Тестовые задания по рассказу И.С. Тургенева «Певцы».
Предмет: литература.
Класс: 7.
УМК: УМК Г.С. Меркина.
Тема: «Рассказ И.С. Тургенева «Певцы».
Форма: тестирование (раздаточный материал на листах).
Техническое оснащение: компьютер, экран с проектором для просмотра ответов при самооценке.
Пояснительная записка.
Проверочная работа (тестирование) проводится в 7 классе после знакомства с творческой биографией И.С. Тургенева и содержанием рассказа «Певцы». На выполнение теста отводится 15 мин. в начале урока, следующего за изучением произведения (рассказа И.С. Тургенева «Певцы»), 1 минута — на организацию и инструктаж учащихся. Задания выполняются на листах (тетрадях).
Цель: проверить знание текста художественного произведения, литературных терминов, места произведения в творческой биографии писателя, формировать внимательное отношение к слову.
Задачи: проверить умение учащихся соотносить свои знания с вариантами ответов; стимулировать интерес к вдумчивому прочтению произведений; совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.
Личностные: формирование установки связи между мотивом и учебной деятельностью, умение нахождения рационального способа выполнения тестовых заданий, способность к самоконтролю и самооценке;
Метапредметные: понимать основную и дополнительную информацию; решать задачи поискового характера, ориентироваться в своих знаниях, планировать свою деятельность и осуществлять самооценку;
Предметные: оценить уровень усвоения содержания рассказа И.С. Тургенева «Певцы», знания учащимися места произведения в творческой биографии писателя, троп (средств выразительности речи из теории литературы).
Инструкция к заданиям.
Тест состоит из 14 заданий. Каждое содержит несколько вариантов ответов, среди которых только один вариант ответа является верным. Надо выбрать верный вариант ответа и записать рядом с номером задания. За каждый правильный ответ получаете 1 балл. Будьте внимательны при чтении заданий и выборе ответов. Удачи!
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания) в двух вариантах для учащихся.
Тестирование. 7 класс. Литература. Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Вариант 1. 1. В какой сборник И.С. Тургенева вошел рассказ «Певцы»? А) «Месяц в деревне», Б) «Записки охотника», В) «Очерки путешественника». 2. В какое время года происходили события рассказа? А) весной, Б) летом, В) об этом в рассказе не сказано. 3. Как называлось село, в котором происходили события? А) Колотовка, Б) Лутовиново, В) Овражкино. 4. Почему рассказчик поспешил в кабак? А) его стали звать , Б) испортилась погода, В) узнал о состязании. 5. Кто не получая никакого жалования, умел «покутить на чужой счет»? А) Николай Иванович, Б) Моргач, В) Обалдуй, Г) Дикий Барин. 6. Чьё прошлое было неизвестно, но он «пользовался огромным влиянием во всем округе»? А) Николая Ивановича, Б) Моргача , В) Обалдуя, Г) Дикого Барина. 7. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами»? А) о Моргаче, Б) об Обалдуе, В) о Яшке-Турке, Г) о рядчике. 8. Кем был в душе Яков? А) актёром, Б) художником, В) певцом. 9. Кого боялись пьяницы-крикуны в кабаке? А) Дикого Барина, Б) Николая Ивановича, В) жены Николая Ивановича. 10. Какую песню пел рядчик? А) плясовую, Б) заунывную, В) застольную. 11. Чей голос «был довольно приятный и сладкий» ? А) Обалдуя, Б) Яшки, В) рядчика. 12. Кто пел «ободренный знаками всеобщего удовольствия»? А) Яшка, Б) рядчик, В) жена Николая Ивановича. 13. В словах «одно окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу» содержится А) гипербола, Б) олицетворение, В) сравнение, Г) метафора, Д) антитеза. 14. В традициях какого литературного направления написан рассказ «Певцы»? А) классицизм, Б) романтизм, В) реализм. |
Тестирование. 7 класс. Литература. Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Вариант 2. 1. В каком году был написан рассказ «Певцы»? А) 1848, Б) 1849, В) 1850, Г) 1851. 2. Сколько времени длится повествование? А) 1 день, Б) 2 дня , В) 3 дня. 3. Как назывался кабачок, в котором происходили события? А) «Притынный», Б) «Прицельный», В) «Приовражный». 4. Почему рассказчик направился к кабаку? А) его манил свет в окошке, Б) его мучила жажда, В) договаривался встретиться с приятелем. 5. Кто из посетителей кабака «некогда был кучером» у помещицы, сбежал с тройкой лошадей, потом вернулся, был прощён старой барыней, после смерти которой получил вольную и приписался в мещане? А) Николай Иванович, Б) Моргач, В) Обалдуй, Г) Дикий Барин. 6. Кто был человек «расторопный и сметливый» и знал толк в том, что «важно или занимательно для русского человека»? А) Николай Иванович, Б) Моргач , В) Обалдуй, Г) Дикий Барин. 7. Кто прикрыл лицо рукой, а когда открыл, «оно было бледно, как у мертвого». Он “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали» А) Перевлесов, Б) Обалдуй, В) Яшка , Г) рядчик. 8. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны»? А) о Моргаче, Б) о Яшке, В) о рядчике. 9. Без чьего разрешения не решались бросить жребий? А) Дикого Барина, Б) Николая Ивановича, В) Жены Николая Ивановича. 10. Какую песню пел Яшка-Турок? А) плясовую, Б) заунывную, В) застольную. 11. Чей голос «звенел, как надтреснутый». А) Николая Ивановича, Б) Яшки, В) рядчика. 12. Кто победил в соревновании? А) Яшка, Б) рядчик, В) была ничья. 13. В словах «окно, освещённое изнутри, … мерцает путеводной звездою» содержится А) гипербола, Б) олицетворение, В) сравнение, Г) метафора, Д) антитеза. 14. Композиция рассказа рассказ «Певцы» А) последовательная, Б) рамочная, В) зеркальная. |
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания) в двух вариантах с выделенными жирным шрифтом правильными ответами для учителя.
