В какой сказке клубок показывает дорогу


1

В каких сказках есть волшебный клубок?

Волшебный клубок — в каких сказках встречается? Сказки с волшебным клубком?

10 ответов:



7



0

Такой предмет, как волшебный клубок встречается в сказках нечасто. Обычно он помогает распутывать дорогу, показывает куда путь держать главному герою.

Мне на память приходят только две сказки, где встречается такой «помощник» как волшебный клубок:

  • Упырь (где девушка привязала кончик ниточки к парню, а потом благодаря клубку узнала, где он живет.
  • Лягушка-Царевна, где Баба-Яга дала клубок Ивану-Царевичу, чтобы он нашел дорогу к Василисе Премудрой.



5



0

Клубок — необычный атрибут сказок. По волшебному клубку в сказках обычно можно найти нужный путь. Чудесный клубочек указывает путнику дорогу, не позволяя ступить на путь неверный. Можно вспомнить такие сказки, где упоминается подобный клубочек-навигатор: «Царевна-лягушка», «Три царства — медное, серебряное и золотое», «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», а также сказку «Звериное молоко». Есть еще одна сказка, название ее: «Волшебный клубочек», но в этой сказке клубок не указывает путь, из него лишь получаются чудесные связанные вещи. Также можно вспомнить сказку «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».



4



0

Волшебный клубок в сказках выполняет роль навигатора или компаса, он может показать главным героям путь и найти дорогу. Обычно этот волшебный предмет можно будет найти у Бабы-Яги.

Наверное самой известной сказкой, где есть волшебный клубок, является сказка «Царевна-Лягушка». В этой сказке Баба-Яга дает этот волшебный предмет Ивану-Царевичу, чтобы он смог найти путь к Василисе Премудрой.

Похожий предмет есть в произведении «Нить Ариадны», но это не совсем сказка, это греческий миф. Здесь с помощью клубка Тесею удается выбраться из лабиринта.

Еще клубок присутствует в калмыцкой сказке «Стрелок и Царкин-хан».



4



0

Вот вроде бы очень часто в сказках встречается волшебный клубок, а вспомнить, где именно не так то и просто. Сразу вспоминается только нить Ариадны из греческих мифов, в принципе, их тоже можно назвать сказкой. И еще вот что я вспомнила или заново узнала, клубок упоминается в сказках:

«Три царства — медное, серебряное и золотое»;

«Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» (с помощью клубка ищет путь Иван-царевич;

«Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» (главному герою дает клубочек жена);

«Звериное молоко» (клубочек дает Баба-Яга);

«Иван-царевич и Белый Полянин».



2



0

Я помню лишь одну такую сказку — это «Царевна Лягушка», там по сюжету Баба Яга вручает клубок Ивану царевичу, чтобы он смог отыскать свою Василису.

Также есть прекрасный грецкий миф «Нить Ариадны», девушка дает Тесею клубок ниток, при помощи них он смог выбраться из лабиринта, но Тесей обманул Ариадну, за что впоследствии и поплатился.



2



0

Сказки тем и интересны, что в них всегда есть место волшебству, волшебным предметам. Одним из таких предметов является волшебный клубок, который указывает путь Ивану Царевичу дорогу к его любимой Василисе Премудрой. Получил же Иван Царевич этот волшебный предмет от Бабы-Яги.

Сказка называется «Царевна Лягушка».



2



0

Сказочный предмет «волшебный клубок» встречается в сказках редко. В сказках он чаще всего указывает дорогу герою.

Я вспомнила только следующие сказки:

1) «Три царства — медное, серебряное и золотое», в этой сказке царевич благодаря волшебному клубку попадает в нужное ему царство;

2) «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», в этой сказке волшебный клубок показывает путь в город под названием Ничто;

3) «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде», в этой сказке Иван-Царевич при помощи волшебного клубка пришел в те края, где царствовала красна-девица.

Другие сказки представлены авторами в этом вопросе.



2



0

Волшебный клубок — своеобразный навигатор, один из сказочных предметов.

Иван Царевич сжег шкуру лягушки и именно волшебный клубок привел его в логово Кащея, где он и спас свою Василису. Это было в сказке «Царевна-Лягушка».

Еще есть сказка «Про Ууха и волшебный клубок», где Аннушка заблудилась в лесу и нашла дорогу домой с помощью волшебного клубка.



2



0

Волшебный клубок есть в сказке «Царевна лягушка». Именно благодаря волшебному клубку Иван Царевич нашел Василису. В данной сказке Ивану-Царевичу волшебный клубок подарила Баба-Яга.

Так же волшебный клубок присутствует в сказке «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Сам клубок достаточно редко можно увидеть в русских народных сказках, с чем это связано — непонятно.



0



0

Из русских народных в сказке про Ивана царевича, там Баба Яга дает ему клубок в помощь перед тем, как он отправится в путешествие. А также в греческих мифах дочь царя Миноса Ариадна помогает Тесею с помощью нити из своего клубка. В народе прижилась фраза «нить Ариадны», что ассоциируется со спасением, с помощью в трудной ситуации.

Читайте также

Нужны и те и другие. Народные сказки, чаше всего, несут общеобразовательный смысл. Рассказывают что такое добро и зло, лень и работа, развивают смекалку. Некоторые просто переносят в сказочную страну, дарят необычные приключения. А авторские пишутся с более определенной целью, например: шалить нельзя, а то мама расстроится; нельзя раскидывать игрушки, потому-то они могут потеряться и т.д. Нужно ориентироваться по ситуации, какую сказку читать.

В сказке Андерсена про горошинки, стручок и девочку, на мой взгляд, всего два главных персонажа:

  • Пятая, последняя, горошина, которая, вылетев из бузинной трубочки, угодила в дом бедной женщины.
  • Больная девочка, сумевшая поправиться, благодаря горошинке, которая не завяла и не затерялась на крыше, а пустила ростки и превратилась в прекрасное растение.

<hr />

Вообще, очень много идет в сказке описанием самого процесса произрастания горошка, что не плохо, т.к. по отдельной теме даже пришлось делать другое задание. Впрочем и «взаимоотношениям» девочки с горошиной Андерсен уделили достаточно внимания.

