В каких сказках встречается слово люди добрые

👉 Ответы к странице 22. Русский родной язык 4 класс учебник. Авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая.

Задание

Сколько значений имеет слово добрый? Одинаковое ли значение имеет слово в каждом из примеров.


Ответ:

В приведенных примерах слово добрый имеет разные значения.

  1. Добрый человек – человек, который делает добро другим, всегда готов прийти на помощь, доброжелательный.
  2. Добрый знакомый – человек, которого давно знаешь, отзывчивый, располагает к себе других.
  3. Доброе здоровье – хорошее, крепкое здоровье.
  4. Доброе имя – человек, о котором нельзя сказать или вспомнить чего-то плохого, уважаемый человек, честный.
  5. Добрый ломоть хлеба – значительный, большой, внушительных размеров.

Задание

Как ты понимаешь выражения «в добрый путь», «в добрый час», «будьте добры»?


Ответ:

В добрый путь – так говорят, когда хотят пожелать человеку счастливого пути, когда надеются, что путешествие пройдет без происшествий.

В добрый час – в подходящее время, спокойное время.

Будьте добры – так говорят, когда просят человека о чем-то, как бы прося его проявить свою доброту и оказать помощь.

Задание 3

Прочитай текст и на его основе подготовь небольшое сообщение «Добрый молодец в русском фольклоре». Дополни свой текст примерами из сказок, песен, былин.


Ответ:

Героями произведений древнерусской литературы часто становились добры молодцы. Такими считались мужчины, которые всегда готовы прийти на помощь, которые обладают большой физической силой, хорошо сложены, добры, отзывчивы. Ярким примером является великий богатырь Илья Муромец. Он один не побоялся выступить против разбойников, расположившихся в лесах. Благодаря его храбрости люди были освобождены от бесконечных грабежей и нападений. Кроме того, была расчищена дорога на Киев.

Также добры молодцы славятся своей преданностью не только стране и народу, но и своей собственной семье: жене, детям, родителям.

Задание 4

В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом: добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе место, доброе дело. Вспомни сказки и былины, в которых встречались эти словосочетания.


Ответ:

Добрый конь – былины о «Трёх богатырях».

Люди добрые – «Еруслан Лазаревич».

Добрый товар – былина «Садко».

Доброе место – «Сорока».

Доброе дело – «Пятеро Добрых Друзей».

Задание 5

Составь предложения с сочетаниями слов.


Ответ:

Добрый конь – верный товарищ в бою.

Добрый молодец всегда готов прийти на помощь.

Доброе слово может от любой беды спасти.

На человека с доброй улыбкой всегда приятно смотреть.

Не посрами свое доброе имя.

С добрым утром, любимая мама.

Нужно пожелать туристам доброго пути.


9

В русских народных сказках и былинах слово добрый часто становится эпитетом :

добрый конь, люди добрые, добрый товар, доброе место, доброе дело. вспомните сказки и былины , в которых встречались эти словосочетания. заранее спасибо​

2 ответа:



0



0

Ответ:

илья муромец                   сестрица алёнушка и братец иванушка                                                                                                                                                    

Объяснение:



0



0

1)Илья Муромец 2)Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка

Читайте также

За все свои дурные поступки, нам когда-нибудь придется отвечать перед своей совестью и станет стыдно за всё плохое что мы совершили, вольно или невольно.

Учится начал уже в 1872-1791 г.

Однажды я пошёл кататься на горку. Мы с моим другом Мишкой на катались в довольно и пошли домой. Мамы наши уехали на дачу с начовкой, оставили нам кашу, хлеб с молоком и колбысы палку. Мы проголодался, поэтому молока хлеба и колбасы в один миг не было. Наутро встали голодные…. Я говорю- Миша, вари кашу. Тётя Ира говорит, что ты видел, как она варит. Он в ответ- я не умею. Я подумал, что ты знаешь как варить. У меня волосы на голове встали. Говорю — как? Я? Я и понятия не имею как. В итоге мы крупу испортили, пошли к соседке, все ей рассказали. Она нас накормила и пирогов дала. Вскоре мамы наши приехали и научили нас кашу варить. А муж нашей соседки ещё долго над нами смеялся

Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре с юга подул тёплый ветер, но уловы оставались небольшими. Рыбаки отошли далеко в низовья Енисея и остановились в избушке, построенной когда-то учёной экспедицией. Там и остались ждать осеннюю путину.