Тестирование. 7 класс. Литература. Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Вариант 1. 1. В какой сборник И.С. Тургенева вошел рассказ «Певцы»? А) «Месяц в деревне», Б) «Записки охотника», В) «Очерки путешественника». 2. В какое время года происходили события рассказа? А) весной, Б) летом, В) об этом в рассказе не сказано. 3. Как называлось село, в котором происходили события? А) Колотовка, Б) Лутовиново, В) Овражкино. 4. Почему рассказчик поспешил в кабак? А) его стали звать , Б) испортилась погода, В) узнал о состязании. 5. Кто не получая никакого жалования, умел «покутить на чужой счет»? А) Николай Иванович, Б) Моргач, В) Обалдуй, Г) Дикий Барин. 6. Чьё прошлое было неизвестно, но он «пользовался огромным влиянием во всем округе»? А) Николая Ивановича, Б) Моргача , В) Обалдуя, Г) Дикого Барина. 7. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами»? А) о Моргаче, Б) об Обалдуе, В) о Яшке-Турке, Г) о рядчике. 8. Кем был в душе Яков? А) актёром, Б) художником, В) певцом. 9. Кого боялись пьяницы-крикуны в кабаке? А) Дикого Барина, Б) Николая Ивановича, В) жены Николая Ивановича. 10. Какую песню пел рядчик? А) плясовую, Б) заунывную, В) застольную. 11. Чей голос «был довольно приятный и сладкий» ? А) Обалдуя, Б) Яшки, В) рядчика. 12. Кто пел «ободренный знаками всеобщего удовольствия»? А) Яшка, Б) рядчик, В) жена Николая Ивановича. 13. В словах «одно окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу» содержится А) гипербола, Б) олицетворение, В) сравнение, Г) метафора, Д) антитеза. 14. В традициях какого литературного направления написан рассказ «Певцы»? А) классицизм, Б) романтизм, В) реализм. |
Тестирование. 7 класс. Литература. Рассказ И.С. Тургенева «Певцы». Вариант 2. 1. В каком году был написан рассказ «Певцы»? А) 1848, Б) 1849, В) 1850, Г) 1851. 2. Сколько времени длится повествование? А) 1 день, Б) 2 дня , В) 3 дня. 3. Как назывался кабачок, в котором происходили события? А) «Притынный», Б) «Прицельный», В) «Приовражный». 4. Почему рассказчик направился к кабаку? А) его манил свет в окошке, Б) его мучила жажда, В) договаривался встретиться с приятелем. 5. Кто из посетителей кабака «некогда был кучером» у помещицы, сбежал с тройкой лошадей, потом вернулся, был прощён старой барыней, после смерти которой получил вольную и приписался в мещане? А) Николай Иванович, Б) Моргач, В) Обалдуй, Г) Дикий Барин. 6. Кто был человек «расторопный и сметливый» и знал толк в том, что «важно или занимательно для русского человека»? А) Николай Иванович, Б) Моргач , В) Обалдуй, Г) Дикий Барин. 7. Кто прикрыл лицо рукой, а когда открыл, «оно было бледно, как у мертвого». Он “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали» А) Перевлесов, Б) Обалдуй, В) Яшка , Г) рядчик. 8. О ком из героев рассказа идет речь в цитате: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны»? А) о Моргаче, Б) о Яшке, В) о рядчике. 9. Без чьего разрешения не решались бросить жребий? А) Дикого Барина, Б) Николая Ивановича, В) Жены Николая Ивановича. 10. Какую песню пел Яшка-Турок? А) плясовую, Б) заунывную, В) застольную. 11. Чей голос «звенел, как надтреснутый». А) Николая Ивановича, Б) Яшки, В) рядчика. 12. Кто победил в соревновании? А) Яшка, Б) рядчик, В) была ничья. 13. В словах «окно, освещённое изнутри, … мерцает путеводной звездою» содержится А) гипербола, Б) олицетворение, В) сравнение, Г) метафора, Д) антитеза. 14. Композиция рассказа рассказ «Певцы» А) последовательная, Б) рамочная, В) зеркальная. |
Ответы на тестовые задания по рассказу И.С. Тургенева «Певцы».
Вариант 1. 1. Б. 2. Б. 3. А. 4. В. 5. В. 6. Г. 7. Г. 8. Б. 9. В. 10. А. 11. В. 12. Б. 13. В. 14. В. |
Вариант 2. 1. В. 2. А 3. А. 4. Б. 5. Б. 6. А. 7. В. 8. Б. 9. А. 10. Б. 11. Б. 12. А. 13. Г. 14. В. |
Оценивание теста (за каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл).
5 и менее баллов — оценка «2».
1) Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.: Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. — М., ООО «Русское слово — учебник», 2017.
Тест по произведению “Певцы”
Последний раз тест пройден более 24 часов назад.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
-
Вопрос 1 из 10
В каком году был написан рассказ «Певцы»?
-
1846 г.
-
1848 г.
-
1850 г.
-
1852 г.
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 84%
ответили правильно84% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуРассказ «Певцы» Тургенев написал в 1850 году.
-
-
Вопрос 2 из 10
В какой сборник Тургенева вошел рассказ «Певцы»?
-
«Записки охотника»
-
«Очерки путешественника»
-
«Байки мещанина»
-
«Наблюдения крестьянина»
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 86%
ответили правильно86% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответуПроизведение входит в сборник очерков писателя
«Записки охотника»
. -
-
Вопрос 3 из 10
Как назывался кабак Николая Ивановича?
-
«Притынный»
-
«Приколотовый»
-
«Призаборный»
-
«Приовражный»
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 78%
ответили правильно78% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Над дверью избушки прибита голубая дощечка: эта избушка — кабак, прозванный «Притынным». В этом кабаке вино продается, вероятно, не дешевле положенной цены, но посещается он гораздо прилежнее, чем все окрестные заведения такого же рода. Причиной этому целовальник Николай Иваныч.»
-
-
Вопрос 4 из 10
На что побились об заклад Яшка и рядчик?
-
На бутыль вина
-
На осьмуху пива
-
На кошель червонцев
-
На вороного жеребца
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 78%
ответили правильно78% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«— Зачем я тебя зову? — сказал с укоризной человек во фризовой шинели. — Экой ты, Моргач, чудной, братец: тебя зовут в кабак, а ты еще спрашиваешь, зачем. А ждут тебя всё люди добрые: Турок-Яшка, да Дикий-Барин, да рядчик с Жиздры. Яшка-то с рядчиком об заклад побились: осьмуху пива поставили — кто кого одолеет, лучше споет то есть… понимаешь?»
-
-
Вопрос 5 из 10
Кем был «по званию» Яшка-Турок?
-
Каменщик на стройке
-
Черпальщик на фабрике
-
Конюх у барина
-
Садовник при старосте
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 61%
ответили правильно61% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Об Якове-Турке и рядчике нечего долго распространяться. Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца; что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.»
-
-
Вопрос 6 из 10
Как определили, кто будет петь первым?
-
Попросили решить Николая Ивановича
-
Спросили, кто хочет быть первым
-
Бросили жребий
-
Об этом в рассказе не сказано
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 88%
ответили правильно88% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«— Начинай! — угрюмо и резко проговорил Дикий-Барин.
Яков вздрогнул. Рядчик встал, осунул кушак и откашлялся.
— А кому начать? — спросил он слегка изменившимся голосом у Дикого-Барина, который всё продолжал стоять неподвижно посередине комнаты, широко расставив толстые ноги и почти по локоть засунув могучие руки в карманы шаровар.
— Тебе, тебе, рядчик, — залепетал Обалдуй, — тебе, братец.
Дикий-Барин посмотрел на него исподлобья. Обалдуй слабо пискнул, замялся, глянул куда-то в потолок, повел плечами и умолк.
— Жеребий кинуть, — с расстановкой произнес Дикий-Барин, — до осьмуху на стойку.» -
-
Вопрос 7 из 10
Какую песню пел рядчик?
-
Плясовую
-
Заунывную
-
Военную
-
Застольную
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 79%
ответили правильно79% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Пел он веселую, плясовую песню, слова которой, сколько я мог уловить сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные и восклицания, были следующие:
Распашу я, молода-молоденька,
Землицы маленько;
посею, молода-молоденька,
Цветика аленька.» -
-
Вопрос 8 из 10
О ком из героев рассказа идет речь в цитате: «Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны»?
-
О Моргаче
-
Об Обалдуе
-
О Яшке
-
О рядчике
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 78%
ответили правильно78% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более — он дрожал, по той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова.»
-
-
Вопрос 9 из 10
Кто выиграл в соревновании?
-
Яшка
-
Рядчик
-
Была ничья
-
Об этом в рассказе не сказано
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 96%
ответили правильно96% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«— Яша, — проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и — смолк.
Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты… твоя… ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.» -
-
Вопрос 10 из 10
В традициях какого литературного направления написан рассказ «Певцы»?
-
Классицизм
-
Романтизм
-
Соцреализм
-
Реализм
Подсказка
Правильный ответ
Неправильный ответ
В вопросе ошибка?
Вы и еще 66%
ответили правильно66% ответили правильно
на этот вопрос
Пояснение к правильному ответу«Певцы», как и большая часть произведений Тургенева, написаны в литературном направлении реализм.
