Конспект урока
родной
литературы в 8 классе
Тема урока: «Парадокс в рассказе А. П. Чехова «В
рождественскую ночь»
Цель урока: открыть новое в творчестве писателя; учить восьмиклассников
видеть подтекст литературного произведения; развивать творческое воображение и
способность смело высказывать собственное мнение.
Задачи урока:
Образовательные :
1. Подготовить учащихся к написанию
сочинения- рассуждения по заданному тексту.
2.
Развивать
навыки анализа художественных произведений Чехова;
3. Продолжить поиск
духовно-нравственных ориентиров, осмысления их истоков на примере
художественного произведения.
4. Активизировать
живой, неподдельный интерес с личности писателя и его произведениям.
Развивающие:
1. Развивать речевые и творческие способности учащихся, умение выражать собственное мнение по проблеме, умение
находить нужное из перечисленного.
2. Развивать навыки индивидуальной и групповой
работы.
3. Развивать образное мышление, навык сочинения
синквейна .
Воспитательные:
Воспитывать умения объяснять
поступки людей, сопереживать им, проявлять милосердие; воспитывать умение
взаимодействовать друг с другом.
Оборудование урока:. портреты писателя, выставка книг, афоризмы, распечатанные
тексты рассказа, литературоведческие словари, алгоритм по созданию синквейна.
Ход урока
Этап урока |
Работа учителя |
Работа учащихся |
|
I. Вводная часть |
|||
I. Организационный |
1.Приветствие. Вступление. -Здравствуйте, ребята! -Сегодня мы продолжим наше знакомство с творчеством рождественскую ночь». (на доске представлены портреты и фотографии А.П. Чехова) |
-Здравствуйте! Слушают учителя. |
|
II. Постановка цели урока |
— Дома вы прочитали рассказ «В рождественскую ночь», и я попрошу вас в двух словах определить, какое впечатление -Ребята, оформите записи тетради. — Итак, зафиксировано первоначальное впечатление, к нему -Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким -Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого рассказа? -Почему этого не произошло? -Что такое подтекст литературного произведения? -А что такое парадокс? -Давайте формулировать цель нашего урока. |
Делают запись в тетради: дата, тема урока. Записывают в тетради: «Краткость — сестра таланта»; загадочный, непонятный, странный… Отвечают на вопросы: -Нет, концовка оказалась неожиданной: перед прочтением Формулируют цель урока |
|
Актуализация |
Словарная работа по группам. (На доске записаны слова: ирония, парадокс, заглавие, композиция, художественная деталь, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст). — Ребята, давайте вспомним определения этих слов. В -Определения, записанные на доске, применим к рассказу «В |
Работают в группах. Дают толкование, записывают в Заглавие имеет точное идейное Сюжет построен на остром, Композиция: краткая экспозиция, Художественная деталь вместо Простота и четкость авторской Сравнения подсказаны жизненной эпитеты — немногочисленны. Наличие подтекста. Ирония — истинный смысл скрыт В парадоксе привычная истина Парадоксальность — Подтекст — способ построения |
|
Мотивация на работу |
Анализируя рассказ, |
Задают вопросы. |
|
III. Основная часть |
Анализ рассказа А. Чехова «В — Перескажите, —Какова
— На сколько частей вы поделили бы рассказ? В какой части — С помощью каких приемов (внешних описаний) автору |
Отвечают на вопросы. Один ученик кратко пересказывает — Молодая женщина, барыня, Наталья Сергеевна Литвинова . — На три части. Кульминация наступает в тот момент, когда Поведение, движения, страстное желание спуститься вниз по |
|
Объяснение нового |
— В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли — Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей -Попытайтесь объяснить поведение героини, цитируя текст.
— Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу |
Повествование ведется от лица рассказчика (от третьего Менялось. |
|
IV. Освоение учащимися нового материала: |
— |
||
Проведение работы, |
Составьте, Опорная запись для тех, кто забыл структуру синквейна. |
Анализируют опорную Наталья Странная, Ненавидела, Н. С. жена |
|
Оценка результатов |
-Послушаем, что у |
Зачитывают |
|
V. Краткий опрос (диагностика) |
|||
Опрос, тест, |
И несколько — Что такое -В чем её -Назовите тему и |
||
VI. Информация о домашнем задании и |
|||
Выдача задания на |
-Домашнее -Напишите -Дайте Индивидуальное — В чем смысл описания лестницы, ведущей к берегу вниз, -Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка |
Выбирают домашнее |
|
VII. Этап рефлексии |
|||
-Задайте себе -За что я могу -За что я могу |
Дают ответы: -Я могу себя |
||
VIII. Завершение урока |
|||
Подведение итогов. |
-Давайте подведём итоги! Вспомним Ваше первое впечатление от этого — Так в чем же парадокс рассказа? — Я хочу поблагодарить Вас за работу и выставить оценки |
Делают выводы, отвечают на вопросы. Художественный текст основан на несовпадении внешнего, Истинный смысл противоречит смыслу явному. |
|
Творчество Антона Павловича Чехова по сей день удивляет широким диапазоном тем и направлений. Юмористические сочинения, поучительные рассказы и даже драматические истории — все это способно увлечь даже самого привередливого читателя. На этот раз Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом произведения под названием «В Рождественскую ночь» по плану ниже.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Смысл названия
- 4 Суть: о чем?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Художественные особенности
- 11 Критика
История создания
Произведение было создано в 1883 году. Считается, что в основу его сюжета лег случай, который довелось увидеть Чехову еще в детстве: рыбаки попали в бурю, и путь до дома им указывали с помощью громкого звона. В исполнении классика эта ситуация обросла новыми трагическими обстоятельствами.
Напечатан рассказ был в том же году на страницах литературного журнала «Будильник». Помог Чехову с публикацией старший товарищ — писатель Николай Александрович Лейкин. В личной переписке приятели обсуждали то, что произведению долгое время не могли найти подходящее место, так как Лейкин считал его не совсем удачным.
«Рассказ “Беда за бедою” [так он назывался до выхода в свет], во-первых, очень водянист, а во-вторых, не имеет ни сюжета, ни подкладки…»
К счастью, вскоре все же удалось отыскать подходящий вариант, и история написания рассказа «В Рождественскую ночь» обросла новыми подробностями.
Жанр, направление
В данном случае стоит говорить о том, что произведение «В Рождественскую ночь» относится к жанру рождественского рассказа. На это указывает не только время действия (сюжет разворачивается в ночь перед важным христианским праздником), но и наличие традиционных для жанра чудес: Литвинов и другие рыбаки преодолевают суровую стихию, а в финале героиня осознает свои чувства к мужу. К сожалению, происходит это слишком поздно, и рассказ завершается на очень драматической ноте.
Из направлений ближе всего реализм, в котором Чехов преимущественно и творил. Ему присущи следующие черты: типичность образов, глубокие конфликты, внимание ко внутреннему миру человека. Тем не менее, некоторые специалисты отмечают и присутствие элементов романтизма (акцент на чувствах, противостояние мечты и жестокой действительности, активное влияние природы на развитие событий).
Смысл названия
Благодаря названию «В Рождественскую ночь» читатели сразу могут определить точное время действия: зима, ночь перед Рождеством. Кроме того, заголовок заранее задает необходимый тон. Он настраивает на то, что дальше в тексте должно произойти какое-то чудо, ведь Рождество у многих неразрывно связано с ожиданием волшебства, торжественной праздничностью момента.
Впрочем, все надежды Чехов в итоге разрушает достаточно жестоко, так как рассказ скорее мрачен и печален, нежели сказочен. Подобный контраст помогает вызвать у публики сильную эмоциональную реакцию.
Суть: о чем?
Молодая героиня по имени Наталья Литвинова, находясь у моря, напряженно вглядывается в даль — скоро со своей рыболовной артелью должен возвратиться супруг. Но погода неспокойна: ветер крепчает, постепенно начинается настоящая буря. Женщину успокаивает старик Денис, который утверждает, что если рыбакам не суждено свыше сейчас погибнуть, то беда просто обойдет стороной.
Вскоре Литвинов действительно оказывается дома, но девушка впадает в истерику — в душе она надеялась на то, что Литвинов пропадет без вести.
Поняв причину срыва, уязвленный мужчина отвечает гневной тирадой, залезает в лодку, которую подготовил местный дурачок Петруша, и вместе с ним отправляется обратно в море. Наталья с берега просит их вернуться, Литвинова одолевают сомнения насчет разумности поступка, но уставший от безысходного существования паренек отказывается поворачивать назад. Суденышко сталкивается с огромной льдиной.
