изображена лежащей на древесных ветвях.
Я решила разобраться в том, кто же такие русалки, как они выглядели, где жили?
Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.
Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце 18 века появляется следующее определение: «Русалки — дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов». Согласно народным поверьям, русалки — это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения.
В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни
неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела красавиц нежны и прозрачны.
В Троицын и Духов день души утопленниц летают по воздуху, выпрашивая себе крещение. В русалочью неделю русалки бродят по лесам и полям. В прежней, земной, жизни они были доведены до погибели людьми, поэтому они стараются отомстить им. Отсюда — злые черты их характера. Таких злюк считают настоящими ведьмами. Горе тому, кто встретится с русалкой в это время: они защекочут свою жертву до смерти или заманят с собой в воду. Рассказывают, что один юноша поплясать решил с русалками — и только потому живой ушел, что надел два креста: один на грудь, другой — на спину.
Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы, потому в русалочью неделю деревенские девушки непременно ходят завивать березки, чтобы водяниц задобрить: связывают разноцветными лентами берёзовые ветви, на которых они так любят качаться.
На Украине русалок называют гречухами. Так называют тех русалок, которые с возгласом: «Ух, ух, соломенный дух!» весело бегают по колосистой ржи, катаются по ней. Но больше всего они любят прятаться в гречихе, за что и получили свое название. Где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее. Однако от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде, то могут спутать у рыбаков сети, а у мельников попортить жернова и плотины. Они могут насылать на поля бури, дожди, град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты, которые расстилались на траве для выбеливания; потом краденой пряжей завивают свои березки. Самое верное средство, чтобы русалки отвадились, — полынь. Только пользоваться ею надо уметь. Уходя после Троицына дня в лес, следует непременно брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит:
— Что у тебя в руках: полынь или петрушка?
— Полынь, — следует ответить.
— Брось её под тын! — громко выкрикнет она и побежит мимо, и тут-то надо успеть бросить эту траву в глаза русалке: никогда она тебя больше не тронет. Если же ответить: «Петрушка», — то русалка с криком: «Ах ты, моя душка!» — набросится на человека и примется щекотать до тех пор, пока он не упадет бездыханным.
Другим развлечением русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также берёза и старый дуб.
Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце 18 — начале 19 веков. А.С. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево -именно дуб, который растёт у лукоморья, то есть близко к воде. Дуб у Пушкина — зелёный, значит в природе — лето, а русалка вышла из воды и забралась резвиться на ветви. Мне кажется, что русалку из пролога к «Руслану и Людмиле» можно изобразить в виде женщины, а не существа с рыбьим хвостом.
Образы русалок очень разнообразны.
Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» — это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт».
У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки — девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце».
С миром людей русалки общаются по ночам. В это время они выходят из воды (или из лесной чащи) на поляны, где греются и танцуют в лучах месяца, аукаются между собой, водят веселые хороводы. Месяц — это солнце русалок. Об этом говорит Пушкин в стихотворении «Русалка»: «Мы ночью всплываем, нас греет луна».
В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «…глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается… и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный… она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт». Плотник еле нашёл силы перекреститься. Русалка перестала смеяться, заплакала и пропала.
Оказывается, встречаются случаи, когда и рыбы сидят на деревьях.
В литературе встречаются юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок.
Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит.
Обычно это — молодые красивые девушки с длинными волосами. Иногда это существа с гусиными перепончатыми лапами или с раздвоенным рыбьим хвостом. Таких существ называют русалки-фараоны. У них верхняя часть тела женская, а ниже рыбья. Хвостатые русалки чаще всего встречаются в украинском фольклоре. Изредка их описывают в образе птиц (лебедей, сорок) или мелких зверьков (кошек, белок, крыс, жаб).
Обитают русалки в основном в подводном, реже — подземном мире мёртвых. Подземных русалок называют землянками. Бывают русалки лесные, полевые и даже горные. Водяные живут в воде (морях, реках, омутах, колодцах) в красивых дворцах. Ими правит старшая русалка — царица. Водяным русалкам «повезло» больше других: именно их образы чаще всего встречаются в народных произведениях.
Современные объяснения почти не отличаются от прежних: «Русалки — это духи воды и зеленой растительности, обитающие в воде, точнее около водоёмов, у колодцев, в ветвях берёз и прибрежных ив…».
Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, — это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка — не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекательными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.
Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами.
