Цели урока:
- обучение детей ведению диалога с автором во
время чтения текста, анализу текста; - обобщение знаний детей и выяснение глубины
понимания главной мысли произведения; - обучение составлению сравнительной
характеристики героев с опорой на текст
произведения; - развитие навыка выразительного чтения
стихотворного текста; - воспитание интереса к чтению, любви к книге,
способности сопереживать.
Оборудование урока:
- учебники литературного чтения для 4 класса «В
океане света» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, - раздаточный материал для учащихся,
- записи на доске «Черты характера»,
- магнитофон, диск с музыкой,
- портрет поэта, магниты,
- подарочное издание книги с иллюстрациями к
сказкам, - материалы для проведения викторины,
- грамоты, жетоны.
План урока.
- Организационный момент. 1 мин.
- Проверка домашнего задания. 5 мин.
- Работа с текстом и составление сравнительной
характеристики царя Салтана и князя Гвидона.
10мин. - Задание на дом. 1 мин.
- Физкультпауза. 1 мин.
- Работа по развитию навыка выразительного
чтения на материале отрывка «Лебедь и Коршун».
10 мин. - Беседа-обобщение по «Сказке о царе Салтане…».
5 мин. - Викторина по сказкам А.С.Пушкина. 5 мин.
- Подведение итогов. 1 мин.
Конспект урока.
Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки
А.С.Пушкина. А вы?
Какую сказку великого русского поэта вы
изучали на предыдущих уроках? «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди». Тогда прочтите понравившиеся вам
отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите,
почему вам понравился тот или иной отрывок.
Дети зачитывают отрывки. Учитель задает
уточняющие вопросы по содержанию прочитанного
текста, оценивает чтение детей. 2-3 человека.
Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой
сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Царевна Лебедь.
Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами
характера наделил автор царя Салтана и князя
Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять
работу вы будете на листках. (См. Приложение
1). Выберите из списка слова-характеристики и
запишите на «лучах».
Самостоятельная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Итак, каким вам представляется царь Салтан?
Я отмечу его черты характера красным цветом. (Магниты)
Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не
наказал гонца)
Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился
на придворных, нежелающих его пускать в
путешествие)
Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)
Простой (женился на крестьянке, любит слушать о
чудесах)
Доверчивый (верит во все чудеса)
Пассивный (не нашел виновников трагедии)
Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из
плавания)
А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его
характера синим цветом. (Магниты)
Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь,
пожалел бабушку — сватью бабу Бабариху)
Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц,
будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)
Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем
уделе, причем белочка пополняет княжью казну,
морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди
он женится; заставляет причаливать корабли,
проплывающие мимо)
Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)
Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук
для лука)
Внимательный (видит печаль на лице отца во
время встречи с ним)
Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о
торговле)
Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет
отца и сына?
Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и
гостеприимство. А каковы основные отличительные
особенности характеров героев?
Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный
и практичный.
Какой герой вам нравится больше? А автору?
Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин
прославляет его уже в названии сказки!
При выполнении этого задания активно работали
следующие учении::Их ответы заслуживают
отличной оценки.
Для домашнего задания я подготовила вам
листки на печатной основе, где вам потребуется
сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в
котором существует князь Гвидон. Это поможет вам
еще глубже понять их характеры.(См. Приложение
2)
А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз.
Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь
закройте глаза и посидите спокойно.
Откройте глаза, опять быстро поморгайте,
закройте глаза и отдохните
Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды,
откройте и посмотрите вдаль. Повторите еще раз.
Зажмурьтесь, посмотрите вдаль.
Ребята, в начале урока вы мне зачитывали
понравившиеся отрывки из сказки. Сказка
просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и
драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и
сказать, в каком месте сказки вы особенно
переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком
бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть
не погубил коршун-чародей.
Найдите стр.127. Перечитаем еще раз этот отрывок.
Наша цель: научиться его выразительно читать.
Что делает нашу речь выразительной? Какие
средства выразительности речи вы знаете?
Темп (медленный, средний, быстрый).
Громкость (громким, обычным, тихим голосом).
Тон речи (какие чувства мы хотим передать).
Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная),
поставим / или//.
Логическое ударение (подчеркнем то слово,
которое нужно выделить голосом).
Сначала учитель дает образец выразительного
чтения.
Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно
послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется
темп, громкость, тон речи.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит, / будто стон:// прислушивается
Видно, на море не тихо;
Смотрит // — видит дело лихо: спокойным тоном
в медленном темпе
Бьется лебедь средь зыбей, темп ускоряется,
Гвидон испытывает тревогу заКоршун
носится над ней; лебедь, жалость к ней
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет://быстрее, громче,
наступает кульминация
Тот уж когти распустил. Боится опоздать и
выпускает стрелу
Клюв кровавый навострил://
Но как раз стрела запела — перелом в
сражении, облегчение передать
В шею коршуна задела — голосом,тише и
медленнее
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил; //
Смотрит:/ коршун в море тонет юноша
наблюдает, еще раз не может
И не птичьим криком стонет, выстрелить
(стрела была одна), удивление
Лебедьоколо плывет, момент еще напряженный
Злого коршуна клюет. //
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит —
И царевичу потом вот когда мы перестали
беспокоиться, битва
Молвит русским языком: выиграна, царевич
удивлен: птица говорит
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель, А как речь- то
говорит, словно реченька журчит.
Не тужи, что за меня Это как?
Есть не будешь ты три дня, // Темп медленный,
тоннапевный, ласковый,
Что стрела пропала в море; с чувством
благодарности.
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,как бы издалека,
наставительно
А теперь ты воротись.
Не горюй / и спать / ложись».
Беседа. Как сначала нужно читать? Как
изменяется голос потом? Почему? Где самый
напряженный момент, кульминация? Почему царевич
пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала,
каким голосом я читала? Что можете сказать о речи
царевны Лебедь?
Послушайте фрагмент музыки П.И.Чайковского к
балету «Лебединое озеро». Что вы услышали в этой
музыке?
Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает
за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье
чтение было самым выразительным. Выставляются
оценки.
Обобщение. Ребята, вы уже прочитали сказку до
конца. Чем закончилась «Сказка о царе
Салтане:»? Салтан приехал к князю Гвидону,
узнал, что его жена и сын живы, познакомился с
невесткой — прекрасной царевной Лебедь. Веселый
пир.
Как обычно заканчиваются фольклорные сказки?
Наказанием злых героев
Каких героев мы можем отнести к силам зла в
сказке А. С.Пушкина?
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха,
чародей.
Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей
уже наказаны?
Как? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны
своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда
правда откроется.
Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались,
спрятались, потом повинились.
Прощает ли их царь Салтан? Гвидон? Автор? Мы,
читатели?
Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина,
она говорит нам: «Умейте прощать и тогда все
будут счастливы».
Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому
счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям.
Что легче для вас: посочувствовать боли и горю
или порадоваться успеху?
Зависть толкнула героев сказки на злое дело «И
завидуют оне государевой жене». Недаром
заповедь «Не завидуй!» входит в число 10
христианских заповедей.
Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь,
что вы так же хорошо знаете и другие сказки
А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину
«Сказки А. С. Пушкина». За каждый правильный
ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у
кого будет их больше.
Викторина по сказкам А.С.Пушкина.
Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? Для
взрослых и детей.
Кто помог юному Александру полюбить народные
сказки? Няня Арина Родионовна
Сколько сказок он написал? 7, популярных 5
Перечислите сказки, старайтесь давать точное
название
- Сказка о попе и его работнике Балде.
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди. - Сказка о рыбаке и рыбке.
- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
- Сказка о золотом петушке.
- Сказка о медведихе.
- Сказка о Бове-королевиче.
Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях.
Сколько раз ходил старик к синему морю просить
рыбку выполнить старухины желания? 5 раз
Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую
рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать
царицей, стать владычицей морскою).
В каком году и где была написана Сказка о царе
Салтане:?
Летом 1831 года в Царском селе.
Назовите исполнителя песни «Во саду ли в
огороде?» Белочка.
Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Дьяк.
Где состоялась первая встреча попа с Балдой? На
базаре.
Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что
же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся
бы ты поп за дешевизной.
В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:
Что за диво?
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне.
Кто обращается за помощью к ветру?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе:Королевич Елисей.
Кто был верным сторожем царя Дадона? Золотой
петушок.
Учитель проводит викторину. Подводит итоги.
Награждает победителей грамотами.
(См. Приложение 3)
Итог урока. Вам понравился сегодняшний
урок?
Что вы узнали нового? Чем занимались, может
быть, впервые?
Спасибо, ребята. Успехов вам в выполнении
домашнего задания!
2. Актуализация знаний (5 мин)
Цель:
— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)Сказка
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной
И
царевне
Лебеди
— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.
— Назовите (прочитайте) повторы
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…
Задание по группам
Выразительное чтение отрывка несколькими учениками
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.
3. Постановка учебной задачи
(4 мин)
Цель:
— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;
— уточнение и согласование темы урока;
— определение средства (алгоритм);
— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;
— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?
— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.
