В каких сказках встречается соловей разбойник

Соловей разбойник

Один из ярых противников Ильи Муромца – опасный Соловей-разбойник. В отличие от своих собратьев по лагерю (злодеев) он не обладает большим ростом и не съедает за один раз целую печь хлеба. Его сила в громком, убивающем свисте, который просто сметает человека с ног и способен уничтожить даже самого крепкого богатыря.

Многочисленные источники описывают Соловья-разбойника с разных сторон. Кто-то называет его змеем, сидящим в своем гнезде на двенадцати дубах, кто-то говорит о нем, как о человеке, равному по силе Илье Муромцу. Неточны предположения и о характере свиста. Одни исследователи предлагают буквально считать его ветром, сбивающим с ног, другие говорят о татарском происхождении Соловья (т.к. Разбойник) и сравнении свиста с войском захватчиков.

Если отождествление с татарами понятно простому обывателю, то откуда взялось сравнение со змеем? Принято считать, что Илья Муромец пришел в древнерусский эпос со времен многобожия, когда главным считался Перун. Как раз-таки с Перуном и сравнивался Илья Муромец. Он смог победить Соловья (предположительно змея).

Для чего был придуман герой?

Так же, как и Идолище Поганое, Соловей-разбойник выполнял функцию антипода, помогавшего демонстрировать мощь русского народа в лице собирательного образа Ильи Муромца. Это достаточно сильный персонаж – что-то среднее между татарским чудищем и языческим чудовищем представляло серьезную угрозу. По приданию Соловей сидел 30 лет на двенадцати дубах и не давал людям пройти к Киеву. Так же, как и татарское иго, ущемлял права праведного народа и убивал.

Как и полагается, Соловей-разбойник остается побежденным. Он вынужден сдаться в плен Илье Муромцу. Богатырь не убил злодея, а отвез его к царю, которого Соловей-разбойник попытался убить своим оглушительным свистом. Получеловек, получудище не способной ответить добротой на доброту богатыря. Он не чувствует благодарности за спасенную жизнь и продолжает убивать.

Важно отметить тут исход всей сказки. Несмотря на то, что, казалось бы, Соловей-разбойник не исправился и продолжает пакостить, Илья Муромец снисходительно отпускает его на волю. Берет обещание отныне больше не чинить препятствий людям. Здесь транслируется христианская мораль, о необходимости прощения грехов нашим врагам. Таким образом, несмотря на вредность персонажа, явные отрицательные черты, при помощи Соловья-разбойника удается передать основную мысль сказки – в жизни необходимо научиться прощать даже своих врагов.

Внешность и место обитания

Соловей-разбойник — известный персонаж древнерусских былин и восточнославянской мифологии. Он — герой-антагонист, один из опаснейших противников славного богатыря Ильи Муромца. Изображается крепким мужчиной тюркской внешности или фантастическим громадным существом с крыльями. Соловей-разбойник живёт в затерянных, гиблых местах, где давно не ступала нога человека. Здешние достопримечательности — те же самые, что и в сказках про Змея Горыныча и Чудо-юдо. Это мрачный Калинов мост и огненная речка Смородинка — граница между миром живых людей и обителью темных духов. Здесь, на вековых дубах, восседает страшный крылатый разбойник, которого также называют Одихмантьевым сыном. Он терпеливо проводит часы в ожидании путников, а когда те появляются — безжалостно губит их ради развлечения.

Удивительные способности

По физическим параметрам и выносливости Соловей уступает могучим богатырям. Его сила заключается не в крепких мускулах, а в страшном сокрушительном посвисте. Злодей умеет «свистать по-соловьему» и «кричать по-звериному», но это не простые птичьи трели и звериный рык. Звуки, издаваемые разбойником, имеют сверхъестественную природу и убивают всё живое. От свиста Соловья сохнут травы, осыпаются цветы и склоняются к земле высокие деревья. Если разрушительная звуковая волна настигает человека, он падает замертво.

Помимо «музыкальных» способностей, персонаж наделён даром предчувствия — Илья Муромец ещё далеко, а разбойник уже чует грозящую опасность и безуспешно пытается поразить героя оглушительным свистом. Однако прежде беспроигрышное оружие почему-то не действует на Илью. Только богатырский конь спотыкается, но, боясь рассердить своего хозяина, продолжает путь к Соловьиной дубраве. Илья Муромец стреляет из лука и попадает злодею в правое око. Противник повержен — он неуклюже валится с дерева на землю. Старый казак пристёгивает разбойника к булатному стремени, и с победой едет в стольный Киев-град.

Соловей-разбойник на дереве

Соловьиное семейство

Отрицательный персонаж не всё время сидит на дубе: у него есть собственное «гнёздышко» — богатый дом, который находится неподалёку. Там Соловья ждёт большое семейство — три любимых дочери и три зятя-помощника. Младшая дочь выглядывает из окна, и видит, что «мужичища-деревенщина» взял отца в плен и куда-то везёт на коне. Она поднимает тревогу — зятья хватают звериные рогатины и бегут в чистое поле бить Илью Муромца. Но стоит мужчинам подойти ближе, Соловей-разбойник их неожиданно осаживает. Он требует бросить оружие и чествовать богатыря как дорогого гостя — пригласить его в терем, угостить вкусной едой и медовыми напитками. Здесь проявляется коварный характер злодея. Он понимает, что если на Илью не подействовал смертельный свист, медвежьи рогатины ему тем более нипочём. Но кто знает, вдруг «деревенщина» недостаточно умён и попадётся на крючок гостеприимства? Тогда его можно будет напоить отравленным питьём или погубить каким-либо другим способом. Главное, оттянуть время и вызвать у врага доверие. Однако богатырь продолжает свой путь, не обращая внимания на сладкие речи и приглашения. Тем не менее, дипломатия Соловья сохраняет жизнь его семье — зятья и дочери разбойника остаются невредимыми.

Последнее выступление

Приехав в Киев, Илья встречается с князем Владимиром и упоминает про пойманного Соловья-разбойника. Поначалу князь не верит, но, спустившись во двор, видит прикованного Одихмантьева сына. Повелитель стольного града хочет услышать знаменитый свист, но Соловей проявляет гордость и чувство собственного достоинства. Он даёт понять, что намерен слушаться только богатыря, который его победил. Тогда Илья Муромец повторяет просьбу князя. Разбойник соглашается, но прежде требует чарку зелена вина, чтобы почувствовать себя лучше после нанесённых ран. Ему приносят огромную чашу — величиной с полтора ведра, которую Соловушка одним глотком опустошает. Ощутив прилив энергии, злодей свистит, но не в полсилы, как велел Илья, а во всю мощь. Жуткая волна накрывает город: гнутся маковки церквей и теремов, рассыпаются оконные стёкла, падают замертво бояре и слуги. Чудом уцелевший князь трясётся от ужаса, укрывшись дорогой шубой. Богатырь по-быстрому вывозит Соловья-разбойника в чистое поле и отрубает ему голову со словами: «Полно тебе свистать, оставляя жён вдовами и малых детей сиротами!» Одихмантьев сын погибает, но остаётся верным своей лихой натуре.

