В каком классе изучают сказку о царе салтане

Цели урока:


  • обучение детей ведению диалога с автором во
    время чтения текста, анализу текста;
  • обобщение знаний детей и выяснение глубины
    понимания главной мысли произведения;
  • обучение составлению сравнительной
    характеристики героев с опорой на текст
    произведения;
  • развитие навыка выразительного чтения
    стихотворного текста;
  • воспитание интереса к чтению, любви к книге,
    способности сопереживать.

Оборудование урока:


  • учебники литературного чтения для 4 класса «В
    океане света» Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • раздаточный материал для учащихся,
  • записи на доске «Черты характера»,
  • магнитофон, диск с музыкой,
  • портрет поэта, магниты,
  • подарочное издание книги с иллюстрациями к
    сказкам,
  • материалы для проведения викторины,
  • грамоты, жетоны.

План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания. 5 мин.
  3. Работа с текстом и составление сравнительной
    характеристики царя Салтана и князя Гвидона.
    10мин.
  4. Задание на дом. 1 мин.
  5. Физкультпауза. 1 мин.
  6. Работа по развитию навыка выразительного
    чтения на материале отрывка «Лебедь и Коршун».
    10 мин.
  7. Беседа-обобщение по «Сказке о царе Салтане…».
    5 мин.
  8. Викторина по сказкам А.С.Пушкина. 5 мин.
  9. Подведение итогов. 1 мин.

Конспект урока.

Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки
А.С.Пушкина. А вы?

Какую сказку великого русского поэта вы
изучали на предыдущих уроках? «Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди». Тогда прочтите понравившиеся вам
отрывки
из сказки о царе Салтане и расскажите,
почему вам понравился тот или иной отрывок.

Дети зачитывают отрывки. Учитель задает
уточняющие вопросы по содержанию прочитанного
текста, оценивает чтение детей. 2-3 человека.

Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой
сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Царевна Лебедь.
Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами
характера
наделил автор царя Салтана и князя
Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять
работу вы будете на листках. (См. Приложение
1
). Выберите из списка слова-характеристики и
запишите на «лучах».

Самостоятельная работа с последующей
фронтальной проверкой.

Итак, каким вам представляется царь Салтан?

Я отмечу его черты характера красным цветом. (Магниты)

Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не
наказал гонца)

Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился
на придворных, нежелающих его пускать в
путешествие)

Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)

Простой (женился на крестьянке, любит слушать о
чудесах)

Доверчивый (верит во все чудеса)

Пассивный (не нашел виновников трагедии)

Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из
плавания)

А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его
характера синим цветом. (Магниты)

Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь,
пожалел бабушку — сватью бабу Бабариху)

Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц,
будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)

Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем
уделе, причем белочка пополняет княжью казну,
морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди
он женится; заставляет причаливать корабли,
проплывающие мимо)

Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)

Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук
для лука)

Внимательный (видит печаль на лице отца во
время встречи с ним)

Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о
торговле)

Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет
отца и сына?

Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и
гостеприимство. А каковы основные отличительные
особенности
характеров героев?

Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный
и практичный.

Какой герой вам нравится больше? А автору?
Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин
прославляет его уже в названии сказки!

При выполнении этого задания активно работали
следующие учении::Их ответы заслуживают
отличной оценки.

Для домашнего задания я подготовила вам
листки на печатной основе, где вам потребуется
сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в
котором существует князь Гвидон. Это поможет вам
еще глубже понять их характеры.(См. Приложение
2)

А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз.

Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь
закройте глаза и посидите спокойно.

Откройте глаза, опять быстро поморгайте,
закройте глаза и отдохните

Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды,
откройте и посмотрите вдаль. Повторите еще раз.
Зажмурьтесь, посмотрите вдаль.

Ребята, в начале урока вы мне зачитывали
понравившиеся отрывки из сказки. Сказка
просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и
драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и
сказать, в каком месте сказки вы особенно
переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком
бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть
не погубил коршун-чародей.

Найдите стр.127. Перечитаем еще раз этот отрывок.

Наша цель: научиться его выразительно читать.
Что делает нашу речь выразительной? Какие
средства выразительности речи вы знаете?

