История персонажа
Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.
Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле Баба-Яга, хозяин подземного царства Кощей Бессмертный и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то Иван-царевич или Иванушка-дурачок, но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.
Образ и характеристика
Василиса Премудрая (Прекрасная) предстает в русских народных сказках красивой девушкой, обладающей аналитическим складом ума. Например, она умудрилась выполнить задание, данное Морским царем: героиня за одну ночь построила церковь из чистого воска. Василиса наделена магическими способностями, о чем свидетельствуют эти строки из «Царевны-лягушки»:
«Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди».
Правда, рассказчики не дают скрупулезного описания внешности и костюма этой девушки, обращая внимание слушателей на черты характера. К тому же в каждой сказке Василиса играет разную роль. В большинстве историй героиня приходится дочерью царю Черномору – повелителю морских вод и подводных обитателей, обладающему несметными богатствами.
Некоторые проводят параллель между Василисой и Золушкой, так как у этих персонажей есть общие черты. Героиню ждал тяжелый каждодневный труд, коварная мачеха и злые сводные сестры, которые отправили девицу в заколдованный лес в услужение к Бабе-Яге. Но, вопреки ожиданиям недоброжелателей, старая ведьма, живущая в избушке на курьих ножках, не съела Василису, а оставила ее у себя.
Девушка вовремя выполняла поручения старухи с крючковатым носом. Дело в том, что красавице помогала кукла-оберег, подаренная покойной матерью. Здесь опять можно привести аналогию с девушкой, потерявшей хрустальную туфельку, ибо у нее тоже был магический помощник – крестная фея, обладательница волшебной палочки. В конечном итоге Баба-Яга отпустила Василису на свободу и, чтобы та не заблудилась в дремучем лесу, подарила ей светящийся череп, насаженный на шест. Эту иллюстрацию можно увидеть в работе художника Ивана Билибина.
«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!
Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.
Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.
Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.
Экранизации
Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.
«Веселое волшебство» (1969)
В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.
Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Валентина Сперантова, Елизавета Уварова, Валентин Брылеев и другие актеры.
«Там, на неведомых дорожках…» (1982)
Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.
Василису Афанасьевну Премудрую сыграла Татьяна Аксюта, которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, Татьяной Пельтцер, Александром Кузнецовым, Юрием Черновым и Натальей Крачковской.
«Чудеса в Решетове» (2004)
Режиссер Михаил Левитин показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.
В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили Алексей Панин, Татьяна Арнтгольц, Ольга Тумайкина и Евгений Кочетков.
«Реальная сказка» (2011)
Эта добрая кинолента рассказывает о сказочных персонажах, которые живут не в заколдованном лесу, а в современном мире, потому что люди перестали в них верить. Героям нужно зарабатывать на хлеб, поэтому они сменили амплуа: Василиса стала учительницей, Леший – бомжом, Кощей Бессмертный – олигархом, а богатыри – его охранниками.
Образ Василисы достался актрисе Ирине Безруковой. Также в блестящий состав картины вошли Максим Шибаев, Анастасия Добрынина, Сергей Безруков, Леонид Ярмольник и Людмила Полякова.
«Последний богатырь» (2017)
«Последний богатырь» – это третий русскоязычный фильм от компании «Дисней». Режиссер Дмитрий Дьяченко поместил молодого московича, который привык ежеминутно пользоваться гаджетами, в сказочную страну Белогорье. Теперь Иван видит не обычных прохожих, а Лешего, Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного.
Василису сыграла Мила Сивацкая, а также в съемках поучаствовали Виктор Хориняк, Екатерина Вилкова, Елена Яковлева, Константин Лавроненко и Евгений Дятлов.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
В какой сказке есть Василиса Премудрая (см.)?
В каких сказках встречается Василиса Премудрая — она же : Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Марья Искусница, Ольга-Царевна, Марья Моревна ?
