В каком типе речи рассказ основан на умозаключении а повествование б рассуждение в описание

1. Выберите, какой тип речи представлен в предложениях:
Зоологический сад пробуждается. Сперва открыл глаза лев.
а) повествование +
б) описание
в) рассуждение

2. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Лев потряс головой и выгнул спину, как огромный рыжий кот. После этого потянулся и стал точить когти.
а) рассуждение
б) повествование +
в) описание

3. Укажите, какой тип речи представлен в предложениях:
В чём же было преимущество этой породы собак? Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью.
а) повествование
б) описание
в) рассуждение +

4. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Хасок не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой.
а) рассуждение +
б) повествование
в) описание

5. Отметьте, какой тип речи представлен в предложениях:
Отец Никишки огромный, бородатый, в новых сапогах, с ножом на поясе, в брезентовой робе. Руки у него красные, лицо бурое, борода светлая, а глаза резкие, пристальные, под густыми бровями.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +

6. Определите, какой тип речи представлен в предложениях:
Дача стоит на опушке леса и обращена лицом на юго-запад. Перед ней — поле.
а) рассуждение
б) описание +
в) повествование

7. Выберите, какой тип речи представлен в предложениях:
Летом на поле волнуется рожь и серебрится ячмень. За полем — говорливая речка, за речкой — лес, в котором прячутся дома и взметнулась колокольня старинной церкви.
а) рассуждение
б) повествование
в) описание +

8. Определите, какой тип речи представлен в предложениях:
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.
а) повествование +
б) рассуждение
в) описание

9. Определите, какой тип речи представлен в предложениях:
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. В это время из-под ног у деда выскочил заяц.
а) описание
б) рассуждение
в) повествование +

10. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Заяц бежал медленно и волочил задние лапы.
а) рассуждение
б) повествование +
в) описание

11. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы.
а) описание +
б) повествование
в) рассуждение

12. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются.
а) повествование
б) рассуждение +
в) описание

13. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Гибнут звери только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
а) рассуждение +
б) описание
в) повествование

14. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск.
а) повествование
б) рассуждение
в) описание +

15. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
На ногах у мужчины мягкие валяные туфли, обшитые по краям зелёной бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой.
а) описание +
б) рассуждение
в) повествование

16. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперёд.
а) описание
б) рассуждение +
в) повествование

17. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.
а) описание
б) повествование
в) рассуждение +

18. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой.
а) повествование
б) рассуждение +
в) описание

19. Определите, какой тип речи представлен в предложении:
Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.
а) описание
б) повествование
в) рассуждение +

20. Для какого типа речи характерна статичность:
а) повествование
б) описание +
в) рассуждение

21. Для какого типа речи не характерна статичность:
а) рассуждение +
б) описание
в) оба варианта верны

22. В каком типе речи рассказ основан на умозаключении:
а) повествование
б) рассуждение +
в) описание

23. В каком типе речи рассказ не основан на умозаключении:
а) рассуждение
б) не верного ответа
в) повествование +

24. В каком типе речи тема развивается как часть действия:
а) рассуждение
б) повествование +
в) описание

25. В каком типе речи тема раскрывается с помощью характеристик:
а) рассуждение
б) повествование
в) описание +

26. Сколько типов речи в русском языке:
а) 2
б) 3 +
в) 4

27. Словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков:
а) описание +
б) повествование
в) рассуждение

28. Словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли:
а) повествование
б) описание
в) рассуждение +

29. Тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях:
а) повествование +
б) рассуждение
в) описание

30. Основная характеристика повествования:
а) окончание
б) действие +
в) пролог

Тест на тему

Тест на тему “Типы речи”

Последний раз тест пройден 23 часа назад.

Перед прохождением теста рекомендуем прочитать:

  • Типы речи

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

  1. Вопрос 1 из 5

    Сколько типов речи в русском языке?

    • Два

    • Три

    • Четыре

    • Пять

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 93%
    ответили правильно

    93% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Всего в русском языке есть три типа речи:
    повествование;
    описание;
    рассуждение.
    У каждого типа речи есть свои характерные особенности.