Происхождение персонажа

За образом отчаянного свистуна стоит реальный прототип. Согласно народному преданию, найденному в рукописном сборнике 17 века, в давние времена на территории Нижнего Новгорода жили два знатных и сильных мордвина. Они были друзьями. Одного звали Скворец, другого — Соловей. Столь странные птичьи имена были в ходу у мордвы до принятия христианской веры. По легенде, Соловья победил и связал знаменитый силач Илья Муромец .

Некоторые исследователи проводят параллели между образом былинного разбойника и восточными персонажами — вещей птицей Симургом, белым дивом, богатырями Кергсаром и Ауладом. Недаром лесной монстр изображается с тюркскими чертами и наделяется нерусскими отчествами — Одихмантьевич, Рахматович, Рахманьевич, Ахматович.

Есть также предположение, что образ Соловья восходит к языческим жрецам, вынужденным скрываться от преследований в глухих лесах. Персонаж предстаёт опасным чужаком, ненавидящим простой народ. В 17 веке Соловья-разбойника рисовали на изразцах и лубках в облике вооруженного польского шляхтича. Сказочный злодей стал ярким художественным воплощением врагов Русской земли и православной веры.

Nightingale the Robber or Solovei the Brigand (Russian: Солове́й-Разбойник, romanized: Solovey-Razboynik), an epic robber, appears in traditional Russian byliny (folk poems).

History[edit]

Pavel Ivanovich Melnikov discovered a version of the legend of Solovei in a 17th-century handwritten collection of stories and published it in the Russian newspaper he edited, Nizhegorodskie gubernskie vedomosti (the Nizhny Novgorod Government News), in 1845 and 1847. In 1867 Melnikov wrote:

It [the story] still lives in people’s memory and was found by us 20 years ago […] in one of handwritten collection of stories of the 17th century. In the ancient times, where Nizhny Novgorod now stands, lived a famous and strong Mordvin, by name Skvorets [«Starling»]. He was the friend of another Mordvin — just as famous, just as strong — Solovei [«Nightingale»], the same Solovei who was connected with Il’ya Muromets.[1]

The bylina concerning Nightingale the Robber is also called «The First Journey of Ilya Muromets», and is one of the most popular Ruthenian epics, having been recorded 132 times (Bailey, p. 25). The monster Solovey had partial human and bird-like features, was able to fly, and lived in a nest, had a human family, and received drinks with his hands (Bailey, p. 27). He was said to live in a forest, and would sit in a tree and stun strangers with his powerful whistle. When Nightingale the Robber whistles, allegedly: «all the grasses and meadows become entangled, the azure flowers lose their petals, all the dark woods bend down to the earth, and all the people there lie dead!» (Bailey, p. 34).

Legend states that Ilya Muromets survived the whistle, even though Nightingale leveled half of the surrounding forest. Ilya Muromets shot down Nightingale the Robber with arrows to the eye and temple, then dragged the defeated monster before Vladimir, the Prince of Kiev. Vladimir wished to hear Nightingale the Robber whistle, but the creature claimed he was too wounded to whistle. Nightingale the Robber requested wine to drink so that his wounds would disappear, then he would whistle for the prince. When he whistled all of Vladimir’s palaces were destroyed and many lay dead. After this, Ilya Muromets took Nightingale the Robber into an open field and cut off his head (Bailey, pp. 28–36).

Depictions[edit]

  • Vladimir Toropchin’s animated feature, Ilya Muromets and Nightingale the Robber, released on July 7, 2007. [1]
  • Aleksandr Ptushko’s 1956 film Ilya Muromets as ‘Wind Demon’ in the English version.

See also[edit]

  • Zahhak

References[edit]

  1. ^ Мельников П. И. Очерки мордвы. — Саранск, 1981.
  • Bailey, James and Ivanova, Tatyana. An Anthology of Russian Folk Epics. M.E. Sharpe, Inc. Armonk, New York, 1998.

External links[edit]

  • Recording of this bylina.
  • Ilya Muromets and Nightingale the Robber, as included by A. H. Wratislaw in Sixty Folk-Tales from Exclusively Slavonic Sources
  • Reinhold Gliere and his Third Symphony Ilya Murometz

Nightingale the Robber or Solovei the Brigand (Russian: Солове́й-Разбойник, romanized: Solovey-Razboynik), an epic robber, appears in traditional Russian byliny (folk poems).

History[edit]

Pavel Ivanovich Melnikov discovered a version of the legend of Solovei in a 17th-century handwritten collection of stories and published it in the Russian newspaper he edited, Nizhegorodskie gubernskie vedomosti (the Nizhny Novgorod Government News), in 1845 and 1847. In 1867 Melnikov wrote:

It [the story] still lives in people’s memory and was found by us 20 years ago […] in one of handwritten collection of stories of the 17th century. In the ancient times, where Nizhny Novgorod now stands, lived a famous and strong Mordvin, by name Skvorets [«Starling»]. He was the friend of another Mordvin — just as famous, just as strong — Solovei [«Nightingale»], the same Solovei who was connected with Il’ya Muromets.[1]

The bylina concerning Nightingale the Robber is also called «The First Journey of Ilya Muromets», and is one of the most popular Ruthenian epics, having been recorded 132 times (Bailey, p. 25). The monster Solovey had partial human and bird-like features, was able to fly, and lived in a nest, had a human family, and received drinks with his hands (Bailey, p. 27). He was said to live in a forest, and would sit in a tree and stun strangers with his powerful whistle. When Nightingale the Robber whistles, allegedly: «all the grasses and meadows become entangled, the azure flowers lose their petals, all the dark woods bend down to the earth, and all the people there lie dead!» (Bailey, p. 34).

Legend states that Ilya Muromets survived the whistle, even though Nightingale leveled half of the surrounding forest. Ilya Muromets shot down Nightingale the Robber with arrows to the eye and temple, then dragged the defeated monster before Vladimir, the Prince of Kiev. Vladimir wished to hear Nightingale the Robber whistle, but the creature claimed he was too wounded to whistle. Nightingale the Robber requested wine to drink so that his wounds would disappear, then he would whistle for the prince. When he whistled all of Vladimir’s palaces were destroyed and many lay dead. After this, Ilya Muromets took Nightingale the Robber into an open field and cut off his head (Bailey, pp. 28–36).

Depictions[edit]

  • Vladimir Toropchin’s animated feature, Ilya Muromets and Nightingale the Robber, released on July 7, 2007. [1]
  • Aleksandr Ptushko’s 1956 film Ilya Muromets as ‘Wind Demon’ in the English version.

See also[edit]

  • Zahhak

References[edit]

  1. ^ Мельников П. И. Очерки мордвы. — Саранск, 1981.
  • Bailey, James and Ivanova, Tatyana. An Anthology of Russian Folk Epics. M.E. Sharpe, Inc. Armonk, New York, 1998.