«До утра простояла бледная женщина на берегу моря. Когда ее, полузамерзшую и изнемогшую от нравственной муки, отнесли домой и уложили в постель, губы ее все еще продолжали шептать: “Воротись!”. В ночь под Рождество она полюбила своего мужа…» — такими словами заканчивается рассказ.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «В Рождественскую ночь» представлены в списке:
- Наталья Сергеевна Литвина — 23-летняя помещица, которая стоит в непогоду на берегу моря и дожидается мужа. Кажется, что она по-настоящему переживает за его жизнь, но вскоре раскрываются истинные страхи женщины. На самом деле, она не желает возвращения супруга и надеется, что тот погибнет. Тогда Наталья станет счастливой вдовой, сбросившей оковы нежеланного брака. Все меняется, когда радостный Литвинов добирается до дома, вдруг понимает, что ему тут не рады, и вновь пускается на лодке в море. Женщина неожиданно переосмысливает их отношения, но сделать уже ничего не может.
- Андрей Петрович Литвинов — помещик, который отправился со своей рыболовной артелью в море и попал в метель. Воротившись, замечает, что жена крайне огорчена его появлением. Под действием эмоций совершает необдуманный поступок, за который платит собственной жизнью.
- Петруша — высокий парень с чересчур длинными руками и ногами, которого остальные называют дурачком. Также он с ранних лет испытывает сильную боль в левом бедре и из-за этого несчастен.
- Денис — старичок, который морально поддерживает разволновавшихся героев. Во всем полагается на волю Господа («Пойдите, матушка-барыня! Богу так угодно!»).
Темы
Автор в рассказе «В Рождественскую ночь» затрагивает сразу несколько тем, актуальных для любого времени:
- Неудачный брак — Наталья Сергеевна, очевидно, мучается в браке, так как заключен он был не по обоюдному согласию. Необходимость жить с нелюбимым человеком доводит ее до отчаяния. И подобных семей, особенно в прошлом, можно было встретить немало, ибо часто союзы создавались по расчету, из выгоды.
- Нравственное перерождение — за короткий срок молодая женщина приходит от ненависти к мужу к пылкой любви благодаря одному-единственному случаю.
- Смирение — дед Денис убеждает героев, что «такова воля Бога», нужно смириться с ней. В то же время читатель понимает, что воля Бога тут ни при чем: люди сами сделали такой выбор, который привел к трагическому исходу. Это можно было бы предотвратить, но именно люди этого не сделали.
Проблемы
Поднимаемые Чеховым проблемы в рассказе «В Рождественскую ночь», безусловно, связаны с основными темами произведения.
- Отчужденность в семье. Несмотря на то, что супруги живут вместе и ведут общий быт, в действительности они весьма мало знают друг о друге. Так, Литвинов понятия не имеет о том, что Наталья не питает к нему никаких положительных чувств, что она изнывает от одиночества и хочет стать наконец-то свободной.
- Брачные традиции того времени. Сама же девушка не смеет сказать прямо о том, что ее тревожит, считая слова бесполезными. Вот и получается, что из-за сложившихся в обществе традиций, неготовности идти навстречу и справляться с жизненными трудностями вместе страдают сразу два человека.
- Эгоизм. Наталья думает только о себе и хочет освободиться от брака даже ценой гибели мужа. Ей все равно, что с ним случится, главное — ее положение и состояние.
- Вспыльчивость. Конечно, герою обидно встречать такую холодность и отчужденность, но он совершил необдуманный поступок и расплатился жизнью. Не стоит принимать важные решения сгоряча, ничего хорошего из этого не выйдет.
Основная идея
Смысл рассказа «В Рождественскую ночь» можно коротко выразить в знаменитой пословице: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Наталья мечтает о бесследном исчезновении Литвинова, но как только ему угрожает неотвратимая опасность, мгновенно забывает о ненависти и умоляет мужа вернуться на берег. Автор наказывает героиню, отбирая у нее человека, внезапно ставшего самым дорогим на свете. Таким образом, он будто говорит читателям: будьте осторожны со своими желаниями.
Чехов не раз говорил об этом. Например, в рассказе «Душечка» жена тоже не ценит мужа и даже изменяет ему, а потом уже не может ничего изменить в своей жизни и страдает от раскаяния. Главная мысль рассказа «В Рождественскую ночь» столь же поучительная: не стоит пренебрегать близкими людьми из-за размолвок или непонимания. Ведь когда они уходят, вы остаетесь одни, и лишь тогда осознаете, что вовсе этого не желали.