-
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Сергей Штанов
9/10
-
Павел Чумаков
7/10
-
Екатерина Каргичева
6/10
-
Алина Шутова
10/10
-
Ефим Лекомцев
10/10
-
Виталий Зуев
9/10
-
Мария Чапик
8/10
-
Анастасия Музыка
10/10
-
Илья Шлыков
10/10
-
Александр Ли
10/10
ТОП-3 теста
которые проходят вместе с этим
Рейтинг теста
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 8403.
А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.
«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы и проблемы
- 6 Главная мысль
- 7 Средства художественной выразительности
История создания
Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.
«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.
Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.
Жанр и направление
«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).
Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.
Композиция
- Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой). В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.
- Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
- Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
- Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
- В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.
Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара – прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.
Главные герои и их характеристика
Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.
Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:
Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.
Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.
О другом певце рассказчик сообщает следующее:
Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.
Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.
Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет. Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу. Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.
Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию. Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.
Темы и проблемы
Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:
- Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
- Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).
Главная мысль
Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.
Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни. Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.
Средства художественной выразительности
Мастерство Тургенева-рассказчика заключается в изображении утонченных пейзажей, психологизме (раскрытии внутреннего мира персонажей через речь, поведение). Автор стремится разобраться в сути описываемого явления. Именно это стремление к отображению мельчайших подробностей изображаемой жизни и сделало его великим писателем.
Стиль Тургенева в «Певцах» характерен обилием эпитетов и сравнений.
В «Певцах» значим образ голоса. Именно благодаря разговорам повествователь приходит в кабак, именно момент пения является кульминационным и именно крик: «Антропка-а-а!» провожает удаляющегося из села рассказчика.
Пейзаж, ландшафт села, разделённого пополам оврагом, словно символизирует ту рану, которую ощутил повествователь при возвращении из глубин души к обыденному существованию.
Автор: Богдан Попович
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
На чтение 6 мин Просмотров 10.7к. Опубликовано 25.06.2021
⭐⭐⭐⭐⭐ «Певцы» за 1 минуту и подробно за 3 минуты.
В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Певцы», автор ярко описал от первого лица колоритных жителей и их самобытный мир.
События рассказывает барин-охотник.
Очень краткий пересказ рассказа «Певцы»
Барин, возвращаясь с охоты, проходил через село, в котором был кабак. Он узнал, что там будет спор между городским рядчиком и местным работягой о том, кто лучше поет. В ходе мероприятия рассказчик обратил внимание на местных посетителей, некоторые из них особо привлекали его внимание.
Первым выступал по жребию городской рядчик, все были очарованы его пением. Потом запел Яшка-Турок, и потряс всех своим чувственным исполнением до глубины души, настолько, что все начали плакать, а кто-то и вовсе зарыдал. Рядчик ретировался из кабака, проиграв Яшке порцию пива, а в заведении продолжилось веселье.
Рассказчик решил уйти из кабака, так как не хотел испортить впечатление от увиденного, отправился на сеновал, чтобы переждать жару и продолжить путь домой. Когда он просыпается, то видит, что в кабаке все еще продолжается гуляние, и Яшка уже сильно пьяный что-то еще поет хриплым голосом в неприглядном виде. Барин продолжает путь и слышит, как вдалеке мальчишеский голос настойчиво и протяжно зовет Андропку.
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик – барин, возвращается домой с охоты, заинтересовался местными событиями в кабаке «Притынный».
- Яшка-Турок – молодой парень-работяга двадцати трех лет, худощавого телосложения, был рожден от пленной турчанки, поэтому и получил такое прозвище.
- Рядчик – мужчина, который прибыл из города Жиздра, ему тридцать лет, невысокого роста «рябой и курчавый», с красивым голосом.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Дикий-Барин (Перевлесов) – мужик сорока лет, с татарскими глазами, широким лицом, крепким телосложением, всегда угрюмый.
- Моргач – раньше был кучером, но благодаря своей смекалке и хитрости стал мещанином, найдет подход к каждому человеку ради своей выгоды.
- Жена Николая Ивановича – степенная женщина в возрасте, похожа по манерам и характеру на своего мужа, вежливая, ко всем относится с уважением.
- Николай Иванович – местный целовальник (продавец спиртного), владелец известного в округе кабака «Притынный». Мужчина не отличался болтливостью, был всегда приветлив с посетителями, иногда раздавал мудрые советы, но при этом был эгоистичен, и всегда в первую очередь думал о себе.
- Обалдуй (Евграф Иванов) – бездельник и выпивоха, который мало кому нравился, но все его почему-то поили и слушали его истории, всегда присутствовал на всех гуляниях.
Краткое содержание рассказа «Певцы» подробно
В один из жарких июльских дней барин возвращался с охоты и довелось ему пройти через знакомую деревню Котловка. Здесь располагался известный на всю округу кабак «Притынный», владельцем которого был местный целовальник Николай Иванович. Сюда приходили, чтобы отдохнуть, поделиться новостями, развлечься и спросить совета.
Барин тоже решил зайти в бар, чтобы утолить жажду, и попал именно в тот момент, когда в кабаке намечался спор. Суть спора была в том, чтобы определить, кто поет лучше. Участниками данного «соревнования» были обычный рабочий Яшка-Турок и городской рядчик из Жиздры. Призом была большая порция пива. Барин заинтересовался этим мероприятием и решил остаться, чтобы посмотреть, так как был наслышан про талант молодого парня, ведь Яшка по прозвищу Турок был по душе художник и опытный певец.
Среди посетителей кабака присутствовали особые гости, которые заинтересовали своим видом и поведением рассказчика: Дикий-Барин был ценителем пения, ходил всегда угрюмый и задумчивый; Моргач местный мещанин, который раньше был крестьянином, но благодаря своей расчетливости и хитрости, стал приказчиком, «разбогател и живет себе» припеваючи; Обалдуй – Евграф Иванов загулявший холостой человек, был местным бездельником-выпивохой,
Чтобы определить, кто первым будет выступать, было решено кинуть жребий. По результатам начинал гость, пел веселую плясовую. Когда рядчик запел, присутствующие в кабаке были в восторге от его голоса, наслаждались пением и подачей. Когда пришла очередь петь Яшке-Турку, он немного замялся, но с каждой секундой его голос становился пронзительнее и чувственнее. Яков пел душевно, он настолько потряс собравшихся, что даже суровые мужчины не могли сдержать чувств, а женщины просто заливались слезами.
Соперник Яшки рядчик из Жиздры, сначала был уверен в своей победе. Но после состязания рядчик признает поражение и решает уйти из заведения.
Тем временем, Николай Иванович от себя подарил Якову еще одну порцию пива, и в кабаке начался настоящий пир.
Барин-охотник не стал долго задерживаться, чтобы не испортить впечатление от увиденного и услышанного и отправился на сеновал, чтобы переждать жару. Когда он проснулся, то увидел, что в кабаке все еще продолжалось бурное веселье. Рассказчик начал спускаться с холма, на котором располагалась Котловка, чтобы продолжить путь домой.
Кратко об истории создания произведения
Рассказ «Певцы» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1850г., когда находился в Орловской губернии. Он был настолько впечатлен местными колоритными жителями, их бытом, что решил написать несколько произведений. Автор сначала не имел задумки по созданию цикла, но за несколько лет накопилось много материала. Так появился сборник «Записки охотника», включающий в себя множество рассказов и очерков.
