В какой город согласно летописному рассказу варяги были приглашены на княжение а новгород

Призвание варягов на княжение в Новгород


Призвание варягов на княжение в Новгород

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 211.

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 211.

862 год — дата призвания варягов на княжение в Новгород — стала своеобразной точкой начала истории России. Возможно, эти личности и легендарны, так как источников, письменных и археологических, о том периоде мало. Кратко рассмотрим призвание варягов во главе с Рюриком, которое изучают в школьном курсе истории 6 и 10 классов. Для понимания истории Руси IX века следует знать, какие племена призвали Рюрика и варягов и в каком году было это событие.

Предыстория и события 862 года

Древнейшая русская летопись, «Повесть временных лет», сообщает, что в 859 году варяги собирали дань со славянских и финно-угорских племен, которые проживали на территории между Ладожским озером и Западной Двиной.

Рис. 1. Призвание варягов.

К таковым относились:

  • славяне: кривичи и словене ильменские;
  • финно-угры: меря, весь, чудь.

В 862 году произошло изгнание варягов, но потом племена решили снова позвать их. Согласно летописям, причиной были разногласия между племенами и отсутствие порядка в их богатой земле. Призванных варягов в летописях называют «русью», а также шведами, англами и готами. От этого названия они выводят термин «Русская земля».

Старший из варягов, Рюрик стал княжить в городе Ладога, а его братья, Синеус и Трувор, в Белом озере (ныне Белозерск в Вологодской области) и в Изборске (недалеко от Пскова). Двое братьев вскоре умерли, и Рюрик стал править единолично до своей смерти в 879 году.

Варяжским морем средневековые летописцы называли Балтийское. Из него шел путь на юг, в Черное море. Он получил название «путь из варяг в греки». Путь проходил по рекам: Западная Двина, Днепр, Нева, Волхов, Ловать.

Призвание варягов картина

Рис. 2. Призвание варягов картина.

Трактовки события

Историки начали споры вокруг варягов еще в середине XVIII века. В историю это вошло как дискуссия между норманистами и антинорманистами. К первым относились немецкие историки XVIII века, которые работали в Российской империи, Миллер, Байер и Шлёцер, а ко вторым — Михаил Ломоносов. Последний предположил, что предводитель варягов Рюрик происходил из полабских славян.

Некоторые историки XX века, например, Борис Рыбаков, полагали, что новгородцы внесли легенду о варягах в свою «Остромирову летопись», а потом она попала в киевскую.

Сами варяги, очевидно, были скандинавами. На это указывают многочисленные археологические находки и захоронения VIII-XI веков между Смоленском и Ладогой. Последний город был построен около 750 года. Рюрик вполне мог успеть покняжить и в Ладоге, и потом в Великом Новгороде, где есть Рюриково городище с интересным для археологов культурным слоем. К 879 году под контролем этого князя была территория от Западной Двины на юге и до Ладоги на севере, от Чудского озера на западе и до Клязьмы на востоке.

Похожие сюжеты о происхождении государственности и правящей династии встречаются и у других народов. Например, бритты в сочинении «Деяния саксов» обратились к трем братьям-саксам с просьбой взять власть над собой. Таким образом, легендарные личности и их действия у разных народов похожи.

Русь при Рюрике

Рис. 3. Русь при Рюрике.

Заключение

Что мы узнали?

Варяги были призваны на княжение в Новгород в 862 году, что стало поворотной точкой в истории Руси. Во главе варягов — Рюрик и его братья Синеус и Трувор. Рюрик княжил в городе Ладога, а после смерти братьев правил единолично и в остальных городах. Многочисленные археологические находки и захоронения указывают, что варяги, очевидно, были скандинавами.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 211.


А какая ваша оценка?

Главное

Призвание варягов – легендарное событие в истории России, в основе
которого лежит призвание славянскими и финскими племенами варягов на
княжение на Русь. Событие датируется 862 г., однако точная дата неизвестна.
Призвание варягов носит символическое значение для русской
государственности. Дата считается началом становления Руси.

История

В начале IX в. Новгородские славяне и финские племена находились в зависимости от варягов – народа, жившего на берегах Скандинавии. В 862 г. племена освободились от денежной повинности, получив самоуправление. Однако между самостоятельными русскими городами началась борьба за главенство. Усобицы носили такой разрушительный характер, что советом старейшин было принято решение найти князя, способного восстановить справедливость и равенство. Было предложено множество кандидатур, способных справиться со столь серьезной задачей: поляки, хазары, дунайчи и, наконец, варяги, за помощью к которым и обратились славянские и финские племена. Выбор пал на трех братьев-варягов. Рюрик, старший из братьев, был приглашен на княжение в Новгород (по другой версии — в Ладогу), Синеус – в Белоозеро, а Трувор – в Изборск. Началось формирование Русской Земли. Через несколько лет Синеус и Трувор умерли, а Рюрик принял единоличную власть.

Состояние

Призвание варягов описывается в летописи «Повесть временных лет». Автор: монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Оригинал утрачен.

В «Повести временных лет» Ладога названа городом, куда в 862 году был призван на княжение варяг Рюрик. По летописному сообщению, Рюрик «срубиша город Ладогу», то есть, по-видимому, построил крепость. Поэтому, согласно одной из версий русской истории, Ладога (сейчас село Старая Ладога Ленинградской области) была первой столицей Руси: местом княжения Рюрика с 862 по 864 год.

Современные историки спорят о достоверности события. Это вызвано отсутствием точной датировки и обстоятельств, а также самим фактом призвания. Но, несмотря на сомнения, легенда продолжает жить.

Сегодня недалеко от города Изборска находится Труворово городище, названное в честь князя Трувора, правившего здесь до своей смерти. Основание городища датируется VII – XVIII вв. Здесь располагается знаменитый Труворов крест – каменное сооружение в форме креста выше человеческого роста. По преданию, именно здесь находится могила Трувора. Крест является объектом культурного наследия России федерального значения.

Что касается города Белоозера (ныне Белоозерск), то на настоящий момент у ученых нет археологических подтверждений не только о княжении здесь князя Синеуса, но и о существовании Белоозера в принципе.

