Чёрная курица, или Подземные жители | |
Жанр: |
волшебная повесть |
---|---|
Автор: |
Антоний Погорельский |
Язык оригинала: |
русский |
Год написания: |
1829 |
Черная курица, или Подземные жители — волшебная повесть для детей Антония Погорельского, написанная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка многократно издавалась в советское и постсоветское время[2].
Содержание
- 1 Сюжет
- 2 История создания
- 3 Литературоведческая информация
- 4 Аудиоверсии
- 5 Экранизация
- 6 Примечания
- 7 Ссылки
Сюжет
Мальчик Алеша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. В свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать ее для обеда, но Алеша упросил ее не делать этого, подарив ей золотой империал, его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина[3]. Его встретил король и вынес благодарность за спасение своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле — министр подземного царства. Алеша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алеше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.
Подарок короля оказался действенным, и Алеша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и все-таки высек мальчика.
Ночью того дня к Алеше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королем носить золотые кандалы, какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алеша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и приятным мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.
История создания
А. Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[4]. Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[5].
Литературоведческая информация
О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причем «оборотень» черная курица-министр является проводником[1].
А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести»[6].
Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Черная курица“ — это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[7].
Аудиоверсии
Книга неоднократно издавалась в аудио-формате[2].
Экранизация
В 1980 году Виктором Гресем (укр. Гресь Віктор Степанович) был снят одноименный фильм (укр. Чорна курка, або Підземні жителі), с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[8].
Примечания
- ↑ 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008
- ↑ 1 2 Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
- ↑ Примерно 35 см.
- ↑ Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
- ↑ Биография А. Погорельского
- ↑ А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005
- ↑ Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144.
- ↑ Страничка фильма на kinomania.ru
Ссылки
- Текст сказки
План урока:
Краткая биография А. Погорельского
Сюжетная линия повести
Образ главного героя Алеши
Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»
Краткая биография А. Погорельского
История создания первой русской сказочной повести с оригинальным сюжетом «Черная курица, или Подземные жители»
Антоний Погорельский – это литературный псевдоним автора фантастической детской повести «Черная курица,или Подземные жители», который писатель взял по названию усадьбы Погорельцы Черниговской губернии, где он проживал. Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он родился в 1787 г. в Москве. Алексей был внебрачным сыном министра народного просвещения графа Алексея Разумовского и Марии Соболевской, дочери учителя верховой езды. В этом союзе, продлившемся более 30 лет, родилось 10 детей. Граф Разумовский для своих незаконнорожденных детей добился от государя прав дворянства, фамилия им была дана по названию усадьбы Перово, где жили. Все дети получили прекрасное домашнее образование. Алексей с детства писал небольшие рассказы.
Алексей Перовский стал одним из самых образованных людей своего времени. В 1805 г. Алексей поступил в Московский университет, университетский курс освоил за два года. Еще студентом перевел на немецкий язык повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза». Первыми публикациями его были труды по биологии. Перовский стал членом нескольких научных и литературных обществ. В 1807 г. получил звание доктора философских и словесных наук. После университета служил в одном из департаментов Сената, в 1812 г. стал секретарем министра финансов.
Службу оставил из-за начавшейся войны с Наполеоном, записался в ряды добровольцев. Принял участие почти во всех сражениях Отечественной войны 1812 г., участвовал в заграничных походах, был награжден орденами за отвагу и храбрость. После войны до 1816 г. проживал в Германии, изучал творчество немецких романтиков, познакомился с писателем Э.Т. Гофманом. После возвращения поселился в Петербурге, занимался переводами, посещал литературное общество «Арзамас», где познакомился с А. Пушкиным. В 1820 г. написал две остроумные статьи в защиту поэмы «Руслан и Людмила», высмеяв критиков, которые назвали поэму Пушкина «грубой и простонародной». В 1820-х годах написал четыре повести с фантастическими сюжетами. В 1825 г. опубликовал новеллу «Лафертовская маковница», которая была создана под влиянием новелл Гофмана и стала первым русским произведением в духе фантастического романтизма. Ее героиня, старая торговка лепешками, была всесильной колдуньей, черный кот старушки Мурр мог перевоплощаться в титулярного советника[1] Мурлыкина. В 1828 г. Погорельский выпустил целый сборник фантастических новелл. Вокруг писателя всегда царила творческая атмосфера, он дружил со многими литераторами:А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, К.Ф. Рылеевым, П.А. Вяземским, И.С. Тургеневым и др.