  2. Вопрос 2 из 5

    В каком типе речи тема раскрывается с помощью характеристик?

    • Описание

    • Повествование

    • Рассуждение

    • Восклицание

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 85%
    ответили правильно

    85% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Описание — это тип речи, в котором тема раскрывается с помощью характеристик. Представлены характеристики (точное описание) объектов действительности, лиц и т.д. (рассказ об окружающей обстановке, пейзаж, описание внешности). Все описываемое происходит одновременно. Черты описания — это статичность и определенность.

  3. Вопрос 3 из 5

    В каком типе речи тема развивается как часть действия?

    • Описание

    • Повествование

    • Рассуждение

    • Восклицание

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 80%
    ответили правильно

    80% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    В повествовании тема развивается как часть действия, состояния либо события. Для этого типа речи характерна динамичность. Развитие действия выражается такими частями речи, как глагол и наречие.

  4. Вопрос 4 из 5

    В каком типе речи рассказ основан на умозаключении?

    • Описание

    • Повествование

    • Рассуждение

    • Восклицание

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы и еще 94%
    ответили правильно

    94% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Рассуждение — это такой тип речи, в котором рассказ основывается на рассуждении автора. Рассуждение основывается на тезисе (основном посыле). Тезис раскрывается при помощи различных аргументов. В конце рассуждения часто может находится вывод.

  5. Вопрос 5 из 5

    Для какого типа речи характерна статичность?

    • Описание

    • Повествование

    • Рассуждение

    • Восклицание

    Подсказка

    Правильный ответ

    Неправильный ответ

    В вопросе ошибка?

    Вы ответили лучше
    70% участников

    30% ответили правильно
    на этот вопрос

    icon
    Пояснение к правильному ответу

    Статичность характерна для описания. Действия не развиваются и не сменяют друг друга, как это происходит в повествовании.

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Георгий Зарубин

    5/5

  • Ичлвбвьы Лвлстмлдвы

    5/5

  • Galina Kravtsova

    5/5

  • Алексей Розвезев

    5/5

  • Наташа Матросова

    5/5

  • Макс Телятник

    5/5

  • Алёна Дегтярёва

    4/5

  • Игорь Нечаев

    5/5

  • Игорь Кравченко

    5/5

  • Виктория Николаева

    5/5

Рейтинг теста

3.8

Средняя оценка: 3.8

Всего получено оценок: 1964.


А какую оценку получите вы? Чтобы узнать — пройдите тест.

В русском языке, исходя из наличия содержательных и композиционных признаков текста, выделяют следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Укажем отличительные признаки каждого типа речи с примерами текстов.

Типы речи в тексте

Текст объединяет несколько предложений, связанных темой и основной мыслью. Тема — это то, о чем говорится в тексте. Это предмет речи. В тексте всегда присутствует главная мысль, которую выразил автор, что он хотел объяснить или в чем стремился убедить читателя.

Для понимания смысла любого текста важно выяснить тип речи, который определяет способы формирования и развертывания главной мысли.

Определение

Типы речи — это функциональные разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение.

типы речи

Чтобы научиться правильно определять типы речи, выясним, как и с какой целью изображается предмет,  укажем структуру построения текста, основной вопрос, заключенный в нем. Рассмотрим основные типы речи, указав особенности их языкового оформления.

Что такое описание?

С помощью описания подробно рассматривается предмет речи (человек, животное, объект действительности), указываются как существенные, так и несущественные признаки и качества. Окружающий мир в описании чаще изображается статично, без динамики во времени.

В тексте, содержащем описание, дается ответ на основной вопрос: каков предмет? каков человек?

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зеленой бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой (Н. Минх).

Основная цель описания — это характеристика предмета. Рассказчик дает не только подробное описание объекта, но и его характеристику, оценку, воссоздает определенную картину, что делает речь образной и яркой. В описании раскрываются, перечисляются характерные признаки предмета речи вне временных границ.

Определение

Описание как тип речи — это сообщение об одновременных признаках предмета.

