В каком рассказе нет четкой сюжетной линии косцы дети подземелья белый пудель

logo

  • Сюжетная линия рассказа Белый Пудель Куприна , СРОЧНО!

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      shylamarquez986

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    55 секунд назад

    1000-(4500:x-80)=420

  • algebra
    Алгебра

    4 минуты назад

    6х+7=0 это неполное квадратное уравнение или полное?

  • ekonomika
    Экономика

    4 минуты назад

    Экономика небольшая задача

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    4 минуты назад

    Срочно помогите пожалуйста

  • literatura
    Литература

    4 минуты назад

    О прошлом кого из помещиков наиболее подробно рассказывает Гоголь, говоря, что раньше это был совсем другой человек?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    55 секунд назад

    1000-(4500:x-80)=420

  • literatura
    Литература

    31 минут назад

    Срочно!Толстой «Детство»1)Чему учат Николеньку Наталья Савишна иКарл Иванович? 2)Как проявляются характеры Натальи Савишны и Николеньки в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие ошибки совершает Николенька и видит ли он их сам? 3) Какое впечатление осталось у вас после знакомства с этим произведением?Не большие пронумерованные ответы

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2205

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Бунин
  4. Анализ рассказа Косцы

Произведение «Косцы» Бунина увидело свет в 1921 году. В то время он проживал в Париже, во Франции. Однако заграница так и не стала для него родным домом, поэтому душа писателя начала тосковать по тем временам, проведённым в России. Великий прозаик был категорически против революции и отказывался воспринимать её, даже находясь в эмиграции. Эту точку зрения он и выразил в данном рассказе.

В «Косцах» переплетаются такие темы как любовь к отечеству, труд крестьян и перемены, принесённые революцией. Автор тщательно старается разобраться с этими проблемами. Он хочет донести главную мысль о том, что, несмотря на какие-либо потрясения и события не стоит забывать о своём отчем крае. Важно помнить, в какой стране рос человек, быть её патриотом, и не стыдится этого. И. Бунин к тому же учит нас не обесценивать крестьянский труд, а уважать его и любить.

Основное внимание в повествовании отводится рязанским косцам и дореволюционной России. Об этих вещах нам ведёт рассказ мужчина, который наблюдает за сенокосами и их делом. Он в деталях рассказывает об окружающей его природе, о том, как проходят рабочие дни крестьян в поле, их внешнем виде. В сюжете практически не происходит никакого развития, из-за чего автор рассказа напоминает лирического героя, что не редко происходит в стихотворениях. Невозможно определить, кто он на самом деле и как он оказался на месте событий. Возможно мужчина родом из крестьянской семьи, которому пришлось многое пережить чтобы «вырваться в люди», но тоска за домом и сельской местностью приводит его в степь.

Образ мужиков-косцов является сборным, так как рассказчик не даёт чёткого описания каждого из них. Но таким образом он пытается показать их  единство, старается изобразить в них воплощение русского народа, каким он был до времён революции. Точно также можно сказать и о родной земле:  наполненная живописными краями душа, колоритность русского народа и авторские размышления − это всё делает её образ сборным.

Стараясь воссоздать красоту сельских просторов, герой упоминает в тексте берёзу, которая является одним из символов России. Наблюдения за природой и работой жнецов заставляют автора задуматься, что делает их важной частью истории, хоть они никак не влияют на сюжетную линию.

Хоть фабула в рассказе практически отсутствует, её всё-таки возможно поделить на несколько условных частей. В экспозиции идёт речь о вспоминании давних событий и опись пути. Завязкой  сюжета является то, как герой встречается с рязанскими мужиками. Далее  идёт развитие событий о том, как проходит рабочий день косцов, их пение и рассуждение над их смыслом. Развязка истории – это о «пределе божьего прощения», при этом кульминации в нём нет. В каждом элементе присутствуют лирические отступления.

Свои мысли и мемуары Иван Алексеевич виртуозно изображает в художественной форме. К примеру, чтобы отобразить единение мужчины с природой, он пользуется такими метафорами, как «берёзовый лес… звучно откликался им», «дорога… изрезанная… следами давней жизни наших отцов», «все мы были дети своей родины». Эпитеты тоже играют немаловажною роль в описании пейзажей и портретов крестьян, к примеру: «полевая тишина», «они были беззаботны, дружны», «хорошие, здоровые русские батраки».

Анализ 2

Все произведения Ивана Бунина очень лиричны. Они скорее напоминают поэзию, настолько наполнены чувствами, образами и красками. Рассказ «Косцы» только подтверждает это ощущение. Бунин написал его, будучи в эмиграции. Разлука с Родиной тяжело далась Ивану Алексеевичу. Именно во Франции он написал множество произведений, посвященных дореволюционной России.

В рассказе нет чёткой сюжетной линии, скорее автор описывает свои чувства, ощущения, воспоминания. Встреча в дороге простых мужиков-тружеников, которые косили траву в берёзовой роще, вызвала у писателя целую гамму чувств. Косцы выглядели уверенными, спокойными и беззаботными. Тяжелая работа доставляла им удовольствие, а песня, которую они дружно пели, будто сливалась с берёзами, лёгкими облаками на небе и старой дорогой. И сами они казались неразрывной частью этого июньского дня, этого солнца, этой «полевой тишины», этого берёзового леса.

Бунин воспевает русского труженика, его жизнь, тесно связанную, переплетенную с природой, родной землёй, на которой он живёт. Его труд, силу духа, его песни. Так может петь только русский человек. Бунину кажется, что поёт сама душа России. Слушая эту песню, рассказчик ощущал бесконечное, беспредельное счастье. Хотя она была бесхитростной: о несчастной любви, о расставании с родными местами. Пелось в ней и про прощание перед погибелью. Но косцы не сомневались, что пока есть «родное небо, а вокруг — беспредельная Русь», нет у них лучшего заступника, чем родная земля. Бунин грустит на чужбине, он разлучён с Россией. Да и песне косцов поётся, что возвратить ушедшее счастье невозможно. Что будет потом с его отчизной, с землёй, по которой ходили отцы и деды?

В рассказе отражается любовь писателя к Родине, неразрывная связь человека с природой, горечь и тоска по утерянным счастливым дням, переживания за Россию. Он понимает, что прошлого не вернуть, «настал конец, предел божьему прощению».

Но, слушая сенокосцев, автор понимает, что в любом уголке своей огромной страны русский человек будет так же счастлив, как дома. Ведь его окружает Родина. И в песне косцов это проявляется особенно выразительно. Уверенность, спокойствие, естественность — только русский человек может так петь. Всей своей душой.

Анализ рассказа Косцы

Анализ рассказа Косцы

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои сказки Городок в табакерке Одоевского (характеристика)

    Сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» необычна своим повествованием, героями. Автор сумел соединить в единую связь реальность и фантастику происходящего. Мальчик, уснувший рядом с музыкальной табакеркой

  • Герои повести Сын полка Катаева

    Произведение «Сын полка» вполне можно считать основанным на реальных событиях. В годы войны детей настигла достаточно тяжелая судьба

  • Сочинение на тему Письмо Деду Морозу

    Здравствуй, Дед Мороз! Учусь хорошо. Увлекаюсь историей, рисованием и математикой. Живу вместе с мамой и папой. У мня две сестры. Мы все дружно живем. Много путешествуем. Я люблю читать.

  • Образ и характеристика Бэлы в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

  • Анализ пьесы Доходное место Островского

    Произведение относится по жанровой направленности к комедии и основной темой имеет авторское исследование общественной жизни в качестве социального новообразования.

