В какой сказке пушкина есть яблоко

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

В какой сказке было отравленное яблоко?

10 ответов:



1



0

В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина рассказано, как чернавка бросает царевне отравленное яблоко. Пушкин писал свою сказку, опираясь на фольклорный сюжет. Мотив отравленного яблока есть в сказке про Белоснежку и гномов, вероятно, еще во многих.



1



0

Сказка в которой читатель встречается с отправленным яблоком была написана Александром Сергеевичем Пушкиным и называется «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

В этой сказке злая и завистливая царица не хотела, чтобы кто-то был на свете красивее чем она и угостила царевну отправленным яблоком.

<hr />

Есть аналог нашей русской всеми любимой сказке, где так же злая мачеха не терпит конкуренции в красоте. Сказка называется «Белоснежка и семь гномов».



1



0

Одна из моих любимых сказок которую написал Пушкин «О мертвой царевне и семи богатырях». Злая ведьма дала доверчивой царевне отравленное яблоко, от которого она надолго уснула, но разбудил ее царевич Елисей любовным поцелуем. Есть и аналог этой сказки — «Белоснежка и 7 гномов». Там сюжет очень похожий практически в один с нашей сказки Пушкина. Девушка съедает отравленное яблоко от злой мачехи и засыпает летаргическим сном. Смотрено пересмотрено и ни по одному разу эти сказки, уже теперь и с дочкой. Ей Пушкина вариант тоже больше нравится, как и мне. Посмотреть можно как фильм так и мультфильмы.



0



0

Сказка, где упоминается отравленное яблоко называется «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Автор великий Александр Сергеевич Пушкин. Злая мачеха терпеть не могла, когда кто-то был красивее ее. Царевну отравила яблоком и та уснула. А проснулась от поцелуя



0



0

Отравленное яблоко встречается не в одной сказке. Конечно, любой русский сразу вспомнит замечательную «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, в которой отравленное яблоко описано так красиво, что его просто хочется съесть.

текст при наведении

Однако во всем мире любой человек назовет другую сказку, в которой было отравленное яблоко — сказку «Белоснежка и семь гномов».

текст при наведении

Несмотря на то, что западные гномы превратились в русских богатырей, сказка Пушкина мне все равно милее и сердечнее истории о Белоснежке.



0



0

Я думаю, что речь идет о русской сказке, а именно о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.

Царевна съела подаренное ей отравленное яблоко и умерла от этого.

Посмотреть эту сказку можно здесь.

текст при наведении



0



0

В сказке Александра Сергеевича Пушкина, которая называлась «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Только там яблоко было скорее не отравлено, а с каким-то сильнодействующим снотворным, которое не убило царевну, а отправило её то ли в кому, то ли в летаргический сон. Её положили в хрустальный гроб, в котором она и лежала, пока её не разбудили поцелуем.



0



0

На мой взгляд речь идёт о сказке которая называется «сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях».

Автор Пушкин (Александр Сергеевич) в сказке рассказывается (в стихотворной форме) об отравлении царевны яблоком, но она не умерла а уснула и разбудит её только поцелую возлюбленного.



0



0

Таких сказок две.

Первая принадлежит перу Пушкина, называется она

kf8KcUYd0CFEdBrkzUBcMiKt1QOFz6.png

На свет она появилась в 1833 году.

А вот братья Гримм еще раньше написали Белоснежку, где была практически та же история. Удивительное совпадение, не правда ли?



0



0

Я не раз перечитывала сказку эту, и всегда умилялась тому, каким оьразом можно спасти царевну. Речь идет о сказке великого русского писателя А.С.Пушкине «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Злая мачаха сурово обошлась с падчерицей и подсунула ей такое яблоко.

Читайте также

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

И у меня была пластинка «Кошкин дом»,

и до сих пор я помню: в доме том

У кисы гости жарили колбаску,

потом пожар случился жуткий в сказке.

Пролив слезиночки на пепелище,

богачка в прошлом безуспешно ищет

пристанища в домах своих гостей,

но гонят все они ее взашей.