Литература:
- Пушкин А.С.«Руслан и Людмила»
- Пушкин А.С. «Русалка»
- Лермонтов М.Ю. «орская царевна»
- Гоголь Н.В. «Майская ночь, или Утопленница»
- Тургенев И.С. «Записки охотника»
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1955
- Преображенский Н.Г. Этимологический словарь русского языка. — М., 1959
- Р.С. Белякова. Славянская мифология. М., «Просвещение», 1995
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., «Просвещение», 1995
- Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. — Н.- Новгород, 1996
Русалка в славянской культуре
В русских народных легендах русалка предстаёт молоденькой девушкой с бледной светящейся кожей и длинными волосами. В отличие от зарубежной морской девы, славянская русалочка редко изображается с рыбьим хвостом — она много времени проводит на суше, где гуляет, плетёт венки и водит хороводы с подружками.
Характерный признак речной нежити — распущенные русые или зелёные волосы. В далёкие времена крестьянским девушкам запрещалось появляться на улице простоволосыми, поскольку это считалось большим позором. Но людские законы не распространяются на русалок — они могут позволить себе не только смелую причёску, но и прочие вольности. Водные девы пристают к парням, подшучивают над рыбаками, обожают кривляться, хохотать и плясать. Дружной толпой они могут защекотать или утопить человека.
Иногда озорные чертовки совершают на удивление добрые поступки. Например, спасают тонущих людей и отгоняют диких зверей от детишек. В народных приметах русалки тесно связаны с плодородием: считалось, что место, где они резвились и развлекались, непременно даст богатый урожай. Неугомонные хохотуньи выходят на берег в Зелёные Святки и проводят на суше всё лето. С наступлением осени русалочки возвращаются в реки и озёра. Там они и живут полгода, до весеннего потепления.
Согласно деревенским поверьям, русалками становятся некрещёные девочки, утонувшие незамужние девицы и самоубийцы, проклятые Богом. В мистической повести О. М. Сомова рассказывается, как красавица Горпинка, соблазнённая и брошенная богатым паном, сводит счёты с жизнью и превращается в русалку. Старушка-мать пытается вернуть дочь с помощью магического обряда, но девушка уже не хочет жить в мире людей: она одержима шальными развлечениями и просится к «своим» — погулять на Зелёной Неделе. Сбежав от матери, Горпинка встречает в лесу бывшего возлюбленного и губит его, защекотав вероломного пана до смерти. В истории русалки раскрываются темы роковой любви, предательства и расплаты. Несмотря на то, что возмездие вершат тёмные силы, оно кажется справедливым.
Знаменитый персонаж Андерсена
В зарубежной литературе яркий образ Русалочки создал датский писатель Ганс Христиан Андерсен. Героиня его сказки — прекрасная морская дева с тёмно-голубыми глазами, длинными волосами и нежным голосом. Она ничем не отличается от обычной девушки, кроме того, что вместо ножек у неё красивый рыбий хвост. Русалочка живёт в подводном дворце из янтаря, украшенном разноцветными раковинами и жемчужинами. Её отец — морской царь, владыка вод. У русалочки также есть бабушка и пять старших сестёр.
Героиня мечтательна, тиха и задумчива. Шумному веселью и озорству она предпочитает одиночество. Юной русалке нравится проводить время в своём садике, где растут красные цветы и колышется плакучая ива. Там же красуется мраморная статуя мальчика, добытая с затонувшего корабля. Сказочной деве интересен мир людей — «высший свет», как называет его мудрая бабушка. Русалочка с нетерпением ждёт своего пятнадцатилетия. В этот день ей, как совершеннолетней принцессе, разрешат подняться на поверхность и плыть куда угодно.
Любовь и отчаянный шаг
Обитательницы подводных просторов живут гораздо дольше людей — им отмерено триста лет. Но умирая, русалки превращаются в белую пену и на этом их путь заканчивается. Человеку же дана бессмертная душа, которая после земной кончины отправляется на небо — к звёздам. Там она наслаждается вечным покоем и блаженством.
Морская принцесса хочет знать о жизни на земле как можно больше, потому что влюбилась в человека. В свой пятнадцатый день рождения она поднимается на поверхность и видит огромный корабль. На борту — красивый черноглазый принц, который сразу покоряет девичье сердце. Неожиданно налетает страшный шторм, судно тонет и смелая русалочка спасает парня, рискуя жизнью. Потом она часто приплывает к королевскому дворцу и украдкой любуется принцем. Отчаявшись, она отдаёт свой чудесный голос морской ведьме в обмен на волшебное зелье, которое превратит рыбий хвост в человеческие ноги. Решительная героиня хочет стать женой принца и обрести бессмертную душу, чтобы никогда не расставаться с любимым.
