В каком классе учились герои рассказа новенькая

Автор: Пантелеев Леонид.

Название: «Новенькая».

Жанр: рассказ.

Тема произведения: дружба.

Число страниц: 34.

Главные герои и их характеристика

  1. Валя Морозова. Девочка 11 лет. Новенькая в
    классе. Маленькая и постоянно грустная.
  2. Володя Бессонов. Одноклассник Вали. Добрый, весёлый,
    озорной.
  3. Лиза Кумачёва. Одноклассница Вали, добрая и
    отзывчивая.
  4. Елизавета Ивановна. Учительница, мать Вали.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

В класс приходят новенькая девочка, у которой пропал на
войне папа, и новая учительница. Дети стараются поддержать Валю, не подозревая,
что новая учительница – её мать.

Сюжет – краткое содержание

  1. После зимних каникул в классе появляется новая девочка Валя, которая часто плачет.
  2. Ребята узнают, что она из Киева и что её папа пропал на войне, он лётчик.
  3. Ребята хотели поговорить с учительницей, чтобы та не была столь строга с Валей, но увидели, что учительница плачет.
  4. Валя заболела и не ходила в школу, а Володя услышал сообщение про капитана Морозова.
  5. Вместе с Лизой они пошли искать дом, где жила Валя, и встретили учительницу.
  6. Оказалось, что учительница – мама Вали, а капитан Морозов – её нашедшийся папа.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда Володя и Лиза у дома Вали
встретили учительницу и та пообещала показать квартиру, где живёт девочка. А
когда учительница открыла дверь своим ключом, Валя назвала её мамой.

План произведения для пересказа

  1. Новенькая ученица.
  2. Новенькая учительница.
  3. Валя плачет.
  4. История Вали Морозовой.
  5. Заступники.
  6. Слёзы учительницы.
  7. Болезнь.
  8. Сообщение по радио.
  9. Поиски дома.
  10. Учительница-мама.

Главная мысль

Любые горе и радость человек легче переносит в кругу друзей.

Чему учит эта книга

Рассказ учит дружбе, отзывчивости, состраданию. Учит
поддерживать товарища в беде и делить с ним радость. Учит доброте,
взаимовыручке, умению сопереживать.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ и понравилось поведение
ребят в классе. Они понимали, что Вале приходится нелегко, потому что потерять
папу –
всегда горе. И они старались как могли поддержать девочку и даже
заступиться за неё, когда им показалось, что Валю несправедливо обижают.

Новые слова и выражения

Балаболка – пустомеля, болтун.

Фыфра – легкомысленная девочка.

Трохи – немного.

Пословицы к произведению

Война есть зло, а мир – благо.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две
радости.

Без беды друга не узнаешь.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Назад к содержанию

Пантелеев Л., рассказ «Новенькая»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Новенькая» и их характеристика

  1. Валя Морозова. Ученица 4 класса, новенькая. Маленькая и грустная, часто плакала, потому что у нее пропал папа.
  2. Елизавета Ивановна, учительница, мать Вали. Справедливая, не любит любимчиков, страдает молча, тайком.
  3. Володя Бессонов. Балагур и шутник, заводила всех игр и забав, человек справедливый, добрый, с сочувствием отнесся к Вале.
  4. Лиза Кумачева. Девочка из класса, сильно переживала за Валю и радовалась когда ее отец нашелся.

План пересказа рассказа «Новенькая»

  1. Первый день после каникул
  2. Володька опоздал
  3. Новенькая ученица
  4. Новенькая учительница
  5. Слезы Морозовой
  6. Морозова, к доске!
  7. Пропал папа
  8. Слезы Елизаветы Ивановны
  9. Морозова заболела
  10. Ранний гость.
  11. Известие о капитане Морозове
  12. Ребята ищут дом
  13. Встреча с учительницей
  14. Мама и дочь
  15. Радость

Кратчайшее содержание рассказа «Новенькая» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Когда после новогодних каникул Володька пришел в школу, в классе уже сидела новенькая девочка, а урок вела новая учительница.
  2. Морозова расплакалась, рассказывая о себе, и Лиза Кумачева узнала, что у нее пропал папа.
  3. Девочки хотели рассказать об этом учительнице, но увидели, что она тоже плачет.
  4. Морозова заболела, а Бессонов услышал по радио о капитане Морозове.
  5. Володя и Лиза встречают учительницу и она оказывается мамой Вали Морозовой.
  6. Валя узнает, что ее отец жив и плачет и смеется от радости.

Главная мысль рассказа «Новенькая»
Переживания за родного человека, за того, кого мы любим, всегда самые сильные, как и радость, но нужно всегда надеяться на лучшее.

Чему учит рассказ «Новенькая»
Рассказ учит проявлять сочувствие к чужому горю, учит поддерживать своих товарищей в трудную минуту, учит быть настоящим другом. Рассказ учит тому, что войны никогда не должны случаться, потому что они несут людям только горе. Учит тому, что нельзя скрывать свои чувства от друзей, будь то радость или горе.

Отзыв на рассказ «Новенькая»
Меня очень тронул этот замечательный рассказ. Мне, также как и ребятам в классе, было жаль Валю Морозову, потому что она так сильно волновалась за своего папу. Очень плохо, когда люди вынуждены уходить на войну, бросая своих близких людей. Я бы хотела, чтобы войн никогда не было. Но рассказ заканчивается счастливо, Валя узнает, что ее папа жив, и радость сразу преображает девочку, превращая ее в красавицу.