А приютили кошку-тетку

ее племянники-сиротки.

Ряд книжек — картинок про сказочного героя под именем Элмер написал известный английский писатель и иллюстратор детских книг ( они переведены на 40 языков мира ), а также создатель мультфильмов Дэвид Макки ( род. 2.01.1935 ).

В его книгах Элмер — это очень необычный , а разноцветный слон в клеточку. Эти клеточки у него разные: желтые и оранжевые, красные и розовые, фиолетовые и голубые, зеленые, черные и белые. У Элмера очень жизнерадостный и добрый характер и он любит подшучивать над своими друзьями.

Первая книжка об этом слонёнке вышла в печати в 1968 году, а последняя — в 2013.

Так что ответом на данную викторину следует считать вариант — 2).Слон в клеточку

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в ноле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица, —
Где красавица-девица?»
— «Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она, —
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть».

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.

День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»

«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь, —
Коли так, не заикнуся
Уж о том».— «Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».— Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит, —
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, — сказала.—
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед», —
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили, — печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».

Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Братец мой, —
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».— «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».— «Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

В каких сказках присутствует отравленное яблоко

Некоторые сказки, во все времена любимые детьми, способны шокировать современных взрослых. В таких образцах фольклора можно встретить немало жутких подробностей.

Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Читая старинные народные сказки, нетрудно убедиться, что в древности родители отнюдь не пытались уберечь детей от образов смерти. Отчасти это было связано с жизненным укладом: ребенка, который ежегодно видел, как забивают корову или свинью, понятие смерти не так шокировало, как современного горожанина.

И все же некоторые сказочные мотивы кажутся особенно страшными и загадочными. Один из таких мотивах – отравленное яблоко.

О древности сюжета, в котором присутствует отравленное яблоко, говорит его наличие у разных народов. Можно назвать по крайней мере две сказки такого рода: русская сказка, обработанная А.С.Пушкиным и известная как «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», и немецкая сказка, включенная в сборник братьев Гримм под названием «Белоснежка и семь гномов».

Сюжет сводится к следующему: злая мачеха, желая избавиться от падчерицы, превосходящей ее красотой, приказывает отвести девушку в лес и убить. Тот, кому это приказано сделать, жалеет и отпускает несчастную. Девушка находит в лесу дом, где живут семеро братьев (богатыри в русской сказке, гномы – в немецкой), и остается у них.

Мачеха, узнав, что падчерица жива, приходит к лесному дому под видом бедной странницы и угощает девушку отравленным яблоком. Падчерица умирает, безутешные братья хоронят ее, но не закапывают в землю, а оставляют на горе или в пещере в хрустальном гробу.

Место захоронения девушки находит влюбленный в нее принц и возвращает ее к жизни. В позднейших интерпретациях герой делает это с помощью поцелуя, но в оригинале все более прозаично: у А.С.Пушкина королевич разбивает гроб, а у братьев Гримм один из слуг принца, несущих гроб с телом Белоснежки в его замок, спотыкается, и от толчка кусочек отравленного яблока вылетает из горла девушки.

За этим «романтическим» сюжетом стоит обычай, который современному человеку мог бы показаться безнравственным.

В основе многих сказочных сюжетов лежит обряд посвящения. Пройдя посвящение, древние юноши не сразу переходили к обычной мужской жизни. Существовал промежуточный этап, который некоторые исследователи рассматривают как часть обряда посвящения – жизнь в мужском доме. Это была своего рода «комунна», объединяющая молодых людей, которые уже покинули родительские семьи, но еще не обзавелись собственными.

Такое мужское сообщество носило замкнутый характер. Там совершались особые обряды, вход в мужской дом под страхом смерти был запрещен женщинам, а также детям и юношам, не прошедшим обряд посвящения.

И все же кто-то должен был заниматься хозяйством в мужском доме. И не только хозяйством, ведь обычные мужские инстинкты у обитателей дома были вполне развиты. Нередко в мужском доме жила девушка, которая вовсе не бежала туда от злой мачехи – родная мать вполне могла сама отвести дочь туда.