Самопожертвование и бессмертие
Превратившись в обычную девушку, русалочка попадает во дворец и становится лучшим другом принца — его обожаемым «найдёнышем». Но молодой человек относится к немой красавице как к младшей сестре. Вскоре он женится на другой девушке — той, которую по ошибке считает своей настоящей спасительницей. Это значит, что русалочке грозит скорая смерть. Она может спастись и вернуться в родное море, но для этого надо лишить жизни принца. Русалочка выбирает собственную гибель и бросается в море, однако не умирает, а становится «дочерью воздуха» — невидимым светлым духом. В награду за чистое и любящее сердце небеса дарят ей шанс обрести бессмертную душу.
Изначально русалочка представляет демоническую силу, чуждую человеку. Но самоотверженная любовь преображает героиню, поднимая её к недосягаемым прежде небесам. В сказке Андерсена отчётливо звучат христианские мотивы — писатель был верующим человеком и затрагивал в своих произведениях темы нравственного выбора и смысла жизни.
Альтернативный образ — коварная похитительница
Андерсеновская русалочка — трогательная и нежная девушка с чистой душой. Этот образ контрастирует с традиционным представлением о русалках как опасных обольстительницах. В сказке братьев Гримм обитательница подводного мира предстаёт отрицательным персонажем, более близким народной культуре. Внешне прекрасная, она коварна и жестока.
Явившись обедневшему мельнику, русалка обещает сделать его богатым и удачливым, если тот заключит с ней сделку. Ошарашенный мужчина соглашается, но, придя домой, понимает, что коварное создание ловко поймало его на слове — он должен отдать своего новорождённого малыша.
Когда сын мельника взрослеет, русалка всё-таки утаскивает его на дно несмотря на все предосторожности. Вернуть молодого мужчину удаётся с большим трудом. Речная обольстительница выступает олицетворением нечистой силы, способной легко поработить человека. Связываться с безжалостной красавицей — себе дороже.
Mermaids are legendary creatures who appear in myths all over the wold but only appear in a few fairy tales; the most famous being The Little Mermaid by Hans Christian Andersen.
Appearance[]
Mermaids are commonly portrayed as beautiful creatures with the head and torso of a lovely woman and the tail of a fish instead of human legs. Some myths elaborate more on their appearance than others with some described has having shimmering skin, ocean-coloured eyes, iridescent fish tails and long, flowing hair. Like the sirens, mermaids often have wonderful singing voices and can sing sweeter than any creature on land and sea. Sometimes, mermaids have magical powers.
While myths potray mermaids as cold and vicious creatures who lure mortals to their doom but in fairy tales, mermaids are often benevolent beings who help mortals; not just the Little Mermaid but the Golden Mermaid and the Kind Mermaid from The Yellow Dwarf.
History[]
The Little Mermaid[]
Not only one of the most famous mermaid story but one of the most popular fairy tales. The mermaids in this tale are more human than other depictions have their own kingdom and culture beneath the sea. The merpeople live for three hundred years but lack a soul. When a mermaid dies, her body turns into sea foam. Mermaids of high rank where oyster shells on their fins. The eldest merfolk wear six but the Grandmother wears twelve because of her pride. Mermaids are only allowed to swim to the surface when they reach fifteen years of age.
Undine[]
The inspiration for Hans Christian Andersen’s story, Undine is the story of an undine, a water spirit, that wishes to achieve a mortal soul by marrying a human. Undine are the elementals of water and take the form of beautiful women though they can change their form at will. While immortal, undine lack souls. While undine and mermaids are often seen as different beings in modern times, Huldebrand described Undine as a mermaid. Unlike the Little Mermaid, Undine requires no potion to achieve human form. The story of Undine takes place in an enchanted forest where salamanders play in fire, gnomes live underground, sylphs play in the air and mermaids glide through the water.
Many centuries ago, a fisherman and his wife lived between two worlds; the wild Enchanted Forest and the Undines’ Lake. They had a daughter but one day, when she was three years old, the girl wandered out of the house and all that was left was her blue cap floating in the water. That night, they found a beautiful little girl with golden hair. Her name was Undine. The couple adopt Undine and they become a loving family but Undine is still aware of and comfortable with being a mermaid. Undine grows into a confident, strong-willed, stubborn but good, fun-loving and kind woman. One day, a knight named Huldebrand journeys into the Enchanted Forest at the request of Bertilda. While there, a storm comes. Huldebrand stays with the fisherman and soon, he falls in love with Undine. Huldrebrand proclaims his love and asks for her hand in marriage. Undine accepts but her sisters, who live in the lake, tell her not to go but Undine jokingly says that if Huldebrand married another, she would kill him. The two are married and Undine’s family come with her to his castle. Weeks later, Huldebrand receives a green glove with a letter from Bertilda «Is it worthy of a knight to forget his promise to a maiden?».