И.А. Бунина можно по праву считать одним из самых поэтичных писателей русской литературы. Как знать, являлся бы он таким, не имея за плечами душевного груза непростой биографии. Ведь последние тридцать с небольшим лет своей жизни мужчина провел в эмиграции, жил в Париже. Но Франция так и не стала для него вторым домом, он безнадежно тосковал по Родине. Все, что было написано Буниным за границей, пропитано грустной любовью к России. Он искренне сокрушался о невозвратности ушедшей вместе с революцией эпохи, тяготел к прошлому и сильно переживал за судьбу родной страны.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 О чем рассказ?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Главная мысль

История создания

Произведение «Косцы» написано автором на втором году пребывания в Париже, в 1921 году. Бунин жил там скромно, скорее даже нищенствовал, а потому описанные в рассказе плодородные почвы и поля родных далей, густые леса, ветер свободы и предвосхищение урожайного изобилия говорят нам о сильной тоске писателя по России. И это было характерно для его творчества за границей. Бунин почти не писал о своей жизни там, так как не нашел пристанища и душевного уюта. Ему хотелось писать о Родине. В нем звучала любовь к ней, желание вновь обрести ее, скрепить себя с ней узами, как с женщиной. Оттого «Косцы» наполнены сладким томлением и одновременно грустью русского мужчины, так страстно желающего, но не имеющего возможности вновь оказаться на родной земле. Описание березового леса как живого организма и всей нерукотворной ландшафтной атмосферы не воспринимается лишь как воображение автора. Бунин будто воспроизводит по памяти увиденные и зафиксированные им природные картины, представшие взору в орловских землях. И в этом есть доля истины.

Считается, что в основу создания произведения легло воспоминание писателя о том, как он возвращался на пароходе из Саратова в Москву со своим старшим братом Юлием. Грузчики на палубе так радостно и громко пели, что Бунины были этим восхищены, полагая, что так свободно и беспечно петь могут только русские люди. Этого чувства впоследствии и был лишен Иван Алексеевич, оказавшись вдали от Родины.

Жанр, направление

Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.

Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.

О чем рассказ?

У рассказа нет четкой сюжетной линии. Автор пишет о том, как шел со спутником по большой дороге и увидел крестьян, косивших траву в березовом лесу. Крестьяне звонко пели почти в унисон, слаженно трудились, а лес словно откликался на их певучие голоса и вторил им. Это уникальное наблюдение и само пение настолько поразили автора, что все его органы чувств одномоментно обострились и обратились к косцам. Те были не местные, а рязанские мужики. Пришли в орловские земли с подмогой, постепенно продвигаясь к более плодородным степям.

Слушая пение косцов, автор ощущал себя одним целым с ними как прообразом всего русского народа. Их трогательные песни оставили глубокий след в душе рассказчика, ведь он, пожалуй, сам себе до конца не мог признаться, о чем же пели мужики. Но единение их голосов с природой выражено очень гармонично за счет множества эпитетов, метафор и сравнений.

Весь рассказ пронизан чувствами автора, связанными с глубокой любовью к родной земле и тоской по тем беззаботным дореволюционным временам, которые ушли и никогда не вернутся.

Главные герои и их характеристика

Через образ косцов Бунин передает сущность русского народа, силу его духа и единство с природой. При этом автор четко указывает на то, что народ этот сплочен в своем порыве, талантлив, трудоспособен и вынослив. Кажется, никакая сила не способна сломить его. И подтверждение тому — песня. Звонкие голоса косцов лихо разносятся по лесу и полю, где они работают. А березы и колосья «подпевают» им, что еще больше воодушевляет мужиков. Ведь поют они хоть и весело, но вместе с тем прискорбно, будто прощаясь с родной землей как символом надежды и счастья. Их песни — гимн своей стране и всем тем благам, что она им даровала. Песни — прощание с благодарностью и низким поклоном за возможность жить и жизнью наслаждаться. А наслаждение для косцов заключается в совсем простых вещах, таких как — родниковой воды напиться и поужинать в чистом поле, чтоб потом со свежими силами вновь приняться на работу.

Чувства и мысли автора, ощущающего свое родство с косцами, составляют основу рассказа. Благодаря им, он един с Родиной, способен душой приблизиться к ней на расстоянии.

Темы

  1. Тема родины. Так как все творчество эмигрантского периода Бунина пронизано мыслями о трагической судьбе России, то основной темой рассказа «Косцы» можно считать любовь автора к своей стране. Через любовь к ней находит отражение любовь писателя и к ее народу. В своем произведении Иван Алексеевич размышляет о нем, о пути, по которому тот идет, его судьбе и гармоничном союзе с природой.
  2. Непосредственно, тема природы в «Косцах» неразрывно связана с темой любви к стране. Деревья, ветер, поле, лес описываются как герои произведения, выступающие на одном уровне с крестьянами, косящими траву.
  3. Размышления о судьбе страны. Дорога как символ временной связи поколений выходит на первый план в рассказе. Это особый образ в русской литературе, и Бунин не мог обойти его стороной. Дорога для него как для поэта в прозе являлась олицетворением имитации постоянства исторического хода времени. Но в первых же строках автор противопоставляет гармоничность человека и природы реальному положению вещей, а именно крушению всех надежд на будущее вместе с крахом России. Писатель тяжело принимал эту данность, и его страдания вдали от родных берегов находили отклики в творчестве. Поэтому тема Родины в рассказе «Косцы» стала воплощением представшего в радужном свете образа страны, которая осталась жива только в добрых воспоминаниях ее народа. Бунин отразил всю свою любовь к России и постарался передать горечь от жизни за ее пределами.

Проблемы

Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.

Главная мысль

В рассказе «Косцы» И.А. Бунин стремился передать читателю свое самое сильное чувство, это основная идея. Данное чувство — это любовь к России. А в привязанности русского народа к своей земле он указал на обреченную безнадежность на рубеже эпох, когда прежний мир рушится на глазах, и на смену ему не приходит новый этап созидания.

На примере поющих крестьян автор подсказывает, что где бы в стране ни оказался русский человек, он будет так же преисполнен чувствами легкости и воодушевления, всем своим существом демонстрируя безмятежность, естественность и непосредственность. Словами писателя — это то, что свойственно в песне исключительно русскому человеку. На первый взгляд, пели косцы, а в истине пела сама душа России. Это и есть смысл произведения.

Автор: Нелли Зиновьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Дети подземелья» читательский дневник

«Дети подземелья» читательский дневник

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 597.

Обновлено 9 Августа, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 597.

Обновлено 9 Августа, 2021

«Дети подземелья» – печальное произведение о жизни маленьких бродяжек, которым приходилось ютиться в сыром, холодном подземелье полуразрушенной часовни.

Краткое содержание «Дети подземелья» для читательского дневника

ФИО автора: Короленко Владимир Галактионович

Название: Дети подземелья

Число страниц: 72. Короленко В. Г. «Дети подземелья». Издательство «АСТ». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1885 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место

События в рассказе происходят в конце XIX века в небольшом провинциальном городке Княжье-Вено, на территории Западной Украины.

Главные герои

Вася – добрый, отзывчивый, сострадательный мальчик, сын судьи, рано лишившийся матери.

Валёк – девятилетний мальчик, сирота, нищий, грязный оборвыш, очень самостоятельный, добрый, заботливый.

Маруся – младшая сестра Валёка, слабенькая, больная, грустная девочка.

Отец Васи – судья, справедливый и честный человек, которого сломила смерть любимой жены.

Соня – младшая сестра Васи, весёлая, милая девочка.

Пан Тыбурций – бродяга, но при этом прекрасно образованный, начитанный мужчина средних лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Васе было всего шесть лет, когда умерла его мама. Отец очень страдал и как будто забыл о существовании сына. Лишь изредка он проявлял интерес к его младшей сестрёнке, Соне, и то только потому, что она была похожа на мать.

Вася, почувствовав свою «ненужность», избегал отца и всё больше времени проводил на улице. В то время их семья жила в крошечном городке Княжье-Вено. Главной его достопримечательностью был полуразрушенный старинный замок и часовня. Эти развалины облюбовало местное «дурное общество» – бездомные, нищие, бродяги, словом, все те, кому пришлось пережить на своём веку немало невзгод. Жители городка старались избегать этих людей, к которым относились с презрением.

Однажды Вася решил исследовать замок и часовню и увидел там мальчика и девочку. Вася заговорил с ними и узнал, что это были родные брат и сестра – Валёк и Маруся. Их приёмным отцом был пан Тыбурций – местный нищий, добрый и заботливый мужчина.