External links[edit]

  • Recording of this bylina.
  • Ilya Muromets and Nightingale the Robber, as included by A. H. Wratislaw in Sixty Folk-Tales from Exclusively Slavonic Sources
  • Reinhold Gliere and his Third Symphony Ilya Murometz

История персонажа

Соловей-разбойник – персонаж, упоминаемый в русских народных сказаниях и былинах. Он мог быть вымышленным героем, но некоторые исследователи словесности и истории утверждают, что за образом скрывалась реальная историческая личность. Кем же на самом деле был Соловей-разбойник, и почему за ним закрепилась плохая репутация?

История создания

Исследователи, анализирующие русские былины, утверждают: герой представлял собой симбиоз человека и гигантской птицы. Русские сказочники и сочинители легенд, склонные к очеловечиванию персонажей, создавали затейливые образы наполовину людей, обладающих функционалом или отличительными чертами животных.

Своеобразные гибриды населяют многие сказания и эпические произведения. Авторы изобразили Соловья-разбойника существом, меняющим обличье. Он являет собой чудовище не в конкретный момент, а перевоплощается, обретая те или иные навыки. Былина описывает человеческую личину ярко и живо.

Соловей-Разбойник

Соловей-Разбойник

Ученые и филологи конца 19 века, исследовавшие отечественный эпос, отмечают, что биография героя могла быть не связанной с миром фауны. Есть вероятность, что Соловей – это фамилия, а разбойник – определение деятельности персонажа. В старину нередко названия представителей живой природы становились персонализированными именами.

Прозвища такого рода были обидными, шутливыми, прославляющими. Точные и характерные часто закреплялись за целым родом и становились фамилией. Любопытно, что, по историческим свидетельствам, династия Романовых ведет свой род от боярина по имени Андрей Кобыла.

Соловей-Разбойник на дереве

Соловей-Разбойник на дереве

Филологи считают, что Соловей – это кличка сродни тем, которые было принято давать в среде разбойников. Легко предположить, что бандит «с большой дороги», обладавший необычайной способностью к громкому свисту, получил такое прозвище и отзывался на него по оклику приятелей. Интересной деталью повествования становится место обитания персонажа.

Он располагался в «гнезде» среди высоких деревьев. По свидетельствам этнографов, отдельные племена и народности прибегали к сооружению временных жилищ на деревьях. Представители суданских племен сооружали поселения из многоэтажных гнезд. На первом этаже хранился провиант, а на верхнем располагались воины. Рядом с городом Торунь в Польше был найден вековой дуб, известный как место, выбранное для проживания крестоносцев.

Птица Симург

Птица Симург

Исследователи образа персонажа разделились на два лагеря: восточный и западный. По западной идее Соловья пытались сравнить с Соломоном. Но существовали нюансы, опровергающие это убеждение. Восточное суждение роднило Соловья-разбойника с Симургом, птицей иранского происхождения.

По преданию, на Востоке были богатыри Аулад и Кергасар, прототипами которых стали Алеша Попович и Добрыня Никитич. Аутентичная сказка о Еруслане Лазаревиче повествует о персонаже Ивашке-стороже, в чьем описании есть черты, схожие с чертами, свойственными бандиту из русских сказаний. Былина об Илье Муромце имеет аналоги в западных традициях. Немецкие сказки о Тетлейфе сопровождаются описанием Зигурда, схожим с описанием Соловья.

Биография и сюжет

Легенда повествует о том, что Соловей-разбойник расположился на дубах в собственном тереме и не пускал никого из проезжающих по дороге в Киев. Отец нескольких сыновей и дочери-богатырши изводит путников свистом и не видит себе равных в округе.

Былинный герой сравнивается с чудовищем. По преданию, он размещался в гнезде, закрепленном на двенадцати дубах, и поражал все вокруг своим мощным свистом. В течение тридцати лет Соловей перекрывал дорогу к Киеву. Никто не мог миновать его, не выдерживая необходимости слушать, как поет Соловей-разбойник.

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник

История героя не дает точного определения его происхождению. До конца не ясно, был ли он птицей, человеком или невиданным зверем. Персонаж имитировал звуки живой природы, в том числе и диких животных. От ужасающих трелей могучие леса склоняли верхушки, а люди погибали на месте.

Соловья-разбойника одолел Илья Муромец. Русский богатырь привез разбойника на суд князя Владимир и бояр, а затем расправился с бандитом. Это был подвиг, принесший Илье Муромцу славу по всей Руси.

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Илья Муромец и Соловей-Разбойник

Соловей-разбойник – герой, порожденный русским эпосом. Это фольклорный персонаж, представляющий собой собирательный образ негативных качеств и характеристик, воплощенных в лице конкретного существа.

Литературоведы подчеркивают раздвоение образа героя, которого можно представить и как птицу, и как человека. При встрече с богатырем бандит свистит, восседая на деревьях, и воображение представляет его в образе чудовищной птицы.

Соловей-Разбойник в плену у Ильи Муромца

Соловей-Разбойник в плену у Ильи Муромца

Став пленником богатыря, разбойник вызывает боязнь у свидетелей его путешествия к князю. Люди не сразу понимали, кто кого везет на суд: богатырь хулигана или хулиган богатыря. Можно сделать вывод, что Соловей-разбойник был наездником и сам управлял лошадью. Побежденный Ильей Муромцем, Соловей предстает в образе обычного человека.

Оказавшись перед судом, персонаж уговаривает сжалиться над ним и апеллирует к ценностям, много значащим в жизни любого человека: семье и детям, материальным благам. Демонстрируя князю и боярам уникальный свист, герой представляется не птицей, а просто громким свистуном.

Экранизации

Ни одно легендарное сказание русского эпоса не избежало экранизации. История об отрицательном былинном герое не стала исключением. О приключениях и атаках бандита было снято четыре кинокартины: «Илья Муромец» (1956), «Иван да Марья» (1974), «Там, на неведомых дорожках» (1982), «Соловей-разбойник» (2012).

Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин в роли Соловья-Разбойника

Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин в роли Соловья-Разбойника

В необычном образе в кадре появлялись актеры Николай Лавров, Олег Анофриев, Иван Охлобыстин. Лента 2012 года оказалась неординарной. В ней персонаж предстал в облике современного героя, не преображающегося в птицу, а способного на иные сумасбродные лихачества.

Соловей-Разбойник в мультфильме

Соловей-Разбойник в мультфильме

Мультипликационная сфера не оставила героя без внимания. Концерн «Союз» и «Мега-Видео» выпустили серию мультфильмов для детей, главными героями которых стали три богатыря, Змей Горыныч и Соловей-разбойник. Отрицательные персонажи строят козни и интриги, чтобы расправиться с защитниками русских земель, но неоднократно оказываются побежденными.

Интересные факты

Персонаж Соловей-разбойник не теряет актуальности с течением времени. Сегодня он выступает не только в качестве фольклорного героя. Креативные решения в отношении образа поражают публику. Любопытной идеей стал календарь нечисти, в котором это персонаж соответствует знаку Зодиака Водолей.