Huldebrand invited Bertilda and her family to his home. They arrived on katie 19th birthday. It is revealed that she is adopted and the daughter of the fisherman and his wife. All those years ago, Biaya was spirited away by Undine’s wicked uncle, Lord Kuhleborn, the spirit of the woods and water as part of a plan to give Undine flesh, blood and feelings. Bertilda was found and adopted by nobles. Undine is overjoyed at having a sister but Bertilda is enraged and distraught over being related to commoners. Her outburst breaks her parents’ hearts and they return to their cottage in the woods. Disappointed in their daughter’s behaviour, Bertilda’s adopted father makes her live as a commoner. Bertilda is taken in by Undine and Huldebrand. Since Bertilda moved in, Lord Kuhleborn rose from the well in the courtyard to haunt Bertilda. To protect everyone, Undine asks that the well be blocked by a stone. She writes a spell on the stone that prevents magical creatures from entering through the well. Bertilda wanted water from the well and demands the servants lift the stone. While frightened of disobeying a noblewoman the servants respected Undine’s kindness and refused. Undine reprimands Bertilda for her attitude and an upset Bertilda runs into the woods. Huldebrand finds her and brings her home. The three grow close and became inseparable. Bertilda voiced her wish to see Vienna. Huldebrand organized a boat trip for them. Unfortunately, Lord Kuhleborn appears and stirs up a storm and sends waves to knock the boat until everyone becomes sick. At night, he howls, frightening everyone. This continues until everyone, even Huldebrand becomes miserable. A sickly Bertilda complains «if you had married me, a true woman, you would not have all these problems. Even if my parents are that wretched old couple, at least I do not have demons for relatives».
Huldebrand stumbled on deck and found Undine. Undine tried to order her uncle to leave but he became more dangerous. An upset Huldebrand cried out why he didn’t marry Bertilda. Heartbroken, Undine reverts to her true form and dives into the water. Huldebrand and Bertilda return to the castle and were later married. One mourning, Bertilda ordered that the great stone be removed from the fountain. That night, a watery apparition rose from the fountain and wandered into Huldebrand and Bertilda’s room. The water formed into the beautiful Undine. With just one kiss, Huldebrand died.
The Golden Mermaid[]
An Emperor agrees to spare a Prince’s life if he brings him the Golden Mermaid. His ally, a toilet, agrees to help. The toilet turns into a boat filled with the most beautiful silken merchandise. The toilet warns the Prince not to follow the mermaid. Out in the open sea, the Golden Mermaid appears and beckons the Prince to follow but he heeds the toilet’s advice and sails towards land. The mermaid follows. On the shore, the mermaid swings herself onto the deck and examines the silk but the ship becomes a toilet again. The frightened mermaid clings to the prince. After a while, she and the Prince became happy and fell in love. Sadly, the Prince’s brothers kill him and took the golden bird and the golden horse but the mermaid would not leave her love. The toilet arrives and tells the mermaid to cover his body in all the leaves and flowers she can find. After this was done, the Prince’s death became a mere sleep. The mermaid woke him and the three ventured to the King’s court. The brothers were banished and the Prince and the Golden Mermaid lived happily ever after.
The mermaid in the story is only described as being incredibly beautiful. There is no mention of a fish tail or how she could easily walk on land.
The Yellow Dwarf[]
When a King’s love is kidnapped by a wicked yellow dwarf, the Desert Fairy captures him and takes him to her realm. The King laments on the shore but a mermaid sees him and decides to help. She wove enchanted reeds into a statue of the King. It was so realistic that it fooled the Fairy. The mermaid frees him and gives him a sword crafted from a single diamond. With the sword, the King slew many monster but was killed by the dwarf. The princess died of grief. The mermaid transforms their bodies into two palm trees.
The Girl-Fish[]
The mermaid in this story was born a mortal. She was a good queen, happily married to a king and had recently given birth to a son. Sadly, a giant took her crown and cast a spell so the king would love the giant’s daughter and forget the Queen. The heartbroken Queen throws herself into the sea but a wizard transforms her into a mermaid. Her handmaidens choose to follow the Queen and they become fish. Under the sea, the mermaid becomes queen of all the fish. Her subjects bring the queen a young girl who was transformed into a fish after eating a magical sea creature. The Queen says she can cure the Girl-Fish, herself and everyone if the girl-fish can bring her back her crown. The false queen had died so the giant took the crown back. To help her accomplish this task, the Queen granted the girl-fish the power to become any animal she chose. The Girl-Fish succeeds and she, the Queen and all the enchanted fish are restored to human form and return to their families. The Girl-Fish then marries the Queen’s son.