Чему учит?
О чем заставляет задуматься рассказ «В Рождественскую ночь»? Писатель призывает быть внимательными по отношению друг к другу, ибо в любой момент жизнь может разлучить людей навсегда. И тогда придется нести всю боль от потери внутри себя до самого конца, так как время невозможно повернуть вспять.
Кроме того, на примере пары Литвиновых классик показывает необходимость разговоров по душам, обсуждения насущных вопросов. Возможно, если бы супруги смогли найти общий язык (даже несмотря на то, что брак был нежеланным), то Наталья не чувствовала бы себя настолько удрученно, и Андрей Петрович в финале остался бы жив.
Художественные особенности
Чтобы добиться нужной атмосферы, автор употребляет различные средства выразительности. В тексте встречаются эпитеты («ветхая лесенка», «мокрое, липкое перило» и другие), сравнения («выскользнуло из ее рук, как вьюн», «руки были тверды, как камень» и прочие), фразеологизм («остановилась как вкопанная»), олицетворения («море вздулось», «ветер зло шатал» и другие).
Для создания ярких персонажей используются портретные описания («молодая женщина лет двадцати трех, с страшно бледным лицом», «высокий плотный старик с большой седой бородой»).
Речь героев эмоциональна, наполнена восклицательными предложениями: например, «Больно, дед! Силы моей нету!», «Ломает!», «Тронулась в уме-то!», «Дальше, дальше!».
Критика
После публикации произведения критики отмечали некую фантастичность происходящего: по их мнению, в реальности такое едва ли могло случиться.
«Рассказ этот по замыслу совершенно невероятен. Женщина, ненавидящая своего мужа, не стала бы рисковать здоровьем, ожидая его возвращения на берегу моря в такую страшную непогоду. Старик Денис не пустил бы дурачка Петрушу в лодку и еще менее пустил бы его в разъяренное море в рождественскую ночь. Наконец, и поступок мужа вышел чересчур героичен…» — считал Н. Ладожский (В. К. Петерсен).
И все же, большинство сошлось на том, что рассказ «В Рождественскую ночь» получился трогательным и захватывающим.
Автор: Инна Колокольникова
6
К какой разновидности рассказов можно отнести рассказ Чехова «В рождественскую ночь»?
1) к святочным
2) к рождественским
3) к крещенским
4) к пасхальным
2 ответа:
0
0
1)к святочным
Объяснение:
По сути святочные и рождественские-это одно и тоже,но чаще употребляют название СВЯТОЧНЫЕ.
0
0
Ну к рождествеским………………………………………
Читайте также
Я ЖИВУ НА ЗЕМЛЕ… Я живу на земле… Здесь колышатся травы.Здесь плывут облака и деревья цветут.Здесь шумят на ветру молодые дубравы,По весне светлый дождик стучится в листву. Я живу на земле… Нежным солнцем согретой.Здесь в зеленых лугах сладко пахнут цветы.Громыхает тревожными громами лето,Птицы радостно песни поют с высоты. Я живу на земле… По которой, как странник,Трудный путь Свой прошел Иисус Назарей-Царь Царей, Божий Сын, Чудный Божий Избранник,Жизнь отдал на земле на спасенье людей. Я живу на земле… Здесь печальная осень,Здесь дожди в октябре, по асфальту стучат,Ветер мокрые листья срывает и носит,Запотевшие стёкла уныло глядят. Я живу на земле… Здесь холодные зимы,Здесь снега, здесь метели, морозы и мгла.Здесь со мною всегда неотступно, незримоМой Господь, без Него я бы жить на земле не смогла! * * *<span> </span>Тишина склонилась над Землёй –Спит Земля, объята тишиной.Блещут звезды, в небе звездный след.Уж много – много лет… Я душу в Вечность направляю,Славлю Бога в тишине,За великие созданья,За то, что разум дал Он мне. Всюду нам действительность твердит:«Будет суд», Всевышний говорит,За дела, что сделал человек,За много – много лет. Вечный Бог Своей Десницей СилМир земной и небо сотворил,Но не внемлет истине весь свет.Уж много – много – много лет…<span> </span>
Ответ на пример будет 242483
1)В него влюбилась дочь Троекурова,сам Троекуров зауважал гостя после схватки с медведем
2)Маленькому Саше нравился Деворж тем что он не рассказывал о его шаластях, Маше то что он смел и отважен, а Троекурову что он к всему готов.
