В каком году была написана и опубликована сказка черная курица

Чёрная курица, или Подземные жители
Жанр:

волшебная повесть

Автор:

Антоний Погорельский

Язык оригинала:

русский

Год написания:

1829

Черная курица, или Подземные жители — волшебная повесть для детей Антония Погорельского, написанная в 1829 году. Первое авторское произведение литературы для детей на русском языке[1]. Сказка многократно издавалась в советское и постсоветское время[2].

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 История создания
  • 3 Литературоведческая информация
  • 4 Аудиоверсии
  • 5 Экранизация
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Сюжет

Мальчик Алеша, не старше десяти лет, обучался в пансионе в Санкт-Петербурге примерно в 1790-х годах. В свободное время он часто кормил куриц, содержащихся при кухне, и особенно выделял черную хохлатую Чернуху. Однажды кухарка Тринушка решила зарезать ее для обеда, но Алеша упросил ее не делать этого, подарив ей золотой империал, его единственную драгоценность. Ночью мальчик услышал, как его зовет Чернуха, и удивился, что курица умеет говорить. Та позвала его за собой, и, в итоге, привела Алешу в подземное царство, где жили маленькие человечки ростом с пол-аршина[3]. Его встретил король и вынес благодарность за спасение своего главного министра. Оказалось, что курица Чернуха на самом деле — министр подземного царства. Алеша попросил за услугу способность всегда знать урок, ничего не изучая, и король подарил ему конопляное зернышко, хотя и был недоволен леностью мальчика. Условием король поставил никому не говорить о виденном под землей, и министр потом объяснил Алеше, что по обычаям подземных жителей те должны покинуть земли, где живут, если человек, узнавший о них, будет этим хвастать.

Подарок короля оказался действенным, и Алеша стал показывать феноменальные способности. Сначала ему было неловко, но потом он привык и загордился. Но однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему потерянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля, и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель счел это выдумками и все-таки высек мальчика.

Ночью того дня к Алеше явился министр подземного царства, и рассказал мальчику, что из-за его проступка народу подземных жителей приходится покидать насиженное место, а сам министр осужден королем носить золотые кандалы, какие Алеша с ужасом увидел на его руках. Они со слезами простились навсегда. Алеша, пробыв в сильной горячке шесть недель, снова стал прилежным и приятным мальчиком, хотя и утратил волшебные способности.

История создания

А. Погорельский сочинил эту сказку для своего племянника, Алексея Толстого, воспитанию которого он уделял много внимания[4]. Имя героя совпадает как с настоящим именем автора (Алексей Алексеевич Перовский), так и с именем племянника. В сказке прослеживаются автобиографические мотивы. Публикация была встречена положительными отзывами прессы[5].

Литературоведческая информация

О. И. Тиманова отмечает «романтическое двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. По мнению Тимановой, повесть основана на традиции волшебно-рыцарского романа, утверждающего «высокое» как норму жизни, и обладает выраженной дидактичностью, свойственной произведениям той эпохи. Тиманова также проводит параллели с различными мифами и легендами, сравнивая путешествия Алеши в подземное царство с мистическим опытом путешествия «на тот свет» в целях инициации, причем «оборотень» черная курица-министр является проводником[1].

А. П. Ефремов в своей эссеистической статье указывает, что в сказке Погорельского берет начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Ефремов отмечает, что признаком греха в детской литературе становится «невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное», эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, «Черная курица» дает начало «литературе совести»[6].

Н. Н. Подосокорский исследовал масонские мотивы в повести Погорельского и обосновал гипотезу о том, что одним из основных источников произведения может быть магический гримуар «Чёрная курочка» анонимного автора: «„Черная курица“ — это, прежде всего, повесть об инициации, то есть о прохождении ее героем определенных испытаний/странствий, в результате которых он получает новый духовный опыт. И эта инициация имеет ярко выраженный масонский характер»[7].

Аудиоверсии

Книга неоднократно издавалась в аудио-формате[2].

Экранизация

В 1980 году Виктором Гресем (укр. Гресь Віктор Степанович) был снят одноименный фильм (укр. Чорна курка, або Підземні жителі), с Валентином Гафтом и Евгением Евстигнеевым[8].