Пословицы к рассказу «Новенькая»
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Не изведав горя, не оценишь радости.
Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.
Война есть зло, а мир — благо.
Без беды друга не узнаешь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Новенькая»
Зимой 1940 года Володька Бессонов очень спешил первым прийти в  школу после зимних каникул. Он даже не остановился посмотреть на танки, которые проходили по улице. Только раз он задержался послушать радио, когда передавали сводку с фронта.
И вот Володька заскочил в школу и радостно поздоровался с нянюшкой возле вешалок. Он крикнул, что пришел первым, но нянюшка одернула его и указала на девчачье пальто с заячьим воротником, которое уже висело на вешалке.
Володька расстроился и попытался вспомнить, чье же это пальто, но решил, что видимо это девочка из другого класса. Он вприпрыжку побежал по лестнице.
***
Когда Володька зашел в свой класс, он сперва решил, что ошибся, потому что за первой партой сидела маленькая и худенькая девочка с белыми косичками и зелеными бантами. Но оказалась, что девочка новенькая. Вскоре стали приходить еще ребята и всем Володька кричал, что первым увидел новенькую, которую как оказалось зовут Морозова, и приехала она с восточной Украины.
Лиза Кумачева предложила ей сидеть с ней, и Морозова пересела за ее парту.
Ребята обменивались впечатлениями от каникул и всем было что рассказать. Володька же рассказал, что слышал как милиционер сбил из нагана финский бомбардировщик, но конечно ему не поверили.
Но тут в класс прибежала Вера Макарова и сказала, что у них будет новая учительница. И следом за Верой вошла новая учительница, молодая, красивая, с золотыми косами. Она сказала, что ее зовут Елизавета Ивановна, и стала знакомиться с ребятами. Когда очередь дошла до новенькой, она сказала, что ее зовут Валя Морозова и она родилась в Киеве. Но когда она дошла до слова папа, то запнулась и заплакала. Елизавета Ивановна стала успокаивать девочку, а ребята зашумели. Видно было, что молодая учительница и сама очень волнуется, а когда прозвенел звонок, она быстро вышла из класса.
Ребята окружили Морозову и стали ее расспрашивать. Кто-то принес воды. Но Морозова все плакала. Наконец ребята успокоились, а потом прозвенел звонок и начались следующие уроки. Елизавета Ивановна вызвала Морозову к доске на русском языке, но на других уроках не вызывала, и помаленьку ребята забыли о странном случае.
Когда уроки закончились, новенькую догнала Лиза Кумачева и стала расспрашивать ее о том, где она живет, и тепло ли в Киеве. Новенькая отвечала короткими фразами, а потом спросила, сильно ли глупо было, что она заплакала. Морозова объяснила, что у нее пропал папа и уже одиннадцать дней от него нет известий. Папа Морозовой был военный летчик и пропал во время боевого вылета на фронте.
Лиза проводила Валю до Кузнечного переулка и новенькая поспешила попрощаться.
***
На следующий день ребята уже знали о горе в семье Морозовой и очень за нее переживали. Поэтому, когда Елизавета Ивановна первой вызвала к доске Морозову, в классе поднялся ропот. Но Морозова с горем пополам ответила урок и следующим к доске пошел Бессонов. Он быстро получил двойку и довольный сел на свое место.
На перемене девочки решили поговорить с учительницей и рассказать ей про отца Морозовой. Они отправились в учительскую и успели заметить, как Елизавета Ивановна украдкой вытирала платком глаза. Девочки решили, что она плакала, и что у нее тоже какое-то горе.
Между тем учеба шла своим чередом, учительница вызывала Морозову не чаще других, а та училась неровно. То получит отлично, то двойку. И все понимали, почему так происходит. Но в классе Морозова больше не плакала.
Только в начале февраля она снова не выдержала. Тогда ребята собирали посылки бойцам на фронт, и Валя заплакала, видимо вспомнила папу.
Вскоре Морозова не пришла в школу и учительница сказала, что она заболела.

