В летописном рассказе о кудеснике сказано один кудесник почему летописец

Баллада А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в программе под редакцией И.Н. Сухих включена в тему «Герой и человек в литературе», в раздел «Человек в историческом времени». До чтения баллады шестиклассники получают представление о русских летописях, о «Повести временных лет», о документальном и художественном в литературе; знакомятся и со сказанием о походе князя Олега на Царьград. В учебнике помещены и летописные сказания о смерти князя Олега («Повесть временных лет», Новгородская летопись и «Архангелогородский летописец»).

Диагностические цели уроков

После уроков ученики смогут:

1) выразительно прочитать балладу;
2) обосновать отнесение «Песни…» к жанру баллады;
3) назвать конфликт, его участников и причину конфликта, аргументировав своё мнение;
4) раскрыть роль художественных средств в создании образов князя и кудесника;
5) назвать элементы композиции баллады и объяснить роль каждого элемента;
6) сравнить словесные образы с образами в изобразительном искусстве;
7) предложить своё осмысление баллады, ответив на вопрос “Почему умер Олег?”;
8)  показать, как Пушкин переосмысливает летописные источники.

А.С. Пушкин — поэт-историк.
Летописи как источники
художественного творчества

Урок 1

В самую глубь веков всматривается Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге». И ведь не о подвигах князя, как пели когда-то в былинах и как можно ожидать по названию произведения, а о его смерти пишет Пушкин. Чем объясняется именно такой поворот темы? Чем привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега? Обращение к истории, к летописям как источнику баллады откроет шестиклассникам возможность творческой интерпретации исторического факта, покажет взаимо-связь баллады и времени, в котором жил поэт. Этот разговор вновь потребует и от учителя, и от учеников обращения к истории — к эпохе князя Олега и к эпохе Пушкина.

Литература немыслима вне истории. К сожалению, сегодня в сознании школьников, не только младших, но и старших, между литературой и историей образовалась пропасть. О последствиях такого разрыва говорить нет смысла: они известны учителю. Мы хотим уже в средних классах интегрировать эти школьные дисциплины. И в этом разделе А.С. Пушкин предстанет перед шестиклассниками как человек, увлечённый русской историей. Исследователи творчества Пушкина относятся к поэту как к профессиональному историку, у которого были свои методы освоения исторического материала. В библиотеке поэта насчитывалось около 400 книг по истории! С 1831 по 1834 год Пушкин служит историографом, работая в архивах над историей Петра Великого.

Зачем поэту нужна была история? Почему Пушкин изучал произведения и отечественных историков, и зарубежных? Почему даже в южной ссылке он интересуется историческими местами и стремится посетить их, а позднее совершит путешествие по Оренбургской губернии, собирая материалы о восстании Е.Пугачёва? Почему героями многих его художественных стихотворных и прозаических произведений становились исторические личности: князь Олег в «Песни о вещем Олеге», Борис Годунов в одно-имённой трагедии, Пётр I в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Мазепа в «Полтаве», Емельян Пугачёв в «Капитанской дочке», Наполеон (ода «Вольность», «Наполеон на Эльбе», «Наполеон»)? Эти вопросы настраивают шестиклассников на серьёзный разговор и дальнейшие изыскания, чтение произведений Пушкина и исторических книг. Уже сейчас мы можем приоткрыть ученикам главное назначение истории, о котором знал А.С. Пушкин, — помогать постигать настоящее.

К шестому классу школьники познакомились с князем Олегом. Возможно, кто-то, заинтересовавшись личностью Олега, самостоятельно прочитал о других его деяниях. Выслушаем их. Знают ли школьники о том, как умер Олег? Прочитаем запись об этом в «Повести временных лет». Нестор жил гораздо позднее, чем Олег. Откуда он мог почерпнуть сведения о его смерти?

Удивит ли школьников тот факт, что в других летописях о смерти Олега рассказывается иначе? Прочитаем записи в Новгородской летописи и Архангелогородском летописце. В Интернете нетрудно найти изображение “Олеговой могилы” в Старой Ладоге (сайт «Курган Олегова могила в Старой Ладоге»: http://www.tour-ladoga.ru/olegova-mogila.php или http://www.luca.ru/mytravel/karelia04.html; сайт «Телешкола»: http://www.internet-school.ru/demo/ 303031?page=4).

После чтения летописных отрывков работаем с вопросами и заданиями в учебнике (знаком* отмечены вопросы повышенной сложности).