В 1862 г. Великом Новгороде был установлен монумент «Тысячелетие России», посвященный юбилею призвания варягов. Памятник спроектирован скульпторами Михаилом Микешиным, Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Монумент представляет собой колокообразную фигуру, состоящую из трех уровней. Верхний ярус символизирует православие. Средний ярус состоит из 17 фигур, с именами которых связаны основные этапы становления Российского государства. В центре яруса располагается фигура князя Рюрика. На нижнем ярусе изображены еще 109 образов, олицетворяющих сильнейших представителей русского самодержавия. Памятник является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Также в честь двух братьев-варягов Трувора и Синеуса сегодня названы речные круизные теплоходы: российский «Викинг Трувор» и украинский «Вікінг Сінеус». События 862 г. нашли отражение в полотнах великого русского живописца В. Васнецова с одноименным названием «Призвание варягов».

Впечатления

Легенда о призвании варягов является широко известной. Любой школьный учебник истории начинается именно с нее. Сегодня в городах, где правили братья-варяги Рюрик, Синеус и Трувор находятся материальные объекты, воплощающие легенду в жизнь. Так, в Старой Ладоге развивается брэнд «Старая Ладога – первая столица Руси», проводится фестиваль под этим названием. Некоторые региональные исторические фестивали включают «призвание варягов» в программы, например, Крымский военно-исторический фестиваль. Однако с научной точки зрения легенда о призвании варягов все-таки остается легендой.

 

{{objectCandidate.short_description}}

Адрес:
{{objectCandidate.address ? objectCandidate.address : ‘нет’}}

Автор описания:

{{objectCandidate.author}}

Сайт:

{{objectCandidate.site}}

Координаты:

{{(objectCandidate.coords || []).lat}}
{{(objectCandidate.coords || []).lon}}

Объекты

Призвание варягов — легендарное призвание племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород в 862 году.

Традиционно считается отправной точкой русской государственности. Древнейшим источником сведений о событии является основанное на устном предании «Сказание о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет» и в предшествующем ей летописном своде конца XI века, (текст которого частично сохранился в Новгородской первой летописи).

Содержание

  • 1 Предыстория призвания варягов
  • 2 Призвание
  • 3 Участие руси в призвании
  • 4 Столица Рюрика
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Cсылки

Предыстория призвания варягов

Согласно «Сказанию», в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за «Варяжского» моря[1]. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды»[2].

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев».[3] По изложению Иоакимовской летописи, которую историки подвергают сомнению, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за варяжского князя из Финляндии. Этот сын и был Рюрик. По краткому и наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Призвание

Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):

«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»[4]

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках.[5]

Знаменитые слова послов: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» являются одним из возможных вариантов перевода текста летописи на современный язык. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Однако в первоисточнике слово «порядок» отсутствует. В летописи по Ипатьевскому списку [6] на старославянском языке написано: «земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет». В ряде других списков (например в Четвёртой Новгородской летописи) написано «земля наша добра и велика есть, изобилна всем, а нарядника в ней нет». При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым[7]) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — судья, правитель княжества.

Княжеская власть подразумевала сбор дани для обеспечения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племен от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако не известно о такой практике среди славян в более раннее время. В некоторых свидетельствах арабских писателей IX—X веках русы описываются как народ, совершающий набеги на славян и покоривший часть славян.[8]

Некоторые исследователи отмечали значительное смысловое совпадение летописного «Призвания варягов» с цитатой из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трем братьям-саксам с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…»

Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния.[9] [10]

Участие руси в призвании

В Лаврентьевском[11], Ипатьевском[12] и Троицком списке «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Никифорова летописца вскоре», помещённого в «Новгородской Кормчей» (1280) русь названа в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — указывали Нейман И. Г., Д. И. Иловайский, Потебня А. А., М. Н. Тихомиров[13] и Вернадский Г. В.[14]. Проблему вызывает склонение слова «русь» во фразе — «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» в традиционном переводе летописи, или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем.

Причины замены «реша Русь» на «реша Руси» исследовал Егор Иванович Классен:

«Старая Руса на реке Русе существовала еще до пришествия варягов, принадлежала к Новогородской области; следовательно, Руссы уже были в этой вольной области до призвания князей варяжских. Эти Руссы могли точно так же участвовать в призвании варягов, как и прочие племена Новогородской области. Они, Руссы, и действительно участвовали в этом призвании, ибо в Лаврентьевском или старшем списке Несторовой летописи сказано: «и реша Русь, Чудь, Словене и Кривичи (варягам-Руси): вся земля наша и пр.» То есть варягов-Руссов призывали к себе четыре племени Новгородской области, в числе которых, во главе, стоят Руссы. На основании этого мы можем слова летописи выразить так: Руссы вольные, или Новогородские, жившие в старой Русе, призывали из-за моря Руссов, княживших в том краю и бывших варягами.»[15]

.

Следует отметить, что изначальное предположение Классена о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института Российской Истории РАН было обращено внимание, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым… археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»[16]. По исследованным памятникам археолог Г.С. Лебедев датировал возникновение Старой Руссы на рубежа X—XI вв.[17]. Существование Старорусской руси ещё до призвания Рюрика В. В. Фомин напрямую связывает не только со Старой Руссой, но и с территорией всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь» [18].

Академик А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи» в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем»[19].

Участие руси в призвании варягов фиксируется в более поздних, чем Повесть временных лет, источниках: «Владимирском летописце»[20] и «Сокращённом Новгородском Летописце»[21], а также в «Степенной книге» митрополита Макария: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь»[22] и в Летописце Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей): «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…»[23] и некоторых других.

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Старой Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» Новгород.[24]

Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года.

В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково Городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города.