3)когда Владимир Дубровский притворялся учителем французского и жил в доме у Троекуровых
Аліса при вході до країни див
а) зменшилася і збільшилася
б) прголодалася
в) заплакала
г) злякалася
З ким дружила Аліса
а) з котом
б) з Капелюшником
в) нізким
г) з злою королевою
Уныло. Ставим вопрос: Как? Уныло. Вопрос»Как?» бывает в наречиях, занчит это наречие. Однокоренные слова к этому слову: Уныние, унывавший, унывать, уныть.
Синоним к слову «Уныть»- Грустить, перестать во что-либо верить.
К слову «Уныло» больше подходят синонимы такие как: Грустно, скучно.
1.
• А.П. Чехов «В рождественскую ночь».
Иронический парадокс в рождественском
рассказе А.П. Чехова.
2.
• Опорные тезисы:
• Краткость — сестра таланта
• Искусство писать — это искусство
сокращать
3.
• Одним- двумя словами определить, какое
впечатление произвел рассказ на вас?
• Итак, зафиксировано первоначальное
впечатление, к нему вернемся в конце
урока.
4.
• Как выдумаете, о чем обычно бывают
рассказы о Рождестве?
• Читали ли вы какое-нибудь
произведение, посвященное
Рождеству?
• При просмотре презентации делайте
опорные записи
5.
Иронический парадокс в рождественском рассказе
А.П. Чехова.
Словарная работа: ирония, ироническое, парадокс,
композиция, сюжет, сравнение, эпитеты, подтекст.
— Ребята, давайте вспомним определения этих слов.
Вашим помощником, если вы немного что-то
подзабыли, будет словарь литературоведческих
терминов. И данные определения примерим к
рассказу «В рождественскую ночь».
6.
Заглавие имеет точное идейное звучание.
Сюжет построен на остром, необычном положении.
Композиция: краткая экспозиция, динамичное действие,
неожиданная развязка, в которой сосредоточена суть
рассказа.
Художественная деталь вместо красноречивых описаний.
Простота и четкость авторской речи, речь героев в
соответствии с характером.
Сравнения подсказаны жизненной ситуацией,
эпитеты — немногочисленны.
Наличие подтекста.
7.
Ирония — истинный смысл скрыт (например в
заглавии рассказа) или противоречит смыслу
явному.
В парадоксе привычная истина рушится на глазах.
Парадоксальность- неожиданность, непривычность.
Противоречивость исходным предпосылкам,
традиционному взгляду или здравому смыслу.
Подтекст — способ построения художественного
текста, основанный на несовпадении внешнего,
прямого смысла слова и его внутреннего значения.
8.
— Какова основная тема рассказа?
— Исследователи творчества А.П. Чехова утверждают, что в
его рассказах всегда присутствует элемент литературной
игры. Произведение называется «В Рождественскую ночь».
Ждали вы чудесного от «святочного рассказа» с таким
названием?
Сбылось ли ваше ожидание после прочтения этого
рассказа?
— Кто является главными героями рассказа?
9.
— На сколько частей вы поделили бы рассказ?
В какой части сосредоточено действие?
Какой эпизод считаете кульминационным?
10.
• — С помощью каких приемов (внешних описаний) автору
удается показать всю сложность и напряжение
внутреннего состояния героини, пришедшей на берег
моря?
• — Какие нравственные вопросы ставит перед читателем
А.П.Чехов? Какие моральные ценности утвеждаются?
• — Чем достигается высокий психологизм рассказа?
11.
• — Какие евангельские истины, на ваш взгляд, призван
напомнить рассказ? Считаете ли вы случайным, что сюжет
основывается на нравственном перерождении героини Натальи Сергеевны?
• — В какой форме повествования написан рассказ? Даются ли в
повествовательной речи прямые характеристики героев? Как
они помогают прояснить авторское отношение к персонажам?
• — Кто вам более симпатичен – Наталья Сергеевна или Андрей
Петрович?
12.
• — Не менялось ли ваше отношение к
героям на протяжении рассказа? Если да,
то каковы причины этому?
• — В чем смысл описания лестницы,
ведущей к берегу вниз, вдоль отвеса?