Рыбаки отдыхали, чинили сети и снасть, ловили рыбу перемётами, а Васютка каждый день ходил за кедровыми орехами — очень уж любили рыбаки это лакомство. Иногда мальчик заглядывал в новые учебники, привезённые из города, готовился к школе. Вскоре шишек на ближайших кедрах не осталось, и Васютка решил отправиться в дальний поход за орешками. По старинному обычаю мать заставила мальчика взять с собой краюшку хлеба и спички, а без ружья Васютка никогда в тайгу не ходил.

Некоторое время Васютка шёл по зарубкам на деревьях, не дававшим ему заблудиться. Набрав полную торбу шишек, он уже хотел возвращаться, и вдруг увидел огромного глухаря. Подобравшись поближе, мальчик выстрелил и ранил птицу. Догнав раненного глухаря и свернув ему шею, Васютка огляделся, но зарубок не нашёл. Он попытался найти знакомые приметы, но вскоре заблудился окончательно. Мальчик вспомнил страшные рассказы о заблудившихся в тайге Заполярья, его охватила паника, и он бросился бежать, куда глаза глядят.

Юди дуже часто говорять про те, що потрібно творити добро, і тоді світ стане кращим. «За добро добром відплачують» — говорить народна мудрість. Але з екранів телебачення часто демонструють зовсім протилежне: от зробиш комусь добро, а він тобі злом віддячить.

І знайомі з цим згодні: невдячні люди дуже часто трапляються навколо нас. Можливо, злом вони за добро не відплачують, але й подяки від них не дочекаєшся.

Але чому все одно потрібно творити добро? Мабуть, тому, що це нагальна потреба людини – посміхнутися комусь, простягти руку допомоги. Допомогти перейти вулицю, зігріти змерзлого, винайти для хворих чудодійні ліки. Або просто сказати добре слово підтримки.

Звичайно, коли людина говорить красиві слова та обіцянки – це ще не так багато вартує. Потрібно підкріпляти свої слова реальними вчинками.

Я думаю, що творити добро – це потреба навіть не просто людини, а всякої живої істоти. Скільки буває випадків, коли, наприклад, кіт виховує покинутих цуценят, або навіть вовки вигодовують загублених у лісі людських малюків. Не може жива істота жити без того, щоб самому творити добро. Усі релігії світу вчать нас  робити добрі вчинки, і християнська віра теж.

Мабуть, у нашому непростому світі складно творити добро. І мені, як і усім, теж хочеться його творити. Але не завжди виходить. Часто забуваєш, що потрібно сказати щось хороше, а замість цього дратуєшся та огризаєшся на близьких та друзів. А потім почуваєшся дуже соромно. Часто губишся, коли час зробити добрий вчинок, а потім думаєш: потрібно було вчинити так і так…

Ми боїмося чинити добро, тому що не впевнені, що нам за це віддячать. Хотілося б скинути ці обмеження і просто робити добро безкорисливо, не сподіваючись на вигоду. Від цього можна отримати велику, безмежну радість. Найщасливіші люди – ті, хто вміє допомагати іншим просто по волі своєї душі. І для них це так само природно, як дихати. Оточуючі інколи вважають таких людей майже святими. 

А той, хто добра не робить – він неначе живе у неповну силу, зіщулившись, озираючись навколо: де б вигоду знайти. Він не проживає половину свого життя, і з його очей ніколи не ллється життєдайний світ. Часто і дивитися на такого не хочеться.

Знаєте, одним з прикладів безкорисливої доброти я вважаю героїню поеми «Наймичка» Тараса Шевченка. Ганна виховувала свого сина, все робила для нього, хоч знала, що він не вважає її своєю матір’ю. Він міг би вирости та вигнати її на вулицю – адже для нього вона була усього лише наймичкою. Стара та хвора наймичка кому потрібна? Ганна цього не побоялася, і все життя віддала Маркові та його родині. І серце хлопця відізвалося на її доброту  — він полюбив її як матір. Добро все одно знаходить справжню подяку, я в це вірю.