См. также

  • Антинорманизм
  • Норманская теория

Примечания

  1. Повесть временных лет. Ч. 1 М., 1950, стр. 18
  2. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М., 1950, стр. 106
  3. Послание Спиридона-Саввы//Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162; [Никоновская летопись] см. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.154-156
  4. «Повесть временных лет» в переводе Д. С. Лихачева
  5. Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000. С.148-149.
  6. Іпатіївський літопис. До лЂта 6414 [906]
  7. И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов
  8. См. Русь (народ)#Арабо-персидские источники
  9. Лихачев Д. С. Великое наследие // Лихачев Д. С. Избранные работы в трех томах. Том 2. — Л.: Худож. лит., 1987 По мнению Д. С. Лихачёва, как и в случае с призванием саксов в Британию, легенда отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных.
  10. Другие историки считают, что варяжская легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Подобные сюжеты прослеживаются у разных народов.Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси 9-11 веков. М., 1995 г., гл.4
  11. Лаврентьевская летопись. 862г.
  12. Ипатьевская летопись. 862г.
  13. Фомин В. В. «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278, 282 и 295.
  14. Историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века
  15. Е. И. Классен. Новые материалы для древнейшей истории Славян вообще и Славяно-Руссов до Рюриковского времени в особенности
  16. ПРИЛОЖЕНИЕ к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области.
  17. Официальный сайт Администрации города Старая Русса
  18. Официальный сайт Администрации города Старая Русса
  19. А. А. Шахматов «Разыскания о русских летописях» изд. «Кучково Поле». 2001. с.11.
  20. «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
  21. «Новгородская Четвертая Летопись» М., 2000. с. 581.
  22. В. В. Фомин «Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу» М., 2005. с. 278.
  23. Летописец Переславля Суздальского (Летописец Русских Царей)стр. 8
  24. Ипатьевская летопись

Литература

  • Венелин Ю. И. Скандинавомания и её поклонники или столетние изыскания о варягах. — М.: В тип. А. Семёна, 1842.
  • Гедеонов С. А. Варяги и Русь: В 2 частях. — СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1876. — 569 с.
    • Часть первая.
    • Часть вторая.
  • Изгнание норманнов из русской истории. Сборник.. — М.: Русская панорама, 2010. — 536 с. — 1,000 экз. — ISBN 978-5-93165-203-0
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность
  • Лихачёв Д. С. Легенда о призвании варягов и политические тенденции русского летописания второй половины XI—XII века
  • Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства. Л., 1971
  • Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М.,2000.
  • Петков С. В. Варяги: Государства викингов в Северо-Восточной Европе. – Запорожье : КПУ, 2009. – 87 с.
  • Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. М., 1999
  • Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // ВИ. 1991
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов //Известия общества русского языка и словесности. Т. 9, Вып. 4, СПб, 1904

Cсылки

  • Международный «Форум народов России» в честь 1150-летия зарождения российской государственности (862-2012).
  • Ольга Майорова: Бессмертный Рюрик.
 Просмотр этого шаблона Киевская Русь
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи
Переломные события Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие
Летописные племена славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва
Киевские правители
до распада Киевского
государства (1132)
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
Значимые войны
и битвы
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское
Общество и культура Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли

Призвание варягов. Миниатюры из Радзивилловской летописи, конец XV века

Призвание варя́гов — согласно русским летописям и кормчим книгам, призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери, а также, возможно, веси — варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году[1][2].

Традиционно, начиная с русской летописи «Повести временных лет» начала XII века[3] и до настоящего времени[4][5], призвание варягов считается началом истории Руси и отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания варягов[6][2].

Источники

Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», список Лаврентьевской летописи, 1377

Одно из первых письменных упоминаний варягов, где выделялся их особый правовой статус на Руси, содержится в текстах списков Русской Правды XIII—XV веков. Другим древним сохранившимся источником сведений о событии является сказание о призвании варягов[2], содержащееся в списках «Повести временных лет» XIV—XVI веков, восходящих к редакциям начала XII века. Это сказание одними исследователями рассматривается как запись устного предания, другими — как книжный конструкт. Независимым от «Повести временных лет» источником является Новгородская первая летопись младшего извода XV века, также содержащая сказание о призвании варягов, однако «Повесть временных лет», созданная в начале XII века, и Новгородская первая летопись, по мнению филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова (концепция которого по истории летописания в основных деталях принята большинством учёных) восходят к общему источнику конца XI века, названному им «Начальный свод» и уже содержавшему сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века[7][8]. Все прочие источники, упоминающие призвание варягов, напрямую или опосредованно заимствуют информацию об этом событии из ранних летописей.

В сжатом виде сообщение о призвании варягов во главе с Рюриком и его братьями читается во второй редакции «Летописца вскоре Никифора», входящего в состав памятника церковного происхождения пергаменной Новгородской Кормчей книги, в которой почти нет новгородских известий, но есть относительно много ростовских известий, в том числе редчайших записей, относящихся к 1260—1270 годам, вставленных современником событий — ростовским летописцем[9].

Предыстория

Плата дани словенами, кривичами, чудью и мерей варягам, полянами, северянами и вятичами — хазарам (859). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Плата дани словенами, кривичами, чудью и мерей варягам, полянами, северянами и вятичами — хазарам (859). Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века

Согласно русским летописям, в середине IX века славянские племена словен, кривичей и финские племена чуди, мери и веси платили дань варягам, приходившим из-за моря, возможно, Варяжского (Балтийского). Согласно «Повести временных лет»: «В лѣто 6367 [859]. Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на словѣнехъ, и на меряхъ и на всѣхъ, кривичахъ»[1]. В Новгородской первой летописи под 854 годом сказано: «Въ времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря: Словенѣ свою волость имѣли, а Кривици свою, а Мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а Чюдь своимъ родом; и дань даяху Варягомъ от мужа по бѣлѣи вѣверици; а иже бяху у них, то ти насилье дѣяху Словеномъ, Кривичемъ и Мерямъ и Чюди»[10].

В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались усобицы. «Повесть временных лет»: «В лѣто 6370 [862]. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша»[1]. Новгородская первая летопись: «И въсташа Словенѣ и Кривици и Меря и Чюдь на Варягы, и изгнаша я за море; и начаша владѣти сами собѣ и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не бѣше в нихъ правды»[10].

Для прекращения внутренних конфликтов представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны. Решено было пойти искать князя за море, к варягам-руси. «Повесть временных лет»: «И ркоша: „Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву“»[1]. Новгородская первая летопись: «И рѣша к себѣ: „князя поищемъ, иже бы владѣлъ нами и рядилъ ны по праву“»[10].

Описание призвания

Призывающая сторона идёт за море (возможно, Варяжское) «к варягам, к руси», описывает свою землю как обширную и обильную, но лишённую порядка, и приглашает варягов на княжение. Приходят трое братьев со своими родами и садятся править в трёх разных городах.