— В каком городе родился А.С. Пушкин?
(А.С. Пушкин родился в Москве.)
— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?
(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)
— Чем больше всего интересовались в этой семье?
(В этой семье интересовались литературой и театром.)
— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?
(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)
— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?
(Сергей Львович любил французскую литературу.)
— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?
(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)
— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?
(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)
— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?
(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)
— Что вы знаете о маленьком Саше?
(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)
— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?
(В Царскосельский лицей.)
Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.
Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.
— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.
Фронтальная беседе (интервью)
Регулятивные УУД:
Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей).
Прогнозирование.
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Чернова Альбина Альбертовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани , учитель начальных классов.
Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе.
Сказки – богатейшая сокровищница народной мудрости. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа: она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [4].
Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Сказка создает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
«Сказки» А.С.Пушкина включены во все современные программы литературного чтения начальной школы. «Сказка о царе Салтане» изучается по программе «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 4 классе [2]. На изучение сказки А.С.Пушкина отведем 3 урока. Первый урок – Знакомство со сказкой и ее героями. Второй урок – Характеристика царя Гвидона и царевны Лебеди. Третий урок – Чудеса в сказке Пушкина и их роль.
Первый урок отведем знакомству о «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и построим его в виде эвристической беседы с учащимися. Спросим школьников, какие сказки поэта им уже известны. Учащиеся знают сказки из дошкольного детства, которые им читали родители. Они помнят наизусть строки из «Пролога» — «У лукоморья дуб зеленый…». Дети любят сказки Пушкина, объясняют это простотой и доступностью слога.
Далее обратимся к названию сказки. Почему она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Младшие школьники понимают, что такое название обусловлено тем, что все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании. Учитель добавляет, что основой сюжета данной сказки послужила сказка няни поэта Арины Родионовны, рассказанная ему в Михайловском. Однако Пушкин в своем замысле идет дальше: он соединяет в своем произведении мотив простонародной русской сказки с западноевропейской сказкой. Творчески переработав сюжет «оклеветанной матери», Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, его приключениях, истории любви к царевне Лебеди, чудесной встрече отца царя Салтана со своей семьей. Что еще необычного заметили учащиеся в названии сказки? Герои не просто называются, а им дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора. Обратим внимание детей на имена героев. Какие они? Школьники отмечают, что большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. Например, князь Гвидон, царевна Лебедь, царь Салтан. Познакомим учащихся с новыми сведениями об именах героев. В словаре личных имен Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня новая в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, — у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.
На следующем этапе работы предлагаем учащимся выполнить задание тетради (задание №1,2).Оно поможет обобщить ранее прочитанные сказки А.С.Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане…»
Затем учитель проводит работу по тексту сказки Пушкина. Учащиеся самостоятельно читают начало сказки (с.118-122) до слов «Мать и сын теперь на воле». Предложим учащимся разделить текст на смысловые части. В ходе работы появляется следующий план:
1 часть – выбор невесты;2 часть – обман царя;3 часть – чудесное спасение.
Обращаемся к младшим школьником с заданием привести пример зачина в сказке. А о чем говорит отсутствие зачина? О том, что и герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле. Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие? Ученики подметили, что начало такое, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях. В нашей сказке три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что с торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. Ученики перечисляют: Балда с попом на базаре торгуются; старуха с золотой рыбкой ведут торг. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки еше более приближает слушателя, читателя с героем сказки. Задаем учащимся вопрос: в чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? Читая сказку, дети уже заметили, что царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит «позадь» забора на улице один, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер. Далее проводим выборочное чтение второй части сказки. Спросим школьников, каким они видят здесь царя Салтана? Царь Салтан разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает и несправедливым, гневным:
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить
Но, смягчившись на сей раз…
Неслучайно распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.
На следующем этапе урока проводим выборочное чтение третьей части сказки. Вернемся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Кто они? Вспомним, как народные сказки повествуют о путешествии героя. Невольными путешественниками в сказке Пушкина оказались молодая царица и ее сын:
В синем море звезды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, вопит ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Учитель обращается к детям с вопросом, как надо читать эти строки. Они читаются медленно, с выражением скрытой силы и мощи, энергии. Пушкин сделал сказку фольклорную психологической, динамической, основанной на конкретном действии. Вспомним, что основной закон народной сказки – действие. Пушкин, взяв принцип сказки как целого – последовательность действий – пронизал им все части этого целого. В русских народных сказках герой отправляется в путешествие из дома в чужую страну, в иной мир, где ждут его опасность и трудные испытания. Он должен преодолеть их, побороть страшные силы в виде Чуда-юда, Кащея Бессмертного, Бабы-яги и вернуться домой победителем. Много примеров сказочного повествования видим и в сказке Пушкина. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою.
