Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!
- Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!
-
- Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!
-
Из «Сказки о золотом петушке» (1834) А. С. Пушкина (1799—1837).
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс».
.
2003.
.
Смотреть что такое «Сказка — ложь, да в ней намек, / Добрым молодцам урок!» в других словарях:
-
ложь — лжи, ж. Неправда, намеренное искажение истины; обман. [Петя] был правдивый мальчик. Даже самая маленькая ложь приводила его в смущение. Катаев, Катакомбы. || Выдумка, вымысел. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. Пушкин, Сказка о… … Малый академический словарь
-
сказка — и, ж. 1) Повествовательное (народное или литературное) произведение о вымышленных лицах и событиях волшебного, авантюрного или бытового характера. Русские народные сказки. Рассказывать сказку. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок… … Популярный словарь русского языка
-
ложь — лжи, ло/жью, только ед., ж. Намеренное искажение истины. Уличить во лжи. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (Пушкин). Синонимы: вранье (разг.), лганье, непра/вда, обма/н Антонимы … Популярный словарь русского языка
-
Пушкин Александр Сергеевич — (1799 1837) Российский поэт, писатель. Афоризмы, цитаты Пушкин Александр Сергеевич. Биография • Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно. • Злословие даже без доказательств оставляет поти вечные следы. • Критики… … Сводная энциклопедия афоризмов
-
Крылатые фразы — Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью , другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз . Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов
4
Какая сказка Пушкина заканчивается словами Сказка — ложь, да в ней намек.?
Добрым молодцам урок!»
- «Сказки о золотом петушке»
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
И какой же урок можно сделать из этой сказки?
10 ответов:
3
0
Любая из сказок Пушкина могла бы заканчиваться этими словами, потому что в любой сказке, даже в сказке народной, обязательно содержится некий урок, или намек на него, который должен понять и добрый молодец и недобрый молодец. Добрый молодец для того, чтобы стать еще добрее, недобрый — чтобы перестать быть недобрым.
Однако конкретно этими словами заканчивается сказка «О золотом петушке».
Я лично вижу в этой сказке довольно прозрачный намек на то, что свое слово следует держать. Если дал кому-то обещание что-то сделать, то будь добр это обещание выполнить, даже если оно тебя окажется в тягость. Тем более, если обещание дано в ответ на помощь, которая уже оказана. А царь Додон задумал простое «кидалово», за что и поплатился.
3
0
Проанализируем каждую сказку:
В сказке А.С.Пушкина «О рыбаке и рыбке» не говорится о добрых молодцах вовсе, речь там идет о жадной старухе. Не правда ли?
В сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» богатыри есть, вот только конец в этой сказке следующий:
Теперь заглянем в конец сказки «О золотом петушке»:
Как мы видим, правильный ответ — это сказка «О золотом петушке».
Чему учит эта сказка можно прочитать тут.
А уроки из нее можно извлечь следующие: Надо выполнять свои обещания, быть честным и благодарным, ну и не поддаваться настолько женским чарам, иначе с любым добрым молодцем случится то же, что и с царем Дадоном.
3
0
Я в детстве с большим удовольствием читал сказки Александра Сергеевича Пушкина, сказки интересные и имеют глубокий смысл. Фраза, которая указана в данном вопросе, есть в «Сказке о золотом петушке». Данная сказка заканчивается следующим образом:
Узнать, что означает данная фраза, можно будет в этом вопросе на проекте Большой Вопрос.
2
0
Фразу эту мы конечно же сразу узнаем, многие ее знают. А вот из какой она сказки так сразу не все ответят. Но если освежить знания становится понятно, что это «Сказка о золотом петушке». По списку получается сказка под номером один.
Ну а учит она тому, что за свои слова надо держать ответ. И если ты что-то пообещал, то постарайся всё сделать и выполнить. Ну а как мы помним царь свои обещания выполнять не стал, ну и ничего хорошего из этого не вышло.
1
0
Как и любая народная мудрость, сказка всегда несет с собой определенное тайное смысловое значение. Неспроста многие сказки заканчиваются словами «Сказка -ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок…». Вот и великий русский поэт А.С.Пушкин одну из своих сказок заканчивает этой фразой — это «Сказка о золотом петушке». Урок из сказки можно вынести такой — не надейся на волшебство и силы других, решая свои проблемы, без своих собственных усилий никак не обойтись, иначе можно поплатиться многим, или как царь Дадон — абсолютно всем.