Соловей-Разбойник в календаре нечисти

Соловей-Разбойник в календаре нечисти

В музыкальной сфере Соловью тоже уделяли внимание. Герою посвящена композиция, которую исполнял на концертах Владимир Высоцкий.

Цитаты

Древняя былина точно описывает образ Соловья-разбойника, но оставляет читателю пространство для полета воображения и самостоятельной работы. Легенда повествует:

«Соловей-разбойник, Одихмантьев сын,
Принял чарочку от князя он одной ручкой,
Выпил чарочку ту Соловей одным духом».

Цитата подтверждает человеческое происхождение разбойника, убеждая аудиторию в том, что бандиту свойственны человеческие черты. У него есть отец, а значит, он приверженец привычных людских традиций. Герой принимает угощение руками, не крыльями, и его облик полностью соответствует обычной человеческой внешности. В то же время сказатели уточняют:

«Засвистал как Соловей тут по-соловьему,
Закрычал, разбойник, по-звериному,
Маковки на теремах покривились».

Эта фраза намекает на необычайные способности, благодаря которым персонаж оказывается неуязвимым.

В отличие от народной былины, в современных мультфильмах, где часто используется образ Соловья-разбойника, герой предстает не страшным разбойником, несущим смерть. Он чаще выступает в облике недалекого, пресмыкающегося перед силой бандита, не способного угрожать расправой.

Соловей — разбойник — русский былинный персонаж, вступающий как противник богатырей, обладающий загадочной и чудовищной силой — особым посвистом.
Илья Муромец и Соловей-разбойник. худ.Н.Кочергин

       В образе Соловья — разбойника соединены антропоморфные черты и признаки сверхъестественного персонажа. С одной стороны, он выступает как богатырь, равный по силе Илье Муромцу. С другой стороны, в былинах Соловей изображен как чудовище, родственное Змею. Соловей сидит в своем гнезде, расположенном на двенадцати дубах, и поджидает прохожих, преграждая прямую дорогу в Киев. От его свиста трясется земля, осыпается листва с деревьев.
Свист Соловья, «Одихмантьева сына», разными исследователями трактуется поразному. Одни видят в нем олицетворение губительного ветра, другие — посвист представителя разбойной силы, вероятнее всего — татарской, на что указывает отчество Соловья. Сила свиста такова, что:
«Темны лесушки к земле приклонилися,
Что есть людишек, мертвы лежат»…
Илья Муромец не обращает внимания на свист, поражает Соловья «стрелочкой каленой» в правый глаз, связывает его и отвозит в Киев, к князюВладимиру. Далее в одних версиях былины рассказывается о том, что в Киеве Соловей демонстрирует свой страшный свист не в «полсвиста», как просил его Илья Муромец, а в полную силу, отчего
«Маковки на теремах покривились,
Стеклышки в оконницах полопались,
Со двора все кони разбежалися,
Все князья с боярами пали замертво…»
За это Илья Муромец казнил Соловья, приговаривая:
«Полно-тка тебе слезить отцов-матерей,
Полно-тка вдовить жен молодых,
Полно спущатъ сиротать малых детушек!»
 Однако убийство пленного и безоружного врага не делало, по народному мнению, чести богатырю. Поэтому в названной версии сюжета слова о том, что Илья должен убить Соловья, звучат не слишком убедительно. Не случайно по другой версии Илья Муромец «выпущает Соловеюшку Рахманова», взяв с него «роту (клятву) великую» не приносить людям горя и бед.
Возможно, сюжет о Соловье — разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержцаПеруна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Велесом(Волосом), который также выступает как противник Перуна. Не случайно в устных .пересказах былинных сюжетов, связанных с Соловьем, он часто заменяется более традиционным образом змея. Вместе с тем поединок богатыря с чудовищем является традиционным сюжетом мирового богатырского эпоса. Вероятно, сказители использовали широко распространенный сюжет, связав его с уже существовавшими образами славянской мифологии.
http://myfhology.info/heroes/s/solovey-razb.html

Соловей-Разбойник

Злодей, побежденный Ильей Муромцем. Сидел на дубах на прямоезжей дороге из Чернигова в Киев, из-за чего никто не мог по ней ездить. Облик Соловья-Разбойника в былинах описан неоднозначно. Иногда он — некое существо, умеющее летать, но в большинстве случаев все же выглядит как человек, хотя и обладает магической способностью убивать своим свистом. У него всегда большая семья – множество дочерей и зятья.
Всев. Миллер считал, что в основе этого образа лежит обыкновенный русский разбойник. Соловей в таком случае – просто воровская кличка, данная ему за умение громко свистеть. Отчество Соловья – «Рахмантьевич», согласно теории Миллера получилось из «вор Ахматович»: известно, что в 1480 году некий Ахмат ходил на Москву, долго стоял на реке Угре, был разбит и бежал. Также возможный исторический прототип Соловья – упоминаемый в летописи разбойник Могута, который был пойман, приведен к Владимиру, где он «воскрича зело и многи слезы испущая из очию», поклялся покаяться. Возможно, этот крик в былине превратился в свист.
Кроме такой исторической точки зрения существует мнение, что образ Соловья-Разбойника — рудимент догосударственного эпоса, воспоминание о древнейшем сюжете противостояния героя и иномирного существа. Эта мысль подтверждается тем, что былинный Соловей в некоторых записях не совсем потерял свой волшебный птичий облик. Генетически этот  персонаж связан с той эпохой, когда человек верил в наличие двух миров на земле и снабжал эти миры границей и сторожем, имеющим чудовищный вид: летающего зверя или птицы. Н.И. Коробка видит в Соловье-разбойнике символ смерти: река, у которой всегда сидит Соловей – река смерти, а сам он уподобляется античному Харону, сидящему у перевоза и отвозящему души в Аид.
http://www.byliny.ru/content/person/solovei-razboinik