Рассказ «Певцы» был написан примерно в середине цикла, в этот период, Тургенев уже осознанно писал произведения для сборника. Его «записки» издавались в популярном тогда журнале «Современник» и стали настоящим прорывом в русской литературе. Иван Сергеевич подробно описывает образы крестьян со всеми их достоинствами и недостатками, какие они есть. Ему это удается передать особенно хорошо, поэтому читатель живо представляет образы, атмосферу той эпохи и мест, в которых довелось побывать автору.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Певцы
Анализ произведения Тургенева Певцы
Рассказ «Певцы» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». «Записки охотника» — это длинное, объемное произведение, состоящее из 25 отдельных очерков. Их основная тема заключается в раскрытии простого крестьянского быта, характера подневольных и склада подневольных людей. Рассказ впервые увидел свет в 1852 году, выходя отдельными очерками в журнале. Произвел огромное впечатление на публику и получил массу положительных отзывов во время и после издания. Сейчас является классикой русской литературы.
Очерк «Певцы» был создан в середине создания вышеизложенного сборника. И сразу же после выхода обратил на себя внимание критиков, благодаря нового, для того времени, изображения главного героя. Пережив и увидев несправедливость и угнетение крестьян, старался донести до читателей, что они такие же люди со своими переживаниями, характерами и душой. Именно поэтому главными героями очерков выступают крестьяне. Писатель отлично описывает тяжелую подневольную судьбу, изображает крестьян со всеми подробностями внешности и характеров, показывает насколько бывают возможны безнаказанные издевательства помещиков. Несмотря на то, что сам являлся барином и имел собственную усадьбу.
Таким образом, в «Певцах» представляются для обозрения читателя портреты села «Колотовка», являющееся владением питейной компании Николая Ивановича, в силу своего характера получившего кличку «Обалдуй»; таинственного Дикого – барина; голосистого нанимателя рабочих из Жиздры; мужика по кличке «Моргач»; фаворита песнопенчиского состязания Яшки – Турка.
Произведение рассказывается от наблюдающего приезжего барина, в котором мы узнаём самого Ивана Сергеевича Тургенева. Действие события происходит в корчме Николая Ивановича, где происходит соревнование по песнопению.
Первым начал петь подрядчик из Жиздры. Он сразу же произвёл впечатление на публику высоким и красивым голосом, модными фальцетами и музыкальным пассажем. Несмотря на желание большинства присвоить сразу же победу рядчику, решено было заслушать и Яшку – Турка. Яша начал петь неуверенно, голос дрожал, то и дело подрываясь. Но вот зазвучала народная русская песня и Яшку как – будто подменили. Голос стал тонок, крепок и очень красив. Никто не удержался от того чтобы пролить слезу, даже Дикий – Барин. Победа безоговорочно достаётся Яше.
Анализ 2
Произведение «Певцы» входит в цикл рассказов Тургенева «Записки охотника». Автор поставил перед собой задачу раскрытия образа простого человека. Также он Тургенев показывает зрителю картину жизни русского народа, к которому он чувствовал любовь и горечь о его судьбе.
Автор со свойственной ему иронией представляет нам своих героев, чьи образы разработаны настолько тонко и живо, что каждый из нас будто бы оказывается в шкуре персонажей. Вот мы видим жителей села «Колотовка»: тут и Николай Иванович, душа каждой компании и владелец собственной питейной, вот мы видим местного лоботряса Обалдуя, рядом стоит Дикий-Барин, вызывающий неподдельное уважение у каждого, кто осмелится с ним заговорить, около него мы замечаем странного мужика, по прозвищу Моргач, и в конце-концов наш взгляд падает на победителя соревнования певцов Яшку-Турка.
Повествование ведется от лица барина местного уезда – Рассказчика. Сюжет разворачивается в питейной Николая Ивановича, куда съезжается огромное количество людей, в том числе и конкурсанты певческого соревнования – Яшка-Турок и рядчик из Жиздры. Сначала выступает рядчик. Он поражает зрителей своим красивым голосом. Но Дикий-Барин смотрит на певца хмуро, реакция его остается для зрителя тайной. Обалдуй и ряд слушателей желают отдать победу рядчику без какого-то боя, но Яшку-Турка все же решают послушать. Яшка значительно волнуется, и даже хочет уклониться от выступления, но Дикий-Барин строго следит за правилами действия и Яшке-Турку все же приходится спеть. Яша начинает свою песню неуверенным голосом, но постепенно он будто бы набирается некой исключительной силы. И вот зазвучала песня из русского народного фольклора. Песня близкая душе каждого русского человека. В голосе Яшки чувствуется что-то жуткое, но вместе с тем завораживающее слух слушателя. Песня затронуло каждого человека, находящегося в тот день в питейной. Даже из глаза Дикого-Барина покатилась слеза. Таким образом, победа единогласно была присуждена Яшке-Турку.
Следует обратить особое внимание не финальную сцену произведения. Рассказчик тихонько покидает заведение, опасаясь нарушить то замечательно чувство, которое осело в его душе после услышанной песни. И сделал он это не зря. Потому как чуть позже, заглянув в открытое окошку, Рассказчик видит, что он былого не осталось ни капли – все люди, как один, были пьяны. Открытый финал в произведении заставляет нас задуматься. Вспомним отступление про мальчика, который ищет некого Антропку, которого хочет наказать злая барыня. Неужто этим Тургенев хотел сказать, что даже сам барин, одной лишь песней, сумел понять всю горестную судьбу талантливого, но бедного, человека?
Анализ рассказа Певцы
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Что такое Вера
Вера — это убеждение, надежда человека на что-либо. Важна ли людям вера? Можно ли прожить без неё? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как вера помогает человеку.
- Образ и характеристика Матрены Корчагиной в поэме Кому на Руси жить хорошо
Русская крестьянская женщина является персонажем в разных произведениях Некрасова. Все они проникнуты сочувствием к ее судьбе.
- Сочинение на тему Мой любимый город — Москва
В Москве проживают очень приветливые и добрые люди, гостеприимство и щедрость которых поражает на всю оставшуюся жизнь. Традиции и культура города очень своеобразны
- Анализ Чехов Хирургия сочинение по рассказу
Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие происходит в кабинете одной из больниц села.
- Сочинение по сказке Перро Спящая красавица
Эту принцессу родители обожали с самого начала, так как она была очень долгожданным ребенком. Родители уже почти потеряли надежду на то, что у их страны будет наследник или, хотя бы, наследница.
- Полный текст
- Хорь и Калиныч
- Ермолай и мельничиха
- Малиновая вода
- Уездный лекарь
- Мой сосед Радилов
- Однодворец Овсянников
- Льгов
- Бежин луг
- Касьян с Красивой мечи
- Бурмистр
- Контора
- Бирюк
- Два помещика
- Лебедянь
- Татьяна Борисовна и ее племянник
- Смерть
- Певцы
- Петр Петрович Каратаев
- Свидание
- Гамлет Щигровского уезда
- Чертопханов и Недопюскин
- Конец Чертопханова
- Живые мощи
- Стучит!
- Лес и степь
- Примечания
Певцы
Небольшое сельцо Колотовка, принадлежавшее некогда помещице, за лихой и бойкий нрав прозванной в околотке Стрыганихой (настоящее имя ее осталось неизвестным), а ныне состоящее за каким-то петербургским немцем, лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, – через реку можно по крайней мере навести мост, – разделяет обе стороны бедной деревушки. Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам; на самом дне, сухом и желтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня. Невеселый вид, нечего сказать, – а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто.
У самой головы оврага, в нескольких шагах от той точки, где он начинается узкой трещиной, стоит небольшая четвероугольная избушка, стоит одна, отдельно от других. Она крыта соломой, с трубой; одно окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещенное изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужичку мерцает путеводной звездою. Над дверью избушки прибита голубая дощечка: эта избушка – кабак, прозванный «Притынным»[50]. В этом кабаке вино продается, вероятно, не дешевле положенной цены, но посещается он гораздо прилежнее, чем все окрестные заведения такого же рода. Причиной этому целовальник Николай Иваныч.