описание это, что такое описание, описание как часть речи

Разновидности текста с описанием

  • описание внешности человека (портрет);
  • описание состояния человека;
  • описание характера человека;
  • описание окружающей среды (природы);
  • описание места (города, села, местности);
  • описание предмета и пр.

описание, виды описания

Композиция описания

Описание имеет следующую композиционную структуру:

  1. общее впечатление от предмета речи;
  2. признаки предмета речи;
  3. авторская оценка описываемого.

Особенности языкового оформления описания

В описании автор использует следующие языковые средства:

  • преобладают имена существительные и прилагательные;
  • глаголы в  форме настоящего времени несовершенного вида;
  • составные именные сказуемые;
  • обстоятельства места.

Пример текста

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и как будто в кружевах — в дереве узоры вырезаны. Лампы странные, печи как в деревне, только нарядные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фотографии и картины. А на второй этаж ведет лесенка, да не простая, а закрученная, как кудрявая прядь (Г. Ветрова).

Что такое повествование?

В повествовании рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно, от начала до конца, то есть в течение какого-то отрезка времени. Окружающий мир представлен в динамике, в развитии, в постоянном изменении.

Определение

Повествование как тип речи — это сообщение о действиях предмета в определенной последовательности.

Этот тип речи, в отличие от описания, динамичен, в нем постоянно меняются временные планы.

Основной вопрос, который задается в повествовании: что произошло? что происходит?

Например, вот как изображается весной разлив реки:

Весна в этом году была поздней, зато дружной. В три дня снег, которого навалило очень уж много, превратился в ревущие потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они устремились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась, пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше её уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди (М. Алексеев).

повествование

Композиция повествования

В тексте-повествовании всегда имеется начало события, его развитие и завершение. Укажем композиционную структуру повествования:

  1. завязка (начало действия);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (самый острый, интересный момент);
  4. развязка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование создают следующие языковые средства:

  • преобладают глаголы и глагольные формы;
  • глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида;
  • простые и составные глагольные сказуемые;
  • обстоятельства времени.

Тщательно и старательно шёл Бим по лугу челноком, разыскивая разбросанный сыр, и вдруг  среди разных запахов трав, цветов, земли, реки ворвалась струя воздуха, необычная и волнующая: пахло какой-то птицей, вовсе не похожей на тех, что знал Бим. Пахло чем-то неизвестным, что будоражило кровь. Бим остановился и оглянулся на Ивана Ивановича. Потом, тихо переступая лапами, стал приближаться к неведомому, уже не глядя на Ивана Ивановича. Шажки становились все реже, он как бы выбирал точку для каждой лапы, чтобы не зашуршать.

Наконец запах оказался таким сильным, что дальше идти уже невозможно. И Бим замер на месте, будто окаменел. Это была статуя собаки, будто созданная искусным скульптором. Вот она, первая стойка! Первое пробуждение охотничьей страсти до полного забвения себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Определение

Рассуждение — тип речи, в котором исследуются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-то мысли. Рассуждая, говорящий объясняет что-то, доказывает или опровергает с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

В рассуждении задается основной вопрос: почему предмет такой? Почему так поступают, а не иначе? Почему мы утверждаем это?

Рассуждение как тип речи направлено на выяснение причин и следствий обсуждаемых явлений, событий, поступков людей. При рассуждении говорящий приходит к новому суждению.

Рассуждение — это объяснение каких-либо фактов, событий с указанием причинно-следственных связей.

рассуждение, рассуждение это, что такое рассуждение

Примеры

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперед. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый.

Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное.

Леонардо да Винчи боролся за свободу и был пионером в разных областях знаний. Великий художник, создавший совершенные произведения искусства, проникал в тайны астрономии и ботаники, писал басни.

Лев Толстой хорошо знал церковнославянский, латинский, украинский, английский, французский, немецкий, греческий, итальянский языки. И этот же человек мастерски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные знания можно углубить — просто не надо лениться. То, что не посеяно, не созреет.