• — Почему А.П. Чехов выбрал глагол
«зиял» по отношению к
существительному «простор»?
• — Какие мотивы заставляют героиню
вздрогнуть и потерять самообладание
при появлении мужа? Понимание чего с
её «душу раздирающим воплем»
приходит к главному герою, чудом
спасшимся от стихии и непогоды?
13.
• — Какую смысловую нагрузку выполняет образ дурачка
Петруши?
• — Как любовная история (женитьба) выстроила судьбу главного
героя?
• — Предначертана ли заранее судьба человека или нет?
Свободен ли человек изначально или он лишён свободного
выбора?
• — Почему Наталья отчаянно просит мужа «воротиться»? О каких
сторонах личности героини говорит этот порыв отчаяния?
• — О каких сторонах личности главного героя говорит попытка
повернуть обратно лодку, несущуюся в морскую пучину,
управляемую обезумевшим от боли дурачком Петрушей?
14.
• — Давайте вспомним Ваше первое
впечатление от этого рассказа. Изменилось
ли оно?
• — Так в чем же иронический парадокс
рассказа?
• В чем смысл финала рассказа?
15.
Домашнее задание
• Прочитайте стихотворение
А. Пушкина «Вновь я посетил»
• Напишите отзыв на рассказ «В
Рождественскую ночь» А Чехова
Аннотация. Статья посвящена изучению рождественских рассказов А.П. Чехова. На материале текстов «В рождественскую ночь» и «Ванька» рассматриваются особенности трансформации жанра в творчестве писателя. Автор статьи приходит к выводу о решительных отличиях текстов Чехова от образцов рождественского рассказа в литературе XIX века, что выражается в отсутствии рождественского чуда, обмане читательских ожиданий и авторском переосмыслении «вечных» образов.
Ключевые слова: А.П. Чехов, проза, рождественский рассказ, «В рождественскую ночь», «Ванька».
Рождество испокон веков было значимым событием в жизни народа. Праздники, пришедшие из глубокой древности как «очень важная первичная форма человеческой культуры» [1, c. 13] не только удовлетворяли потребности в развлечениях, но и играли существенную роль в формировании мировоззрения русского человека.
Жанр рождественского рассказа относится к календарной литературе. Наиболее удачно определение календарной литературе дала Я.О. Козлова: «Под термином «календарная словесность» мы понимаем произведения, обладающие определенным сюжетным наполнением и приуроченные к конкретному времени года или празднику. В большинстве случаев календарная словесность коррелирует с народным сельскохозяйственным календарем, однако в период расцвета жанра существовали и другие календарные системы» [2, с. 105]. Таким образом, календарная словесность обязательно связана с одним из церковных праздников.
Календарные рассказы приобрели особую популярность на рубеже XIX-XX вв.: публиковались в журналах и газетах – еженедельных изданиях с относительно небольшим тиражом. А.П. Чехов, работавший в газетах в 1880-е годы, не мог обойти стороной этот жанр, однако предложил новое осмысление рождественских рассказов.
Жанр рождественского рассказа возникает под влиянием европейской литературы и восходит к средневековым мистериям. Родоначальником этого жанра по праву считается Ч. Диккенс: именно он связал рождественскую и социальную тематики, а также утвердил «рождественскую философию», в которой наивысшую ценность представляли темы детства, памяти и забвения, любовь к человеку во грехе.
Рождественские рассказы имеют свои особенности: они характеризуются приуроченностью к конкретному времени – Рождеству Христову; отличаются особым сюжетом, где главный герой попадает в ситуацию духовного или материального кризиса, для разрешения которого необходимо чудо, помощь божественной силы; герой рождественских рассказов, как правило, ребенок.
Изучением темы рождественского рассказа в творчестве А.П. Чехова занимались следующие исследователи: Я.О. Козлова [2], А.С. Собенников [4], О.И. Тиманова [5], М.М. Меретукова [3].
Первый рассказ А.П. Чехова, приуроченный к Рождеству, был написан в 1883 г. и носил говорящее название «Беда за бедой». Позже он стал называться «В рождественскую ночь».
В центре повествования – история барыни Натальи Сергеевны и ее мужа помещика Литвинова. Его рыболовная артель была в море на промысле, возвращению мешала страшная непогода. Литвинов возвращается, но понимает, что жена не рада его появлению. Тогда мужчина садится в лодку, которой управляет дурачок Петруша, и судно уносит героев в бушующее море. Женский надорванный голос умоляет мужа вернуться на берег.