Темп (медленный, средний, быстрый).

Громкость (громким, обычным, тихим голосом).

Тон речи (какие чувства мы хотим передать).

Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная),
поставим / или//.

Логическое ударение (подчеркнем то слово,
которое нужно выделить голосом).

Сначала учитель дает образец выразительного
чтения.

Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно
послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется
темп, громкость, тон речи.

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит, / будто стон:// прислушивается
Видно, на море не тихо;
Смотрит // — видит дело лихо: спокойным тоном
в медленном темпе

Бьется лебедь средь зыбей, темп ускоряется,
Гвидон испытывает тревогу за
Коршун
носится над ней; лебедь, жалость к ней
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет://быстрее, громче,
наступает кульминация

Тот уж когти распустил. Боится опоздать и
выпускает стрелу

Клюв кровавый навострил://
Но как раз стрела запелаперелом в
сражении, облегчение передать

В шею коршуна задела голосом,тише и
медленнее

Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил; //
Смотрит:/ коршун в море тонет юноша
наблюдает, еще раз не может

И не птичьим криком стонет, выстрелить
(стрела была одна), удивление

Лебедьоколо плывет, момент еще напряженный
Злого коршуна клюет. //
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит

И царевичу потом вот когда мы перестали
беспокоиться, битва

Молвит русским языком: выиграна, царевич
удивлен: птица говорит

«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель, А как речь- то
говорит, словно реченька журчит.

Не тужи, что за меня Это как?
Есть не будешь ты три дня, // Темп медленный,
тоннапевный, ласковый,

Что стрела пропала в море; с чувством
благодарности.

Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу
тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,как бы издалека,
наставительно

А теперь ты воротись.
Не горюй / и спать / ложись».

Беседа. Как сначала нужно читать? Как
изменяется голос потом? Почему? Где самый
напряженный момент, кульминация? Почему царевич
пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала,
каким голосом я читала? Что можете сказать о речи
царевны Лебедь?

Послушайте фрагмент музыки П.И.Чайковского к
балету «Лебединое озеро». Что вы услышали в этой
музыке?

Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает
за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье
чтение было самым выразительным. Выставляются
оценки.

Обобщение. Ребята, вы уже прочитали сказку до
конца. Чем закончилась «Сказка о царе
Салтане:»? Салтан приехал к князю Гвидону,
узнал, что его жена и сын живы, познакомился с
невесткой — прекрасной царевной Лебедь. Веселый
пир.

Как обычно заканчиваются фольклорные сказки?
Наказанием злых героев

Каких героев мы можем отнести к силам зла в
сказке А. С.Пушкина?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха,
чародей.

Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей
уже наказаны?

Как? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны
своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда
правда откроется.

Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались,
спрятались, потом повинились.

Прощает ли их царь Салтан? Гвидон? Автор? Мы,
читатели?

Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина,
она говорит нам: «Умейте прощать и тогда все
будут счастливы».

Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому
счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям.

Что легче для вас: посочувствовать боли и горю
или порадоваться успеху?

Зависть толкнула героев сказки на злое дело «И
завидуют оне государевой жене». Недаром
заповедь «Не завидуй!» входит в число 10
христианских заповедей.

Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь,
что вы так же хорошо знаете и другие сказки
А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину
«Сказки А. С. Пушкина».
За каждый правильный
ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у
кого будет их больше.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? Для
взрослых и детей.

Кто помог юному Александру полюбить народные
сказки? Няня Арина Родионовна

Сколько сказок он написал? 7, популярных 5

Перечислите сказки, старайтесь давать точное
название

  1. Сказка о попе и его работнике Балде.
  2. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
    могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о
    прекрасной царевне Лебеди.
  3. Сказка о рыбаке и рыбке.
  4. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  5. Сказка о золотом петушке.
  6. Сказка о медведихе.
  7. Сказка о Бове-королевиче.

Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.

Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и
семи богатырях.

Сколько раз ходил старик к синему морю просить
рыбку выполнить старухины желания? 5 раз

Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую
рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать
царицей, стать владычицей морскою).

В каком году и где была написана Сказка о царе
Салтане:?

Летом 1831 года в Царском селе.