1*. Подумайте, какая летописная запись о смерти Олега самая древняя. Какая из них больше связана с языческими (нехристианскими) обрядами? В каком рассказе подчёркивается любовь Олега к коню, забота о нём? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Перечитайте первый летописный фрагмент. Опишите, каким вам видится лицо Олега в моменты, когда он спрашивает о судьбе своего коня и когда он оказывается на месте его смерти.

3. Почему, на ваш взгляд, Олег спрашивает о судьбе своего коня?

4. Что означают слова “волхв” и “кудесник”? Проверьте себя по «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля. Выпишите оттуда синонимы к этим словам. (Словарь можно найти в сети Интернет.)

5. В летописном рассказе о кудеснике сказано: “один кудесник”. Почему летописец никак не характеризует волхва? Как это связано с особым видением героя в летописных сказаниях?

Расскажем ребятам о том, когда и как работал поэт над «Песнью о вещем Олеге». Прочитаем вслух балладу, не называя жанра произведения. После прослушивания ребята выскажут свои впечатления и ответят на вопросы.

1. Есть ли в «Песни о вещем Олеге» такой момент, который произвёл на вас сильное впечатление? Что вызвало это впечатление?

2*. Похожи ли Олег летописный и Олег пушкинский? Обоснуйте своё мнение.

Похожа ли пушкинская «Песнь» на летописные рассказы? Этот вопрос завершит первый урок.

Домашнее задание

1. Выявить отличия «Песни о вещем Олеге» от летописных рассказов.
2. Прочитать в учебнике статью «Устаревшая лексика как средство художественной выразительности».
3. Выполнить задания 1–3 к теме «Песнь о вещем Олеге» в тетради по литературе (тетрадь на печатной основе):

1. Перечитайте текст стихотворения и выпишите те слова и словосочетания, значение которых вам неизвестно или кажется устаревшим. Найдите их толкование в словарях и запишите в тетрадь.

2. Выпишите в две колонки встретившиеся вам в стихотворении Пушкина исто-ризмы и архаизмы. Каких слов оказалось больше? С чем это может быть связано?

3. Письменно ответьте на вопрос: “Как изменяет наше восприятие событий и героев введение поэтом архаической лексики?”

Урок 2

Начнём урок с проверки домашнего задания, выполненного в тетрадях. Роль устаревшей лексики важна не только в этой балладе Пушкина, но и во многих произведениях, включённых в курс 6-го класса. Однако учителю нужно быть очень внимательным, чтобы не принять за устаревшие те слова, которые ещё не стали таковыми ко времени создания каждого произведения, а значит, и не выполняли художественной функции.

Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы (см. ниже). Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, как Пушкин трактует причину смерти Олега.

1*. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:

• Что значит “вещий”?
• Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет “вещий”? Найдите этот эпизод (или эпизоды) в летописи.

2*. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:

• Как и когда меняется место действия в стихотворении?
• Как течёт время в «Песне…»?

4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?

5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:

• Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику?
• Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение.
• Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу?
• Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник
с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев?
• Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.

6. Почему Олег “усмехнулся”, но расстался с конём?

7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте своё мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:

• Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конём. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему?
• Почему рука Олега названа “прощальной”?

8*. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?

9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестаёт называть Олега “вещим”, заменяя этот эпитет на “могучий”. Почему?

10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?

11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?

12*. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?

13. Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?

14*. Как вы поняли смысл этого стихотворения?

Но можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.

Проблемный вопрос урока: “Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А.С. Пушкина?”

Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод? Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?

Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чём суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.

То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники ещё знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения? Есть в стихотворении рассказ о событиях? Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады. В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта. И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе («Лесной царь» И.В. Гёте, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова, «Перчатка» Ф.Шиллера).

Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнём с князя. Каким Олег предстаёт в первой части баллады?

В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаём о его жизни. Но летописец вёл повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега? В первой строфе — автор, но его взгляд устремлён в будущее (Олег только собирается отомстить хазарам). О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу. Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям. Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.

Теперь сформулируем суть конфликта между князем (властью, могуществом земным)
и волхвом (свободой, властью неземной). Здесь можно вернуться к эпитету “вещий”. Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв? Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделён способностью видеть грядущее?

Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В.М. Васнецова (подвопрос 4 к вопросу 5). Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.

Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин её не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей. Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.