2 ответа:
6
0
Василиса Премудрая — она же : Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Марья Искусница, Ольга-Царевна, Марья Моревна — это классический собирательный образ сильной, самодостаточной русской женщины, и в тоже время нежной, заботливой матери и беззаветно любящей своего избранника невесты или жены встречается во многих русских сказках. Например, народно-поэтическое произведение которое получило название по имени главной героини — «Марья-Моревна» или «Марья-искусница» Евгения Львовича Шварца. В последней из них несгибаемая воля и материнское сердце стали непробиваемыми преградами помешавшими подчинить похищенную Водяным Марью, и в конечном итоге именно они и помогли развеять колдовство.
В сказке «Конёк-Горбунок» будущую жену Ивана-дурака автор прозвал Царь-девицей, но и в ней благодаря очаровательной внешности и твёрдому характеру, читатель без труда узнает Василису-Премудрую. И конечно же многие помнят русскую народную сказку » Иван-царевич и серый волк «, в развязке которой главный герой женится на Елене Прекрасной.
Таким образом, за сотни лет неувядающий образ Василисы-Премудрой со свойственной ей наилучшими женскими чертами характера и пленительной красотой кочует из сказки в сказку, и если хорошенечко приглядеться, то его можно обнаружить во многих литературных произведениях.
4
0
Во многих русских сказках главные герои — это пара Иван и Василиса.
Иван-царевич, Иванушка-дурачок — и его будущая невеста, Василиса, которая тоже иногда зовется не Премудрой, а Прекрасной. Но все же в большинстве сказок о внешности ее говорится меньше, чем о других качествах — верности, заботливости, надежности и, конечно же, мудрости. «Морской царь и Василиса Премудрая», «Жар-птица и царевна Василиса», «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» — во всех этих сказках девушка, как награда, достается главному герою в жены. Обычно она выручает своего жениха, помогая ему в разных испытаниях.
Классический пример — это сказка о Лягушке-царевне. Иногда, правда, она и сама устраивает Ивану разные испытания, которые он уже сам проходит и добивается ее руки. В любом случае она разумная, добрая, иногда властная, но всегда справедливая и благородная — настоящая русская женщина.
Читайте также
Каждый человек назовёт свой фильм и свою героиню, ведь сколько людей и столько мнений. Для меня, например символом Советской Женщины является Нонна Мордюкова в фильме режиссёра Николая Москаленко «Русское поле». К героине этой актрисы судьба отнеслась жестоко, но она выстояла, несмотря ни на что. В чём то судьба Нонны Мордюковой схожа с судьбой её героини Фени. Есть женщины в русских селениях…
Если имеется в виду американский сериал Месть, то главную героиню Аманду Кларк, приезжающую в Хэмптонс под именем Эмили Торн играет актриса — Эмили ВанКэмп. У нее главная роль и интересная сюжетная линия -ей нужно убить того, в кого она влюблена.
Мне она симпатична. Сильный типах, но, как по мне, совершенно нереальный. Именно из-за нее книга читается, как детектив с элементами фантастики. НУ, еще ее папашка. У людей с Запада очень странные представления о нашей разведке и том, что было при Сталине. Но, возвращаясь к Лисбет, скажу, что если сделать допущение, что это реальный персонаж, то она не может не вызывать уважения и симпатии. Человек имеющий свой взгляд на мир и отстаивающий свои убеждения, свою свободу, не идущий на компромисс. С ней тяжело было бы жить, общаться, но это не умаляет ее достоинств.
Известный российский писатель Иван Ефремов известен многим, как писатель фантаст — певец коммунистического будущего. Его книги стали настоящим шедевром мировой фантастики. Но также Иван Ефремов писал и другие книги. Он был известным палеонтологом, побывал в многочисленных экспедициях, описал суровый быт простого геолога. И эти его книги известны и популярны не менее фантастических романов. Но есть еще один роман, который можно отнести к жанру исторической реконструкции, о временах Александра Македонского. Это роман «Таис Афинская», написанный Ефремовым незадолго до своей смерти. Главной героиней романа является афинская гетера ТАИС, красивейшая и умнейшая женщина своего времени.