Примечания

  1. 1 2 О. И. Тиманова. Мифопоэтические контексты «волшебной повести» Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина, № 4 (16), серия филология, СПб, 2008
  2. 1 2 Страничка сказки на сайте «Лаборатория фантастики»
  3. Примерно 35 см.
  4. Д. Жуков. «Алексей Константинович Толстой», биография
  5. Биография А. Погорельского
  6. А. П. Ефремов «Эволюция представлений о грехе в детской литературе» // «Москва», № 3, 2005
  7. Подосокорский Н. Н. «Черная курица, или Подземные жители>> Антония Погорельского как повесть о масонской инициации //<<Вопросы литературы», 2012. No. 5. — С. 124—144.
  8. Страничка фильма на kinomania.ru

Ссылки

  • Текст сказки

План урока:

Краткая биография А. Погорельского

Сюжетная линия повести

Образ главного героя Алеши

Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»

Краткая биография А. Погорельского

История создания первой русской сказочной повести с оригинальным сюжетом «Черная курица, или Подземные жители»

Антоний Погорельский – это литературный псевдоним автора фантастической детской повести «Черная курица,или Подземные жители», который писатель взял по названию усадьбы Погорельцы Черниговской губернии, где он проживал.  Настоящее имя писателя – Алексей Алексеевич Перовский. Он родился в 1787 г. в Москве. Алексей был внебрачным сыном министра народного просвещения графа Алексея Разумовского и Марии Соболевской, дочери учителя верховой езды. В этом союзе, продлившемся более 30 лет, родилось 10 детей. Граф Разумовский для своих незаконнорожденных детей добился от государя прав дворянства, фамилия им была дана по названию усадьбы Перово, где жили. Все дети получили прекрасное домашнее образование. Алексей с детства писал небольшие рассказы.

Алексей Перовский стал одним из самых образованных людей своего времени. В 1805 г. Алексей поступил в Московский университет, университетский курс освоил за два года. Еще студентом перевел на немецкий язык повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза». Первыми публикациями его были труды по биологии. Перовский стал членом нескольких научных и литературных обществ. В 1807 г. получил звание доктора философских и словесных наук. После университета служил в одном из департаментов Сената, в 1812 г. стал секретарем министра финансов.

Службу оставил из-за начавшейся войны с Наполеоном, записался в ряды добровольцев. Принял участие почти во всех сражениях Отечественной войны 1812 г., участвовал в заграничных походах, был награжден орденами за отвагу и храбрость. После войны до 1816 г. проживал в Германии, изучал творчество немецких романтиков, познакомился с писателем Э.Т. Гофманом. После возвращения поселился в Петербурге, занимался переводами, посещал литературное общество «Арзамас», где познакомился с А. Пушкиным. В 1820 г. написал две остроумные статьи в защиту поэмы «Руслан и Людмила», высмеяв критиков, которые назвали поэму Пушкина «грубой и простонародной». В 1820-х годах написал четыре повести с фантастическими сюжетами. В 1825 г. опубликовал новеллу «Лафертовская маковница», которая была создана под влиянием новелл Гофмана и стала первым русским произведением в духе фантастического романтизма. Ее героиня, старая торговка лепешками, была всесильной колдуньей, черный кот старушки Мурр мог перевоплощаться в титулярного советника[1] Мурлыкина. В 1828 г. Погорельский выпустил целый сборник фантастических новелл. Вокруг писателя всегда царила творческая атмосфера, он дружил со многими литераторами:А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, К.Ф. Рылеевым, П.А. Вяземским, И.С. Тургеневым и др.

Своей семьи Алексей Перовский не создал, но был дружен со своей сестрой Анной Алексеевной Толстой, с которой воспитывал ее сына Алешу, фактически заменив ему отца.Вместе с сестрой и ее сыном много путешествовал по Европе, в Германии встречался с поэтом Иоганном Гете. Для племянника Алеши Толстого он в 1829 г. написал нравоучительную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Одиннадцатилетний Алеша стал прототипом[2] главного героя.

Благодаря дружбе с В.А. Жуковским, который был наставником царевича, Алешу Толстого в 1829 г. представили императору и его семье. Мальчик подружился со своим ровесником Сашей Романовым, будущим императором Александром II. По выходным дням его привозили во дворец для игр с наследником престола. Перовскому не хотелось, чтобы племянник зазнался, потому в форме сказки дал множество мудрых наставлений для самовоспитания. Впоследствии мальчик стал известным поэтом, драматургом и писателем Алексеем Константиновичем Толстым. Для Александра II он остался близким другом на всю жизнь.