Вася подружился с ребятами и старался как можно чаще навещать их. Однажды он узнал, что Валёк вынужден воровать еду, чтобы прокормить свою четырехлетнюю сестрёнку, которая была ослаблена какой-то болезнью. С тех пор Вася каждый раз приносил друзьям какие-то гостинцы: кусок пирога, яблоки, печенье. Маруся была очень слабенькой, грустной девочкой, которая плохо ходила. Валёк объяснил другу, что это оттого, что они вынуждены жить в сыром, холодном подземелье. Вася невольно сравнил Марусю со своей весёлой, жизнерадостной сестрёнкой Сонечкой и поразился, какая между ними была большая разница.

Тыбурцию поначалу не очень нравилось, что их убежище навещает сын судьи. Но когда он увидел, что мальчик сдружился с его подопечными и никому не собирался рассказывать об этих встречах, то успокоился.

С приходом осени состояние здоровья Маруси ухудшилось. Девочка с каждым днём становилась все худее и бледнее и вскоре уже не могла выходить из подземелья. Чтобы как-то поднять ей настроение, Вася тайком принёс ей самую красивую куклу Сони. При виде чудесной куклы Маруся оживилась, однако болезнь всё никак не отступала.

Узнав о том, что сын стащил игрушку младшей сестры, отец запретил выходить ему на улицу. Спустя несколько дней пришёл печальный Тыбурций. Он вернул куклу и рассказал судье, что Маруся умерла, а его сын был очень добр к маленьким нищим. Отец попросил прощения у сына и отпустил его к часовне, передав немного денег Тыбурцию.

После смерти Маруси часовня опустела: нищие разбрелись кто куда. Вася и Соня часто навещали могилку маленькой девочки и, когда пришло время навсегда покинуть город, произнесли над ней свои обеты.

Вывод и своё мнение

Будучи сыном судьи, Вася не побрезговал дружбой с маленькими нищими. Он видел в них прежде всего верных друзей и не обращал внимания на их плохонькую одежду и отсутствие крыши над головой. Для него нищие и бродяги были обычными людьми, но он был поражён, какая огромная пропасть разделяла их и жителей городка. Так мальчик впервые столкнулся с социальной несправедливостью. Хорошо, что у него был справедливый и добрый отец, который поддержал сына.

Главная мысль

Любой человек, независимо от толщины кошелька и своего социального статуса, имеет право на справедливое к себе отношение, заслуживает жалости и сострадания.

Авторские афоризмы

«… от великого до смешного один только шаг…»

«…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня…»

«…«Живет в замке» – эта фраза стала выражением крайней степени нищеты…»

«…Только несчастные изгнанники не нашли и теперь в городе своей колеи…»

Толкование непонятных слов

Пан – это форма вежливого обращения, применяемая в некоторых славянских языках: польском, чешском, словацком, украинском, белорусском.

Обыватель – ограниченный человек с мещанскими взглядами.

Дукат – устаревшая денежная единица большинства европейских государств.

Лакей – слуга в господском доме, трактире, гостинице.

Часовня – небольшая христианская постройка культового назначения с иконами, не имеющая особого помещения, где бы располагался алтарь.

Новые слова

Аристократический – благородный.

Декламировать – выразительно произносить художественные произведения.

Оратор – выступающий перед публикой человек, в арсенале которого есть развитое умение убеждать, актёрская игра и красноречие.

Рослый – высокий, крупный.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Daria Larente

    10/11

  • Никита Кочетков

    9/11

  • Арсений Кульков

    11/11

  • Анастасия Хватова

    9/11

  • Егор Зотов

    9/11

  • Block Strike

    11/11

  • Жека Третьяков

    9/11

  • Элизабет Покров

    7/11

  • Тарас Гачегов

    11/11

  • Амир Шарафеев

    8/11

Рейтинг читательского дневника

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 597.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 21 мин Просмотров 6.9к. Опубликовано 14.09.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Дети подземелья» за 5 минут и подробно по главам за 19 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Дети подземелья»

Княжье-Вено – один из мелких городков юго-запада Польши. Это ничем не примечательное местечко располагалось посреди болот, заросших прудов и маленьких рек. Посреди одной небольшой речки давно сформировался островок, на котором располагался полуразрушенный замок, привлекавший местных мальчишек.

Один мальчик Вася, сын городского судьи, часто бывал на острове и любовался таинственным замком, пока управляющий Януш не разделил жителей замка на нищих с аристократическим прошлым и безродных бродяг.

Вася жалел бедняков, которых жестоко выгнали из замка. Изгнанникам не подавали милостыню в городе, их боялись, и бродяги занимались воровством, чтобы не умереть с голоду.

К весне скитальцы обрели новое пристанище в старой часовне, посреди кладбища.

Вася часто бывал в городских кабаках и слушал речи Тыбурция Драба – наиболее интересного человека среди бродяг. Ему тяжело было находиться дома. После смерти матери отец был с ним достаточно строг и считал сына непослушным и эгоистичным мальчишкой.

Однажды мальчику захотелось посмотреть на часовню, в которой обосновались безродные бродяги. Он взял с собой друзей и отправился в поход, только его трусливые помощники разбежались в самый ответственный момент, испугавшись пробуждения нечистой силы.

Мальчик стоял внутри часовни, не имея возможности самостоятельно выбраться наружу, навстречу ему вышли двое: маленькая белокурая девочка, и ее старший брат.

встреча друзей

Мальчишки некоторое время смотрели друг на друга с враждебностью, но потом познакомились и подружились. Девочку звали Маруся, а ее брата – Валек. Это были дети Тыбурция. Вася почти все время проводил со своими новыми друзьями. Он угощал их яблоками из сада и сладостями, которые припас дома.

Валек показал Васе свой «дом», где он жил вместе с сестрой и Тыбурцием Драбом. Это было помещение под землей с каменными стенами. Вход в подземелье начинался возле стен часовни, здесь земляные ступени вели вниз в подземный коридор, который заканчивался  просторной комнатой.

Наступила осень. Маруся  захворала, она почти не выходила на улицу. Холодные камни отнимали у нее жизнь. Вася решился попросить для Маруси куклу у своей младшей сестры Сони. Сестренка, была единственным человеком в семье, с которой Вася мог поделиться своими переживаниями. Соня отдала игрушку, пообещав брату хранить молчание.

Спустя два дня Сонина нянька заметила, что куклы нигде нет. Пропажа игрушки обеспокоила старую няньку, потому что эту куклу Соне подарила мать. Поиски не давали результатов, и Вася понимал, что ему нужно как можно быстрее принести куклу домой.

Большая кукла с льняными волосами чудесно подействовала на больную девочку. Маруся снова смеялась и даже понемногу бегала, как раньше. Но это продлилось недолго, вскоре она слегла и впала в беспамятство.

Маруся не узнала Васю, когда он пришел навестить жителей подземелья. Мальчику должен был вернуть куклу сестре. Он знал, что отец разозлится и накажет его, когда узнает, кто виноват в исчезновении игрушки. Тыбурций и Валек переживали за своего друга и согласились с тем, что надо вернуть игрушку.

Но как только Вася попробовал забрать куклу, Маруся заплакала: ее руки, бессознательно сжимавшие единственную радость, опустели. Вася тут же отдал куклу Марусе. Он не мог поступить иначе и успокоил своих друзей, сказав, что дома, наверное, про куклу уже забыли.

Управляющий Януш донес судье о том, что его сын попал в компанию бездомных нищих. Отец прогнал управляющего, но прислушался к его словам и строго запретил сыну выходить на улицу без разрешения. Вася несколько дней не навещал жителей подземелья.

Дома не забыли о пропавшей игрушке, и мальчик переживал, что отец догадается о его причастности к исчезновению куклы. Однажды отец решил обо всем расспросить сына.

Вася признался отцу, что взял игрушку. Отец гневно продолжал расспрос, он хотел знать, кому сын отдал куклу. В это время в дом судьи вошел Тыбурций и попросил не бранить мальчишку. Бродяга принес куклу и сообщил о смерти своей дочери.