Знаменательно, что волхв не отвечает на вопрос Олега (“скоро ль?”) прямо. Пятую и шестую строфы можно толковать по-разному. Первый вариант: кудесник перечисляет уже известные факты, в том числе и победу под Царьградом. Тогда и седьмая строфа вписывается в этот контекст: сначала о князе, потом о его коне. Второй вариант: сначала кудесник пророчит князю великие победы, в том числе и под Царьградом (встреча с волхвом в летописи происходит до похода на греков!), потом переводит взгляд на коня и возносит хвалу животному и лишь затем наносит удар, оказавшийся смертельным (“Примешь ты смерть от коня своего!”), называя причину смерти. Менее всего Олег думал о причине! Его интересовало не как, а когда он умрёт! Кудесник же переводит всё в другую плоскость. Оказывается, и вещему Олегу не так уж безразлично, как он погибнет. И князь, потрясённый, забывает о своём вопросе. Олег потрясён не известием о своей смерти, а тем, что смерть наступит от коня, верного его товарища, которого князь ценил не менее своих дружинников. Но он не поверил (“усмехнулся!”), так как уверен в том, что предать может человек, но не конь! Почему же он, не поверив, расстался с конём? Всё же Олег не решается вступить в прямой спор с судьбой, хотя и бросает ей вызов. Олег не хочет, чтобы его конь, его друг, стал причиной его смерти! Отказываясь от коня, он пытается обмануть судьбу: спасти не себя от смерти, а коня от предательства. Вот чего испугался Олег! Вот сила дружеского чувства, привязанности, любви! Вопросы 6 и 7 — ступеньки этой крутой лесенки к смыслу. И, конечно, учитель заострит внимание школьников на отношении древних людей, особенно воинов, и к коням,
и к смерти.

И ещё обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — “любого коня”. Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота. В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он всё-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!

Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8–14. Очень важен вопрос 10: в нём психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясённый тем, что “лживый, безумный старик” толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира. Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.

Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока ещё не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?

Уточним и значение слов “плачевный” и “печальный”. “Плачевный” означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. “Печальный” — прилагательное к существительному “печаль”, означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невесёлое настроение, чувство. В чём различия между этими синонимами? Вопрос 12 (о выборе автором эпитета) — ключ к ответу на вопрос 11 (Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?). Вопрос 14 носит обобщающий характер.

Домашнее задание

1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» (выполняется по желанию учеников).
2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» (какую из частей баллады ученики выучат наизусть, может определить учитель).

«Повесть временных лет». Смерть Олега

“В год 6420. И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе умереть!» Запали эти слова в душу Олега, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше!» И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошёл на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» — тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Не право говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица. Есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три”.

Новгородская летопись

“Шёл Олег к Новгороду, а оттуда в Ладогу. Иные же говорят, что его, идущего за море, и ужалила змея в ногу. И оттого разболелся и умер. И есть могила его в Ладоге”.

Архангелогородский летописец

“Шёл Олег к Новугороду, а оттуда в Ладогу. Сей же Олег княжил лет 33 и умер, змеем ужален… Прежде же этих лет призвал Олег своих волхвов и спросил их: «Скажите мне, что смерть моя?» Они же решили: «Смерть твоя от любимого твоего коня»… И повелел отрокам своим, да отведя его далеко в поле, отсекут главу его, а самого повергнут зверям земным и птицам небесным… Когда же шёл от Царьграда полем и наехал на главу коня своего сухую, сказал боярам своим: «Воистину солгали мне волхвы наши, да вернувшись в Киев, побью волхвов…» И слез с коня своего, желая взять главу коня своего, сухую кость, и лобзать её… И вдруг изошёл из главы из конской, из сухой кости змий и уязвил Олега в ногу… И оттого разболелся и умер. И есть могила его в Ладоге”.

В оформлении статьи использованы репродукции картин художника В.М. Васнецова «Олег и кудесник» и «Тризна по Олегу».

Баллада А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в программе под редакцией И. Н. Сухих включена в тему «Герой и человек в литературе», в раздел «Человек в историческом времени». До чтения баллады шестиклассники получают представление о русских летописях, о «Повести временных лет», о документальном и художественном в литературе; знакомятся и со сказанием о походе князя Олега на Царьград. В учебнике помещены и летописные сказания о смерти князя Олега .

Диагностические цели уроков

После уроков ученики смогут:

1) выразительно

прочитать балладу; 2) обосновать отнесение «Песни…» к жанру баллады; 3) назвать конфликт, его участников и причину конфликта, аргументировав свое мнение; 4) раскрыть роль художественных средств в создании образов князя и кудесника; 5) назвать элементы композиции баллады и объяснить роль каждого элемента; 6) сравнить словесные образы с образами в изобразительном искусстве; 7) предложить свое осмысление баллады, ответив на вопрос «Почему умер Олег?»; 8) показать, как Пушкин переосмысливает летописные источники.