Расширяйте свой кругозор, боритесь за глубину знаний, воспитывайте в себе высшую человечность! Живите так, чтобы каждый день казался вам новым! Красива жизнь с расправленными крыльями. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как строится текст-рассуждение, укажем его композиционную структуру:

  1. тезис (основная мысль);
  2. аргументы (доказательства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обладает некоторыми особенностями в использовании языковых средств:

  • преобладает абстрактная лексика;
  • имеются вводные слова;
  • используются обстоятельства цели, причины, следствия, уступки;
  • сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели, следствия, уступки.

Всякое искусство есть диалог между художником и публикой. Об этом хорошо знают актеры на сцене, ибо у них это проявляется нагляднее и резче. Грубее всего, но зато и точнее всего можно сравнить всякое искусство с игрой в теннис, где хорошая, красивая игра зависит от обеих сторон, ибо если игрок будет делать хорошие посылки мяча, но в ответ не будет получать обратных подач, то никакой игры вообще не получится (В. Солоухин).

Видеоурок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Тест «Типы речи» состоит из пяити несложных вопросов. Данную тему проходят по русскому языку в пятом классе. Для успешного прохождения теста надо не просто дать определение понятиям, но и уметь различать стилистические и грамматические особенности разных типов.

Выделяют три типа речи: описание, повествование, рассуждение.

Описание — статичное изображение объекта, места или состояния через раскрытие его характерных особенностей. Основные вопросы к тексту: кто (что) показывается? Каков объект? Особенности: преобладание существительных и прилагательных, использование изобразительных средств (гиперболы, сравнения, метафоры), глаголы имеют форму настоящего времени несовершенного вида. В описании могут как полно и беспристрастно передаваться все характеристики объекта, так и выделяться наиболее значимые для автора.

Повествование — динамическое изображение событий или явлений. Вопросы к тексту: что, где, с кем случилось? В тексте данного вида можно выделить завязку, развитие действия и развязку. Характерно преобладание глаголов прошедшего времени совершенного вида, перечислений. Часто используются слова, характеризующие место определенного действия в цепочке событий (однажды, сначала, после этого, затем, в итоге). Повествование может быть изобразительным, с акцентом на описание смены физических состояний, и событийным (информативным), основанным на отображении последовательности поступков, решений.

Рассуждение — демонстрация хода мысли, подтверждение мнения, объяснение сути явления. Отвечает на вопросы «почему?, зачем?». Текст состоит из трех частей: ключевая мысль (тезис); рассуждения, доказательства, аргументы и примеры; вывод, умозаключение. Связь между тезисом и выводом подкрепляется использованием вводных слов (во-первых, наконец, итак, следовательно) и предложений с союзами однако, хотя, потому что.



Пройти тест онлайн


Может быть интересно


Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.

Написать комментарий

Справка

Описание
– функционально-смысловой тип речи, в
котором раскрываются признаки предмета
(в широком понимании). Для описания
характерны перечислительная структура
однородных компонентов и перечислительная
интонация, прямая модальность,
соотнесенность видовременных значений.
Научное описание – перечень признаков
предмета, его свойства. Деловое описание
– перечень примет разыскиваемого лица,
пропавших вещей и т.п.

Описание
= признак1
+ признак 2
+ признак 3

Повествование
– функционально-смысловой тип речи, в
котором говориться о развивающихся
действиях, состояниях, процессах,
событиях. Для повествования характерны
семантические ряды глаголов со значением
последовательности действий; смена
временного плана в формах глагола;
видовые формы глагола со значением
возникновения и мгновенности действия;
глагольные формы с обозначением
возникновения действия или признака;
обстоятельственные слова со значением
временной последовательности; союзы
со значением чередования, сопоставления
или возникновения действия; порядок
слов в предложении и микротеме.

Повествование
= событие1 +
событие 2 +
событие3

Рассуждение
– функционально-смысловой тип речи с
обобщенным причинно-следственным
значением, опирающимся на умозаключение.
Суть рассуждения в объяснении какого-либо
утверждения или в обосновании истинности
какой-то основной мысли (тезиса) другими
суждениями (аргументами). В рассуждении
преобладают причинно-следственные
отношения. Содержание, цель высказывания
и характер смысловых отношений определяют
композиционные и языковые особенности
рассуждения. В рассуждении имеются три
части: часть, содержащая основное
положение, мысль, которая будет объясняться
или доказываться; объяснительная или
доказательная часть, содержащая
аргументы, и, наконец, заключительная
часть.