Русские сказки про Добро и о Добре

  • 1729

    25
    16


    Добрыня Никитич и Алеша Попович

    Как молодой Добрынюшка Никитинец, Он ходил-гулял по чисту полю, Приезжал Добрынюшка к сыру дубу. Как сидит-то ведь тут на сыром дубу, Сидит-то еще сидит черный вран. Как тут этот Добрынюшка Никитинец Натягивал скоро свой он ту́гой лук А клал стрелочку каленую, А хочет он стрелить тут че́рна ворона. Ворон …

  • 7080

    187
    90


    Доброе слово

    Жил-был купец богатый, умер, оставался у него сын Иван Бессчастный; пропил он, промотал все богатство и пошел искать работы. Ходит он по торгу, собой-то видный; на ту пору красная девушка, дочь купецкая, сидела под окошечком, вышивала ковер разными шелками. Увидала она купецкого сына… Полюбился ей …

  • 781

    17
    7


    Добрый поп

    Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой. — Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю. Пожил работник с неделю, настал сенокос. — Ну, свет, — говорит поп, — бог даст, перекочуем благополучно, дождёмся утра и пойдем завтра косить сено. — Хорошо, батюшка. Дождались они утра, встали рано. …

  • 1143

    29
    9


    Добрая Лисица

    Стрелок весной малиновку убил. Уж пусть бы кончилось на ней несчастье злое, Но нет; за ней должны еще погибнуть трое: Он бедных трех ее птенцов осиротил. Едва из скорлупы, без смыслу и без сил, Малютки терпят голод И холод И писком жалобным зовут напрасно мать. «Как можно не страдать, Малюток этих видя;…

  • 1581

    69
    49


    Добродетели и Пороки

    Добродетели с Пороками исстари во вражде были. Пороки жили весело и ловко свои дела обделывали; а Добродетели жили посерее, но зато во всех азбуках и хрестоматиях как пример для подражания приводились. А втихомолку между тем думали: «Вот кабы и нам, подобно Порокам, удалось хорошенькое дельце обделать!»…

  • 1265

    42
    10


    Лошадь с добрым сердцем

    Однажды лошадь забрела в лесок. Захотелось ей лесной травки пощипать. Первой лошадь увидела белка. Ей с высоты виднее. Белка приглядывалась-приглядывалась к лошади, подумала: ‘А чего это лошадь зря по лесу бродит? Пусть лучше она меня в орешник отвезёт. Зачем ноги мне бить, когда лошадь есть?’ И к лошади: …

  • 1348

    49
    23


    Добро пожаловать!

    Дед Семён был старый охотник, много побил на своём веку разной птицы и зверя, хаживал он и за медведем, только давно это было, а вот теперь остарел, стал любить охоту, какая поспокойнее. Больше всего пришлась ему по душе охота с манком за рябчиками. Для такой охоты самое время — конец сентября. Хорошая …

  • 11535

    282
    56


    Сказка о доброте

    Однажды в сказочном лесу все цветы собрались на бал. Был здесь и роскошный Пион и нежная Лилия и душистая Сирень. Все смеялись, шутили, радовались весеннему солнышку и друг- другу. Вдруг на бал вбежало – влетело что –то страшное, облезлое, в шипах и колючках и прошипело: — Никакого бала здесь не будет! …

  • 3915

    64
    13


    Мой добрый папа

    1. Я не хочу обедать Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! …

  • 5524

    2702
    580


    Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча

    Жила-была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у нее любимый сын богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, никогда …

  • 292

    16
    6


    Добрыня Никитич в отъезде

    Много ли, мало ли времени прошло, женился Добрыня на дочери Микулы Селяни-новича — молодой Настасье Микулишне. Только год Добрыня с женой в тихом доме прожил, присылает раз за ним князь Владимир и говорит ему: — Полно тебе, Добрыня, дома сидеть, надо править службу княжескую. Поезжай, расчисти прямой …

  • 346

    10
    7


    былина Добрыня и Алёша

    Во стольном городе во Киеве, А у ласкового князя у Владимира, Заводился у князя почестный пир А на многи князя, на бояра И на все поляницы удалые. Все на пиру напивалися, Все на пиру наедалися, Все на пиру да пьяны-веселы. Говорит Владимир стольно-киевский: — Ай же вы князи мои, бояра, Сильные могучие …