Согласно «Повести временных лет»:

В год 6370 [862 по современному летоисчислению]… Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а еще иные готы — вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой — Синеус, — на Белом озере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля[1].

В лѣто 6370… Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: „Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами“. И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу. И сѣде старѣйший в Ладозѣ Рюрикъ, а другий, Синеусъ на Бѣлѣ озерѣ, а третѣй Труворъ въ Изборьсцѣ. И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля[1].

Согласно Новгородской первой летописи:

Идоша за море к Варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас нѣту; да поидѣте к намъ княжить и владѣть нами». Изъбрашася З брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И сѣде старѣишии в Новѣгородѣ, бѣ имя ему Рюрикъ; а другыи сѣде на Бѣлѣозерѣ, Синеусъ; а третеи въ Изборьскѣ, имя ему Труворъ. И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь[10].

Согласно Псковской третьей летописи:

В лѣто 6370-е. Восташа Словяне и Кривицы и Чюдь и Мѣря на Варяги, и изгнаша их за море и не даша им дани, и начаша сами себѣ владѣти и городы ставити. И не бѣ в них правды, восташа, и бысть промеж ими брань межеусобная. А царство Михаила царя Грекомъ и матери его Феодоры царицы, проповѣдавших иконное поклонение. Послаша Словяне Чюдь к Варягом к Руси за море, и тако рекоша к Варягом: вся земля наша добра, а наряда в ней нѣтъ; пойдите княжите и владѣйте нами и судите право. И избрашася от Варяг от Немецъ три брата с роды своими: Рюрикъ и Синеус и Тривор; и Рюрикъ сѣде в Новѣгороде, а Синеус на Белѣозерѣ, а Тривор в Словенскѣ[11].

Историография

Ответ на главный вопрос «Повести временных лет» «откуду есть пошла Русская земля», вынесенный в заглавие летописи, содержится в рассказе о призвании варягов: князья принесли с собой варяжское имя Русь, и «от тех варяг прозвася Русская земля». Началом Руси составитель летописи считал призвание варяжских князей, а не поход на Царьград русской дружины[12].

Княжеская власть подразумевала сбор дани для снаряжения дружины, которая должна обеспечить защиту подвластных племён от внешнего нападения и внутренних усобиц. В средневековом Новгороде существовал обычай приглашать князей со стороны в качестве наёмных правителей города, однако такая практика среди славян в более раннее время не известна. В свидетельстве арабского писателя X века Ибн Русте «русы» описываются как народ, который совершает набеги на славян и продаёт их хазарам и булгарам.

Русские учёные XVIII и XIX веков обычно относились к летописному рассказу о призвании варягов в 862 году с полным доверием и спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев. В 1876 году Д. И. Иловайский писал о вставном характере «Сказания о призвании варягов», усматривая в нём признаки новгородского происхождения[13]. Вслед за Иловайским в статье 1904 года А. А. Шахматов высказывал мнение, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка в киевскую летопись, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке[14]. Согласно Шахматову, «Сказания о призвании варягов» в «Древнейшем своде» (1039) ещё не было, оно впервые появилось в 1070-х годах в летописном своде Никона, непосредственно предшествующем «Начальному своду» (1093—1095)[15].

По мнению Н. К. Никольского, в основе первоначальной киевской летописи о начале Руси лежит источник мораво-паннонского происхождения, который был существенно переработан с точки зрения «варяго-византийской идеологии», — «литературным закройщиком»[16] в летопись были внесены ложные сведения о происхождении рода киевских князей, самого наименования Руси и образовании её «государственности от заморских варягов», о «греческом источнике русского просвещения», для того чтобы оторвать русскую традицию от великоморавской, западнославянской и вообще от центральноевропейской. Греко-варяжская теория, насильственно введённая в древнейший свод, разорвала «нить летописных известий о происхождении русской культуры, заимствованных из утраченных Повестей о поляно-руси»[17][18].

А. А. Амальрик считал, что летописная хронология является вымышленной, сказание о призвании варягов было сагой, бытовавшей среди скандинавов в Новгороде и было записано составителем Новгородского свода 1050 года, а Рюрик мог появиться в Новгороде и Старой Ладоге в 920-х — 930-х годах[19].

Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных[20].

Б. А. Рыбаков вслед за Шахматовым писал о внесении «варяжской легенды» в текст киевской летописи из новгородского источника («Остромировой летописи»). Рыбаков считал, что игумен Михайловского Выдубецкого монастыря Сильвестр (составивший, по Шахматову, вторую редакцию «Повести временных лет») изъял из «Повести временных лет» «самые интересные страницы» и заменил их новгородской легендой о призвании князей-варягов[16][21][22]. А. Г. Кузьмин считал невозможным, чтобы враждебное киево-полянской концепции «Сказание о призвании варягов» было внесено в летопись кем-то из летописцев киево-печерской традиции. Он предположил, что изначально «Сказание…» было генеалогической легендой только Мономашичей[23].

В. Т. Пашуто считал исторически достоверным по крайней мере ядро повествования о призвании варягов и обратил внимание на договорную терминологию летописного рассказа: варяжские князья были призваны «володеть», «судить» («рядить») по праву, по ряду, то есть по договору, который определял условия приглашения князя занять престол[24].

По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, сказание о призвании варягов соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. Так, имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну, изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти…». При этом Мельникова и Петрухин указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространенной была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др.-рус. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду[25][26][27].

Этническая принадлежность варягов

«Поющий Один» из скандинавского производственного комплекса Старой Ладоги VIII века. Навершие несохранившегося предмета. Стилистически связан с искусством Скандинавии вендельской эпохи[28]

«Поющий Один» из скандинавского производственного комплекса Старой Ладоги VIII века. Навершие несохранившегося предмета. Стилистически связан с искусством Скандинавии вендельской эпохи[28]

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов.

Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си» («Повесть временных лет»[1]). В число варягов включены свее (шведы), урмани («норманны» — норвежцы), аньгляне (англы), готе (готландцы). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам, а включение англичан может отражать ситуацию, когда Англия входила в состав государства датского конунга Кнуда Великого[29]. Народ русь здесь представлен как разновидность варягов[30].