Судя по имени, то, первое, что приходит на ум — это Даша Васильева, и детей главной героини зовут также, как и детей самой писательницы. Виола Тараканова внешне тоже подходит под описание самой Донцовой — невысокая блондинка. Впрочем и Евлампия Романова тоже под это описание подходит, как и Даша Васильева. Но сама Донцова призналась, что сама она все таки похожа на Ивана Подушкина, он ближе всех ей и по характеру, и по складу ума. Так что тут не героиня, а герой получается.
КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?
КАК ВАСИЛИСЫ ПРЕМУДРАЯ
И ПРЕКРАСНАЯ ПОЯВИЛИСЬ
В РУССКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
И БЫЛИ ЛИ У НИХ ПРОТОТИПЫ?
Во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком.
Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.
Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.
В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.
Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.
Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».
Имя Василиса, означающее в переводе с греческого «жена царя» или «царица», попало на Русь из Византии не позднее XIII века. В Повести временных лет, датированной началом XII столетия, это имя не упоминалось ни разу. А первыми известными Василисами были дочь ростовского князя Василиса Дмитриевна, жившая на рубеже XIII–XIV веков, а также еще одна ростовская княжна — Василиса Константиновна, которая жила в XIV веке.
Вероятно, в русские сказки это имя пришло уже после того, как прочно закрепилось в обиходе. Но сама героиня и сюжеты с ее участием существовали за тысячи лет до этого. Специалисты относят время появления волшебной сказки к эпохе разложения первобытно-общинного строя, когда основным источником пропитания стала не охота, а земледелие.
В волшебных сказках Василиса Премудрая или Прекрасная — лишь одно из имен невесты героя, которую могут звать и по-другому: Елена Прекрасная, Марья-царевна, Царь-девица, Настасья-королевишна, Варвара-краса и так далее. Функция персонажа-невесты в русских сказках не зависит от имени. Например, в известном собрании сказок Александра Афанасьева встречаются разные сюжеты и роли, связанные с именем Василисы. Главная героиня «Василисы Прекрасной» вовсе не царевна, а бедная падчерица, которую отправляют за огнем в избушку Бабы-яги. В сказке «Жар-птица и Василиса-царевна» Василису ловит стрелец-молодец по поручению царя. Царевна на первый взгляд желает своему похитителю смерти: «Не пойду, — говорит царю, — за тебя замуж, пока не велишь ты стрельцу-молодцу в горячей воде искупаться». Волшебный конь стрельца заговаривает воду, и герой выходит из котла краше прежнего. В финале, как и положено в волшебной сказке, старый царь погибает, по примеру стрельца искупавшись в кипятке, а главный герой получает жену и царство в придачу. В сюжете «Морской царь и Василиса Премудрая» Василиса — дочь Водяного, помощница героя-царевича. В разных вариантах известной сказки «Царевна-лягушка» главную героиню зовут то Еленой Прекрасной, то Василисой Премудрой, что подтверждает: имя героини не столь важно — важна лишь функция.
Филолог-фольклорист Владимир Пропп доказал, что жанр волшебной сказки уходит корнями в эпоху первобытной общины, когда мужчины проходили «магические» обряды и получали специальные силы, власть над животным миром, чтобы охотиться успешней. Прохождение обряда было своего рода путешествием в потусторонний мир, где мужчина подвергался жестоким испытаниям: ему могли отрезать пальцы, его могли пытать огнем — и так далее. Позже, когда охотничье общество сменилось земледельческим, эти традиции постепенно ушли из жизни, но их завуалированные описания остались в сказках.
Именно поэтому во многих сказках Василиса испытывает потенциального жениха самыми странными и даже пугающими способами вроде прыжка в котел с кипятком: такие сюжеты — отзвук времен древнейшего матриархата, когда женщина была «держательницей рода и тотемической магии».