Николай Иваныч – некогда стройный, кудрявый и румяный парень, теперь же необычайно толстый, уже поседевший мужчина с заплывшим лицом, хитро-добродушными глазками и жирным лбом, перетянутым морщинами, словно нитками, – уже более двадцати лет проживает в Колотовке. Николай Иваныч человек расторопный и сметливый, как большая часть целовальников. Не отличаясь ни особенной любезностью, ни говорливостью, он обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей, которым как-то весело сидеть перед его стойкой, под спокойным и приветливым, хотя зорким взглядом флегматического хозяина. У него много здравого смысла; ему хорошо знаком и помещичий быт, и крестьянский, и мещанский; в трудных случаях он мог бы подать неглупый совет, но, как человек осторожный и эгоист, предпочитает оставаться в стороне и разве только отдаленными, словно без всякого намерения произнесенными намеками наводит своих посетителей – и то любимых им посетителей – на путь истины. Он знает толк во всем, что важно или занимательно для русского человека: в лошадях и в скотине, в лесе, в кирпичах, в посуде, в красном товаре и в кожевенном, в песнях и в плясках. Когда у него нет посещения, он обыкновенно сидит, как мешок, на земле перед дверью своей избы, подвернув под себя свои тонкие ножки, и перекидывается ласковыми словцами со всеми прохожими. Много видал он на своем веку, пережил не один десяток мелких дворян, заезжавших к нему за «очищенным», знает все, что делается на сто верст кругом, и никогда не пробалтывается, не показывает даже виду, что ему и то известно, чего не подозревает самый проницательный становой. Знай себе помалчивает, да посмеивается, да стаканчиками пошевеливает. Его соседи уважают: штатский генерал Щередетенко, первый по чину владелец в уезде, всякий раз снисходительно ему кланяется, когда проезжает мимо его домика. Николай Иваныч человек со влиянием: он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свел со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего, и т.д. Впрочем, не должно думать, чтобы он это делал из любви к справедливости, из усердия к ближним – нет! Он просто старается предупредить все то, что может как-нибудь нарушить его спокойствие. Николай Иваныч женат, и дети у него есть. Жена его, бойкая, востроносая и быстроглазая мещанка, в последнее время тоже несколько отяжелела телом, подобно своему мужу. Он во всем на нее полагается, и деньги у ней под ключом. Пьяницы-крикуны ее боятся; она их не любит: выгоды от них мало, а шуму много; молчаливые, угрюмые ей скорее по сердцу. Дети Николая Иваныча еще малы; первые все перемерли, но оставшиеся пошли в родителей: весело глядеть на умные личики этих здоровых ребят.
Был невыносимо жаркий июльский день, когда я, медленно передвигая ноги, вместе с моей собакой поднимался вдоль Колотовского оврага в направлении Притынного кабачка. Солнце разгоралось на небе, как бы свирепея; парило и пекло неотступно; воздух был весь пропитан душной пылью. Покрытые лоском грачи и вороны, разинув носы, жалобно глядели на проходящих, словно прося их участья; одни воробьи не горевали и, распуша перышки, еще яростнее прежнего чирикали и дрались по заборам, дружно взлетали с пыльной дороги, серыми тучками носились над зелеными конопляниками. Жажда меня мучила. Воды не было близко в Колотовке, как и во многих других степных деревнях, мужики, за неименьем ключей и колодцев, пьют какую-то жидкую грязцу из пруда… Но кто же назовет это отвратительное пойло водою? Я хотел спросить у Николая Иваныча стакан пива или квасу.
Признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью, и покрытый гусиным пухом, черный, словно раскаленный пруд, с каймой из полувысохшей грязи и сбитой набок плотиной, возле которой на мелко истоптанной, пепеловидной земле овцы, едва дыша и чихая от жара, печально теснятся друг к дружке и с унылым терпеньем наклоняют головы как можно ниже, как будто выжидая, когда ж пройдет наконец этот невыносимый зной. Усталыми шагами приближался я к жилищу Николая Иваныча, возбуждая, как водится, в ребятишках изумление, доходившее до напряженно-бессмысленного созерцания, в собаках – негодование, выражавшееся лаем, до того хриплым и злобным, что, казалось, у них отрывалась вся внутренность, и они сами потом кашляли и задыхались, – как вдруг на пороге кабачка показался мужчина высокого роста, без шапки, во фризовой шинели, низко подпоясанной голубым кушачком. На вид он казался дворовым; густые седые волосы в беспорядке вздымались над сухим и сморщенным его лицом. Он звал кого-то, торопливо действуя руками, которые, очевидно, размахивались гораздо далее, чем он сам того желал. Заметно было, что он уже успел выпить.
– Иди, иди же! – залепетал он, с усилием поднимая густые брови, – иди, Моргач, иди! Экой ты, братец, ползешь, право слово. Это нехорошо, братец. Тут ждут тебя, а ты вот ползешь… Иди.
– Ну, иду, иду, – раздался дребезжащий голос, и из-за избы направо показался человек низенький, толстый и хромой. На нем была довольно опрятная суконная чуйка, вдетая на один рукав; высокая остроконечная шапка, прямо надвинутая на брови, придавала его круглому, пухлому лицу выражение лукавое и насмешливое. Его маленькие желтые глазки так и бегали, с тонких губ не сходила сдержанная, напряженная улыбка, а нос, острый и длинный, нахально выдвигался вперед, как руль. – Иду, любезный, – продолжал он, ковыляя в направлении питейного заведенья, – зачем ты меня зовешь?.. Кто меня ждет?
– Зачем я тебя зову? – сказал с укоризной человек во фризовой шинели. – Экой ты, Моргач, чудной, братец: тебя зовут в кабак, а ты еще спрашиваешь, зачем. А ждут тебя все люди добрые: Турок-Яшка, да Дикий-Барин, да рядчик с Жиздры. Яшка-то с рядчиком об заклад побились: осьмуху пива поставили – кто кого одолеет, лучше споет то есть… понимаешь?
– Яшка петь будет? – с живостью проговорил человек, прозванный Моргачом. – И ты не врешь, Обалдуй?
– Я не вру, – с достоинством отвечал Обалдуй, – а ты брешешь. Стало быть, будет петь, коли об заклад побился, божья коровка ты этакая, плут ты этакой, Моргач!
– Ну, пойдем, простота, – возразил Моргач.
– Ну, поцелуй же меня по крайней мере, душа ты моя, – залепетал Обалдуй, широко раскрыв объятия.
– Вишь, Езоп изнеженный, – презрительно ответил Моргач, отталкивая его локтем, и оба, нагнувшись, вошли в низенькую дверь.
Слышанный мною разговор сильно возбудил мое любопытство. Уже не раз доходили до меня слухи об Яшке-Турке как о лучшем певце в околотке, и вдруг мне представился случай услышать его в состязании с другим мастером. Я удвоил шаги и вошел в заведение.
Вероятно, не многие из моих читателей имели случай заглядывать в деревенские кабаки; но наш брат, охотник, куда не заходит! Устройство их чрезвычайно просто. Они состоят обыкновенно из темных сеней и белой избы, разделенной надвое перегородкой, за которую никто из посетителей не имеет права заходить. В этой перегородке, над широким дубовым столом, проделано большое продольное отверстие. На этом столе, или стойке продается вино. Запечатанные штофы разной величины рядком стоят на полках, прямо против отверстия. В передней части избы, предоставленной посетителям, находятся лавки, две-три пустые бочки, угловой стол. Деревенские кабаки большей частью довольно темны, и почти никогда не увидите вы на их бревенчатых стенах каких-нибудь ярко раскрашенных лубочных картин, без которых редкая изба обходится.