***
На следующий день Морозова снова не пришла, и Лиза Кумачева с девочками решили ее навестить. Но в учительской Елизавета Ивановна сказала, что у Морозовой ангина и к ней нельзя.
А на следующий день был выходной и Лиза спала дольше обычного. Сквозь сон она услышала звонок и чей-то взволнованный голос. Это Володька Бессонов объяснял ее маме, что у них в классе есть девочка Валя Морозова, у которой пропал папа. Увидев вставшую Лизу, Володька бросился к ней и спросил, не знает ли она имени папы Морозова, и не капитан ли он.
Лиза ответила что не знает, и спросила, что случилось.
Оказалось, что мальчик услышал по радио отрывок объявления, в котором говорилось о присвоении звания командиру эскадрильи капитану Ивану Морозову. Вот только отчество у Морозова было сложное и Володька понял его как Феклистович.
Лиза Кумачева сказала, что точно не знает где живет Морозова, но где-то в первых домах на Кузнечном переулке. Она оделась и ребята побежали искать Морозову.
Ребята осмотрели доски на пяти домах и вдруг увидели Еизавету Ивановну, свою учительницу. Они подбежали к ней, а та вдруг испугалась. Ребята стали спрашивать, не знает ли учительница, где живет Морозова.
Елизавета Ивановна сказала, что знает, и спросила в чем дело. А Лиза сказала, что кажется у Вали нашелся отец. И тут ребята увидели, что учительница побледнела. Они рассказали ей про передачу по радио и когда дело дошло до отчества, Володька снова запнулся. Но учительница сразу подсказала — Феоктистович. Володька удивился, откуда учительница это знает, но Елизавета Ивановна уже чуть не бегом вела их к Вале.
Учительница привела их ко второму дому, возле которого ребята уже были, и поднялась на четвертый этаж. Она открыла дверь своим ключом и пригласила ребят войти. Те не успели удивиться, как тоненький голос спросил: «Мама, это ты?», и ребята узнали голос Морозовой.
Елизавета Ивановна ответила, что это она, и что она не достала газету, но привела другую -живую. Валя Морозова со смущением узнала Володьку и Лизу. Но Елизавета Ивановна уже вытаскивала ее из под одеяла, говоря, что горевали они одни, а радоваться будут вместе. И Елизавета Ивановна сказала Вале, что папа жив.
Валя уткнулась в подушку и заплакала. А потом подняла голову и оказалось, что она уже смеется. И ребята впервые заметили, какая она хорошенькая и что она как две капли воды похожа на Елизавету Ивановну. И удивились этому, хотя ничего в этом удивительного не было.

Конструкт
урока по литературному чтению

ПМ.
01 «Преподавание по программам начального общего образования

в
начальных классах и начальных классов компенсирующего и
коррекционно-развивающего образования»

Класс: 3 «Б»

УМК: Начальная
школа 21 века

Тема урока: Л. Пантелеев
«Новенькая»

Планируемые
результаты: 

Личностные:
обучающиеся
проявляют учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу; понимают причины успеха в учебной деятельности.

Метапредметные: обучающиеся
демонстрируют регулятивные УУД (принимают и сохранять учебную задачу; планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результа
тов требованиям данной
задачи), познавательные УУД (
выделяют
существенную информацию из сообщений разных видов
; строят
рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях
),
коммуникативные УУД (
используют
коммуникативные, прежде все
го речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации; допускают
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию
).

Предметные:
обучающиеся
демонстрируют знания об авторе Л. Пантелеева, умение выразительно читать
произведение, используя литературные средства выразительности, умение читать со
скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного.

Цель: развитие
коммуникативных универсально учебные действия (умение полно и точно высказывать
свои мысли, умение слушать и слышать собеседника, умение выразительно читать
произведение) в процессе работы с произведением Леонида Пантелеева «Новенькая».

Задачи: 

Воспитательные:
воспитывать
интерес к чтению, положительно-эмоциональный настрой на предстоящую
деятельность, демонстрируют чувство доброжелательности к одноклассникам;
понимают причины успеха или не успеха в
учебной
деятельности.

Развивающие: развивать
регулятивные УУД (принимают и сохранять учебную задачу; планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результа
тов требованиям данной задачи),
познавательные УУД (выделяют существенную информацию из сообщений разных
видов; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях), коммуникативные УУД (используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой коммуникации; допускают
возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении
и взаимодействии; формулировать собственное мнение и позицию).

Образовательные: обогащать
знания об авторе Л. Пантелеева, умение выразительно читать произведение,
используя литературные средства выразительности, умение читать со скоростью,
позволяющей понимать смысл прочитанного.

Принципы
обучения и воспитания

Принципы обучения:

·        
принцип наглядности;

·        
принцип систематичности и
последовательности;

·        
принцип доступности;

·        
принцип психологической
комфортности;

·        
принцип деятельности.

Принципы воспитания:

·        
создание положительного
эмоционального подъема;

·        
воспитание через
взаимодействие;

·        
принцип учета индивидуальных и
возрастных особенностей.

Методы
обучения и воспитания

Методы
обучения:

·        
методы
получения новых знаний: беседа, объяснение, рассказ, работа с учебником;

·        
методы
закрепления и повторения изученного материала: упражнение;

·        
методы
эмоционального стимулирования: поощрение;

·        
методы
развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию;

·        
методы
формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических
требований; 

·        
метод
наглядности: презентация.

Методы
воспитания:

·        
методы
осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
беседа;

·        
методы
формирования социального опыта детей: педагогическое требование, упражнение;

·        
методы
стимулирования и коррекции действий в отношении детей в воспитательном
процессе: поощрение, создание ситуации успеха;

Форма
организации деятельности обучающихся
: фронтальная, индивидуальная,
парная.

Средства
обучения:

демонстрационные:

·        
презентация
на тему «Л. Пантелеев «Новенькая»»;

·        
аншлаги
(тема урока, задачи урока);

индивидуальные:

·        
учебник
литературного чтения, 3 класс;

·        
пенал;

·        
дневник.

Тип урока: урок
открытия новых знаний и способов действий. 

Структура
урока

1.      Мотивация
к учебной деятельности. (1 мин)

2.      Выявление
проблемы. Постановка учебных задач.(6 мин)

3.      Решение
проблемы. (12 мин)

4.      Физминутка
(2 мин)

5.      Первичное
закрепление (повторение). (15 мин)

6.      Организация
контроля и самоконтроля (взаимоконтроля). (5 мин)

7.      Информация
о домашнем задании. (2 мин)

8.      Рефлексия
учебной деятельности. (2 мин)

Итого: 45
минут

Информационные
источники

1.     
Федерального государственного   
образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №
373 с изменениями внесёнными приказами Министерства образования и науки РФ от
26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г.
№ 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 31.12.2015г.  № 1576.