Рассуждение
= суждение1 +
суждение2
+ суждение3

Помни:
в речевой практике чаще всего встречаются
тексты, сочетающие разные
функционально-смысловые типы речи!

Средства выражения логических связей в тексте

1.
Лексические средства
связи
.

1.1.
специальные функционально-синтаксические
средства связи, указывающие:

А)
на последовательность развития мысли
(вначале,
прежде всего,затем…);

Б)
на противоречивые отношения (следовательно,
поэтому, кроме того…);

В)
на причинно-следственные отношения
(следовательно,
поэтому, кроме того)
;

Г)
на переход от одной мысли к другой
(прежде чем
перейти к …, обратимся к, рассмотрим,
необходимо остановиться на)
;

Д)
на итог, вывод (итак,
таким образом, значит, в заключение
отметим, все сказанное позволяет сделать
вывод).

1.2.
Местоимения, прилагательные и причастия,
используемые в качестве средств связи
(данный, этот,
указанный, названный, такой, подобный)
.

2.
Синтаксические средства связи: особенности
построение предложений внутри фрагмента
текста, обладающего смысловой
законченностью

Типы
связей предложений в тексте

Примеры

1.
Последовательная связь

Исходная
часть >> сообщаемая часть

Исходная
часть >> сообщаемая часть

Исходная
часть >> сообщаемая часть

В
аудитории / сидят студенты

Студенты
/ слушают лекцию

Лекцию
/ читает профессор

2.
Параллельная связь

Исходная
часть >> сообщаемая часть

Исходная
часть >> сообщаемая часть

Исходная
часть >>
сообщаемая
часть

Студенты
/ сидят в аудитории

Студенты
/ сидят в аудитории

Студенты
/ сидят в аудитории

Задание
1
. Прочитайте
фрагмент из речи Александра Меня
«Обращение Закхея». Определите, какие
функционально-смысловые типы речи
использует автор в лекции.

Мы
с вами отличаемся от всего человеческого
рода, потому что у нас не просто вера в
Бога, а нам открылся Бог Спаситель во
Христе, который пришел в мир и взял на
себя бремя наших вин, нашего несовершенства,
наших грехов… Вот почему мы называемся
не просто верующие, а христиане, потому
что мы знаем спасение во Христе.

Иногда
бывает, что мы забываем об этом, и я
сегодня хочу вам об этом напомнить.
Посмотрите на Господа, распятого перед
вами: вот Его объятия обращены к вам.
Его кровь – это Его любовь к каждому
человеку…

Как
же увидеть Господа? Сегодня вы слушали
про мытаря Закхея. Он жил в городе
Иерихоне, когда Господь Иисус проповедовал
на земле. Узнал он, что идет Иисус, и
захотелось ему увидеть Его. Но он был
маленького роста, а ему так хотелось
увидеть Христа Спасителя, что он не
постеснялся людей, полез на дерево, и
посмотрел, и увидел Его. И Господь
почувствовал его стремление, взглянул
на дерево, и видит – там сидит человек,
сборщик налогов. Господь сказал ему:
«Спускайся, я сегодня ночевать буду у
тебя». И тот, сам себе не веря от радости,
и принял в этот вечер Господа в свой
дом. Многие люди недоумевали: «Почему
Он выбрал дом этого негодного человека?»
А выбрал Он потому, что ему хотелось Его
увидеть.

Каждый
из нас, если он хочет быть не просто
верующим, смутно верующим, а настоящим
христианином, должен всегда любить
Христа Спасителя, искать Его всем своим
существом, всей своей верой, всей своей
любовью тянуться к Нему…

Как
мы можем увидеть Господа? Подняться
надо, ни на что не обращая внимания, как
Закхей. Поднимитесь, постарайтесь, чтоб
в вашей жизни были высокие минуты, и
тогда вы увидите светлый лик Спасителя,
который тогда скажет: «Сегодня Я приду
к тебе». И ты почувствуешь, что это
значит, когда к тебе приходит Христос
Господь…

Задание
2.
Прочитайте
и сравните отрывки лекций двух известных
русских ученых-историков Сергея
Федоровича Платонова (Петербургский
университет) и Василия Осиповича
Ключевского (Московский университет),
рассказывающие об одном и том же
историческом событии – засилии иноземцев
при дворе Анны Иоанновны. Какой тип речи
присутствует в лекциях ученых и с какой
целью он используется?