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК — ГЕРОЙ СКАЗОК?
Уже не одну сотню лет живет и посвистывает в русских былинах этот малосимпатичный герой. Даже у малышей вопроса о том, существовал ли он на самом деле, не возникает. Конечно же это сказка. Но когда не возникает вопросов у детей, они возникают у взрослых. Соловьем-разбойником «занимался» не только Илья Муромец, но и ученые. Они поставили вопрос так: «А что если за этой сказкой кроются реальные лица и события?»
Соловей-разбойник
В былине Соловей умеет ездить на коне, имеет «широк двор», «высок терем», «палаты белокаменные» и вполне человеческую семью: жену, дочерей, сыновей, зятьев. Выходит, Соловей никакое не чудище, а просто разбойник, который умеет необыкновенно сильно свистеть. Может быть, Соловей просто прозвище, которое в те далекие времена служило официальным именем человека. Достаточно вспомнить, что царская династия Романовых вела свою родословную от боярина Андрея Кобылы (ХIV век). Каких только прозвищ-имен не встречается в документах той поры. Здесь и Паук Иванов, и Жаворонок Лазарев, и Овца Владимиров. Так что, вполне может быть, и существовал удалец-свистун по кличке Соловей (кстати, умение свистеть в разбойничьей среде ценилось всегда). И на дуб он забрался по вполне понятным причинам – это просто удобный наблюдательный пункт. Этот способ со времен киевских князей, боровшихся с половцами, сохранился и в более поздние времена, когда уже и враги были иными. На одиноких дубах сидели дозорцы и пристально смотрели в бесконечную степную даль. Так почему же и разбойнику не расположиться на дубе?
Но о Соловье сложены десятки былин, не слишком ли «мелко» для какого-нибудь рядового разбойника? Наверное, Соловей был фигурой особой, незаурядной. Скорее всего, это был непокорный князь, владелец земли, который не позволял ездить через его леса. И вполне возможно, что был реальный Соловей-разбойник. А вот куда он делся лучше всего рассказывает легенда: «Тогда Илья вынул острую саблю, и на куски, не больше маковых зерен, изрубил тело разбойника. Эти кусочки тут же обратились в маленьких птичек, которые разлетелись по всему свету. Голос разбойника, раздробленный тоже на части, потерял свою страшную силу». Теперь понятно, откуда взялись любимые всеми голосистые соловьи.

Ещё:
Соловей-разбойник
http://ru.warriors.wikia.com/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B8%D0%BA
Соловей-разбойник
http://dic.academic.ru/dic.nsf/avto/1413/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9
Соловей-разбойник
http://www.laptevo.ru/geroieposa/solovei-razboinik.aspx
Илья Муромец и Соловей-разбойник
http://teneta.rinet.ru/rus/ii/ilia_i_solovey.htm
РУССКИЕ БОГАТЫРИ (БЫЛИНЫ) ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК
http://www.rusizn.ru/leg17_8.html
Легенда o Соловье-разбойнике
http://www.onelegend.ru/solovey_razboynik.html

Проблемы с содержанием статьи

Проверить информацию.

Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.

Question book-4.svg

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Со́ловей-разбо́йник (произносится именно Со́ловей, а не Солове́й) — в восточнославянской мифологии — лесное чудовище, нападающее на путников и обладающее смертоносным свистом. Побеждён Ильёй Муромцем, который отвёз его на показ князю в Киев, а затем казнил на Куликовом поле.

Содержание

  • 1 Происхождение образа
  • 2 Реальное предположение
  • 3 Имена
  • 4 Отражение в современной культуре
  • 5 Примечания
  • 6 Литература

Происхождение образа

Легенда о Соловье найдена П.И.Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг.

Оно [предание] живет доселе в памяти народной и найдено нами лет двадцать тому назад (1867) в одном рукописном сборнике XVII столетия. Во времена стародавние, где теперь стоит Нижний Новгород, жил знатный, сильный мордвин, по имени Скворец. Он был друг и товарищ другому, такому же знатному, такому же сильному мордвину — Соловью, тому самому, что связан был Ильей Муромцем.[1]

Действительно, до христианства у мокши и эрзи были распространены имена птиц.[1]

Реальное предположение

Вероятно, что Соловьем-Разбойником являлся реальный человек. Скорее всего, это был князь, который проживал на острове на территории нынешнего села Зазимье Броварского района Киевской области. Село находится в 10-15 км от Киева, на берегу Десны (правда, за последние пару столетий Десна ушла от села на 3 км оставив заплавные озера). Мимо села в древние времена шла дорога на Киев из Остра по Десне и суше. А собственно и изо всей северной Руси. Не исключено, что этот князь брал дань у путешествующих. В свою очередь, киевскому князю явно хотелось монополии, и он отправил разобраться рать Ильи Муромца.

Существует и другая версия места сражения Соловья-Разбойника и Ильи Муромца.

Ой, ты, гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит:
Заросла дорога лесами Брынскими,
Протекла тут речка Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах,
сидит тридцать лит,
Ни конному, ни пешему пропуска нет…
Сидит Соловей-разбойник
на сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник,
Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по-соловьему,
Он кричит, злодей-разбойник,
по-звериному,
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все
преклоняются,
А что есть людей — то все
мертвы лежат.
Прямоезжею дороженькой —
пятьсот есть вёрст,
Ай окольноей дорожкой —
целая тысяча.

Согласно былине Илья Муромец поехал ко граду Киеву прямою дорогою от Чернигова, которую заложил Соловей-разбойник ровно тридцать лет, не пропускал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, но своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и увидел попрыски богатырские, и по них поехал, и приехал на те леса Брынские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы и к той реке Смородинке. Соловей-разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и, не допуская Илью Муромца за двадцать верст, засвистал своим свистом разбойническим крепко; но богатырское сердце не устрашилось. И, не допуская еще за десять верст, засвистал он громче того, и с того свисту под Ильею Муромцем конь спотыкнулся. Приехал Илья Муромец под самое гнездо, которое свито на девяти дубах; и Соловей-разбойник, на гнезде сидя, увидел святорусского богатыря, и засвистал во весь свист, и хотел Илью Муромца убить до смерти. К востоку от города Карачева лежит село с былинным названием Девять Дубов, что в лесах Брынских. Имеется там и речка Смородинка, упоминаемая в былине.

Имена

Ахматович, Одихмантьевич, Рахматович, Рахманов — птица рахманная, представляет собой, по определению академика Ягича, сложный образ, в котором есть черты птицы и человека, чудовищного богатыря. Соловей-разбойник залёг дорогу в Киев, по которой едет Илья Муромец; он тридцать лет никого не пропускает, оглушая своим свистом и ревом; его гнездо на 9 дубах, но есть у него и терем; у Соловья-разбойника есть сыновья и дочь богатырша — «перевозница».

Илья привозит Соловья в Киев и за его коварство убивает его или подвергает иной казни. В одном случае Соловей-разбойник является помощником Ильи в бою, и его образ сливается с представлением о Соловье Будимировиче.

Академик Ягич пытался объяснить происхождение Соловей-разбойника из легенд о Соломоне, но, как доказал профессор В. Ф. Миллер, для такого объяснения нет достаточных данных, а самое производство имени Соловья-разбойника от Соломона, причём впоследствии явилось представление о птице, оказывается крайне натянутым.

В свою очередь, исходя из своей восточной гипотезы, В. Ф. Миллер сближает Соловья-разбойника с иранской птицей Симургом, с богатырями Ауладом, Кергсаром, белым дивом. Возможно поэтому Соловей-разбойник изображается с тюркской наружностью. В сказке об Еруслане Лазаревиче находит параллель к Соловью-разбойнику в образе Ивашки-сторожа. Подобное же предположение высказывал раньше В. В. Стасов.