В ряде средневековых источников русь упоминается одновременно и как восточный (восточноевропейский), и как западный народ. В «Повести временных лет», помимо перечня варяжских народов в известии о призвании варягов, русь дважды упоминается в таблице народов: среди населения части света, доставшейся библейскому Иафету русь названа рядом с финно-угорскими и балтскими племенами Восточной Европы («Въ Афетови же части сѣдить русь, чюдь и вси языцѣ: меря, мурома, всь, мордва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, югра, литва, зимигола, корсь, лѣтьгола, либь»[1]; при этом русь противопоставлена чуди — собирательному названию ряда племён, в основном прибалтийско-финских); далее в перечне потомков Иафета русь названа снова, но на этот раз среди северных германских народов, тех же, что в рассказе о призвании варягов, и предваряют эту группу народов варяги («Афетово же колѣно и то: варязи, свеи, урмане, готѣ, русь, аглянѣ…»[1]). В Константинопольском списке «Иосиппона» сказано, что руси также «живут по реке Кира [в других списках Кива, то есть Киев], текущей в море Гурган [Каспийское]». Двойная локализация руси имеется и в некоторых арабских источниках, например, у Якуба ар-рус упомянуты рядом с хазарами и смешиваются со славянами, но походы на пруссов они совершали на кораблях с запада, то есть с Балтики. Лингвист С. Л. Николаев объясняет эти двойные упоминания «раздвоением» самой руси, которая, с одной стороны, продолжала оставаться скандинавским (восточношведским) этносом (по Николаеву, жителями Рудена-Руслагена), а с другой — овладела значительными восточноевропейскими территориями, и её название стало также названием славянского населения и государства Русь[30].

В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после которой в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев»[31][32]. По изложению Иоакимовской летописи, достоверность которой является спорной, Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен сын его средней дочери Умилы, выданной замуж за князя одного из племен западных славян Гоцлава. Этот сын и был Рюриком.

В российской досоветской историографии варягов чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии[33]. Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов[34], пруссов[35], балтийских славян[36] и др.

Византийский хронист второй половины XI века Иоанн Скилица при описании событий 1034 года, когда варяжский отряд находился в Малой Азии, впервые сообщает о варангах (варягах) как о кельтах: «варанги, по происхождению кельты, служащие по найму у греков»[37]. А. Г. Кузьмин в статье 1974 года, утверждал, что большая часть русских и варяжских имён имеет кельтское происхождение, а сами варяги это ославяненные кельты[38]. Профессиональные лингвисты не разделяют эту точку зрения, рассматривая эти имена как скандинавские[39][40] или близкородственные к ним[30]. М. В. Ломоносов признавал, что первые русские князья носят норманнские имена, но не считал их скандинавами по происхождению. Варягов он не считал единым народом, а указывал на то, что под этим названием скрывались очень многие племена, жившие по берегам Балтийского моря[41].

О скандинавском происхождении варягов могут свидетельствовать различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерёво, Гнёздово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходит примерно из 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей[42]. Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик и др., слова[43]: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие.

Существует точка зрения, впервые высказанная А. Куником, что Синеус и Трувор — это вымышленные имена, возникшие под пером летописца в результате буквального перевода древнешведских слов «сине хус трувор», что означает «с домом и дружиной». Однако специалисты по скандинавистике считают данный вариант маловероятным и указывают на то, что данные личные имена встречаются в скандинавских источниках[44].

«Наряд»

Слова послов «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ» понимаются как «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Выражение «наряда въ ней нѣтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка. В ряде других летописей (например, в Новгородской четвёртой летописи) эта фраза читается как «земля наша добра и велика есть, изобильна всем, а нарядника в ней нет». «Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др.; «нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением»[45]. «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора (ряда) с правителем; правитель должен рядить (править, управлять[46]) по ряду, по праву (в соответствии с рядом — договором, и правовыми нормами)[25][26].

Участие руси в призвании

В Лаврентьевском[47], Ипатьевском[48] и Троицком списках «Повести временных лет», а также в русской редакции XIII века «Летописца вскоре» патриарха Никифора, помещённой в Новгородской Кормчей книге (1280 год), русь названа в числе племён, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна» или как в «Повести временных лет»: «реша Русь, Чудь, Словени и Кривичи» — на что указывали И. Г. Нейман, Д. И. Иловайский, А. А. Потебня, М. Н. Тихомиров[49] и Г. В. Вернадский[50].

Участие руси в призвании варягов фиксируется и в более поздних, чем «Повесть временных лет», источниках: «Владимирском летописце» XVI века[51], «Сокращённом Новгородском летописце» второй половины XVI века[52], Степенной книге митрополита Макария XVI века: «послаша русь к варягом… и придоша из-за моря на Русь»[53], и «Летописце Переславля Суздальского» («Летописце русских царей») XV века: «Тако реша русь, чудь, словене, кривичи, и вся земля реша…»[54] и некоторых других.

Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В остальном тексте сказания о призвании варягов прямо говорится о руси как варяжском народе за морем. А. А. Шахматов, разбирая измененный текст «призвания варягов» (по Лаврентьевскому списку) «Реша Руси Чудь Словени и Кривичи», в примечании делает существенное уточнение: «вносим несколько поправок, предложенных издателем»[55].

По мнению Г. В. Вернадского, в районе озера Ильмень к середине IX века возникла община скандинавских купцов, которая, благодаря своей коммерческой деятельности, тем или иным образом была связана с Русским каганатом, по мнению историка, расположенного в устье реки Кубани на Таманском полуострове. Центром северного «отделения» Русского каганата Вернадский считал Старую Руссу. По Вернадскому в призвании варягов, согласно Ипатьевскому списку «Повести временных лет» («ркоша русь, чудь, словене, и кривичи и вся: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет: да поидете княжить и володеть нами») — участвуют «под названием „русь“ члены шведской колонии в Старой Русе, главным образом, купцы, ведущие торговлю с Русским каганатом в Приазовье. Их целью в „призвании варягов“ было, в первую очередь, вновь открыть торговый путь на юг с помощью новых отрядов скандинавов»[56].