Иван Билибин. Василиса Прекрасная и белый всадник. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1900
Частное собрание
Иван Билибин. Василиса Прекрасная уходит из дома Бабы-яги. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1899
Частное собрание
Кинуко Крафт. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Баба-яга и Василиса Прекрасная». 1994
Частное собрание
Анна Давыдова. Василиса Прекрасная. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». 1948
Частное собрание
Виктор Васнецов. Царевна-лягушка. 1918
Дом-музей В.М. Васнецова, Москва
Николай Рерих. Добрые травы. Василиса Премудрая. 1941
Государственный музей искусства народов Востока, Москва
Валентина Сорогожская в роли Василисы Прекрасной
Кадр из сказки Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939)
Татьяна Аксюта в роли Василисы Прекрасной
Кадр из сказки Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках…» (1982)
В Википедии есть статьи о других людях с именем Василиса.
В Википедии есть статьи о других людях с именем Премудрая.
Василиса Премудрая (Василиса Прекрасная, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Марья Искусница, Синеглазка[1], Ольга-Царевна[2], Марья Моревна[3]) — героиня русских волшебных сказок, дарящая свою любовь главному герою, который побеждает Змея или Кощея. Её главными чертами являются: верность, заботливость и решительность[2]. В большинстве сказок героиня — дочь морского царя, наделённая мудростью и способностью превращения.
Типологические особенности
В русских народных сказках о т. н. чудесных невестах нередко наблюдается отклонение от патриархального стереотипа — Марья Моревна, Марья-Искусница, Елена Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная, Царь-девица (дочь морского царя) — эти героини помимо красоты обладают большим умом и недюжинной физической силой в русских волшебных сказках: «Марья-Моревна — прекрасная королева», «Марья-искусница», «Елена-королевна и Иван-царевич», «Елена Прекрасная», «Василий-царевич и Елена Прекрасная», «Елена Премудрая», «Вещий сон», «Василиса Премудрая и морской царь», «Царевна-лягушка». Здесь видна гендерная конфигурация положительных «сильных» героинь и «слабых» героев. Героини любят мужчин материнской любовью — жалеют, воспитывают, спасают и даже жертвуют собой ради них[4]. Однако «прекрасная девица» Елена Прекрасная или Василиса Прекрасная («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке», «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «По щучьему велению») — довольно пассивна, наделена «красотой неписаной» и выступает желанным призом вместе с богатством, троном и признанием[5].
В образах Елены Прекрасной, Елены Премудрой, Василисы Прекрасной, Василисы Премудрой, Богатырки-Синеглазки выражен эстетический и нравственный идеал женщины в русской народной сказке[6].
Сюжеты
Василиса Прекрасная
Сказка рассказывает о купце, его дочке красавице и злой мачехе, которая пытается извести падчерицу. У Василисы была волшебная куколка, которая досталась ей от покойной матери. Эта кукла была её оберегом, помощницей и советчицей. Героиня проходит через множество испытаний, но не теряет своей доброты, за что в награду становится женой Царя.
Морской царь и Василиса Премудрая
Царь путешествует по другим землям, а в это время дома у него рождается сын Иван. Когда царь пьет воду из озера, морской царь хватает его за бороду и требует отдать то, чего тот «дома не знает». Царь соглашается. Лишь по приезде домой он понимает свою оплошность. Когда Иван-царевич становится взрослым, царь отводит его к озеру и велит искать будто бы потерянный им перстень. По совету старушки царевич заручается помощью дочери Морского царя Василисы Премудрой, которая в облике голубки (или уточки) прилетает на озеро со своими сестрами. Морской царь задаёт герою невыполнимые простым человеком задачи (за одну ночь вырастить рожь, построить церковь…), которые тот выполняет с помощью Василисы. Царевич и Василиса женятся и убегают из морского царства; в пути, спасаясь от погони, Василиса превращает себя и супруга в различные предметы. Вернувшись к своей семье, на радостях Иван забывает Василису, она напоминает о себе с помощью посланцев-голубок, они воссоединяются.