2.     
Примерной основной образовательной программой
начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №
1/15).

3.      Рабочая
программа по учебному предмету «Литературное чтение» направление начальное обще
образование 1-4 класс (составитель: Рябкова Светлана Анатольевна).

4.      Интернет
источники: https://rustih.ru/nikolaj-rachkov-novenkaya/

Макет
доски

Ход
урока

Этап, задача урока

Методы обучения и воспитания

Деятельность учителя

Планируемый результат с учётом формируемых УУД

Мотивация
к учебной деятельности

Задача: организовать

положительную

мотивацию на

предстоящую

деятельность,

собрать внимание

обучающихся,
настроить их

на работу.

Методы
развития познавательного интереса:
формирование готовности к
восприятию;

Методы
формирования ответственности и обязательности:
предъявление
педагогических требований;

— Здравствуйте,
ребята. Сейчас у вас урок литературного чтения.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели.

На меня все посмотрели.

— Давайте
проверим готовность к уроку: на парте у вас должен быть учебник, дневник,
пенал.

— Поднимите
руку, у кого все есть.

— Отлично.
Желаю вам успешной работы на уроке!

— Наш
урок мы начнем с 5 минутного чтения. Достаньте учебники либо книги для внеклассного
чтения и читаем 5 минут.

Выявление
проблемы

Задача: подвести

детей к
формулированию темы и цели урока с

помощью

наводящих вопросов.  

.

Методы
формирования ответственности и обязательности:
предъявление
педагогических требований;

Методы
получения новых знаний:
беседа.

— Заканчиваем
читать. Закрываем книги и убираем их на край парты.

— Прежде
чем начать наш урок давайте выполним речевую разминку для того чтобы быстро и
четко нам с вами читать.


Давайте выполним речевую разминку.


Прочитайте скороговорку про себя.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких курчавеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Чрезвычайно чисто.

— Теперь
прочитайте скороговорку вслух медленно.

— Теперь
прочитайте скороговорку с ускорением.

— Кто
хочет попробовать прочитать скороговорку быстро?


Молодцы!

— Для
того чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока предлагаю вам послушать
стихотворение Николая Рачкова.

Это кто ж она такая?
Это что же за краса?
Золотая, завитая,
Теплым солнцем залитая,
На спине ее коса.
Вот уже почти что час
Класс разглядывает нас.

Мы на первой парте рядом.
Я сижу, как сноп огня.
Нестерпимо синим взглядом
Так и смотрит на меня.
Нет, не смотрит, чуть косит.
Только я по горло сыт.

Я взмолился: отсадите!
Хватит, кончено, пора!
Сесть готов я даже к Вите,
Хоть подрался с ним вчера.
Отсадите, говорю,
А не то совсем сгорю!

Но и дома — нет покоя,
Вспомню — снова жарко мне.
Небо синее такое,
А еще, еще в окне
— Ветка ивы золотая,
Как косичка завитая.

— Как вы
думаете, про кого говорится в данном стихотворении, кого автор описывает и
говорит косичка на спине? (девочку)

— Верно,
девочку, а как вы думаете, эта девочка уже училась в этом классе? (нет, она 
новенькая)


Посмотрите на слайд, и выберет портрет автора с которым мы познакомились на
прошлом уроке.


Поднимите ту карточку с цифрой, под которой находится данный портрет.


Молодцы!

— Кто
догадался, какая тема нашего урока? ( произведение Л. Пнтелеева «Новенькая»)

— Тема
нашего урока Л. Пантелеев «Новенькая»


Сегодня мы будем продолжать знакомиться с произведением Леонида Пантелеева и
прочитаем его произведение, которое называется «Новенькая».

— Как вы
думаете, какие задачи на урок мы можем поставить? (повторить произведение,
изучить что-то новое, выразительное чтение произведения)

ЗАДАЧИ:

1.      Познакомиться
с произведением Леонида Пантелеева «Камилл и учитель».

2.      Выразительно
прочитать данное произведение.

Регулятивные
УУД:

принимают и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные
УУД:

используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой
коммуникации; допускают возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение
и позицию
.

Решение
проблемы

Задача: создать
условия для решения поставленной проблемы.

Методы
получения новых знаний:
беседа, объяснение, рассказ;

Методы
развития познавательного интереса:
формирование готовности к
восприятию;

Методы
формирования ответственности и обязательности:
предъявление
педагогических требований;

Метод
наглядности
:
презентация.

— Но сначала давайте вспомним, что вы помните с прошлого урока
про Л. Пантелеева.

— Итак,
мы познакомились с вами с биографией Леонида Пантелеева.

— Что вы
запомнили, читая биографию Леонида Пантелеева? (узнали какие произведения,
он написал)

— А
Леонид Пантелеев это его настоящее имя?


Назовите произведения Леонида Пантелеева, которые вы запомнили?


Молодцы!

— Сейчас я предлагаю нам познакомиться с одним из произведений
Леонида Пантелеева «Новенькая».


Откройте произведение.

— Давай
начнем чтение.

— Я
начну затем я попрошу кого-нибудь продолжить и во время чтения я так же могу
останавливать и просить другого продолжить.