1
0
Вопрос: Какая сказка Пушкина заканчивается словами Сказка — ложь, да в ней намек?
Ответ: Сказка — ЛОЖЬ, да в ней намек! Добрым молодцам урок — такими словами заканчивается «Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина.
Вопрос: И какой же урок можно сделать из этой сказки?
Ответ: Уроки — не делают, а получают(или не получают).
Что бы получить Урок, нужно не просто прочитать, а понять Сказку — народную или авторскую..Более того, нужно понимать, что такое — Урок, Сказка, Ложь и т.д..
В настоящее время, большинство людей, по незнанию, считает Сказка — это вымысел, фантазия, обман, враньё, выдумка и не более…Даже выражение прижилось:..Ты мне Сказки не рассказывай…когда имеют ввиду — не обманывай..
Но как указано в произведении А.С Пушкина — Сказка — ЛОЖЬ, а не обман, враньё, фантазия, выдумка ,вымысел и поэт — прав.
СКАЗка — один из множества СКАЗов. СКАЗ — Словом КАЗать..
Ложь, Обман, Враньё — не синонимы и не одно и тоже, а совершенно разные понятия.
ЛОЖЬ — это поверхность Правды, поверхностная,неполная,искажённая информация о чём либо..
В данном случае, А.С. Пушкин справедливо писал, что бы понять Сказку — Ложь, дан намёк и разобравшись, получишь Урок — необходимо углублённо в ней разобраться(как и в любой другой Сказке)…
Что бы разобраться, необходимо, как минимум, понимание многих слов , выражений нашего родного Языка…Допустим:..что такое Тридевятое царство, тридесятое государство,кто такой царь Дадон, ратные дела, воевода, инда, сила бранная, различия между царством и государством, разница, между побоищем, битвой, сражением, что такое трава-мурава, парча, рехнулся и т.д…
Многие слова, имеют совершенно иное и не привычное нам сегодня, значение.
Если не знать Суть, значение, смысл, написанных слов, выражений, понятий,то Урока не получишь и прочитаешь Сказку буквально(поверхностно), но скрытые Образы не будут понятны…
Без понимания — нет Урока, нет Рока, а есть Пороки, Сроки, Нароки и т.д….
Благодарю за внимание..
Здравомыслия вам…
1
0
Сказки Пушкина легко читаются и нравятся как детям, так и взрослым. Сама с удовольствием их слушала в детстве, а сейчас читаю дочке)
Словами про урок для добрых молодцев заканчивается сказка о золотом петушке:
Сказка нас учит всегда исполнять обещанное, иначе может приключиться такая же история, как с царем. Возможно, произойдет что-то другое, но всё равно давать напрасные обещания очень плохо.
1
0
Мне очень нравятся сказки Пушкина. Они очень интересные, легко читаются, а так же имеют поучительный смысл.
Думаю, что все хорошо помнят каждую из сказок перечисленных в вопросе.
Сказка о золотом петушке учит тому, что всегда нужно оставаться верным своему слову, если дал обещание, тогда держи его.
Сказка учит нас этому на примере царя Дадона.
Именно сказка о золотом петушке и заканчиваются словами:
0
0
казок Пушкина не так уж много, но с детства узнаешь о них, они входят в твою жизнь навсегда. Иногда произносишь фразы из этих сказок, совершенно не задумываясь о том, откуда именно ты их знаешь, потому что они всегда с тобой. В данном случае высказывание
«родом» из «Сказки о золотом петушке», что соответствует первому из предложенных вариантов ответа на этот вопрос.
0
0
Сказки Пушкина вызывают интерес как у детворы, так и у взрослых.
Мне к примеру сказки эти до сих пор нравятся, иногда перечитываю их для своего ребенка.
В каждой сказке Пушкина есть поучительный момент, но если говорить о том, какая сказка заканчивается словами «Сказка — ложь, да в ней намек», то эта сказка называется «Сказка о золотом петушке».