<hr />

Герои 2-го плана

  • Четыре горошинки, которые канули в небытие, одна так точно лопнула в канаве, разбухнув от воды…
  • Мама девочки: добрая, ласковая, трудолюбивая женщина, безмерно любящая свое дитя.
  • Мальчик с бузинной трубочкой, отправивший горошины по их жизненным дорожкам. Хотя, вы знаете, наверное мальчишку можно посчитать также главным персонажем, ведь не сорви он стручок и не стрельни горошинами, они могли бы все просто завянуть вместе со стручком, а девочка умереть, не встретившись со своим горошком.

В связи с тем, что научно-познавательны­<wbr />й рассказ — это не просто пересказ сказки или короткое ее изложение, а уже научные факты или сведения о природе, то мой рассказ будет сконцентрирован на конкретном предмете — на горохе, который стал одним из главных персонажей этой истории.

<hr />

В сказке Андерсена про горошинку и девочку, кроме нравственных и моральных выводов, можно узнать (если внимательно читать книгу) много о том, как растет горошек.

Что нового для себя я узнал о горохе?

1-я часть сказки.

  • Плод этого растения представляет из себя стручок, внутри которого находятся горошинки, растущие рядком. Т.е. стручок продолговатой формы. Если горошинок содержится около пяти штук, то получается, что размер стручка составляет примерно 6-8 см.
  • Горошинки не высыпаются из стручка, пока он зеленый. Только созрев до желтого состояния, стручок лопается и выпускает горошины из своего хранилища.
  • Горошина — это семена для высадки и получения нового растения.

<hr />

2-я часть сказки.

  • Для прорастания гороху необходима вода и «еда». В сказке написано, что мох может заменить два эти компонента собой. Достаточно положить горошинку во влажный мох и поставить на солнце, чтобы горошинка пустила корни и дала ростки.
  • Стебелек гороха напоминает вьющуюся нитку, и чтобы растение хорошо развивалось, ему ставят подпорку к основанию, а сам стебель пускают по натянутой веревке от земли до, например, крыши.
  • Перед тем, как обзавестись стручком, горох цветет.

<hr />

Чтобы полностью осмыслить процесс роста горошка, следует начинать читать доклад/рассказ со второй его части.

<hr />

П.С. Кроме гороха в сказке есть интересный факт о другом растении — бузине. Если мальчик сделал из нее трубочку, значит, ствол бузины полый (пустой). Можно через него не только плевать горохом, но и на звезды ночные смотреть.

«Хвост Феи» — это название гильдии в которой состоят герои вокруг которых и движется сюжет. Само аниме о кампании друзей состоящих в этой гильдии и выполняющих разные задания или попадающие в разные передряги.

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, — мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная — все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.

Еще один полезный гаджет – волшебное зеркальце. Через него в режиме on-line можно наблюдать, что происходит в отдаленных и не очень царствах. Вариацией зеркальца служит тарелочка с яблочком. Как только яблочко закрутится по ободку, поверхность тарелки обращается в экран с изображением, например, суженого. Волшебным зеркальцем могут пользоваться не только женщины: в сказке «Королевич и его дядька» дочь лешего за спасение отца дарит зеркальце королевичу, напутствуя: «Что захочешь, все в нем увидишь».

Найти и вызволить царевну из лап злокозненного змея – полдела, надо еще благополучно добраться к себе домой. От погони змея, царя-медведя или Бабы-Яги может спасти волшебный гребешок или полотенце. Достаточно бросить их позади себя, как из гребешка возникнет непроходимый лес, а из полотенца – полноводная река. Достать гребешок можно у той же Бабы-Яги, а если герои располагают конем, то в ответственный момент погони гребешок можно вытащить из уха коня.

Максим Казаков

Что вы говорите?… Какого цвета? Ну, лично мне приходилось его видеть зеленым, но Иван Царевич клятвенно утверждал, будто моток был красным. Это наводит на мысль, что клубок может, подобно ящерице – хамелеону менять цвет.

Некоторые особенно любопытные, спрашивают также какой толщины нить в клубке, искусственная она или натуральная и так далее. Но, помилуйте, для изучения всех этих тонкостей в сказочной академии существует целая наука. Называется она «Сказочное материаловедение». Вот там обо всем этом знают наверняка.

Я что-то отклонился от темы.

Как мы уже выяснили, клубок – это вещь, принадлежащая Бабе Яге. Судьбе было угодно соединить их при достаточно курьезных обстоятельствах…


Давным-давно (а Баба Яга у нас женщина в приличных летах), когда люди все больше своим хозяйством жили, в доме, на окраине одного села (название запамятовал) родился Васильчик. Не Вася, не Василий, а именно Васильчик. Уж больно матушка его дочку хотела, Василису. Тогда вообще мода была – Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая… Словом, назвали паренька Васильчиком и стал он расти – подрастать как маменька нарекла.

Других вечерами по селу кличут Петрами, Саватиями, Никанорами или Федорами, а его, смешно сказать… Хохот в округе стоит, когда Васильчик домой с сенокоса ворочается. Девчата на завалинке шепчутся, мол, вон наша Василисушка идет, краса – белы волоса. А у Васильчика, как назло волосы белоснежные и кудрявые.

Было ему тогда годков эдак восемь. Но в те времена, восемь годков – это не то, что теперь. Уже человек солидный, рабочий, в хозяйстве незаменимый. И вот, рассудив знаючи, решил Васильчик из дома уйти. И до тех пор не возвращаться, пока имя себе новое не сыщет. А иначе, не видать ему счастья.

Как ни отговаривала его матушка, как ни увещевала, как ни стращала – ничего не вышло. Тогда, связала она Васильчику рубаху дорожную, чтобы в холод и ветер не студено было. А еще, с внутренней стороны ниточку нашила – бараний волосок. Так крестьяне в старину обереги делали, чтоб домой всегда воротиться и в дороге не заплутать.

Пошел Васильчик далече, куда глаза глядят. Шел-шел и пришел к колодцу. Сидит у колодца того старик согбенный, костлявый. Говорит он Васильчку, подай мне дитятко водицы, самому мне не по силам.

Васильчик был добрый малый, закинул в колодец ведерко и вытянул свежей водицы для старика. Тот напился и в тот же час обратился статным молодцем. Говорит он:
— Спасибо тебе, мил человек. Спас ты меня от страшного наговора. Заколдовала меня старуха Баба Яга за то, что я ей не давал в нашем селе народ баламутить, да детушек малых красть. Век бы мне без водицы коротать, силушки-то в руках поубавилось. Не то, что ведро поднять, с землицы сырой встать невмоготу. Расскажи, зачем ты в эти края пришел, авось и я тебе сгожусь.