«И в этом «воротись», казалось ему, слышалось отчаяние <…> У Литвинова забилось сердце… Его звала жена; а тут еще на берегу в церкви зазвонили к рождественской заутрене. «Воротись!» – повторил с мольбой тот же голос. Эхо повторило это слово. Протрещали это слово льдины, взвизгнул его ветер, да и рождественский звон говорил: «Воротись».
«Едем назад!» – сказал Литвинов, дернув дурачка за рукав. Но дурачок не слышал» [6, с. 288-289]. Громадная льдина неслась навстречу лодке, не оставив героям шанса на возвращение.
Текст глубоко психологический, отражающий внутренний конфликт героев. Так, жена ждет не возвращения мужа, а его гибели. В финале желание героини сбывается, но оказывается несвоевременным.
Трагический сюжет Чехов разворачивает неожиданно для читателей: повествование предполагает, что героиня искренне ждет возвращения любимого человека. Но когда при виде его из груди женщины вырывается истошный крик, становится понятно, что ожидания читателей не оправдаются.
Однако черты жанра все же присутствуют. Например, герои рассказа («Денис и дурачок Петруша») вписываются в систему персонажей типичных рождественских рассказов. Например, изображение Петруши очень близко к традиционному образу юродивого, а образ старца Дениса предположительно восходит к русскому православному «Дионисий» (Дионисий Ареопагит – священномученик, известный как один из Апостолов от семидесяти, распространявший христианское учение). Так, обнаруживается связь чеховских героев с православными образами.
Но у рассказа Чехова больше отличий, чем сходств с рождественским текстом-образцом («Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса). Чуда, как основополагающего элемента, не происходит.
Такое осмысление сюжета А.С. Собенников именует «усложнением проблемности жанра» [4, с. 42]. В тексте Чехова это выражается, во-первых, в новаторской обработке писателем религиозных образов и мотивов и, во-вторых, в их особой интерпретации.
Другой рождественский текст Чехова – рассказ «Ванька», написанный в 1886 г. На отнесенность произведения к календарной литературе указывает его приуроченность к праздничному времени: «Ванька Жуков <…> в ночь под Рождество не ложился спать» [6, с. 478], «Со звездой тут ребята не ходят и на клирос петь никого не пущают» [6, с. 480]. Также неотъемлемыми элементами праздника являются золоченый орех и поход за елкой, присутствующие в рассказе. Главным героем является ребенок, что характерно для календарной прозы.
Однако рассказ снова утрачивает главный элемент – рождественское чудо. Чехов явно дает понять, что чуда не будет, ведь письмо не дойдет до адресата.
Особый интерес представляет авторское повествование. По словам А.С. Собенникова, «в нем-то и происходит усложнение проблемности» [4, с. 43]. Рассказ от третьего лица чередуется с повествованием от первого, субъективное детское сознание смешивается с объективным взрослым. На то указывает описание дедушки: «Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами <…> Под его почтительностью и смирением скрывается самое иезуитское ехидство» [6, с. 479]. Выражение «иезуитское ехидство» тоже явно сказано взрослым, знающим о людях больше маленького мальчика. Едва ли сам Ванька мог вспомнить такое словосочетание.
Детские воспоминания главного героя нередко искажают действительность, трактуя ее по-своему: в памяти мальчика, дед – это милый старик, но в реальности – пьяница и гуляка, не особо заботящийся о детстве внука. Чехов демонстрирует два плана конфликта – детский и взрослый. Представления мальчика не совпадают с подлинной жизнью, ведь и деревенские реалии не так хороши, какими их видит маленький Ванька.
Так, мальчик вспоминает события своей жизни с несвойственной им комичностью: «Ванька судорожно вздохнул и опять уставился на окно. Он вспомнил, что за елкой для господ всегда ходил в лес дед и брал с собою внука. Веселое было время!» [6, с. 481].
Другими словами, в рассказе детское видение жизни контрастирует с трагическим изображением реальности, о которой повествует рассказчик. Детский ум не в состоянии оценить всю тяжесть и безвыходность ситуации.