Смотрим ниже концовку сказки и видим эту фразу.
Читайте также
По стихам Пушкина сравнивают с Онегиным.
Стихотворение написано в 1823 году, когда поэт размышляет о месте человека в жизни и о предназначении поэта в обществе.Его духовные поиски приводят к библейскому сюжету, в котором рассказывается о сеятеле, разбрасывающем семена повсюду. Но всходы дали не все, а только те, что упали в добрую землю.
Лирический герой сравнивает себя с таким сеятелем, который не нашел в сердцах людей благодатной почвы, и никто не поддержал его благие порывы души.
Композиция стихотворения состоит из двух частей. Первая часть наполнена ожиданиями лирического героя о чуде слова, которое он бросит в толпу, и оно прорастет правдой жизни. Автор использует возвышенную лексику. Вторая часть — полное разочарование в своем деле. Лексика резко меняется, и употребляются гневные обличительные слова. Толпа называется стадом, которой нет дела до духовности.
Тема поэта и поэзии раскрывается автором с новой стороны. Поэт — пророк, но в отечестве ему нет места.
Однажды читал в воспоминаниях современников и друзей Пушкина (вот только не помню — кто именно свидетельствовал),там было сказано: пуля Дантеса попала прямо в пуговицу на мундире поэта, срикошетила и резко изменила направление — вниз и вправо (ориентируясь по телу Пушкина),при этом (извините за такие печальные анатомические подробности…) пробила печень и скорее всего мочевой пузырь,прошла далее вниз,пробив повздошную и крестцовую кости,чем вероятно и вызвала сильнейшие болевые ощущения в самом верху правого бедра… Возможно,кровотечение было очень сильным,и поэтому Александру Сергеевичу казалось — что его ранили в бедро. Хотя при подобном ранении верхняя часть кости бедра у Пушкина была раздроблена — безусловно.
Герой повести «Гробовщик» — Адриан Прохоров, представитель этой профессии, несомненно очень важной и нужной для общества, хотя и не очень уважаемой многими.
Он восемнадцать лет жил на улице Басманной, в доме, про который он отзывается как о ветхой лачужке. Но поскольку Прохоров человек обстоятельный, дисциплинированный, то даже в этой ветхой лачуге у него был идеальный порядок и все вещи знали свое место.
Переезжает он в другой дом, уже на улице Никитской, более новый и наверное более обширный. Ведь не даром Прохоров столько лет копил на него деньги, во всем себя ограничивая. Этот дом был мечтой гробовщика и поэтому он должен был радоваться этому переезду.
Однако характер у Прохорова угрюмый и мрачный, а потому его раздражает суета при переезде. Даже в этот момент его больше занимают профессиональные заботы, он думает о возможных тратах, которые последуют если ему придется покупать новые мантии и шляпы.
То, что Пушкин был не просто талантливым поэтом, но и думающим человеком со своими простыми человеческими слабостями- в этом даже нет сомнений.Был ли он пророком? Любой поэт — это уже пророк. Все зависит от высоты его сознания, понимания как своей человеческой сути, так и сути других,окружающих его людей.
Удивляет другое: почему столько желающих погреться в лучах славы талантливого человека, поэта, прозаика.Очень соблазнительно взять произведение автора ( в данном случае сказку) и притянуть к нему исторические события.Вот и готовый детектив, где в главной роли Нострадамуса выступает АС Пушкин. Детективы, как известно, всегда очень востребованный продукт, да и диссертационная работа по очень нестандартному разбору известного произведения, позволит продвинутся и по служебной лестнице и вкусить глоток чужой славы.
Пушкин был далек от политических баталий и концепций.Но он, как поэт, старался быть «доктором» человеческих душ и пороков. Просто пытался их понять и довести до простых людей их суть.Пушкина интересовала история, но он не был историком с холодным расчетливым аналитическим умом. Скорее эмоциональным, хорошо чувствующим и понимающим человеческие эмоции и слабости.В этом его сила как поэта.
А по сему, отношусь к подобным интерпретациям произведений АС Пушкина с большой осторожностью и неким раздражением.Подобны<wbr />е вещи не возвышают талант поэта- носителя и открывателя русского языка, а скорее его упрощают.