Обитателям дома она была отнюдь не только «ласковой сестрою», но мораль той эпохи не осуждала такого поведения. Занималась девушка и хозяйством. Мужчины относились к ней с большим почтением.

Но так не могло продолжаться бесконечно – девушке приходило время обзаводиться семьей. Уйти из мужского дома просто так она не могла – ведь ей были известны секреты мужского сообщества, которые женщине надлежало унести с собой в могилу…

Не исключено, что где-то и когда-то таких девушек действительно убивали, но этнографы таких обычаев не встречали. Вопрос решался более гуманно – через ритуальную смерть, после которой следовало «воскрешение», после чего девушка была свободна. Именно об этом обычае повествуют сказки о Белоснежке и «мертвой царевне».

Видео по теме

Источники:

  • Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. Дом в лесу

Министерство образования Республики Башкортостан

Башкирский институт образования и развития

Башкирское отделение Общероссийской организации

Малой Академии Наук

«Интеллект будущего»

Секция:   Литература и культура

Яблоко – это весь Мир

Образ яблоко в фольклоре и сказке А.С.Пушкина

Янчурина Наиля

10 класс, МОБУ СОШ д.Кужанак

Муниципального района Зианчуринский район

  Научный руководитель: Волкова О.С.

г. Уфа, 2009-2010 учебный год

Оглавление

  1.   Цели и задачи работы.__________________стр. 3
  1.   История вопроса.______________________стр.3 — 4
  1.   Методика исследования вопроса._________стр. 4
  1.   Символ яблоко в мифах Древней Греции___стр. 4 — 5
  1.   Яблоко в славянской мифологии _________стр. 5 — 6
  1.   Яблоко в башкирском фольклоре_________стр. 6 — 7
  1.   Яблоко в библейских легендах___________стр. 7 — 8
  1.   Символ яблоко в сказках разных народов__стр. 8 — 9
  1.   Яблоко в сказке А.С.Пушкина____________стр. 9 — 10
  1. Яблоко и жизнь человеческого общества._стр. 10 — 11

11.  Заключение___________________________стр. 11

12.  Список использованной литературы_______стр. 12

  1.    Приложение (1-23 слайда в электронном варианте)

14.   Рецензия______________________________стр. 13

Яблоко – это весь Мир.

   Слайд№ 1                              Яблоко – это тайна

                                                   Т.Соловей

  1. Цели и задачи работы.

   « Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота. Солнышко за солнышко катится, звезды в хоровод собираются…Так красиво, на диво, что ни в сказке сказать, ни пером описать!»

   Кто из нас в детстве не замирал от восторга, представляя прочитанную картину! Кто не мечтал о волшебном яблочке! Так было и со мной…

   И вдруг!..

        Оно

        Соку спелого полно,

        Так свежо и так душисто,

        Так румяно-золотисто,

        Будто медом налилось!

        Видны семечки насквозь…

   Это же наливное, молодое, золотое яблочко отравило царевну! Как же так! Я привыкла видеть в сказке яблоко, дающее добро, молодость, жизнь, а здесь оно несет смерть. И это, оказалось, еще не все. В 6 классе я познакомилась с мифами Древней Греции, и там появилось яблоко, ставшее причиной войны. Прошло время, я повзрослела и поняла, что во всем можно разобраться, докопаться до истины. Вот я и поставила перед собой цель:

   — выяснить, как и когда зародился в фольклоре этот противоречивый образ,

   — какова его смысловая нагрузка,

   — проследить, какое развитие он получил в литературе,

   — понаблюдать и поразмышлять над тем, что значит образ яблоко в нашей жизни; может статься, не такой уж это и противоречивый символ.

   Я думаю, что это исследование обогатит меня духовно, приблизит к сокровищам народной мудрости, научит понимать мысль, заложенную в бесценных произведениях литературы. Со своей работой я постараюсь выступить и перед сверстниками, чтобы приобщить как можно больше людей к прекрасным тайнам нашего бытия.