Профессор Халанский, сближая соответственную былину об Илье Муромце с германскими сказаниями о Тетлейфе, видит в Соловье-разбойнике отражение образа Зигурда. Историческую основу для представления о разбойнике Буслаев указывал в летописном сказании о разбойнике Могуте. Вообще литературная история типа «Соловей-разбойник» до сих пор не вполне выяснена, так как во всех приведенных построениях, рядом с ценными указаниями, заключается немало произвола.

М. Забылин (Москва 1880 г. «Русский народ его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»): «…когда во времена св. Ольги и св. Владимира, Христианская вера проникла в Россию, то она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах, что и могло случиться со многими жрецами и идолопоклонниками, державшимися упорно своего язычества и бежавшими от преследования…»

В XVII веке образ Соловья-разбойника, причём вполне человеческий, широко использовался в русском декоративно-прикладном искусстве. Известны изразцы с его изображением верхом на коне, как терракотовые, так и покрытые глазурью (муравлёные и многоцветные). Широко известен также лубок, где на коне с копьём наперевес сидит типичный польский шляхтич. Всё это говорит о воплощении в Соловье-разбойнике образа врага Руси конкретного исторического периода.

Запись «…изображается с тюркской наружностью» неверна. Антропологический тип представителей огузской тюркской ветви — типичные европеоиды. Вернее будет сказать — монголоидной наружностью или кипчакской наружностью.

Отражение в современной культуре

Соловей Разбойник — фильм, РФ, 2012

Илья Муромец и Соловей Разбойник — мультфильм, Россия, 2007

Там, на неведомых дорожках — фильм, СССР, 1982

Примечания

  1. 1 2 Мельников П.И. Очерки мордвы. — Саранск, 1981.

Литература

commons: Соловей-разбойник на Викискладе?
  • Необходимо подобрать реальную научную литературу и полностью переделать статью в соответствии с ней.
 Просмотр этого шаблона Славянская мифология • Список славянских богов
Боги Белобог1 • Божич • Велес ~ Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада1 • Леля1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст1 • Род2 • Рожаницы2 • Ругевит • Сварог1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило2 • Яровит
Мифические существа Алконост • Анчутка • Асилки • Баба Марта • Баба-Яга • Бабай • Банник • Берегиня • Бес • Болотник • Бука • Ведьмак • Верлиока • Вечорка • Вий • Вила • Водяной • Волколак • Гамаюн • Герман • Денница • Доля • Дворовой • Домовой • Заложные покойники • Заря • Злыдни • Змей Горыныч • Иван-да-марья • Кикимора • Коляда • Коргоруши • Кострома • Кострубонька • Кощей • Купала • Лель1 • Леший • Лихо • Лихорадка • Мавка • Мороз • Овинник • Огненный змей • Полевой • Полудницы • Пятница • Рарог • Русалка • Сирин • Соловей-разбойник • Упырь • Чёрт • Чугайстер • Чудо-юдо • Чур • Шишига • Юда • Ящер
Мифические земли Алатырь • Беловодье • Буян • Ирий • Калинов мост • Китеж • Лукоморье • Лысая гора • Смородина Река • Тридевятое царство
Примечания: 1 историчность божества спорна; 2 божественный статус спорен.

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник

В восточнославянских мифах и былинном эпосе Соловей-разбойник – чудовище – противник героя; расправляется с врагами страшным свистом. Сродни Змею – рогатому соколу (соловью) в белорусском эпосе. Сидя в своем гнезде на двенадцати дубах, Соловей-разбойник перекрывает дорогу в стольный град Киев, никого не пускает. Герой (в былинах богатырь Илья Муромец) выдерживает страшный свист Соловья-разбойника, вступает с ним в поединок, попадает ему стрелой в правый глаз. Потом везет в княжий двор, где Соловей-разбойник демонстрирует свои сверхъестественные свойства: разрушает свистом княжий терем, валит с ног людей. Илья Муромец в конце концов убивает Соловья-разбойника и сжигает его, что напоминает общеславянский миф о поединке громовержца и его змеевидного противника.

Интересными являются исследования краеведов Броварского района Киевской области (Владимира Гузия, Николая Барбона и др., газета «Сегодня», 28 октября 2001 г.):

«…Былины и предания о Муромце и Соловье сохранились в селах в округе Броварского леса – Княжичах, Броварах, Требухове, Зазимье, Погребах, Рудне.

Кто же такой Соловей? В сборнике броварского фольклора 1923 года есть предание, которое рассказывает об основании Броваров: «В лесу Броварском жил Соловей, у которого было двадцать помощников. Разбойники наворовали девушек и поставили несколько хат. Женщины хозяйничали, варили, а мужчины ходили по добычу». Кстати, остатки древнего дубового бора сохранились и сегодня.

Соловей был малым удельным сиверским князем, который удерживал возле днепровских переправ свое языческое полукняжество. Как и его далекий предок, князь Кий, Соловей брал налог с пешего и конного на переправе через Днепр. Его богатырские заставы на торговых заднепровских дорогах приносили серьезную прибыль, обеспечивая политическую автономию. Одна из резиденций Соловья находилась в лесу, на реке Дарница (ныне урочище Дворец в селе Княжичи).

Дарница протекала довольно далеко от древнего Киева, и не киевский, а местный князь брал тут подати-дары. На северной торговой дороге также была своя Дарница (ныне – сельский уголок в селе Липки) и поселение Соловья – Кутузово (В. Гузий предполагает, что с. Кутузово – ныне с. Погреба, потому что в погребах-кутузках в древности удерживали пленников). В нем был перевоз и стоял еще один дворец – Зазимный, где жила семья Соловья. Третий дворец известен как урочище на Трубеже возле с. Русаново. Там и сегодня распространена фамилия Соловей. Ее носит почти треть сельских жителей. А в селе Рудня до сих пор ходят легенды о двух братьях-близнецах с такой фамилией, которые жили тут сто лет тому назад, прославляя себя недюжинной силой до глубокой старости…

Предание называет Соловья «Рахмановым сыном». Слово «рахман» (брахман) имеет индоевропейские корни и означает принадлежность к высшему социальному сословию. Еще одно из известных имен Соловья – Будимирович. В 1616 году правитель Броварского края – Янович позаимствовал историческое имя Соловья, давая понять жителям края, что он тоже «будит мир» восстанием против поляков (будимир означает «петух»).

Что ж не поделили Соловей и Муромец? Былины южно-киевского (сиверского) цикла (который существовал параллельно официальному киевскому циклу и был своеобразным андеграундом) рассказывают о столетней борьбе сиверцев с варягами, язычников с христианами. Муромец – чужак-завоеватель, который принял христианскую веру, Соловей – местный князь-язычник, который защищает славянскую независимость от наемников и князей вражьего варяжского племени.

Князь Владимир. Рисунок из Киево-Печерской иконописной мастерской

…Князь Владимир родом из Новгорода, и в Киеве не было его приверженцев. Потому он позвал мужей из муромы, вятичей, кривичей заселять грады на Десне, Остре и Трубеже. На этот призыв отозвался и Муромец.