И рассказал ему Васильчик о своей беде. О том, как имя его треклятое всю жизнь молодую перепортило, и что если не поменяет его, то домой не воротится.
— Эх ты, молодая голова да зеленая, — усмехнулся молодец, — кто ж от имени своего отрекается? Имя человеку, что оберег, от смерти и нечисти в нужный час убережет.
— Не нужен мне такой оберег, — говорит Васильчик, — есть у меня один уже, — и показывает бараний волос.
— Глупости все это, — махнул рукой молодец. – Это если по мелочи, а как что серьезное приспичит, только именем одним и спасешься.

Но, Васильчик, услышанному не верит. Да и как поверить, когда ему имя словно кость поперек горла? Простился он с молодцем и пошел дальше.

Под вечер прибрел к лесочку. Расположился на ночлег под кустом. Посреди ночи просыпается. Слышит стук какой-то. Словно кто-то по лесу идет и деревья подминает. Перепугался до смерти, еще дальше под куст залез и сидит не шелохнется.
А то была Баба Яга – костяная нога. Почуяла она русский дух в своих владениях и рыщет. Глядит она из-под куста голые пятки топорщатся.

Говорит тогда Баба Яга:
— Ох и страшно же здесь в лесу! Волки бродют, да медведи. Ворочусь ка я лучше к себе в избу. Там и тепло, и сготовлено, и банька натоплена. А тому, кто тут прячется, ох и не позавидую.

Сказала так, и уже как будто уходить собралась. Тут Васильчик из-под куста и вылез:
— Возьмите меня с собой, — говорит, — я волков боюсь и медведей.
Обрадовалась Баба Яга, приголубила его, посадила к себе в ступу и на окраину леса полетела, где ее избушка стояла. В избе тепло, банька истоплена, пироги на столе, в печи огонь теплится. Отъелся Васильчик, отмылся.

Сидит довольный. Чаек попивает и слова из него сами лезут, непрошено. Рассказал он Бабе Яге, зачем в путь собрался и как имя ему родное нелюбо, точно ком в горле.
— Что проще, — говорит старуха Яга, — у меня в закромах каких хошь имен навалом: есть Иваны, Афанасии, Николы и Митрии — выбирай любое!
Обрадовался Васильчик. Решил Иваном назваться. Не иначе, как в честь Ивана Царевича. Достала Баба Яга из закромов Иваново имя, ярке такое, точно перышко от диковинной птички. Говорит:
— Только у нас с тобою уговор – я тебе Ивана, а ты мне свое?

Согласился Васильчик, и уже было собрался именем поменяться, но что-то уж больно слова молодца у колодца, встреченного его смутили. Решил он проверить, не дурит ли его Яга. Взял он Иваново имя, а как бабка отвернулась сунул его в золу. Стало оно чернехонько, не узнать. Повернулась Яга, а Васильчик ей обратно Ивана тянет. Взяла Баба имя и в свои закрома обратно убрала.

На том и сон пришел.

Наутро проснулся Васильчик, до дому в обратный путь собрался. Только вот дверь у избушки заперта. И Баба Яга в сторонке сидит посмеивается:
— Куда ты, родименький? Али зря я тебя кормила? Зря в баньке парила? Именем новым нарекла? Останешься ты теперь здесь со мною на веки вечные, будешь мне службу служить. А как надоешь – съем тебя и косточек не оставлю.

Заплакал тогда Васильчик, и говорит:
— Все равно я от тебя, Старая убегу! Не удержишь.
— А вот и не убежишь. У меня имя твое припрятано, а без имени нареченного человек, что букашка никчемная. Раздавишь – одна мокрота по земле.
— У меня оберег есть, — жалуется Васильчик, — он меня отсюда до дому выведет.

В тот же миг взъерошился черный кот Котофеич, к Васильчику подскочил и за волосок бараний потянул. Стала рубаха его, маменькой вязанная, распускаться.
— Ага! – кричит Баба Яга, — оно мне еще и лучше. Я сейчас из этого твоего оберегу клубок смотаю, и станет он меня по горам – по долам водить, да куда надо дорогу показывать. Был твой оберег, а станет – мой!
Пока Яга клубок мотала, Васильчик в окошко выскочил и побежал куда глаза глядят. А старуха ему в след кричит:
— Не уйдешь далеко, у тебя мое имя. Захочу, так вмиг назад ворочу!

Не знала Яга, что Васильчик ее обманул и Иваном-таки не назвался.

Долго ли он бежал, неведомо. Да только, как пятки все пооббивал воротился до дому до хаты своей родной. Ни жив ни мертв от страха.
Матушка его встречает и не знает, как звать – величать родного сыночка. А он ей:
— Маменька, Васильчик я, и имя вовек не сменю. Как родился Васильчиком, так и помру им.

Урок такой разве забудешь?

А Баба Яга что? Скоро смекнула обман, но в накладе-то не осталась. При ней клубок появился – нитки с рубахи Васильчиковой маменькой связанной, благословенной и бараньим волоском обережённой. И стал тот клубок путь всем указывать, в трудностях направлять и из беды вызволять. Схоронила его Яга в своем сундуке, за семью замками, и по сей день хранит. Не так-то просто бывает добрым молодцам его для сказочных дел заполучить.


Спросите, откуда мне история эта разузналась? Да я давеча у Бабы Яги чаевал, так мне ее кот Котофеич все начистоту и выложил. Он за кусок колбасы докторской еще не те секреты откроет.

Читать также:

Сказка про Бабу Ягу и Ивашку

Яга и Ивашка-небояшка СКАЗКА
Сказка Красотка Баба Яга
Красотка Баба Яга СКАЗКА
СКАЗКА про Бабу Ягу правдивая
Сказка Баба Яга и три Ванечки
Баба Яга и три Ванечки СКАЗКА
Откройте Баба Яга СКАЗКА

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек

Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир.

Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далекую средневековую традицию: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Зап. Моск. археолог, ин-та, 1913, т. II, с. 78).

«Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную». Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником «неисповедимого» света… Возвращаясь к нашим прялкам, следует обратить внимание на то, что в них почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный «солярный знак», возвышающийся над «землей» и занимающий почти все верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994).

Аналогичный символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который герои не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с ее помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со змеем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. В обоих случаях мы видим чудовище. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъяренного быка. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. И как в русской сказке Баба Яга – женское начало – помогает Ивану победить дракона, так и Тезею помогает женское начало – Ариадна. Ее светоносная тиара, венчающая лоб Тезея, освещает ему путь в непроглядной тьме лабиринта, ее путеводная нить выводит из тупиков неведения, мрака неосознанности. Ариадна – символ мудрой анимы, возвышенных эмоций.

Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира и была символом дождя, солнечных лучей, неисповедимого белого света. Атрибуты прядения считались подарком птиц также вестниками небесной сферы.

Смотанная в клубочек нить это небесная влага и небесный свет знание высшей космической мудрости, которая приводит героя к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.

Баба Яга – символ принципа трансформации и смерти. Она является принципом мироздания, космическим явлением. Об этом говорят всадники дня, солнца и ночи. «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь». Яга отвечает Василисе на вопрос о белом всаднике: «Это день мой ясный». Красный всадник «это мое солнышко красное», черный всадник «это ночь моя темная – все мои слуги верные!» («Василиса Прекрасная». «Русские народные сказки». Афанасьев). Яга здесь выступает как властительница космических явлений, как вселенское начало. Ее дом вмещает и ночь, и день, и само солнце, т.е. ее дом – космос и она сама космос и повелевает его законами.

К Яге как символу трансформации и смерти можно прийти на время за знанием, преображением, но нельзя оставаться в ее сфере, т.к. жизнь противопоставлена смерти. Получив необходимое, герои убегают, а мотив преследования Ягой – это желание процесса трансформации и разложения, захватив что либо в свой поток, удержать (коагулирующие силы), не отпускать. В ее сфере невозможна жизнь – развитие тех знаний, что Яга дала, поэтому героям нужно покинуть ее владения, чтобы, если понадобится, прийти к ней еще раз за новым знанием, за обновлением, очередным рождением.

Огненный щит яги. В сказке «Баба Яга и Заморышек» упоминается огненный щит. Здесь Яга не в печи сжигает героев, здесь происходит замена огня печи огнем щита: «…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Волшебный стрелок

Волшебный стрелок

Семейные игры рубежа столетий привели к созданию интересной головоломки. Александр и его сестра Сибилла выстрелили по три раза и, попав в одни и те же круги мишени, набрали вместе 96 очков. Определите, куда попали

Волшебные предметы. Волшебный конь

Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.