   Так какое оно, сказочное яблочко?

  1. История вопроса.

   Оказывается, этот вопрос волнует не только меня. Собирая и изучая материал по теме, мне довелось столкнуться с большим количеством статей, публикаций, исследований. Яблоко, яблоня… эти образы-символы изучены  с разных точек зрения. Меня привлекли работы Н.А. Куна «Мифы Древней Греции», А.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», Т.Соловей «Молодильные яблоки из тридевятого царства», О. Патяниной. «Внешняя красота женщин в изображении Пушкина». Я узнала, что безграничен мир яблок, пришедший в нашу жизнь из глубины фольклора, он волнует не только поэтов и писателей, но и музыкантов, художников разных народов и живет с нами полноценной жизнью, и волнует человеческую мысль. 

   Пожалуй, яблоко – это действительно весь Мир.

  1. Методика исследования вопроса.

    Прежде чем начать свое исследование, я решила составить план действий. С чего начать? Исследовать образ яблока в …чем? Поэзии, песнях, беллетристике? И поняла, что это очень обширная тема, и начать необходимо со святая святых, основы основ, с бесценного клада устного народного творчества.

    Итак, во-первых, прочитать произведения различных жанров фольклора и выбрать материалы, связанные с образом яблоко.

    Во-вторых, изучить историю вопроса и «подковаться теоретически» для успешной аналитической работы.

    В-третьих, исследовать отобранный материал с точки зрения смыслового содержания образа.

    В-четвертых, обобщить полученные знания, связав их с современной общественной жизнью.

Слайд № 2 – «План исследования»

     4. Символ яблоко в мифах Древней Греции

    Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека.

    Почти идеально круглая форма этого плода связывалась с представлениями о мире, вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод, – с тайной и богатством;  сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов – это одновременно и мировое древо, то есть ось мира, Вселенной… Именно здесь, под мировым древом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье. В ветвях дерева прячутся луна и солнце…(Яблоко в переводе с романских языков обозначает «райский плод»).

Слайд № 3 – «Золотой век»    

    Древнегреческий герой Геракл, совершая свой двенадцатый подвиг, должен был достать яблоки вечной молодости из сада Гесперид. На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам-нимфам Гесперидам. Как мы знаем, Гераклу удалось похитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою очередь – Афине Палладе, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду, ведь Вечность и бессмертие – удел богов, а не смертных.

Слайд№ 4, 5 – «Сад Гесперид»  

   В этом мифе яблоки, я думаю, с одной стороны, могут подарить вечную молодость, а с другой – провоцируют на неблаговидные поступки: Еврисфей пытается завладеть ими «чужими руками», грозит смертью за ослушание.

      А вот еще одна легенда, согласно которой Парис должен был разрешить спор между Герой, Афиной и Афродитой, вручив золотое яблоко самой прекрасной их трех богинь. Каждая из них, стараясь получить это яблоко, обещала Парису: Гера — власть над Азией, Афина — воинскую славу и победу, а Афродита — прекраснейшую из смертных женщин Елену, дочь Зевса и Леды. Парис, недолго думая, отдал яблоко Афродите. Похищение Парисом Елены было причиной кровопролитной и долгой Троянской войны. Яблоко Париса с надписью «Прекраснейшей» назвали яблоком раздора.

   Слайд № 6 –«Суд Париса»

   И опять мы наблюдаем «двуличное» яблоко: как олицетворение красоты, женского начала (а значит и жизни) и как символ непримиримой вражды.

  1. Яблоко в славянской мифологии

   Прочитав мифы Древней Греции, я решила выяснить, как образ яблоко представлен в близкой мне славянской мифологии. Кроме уже названной работы Афанасьева, к сожалению, в нашей библиотеке больше ничего нет. Но зато школа подключена к сети Интернет! Посредством Интернета я познакомилась с Энциклопедией символов Дж.Купера и узнала, что в славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства. Плоды яблок, побеги и цвет яблони играли важную роль в свадебных обрядах. Обмен яблоками между парнем и девушкой символизировал взаимную симпатию. Принимая от сватающегося парня яблоко, девушка как бы давала согласие на брак. Белорусы, украинцы и поляки втыкали ветку яблони в каравай, а русские — в свадебную курицу. Молодожёнам дарили яблоки, желая большого потомства.