Когда я вошел в Притынный кабачок, в нем уже собралось довольно многочисленное общество.
За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч, в пестрой ситцевой рубахе, и, с ленивой усмешкой на пухлых щеках, наливал своей полной и белой рукой два стакана вина вошедшим приятелям, Моргачу и Обалдую; а за ним, в углу, возле окна, виднелась его востроглазая жена. Посередине комнаты стоял Яшка-Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех, одетый в долгополый нанковый кафтан голубого цвета. Он смотрел удалым фабричным малым и, казалось, не мог похвастаться отличным здоровьем. Его впалые щеки, большие беспокойные серые глаза, прямой нос с тонкими, подвижными ноздрями, белый покатый лоб с закинутыми назад светло-русыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы – все его лицо изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, – да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием. Подле него стоял мужчина лет сорока, широкоплечий, широкоскулый, с низким лбом, узкими татарскими глазами, коротким и плоским носом, четвероугольным подбородком и черными блестящими волосами, жесткими, как щетина. Выражение его смуглого с свинцовым отливом лица, особенно его бледных губ, можно было бы назвать почти свирепым, если б оно не было так спокойно-задумчиво. Он почти не шевелился и только медленно поглядывал кругом, как бык из-под ярма. Одет он был в какой-то поношенный сюртук с медными гладкими пуговицами; старый черный шелковый платок окутывал его огромную шею. Звали его Диким-Барином. Прямо против него, на лавке под образами, сидел соперник Яшки – рядчик из Жиздры. Это был невысокого роста плотный мужчина лет тридцати, рябой и курчавый, с тупым вздернутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородкой. Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами, обутыми в щегольские сапоги с оторочкой. На нем был новый тонкий армяк из серого сукна с плисовым воротником, от которого резко отделялся край алой рубахи, плотно застегнутой вокруг горла. В противоположном углу, направо от двери, сидел за столом какой-то мужичок в узкой изношенной свите, с огромной дырой на плече. Солнечный свет струился жидким желтоватым потоком сквозь запыленные стекла двух небольших окошек и, казалось, не мог победить обычной темноты комнаты: все предметы были освещены скупо, словно пятнами. Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я переступил порог.
Мой приход – я это мог заметить – сначала несколько смутил гостей Николая Иваныча; но, увидев, что он поклонился мне, как знакомому человеку, они успокоились и уже более не обращали на меня внимания. Я спросил себе пива и сел в уголок, возле мужичка в изорванной свите.
– Ну, что ж! – возопил вдруг Обалдуй, выпив духом стакан вина и сопровождая свое восклицание теми странными размахиваниями рук, без которых он, по-видимому, не произносил ни одного слова. – Чего еще ждать? Начинать так начинать. А? Яша?..
– Начинать, начинать, – одобрительно подхватил Николай Иваныч.
– Начнем, пожалуй, – хладнокровно и с самоуверенной улыбкой промолвил рядчик, – я готов.
– И я готов, – с волнением произнес Яков.
– Ну, начинайте, ребятки, начинайте, – пропищал Моргач.
Но несмотря на единодушно изъявленное желание, никто не начинал; рядчик даже не приподнялся с лавки, – все словно ждали чего-то.
– Начинай! – угрюмо и резко проговорил Дикий-Барин.
Яков вздрогнул. Рядчик встал, осунул кушак и откашлялся.
– А кому начать? – спросил, он слегка изменившимся голосом у Дикого-Барина, который все продолжал стоять неподвижно посередине комнаты, широко расставив толстые ноги и почти по локоть засунув могучие руки в карманы шаровар.
– Тебе, тебе, рядчик, – залепетал Обалдуй, – тебе, братец.
Дикий-Барин посмотрел на него исподлобья. Обалдуй слабо пискнул, замялся, глянул куда-то в потолок, повел плечами и умолк.
– Жеребий кинуть, – с расстановкой произнес Дикий-Барин, – да осьмуху на стойку.
Николай Иваныч нагнулся, достал, кряхтя, с полу осьмуху и поставил ее на стол.
Дикий-Барин глянул на Якова и промолвил: «Ну!»
Яков зарылся у себя в карманах, достал грош и наметил его зубом. Рядчик вынул из-под полы кафтана новый кожаный кошелек, не торопясь распутал шнурок и, насыпав множество мелочи на руку, выбрал новенький грош. Обалдуй подставил свой затасканный картуз с обломанным и отставшим козырьком; Яков кинул в него свой грош, рядчик – свой.
– Тебе выбирать, – проговорил Дикий-Барин, обратившись к Моргачу.
Моргач самодовольно усмехнулся, взял картуз в обе руки и начал его встряхивать.
Мгновенно воцарилась глубокая тишина: гроши слабо звякали, ударяясь друг о друга. Я внимательно поглядел кругом: все лица выражали напряженное ожидание; сам Дикий-Барин прищурился; мой сосед, мужичок в изорванной свитке, и тот даже с любопытством вытянул шею. Моргач запустил руку в картуз и достал рядчиков грош; все вздохнули. Яков покраснел, а рядчик провел рукой по волосам.
– Ведь я же говорил, что тебе, – воскликнул Обалдуй, – я ведь говорил.
– Ну, ну, не «циркай»![51] – презрительно заметил Дикий-Барин. – Начинай, – продолжал он, качнув головой на рядчика.
– Какую же мне песню петь? – спросил рядчик, приходя в волненье.
– Какую хочешь, – отвечал Моргач. – Какую вздумается, ту и пой.
– Конечно, какую хочешь, – прибавил Николай Иваныч, медленно складывая руки на груди. – В этом тебе указу нету. Пой какую хочешь; да только пой хорошо; а мы уж потом решим по совести.
– Разумеется, по совести, – подхватил Обалдуй и полизал край пустого стакана.
– Дайте, братцы, откашляться маленько, – заговорил рядчик, перебирая пальцами вдоль воротника кафтана.
– Ну, ну, не прохлаждайся – начинай! – решил Дикий-Барин и потупился.
Рядчик подумал немного, встряхнул головой и выступил вперед. Яков впился в него глазами…
Но прежде, чем я приступлю к описанию самого состязания, считаю не лишним сказать несколько слов о каждом из действующих лиц моего рассказа. Жизнь некоторых из них была уже мне известна, когда я встретился с ними в Притынном кабачке; о других я собрал сведения впоследствии.
Начнем с Обалдуя. Настоящее имя этого человека было Евграф Иванов; но никто во всем околотке не звал его иначе как Обалдуем, и он сам величал себя тем же прозвищем: так хорошо оно к нему пристало. И действительно, оно как нельзя лучше шло к его незначительным, вечно встревоженным чертам. Это был загулявший, холостой дворовый человек, от которого собственные господа давным-давно отступились и который, не имея никакой должности, не получая ни гроша жалованья, находил, однако, средство каждый день покутить на чужой счет. У него было множество знакомых, которые поили его вином и чаем, сами не зная зачем, потому что он не только не был в обществе забавен, но даже, напротив, надоедал всем своей бессмысленной болтовней, несносной навязчивостью, лихорадочными телодвижениями и беспрестанным неестественным хохотом. Он не умел ни петь, ни плясать; отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все «лотошил» да врал что ни попало – прямой Обалдуй! И между тем ни одной попойки на сорок верст кругом не обходилось без того, чтобы его долговязая фигура не вертелась тут же между гостями, – так уж к нему привыкли и переносили его присутствие как неизбежное зло. Правда, обходились с ним презрительно, но укрощать его нелепые порывы умел один Дикий-Барин.