А. С. Пушкин — поэт-историк. Летописи как источники художественного творчества
Урок 1

В

самую глубь веков всматривается Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге». И ведь не о подвигах князя, как пели когда-то в былинах и как можно ожидать по названию произведения, а о его смерти пишет Пушкин. Чем объясняется именно такой поворот темы? Чем привлекла поэта эта личность, что заинтересовало его в смерти Олега?

Обращение к истории, к летописям как источнику баллады откроет шестиклассникам возможность творческой интерпретации исторического факта, покажет взаимо-связь баллады и времени, в котором жил поэт. Этот разговор вновь потребует и от учителя, и от учеников обращения к истории — к эпохе князя Олега и к эпохе Пушкина.

Литература немыслима вне истории. К сожалению, сегодня в сознании школьников, не только младших, но и старших, между литературой и историей образовалась пропасть. О последствиях такого разрыва говорить нет смысла: они известны учителю. Мы хотим уже в средних классах интегрировать эти школьные дисциплины.

И в этом разделе А. С. Пушкин предстанет перед шестиклассниками как человек, увлеченный русской историей. Исследователи творчества Пушкина относятся к поэту как к профессиональному историку, у которого были свои методы освоения исторического материала. В библиотеке поэта насчитывалось около 400 книг по истории!

С 1831 по 1834 год Пушкин служит историографом, работая в архивах над историей Петра Великого.

Зачем поэту нужна была история? Почему Пушкин изучал произведения и отечественных историков, и зарубежных? Почему даже в южной ссылке он интересуется историческими местами и стремится посетить их, а позднее совершит путешествие по Оренбургской губернии, собирая материалы о восстании Е. Пугачева? Почему героями многих его художественных стихотворных и прозаических произведений становились исторические личности: князь Олег в «Песни о вещем Олеге», Борис Годунов в одно-именной трагедии, Петр I в «Арапе Петра Великого», «Полтаве», Мазепа в «Полтаве», Емельян Пугачев в «Капитанской дочке», Наполеон ? Эти вопросы настраивают шестиклассников на серьезный разговор и дальнейшие изыскания, чтение произведений Пушкина и исторических книг.

Уже сейчас мы можем приоткрыть ученикам главное назначение истории, о котором знал А. С. Пушкин, — Помогать постигать настоящее.

К шестому классу школьники познакомились с князем Олегом. Возможно, кто-то, заинтересовавшись личностью Олега, самостоятельно прочитал о других его деяниях. Выслушаем их.

Знают ли школьники о том, как умер Олег? Прочитаем запись об этом в «Повести временных лет». Нестор жил гораздо позднее, чем Олег.

Откуда он мог почерпнуть сведения о его смерти?

Удивит ли школьников тот факт, что в других летописях о смерти Олега рассказывается иначе? Прочитаем записи в Новгородской летописи и Архангелогородском летописце. В Интернете нетрудно найти изображение «Олеговой могилы» в Старой Ладоге .

1. Подумайте, какая летописная запись о смерти Олега самая древняя. Какая из них больше связана с языческими обрядами? В каком рассказе подчеркивается любовь Олега к коню, забота о нем?

Обоснуйте свою точку зрения.

2. Перечитайте первый летописный фрагмент. Опишите, каким вам видится лицо Олега в моменты, когда он спрашивает о судьбе своего коня и когда он оказывается на месте его смерти.

3. Почему, на ваш взгляд, Олег спрашивает о судьбе своего коня?

4. Что означают слова «волхв» и «кудесник»? Проверьте себя по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля. Выпишите оттуда синонимы к этим словам.

5. В летописном рассказе о кудеснике сказано: «один кудесник». Почему летописец никак не характеризует волхва? Как это связано с особым видением героя в летописных сказаниях?

Расскажем ребятам о том, когда и как работал поэт над «Песнью о вещем Олеге». Прочитаем вслух балладу, не называя жанра произведения. После прослушивания ребята выскажут свои впечатления и ответят на вопросы.

1. Есть ли в «Песни о вещем Олеге» такой момент, который произвел на вас сильное впечатление? Что вызвало это впечатление?

2. Похожи ли Олег летописный и Олег пушкинский? Обоснуйте свое мнение.

Похожа ли пушкинская «Песнь» на летописные рассказы? Этот вопрос завершит первый урок.

Домашнее задание

1. Выявить отличия «Песни о вещем Олеге» от летописных рассказов. 2. Прочитать в учебнике статью «Устаревшая лексика как средство художественной выразительности». 3. Выполнить задания 1-3 к теме «Песнь о вещем Олеге» в тетради по литературе :

1. Перечитайте текст стихотворения и выпишите те слова и словосочетания, значение которых вам неизвестно или кажется устаревшим. Найдите их толкование в словарях и запишите в тетрадь.