Судья выслушал Тыбурция, успокоился и попросил сына не держать на него зла.

Вскоре все обитатели часовни исчезли. Но Вася не забывал о своих друзьях, он часто навещал Марусину могилу.

Главные герои и их характеристика:

  •  Валек  – приемный сын нищего пана Тыбурция Драба, ему, примерно, девять лет, он высок, худощав, у него темные кудрявые волосы и задумчивые глаза. Он спокойный и сдержанный, рассуждает, как взрослый человек. Валек любит свою младшую сестренку и заботится о ней.
  •  Маруся  – четырехлетняя приемная дочь нищего пана Тыбурция Драба. Худенькая, бледная и болезненная девочка со светлыми волосами.
  •  Вася  – любознательный и надежный мальчишка с добрым сердцем из обеспеченной и уважаемой семьи. Ему, примерно, девять лет. Он часто убегает из дома и бродит с товарищами-сорванцами по городу.

Второстепенные герои и характеристика:

  •  Соня  –  сестра Васи. Ей четыре года, она пухленькая и румяная, любит резвиться со своим братом.
  •  Отец Васи  – милосердный и справедливый судья. Он с трудом налаживает контакт со своим сыном, которого долгое время считал негодным мальчишкой.
  •  Януш  – старый управляющий в Княжье-Вено, доносчик, бывший слуга в графском доме. Он отнял у безродных нищих последний приют – полуразрушенный  замок.
  •  Нянька  – служанка в доме судьи, ворчливая и вечно сонная старуха. Она воспитывает маленькую Соню, оберегает ее от брата-сорванца, чем очень огорчает Васю.
  •  Тыбурций Драб  – самая интересная личность из нищих бродяг. Он умен, цитирует Цицерона и Ксенофонта, но имеет большие проблемы с законом. Тыбурций высокого роста, у него проницательные глаза, выразительные и грубоватые черты лица. Он любит своих приемных детей и заботится о них.

Краткое содержание рассказа «Дети подземелья» подробно по главам

1. Развалины

Княжье-Вено – ничем не примечательное местечко на юго-западе Польши. Этот город стоял посреди болот и мелких речек. Старый деревянный мост соединял широкую площадь с еврейской улицей, которая вела за город, на кладбище с заброшенной часовней и пшеничные поля.

Тюрьма, расположенная в восточной стороне города Княжье-Вено, на фоне серых домов казалась самой привлекательной постройкой.

Пруды, над которыми возвышался город, обмелели, заросли камышом. Посреди одной небольшой речки давно уже сформировался остров, на котором стоял старый замок с выбитыми окнами и осыпавшейся штукатуркой.

Один мальчишка из уважаемой семьи, по имени Вася, любил гулять по таинственному острову. В шесть лет он потерял свою мать. Отец почти не занимался сыном, он только иногда заботился о маленькой сестре.

Вася был предоставлен сам себе и стал еще чаще приходить к полуразрушенному замку. Его прогулки продолжались, пока управляющий Януш, выходец из мелких графских служащих, не нарушил прежнюю жизнь обитателей замка.

Раньше замок гостеприимно принимал любого бродягу. В непогоду и в ночную пору бедняки собирались в своем убежище, обогревались и готовили себе еду. Про тех, кто дошел до крайней степени нищеты, в городе говорили: «живет в замке».

Мирное сосуществование бродяг продлилось недолго: между ними начались ссоры. Управляющий Януш разделил жителей развалин на более благородных – бывших служащих графских домов, таких, как он сам и безродных жалких оборванцев.

Теперь в замке располагалось исключительно «аристократическое» общество, состоявшее из безобразных старух и стариков. Остров стал противен и больше не привлекал Васю своей таинственностью.

Мальчик не мог смириться с тем, что Януш так жестоко выгнал менее безродных нищих. Городские жители боялись изгнанников и были готовы дать им отпор, в случае, если они, ожесточенные от холода и голода, решатся пойти на преступление.

С наступлением весны безвестные скитальцы нашли приют в старой часовне, на горе, неподалеку от кладбища. Город стал жить как прежде, жители уже не боялись ночных разбоев, однако, если кто-то встречал бедного скитальца днем, то смотрел на него с враждебной тревогой.

Горожане охотно подавали аристократическим нищим, но изгнанников не признавали. Безвестные личности тоже не ладили с горожанами, они не просили милостыню, а занимались воровством и часто бранили обывателей.

Самой выдающейся личностью среди скитальцев был Тыбурций Драб. Он был своего рода предводителем несчастных изгнанников. Кто-то считал Тыбурция потомком аристократов, несмотря на его суровую внешность.

Грубые черты лица, высокий рост, мозолистые руки и мужицкая походка – заставляли обывателей сомневаться в благородном происхождении Тыбурция. Оставалось неясно, откуда этот человек мог знать о работах древнеримских и древнегреческих ораторов?

Тыбурций Драб нередко цитировал в базарный день Цицерона и Ксенофонта в каком-нибудь городском кабаке. Нетрезвые слушатели не понимали смысла длинных латинских текстов, но сочувствовали Тыбурцию: им казалось, что душа бедняка страдает – таким глухим и тоскливым голосом он говорил.

В конце монолога Тыбурций, обычно, громко смеялся и обыватели, успокоившись за душу оратора, с радостью давали ему медные монеты. Тыбурций нуждался в деньгах более, чем остальные бродяги: у него было двое приемных детей.

2. Я и мой отец

Управляющий Януш нередко встречал Васю в кабаках, где выступал Тыбурций Драб. Каждый раз Януш делал ребенку замечания.

Васе было тяжело находиться дома. Он не чувствовал родственной связи со своим отцом. После смерти жены отец стал угрюм и суров. Вася робел и закрывался в себе под строгим взглядом родителя. Ребенок часто убегал из дома ранним утром, чтобы насладиться пробуждением природы.

Днем он гулял с товарищами-сорванцами. Поздним вечером возвращался домой и ложился в постель, стараясь не попадаться на глаза отцу и ворчливой няньке. Единственным близким человеком в семье для него была сестренка Соня.

Вася любил с ней играть в шумные и резвые игры, но старая нянька, которая, как и все, видела в нем только эгоистичного сорванца и бродягу, препятствовала этим играм.

Со временем Вася перестал развлекать Соню своими играми, он был одинок и чувствовал себя чужим в родном доме. Отец пытался заняться его воспитанием, но был по-прежнему холоден. Он тяжело переживал смерть жены.

Смерть матери предстала перед ребенком ужасной загадкой жизни и смерти. Он бережно хранил теплые воспоминания о своей матери, но даже с отцом не мог ими поделиться и горько плакал не находя любви и понимания у своего родителя.

Вася целыми днями бродил по улицам. Он знал каждый уголок в городе, и теперь его стала привлекать часовня, стоявшая посреди кладбища. Одному пробираться в часовню было страшно, но желание посмотреть, что там внутри было сильнее. Мальчишка попросил своих друзей, составить ему компанию.

3. Я приобретаю новое знакомство

Товарищи отправились на экскурсию по старому кладбищу после обеда. Они преодолевали глинистые обвалы, обнажающие склоны горы и вскоре поднялись к часовне, вокруг которой все было покрыто густой травой и полевыми цветами. Здесь они уже не видели скелетов и разрушенных гробов, на горе царили тишина и спокойствие.

Приятели Васи явно боялись исследовать часовню, лишь один из них решился помочь ему забраться на окно. Вася заглянул внутрь часовни и был потрясен божественной тишиной храма. Перед ним возвышались ободранные стены, освещенные заходящим солнцем и старые колонны.

Один из товарищей тоже забрался на оконную раму. Его заинтересовал предмет, который лежал на полу возле престола. Он был похож не то на поповскую шапку, не то на ведро. Ребята спорили, что же это такое, и Вася начал спускаться вниз, чтобы посмотреть на предмет вблизи.

Он закрепил один конец ремня на раме и отдал его товарищу, а сам повис на другом конце. Как только его нога коснулась пола, воробьи с шумом взлетели со своих мест, на хорах обвалилась штукатурка, огромная серая сова поднялась на воздух и вылетела через щель в крыше.