Столица Рюрика

Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик. Лаврентьевский список умалчивает[47]. Согласно Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород[57]. Археологические данные подтверждают скорее вторую версию; самые ранние постройки Новгорода датируются X веком, в то время как Ладога была построена около 753 года. В то же время в самом Великом Новгороде есть так называемое Рюриково городище — княжеская резиденция, культурный слой которой значительно старше остального города. Археологи выявили в Городище концентрацию древностей и серебра за период 860-х годов — время летописного призвания варяжских князей[58].

В 1919 году А. А. Шахматов высказывал предположение, что Хольмгардом скандинавы называли Старую Руссу. Согласно его гипотезе, Руса была первоначальной столицей древнейшей страны. И из этой «древнейшей Руси… вскоре после» 839 года началось движение руси на юг, приведшее к основанию в Киеве около 840 года «молодого русского государства»[59]. В 1920 году С. Ф. Платонов писал, что будущие изыскания соберут, конечно, больший и лучший материал для уяснения и укрепления гипотезы Шахматова о варяжском центре на Южном берегу Ильменя, и что эта гипотеза уже теперь имеет все свойства доброкачественного научного построения и открывает нам новую историческую перспективу: Руса — город и Руса — область получают новый и весьма значительный смысл[60].

Предположение о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными[61]. Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота № 526: «На Бояне въ Роусе гр(и)вна, на Житоб(о)уде въ Роусе 13 коуне и гр(и)вна истине…»[62]. О более раннем названии поселения ничего не известно. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен[63].

Значение

Историк В. Я. Петрухин писал: «…князья принесли с собой варяжское имя Русь, и „от тех варяг прозвася Русская земля“ — так отвечает летопись на главный вопрос ПВЛ „откуду есть пошла Русская земля“ под 862 г.… Началом Руси для него [летописца] было призвание варяжских князей (862 г.), а не поход на Царьград языческой русской дружины»[12]. Призвание варягов традиционно считается началом российской государственности[4][5].

По мнению историка А. А. Горского, влияние норманнов выразилось исключительно в объединении государственных образований Севера и Юга Восточной Европы, которые в обратном случае могли бы существовать раздельно и далее. Вместе с тем, это ускорило и ассимиляцию пришлой, скандинавской части элитного слоя[64].

В искусстве

Призвание варягов. Ф. А. Бруни, 1839

Призвание варягов. В. М. Васнецов, 1909

В. П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896

В. П. Верещагин. Рюрик, Синеус и Трувор. Альбом «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом», 1896

В изобразительном искусстве
  • «Призвание варягов» — картина Фёдора Бруни, 1839.
  • «Призвание варягов» — картина Алексея Кившенко, 1889.
  • «Призвание варягов» — картина Виктора Васнецова, 1909.
В художественной литературе
  • Серия романов Александра Мазина (цикл «Викинг»).
  • Роман Сергея Коропа «Русь. Легенда о Рюрике» (цикл «Русь»).
  • Роман Галины Петреченко «Рюрик».
  • Книга Ильи Бояшова «Конунг».
  • Ряд книг Марии Семёновой о викингах.
В кино
  • «Сага о викингах[da]» (2008; Дания, США) — приключенческий фильм, драма, режиссёр Микаэль Моуяль, в роли Рюрика Эрик Холми[da].
  • «Крещение Руси» (2016; Россия) — докудрама, период от Рюрика до Владимира, режиссер Максим Беспалый, в роли Рюрика Евгений Журавкин.
  • «Рюриковичи. История первой династии» (2019; Россия) — докудрама, режиссер Максим Беспалый, в роли Рюрика Иван Петков.