Своей семьи Алексей Перовский не создал, но был дружен со своей сестрой Анной Алексеевной Толстой, с которой воспитывал ее сына Алешу, фактически заменив ему отца.Вместе с сестрой и ее сыном много путешествовал по Европе, в Германии встречался с поэтом Иоганном Гете. Для племянника Алеши Толстого он в 1829 г. написал нравоучительную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Одиннадцатилетний Алеша стал прототипом[2] главного героя.
Благодаря дружбе с В.А. Жуковским, который был наставником царевича, Алешу Толстого в 1829 г. представили императору и его семье. Мальчик подружился со своим ровесником Сашей Романовым, будущим императором Александром II. По выходным дням его привозили во дворец для игр с наследником престола. Перовскому не хотелось, чтобы племянник зазнался, потому в форме сказки дал множество мудрых наставлений для самовоспитания. Впоследствии мальчик стал известным поэтом, драматургом и писателем Алексеем Константиновичем Толстым. Для Александра II он остался близким другом на всю жизнь.
В конце 1820-х Перовский вернулся на государственную службу, работал в Комиссии по устройству учебных заведений, дослужился до действительного статского советника, одного из высших чинов.В 1830 г. оставил службу и поселился в малороссийском имении Погорельцы, работал над романами. Роман «Монастырка» стал первым нравоописательным романом в России. В нем подробно описаны традиции, быт, обычаи и нравы Малороссии. Последние годы из-за проблем со здоровьем писатель много времени проводил на лечении за границей, путешествовал вместе со своим племянником. В Италии познакомился с Карлом Брюлловым, который написал его портрет. 21 июля 1836 г. скончался от туберкулеза, похоронен на православном кладбище Варшавы.
А. Погорельский
Сюжетная линия повести
Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести
Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.
Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию[3] столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона[4] и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок[5] с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.
Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.
Алёша
После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.
Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.
С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.
Образ главного героя Алеши
Образы Чернушки и жителей подземного королевства
Герой сказочной повести Алеша – воспитанник пансиона, ему около 10 лет. Он «умненький, миленький», неглупый ребенок.Алеша отзывчив, щедр и скромен. Он слушается взрослых, помогает им, подкармливает курочек.Ради спасения любимой курочки отдал кухарке единственное свое богатство – подаренный ему бабушкой золотой империал[6]. Он не труслив, не побоялся последовать за появившейся ночью Чернушкой в незнакомое место по тайным коридорам, чтобы спуститься под землю.
Но характер мальчика противоречивый. Он послушный, но нарушил запрет Чернушки ни к чему не прикасаться по пути в подземелье. Алеша все же потрогал лапку кота, из-за его непослушания в первую ночь попасть в подземную страну не удалось, а Чернушка чуть не пострадал.Алеша проявил легкомыслие, пожелав всегда отвечать урок, «не учившись». Он научился лукавить, получая благодаря конопляному зернышку незаслуженные похвалы, став первым учеником. В нем проявляется заносчивость и самоуверенность, он возгордился «своими» успехами. Мальчик из страха наказания за неподобающее поведение нарушил обещание Чернушке хранить тайну подземных жителей. Но в конце концов он осознал свой проступок, пожалел о собственном малодушии, захотел исправиться.
Министр Чернушка
Ключевым персонажем повести является курица, прозванная Чернушкой. Эта не совсем обычная домашняя птица, отличающаяся от других белых куриц цветом и не несущая яиц,в волшебном измерении представлена в образе почтенного министра. Он один из жителей подземного королевства, которые могут в реальном мире появляться в замаскированном виде. Само подземное королевство напоминает европейскую карликовую монархию, маленькие жители которой были ростом не более «пол-аршина[7]», одеты на испанский манер, в шляпах с перьями. Благородный Чернушка – важный вельможа этого государства. Его высоко ценил король, и за спасение министра готов выполнить любой пожелание Алеши. Король, хотя и разочарован просьбой мальчика, ее все же выполнил, с укоризной назвав Алешу «ленивцем».