В конце 1820-х Перовский вернулся на государственную службу, работал в Комиссии по устройству учебных заведений, дослужился до действительного статского советника, одного из высших чинов.В 1830 г. оставил службу и поселился в малороссийском имении Погорельцы, работал над романами. Роман «Монастырка» стал первым нравоописательным романом в России. В нем подробно описаны традиции, быт, обычаи и нравы Малороссии. Последние годы из-за проблем со здоровьем писатель много времени проводил на лечении за границей, путешествовал вместе со своим племянником. В Италии познакомился с Карлом Брюлловым, который написал его портрет. 21 июля 1836 г. скончался от туберкулеза, похоронен на православном кладбище Варшавы.

1 pogorelskii
А. Погорельский

Сюжетная линия повести

Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести

Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.

Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию[3] столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона[4] и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок[5] с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.

Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.

2 alesha
Алёша

После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.

Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.

С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.

Образ главного героя Алеши

Образы Чернушки и жителей подземного королевства

Герой сказочной повести Алеша – воспитанник пансиона, ему около 10 лет. Он «умненький, миленький», неглупый ребенок.Алеша отзывчив, щедр и скромен. Он слушается взрослых, помогает им, подкармливает курочек.Ради спасения любимой курочки отдал кухарке единственное свое богатство – подаренный ему бабушкой золотой империал[6]. Он не труслив, не побоялся последовать за появившейся ночью Чернушкой в незнакомое место по тайным коридорам, чтобы спуститься под землю.

Но характер мальчика противоречивый. Он послушный, но нарушил запрет Чернушки ни к чему не прикасаться по пути в подземелье. Алеша все же потрогал лапку кота, из-за его непослушания в первую ночь попасть в подземную страну не удалось, а Чернушка чуть не пострадал.Алеша проявил легкомыслие, пожелав всегда отвечать урок, «не учившись». Он научился лукавить, получая благодаря конопляному зернышку незаслуженные похвалы, став первым учеником. В нем проявляется заносчивость и самоуверенность, он возгордился «своими» успехами. Мальчик из страха наказания за неподобающее поведение нарушил обещание Чернушке хранить тайну подземных жителей. Но в конце концов он осознал свой проступок, пожалел о собственном малодушии, захотел исправиться.

4 ministr chernushka
Министр Чернушка

Ключевым персонажем повести является курица, прозванная Чернушкой. Эта не совсем обычная домашняя птица, отличающаяся от других белых куриц цветом и не несущая яиц,в волшебном измерении представлена в образе почтенного министра. Он один из жителей подземного королевства, которые могут в реальном мире появляться в замаскированном виде. Само подземное королевство напоминает европейскую карликовую монархию, маленькие жители которой были ростом не более «пол-аршина[7]», одеты на испанский манер, в шляпах с перьями. Благородный Чернушка – важный вельможа этого государства. Его высоко ценил король, и за спасение министра готов выполнить любой пожелание Алеши. Король, хотя и разочарован просьбой мальчика, ее все же выполнил, с укоризной назвав Алешу «ленивцем».

3 korol podzemnogo carstva
Король Подземного царства

Великодушный министр испытал душевную боль, когда Алеша не сдержал своего обещания. Мальчик обрек жителей подземного королевства на изгнание, а Чернушку на ношение кандалов. Но министр все же простил мальчика, потому что помнил, что тот был доброжелательным и сострадательным ребенком. Прощаясь навсегда, мудрый Чернушка выразил надежду, что Алеша постарается измениться и станет прежним, ведь он верит в него.

Воспитательное значение повести «Черная курица, или Подземные жители»

Благодаря Антонию Погорельскому в России появились жанры фантастической повести и нравоописательного романа. Произведения Погорельского высоко ценили многие его современники, в том числе В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. А сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители»вызывает интерес у взрослых и детей уже почти 200 лет.

В повести затронуты вопросы воспитания,говорится о необходимости развития ответственности, милосердия, доброты у детей.Автор на примере истории Алеши показал, что в человеческой душе противостоят друг другу добро и зло. Часто одерживает победу плохая сторона, если человеку легко достаются успех или слава. Не стоит обманывать себя иллюзиями, легкий успех часто становится причиной разрушения личности. Чтобы вырасти стоящим человеком, необходимо упорно учиться, трудиться и развиваться. Нужно строже относиться к себе,быть трудолюбивым, порядочным, честным человеком.