   В славянской символике яблоко имеет положительное значение. Западные славяне верили, что для обеспечения здоровья всей семьи необходимо на Рождество и Новый год умываться водой, в которой лежало яблоко.              Считалось, что перед тем, как набрать воду из источника, в него в качестве жертвы нужно бросить яблоко. У восточных славян в Рождество и на Новый год яблоневым прутом ударяли всех домочадцев и скот, а потом забрасывали на яблоню. Яблоко являлось даром для колядующих, приглашенных на свадьбу и крестины. Участники же обходных обрядов приносили в дом хозяев яблоко и оставляли на очаге. В Словакии переворачивала полную корзину яблок, чтобы в хозяйстве было изобилие. В энциклопедии  дается обширная информация о «яблочной» и «яблоневой» символике у славян. Но ни одна легенда не содержит ничего «отрицательного» о яблоке . Яблоня – Мировое дерево, ось Вселенной, яблоко приносит здоровье, сулит продолжение рода, приносит богатство и счастье. Мне очень близка такая трактовка образа: я люблю яблоки, у нас в саду растет несколько яблонь, и я не могу представить, чтобы от яблочка исходило зло.

  1. Яблоко в башкирском фольклоре

   Я башкирка, и меня не мог не заинтересовать вопрос: «А каково яблочко в народном творчестве башкир?»

В статье Ф Надиршиной «Выбор жениха в башкирском фольклоре» я нашла песню, из которой представляю вашему вниманию такие строчки:

Слайд № 7 – «Песня девушки»

— Егет, я выбрала тебя,

А ты в мой дворец не пошел,

Яблоко подарив, знак тебе подала —

Меня равной [ровней] себе не признал.

— Егет, hине hайланым,

Ћарайыма барманыњ,

Алма биреп ымланым,

Мине тињгє алманыњ..

   Девушка, дочь падишаха Катила, выбирая себе жениха, дарит ему яблоко. Так и у славян. Неслучайно наши народы, русские и башкиры, живут бок о бок уже тысячелетия.

   Изучая башкирские народные сказки, эпос, песни, пословицы, поговорки, загадки, я убедилась, что яблоня и ее плоды в сознании моего народа закреплены как понятия, символизирующие женское начало в жизни, идею плодородия. Например, в сказке «Козуля (косуля) и яблоня» (эта сказка входит в сборник  этиологических легенд) ни сосна, ни береза, ни ольха не позволяют козуле лечь под ними и окотиться, в качестве дерева-покровителя выступает лишь дикая яблоня, то есть она как бы участвует при рождении новой жизни, пусть даже животной:

    «Пришла козуля к яблоне.

    — Можно мне окотиться под твоими ветками? – попросила она.

    — Пожалуйста, котись себе сколько хочешь.

    Косуля окотилась и стала благодарить яблоню:      Слайд № 8

                  Пусть твои яблоки зреют, краснея,

                  Пусть они лакомок взоры прельщают,

                  Вниманье людей на себя обращают,

                  Пусть радуют всех и всех восхищают.

    С тех пор, благодаря косуле. Яблоня стала давать людям красные и вкусные яблоки, затем одомашнилась и насовсем переселилась в деревенские сады. Когда приходило время окотиться, косуля шла к ой яблоне. В конце концов она тоже утратила свою дикость и превратилась в домашнюю козу, говорят».

   Ассоциации образов яблони и яблока с женским началом запечатлены в загадке: «Алһыу бтле ҡыҙ үçеп етте һəм  «дөп» итеп ергə килеп төштө»

(выросла румяноликая девушка и со звуком «дюп» на землю упала).