В.О.
Ключевский

«Не
доверяя русским, Анна поставила на
страже своей безопасности кучу иноземцев,
навезенных из Митавы и из разных немецкий
уголков. Немцы посыпались в Россию,
точно сор из дырявого мешка, облепили
двор, обсели престол, забирались на все
доходные места в управлении.

Этот
сбродный налет состоял из «клеотур»
двух сильных патронов, «канальи
курляндца», умевшего только разыскивать
породистых собак, как отзывались о
Бироне, и другого канальи, лифляндца,
подмастерья и даже конкурента Бирону
в фаворе, графа Левенвольда,
обер-шталмейстера, человека лживого,
страстного игрока и взяточника.

С.Ф.
Платонов

«…Анна
окружила себя своими курляндскими
друзьями – немцами. Первое место среди
них занимал курляндский ее камергер
фон-Бирон, а затем братья Левенвольд.
Они поставили во главе управления тех
немцев, каких застали уже в России…

Бремя
власти Бирона русским людям казалось
ужасным. Бирон и его приспешники вовсе
не думали о народном благе, а сама
императрица Анна была предана лишь
удовольствиям. Поэтому все старания
придворных направились к тому, чтобы
собрать как можно больше денег для
двора».

При
разгульном дворе, то и дело увеселяемом
блестящими празднествами, какие мастерил
другой Левенвольд, обер-гофмаршал,
перещеголявший злокачественностью и
своего брата, вся эта стая кормилась
досыта и веселилась до упаду на доимочные
деньги, выколачиваемые из народа».

Задание
3.
Определите
типы речи, представленные в тексте.
Какой из них является ведущим и почему
он используется здесь?

…А
какой у нас строй сегодня? Никак не
демократия. Сегодня у нас, признаем
честно, олигархия. То есть власть
ограниченного замкнутого числа персон.
На таких огромных пространствах, как
Россия, с нашими нынешними язвами нам
никогда не справиться при пассивности
народа. Дайте народу реальную власть
над своей судьбой. Допустите – каждому
гражданину быть экономической личностью!
Мы себя успокаиваем, будто у нас сегодня
потому демократия, что у нас демократическая
система выборов. Но нынешняя система
выборов не дает выходя активным народным
силам по всем просторам страны. В чем
пороки? Московские партии рассматривают
народ как материал для избирательной
системы. Не случайно у нас загуляло
снобистсткое словечко «электорат». А
народ рассматривает: «Партии, — а-а-а!
Кто бы из них не победил, все равно это
будет одно и то же. Партия – начальство».
А еще добавьте к этому инерцию голосования,
которую мы вынесли из большевистских
десятилетий. Мне пришлось говорить с
рабочими. Они сами удивляются, говорят:
вот мы сейчас при вас кроем свое
начальство; свобода слова есть, правильно.
Но доходит дело до голосования, что с
нами происходит? Нам предлагают резолюцию,
мы поднимаем руку.

… Спрашивают,
какой выход?.. Не пропускайте местных
выборов… Я понимаю, когда вы выбираете
в Москву, вы, в общем, никогда не знаете,
что это за люди, откуда они взялись, что
они будут делать. Но местные выборы для
вас: не будьте пассивными, не наказывайте
сами себя, вы же видите этих людей, их
лица, их поступки, их действия. Смотрите
в их глаза, выбирайте тех, кто честен,
бескорыстен, умен и … стоек перед
начальством, мужествен перед начальством…
(А.И. Солженицын. Выступление в
Государственной Думе 28 октября 1994 года).

Задание
4.
Найдите
в текстах
заданий
(вставить номер задания и стр)… лексические

средства связи. Определите тип
синтаксической связи (последовательная,
параллельная).