Словарь

Титулярный советник – по Табели о рангах чин 9 класса.

Прототип – прообраз, модель, реальная личность, послужившая для создания персонажа.

Историческая реконструкция – воспроизведение, воссоздание культурной атмосферы определенной исторической эпохи.

Пансион – учебное заведение с общежитием для учеников.

Барочные (доски) – доски, полученные после разборки непригодной для плавания барки, т.е. большого грузового судна.

Империал – золотая монета, достоинством в 10 рублей (по тем временам жалование кухарки за полгода).

Пол-аршина – старинная мера длины (35,5 см).

Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Жанр и направление

«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.

Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Смысл названия

Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка. 

Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе. 

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал. 

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Темы

Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!

  1. Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
  2. Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
  3. Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.

Проблемы

Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

Смысл

Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу. 

Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.

Чему учит?

Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.

Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.

Критика

Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.

О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»

А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».

Автор: София Яковлева

Лет сорок тому назад,[1] в С.-Петербурге на Васи­льев­ском Ост­рове, в Пер­вой линии,[2] жил-был содер­жа­тель муж­ского пан­си­она,[3] кото­рый ещё до сих пор, веро­ятно, у мно­гих остался в све­жей памяти, хотя дом, где пан­сион тот поме­щался, давно уже усту­пил место дру­гому, нисколько не похо­жему на преж­ний. В то время Петер­бург наш уже сла­вился в целой Европе своею кра­со­той, хотя и далеко ещё не был таким, каков теперь. Тогда на про­спек­тах Васи­льев­ского Ост­рова не было весё­лых тени­стых аллей: дере­вян­ные под­мостки, часто из гни­лых досок ско­ло­чен­ные, засту­пали место нынеш­них пре­крас­ных тро­туа­ров. Иса­а­ки­ев­ский мост, узкий в то время и неров­ный, совсем иной пред­став­лял вид, нежели как теперь; да и самая пло­щадь Иса­а­ки­ев­ская вовсе не такова была. Тогда мону­мент Петра Вели­кого от Иса­а­ки­ев­ской пло­щади отде­лён был кана­вою; Адми­рал­тей­ство не было обса­жено дере­вьями, манеж Кон­но­гвар­дей­ский не укра­шал пло­щади пре­крас­ным нынеш­ним фаса­дом,[4] — одним сло­вом, Петер­бург тогдаш­ний не то был, что тепе­реш­ний. Города перед людьми имеют, между про­чим, то пре­иму­ще­ство, что они ино­гда с летами ста­но­вятся кра­си­вее… Впро­чем, не о том теперь идёт дело. В дру­гой раз и при дру­гом слу­чае я, может быть, пого­ворю с вами про­стран­нее о пере­ме­нах, про­ис­шед­ших в Петер­бурге в тече­ние моего века, теперь же обра­тимся опять к пан­си­ону, кото­рый лет сорок тому назад нахо­дился на Васи­льев­ском Ост­рове, в Пер­вой линии.

Дом, кото­рого вы теперь — как уже вам ска­зы­вал — не най­дёте, был о двух эта­жах, кры­тый гол­ланд­скими чере­пи­цами. Крыльцо, по кото­рому в него вхо­дили, было дере­вян­ное и выда­ва­лось на улицу. Из сеней довольно кру­тая лест­ница вела в верх­нее жильё, состо­яв­шее из восьми или девяти ком­нат, в кото­рых с одной сто­роны жил содер­жа­тель пан­си­она, а с дру­гой были классы. Дор­ту­ары, или спаль­ные ком­наты детей, нахо­ди­лись в ниж­нем этаже, по пра­вую сто­рону сеней, а по левую жили две ста­рушки-гол­ландки, из кото­рых каж­дой было более ста лет и кото­рые соб­ствен­ными гла­зами видали Петра Вели­кого и даже с ним гова­ри­вали. В нынеш­нее время вряд ли в целой Рос­сии вы встре­тите чело­века, кото­рый бы видал Петра Вели­кого; наста­нет время, когда и наши следы сотрутся с лица зем­ного! Всё про­хо­дит, всё исче­зает в брен­ном мире нашем… но не о том теперь идёт дело.