См. также

  • Норманская теория
  • Антинорманизм

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI—XII века. (Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). Электронная версия издания Архивная копия от 5 августа 2021 на Wayback Machine, публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  2. 1 2 3 БРЭ — Рюрик, 2015, с. 136.
  3. «…князья принесли с собой варяжское имя Русь, и „от тех варяг прозвася Русская земля“ — так отвечает летопись на главный вопрос ПВЛ „откуду есть пошла Русская земля“ под 862 г.… Началом Руси для него [летописца] было призвание варяжских князей (862 г.), а не поход на Царьград языческой русской дружины» (Петрухин, 2014, с. 213, 415).
  4. 1 2 1150-летие российской государственности Архивная копия от 10 сентября 2021 на Wayback Machine. Московский государственный университет. 24.09.2012.
  5. 1 2 Российская государственность: опыт 1150-летней истории. — М.: Институт российской истории Российской академии наук, 2013. — 591 с. — ISBN 978-5-8055-0255-3.
  6. БРЭ — Варяги, 2006, с. 621—622.
  7. Творогов О. В. Повесть временных лет Архивная копия от 6 февраля 2022 на Wayback Machine // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. — Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 1 : XI — первая половина XIV в. / ред. Д. М. Буланин, О. В. Творогов. 1987. С. 337—343.
  8. «Повесть временных лет» / Гиппиус А. А. // Перу — Полуприцеп [Электронный ресурс]. — 2014. — С. 496. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 26). — ISBN 978-5-85270-363-7.
  9. Тихомиров М. Н. Забытые и неизвестные произведения русской письменности // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С. 234—235.
  10. 1 2 3 4 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / АН СССР, Институт истории; отв. ред. М. Н. Тихомиров; под ред. и с предисл. А. Н. Насонова. М. ; Л. : Издательство АН СССР, 1950. С. 106.
  11. Псковские летописи. Выпуск второй / под ред. А. Н. Насонова. — М.: Издательство академии наук СССР, 1955. — С. 73.
  12. 1 2 Петрухин, 2014, с. 213, 415.
  13. Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. Вместо введения в русскую историю. М., 2015; Ипатьевская летопись // Полное собрание русских летописей. Т. 2. М. : Языки русской культуры, 1998.
  14. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб., 1904. Т. IX, Кн. 4. С. 284—365.
  15. Петрухин В. Я. Древнейший свод и «начало земли Русской». Шахматовская реконструкция и «историческая школа» Архивная копия от 18 января 2021 на Wayback Machine // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Материалы международной конференции «Повесть временных лет и начальное летописание» (к 100-летию книги А. А. Шахматова «Разыскания о древнейших русских летописных сводах»), Москва, 22—25 октября 2008 г. 2008. № 3. С. 50—51.
  16. 1 2 Петрухин В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье / Происхождение Руси : средневековая традиция и современная историография. М. : Школа «Языки русской культуры», 1998. 384 с.
  17. Никольский Н. К. Повесть временных лет как источник начального периода русской письменности и культуры. К вопросу о древнейшем русском летописании // Сборник по РЯС. Т. II. Вып. 1. Л. : АН СССР, 1930.
  18. Никольский Н. К. К вопросу о следах мораво-чешского влияния на литературных памятниках домонгольской эпохи // Вестник АН СССР. 1933. № 8—9.
  19. Верхотуров Д. Н. Андрей Амальрик: рефутация советского антинорманизма Архивная копия от 20 января 2021 на Wayback Machine.
  20. Лихачёв Д. С. Великое наследие // Лихачёв Д. С. Избранные работы в трех томах. Т. 2. Л. : Худож. лит., 1987. Архивная копия от 9 ноября 2009 на Wayback Machine.
  21. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М.: Наука, 1993.
  22. Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2012.
  23. Кузьмин А. Г. К вопросу о происхождении варяжской легенды // Новое о прошлом нашей страны. Сборник статей. М., 1967.
  24. Пашуто В. Т. Русско-скандинавские отношения и их место в истории раннесредневековой Европы // Скандинавский сборник. Таллин, 1970. Вып. 15. С. 53.
  25. 1 2 Мельникова Е. А., Петрухин В. Я. «Легенда о призвании варягов» в сравнительно-историческом аспекте // XI Всесоюзная конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии / редкол. : Ю. В. Андреев и др. М., 1989. Вып. 1. С. 108—110.
  26. 1 2 Мельникова Е. А. Ряд в Сказании о призвании варягов и его европейские и скандинавские параллели // Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. С. 249—256.
  27. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси 9—11 веков. М., 1995. гл. 4 Архивировано 11 августа 2016 года.
  28. Рябинин Е. А. Скандинавский производственный комплекс VIII века из Старой Ладоги Архивная копия от 19 июля 2021 на Wayback Machine // Скандинавский сборник. — 1980. — № 25. — С. 161—178.
  29. Петрухин, 2014, с. 86—87, 138.
  30. 1 2 3 Николаев С. Л. Семь ответов на варяжский вопрос Архивная копия от 6 сентября 2021 на Wayback Machine // Повесть временных лет / Пер. с древнерус. Д. С. Лихачёва, О. В. Творогова. Комм. и статьи А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова, А. М. Введенского, Л. В. Войтовича, С. В. Белецкого. — СПб. : Вита Нова, 2012. С. 398—430.
  31. Послание Спиридона-Саввы // Сказание о князьях Владимирских п/р Дмитриевой Р. П. М.-Л., 1955, стр. 162.
  32. Мельникова, 2000, Никоновская летопись, с. 154—156.
  33. История русского языка Архивная копия от 27 августа 2015 на Wayback Machine. Лекция А. А. Зализняка
  34. В. Н. Татищев, И. Н. Болтин
  35. Летописания с XVI века, начиная со «Сказания о князьях Владимирских»
  36. А. Г. Кузьмин, В. В. Фомин
  37. Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков Архивная копия от 27 января 2020 на Wayback Machine // Васильевский В. Г. Труды. Т. 1. СПб., 1908.
  38. Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов // Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М. : Русская панорама, 2004.
  39. Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011.
  40. Melnikova E. A. (2003) The Cultural Assimilation of the Varangians in Eastern Europe from the Point of View of Language and Literacy in Runica — Germ. — Mediavalia (heiz./n.) Rga-e 37, pp. 454—465.
  41. Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1876. — 569 с.
  42. Пушкина Т. А. Скандинавские находки с территории Древней Руси (обзор и топография) // XIII конференция по изучению истории, экономики, литературы и языка Скандинавских стран и Финляндии. М. — Петрозаводск, 1997.
  43. см. Этимологический словарь Фасмера
  44. Мельникова, 2000, с. 148—149.
  45. Словарь русского языка XI—XVII веков. Вып. 10 (Н — наятися) Архивная копия от 15 апреля 2021 на Wayback Machine / АН СССР, Институт русского языка ; Сост. Г. А. Богатова и др. М. : Наука, 1983. С. 227—230, 232.
  46. Словарь русского языка XI—XVII веков. Вып. 22 (Раскидатися—Рященко) Архивная копия от 15 апреля 2021 на Wayback Machine / Институт русского языка имени В. В. Виноградова; [Гл. ред. Г. А. Богатова]. М. : Наука, 1997. С. 282—291.
  47. 1 2 Лаврентьевская летопись. 862 г.. Дата обращения: 13 февраля 2010. Архивировано 16 сентября 2017 года.
  48. Ипатьевская летопись. 862 г.. Дата обращения: 16 декабря 2010. Архивировано 19 мая 2011 года.
  49. Фомин В. В. Варяги и Варяжская Русь. К итогам дискуссии по варяжскому вопросу. М., 2005. С. 278, 282 и 295.
  50. Историк Г. В. Вернадский о Старой Руссе IX века Архивная копия от 23 декабря 2008 на Wayback Machine.
  51. «Владимирский летописец». М., 2009. с. 14.
  52. Полное собрание русских летописей. — М.: Языки русской культуры, 2000. — Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись / с предисловиями А. Г. Боброва и Б. М. Клосса. — С. 581. — ISBN 5-88766-063-5.
  53. Полное собрание русских летописей. Т. 21. 1-я половина. Книга Степенная царского родословия. Ч. 1 Архивная копия от 24 декабря 2013 на Wayback Machine. Под ред. П. Г. Васенко. СПб.: Типография М. А. Александрова, 1908. 342 с.
  54. Летописец Переславля Суздальского (Летописец русских царей) (недоступная ссылка). С. 8.
  55. Шахматов А. А. Разыскания о русских летописях. Кучково Поле, 2001. С. 11.
  56. Вернадский Г. В. о Старой Руссе IX века Архивная копия от 23 декабря 2008 на Wayback Machine.
  57. Ипатьевская летопись. Дата обращения: 4 июля 2008. Архивировано 28 февраля 2008 года.
  58. Петрухин, 2014, с. 145.
  59. Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. 1919 Архивная копия от 23 декабря 2008 на Wayback Machine.
  60. Платонов С. Ф. «Руса». 1920 Архивная копия от 29 сентября 2011 на Wayback Machine.
  61. Приложение к Акту научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН о времени основания города Старой Руссы Новгородской области Архивная копия от 23 января 2009 на Wayback Machine.
  62. Древнерусские берестяные грамоты. Грамота № 526 Архивная копия от 27 декабря 2018 на Wayback Machine.
  63. Агеева Р. А., Васильев В. Л., Горбаневский М. В. Старая Русса. Тайны имени древнего города. — М.: Мельгир, 2002. — 128 с. — ISBN 5-8137-0067-6.
  64. Горский А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. — М., 2004.