    В пословице «Алма ағасынан йыраҡ төшмəй» («Яблоко от яблони недалеко падает» — в смысле, каковы родители, таковы и дети), мы снова встречаемся с образами плодоносящего дерева и плода.

  1. Яблоко в библейских легендах       Слайд №9 –Адам и Ева

     А теперь давайте откроем Библию. В легенде «Адам и Ева в раю» «Бог разрешил Адаму вкушать плода со всех деревьев, за исключением дерева познания добра и зла…

    Среди зверей, которых создал бог, наибольшей хитростью от личался змей. Однажды он спросил у женщины, почему бог запре тил им есть плоды с дерева познания добра и зла. И женщина отве тила на это: «Чтобы мы не умерли». «Вы ни в коем случае не умре те»,— уверял ее лицемерный змей и доказывал, что бог не велит им есть плоды с этого дерева, опасаясь, что у людей откроются глаза и они познают добро и зло так же, как и сам бог. Женщина внима тельно посмотрела на дерево познания добра и зла и увидела, как прекрасно оно и его плоды, дающие мудрость. И она сорвала за претный плод, съела его, а потом уговорила мужа, чтобы он после довал ее примеру.

    Тогда упала завеса с их глаз, и они заметили, что наги. Когда бог прохаживался по раю, Адам с женой спрятались. Бог спросил Адама: «Где ты?» И тот ответил так: «Я убоялся, потому что я наг, и скрылся». Бог тогда спросил: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого я запретил тебе есть?»

    Адам свалил всю вину на жену, а та в свою очередь обвинила змея. Бог рассердился на змея, проклял его и обрек ползать по земле и враждовать с человеком. А женщине бог сказал, что отныне она будет в муках рожать детей. Адаму он сказал, что за его ослушание проклята будет земля, которая его кормит. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься!»

    Как трактует  научная литература, в Библии яблоко становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья и кончая современностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем, или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала свое “знание” Адаму. Следствием стало изгнание из рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества.

    Таким образом, яблоко сыграло роковую роль. А змей на этих картинах — видимо, из греческих мифов, ведь сад Гесперид охранял дракон Ладон.

        С такой оценкой роли яблока я не согласна. Я считаю, что яблоко выступает только как плод хотя и «запретный», но все же «познания». Оно дало людям мудрость и даже позволило сравняться в знаниях с Богом. А к греху привели поступки Евы и Адама. В этой легенде и Ева, и Адам ведут себя не лучшим образом: свалил вину, обвинила Змея. Грехопадение – это следствие непослушания, а яблоко познания обвинять не стоит.

  1. Символ яблоко в сказках разных народов

     В народных сказках яблоко выступает как плод жизни и бессмертия. В итальянской сказке «Яблоко и кожура» в семье вельможи не было детей. Волшебник дает ему яблоко и говорит: «Пусть жена съест это яблоко, и через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик». Так и случилось, но появились два мальчика: один у знатной дамы, съевшей очищенное яблоко, другой – у служанки, съевшей кожуру. У дамы белолицый, как очищенное яблоко, а у служанки румяный, как яблочная кожура.

    В грузинской сказке «Иван-Заря» яблоки бездетной семье приносит река: «Только наполнила кувшин доверху, видит – несет река три яблока. Понравились ей яблоки, достала их и принесла домой. Одно дала мужу, другое сама съела, а третье они поровну поделили. И родились у них три сына: Иван-Вечерний, Иван-Полночный и Иван-Заря.»    

    В русских сказках образ яблока встречается очень часто. И чаще всего это яблоки молодильные. В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» Иван-царевич добывает яблоки для царя, который «очень устарел и глазами обнищал». Также и в сказке «Ведьма и Солнцева сестра»: «Отпустила его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко, вмиг помолодеет». В этих сказках роль яблока такая же, как и в мифе о яблоках Гесперид. А вот в сказке «Хаврошечка», как в славянских мифах, яблоко подносится суженому: «Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет». И даже несчастная бедная девушка из сказки «Безручка», отведав золотого яблочка, становится невестой своего хозяина.