  • 297

    19
    7


    Добрыня и Змей

    Добрынюшке-то матушка говаривала, Да и Никитичу-то матушка наказывала: — Ты не езди-ка далече во чисто поле, На тую гору да сорочинскую, Не топчи-ка младыих змеенышей, Ты не выручай-ка полонов да русскиих, Не купайся, Добрыня во Пучай-реке, Та Пучай-река очень свирепая, А середняя-то струйка как огонь …

  • 286415

    9505
    1398


    Сказка о царстве драконов, доброй фее и принцессе Изабель

    Давным-давно, когда еще были на свете добрые феи, прекрасные рыцари и свирепые драконы, когда в каждом уголке таилось волшебство, в далеком-предалеком королевстве жили король с королевой. В середине зимы родились у них три дочери. Первую назвали Кемалетт, вторую Николетт, а третью- Изабель. В тот же …

  • 4041

    314
    39


    Сказка о маленьком волшебнике

    В те времена, о которых пойдёт речь, женщины ещё ходили в длинных платьях, а мужчины — в сюртуках и фраках. Люди ездили на лошадях, только-только начали изобретать первые автомобили и ещё не изобрели самолётов.
    И, как и всегда, были среди людей богатые и бедные, умные и не очень, добрые и забывшие о доброте.
    И вот, у самых обычных родителей родился необычный мальчик.

  • 1683

    112
    12


    Сказка о настоящем волшебстве

    Во времена давние жил на Земле певец и сказочник. Звали его Баян. Даже имя его словно говорящим было, ибо происходило оно от древнего слова «баять», что значит «рассказывать». Во многих народах это имя в старину известно было. И значило оно везде: несущий истину, говорящий правду, ясно излагающий мудрость.

Добрый
в русских былинах

Представление о добре как эталоне
нравственного поведения, как результате синтеза национального и общечеловечного
восприятия добра складывалось на протяжении длительного периода развития
общества и являли собой обобщенное типизированное понятие лучших человеческих
качеств. Несмотря на субъективность в толковании понятия «добро», можно
восстановить некий эталон доброго, положительного человека. Доминантным
признаком доброго в человеке является факт высокой духовности, нравственности
(порядочный, милосердный, совестливый, сострадательный, хороший, отзывчивый,
достойный, благодетельный и т.д.) [Колесов 1999: 119].

Семантическая трансформация
прилагательного добрый в истории русского языка подробно описана в работе Ж.
Соколовской. В индоевропейском языке слово имело следующие значения: 1)
‘имущий, имеющий добро’; 2) позднее ‘родовитый, знатный’; 3) ‘приносящий
добро’, т.е. ‘благо, счастье, благоприятный’; 4) ‘хороший, такой, какой должен
быть’, по отношению к предметам – ‘такой, который достоин образца, которому
подражали’; 5) ‘хороший в отношении к человеку’, т.е. ‘такой, который смог
сделать как нужно, как требовалось’ [Соколовская 1993: 212]. В русском языке
оно было неодинаковым в разные эпохи и не совпадает с общеславянским в современном
состоянии. Анализ ряда словарей и памятников позволяет предположить, что в
древнерусском языке значение ‘хороший’, ‘такой, какой должен быть’ было
основным для слова. ‘Высоконравственный’, ‘милосердный’, ‘не злой’– семы
вторичного значения адъективной лексемы. В памятниках XVI – XVII вв.
наблюдается и дополнительный семантический сдвиг в употреблении: добрый
начинает обозначать обобщенную положительную оценку – ‘хороший вообще’. Этот
сдвиг окончательно закрепляется в живом употреблении в XVIII в. Таким образом,
в семантической структуре русского добрый происходит перегруппировка значений,
на место основного выдвигается значение ‘не злой’, а значение ‘хороший’ с
появившимся оттенком переходит в число неосновных [Соколовская 1993: 213].

В настоящей статье мы рассматриваем
развитие семантики прилагательного добрый в русском языке.

Материалом для нашего исследования
послужил сборник «Древние российские стихотворения, собранные Киршею
Даниловым». Нами были выявлены прилагательное добрый/добр  (121), недобрый
(3), наречие добре (3), краткие формы прилагательного добры (9).
Чаще всего в былинах зафиксированы сочетания добрый конь (64) и добрый
молодец
(47).