Назовите исполнителя песни «Во саду ли в
огороде?» Белочка.

Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Дьяк.

Где состоялась первая встреча попа с Балдой? На
базаре.

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что
же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся
бы ты поп за дешевизной.

В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:

Что за диво?
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне.

Кто обращается за помощью к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе:Королевич Елисей.

Кто был верным сторожем царя Дадона? Золотой
петушок.

Учитель проводит викторину. Подводит итоги.
Награждает победителей грамотами.

(См. Приложение 3)

Итог урока. Вам понравился сегодняшний
урок?

Что вы узнали нового? Чем занимались, может
быть, впервые?

Спасибо, ребята. Успехов вам в выполнении
домашнего задания!

Чернова Альбина Альбертовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани , учитель начальных классов.

Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе.

Сказки – богатейшая сокровищница народной мудрости. Сказка помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа: она учит добру и справедливости. «Сказка, — писал В.А. Сухомлинский, — развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать» [4].

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Сказка создает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

«Сказки» А.С.Пушкина включены во все современные программы литературного чтения начальной школы. «Сказка о царе Салтане» изучается по программе «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 4 классе [2]. На изучение сказки А.С.Пушкина отведем 3 урока. Первый урок – Знакомство со сказкой и ее героями. Второй урок – Характеристика царя Гвидона и царевны Лебеди. Третий урок – Чудеса в сказке Пушкина и их роль.

Первый урок отведем знакомству о «Сказкой о царе Салтане» А.С.Пушкина и построим его в виде эвристической беседы с учащимися. Спросим школьников, какие сказки поэта им уже известны. Учащиеся знают сказки из дошкольного детства, которые им читали родители. Они помнят наизусть строки из «Пролога» — «У лукоморья дуб зеленый…». Дети любят сказки Пушкина, объясняют это простотой и доступностью слога.

Далее обратимся к названию сказки. Почему она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? Младшие школьники понимают, что такое название обусловлено тем, что все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании. Учитель добавляет, что основой сюжета данной сказки послужила сказка няни поэта Арины Родионовны, рассказанная ему в Михайловском. Однако Пушкин в своем замысле идет дальше: он соединяет в своем произведении мотив простонародной русской сказки с западноевропейской сказкой. Творчески переработав сюжет «оклеветанной матери», Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, его приключениях, истории любви к царевне Лебеди, чудесной встрече отца царя Салтана со своей семьей. Что еще необычного заметили учащиеся в названии сказки? Герои не просто называются, а им дается их характеристика, фиксируется отношение к ним автора. Обратим внимание детей на имена героев. Какие они? Школьники отмечают, что большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. Например, князь Гвидон, царевна Лебедь, царь Салтан. Познакомим учащихся с новыми сведениями об именах героев. В словаре личных имен Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня новая в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, — у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.

На следующем этапе работы предлагаем учащимся выполнить задание тетради (задание №1,2).Оно поможет обобщить ранее прочитанные сказки А.С.Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане…»

Затем учитель проводит работу по тексту сказки Пушкина. Учащиеся самостоятельно читают начало сказки (с.118-122) до слов «Мать и сын теперь на воле». Предложим учащимся разделить текст на смысловые части. В ходе работы появляется следующий план:

1 часть – выбор невесты;2 часть – обман царя;3 часть – чудесное спасение.

Обращаемся к младшим школьником с заданием привести пример зачина в сказке. А о чем говорит отсутствие зачина? О том, что и герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле. Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие? Ученики подметили, что начало такое, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях. В нашей сказке три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что с торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. Ученики перечисляют: Балда с попом на базаре торгуются; старуха с золотой рыбкой ведут торг. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки еше более приближает слушателя, читателя с героем сказки. Задаем учащимся вопрос: в чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? Читая сказку, дети уже заметили, что царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит «позадь» забора на улице один, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер. Далее проводим выборочное чтение второй части сказки. Спросим школьников, каким они видят здесь царя Салтана? Царь Салтан разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает и несправедливым, гневным:

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить

Но, смягчившись на сей раз…

Неслучайно распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.