…По дороге на Киев язычник Илья становится христианином. А свою новую родину называет землей Святорусской. Он побеждает непокорных черниговских мужей. В другом варианте – трех царевичей-бунтовщиков. Сиверский (черниговский) царь дает ему описание Соловьиной заставы, где на семи дубах сидит Соловей. Это действительно была приграничная сторожевая застава, похожая на позднюю казацкую заставу, где казаки делали ложа на дубах. У такой заставы был и чисто броварской вариант названия – выглядка (известное одноименное урочище над Трубежем).

Прямоезжая дорога из Киева в Чернигов – это старая Киевская Летняя, или Дуковая, дорога. Она проходила возле острова Мурома через село Погреба. По преданиям, здесь держала перевоз через Днепр старшая дочь Соловья-разбойника Елена Сиверянка» («Соловей-разбойник – основатель Броваров». Людмила Поветкина, газета «Сегодня», 28 октября 2001 г., Киев).

Имея точное описание, Муромец тайком подкрался к заставе Соловья, ранил его в правый глаз. То, что Соловей кричал по-звериному и свистел по-птичьему – древние охотники умело повторяли крик ночных пугачей-сычей и рык лесных туров, предупреждая своих и пугая неприятеля. Везя Соловья-отца в клетке, Муромец шантажирует его двенадцать сыновей и дочь Елену Сиверянку, которые пытаются освободить отца, и заставляет их везти в Киев богатые дары. Соловей в Киеве не подчинился, свысока отнесся к богатырям Алеше Поповичу и Добрыне и был убит.

«Позже, как рассказывают броварские предания, Соловья похоронили по сиверскому обычаю: тело сожгли на тополином костре, совершили над ним тризну. Прощаться с вождем пришли все поборники старой веры. Пепел и обугленные кости положили в горшок и закопали. Над ними насыпали курган-могилу.

После смерти Соловья его родных и волхвов сожгли вместе с Зазимным двором приверженцы князя Владимира. Позже на пепелище зять Владимира Мономаха Всеволод Давидович, князь Городецкий, основал свою зимнюю вотчину – Зазимье…» (Людмила Поветкина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНИЙ РАЗБОЙНИК

ШЕСТНАДЦАТИЛЕТНИЙ РАЗБОЙНИК
В санкт-петербургском окружном суде рассматривалось дело о разбойническом нападении на эконома Александро-Невской лавры, архимандрита Никона.Происшествие это имело место в самой лавре в начале 1902 года.Находясь в своей келии, отец Никон

«Славный разбойник» — Афанасий Хлопуша

«Славный разбойник» — Афанасий Хлопуша
Одним из наиболее романтических героев Крестьянской войны 1773–1775 гг. был Афанасий Тимофеевич Соколов-Хлопуша, «славный разбойник», как назвал его А. С. Пушкин. Этот крепостной крестьянин тверского архиепископа Митрофана, а затем

Академик-разбойник

Академик-разбойник
Единственный пират, которого с полным правом можно считать ученым, — Уильям Дампир. Он удостоился чести состоять в Британском Королевском обществе (Академии наук) вместе с Ньютоном.Родился Дампир в крестьянской семье в 1651 году. Рано оставшись сиротой,

Глава первая Слон-разбойник

Глава первая
Слон-разбойник
Однажды вечером два местных жителя, возвращаясь в деревню, заметили силуэт огромного, похожего на черную глыбу животного, неподвижно стоявшего в тени хижины. Криками они пытались испугать его. Внезапно черная глыба вышла из тени и бросилась на

Сказочный соловей

Сказочный соловей
Поющую механическую птичку, описанную Андерсеном в сказке «Соловей», также придумал и описал Герон. Конструкция ее была очень простой. Птичка сидела на крышке герметичного сосуда. В этот сосуд наливалась вода. Она вытесняла воздух в трубку, которая была

Соловей-разбойник

Соловей-разбойник
Былинный персонаж, выступающий как чудовищный противник богатырей.Вероятно, сюжет о Соловье-разбойнике восходит к древнеславянскому мифу о борьбе громовержца Перуна со змеевидным противником. Иногда исследователи сближают Соловья с богом Белесом

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Илья Муромец и Соловей-разбойник
Из того ли-то из города из Муромля,Из того села да с КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец;Он стоял заутреню во Муромли,А и к обеденке поспеть хотел он в стольныйКиев– град,Да и подъехал он ко славному ко городук Чернигову.У

Соловей Будимирович

Соловей Будимирович
Высота ли, высота поднебесная,Глубота, глубота акиян-море,Широко раздолье по всей земли,Глубоки омоты днепровския.Из-за моря, моря синева,Из глухоморья зеленова,От славного города Леденца,От того де царя ведь заморскагоВыбегали-выгребали тридцать

Романтичный разбойник

Романтичный разбойник
Наше описание калифорнийской жизни было бы не полным, если бы мы не упомянули о разбойниках с большой дороги, и в частности — о самом знаменитом из них, Хоакине Мурьете. Историк Бенкрофт называет его «королем калифорнийских бандитов» и описывает

Рах-разбойник

Рах-разбойник
Один разбойник много душ губил. Стоит раз в лесу, возле мертвого тела (только что убил человека), вдруг ему кто-то говорит:— Брось это! Нехорошее дело людей убивать! — обернулся, смотрит, пустынник-старичок стоит.— Да я, — говорит разбойник, — ничего больше

…В ТОМ САДУ БУДЕТ ПЕТЬ СОЛОВЕЙ

…В ТОМ САДУ БУДЕТ ПЕТЬ СОЛОВЕЙ
Встала вдали первая синяя гора Кинжал. Прошумели по окнам электрички ветки бештаугорских дубов. Промелькнули поселки, станции, города. Запахло паленым железом — крутой спуск. Английский, дикорастущий парк. Станица.С вокзала Глеб Есаулов

Король Мадагаскара. Русский разбойник Беньовский

Король Мадагаскара. Русский разбойник Беньовский
1776 год. Местные туземцы избирают беглого подданного Российской Империи Беньовского своим королём.1785 год. Французские власти видят в русичах во главе с Беньовским, поддержанных туземцами, угрозу своей власти на

Соловей

Соловей
Романтический образ, символ радости, первой любви, первого поцелуя, нежности влюбленных.Соловей – первый певец среди птиц, ни одна летняя тихая ночь не может быть, не может существовать без соловьиного пения; само слово «соловей» выступает синонимом слов «песня»

В русских сказках и былинах описывается вечное противостояние добра и зла. Однако на фоне могучих богатырей и недобрые персонажи должны выглядеть внушительно, а пример тому – Соловей-разбойник. 

Согласитесь – разве можно считать врагом того, кто упадёт от прикосновения мизинцем? А вот “Соловушка” оказался достойным противником русским витязям и героям. Он не только зол, грозен и силён, но и обладает необыкновенными способностями. Победить Соловья-разбойника могли лишь немногие богатыри, а самой известной стала встреча злодея с Ильёй Муромцем. Что же умел творить самый известный бандит былинного эпоса? И кем мог быть на самом деле Соловей-разбойник?