Король Подземного царства
Великодушный министр испытал душевную боль, когда Алеша не сдержал своего обещания. Мальчик обрек жителей подземного королевства на изгнание, а Чернушку на ношение кандалов. Но министр все же простил мальчика, потому что помнил, что тот был доброжелательным и сострадательным ребенком. Прощаясь навсегда, мудрый Чернушка выразил надежду, что Алеша постарается измениться и станет прежним, ведь он верит в него.
Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»
Благодаря Антонию Погорельскому в России появились жанры фантастической повести и нравоописательного романа. Произведения Погорельского высоко ценили многие его современники, в том числе В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители»вызывает интерес у взрослых и детей уже почти 200 лет.
В повести затронуты вопросы воспитания,говорится о необходимости развития ответственности, милосердия, доброты у детей.Автор на примере истории Алеши показал, что в человеческой душе противостоят друг другу добро и зло. Часто одерживает победу плохая сторона, если человеку легко достаются успех или слава. Не стоит обманывать себя иллюзиями, легкий успех часто становится причиной разрушения личности. Чтобы вырасти стоящим человеком, необходимо упорно учиться, трудиться и развиваться. Нужно строже относиться к себе,быть трудолюбивым, порядочным, честным человеком.
Словарь
Титулярный советник – по Табели о рангах чин 9 класса.
Прототип – прообраз, модель, реальная личность, послужившая для создания персонажа.
Историческая реконструкция – воспроизведение, воссоздание культурной атмосферы определенной исторической эпохи.
Пансион – учебное заведение с общежитием для учеников.
Барочные (доски) – доски, полученные после разборки непригодной для плавания барки, т.е. большого грузового судна.
Империал – золотая монета, достоинством в 10 рублей (по тем временам жалование кухарки за полгода).
Пол-аршина – старинная мера длины (35,5 см).
Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр и направление
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Смысл названия
- 5 Суть о чём?
- 6 Главные герои и их характеристика
- 7 Темы
- 8 Проблемы
- 9 Смысл
- 10 Чему учит?
- 11 Критика
История создания
Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.
На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.
Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.
Жанр и направление
«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.
Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.
Композиция и конфликт
Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:
- Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
- Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
- Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
- Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
- Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
- Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.
Смысл названия
Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка.
Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.
Суть о чём?
Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе.
Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал.
В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.
Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.
Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.
Вот подробное краткое содержание повести.
Главные герои и их характеристика
Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.
Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.
Темы
Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!
- Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
- Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
- Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.
Проблемы
Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:
- Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
- Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
- Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
- Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
- Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.
Смысл
Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу.
Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.
Чему учит?
Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.
Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.
Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.
Критика
Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.
О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»
А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».
Автор: София Яковлева
Лет сорок тому назад,[1] в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии,[2] жил-был содержатель мужского пансиона,[3] который ещё до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотой, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на проспектах Васильевского Острова не было весёлых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исаакиевский мост, узкий в то время и неровный, совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исаакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исаакиевской площади отделён был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями, манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом,[4] — одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний. Города перед людьми имеют, между прочим, то преимущество, что они иногда с летами становятся красивее… Впрочем, не о том теперь идёт дело. В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века, теперь же обратимся опять к пансиону, который лет сорок тому назад находился на Васильевском Острове, в Первой линии.
Дом, которого вы теперь — как уже вам сказывал — не найдёте, был о двух этажах, крытый голландскими черепицами. Крыльцо, по которому в него входили, было деревянное и выдавалось на улицу. Из сеней довольно крутая лестница вела в верхнее жильё, состоявшее из восьми или девяти комнат, в которых с одной стороны жил содержатель пансиона, а с другой были классы. Дортуары, или спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки-голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого; настанет время, когда и наши следы сотрутся с лица земного! Всё проходит, всё исчезает в бренном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.