Моргач нисколько не походил на Обалдуя. К нему тоже шло названье Моргача, хотя он глазами не моргал более других людей; известное дело: русский народ на прозвища мастер. Несмотря на мое старанье выведать пообстоятельнее прошедшее этого человека, в жизни его остались для меня – и, вероятно, для многих других – темные пятна, места, как выражаются книжники, покрытые глубоким мраком неизвестности. Я узнал только, что он некогда был кучером у старой бездетной барыни, бежал со вверенной ему тройкой лошадей, пропадал целый год и, должно быть, убедившись на деле в невыгодах и бедствиях бродячей жизни, вернулся сам, но уже хромой, бросился в ноги своей госпоже и, в течение нескольких лет примерным поведеньем загладив свое преступленье, понемногу вошел к ней в милость, заслужил наконец ее полную доверенность, попал в приказчики, а по смерти барыни, неизвестно каким образом, оказался отпущенным на волю, приписался в мещане, начал снимать у соседей бакши, разбогател и живет теперь припеваючи. Это человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый; это тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться. Он осторожен и в то же время предприимчив, как лисица; болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается, а всякого другого заставит высказаться; впрочем, не прикидывается простачком, как это делают иные хитрецы того же десятка, да ему и трудно было бы притворяться: я никогда не видывал более проницательных и умных глаз, как его крошечные, лукавые «гляделки»[52]. Они никогда не смотрят просто – все высматривают да подсматривают. Моргач иногда по целым неделям обдумывает какое-нибудь, по-видимому, простое предприятие, а то вдруг решится на отчаянно смелое дело; кажется, тут ему и голову сломить… смотришь – все удалось, все как по маслу пошло. Он счастлив и верит в свое счастье, верит приметам. Он вообще очень суеверен. Его не любят, потому что ему самому ни до кого дела нет, но уважают. Все его семейство состоит из одного сынишки, в котором он души не чает и который, воспитанный таким отцом, вероятно, пойдет далеко. «А Моргачонок в отца вышел», – уже и теперь говорят о нем вполголоса старики, сидя на завалинках и толкуя меж собой в летние вечера; и все понимают, что это значит, и уже не прибавляют ни слова.
Об Якове-Турке и рядчике нечего долго распространяться. Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе – художник во всех смыслах этого слова, а по званию – черпальщик на бумажной фабрике у купца; что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином. Но о Диком-Барине стоит поговорить несколько поподробнее.
Первое впечатление, которое производил на вас вид этого человека, было чувство какой-то грубой, тяжелой, но неотразимой силы. Сложен он был неуклюже, «сбитнем», как говорят у нас, но от него так и несло несокрушимым здоровьем, и – странное дело – его медвежеватая фигура не была лишена какой-то своеобразной грации, происходившей, может быть, от совершенно спокойной уверенности в собственном могуществе. Трудно было решить с первого разу, к какому сословию принадлежал этот Геркулес; он не походил ни на дворового, ни на мещанина, ни на обеднявшего подъячего в отставке, ни на мелкопоместного разорившегося дворянина – псаря и драчуна: он был уж точно сам по себе. Никто не знал, откуда он свалился к нам в уезд; поговаривали, что происходил он от однодворцев и состоял будто где-то прежде на службе; но ничего положительного об этом не знали; да и от кого было и узнавать, – не от него же самого: не было человека более молчаливого и угрюмого. Также никто не мог положительно сказать, чем он живет; он никаким ремеслом не занимался, ни к кому не ездил, не знался почти ни с кем, а деньги у него водились; правда, небольшие, но водились. Вел он себя не то что скромно, – в нем вообще не было ничего скромного, – но тихо; он жил, словно никого вокруг себя не замечал и решительно ни в ком не нуждался. Дикий-Барин (так его прозвали; настоящее же его имя было Перевлесов) пользовался огромным влиянием во всем округе; ему повиновались тотчас и с охотой, хотя он не только не имел никакого права приказывать кому бы то ни было, но даже сам не изъявлял малейшего притязания на послушание людей, с которыми случайно сталкивался. Он говорил – ему покорялись; сила всегда свое возьмет. Он почти не пил вина, не знался с женщинами и страстно любил пение. В этом человеке было много загадочного; казалось, какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и все, до чего ни коснутся; и я жестоко ошибаюсь, если в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва, если он, наученный опытом и едва спасшись от гибели, неумолимо не держал теперь самого себя в ежовых рукавицах. Особенно поражала меня в нем смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства, – смесь, которой я не встречал ни в ком другом.
Итак, рядчик выступил вперед, закрыл до половины глаза и запел высочайшим фальцетом. Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколько сиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался и переливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам, которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потом вдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистой удалью. Его переходы были иногда довольно смелы, иногда довольно забавны: знатоку они бы много доставили удовольствия; немец пришел бы от них в негодование. Это был русский tenore di grazia, tenor leger[53]. Пел он веселую плясовую песню, слова которой, сколько я мог уловить сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные и восклицания, были следующие:
Распашу я, молода-молоденька,
Землицы маленько;
Я посею, молода-молоденька,
Цветика аленька.
Он пел; все слушали его с большим вниманьем. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и потому, как говорится, просто лез из кожи. Действительно, в наших краях знают толк в пении, и недаром село Сергиевское, на большой орловской дороге, славится во всей России своим особенно приятным и согласным напевом. Долго рядчик пел, не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях; ему недоставало поддержки, хора; наконец, при одном особенно удачном переходе, заставившем улыбнуться самого Дикого-Барина, Обалдуй не выдержал и вскрикнул от удовольствия. Все встрепенулись. Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать: «Лихо!.. Забирай, шельмец!.. Забирай, вытягивай, аспид! Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!.. Погуби Ирод твою душу!» и пр. Николай Иваныч из-за стойки одобрительно закачал головой направо и налево. Обалдуй наконец затопал, засеменил ногами и задергал плечиком, а у Якова глаза так и разгорелись, как уголья, и он весь дрожал как лист и беспорядочно улыбался. Один Дикий-Барин не изменился в лице и по-прежнему не двигался с места; но взгляд его, устремленный на рядчика, несколько смягчился, хотя выражение губ оставалось презрительным. Ободренный знаками всеобщего удовольствия, рядчик совсем завихрился и уж такие начал отделывать завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что, когда наконец, утомленный, бледный и облитый горячим потом, он пустил, перекинувшись назад всем телом, последний замирающий возглас, – общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом. Обалдуй бросился ему на шею и начал душить его своими длинными, костлявыми руками; на жирном лице Николая Иваныча выступила краска, и он словно помолодел; Яков как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!» Даже мой сосед, мужик в изорванной свите, не вытерпел и, ударив кулаком по столу, воскликнул: «Ага! хорошо, черт побери, хорошо!» – и с решительностью плюнул в сторону.
– Ну, брат, потешил! – кричал Обалдуй, не выпуская изнеможенного рядчика из своих объятий, – потешил, нечего сказать! Выиграл, брат, выиграл! Поздравляю – осьмуха твоя! Яшке до тебя далеко… Уж я тебе говорю: далеко… А ты мне верь! (И он снова прижал рядчика к своей груди.)
– Да пусти же его; пусти, неотвязная… – с досадой заговорил Моргач, – дай ему присесть на лавку-то; вишь, он устал… Экой ты фофан, братец, право, фофан! Что пристал, словно банный лист?