Волшебные предметы. Волшебный конь

Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это

В некотором государстве жил-был царь, холост — не женат. Был у него на службе стрелок по имени Андрей.
Пошёл раз Андрей-стрелок на охоту. Ходил, ходил целый день по лесу — не посчастливилось, не мог на дичь напасть. Время было к вечеру, идёт он обратно — кручинится. Видит — сидит на дереве горлица.
«Дай, — думает, — стрельну хоть эту».Стрельнул и ранил её, — свалилась горлица с дерева на сырую землю. Поднял ее Андрей, хотел свернуть ей голову, положить в сумку.Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
А горлица говорит ему человеческим голосом:
— Не губи меня, Андрей-стрелок, не руби моей головы, возьми меня живую, принеси домой, посади на окошко. Да смотри, как найдёт на меня дремота — в ту пору бей меня правой рукой наотмашь: добудешь себе великое счастье.
Удивился Андрей-стрелок: что такое? С виду совсем птица, а говорит человеческим голосом. Принёс он горлицу домой, посадил на окошко, а сам стоит дожидается.
Прошло немного времени, горлица положила головку под крылышко и задремала. Андрей вспомнил, что она ему наказывала, ударил ее правой рукой наотмашь. Упала горлица наземь и обернулась девицей, Марьей-царевной, да такой прекрасной, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.
Говорит Марья-царевна стрелку:
— Сумел меня взять, умей и удержать — неспешным пирком да за свадебку. Буду тебе честной да веселой женой.
На том они и поладили. Женился Андрей-стрелок на Марье-царевне и живёт с молодой женой — потешается. А службы не забывает: каждое утро ни свет ни заря идёт в лес, настреляет дичи и несет на царскую кухню.
Пожили они так недолго, Марья-царевна говорит:
— Бедно живёшь ты, Андрей!
— Да, как сама видишь.
— Добудь-ка рублей сотню, купи на эти деньги разного шёлку, я всё дело поправлю.
Послушался Андрей, пошёл к товарищам, у кого рубль, у кого два занял, накупил разного шёлку и принёс жене. Марья-царевна взяла шёлк и говорит:
— Ложись спать, утро вечера мудренее.
Андрей лёг спать, а Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нём всё царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери на горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят…
Наутро Марья-царевна отдаёт ковёр мужу:
— Понеси на гостиный двор, продай купцам, да смотри — своей цены не запрашивай, а что дадут, то и бери.
Андрей взял ковёр, повесил на руку и пошел по гостиным рядам.
Подбегает к нему один купец:
— Послушай, почтенный, сколько спрашиваешь?
— Ты торговый человек, ты и цену давай.
Вот купец думал, думал — не может оценить ковра. Подскочил другой, за ним — ещё. Собралась купцов толпа великая, смотрят на ковёр, дивуются, а оценить не могут.
В то время проезжал мимо рядов царский советник, и захотелось ему узнать, про что толкует купечество. Вышел из кареты, насилу пропихался через великую толпу и спрашивает:
— Здравствуйте, купцы, заморские гости! О чём речь у вас?
— Так и так, ковра оценить не можем.
Царский советник посмотрел на ковёр и сам дался диву:
— Скажи, стрелок, скажи по правде истинной: откуда добыл такой славный ковер?
— Так и так, моя жена вышила.
— Сколько же тебе дать за него?
— А я и сам не знаю. Жена наказала не торговаться: сколько дадут, то и наше.
— Ну, вот тебе, стрелок, десять тысяч.
Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю чтоАндрей взял деньги, отдал ковёр и пошёл домой. А царский советник поехал к царю и показывает ему ковёр.
Царь взглянул — на ковре все его царство как на ладони. Он так и ахнул:
— Ну, что хочешь, а ковра я тебе не отдам!
Вынул царь двадцать тысяч рублей и отдаёт советнику из рук в руки. Советник деньги взял и думает: «Ничего, я себе другой, ещё лучше, закажу».
Сел опять в карету и поскакал в слободу. Разыскал избушку, где живёт Андрей-стрелок, и стучится в дверь. Марья-царевна отворяет ему.
Царский советник одну ногу через порог занёс, а другую не переносит, замолчал и про своё дело забыл: стоит перед ним такая красавица, век бы глаз от нее не отвёл, всё бы смотрел да смотрел.
Марья-царевна ждала-ждала ответа да повернула царского советника за плечи и дверь закрыла. Насилу он опомнился, нехотя поплёлся домой. И с той поры и ест — не наест и пьёт — не запьёт: все ему представляется стрелкова жена.
Заметил это царь и стал выспрашивать, что за кручина у него такая.
Советник говорит царю:
— Ах, видел я у одного стрелка жену, всё о ней думаю! И ни запить это, ни заесть, никаким зельем не заворожить.
Пришла царю охота самому посмотреть стрелкову жену. Оделся он в простое платье, поехал в слободу, нашел избёнку, где живёт Андрей-стрелок, и стучится в дверь. Марья-царевна отворила ему. Царь одну ногу через порог занёс, другую и не может, совсем онемел: стоит перед ним несказанная красота.
Марья-царевна ждала-ждала ответа, повернула царя за плечи и дверь закрыла.
Защемила царя сердечная зазноба. «Чего, — думает, — хожу холост, не женат? Вот бы жениться на этой красавице! Не стрельчихой ей быть — на роду ей написано быть царицей».
Воротился царь во дворец и задумал думу нехорошую — отбить жену от живого мужа. Призывает он советника и говорит:Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
— Надумай, как извести Андрея-стрелка. Хочу на его жене жениться. Придумаешь — награжу городами, и деревнями, и золотой казной, не придумаешь — сниму голову с плеч.
Закручинился царский советник, пошёл и нос повесил. Как извести стрелка, не придумает. Да с горя и завернул в кабак винца испить.
Подбегает к нему кабацкая теребень (кабацкая теребень —постоянный посетитель кабака) в рваном кафтанишке:
— О чём, царский советник, пригорюнился, зачем нос повесил?
— Поди прочь, кабацкая теребень!
— А ты меня не гони, лучше стаканчик винца поднеси, я тебя на ум наведу.
Поднёс ему царский советник стаканчик винца и рассказал про свое горе.
Кабацкая теребень и говорит ему:
— Извести Андрея-стрелка дело нехитрое — сам-то он прост, да жена у него больно хитра. Ну, да мы загадаем загадку такую, что ей не справиться. Воротись к царю и скажи: пускай он пошлёт Андрея-стрелка на тот свет узнать, как поживает покойный царь-батюшка. Андрей уйдёт и назад не вернётся.
Царский советник поблагодарил кабацкую теребень — и бегом к царю:
— Так и так, можно стрелка извести.
И рассказал, куда нужно его послать и зачем. Царь обрадовался, велел позвать Андрея-стрелка.