— Читать
данное произведение мы будем выразительно.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕОНИДА ПАНТЕЛЕЕВА
«НОВЕНЬКАЯ»

— Читаем внимательно, после прочтения текста, я буду задавать
вопросы.

— Молодцы, вы все читаете выразительно, сейчас я предлагаю
прослушать часть рассказа по аудиозаписи, вы следите по тексту, потом я
попрошу кого-нибудь продолжить чтение.

ПРОСЛУШИВАНИЕ АУДИОЗАПИСИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕОНИДА ПАНТЕЛЕЕВА «НОВЕНЬКАЯ»

— Леонид, продолжает чтение. Все внимательно следят, я попрошу,
кого-то из вас продолжить.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕОНИДА ПАНТЕЛЕЕВА
«НОВЕНЬКАЯ»

— Итак, мы прочитали произведение Л. Пантелеева «Новенькая».

Регулятивные
УУД:

принимают и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные
УУД:

выделяют существенную
информацию из сообщений разных видов
; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях
;

Коммуникативные
УУД:

используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой
коммуникации; допускают возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение
и позицию
.

Физминутка

Задача: снять
эмоциональное и мышечное напряжение.

Методы
закрепления и повторения изученного материала:

упражнение;

Методы
получения новых знаний:
объяснение;

Методы
формирования ответственности и обязательности:
предъявление
педагогических требований;


Давайте встанем и немного отдохнем.

— Кто
хочет выйти и провести физминутку?

— Лена,
выйди проведи физминутку.

Потрудились
— отдохнем,

Встанем,
глубоко вдохнем.

Руки
встороны, вперед,

Влево,
вправо поворот.

Три
наклона, прямо встать.

Руки
вниз и вверх поднять.

Руки
плавно опустили,

Всем
улыбки подарили.

— Спасибо,
Лена.

— Молодцы!

— А
сейчас проверим, кто тише всех умеет садиться мальчики или девочки.


Тихонечко садятся девочки, затем еще тише садятся мальчики.


Молодцы!

— Вы все
сели очень тихо.


Продолжаем наш урок.

Первичное
закрепление.

Задача: создать
условия для применения имеющихся знаний.

Методы
закрепления и повторения изученного материала:

упражнение;

Методы
получения новых знаний:
объяснение;

беседа;

— Итак,
какое мы с вами произведение прочитали? (мы прочитали произведение Л.
Пантелеева «Новенькая»)

— Верно.

— Какие отрывки оставили след в вашей душе, и вы хотели бы их
услышать ещё раз?

— Перечитайте их, но в последовательности, которая сохранит
смысл, цельность текста. При чтении попробуйте передать те чувства, которые
испытывали герои.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОНРАВИВШИХСЯ ОТРЫВКОВ И ИХ ЗАЩИТА

— Кто главная героиня рассказа? (Валя Морозова)

— Какой её показывает автор?

ЧТЕНИЕ ОТРВЫКОВ С
КОММЕНТАРИЯМИ

— Что вы можете сказать об одноклассниках Вали?

Работа в парах.

— Сейчас вы будете составлять обобщенный образ детей войны, на
примере Вали Морозовой.

— На столах у вас лежат карточки. Возьмите карандаши и
вычеркните те слова, которые обозначают качества людей, которыми не наделены
дети военных лет и приготовьтесь ответить на вопрос, поставленный в начале
урока: «Какими были дети военных лет?»

Карточка с названием качеств.

Качества людей: умный, тщеславный, честный, лживый, подлый,
искренний, уверенный в себе, нерешительный, трусливый, малодушный,
вспыльчивый, упрямый, ленивый, жестокий, решительный, эгоистичный, смелый,
храбрый, добрый, злобный, заботливый, внимательный к другим, милосердный,
сострадательный серьёзный, мрачный, угрюмый, хмурый.

— Докажите примерами. Кто хочет выйти  доказать?

— Софья и Витя, выходите.

Регулятивные
УУД:

принимают и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные
УУД:

выделяют существенную
информацию из сообщений разных видов
; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях
;

Коммуникативные
УУД:

используют коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой
коммуникации; допускают возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение
и позицию
.

Организация
контроля и самоконтроля

Задача: выявить
уровень полученных знаний.

Методы
получения новых знаний:
объяснение;

Метод
выработки учебных умений и накопления опыта:
упражнение;

Методы
формирования ответственности и обязательности:
предъявление
педагогических требований;

-Ребята,
сейчас я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы усвоили знания,
полученные сегодня на уроке.

— Я
выдам карточки с тестом. Подпишите их, указав фамилию и имя.

— Вам
необходимо выполнить данный тест, который содержит вопросы по произведению «Новенькая».

— В
каждом вопросе только один правильный ответ, вам нужно обвести его в кружок.
Можете приступать.

— Кто
закончит, поднимите руку, чтобы я видела, что вы готовы работать дальше.

— Я
вижу, что уже все закончили, передавайте свои работы на первые парты.

Тест

1.В
каком городе происходили описываемые события?

А)Ленинград  
Б)Москва   В)Сталинград

2.В
каком году происходили описываемые события?

А)1942  
Б)1941   В)1940

3.Как
звали новенькую девочку?

А)Варя  
Б)Валя   В)Вера

4.На
какой улице жила новенькая?