Вася, испугавшись, закричал своему приятелю, чтобы тот помог ему подняться. В этот миг на лице товарища появилась гримаса страха, он тут же спрыгнул с окна. Его поразило то, что этот странный предмет на полу, внезапно исчез. Вася обернулся и сам увидел, как этот предмет схватила чья-то рука.

Товарищи с позором убежали, а Вася остался в часовне. Вскоре он услышал детский шепот. Это был голос маленькой девочки и мальчика, лет девяти. Мальчик, высокий и худощавый с темными кудрявыми волосами, уверенно шел навстречу незваному гостю, так, словно хотел затеять драку.

Вася всем своим видом дал понять, что ничего не боится. Белокурая девочка подошла нетвердой походкой к высокому мальчишке и обхватила его, как защитника. В таком положении нельзя было драться, и незнакомец спросил, как зовут его гостя?

Вася назвал свое имя и тоже поинтересовался, как зовут собеседника. Мальчика звали Валек, а маленькую девочку, его сестру – Маруся. Уже смеркалось, и Вася поспешил домой. Он пообещал, что придет в следующий раз и никому не расскажет о том, что видел, чтобы не привлечь внимание блюстителей порядка к старинной часовне.

Городские власти могут лишить изгнанников последнего приюта, если узнают, где они прячутся.

4. Знакомство продолжается

С тех пор, как Вася обрел новых друзей, он постоянно пропадал на горе. Убедившись, что нищие бродят по улицам города, он с полными карманами яблок и сладостей бежал к часовне. Валек удивлял Васю задумчивостью и сдержанностью. Маруся никогда не скрывала своего детского восторга при виде вкусных гостинцев.

Марусе было четыре года, но она была совсем не похожа на Васину сестру, Соню. Ручки Маруси были тонки и прозрачны. Она не любила резвые игры и редко смеялась. Соня же была пухленькая, румяная и непоседливая.

Когда Вася попытался заставить Марусю побежать, она заплакала. Веселые игры были здесь не уместны. Вася это понял и спросил у Валека, почему Маруся плачет, когда другие дети смеются и резвятся? Друг ответил словами Тыбурция: серый камень забирает у девочки жизненные силы.

Вася оставил резвые игры, он вместе с Валеком усаживал Марусю на поляне, собирал для нее цветы и ловил бабочек. Ребята любовались летним небом, беседовали и развлекали Марусю сказками.

Дружба Валека и Васи крепла с каждым днем. Васе было интересно общаться с новым другом, который имел совершенно иной характер и многие вещи воспринимал по-другому.

Валек рассказывал о Тыбурцие, он отзывался о нем, как о любящем отце. Вася слушал своих друзей с некоторой грустью и сказал, что его отец не такой, что он нехороший. Валек стал возражать, он слышал, как Тыбурций хвалил городского судью: он не берет взяток и помогает бедным. Вася задумался над словами своего друга, он впервые увидел отца с другой стороны.

5. Среди «серых камней»

Вася давно не навещал своих друзей. Он перестал замечать бродяг на улицах города и думал, что все они постоянно находятся на горе, а пока они там, мальчик боялся подходить к часовне.

Однажды Вася встретил своего друга на улице. Валек подумал, что Васе просто наскучило общество нищих, но узнав, в чем причина его отсутствия, объяснил: бродяг больше нет и теперь можно приходить на гору в любое время. Вася хотел бежать к часовне вместе с другом, но у Валека было какое-то дело, он пообещал догнать Васю по дороге.

Главный герой уже стоял перед часовней, но Валека все еще не было видно. Вокруг было тихо и пусто, мальчик не видел никаких признаков обитателей этого места.

Вася ждал своего друга, ему было скучно. Он заглянул внутрь одного полуразвалившегося склепа, с которого слетела крыша и увидел оконную раму в середине пола.

В это время на гору поднялся Валек и позвал Васю за собой. Ребята вышли на небольшую площадку, где была видна большая яма с земляными ступенями, которые вели куда-то вниз. Ребята спустились под землю, Валек повел своего друга по узкому сырому коридору, который заканчивался просторным подземным помещением.

Стены и сводчатый потолок подземной комнаты были выложены из камня. Подземелье освещалось слабыми струйками света, который проникал в подземелье, через две оконные рамы, встроенные в старые склепы.

Вася вспомнил: он только что видел наверху склеп с оконной рамой в середине пола, но тогда он еще не знал, для чего предназначалась эта конструкция.

На полу, освещенный тусклым светом, сидел нищий «профессор», он не обратил внимания на вошедших мальчиков. Под вторым окном ребята увидели Марусю с букетиком полевых цветов. Девочка с радостью встретила ребят.

Вася отдал ей яблоки, которые взял дома, а Валек протянул ей часть еврейской булки, которую раздобыл на базаре. Другую часть булки он отдал «профессору».

Вася спросил у своего друга, для чего, он остался в городе, а не пошел сразу вместе с ним к часовне. Валек ответил, что все бродяги ушли, Маруся хотела кушать, и нужно было раздобыть еду. Он украл булку на базаре.

Вася задумался, он знал, что воровство – это плохо и сказал, что лучше бы Валек попросил его принести булок из дому. На это Валек ответил, что красть из собственного дома намного хуже, чем воровать на базаре.

Вася остро почувствовал жалость к друзьям. Его безмятежность уступила место сердечной боли, и он горько заплакал.

6. На сцену является пан Тыбурций

На следующий день Вася снова отправился к своим друзьям, он твердо решил каждый день навещать их. Валек весело улыбнулся, когда услышал об этом решении от своего друга.

Ребята играли на траве, пока не начался дождь. Непогода заставила детей спуститься в подземелье. Вскоре Вася освоился в помещении с каменными стенами, которое поначалу наводило на него ужас, и предложил поиграть в жмурки.

встреча пана Тыбурция с Васей

Вася с завязанными глазами искал Марусю и вдруг почувствовал, что кто-то схватил его за ногу и поднял над землей, держа вниз головой. Мальчик раскачивался в воздухе, повязка слетела с его головы, и он увидел сердитую фигуру Тыбурция, который насквозь промок под дождем.

Хозяин грозно спросил у Валека, что делает в подземелье этот благородный мальчик? Но Валек молчал, и по нему было видно, как он переживает за судьбу Васи.

В этот момент Маруся подбежала к ногам Тыбурция и встала на защиту друга. Хозяин подземелья опустил мальчика на пол и продолжил спрашивать, не проговорился ли он кому-нибудь о жителях подземелья.

Вася отвечал, что об этом никто не знает, и что он никогда не выдаст бродяг. Пан Тыбурций разрешил Васе приходить в подземелье при условии, что никто не узнает, где и как живут нищие. Он похвалил мальчика и назвал его настоящим «уличником» и порядочным малым.

Хозяин знал, что Вася сын городского судьи и в шутку спросил его, будет ли он судить Валека, когда вырастет. У каждого своя дорога. Вася оскорбился и заверил, что он никого не будет судить.

Пан Тыбурций выглядел довольно уставшим, он принес в корзине немного еды и велел своему сыну приготовить обед. Вася стал помогать Валеку разводить огонь. Когда обед был готов, Тыбурций пригласил к столу своих детей, Васю и «профессора». Вася заметил, что Валек и Маруся с жадностью ели жаркое.

По дороге домой Вася встретился со своим отцом, который задумчиво бродил по саду. Отец спросил своего сына, откуда он пришел? Вася в первый раз обманул отца, хоть и очень его боялся. Он не предал своих друзей, твердо держа свое слово, данное Тыбурцию.

7. Осенью

Наступила осень. Земля не просыхала от дождей. Вася стал своим человеком для бродяг, хотя незаметно убегать из дома в плохую погоду становилось все сложнее. Марусе с каждым днем становилось хуже. В солнечные дни ребята выносили Марусю наверх.