Тайны имени Соловья

Соловей-разбойник по праву считается самым злым былинным персонажем. Он беспощаден, причём крайне силён. Но главный источник силы Соловья крылся не в руках, а в свисте. 

С его помощью он мог поднимать бури, ураганами выворачивать с корнем вековые дубы, сдвигать горы. Редко упоминается, что былинный разбойник мог также и реветь, причём голосом он способен был обращать в камень всё живое.

Соловей-разбойник / © Николай Блохин

Соловей-разбойник / © Николай Блохин

Несмотря на то, что образ Соловья-разбойника и сегодня крайне популярен в массовой культуре (например, в мультфильмах), мы мало знаем об особенностях этого персонажа. 

Известно ли вам отчество разбойника? Думаю, нет, однако в фольклоре и некоторых исторических источниках сохранились упоминания о том, что Соловей мог быть Ахматовичем, Рахматовичем или Одихмантьевичем. 

Кроме того, вызывает немало вопросов имя разбойника? Неужели его звали Соловей? Однако свист часто ассоциируется с птицами. Более того, в дохристианские времена у народов эрзя и мокша были распространены имена, копирующие названия птиц. 

Это было связано с древнейшими верованиями, согласно которым у каждого рода был свой прародитель. Человека, предком которого считали Филина, и родители могли назвать Филином. С Соловьём аналогично.

Таким злобный свистун предстал в мультипликационном цикле «Три богатыря», трансляция с 2004 года

Таким злобный свистун предстал в мультипликационном цикле «Три богатыря», трансляция с 2004 года

Внешность злодея

В привычном нам варианте Соловей-разбойник – это бандит с монголоидными чертами лица и достаточно крепкой фигурой (нужна ведь крупная грудная клетка для силы свиста). Но исследователи фольклора выдвигают иное предположение – Соловей мог быть кем-то средним между человеком и птицей.

Гарпии, как и Соловей-разбойник, были только наполовину людьми и кротким нравом не отличались / © Tau Hirosawa / artstation.com

Гарпии, как и Соловей-разбойник, были только наполовину людьми и кротким нравом не отличались / © Tau Hirosawa / artstation.com

И здесь мне сразу же на ум приходят древнегреческие чудовища, к примеру, гарпии или сирены, что также не отличались добрым нравом и были людьми лишь отчасти.

Что интересно, подобная трактовка образа былинного злодея очень логична. Во-первых, внешностью он отличался от богатырей, что соответствовало канонам эпоса. Природа зла всегда отлична от природы добра. Как известно, богатыри сражались с чудовищами, а, учитывая особенности образа Соловья-разбойника, его к ним можно причислить.

А всё же злодей боится богатыря - вон как спрятался / © Илья Марин (Xenslave) / render.ru

А всё же злодей боится богатыря – вон как спрятался / © Илья Марин (Xenslave) / render.ru

Был ли Соловей-разбойник в действительности?

Конечно, всех любителей сказок и былинных историй интересует вопрос: а существовал ли этот разбойник на самом деле? Честно признаться, знакомясь с былинами, понимаешь, что они напоминают не столько легенды, сколько описание вполне реальных событий – пусть и с долей художественного вымысла и фольклорным элементом. 

Опытные фольклористы долго изучали описание, все упоминания о Соловье-разбойнике, пытались сопоставить данные и временные периоды, после чего выдвигали массу версий. Самой объективной и популярной стала гипотеза о том, что былинный злодей был языческим жрецом или князем, с которым вёл борьбу князь Владимир.

Возможно, Соловьём-разбойником называли некоего языческого жреца, стоявшего на пути распространения христианства / kartinkin.com

Возможно, Соловьём-разбойником называли некоего языческого жреца, стоявшего на пути распространения христианства / kartinkin.com

Чтобы избавиться от иноверца, который препятствовал распространению христианства своим “колдовством”, или просто убрать конкурента, Владимир отправил на борьбу с Соловьём Илью Муромца. Версия кажется вполне аргументированной, если бы не одно “но”. 

Во многих сказаниях уточняется, что Соловей-разбойник был грабителем, жил в своём “гнезде” у дороги, где грабил путников. Причём этой незаконной деятельностью он занимался тридцать лет. Согласитесь, сложно представить князя, который стал бы вести такой образ жизни.

Камнерезы из творческой мастерской Алексея Антонова проиллюстрировали встречу Ильи Муромца со злодеем / © Evgeny Litvinov / stonecarving.ru

Камнерезы из творческой мастерской Алексея Антонова проиллюстрировали встречу Ильи Муромца со злодеем / © Evgeny Litvinov / stonecarving.ru

Соловей-разбойник и Илья Муромец

О Соловье-разбойнике сохранилось несколько преданий, но самое известное среди них – былина о встрече с Ильёй Муромцем. Легендарный богатырь как раз направлялся в Киев, возвращаясь из очередного похода (по некоторым источникам – был послан князем Владимиром в земли, на которых властвовал злодей). 

Дорогу Илье преградил сам Соловей-разбойник. Как описывают его былины, он был огромен и могуч. Соловей гордо восседал на своём гнезде, что располагалось на девяти дубах.

Соловей-разбойник сидит на девяти дубах и поджидает жертву / natpress.net

Соловей-разбойник сидит на девяти дубах и поджидает жертву / natpress.net

Злодей встретил богатыря звериным рыком. Ничуть не испугавшись. Илья Муромец же выпустил калёную стрелу, метко попав в глаз врага. Упал наземь разбойник, и тут же со всех концов леса побежали к Илье его дети, моля, чтобы тот не убивал их отца. Богатыря удивило, что все отпрыски Соловья были на одно лицо. В дальнейшем выяснилось, что он их даже женил между собой, чтобы внешность не менялась, а род не вырождался. 

Однако Илья понимал, что это – существа злые, чудища, которые принесут горе земле. Уничтожил он всех “змеёнышей”, а самого Соловья-разбойника привязал к седлу и повёз в Киев. По пути встречались богатырю и иные враги. Тогда он позволял Соловью засвистеть, как противники мигом удалялись прочь. В Киеве Соловей-разбойник был казнён на площади, что стало публичным наказанием за совершённые злодейства.

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», 1940 год

Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», 1940 год

Вот так бесславно завершилась история самого знаменитого бандита – Соловья-разбойника. Однако память о нём живёт в преданиях, причём даже сегодня интерес к былинам не угасает. Во все времена людям было интересно рассказывать (или демонстрировать) битву добрых и злых сил. В сказках победу всегда одерживают светлые силы, а значит, всё плохое должно быть поверженным – как легендарный Соловей-разбойник. 

  • В каких сказках встречается слово рубаха
  • В каких сказках встречается слово люди добрые
  • В каких сказках встречается слово добрый конь
  • В каких сказках встречается скатерть самобранка названия сказок
  • В каких сказках встречается сапоги скороходы названия сказок