На следующем этапе урока проводим выборочное чтение третьей части сказки. Вернемся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Кто они? Вспомним, как народные сказки повествуют о путешествии героя. Невольными путешественниками в сказке Пушкина оказались молодая царица и ее сын:

В синем море звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, вопит ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Учитель обращается к детям с вопросом, как надо читать эти строки. Они читаются медленно, с выражением скрытой силы и мощи, энергии. Пушкин сделал сказку фольклорную психологической, динамической, основанной на конкретном действии. Вспомним, что основной закон народной сказки – действие. Пушкин, взяв принцип сказки как целого – последовательность действий – пронизал им все части этого целого. В русских народных сказках герой отправляется в путешествие из дома в чужую страну, в иной мир, где ждут его опасность и трудные испытания. Он должен преодолеть их, побороть страшные силы в виде Чуда-юда, Кащея Бессмертного, Бабы-яги и вернуться домой победителем. Много примеров сказочного повествования видим и в сказке Пушкина. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою.

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

После чтения предлагаем учащимся поработать над творческим заданием в рабочей тетради по чтению (задание №3) – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста.

Ученики получают в качестве домашнего задания самостоятельное чтение текста сказки до страниц 122-127 (слова «Снова князь у моря ходит»). Дифференцированное задание следующее: подумать над вопросами:

1.Обратите внимание на имена героев. Какие они?

2.Кто герои сказки? Вспомните, как народные сказки повествуют о путешествии героя.

3.Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение?

4.Почему царевна Лебедь не сразу призналась князю, что она и есть прекрасная царевна?

Литература

1. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. — М.: Просвещение. — 1996г., №9. — С31-34.

2.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Программа «Чтение и начальное литературное образование» (для четырехлетней начальной школы). — М., 2009. – 298с.

3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.

4.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1997.

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
3 класс. УМК «Школа России»

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

— познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Планируемые достижения:

— умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
— умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока:

— портрет А.С. Пушкина;
выставка книг А.С. Пушкина;
рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная. 

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

— Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

— Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.

— Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.

— Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое?    ☺.

                У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

         Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен                 уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: ☺. А теперь, вот такое: ☹. А сейчас, вот такое: 😐. (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель: 

— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)Сказка 
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной 
И
царевне
Лебеди

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:        

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседе (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

— реализация построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового способа действия в речи;

— фиксация преодоления затруднения;

— уточнение общего характера нового знания;

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры слов.

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

Позадь забора (за забором)

К исходу сентября (к концу сентября)

Светлица (см. словарь Ожегова)

Сени (см. словарь Ожегова)

Красная девица (красивая)

— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

Слова из второго отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

  • Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?
  • Что заставило Гвидона превратиться в комары?
  • Как наказал свою тетку Гвидон?
  • Осуждает ли автор своего героя?
  • Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?
  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?
  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
  • Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
  • О каком чуде рассказала повариха?
  • О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

—  организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие  выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных героев сказки

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.


Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

— Как относится автор к царю?

  • Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
  • Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(10 мин)

Цель:

 организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Игра «Сказки перепутались»


Задание: найти строчки к подходящей сказке.

А

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»В

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.Г

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился?       (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              — оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

Дидактический материал
За островом Буяном.

Вспомни сказку А.С. Пушкина.

  1. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?
  2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?
  3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»— Итог, награждение грамотами «За активное участие»

Чему учит сказка?

— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

— За работу на уроке оценки получают:

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

 — Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Организация фиксирования нового знания

Награждение грамотами

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

Конспект урока

(УМК «ШКОЛА России»)

Предмет:
Литературное чтение

Класс :2
Б

 Тема урока:
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (Закрепление)

Тип урока:
Закрепление материала.

Цели урока: обобщить
 поступки героев сказки, (подтверждать своё мнение примерами из текста); продолжить
формировать сформировать умения свободно ориентироваться в прочитанном тексте и
пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

Задачи урока:

Образовательные: продолжить
работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью,
выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом,
активизировать вдумчивое чтение, учить давать характеристику героям по плану,
анализировать произведения.

Развивающие: развить
поисковую познавательную деятельность, монологическую речь учащихся,
выразительное чтение, коммуникативные способности; умения сравнивать, обобщать,
анализировать.