А)Кузнечной  
Б)Комсомольской   В)Молодёжной

5.В
каком классе учились ребята?

А)1  
Б)2   В)3   Г)4

6. Как
звали собачку Володи Бессонова?

А)Шарик  
Б)Тузик   В)Дружок

7.Кем
был отец Морозовой?

А)лётчик  
Б)танкист   В)сапёр

8.Кому
дети собирали посылки?

А)
сиротам   Б)своим родственникам   В) бойцам на фронт

9.Чем
заболела Морозова?

А)ветрянкой  
Б)ангиной   В)гриппом

Регулятивные
УУД:

принимают и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные
УУД:

выделяют существенную
информацию из сообщений разных видов
; строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях
;

Коммуникативные
УУД:

допускают возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулировать собственное мнение
и позицию
.

Информация
о домашнем задании

Задача: дать
инструкцию по выполнению домашнего задания.

Методы
получения новых знаний:
объяснение;


Откройте дневники и запишите домашнее задание. Домашним заданием у вас будет прочитать
произведение
Леонида
Пантелеева «Фенька»
. Мы с этим произведением познакомимся на следующем
уроке.

Регулятивные
УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации;

Рефлексия
к учебной деятельности

Задача: способствовать осознанию обучающимися результатов своей учебной
деятельности.

Методы
получения новых знаний:
беседа;

Метод
наглядности
:
презентация.

-Наш
урок подходит к концу, давайте подведем итоги.

— Давайте
вернемся к задачам.

— Все ли
задачи мы выполнили? (да)

— С
каким произведением Леонида Пантелеева мы с вами сегодня познакомились? (мы
познакомились с произведением Леонида Пантелеева «Новенькая»)

— Сейчас
я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

— Обратите
внимание на слайд, перед вами 5 незаконченных предложений.

— Вам
нужно выбрать только одно и продолжить его так, как вы считаете.

1.      Мне
понравилось …..

2.      Я узнал
……

3.      Больше
всего мне запомнилось …..

4.      Раньше я
не знал (а) …..

5.      Думаю,
это занятие …..

-Сегодня
за работу на уроке я бы хотела поблагодарить первый ряд за выразительное
чтение на уроке, второй ряд за правильные ответы, а третий ряд за хорошее
поведение.

-На этом
урок литературного чтения подходит к концу, спасибо за работу!

— Можете
готовиться к следующему уроку.

Регулятивные
УУД:

принимают и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные
УУД:

строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой коммуникации; допускают возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной
.

Отзыв о рассказе Пантелеева «Новенькая»Главные герои рассказа Пантелеева «Новенькая» — ученики четвертого класса одной из ленинградских школ и их новая учительница. Действие рассказа происходит зимой 1940 года, во время советско-финской войны. После зимних каникул один из учеников, Володька Бессонов, решил прийти в школу самым первым. Он рано встал и затемно прибежал в школу. Но в классе он оказался не первым. Там находилась девочка, которая сказала, что она новенькая и приехала с Украины. Звали девочку Валя Морозова.

Всем входящим в класс ученикам Володька громко сообщал, что у них в классе новенькая ученица и что он первым ее увидел. Но сюрпризы в тот день не кончились, ученики узнали, что и учительница у них тоже будет новая.

Когда прозвенел звонок, в класс пришла новая учительница, которую звали Елизавета Ивановна. Урок она начала со знакомства с учениками. Учительница по журналу вызывала каждого ученика, спрашивала, как его зовут, и просила рассказать о себе.

Когда очередь дошла до новой ученицы, она начала рассказывать о себе и своей семье, но неожиданно расплакалась. Учительница, как могла, успокоила ее и больше в тот день ни о чем не спрашивала.

После уроков Валю решила проводить до дома одна из учениц, Лиза Кумачева. Она разговорилась с новенькой и узнала, что Валин папа – военный летчик, и что он пропал во время боевых действий на финской войне.

На следующий день Елизавета Ивановна вызвала новенькую к доске и долго спрашивала, хотя было видно, что Вале трудно стоять у доски, и она держится из последних сил. После урока Лиза Кумачова договорилась с другими девочками пойти к учительнице и рассказать ей про Валю и ее пропавшего отца.

Они нашли Елизавету Ивановну в учительской и стали говорить с ней о Вале. Но учительница сказала, что она знает о несчастье в Валиной семье, и что Вале надо поменьше думать о своем горе. Девочки заметили, что во время разговора учительница тайком вытирала слезы.

После того разговора ученицы больше не видели слез в глазах учительницы, и Валя Морозова тоже ничем старалась не показать, что у нее в семье горе. Однажды Валя не пришла в школу и от учительницы ребята узнали, что она заболела. Они хотели навестить заболевшую одноклассницу, но учительница сказала, что этого делать не следует, потому что у Вали ангина, а это может быть опасным.

На следующий день после этого разговора, к Лизе Кумачовой домой прибежал Володька и сказал, что слышал по радио о награждении летчика по фамилии Морозов. Володька решил, что это отец Вали. Он хотел сообщить Вале эту новость, но не знал, где она живет. Лиза не знала точного адреса, но она помнила, что провожала новенькую до Кутузовского проспекта.

Они побежали на Кутузовский и долго бегали между домами, читая списки жильцов. Но Морозовых они найти не могли. Потом они встретили Елизавету Ивановну и стали спрашивать ее, не знает ли она адрес Вали. Учительница сказала, что знает, где живет Валя и спросила, зачем ребята ее ищут.