— Ну, Андрей, служил ты мне верой-правдой, сослужи ещё службу: сходи на тот свет, узнай, как поживает мой батюшка. Не то мой меч — твоя голова с плеч…
Андрей воротился домой, сел на лавку и голову повесил. Марья-царевна его спрашивает:
— Чего невесел? Или невзгода какая?
Рассказал ей Андрей, какую царь задал ему службу.
Марья-царевна говорит:
— Есть о чём горевать! Это не служба, а службишка, служба будет впереди. Ложись спать, утро вечера мудренее.
Утром рано, только проснулся Андрей, Марья-царевна дает ему мешок сухарей и золотое колечко.
— Поди к царю и проси себе в товарищи царского советника, а то, скажи, тебе не поверят, что был ты на том свете. А как выйдешь с товарищем в путь-дорогу, брось перед собой колечко, оно тебя доведёт.
Андрей взял мешок сухарей и колечко, попрощался с женой и пошел к царю просить себе дорожного товарища. Делать нечего, царь согласился, велел советнику идти с Андреем на тот свет.
Вот они вдвоём и вышли в путь-дорогу. Андрей бросил колечко — оно катится. Андрей идёт за ним полями чистыми, мхами-болотами, реками-озёрами, а за Андреем царский советник тащится.
Устанут идти, поедят сухарей — и опять в путь.
Близко ли, далёко ли, скоро ли, коротко ли, пришли они в густой, дремучий лес, спустились в глубокий овраг, и тут колечко остановилось.
Андрей и царский советник сели поесть сухарей. Глядь, мимо них на старом-престаром царе два чёрта дрова везут — большущий воз — и погоняют царя дубинками, один с правого бока, другой с левого.
Андрей говорит:
— Смотри, никак, это наш покойный царь-батюшка?
— Твоя правда, это он самый дрова везёт.
Андрей и закричал чертям:
— Эй, господа черти! Освободите мне этого покойничка хоть на малое время, мне нужно кой о чем его расспросить.
Черти отвечают:
— Есть нам время дожидаться! Сами, что ли, дрова повезём?
— А возьмите у меня свежего человека на смену.
Ну, черти отпрягли старого царя, на его место впрягли в воз царского советника и давай его с обеих сторон погонять дубинками; тот гнётся, а везёт.
Андрей стал спрашивать старого царя про его житьё-бытьё.
— Ах, Андрей-стрелок, — отвечает царь, — плохое моё житье на том свете! Поклонись от меня сыну да скажи, что я накрепко заказываю людей не обижать, а то и с ним то же станется.
Только успели они поговорить, черти уж назад едут с порожней телегой. Андрей попрощался со старым царём, взял у чертей царского советника, и пошли они в обратный путь.
Приходят в своё царство, являются во дворец.
Царь увидел стрелка и в сердцах накинулся на него:
— Как ты смел назад воротиться?
Андрей-стрелок отвечает:
—Так и так, был я на том свете у вашего покойного родителя. Живёт он плохо, велел вам кланяться да накрепко наказывал людей не обижать.
— А чем докажешь, что ходил на тот свет и моего родителя видел?
— А тем я докажу, что у вашего советника на спине и теперь ещё знаки видны, как его черти дубинками погоняли.
Тут царь уверился, делать нечего — отпустил Андрея домой. А сам говорит советнику.
— Вздумай, как извести cтрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч.
Пошёл царский советник, еще ниже нос повесил. Заходит в кабак, сел за стол, спросил вина. Подбегает к нему кабацкая теребень:
— Что, царский советник, пригорюнился? Поднеси-ка мне стаканчик, я тебя на ум наведу.
Советник поднес ему стаканчик винца и рассказал про свое горе. Кабацкая теребень ему говорит:
— Воротись назад и скажи царю, чтобы задал он стрелку вот какую службу — её не то что выполнить, трудно и выдумать: послал бы его за тридевять земель, в тридесятое царство добыть кота Баюна…
Царский советник побежал к царю и рассказал, какую службу задать стрелку, чтобы он назад не вернулся. Царь посылает за Андреем.
— Ну, Андрей, сослужил ты мне службу, сослужи другую: ступай в тридесятое царство и добудь мне кота Баюна. Не то мой меч — твоя голова с плеч.
Пошёл Андрей домой, ниже плеч голову повесил и рассказывает жене, какую царь задал ему службу.
— Есть о чем кручиниться! — Марья-царевна говорит. — Это не служба, а службишка, служба будет впереди. Ложись спать, утро вечером мудренее.
Андрей лёг спать, а Марья-царевна пошла на кузницу и велела кузнецам сковать три колпака железных, железные клещи и три прута: один железный, другой медный, третий оловянный.
Утром рано Марья-царевна разбудила Андрея:
— Вот тебе три колпака да клещи и три прута, ступай за тридевять земель, в тридесятое государство. Трёх вёрст не дойдёшь, станет одолевать тебя сильный сон — кот Баюн на тебя дремоту напустит. Ты не спи, руку за руку закидывай, ногу за ногу волочи, а где и катком катись. А если уснёшь, кот Баюн убъёт тебя.
И тут Марья-царевна научила его, как и что делать, и отпустила в дорогу.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается; пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится.
Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову! Один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай отлаживать прутьями. Наперво сек железным прутом — изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
Оловянный прут гнётся, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом.
Невмоготу стало коту — видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
— Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
— А пойдёшь со мной?
— Куда хочешь пойду.
Андрей пошёл в обратный путь и кота за собой повёл. Добрался до своего царства, приходит с котом во дворец и говорит царю:
— Так и так, службу выполнил, добыл вам кота Баюна.
Царь удивился и говорит:
— А ну, кот Баюн, покажи большую страсть!
Тут кот свои когти точит, на царя их ладит, хочет у него белую грудь раздирать, из живого сердце вынимать.
Царь испугался:
— Андрей-стрелок, уйми, пожалуйста, кота Баюна!
Андрей кота унял и в клетку запер, а сам пошёл домой, к Марье-царевне. Живёт-поживает, тешится с молодой женой. А царя ещё пуще знобит зазноба сердечная. Опять призвал он советника:
— Что хочешь придумай, изведи Андрея-стрелка, не то мой меч — твоя голова с плеч.
Царский советник идёт прямо в кабак, нашёл там кабацкую теребень в рваном кафтанишке и просит его выручить, на ум навести. Кабацкая теребень стаканчик вина выпил, усы вытер.
— Ступай, — говорит, — к царю и скажи: пусть пошлёт Андрея-стрелка туда — не знаю куда, принести то — не знаю что. Этой задачи Андрей во веки веков не выполнит и назад не вернётся.
Советник побежал к царю и всё ему доложил. Царь посылает за Андреем.