    В уже приведенном выше отрывке из «Сказки о серебряном блюдечке и наливном яблочке» яблоко играет роль предсказателя судьбы, так как знает обо всем, что происходит в мире. И это понятно, ведь мы уже знаем о том, что яблоня – это дерево жизни и познания, и только яблоку дано владеть всеми секретами жизни и красоты, только плод дерева жизни связан с солнцем и звездами.

    Сказку «Гуси-лебеди» мы знаем с самого раннего детства. Яблоня заслоняет Аленушку с братцем от страшных Гусей-лебедей. Жар-птица в сказке «Иван-царевич и Серый волк» прилетает поклевать не что иное как золотые яблочки!     Слайд № 10 – «Жар-птица»

   Не удивительно, что именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их. В сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» мать Змеиха обратилась яблонькой, чтобы погубить Ивана.

   Какой же вывод можно сделать?

   В сказках разных народов яблоко и яблоня – спасители и помощники положительных героев. В мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам или сверхъестественным существам, им и служат, а в сказках яблони приближены к человеческому миру, дарят свет, тепло и красоту.

  1.  Яблоко в сказке А.С.Пушкина

   Сказки Пушкина относятся к жанру литературных сказок, но говорить о яблоке и не вспомнить знаменитую «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» невозможно. Тем более, что яблоко в этой сказке «злое».

А об удивительных свойствах яблочка в народных сказках Пушкин , конечно, знал: ведь рядом с ним была замечательная сказительница – Арина Родионовна. Тогда  почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи?  Ведь наверняка можно было взять какой-то другой предмет? Ответить на этот трудный вопрос мне опять помог Интернет. Готовясь к выступлению, я прочла статью О.В. Патяниной «Внешняя красота женщины в изображении Пушкина». Мысли автора статьи оказались созвучны моим. Вот они.

   Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела (не описание ли яблока? – Н.Я.), высока, стройна, но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление к абсолютизации своей красоты, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркало глядясь.

    Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, потому что ее красота равноценна ее душе. В образе царевны воплощен тот народный идеал, который так ценил поэт: красота, приветливость скромность, трудолюбие, хозяйственность.  Слайд № 11, 12 – «Сказка о мертвой царевне»

    Мотив несоответствия внешней красоты и внутренних качеств еще раз возникает в сцене с яблоком. Яблоко, которым угостила царевну царица,

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь…

   От яблока невозможно оторвать глаз: Пушкин дважды повторяет усилительную частицу (интенсификатор) так. Казалось бы, яблоко не может принести вреда: ведь видны семечки насквозь. Но поэт недаром поставил после этой фразы многоточие: стоит насторожиться! Мачеха передала падчерице свой портрет!

    Попытаемся обобщить наши наблюдения, подвести итог исследованию: так какое же оно, сказочное яблочко, «положительное» или «отрицательное?

Теперь я могу твердо заявить, что яблоко – молодильное, дарит здоровье и красоту, способствует семейному счастью и достатку. Только вот попасть оно может в руки недобрых людей. И тогда жди беды. Но яблоко-то причем! Все зависит от человека!

  1. Яблоко и жизнь человеческого общества.

   Теперь доказано научно, почему именно яблоко обладает  удивительной силой. Взгляните на слайд!   Слайд № 13

 «Содержание питательных веществ в одном яблоке (150 г)»

Калории 86

Белки 0,4 г

Жиры 0,5 г

Углеводы 20 г

Кальций 8 мг

Фосфор 3 мг

Железо 0,4 мг

Витамин А 120 ME

Тиамин 0,05 мг

Рибофлавин 0,25 мг

Ниацин  0,9 мг

Аскорбиновая кислота 6 мг

   Действительно, в яблоке заключена сама жизнь, молодость, здоровье.

   Не удивительно, что многие художники запечатлели яблони, превратили свои райские сады в яблоневые.  