2. Выпишите в две колонки встретившиеся вам в стихотворении Пушкина исто-ризмы и архаизмы. Каких слов оказалось больше? С чем это может быть связано?

3. Письменно ответьте на вопрос: «Как изменяет наше восприятие событий и героев введение поэтом архаической лексики?»

Урок 2

Начнем урок с проверки домашнего задания, выполненного в тетрадях. Роль устаревшей лексики важна не только в этой балладе Пушкина, но и во многих произведениях, включенных в курс 6-го класса. Однако учителю нужно быть очень внимательным, чтобы не принять за устаревшие те слова, которые еще не стали таковыми ко времени создания каждого произведения, а значит, и не выполняли художественной функции.

Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы. Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, Как Пушкин трактует причину смерти Олега.

1. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:

— Что значит «вещий»? — Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет «вещий»? Найдите этот эпизод в летописи.

2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:

— Как и когда меняется место действия в стихотворении? — Как течет время в «Песне…»?

4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?

5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:

— Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику? — Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте свое мнение. — Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу? — Рассмотрите иллюстрацию В. М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображенные художником князь и кудесник с вашим представлением о них?

Что кажется вам главным в изображении каждого из героев? — Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.

6. Почему Олег «усмехнулся», но расстался с конем?

7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте свое мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:

— Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конем. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему? — Почему рука Олега названа «прощальной»?

8. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?

9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестает называть Олега «вещим», заменяя этот эпитет на «могучий». Почему?

10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?

11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?

12. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?

13. Рассмотрите иллюстрацию В. М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?

14. Как вы поняли смысл этого стихотворения?

Но можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.

Проблемный вопрос урока: «Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А. С. Пушкина?»

Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод?

Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?

Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чем суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.

То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники еще знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения? Есть в стихотворении рассказ о событиях?

Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады. В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта.

И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе .

Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнем с князя. Каким Олег предстает в первой части баллады?

В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаем о его жизни. Но летописец вел повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега?

В первой строфе — автор, но его взгляд устремлен в будущее . О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу.

Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям.

Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.

Теперь сформулируем суть конфликта между князем и волхвом . Здесь можно вернуться к эпитету «вещий». Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв?

Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделен способностью видеть грядущее?

Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В. М. Васнецова . Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.

Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин ее не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей.

Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.

Знаменательно, что волхв не отвечает на вопрос Олега прямо. Пятую и шестую строфы можно толковать по-разному. Первый вариант: кудесник перечисляет уже известные факты, в том числе и победу под Царьградом.

Тогда и седьмая строфа вписывается в этот контекст: сначала о князе, потом о его коне. Второй вариант: сначала кудесник пророчит князю великие победы, в том числе и под Царьградом , потом переводит взгляд на коня и возносит хвалу животному и лишь затем наносит удар, оказавшийся смертельным , называя причину смерти. Менее всего Олег думал о причине! Его интересовало не как, а когда он умрет! Кудесник же переводит все в другую плоскость.

Оказывается, и вещему Олегу не так уж безразлично, как он погибнет. И князь, потрясенный, забывает о своем вопросе. Олег потрясен не известием о своей смерти, а тем, что смерть наступит от коня, верного его товарища, которого князь ценил не менее своих дружинников.

Но он не поверил , так как уверен в том, что предать может человек, но не конь! Почему же он, не поверив, расстался с конем? Все же Олег не решается вступить в прямой спор с судьбой, хотя и бросает ей вызов.

Олег не хочет, чтобы его конь, его друг, стал причиной его смерти! Отказываясь от коня, он пытается обмануть судьбу: спасти не себя от смерти, а коня от предательства. Вот чего испугался Олег! Вот сила дружеского чувства, привязанности, любви! Вопросы 6 и 7 — ступеньки этой крутой лесенки к смыслу.

И, конечно, учитель заострит внимание школьников на отношении древних людей, особенно воинов, и к коням, и к смерти.

И еще обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — «любого коня». Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота.

В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он все-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!

Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8-14. Очень важен вопрос 10: в нем психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясенный тем, что «лживый, безумный старик» толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира.

Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.

Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока еще не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?

Уточним и значение слов «плачевный» и «печальный». «Плачевный» означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. «Печальный» — прилагательное к существительному «печаль», означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невеселое настроение, чувство. В чем различия между этими синонимами? Вопрос 12 — ключ к ответу на вопрос 11 . Вопрос 14 носит обобщающий характер.