Если бы рассказ отвечал всем жанровым установкам, то в финале желание мальчика исполнилось чудесным образом, помощь пришла бы, мольбы были услышаны. Но этого не случается. Осуществление мечты маленького Ваньки возможно только во сне. Несомненно, описание мальчиком ужасной жизни у сапожника представляется ему полной противоположностью той прекрасной жизни с дедушкой в деревне, к которой он очень хотел бы вернуться.
Однозначно можно сказать, что письмо не доходит до дедушки, но финал остается открытым, так как предполагает несколько вариантов трактовки. Так, возможна смерть маленького Ваньки: «<…> увези меня отсюда, а то помру» [6, с. 479], «Дедушка, милый, нету никакой возможности, просто смерть одна» [6, с. 480], «А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался» [6, с. 481]. С другой стороны, можно говорить не о смерти, но о решительной невозможности осуществления встречи мальчика с дедушкой. Так, адрес «На деревню дедушке. <…> «Константину Макарычу»» [6, с. 481] не является конкретным. Письмо не дойдет до адресата, но мальчик останется жить с надеждой на чудесное воссоединение с дедушкой.
Итак, нельзя не отметить отличие рождественских рассказов Чехова от общепринятого сюжета текстов этого жанра (Ч. Диккенс «Рождественская песнь в прозе» 1843 г., Н.С. Лесков «Христос в гостях у мужика» 1881 г.).
Во-первых, в рассказах Чехова не происходит рождественского чуда. К персонажам не приходит спасение даже в один из самых главных христианских праздников.
Во-вторых, писатель не стремится оправдать читательские ожидания, прибегает к «усложнению проблемности жанра».
И, наконец, Чехов по-новому переосмысливает «старые», вечные образы, при этом делая их фоном, а не центром повествования.
Так, рождественские рассказы Чехова представляют особый интерес для исследователя. Особенности, рассмотренные на примере текстов «В рождественскую ночь» и «Ванька», свидетельствуют об особом взгляде Чехова на развитие жанра.
Genre of Christmas story in the work of A.P. Chekhov
Paramonova S.I.,
undergraduate of 2 course of the Moscow City University, Moscow
Research supervisor:
Dubinina Tatiana Gennadievna,
Associate Professor of the Department of the Russian Literature of the Institute of Humanities of the Moscow City University, Candidate of Philological Sciences.
Annotation. The article is devoted to the study of A.P. Chekhov’s Christmas stories. Based on the material of the texts «On Christmas Night» and «Van’ka», the peculiarities of the transformation of the genre in the writer’s work are considered. The author of the article comes to the conclusion about the decisive differences between Chekhov’s texts and the samples of the Christmas story in the literature of the 19th century, which is expressed in the absence of a Christmas miracle, deception of readers’ expectations and the author’s reinterpretation of «eternal» images.
Keywords: A.P. Chekhov, prose, Christmas story, «On Christmas night», «Van’ka».
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 545 с.
- Козлова Я.О. Жанр календарного рассказа в прозе А.П. Чехова: сюжет о «визитерах». // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2018. № 2. С. 105-110.
- Меретукова М.М. К вопросу о возникновении жанра рождественского рассказа в русской литературе. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. № 3. С. 112-115.
- Собенников А.С. Чехов и христианство: Учебное пособие. Иркутск: ФГБОУ ВПО «ИГУ», 2016. 82 с.
- Тиманова О.И. Жанры календарной словесности и русская литературная сказка XIX века. // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 22. (дата обращения: 02.09.2021).
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. М.: Наука, 1974-1983.
- Bakhtin M.M. The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and the Renaissance. Moscow: Fiction, 1965. 545 pages.
- Kozlova Ya.O. Genre of calendar story in prose A.P. Chekhov: a plot about «visitors». // Bulletin of BSU. Language, literature, culture. 2018. № 2. Page: 105-110.
- Meretukova M.M. To the question of the emergence of the genre of Christmas story in Russian literature. // Bulletin of Adygea State University. Ser. Philology and Art History. Maykop, 2014. № 3. Page: 112-115.
- Sobennikov A.S. Chekhov and Christianity: a textbook. Irkutsk: FSBOU VPO «IGU», 2016. 82 pages.
- Timanova O.I. Genres of calendar literature and Russian literary fairy tale of the XIX century. // Problems of history, philology, culture. 2008. № 22. (date of the address: 02.09.2021).
- Chekhov A.P. Complete collection of works and letters. In 30 vol. Moscow: Science, 1974-1983.