Однажды Вася увидел в своем саду, как старый Януш тихо пытается что-то доказать его отцу. Вероятно, он хотел донести на безродных нищих, но отец достаточно резко ответил ему, что ничего подобного не желает слышать и  прогнал старика.

Вася беспокоился за своих друзей и обо всем рассказал Тыбурцию. Хозяин подземелья был огорчен, но не удивлен, он не ждал от старого Януша ничего хорошего. Пан Тыбурций назвал отца Васи самым лучшим и милосердным судьей на свете.

8. Кукла

Маруся давно не смеялась, ее неподвижные глаза еще больше потемнели, она быстро угасала. Вася рассказал Соне о том, как страдает больная девочка и попросил на время ее куклу для Маруси. Соня проявила сочувствие к чужой беде, она отдала куклу и пообещала не выдавать брата.

Вася просит куклу у сестры

Большая кукла с льняными волосами сотворила чудо. Девочка будто ожила, она весело смеялась, водила куклу за руку и даже начала понемногу бегать, хотя последнее время даже не могла подняться с постели.

Через два дня Сонина нянька заметила пропажу куклы и начала повсюду ее искать. Этой куклой все особенно дорожили, потому Соне ее подарила покойная мать.

К отцу снова приходил Януш, наверное, старик сообщил о том, что Вася ни на день не покидает «дурное общество». Отец снова его прогнал, однако с этого момента запретил своему сыну выходить из дома.

Вася вырвался из дома только на четвертый день, он успел выбежать на улицу рано утром, когда отец еще спал.

Маруся была при смерти. Когда Вася спустился в подземелье, она его не узнала.

Вася пришел за куклой

Вася сказал Валеку, что если куклу не вернуть, с ним может случиться беда. Валек согласился: Маруся вряд ли заметит исчезновение игрушки. Но они ошиблись! Девочка заплакала, почувствовав, что у нее отнимают единственное утешение. Вася оставил куклу Марусе. Он заверил Валека и Тыбурция, что нянька, наверняка, уже забыла про потерянную игрушку.

Вернувшись домой, Вася увидел Соню с заплаканными глазами. Отец снова повторил свой приказ: никуда не выходить из дома без разрешения. На этот раз сын послушался. Вскоре отец позвал Васю в свой кабинет.

Вася знал, что его будут подозревать в краже Сониной игрушки и ему придется отвечать за свой поступок. Отец в гневе спрашивал, куда подевалась кукла, и мальчик сознался, что не украл, а взял куклу, но для чего – не говорил. Вася переживал страшные минуты, но не выдал скитальцев.

Мальчика выручил Тыбурций Драб. Бродяга проходил мимо дома судьи и вошел внутрь. Отец внимательно слушал все, о чем говорил Тыбурций Драб и понял, что его сын ни в чем не виноват. Бродяга посадил Васю к себе на колени, вернул куклу и позвал мальчика попрощаться с его дочерью. Маруся умерла.

Отец больше не сердился, он понял, что был неправ. Вася перестал бояться своего отца и любовь, сдерживаемая потоком, хлынула. Мальчик с живостью схватил руку отца и поцеловал её, сказав в оправданье, что он не украл Сонину игрушку, а только взял на время. Стена непонимания между отцом и сыном рухнула.

Вася догнал Тыбурция уже на горе и передал некоторую сумму денег от отца и наставление, касающееся одного из бродяг по фамилии Федорович, о том, что ему лучше покинуть Княжье-Вено.

9. заключение

Вскоре скитальцы неожиданно пропали. Часовня совсем разрушилась. Вася часто приходил к Марусиной могиле вместе с Соней или с отцом. Перед тем, как покинуть родной город, Вася в последний раз навестил детскую могилку.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ В. Г. Короленко «Дети подземелья» был опубликован в 1885 году в десятом номере журнала «Русская мысль».

Писатель начал работать над произведением в годы, проведенные в ссылке, в Якутии (1881г. – 1884 г.) и завершил рассказ в Санкт-Петербурге.

Город, который автор описывает в рассказе, существует на самом деле, это город Ровно, а полуразрушенный замок, в котором обитали нищие – это замок князей Любомирских.

Писатель ведет повествование от первого лица, и в главном герое, маленьком мальчике видны черты самого автора. Отец писателя стал прототипом городского судьи, отца главного героя рассказа.

  • Краткие содержания
  • Бунин
  • Косцы

Это было в июне. Рассказчик шел по дороге и встретил косцов, которые работали и пели. Дорога была длинной, и на ней виднелись колеи, оставшиеся еще от дедов. Время было вечернее. Солнце склонялось к горизонту, небо золотилось, и облака были красивы. Впереди виднелось стадо овец. Косцы находились в березовом лесу, они приехали сюда на заработки из Рязани. Они выглядели здоровыми и крепкими. Косцы были беззаботны и дружны. А работали живо, с задором.

Неделю назад рассказчик видел, как косцы пили родниковую воду и ужинали. К ужасу своему, рассказчик понял, что едят они мухоморы. Косцы с улыбкой сказали ему, что в этом нет ничего страшного, и грибы похожи по вкусу на курицу.

А сейчас они работали и пели, их песня была красивой. И смотреть на косцов было приятно. А прелесть песни была в том, что окружало рассказчика с косцами, в том, что они чувствовали. Для рассказчика эти минуты были важны, и он понял, что запомнит их навсегда. Березовый лес как будто откликался на все мотивы той песни. Песня казалась прекрасной не из-за слов или мотива, а от того, что рассказчик и косцы были в их общем доме: в России, и казалось, будто её душа поет вместе с ними.

Вместе работая, косцы понемногу продвигались вперед. Их песня была легкой и естественной, и в ней пелось о прощании с родимой стороной. Хотя слова песни были грустные, пели косцы их с радостью, не соответствующей словам. Это можно было объяснить тем, что на самом деле они не прощаются с Родиной. И рассказчик, и рязанские мужики были бесконечно счастливы в то время, сейчас те дни кажутся рассказчику давным-давно прошедшими, но он помнит, как счастлив был тогда.

Бунин пишет свой рассказ, основанный на воспоминаниях, в Париже. Он хочет передать читателю, как сильно он скучает по России. Рассказ учит тому, что нужно ценить моменты и видеть счастье в мелочах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Косцы

Они были рязанские, неместные, проходили через эти земли, продвигаясь в места более плодородные. Дружные и беззаботные, ничем не обремененные, они любили работу. Одежда их была добротнее, чем у местных. Так можно описать крестьян, освещая кратко рассказ И. А. Бунина «Косцы».

Автор неделю назад проезжал верхом и наблюдал, как в ближнем лесу они косили. Сладко напившись из жбанов чистой родниковой воды, мужики бодро сбегались к рабочему месту. А затем рассказчик наблюдал, как они ужинали: сидели вокруг потухшего костра, доставали куски чего-то розового из чугуна. Приглядевшись, он понял с ужасом, что ели эти люди грибы-мухоморы. А они лишь посмеивались: «Они сладкие, словно курятина».

Особенности сюжета

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Горечь утраты

Все это могло бы у читателей произведения вызвать лишь самые лучшие чувства, если бы не предваряющая повествование фраза о том, что было это бесконечно давно, так как жизнь, которой в то время жили, уже вовеки не вернется. Произведение «Косцы» Бунина, краткое содержание которого было вам представлено, отображает сложные чувства, которые владели в эмигрантское время душой писателя. Разрыв связи с Родиной всегда переживается тяжело. Вдвойне трудно приходится, если осознавать, что ее никак уже не вернуть — прежней страны больше не существует. Пересказ произведения Бунина «Косцы» отображает это.

Композиционное и жанровое своеобразие

Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Жанр, направление

Жанр произведения «Косцы» — рассказ. Но его можно назвать и поэтической зарисовкой, не забывая о важной лирической составляющей творчества Бунина. Ведь в сюжете лежат чувства и восприятие рассказчика, возникшие под влиянием пения крестьян, косивших траву в лесу.

Направление — реализм. Но в «Косцах», как и в некоторых других произведениях Бунина, можно наблюдать элементы импрессионизма. Здесь особенно ярко выражено субъективное восприятие рассказчиком окружающей его действительности.