Слайд №  14    С.Боттичелли «Весна»

Слайд №   3   Лукас Кранах Старший «Золотой век»

   Яблоня здесь – и центр мира, и древо жизни, олицетворение здоровья, молодости, счастья;

Слайд №  15   Э.Берн-Джонса “Зловещая голова” – древо познания добра и зла.

   Так как яблоко часто является символом молодости, здоровья и красоты, то многие художники изображают свои модели с яблоком в руках (Рафаэль. “Портрет молодого человека с яблоком”; В.Л.Боровиковский. “Портрет Скобеевой”).

Слайд № 16, 17, 1

    Яблоко становится обязательным атрибутом граций (Рафаэль. “Три грации”), Венеры (А.Бронзино.“Аллегория”).

Слайд № 19

    Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты, как в натюрморте М.М. де Караваджо “Корзина с фруктами”.

Слайд № 20

    Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д.Жилинский в картине “Под старой яблоней”. Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры, символизирующие три возраста человеческой жизни.

Слайд № 21

    Многомерность символа яблоко  в современной жизни я попыталась передать в следующей таблице:

Слайд № 22

  1. Заключение

    Чудесное наливное яблочко из тридевятого царства, обладающее великой Тайной, сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе. Оно продолжает озарять нас своим сиянием, поить живительными соками нашу фантазию и будить неуемную любознательность. Да! На то оно и молодильное, чтобы уметь все это делать…

                      …по прежнему сияет чистота.                     Прекрасно было яблоко, что с древа

                      Адаму на беду сорвала Ева.

                             Шекспир. «Сонет о яблоке» (№93)

Список использованной литературы

  1. Академия Наук СССР. Институт языкознания

Словарь русского языка, том  IV

Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва – 1957

  1. Купер Дж. Энциклопедия символов.- М.; Золотой век; 1995
  2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М.; 1999.
  3. Косидовский З. Библейские сказания. – Издательство политической литературы, М.; 1975
  4. Сказки народов мира. Тысяча и одна ночь. – Детская литература, М.; 1985
  5. Сказки русского народа. – ЭОС, М.; 1992
  6. Афанасьев А.Н. Русские детские сказки – Детская литература, М.; 1986
  7. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.: в з т. – Индрик, М.; 1994
  8. Башкирское народное творчество. Башкирские сказки и легенды. – Китап, Уфа; 1996
  9.  Соловей Т. Молодильные яблоки из тридевятого царства. – Уроки литературы, № 5 – 2001
  10.  Надиршина Ф. Выбор жениха в башкирском фольклоре. – Статья из Интернета
  11.  Патянина О. Внешняя красота женщины в изображении Пушкина. – Статья из Интернета
  12.  Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. — Южно-уральское книжное издательство, Челябинск; 1981

Рецензия

на проблемно-реферативную исследовательскую работу

ученицы 10 класса Янчуриной Найли

«Яблоко – это весь мир. Образ яблоко в фольклоре и сказке А.С.Пушкина»

   Работа ученицы полностью соответствует теме. Мысли свои ученица излагает логично и последовательно. Во введении Найля аргументирует, почему её заинтересовала данная тема, формулирует цель и задачи своей работы. В основной части – исследование образа яблоко, начиная от мифов, она последовательно изучает, анализирует легенды, сказания, сказки; сопоставляя выбранный материал, делает выводы и обобщения, связывает все это со своим жизненным опытом.

   Ученица имеет «стаж» исследовательской работы: на 3, 4, 5 районных научно-практических конференциях «Шаг в будущее» Найля занимала 1 места по английскому языку, культуре Башкортостана, русскому языку. Она отличается самостоятельностью, большой работоспособностью, умением анализировать и делать выводы. Ученица обнаружила глубокий интерес к данной теме, к образу яблоко, представляющему огромный семантический пласт в фольклоре, литературе,  культуре и общественной жизни человечества.

                                  Руководитель             /Волкова О.С./

  • В какой сказке пушкина есть слова сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок
  • В какой сказке пушкина есть присказка и какая
  • В какой сказке пушкина есть зеркало
  • В какой сказке пушкина есть заяц ответ
  • В какой сказке пушкина есть жар птица