Воспитательные: воспитывать
навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность,
хороший эстетический вкус; воспитание нравственности через анализ
поступков героев произведения, умение работать в группе, в паре.

Ход урока

Этап урока

Действия
учителя

Деятельность
обучающихся

Организационный момент

(1-2 минуты)

Вопросы 
по содержанию сказки

Речевая разминка

Что Вы узнали о
няне А.С. Пушкина.

-Прослушайте
отрывок произведения и ответте на вопрос.

От ужаса не
шелохнусь, бывало,

Едва дыша,
прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни
ног, ни головы.

— Прочитайте
жужжащим способом. Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал
сказки.)

Да, он боялся их
слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

— Прочитайте
медленно (еще: с ускорением, шепотом, громко).

— Прочитайте
выразительно.

Работа по
теме урока

(4-5 минут)

Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

2. Составление картинного плана первой части сказки

— На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О
чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

3. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать
«Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

— Есть ли зачин в сказке? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Это говорит о том, что все
происходит здесь, рядом, на Русской земле.)

— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть
начинается с обещаний.)

— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане
царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь
на воле…».)

— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем,
что автор переживает за своих героев.)

— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет,
бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…)

— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

Физкультминутка
 (4-5минут)

Ветер
по морю гуляет и кораблик подгоняет

Белка
прыгает, резвится

Всех
присесть и встать велит

Закрепление нового материала

Работа над частью «Встреча с
Царевной Лебедью»

— Найдите и прочитайте часть
«Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».)

— Где оказались мать и сын?
(Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…)

— О чем сын подумал, выйдя
на волю? (Он подумал об ужине.)

— Что значит «добрый ужин»?
(Хороший.)

— Как делал Гвидон лук для
охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А
шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает
волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас
заколдованную царевну.)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

— Прочитаем пятую часть —
«Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна
Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал
князем.)

Град — город.

Колымага — большая старинная
телега.

Двор — придворные, ближайшие
к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной
убор.

— Какими вы представляете
корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они
говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у
Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

VIII.
Итог урока

(Итог урока 2-3 минуты)

-Что нового
узнали на уроке?

— О каких
чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Прочитать
отрывок (с. 102-118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть
сказки.

Ф.И.О.

Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Задачи:

Планируемые результаты:

Дидактические:

Формировать представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре

Формировать умение находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Предметные.

Учащиеся получат представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина и о сказке как о литературном жанре

Учащиеся научатся находить нужный отрывок в тексте по вопросам.

Развивающие:

1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию;

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самооценку деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

2. Формировать умения: осуществлять поиск необходимой

информации для выполнения учебных заданий; строить

логические рассуждения, включающие установление причинно-

следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ

объектов с выявлением существенных и несущественных

признаков.

3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёра

1.Метапредметные:

Регулятивные: Учащиеся научатся:

— осуществлять волевую саморегуляцию;

— принимать и сохранять учебную задачу.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— осуществлять самооценку деятельности.

2. Познавательные:

— Учащиеся научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

— Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, осуществлять обобщение изученного, анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.

3.Коммуникативные: Учащиеся научатся:

— слушать и понимать речь других;

— договариваться и приходить к общему решению;

— владеть диалогической речью;

контролировать действия партнёра.

Воспитательные:
— в
оспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

— способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (Р, П, К)

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Антонида Евгеньевна и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Давайте для начала проверим готовность к уроку. На столе у вас должны находиться, учебник, тетрадь, пенал и лист с заданием.

Приветствуют учителя.

Р: осуществлять саморегуляцию

К: владеть диалогической речью

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

Наглядный(демонстрация)

Слайд

Посмотрите на портрет писателя

Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?

— Что вы помните о поэте? Послушайте несколько интересных фактов о Пушкине.

— Пушкин был невысок: всего 161 см. У него были голубые глаза, выпуклая челюсть и вьющиеся непослушные волосы. Однажды он описал свою внешность как достойную «истинной обезьяны».