Природа в рассказе Бунина «Косцы»

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Короткий пересказ «Косцов» Бунина

Краткое содержание Бунин Косцы:

Повествование ведется от лица рассказчика, который держит путь по одной из больших российских дорог. Передвигаясь между березовых лесов и широкий степей, он с удовольствием слушает доносящиеся издалека песни людей с косами, которые размеренно вышагивая по полю, ждут окончания рабочего дня.

Июньский день подходит к концу. Природа будто раскрыла напоследок все свои прелести. Закат солнца ослепительно красив. Он слился с золотистыми облаками. На фоне благоухающих полей умиротворенно отдыхает пастух и стадо овец.

Громким раскатистым эхом разносятся слова из песен мужчин, которые из далекого рязанского края добрели до орловских мест. В поисках плодородных участков земли они дружно, наслаждаясь своей работой, идут к цели, по пути протягивая руку помощи местным сенокосам.

Вспоминая недавнюю встречу с ними, рассказчик повествует о каждом их занятии, связанном с приемом пищи на лугу в виде мухоморов, косьбой, подчеркивая их приветливость и гостеприимство, своеобразие обрядов и одежды.

Теперь, вновь услышав их звучные голоса, герой чувствует слияние их песен со всем тем, что окружает вокруг. Ощущение счастья переполняет его от осознания себя частью родного края, наделенного такой волшебной красотой просторов. Вдыхая свежий воздух, он думает об особенностях традиций, исполнении и содержании русских песен.

Именно в процессе косьбы мужики, напоминающие богатырей, проявляли настоящие чувства. Продолжая раскрывать загадку русской песни, рассказчик, прежде всего, обращается к удивительной душе певцов, которые, прощаясь с этой землей, уходят в другой край. Они помнят, что где бы ни находился человек, везде одно небо, а Россия — единственный дом, где каждый кустик укроет от непогоды.

Лаская слух, песня постепенно раскрыла свое содержание. Речь шла о мире, наполненном добрыми людьми, о богатстве нашей страны неповторимым русским творчеством. Но все когда-то уходит, подобные дни остаются навсегда лишь в памяти.

Это интересно: Произведение написано в 1906 году, спустя год после смерти единственного сына писателя – пятилетнего Коли. Рассказ пронизан большой любовью к детям, их искренности, непосредственности, жажде новых открытий. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, о чем он мечтает, какие чувства испытывает, поможет рассказ «Цифры» Бунина.

Труженики в рассказе

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

Значение народной песни

В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки. В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: «Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны». Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность. Самое главное, что было в той песне — нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

Косцы

Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом берёзовом лесу поблизости от неё — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернётся уже вовеки.

Они косили и пели, и весь берёзовый лес, ещё не утративший густоты и свежести, ещё полный цветов и запахов, звучно откликался им.

Кругом нас были поля, глушь серединной, исконной России. Было предвечернее время июньского дня. Старая большая дорога, заросшая кудрявой муравой, изрезанная заглохшими колеями, следами давней жизни наших отцов и дедов, уходила перед нами в бесконечную русскую даль. Солнце склонялось на запад, стало заходить в красивые легкие облака, смягчая синь за дальними извалами полей и бросая к закату, где небо уже золотилось, великие светлые столпы, как

Литература. 5 класс (2 часть) Косцы

«Страдная пора (Косцы)». Худ. Г. Мясоедов

пишут их на церковных картинах. Стадо овец серело впереди, старик-пастух с подпаском сидел на меже, навивая кнут… Казалось, что нет, да никогда и не было, ни времени, ни деления его на века, на годы в этой забытой — или благословенной — Богом стране. И они шли и пели среди её вечной полевой тишины, простоты и первобытности с какой-то былинной свободой и беззаветностью. И берёзовый лес принимал и подхватывал их песню так же свободно и вольно, как они пели.

Они были «дальние», рязанские. Они небольшой артелью проходили по нашим, орловским, местам, помогая нашим сенокосам и подвигаясь на низы, на заработки во время рабочей поры в степях, ещё более плодородных, чем наши. И они были беззаботны, дружны, как бывают люди в дальнем и долгом пути, на отдыхе от всех семейных и хозяйственных уз, были «охочи к работе», неосознанно радуясь её красоте и спорости. Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятней и красивей одеты, своими мягкими кожаными бахилками [1], белыми, ладно увязанными онучами [2], чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами.

Неделю тому назад они косили в ближнем от нас лесу, и я видел, проезжая верхом, как они заходили на работу, пополудновавши: они пили из деревянных жбанов родниковую воду, — так долго, так сладко, как пьют только звери да хорошие, здоровые русские батраки, — потом крестились и бодро сбегались к месту с белыми, блестящими, наведёнными, как бритва, косами на плечах, на бегу вступали в ряд, косы пустили все враз, широко, играючи, и пошли, пошли вольной, ровной чередой. А на возвратном пути я видел их ужин. Они сидели на засвежевшей поляне возле потухшего костра, ложками таскали из чугуна куски чего-то розового.

Я сказал:

— Хлеб-соль, здравствуйте.

Они приветливо ответили:

— Доброго здоровья, милости просим!

Поляна спускалась к оврагу, открывая ещё светлый за зелёными деревьями запад. И вдруг, приглядевшись, я с ужасом увидел, что то, что ели они, были страшные своим дурманом грибы-мухоморы. А они только засмеялись:

— Ничего, они сладкие, чистая курятина!

Теперь они пели: «Ты прости, прощай, любезный друг!» —подвигались по берёзовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чём такая дивная прелесть их песни.

Прелесть её была в откликах, в звучности берёзового леса. Прелесть её была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, её простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И ещё в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только её душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох берёзовом лесу.

Прелесть была в том, что это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъёмы молодой, здоровой, певучей груди. Пела одна грудь, как когда-то пелись песни только в России и с той непосредственностью, с той несравненной лёгкостью, естественностью, которая была свойственна в песне только русскому. Чувствовалось — человек так свеж, крепок, так наивен в неведении своих сил и талантов и так полон песнью, что ему нужно только легонько вздыхать, чтобы отзывался весь лес на ту добрую и ласковую, а порой дерзкую и мощную звучность, которой наполняли его эти вздохи. Они подвигались, без малейшего усилия бросая вокруг себя косы, широкими полукругами обнажая перед собою поляны, окашивая, подбивая округ пней и кустов и без малейшего напряжения вздыхая, каждый по-своему, но в общем выражая одно, делая по наитию нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно пре- красное. И прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они своими вздохами и полусловами вместе с откликающейся далью, глубиной леса.

Конечно, они «прощались, расставались» и с «родимой сторонушкой», и со своим счастьем, и с надеждами, и с той, с кем это счастье соединялось:

Ты прости, прощай, любезный друг, И родимая ах да прощай, сторонушка! —

говорили, вздыхали они каждый по-разному, с той или иной мерой грусти и любви, но с одинаковой беззаботно-безнадежной укоризной.

Ты прости, прощай, любезная, неверная моя, По тебе ли сердце черней грязи сделалось! —

говорили они, по-разному жалуясь и тоскуя, по-разному ударяя на слова, и вдруг все разом сливались уже в совершенно согласном чувстве почти восторга перед своей гибелью, молодой дерзости перед судьбою и какого-то необыкновенного, всепрощающего великодушия, — точно встряхивали головами и кидали на весь лес:

Коль не любишь, не мил — Бог с тобою, Коли лучше найдёшь — позабудешь! —

и по всему лесу откликалось на дружную силу, свободу и грудную звучность их голосов, замирало и опять, звучно гремя, подхватывало:

Ах, коли лучше найдёшь — позабудешь, Коли хуже найдёшь — пожалеешь!