Домашнее задание

1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» . 2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» .

Летописный источник «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина . Образ летописца как образ древнерусского писателя в драме  А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Летописный источник «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина . Образ летописца как образ древнерусского писателя в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов»

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.  А.Пушкин

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

А.Пушкин

Из теории литературы Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом . Драма – это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом.

Из теории литературы

Баллада – стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом .

Драма –

это литературное произведение, изображающее серьезный конфликт между действующими лицами или между действующими лицами и обществом.

История создания баллады А.С.Пушкин всегда интересовался историей, его особенно привлекала жизнь Древней Руси.

История создания баллады

А.С.Пушкин всегда интересовался историей,

его особенно привлекала жизнь Древней Руси.

Олег и Киевская Русь Летописный источник «Песни о вещем Олеге»

Олег и Киевская Русь

Летописный источник «Песни о вещем Олеге»

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Предание о смерти князя Олега. XII век. И жил Олег , княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Предание о смерти князя Олега. XII век.

И жил Олег , княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?». И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть?». Запали слова эти в душу Олегу , и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков.

В год 916…

В год 916…

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» Предание о смерти князя Олега. XII век. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал:

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Предание о смерти князя Олега. XII век.

А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: «Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне , слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.

Словарная работа Волхвы  – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян Жрец  – предсказатель будущего. Вещий – пророческий, предвидящий будущее. Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил. Праща – древнее боевое оружие для метания камней Сеча – битва Нива  – поле Тризна – поминальный обряд Вещий  – пророческий, предвидящий будущее

Словарная работа

  • Волхвы – название языческих жрецов, кудесников, предсказателей у славян
  • Жрец – предсказатель будущего.
  • Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
  • Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
  • Праща – древнее боевое оружие для метания камней
  • Сечабитва
  • Ниваполе
  • Тризнапоминальный обряд
  • Вещийпророческий, предвидящий будущее

Выразительное чтение баллады https://www.youtube.com/watch?v=bjWdIut1Zd4

Выразительное чтение баллады

 Осмысление идеи баллады. Анализ   В основе «Песни о вещем Олеге» лежит летопись. Баллада и летопись основаны на историческом событии. С каким героем они связаны? Что вы можете сказать об этом герое? Летопись – проза, а баллада – поэтический текст. Поэт создаёт художественное произведение, рисует целый ряд картин, показывает живые образы князя и волхва. И характеристика героев тоже разная. Как показан поэтом князь Олег? Есть положительные черты, назовите их. Есть в герое отрицательные черты. Назовите эти черты. Смерть от коня не укладывается в сознании овеянного славой победителя. Почему Олег не может отвергнуть предсказания?

Осмысление идеи баллады. Анализ

  • В основе «Песни о вещем Олеге» лежит летопись. Баллада и летопись основаны на историческом событии. С каким героем они связаны? Что вы можете сказать об этом герое?
  • Летопись – проза, а баллада – поэтический текст. Поэт создаёт художественное произведение, рисует целый ряд картин, показывает живые образы князя и волхва. И характеристика героев тоже разная.
  • Как показан поэтом князь Олег? Есть положительные черты, назовите их. Есть в герое отрицательные черты. Назовите эти черты. Смерть от коня не укладывается в сознании овеянного славой победителя. Почему Олег не может отвергнуть предсказания?

Осмысление идеи баллады. Анализ  Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от судьбы не уйдёшь? Или оттого, что Олег оскорбил кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»? Или это наказание за отступничество князя, оставившего  верного коня?

Осмысление идеи баллады. Анализ

Почему же Олег принимает смерть от коня? Оттого, что от

судьбы не уйдёшь? Или оттого, что Олег оскорбил

кудесника, назвав его «лживым, безумным стариком»?

Или это наказание за отступничество князя, оставившего

верного коня?

Осмысление идеи баллады. Анализ Итак, князь Олег мудрый, вещий, опытный воин, добрый, любит своего верного коня, уважает старших, щедрый. Но в то же время он гордый, надменный, властный, воинственный, хитрый. Пушкин намекает на «доблесть Олега» - обрёк мечам и пожарам нивы и сёла.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Итак, князь Олег мудрый, вещий, опытный воин, добрый, любит своего верного коня, уважает старших, щедрый. Но в то же время он гордый, надменный, властный, воинственный, хитрый. Пушкин намекает на «доблесть Олега» — обрёк мечам и пожарам нивы и сёла.