Царевна-лягушка
У царя было три сына. Младшего звали Иван-царевич. Пришло время царевичам связать себя узами брака. Иван-Царевич вынужден жениться на лягушке, так как находит её в результате обряда (царевичи стреляли из луков наугад, куда стрела попадёт — там невесту и искать). Лягушка, в отличие от жён братьев Ивана Царевича, отлично справляется со всеми заданиями царя, своего свёкра, либо с помощью колдовства (в одной версии сказки), либо с помощью «мамок-нянек» (в другой). Когда царь приглашает Ивана с женой на пир, она приезжает в облике прекрасной девушки. Иван Царевич тайно сжигает лягушачью кожу жены, чем вынуждает её покинуть его. Иван отправляется на поиски, находит её у Кощея Бессмертного и освобождает свою жену.
Жар-птица и царевна Василиса
У царя был слуга-стрелец, а у слуги — богатырский конь. Однажды слуга нашёл в лесу перо Жар-птицы и, несмотря на предупреждение коня, что перо принесёт несчастье, подобрал. Увидев перо, царь потребовал добыть саму Жар-птицу, а затем Василису-царевну (вариант — Царь-девицу), которая живёт «на краю света, где красное солнышко восходит» и плавает в золотой лодочке. Стрелец с помощью своего коня выполняет поручения. Царь хочет жениться на Василисе. Та требует исполнения различных задач, которые вместо царя выполняет стрелец. Последнее испытание — купание в кипятке — стрелец выдерживает благодаря коню, а царь, попытавшись сделать то же самое, гибнет. Василиса отдаёт свою руку стрельцу, которого избирают новым царём.
В культуре
- «Как поймать перо Жар-Птицы»(2007) — Юлия Савичева
Примечания
- ↑ Красных В. В. Анализ дискурса в свете современной научной парадигмы (лингво-когнитивный подход) Архивная копия от 25 декабря 2017 на Wayback Machine
- ↑ 1 2 Чернышов А. В. Архетипы древности в русской культурной традиции Архивная копия от 19 февраля 2018 на Wayback Machine // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2010, № 1, с. 349—356
- ↑ БСЭ, 1971.
- ↑ Кочарян, Фролова, 2004, с. 71.
- ↑ Кочарян, Фролова, 2004, с. 71–72.
- ↑ Романенко, 2010, с. 116.
Литература
- Елеонская Е. Н. Сказка о Василисе Прекрасной и группа однородных с нею сказок // Этнографическое обозрение, 1906, № 3—4.
- Василиса премудрая // Большой энциклопедический словарь. Электронная версия / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 2000.
- Василиса Прекрасная // Большая советская энциклопедия : [в 66 т.] / гл. ред. О. Ю. Шмидт. — 1-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1926—1947.
- Василиса Премудрая // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
- Василиса Прекрасная (Василиса Премудрая) // Россия. Лингвострановедческий словарь.
- Василиса Премудрая (Прекрасная) // Современный толковый словарь.
- Василиса Премудрая // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1962.
- Василиса Премудрая // Большая энциклопедия русского народа.
- Кочарян А. С., Фролова Е. В. Образ женщины в русских сказках // Гуманітарний часопис : Збірник наукових праць. 2004, № 1. — Харків: ХАІ, 2004. — С. 70–76.
- Романенко М. А. Лингвокультурологические особенности русской народной сказки // Межкультурная коммуникация и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам: материалы IV Международной конференции, посвящённой 89-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2010 г. / Редкол.: В. Г. Шадурский и др.. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — С. 116–117. — ISBN 978-985-476-872-4.
- Василиса Прекрасная // Сказочная энциклопедия / Сост. Наталия Будур. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — С. 72. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 5-224-04818-4.
Ссылки
- Лопухова О. Г. Трансформация гендерных образов в текстах русских волшебных сказок
- Образ Василисы в русских сказках
- Птушкина Н. Анализ символов и архетипических образов в сказках
Эта страница в последний раз была отредактирована 30 октября 2022 в 16:48.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.