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
После чтения предлагаем учащимся поработать над творческим заданием в рабочей тетради по чтению (задание №3) – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста.
Ученики получают в качестве домашнего задания самостоятельное чтение текста сказки до страниц 122-127 (слова «Снова князь у моря ходит»). Дифференцированное задание следующее: подумать над вопросами:
1.Обратите внимание на имена героев. Какие они?
2.Кто герои сказки? Вспомните, как народные сказки повествуют о путешествии героя.
3.Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение?
4.Почему царевна Лебедь не сразу призналась князю, что она и есть прекрасная царевна?
Литература
1. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. — М.: Просвещение. — 1996г., №9. — С31-34.
2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы). — М., 2009. – 298с.
3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.
4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1997.
Тема: «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Давайте назовем сказки, которые написал А.С. Пушкин.
( «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», « Сказка о
золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
2. Может кто-то вспомнит строчки из этих произведений, а мы попробуем угадать сказку.
( Ученики читают разные отрывки, другие учащиеся пытаются угадать сказку)
III. Объяснение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока. (Записывают в тетрадь число и тему).
Каждый наш урок является своеобразной подготовкой к итоговой государственной аттестации, которая вам предстоит в 9 классе. Сегодня мы рассмотрим «Сказку о царе Салтане». Это урок самостоятельного чтения. С текстом вы познакомились дома, а в классе мы с вами продолжим работу над элементами композиции и попробуем найти необычное в уже хорошо знакомой вам сказке. Читать вы умеете, но вот понять, что хотел сказать автор, мы можем не всегда. Вот этому мы и будем сегодня учиться.
Так как это заключительный урок по творчеству А.С. Пушкин, то в конце вы напишите итоговый тест. Чтобы эта работа прошла успешно, нужно будет не только внимательно следить за процессом урока, но и вспомнить, о чем мы говорили на предыдущих занятиях.
2. Давайте посмотрим еще раз на название сказки.
а) Что необычного вы заметили в названии?
( Герои не просто называются, но и дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора. Гвидон – славный могучий богатырь, Царевна Лебедь — прекрасная)
б) Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные? Какими вы представляете героев с такими именами?
( По словарю личных имен, Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное)
в) У кого из героев нет имени. Почему?
3. Прежде чем открыть сказку, давайте вспомним, как она строится. Назовите элементы композиции, характерные для сказки.
( Зачин, развитие действия, кульминация, концовка)
а) А теперь обратимся к тексту сказки, к самому началу, и попробуем найти и здесь что-то необычное.
( Мультфильм. Дети должны обратить внимание на отсутствие зачина)
б) Какой элемент композиции здесь отсутствует?
в) О чем говорит отсутствие зачина?
( И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, здесь, рядом с нами, на русской земле)
г) Что необычного вы заметили в начале сказки? С чего начинается действие?
( Три девицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»)
4. Хорошо. Молодцы. (Впечатление от сказки)
а) Скажите, а сказка вам понравилась? Какие эмоции она у вас вызвала?
( Рассмешила, растрогала, взволновала)
5. А теперь обратим все свое внимание на главных героев: царя Салтана и князя Гвидона.
Мы поступим с вами необычно. Ведь чаще сравнивают положительного и отрицательного героя, а мы сравним двух положительных.
Дается задание двум учащимся. Они выполняют его маркером. Перечисленные слова записаны на листе ватмана, необходимо вычеркнуть ненужное. Затем листы прикрепляются на доску. На компьютере выводится правильный ответ для того, чтобы проверить задание.
Заботливый
Добрый
Справедливый
Милосердный
Благородный
Энергичный
Простой
Вспыльчивый
Любящий
Сильный
Задание: 1 ученик — прочтите слова-характеристики. Отметьте, что можно отнести к царю Салтану. Свой ответ обоснуйте.
2 ученик — прочтите слова-характеристики. Отметьте, что можно отнести к князю Гвидону. Свой ответ обоснуйте.
а) В чем заключается необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?
( Ведет он себя необычно, подслушивает под окном, «стоя позадь забора», один на улице, без свиты, жену тут же выбирает и женится)
Царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, но зато похож на многих из нас.
б) А что вы можете сказать о князе Гвидоне? (Быстро вырос)
в) О чем в первую очередь подумал Гвидон, когда оказался на острове? Характерны ли такие мысли для сказочного героя?
г) Давайте посмотрим, в каком мире живут эти герои.