У слова добрый в толковых
словарях русского языка традиционно отмечается несколько значений:

1.
Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества. 2. Несущий
благо, добро, благополучие. 3. Хороший, нравственный. 4. Хороший, отличный. 5.
Дружески близкий, милый 6. Безукоризненный, честный [Ожегов, Шведова: 158].

В произведениях Кирши Данилова лексема
добрый фиксируется в большинстве контекстов в основном значении
‘хороший, нравственный’:

То
коли ты пойдешь на добрыя дела,

Тебе
дам благословение великое 
(К.Д., № 19:92).

Я
приехал о деле о добром к тебе,

О
добром-то деле – о сватонье
(К.Д., № 11: 57).

В данном контексте нужно определять
значение не адъектива, а словосочетания в целом. Прилагательное добрый
может употребляться тогда, когда необходимо подчеркнуть положительное отношение
(как правило, к человеку).

Также можно отметить использование
слова добрый в противоположном значении ‘нехороший, плохой’: И тем
солдатам показалося, что те люди стоят недобрыя, зачат с казаками
дратися
(К.Д., № 13: 67).

А
с таво время – часу захворала она скорбью недоброю:

Слегла
княгиня в великое агноище
(К.Д., № 22: 116).

Помимо названных у слова добрый
было еще одно значение, соотносимое со значением слова добро ‘имущество’:
добрые люди – люди, обладающие имуществом, люди ‘знатные, почтенные’
[Срезневский: 682]. Отметим, что в собранном материале отсутствуют примеры с
существительным добро.

Он
им молвил:

«Бог
вам помочь,

Добрым
людям
!
(К.Д., № 11: 203).

В древнерусских и старорусских
памятниках добрые люди – это некое сословие, не бояре, но те, кого мы
сейчас называли бы «средний класс» [Срезневский 1893: 682]. Вот что пишет в
этой связи Л.Я. Боровой: «Добрые люди были долгое время юридическим термином.
Так назывались заслуживающие доверия люди, которые одни только и могли быть
полномоченными свидетелями. «Добрые люди» означало непременно богатые, житые и
пр., потому что такие люди способны отвечать за свои слова, не безответственны.
По позднейшей терминологии это цензовики» [Боровой 1974: 321].

Значение ‘хорошее, отличное качество’
лексема добрый приобретает в следующих примерах:

Никакой
я прытки-скорби не видавал над собой

И
в добром здоровье от тебе отошел
(К.Д.,
№ 14: 143).

Ко
ласкову князю Владимеру.

В
добром здоровье их бог перенес
(К.Д.,
№ 5:90).

Читатель, не искушенный в этимологии,
может удивиться, встретив в текстах фразу «пребывать в добром здоровье». Как
это здоровье может быть добрым? Первоначальное значение праславянского * dobrъ
(jь) было ‘годный, подходящий’. Отсюда развились значения ‘доброкачественный’,
‘добротный’, и только потом (в связи с прогрессом в общественных отношениях) –
‘добрый’, ‘милосердный’. Так что «доброе здоровье» – ‘подходящее’, а
встречающееся в диалектах доб, доб-здоров – ‘силен, здоров, в совершенном
здоровье’ буквально означает ‘годен’ [Мельникова 2011:108].

В словаре М. Фасмера этимология слова
добрый
объясняется через родственное латинское faber «ремесленник»,
«художник», арм. Darbin «кузнец», нов. -в. -н. tapfer ‘храбрый, сильный,
крепкий, плотный’ [СРНГ].  Эта стадия семантического развития находит отражение
в фольклорном материале, особенно в таких сочетаниях, как добрый конь, добрый
молодец.

Высокий
рейтинг прилагательного добрый в былинах, очевидно, связан с тем, что
данная лексема является постоянным эпитетом к высокочастотным существительным
конь и молодец.

В.Я. Пропп считал, что молодец в
эпосе добрый «не потому, что эпитет застыл, а потому, что согласно
народной эстетике, никакой молодец, кроме доброго, не может быть воспет» [Пропп
2001:127].

Употребление слова добрый в
составе таких конструкций как добрый молодец и добрый конь, мы
отметили в следующих примерах:

Выезжал
удача доброй молодец,

Молоды
Дюк сын Степанович
(К.Д., № 2: 20).

Для былинного эпоса характерен эпитет
добрый, прилагаемый к слову молодец, что означает не доброту, а
совокупность всех тех качеств, которыми должен обладать истинный герой:

Подносит
девушка-Чернавушка

Тем
удалым добрым молодцам
(К.Д., № 11: 98).