Осмысление идеи баллады. Анализ Встретив кудесника, Олег высокомерно требует, а не просит открыть ему правду. И в пророчестве волхва Олег предстаёт не в лучшем свете. Смерть он примет не от ран – как воин. Не от болезни и старости – как праведник. Смерть от лучшего друга. И он меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Он отвергает смелость, верность, преданность, желая обойти судьбу.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Встретив кудесника, Олег высокомерно требует, а не просит открыть ему правду. И в пророчестве волхва Олег предстаёт не в лучшем свете. Смерть он примет не от ран – как воин. Не от болезни и старости – как праведник. Смерть от лучшего друга. И он меняет коня, что несовместимо с воинской честью. Он отвергает смелость, верность, преданность, желая обойти судьбу.

Осмысление идеи баллады. Анализ Да и с годами князь Олег не изменился, только поседел. Он полон презрения к кудеснику, он смеётся над прорицанием, обвиняя во всём волхва. Он даже наступает ногой на череп когда-то любимого коня, не уважая законы погребения, смеясь над судьбой. Расплата неминуема.

Осмысление идеи баллады. Анализ

Да и с годами князь Олег не изменился, только поседел. Он полон презрения к кудеснику, он смеётся над прорицанием, обвиняя во всём волхва. Он даже наступает ногой на череп когда-то любимого коня, не уважая законы погребения, смеясь над судьбой. Расплата неминуема.

Идея баллады Столкновение князя и кудесника намекает на конфликт между земным владыкой и вдохновенным пророком. 1822 год. Южная ссылка. Какая проблема волнует ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Каким должен быть поэт? Есть ли ответ в тексте? Он в устах волхва: свобода и независимость

Идея баллады

Столкновение князя и кудесника намекает на конфликт между земным владыкой и вдохновенным пророком. 1822 год. Южная ссылка. Какая проблема волнует ссыльного Пушкина? Каким должно быть творчество? Каким должен быть поэт? Есть ли ответ в тексте?

Он в устах волхва: свобода и независимость

Образ кудесника. Идея баллады Кудесник бескорыстный, смелый, независимый, мудрый, уверенный в себе. Покорный одному Перуну, он не трепещет перед грозным владыкой. Предсказание кудесника исполнилось. Волхв убеждён в том, что, как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Вещий язык кудесника – божий дар. Он правдив и свободен. Автор на стороне волхва, потому что устами кудесника Пушкин говорит о том,  каким должно быть творчество, каким должен быть поэт. Независимость поэзии и духовной свободы от мирской власти царей – главная мысль баллады.

Образ кудесника. Идея баллады

Кудесник бескорыстный, смелый, независимый, мудрый, уверенный в себе. Покорный одному Перуну, он не трепещет перед грозным владыкой.

Предсказание кудесника исполнилось. Волхв убеждён в том, что, как бы ни был велик человек, ему не избежать назначенной судьбы. Вещий язык кудесника – божий дар. Он правдив и свободен.

Автор на стороне волхва,

потому что устами кудесника

Пушкин говорит о том,

каким должно быть творчество,

каким должен быть поэт.

Независимость поэзии и духовной

свободы от мирской власти царей –

главная мысль баллады.

История создания драмы  «Борис Годунов»  С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время.

История создания драмы «Борис Годунов» С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время.

Ушли в историю года,  Цари менялись и народы,  Но время смутное, невзгоды  Русь не забудет никогда ! 15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами:

Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда !

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами:

СМУТНОЕ ВРЕМЯ  1598-1613 гг.   Междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ 1598-1613 гг.

Междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков.

В 1584 г.  умер русский царь Иван Грозный.  На престол взошел его сын Федор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разоренной опричным террором.   Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены)  Борис Годунов

В 1584 г. умер русский царь Иван Грозный. На престол взошел его сын Федор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разоренной опричным террором. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов

После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых на разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. (так гласит официальная версия).  Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге.

Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых на разгадана до сих пор.

Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. (так гласит официальная версия). Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

После того, как Федор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

После того, как Федор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

В 1603 г. До Москвы дошел слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

В 1603 г. До Москвы дошел слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке.

Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля (ныне разрушен). Находясь здесь, Григорий Отрепьев мог хорошо сориентироваться в политической обстановке.

Сцена «ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.