( Проверка д/з: один ученик показывает свою таблицу на экране и комментирует. Другие учащиеся добавляют с места, а затем сдают свои работы)
Домашнее задание
Сравни мир, в котором живет царь Салтан, и мир, в котором существует его сын, князь Гвидон. Сделай вывод.
«Царство славного Салтана» |
«Чудный остров» Гвидона |
1. Царство Салтана похоже на обжитую деревню, где все всем давно известно и ничего не меняется. |
1. |
2. |
2. Гвидон постоянно в движении, путешествует, узнает новое. |
3. Сам царь похож на простого сельского жителя (даже когда сидит на троне) |
3. |
4. |
4. Остров Гвидона – это просторы без границ; кругом – морская ширь, космос: В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут. |
Как называется такой прием? (Противопоставление, антитеза). Это литературоведческий термин, значение которого вы должны знать. Поэтому запишите его в тетрадь и выучите.
6. Мы с вами сравнили двух положительных героев, а теперь давайте ответим на вопрос: «Что в первую очередь объединяет отца и сына?» Ответ запишите в тетрадь. (Затем несколько учащихся зачитывают свои записи, идет обсуждение)
IV. Подведение итогов.
Давайте вспомним элементы композиции. Какой элемент отсутствует в сказке Пушкина? А какой момент в произведении можно назвать самым напряженным? Как называется такой элемент композиции? (Кульминация)
Сегодня на уроке мы попытались найти что-то необычное в сказке Пушкина и понять, что хотел сказать нам автор, написав это произведение. Нам это удалось? Какие секреты сказки помогают ей быть до сих пор интересной для современного читателя?
(вывод записан на доске)
Сказка интересна своей реалистичностью.
В ней много необычного:
— название;
— имена героев не сказочные;
— нет зачина.
Герои близки к реальным людям, отношения между героями, как у настоящих людей.
V. Итоговое тестирование.
А теперь мы с вами проверим, как вы усвоили материал. Сделаем мы это при помощи теста. Вы уже знаете, что в 9 классе вам предстоит государственная итоговая аттестация, а проводиться она будет в форме тестирования. Поэтому задания вашего теста составлены по принципу заданий, встречающихся в итоговой аттестации.
Тест раздается каждому ученику в печатном виде. Они выполняют задание, а затем обмениваются тестами и проверяют работу своего соседа. Тест высвечивается на доске.
На выполнение заданий части А и В дается 3 минуты.
А1-А4 обведите кружком один правильный ответ
А1 Какая из приведенных сказок написана Пушкиным?
а) «Огниво»;
б) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
в) «Марья-краса – долгая коса»;
г) «Золушка».
А2 Продолжите строчку из сказки Пушкина
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
а) По равнинам окияна
Едет флот царя Салтана.
б) Остров на море лежит,
Град на острове стоит…
в) Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана…
г) Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А3 В каком обличье напал чародей на царевну Лебедя:
а) коршун;
б) орел;
в) сокол;
г) беркут.
А4 Из какой сказки Пушкина эти строки
Ветер, ветер! Ты могуч
Ты гоняешь стаи туч…
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»;
б) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;
в) «Сказка о царе Салтане»;
г) «Сказка о попе и работнике его Балде».
В1 –В2 записать ответ одним слово в строке
В1 В какой форме писал Пушкин свои сказки
В2 Как называется элемент сюжета, отражающий высшую степень напряжения в развитии действия
VI. Домашнее задание.
С Выберете одно из предложенных заданий и напишите мини-сочинение. Объем работы должен быть не менее 50 слов ( 6-7 предложений)
С1 В чем отличие Князя Гвидона от царя Салтана? Обоснуйте свое мнение, опираясь на изученный материал.
С2 Какую сказку А. С. Пушкина вы бы посоветовали прочитать своим друзьям? Обоснуйте свое мнение, опираясь на изученный материал.
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ
б) Какие моменты особенно запомнились? Почему? За кого из героев переживали по ходу чтения?
( Дети делятся впечатлениями. 2-3 ученика у доски комментируют свои рисунки)
в) Можете ли вы сказать о каких-то героях, что они являются воплощением зла (добра)? Почему?
( Обратить внимание на то, каким цветом изображены добрые герои, каким – злые) рисунки)
6. Сказка близится к развязке, скажите, пожалуйста, чем обычно заканчиваются сказки?
Почему, по-вашему, Пушкин не закончил ее женитьбой Гвидона, ведь слова из сказочной концовки уже встретились: «Я там был; мед-пиво пил – и усы лишь обмочил»
( Это тоже необычно, свадьба состоялась, а сказка не закончилась. Ведь Салтан и царица еще не встретились)