Добрый молодец
– это устойчивое выражение в произведениях фольклора, в том числе в народных
песнях. Известно, что выражения, подобные этому, входят в число устойчивых
сочетаний в устной народной поэзии с так называемыми «постоянными эпитетами»,
вроде сине море, сыра земля, зелена трава, поле чистое, мать-земля и т.д. и
представляют в своих истоках очень древнее явление [СРНГ].

Добрый конь
– постоянный спутник доброго молодца в фольклорных текстах:

Походил
он на конюшню белодубову,

Ко
своему доброму коню
(К.Д., № 4:40).

Слово добрый  в данных
примерах означает ‘хороший, отличный’, ‘без изъяна’, т.е. отличный конь,
хороший парень.

Сели
оне на добрых коней

И
поехали все ко городу ко Киеву
(К.Д., № 11: 101).

Для данных сочетаний характерна также
краткая форма прилагательного добрый:

Поскокали
удалы добры молодцы,

Скоро
оне улицу очистели
(К.Д., № 5: 50).

Ты
садися, Никита Романович,

На
добра коня
(К.Д., № 2: 29).

В части контекстов слова с корнем —добр
теряют предметно- понятийную соотнесенность и по значению приближаются к
оценочным словам — знакам сверхположительных оценок:

Во
слезах не может слово молвити,

Добре
жалобна причитаючи
(К.Д., № 8: 113).

Ах,
знаю я крестьянина, богат добре,

Живет
на высокой горе, далеко в стороне
(К.Д., №12: 217).

В данных контекстах лексема добрый
является превосходной степенью наречия и приобретает значение ‘весьма, очень’.

Проанализировав изменение семантики
адъектива добрый в текстах русских былин, мы установили, что,
действительно, помимо исходного значения ‘хороший, нравственный’, наблюдается
развитие таких значений, как ‘хорошее, отличное качество, годен’, ‘нехороший,
злой, плохой’, а также ‘знатный, почтенный’. Следует указать  и на то, что
прилагательное добрый может употребляться тогда, когда необходимо
подчеркнуть положительное отношение (как правило, к человеку), например, добра
честь
.

В целом можно сказать, что
рассмотренные нами примеры свидетельствуют о сложной семантической структуре
слова добрый, реализация того или иного значения слова может зависеть от
нескольких факторов, но прежде всего от условий контекста и сочетаемости
лексемы.

Список
источников

Древние российские
стихотворения, собранные Киршею Даниловым (второе дополненное издание,
подготов. А.П. Евгеньева и Б.Н. Путилов). М.: Наука, 1977. 671 с.

Список
использованных словарей

Ожегов
С.Н., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка:
80000 слов и фразеологических выражений. РАН, Ин-т рус.яз. им. В.В.
Виноградова. 4-е изд.,доп. М.: ООО «ИТН Технологии», 2008. 994 с.

СНРГ
Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф.П. Филина, Ф.П. Сороколетова. М.;
Л., 1965 -2013. Вып. 1-46 (издание продолжается)

Срезневский
И.И.
Материалы для словаря древнерусского
языка по письменным памятникам. СПБ.: Типография Императорской Академии Наук,
1893. Т. 1.774 с.

Фасмер
М.
Этимологический словарь русского языка: В 4 т. Т.1
(А-Д) / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. И с предисл. Б.А. Ларина.
3-е изд., стер. СПб
: Терра – Азбука,
1996. 576 с.

Библиографический список

Боровой
Л.Я.
Путь слова. М.: Сов. писатель, 1974.
557с.

Колесов
В.В.
«Жизнь происходит от слова…» М.:
Златоуст, 1999. 368 с.

Мельникова
С.А.
Здоровый – добрый, годный // Рус.речь.
2011. № 5. С. 107-111.

Соколовская
Ж.П.
«Картина мира» в значениях слов. “Семантические
фантазии” или “Катехизис семантики”? Симферополь
:
Таврия, 1993. 231 с.

  • В каких сказках встречается слово добрый конь
  • В каких сказках встречается скатерть самобранка названия сказок
  • В каких сказках встречается сапоги скороходы названия сказок
  • В каких сказках встречается самовар
  • В каких сказках встречается пословица