В числе трид­цати или сорока детей, обу­чав­шихся в том пан­си­оне, нахо­дился один маль­чик, по имени Алёша, кото­рому тогда было не более 9 или 10 лет. Роди­тели его, жив­шие далеко-далеко от Петер­бурга, года за два перед тем при­везли его в сто­лицу, отдали в пан­сион и воз­вра­ти­лись домой, запла­тив учи­телю услов­лен­ную плату за несколько лет впе­рёд. Алёша был маль­чик умнень­кий, милень­кий, учился хорошо, и все его любили и лас­кали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пан­си­оне, а ино­гда даже и грустно. Особ­ливо[5] сна­чала он никак не мог при­учиться к мысли, что он раз­лу­чён с род­ными сво­ими. Но потом мало-помалу он стал при­вы­кать к сво­ему поло­же­нию, и бывали даже минуты, когда, играя с това­ри­щами, он думал, что в пан­си­оне гораздо весе­лее, нежели в роди­тель­ском доме. Вообще дни уче­ния для него про­хо­дили скоро и при­ятно, но когда наста­вала суб­бота и все това­рищи его спе­шили домой к род­ным, тогда Алёша горько чув­ство­вал своё оди­но­че­ство. По вос­кре­се­ньям и празд­ни­кам он весь день оста­вался один, и тогда един­ствен­ным уте­ше­нием его было чте­ние книг, кото­рые учи­тель поз­во­лял ему брать из неболь­шой своей биб­лио­теки. Учи­тель был родом немец, в то время в немец­кой лите­ра­туре гос­под­ство­вала мода на рыцар­ские романы и на вол­шеб­ные пове­сти, и биб­лио­тека эта боль­шею частию состо­яла из книг сего рода.

Итак, Алёша, будучи ещё в деся­ти­лет­нем воз­расте, знал уже наизусть дея­ния слав­ней­ших рыца­рей, по край­ней мере так, как они опи­саны были в рома­нах. Люби­мое его заня­тие в длин­ные зим­ние вечера, по вос­кре­се­ньям и дру­гим празд­нич­ным дням было мыс­ленно пере­но­ситься в ста­рин­ные, давно про­шед­шие веки… Особ­ливо в вакант­ное время,[6] как, напри­мер, об Рож­де­стве или в свет­лое Хри­стово вос­кре­се­нье, — когда он бывал раз­лу­чён надолго со сво­ими това­ри­щами, когда часто целые дни про­си­жи­вал в уеди­не­нии, — юное вооб­ра­же­ние его бро­дило по рыцар­ским зам­кам, по страш­ным раз­ва­ли­нам или по тём­ным, дре­му­чим лесам.

Я забыл ска­зать вам, что к этому дому при­над­ле­жал довольно про­стран­ный двор, отде­лён­ный от пере­улка дере­вян­ным забо­ром из бароч­ных досок.[7] Ворота и калитка, кои вели в пере­улок, все­гда были заперты, и поэтому Алёше нико­гда не уда­ва­лось побы­вать в этом пере­улке, кото­рый сильно воз­буж­дал его любо­пыт­ство. Вся­кий раз, когда поз­во­ляли ему в часы отдыха играть на дворе, пер­вое дви­же­ние его было — под­бе­гать к забору. Тут он ста­но­вился на цыпочки и при­стально смот­рел в круг­лые дырочки, кото­рыми был усеян забор. Алёша не знал, что дырочки эти про­ис­хо­дили от дере­вян­ных гвоз­дей, кото­рыми прежде ско­ло­чены были барки, и ему каза­лось, что какая-нибудь доб­рая вол­шеб­ница нарочно для него про­вер­тела эти дырочки. Он всё ожи­дал, что когда-нибудь эта вол­шеб­ница явится в пере­улке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талис­ман,[8] или пись­мецо от папеньки или маменьки, от кото­рых не полу­чал он давно уже ника­кого изве­стия. Но, к край­нему его сожа­ле­нию, не являлся никто даже похо­жий на волшебницу.

Дру­гое заня­тие Алёши состо­яло в том, чтобы кор­мить куро­чек, кото­рые жили около забора в нарочно для них выстро­ен­ном домике и целый день играли и бегали на дворе. Алёша очень коротко с ними позна­ко­мился, всех знал по имени, раз­ни­мал их драки, а забияк нака­зы­вал тем, что ино­гда несколько дней сряду не давал им ничего от кро­шек, кото­рые все­гда после обеда и ужина он соби­рал со ска­терти. Между курами он осо­бенно любил чёр­ную хох­ла­тую, назван­ную Чер­нуш­кою. Чер­нушка была к нему лас­ко­вее дру­гих; она даже ино­гда поз­во­ляла себя гла­дить, и поэтому Алёша луч­шие кусочки при­но­сил ей. Она была нрава тихого; редко про­ха­жи­ва­лась с дру­гими и, каза­лось, любила Алёшу более, нежели подруг своих.