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

— Сослужил ты мне две службы, сослужи третью: сходи туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что. Сослужишь — награжу по-царски, а не то мой меч — твоя голова с плеч.
Пришёл Андрей домой, сел на лавку и заплакал. Марья-царевна его спрашивает:
— Что, милый, невесел? Или еще невзгода какая?
Эх, — говорит, — через твою красу все напасти несу! Велел мне царь идти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.
— Вот это служба так служба! Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Марья-царевна дождалась ночи, развернула волшебную книгу, читала, читала, бросила книгу и за голову схватилась: про царёву загадку в книге ничего не сказано. Марья-царевна вышла на крыльцо, вынула платочек и махнула. Налетели всякие птицы, набежали всякие звери.
Марья-царевна их спрашивает:
— Звери лесные, птицы поднебесные, — вы, звери, всюду рыскаете, вы, птицы, всюду летаете, — не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
Звери и птицы ответили:
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхивали.
Марья-царевна махнула платочком — звери и птицы пропали, как не бывали. Махнула в другой раз — появились перед ней два великана:
— Что угодно? Что надобно?
— Слуги мои верные, отнесите меня на середину Океан-моря.
Подхватили великаны Марью-царевну, отнесли на Океан-море и стали на середине, на самой пучине — сами стоят, как столбы, а её на руках держат. Марья-царевна махнула платочком, и приплыли к ней все гады и рыбы морские.
— Вы, гады и рыбы морские, вы везде плаваете, на всех островах бываете, не слыхали ль, как дойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что?
— Нет, Марья-царевна, мы про то не слыхали.
Закручинилась Марья-царевна и велела отнести себя домой. Великаны подхватили её, принесли на Андреев двор, поставили у крыльца.
Утром рано Марья-царевна собрала Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку (ширинка — полотенце).
— Брось клубок перед собой, — куда он покатится, туда и ты иди. Да смотри, куда бы ни пришёл, будешь умываться, чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей.Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
Андрей попрощался с Марьей-царевной, поклонился на четыре стороны и пошёл за заставу. Бросил клубок перед собой, клубок покатился — катится да катится. Андрей идёт за ним следом.
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Много царств и земель прошёл Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется; стал клубок маленький, с куриную головочку; вот уж до чего стал маленький, не видно и на дороге… Дошёл Андрей до леса, видит: стоит избушка на курьих ножках.
— Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом!
Избушка повернулась, Андрей вошёл и видит: на лавке сидит седая старуха, прядёт кудель.
— Фу, фу! Русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл. Вот изжарю тебя в печи да и съем и на косточках покатаюсь.
Андрей отвечает старухе:
— Что ты, старая баба-яга, станешь есть дорожного человека! Дорожный человек костоват и чёрен, ты наперёд баньку истопи, меня вымой, выпари, тогда и ешь.
Баба-яга истопила баньку. Андрей выпарился, вымылся, достал женину ширинку и стал ею утираться.
Баба-яга спрашивает:
— Откуда у тебя ширинка? Её моя дочь вышивала.
— Твоя дочь мне жена, мне и ширинку дала.
— Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?
Тут баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев, вин и медов. Андрей не чванится—сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села рядом—он ест, она выспрашивает, как он на Марье-царевне женился да живут ли они хорошо? Андрей все рассказал: как женился и как царь послал его туда — не знаю куда, добыть то — не знаю что.
— Вот бы ты помогла мне, бабушка!
— Ах, зятюшка, ведь про это диво дивное даже я не слыхивала. Знает про это одна старая лягушка, живёт она в болоте триста лет… Ну ничего, ложись спать, утро вечера мудренее.
Андрей лёг спать, а баба-яга взяла два голика (голик — берёзовый веник без листьев, голый), полетела на болото и стала звать:
— Бабушка, лягушка-скакушка, жива ли?
— Жива.
— Выдь ко мне из болота.
Старая лягушка вышла из болота, баба-яга ее спрашивает:
— Знаешь ли, где то — не знаю что?
— Знаю.
— Укажи, сделай милость. Зятю моему дана служба: пойти туда—не знаю куда, взять то—не знаю что.
Лягушка отвечает:
— Я б его проводила, да больно стара, мне туда не допрыгать. Донесёт твой зять меня в парном молоке до огненной реки, тогда скажу.
Баба-яга взяла лягушку-скакушку, полетела домой, надоила молока в горшок, посадила туда лягушку и утром рано разбудила Андрея:
— Ну, зять дорогой, одевайся, возьми горшок с парным молоком, в молоке—лягушка, да садись на моего коня, он тебя довезёт до огненной реки. Там коня брось и вынимай из горшка лягушку, она тебе скажет.
Андрей оделся, взял горшок, сел на коня бабы-яги. Долго ли, коротко ли, конь домчал его до огненной реки. Через нее ни зверь не перескочит, ни птица не перелетит.
Андрей слез с коня, лягушка ему говорит:
— Вынь меня, добрый молодец, из горшка, надо нам через реку переправиться.
Андрей вынул лягушку из горшка и пустил наземь.
— Ну, добрый молодец, теперь садись мне на спину.
— Что ты, бабушка, эка маленькая, чай, я тебя задавлю.
— Не бойся, не задавишь. Садись да держись крепче.
Андрей сел на лягушку-скакушку. Начала она дуться. Дулась, дулась — сделалась словно копна сена.
— Крепко ли держишься?
— Крепко, бабушка.
Опять лягушка дулась, дулась—сделалась ещё больше, словно стог сена.
— Крепко ли держишься?
— Крепко, бабушка.
Опять она дулась, дулась — стала выше тёмного леса, да как скакнёт — и перепрыгнула через огненную реку, перенесла Андрея на тот берег и сделалась опять маленькой.
— Иди, добрый молодец, по этой тропинке, увидишь терем—не терем, избу—не избу, сарай—не сарай, заходи туда и становись за печью. Там найдешь то — не знаю что.
Андрей пошёл по тропинке, видит: старая изба — не изба, тыном обнесена, без окон, без крыльца. Он туда вошёл и спрятался за печью.
Вот немного погодя застучало, загремело по лесу, и входит в избу мужичок с ноготок, борода с локоток, да как крикнет:
— Эй, сват Наум, есть хочу!
Только крикнул, откуда ни возьмись, появляется стол накрытый, на нём бочонок пива да бык печёный, в боку нож точёный. Мужичок с ноготок, борода с локоток, сел возле быка, вынул нож точёный, начал мясо порезывать, в чеснок помакивать, покушивать да похваливать.
Обработал быка до последней косточки, выпил целый бочонок пива.
— Эй, сват Наум, убери объедки!
И вдруг стол пропал, как и не бывало, — ни костей, ни бочонка… Андрей дождался, когда уйдёт мужичок с ноготок, вышел из-за печки, набрался смелости и позвал:
— Сват Наум, покорми меня…
Только позвал, откуда ни возьмись, появился стол, на нём разные кушанья, закуски и заедки, вина и меды.
Андрей сел за стол и говорит:
— Сват Наум, садись, брат, со мной, станем есть-пить вместе.
Отвечает ему невидимый голос:
— Спасибо тебе, добрый человек! Столько лет я здесь служу, горелой корки не видывал, а ты меня за стол посадил.
Смотрит Андрей и удивляется: никого не видно, а кушанья со стола словно кто метелкой сметает, вина и меды сами в рюмку наливаются — рюмка скок, скок да скок.
Андрей просит:
— Сват Наум, покажись мне!
— Нет, меня никто не может видеть, я то — не знаю что.
— Сват Наум, хочешь у меня служить?
— Отчего не хотеть? Ты, я вижу, человек добрый!
Вот они поели. Андрей и говорит:
— Ну, прибирай всё да пойдем со мной.
Пошёл Андрей из избенки, оглянулся:
— Сват Наум, ты здесь?
— Здесь, не бойся, я от тебя не отстану.
Дошёл Андрей до огненной реки, там его дожидается лягушка:
— Добрый молодец, нашёл то — не знаю что?
— Нашёл, бабушка.
— Садись на меня.
Андрей опять сел на неё, лягушка начала раздуваться, раздулась, скакнула и перенесла его через огненную реку.
Тут он лягушку-скакушку поблагодарил и пошёл путём-дорогой в своё царство. Идет, идет, обернётся:
— Сват Наум, ты здесь?
— Здесь. Не бойся, я от тебя не отстану.
Шёл, шёл Андрей, дорога далеко — прибились его резвые ноги, опустились его белые руки.
— Эх, — говорит, — до чего же я уморился!
А сват Наум ему:
— Что же ты мне давно не сказал? Я бы тебя живо на место доставил.
Подхватил Андрея буйный вихрь и понёс — горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Летит Андрей над глубоким морем, и стало ему страшно.
— Сват Наум, передохнуть бы!
Сразу ветер ослаб, и Андрей стал спускаться на море. Глядит — где шумели одни синие волны, появился островок, на островке стоит дворец с золотой крышей, кругом сад прекрасный… Сват Наум говорит Андрею:
— Отдыхай, ешь, пей да на море поглядывай. Будут плыть мимо три купеческих корабля. Ты купцов зазови да угости, употчевай хорошенько — у них есть три диковинки. Ты меня променяй на эти диковинки — не бойся, я к тебе назад вернусь.
Долго ли, коротко ли, с западной стороны плывут три корабля. Корабельщики увидали остров, на нем дворец с золотой крышей и кругом сад прекрасный.
— Что за чудо? — говорят. — Сколько раз мы тут плавали, ничего, кроме синего моря, не видели. Давай пристанем!
Три корабля бросили якоря, три купца-корабельщика сели на легкую лодочку, поплыли к острову. А уж Андрей-стрелок их встречает:
— Пожалуйте, дорогие гости.

Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Купцы-корабельщики идут дивуются: на тереме крыша как жар горит, на деревах птицы поют, по дорожкам чудные звери прыгают.
— Скажи, добрый человек, кто здесь выстроил это чудо чудное?
— Мой слуга, сват Наум, в одну ночь построил.
Андрей повёл гостей в терем:
— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить, поесть!
Откуда ни возьмись, явился накрытый стол, на нём — вина и кушанья, чего душа захочет. Купцы-корабельщики только ахают.
— Давай, — говорят, — добрый человек, меняться: уступи нам своего слугу, свата Наума, возьми у нас за него любую диковинку.
— Отчего ж не поменяться? А каковы будут ваши диковинки?
Один купец вынимает из-за пазухи дубинку. Ей только скажи: «Ну-ка, дубинка, обломай бока этому человеку!» — дубинка сама начнет колотить, какому хочешь силачу обломает бока.
Другой купец вынимает из-под полы топор, повернул его обухом кверху — топор сам начал тяпать: тяп да ляп—вышел корабль; тяп да ляп — ещё корабль . С парусами, с пушками, с храбрыми моряками. Корабли плывут, пушки палят, храбры моряки приказа спрашивают.
Повернул топор обухом вниз — сразу корабли пропали, словно их и не было.
Третий купец вынул из кармана дудку, загудел — войско появилось: и конница, и пехота, с ружьями, с пушками. Войска идут, музыка гремит, знамена развеваются, всадники скачут, приказа спрашивают.
Купец задудел с другого конца в дудку — и нет ничero, всё пропало.
Андрей-стрелок говорит:
— Хороши ваши диковинки, да моя стоит дороже. Хотите меняться — отдавайте мне за моего слугу, свата Наума, все три диковинки.
— Не много ли будет?
— Как знаете, иначе меняться не стану.
Купцы думали, думали: «На что нам дубинка, топор да дудка? Лучше поменяться, со сватом Наумом будем безо всякой заботы день и ночь и сыты и пьяны».
Отдали купцы-корабельщики Андрею дубинку, топор и дудку и кричат:
— Эй, сват Наум, мы тебя берём с собой! Будешь нам служить верой и правдой?
Отвечает им невидимый голос:
— Отчего не служить? Мне всё равно, у кого ни жить.
Купцы-корабельщики вернулись на свои корабли и давай пировать — пьют, едят, знай покрикивают:
— Сват Наум, поворачивайся, давай того, давай того!
Перепились все допьяна, где сидели, там и спать свалились.
А стрелок сидит один в тереме, пригорюнился.
«Эх, — думает, — где-то теперь мой верный слуга, сват Наум?»
— Я здесь. Чего надобно?
Андрей обрадовался:
— Сват Наум, не пора ли нам на родную стороушку, к молодой жене? Отнеси меня домой.
Опять подхватил Андрея вихрь и понёс в его царство, на родную сторону.
А купцы проснулись, и захотелось им опохмелиться:
— Эй, сват Наум, собери-ка нам попить-поесть, живо поворачивайся!
Сколько ни звали, ни кричали, всё нет толку. Глядят, и острова нет: на месте его шумят одни синие волны.
Погоревали купцы-корабельщики: «Эх, надул нас недобрый человек!» — да делать нечего, подняли паруса и поплыли, куда им было надобно.
А Андрей-стрелок прилетел на родимую сторону, опустился возле своего домишки, смотрит: вместо домишки обгорелая труба торчит.
Повесил он голову ниже плеч и пошёл из города на синее море, на пустое место. Сел и сидит. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетает сизая горлица, ударилась об землю и оборотилась его молодой женой, Марьей-царевной.
Обнялись они, поздоровались, стали друг друга спрашивать, друг другу рассказывать.
Марья-царевна рассказала:
— С той поры как ты из дому ушёл, я сизой горлицей летаю по лесам да по рощам. Царь три раза за мной посылал, да меня не нашли и домишко сожгли.
Андрей говорит:
— Сват Наум, нельзя ли нам на пустом месте у синего моря дворец поставить?
— Отчего нельзя? Сейчас будет исполнено.
Не успели оглянуться—и дворец поспел, да такой славный, лучше царского, кругом — зеленый сад, на деревьях птицы поют, по дорожкам чудные звери скачут.
Взошли Андрей-стрелок с Марьей-царевной во дворец, сели у окошка и разговаривают, друг на друга любуются. Живут, горя не знают, и день, и другой, и третий.Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что
А царь в то время поехал на охоту, на синее море, и видит: на том месте, где ничего не было, стоит дворец.
— Какой это невежа без спроса вздумал на моей земле строиться?
Побежали гонцы, всё разведали и докладывают царю, что тот дворец поставлен Андреем-стрелком и живет он в нем с молодой женой, Марьей-царевной.
Ещё пуще разгневался царь, посылает узнать, ходил ли Андрей туда — не знаю куда, принес ли то — не знаю что.
Побежали гонцы, разведали и докладывают:
— Андрей-стрелок ходил туда—не знаю куда и добыл то — не знаю что.
Тут царь и совсем осерчал, приказал собрать войско, идти на взморье, тот дворец разорить дотла, а самого Андрея-стрелка и Марью-царевну предать лютой смерти.
Увидал Андрей, что идёт на него сильное войско, скорее схватил топор, повернул его обухом кверху. Топор тяп да ляп — стоит на море корабль, опять тяп да ляп — стоит другой корабль. Сто раз тяпнул, сто кораблей поплыло по синему морю.
Андрей вынул дудку, задудел — появилось войско: и конница, и пехота, с пушками, со знамёнами.
Начальники скачут, приказа ждут. Андрей приказал начать сражение. Музыка заиграла, барабаны ударили, полки двинулись. Пехота ломит царских солдат, конница скачет, в плен забирает. А со ста кораблей пушки так и бьют по столичному городу.
Царь видит: войско его бежит, кинулся сам к войску — останавливать. Тут Андрей вынул дубинку:
— Ну-ка, дубинка, обломай бока этому царю!
Дубинка сама пошла колесом, с конца на конец перекидывается по чистому полю: нагнала царя и ударила его в лоб, убила до смерти.
Тут и сражению конец пришёл. Повалил из города народ и стал просить Андрея-стрелка, чтобы взял он в свои руки всё государство.
Андрей спорить не стал. Устроил пир на весь мир и вместе с Марьей-царевной правил он этим государством до глубокой старости.

  • В какой сказке есть царь дадон и шамаханская царица
  • В какой сказке есть троекратные повторы 2 класс литературное чтение
  • В какой сказке есть страна жевунов
  • В какой сказке есть словосочетание люди добрые
  • В какой сказке есть словосочетание добрый товар