По всей России именем Пушкина названы улицы, дворцы, площади, города и музеи. Дом, в котором он жил — национальная святыня.
— Уже в возрасте 8 лет он запоминал сложные сказки, которые ему рассказывала няня, и писал стихи по-французски.

— Пушкин был заядлым дуэлянтом, который на каждом шагу чувствовал пренебрежение к своей чести. Он тренировался для дуэлей, стреляя по 100 патронов в день.

Он страдал от сильной боли после дуэли с Дантесом и оставался в живых в течение еще 46 часов. Когда доктор спросил, есть ли кто-то, с кем он хочет попрощаться, поэт посмотрел на свою коллекцию книг, сказав: «Прощайте, друзья». Он умер в окружении своей семьи.

Вот несколько фактов о Пушкине. Если вы захотите узнать больше, можно многое найти в книгах и интернете.

— Он боялся слушать сказки, но сам больше всего любил страшные сказки.

— Ребята, а вы знаете, сколько всего сказок написал Пушкин?

А. С. Пушкин

Рассказывают

Как Александр Сергеевич слушал сказки.

Всего сказок было написано 7 и вот как они называются: Жених , Сказка о попе и о работнике его Балде, Сказка о медведихе, Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди, Сказка о рыбаке и рыбке, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, Сказка о золотом петушке.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Демонстрационный

Практический(упражнение)

Слайд

Давайте вспомним, что такое сказка?

-Посмотрите внимательно на слайд.

Какая из данных иллюстраций не относится к сказке, которую мы с вами проходим?

А как называется сказка, к которой относятся остальные иллюстрации?

Кто назовет полное название сказки?

Какую тему сегодняшнего урока мы будем продолжать?

Какую цель поставим перед собой?

Какова же будет цель нашего сегодняшнего урока?

— произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном Сказка–это богатейшая сокровищница народной мудрости.

«О рыбаке и рыбке»

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Продолжить чтение и анализ сказки «О царе Салтане…»

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Ребята, на слайде представлен план урока, но он дан нам в неправильном порядке. Вам необходимо поставить его в правильной последовательности.

Молодцы, ребята. Это будет наш план на урок.

— Читают задачи со слайда

1.Вспомнить факты биографии А.С. Пушкина

2. Продолжить чтение «сказки о царе Салтане»

3. Проанализировать содержание сказки

К: слушать и понимать речь других;

К: владеть диалогической речью

П:

осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественныхпризнаком: слушать и понимать речь других; договариваться и приходить к общему решению; контролировать действия партнёрК: слушать и понимать речь других К: владеть диалогической речью

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

5.Реализация построенного проекта

Словесный(беседа)

Наглядный(демонстрация)

Перед тем, как мы начнем чтение произведения, обратим внимание на слова, понимание которых может вызвать у вас затруднение?

Слова затруднительные:

Как вы думаете, что значат данные слова. Как вы их понимаете.

Престол – трон правителя (царя).

Терем – дом в виде башни. Высокий богатый дом.

Венец – драгоценный головной убор, корона.

Палата – большое богатое здание или помещение.

Теперь мы готовы к тому, чтобы продолжать читать это произведение.

Я начну, а вы продолжите.

Ветер по морю гуляет….
Анализируем каждую строфу.
Шлет царю-де свой поклон.

— Понравилось ли вам продолжение сказки?

-Что показалось вам интересным в этой сказке?

— Какой герой больше понравился?

— Какие чудеса происходят в сказке?

Отвечают

Учащиеся научатся анализировать содержание и находить нужный отрывок в тексте по вопросам

Учащиеся получат представление о сказке, как о литературном жанре.

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

П:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

П:строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

П: строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

6. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи

Словесный (беседа)

Наглядный(демонстрация)

Ребята, посмотрите на слайд, здесь иллюстрации из данной сказки. Давайте по ним вспомним, что происходило в сказке.

Чем вам запомнились герои?

Как вы относитесь к данным персонажам?

Говорим о сказке по иллюстрациям

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)

Сейчас вам нужно будет выполнить небольшую работу по данной сказке.

1. Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?

А) на весь мир наткать полотна Б) устроить пир на весь крещёный мир

В) во всём слушаться царя Г) родить богатыря

2. Куда уехал царь Салтан?