Когда они рассказали учительнице о награждении летчика Морозова, Елизавета Ивановна побледнела, потом уточнила, как точно зовут награжденного летчика и велела идти вместе с ней к Вале. Они втроем дошли до квартиры, учительница достала ключ и открыла дверь. Из разговора Вали с учительницей ребята узнали, что Елизавета Ивановна – мама Вали. Когда Вале рассказали, что ее папа нашелся, она сначала заплакала, а потом засмеялась от радости. Когда Валя стала смеяться, ребята увидели, как она похожа на Елизавету Ивановну.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Пантелеева «Новенькая» заключается в том, что никогда не надо отчаиваться и всегда следует надеяться на лучшее. Валя Морозова очень переживала из-за того, что ее отец, военный летчик, пропал без вести. Но беда обошла стороной Валю, ее отец оказался жив.

Рассказ Пантелеева «Новенькая» учит быть внимательным к тем, кто находится рядом с нами, оказывать участие людям, попавшим в беду и поддерживать их. Школьник Володька Бессонов близко к сердцу принял Валино горе, и когда он услышал по радио о награждении летчика Морозова, то постарался как можно быстрее донести эту весть до Вали.

В рассказе мне понравилась мама Вали, учительница Елизавета Ивановна, которая стойко держалась, не имея вестей от мужа на фронте, и ничем не выделяла свою дочь среди других учеников. Из рассказа можно почерпнуть мысль о том, что к новеньким стоит отнестись внимательно. Им итак тяжело в новом коллективе. Поддержка людей будет всегда кстати.

Какие пословицы подходят к рассказу Пантелеева «Новенькая»?

Беда не по лесу ходит, а по людям.
Кто духом упал, тот пропал.
Все хорошо, что хорошо кончается.
От терпения — опытность, от опытности — надежда.

Л.Пантелеев «Новенькая»

Л.Пантелеев «Новенькая»

Кто герои рассказа? 2. Как ребята отнеслись к новенькой? 3

Кто герои рассказа? 2. Как ребята отнеслись к новенькой? 3

1. Кто герои рассказа?2. Как ребята отнеслись к новенькой?3. Кем была учительница для Вали? Сразу ли ребята узнали об этом?4. Какая беда была в семье Вали?5. Чему учит рассказ?

Не изведав горя, не оценишь радости

Не изведав горя, не оценишь радости

Не изведав горя, не оценишь радости.Кто в горе руки опускает, тот счастья никогда не узнает.Война есть зло, а мир — благо.Без беды друга не узнаешь.

Как звали новую учительницу? □

Как звали новую учительницу? □

1. Как звали новую учительницу?□ Елизавета Ивановна□ Елизавета Борисовна□ Екатерина Ивановна2. Как звали новенькую девочку?□ Валя Морозова□ Лиза Морозова□ Алла Морозова

+

+

Как зовут главного героя рассказа? □

Как зовут главного героя рассказа? □

3. Как зовут главного героя рассказа?□ Володька Бессонов□ Петька Безумов□ Лёнька Беспалов4. Как выглядела новенькая девочка?□ Она была низкая, полненькая, с двумя рыжими косичками и красными бантиками на них □ Она была высокая, худенькая, с одной белокурой косичкой и белым бантиком на ней□ Она была маленькая, худенькая, с двумя белокурыми косичками и зелёными бантиками на них

+

+

В каком классе учились ребята? □

В каком классе учились ребята? □

5. В каком классе учились ребята?□ Во втором классе□ В третьем классе□ В четвёртом классе6. Откуда приехала новенькая девочка?□ Из Эстонии□ Из Украины □ Из Беларуси

+

+

Кто предложил новенькой девочке сидеть вместе? □

Кто предложил новенькой девочке сидеть вместе? □

7. Кто предложил новенькой девочке сидеть вместе?□ Главный герой□ Лиза Кумачёва□ Настя Шмулинская8. После каких каникул в классе появилась новенькая?□ После летних□ После весенних□ После зимних

+

+

Кем был отец Вали? □ танкист □ летчик □ кавалерист 10

Кем был отец Вали? □ танкист □ летчик □ кавалерист 10

9. Кем был отец Вали?□ танкист□ летчик□ кавалерист10. Откуда ребята узнали новости про отца Вали? письмо газета радио

+

+

Тетрадь с. 75-76 Учительницу звали

Тетрадь с. 75-76 Учительницу звали

Тетрадь с. 75-76

Учительницу звали Елизавета Ивановна.

Она была очень молодая, хорошенькая,
глаза голубые, золотистые косы.

3 вопрос о взаимоотношениях между людьми, о вере в лучшее, о поддержке близких, о переживании за родных людей

3 вопрос о взаимоотношениях между людьми, о вере в лучшее, о поддержке близких, о переживании за родных людей

3 вопрос

о взаимоотношениях между людьми,
о вере в лучшее,
о поддержке близких,
о переживании за родных людей

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/novenkaya

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/novenkaya

https://audioskazki-online.ru/rasskazy/sbornik/novenkaya

Тест по рассказу Л. Пантелеева «Новенькая»

1 вариант

Ф.И. _______________________________________________________________

1. В каком классе учились ребята?

а)  1;                   б) 3;          в) 4.

2. Как звали новенькую девочку?