Одна­жды (это было во время вака­ций, между Новым годом и Кре­ще­ньем, — день был пре­крас­ный и необык­но­венно тёп­лый, не более трёх или четы­рёх гра­ду­сов мороза) Алёше поз­во­лили поиг­рать на дворе. В тот день учи­тель и жена его в боль­ших были хло­по­тах. Они давали обед дирек­тору учи­лищ, и ещё нака­нуне, с утра до позд­него вечера, везде в доме мыли полы, выти­рали пыль и вощили крас­ного дерева столы и комоды. Сам учи­тель ездил заку­пать про­ви­зию для стола: белую архан­гель­скую теля­тину, огром­ный око­рок и из Милю­ти­ных лавок киев­ское варе­нье. Алёша тоже по мере сил спо­соб­ство­вал при­го­тов­ле­ниям: его заста­вили из белой бумаги выре­зы­вать кра­си­вую сетку на око­рок и укра­шать бумаж­ною резь­бою нарочно куп­лен­ные шесть вос­ко­вых све­чей. В назна­чен­ный день поутру явился парик­ма­хер и пока­зал своё искус­ство над бук­лями, тупеем и длин­ной косой[9] учи­теля. Потом при­нялся за супругу его, напо­ма­дил и напуд­рил у неё локоны и шиньон[10] и взгро­моз­дил на её голове целую оран­же­рею[11] раз­ных цве­тов, между кото­рыми бли­стали искус­ным обра­зом поме­щён­ные два брил­ли­ан­то­вых перстня, когда-то пода­рен­ные мужу её роди­те­лями уче­ни­ков. По окон­ча­нии голов­ного убора наки­нула она на себя ста­рый, изно­шен­ный салоп[12] и отпра­ви­лась хло­по­тать по хозяй­ству, наблю­дая при том строго, чтоб как-нибудь не испор­ти­лась при­чёска; и для того сама она не вхо­дила в кухню, а давала при­ка­за­ния своей кухарке, стоя в две­рях. В необ­хо­ди­мых же слу­чаях посы­лала туда мужа сво­его, у кото­рого при­чёска не так была высока.

В про­дол­же­ние всех этих забот Алёшу нашего совсем забыли, и он тем вос­поль­зо­вался, чтоб на про­сторе играть во дворе. По обык­но­ве­нию сво­ему, он подо­шёл сна­чала к доща­тому забору и долго смот­рел в дырочку; но и в этот день никто почти не про­хо­дил по пере­улку, и он со вздо­хом обра­тился к любез­ным своим куроч­кам. Не успел он при­сесть на бревно и только начал манить их к себе, как вдруг уви­дел подле себя кухарку с боль­шим ножом. Алёше нико­гда не нра­ви­лась эта кухарка — сер­ди­тая и бранч­ли­вая чухонка. Но с тех пор как он заме­тил, что она-то была при­чи­ною, что от вре­мени до вре­мени умень­ша­лось число его куро­чек, он ещё менее стал её любить. Когда же одна­жды неча­янно уви­дел он в кухне одного хоро­шень­кого, очень люби­мого им петушка, пове­шен­ного за ноги с пере­ре­зан­ным гор­лом, то возы­мел он к ней ужас и отвра­ще­ние. Уви­дев её теперь с ножом, он тот­час дога­дался, что это зна­чит, и, чув­ствуя с горе­стию, что он не в силах помочь своим дру­зьям, вско­чил и побе­жал далеко прочь.

— Алёша, Алёша! Помоги мне пой­мать курицу! — кри­чала кухарка, но Алёша при­нялся бежать ещё пуще, спря­тался у забора за курят­ни­ком и сам не заме­чал, как слёзки одна за дру­гою выка­ты­ва­лись из его глаз и упа­дали на землю.

Довольно долго стоял он у курят­ника, и сердце в нём сильно билось, между тем как кухарка бегала по двору — то манила куро­чек: «Цып, цып, цып!» — то бра­нила их по-чухонски.