В чём ещё было очарование этой песни, её неизбывная радость при всей её будто бы безнадёжности? В том, что человек всё-таки не верил, да и не мог верить, по своей силе и непочатости, в эту безнадёжность. «Ах, да все пути мне, молодцу, заказаны!» — говорил он, сладко оплакивая себя. Но не плачут сладко и не поют своих скорбей те, которым и впрямь нет нигде ни пути, ни дороги. «Ты прости, прощай, родимая сторонушка!» — говорил человек — и знал, что всё-таки нет ему подлинной разлуки с нею, с родиной, что, куда бы ни забросила его доля, всё будет над ним родное небо, а вокруг — беспредельная родная Русь, гибельная для него, балованного, разве только своей свободой, простором и сказочным богатством. «Закатилось солнце красное за тёмные леса, ах, все пташки приумолкли, все садились по местам!» Закатилось моё счастье, вздыхал он, тёмная ночь с её глушью обступает меня, — и всё- таки чувствовал: так кровно близок он с этой глушью, живой для него, девственной и преисполненной волшебными силами, что всюду есть у него приют, ночлег, есть чьё-то заступничество, чья-то добрая забота, чей-то голос, шепчущий: «Не тужи, утро вечера мудренее, для меня нет ничего невозможного, спи спокойно, дитятко!» — И из всяческих бед, по вере его, выручали его птицы и звери лесные, царевны прекрасные, премудрые и даже сама Баба-Яга, жалевшая его «по его младости». Были для него ковры-самолёты, шапки-невидимки, текли реки молочные, таились клады самоцветные, от всех смертных чар были ключи вечно живой воды, знал он молитвы и заклятия, чудодейные опять-таки по вере его, улетал из темниц, скинувшись ясным соколом, о сырую Землю-Мать ударившись, заступали его от лихих соседей и ворогов дебри дремучие, чёрные топи болотные, пески летучие — и прощал милосердный Бог за все посвисты удалые, ножи острые, горячие…

Ещё одно, говорю я, было в этой песне — это то, что хорошо знали и мы, и они, эти рязанские мужики, в глубине души, что бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далекие — и невозвратимые. Ибо всему свой срок, — миновала и для нас сказка: отказались от нас наши древние заступники, разбежались рыскучие звери, разлетелись вещие птицы, свернулись самобраные скатерти, поруганы молитвы и заклятия, иссохла Мать-Сыра-Земля, иссякли животворные ключи — и настал конец, предел Божьему прощению.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОИХ РАССКАЗОВ

Из заметок И. А. Бунина

Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхитительно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и всё говорили: «Так… могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди». Потом мы слышали, едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге… как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы — с такой же свободой, лёгкостью и всем существом.

Написал я этот рассказ в Париже, в 1921 году, вспоминая Казань и этот берёзовый лес.

Размышляем о прочитанном

1. В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?

2. Что роднит стихотворения раздела о Родине и родной природе из первой части учебника с этим небольшим рассказом Бунина?

3. Впоследствии жена Бунина Вера Николаевна неоднократно рассказывала, что она многое почерпнула для себя из разговоров с писателем о деревне и её проблемах. Что вспоминает Бунин о деревне в рассказе «Косцы»?

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукции картин художников Г. Мясоедо- ва и А. Пластова в тексте и на форзаце учебника. Какая из репродукций ближе к тексту рассказа «Косцы»? Составьте по одной из них свой рассказ. Включите в подготовленное вами сообщение слова из рассказа «Косцы», например: берёзовый лес, былинная свобода и беззаветность, родниковая вода, широко, играючи, дерзкая и мощная звучность, откликающаяся даль, глубина леса, всепрощающее великодушие и т. д.

Совершенствуем свою речь

Подготовьте выразительное чтение и пересказ этого произведения, используя характерные для него слова и выражения.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

И. А. Бунин. «Косцы»

1. Каким общим настроением окрашено всё произведение Ивана Алексеевича Бунина?

2. Как вы думаете, почему у писателя было особенно обострено чувство любви к Родине в тот период его жизни, когда был написан рассказ «Косцы»?

3. Как меняется интонация актёра, когда он читает описание внешности рязанских мужиков; когда он передает воспоминание автора о прелести их песни; когда звучат мысли И. А. Бунина о неизбывной, неиссякаемой любви к Родине?

4. В чём же была прелесть песни косцов? Попробуйте пересказать размышления автора об этом близко к тексту, используя те речевые обороты, повторы, риторические вопросы, которые использует автор.

5. Как вы думаете, почему в мыслях писателя о Родине воедино сливаются песни, сказки, предания, животворные ключи, дремучие леса, высокие травы?

6. Напишите небольшое сочинение о том, что для вас значит мир сказки с его необыкновенными приключениями, храбрыми и мудрыми героями, коварными колдунами, чудесными помощниками, дремучими лесами, высокими горами, синими морями, травами-муравами.

Обогащаем свою речь

Сопоставьте слова синонимических рядов из рассказа «Косцы». Какие из них вы предпочли бы использовать в своей речи и почему? Например:

Прелесть — красота… —

Продолжите этот ряд, придумайте собственные предложения со словами этого ряда.

Примечания

[1] Бахилы — крестьянская обувь в виде кожаных или плетёных из бересты полусапожек, спереди стягивающиеся ремешками.

[2] Онучи — куски полотна, предназначавшиеся для обёртывания ног; обычно носились с лаптями.

Образ Родины в произведении

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

Светлые стороны творчества эмигрантского периода

Однако далеко не всегда пребывал в унынии Бунин. Краткое содержание («Косцы», 1921 год) доказывает, что он, напротив, стал видеть больше, чем, возможно, раньше, когда все казалось ему очевидным и не нуждающимся в утверждении. У него теперь вырвались слова, которые раньше он держал в себе, не произносил — вылились прозрачно, свободно, ровно. Трудно себе представить что-либо более просветленное, чем произведение «Косцы» Бунина. Краткое содержание не передает всех его особенностей и настроения, но даже из него можно сделать вывод о том, что рассказ этот является взглядом издалека, со всеми присущими ему особенностями. Произведение само по себе будто бы малозначительное: в березовом лесу идут пришедшие на Орловщину косцы из рязанской земли, поют и косят. Но Бунину снова удалось разглядеть в едином моменте далекое и безмерное, связанное со всей Россией. Заполнилось небольшое пространство и получилось светлое озеро, а не рассказ. И в этом озере отразился великий град.

Мыслью о непростой, трагической судьбе нашей страны пронизано все творчество Бунина эмигрантского периода.

Печальная концовка

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Чувство обреченности, сгущение времени

Он, как и прежде, сдвигает смерть и жизнь, ужас и радость, отчаяние и надежду. Но ранее никогда в его произведениях с такой обостренностью не выступало ощущение обреченности и бренности всего сущего: могущества, славы, счастья, красоты — как в творениях эмигрантского периода. Россия была неотторжима от писателя, как бы далеко он ни находился. Но это была отодвинутая страна, не та, что начиналась раньше за выходящим в сад окном; она была и одновременно как будто не существовала. В ответ на сомнение и боль в образе нашей страны все яснее начало проступать то русское, что должно было из прошлого идти дальше, что исчезнуть не могло. Иногда во власти особо тяжелого чувства отдаленности от своей Родины Бунина посещали различные озаряющие мысли, но горизонт так и оставался беспросветен.

Идея

Рассказ «Косцы» называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе. Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым — Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею. Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.

Проблемы

Проблематика как круг вопросов, рассматриваемых автором в произведении «Косцы», выражена в общественно-политическом аспекте, национально-историческом, философском, социальном. Посредством мыслей и чувств рассказчика, которые пробудились от трогательных песен крестьян, появляется возможность воссоздать образ той страны, в которой родился автор, нашел вдохновение и начал творить. Основная проблема произведения – это, прежде всего, невозвратность прошлого, необратимость времени, которое никогда не вернется назад.

Бунин затрагивает проблемы времени и вечности, смысла жизни, места человека в обществе, его роли в истории. Тема природы особенно ярко подчеркивает и раскрывает их.

  • В каком рассказе говорится о том как суворов захватил турецкие пушки
  • В каком рассказе говорится о суворовской армии совершающей стремительный поход каждый день 60 верст
  • В каком рассказе говорится о силе духа
  • В каком рассказе говорится о дружбе
  • В каком рассказе говорится о винограде как подарке