Сцена «ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре» Чтение отрывка из драмы https://www.youtube.com/watch?v=wjYMSR5Dpfg

«Ночь. Келья в Чудовом монастыре»

Чтение отрывка из драмы https://www.youtube.com/watch?v=wjYMSR5Dpfg

Словарная работа Днесь – теперь, сегодня Присно –  всегда Смирять – делать покорным, послушным Отрок –  подросток, юноша Инок – православный монах Келья - о тдельная комната монаха, монахини в монастыре Сетовать - жаловаться, скорбеть Ратный – военный, боевой Блаженство – высшая степень счастья Клобук - надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии. Чернец – то же, что монах Послушанье - повиновение, покорность

Словарная работа

Днесь – теперь, сегодня

Присно всегда

Смирять – делать покорным, послушным

Отрок подросток, юноша

Инок – православный монах

Келья — о тдельная комната монаха, монахини в монастыре

Сетовать — жаловаться, скорбеть

Ратный – военный, боевой

Блаженство – высшая степень счастья

Клобук надеваемое на голову облачение (одежда) монаха малой схимы в Православии.

Чернец – то же, что монах

Послушанье — повиновение, покорность

Образ Пимена « Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности  дышит в сих драгоценных памятниках времен давно минувших...».  А.Пушкин

Образ Пимена

« Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности дышит в сих драгоценных памятниках времен давно минувших…».

А.Пушкин

Анализ монолога Пимена Обратим внимание на такие строки из монолога Пимена: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд усердный, безымянный...» Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа? Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом? Монолог венчает фраза: «Но близок день, лампада догорает — / Еще одно, последнее сказанье». Каков метафорический смысл данных слов?

Анализ монолога Пимена

  • Обратим внимание на такие строки из монолога Пимена: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд усердный, безымянный…» Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа?
  • Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом?
  • Монолог венчает фраза: «Но близок день, лампада догорает — / Еще одно, последнее сказанье». Каков метафорический смысл данных слов?

С.Галактионов.  Пимен и Григорий Согласны ли вы с этой характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием?  Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне?  Что же мучает Пимена? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?

С.Галактионов. Пимен и Григорий

  • Согласны ли вы с этой характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием?
  • Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне?
  • Что же мучает Пимена? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?

В.А.Фаворский.  Пимен и Григорий Почему именно Григорию поверяет Пимен свои сокровенные думы? Но может ли Григорий стать преемником Пимена? Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши? Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?

В.А.Фаворский. Пимен и Григорий

  • Почему именно Григорию поверяет Пимен свои сокровенные думы?
  • Но может ли Григорий стать преемником Пимена? Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши?
  • Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?

Понятия  «самозванство» и «самозванец ».   Самозванство - «Незаконное присвоение чужого имени, звания».    Самозванец - «тот, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».

Понятия «самозванство» и «самозванец ».

Самозванство«Незаконное присвоение чужого имени, звания».

Самозванец«тот, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».

Каким представляется Пимен Григорию в конце сцены? Почему изменилась оценка деятельности летописца? Борис, Борис! все пред тобой трепещет, Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца —  А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.

Каким представляется Пимен Григорию в конце сцены? Почему изменилась оценка деятельности летописца?

Борис, Борис! все пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца —

А между тем отшельник в темной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от Божьего суда.

 «Образ Пимена в трагедии А.С.Пушкина

«Образ Пимена в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»

1. А.С.Пушкин о характере летописца.

2. Пимен в трагедии «Борис Годунов».

1). Личностные качества героя:

  • преданность творчеству, понимание высоты и значительности миссии летописца, чувство ответственности;
  • подвижничество и бескорыстие;
  • отсутствие тщеславия и авторская скромность;
  • отрешенность от мирских треволнений и погруженность в пучину истории;
  • стремление к объективности в изложении исторических фактов;
  • независимость от сильных мира сего; жизненная мудрость, непримиримость со злом.

2) Отношение Пимена к монаршей власти:

  • позитивная оценка личности и деятельности российских самодержцев прошлого;
  • неприятие нынешней правящей верхушки;
  • острое чувство вины за беззакония, творящиеся в стране.

3) «Честной отец» и его мнимый преемник. Пимен глазами Григория.

3. Роль сцены «Ночь, келья в Пудовом монастыре» в произведении. Значение фигуры летописца в трагедии.

Задание на дом: Выполнить тест https://edu.skysmart.ru/student/bofeluxoni 2. Выучить наизусть отрывок из  произведения «Песнь о вещем Олеге» ( «Волхвы не боятся могучих владык…»)

Задание на дом:

  • Выполнить тест https://edu.skysmart.ru/student/bofeluxoni

2. Выучить наизусть отрывок из

произведения «Песнь о вещем Олеге» ( «Волхвы не боятся могучих владык…»)

  • В курсе событий как пишется
  • В культурном течение как пишется правильно
  • В кувшине стояла кипяченая накануне вода как пишется
  • В круговую как пишется
  • В критике сложилось мнение что ода 1747 года на день восшествия превращается в рассказ