Вдруг сердце у Алёши ещё силь­нее заби­лось: ему послы­шался голос люби­мой его Чер­нушки! Она кудах­тала самым отча­ян­ным обра­зом, и ему пока­за­лось, что она кричит:

Куда́х, куда́х, куду́ху!
Алёша, спаси Чернуху!
Куду́ху, куду́ху,
Чер­нуху, Чернуху!

Алёша никак не мог долее оста­ваться на своём месте. Он, громко всхли­пы­вая, побе­жал к кухарке и бро­сился к ней на шею в ту самую минуту, как она пой­мала уже Чер­нушку за крыло.

— Любез­ная, милая Три­нушка! — вскри­чал он, обли­ва­ясь сле­зами. — Пожа­луй­ста, не тронь мою Чернуху!

Алёша так неожи­данно бро­сился на шею к кухарке, что она упу­стила из рук Чер­нушку, кото­рая, вос­поль­зо­вав­шись этим, от страха взле­тела на кровлю сарая и там про­дол­жала кудах­тать. Но Алёше теперь слы­ша­лось, будто она драз­нит кухарку и кричит:

Куда́х, куда́х, куду́ху!
Не пой­мала ты Чернуху!
Куду́ху, куду́ху!
Чер­нуху, Чернуху!

Между тем кухарка была вне себя от досады.

— Рум­маль пойсь! — кри­чала она. — Вот-та я паду кас­са­ину и паша­люсь. Шорна курис нада режить… Он ленива… Он яишка не делать, он сып­латка не сижить.

Тут хотела она бежать к учи­телю, но Алёша не пустил её. Он при­це­пился к полам её пла­тья и так умильно стал про­сить, что она остановилась.

— Душенька, Три­нушка! — гово­рил он. — Ты такая хоро­шень­кая, чистень­кая, доб­рень­кая… Пожа­луй­ста, оставь мою Чер­нушку! Вот посмотри, что я тебе подарю, если ты будешь добра!

Алёша вынул из кар­мана импе­риал,[13] состав­ляв­ший всё его име­ние,[14] кото­рый берёг пуще глаза сво­его, потому что это был пода­рок доб­рой его бабушки. Кухарка взгля­нула на золо­тую монету, оки­нула взо­ром окошки дома, чтобы удо­сто­ве­риться, что никто их не видит, и про­тя­нула руку за импе­ри­а­лом. Алёше очень, очень было жаль импе­ри­ала, но он вспом­нил о Чер­нушке — и с твер­до­стию отдал дра­го­цен­ный подарок.


October 13 2018, 01:44

Category:

  • Литература
  • Cancel

Сказка Антония Погорельского Черная курица или жители подземелья …

Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана
русским писателем А. Погорельским в 1829 году.
Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня.
Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить
настоящим источником жизненной мудрости.

Как создавалась книга

Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители».
Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно,
с какой целью создавалась сказка изначально.
Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца.
Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого.

Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем
и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.
Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей
Погорельскому из-за того, что не хотел учиться.
Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника
на труд в учебе. Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник
мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой
для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том,
что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом.
На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский.

Главный герой сказки, место действия

Главный герой «Черной курицы, или Подземных жителей» — мальчик Алеша.
Сказка начинается с повествования о главном герое. Мальчик учится в частном пансионе
и нередко страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые,
заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Пустоту в душе
и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны,
где он воображает себя доблестным рыцарем. Других детей родители забирают на выходные и праздники.
Но для Алеши единственной отрадой остаются книги. Место действия сказки, как было указано,
– небольшой частный пансионат в Санкт-Петербурге, куда родители отправляют учиться детей.
Заплатив деньги за обучение своего чада на несколько лет вперед, они, по сути,
исчезают из его жизни полностью.

Начало повести

Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» — это мальчик Алеша и Чернушка
– персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит
значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем,
как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка.
Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом.

Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки.
И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир.
Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Антония Погорельского

— Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/349388/skazka-antoniya-pogorelskogo-chernaya-kuritsa-ili-podzemnyie-jiteli-otzyiv-soderjanie-glavnyie-geroi

http://fb.ru/article/349388/skazka-antoniya-pogorelskogo-chernaya-kuritsa-ili-podzemnyie-jiteli-otzyiv-soderjanie-glavnyie-geroi

  • В каком году был написан рассказ чехова человек в футляре
  • В каком году был написан рассказ чехова мальчики
  • В каком году был написан рассказ уроки французского
  • В каком году был написан рассказ тупейный художник
  • В каком году был написан рассказ телеграмма