а) Варя;            б) Валя;                     г) Вера.

3. На какой улице жила новенькая?

а) Кузнечной;        б)   Комсомольской;     в) Молодёжной.

4. Кем был отец Морозовой?

а) лётчик;      б) танкист;      в) сапёр.

5. Сколько листиков прислал отец Морозовой  в декабре?

а) 8;     б) 6;       в) 10.

6. Кем  приходилась Елизавета Ивановна Морозовой?

а) мамой;                   б) сестрой;                   в) тётей.

7. Кому дети собирали посылки?

а) сиротам;                б) своим родственникам;     в) бойцам на фронт.

8.  Чем заболела Морозова?

а) ветрянкой;       б) ангиной;       в) гриппом.

9. Как звали собачку Володи Бессонова?

а) Шарик;      б) Тузик;                     в) Дружок.

10. Кто первый услышал, что капитану Морозову Ивану присвоено звание героя Советского Союза?

а) Володя;      б) Лиза;      в) Елизавета Ивановна.

11.Откуда приехала Морозова?

а) из Эстонии;      б) из Беларуси;         в) из Украины.

Тест по рассказу Л. Пантелеева «Новенькая»

2 вариант

Ф.И. _______________________________________________________________

1. На какой улице жила новенькая?

а) Кузнечной;        б)   Комсомольской;     в) Молодёжной.

2.Откуда приехала Морозова?

а) из Эстонии;      б) из Беларуси;         в) из Украины.

3. Кем  приходилась Елизавета Ивановна Морозовой?

а) мамой;                   б) сестрой;                   в) тётей.

4.В каком классе учились ребята?

а)  1;                   б) 3;          в) 4.

5.Как звали новенькую девочку?

а) Варя;            б) Валя;                     г) Вера.

6.Сколько листиков прислал отец Морозовой  в декабре?

а) 8;     б) 6;       в) 10.

7. Кем был отец Морозовой?

а) лётчик;      б) танкист;      в) сапёр.

8.Как звали собачку Володи Бессонова?

а) Шарик;      б) Тузик;                     в) Дружок.

9.Кто первый услышал, что капитану Морозову Ивану присвоено звание героя Советского Союза?

а) Володя;      б) Лиза;      в) Елизавета Ивановна.

10.Кому дети собирали посылки?

а) сиротам;                б) своим родственникам;     в) бойцам на фронт.

11.Чем заболела Морозова?

а) ветрянкой;       б) ангиной;       в) гриппом.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по рассказу «Новенькая» Пантелеева
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв

Ленинград, зима 1940 года, идет советско-финская война. Мороз, на улице танки, по уличному радио – сводки с фронта. Первый день учебы после каникул. Но ученику 4 класса Володьке Бессонову не удается раньше всех прийти в школу. Его опередила новенькая, белокурая 11-летняя Валя Морозова из Киева. Новенькой была и учительница класса – молодая, симпатичная Елизавета Ивановна. Она знакомится с ребятами по списку. Морозова расплакалась, когда заговорила об отце. Все поняли, что у нее большое горе. Лиза Кумачева расспросила девочку. Оказалось, у нее отец-летчик на фронте пропал, не пишет. Все жалеют Валю. Ясно, что ей не до уроков.

Но у Елизаветы Ивановны другое мнение: «Сейчас о своем много думать нельзя», ведь «в опасности – наша Родина». Видно, что учительница тоже переживает за Валю, плакала даже. Но спрашивает с нее так же, как и с других учеников. В феврале дети собирают подарки для отправки на фронт. Все видят, что Вале тяжело. А потом она ангиной заболела. «Балаболка» Володька слышит по радио о награждении «за доблесть» командира эскадрильи капитана Ивана Морозова. Вот радость! Значит, жив! Если отчество «Феоктистович» совпадет – точно он! Узнав эту новость, учительница меняется в лице. Она ведет ребят к дому Вали. Ведь она – ее мама! «Горевали мы в одиночку, а радоваться будем вместе». Ведь «папа жив». Тут только ребята заметили, что Валя – просто копия симпатичной Елизаветы Ивановны.

Читательский дневник по рассказу «Новенькая» Пантелеева

Сюжет

1940 год, Ленинград. В 4 классе школы две новеньких – учительница-красавица Елизавета Ивановна и ученица Валя Морозова. У Вали отец, летчик, пропал на фронте. Она плачет – детям ее жалко. Володька Бессонов слышит по радио о награждении капитана Морозова. Дети рады, рада и учительница – она ведет их к Вале домой. Ведь Валя ее дочка, а летчик – ее муж. Ребята видят, как похожи мама и дочка.

Отзыв

Рассказ о войне и семье, сочувствии и взаимовыручке. Трудно всем: тем, кто на фронте – и тем, кто их ждет дома. Дети понимают горе героини, заботятся о ней, желают ей добра. Они радуются, когда узнают, что ее отец жив. Новеньких в рассказе две – мама и дочь. Рассказ учит любить Родину, свою семью, дружить, сочувствовать чужой беде, не терять надежду.

  • В каком классе изучают сказку о царе салтане
  • В каком классе дети начинают писать сочинения
  • В каком имении пушкин слушал сказки арины родионовны
  • В каком из этих рассказов шерлок холмс распутывал дело во время рождественских праздников
  • В каком из рассказов шаламова герой соглашается на побег а после отказывается