Задание
5.
Подберите
примеры из ваших учебников на различные
типы речи: описание, рассуждение,
повествование. Свой выбор мотивируйте
.
Определите,
какие типы синтаксических связей
используются в этих примерах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Типы и стили речи

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи, имеющего свои композиционные особенности.

Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).

Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.

Например:

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Описание — это мир в покое (одна фотография)

Типичная композиция текстов-описаний включает:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторскую оценку, вывод, заключение

Разновидности описания:
1) описание предмета, человека (его характеристика)

Какой он?

2) описание места

Где что находится? (Слева, около, недалеко, стоит, располагается)

3) описание состояния окружающей среды

Каково здесь? (Вечереет, холодно, тишина, небо, воздух и т. д.)

4) описание состояния лица (человека)

Каково ему? Какие у него чувства, ощущения? (Плохо, радостно, грустно, не по себе и т. д.)

Повествование — это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование — это мир в движении (один кадр сменяет другой)

Типичная композиция повествовательных текстов включает:
1) завязку (начало событий);
2) развитие действия;
3) кульминацию;
4) развязку (итог событий)

Разновидности повествования:
1) изобразительное;
2) информативное

  В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).

Например:

И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

 Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

 Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир

Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод

Разновидности рассуждения:
1) рассуждение- доказательство

Почему так, а не иначе? Что из этого следует?

2) рассуждение- объяснение

Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)

3) рассуждение- размышление

Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)


Например:

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)

 Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Стили речи

Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.

Каждый функциональный стиль характеризуется:

а) сферой применения;

б) основными функциями;

в) ведущими стилевыми чертами;

г) языковыми особенностями;

д) специфическими формами (жанрами).

Стили речи делятся на

Книжные:

Разговорный

 Научный

Официально-деловой

Публицистический

Художественный

Научный стиль

Сфера применения (где?)

Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)

Функции (зачем?)

Сообщение, научное объяснение

Основные стилевые особенности

Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности

Основные языковые средства

Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.);
абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат);
слова в прямом значении;
широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.);
значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает…, согласно теории…, итак, так, таким образом, поэтому, кроме того);
сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.

Жанры

Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.

Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).

В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

Официально-деловой стиль

Сфера применения (где?)

Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности

Функции (зачем?)

Сообщение, информирование

Основные стилевые особенности

Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности

Основные языковые средства

Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка);
канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий);
языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения);
сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.);
значительные по объему сложные и осложненные предложения

Жанры

Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги

В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

Публицистический стиль

Сфера применения (где?)

Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги

Функции (зачем?)

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу

Основные стилевые особенности

Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях);
логичность;
открытая оценочность и эмоциональность;
призывность;
сочетание экспрессивности и стандарта

Основные языковые средства

Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел);
экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы);
изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)

Жанры

Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)


Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.

 Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).

Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.

 В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.

 Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.

 В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.

Художественный стиль

Сфера применения (где?)

Художественная литература

Функции (зачем?)

Изображение и воздействие на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя (эстетическая функция)

Основные стилевые особенности

Художественная образность и эмоциональность; скрытая оценочность

Основные языковые средства

Слова в переносном значении;
изобразительно-выразительные средства языка;
использование элементов разных стилей речи как средства создания художественных образов

Жанры

Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение

В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Разговорный стиль

Сфера применения (где?)

Бытовая (неофициальная обстановка)

Функции (зачем?)

Непосредственное бытовое общение;
обмен информацией по бытовым вопросам

Основные стилевые особенности

Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность

Основные языковые средства

Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! — Вы в кино? — Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!);
отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами

Жанры

Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

tipy-retchi-1
Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа:

Тип речи — повествование.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? —  летом пошел дождь.

Тип речи — описание.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Тип речи — рассуждение.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

tipy-retchi-2

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

  • В каком составе арбитражными судами рассматриваются по существу заявление ао лесная сказка
  • В каком слове происходит озвончение резьба молотьба рассказ сходка
  • В каком слове произносится звук з рассказ сбоку резче низкий
  • В каком слове произносится звук з рассказ сбоку резкий слово
  • В каком слове пишется не такая гласная как в трех остальных