В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алёша, которому тогда было не более 9 или 10 лет. Родители его, жившие далеко-далеко от Петербурга, года за два перед тем привезли его в столицу, отдали в пансион и возвратились домой, заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперёд. Алёша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо[5] сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. Учитель был родом немец, в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, и библиотека эта большею частию состояла из книг сего рода.
Итак, Алёша, будучи ещё в десятилетнем возрасте, знал уже наизусть деяния славнейших рыцарей, по крайней мере так, как они описаны были в романах. Любимое его занятие в длинные зимние вечера, по воскресеньям и другим праздничным дням было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие веки… Особливо в вакантное время,[6] как, например, об Рождестве или в светлое Христово воскресенье, — когда он бывал разлучён надолго со своими товарищами, когда часто целые дни просиживал в уединении, — юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по тёмным, дремучим лесам.
Я забыл сказать вам, что к этому дому принадлежал довольно пространный двор, отделённый от переулка деревянным забором из барочных досок.[7] Ворота и калитка, кои вели в переулок, всегда были заперты, и поэтому Алёше никогда не удавалось побывать в этом переулке, который сильно возбуждал его любопытство. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было — подбегать к забору. Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти происходили от деревянных гвоздей, которыми прежде сколочены были барки, и ему казалось, что какая-нибудь добрая волшебница нарочно для него провертела эти дырочки. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман,[8] или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия. Но, к крайнему его сожалению, не являлся никто даже похожий на волшебницу.
Другое занятие Алёши состояло в том, чтобы кормить курочек, которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними познакомился, всех знал по имени, разнимал их драки, а забияк наказывал тем, что иногда несколько дней сряду не давал им ничего от крошек, которые всегда после обеда и ужина он собирал со скатерти. Между курами он особенно любил чёрную хохлатую, названную Чернушкою. Чернушка была к нему ласковее других; она даже иногда позволяла себя гладить, и поэтому Алёша лучшие кусочки приносил ей. Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.
Однажды (это было во время вакаций, между Новым годом и Крещеньем, — день был прекрасный и необыкновенно тёплый, не более трёх или четырёх градусов мороза) Алёше позволили поиграть на дворе. В тот день учитель и жена его в больших были хлопотах. Они давали обед директору училищ, и ещё накануне, с утра до позднего вечера, везде в доме мыли полы, вытирали пыль и вощили красного дерева столы и комоды. Сам учитель ездил закупать провизию для стола: белую архангельскую телятину, огромный окорок и из Милютиных лавок киевское варенье. Алёша тоже по мере сил способствовал приготовлениям: его заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок и украшать бумажною резьбою нарочно купленные шесть восковых свечей. В назначенный день поутру явился парикмахер и показал своё искусство над буклями, тупеем и длинной косой[9] учителя. Потом принялся за супругу его, напомадил и напудрил у неё локоны и шиньон[10] и взгромоздил на её голове целую оранжерею[11] разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые два бриллиантовых перстня, когда-то подаренные мужу её родителями учеников. По окончании головного убора накинула она на себя старый, изношенный салоп[12] и отправилась хлопотать по хозяйству, наблюдая при том строго, чтоб как-нибудь не испортилась причёска; и для того сама она не входила в кухню, а давала приказания своей кухарке, стоя в дверях. В необходимых же случаях посылала туда мужа своего, у которого причёска не так была высока.
В продолжение всех этих забот Алёшу нашего совсем забыли, и он тем воспользовался, чтоб на просторе играть во дворе. По обыкновению своему, он подошёл сначала к дощатому забору и долго смотрел в дырочку; но и в этот день никто почти не проходил по переулку, и он со вздохом обратился к любезным своим курочкам. Не успел он присесть на бревно и только начал манить их к себе, как вдруг увидел подле себя кухарку с большим ножом. Алёше никогда не нравилась эта кухарка — сердитая и бранчливая чухонка. Но с тех пор как он заметил, что она-то была причиною, что от времени до времени уменьшалось число его курочек, он ещё менее стал её любить. Когда же однажды нечаянно увидел он в кухне одного хорошенького, очень любимого им петушка, повешенного за ноги с перерезанным горлом, то возымел он к ней ужас и отвращение. Увидев её теперь с ножом, он тотчас догадался, что это значит, и, чувствуя с горестию, что он не в силах помочь своим друзьям, вскочил и побежал далеко прочь.