А) на охоту Б) в путешествие В) на войну

3. Каким посланием было заменено письмо царицы?

А) что царица болеет Б) что у царицы всё хорошо

В) что царица родила неведому зверушку Г) что царица злая и неблагодарная

4. Что произошло с царским посланием?

А) оно было заменено на другое Б) не было доставлено никакого послания

В) оно было доставлено по назначению

5. Кого увидел юноша на острове?

А) чайку и ворона В) лебедь и коршуна Б) лебедь и ястреба Г) утку и орла

6. Что делали девицы под окном поздно вечерком?

А) вязали В) шили Б) пряли Г) гадали

8. В кого не превращался князь Гвидон?

А) в комара В) в муху Б) в пчелу Г) в шмеля

9. Какие ядра имели орешки, которые грызла белочка?

а) изумрудные; б) золотые; в) железные.

Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)

Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)

К: владеть диалогической речью

П: устанавливать аналогии

П: устанавливать причинно-следственные связи.

П:осуществлять обобщение изученного

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный

(беседа)

Какую сказку мы с вами продолжили читать?

Ребята, кто автор данной сказки?

Какие моменты вам больше запомнились?

Учащиеся отвечают на заданные вопросы

Учащиеся научатся анализировать содержание.

К: владеть диалогической речью

9.Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

На партах у вас лежат маленькая сказка, сейчас я предлагаю вам подойти к доске и положить свою сказку в большую книгу, если вам понравился урок. А если на уроке вам было неинтересно, вам ничего не понравилось, положите свою сказку в маленькую книгу.

Отлично, теперь запишем домашнее задание.

Всем спасибо за урок, до свидания!

.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: осуществлять самооценку деятельности

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Урок литературного чтения №61

Дата : 02.02.22.

3 –Б класс

Тема : «А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Особенности сюжета. Структура сказочного текста.»

Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе.

Планируемые результаты:

предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе;

личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина,

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация учебной деятельности.

— Прочитайте стихотворение.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

( Прочитайте выразительно. Шёпотом. Громко, медленно, быстро).

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Беседа -Иногда вы можете услышать «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь» — Что такое сказка?(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном, волшебном)

Сказка–это богатейшая сокровищница народной мудрости.

Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц

— Вам ничего это сказка не напоминает? ( Сказку «О царе Салтане…»)

Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

-Почему сказка ложь? ( В сказках выдуманные сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится в сказке? (Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло)

О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок,

самой светлой, волшебно-счастливой сказке.

Кто автор сказок? ( А.С. Пушкин)

— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)

Почему?

— Какая главная особенность сказки Пушкина, в какой форме она написана? ( сказка – стихотворение)

-Что есть в каждом стихотворении ( рифма) Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. 

3.Работа по теме урока.

1.Анализ сказки.

— Как начинается действие сказки? (Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.) .

Как обычно начинались сказки, которые мы с вами читали ? ( в тридевятом царстве .., жили -были… и тд)

В этой сказке отсутствует зачин. Как вы думаете, почему? Где происходят события сказки? ( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что заметили вы необычного в начале сказки? ( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях, но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же женится в тот же вечер.)

— Похож ли он на царя в нашем представлении? (Нет)

— Почему?

Послушайте отрывок из сказки. ( Если дети выучили отрывок , можно его рассказать в лицах)

Три девицы под окном,

Пряли поздно вечерком.

  • 1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

  • То на весь крещёный мир, приготовила б я пир 2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

  • То на весь бы мир одна, наткала я полотна

  • 3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

  • Я б, для батюшки – царя, родила богатыря.

  • Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

  • И в светлицу входит царь, стороны той государь (кланяется третьей сестре)

  • Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

  • Будь царица и роди богатыря

  • Мне к исходу сентября.

  • Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

  • Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

  • Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название    сказки?

(«Сказка  о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и  могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о  прекрасной  царевне  Лебеди».) — — Что подсказывает название сказки?

(Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании и герои не просто называются, им дается краткая характеристика, отношение к ним автора). – Вы слышали когда – нибудь имена героев в жизни?

( Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие или архаизмы)

— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые объясняют их смысл:

(Написаны на доске в два столбика -проведи стрелочку )

Вымолвить

Светлица

Град

Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

Сообщение, письмо

Светлая комната

3.Выборочное чтение. Работа по учебнику.

А теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. ( парная работа –по два вопроса )

1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. ____)

2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. _____)

3. Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с _____) 4.Кого родила царица? (с.______)

5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с._______)

6.Какое указание дал гонцу царь? (с _______)

7 Как изменили настоящий приказ? (с_______)

8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с._______) 9.О чём просило дитя волну? (с._______)

10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.______)

11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. _______)

12. Кого увидел царевич на море? (с.________)

13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с._____________)

— Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался князь Гвидон?

( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)

14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с._____)

15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.______________________)

4.Физминутка

— Изобразите богатырей, выходящих из моря.

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь.

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

5.Характеристика героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не  только  знакомимся  с  героями,  но  и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из  них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята мы проведём работу в группах

— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему) В скобочках даны слова , которые описывают характер человека. Выберите то, что подходит под описание вашего героя и попробуйте это доказать)

Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.

Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная, доверчивая, мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)

Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )

Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои)  — Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу  положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.

Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

–Вспомните, как заканчивается сказка

— Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки? Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло). — Какой пословицей мы могли бы закончить сказку?

( Вся семья вместе и душа на месте).

8. Рефлексия.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,

Принимать людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?

Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)

— Как вы думаете, для чего нужны чудеса?

(чтобы исполнять желания, мечту)

В жизни чудеса встречаются?

(Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!

Спасибо, за урок!

  1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. ____)

2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. _____)

3.Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с _____)

4.Кого родила царица? (с.______)

5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с._______)

6.Какое указание дал гонцу царь? (с _______)

7 Как изменили настоящий приказ? (с_______)

8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с._______)

9.О чём просило дитя волну? (с.96)

10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.______)

11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. _______)

12. Кого увидел царевич на море? (с.________)

13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.________)

14- Скажите мне, сколько раз и в кого превращался князь Гвидон?

( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)

15 Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.__)

16.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с._____)

Царь Салтан (добрый, глупый, щедрый, властный, доверчивый, злопамятный, мудрый, храбрый, сильный, воинственный, жадный. )

Царица (верная, добрая, завистливая, мягкая, выносливая, мстительная, душевная, злая, доверчивая, мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, трусливый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, злой, сильный, мудрый, душевный, добрый.)

Царевна Лебедь (добрая, неблагодарная, злая волшебница, отзывчивая, скромная, благодарная )

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, добрые, завистливые,отзывчивые, лживые, неблагодарные).

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету…

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо…

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Литературное чтение, 3 класс

Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. План художественного произведения. Виды.
  2. Характеристика героев сказки.
  3. Нравственный смысл сказки.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.

Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.

План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Ключевые слова

План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
  3. Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
  4. А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Обозначение ожидаемых результатов

На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.

Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.

Основное содержание урока

1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.

Существует алгоритм составления плана.

Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.

Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.

2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.

Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.

Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.

3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.

Добро и любовь побеждает зависть и зло.

Разбор типового тренировочного задания

Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.

Назывной план

Вопросный план

Карточки с названиями:

Мать и сын

Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Встреча с царевной Лебедью

Правильный ответ:

Назывной

Вопросный

Мать и сын

Встреча с царевной Лебедью

Что случилось с царицей и её новорожденным сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.

1 вариант

1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.

2. Один из подарков князю Гвидону.

3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)

4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

5. Начало сказки.

6. Что разлучило царя Салтана с женой?

2 вариант

1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?

2.Создатель художественного произведения.

3. Один из подарков князю Гвидону.

4. Образное, художественное определение.

5. Окончание сказки?

Ответ:

1 вариант

1. Изумруд

2. Город

3. Корабельщик

4. Сравнение

5. Зачин

2 вариант

1. Сентябрь

2. Автор

3. Белка

4. Эпитет

5. Концовка

  • В каком журнале был напечатан первый рассказ из цикла записки охотника и с тургенева
  • В каком жанре писала линдгрен сказка повесть роман
  • В каком жанре написана сказка о царе салтане
  • В каком жанре написана сказка о рыбаке и рыбке
  • В каком другом жанре кроме жанра сказки животные одушевлены