– Ну что ж, пусть садится, а я за его здоровье выпью, – сказал Обалдуй и подошел к стойке. – На твой счет, брат, – прибавил он, обращаясь к рядчику.
Тот кивнул головой, сел на лавку, достал из шапки полотенце и начал утирать лицо; а Обалдуй с торопливой жадностью выпил стакан и, по привычке горьких пьяниц, крякая, принял грустно-озабоченный вид.
– Хорошо поешь, брат, хорошо, – ласково заметил Николай Иваныч. – А теперь за тобой очередь, Яша: смотри, не сробей. Посмотрим, кто кого, посмотрим… А хорошо поет рядчик, ей-Богу хорошо.
– Очинна хорошо, – заметила Николай Иванычева жена и с улыбкой поглядела на Якова.
– Хорошо-га! – повторил вполголоса мой сосед.
– А, заворотень-полеха![54] – завопил вдруг Обалдуй и, подойдя к мужичку с дырой на плече, уставился на него пальцем, запрыгал и залился дребезжащим хохотом. – Полеха! полеха! Га, баде паняй[55], заворотень! Зачем пожаловал, заворотень? – кричал он сквозь смех.
Бедный мужик смутился и уже собрался было встать да уйти поскорей, как вдруг раздался медный голос Дикого-Барина:
– Да что ж это за несносное животное такое? – произнес он, скрыпнув зубами.
– Я ничего, – забормотал Обалдуй, – я ничего… я так…
– Ну, хорошо, молчать же! – возразил Дикий-Барин. – Яков, начинай!
Яков взялся рукой за горло.
– Что, брат, того… что-то… Гм… Не знаю, право, что-то того…
– Ну, полно, не робей. Стыдись!.. чего вертишься?.. Пой, как Бог тебе велит.
И Дикий-Барин потупился, выжидая.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило невольное, легкое беспокойство. Он прислонился к стене и опять положил под себя обе руки, но уже не болтал ногами. Когда же наконец Яков открыл свое лицо – оно было бледно, как у мертвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебаньем, за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», – пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью; голос его не трепетал более – он дрожал, но той едва заметной внутренней дрожью страсти, которая стрелой вонзается в душу слушателя, и беспрестанно крепчал, твердел и расширялся. Помнится, я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу: я вспомнил о ней, слушая Якова. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас, но, видимо, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участьем. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… Я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился… Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке – словно голос у него оборвался. Никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, словно удивленный нашим молчаньем, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его…
– Яша, – проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и – смолк.
Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты… твоя… ты выиграл», – произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.
Его быстрое, решительное движение как будто нарушило очарованье: все вдруг заговорили шумно, радостно. Обалдуй подпрыгнул кверху, залепетал, замахал руками, как мельница крыльями; Моргач, ковыляя, подошел к Якову и стал с ним целоваться; Николай Иваныч приподнялся и торжественно объявил, что прибавляет от себя еще осьмуху пива; Дикий-Барин посмеивался каким-то добрым смехом, которого я никак не ожидал встретить на его лице; серый мужичок то и дело твердил в своем уголку, утирая обоими рукавами глаза, щеки, нос и бороду: «А хорошо, ей-Богу хорошо, ну, вот будь я собачий сын, хорошо!», а жена Николая Иваныча, вся раскрасневшаяся, быстро встала и удалилась. Яков наслаждался своей победой, как дитя; все его лицо преобразилось; особенно его глаза так и засияли счастьем. Его потащили к стойке; он подозвал к ней расплакавшегося серого мужичка, послал целовальникова сынишку за рядчиком, которого, однако, тот не сыскал, и начался пир. «Ты еще нам споешь, ты до вечера нам петь будешь», – твердил Обалдуй, высоко поднимая руки.
Я еще раз взглянул на Якова и вышел. Я не хотел остаться – я боялся испортить свое впечатление. Но зной был нестерпим по-прежнему. Он как будто висел над самой землей густым тяжелым слоем; на темно-синем небе, казалось, крутились какие-то мелкие, светлые огоньки сквозь тончайшую, почти черную пыль. Все молчало; было что-то безнадежное, придавленное в этом глубоком молчании обессиленной природы. Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, но уже почти высохшую траву. Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова… Наконец жара и усталость взяли, однако же, свое, и я заснул мертвым сном. Когда я проснулся, – все уже потемнело; вокруг разбросанная трава сильно пахла и чуть-чуть отсырела; сквозь тонкие жерди полураскрытой крыши слабо мигали бледные звездочки. Я вышел. Заря уже давно погасла, и едва белел на небосклоне ее последний след; но в недавно раскаленном воздухе сквозь ночную свежесть чувствовалась везде теплота, и грудь все еще жаждала холодного дуновенья. Ветра не было, не было и туч; небо стояло кругом все чистое и прозрачно-темное, тихо мерцая бесчисленными, но чуть видными звездами. По деревне мелькали огоньки; из недалекого, ярко освещенного кабака несся нестройный, смутный гам, среди которого, мне казалось, я узнавал голос Якова. Ярый смех по временам поднимался оттуда взрывом. Я подошел к окошку и приложился лицом к стеклу. Я увидел невеселую, хотя пеструю и живую картину: все было пьяно – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом. Посередине кабака Обалдуй, совершенно «развинченный» и без кафтана, выплясывал вперепрыжку перед мужиком в сероватом армяке; мужичок, в свою очередь, с трудом топотал и шаркал ослабевшими ногами и, бессмысленно улыбаясь сквозь взъерошенную бороду, изредка помахивал одной рукой, как бы желая сказать: «Куда ни шло!» Ничего не могло быть смешней его лица; как он ни вздергивал кверху свои брови, отяжелевшие веки не хотели подняться, а так и лежали на едва заметных, посоловелых, но сладчайших глазках. Он находился в том милом состоянии окончательно подгулявшего человека, когда всякий прохожий, заглянув ему в лицо, непременно скажет: «Хорош, брат, хорош!» Моргач, весь красный как рак и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла; один Николай Иваныч как и следует истинному целовальнику, сохранял свое неизменное хладнокровие. В комнату набралось много новых лиц; но Дикого-Барина я в ней не видал.
Я отвернулся и быстрыми шагами стал спускаться с холма, на котором лежит Колотовка. У подошвы этого холма расстилается широкая равнина; затопленная мглистыми волнами вечернего тумана, она казалась еще необъятней и как будто сливалась с потемневшим небом. Я сходил большими шагами по дороге вдоль оврага, как вдруг где-то далеко в равнине раздался звонкий голос мальчика. «Антропка! Антропка-а‑а!..» – кричал он с упорным и слезливым отчаянием, долго, долго вытягивая последний слог.
Он умолкал на несколько мгновений и снова принимался кричать. Голос его звонко разносился в неподвижном, чутко дремлющем воздухе. Тридцать раз, по крайней мере, прокричал он имя Антропки, как вдруг с противоположного конца поляны, словно с другого света, принесся едва слышный ответ:
– Чего-о-о-о‑о?
Голос мальчика тотчас с радостным озлоблением закричал:
– Иди сюда, черт леши-и-и-ий!
– Заче-е-е-ем? – ответил тот спустя долгое время.
– А затем, что тебя тятя высечь хочи-и-и‑т, – поспешно прокричал первый голос.
Второй голос более не откликнулся, а мальчик снова принялся взывать к Антропке. Возгласы его, более и более редкие и слабые, долетали еще до моего слуха, когда уже стало совсем темно и я огибал край леса, окружающего мою деревеньку и лежащего в четырех верстах от Колотовки…
«Антропка-а‑а!» – все еще чудилось в воздухе, наполненном тенями ночи.