— Алёша, Алёша! Помоги мне поймать курицу! — кричала кухарка, но Алёша принялся бежать ещё пуще, спрятался у забора за курятником и сам не замечал, как слёзки одна за другою выкатывались из его глаз и упадали на землю.
Довольно долго стоял он у курятника, и сердце в нём сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору — то манила курочек: «Цып, цып, цып!» — то бранила их по-чухонски.
Вдруг сердце у Алёши ещё сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки! Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит:
Куда́х, куда́х, куду́ху!
Алёша, спаси Чернуху!
Куду́ху, куду́ху,
Чернуху, Чернуху!
Алёша никак не мог долее оставаться на своём месте. Он, громко всхлипывая, побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло.
— Любезная, милая Тринушка! — вскричал он, обливаясь слезами. — Пожалуйста, не тронь мою Чернуху!
Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать. Но Алёше теперь слышалось, будто она дразнит кухарку и кричит:
Куда́х, куда́х, куду́ху!
Не поймала ты Чернуху!
Куду́ху, куду́ху!
Чернуху, Чернуху!
Между тем кухарка была вне себя от досады.
— Руммаль пойсь! — кричала она. — Вот-та я паду кассаину и пашалюсь. Шорна курис нада режить… Он ленива… Он яишка не делать, он сыплатка не сижить.
Тут хотела она бежать к учителю, но Алёша не пустил её. Он прицепился к полам её платья и так умильно стал просить, что она остановилась.
— Душенька, Тринушка! — говорил он. — Ты такая хорошенькая, чистенькая, добренькая… Пожалуйста, оставь мою Чернушку! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра!
Алёша вынул из кармана империал,[13] составлявший всё его имение,[14] который берёг пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки. Кухарка взглянула на золотую монету, окинула взором окошки дома, чтобы удостовериться, что никто их не видит, и протянула руку за империалом. Алёше очень, очень было жаль империала, но он вспомнил о Чернушке — и с твердостию отдал драгоценный подарок.
-
October 13 2018, 01:44
- Литература
- Cancel
Сказка Антония Погорельского Черная курица или жители подземелья …
Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана
русским писателем А. Погорельским в 1829 году.
Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня.
Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить
настоящим источником жизненной мудрости.
Как создавалась книга
Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители».
Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно,
с какой целью создавалась сказка изначально.
Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца.
Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого.
Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем
и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.
Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей
Погорельскому из-за того, что не хотел учиться.
Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника
на труд в учебе. Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник
мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой
для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том,
что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом.
На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский.
Главный герой сказки, место действия
Главный герой «Черной курицы, или Подземных жителей» — мальчик Алеша.
Сказка начинается с повествования о главном герое. Мальчик учится в частном пансионе
и нередко страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые,
заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Пустоту в душе
и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны,
где он воображает себя доблестным рыцарем. Других детей родители забирают на выходные и праздники.
Но для Алеши единственной отрадой остаются книги. Место действия сказки, как было указано,
– небольшой частный пансионат в Санкт-Петербурге, куда родители отправляют учиться детей.
Заплатив деньги за обучение своего чада на несколько лет вперед, они, по сути,
исчезают из его жизни полностью.
Начало повести
Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» — это мальчик Алеша и Чернушка
– персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит
значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем,
как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка.
Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом.
Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки.
И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир.
Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Антония Погорельского
— Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/349388/skazka-antoniya-pogorelskogo-chernaya-kuritsa-ili-podzemnyie-jiteli-otzyiv-soderjanie-glavnyie-geroi
http://fb.ru/article/349388/skazka-antoniya-pogorelskogo-chernaya-kuritsa-ili-podzemnyie-jiteli-otzyiv-soderjanie-glavnyie-geroi