Литература

  • Варяги / Е. А. Мельникова // Большой Кавказ — Великий канал [Электронный ресурс]. — 2006. — С. 621—622. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  • Рюрик / Е. А. Мельникова // Румыния — Сен-Жан-де-Люз [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 136. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8.
  • Арбман Хольгер. Викинги = The Vikings / Науч. ред. А. А. Хлевов. — СПб.: Евразия, 2003. — 320 с. — 2000 экз. — ISBN 5-8071-0133-2.
  • Викинги и славяне. Ученые, политики, дипломаты о русско-скандинавских отношениях: Сб. / Под ред. Андерса Хедмана, А. Н. Кирпичникова. — СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1998. — 96 с. — ISBN 5-86007-095-0
  • Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Разоблачение норманнского мифа. — М.: Эксмо; Алгоритм, 2012. — 288 с. — Серия «Подлинная история Руси». — ISBN 978-5-699-56960-1
  • Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и её соседей. X—XIII вв. // Древнейшие государства на территории СССР. 1988—1989 гг. — М.: Наука 1991. — С. 5-169.
  • Изгнание норманнов из русской истории. Сборник. — М.: Русская панорама, 2010. — 536 с. — 1,000 экз. — ISBN 978-5-93165-203-0.
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Легенды и действительность
  • Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб.: Евразия, 2009. — 400 с [1].
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь (недоступная ссылка)
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море
  • Кузьмин А. Г. Об этнической природе варягов // Гедеонов С. А. Варяги и Русь. М., 2004. С. 576—620.
  • Ласкавый Г. В. Викинги: Походы, открытия, культура. — Минск: МФЦП, 2004. — 322 с. — Серия «Народы Земли».
  • Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 286 с. — 10 000 экз.
  • Ловмяньский Хенрик. Русь и норманы / Пер. с пол. под ред. В. Т. Пашуто. — М.: Прогресс, 1985. — 304 с.
  • Мавродин В. В. Образование древнерусского государства. — СПб. Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2008. — 2-е изд. — 591 с.
  • Мельникова Е. А. Древняя Русь и Скандинавия : Избранные труды / под ред. Г. В. Глазыриной и Т. Н. Джаксон. — М. : Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2011. — 476 с.
  • Мельникова Е. А. Рюрик, Синеус и Трувор в древнерусской историографической традиции // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г / Отв. ред. Т. М. Калинина. — М.: Вост. лит., 2000. — 494 с. — 1000 экз. — ISBN 5-02-018133-1. Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • Мюссе Люсьен. Варварские нашествия на Западную Европу: Волна вторая. — СПб.: Евразия, 2001. — 352 с. — Серия «Barbaricum».
  • Никитин А. Л. Королевская сага // В кн.: Никитин А. Л. Костры на берегах: Записки археолога. — М.: Молодая гвардия. 1986. — С. 333—493.
  • Николаев Д. С. Легенда о призвании варягов и проблема легитимности власти в раннесредневековой историографии // Именослов: история языка, история культуры / отв. ред. Ф. Б. Успенский. М., 2011. С. 183—198.
  • Петрухин В. Я. Глава 4. К начальной истории Русского государства // Начало этнокультурной истории Руси IX—XI вв.. М., 1995.
  • Петрухин В. Я. Легенда о призвании варягов и балтийский регион // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2008. № 2 (32). С. 41—46.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Форум : Неолит, 2014. — 464 с.
  • Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии: 1000 лет одного рода. — М.: Олма-Пресс, 2001. — 479 с. — Серия «Архив».
  • Пчелов Е. В. Рюрик. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 316 с. — Серия «Жизнь замечательных людей».
  • Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX—XIV вв. Материалы и исследования. — М.: Наука, 1978. — 240 с. — Серия «Древнейшие государства на территории СССР».
  • Седов В. В. У истоков восточнославянской государственности. — М.: УРСС, 1999. — 144 с.
  • Славяне и скандинавы / Под ред. Е. А. Мельниковой. М.: Прогресс, 1986. [Ориг. изд.: Wikinger und Slawen: Zur Frühgeschichte der Ostseevölker. — Akademie-Verlag, Berlin, 1982]
  • Стриннгольм Андерс Магнус. Походы викингов / Пер. с нем. А. Шемякина. Под ред. А. А. Хлевова. — М.: ООО «Изд-во АСТ», 2002. — 736 с. — Серия «Историческая библиотека»[2].
  • Тиандер К. Ф. Поездки скандинавов в Белое море. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1906. — 464 с.
  • Фетисов А. А., Щавелев А. С. Викинги. Между Скандинавией и Русью. — М.: Вече, 2009. — 336 с. — Серия «Terra Historica». — ISBN 978-5-9533-2840-1
  • Филиппов В. В., Елисеев М. Б. Русь против варягов. «Бич Божий». — М.: Яуза, Эксмо, 2015. — 384 с.: ил. — Серия «Запрещенная Русь». — ISBN 978-5-699-81213-4
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов // Известия общества русского языка и словесности. Т. 9. Вып. 4. СПб., 1904.

Ссылки

  • Международный «Форум народов России» в честь 1150-летия зарождения российской государственности (862—2012).
  • Ольга Майорова: Бессмертный Рюрик.


Эта страница в последний раз была отредактирована 29 декабря 2022 в 06:01.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

  • В какое время года происходят события которое описано в рассказе и с тургенева бежин луг
  • В какое время года происходят события в сказке лягушка путешественница
  • В какое время года происходят события в сказке двенадцать месяцев
  • В какое время года происходят события в рассказе тайное становится явным
  • В какое время года происходит действие рассказа гранатовый браслет тест ответы